31 неделя по Пятидесятнице (11.01.2015)
Преподобный Серафим Саровский Чудотворец
Проповедь в неделю по Рождестве Христовом
Сегодня мы вспоминаем людей, близких Спасителю по плоти, Его семью: Пречистую Матерь, Иосифа Обручника, царя Давида — потому что от его семени произошли физические прародители Спасителя по линии Божией Матери; и, наконец, Иакова, Его двоюродного брата, который был первым епископом Иерусалимским.
Очень часто мы называем Рождество семейным праздником — в том смысле, что правильно проводить его в кругу родных людей. Рождество несет в себе тихую радость: хотя совершаются торжественные богослужения, в церквах громко и торжественно звучит дивное пение, тем не менее этот праздник овеян Божественной тишиной, внутренним миром и покоем.
Но не только поэтому Рождество является семейным праздником. Смысл этого семейного торжества раскрывается сегодняшним днем. Мы празднуем память людей, близких по плоти ко Христу Спасителю, — Его земной, физической семьи. И неслучайно именно сегодня читается такое страшное повествование от Матфея (Мф. 2:13-23) о злодеяниях царя Ирода, который, вознегодовав на волхвов за то, что они по наущению Божиему не вернулись в Иерусалим и не рассказали ему, где находится родившийся Царь Иудейский, решил истребить всех вифлеемских младенцев младше двух лет.
Когда весть об этом достигла семьи Спасителя, Иосиф Обручник получил во сне особое внушение от Бога бежать из Вифлеема. Так были омрачены первые дни жизни Спасителя. Это были тяжелейшие дни испытаний — не для Младенца, а для Его Матери и Иосифа Обручника, для Его семьи. Вхождение в мир Спасителя, мирная вифлеемская ночь, пусть и в убогой пещере, вскоре сменились тревогами, скорбями, волнениями, смертельной опасностью, так что нужно было бежать. А что такое бежать в то время? Это ведь не как теперь — сесть в автомобиль, поезд или на самолет. Нужно было пересечь пустынные земли, которые отделяли Палестину от Египта.
Предание запечатлело для нас иконографию этого бегства: Пресвятая Дева с новорожденным Младенцем — на осле, и престарелый Иосиф Обручник — пешком. Они идут через пустыню, без воды, быть может, без достаточного питания, и ведь не только слуги злого царя Ирода могли настичь семью, но и дикие звери. Достаточно представить себе эту страшную картину, чтобы понять,сколь скорбными были первые дни после Рождения Спасителя. И ведь эту скорбь перенесла семья, и именно семья сохранила Младенца для спасения рода человеческого.
Конечно, все совершалось по промыслу Божию. Конечно, Божественная сила сопутствовала этому бегству. Но ведь никто на крыльях ангельских не перенес семью из Вифлеема в Египет — они прошли свою часть жизненного подвига, муки, скорби и страданий.
Сегодняшний день можно по праву назвать праздником христианской семьи. Ведь семья — это и есть та общность людей, которая призвана, как, может быть, никакая иная общность, разделять и скорби, и радости каждого из ее членов. Семья призвана стать крепостью, защитой для каждого составляющего ее члена, родным, теплым домом, подлинным очагом, вокруг которого существует жизнь.
Cемья как величайшее Божие установление, имевшее место на заре человеческой истории, в жизни прародителей Адама и Евы, явилась самым устойчивым, можно сказать, вечным институтом общественной жизни. Менялись формы государственного устройства, политические системы, поднимались, а затем разрушались и уходили в небытие страны, государства, империи, но семья всегда сохранялась — как Божественное установление, как очаг, как колыбель, как место, где раскрывается любовь людей друг к другу.
И вот мы достигли времени, когда псевдокультура, пронизанная грехом, вошедшая в плоть и кровь жизни современного человека, бросает вызов самой семье. Все это происходит просто по движению плоти, по голосу инстинкта, и укладывается в простую логику угождения своей собственной страсти. Но ведь всякий грех и всякое преступление непременно нужно объяснить, а затем и оправдать. И мы слышим, чем сегодня объясняется и оправдывается разрушение семьи — человеческой свободой, ложно понятой любовью. И ведь никто особенно не порицает того, что происходит, — более того, кинематограф, телевидение подхватывают эту идею, ее оправдывают, вводят ее в некий порядок жизни, представляют как возможный свободный выбор свободной личности.
Все, что установил Бог, человек да не разрушает (см. Мф. 19:6). Эти слова произносит Святая Церковь во время Таинства брака. Почему так грозно, так ясно, прямолинейно и бескомпромиссно звучат эти слова? А потому что всё то, что Бог установил, и определяет человеческую жизнь. Богу было угодно вложить в основу этой жизни Свои собственные законы, и если человек посягает на них, то разрушается он сам, но не Божий закон.
Семья есть Божественное установление, и всякое разрушение семьи есть грех. И сегодня, когда мы вспоминаем семью Господа и Спасителя, близких Ему по плоти людей, мы молимся и о наших семьях, которые подвергаются ныне разрушению. Мы молимся о самом институте брака, который разъедается коррозией человеческого греха. И верим, что через это Божественное установление Господь не только продолжает род человеческий, но и сохраняет любовь, уважение, солидарность между людьми.
Пусть молитвами Пречистой и Преблагословенной Царицы Небесной, святого Иосифа Обручника, святого праведного царя и псалмопевца Давида, святого апостола, первого епископа Иерусалимского и брата Господня Иакова Господь укрепляет людей, живущих в браке, сохраняет в мире и целостности их семьи, через что и умножается благоденствие всего народа. Наученные этой великой Божественной истине, которая открывается нам через праздник Рождества Христова, будем просить Господа об умиротворении семейных конфликтов, о восстановлении разделенных семей, об укреплении брака в жизни людей во исполнение Божественного закона, призванного поддерживать саму жизнь рода человеческого. Аминь.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Патриархия.ру
Проповедь в праздник Обрезания Господня.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Всех вас возлюбленные о Господе братья и сестры сердечно приветствую и поздравляю с великим праздником Обрезания Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, а также с днем памяти иже во святых отца нашего вселенского учителя и святителя Василия Великого.
В эти праздничные дни Церковь совершает воспоминание события, которое произошло на восьмой день после славного Рождества нашего Спасителя, - по ветхозаветному закону всякий младенец мужского пола в восьмой день должен был быть принесен в храм для обрезания.
Какое отношение это событие имеет к нам с вами? Обратите внимание - Сам Законоположник Господь Бог исполняет зако!. Это должно и нас научить исполнять законы, то есть заповеди Божии. Опыт нашей земной жизни свидетельствует о том, что мы далеко не всегда стремимся к этому, - часто мы нарушаем Божественные законы. Но от осознания нашего несовершенства мы не должны приходить в уныние и отчаяние, а постоянно устремляться к Богу в своих молитвах.
К сожалению, мы также далеко не всегда готовы ежедневно совершать молитвенное правило. Но и совершая это правило, мы очень часто своим сердцем и сознанием уклоняемся от слов, которые произносим, - наш ум начинает помышлять о чем-то постороннем. Вспомним слова Господа: «Люди сии чтут Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня» (Мк.7:6). Наше сердце должно быть постоянно наполнено Богом. Мы должны быть готовы свое сердце отдать Богу.
Сегодня Святая Церковь так же совершает память одного из величайших своих святителей – Василия Великого. Он родился в 329 году и умер в 379 году. Но, несмотря на свою достаточно непродолжительную жизнь, он смог столь много полезного сделать для Церкви, что этими плодами мы и поныне наслаждаем и питаем духовно наши души.
Только что мы присутствовали за Божественной литургией, автором которой является святитель Василий Великий. Эта литургия была составлена им в IVвеке. Она совершается 10 раз в течение года: в Рождественский сочельник, в день памяти святителя Василия Великого, так же в праздник Богоявления и 7 раз в период Великого поста. Это те дни, когда мы должны обратить особое внимание на своё духовное состояние и принести Богу искреннее, чистосердечное, глубокое покаяние.
Василий Великий оставил нам множество своих трудов. Многие, наверное, читали его книгу «Шестоднев». Еще в середине IVвека Василий Великий смог, погружаясь в тайны творения этого мира, многое увидеть и сказать нам. Даже сейчас в XXI веке, когда для нас многое открыто, знакомясь с этим произведением, поражаешься тому, как он мог своим человеческим сознанием проникнуть в глубину Божественных тайн.
Читая жизнеописание Василия Великого, хочется восторгаться тем духовным подвигом, который был в жизни этого человека. Вместе с тем пусть каждый из нас постарается научиться чему-то полезному и спасительному, что могло бы помочь в нашей земной жизни, чтобы наша жизнь действительно была христианской. А для этого нам необходимо исполнять закон Божий, как исполнял его святитель Василий Великий.
Помолимся из глубины наших сердец святителю Василию о том, чтобы его молитвенным предстательством и заступничеством Господь и нас сподобил быть достойными Его детьми. Чтобы Господь, проведя стезями земной жизни, каждого из нас сподобил Царства Небесного. Именно ради этого Он приходил на эту землю. Ради этого Он претерпевает сегодня в 8-ой день Своего славного Рождества обрезание. Ради этого Он претерпел множество поношений, оскорблений, биений и распятие на кресте. Такова любовь Божия к нам! Будем достойны этой Божественной любви! И постараемся ответить Богу нашей взаимной любовью к Нему. Аминь.
Протоиерей Валерий Захаров, 2014г
ВО СЛАВУ БОЖИЮ!
Праздник Обрезания Господня продолжается один день и соединяется с празнованием памяти святого Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской, отчего в народе он известен под именем Васильева дня.
ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ (Василий Кесарийский) (ок. 330-379), святитель, архиепископ г. Кесария (Малая Азия), церковный писатель и богослов. Родился в Кесарии Каппадокийской (Малая Азия) в благочестивой христианской семье. Отец его был адвокатом и преподавателем риторики. В семье было десять детей, пять из которых причислены к лику святых: сам Василий, его старшая сестра – прп. Макрина, брат Григорий, еп. Нисский, брат Петр, еп. Севастии Армянской, и младшая сестра блж. Феозва, диаконисса. К лику святых причтена также и их мать прав. Емилия. В Константинополе и Афинах Василий учился риторике, философии, астрономии, математике, физике и медицине. Почувствовав призвание к духовной жизни, он отправился в Египет, Сирию и Палестину. Там он изучал творения св. отцов, упражнялся в аскетических подвигах, посещал знаменитых отшельников. Вернувшись на родину, он стал пресвитером, а затем и епископом. Св. Василий выступил в защиту православной веры. Как архипастырь, он заботился о строгом соблюдении канонов Церкви, о клире, о церковной дисциплине, помогал бедным и недужным; основал два монастыря, богадельню, гостиницу, странноприимный дом. Сам вел жизнь строгую и воздержанную и тем стяжал у Господа дар прозорливости и чудотворений. Его почитали не только христиане, но и язычники и иудеи.
Известны многие случаи чудесных исцелений, совершенных святителем Василием Великим. Сила молитв святителя Василия была столь велика, что он дерзновенно мог испросить у Господа прощение отрекшемуся от Христа грешнику, приведя его к искреннему покаянию. По молитвам святителя получали прощение и разрешались от своих грехов многие великие, отчаявшиеся в спасении грешники. Так, например, некая знатная женщина, стыдясь своих блудных грехов, записала их и отдала запечатанный свиток святителю Василию. Святитель всю ночь молился о спасении этой грешницы. Утром он отдал ей нераспечатанный свиток, в котором все грехи оказались изглаженными, кроме одного страшного греха. Святитель посоветовал женщине идти в пустыню к преподобному Ефрему Сирину. Однако преподобный, лично знавший и глубоко почитавший святого Василия, отослал каявшуюся грешницу обратно, сказав, что лишь святитель Василий силен испросить ей у Господа полное прощение. Вернувшись в Кесарию, женщина встретила погребальное шествие с гробом святителя Василия. В глубокой скорби она с рыданиями упала на землю, бросив свиток на гроб святителя. Один из клириков, желая посмотреть, что было написано в свитке, взял его и, развернув, увидел чистый лист; так был изглажен последний грех женщины по молитве святителя Василия, совершенной им посмертно.
Находясь на смертном одре, святитель обратил ко Христу своего врача иудея Иосифа. Последний был уверен, что святитель не сможет дожить до утра, и сказал, что в противном случае уверует во Христа и примет Крещение. Святитель испросил у Господа отсрочки своей кончины.
Прошла ночь и, к изумлению Иосифа, святитель Василий не только не умер, но, встав с одра, пришел в храм, сам совершил таинство Крещения над Иосифом, отслужил Божественную Литургию, причастил Иосифа, преподал ему поучение, а затем, простившись со всеми, с молитвою отошел ко Господу, не выходя из храма.
(Успение Василия Великого. XV век.)
На погребение святителя Василия Великого собрались не только христиане, но язычники и иудеи. Прибыл проводить своего друга святитель Григорий Богослов, которого святитель Василий незадолго до своей кончины благословил принять Константинопольскую кафедру.
За свои заслуги перед Православной Церковью святитель Василий назван Великим и прославляется, как «слава и красота Церкви», «светило и око вселенной», «учитель догматов», «палата учености». Святитель Василий Великий является небесным покровителем просветителя Русской Земли – святого равноапостольного великого князя Владимира, нареченного в Крещении Василием. Святой Владимир глубоко чтил своего Ангела и в честь его построил на Руси несколько храмов. Святитель Василий Великий, наряду со святителем Николаем Чудотворцем, издревле пользовался особым почитанием в среде русского верующего народа.
Частица мощей святителя Василия и поныне пребывает в Почаевской Лавре. Честная глава святителя Василия благоговейно хранится в Лавре святого Афанасия на Афоне, а десница его – в алтаре храма Воскресения Христова в Иерусалиме.
В Москве в Храме Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкине находится икона трех святых: свт. Василия Великого, свт. Николая и вмц. Варвары с частицами мощей (м."Владыкино", Алтуфьевское шоссе,4).
На Руси исстари накануне Нового года было принять отмечать Васильев день. Иначе этот праздник называли "Кесаретским", в честь святого Василия Великого, архиепископа Кесарийского. Его же называли Василием Щедрым, потому, видимо, что ни один праздничный стол по обилию угощений не мог сравниться с новогодним.
Во многих селениях в этот день было принято колоть так называемых "кесаретских" поросят. Зажаренный поросенок считался всеобщим угощением, поэтому все односельчане могли приходить и есть его, причем каждый из приходящих должен был принести немного денег, которые вручались хозяину. На следующий день все деньги передавались в приходскую церковь для нуждающихся.
В Малороссии, например, в этот день крестьяне ходили по домам с поздравлениями и благожеланиями. Совершался особый обряд, который в разных регионах назывался по-разному: авсень, усень, овсень, говсень, баусень, таусень. Все они происходят от слова «овёс». Именно овёс является основным элементом обряда: крестьянские дети ходили в Васильев день по домам селян и, распевая «засевальную песню» (в каждом селе свою), из рукава или мешка «сеяли» зёрна овса, пшеницы, гречихи или ржи. В некоторых деревнях вместо засевальных песен проговаривались пожелания: на счастье, на здоровье, на новое лето, «роди, Боже, жито пшеницю и всякую пашницу», «уроди, Боже, всякого жита по закрому, что по закрому да по великому, а и стало бы жита на весь мир крещёный».
http://www.e-reading-lib.org/chapter.php/127136/33_Pravoslavnye_prazdniki.html
СОВЕТЫ ПРЕПОДОБНОГО СЕРАФИМА
О СВЕТЕ ХРИСТОВОМ
Дабы принять и ощутить в сердце своем свет Христов, надобно, сколько можно, отвлечь себя от видимых предметов. Предочистив душу покаянием и добрыми делами, при искренней вере в Распятаго, закрыв телесные очи, должно погрузить ум внутрь сердца и вопиять, непрестанно призывая имя Господа нашего Иисуса Христа. Тогда, по мере усердия и горячности духа к возлюбленному, человек в призываемом имени находит услаждение, которое возбуждает желание искать высшего просвещения.
Когда ум с таким упражнением долго пребудет, укоснит сердце, тогда воссияет свет Христов, освещая храмину души божественным сиянием, как говорит от лица Бога св.пророк Малахия: И возсияет вам, боящимся имени Моего, Солнце правды (4:2). Сей свет есть купно и жизнь, по Евангельскому слову: В Том живот бе, и живот бе свет человеком (Иоан. 1:4).
О ПОКАЯНИИ
Желающему спастися всегда должно иметь сердце, расположенное к покаянию и сокрушенное: Жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит.(Псал. 50:19). В таком сокрушении духа человек с легкостью может безбедно проходить хитрые козни диавола, коего все силы направлены к тому, чтобы возмутить дух человека и в возмущении посеять свои плевелы, по словеси Евангельскому: Господи, не доброе ли семя сеял еси на селе твоем?.. Он же рече им: враг человек сие сотвори. (Мф. 13:27-28).
Когда же человек старается иметь сердце смиренное и мысль сохранить в мире, тогда все козни вражии бывают бездейственны; ибо где мир помыслов, там почивает Сам Бог: В мире, - сказано, - место Его. (Пс, 75:3).
Начало покаяния зарождается от страха Божия и внимания к себе, как говорит св.мученик Вонифатий (Чет. Мин. Дек. 19): страх Божий есть отец внимания, а внимание - матерь внутреннего покоя. Страх Господень пробуждает спящую совесть, которая делает то, что душа, как в некоей воде чистой и невозмущенной, видит свою некрасоту, и так рождаются начатки и разрастаются корни покаяния.
Мы всю жизнь грехопадениями своими оскорбляем величество Божие; а потому и должны всегда со смирением просить у Господа оставления долгов наших.
Можно ли облагодатствованному человеку по падении восстать чрез покаяние?
Можно, по Псаломнику: Превратихся пасти, и Господь прият мя. (Пс. 117:13). Когда св. Пророк Нафан обличил Давида в грехе его, то он, покаявшись, тут же получил прощение.
К сему примером служит и один пустынник, который, пошедши за водой, при источнике пал в грех. Но, возвратившись в келию, он сознал свое согрешение, и паки начал проводить жизнь подвижническую, как прежде. Враг смущал его, представляя ему тяжесть греха, отрицая возможность прощения и стараясь отвлечь его от подвижнической жизни. Но воин Христов устоял на своем пути. О сем случае Бог открыл некоему блаженному отцу и велел брата, падшего в грех, ублажить за таковую победу над диаволом.
Когда мы искренно каемся во грехах наших и обращаемся ко Господу нашему Иисусу Христу всем сердцем нашим. Он радуется нам, учреждает праздник и созывает на него любезные Ему Силы, показывая им драхму, которую Он обрел паки, т.е. царский образ Свой и подобие. Возложив на рамена заблудшую овцу, Он приводит ее ко Отцу Своему. В жилище всех веселящихся Бог водворяет и душу покаявшагося вместе с теми, которые не отбегали от Него.
Итак, не вознерадим обращаться к благоутробному Владыке нашему скоро и не предадимся беспечности и отчаянию ради тяжких и бесчисленных грехов наших. Отчаяние есть совершеннейшая радость диаволу. Оно есть грех к смерти.
Покаяние во грехе, между прочим, состоит в том, чтобы не делать его опять.
Как всякой болезни есть врачевание, так и всякому греху есть покаяние.
Очень важным и необходимым для спасения души каждого христианина есть, по наставлению прп.Серафима, причащение Св.Тайн, и "чем чаще, тем лучше". Смущаться своим недостоинством и под этим предлогом уклоняться от причащения Св.Тайн преп.Серафим находил неверным. "Если бы мы океан наполнили нашими слезами, то и тогда не могли бы удовлетворить Господа за то, что Он изливает на нас туне", - говорил он. Но одной вдове, сокрушавшейся о том, что муж ее перед смертью не исповедался и не причастился, о.Серафим сказал в утешение: "Не сокрушайся об этом, радость моя, не думай, что из-за этого одного погибнет его душа. Бог только может судить, кого чем наградить или наказать. Бывает иногда так: здесь на земле и приобщается, а у Господа остается неприобщенным; другой же хочет приобщаться, но почему-нибудь не исполняется его желание, совершенно от него независимо, такой невидимым образом сподобляется причастия через Ангела Божия".
Истинное познание добра и зла можно иметь только тогда, когда подвижник благочестия придет в сочувствие будущего осуждения и предвкушения, вечного блаженства, что совершается в душе благочестивой еще в здешней, земной жизни, таинственным и духовным образом.
Прежде рассуждения добра и зла человек не способен пасти словесных овец, но разве бессловесных, потому что без познания добра и зла мы действий лукавого постигать не можем.
Стяжи смирение, послушание, повиновение - и спасешься, говорил он словами преподобного Варсонофия. И отнюдь не говори вопреки: что это? и для чего это? Но будь благопокорлив, наипаче авве твоему, который ради Бога печется о тебе и которому вверена душа твоя.
Кто поистине хочет быть учеником Христовым, тот никакой не имеет власти над собою, чтобы делать что-нибудь самому по себе, говорит тот же учитель. Ибо, что делается по своему помыслу, то неугодно Богу, хотя бы казалось и хорошо. Если кто лучше знает полезное для себя, нежели авва, то зачем и называть себя учеником его?
Повинующийся повинуется во всем и не печется о спасении своём, потому что печется о нем другой, кому он подчинялся и вверился. Кто в одном отсек волю свою, а в другом не отсек, тот имел свою волю и в том, в чем отсек.
Кто хочет узнать путь совершенно и не идет с знающим, сей путь совершенно, никогда не достигнет града (совершенного безмолвия).
Отвергни волю свою назад и блюди смирение во всем житии твоем - и тоща спасешься. Смирение и послушание суть искоренителие всех страстей и насадителие всех добродетелей.(Прп.Варсонофий).
Подчиненный должет умертвить свои страсти для жизни временной, чтобы иметь жизнь вечную. Он должен быть как сукно на сукновальне, по словам преподобного Антиоха. Ибо как сукно белильник колотит, топчет, чешет, моет, и оно делается бело, подобно снегу; так и послушник, терпя уничижения, оскорбления, поношения, очищается и делается, как серебро чистое, блестящее, огнем разжженное.
Не должно противиться власти во благое, чтоб не согрешить пред Богом и не подвергнуться Его праведному наказанию: противляяйся власти, Божию повелению противляется: противляющиися же себе грех приемлют. (Римл. 13:2).
Послушливый много к созиданию души преуспевает, кроме того, что он приобретает чрез сие понятие о вещах и приходит в умиление.
По совету ли или по власти других, или каким бы то ни было образом пришел ты в обитель, - не унывай: посещение Божие есть. Аще соблюдеши, яже тебе сказую - спасешься сам и присные твои, о которых заботишься: не видех, - глаголет Пророк, - праведника оставлена, ниже семени его просяща хлебы. (Пс. 36: 25). Живя же в сей обители, сие соблюдай: стоя в церкви, внимай всему без опущения, узнай весь церковный порядок, т.е. вечерню, повечерие, полунощницу, утреню, часы, выучись содержать в разуме.
Если находится в келлии, не имея рукоделия, всячески прилежи чтению, а наипаче Псалтири: старайся каждую статью прочитывать многократно, дабы содержать все в разуме. Если есть рукоделие - занимайся оным; если зовут на послушание - иди на оное. За рукоделием или будучи где-нибудь на послушании, твори беспрестанно молитву: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного. В молитве внемли себе, т.е. ум собери и соединяй с душою. Сначала день, два и множае твори молитву сию одним умом, раздельно внимая каждому особо слову. Потом, когда Господь согреет сердце твое теплотою благодати Своея и соединит в тебе оную в один дух, тогда потечет в тебе молитва оная беспрестанно и всегда будет с тобою, наслаждая и питая тебя. Сие-то самое есть реченное Пророком Исаиею: Роса бо яже от Тебе, исцеление им есть. (26: 19), Когда же будешь содержать в себе сию пищу душевную, т.е. беседу с Самим Господом, то зачем ходить по келлиям братии, хотя кем и будешь призываем? - Истинно сказую тебе, что празднословие сие есть и празднолюбие. Аще себя не понимаешь, то можешь ли рассуждать о чем и других учить? Молчи, беспрестанно молчи; помни всегда присутствие Божие и, имея Его, ни с кем не вступай в разговор, но всячески блюдись осуждать много разговаривающих или смеющихся; будь в сем случае глух и нем; что бы о тебе ни говорили, пропускай все мимо ушей. В пример себе взять можно Стефана Нового (Чет, Мин. 28 Ноября в житии его), которого молитва была непрестанна, нрав кроток, уста молчаливые, сердце смиренно, дух умилен, тело с душою чисто, девство непорочно, нищета истинная и нестяжание пустынническое послушание беспротивно, повиновение тщательное, делание терпеливо и труд усерден.
Сидя за трапезой, не смотри и не осуждай, кто сколько ест; но внимай себе, питая душу молитвою. За обедом ешь довольно, за ужином повоздержись. В среду и пяток, аще можешь, вкушай - по однажды. Каждый день непременно в нощи спи четыре часа: 10-й, 11-й и 12-й и час за полунощь; аще изнеможешь, можешь вдобавок днем спать. Сие держи несомненно, до кончины жизни; ибо оно нужно для успокоения головы твоей. И я с молодых лет держал таковый путь. Мы и Господа Бога всегда просим о упокоении себя в нощное время. Аще тако будешь хранить себя, то не будешь уныл, но здрав и весел.
Сказую тебе истинно, аще тако будешь вести себя, то неисходно пребудешь в обители до скончания своего. Смиряйся, и Господь поможет тебе, и изведет яко свет правду твою, и судьбу твою яко полудне (Пс. 36: 6), и просветится свет твой пред человеки (Мф. 5: 16). Аминь.
Проповедь в день памяти Николо-Кучугурских святых
Сердечно поздравляю вас, братья и сестры, с нашим храмовым праздником – днем памяти святых священномучеников протоиереев Николо-Кучугурских Александра, Стефана и Филиппа.
14 декабря 1908 года было совершено освящение Никольского собора, что на Кучугурах управляющим нашей епархией архиепископом Димитрием Абашидзе. Настоятелем храма был назначен священник Александр Скальский. Он до конца дней своих оставался настоятелем этого храма. Множество трудов было положено отцом Александром на благоукрашение храма. Верным помощником ему был отец Стефан Пономарев, который в то время был дьяконом, а затем рукоположен в сан священника.
Есть свидетельства, что первый настоятель Никольского собора отец Александр Скальский был очень живым и подвижным человеком. Во время службы возгласы он произносил очень громко, и говорил об этом так: «Как же Богу можно служить не во всю силу?» Отец Стефан был другого склада - он был весьма болезненным человеком. Во время Первой мировой войны он был полковым священником и очень сильно простудился в окопах. Он испытывал сильные головные боли. Службу он совершал очень тихо, возгласы произносил не торопясь, стараясь служить очень истово. Это был глубоко православный человек. Когда в 20-е годы в Алма-Ату пришло обновленческое движение, большое количество духовенства примкнуло к обновленцам. Никольский храм стал единственным храмом в городе, где еще жило Православие, - в других служили обновленцы. Отец Александр колебался: примкнуть к обновленцам или остаться на позициях православного человека. У отца Стефана не было никаких сомнений, он всегда оставался православным и убеждал отца Александра не совершать страшный грех предательства Святой Православной Веры.
Прихожане знали о сомнениях настоятеля. И был интересный случай. Однажды отец Александр пришел в храм на службу. Тогда не было служебного входа, и священники проходили через центральный вход. И вот отца Александра встречает одна очень боевая прихожанка с посошком, на который она опиралась в немощи своей, и говорит: «Если ты присоединишься к обновленцам, то я тебя этим посошком как следует огрею». Слова этой простой женщины так подействовали на отца Александра, что он зарыдал как ребенок и со слезами на глазах вошел в алтарь. Отец Стефан был крайне удивлен. Когда отец Александр рассказал ему, что произошло, отец Стефан ответил, что хотя отец Александр и не совершил официального присоединения к обновленцам, но в мыслях к этому уже был готов, а поэтому необходимо принести покаяние и Богу и своей пастве. Тогда отец Александр принял решение ползком проползти от входа через весь двор и весь храм на амвон для того, чтобы попросить прощение у всех за свои сомнения и колебания. Зная немощи и болезни отца Александра, отец Стефан сказал: «Не надо ползти через весь двор, а хотя бы от паперти до амвона». И отец Александр на глазах всех верующих полз от притвора к амвону, и когда он поднялся, вся церковь заплакала вместе с ним. Он стал просить прощение за то, что имел помысел о предательстве Святой Православной Веры. Посмотрите, как эти святые люди, хотя и согрешали, но умели просить прощение и надеялись на милосердие Божие и на Его всепрощение.
В 1933 году были арестованы отец Александр, отец Стефан и отец Филипп и посажены в пересыльный лагерь, который находился в районе нынешней улицы Тимирязева. В те времена это место не было городом (ведь и сам Никольский храм находился на краю города). Тогда там был небольшой пригорок, да и сейчас он есть. Говорят, что отец Александр с колокольни храма любил смотреть на этот пригорок и говорить: «Как было бы хорошо, если бы меня похоронили там». Так и случилось. Все три священнослужителя один за другим погибли в этом лагере от тифа. В храме состоялось их отпевание при очень незначительном числе верующих, и они были похоронены на этом пригорке.
Обращая внимание на случай с отцом Александром, мне хотелось бы сказать о том, как важно хранить нашу веру и что никакие причины и обстоятельства пусть да не послужат для колебаний и отпадений от нашей Святой Христовой Православной Веры. Будем твердо стоять на позициях Святого Православия! Так твердо, как твердо стоял отец Стефан, он не устрашился ничего и никого.
Дай Бог, братья и сестры, чтобы мы также твердо и непоколебимо оставались верными нашей Святой Христовой Православной Церкви. Сегодня, когда мы имеем возможность открытого исповедания, давайте свидетельствовать о нашем Святом Православии не только словами, но и делами своей жизни. И постараемся научить наших детей и привить нашим внукам истинную любовь к Святой Христовой Православной Церкви и Вере.
Молитвами святых священномучеников протоиереев Николо-Кучугурских Александра, Стефана и Филиппа да укрепит Господь ваши душевные и телесные силы и поможет достойно исповедовать Святую Православную Веру. С праздником!
Протоиерей Валерий Захаров, 2008г
Рождественская лошадка
Этот рассказ основан на реальных событиях. Его героиня — Александра Васильевна Аксёнова — живёт в Санкт-Петербурге, работает заведующей отделом иностранной литературы библиотеки Санкт-Петербургской Духовной академии и семинарии. О той ночи ей напоминают больные суставы рук и ног.
«Тик-так, тик-так, тик-так…».
«Откуда здесь наши ходики?» — удивилась девочка. — Разве я дома? А где же лес?».
Но это и впрямь был бабушкин дом. Девочка прижалась к печке иззябшим тельцем. Хорошо-то как! Тепло-тепло! Заледеневшие руки и ноги сразу отогрелись, стали горячими...
— Аленька, радость моя, иди скорей ко мне. Я тебе сказку почитаю…
— Бабушка! Миленькая моя, хорошая моя, бабуля любимая!.. — она бросилась к бабушке: — Значит, ты не умерла?!
— Нет, Алюшка, нет! Ты всё узнаешь, всё поймёшь… Пойдём, пойдём, я тебя уложу… Спать уж пора. Вот твоя любимая книжка… И не забывай, детонька! Выручит тебя Великомученик. А теперь сказка… Ну, слушай…
Ласковый бабушкин голос убаюкивает, убаюкивает, убаюкивает…
...«Так начинается сказка…» — прозвенел вдруг чей-то хрустальный голосок и исчез.
Вместо потолка над Алей оказалось ночное небо. Пушистые снежинки закружились в танце… Их становилось всё больше и больше, они прижимались друг к другу, превращаясь в белоснежно-молочное облако. А потом из этого облака явилась на свет грациозная белая лошадка. Она полетела по ослепительно-чёрному небу и запела: «Христос раждается, славите…». Чья-то невидимая рука метнула в небо мириады звёзд, и они тоже запели: «Христос раждается, славите…».
Становилось всё светлее и светлее… Но что это? Новая звезда зажглась на небе! О, как она красива!.. И звёзды, и снежная лошадка устремились к ней.
Стало тихо-тихо…
— Аля! — позвал кто-то вполголоса, — Аля!
Девочке родители дали торжественное имя Александра, но и мама, и папа, и бабушка, а значит, и все ласково называли её Алей.
Аля рано лишилась матери. Большую часть года девочка жила с папой в Ленинграде, лето же проводила у бабушки в деревне.
В конце июня 1941 года Алин отец наконец-то взял отпуск — впервые за многие годы. Это лето он решил провести в деревне с дочкой…
По приезде Аля тотчас побежала к своему любимому месту — часовенке на холме.
Бабушка рассказывала, что на этом холме пятьсот лет назад явился людям сам великомученик Георгий Победоносец. Он приплыл по ручью в эти края на каменном кресте. В том месте, где крест остановился, и была построена часовня. Позже этот крест поставили к алтарной стене Георгиевского храма. А к целебному ручью стали приходить богомольцы. Многие из них излечивались от своих болезней.
Аля набрала в ладошки воды и полила обнажившийся корень лиственницы. Кто знает, может быть, это дерево помнит святого Георгия — ведь лиственницы долго живут, говорят, до тысячи лет…
— Святой Георгий, не оставляй нас!
Слова, произнесённые девочкой вполголоса, тотчас повторили все окрестные холмы: «Святой Георгий, не оставляй нас… Святой Георгий, не оставляй нас… Святой Георгий, не оставляй нас...».
Бабушка говорила, что воздух у часовенки имеет чудесную особенность действовать умиротворяющее, а произнесённые даже очень тихо слова тут же воспроизводятся всеми горками и возвышенностями.
Аля прилегла под лиственницу, зарылась в пахучую траву и замечталась: впереди было много-много летних дней с папой…
— Аля! Аля! — разбил хрустальную тишину папин голос.
«Аля… Аля… Аля…» — отозвались взгорья и пригорки.
К часовне приближался отец. Даже походка его говорила: случилось что-то страшное.
— Доченька, — прошептал он, — война…
«Война… война… война…» — беспокойно зашелестели холмы…
Фашистские войска стремительно захватывали города и посёлки. К концу лета 1941 года гитлеровцы вошли и в Алину деревню. Они забрали всё колхозное имущество — скот, инвентарь, собранный урожай. Врывались и в дома селян, уносили всё, что им попадалось на глаза.
Отец, вместе с другими мужчинами села, заранее ушёл в лес — к партизанам. В деревне оставались только дети, старики и женщины.
Зима 1941–1942 года была необычайно суровой. Но, несмотря на морозы, партизаны вели активные действия против неприятеля: взрывали мосты и дороги, портили телеграфную и телефонную связь, поджигали склады и обозы. Пущенные под откос поезда и взорванные железнодорожные линии вызывали ужас у фашистов. К зиме они оказались неподготовленными: не было ни тёплой одежды, ни запасов продовольствия.
В ту зиму и умерла Алина бабушка.
Продолжение следует…
Виктория Корхова
http://www.hram-feodosy.kiev.ua/article/4/15
Православный Календарь с 11 Января 2015 г. по 17 Января 2015 г.
Воскресенье, 11 Января 2015 года. Неделя 31-я по Пятидесятнице.
Святки, поста нет. Неделя по Рождестве Христовом, богоотцев. Прав. Иосифа Обручника, Давида царя и Иакова, брата Господня. Попразднство Рождества Христова. Мчч. 14 000 младенцев, от Ирода в Вифлееме избиенных (I). Прп. Маркелла, игум. обители Неусыпающих (485). Прп. Марка гробокопателя, Феофила и Иоанна Печерских, в Ближних пещерах (XI-XII). Прп. Феофила Омучского (XV). Прп. Фаддея исп. Студийского (818). Прп. Вениамина, монаха, Нитрийского. Прп. Афинодора, ученика прп. Пахомия Великого. Свт. Георгия, еп. Никомидийского. Собор Восточно-Казахстанских мученников.
Понедельник, 12 Января 2015 года. Седмица 32-я по Пятидесятнице.
Святки, поста нет. Попразднство Рождества Христова. Свт. Макария, митр. Московского (1563). Мц. Анисии Солунской (285-305). Сщмч. Зотика пресвитера, сиропитателя (IV). Ап. от 70-ти Тимона диакона (I). Мч. Филетера Никомидийского и иже с ним (311). Прп. Феодоры Кесарийской (VIII). Прп. Феодоры Цареградской (940).
Вторник, 13 Января 2015 года.
Святки, поста нет. Отдание праздника Рождества Христова. Прп. Мелании Римляныни (439). Прп. Геласия, монаха Палестинского. Прп. Гаия, монаха.
Среда, 14 Января 2015 года.
Святки, поста нет. Обрезание Господне. Свт. Василия Великого, архиеп. Кесарии Каппадокийской (379). Мч. Василия Анкирского (ок. 362). Свт. Григория, еп. Назианзинского, отца свт. Григория Богослова. Св. Емилии, матери свт. Василия Великого (IV). Новосвщмч. Платона, еп. Ревельского и иже с ним: пресвитеров Михаила (Блейве) и Николая (Бежаницкого) (1919).
Четверг, 15 Января 2015 года.
Святки, поста нет. Предпразднство Богоявления. Свт. Сильвестра, папы Римского (335). Преставление прп. Серафима, Саровского чудотворца (1833). Прп. Сильвестра Печерского, в Ближних пещерах (XII). Прав. Иулиании Лазаревской, Муромской (1604). Сщмч. Феогена, еп. Парийского (ок. 320).
Пятница, 16 Января 2015 года.
Святки, поста нет. Предпразднство Богоявления. Прор. Малахии (ок. 400 г. до Р.Х.). Мч. Гордия (IV).
Суббота, 17 Января 2015 года.
Святки, поста нет. Суббота пред Богоявлением. Предпразднство Богоявления. Собор 70-ти апостолов. Прп. Феоктиста, игумена Кукума Сикелийского (800). Свт. Евстафия I, архиеп. Сербского (ок. 1285). Прп. Ахилы, диак. Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Прмч. Зосимы и мч. Афанасия (III-IV).
Сщмчч Александра, Стефана и Филиппа пресвитеров Николо-Кучугурских.(1933).
Святитель Василий Великий, моли Бога о нас!