Рождество Христово (2015)
С Рождеством Христовым!
С Рождеством Христовым!
Рождество Христово — центральное событие всей человеческой истории. Человек всегда искал Бога: но во всей полноте Бог Сам открыл Себя человечеству только в воплощении Своего Единородного Сына. С пришествием Сына Божия — и Сына человеческого — мир узнал, что Бог есть Любовь, а не только Высшая Сила, Бог есть Милость — а не только Мздовоздаятель, Бог есть источник жизни и радости — а не только Грозный Судья, Бог есть Святая Троица, внутренним законом жизни Которого является также любовь, — а вовсе не одинокий Владыка мира.
И сегодня мы празднуем событие, в корне переменившее весь ход человеческой истории. Бог входит в самые недра человеческой жизни, становится одним из нас, берет на Себя всю тяжесть наших грехов, человеческих немощей и слабостей — приносит их на Голгофу, чтобы освободить людей от невыносимого бремени. Бог отныне — не где-то в неприступных небесах, а здесь, с нами, среди нас. Каждый раз во время совершения Божественной литургии произносятся слова «Христос посреде нас!» — и ответ: «И есть, и будет!» Это яркое свидетельство о присутствии Самого Воплотившегося Бога — Христа Спасителя — среди Своих верных. Регулярно причащаясь Его Святых Тела и Крови, прилагая усилия к исполнению Его заповедей, мы входим в реальное общение с Ним, с нашим Спасителем, и обретаем прощение грехов….
Сердечно поздравляю вас с великим праздником Рождества Христова. Бог любви и мира (2 Кор. 13:11) да дарует народу нашему и каждому из нас мир и благоденствие в Новом году.
Из Рождественского послания Святейшего
Патриарха Московского и всея Руси Кирилла
С Рождеством Христовым!
Любящий, Всеблагой Создатель не пожелал оставаться в стороне от сотворенного Им мира и, не переставая быть Богом на небесах, стал истинным Человеком, воспринял наши плоть и кровь, естественные немощи и болезни человеческой природы, нашу способность страдать и радоваться, терпеть и горевать. Но все эти неотъемлемые природные свойства человеческой души Христос возвысил и освятил Божественным Своим Духом. Совершив дело нашего спасения, Он открыл для человека путь к самому тесному соединению с Богом. Господь желает, чтобы и мы прониклись, напитались теми же Божественными чувствами. И Спаситель готов даровать их каждому человеку, ищущему Истину. «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр. 3:20). …
Желаю Вам, чтобы праздник Рождества – торжество мира и Божией любви – вошел в дома и семьи казахстанцев. Пусть новые души напитаются от любви и света, которые принес в мир Воплотившийся в Вифлееме Божественный Младенец….
С праздником Рождества Христова!
Христос рождается – славите!
Христос с небес – встречайте!
Христос на земле – возноситесь!
Глава Митрополичьего Округа Русской Православной Церкви в Республике Казахстан Митрополит Астанайский и Казахстанский Александр
Неделя пред Рождеством Христовым, святых отец
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Когда рождается новый человек в мир, когда происходит великое таинство зарождения новой жизни, невольно думаешь о том, какая длинная чреда поколений должна была предшествовать его появлению на свет. Какое несчётное количество жизней должно было возникнуть, расцвести и увянуть, сколько слёз должно было быть пролито за все предшествующие века, сколько счастливых улыбок, сколько любви и нежности должно было излиться в мире, чтобы венцом всех этих усилий стал новый человек, новое, поначалу такое слабое и беззащитное, существо!
Представьте только: тысячу лет тому по земле ходил человек, похожий на меня. За сто веков до сегодняшнего дня жил, смеялся и плакал тот, в чьих жилах текла такая же кровь, как у меня, у кого были, смешно подумать, такие же, как у меня, уши, такие же глаза. И когда у этого дальнего моего предка рождался сын, думал ли он, глядя на младенца, обо мне, своём далёком потомке, шептал ли он, склоняясь над колыбелью: “Что будет младенец сей?” (Лк.1.66). Размышлял ли он, человек позапрошлого тысячелетия, о том, что я, именно я, его далёкий праправнук, которого ему никогда не суждено увидеть, оправдаю своей жизнью, своей надеждой, своей верой его давнюю жизнь или же расточу нажитое им достояние и пущу по ветру всё богатство надежды, которое он собирал по крупице, по жемчужинке, оплачивая каждую скорбями и горестями своей жизни?
Мы все в ответе не только за наших детей, не только за новые жизни. Мы в ответе за слёзы и упования наших предков. Мы в ответе за наших пап и мам, за наших дедушек и бабушек, за всех пращуров наших, потому что их страдания оправданы нашей радостью. Их скорби и горести получают смысл в нашей праведности. Их мучительные поиски правды и истины награждаются нашей верой, нашим знанием Бога. Потому что, если они, по слову апостола Павла, “терпя недостатки, скорби, озлобления… не получили обещанного” (Евр.11.37,39), так это только затем, чтобы мы не блуждали по “распутиям и стогнам града” (Лк.14.21), а недвоящеся душой искали бы “Царства Небесного и правды его” (Мф.6.33.). Это в нашей вере в Бога оправдываются слёзы и скорби всех наших предшественников на земле. И вовсе не молитвенные формулы, произносимые равнодушными устами, приносят упокоение в блаженной вечности всем нашим предкам, но искренняя наша вера в эту самую блаженную вечность, но сердечная надежда наша на то, что “отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет” (Откр.21.4).
Так оправдает Бог всех наших далёких и близких предков, если каждый из нас станет тем, кем Бог его задумал, если своим подвигом покаяния осуществит их надежды и упования, если выполнит условие, о котором написал апостол Павел в послании к Галатам: “Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями” (Гал.5.24). Если мы на самом деле Христовы, если мы и правда христиане, тогда очевидно, что нам придётся идти вслед за нашим Учителем и Богом на ту Голгофу, где распинают собственные похоти и страсти, на Голгофу покаяния.
Эта истина открывается нам сегодня, в воскресение святых отцов, которое по мудрому установлению Церкви Христовой предваряет светлый праздник Рождества Спасителя нашего. Сегодня в евангельском и апостольском чтении мы вновь услышали их имена. Имена тех, кто, падая и восставая, согрешая и каясь, через всю свою жизнь пронёс веру в грядущего Мессию. Кто надеялся на избавление народа, к которому принадлежал, не просто от скорбных обстоятельств жизни и судьбы, не просто от политических неурядиц и провалов, но от самого страшного зла на земле, от того, что разлучает человека с его Творцом, – от греха.
И надежда народа Божьего не была посрамлена. Эта надежда осуществилась, потому что Бог по Своей бесконечной любви к нам грешным восхотел стать человеком, чтобы за нас, недостойных, за нас, сожжённых грехом, умереть на позорном голгофском Кресте. И эта смерть Невинного за виноватых оправдала, сделала осмысленной жизнь всех Христовых предков по плоти, всех тех, кто при жизни своей “не получили обещанного” (Евр.11.39). Зато мы, их потомки не по крови, а по усыновлению, получили то, на что и надеяться не смели, – Вечную Жизнь, Царство Небесное, Небо на земле. Поэтому вместе с Фаресом и Есромом, вместе с Давидом и Соломоном, вместе с Елеазаром и Матфаном, мы, Новый Израиль, мы, Святая Христова Церковь, всего лишь через неделю воспоём с ликующей радостью: “С нами Бог, разумейте языцы и покаряйтеся, яко с нами Бог!” Ибо воистину: с нами Бог! Аминь.
Протоиерей Сергий Ганьковский
http://krest.kz/node/4443
В Рождественский сочельник
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.
Пройдя многодневный путь поста, мы с вами завершаем этот постный подвиг в предверии величайшего, мироспасительного и всерадостного праздника Рождества Христова.
Совсем немного времени отделяет нас от этого события. Святая Церковь как заботливая мать на протяжении длительного времени готовила нас к этому величайшему празднику. Конечно, каждый из нас в силу своих возможностей, а, самое главное, своего желания, подготовил себя к этому празднику.
Все мы должны были обратить внимание на слова церковного песнопения, которое на протяжении целого месяца звучало в наших святых православных храмах. Со дня праздника Введения во храм пресвятой Богородицы мы с вами слышали ирмосы Рождественского канона. И первый ирмос Рождественского канона звучит так: «Христос раждается – славите, Христос с Небес – срящите, Христос на земли – возноситеся! Пойте Господеви вся земля и веселием воспойте, людие, яко прославися!» Мне бы хотелось остановить ваше внимание на первых словах этого ирмоса: «Христос рождается – славите!» Наверное может возникнуть вопрос: а почему в настоящем времени Святая Церковь говорит нам об этом событии? Ведь все мы с вами хорошо знаем о том, что оно уже совершилось и совершилось достаточно давно. Вот уже более двух тысяч лет прошло с того момента, когда на землю пришел Господь и Спаситель наш Иисус Христос. Но Церковь не в прошедшем, а в настоящем времени говорит нам об этом событии. Здесь нет ошибки, не случайно в настоящем времени Святая Церковь говорит о Рождестве Христа Спасителя. Я вам в самом начале сказал о том, что, к сожалению, все мы в разной степени подготовили себя к празднику Рождества Христова. Но Церковь призывает нас к тому, чтобы мы с вами в действительности были соучастниками, и я бы даже более сказал: не соучастниками, а тем вертепом, теми яслями, в которых должен возлечь Христос, воплотившийся ради нашего спасения. Мы часто можем слышать, что Господь пришел на эту землю ради спасения всего человечества. Но, ведь, прежде всего, Господь пришел на эту землю для того, чтобы спасти каждого в отдельности живущего или жившего на земле человека. Значит и ради меня Господь приходит на эту землю, ради меня Он становится Человеком. Почему? Да потому что я нуждаюсь в Спасителе, и Он пришел меня спасти от греха, проклятия и смерти. Мне грешному Господь дает возможность стать достойным сыном или дочерью своего Небесного Отца. Поэтому не случайно Святая Церковь и говорит: «Христос раждается», потому что Христос должен родиться в сердце каждого из нас. Вот к чему призывала нас в течение всего этого периода Рождественского поста Святая Церковь. Она хотела, чтобы мы с вами, все без исключения, стали достойными этого явления Бога. И, если мы в течение этого продолжительного периода мало стремились к тому, чтобы предуготовить свое сердце для Господа, то хотя бы это немногое время, отделяющее нас от праздника Рождества Христова, посвятим тому, чтобы омыть свою душу покаянными слезами.
Не случайно, братия и сестры, сегодня, в канун Рождества Христова, мы с вами за Божественной Литургией слышали в Евангельском повествовании имена многих и многих ветхозаветных праведников, которые вошли в родословную Христа Спасителя. И эта Родословная начинается от отца верующих – Авраама. Мы с вами слышали сегодня, что 14 поколений было от Авраама до Давида, потом еще было 14 поколений – от Давида до Вавилонского плена. В течение 70 лет Израильский народ находился в этом плену. И после Вавилонского плена до Иосифа Обручника также родилось 14 поколений. Господь и нас с вами призывает в Свою родословную. Поэтому цель нашей земной жизни заключается в том, чтобы и мы стали родными нашему Господу. Не чужими, а родными – самыми близкими, самыми дорогими. Для этого мы с вами и причащаемся Святых Христовых тайн за каждой Божественной Литургией? Через принятие в себя Пречистого Тела и Животворящей Крови нашего Господа, мы становимся сотелесными, единокровными нашему Спасителю, т.е. становимся также родными Ему по плоти. И, дай Бог, братия и сестры, чтобы все мы, все без исключения действительно стали родными нашему Спасителю. Этого Он желает и ожидает от каждого из нас. Ради этого Господь и сотворил человека, чтобы человек, как венец творения, стал самым близким и дорогим своему Создателю. Нам хорошо известна та трагедия, которая произошла с человеческим родом. Грех, совершенный нашими прародителями Адамом и Евой, к сожалению, укоренился и в нашей с вами жизни. И праздник Рождества Христова еще и еще раз говорит о нашем высоком предназначении. Господь становится Человеком ради того, чтобы человек по благодати стал богом.
Естественно, может возникнуть такой вопрос. Разве Бог иным образом не мог избавить человека от греха, проклятия и смерти? Ведь Бог Всемогущ, а, значит, Ему ничего не стоит одним лишь только мановением сделать так, чтобы тут же, согрешивший Адам и все его потомство стало совершенным, стало святым. Но тогда это было бы уже другое творение. И не было бы заслуг самого человека в своем духовном возрастании, так как все за него совершил Бог. Так вот для того, чтобы человечество действительно стало совершенным и стало святым, необходимо было совершить то, что ради нас и нашего спасения совершает Господь. Он принимает на себя нашу человеческую плоть, которая была подвержена греху. Но Господь эту некогда подверженную греху человеческую плоть обожествляет. Чтобы все Его последователи, а ведь мы, верующие во Христа, являемся последователями нашего Господа, в своей жизни, приложив все усилия, с помощью Божией, могли достичь состояния «целостного человека», каким он был в Раю. Ведь не случайно мы Христа называем «вторым Адамом». За что именует его так Святая Церковь? Первый Адам, к сожалению, совершил грех, из-за чего утратил свою «целостность». И что произошло? Ум, сердце, т.е. чувства, воля и тело человека утратили симфонию между собой. Произошло расчленение некогда единого, цельного человека, каким его и сотворил Господь. Но «второй Адам» возвращает нам то, что утеряно нашим праотцем, чтобы наш ум, наша воля и наша плоть не были, как Лебедь, Рак и Щука: один в одну, другой в другую, а третий в третью стороны. Вот для этого из года в год Святая Церковь зовет нас не только сопереживать, но и соучаствовать в этом величайшем празднике, в этом величайшем событии, которое именуется Рождеством Христовым.
Я всех вас, братия и сестры, сердечно поздравляю с навечерием, с рождественским сочельником, а также с наступающим величайшим, и радостным, и мироспасительным праздником Рождества Христова. И, дай Бог, я искренне и вам, и себе в том числе, этого желаю, дай Бог, чтобы мы стали богами. Конечно, богами не по существу, потому что мы являемся Божественным творением, а богами по благодати. Ради этого рождается Господь. Аминь.
Протоиерей Валерий (Захаров), 2008г
Рождество Христово — Словно младенец на руках у Младенца
Жизнь полна самых различных угроз. Хорошую работу трудно найти и очень легко потерять — из-за предвзятости начальника, зависти и недоброжелательства коллег, просто из-за сокращения штата. Так же легко оказаться обманутым — при заключении сделки, продаже квартиры, покупке туристической путевки. Переходя дорогу или садясь за руль, ты не знаешь, не несется ли тебе навстречу либо наперерез очередной ускользнувший из рук сотрудников ГИБДД смертник с зашкаливающим содержанием алкоголя в крови. И когда эти же самые сотрудники ГИБДД останавливают тебя, ты тоже не можешь быть уверен в том, что сейчас тебе не расскажут о тебе же самом того, что далеко от истины, но близко к лишению прав. А если ты ездишь не на личном автотранспорте, а на метро, то вагон легко может стать для тебя местом схватки — дай Бог, чтобы не последней, как для некоторых.
Жизнь неслучайно полна этих угроз. Она неблагополучна и оттого так агрессивна. И приходится жить в состоянии готовности к этой агрессии, приходится защищаться. Этот «синдром защиты» здорово меняет нас и наше отношение к реальности. То, чего бы мы не позволили себе ни в каком другом случае, становится возможным, если мы защищаемся. Готовые дать, кому бы то ни было, отпор, мы живем в непрестанном напряжении. И беда тут не в том, что мы от этого устаем, мы — меняемся. Становимся либо слабее и малодушней, либо, наоборот, жестче и холодней. И жестче и холодней становится наше сердце. Оно закрывается — от угрожающей жизни, от угрожающих людей и от не угрожающего Бога…
Я думаю об этом, глядя на икону с изображением Богомладенца, потому что меня вдруг поражает то, насколько Он беззащитен. Не по природе, не по существу Своему, а по произволению.
Мы боимся зачастую того, что может быть и чего на самом деле нет.
А Он знает все — и в мире, и в сердце каждого человека, до последней, сокровеннейшей глубины.
Он знает, за что и до какой степени возненавидит Его мир и люди, этому миру всецело преданные.
Он знает, как Его будут гнать, преследовать, знает, что Его предадут смерти — мучительной и страшной.
И все равно решается придти в этот мир. Стать Младенцем, слабым, немощным, таким уязвимым, хрупким, таким беззащитным. Беззащитным бесконечно. Потому что в конце концов не останется никакой защиты, никакого покрова и «дванадесять легионов ангелов» (Мф. 26, 53) не придут Ему на помощь, и Он скажет в последние мгновения Своей земной жизни: «Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил!» (Мф. 27, 46).
Зачем эта беззащитность — такая всецелая и оттого пугающая, которой совсем не хочется подражать, от которой скорее есть желание зажмуриться и не видеть ее? Какова ее цель? Ведь она должна быть…
И она есть.
Если бы Господь защищался, то эта защита встала бы между Ним и Его творением — какова бы она ни была: те самые ангельские легионы или «огонь с небес», которого требовали Его ученики (см.: Лк. 9, 54), или просто — Его всемогущество, Его непреодолимая сила. А Он не хотел полагать препятствий Своей любви — никаких. Поэтому и зашел в ней так далеко, как зайти мог лишь Бог.
Я снова смотрю на икону Рождества и понимаю: как бы ни было страшно в этой жизни, как бы ни хотелось быть сильным и защищенным, лишь тогда ты сможешь приблизиться к Богу, когда решишься на беззащитность.
И чем беззащитней будешь — этим, волевым, решением,— тем ближе ко Христу, тем меньше препятствий останется между Ним и тобой. Тех препятствий, из которых главное — твое ожесточенное и вечно защищающееся сердце. Отказаться от всех «опор», «защит», уподобиться листку на водной поверхности, который течение несет, куда ему угодно,— течение воли Божией. От всего упраздниться в надежде на Него одного. Это трудно, это даже кажется невозможным…
И было бы невозможным, если бы Он не пришел к нам и не показал — как это может и как должно быть. Но Он и пришел, и показал, и того же ждет от Своих учеников, чтобы хотя бы в нас пресеклась, распалась цепь той вражды, которая непрестанно сотрясает человечество, чтобы хотя бы мы оказались орудиями мира и любви здесь, на земле.
…Когда ты беззащитен ради Христа, тогда ты похож на Него. Ты родной Ему. Ты — словно младенец на руках у Того, Кто стал когда-то Младенцем ради тебя…
Игумен Нектарий (Морозов)
http://www.pravmir.ru/slovno
ДАРЫ ВОЛХВОВ
«Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где Родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему» (Мф. 2:1–2), — рассказывает Евангелист Матфей.
Еще за 6 веков до Рождества Христова, во время вавилонского пленения иудеев, религиозные мыслители Востока впервые открыли для себя Библию и познакомились с древним пророчеством о Вифлеемской звезде провидца и прорицателя Валаама, предсказавшего приход Мессии: «Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля» (Числа. 24:17). Тогда же, во время вавилонского плена, пророк Даниил предсказал точную дату рождения Мессии (Дан. 9:25). О ней знали в каждом еврейском доме. Знал ее и царь Ирод.
Именно поэтому расспросы волхвов о Царственном Младенце так перепугали Ирода. Посоветовавшись с первосвященниками и книжниками, Ирод выяснил, что именно Вифлеем был тем местом, где должен родиться Мессия по предсказанию пророка Михея (Мих. 5:2).
Тогда «тайно», как говорит нам Евангелие, призвав к себе во дворец волхвов и узнав от них, что звезда стала видимой на небосклоне еще до рождения Того, Кого они ищут, и что именно она вела их в пути, Ирод поручил им отыскать в этом маленьком городке Младенца, чтобы и он, Ирод, мог поклониться Ему. Когда же волхвы вышли из Иерусалима, звезда вновь осветила им путь и привела их к дому, где в то время находились Матерь Божия с Сыном и праведный Иосиф Обручник: «И, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему» (Мф. 2:11).
Кем же были волхвы, пришедшие поклониться Богомладенцу? Это событие становится предметом размышлений многих толкователей уже в самых ранних памятниках христианской литературы. Следуя ветхозаветной традиции, христианство изначально негативно оценивает магию и астрологию как занятия, несовместимые с представлением о свободе воли и Промысле Божием о человеке. Однако Евангелист Матфей говорит о волхвах в позитивном смысле, как о людях, совершающих благочестивый поступок, в отличие от иудеев, не принявших Спасителя. Языческий мир признал Спасителя, а богоизбранный народ не узнал своего Господа и Творца. Говоря о волхвах, Евангелист употребляет термин μάγοι (маги, волшебники). В античной литературе существуют 2 значения этого термина: люди, принадлежащие к персидским зороастрийским жрецам, и вавилонские жрецы-астрологи. Из какой страны пришли эти мудрецы-звездочеты, определенно сказать невозможно: скорее всего, из Персии или Вавилонии. В этих странах были известны мессианские ожидания иудеев благодаря пророку Даниилу. Уже со II века в раннехристианской литературе родиной волхвов нередко называли Аравийский полуостров, тем самым связывая их с ветхозаветными пророчествами о поклонении иноземцев мессианскому Царю Израиля: «Цари Аравии и Савы принесут дары; и поклонятся Ему все цари; все народы будут служить Ему, ибо Он избавит нищего, вопиющего и угнетенного... и души убогих спасет» (Пс. 71:10–13).
Персидский царь Хосров II Парвиз, уничтоживший во время завоевания Палестины в VII веке почти все христианские храмы, пощадил Вифлеемскую церковь Рождества Христова из-за фресок, на которых волхвы изображены в персидских одеяниях.
В Евангелии не сказано, сколько именно волхвов пришло к Младенцу, но принято считать, что их было трое — по числу даров. Их имена — Каспар, Мельхиор и Валтасар — впервые встречаются у преподобного Беды Достопочтенного (†735). В некоторых повествованиях имеются данные и об их внешнем виде: Каспар оказывается «безбородым юношей», Валтасар — «бородатым старцем», а Мельхиор — «темнокожим» или «черным», происходящем из Эфиопии.
Итак, войдя, волхвы «пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну» (Мф. 2:11). Каждый из этих даров имел символическое значение. Золото было принесено Иисусу как Царю Иудейскому, ладан — как Богу. Смирна (мирра) — дорогое ароматическое вещество, применявшееся для бальзамирования тел при погребении, — как Спасителю, Ставшему Сыном Человеческим, Которому были предсказаны «многие страдания и погребение».
Поклонившись Младенцу, волхвы, «получив во сне откровение не возвращаться к Ироду», минуя Иерусалим, вернулись в свои земли.
Согласно преданию, впоследствии все они стали христианами и проповедниками Евангелия. Их крестил святой апостол Фома, который благовествовал в Парфии и Индии. В западных преданиях говорится даже о рукоположении их апостолом Фомой во епископов. Мощи волхвов были обретены святой равноапостольной царицей Еленой в Персии и положены в Константинополе, а в V веке перенесены в Милан. В настоящее время золотой ковчежец с их мощами находится в Кельнском соборе.
Честные дары волхвов Матерь Божия бережно хранила всю жизнь. Незадолго до Своего Успения Она передала их Иерусалимской Церкви, где они находились вместе с поясом и ризой Богоматери до 400 года. Позже дары были перенесены византийским императором Аркадием в Константинополь, где их поместили в храме Святой Софии.
Так что же такое дары волхвов? Какие они?
Золото, принесенное волхвами, — это 28 небольших золотых пластин-подвесок в форме трапеций, четырехугольников и многоугольников, украшенных изящным, филигранно выполненным орнаментом. Рисунок ни на одной из пластинок не повторяется. Ладан и смирна, принесенные раздельно, когда-то были соединены в небольшие, величиной с маслину, шарики темного цвета. Их сохранилось около семидесяти. Соединение это очень символично: ладан и смирна, принесенные Богу и Человеку, соединены так же неразрывно, как во Христе соединились две природы — Божественная и человеческая.
В 1453 году султан Мухаммед (Мехмед) II осадил и взял Константинополь. Византийская империя пала. Матерью молодого султана была сербская принцесса Мария (Мара) Бранкович. Во времена османского владычества европейские монархи часто стремились породниться с Портой, чтобы хоть как-то облегчить своё существование. Так дочь сербского правителя Георгия Бранковича Мария оказалась замужем за султаном Мурадом (1404–1451). Мария не приняла ислам и до конца своих дней оставалась православной. Невозможно даже представить себе, что чувствовала она, видя, как рушатся стены великого христианского города и гибнут в муках ее братья и сестры по вере! Но эта личная трагедия сербской принцессы обернулась настоящим счастьем для христианской истории. Благодаря ей были спасены и сохранились многие православные святыни. Мехмед II, очень любивший свою мать и уважавший её религиозные чувства, не препятствовал этому.
Помимо собирания святынь султан позволил матери взять под свое личное покровительство и защиту Святую гору Афон — монашескую страну, помогать которой считали за честь все предыдущие правители Константинополя. Традиция, заведенная Марией Бранкович, так понравилась султаншам последующих веков, что они, даже будучи мусульманками, истово берегли эту твердыню Православия вплоть до падения Порты.
В 1470 году Мария Бранкович решилась посетить Афон, который она так любила с детства и на земле которого мечтала побывать, несмотря на тысячелетнюю монашескую традицию, запрещавшую женщинам приезжать на Святую Гору. Больше всего ей хотелось увидеть монастырь святого Павла Ксиропотамского, в котором подвизалось тогда много сербов. Эту обитель очень любил её отец — Георгий Бранкович. Он построил здесь храм во имя своего святого покровителя Георгия Победоносца.
Корабль Марии пристал к берегу неподалеку от монастыря святого Павла. Мария везла с собой 10 ковчегов со спасенными святынями, среди которых были и Дары волхвов. Во главе торжественной процессии Мария стала подниматься в гору. На полпути к монастырю она в изумлении остановилась, услышав голос: «Не приближайся! Отсюда начинается царство Иной Владычицы, Царицы Небесной, Госпожи Богородицы, Предстательницы и Охранительницы Святой горы». Мария упала на колени и стала молиться, прося прощения за своеволие у Царицы Небесной. Навстречу Марии из монастыря вышел игумен с братией, которому она передала ковчеги со святынями. После этого Мария вернулась на корабль.
На том месте, где стояла когда-то коленопреклоненная Мария, был поставлен крест, называемый Царицыным. В стоящей рядом часовне изображена встреча иноками этих великих святынь.
А драгоценные дары с благоговением сохраняются в монастыре святого Павла по сей день. Монахи хорошо понимают, сколь велика духовная и историческая ценность святыни, поэтому после ночного богослужения выносят дары из ризницы в небольшом серебряном ковчеге на поклонение паломникам. Дары источают сильное благоухание, и когда их открывают, благоуханием наполняется вся церковь. Монахи-святогорцы заметили, что дары подают исцеления душевнобольным и одержимым беснованием.
…Некоторые паломники рассказывают, что когда монахи подносили к их уху одну из золотых подвесок, от нее чудесным образом слышался как бы шепот, рассказывающий о чудесном Рождении в мир Предвечного Младенца...
Мария Винарова
http://www.pravoslavie.ru/put/67336.htm
Православный Календарь с 4 Января 2015 г. по 10 Января 2015 г.
Воскресенье, 4 Января 2015 года. Неделя 30-я по Пятидесятнице.
Рождественский пост. Неделя пред Рождеством Христовым, святых отец. Предпразднство Рождества Христова. Вмц. Анастасии Узорешительницы и мчч. Хрисогона, учителя ее, Феодотии, Евода, Евтихиана и иных с нею пострадавших (ок. 304).
Понедельник, 5 Января 2015 года. Седмица 31-я по Пятидесятнице.
Рождественский пост. Предпразднство Рождества Христова. Мучеников, иже в Крите: Феодула, Саторнина, Евпора, Геласия, Евникиана, Зотика, Помпия, Агафопуса, Василида и Евареста (III). Преставление свт. Феоктиста, архиеп. Новгородского (1310). Прп. Нифонта, еп. Кипрского (IV). Прп. Павла, еп. Неокесарийского (IV). Св. Наума, просветителя Болгарского (Болг.). Новосщмчч. прот. Иоанна Пьянкова и свящ. Николая Яхонтова (1918). Прп. Давида Эчмиадзинского, в Армении.
Вторник, 6 Января 2015 года.
Рождественский пост. Навечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник). Прмц. Евгении Римской и с нею мчч. Прота, Иакинфа и Клавдии (ок. 262). Прп. Николая монаха Болгарского (IX). Прп. Антиоха, монаха Палестинского и прп. Витимона Скитского. Новомч. Ахмета (Ахмеда) Краснописца Константинопольского (1582) (Греч.).
Среда, 7 Января 2015 года.
Окончание Рождественского поста. Рождество Господа нашего Иисуса Христа. Поклонение свв. волхвов: Мельхиора, Гаспара и Валтасара.
Четверг, 8 Января 2015 года.
Святки, поста нет. Попразднство Рождества Христова.
Собор Пресвятой Богородицы. Сщмч. Евфимия, еп. Сардийского (ок. 840). Прп. Константина Синадского (VIII). Прп. Евареста Студийского (825). Новосщмч. Констанция Русского (1743). Виленской-Остробрамской и именуемых "Трех радостей", "Милостивая", Барловской "Блаженное Чрево" (1392) икон Божией Матери.
Пятница, 9 Января 2015 года.
Святки, поста нет. Попразднство Рождества Христова. Ап. первомч. и архидиакона Стефана (ок. 34). Прп. Феодора Начертанного, исп., брата Феофана, творца канонов (ок. 840). Свт. Феодора, архиеп. Константинопольского (ок. 686). Новосщмч. Тихона, архиеп. Воронежского и с ним 160 иереев (1919).
Суббота, 10 Января 2015 года.
Святки, поста нет. Суббота по Рождестве Христовом. Попразднство Рождества Христова. Мчч. 20 000, в Никомидии в церкви сожженных и там же вне церкви пострадавших: Гликерия пресвитера, Зинона, Феофила диакона, Дорофея, Мардония, Мигдония диакона, Индиса, Горгония, Петра, Евфимия, мцц. Агафии, Домны, Феофилы и иных (302). Прп. Игнатия Ломского, Ярославского (1591). Ап. от 70-ти Никанора диакона (34). Прп. Симона Мироточивого, Афонского, из болгар. Новосщмч. Никодима (Кононова), еп. Белгородского (1918).
С Рождеством Христовым!
Тропарь
Рождество Твое Христе Боже наш, возсия мирови свет разума: в нем бо звездам служащии, звездою учахуся, Тебе кланятися Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока: Господи слава Тебе.