32 неделя по Пятидесятнице, Крещение (18-01-2015)
Крещение Господне
Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя: и Дух в виде голубине извествоваше словесе утверждение: явлейся, Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе.
Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в праздник
Крещения Господня
Всех вас, дорогие владыки, отцы, братья и сестры, сердечно поздравляю с великим двунадесятым праздником Богоявления Господня.
«Ныне явилась благодать Божия» (ср. Тит. 2:11), — говорит в послании к ученику своему апостол Павел. И неслучайны эти слова, потому что благодать Божия через рождение, крещение, жизнь, страдания, смерть и воскресение Спасителя низведена на род человеческий. Под благодатью мы подразумеваем часть Божественной жизни, Его силу и Его энергию — эта самая Божественная энергия и снизошла на род человеческий через Господа Иисуса Христа.
Мы знаем, что и до пришествия в мир Спасителя благодать Божия выборочно, по молитвам особо вдохновенных мужей, по неизреченному Божественному промыслу отображалась даже на материальных предметах. Известно, что именно так был облагодатствован жезл Аарона, брата Моисея: он расцвел, став для еврейского народа, спасающегося бегством из Египта, символом и знаком, что особая сила Божия почивает на Моисее и Аароне (Числ. 17). А разве не была явлением Божией благодати манна, которой питался род избранный в течение сорока лет путешествия по пустыне (Исх. 16:35)? И когда по велению Божиему была создан первый ветхозаветный храм — скиния, во святая святых, в особое отделение скинии, был помещен ковчег завета, где хранились манна, ниспосланная с неба, и расцветший жезл Аарона (Евр. 9:4).
И Ветхий Завет, и особенно Завет Новый исполнены множеством ярких примеров того, как благодать Божия, Божественная энергия, которая питает всю вселенную, но в первую очередь обращена к людям, нисходила на людей через посредство предметов. Так получали исцеление те, кто лишь прикасался к краю одежды Спасителя (см. Мф.9:20-23). Исцелялись те, на кого падала тень проходившего апостола Петра (см. Деян.5:15). Исцелялись от прикосновения платков (см. Деян.19:12), частиц одежды, исцелялись посредством других физических предметов, в том числе водой, ведь именно так еще при пророке и Предтече Крестителе Иоанне от греховной скверны в водах Иордана освящались люди.
Другими словами, в нашем мире и в нашей жизни все взаимосвязано — духовное и материальное, и мы знаем точно, что без Божественного начала и Божественной силы не может существовать материальный мир. Господь посылает Свою благодать на всё — на весь космос, на живое и на неживое, но особым образом Он направляет Свою благодать на предметы, связанные с религиозным опытом людей. Мы знаем о существовании чудотворных икон, мы знаем о существовании чудотворных предметов. И сегодня мы все с вами были соучастниками таинства великого освящения воды, когда вода — физический предмет, химическая субстанция — пронизывается благодатью Божиею, не теряя своих материальных свойств, но обретая особое духовное свойство. Другими словами, весь многотысячелетний религиозный опыт людей свидетельствует о том, что Божественная сила действует не только непосредственно на сознание, ум, волю или физические силы человека, но и передается через предметы, которые Богом избираются для того, чтобы быть хранилищами и раздаятелями благодати…
Много чего было за две тысячи лет христианской истории. Мы сегодня живем в трудное время, хотя легких времен никогда не бывало. И нашим христианским ответом на все то, что пытается поколебать нашу веру, должна быть глубочайшая убежденность в правоте слова Божиего, в правоте христианской традиции, в правоте того сокровища веры и благочестия, которое хранится в Церкви и прикасаясь к которому мы способны изменить свою жизнь к лучшему.
Я поздравляю всех вас, мои дорогие, с великим праздником. Радуюсь тому, как много людей посещает в этот день храмы, как люди, еще вчера невоцерковленные, ныне, не боясь морозов, окунаются в крещенскую купель. Для кого-то и это может показаться неразумным, но скажите тем, кто совершает этот подвиг, что это неразумно, и они ответят вам простыми словами, некоторые из которых мы услышали вчера и сегодня через средства массовой информации. Знаем, что подлинный религиозный опыт человека — это и есть основание его веры. Дай Бог, чтобы вера православная всегда хранилась в нашем народе, чтобы никакие соблазны и хитросплетения не делали эту веру слабее, чтобы по вере обретали мы дар благодати, в том числе тот, который имеем сегодня, в день Богоявления Господня, через святую воду. Аминь.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
http://www.patriarchia.ru/db/text/3529114.html
Крещенский сочельник: очистит ли нас святая вода?
Христианство — это жизнь, а не настроение. Оно касается всех сторон нашей жизни. Ошибаются те, кто видит духовную жизнь в каких-то своих отвлеченных чувствах. Духовная жизнь проявляется не в чувствах, а в наших поступках, совершаемых нами каждый день с утра и до вечера в тех самых условиях, которые нас окружают.
Само Крещение Господне тоже происходило в конкретных условиях и обстоятельствах. А до этого вышел на проповедь покаяния Иоанн Креститель, и евангелист Лука в подробностях описывает, когда именно это было. Был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне, и не когда-нибудь, а именно в пятнадцатый год правления Тиверия Кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее, Ирод был четвертовластником в Галилее, Филипп, брат его, четвертовластником в Итурее и Трахонитской области, а Лисаний четвертовластником в Авилинее, при первосвященниках Анне и Каиафе.
Мы мало знаем, что собой представлял Тиберий Кесарь, кто такой Лисаний и что такое Авилинея, зато из этого описания мы точно знаем, что у Израильского народа дела были плохи. Святая земля была завоевана римлянами, своей государственности иудеев лишили, и само это деление страны на четыре части было искусственно навязано оккупантами. Они же и меняли по своему произволу первосвященников. И все это было попущено Богом за грехи народа.
Тогда-то и проходил Иоанн Креститель по всей окрестной стране Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов, как написано в книге слов пророка Исаии, который говорит: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему; всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими; и узрит всякая плоть спасение Божие.
И его проповедь покаяния тоже была обращена к конкретным людям и призывала их к вполне конкретным делам. Народу, который к нему приходил креститься, Иоанн… говорил: порождения ехиднины! Кто внушил вам бежать от будущего гнева? Как бы так он их спрашивает — «искренне вы каетесь, или лицемерно? Вы на самом деле намерены что-то менять в своей жизни, или хотите совершить какой-то новый обряд, чтобы ничего другого не делать — и войти в рай?» И дальше он говорит им: Сотворите же достойные плоды покаяния и не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам, ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму. Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь.
Это — про нас.
Мы говорим в себе: «Мы — русские, мы — православные». Но если мы достойных плодов покаяния не принесем, не поможет нам ни то, ни другое: не будет доброго плода — не помогут ни заслуги предков, ни христианское имя и звание. И спрашивал его народ: что же нам делать? Он сказал им в ответ: у кого две одежды, тот дай нищему, и у кого есть пища, делай то же. Перевожу: «Умейте довольствоваться необходимым, а остальным умейте делиться».
Пришли и мытари креститься и сказали ему: учитель! что нам делать? Он отвечал им: ничего не требуйте более определенного вам. Мытари — самая презренная была профессия: они собирали налоги в пользу оккупантов. Но, оказывается, и у них была возможность жить по совести, — только не так роскошно. Спрашивали его также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованием. А воины были оккупантами в чужой стране. Оказывается, и у них была возможность поступать по совести, — только надо было умерить свои денежные запросы, не быть карьеристами и не ходить по головам других людей.
Но все это не ради самих себя он призывал их делать, не ради какой-то своей личной праведности. Все, что не ради Бога делается, не ради Высшей Истины, которая от Него, и в Нем, и к Нему возвращается — все это напрасно. Никакая праведность без Бога нас не спасет, и никакое человеческое достоинство в ком-либо нам Бога не заменит.
И вот, когда народ был в ожидании, и все помышляли в сердцах своих об Иоанне, не Христос ли он, — Иоанн всем отвечал: я крещу вас водою, но идет Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем. Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу в житницу Свою, а солому сожжет огнем неугасимым. Пшеница — это те, кто из любви к Богу с верой в Христа принесут Ему добрый плод, — они и войдут в Царство Небесное, а солома — те, кто плода Богу не принесут, — пойдут в ад, и там будут гореть.
Сотворим же плоды покаяния, к которым всех призывал Иоанн Креститель, — а что это значит, говорит нам апостол Павел: Отвергнув ложь, говорите каждый истину ближнему своему… Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем… Кто крал, вперед не кради, а лучше трудись, делая своими руками полезное… Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе… Всякое раздражение, и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас; но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас (Ефес. 4, 25-32).
Сегодня все берут домой Крещенскую воду. И хорошо это, и правильно, но только если мы не будем стараться себя изменить для Бога, святая вода тоже нас не изменит. Все святыни, которые Господь дал Своей Церкви, тогда будут для нас источником духовных сил, когда мы сами возьмемся за дело. Конец любого дела — от Бога, начало — от нас. Положим в своих делах перед Богом доброе начало, — и будет им добрый конец. Аминь.
Священник Михаил Немнонов
http://www.pravmir.ru/kreshhenskij-sochelnik
Вода святая, вода крещенская: мифы и суеверия
Если Бог освящает все водное естество на земле 19 января, зачем тогда священник освящает воду в этот день?
Мы знаем, что освящается и становится святой та вода, над которой совершается специальный молитвенный чин – мнение о том, что в этот день освящаются ВСЕ воды основано на расширительном толковании некоторых выражений из службы праздника Богоявления и не является частью православного вероучения. Кроме того, подумайте логически – если освящаются все воды, то они освящаются везде, в том числе и в местах скверных и нечистых. Спросите себя – как может Господь попустить Святому Духу действовать в нечистотах?
С уважением, свящ. Алексий Колосов
Подскажите пожалуйста, в который день брать святую воду, 18 или 19 января?
Освящение воды совершается по одному чину (одинаково) и 18, и 19 января. Поэтому нет разницы, когда Вы возьмете воду — 18 или 19 января, и та и другая вода является крещенской.
С уважением, священник Александр Ильяшенко
Иоанн Креститель совершал обряд, называемый «крещением». Но само понятие креста, как символа христианства, от которого, как мне кажется, происходит слово «крещение», пришло с распятием Христа, то есть позднее самой смерти Иоанна Крестителя. Тогда почему у Иоанна было «крещение», а не, к примеру, «омовение»?
В греческом тексте Евангелий Крещение обозначено глаголом «баптизо» — погружать, а в первом значении – хоронить. Это вполне соответствует контексту и смыслу действий Иоанна Крестителя. Термин «Крещение» возник при собственно славянском переводе Евангелий, когда такое специфическое действие было свойственно, прежде всего, христианству. Однако точных сведений об истории данного термина мне найти не удалось. Весьма вероятно, что Таинство Крещения пришло в славянский мир раньше, чем термин для него. Возможно, именно поэтому был избран именно такой термин, как более наглядно объясняющий то, что происходило на Иордане, и теперь уже неразрывно связанный в представлении людей с принятием Христа. С уважением, священник Михаил Самохин.
В день Крещения Господне окунувшись в ледяную купель или облившись водой можно ли считать себя крещенным и носить крестик?
Нет, окунания в прорубь и обливания недостаточно для того, чтобы считать себя крещенным. Необходимо прийти в храм, чтобы священник совершил над Вами Таинство Крещения.
С уважением, священник Александр Ильяшенко
Добрый день! Скажите пожалуйста, а правда ли то, что если некрещеный человек придет в церковь 19 января и отстоит всю службу, то после этого он может считать себя крещенным и может носить крестик и ходить в церковь? И вообще может ли некрещеный человек ходить в церковь?
Некрещеный человек ходить в Церковь может, но участвовать в церковных Таинствах (исповеди, Причастия, венчания и др.) ему нельзя. Для того, чтобы стать крещеным необходимо, чтобы над человеком было совершено Таинство Крещения, а не присутствие на богослужении в праздник Крещения Господня. Подойдите после богослужения к священнику и скажите ему, что хотите принять Крещение. Для этого необходима Ваша вера в Господа нашего Иисуса Христа, желание жить по Его заповедям, а также некоторые знания о Православном вероучении и Православной Церкви. Священник сможет ответить на Ваши вопросы и помочь подготовиться к Таинству Крещения. Помоги Вам Господи!
С уважением, священник Александр Ильяшенко
Батюшка, у меня ребенок дочка 6 месяцев и когда я ее купаю, то в воду добавляю святую воду. А можно эту воду потом сливать или нет?
При купании дочки святую воду в ванну добавлять не надо: ведь святая вода может выливаться только в особое, не попираемое ногами, место. Лучше давайте дочке святую воду пить, а также регулярно причащайте ее Святых Христовых Таин.
С уважением, священник Александр Ильяшенко
Здравствуйте, скажите, пожалуйста, можно ли выбросить стеклянную бутылку, в которой хранилась святая вода, в мусорный бак? Если нет, то, что с ней делать?
В этой бутылке лучше и в дальнейшем хранить Святую воду, но если это не получается, тогда ее нужно высушить, а потом можно выбросить.
С уважением, священник Александр Ильяшенко.
Можно ли давать святую воду животным? если нет, то почему? Ведь они тоже твари Божьи.
В чем необходимость подачи святыни животному? Все зависит от конкретной ситуации. На основании буквального толкования слов Господа: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас».(Мф.7,6) без особой необходимости давать святыню животным не следует. В то же время в церковной практике известны случаи, когда во время мора животных они окроплялись и поились святой водой. Основания для подобного дерзновения, как видите, должны быть действительно крайне серьезными. С уважением, священник Михаил Самохин.
Обязательно ли купаться на Крещение? А если нет мороза, то будет ли купание крещенским?
В любом церковном празднике необходимо различать его смысл и сложившиеся вокруг него традиции. В празднике Крещения Господня главное – это Богоявление, это Крещение Христа Иоанном Предтечей, гласа Бога Отца с небес «Сей есть Сын мой возлюбленный» и Духа Святого, сходящего на Христа. Главное для христианина в этот день – это присутствие на церковной службе, исповедь и Причащение Святых Христовых Таин, причащение крещенской воды.
Сложившиеся традиции купания в холодных прорубях не имеют прямого отношения к самому Празднику Крещения Господня, не являются обязательными и, что особенно важно, не очищают человека от грехов, о чем, к сожалению, много говорится в СМИ.
К подобным традициям не нужно относиться как к магическим обрядам – праздник Крещения Господня празднуют православные и в жарких Африке, Америке, и в Австралии. Ведь и пальмовые ветви праздника входа Господня в Иерусалим были заменены вербами в России, а освящение виноградных лоз на Преображение Господне – благословением урожая яблок. Также и в день Крещения Господня будут освящены все воды независимо от их температуры.
Протоиерей Игорь Пчелинцев, пресс-секретарь Нижегородской епархии
Можно ли окатиться святой водой, если меня сглазила цыганка?
Святая вода – это не вода для купания, а вера в сглаз – это суеверие. Святую воду можно пить, ей можно окропиться, окропить дом, вещи. Если будете жить по заповедям Божиим, часто посещать храм для исповеди и причастия, молиться и соблюдать установленные Церковью посты, то Сам Господь будет хранить Вас от всего дурного.
С уважением, свящ. Дионисий Свечников.
Подскажите: может ли Благодать Божья уходить из святой воды и освященных предметов из-за наших грехов или это невозможно? И еще: как избавляться от злого и негативного?
Все зависит от того, как человек относится к святой воде и освященным предметам, с благоговением ли он хранит полученную святыню. Если да, то нет повода для волнения, благодать, полученная при освящении, пойдет человеку на пользу духовную и телесную. А чтобы Господь хранил от всякого зла, надо жить по заповедям Божиим.
С уважением, свящ. Дионисий Свечников.
Зачем освящают воду? Вода занимает важное место в нашей повседневной жизни. Однако она имеет и высшее значение: ей свойственна целебная сила, о чем неоднократно говорится в Священном Писании. В Новозаветное время вода служит духовному возрождению человека в жизнь новую, благодатную, очищению от грехов. В разговоре с Никодимом Христос Спаситель говорит: «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3, 5). Сам Христос в начале Своего служения принял Крещение от пророка Иоанна Предтечи в водах реки Иордан. В песнопениях службы этому празднику говорится, что Господь «очищение водою роду человеческому дарует»; «Струи освятил еси Иорданския, державу сокрушил еси греховную, Христе Боже наш…». Как освящают воду? Водоосвящение бывает малое и великое: малое совершается в течение года неоднократно (во время молебнов, совершения Таинства Крещения), а великое — только в праздник Крещения Господня (Богоявления). Водоосвящение называется великим по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием евангельского события, которое стало не только первообразом таинственного омовения грехов, но и действительным освящением самого естества воды через погружение в нее Бога во плоти. Великое водоосвящение совершается по Уставу в конце литургии, после заамвонной молитвы, в самый день Богоявления (6/19 января), а также и в навечерие Богоявления (5/18 января). В самый день Богоявления водоосвящение совершается с торжественным крестным ходом к источникам воды, известным под названием «хода на Иордан». Как пользоваться святой водой? Применение святой воды в повседневной жизни православного христианина достаточно многоразлично. К примеру, ее употребляют натощак в небольших количествах, обычно вместе с кусочком просфоры (особенно это относится к великой агиасме (воде, освященной накануне и в самый день праздника Крещения Господня), кропят свое жилище. Особенным свойством святой воды является то, что, добавленная даже в небольшом количестве к воде обычной, она сообщает благодатные свойства и ей, поэтому в случае нехватки святой воды ее можно разбавить простой. Нельзя забывать, что освященная вода – это церковная святыня, с которой соприкоснулась благодать Божия, и которая требует к себе благоговейного отношения. Святую воду принято употреблять с молитвой: «Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по беспредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь». Хотя и желательно — из благоговения к святыне — принимать Богоявленскую воду натощак, но по особой нужде в помощи Божией — при недугах или нападениях злых сил — пить ее можно и нужно, не колеблясь, в любое время. При благоговейном отношении святая вода остается свежей и приятной на вкус долгое время. Хранить ее следует в отдельном месте, лучше рядом с домашним иконостасом |
Екатерина Сысина
http://www.pravmir.ru/voda-svyataya
Рождественская лошадка
окончание
Девочку приютила соседка. Но и она вскоре оказалась на улице: её дом, а заодно и Алин спалили немцы. Соседка ушла к партизанам. А Алю забрал дед Георгий — колхозный сторож. У него девочка жила до осени 1942 года. Но потом стало совсем уж голодно, дед Георгий не в силах был прокормить девочку. Поэтому к зиме поселяне решили брать Алю к себе домой — по очереди. Девочка приходила в избу вечером, ночевала, её кормили — кто раз, а кто и три раза в день — чем Бог послал. Следующим вечером ночевать и столоваться Аля шла в другой дом.
А ещё в конце лета в деревню откуда-то приехали чужие люди, вселились в пустующую избу за леском, хозяйство завели. В такое-то время! Ничего плохого за пришлыми не замечали, но и хорошего никто о них не говорил.
В Сочельник из-за леска повеяло запахом пирогов. И тогда дед Георгий решил изменить установленную очерёдность.
— Вот что, внучка, — сказал он Але. — Пойди-ка ты на эту ночь к нашим новым соседям. У них-то тепло и сытно, пироги вон испекли... Чай, не обидят, праздник всё ж таки — Рождество Христово!
— Ну, и звал тебя кто сюда? Зачем пришла? Иди, иди, откуда пришла! — и хозяин захлопнул дверь прямо перед Алиным носом. Аля испугалась до слёз: так грубо с ней никто не разговаривал. Быть может, не понял этот сердитый человек, зачем она пришла. И девочка несмело стукнула кулачком в дверь:
— Дяденька, меня дед Георгий прислал… Велел передать, что сегодня ваша очередь...
— Сказал же: вон отсюда, попрошайка! Нет ничего у нас! Стучать будешь — собаку спущу. Уходи, говорю!
Зимой темнеет рано. Тропку девочка нашла с трудом: небо заволокло тяжелыми тучами, ни одна звезда сквозь них не пробивалась.
В лесу было совсем темно, и Аля заблудилась.
Плакать и кричать — бесполезно: в такую пору в лесу никого нет. Да и где бы взяла девочка сил на крик: в ней, слабенькой и худенькой, еле-еле теплилась жизнь. К тому же со вчерашнего дня она и капли воды в рот не взяла. Дед Георгий сунул было сиротке перед дорогой варёную картофелину, но она отказалась: «Не буду есть до первой звезды».
Аля присела на пенёк, развязала верёвки, держащие на её ногах огромные галоши. Полотенца, которыми были обмотаны Алины ноги, обледенели. Девочка с трудом стянула с себя эти ледяные сапоги, растёрла ноги. Что же делать? Опять натягивать? Из-под старой бабушкиной кофты, служившей ей шубой, она вытянула ветхую шаль, разорвала её пополам, обернула ноги. Вытряхнув снег из галош, Аля опять привязала их к ступням.
Сидеть было нельзя. Это Аля знала точно. Отец рассказывал, как его друг заснул на морозе и не проснулся. Но куда идти? Как искать дорогу? Девочка решила ждать рассвета, но чтобы не замерзнуть, стала подпрыгивать.
У бабушки были замечательные ходики в виде чёрного хитрого кота. «Тик!» — жёлтые глаза кота бежали влево. «Так!» — и глаза спешили направо.
«Тик!» — и Аля подпрыгивала на левой ноге. «Так!» — и Аля подпрыгивала на правой. «Тик!» — на левой. «Так!» — на правой. «Тик!» — на левой. «Так!» — на правой. Эта игра развеселила и даже согрела девочку. Но силёнок-то у Али было совсем мало, и она очень быстро устала.
Что бы ещё придумать?!
Девочка огляделась. Невдалеке стояла огромная пушистая ель. Мохнатые нижние лапки её согнулись под тяжестью шишек, получилось что-то вроде пещеры. Аля раздвинула ветви, заглянула. Снега под елью почти не было. Девочка наклонилась и воткнула озябшие пальчики в прошлогоднюю хвою. Тепло! И Аля нырнула в еловую пещерку.
«Как здесь хорошо! — подумала девочка. — Летом придём сюда с девочками, поиграем…». Аля прижалась к шероховатому стволу — стало теплее: «Скоро родится Христос… Ему-то ещё хуже было в ту ночь… А я потерплю!».
Пошёл снег. Он становился всё гуще и гуще. И вот еловая пещерка полностью покрылась снегом. Аля не знала: ночь ещё или утро наступило. Сил не было. Тело задеревенело.
— Святой Георгий, помоги! — шевельнула побелевшими губами девочка.
— Н-но, н-но! Ну что ты встала?! Н-но! Лошадушка, милая, что с тобой? Давай, моя хорошая! Уж почти на месте! Н-но!
Но напрасно дед Георгий её уговаривал. Ни с места! Снежинка — так лошадь прозвали за удивительную масть, белоснежно-молочную — упрямо стояла, повернув морду к огромной ели…
…Дед Георгий проснулся рано — будто разбудил кто. Запряг старую колхозную лошадку — до войны на ней обед на поле возили. (Немцы не тронули Снежинку: старая да тощая — толку никакого.) Тяжесть какая-то была на душе у старика: казалось, будто неладно что-то с Алюшкой. «Дай, — подумал, — съезжу за ней. Вечор всё замело. Морозище. Как возвращаться-то будет в галошах своих?!». Поехал.
А тут Снежинка встала в лесу. Уговаривал, убеждал, даже голос повышал — не помогло. И дед замёрз, и лошадь дрожит. Дрожит-то дрожит, а идти не хочет. Смотрит на ель.
Заглянул дед Георгий в глаза лошадиные, а в них тоска и слёзы катятся. Да что же это такое?! Махнул старик рукой:
— Ладно, посмотрю, что там!
С трудом дошёл до ели: так намело. Снег стал разгребать. Добрался до лап еловых. Ну и что?! Ель и ель. Ну шишки. Повернул было обратно, да Снежинка так жалобно заржала — заплакала будто. Раздвинул дед ветви:
— Господи, помилуй! Аленька!!!
В избу к деду Георгию собралась вся деревня. Старик плакал от радости и всё время повторял: «Христос с небес… Христос на земли… Пойте Господеви вся земля…».
Девочку как следует растёрли спиртом, напоили тёплым чаем, и она уснула. Решили селяне: сиротка будет жить у деда Георгия, а уж они позаботятся, чтобы Аленька нужды ни в чём не знала, а дальше — как Бог даст.
Проснулась Аля только на следующее утро — румяная, весёлая, будто и не было ничего, обняла старика:
— Дедуля, святой Георгий тебя привёл! А лошадка наша непростая — рождественская. Я слышала, как Снежинка пела «Христос раждается, славите…».
С тех пор так и стали величать Снежинку: рождественская лошадка.
Деревня, где происходили описываемые события, называется Ложголово, находится она в Ленинградской области. Храм во имя великомученика Георгия, закрытый в советские годы, ныне реставрируется, в нём идут службы.
Виктория Корхова
http://www.hram-feodosy.kiev.ua/article/4/15
Рождественские истории одного уральского монастыря
Осенью, когда пожелтевшая листва осыпала обитель, в монастырь приехали гости: мама, папа и сын лет четырнадцати. Родителям нужно было отправляться в длительную командировку, а оставить мальчика с бабушкой они боялись. Дело оказалось вот в чём: сыночек всё время проводил за компьютером, отказываясь от сна и еды. С трудом родители отправляли его в школу, а он и оттуда ухитрялся сбегать к единственной своей радости – компьютеру. На бабушку надежды не было никакой: она смотрела сериалы и жила большей частью приключениями их героев.
Вот так в обители оказался Миша – худой и долговязый, с потухшими глазами и нездоровой бледностью. Он с ужасом оглядывал далёкий от цивилизации монастырь, и в глазах его таилась недетская тоска: здесь не было любимого компьютера.
Игумен Савватий внимательно выслушал родителей, посмотрел на тоскующего Мишу и разрешил оставить мальчишку в обители на время их командировки. Школа находилась в десяти километрах, и туда уже возили двух школьников – детей иерея, жившего рядом с монастырём.
Первые два дня Миша пребывал в шоковом состоянии. На вопросы отвечал коротко и угрюмо и, видимо, вынашивал мечту о побеге. Постепенно стал оживать. А потом подружился с послушником Петром. Петя был в монастыре самым младшим, пару лет назад он окончил школу. И теперь роль наставника юношества грела ему душу. Он великодушно покровительствовал Мише, а иногда увлекался и сам резвился как мальчишка наравне с подопечным. А инок, отец Валериан, за послушание присматривал за обоими.
После уроков в поселковой школе Миша нёс послушание на конюшне и полюбил монастырскую лошадку Ягодку. Похоже, Ягодка стала первым домашним животным, которое оказалось рядом с Мишей. Ухаживал он за лошадью, к удивлению братии, с нежностью. И так они полюбились друг другу, что через пару недель Миша и Пётр по очереди лихо объезжали монастырь верхом на Ягодке, правда, под бдительным присмотром отца Валериана.
Незаметно в обитель пришла зима. А зима здесь была самой настоящей – не такой, как зима в городе. Здесь, в глуши, на Митейной горе, не было неоновых реклам и блестящих витрин, не было городской суеты и растаявшего грязного снега под ногами.
Может, поэтому звёзды в синих зимних сумерках здесь светили необычно ярко, белые тропы поражали чистотой, а тёмная зорька года освещалась только светом окон братских келий. Морозы и ветры, снега и метели стучали в двери иноков, и тогда огонь в печах трещал спокойно и ласково, соперничая с непогодой.
После послушания Миша с Петром завели обычай на санках с гор кататься. Петя, правда, смущался поначалу: такой взрослый – и санки… А увидит кто из братии… Насмешек не оберёшься. Но никто из братии и не думал смеяться над ними, и постепенно Пётр увлёкся. Накатаются они, значит, на санках и по звону колокольчика, все в снегу, румяные, весёлые, голодные, – в трапезную.
А там – хоть и пост рождественский, но всё вкусно. Монастырская пища всегда такая, даже если это постные щи или пироги на воде. Готовит братия с молитвой – вот и вкусно. Румяные шанежки картофельные или нежный пирог с капустой, уха монастырская и рыба прямо из печки по воскресным дням – дух от них такой ароматный! А потом кисель клюквенный или брусничный или чай с травами душистый, а к нему сухарики с изюмом…
Старшая братия ела понемногу; схиархимандрит Захария пару ложек щей съест да кусочек пирога отщипнёт. Даже отец Валериан, высоченный, широкоплечий, ел немного. Ну, они давно в монастыре… А Петру и Мише духовник благословил есть досыта. Они и старались.
На Рождество по традиции братия вертеп сделала. Прямо у храма посреди зимнего сугроба – ледяная пещера, освещённая фонариками, в ней деревянные ясли, в яслях настоящее сено, рядом тряпичные лошадка с осликом и, самое главное, – Пресвятая Богородица с Младенцем Христом на полотне.
Особенно хорошо было смотреть на эту пещеру вечером, когда вокруг темно и огромные звёзды ярко переливались в небе. Тогда очаг в вертепе светил особенно ласково, фонарики притягивали взгляд и разгоняли окружающую тьму.
Ещё ёлку отец Валериан из леса привёз – пушистая такая ёлочка. Миша с Петром шары и сосульки принесли из кладовки, дождик блестящий. Шары – яркие, звонкие – прямо хрустальные. Никогда бы раньше не поверил Миша, что можно ёлку с радостью украшать: это для малышей занятие… А теперь украшал и слушал, как гудит и потрескивает печь в тёплой, уютной трапезной. С кухни доносились чудесные, вкусные запахи, за окнами, покрытыми ледяным узором, стояли белоснежные деревья в инее. Тихо кружились снежинки.
Вечером отец Савватий Мишу с Петей в келью позвал. Это были самые желанные минуты. В келье у батюшки пахнет так чудесно – ладаном афонским, иконы кругом, книги. А уж как отец Савватий начнёт рассказывать про Афон, про горные тропы, про монастыри афонские…
Когда вышли из игуменской кельи, на монастырь уже спускалась синяя ночь. В небе переливались огромные звёзды. Горел огонёк в пещере Рождественского вертепа, и свет его Святых Обитателей освещал дорожку к кельям.
Остановились на минуту у снежной пещеры. Постояли. И Миша вдруг почувствовал необычную полноту жизни, такую, что невозможно передать словами. Он и не смог. Когда Пётр спросил: «Миш, ты чего примолк-то?» – только тихо сказал:
– Знаешь, Петя… А хорошо всё-таки жить на свете!
Испугался, что не поймёт друг, засмеётся, спугнёт настроение. Но Петя понял и серьёзно ответил:
– Да, брат Миша, хорошо… «Я вижу, слышу, счастлив – всё во мне…» Это Бунин, брат…
Приближалось Рождество. Ждали морозов, и после трапезы вся младшая братия возила на санях и на салазках дрова из дровяника в кельи и в трапезную, чтобы на Рождество встретить праздник и отдохнуть, не заботясь о дровах. Все в валенках, телогрейках, ушанках. Работали споро.
Возвращаясь с санками, полными дров, Пётр и Миша застыли, не доходя до кельи: навстречу им торопились Мишины родители. Выглядели они озабоченными. Прошли мимо ребят, лишь головой кивнули – поздоровались, значит.
Миша недоумевал: родители на него не обратили никакого внимания. А те подошли к дровянику, обошли всех трудящихся иноков и поспешили обратно. Вернулись к застывшим на месте Мише и Петру и остановились рядом. Мама жалобно спросила:
– Отцы иноки, вы нашего Мишеньку не видели? Мишеньку, сыночка нашего?
А папа подтверждающе закивал головой. Миша с Петей переглянулись в изумлении, а мама ещё жалобнее запричитала:
– Да что же это такое?! Отцы дорогие! Не видели ли вы сыночка нашего, Мишу?
И тут наконец к Мише вернулся дар речи. Он смущённо пробасил:
– Мам, ты чего? Это я… Миша…
Пётр внимательно посмотрел на друга: фуфайка, валенки и ушанка до бровей. Но не одежда сделала его неузнаваемым. Вместо бледного, с потухшими глазами мальчишки, приехавшего в монастырь несколько месяцев назад, рядом стоял румяный толстощёкий Миша с живым и радостным взглядом.
Вот такая рождественская история.
Ольга Рожнёва
Православный Календарь с 18 Января 2015 г. по 24 Января 2015 г.
Воскресенье, 18 Января 2015 года.
Неделя пред Богоявлением. Навечерие Богоявления (Крещенский сочельник).День постный. Сщмч. Феопемпта, еп. Никомидийского, и мч. Феоны волхва (303). Прп. Синклитикии Александрийской (ок. 350). Прор. Михея (IX в. до Р.Х.).Прп. Аполлинарии девицы (ок. 470). Прпп. Фостирия и Мины, монаха горы Синайской (VI). Прп. Григория Критского (ок. 820). Мч. Иосифа Беспалова и с ним 37-ми мучеников Талгарских.(1921)
Понедельник, 19 Января 2015 года. Седмица 33-я по Пятидесятнице.
Богоявление. Крещение Господа Иисуса Христа. Свщмч. Романа, турками обезглавленного (Греч.). Российских новомчч.: пресв. Андрея и с ним Лидии, Домники, Марии и двух других дочерей (1919).
Вторник, 20 Января 2015 года.
Попразднство Богоявления. Собор честного и славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Новомч. Афанасия Атталийского (Греч.).
Среда, 21 Января 2015 года.
Попразднство Богоявления. Прпп. Георгия Хозевита (VII) и Емилиана исп. (IX).Прп. Домники Константинопольской (ок. 474). Прп. Григория, чудотворца Печерского, в Ближних пещерах (1093). Прп. Григория, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIII-XIV). Сщмч. Исидора пресвитера и с ним 72-х, в Юрьеве Лифляндском от латин пострадавших (1472). Прп. Паисия Угличского (1504).Сщмч. Картерия, пресвитера Кесарии Каппадокийской (304). Мчч. Феофила диакона и Елладия (IV). Мчч. Иулиана, Келсия, Антония, Анастасия, мцц. Василиссы и Мариониллы, 7-ми отроков и 20-ти воинов (313). Прп. Илии, пустынника Египетского (IV). Свят. Кира и Аттика, патр. Константинопольских.Прп. Агафона Египетского Мч. Або Тбилисского (ок. 790) (Груз.).
Четверг, 22 Января 2015 года.
Попразднство Богоявления. Мч. Полиевкта (259). Свт. Филиппа, митр. Московского и всея России, чудотворца (1569). Прор. Самея (X в. до Р.Х.). Свт. Петра, еп. Севастии Армянской (IV). Прп. Евстратия чудотворца (IX).
Пятница, 23 Января 2015 года.
Попразднство Богоявления. Свт. Григория, еп. Нисского (395). Свт.Феофана, Затворника Вышенского (1894). Прп. Павла Комельского (Обнорского) (1429). Прп. Маркиана пресвитера (V). Прп. Дометиана, еп. Мелитинского (601). Прп. Маркиана Печерского. Прп. Макария Писемского (XIV).Блж. Феозвы диакониссы, сестры свт. Григория Нисского (385). Прп. Аммония, монаха. Сщмч. Зиновия Сутормина, пресвитера Усть-Каменогорского (1920)
Суббота, 24 Января 2015 года.
Суббота по Богоявлении. Прп. Пахомия Кенского (XVI) (переходящее празднование в субботу по Богоявлении). Попразднство Богоявления. Прп.Феодосия Великого, общих житий начальника (529). Прп. Михаила Клопского, Новгородского (ок. 1453-1456). Прп. Феодосия Антиохийского (ок. 412). Елецкой иконы Божией Матери (1060). Свв. Феодора и Агапия архим. Мч. Маира. Свт. Стефана из Плакиды (Греч.). Свт. Феодосия, митр. Трапезундского (Греч)
Честный и славный Пророк, Предтеча
и Креститель Господень Иоанн, моли Бога о нас!