Неделя о Блудном сыне (08-02-2015)
Неделя о блудном сыне
Слово Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской
Я хотел бы всех вас сердечно приветствовать с великим праздником для всей нашей Церкви. Этот праздник установлен в честь новомучеников и исповедников Русской Православной Церкви, имена которых мы до сих пор до конца не знаем. Но и те, о ком мы знаем, чьи жития нам известны, те, кто прославлен Церковью, — это более тысячи человек. Это огромное число тех, кто в XX веке не убоялся пойти навстречу смерти, истязаниям, забвению, клевете ради правды Божией.
Наверное, ничто не может поразить сознание наших современников так, как этот опыт, трагический опыт нашего народа, явившего так много мучеников и исповедников. Трудно представить, в каких невероятных условиях осуществлялось это исповедничество. Часто людей прямо принуждали отказаться от веры. Это был самый простой случай, и абсолютное большинство говорило «нет». Нередко гонители сразу присуждали такого человека к высшей мере наказания, к смертной казни, либо, наоборот, отступали. Но если б было только так, как было бы просто! Если бы одним только ответом «верую» можно было определить свое отношение к Богу, ко Христу и запечатлеть этим правду Божию! Но враг был изощрен, невероятно хитер, прекрасно организован. Это открывается, в частности, тем, кто имел возможность читать страшные протоколы допросов, следственные дела, где все так запутано, так сложно. Дай такой результат допроса современному криминалисту, и он скажет: «Человек, который был подвергнут допросу, являлся врагом» — настолько юридически грамотно создавались эти страшные обвинения. И все-таки были те, кто, несмотря на всю изощренность, продуманность, организованность машины истребления, оставались способными ответить гонителю: «Я со Христом, и я Его не предаю!»
Как же задавались вопросы, если прямых вопросов не было? Вопросы задавались косвенно: «Кого еще вы можете назвать? Кто вместе с вами в храм ходил? С кем еще вы беседовали на религиозные темы? А что вам ответил тот или иной человек?» — чтобы допрашиваемый назвал имена других, к чему и стремились те, кто осуществлял массовые репрессии. Нередко они убеждали допрашиваемого в том, что человек, против которого он не хочет свидетельствовать, на самом деле все уже про него рассказал и назвал его врагом. Теперь, мол, тебе нужно просто ответить тем же: скажи, что и он враг. И многие говорили, но их участь ничем не отличалась от участи тех, кто не говорил, — может быть, последних только били больше, истязали больше, пытаясь вырвать обвинения в адрес других людей.
Поэтому смертная казнь в годы репрессий сама по себе не является достаточным основанием для канонизации. В таком случае нужно было бы канонизировать всех, кто был репрессирован. Церковь не пошла по этому пути, и сегодня она останавливает всех тех, кто, желая увеличить количество новомучеников в рамках епархии или самоуправляемой Церкви, стремится идти по этому легкому пути: был казнен — значит, святой. А если этот «святой» в преддверии казни привел к казни многих других? Если косвенно на нем кровь других?
Именно этот изощренный подход к допросам и отличает подвиг новомучеников земли нашей, Церкви нашей в веке XX от всего, что было ранее. Потому что никогда ранее человек не поставлялся в такую сложную с нравственной точки зрения ситуацию. Никто не подвергался такому ухищренному давлению, как те, кто проходил через эти застенки.
Церковь наша никогда не канонизировала людей только по одному признаку: казнен — значит, святой. Знаю, что и внутри нашей Церкви есть некоторые, кто считает, что нужно максимально упростить подход к канонизации новомучеников: если есть факт насильственной смерти, особенно человека в сане, значит, нужно его канонизировать. Это глубочайшее заблуждение. Но когда в редких случаях нашим исследователям удается прикоснуться к тем самым расстрельным делам, к тем самым протоколам допросов, нужно иметь еще нечто, что может быть противопоставлено хитрости мучителей. Ведь были случаи, когда люди не сдавались, когда они ни на кого не клеветали, когда они открыто исповедовали веру в Господа; но нередко протоколы допросов составлялись помимо их воли, и перо для подписи давалось, когда они уже были лишены способности оценить текст и находились на грани смерти. Поэтому не всякое самооболгание и не всякое лжесвидетельство на деле является таковым. Необходимо тщательное изучение всех обстоятельств, для того чтобы вынести окончательное решение и убедиться в том, что перед нами действительно мученик и исповедник Церкви Русской. И вот таких — больше тысячи человек.
Что это означает сегодня для нас? Люди, которые в страшных застенках, сокрытые от глаз общественности, вне всякой связи со средствами массовой информации, в полном одиночестве лицом к лицу предстояли мучителям, действительно являют дивный пример стойкости и святости, и Церковь прославляет их имена. А что же говорили им следователи, их мучители? Они говорили очень просто и ясно: «Своими мыслями, своими делами, своими убеждениями ты мешаешь нашему народу идти к счастью. Мы не хотим быть под игом эксплуататоров, мы не хотим трудиться на кого-то. Мы хотим работать для себя, для своей страны. Мы хотим развивать образование, науку, искусство, а ты своими убеждениями встаешь поперек этого движения. Посмотри на стройные ряды демонстрантов, что шагают по Красной площади! Вот там будущее, а ты поперек этого общего потока. Сознайся, что все это нелепо, что все это глупо, что все это от необразованности, от темноты, от незнания науки». Но мученики и исповедники не соглашались с этим, а ведь многие среди них были людьми высочайших знаний, высокой культуры и образованности, и прекрасно понимали, что означает подлинное движение человечества вперед.
С этим искушением Церковь сталкивается до сих пор, даже в самых благополучных странах, когда ей говорят: примите законы, которые якобы снимают путы дискриминации с тех или других людей. А потом вдруг узнаем, что речь идет вовсе не о гражданской, политической, экономической или культурной дискриминации. Речь идет об интимной жизни человека — и нам предлагают греховный извод этой жизни оправдать законами. Даже у язычников этого не было, хотя языческое понятие греха очень размытое.
Точно так же, как говорили нашим мученикам и исповедникам, и поныне верующим говорят: «Вы серые люди, вы отстали, вы не знаете, что такое демократия, вы не знаете, что такое свободный выбор. Вы питаетесь старыми стереотипами, вы мешаете идти вперед». И ведь очень многие соглашаются, как соглашались там, в застенках: «В самом деле, может быть, я ошибаюсь? Может, своей христианской верой я действительно мешаю идти вперед? Может, мне лучше пойти вместе с толпой? Так же маршировать, как маршировали атеистические парады на Красной площади?»
Вот и сегодня к людям обращен этот вызов, нет ничего нового. Мы знаем, что кто-то соблазняется, начинает себя оправдывать и других соблазнять. Но есть люди, которые твердо стоят за Божию правду так, как она явлена и в Ветхом, и в Новом Завете. Бог дал человечеству законы, нарушение которых влечет за собой гибель человеческой цивилизации. И если мы хотим жить как народ, как общество, как цивилизация, мы не можем бросать вызов Божественным законам человеческого бытия. И тем более мы не можем за чечевичную похлебку, за некое гипотетическое благополучие отказываться от Божией правды и идти туда, куда пошли, в том числе, наши дрогнувшие на допросах соотечественники, но куда не пошли мученики и исповедники земли нашей.
Вспоминая подвиг мучеников и исповедников, мы молимся о том, что произошло сегодня после поздней Литургии в кафедральном соборе города Южно-Сахалинска. В два часа по местному времени какой-то человек вошел с огнестрельным оружием в храм, убил монахиню и одного из прихожан, который, видимо, пытался его остановить, затем произвел еще несколько выстрелов и ранил шестерых человек, которые сейчас находятся в больницах. Неизвестно, чем он руководствовался. Может быть, он был душевнобольным, а может, наслушавшись всего того, что сегодня многие говорят о Церкви, решил таким образом расчистить нашим современникам путь в светлое будущее. Те, кто сегодня погиб, в любом случае погибли в храме Божием. Они пытались не дать этому человеку попрать наши святыни. Они погибли как герои, как солдаты на передней линии фронта. Мы будем молиться за этих людей, и сегодня уже помолились.
Непросто развивается человеческая история. Как много противоречий, заблуждений, трудностей! Как не сбиться с пути? Как не потерять самого себя? Как не распять свои принципы и идеалы? Чтобы остаться собой, нужно иметь в руках путеводную нить. Этой нитью является Сам Бог, Который дал нам Свой Божественный закон и сказал простые слова: если будете его исполнять, будете иметь жизнь вечную. Не просто благополучие сиюминутное — жизнь вечную будете иметь; и мы верим, что это не пустые слова. И потому будем держать крепко эту нить, кто бы и как бы ни вырывал ее из рук — хитростью или силой. Мы будем крепко ее держать, как держали ее новомученики и исповедники Церкви нашей, не боясь ничего, даже смерти. Верим, что только духовной силой, молитвой и помощью Божией мы сможем преодолеть многие трудности, соблазны и горести, через которые проходит современный человек, и будем погружаться в понимание того, что с Богом мы всегда остаемся победителями. Я еще раз всех вас поздравляю с воскресным днем, с памятью новомучеников и исповедников Церкви Русской. Пусть их молитвами Господь хранит всю историческую Русь, державу Российскую и Церковь нашу на многая и благая лета.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
http://www.patriarchia.ru/db/text/3562402.html
Проповедь о блудном сыне.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Продолжая готовить всех нас к Великому посту, Святая Церковь в этот воскресный день за Божественной литургией предложила нашему вниманию весьма трогательную притчу Христа Спасителя о блудном сыне.
У некоего человека было два сына. Младший сын попросил у отца отдать полагающуюся ему часть имения. Получив свое наследство, он ушел в далекую страну и расточил богатство, живя блудно. И когда в этой стране случился голод, ему ничего не оставалось делать, как наняться пастухом свиней, чтобы иметь нечто для своего существования. Находясь в таком крайнем положении, этот блудный сын сказал самому себе: «Встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих» (Лк.15:18-19). Когда он еще подходил к дому, отец, узнав о его возвращении, сам вышел к нему навстречу и обнял его. Также отец приказал заколоть теленка и сделать пир; и принести сыну лучшую одежду и перстень во свидетельство того, что тот восстановлен в своем сыновстве.
В этот момент с поля возвращается старший сын. Услышав песни и увидев пляски, он спросил одного из слуг: «Что случилось в доме? Почему я не знаю о той радости, которая там происходит?» Слуга ответил ему, что торжество устроено отцом по случаю возвращения младшего сына. И вместо того, чтобы разделить отцовскую радость, старший сын упрекает отца: «Я всё время был с тобою и не покидал тебя. Я полагал все свои силы для того, чтобы быть полезным тебе, но ты никогда не дал мне и маленького ягненка, чтобы я мог порадоваться с друзьями своими; а тот сын, который предал тебя и расточил твое имение, - для него ты заколол откормленного теленка». На этот упрек отец отвечает: «сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв, и ожил, пропадал, и нашелся» (Лк.15:31-32).
До начала Великого поста еще две седмицы, но уже сегодня Святая Церковь спешит нам напомнить о том, в чём истинный смысл и значение подвига, который всем нам предстоит совершить в ближайшее время. Значение Великого поста заключается в том, чтобы все мы принесли Богу искреннее чистосердечное покаяние. Именно о покаянии напоминает нам Святая Церковь.
К сожалению, у многих сложилось совершенно неправильное представление о покаянии. Многие думают, что покаяние это перечисление на исповеди тех грехов, в которых мы виноваты перед Богом. Конечно, очень важно увидеть свой грех, осознать его, и, испросив у Бога прощения, вырвать корень греха из своего сердца. Грех есть грязное пятно на душе. Грех есть удаление от Бога, удаление в далекую страну, в которой человека ожидает духовная смерть. Но сегодня Церковь говорит нам о покаянии нечто большее: покаяние есть возвращение в отеческий дом. Пока мы не поймем, что это такое, мы не сможем совершить достойного и истинного покаяния. Заблудший сын понял, что он умирает вне дома отца. Не только физически умирает, но умирает духовно. И мы умрем в грехе, если не принесем Богу искреннее чистосердечное покаяние. Покаяние - не сиюминутный процесс. Покаяние это вся жизнь, это свидетельство нашей любви и преданности Богу.
Мне часто приходилось слышать, как люди говорят: «Я настолько грешен перед Богом, что нет мне прощения». А вот сегодняшняя притча свидетельствует о всеобъемлющей, неизреченной и непостижимой для человеческого разума любви Божией. Бог настолько нас любит, что Он готов простить нам самый тяжкий грех. Каждый из нас должен помнить об этом. Не дай Бог, если в нашем сердце и сознании возникнет отчаяние – самый тяжкий грех, потому что это есть потеря надежды на Бога. Мы всегда должны знать и помнить: Бог это любящий нас Отец, и Он готов, увидев наше раскаяние, принять каждого из нас. А поэтому не будем страшиться того, что мы не будем прощены. Единственный грех, который никогда не будет прощен – грех нераскаянности.
Нам всегда необходимо задумываться: «А остаюсь ли я верным сыном или дочерью своего Бога? Насколько я удалился от Него, совершая тот или иной грех?» Дай Бог, чтобы в каждом из нас нашлись силы - как они нашлись у евангельского блудного сына - увидеть свой грех, осознать его и вернуться в дом нашего Небесного Отца. Если мы будем стремиться к этому, то и нас Отец прижмет к груди, простит наши согрешения и дарует нам Царство Небесное – тот самый пир. Аминь.
Протоиерей Валерий Захаров
В НЕДЕЛЮ БЛУДНОГО СЫНА
О покушениях и уловках врага, ищущего поглотить всякого ревнителя добра и чистоты
Обратив внимание на начало истории блудного, с изумлением видишь, какою малостию началось ниспадение юного, неопытного сына и в какой ров пагубы низвело. Первое желание обставлено такою благовидностью, что ничего худого и пагубного, кажется, от него и ожидать было нельзя. И отец будто не видел беды; верно, и сын не предполагал кончить так, как кончилось. Хорошо, что наконец благодать Божия взыскала погибшего. А то, пробедствовав здесь в горькой доле, и на тот свет перешел бы он не на радость, а на понесениеправедного воздаяния за жизнь, худо проведенную и не исправленную покаянием.
Вот так-то совершается и всякое грехопадение и всякого человека ниспадение из доброго состояния в состояние худое, смятенное, страстное. Начинается всегда с малости, и малости благовидной: враг знает, что грех внастоящем своем виде отвратителен, потому прямо и не влечет в него, а начинает издали, всегда почти прикрывая первые свои приражения (нападения) видом добра. Потом уже, мало-помалу, всевает нечистоту помышлений и жар желаний, колебля крепость противящейся ему воли и расслабляя опоры ее, пока не образует скрытного в сердце склонения на грех, после которого уже только случай — и грех делом готов. А там грех за грехом и — повторение горькой участи блудного в падении!
Сие содержа в мысли, конечно, каждый из нас сам собою наложит на себя обязанность строго исполнять заповедь Апостола: «трезвитеся и бодрствуйте!» (1Пет.5,8). Смотрите в себя и окрест себя и замечайте обходы и покушения врага, ищущего поглотить всякого ревнителя добра и чистоты. Первая уловка врага есть возмущение помыслов. Обычно он вначале всевает один только помысл, так, однако ж, чтоб он коснулся сердца и засел в нем. Как только успеет он в этом, тотчас около сего ничтожного, будто и не всегда худого, помысла собирает целый облак побочных помыслов и затуманивает, таким образом, чистую дотоле и светлую атмосферу души. Этим приготовляет себе враг место и пространство для действия и скоро начинает действовать в сем тумане, уязвляя душу страстными приражениями, которые рану за раною оставляют в душе. Эти раночки потом со всех сторон облегчают душу и сливаются наконец в один болезненный струп страстного греховного настроения. Тут то же бывает, как если б кто во тьме тонким острием иглы получал уязвления на теле, одно, другое, третье и так далее по всему телу. Каждое уязвление причиняет боль и оставляет язву, из которой образуется нагноение и струп, а там, струп за струпом, и все тело станет как одна язва и один струп. Так замечайте: в добром состоянии мысли не мятутся, и тут врагу действовать нельзя, затем первое у него дело — возмутить помыслы. Возмущает же он их посредством одного, которого избирает коноводом, судя по характеру и занятиям человека. Как только успеет он засадить такой помысл в сердце, тотчас поднимается буря помышлений; внутренний мир и тишина исчезают. Тут-то подседает враг к сердцу и начинает понемногу возбуждать в нем страстные движения. Это уже второй шаг! Вот и смотри! Заметишь это - остановись, не иди дальше, ибо что дальше — уже очень худо. Смятение помышлений, может быть, и не успеешь заметить, потому что мы бываем поневоле многим заняты; но движение страсти — как не заметить, особенно когда еще цело намерение не поддаваться ей. Если и это для кого затруднительно, укажу более осязательный признак. Замечай: коль скоро, вследствие увлечения одним помыслом, а потом смятения многими, произойдет охлаждение сердца, знай, что в сердце пошли уже уязвления и струпы, хотя они не совсем еще заметны. Охлаждение сердца к богоугождению есть большая половина пути к падению, а иные говорят, что оно есть верное падение.
После сего сами видите, в чем с нашей стороны дело: не допускай первого увлекательного помысла до сердца и не сочетавайся с ним. Отвергнешь первый помысл — разоришь все козни врага и пресечешь ему всякую возможность действовать на тебя и искушать тебя. Отсюда вот какой закон спасения: пришел искусительный помысл — прогони его; опять пришел — опять прогони; пришел другой и третий — и эти гони. Так всякий искусительный помысл гони и отвергай с гневом и досадою на него. И будешь совершенно свободен от падений. Враг все будет искушать, будет злиться на тебя, но, если не перестанешь так действовать, ничего он не сделает тебе. Напротив, если поддаешься первому влечению его, уж он сумеет свернуть тебе голову. Праматерь наша, если б сразу отогнала змия-искусителя, не пала бы. А то — завела с ним речь... дальше и дальше... запуталась в сети врага и пала. Таково же и всякое падение!
Рассказывают об одном великом подвижнике из древних. Жил он в пустыне, один, и до такого дошел совершенства, что Ангел в пищу ему приносил каждый вечер по одному белому хлебу. Враг всеял ему помысл, будто он так уже совершенен, что ему нечего бояться падений и потому слишком строго смотреть за собою. Не поостерегся старец и позволил своему сердцу сочетаться с сим помыслом. Но как только сочетался, начали волноваться его помыслы, начали лезть в голову разные воспоминания лиц, вещей и дел людских; на первый день не так много, потому что он еще отгонял их, — достаточно, однако ж, для того, чтоб омрачить душу его. Отчего, став вечером на молитву, он совершил ее уже не с таким миром и не с таким устремлением сердца к Богу, как прежде. Хоть за это хлеб на трапезе своей нашел он уже не белый, а черный и черствый и был поражен тем, вкусил, однако ж, не доискиваясь причины, и в обычное время лег спать. Тут-то враг налег на него всею тяжестью своего мрака. Шум от мыслей в голове был, как шум от колес мельничных; и движения в теле были, какие и не помнит он, когда случались. И вставал, и ходил, и сидел — ничего не помогало. Так промаялся целую ночь. На другой день душа как разбитая; молитвенное правило совершено неохотно и без усердия; к богомыслию не было расположения; Небо и Небесное закрылись в сознании; мирские же помыслы неотвязно теснились в голове и вызывали разные движения и сочувствия сердца. Старец сам не понимал, что с ним делалось, и оставался все в том же положении до вечера. Зато вечером нашел он на столе уже не хлеб, а иссохшие куски черного хлеба. Ужаснулся, воздохнул, но таким же смущенным лег в постель. Ночь сия была еще мрачнее первой; и день потом — еще смятеннее и расстроеннее. Правило молитвенное совершалось кое-как, без всякого внимания; мысли были заняты совсем не тем, что читал язык. На трапезе нашел он уже только крохи, перемешанные с сором и пылью. Затем ночь — еще ужаснее и смятеннее первых. Кончилось тем, что старец оставил пустыню и устремился в мир.
Видите, какою малостью началось и до чего дошло! Господь не допустил сего старца до конечного падения и устроил ему вразумление, раскаяние и возвращение на прежнее место, как и возвращение блудного сына к отцу. Но этим себя никто из падающих не обнадеживай, а на одно смотри, как зачинались их падения, и сие зачало предотвратил попекись. Их, как и многих других, возвратил Господь опять на добрый путь; а тебя, может быть, предаст в руки падения твоего, не по гневу, а по невозможности пособить тебе, потому что крепко разобьешься. А это ведь — увы и горе, — каких не дай Господи испытать никому.
Все сие я веду к тому, чтоб внушить вам, что с греховными помыслами, могущими привести ко греху, как бы ни были онина первый раз незначительны, лучше не иметь никакого соглашения, а сразу отражать их ипрогонять; и если уже мало-мало успели они опутать, поспешить разорвать союз с ними без жаления. Уж куда нам пускаться в это море. Праматерь чистая была, а враг тотчас сбил ее с пути; и старец какой был совершенный, а враг в три дня совсем разбил его. Отчего это? Оттого, что не поостереглись на первом шагу. Прогони они врага в первом его приражении, ничего бы не было из того, что они испытали. Так всегда было и будет. Так и между нами бывает. Не увлекайся благовидностями и не слушай врага. Заповеди знаешь? Их и держись и ими измеряй шаги свои; все же другое прочь гони, и безопасен будешь от падений. Кто призирает «на заповеди», не постыдится (Пс.118,6). И «юнейший» исправляет путь свой, когда хранит их (Пс.118,9). Кто в сердце своем скроет «словеса» заповедей, тот не согрешит (Пс.118,11). Пусть «князи» тьмы замышляют ему пагубу, он не боится, ибо погрузился во «свидеиия» (заповеди) и оправдания Божий (Пс.118,23-24). Кто заповеди взыщет, тот ходит «в широте»: не запутаешь его (Пс.118,45). Пусть искушения приражаются, но он вспомнит о свидениях и возвратит «ноги свои» на пути правые (Пс.118,59). Он готов встретить их и не смущается, ибо навык «хранить» заповеди (Пс.118,60). Узы грешных помышлений легко разрывает он, потому что никогда «не забывает Закона» Божия (Пс.118,61). Нападки гордых врагов умножаются, он же «всем сердцем» лежит только к заповедям Божиим (Пс.118,69). Иногда и «сердце его усыряется как млеко», но он отрезвляет его поучением в Законе Господни (Пс.118,70). Враги поджидают, как бы «погубить его», а он «заповедию» умудряется перехитрить их (Пс.118,95,98). Пусть много «стужающих» ему, но как он «неправду возненавидел, закон же возлюбил», то «мир мног» осеняет его и нет «соблазна» ему (Пс.118,157,163,165).
Так в начале предложил я вам слово Апостола: «трезвитеся и бодрствуйте!». Теперь же, в конце, если кто спросит: «Как же быть, когда смущает враг?»,— прибавлю: «светильник ногам и свет стезям» вашим да будет «Закон Божий» (Пс.118, 105),и никакие смущения не повредят вам. Аминь.
Святитель Феофан Затворник
Духовная жизнь
1. Не говорите: «Не могу». Это слово — не христианское. Христианское слово: «Вся могу». Но не сам по себе, а об укрепляющем нас Господе.
2. Угрюмая, отталкивающая жизнь не есть Божия жизнь. Когда Спаситель сказал постящимся, чтобы умывались, голову помазывали и причёсывали, то разумел именно, чтобы не угрюмничали.
3. Враг обычно подбегает и твердит: не спускай, иначе заклюют. Врет он. Лучшее охранение от заклевания — смиренная уступчивость.
4. О частом причащении ничего нельзя сказать неодобрительного. Но мера в месяц однажды или два раза — самая мерная.
5. С одним Евангелием или Новым Заветом можно целый век прожить — и все читать. Сто раз прочитай, а там всё равно всё будет недочитанное.
6. Следует о житейских делах хлопотать, как о Господнем поручении и как пред Господом. Когда так настроитесь, то ни одно дело житейское не отдалит вашей мысли от Бога, а, напротив, приблизит к Нему.
7. С весёлыми не знакомьтесь, а с богобоязненными.
8. Есть люди, кои думают, что расширяют круг свободы в неограничении своих желаний, но кои на деле походят на обезьян, самовольно запутывающих себя в сети.
9. Когда придет самовосхваление, собирайте тогда все из прежней жизни, чего, по совести, похвалить не можете и завалите этим восстающие помыслы.
1. Как огня бойтесь действовать по страсти. Где хоть малая тень страсти, там не жди проку. Тут прячется враг и всё перепутает.
2. Не думайте, что можно позволять вольность мыслям, чувствам, словам и движениям. Надо держать всё на привязи и управлять собою.
3. Пока будете покоить тело, не ждите ничего доброго.
4. Когда пьете воду, то вынимаете и малейшую попавшую туда мушку; когда занозите палец, то будь заноза едва видна по малости, вы спешите избавиться от беспокойства, ею причиняемого; когда попадет в глаз порошинка самомалейшая и мутит глаз, вы поднимаете большие хлопоты, чтобы поскорее очистить от нее глаз. Так положите себе законом действовать и по отношению к страстям: в каком бы маленьком виде они не проявлялись, спешите выгнать их, и так безжалостно, чтобы и следа их не осталось.
5. Ока своего умного не сводите с сердца, и всё, исходящее оттуда, тотчас схватывайте и разбирайте: хорошо — пусть живёт, не хорошо — тотчас убить его надо.
1. Бойся оставаться без всякого руководства; взыщи его как первого блага.
2. То правда, что все реже и реже становятся лица, к которым можно было бы благонадежно обратиться за советами о духовной жизни. Но они всегда есть и будут. И желающий всегда находит их по милости Божией.
3. Надо молиться Богу, идя к духовнику с вопросом, и просить Бога, чтобы вложил нужную мысль духовнику.
4. Настоящее послушание слушается, не видя оснований и не смотря на своё нехотение.
1. Кто в семье живёт, тому и спасение от семейных добродетелей.
2. Мужа Бог поставил быть блюстителем жены. И нередко он, сам того не сознавая, даёт позволения или запрещения жене такие, какие внушает ему Бог.
3. Имей жену подругою и сильной любовью заставляй её быть себе покорной.
4. Жене надобно украшать себя преимущественно добродетелями, другие же украшения иметь как нечто стороннее, средственное.
5. Нерадение о детях есть величайший из всех грехов, в нем крайняя степень нечестия.
6. Я всегда твержу матерям, заботливым о чадах: вы — причастницы мученического подвига, ждите и венца такого.
7. Нет греха больше неуважения и оскорбления матери. Благо обещано чтущим родителей. А для не чтущих — лишение благ.
8. Весьма благотворное влияние имеет на детей частое ношение их в храм, прикладывание ко святому кресту, Евангелию, также поднесение к иконам, осенение крестным знамением, окропление святой водой, осенение крестом колыбели, пищи и всего прикасающегося к детям, благословение священника, и вообще всё церковное чудным образом возгревает и питает благодатную жизнь дитяти, и всегда есть самая безопасная и непроницаемая ограда от покушения невидимых тёмных сил.
1. Здоровье — что лошадка: загонишь — ехать не на чем.
2. Всё, что городят обыкновенно юноши неудержные, после будет отзываться в старости болезнями и немощами
3. Воздержание от страстей лучше всех медикаментов, и оно даёт долгоденствие.
1. Помни, что ты, говоря, рождаешь слово, и оно никогда не умрет, но будет жить до Страшного Суда. Оно станет пред тобою и будет за тебя или против тебя.
2. Очень много зла от мысли, что смерть за горами. Извольте приблизить её и помните, что ей из-за гор ничего не стоит прискочить.
3. Поселите поглубже в себе страх Божий — и он, взяв в руки бразды правления вашего внутреннего человека, устремит вас вслед Господа.
1. Кто же это вам сказал, что трудно спастись? Стоит только захотеть и взяться за дело решительно — и спасение готово.
2. Везде можно спастись и везде погибнуть. Первый ангел между ангелами погиб. Апостол между апостолами в присутствии Самого Господа погиб. А разбойник — и на кресте спасся.
3. Станьте исправными — тогда и священник тотчас переменится. Подумает: с этими нельзя кое-как исправлять дело священное, надо благоговейно служить и назидательные вести беседы. И исправится.
4. Враг, губитель душ, чрез ревность о спасении всех оставляет в пагубе душу того, кому влагает такие мысли.
Святитель Феофан Затворник
http://www.diveevo.ru/2/0/1/4072/
Священник Павел Флоренский
Священника и богослова Павла Флоренского называют вторым Леонардо. Диапазон его научных интересов был фантастическим: математик, физик, изобретатель, филолог и философ, историк религий, поэт, знаток истории искусств. За него, арестованного по ложному обвинению, ходатайствовали многие светила науки, и даже президент Чехословакии — прежде всего как за учёного. Труды отца Павла не отнесёшь к общеобразовательным; кому-то Флоренский известен как инициатор спасения святыни Троице-Сергиевой лавры — главы преподобного Сергия. А для тех, кто читал его письма семье, отец Павел — прежде всего человек: удивительный отец, муж, сын. Знаменитое духовное завещание его пятерым детям было начато им ещё в 1917 году в предчувствии скорой катастрофы. Но основным памятником любви стали его письма родным из тюрем и лагерей. «Это была последняя из созданных Павлом Флоренским наук — наука расставанья, — пишет публицист Д. Шеваров. — И эта наука — самая понятная для всех нас. Она о том, как, находясь в разлуке с детьми, можно чувствовать их рост, влиять на их устремления, питать их ум и душу, имея в распоряжении лишь клочок бумаги, карандаш и любящее сердце».
Духовное завещание
1. Самое главное, о чём я вообще прошу вас, — это чтобы вы помнили Господа и ходили пред Ним. Этим я говорю всё, что я имею сказать. Остальное — либо подробности, либо второстепенное. Но этого не забывайте никогда.
2. Мои милые, грех, который особенно тяжело было бы мне видеть в вас, это зависть. Не завидуйте, мои дорогие, никому. Не завидуйте, это измельчает дух и опошляет его. Если уж очень захочется что-то иметь, то добывайте и просите у Бога, чтобы было желаемое у вас. Но только не завидуйте. Мещанство душевное, мелочность, дерзкие сплетни, злоба, интриги — всё это от зависти. Вы же не завидуйте, утешьте меня, а я буду с вами, и сколько можно мне будет, буду молить Господа о помощи вам.
3. Не осуждайте, не судите старших себя, не пересуживайте, старайтесь покрывать грех и не замечать его. Говорите себе: «Кто я, чтобы судить, и знаю ли я внутренние побуждения, чтобы осуждать?» Осуждение рождается большею частию из зависти и есть мерзость. Воздавайте каждому должное почтение, не заискивайте, не унижайтесь, но и не судите дел, которые вам не вручены Богом. Смотрите на своё собственное дело, старайтесь сделать его возможно лучше, и делайте всё, что делаете, не для других, а для себя самих, для своей души, стараясь из всего извлечь себе пользу, назидание, питание души, чтобы ни одна минута вашей жизни не утекала мимо вас без значения и содержания.
4. Привыкайте, приучайте себя всё, что бы ни делали вы, делать отчётливо, с изяществом, расчленённо; не смазывайте своей деятельности, не делайте ничего безвкусного, кое-как. Помните, в «кое-как» можно потерять всю жизнь, и напротив, в отчётливом, ритмическом делании даже вещей и дел не первой важности можно открыть для себя многое, что послужит вам впоследствии самым глубоким, может быть, источником нового творчества.
5. Кто делает кое-как, тот и говорить научается кое-как, а неряшливое слово, смазанное, не прочеканенное, вовлекает в эту неотчётливость и мысль. Детки мои милые, не дозволяйте себе мыслить небрежно. Мысль — Божий дар и требует ухода за собой. Быть отчётливым и отчётным в своей мысли — это залог духовной свободы и радости мысли.
6. Давно хочется мне записать: почаще смотрите на звёзды. Когда будет на душе плохо, смотрите на звёзды или на лазурь днём. Когда грустно, когда вас обидят, когда что не будет удаваться, когда придёт на вас душевная буря — выйдите на воздух и останьтесь наедине с небом. Тогда душа успокоится.
7. Праздник есть праздник, против него нельзя возражать, но вредно и ложно искать постоянного праздника и подменять им будни. Но, забывая о буднях или не желая знать их, человек остаётся несытым и неудовлетворённым. Ошибка многих! Только в тиши мирной будничной работы можно найти себя самого и своё удовлетворение.
8. Товарищеская среда потому перетягивает к себе всё внимание, что товарищеские отношения, в сущности, безответственны: каждый отвечает сам за себя и каждый занят своими интересами. Поэтому в ней легко. Но эта лёгкость есть лёгкость пустоты, а подлинное требует усилия, работы и несёт ответственность... Того, что может дать родной дом, не даст потом никто и ничто, но надо заработать это, надо самой быть внимательной к дому, а не жить в нём как в гостинице.
9. Всё проходит, но всё остаётся. Это моё самое заветное ощущение, что ничего не уходит совсем, ничего не пропадает, а где-то и как-то хранится. Ценность пребывает, хотя мы и перестаём воспринимать её. И подвиги, хотя бы о них все забыли, пребывают как-то и дают свои плоды. Вот поэтому-то, хоть и жаль прошлого, но есть живое ощущение его вечности. С ним не навеки распрощался, а лишь временно. Без этого жизнь стала бы бессмысленной и пустою.
10. Надо уметь жить и пользоваться жизнью, опираясь на то, что есть в данный момент, а не обижаясь на то, чего нет. Ведь времени, потерянного на недовольство, никто и ничто не вернёт.
Использованы фрагменты из книги «Письма с Дальнего Востока и Соловков».
http://otrok-ua.ru/sections/art/show/svjashchennik_pavel_florenskii.html
Вселенская родительская (мясопустная) суббота.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Сегодня, братья и сестры, Святая Церковь собрала нас под своды своих святых храмов для того, чтобы все мы едиными устами и единым сердцем вознесли молитвы о всех от века почивших праотец, отец, братий и сестер наших. Сегодня поистине ликует земля и небо. Все мы радуемся от осознания того, что наши усопшие родные и знакомые продолжают жить, потому что души этих людей бессмертны. Небо радуется оттого, что все, за кого мы молимся, знают, что они не забыты.
Молитва об упокоении наших близких зиждется на вере в то, что все люди бессмертны, ибо каждый человек сотворен для Вечности. Мы надеемся на то, что наша молитва будет услышана Богом, и Он упокоит души усопших рабов Своих. И конечно же, мы молимся об упокоении наших родных и близких потому, что продолжаем их любить.
Почему необходима эта молитва? Наверное, вам приходилось слышать высказывания о том, что каждый человек получает в Жизни Будущего Века то, что заслужил здесь на земле, а поэтому какая-либо молитва об усопших бесплодна и бесцельна. Так ли это? Святая Церковь исповедует твердую убежденность в необходимости такой молитвы.
Когда преподобный Ефрем Сирин умирал, он просил своих собратьев после его кончины продолжать совершать о нем усердную молитву ко Господу Богу. Казалось бы, святой жизни человек, а он просит о сугубой молитве даже после его упокоения. Какой отсюда можно сделать вывод? Если даже святой просит о молитве, то особенно в ней нуждаются грешники. А большинство людей далеко не святы, и из опыта личной жизни мы знаем, как легко мы совершаем грехи, как легко поддаемся врагу рода человеческого.
Возможно, живя на земле, человек веровал в Бога и хотел жить праведно, но в силу обстоятельств и в силу неокрепшей своей веры он поддавался искушениям и согрешал, и в таком состоянии он пребывает там, в Жизни Будущего Века. Так неужели мы не протянем ему руку нашей помощи, нашей христианской любви? Неужели мы не попросим Бога в нашей усердной молитве о том, чтобы Господь был милостив, чтобы Господь простил его согрешения вольные и невольные. В этом наш долг и прямая обязанность: помолиться о всех почивших праотцах, отцах, братьях и сестрах наших. И не только в эти сугубо установленные для поминовения усопших дни, которые именуются родительскими днями, но и всегда, каждый день во время совершения утренних или вечерних молитв.
Сегодняшний день именуется субботой мясопустной, потому что уже завтра в неделю о Страшном Суде мы будем заговляться на мясо, и с понедельника православные христиане не вкушают мясной пищи. Завтра мы еще будем рассуждать на тему Страшного Суда, но сегодня Святая Церковь не случайно совершает сугубую молитву об упокоении всех почивших православных христиан, потому что Суд, которому еще предстоит быть в судьбах этого мира, будет окончательным Судом.
После смерти всякая человеческая душа предстает перед Богом, и совершается так называемый частный суд. Душа определяется или для блаженной жизни, или на мучения, которые именуются адскими мучениями. Потому мы и молимся об упокоении наших родных и близких, веря в то, что по молитвам всей Церкви Господь простит и упокоит их души. Мы знаем, что Господь услышит нашу молитву. Но когда наступит тот самый Страшный Суд, тогда окончательно праведники будут отделены от грешников. Праведников Господь поставит по правую Свою руку и скажет: «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира». (Мф.25:34). Грешникам Он скажет страшные для них слова: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный дьяволу и ангелам его» (Мф.25:41).
По-человечески бывает прискорбно осознавать, что нет рядом с нами любимых и родных людей, но мы, православные христиане, верим и знаем, что смерти нет, что смерть побеждена Воскресением Христовым. Те, кто сегодня внимательно слушал апостольское чтение, могли обратить внимание на слова апостола Павла: «Не хочу же оставить вас, братья, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним» (1 Фес.4:13-14). Да, братья и сестры, все люди - и еще живущие, и те, кого уже нет с нами - все продолжают жить. И как они нуждались в нашей молитвенной помощи и поддержке, живя на земле, также они нуждаются и теперь. Так пусть каждый из нас усерднее и усерднее совершает свою сердечную молитву о том, чтобы Господь простил согрешения вольные и невольные и даровал Царство Небесное тем, о ком мы совершаем молитву.
Дай Бог, чтобы Господь даровал Вечное и Нескончаемое Блаженное Царство тем, о ком мы молимся. И здесь у нас есть еще одна радостная надежда: наша молитва не односторонняя, не только мы молимся о них, но и они молятся о нас. Видя наши скорби, трудности, болезни, они стараются помочь нам, предстоя перед Престолом Божиим и совершая свою усердную молитву….
И еще один урок. Хотя мы и говорим о том, что смерти нет, что она побеждена Воскресением нашего Господа, но каждому из нас придется пройти через горнило смерти. Когда для нас наступит это время, мы не знаем. И мы счастливы оттого, что мы не знаем об этом времени. Но это побуждает нас быть бдительными и постоянно готовыми к переходу из временной жизни в Жизнь Вечную. Вот о чем сегодня нам хочет напомнить Святая Церковь. Все мы здесь временно, а значит, каждый должен достойно подготовить себя к Вечной Жизни. Будем помнить об этом, братья и сестры. Будем помнить о нашем христианском долге. Будем помнить о том, что все мы – дети Божии. А поэтому как ответственны мы должны быть во всех наших делах, как ответственны должны быть наши слова. Потому что по делам и словам мы будем судимы. За каждое праздное слово человек даст отчет на Страшном Суде….
Будем постоянно молиться не только о живых и о нас самих, но и о тех, кого уже нет с нами, твердо веря в то, что когда все мы встанем на Страшный Суд, мы сможем услышать слова Христа Спасителя: «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира». (Мф.25:34). Аминь.
Протоиерей Валерий Захаров.
Православный Календарь с 8 Февраля 2015 г. по 14 Февраля 2015 г.
Воскресенье, 8 Февраля 2015 года. Неделя о блудном сыне.
Святых Новомучеников и Исповедников Российских (переходящее празднование в неделю, ближайшую к 25 января, принятое в РПЦЗ). Прпп. Ксенофонта, супруги его Марии и сыновей их Аркадия и Иоанна (V-VI). Прп. КсенофонтаРобейского (1262). Мчч. Анании пресвитера, Петра, темничного стража, и с ними 7 воинов (295). Прп. Симеона Ветхого (ок. 390). Перенесение мощей прп. Феодора, игум. Студийского (845). Свт. Иосифа, архиеп. Солунского (830). Блгв. Давида III Возобновителя, царя Иверии и Абхазии (1125) (Груз.). Прпп. Гавриила, игумена Иерусалимского и Аммона, ученика св. Антония Великого.
Понедельник, 9 Февраля 2015 года. Седмица 2-я предуготовительная.
Перенесение мощей свт. Иоанна Златоуста (438). Прп. Петра Египетского.Новомч. Димитрия Константинопольского (1784) (Греч.). Прп. Тита воина, монаха Киево-Печерского
Вторник, 10 Февраля 2015 года.
Прп. Ефрема Сирина (373-379). Прп. Феодосия Тотемского (1568). Прп. Ефрема Новоторжского (1053). Прп. Ефрема Печерского, еп. Переяславского (ок. 1098). Прп. Палладия пустынника Сирского (IV). Прп. Исаака Сирина, еп. Ниневийского (VII). Суморинской-Тотемской иконы Божией Матери (XVI).
Среда, 11 Февраля 2015 года.
Перенесение мощей сщмч. Игнатия Богоносца (108). Свт. Лаврентия, затворника Печерского, еп. Туровского, в Ближних пещерах (1194). Свтт. Герасима (1441-1467), Питирима (1455), Ионы (1470), епп. Великопермских, Устьвымских. Мчч. Романа, Иакова, Филофея, Иперихия, Авива, Иулиана и Паригория (297). Мчч. Сильванаеп., Луки диак. и Мокия чтеца (312). Мчч. Романа, Иакова, Филофея, Иперехия, Авива, Иулиана и Паригория, Самосатских. Новомч. Димитрия Хиосского (Греч.). Прп. Афраата.
Сщмчч. Иоанна Гранитова и Леонтия Клименко пресвитеров, Константина Зверева диакона и с ним 5-ти мучеников, Талгарских (1920)
Четверг, 12 Февраля 2015 года.
Собор Вселенских учителей и святителей Василия Великого, ГригорияБогословаи Иоанна Златоуста. Сщмч. Ипполита, еп. Римского и с ним мчч. Кенсорина, Савина, Хрисии девы и прочих 20-ти мчч. (III). Прп. Зинона, постника Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Прп. Зинона Антиохийского, ученика свт. Василия Великого (V). Мч. Феофила Нового (784). Блгв. Петра, царя Болгарского (967).
Пятница, 13 Февраля 2015 года.
Бессрр. мчч. Кира и Иоанна и с ними мцц. Афанасии и дщерей ее: Феоктисты, Феодотии, и Евдоксии (311). Свт. Никиты, затворника Печерского, еп. Новгородского (1108). Мчч. Викторина, Виктора, Никифора, Клавдия, Диодора, Серапиона и Папия (251). Мц. ТрифеныКизической. Прпмч. Илии Ардуниса, Афонского (Греч.).
Суббота, 14 Февраля 2015 года.
Вселенская родительская мясопустная суббота
Предпразднство Сретения Господня и мч. Трифона (250). Мц. Перпетуи, мчч. Сатира, Ревоката, Саторнила, Секунда и мц. Филицитаты (202-203). Прп. Петра Галатийского (429). Прп. Вендимиана, пустынника Вифинийского (ок. 512). Новомч. иерея Петра (Скипетрова) (1918)