33 неделя по Пятидесятнице (25-01-2015)
Святая мученица Татиана
Проповедь в неделю по Просвещении
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Этот воскресный день, братья и сестры, именуется неделей по Просвещении. Совсем недавно мы готовились к празднику Рождества Христова, затем встретили Новый год, затем совершили празднование Богоявления Господня, и вот уже завтра Святая Церковь совершит отдание этого величайшего праздника.
Что полезного и спасительного мы приобрели в этот период Святок? О чем мы, прежде всего, должны были задуматься? Мы должны были еще и еще раз вспомнить о той неизреченной Божественной любви, ради которой в этот мир и пришел Спаситель. Благодаря тому, что Бог нас любит, Он нас и спасает. Но каждый из нас должен был задуматься: «Люблю ли я Бога? Отвечаю ли я Богу ответной любовью?»
Что значит любить Бога? Ответ мы можем найти в Священном Писании. Господь говорит: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня» (Ин.14:21). Давайте спросим самих себя: «Насколько я, хотя бы в этот короткий период времени, исполнял заповеди Божии?» Ведь чаще всего мы не исполняем заповеди, а с легкостью нарушаем их. А это свидетельствует об отсутствии нашей любви к Богу.
Все по-разному относятся к гражданскому Новому году. Кто-то готов праздновать, для кого-то это не имеет значения. Но о чём, все-таки, каждый должен был задуматься на рубеже старого и нового годов? В прошедшем году мы совершали какие-то дела, произносили какие-то слова. А что доброго, полезного, спасительного для самих себя мы сделали в ушедшем году? Никто не в силах вернуть прошедшее время. Но как можно измыть свои грехи? Конечно, искренне, чистосердечно, слезно попросить у Бога прощения за все те прегрешения, которые имели место в нашей жизни.
Обратите внимание, насколько милосерден к нам Господь: Он дал нам возможность вступить в новое лето Его Божественной благости. Для чего? - Для нашего исправления. Так будем же ценить это дарованное Богом величайшее благо, которое именуется временем. И будем стремиться к тому, чтобы исправлять свою жизнь. Ведь каждого из нас Господь призывает к совершенству: «будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф.5:48). В этом наше предназначение.
В праздник Богоявления или Крещения Господня каждый из нас должен был вспомнить о своем крещении. Для чего вспомнить? Не только для того чтобы сказать: «Да, я тоже христианин». Слава Богу, что мы можем именоваться этим почетным и весьма ответственным званием. Почему ответственным? Потому что каждый из нас во Христа крестившись, должен был во Христа облечься. Облеклись ли мы во Христа? И что значит облечься во Христа? Это значит жить по заповедям Божиим, жить со Христом. Это значит, что центр моей жизни – Христос.
Сегодня мы имели возможность слышать два евангельских чтения. Апостол Матфей напомнил нам о проповеди, с которой Господь обратился ко всем людям: «покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф.4:17). Апостол Лука рассказывал нам о том, что произошло у стен Иерихона. Идя в этот город, Христос встретил у городских ворот слепого от рождения человека. Слепец почувствовал приближение Христа и стал громко кричать: «Иисус, Сын Давидов! помилуй меня» (Лк.18:39). Окружающие заставляли его замолчать, но он еще громче продолжал кричать. Конечно же, Господь не мог не обратить внимание на этот призыв: «Иисус, остановившись, велел привести его к Себе: и, когда тот подошел к Нему, спросил его: Чего ты хочешь от Меня? Он сказал: Господи! чтобы мне прозреть. Иисус сказал ему: прозри! вера твоя спасла тебя» (Лк.18:40-42).
С сегодняшнего дня Святая Церковь вводит нас в период подготовки к Великому посту. Кто-то может сказать: «До Великого поста еще пять седмиц, - зачем нам так рано задумываться о нем?» Очень быстро пролетят эти пять седмиц, а затем и Великий пост. И какими мы станем? Станем ли мы за это время лучше, совершеннее, святее? Или будем продолжать оставаться такими, какие мы есть? Поэтому, братья и сестры, давайте будем очень внимательны по отношению к самим себе. Будем осторожны во взаимоотношениях с окружающими нас людьми. Постараемся строить нашу жизнь так, чтобы в ней исполнялась воля Божия, а значит совершалось исполнение заповедей Господних. Тогда всё то время, которое даровал каждому из нас Господь, будет для нас полезным и спасительным. Вот о чем постоянно нам напоминает Святая Христова Православная Церковь. Она наша мать, и как чадолюбивая мать она стремится к тому, чтобы никто из нас не погиб, а имел жизнь вечную. Аминь.
Протоиерей Валерий Захаров, 2014г
Святая мученица Татиана: «Ища Тебя, принимаю страдание»
Родилась святая Татьяна в Риме около 200-го года по Р.Х. Родители её были богатые и знатные граждане, которые в то же время были и тайные христиане.
Трудно тогда было быть христианином. Рим был полон языческих храмов, и общественная жизнь была тогда тесно связана с религией. Возвращались ли римские легионы после победы над врагами, — все должны были приносить жертвы богам. Вступал ли на престол новый император, — все шли в храмы и воскуряли фимиам перед “гением императора.” Начинался ли новый год, — всем следовало умилостивить богов жертвоприношениями. А сколько было других случаев в жизни, когда нужно было на виду у всех показать, что ты не безбожник, что ты чтишь богов, что ты исполняешь все обряды народной религии!
Казалось бы, велика ли важность бросить щепотку фимиама на жертвенник или поклясться гением императора, — но христиане и это считали изменой Христу, актом отречения от Него и потому под разными предлогами старались уклониться от участия в общенародных праздниках; им приходилось таиться и скрывать свою веру в истинного Бога. Когда же вспыхивало очередное гонение на христиан, когда их принуждали открыто, при всех, похулить Христа и принести жертвы идолам, тогда даже и тайные христиане объявляли о своей вере, терпели страдания и лишались жизни, как это и случилось с отцом святой Татьяны.
Татьяну с самых ранних лет родители стали приучать к благочестию. Они брали её с собою на тайные богослужения, совершаемые ночью в катакомбах. Пробираясь по узким коридорам катакомб, едва освещённым масляными лампами, она видела, что стены этих коридоров хранят в себе мощи мучеников, тела усопших в вере и преданности Христу. В дни их памяти она слышала гимны, прославлявшие их подвиги, и трепетным сердцем внимала рассказам об их святой жизни и страданиях. Ей самой захотелось быть такой же, как эти святые мученики, так же любить Христа и так же отдать за Него жизнь.
Часто, ещё будучи маленькой девочкой, св. Татьяна, проснувшись среди ночи, поднимала руки и приносила Богу свои детские молитвы:
— Я хочу быть святой, — шептала она. — Научи меня, Господи, не любить ничего и никого так крепко, как Тебя! Научи меня, Господи, делать только то, что Тебе угодно; сделай меня Твоей служительницей! Когда св. Татьяна выросла, эта её мечта исполнилась. За свою благочестивую жизнь, за свою преданность Богу и постоянную готовность что-то сделать для других она была посвящена в диаконисы. В её обязанности входило учить вере оглашенных женщин и девушек, готовить их к святому Крещению, прислуживать при совершении этого таинства, заботиться о бедных, о больных и сиротах.
В это время опять вспыхнуло в Риме гонение на христиан. Велено было, чтобы все граждане принесли жертвы богам, и хватали всех, кто отказывался исполнить это веление. Среди схваченных оказалась и св. Татьяна.
— Принеси жертву Аполлону! — сказали ей. Вместо этого св. Татьяна стала молиться Христу. И вдруг земля заколебалась, статуя Аполлона упала и разбилась на мелкие куски, стены храма задрожали, и послышались стоны.
— Это стенают духи зла и лжи, — сказали про себя христиане, — чувствуют они, что приходит конец их обманам. Между тем св. Татьяну повлекли на место пыток. Там её стали бить по лицу и терзать железными крючьями. Мужественно перенося страдания, святая дева молилась за своих мучителей и просила Господа открыть им душевные очи и научить истине. Молитва её была услышана: небесный свет озарил их, и они увидели четырёх ангелов, окружавших святую. Тогда они пали к ногам святой Татьяны и стали молить её:
— Прости нас, служительница истинного Бога! Прости нас, ибо не по нашей воле мы терзали тебя. Разозлённые судьи приказали тотчас же схватить этих раскаявшихся воинов и предать их смерти. Новообращённые мученики громко славили Христа и после короткого, но жестокого мучения все они, числом восемь, были усечены мечём и отошли к Господу, приняв крещение в собственной крови.
На другой день сам правитель Рима Ульпиан взялся судить св. Татьяну. Когда её привели из темницы, все были поражены тем, что на ней не было видно даже и следа от вчерашних мучений. Лицо её было спокойно и радостно. Ульпиан стал убеждать св. деву принести жертву богам, но она отказалась. Тогда он приказал обнажить её и острыми бритвами резать ей тело. Как знамение её чистоты, из ран вместе с кровью истекло молоко, и воздух наполнился благоуханием, подобным благоуханию св. мира, ибо Татьяна, подобно св. миру была исполнена Св. Духа.
Затем её растянули на земле и долгое время били жезлами так, что сами мучители быстро теряли силы и часто сменялись. Она же оставалась непоколебимой, так как ангелы Божии, как и прежде, невидимо стояли около неё, ободряли её и отводили от неё удары на тех, кто пытался причинить ей страдания. Наконец, девять из числа палачей пали мёртвыми, а остальные, еле живые, остались лежать на земле неподвижно.
Святая же, встав, обличила во лжи самого судью и его служителей, говоря, что боги их — бездушные идолы, она же служит единому истинному Богу, творящему чудеса.
Так как уже приближался вечер, то Святую отправили обратно в темницу. Там она провела ночь, молясь Господу и воспевая Ему хвалу. Небесный свет озарял её, и ангелы Божии славословили Господа вместе с ней. Утром её снова привели на суд и снова все были поражены её прекрасным видом. В этот день святая сокрушила своей молитвой храм богини Дианы и снова претерпела за это страшные мучения. На другое утро св. Татьяну привели в цирк и выпустили на неё атласского льва. Арена Колизея, как и арены многих других римских цирков, была уже обильно напоена мученической кровью. Постоянно совершались там кровавые зрелища: бестрепетных христианских мучеников отдавали на растерзание зверям. Но теперь на эту же арену была брошена дочь одного из знатнейших и уважаемых римлян. Это сильней обычного возбуждало всеобщее любопытство.
Однако, на удивление всем, выпущенный из клетки лев не растерзал Святую. Вместо этого, он ласкался к ней и покорно лизал ей ноги. Толпа, подумав, будто это был какой-то ручной или слабосильный лев, заволновалась и потребовала, чтобы его убрали с арены. Некоторые зрители, возглавляемые одним знатным сановником, кинулись исполнять пожелание толпы. Но лев, кинувшись на сановника, тут же растерзал его. После того святую Татьяну увели с арены и снова подвергли мучениям; наконец, её бросили в огонь. Но огонь не коснулся не только её святого тела, но даже и роскошных волос, которыми, как плащом, святая мученица прикрывала свою наготу во время мучений. Язычники пришли тогда к заключению, что чудеса эти совершаются только силой волос Татьяны. Её остригли и заключили в храм Зевса.
Когда на третий день в храм пришли жрецы, они увидели, что идол Зевса лежит разбитый на мелкие кусочки, а святая пребывает в радости, молясь Богу. Тогда Ульпиан произнёс смертный приговор, и св. Татьяна была обезглавлена. Вместе с ней был казнён и её отец, объявивший себя христианином. Видя страдания своей дочери, он не пожелал оставаться тайным христианином и решил пострадать вместе с ней. Произошло всё это в 225 году.
« Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? » ( Рим. 8:35). Эти слова св. апостола Павла буквально исполнились в жизни св. Татьяны: ничто не смогло поколебать её веры в Господа Иисуса Христа, Которому она отдала свою молодую жизнь.
http://www.pravmir.ru/svyataya-muchenica-tatiana/
ЧУДО СВЯТОЙ НИНЫ
В 2002 году мне посчастливилось побывать у архимандрита Ипполита (Халина), настоятеля Рыльского монастыря рядом с Курском. К нему многие ехали за советом и духовным укреплением. Поехал и я.
Когда мы прощались с батюшкой, он подарил мне бумажную иконку равноапостольной Нины, которую я храню, как его благословение.
В то время я подвизался в Николо-Тихоновом Лухском монастыре. И накануне дня памяти равноапостольной Нины я настолько сильно заболел, что не мог даже подняться с кровати. Температура, меня трясло как при лихорадке, все кости болели настолько, что нельзя передать. Болели даже глаза. Случилось это внезапно. Я лежал один в келье и не знал, что делать.
Зазвонили к всенощной, и тут я вспомнил, что сегодня день памяти равноапостольной Нины. А после того, как её икону мне благословил отец Ипполит, я стал почитать эту святую и часто к ней обращаться.
Собрав последние силы, я решил пойти на службу, размышляя, что ничего страшного, если и помру: я же в монастыре, тут и отпоют. А напоследок хоть на службе побываю. В общем, в таком невесёлом состоянии я двинулся на службу.
Когда началось помазывание, я еле-еле смог приложиться к иконе равноапостольной Нины, после чего настоятель монастыря схиигумен Агафон (Чесноков) помазал меня маслицем.
И моментально вся моя хворь исчезла! Как будто ничего и не было. Только лёгкое першение в горле осталось.
В монастыре у меня был замечательный друг донской казак Андрей Багров. Он воевал в начале 90-х годов ХХ века в Югославии, Приднестровье и других местах. Был добрейшей души человек, но со своим взглядом на всё, очень отрезвляющим. Я к нему подхожу, находясь под впечатлением от того, что со мной только что свершилось чудо: ведь мгновение назад я даже стоять не мог. Радости моей не было предела, о чём я и рассказал Андрею. Андрей окинул меня взглядом и, ничуть не поменявшись в лице, только и произнёс: «Понаприезжают в монастырь и начинают искать чудес, а потом что с ними делать? Ты-то чего? Спокойней нужно ко всему относиться».
Но и ему было заметно моё изменение: только что я еле ноги передвигал, а после того, как приложился к иконе равноапостольной Нины и меня помазали маслом, от моей болезни не осталось и следа. И всё это в считанные секунды.
Равноапостольная Нина, моли Бога о нас!
http://www.pravoslavie.ru/put/67858.htm
Слово преподобного Антония Великого о суете мира и воскресении мертвых
Настоящая жизнь, возлюбленные, дана нам для того, чтобы мы приуготовлялись к жизни вечной, к славе неизменяемой. Настоящая жизнь оканчивается смертию, и мирская слава непостоянна и преходит. Ибо многие из сильных земли неожиданно сведены во ад; многие судии земные преданы суду тех, которых прежде сами судили; богатые обнищали; почитавшиеся мудрыми признаны за глупых; крепкие ослабели; здоровые впали в болезнь; имевшие власть лишились оной. В мире нет ничего твердаго и постояннаго, потому что нет ничего доброго. Дети презирают и оскорбляют родителей своих; родители боятся детей своих. Жены оставляют мужей своих; мужья не сохраняют супружеской верности к женам своим. Юноши вместе с стариками теряют разсудок; старики вместе с юношами предаются порочным забавам. Между друзьями нет верности, и между братьями – любви. Люди в разговорах показывают друг к другу любовь; но в сердце питают друг к другу ненависть.Везде видно коварство и злоба, везде господствует обман. Никто не думает о Боге, никто не представляет себе, что по смерти должен отдать Богу отчет в своей жизни. От забвения Бога умножается между нами зло. Бог дал нам разум, чтобы мы, узнавши волю Его, делали добро; но мы знаем волю Его и делаем зло. Бог повелел нам быть добродетельными, чтобы мы исполняли то, что праведно и что благоугодно Ему; но мы любим нечестие. Дал нам богатство, чтобы мы оказывали вспоможение бедным; но мы, имея богатство, угнетаем бедных. Дал нам власть и силу, чтобы мы защищали гонимых невинно; но мы не защищаем, а сами более гоним их. Никто не ходит путем заповедей Божиих. Изсякла любовь и ненависть умножила плод свой. Искренность почитается за ничто, и везде видно притворство. Смирение сделалось постыднымь, гордость – почтенною. Истина изгнана, и ложь царствует на земле. О глубина богатства, благости и долготерпения Божия! Бог долго терпит наши беззакония и не мстит нам. Он умеряет гнев свой не потому, чтобы не мог тотчас наказать нас; но потому что, как милосердый Отец, ожидает нашего покаяния и обращения к Его милосердию. Ибо не смерти, но раскаяния грешника хочет Бог. И велика ли наша сила, что мы противимся силе Божией? Подул на нас ветр, и мы посохли: поднялась буря, и разсеяла нас, как мелкия прутья. Чем может гордиться земля и пепел?
He будем думать, что по смерти обратимся в ничто, и что после земной жизни не будет никакого суда. Нет, по смерти будет воскресение мертвых, и мы будем судимы Богом, который воздаст каждому по делам его. Итак не будем обманывать самих себя, не будем жить на подобие безсловесных животных. Если нет воскресения, нет и смерти. Если же будет воскресение, будет и суд. Ибо кто определил человеку смерть, тот обещал сделать и суд. Если Бог справедлив в первом случае: то не может обмануть и в последнем. Чтó для человека удобнее сделать? Старый ли дом разрушить и из вещества его вновь построить тот же дом, или приготовить новое вещество и построить новый дом? Итак если Бог произвел из ничего землю, из которой создан человек: то не с большею ли удобностию может возсоздать в первый образ того же человека, умершаго и обратившагося в землю? Бог в делах своих не чувствует никаких затруднений. Его дело есть Его слово; слово же Его есть мысль Его. <…>Как сила и могущество Божие непостижимы, так и дела Его. И как премудрость Его неизмерима, так и «пути Его неизследовани» (Рим.11:33). И так оставим неверие. Будем опасаться, чтобы не подвергнуться осуждению более за неверие, нежели за худыя дела. Худыя дела проистекают иногда от нашей слабости: напротив источник неверия всегда есть безразсудность и дерзость. Но безразсудный и дерзкий едва ли способен к какому нибудь доброму делу. И так пока имеем время, позаботимся о себе самих, и постараемся умилостивить Бога о грехах наших, чтобы Он не повелел связать нам руки и ноги и ввергнуть во тьму кромешнюю, где «плачь и скрежет зубов» (Мф.13:42). Плачь что иное означает, если не жестокость страшных мучений? Скрежет зубов что иное показывает, если не позднее раскаяние о соделанных грехах? Ибо тогда только мы начнем негодовать на самих себя и с скрежетом зубов укорять себя, когда уже не будет времени для раскаяния, и надежды на освобождение. Итак, если Мы в краткое время сей жизни можем служить Богу и предохранить себя от геенны и вечных мучений, то для чего нерадим и презираем заповеди Божии, для чего следуем злым своим похотям, и делаемся достойными вечнаго наказания? Бог наш великий, человеколюбивый, «богатый в милости» (Еф.2:4), и сильный в делах своих, Сам укрепит нашу слабость, Сам «сокрушит сатану под ноги наша вскоре» (Рим.16:20), и даст нам силу и духовный разум, чтобы мы в остающееся для нас время служили Ему истинно и верно, и обрели милость Его в страшный день суда Его. Аминь.
Изречения святого Антония
- Не попадёт в рай тот, кого не искушали. Отними искушение — и никто не обретёт спасения.
- Не будь жаден и падок на пищу, чтоб не возобновились в тебе прежние грехи твои.
- Спи мало и в меру, и Ангелы посетят тебя.
- Не считай себя мудрым: иначе гордостию вознесется душа твоя, и ты впадешь в руки врагов твоих.
- Гордость и высокоумие низвергли диавола с неба в преисподнюю, — смирение и кротость возносят человека с земли на небо.
- Ежедневно умирай, чтоб жить вечно: потому что боящийся Бога жив будет во веки.
- Если увидишь, что брат впал в грех, то не соблазнись на него, не презирай и не осуждай его; иначе впадешь в руки врагов твоих.
- Люби смирение; оно покроет все грехи твои.
- Молитва, совершаемая с небрежением и леностию — празднословие.
- Непрестанно бодрствуй над собою, чтобы не быть обольщенным и сведенным в заблуждение, чтоб тебе не впасть в леность и нерадение, чтоб не быть отверженным в будущем веке. Горе ленивым! приблизился конец их и некому помочь им, нет им надежды спасения.
http://ussur-nikola.cerkov.ru/prepodobnyj-antonij-velikij
«Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5:8)
Шестая заповедь блаженства показывает очень важную вещь — чистота делает человека способным видеть Бога: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5:8). Конечно, речь идет не просто о чистоте как отсутствии грязи, а о чистоте сердца. Сердечная чистота обычно подразумевает искренность, открытость. Есть даже такое слово — «чистосердечие».
Слово «сердце» также всем нам знакомо. И не как один из жизненно важных органов человеческого тела, а как средоточие чувств и эмоций. Мы «любим всем сердцем», от избытка радости сердце может «рваться из груди». А бывает и так, что сердце «переполняется гневом». От того, что в нашем сердце, зависит наше состояние, отношение к окружающим нас людям.
Христос учит тому, что сердце человеческое должно быть чистым. Важна не внешняя чистота, а именно внутренняя. В другом месте Евангелия от Матфея
Господь отвечает на обвинение в том, что Его ученики не умывают рук своих, когда едят хлеб (Мф. 15:2). Среди фарисеев — ревнителей закона — практика омовений считалась очень важной, хотя основание этой традиции лежало не в самом законе Моисеевом, а в преданиях старцев. Слова Христа поразительны: «Входящее в уста проходит в чрево и извергается вон, а исходящее из уст — из сердца исходит, сие оскверняет человека, ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления — это оскверняет человека; а есть неумытыми руками — не оскверняет человека» (Мф. 15:17–20). В чем смысл
этих слов? Христос не пренебрегает гигиеной. Он говорит о том, что мытье рук перед едой не делает человека внутренне чистым, так же как немытые руки не делают нас внутренне или духовно нечистыми, скверными. Оскверняют человека прежде всего нечистые помыслы, которые гнездятся там, где следует пребывать таким добродетелям, как любовь, милосердие, кротость. Вспомним главную заповедь: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим» (Мф. 22:37). Вот то, чем должно быть наполнено или, лучше, чем должно жить наше сердце. Так средоточие наших чувств, наш жизненно важный духовный орган (по аналогии с сердцем телесным) должен жить любовью к Богу, передавая этот импульс всему: душе, разуму, чувствам.
Но если сердце живет противоположным — злобой, вожделением, завистью, то любви уже не остается места. Вот чем действительно оскверняется человек. Это и есть та скверна греховная, от которой мы можем омыться через покаяние. Настоящая духовная чистота — это чистота внутренняя. Чистота внешняя может быть обманчива. Мы привыкли гнаться именно за внешним. А ведь порой внешняя чистота становится ширмой для внутренней скверны, так или иначе, но проявляющейся вовне.
Шестая заповедь блаженства учит нас тому, что нравственная жизнь христианина сосредоточена на жизни внутренней, потому что от нее зависит и внешнее состояние. Иначе некоторые из заповедей выглядели бы, как минимум, странно. Например, не убивай (Исх. 20:13) и не прелюбодействуй (Исх. 20:14). Каждый ли человек способен на убийство или супружескую измену? И хорошо, что далеко не каждый. Хорошо, что есть сдерживающая нас совесть. Но тогда зачем же даны эти заповеди и разве мало других зол, на которые можно было бы указать «не делай»? Господь Иисус Христос отвечает на это: «Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака» («пустой человек»), подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной» (Мф. 5: 21–22). Заповедь «не убивай» нарушает уже тот, кто допускает в свое сердце раздражение, гнев и злобу, тот, кто оскорбляет другого, а ведь убить можно и словом. Затем Господь говорит: «Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем. Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну. И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну» (Мф. 5:27-30). Эти слова не означают, что нужно действительно вырвать себе глаза и отсечь руки. Прежде всего нужно отсечь, отогнать от себя нечистые помыслы — мысли, соглашаясь с которыми мы переходим и к греховным поступкам. Чистота сердца — это отсутствие в сердце, душе и разуме всего того, что отдаляет нас от Бога.
Но что подразумевает окончание заповеди — «Бога узрят»? Узреть — значит увидеть. Как можно увидеть Бога, и что это означает? Ведь в Евангелии от Иоанна сказано, что Бога не видел никто никогда (Ин. 1:18). Противоречие? Нет, потому что затем евангелист Иоанн добавляет: «Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин. 1: 18). Сын Божий, ставший человеком, являет нам Бога, делает нас способными увидеть Бога. Слово «видеть», или «узреть», как и слово «сердце», несет духовный смысл. Вообще, в Священном Писании видеть зачастую означает «целостно познавать, видеть духовными очами». Душа, запятнанная, оскверненная грехами, не может увидеть или познать Бога. Только очистившись от скверн, мы становимся способными к познанию. Ведь иногда даже в обычной жизни мы можем прозреть: увидеть что-то таким, каково оно на самом деле, правильно понять и оценить ситуацию. Нечто подобное происходит и в жизни духовной: чистое сердце прозревает и видит Бога, познает Его, наполняется Его любовью. Великий русский подвижник и святой XX века, преподобный Силуан Афонский учил: «Чтобы познать Господа, не надо иметь ни богатства, ни учености, но надо быть послушливым и воздержанным, иметь смиренный дух и любить ближнего, и Господь возлюбит такую душу, и Сам явит Себя душе, и будет учить ее любви и смирению, и все полезное даст ей, чтобы обрела она покой в Боге», и, «сколько бы мы ни учились, все равно невозможно познать Господа, если не будем жить по Его заповедям».
Все добродетели, о которых Христос говорил в предыдущих заповедях блаженства, становятся составляющими, которые готовят человека к «видению Бога». Парадоксально то, что можно многое знать о Боге, можно прочитать все Священное Писание и творения святых отцов Церкви, но при этом не узреть Бога, не познать Его сердцем и душой. Познание Бога не сводится к накоплению информации. Познание Бога — это путь всей жизни христианина. При этом Сам Бог выходит нам навстречу. Главное — не пройти мимо.
http://www.diveevo.ru/2/0/1/4034
Мудрость
Один военачальник решил свергнуть своего правителя. Написал он письма к известным ему царским недоброжелателям, подстрекая их к мятежу. Но заговорщик вскоре был убит своими воинами, не желавшими идти против правителя, а письма те доставили царю. Узнав, что это за письма, царь приказал их тут же сжечь, не распечатывая. На вопрос удивлённых придворных, почему он не воспользовался случаем, чтобы узнать своих противников, царь ответил: «Они не любят меня, но не совершили преступлений. Ненависть же в душе правителя страны разрушительнее заговора».
Почему мы не святые? Не хотим
О человеке, о его падшей природе, его греховности и о стоящей перед ним задаче преодолеть грех, изменить себя к лучшему, уподобиться Богу и спастись для вечности беседа с игуменом Нектарием (Морозовым).
Игумен Нектарий (Морозов)
— Скажите, отец Нектарий, с точки зрения Церкви — почему человек становится таким… каким становится? Свободны ли мы — выбрать, определить, сделать, как говорится, себя? Есть ведь еще и обстоятельства нашего рождения, качество полученного нами воспитания — то, что от нас не зависит…
— Богом человеку дана свободная воля, и каким человек станет — зависит от его личного выбора. Влияет на формирование личности многое, но определяет человека — собственное произволение, и ничего более. Человек не есть детерминированное существо. Он существо свободное. Достаточно примеров можно привести, когда человек рос в совершенно аморальной среде, в среде, где, казалось бы, только бандитом и можно вырасти, а вырос очень приличным и порядочным человеком. Бывает и наоборот: рос, кажется, как цветок в оранжерее, а вырос человеком непорядочным и нехорошим. Любое воспитательное воздействие — мягкое ли, жесткое — предполагает ответную реакцию воспитуемого. Ребенку говорят добрые, правильные слова, но услышит ли он эти слова, примет ли их — это зависит от него самого.
— Да, и ведь как часто бывает, что от суровых, даже жестоких наказаний человек — ребенок ли, подросток, взрослый — не исправляется, напротив, становится хуже. Значит, человек свободен даже под ударами — в буквальном или переносном смысле этого слова… Но ведь есть еще и воля Божия о человеке. Как бы Его план относительно конкретной личности.
— Этот план для всех один, и если бы мы его выполняли, мы все были бы святыми. Совершенно очевидно, что большинство людей не являются святыми и не исполняют волю Божию о себе. План Бога о человеке не определяет его — человека определяет лишь его свободный выбор. Да, благодать Божия влечет человека к добру. Но есть масса людей, в жизни которых это влияние благодати совершенно не просматривается. На человека влияет среда, но, как уже сказано, есть много людей, которые превозмогают влияние среды и живут вопреки этому влиянию. На человека многое влияет, но жизнь неопровержимо свидетельствует: решает все собственное волеизъявление человека.
— Но жития некоторых святых говорят, что их святость была Богом предрешена, предопределена: знаки этой предопределенности присутствуют во младенчестве святого. Значит, кому-то дано, а кому-то нет?
— На вопрос о предопределении очень хорошо отвечает преподобный Максим Исповедник. Он пишет, что предопределение основывается на предвидении Богом свободного произволения человека, выбора, который человек сам в будущем сделает. Почему Господь таким дивным образом Марию Египетскую обратил от греха к покаянию? Ведь не всех Он так обращает. Потому что не каждый человек, обратившись, идет до конца, как эта удивительная женщина. Господь провидел, предвидел все, что в ней есть, все, что в ней потом откроется.
Почему некоторым людям можно дать что-то авансом, а другим нельзя? Потому что один человек этот аванс во благо использует, а другой и себя погубит этим авансом, и окружающих. То же и здесь. Если мы, когда что-либо предпринимаем, можем основываться только на прошлом и настоящем, то Господь основывается и на будущем тоже. Поэтому то, что мы можем назвать Божиим предопределением о человеке, — не есть что-то внешнее по отношению к нему и ему навязанное. Это то, что вырастает из самого человека. Как говорили святые отцы: древо креста, который несет человек, выросло на почве его сердца. Так и Божие предопределение о человеке выросло на его личностной почве.
— Итак, каждый из нас — творец своей жизни и судьбы, это не красивая фраза, а реальность?
— Конечно реальность. Бог уже все дал нам. А мы либо пользуемся этим, либо не пользуемся или пользуемся неправильно. После того как Он нам все дал, все остальное зависит только от нас.
— Но ведь это совсем не легкий труд — творить себя. То есть, по сути, — изменять себя к лучшему. Пытаясь это делать, мы сталкиваемся с такими преградами, терпим такие поражения… Как добиться успеха, как на самом деле стать другим?
— Прежде чем задать вопрос, как стать другим, нужно задать вопрос, зачем человеку становиться другим. Абсолютное большинство людей совершенно не задумываются о том, что им нужно стать какими-то другими. Если вы попытаетесь объяснить человеку, что ему нужно измениться, он скажет — зачем, я вполне сам себя устраиваю. Но мы не просто о человеке здесь должны говорить, мы должны говорить о христианине. Как, каким образом христианин приходит к тому, что ему нужно сделаться другим? Он уверовал, крестился, пришел в Церковь. Он читает Евангелие и из него узнает, каким христианин должен быть. Иными словами — каким должен быть человек по замыслу, по воле сотворившего его Бога. Если человек действительно верит в Бога и хочет стать учеником Христовым — а если он пришел в Церковь, значит, такое желание у него все же есть, — то он должен стать таким человеком, о котором говорится в Евангелии. Евангельские заповеди для него должны стать — не внешним чем-то по отношению к его жизни, не набором запретов — написано, значит, нужно исполнять, если не исполню, будет плохо, — нет, а чем-то, что проникает в самую глубину его сердца, что становится подлинной его жизнью и природой.
— Боюсь, что не я одна, многие наши читатели здесь, в этом месте, скажут: «А вот у меня не так было. Я еще не пришел (не пришла) к вере, далек был от Церкви; я просто рос, учился, двигался по жизни. И о том, что мне необходимо измениться, мне сообщало не Евангелие, нет, а мои неудачи, мои конфликты с людьми, многие печальные, а подчас и постыдные события в моей жизни. Именно они заставляли меня задуматься: что-то во мне не то, как-то не так я живу и действую. А Евангелие я открыл уже потом — бессознательно ища, помимо многого другого, еще и ответа на вопрос об источнике моих несчастий».
— Бог никогда человека не оставляет, Он с ним с момента его рождения; и, если человек не пришел еще в Его Церковь, Бог говорит с ним на ином языке, иначе помогает человеку увидеть его греховность. Но только в Церкви человек может получить ответ на вопрос о причине греха, только в ней этот процесс — узнавания себя и изменения к лучшему — может продолжиться и привести ко спасению.
— Но вот человек пришел в Церковь, он по-настоящему открыл Евангелие и осознал, что ему необходимо измениться; но ведь это только начало пути?
— Это начало борьбы — той, о которой говорит апостол Павел: желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю (Рим. 7:18–19). Человек обнаруживает в себе тот закон, о котором апостол говорит чуть ниже: по внутреннему человеку нахожу удовольствие в Законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником (Рим. 7:22–23). И эту борьбу человек наблюдает в себе. Он видит, насколько это хорошо — быть настоящим христианином, жить по евангельским заповедям, но в то же время не может таким быть и так жить. Тогда-то человек и понимает, что ему предстоит очень долгий и сложный путь изменения себя. Для того, чтобы он мог сказать о себе словами того же апостола Павла: подражайте мне, как я Христу (1 Кор. 4:16).
Человек хочет измениться — не просто потому, что его извне к этому обязали. А потому, что это его внутренняя потребность. Ведь семя любви к Богу, оно в сердце человека всеяно изначально, а когда оно начинает прорастать, человек чувствует тоску по Богу, боль от удаленности от Него. И начинает искать путь к Богу — не только сознательно, обдумывая, анализируя свою жизнь, но даже и на подсознательном уровне пытается изменить что-то в себе самом, устранить препятствие меж ним и Творцом.
Безусловно, здесь действует благодать Божия; она человека ведет, она подсказывает ему, учит его. Но результат зависит от произволения человека, от того, насколько он будет последователен, постоянен. Насколько он сможет быть по отношению к самому себе жестким, даже жестоким. К себе в данном случае означает — к ветхому человеку, которого для жизни человека нового приходится так или иначе умерщвлять.
— Ветхий человек — это человек не преображенный?
— Это человек, который на Бога не похож. И именно поэтому он не чувствует того единения с Богом, о котором пишут святые отцы и которое является самым центром, самым средоточием христианской жизни, — хотя и пытается жить церковной жизнью, молиться. Причина именно в том, что этот человек не такой, как Бог.
— Но разве человек может быть подобен Богу?
— Странно звучит? Но ведь мы должны понимать: общение с Богом для человека становится возможным лишь тогда, когда он становится на путь богоуподобления. Не в безначальности, конечно, он может быть Ему подобен, не во всесилии. А в том, о чем неоднократно сказано в Евангелии: будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6:36); будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф. 5:48); научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим (ср.: Мф. 11:29). Спаситель показал то, в чем человек может Богу уподобляться. Не в тех Его Божественных свойствах, к которым человек как существо ограниченное причастен быть не может, но именно в любви, смирении, кротости.
А пока человек не таков, его непохожесть на Бога, чуждость Ему по духу становится препятствием к богообщению. Как говорит апостол: Если же кто Духа Христова не имеет, тот [и] не Его (Рим. 8:9). Такой человек остается для Бога внешним, и Бог для него остается внешним. Как бы ни хотел Господь, чтоб каждый человек был к Нему максимально близок, но вот эта непохожесть, она порой стоит как стена.
Игумен Нектарий (Морозов)
http://www.diveevo.ru/2/0/1/4043
Три дерева
Давным-давно росли в лесу три дерева. Первое дерево мечтало о золоте и бриллиантах. Оно хотело, чтобы из него сделали сундук и хранили в нем величайшие сокровища мира.Второе дерево мечтало о далеких городах и странах. Оно хотело, чтобы из него построили корабль, на котором бороздили бы моря и океаны гордые адмиралы.
Третье дерево хотело вырасти большим-пребольшим, чтобы стоять на вершине горы и указывать людям путь к Богу.
И вот в лесу появились три дровосека.
Один из них подошел к первому дереву и сказал: «Вот дерево, которое я давно ищу». И срубил его.
Другой дровосек подошел ко второму дереву и сказал: «Вот именно то, что мне нужно». И срубил его.
Третий дровосек сказал: «А мне все равно, какое дерево рубить». И срубил третье дерево.
Когда из первого дерева стали мастерить ящик, оно подумало, что мечты сбываются. Но когда крестьянин стал хранить в нем сено для скота, дерево поняло, что судьба сыграла над ним злую шутку.
Мечты второго дерева тоже не сбылись. Из него сделали лодку, которая стала плавать по озеру, и дерево поняло, что далеких чудесных стран ему не увидать.
Третьему дереву не повезло больше всех. Его просто положили на какой-то склад и надолго забыли.
Шли годы, и однажды в хлеву крестьянина остановилась семья, которой не нашлось места в гостинице. Ночью женщина родила Младенца, Которого положили в ящик с сеном. И дерево вдруг поняло, что вместило в себя величайшее сокровище мира.
А лодка плыла по озеру, и вдруг поднялась сильная буря. Рыбаки очень испугались, но Учитель, спавший на корме, проснулся и запретил ветру и волнам. И буря утихла. И дерево поняло, что много есть на свете городов и стран, но нигде не случалось такого чуда.
А третье дерево достали со склада и водрузили на окровавленную спину Человека, Который вынес дерево на вершину горы, где был прибит к нему гвоздями и умер, и воскрес. И дерево это навсегда осталось связанным с Ним. Оно навеки на вершине Голгофы указывает нам путь к Господу.
http://www.diveevo.ru/2/0/1/4057
Православный Календарь с 25 Января 2015 г. по 31 Января 2015 г.
Воскресенье, 25 Января 2015 года. Неделя 33-я по Пятидесятнице.
Неделя по Богоявлении. Попразднство Богоявления. Мц. Татианы и с нею в Риме пострадавших (226-235). Свт. Саввы, архиеп. Сербского (1237).Прп. Мартиниана и Галактиона Белоезерских (1483). Мч. Петра Авессаломита (309-310). Мч. Мертия (284-305). Прп. Евпраксии Тавенисской (393). Икон Божией Матери, именуемых "Акафистная" и "Млекопитательница".
Понедельник, 26 Января 2015 года. Седмица 34-я по Пятидесятнице.
Попразднство Богоявления. Мчч. Ермила и Стратоника (ок. 315). Прп. Иринарха, затворника Ростовского (1616). Прп. Елеазара Анзерского (1656).Мч. Петра Анийского (309-310). Прп. Иакова, еп. Низибийского (350). Прп. Максима Капсокаливита, Афонского (Греч.). Мч. Афанасия
Вторник, 27 Января 2015 года.
Отдание праздника Богоявления. Прпп. отцев, в Синае и Раифе избиенных: Исаии, Саввы, Моисея и ученика его Моисея, Иеремии, Павла, Адама, Сергия, Домна, Прокла, Ипатия, Исаака, Макария, Марка, Вениамина, Евсевия, Илии и иных с ними (IV-V). Равноап. Нины, просветительницы Грузии (335). Прп. Иосифа Аналитина Раифского (IV). Прп. Феодула, сына прп. Нила Синайского (V). Прп. Стефана (VIII). Мч. Агнии девы.
Среда, 28 Января 2015 года.
Прпп. Павла Фивейского (341) и Иоанна Кущника (V). Прмч. Пансофия (249-251). Прпп. Прохора (X) и Гавриила (XI) (Серб.).
Четверг, 29 Января 2015 года.
Поклонение честным веригам ап. Петра. Блаж. Максима, иерея Тотемского (1650). Мчч. Спевсиппа, Елевсиппа, Мелевсиппа, бабки их Леониллы и с ними Неона, Турвона и Иовиллы (161-180). Мч. Данакта чтеца (II). Прп. Ромила, ученика св. Григория Синайского и с ним свв. Нестора, Мартина, Даниила, Сисоя, Зосимы и Григория (Греч.). Новосщмч. Дамаскина Хилендарского (Греч.).
Пятница, 30 Января 2015 года.
Прп. Антония Великого (356). Св. царя Феодосия Прп. Антония Дымского (ок. 1224). Прп. Антония Черноезерского (XVI). Прп. Антония Краснохолмского, монаха. Прп. Антония Римлянина, Новгородского. Прп. Антония Нового, из Верии Македонской (Греч.). Прп. Ахилы, исп. отшельника Египетского.
Суббота, 31 Января 2015 года.
Свтт. Афанасия (373) и Кирилла (444), архиепископов Александрийских. Прпп. схимонаха Кирилла и схимонахини Марии (ок. 1337), родителей прп. Сергия Радонежского. Прп. Афанасия Сянжемского, Вологодского (ок. 1550).Прп. Афанасия Новолоцкого (XVI-XVII). Прп. Маркиана Кирского (ок. 388). Мч. Ксении. Свят. Максима, архиепископа Сербии, (Серб.). Прп. Сильвана Палестинского, монаха.
Святая Равноапостольная Нина, моли Бога о нас!