• slide1
  • slide6
  • slide8
  • slide9
  • slide10

29 неделя по Пятидесятнице (28.12.2014)

 Святой Праведный Иоанн Кронштадтский чудотворец

50069580 Ioann Kronshtadtskiy ikona

 

Проповедь о званных и избранных

 Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

В этот воскресный день, который именуется неделей святых праотец, Святая Церковь напомнила нам притчу Христа Спасителя о званных на пир. Мне хотелось бы обратить внимание на слова, которыми Господь завершает эту притчу: «…много званных, но мало избранных» (Лк.14:24). Из опыта личной жизни мы знаем, что немногие из людей стремятся жить с Богом. Жить так, чтобы не только по наименованию быть христианами, но по делам своей жизни.

11111111111В 2009 году в эти же предрождественские дни в Лондоне на восьмистах автобусах была размещена надпись: «По всей вероятности Бога нет. Поэтому не волнуйтесь и радуйтесь жизни». Тогда верующие православные христиане в ответ на эту провокацию на других автобусах разместили следующую надпись: «Бог есть, поверьте. Не беспокойтесь и радуйтесь жизни».

Еще с евангельских времен известно, что люди делятся на два противоположных лагеря: одни готовы идти за Христом, а другие, отвергая Его, идут в противоположную сторону. Вспомним как Господь призывал Своих учеников. Когда Он обратился к Петру, Иоанну и Иакову, они оставили всё и с радостью пошли вслед за своим Господом. И другой евангельский пример, когда богатый юноша подходит ко Христу и спрашивает: «Учитель благий! Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» (Лк.18:18). Иисус ответил ему: «все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною» (Лк.18:22). И юноша отошел от Христа Спасителя. Сегодня мир также делится на тех, кто, услышав проповедь о Христе, откликается на эту проповедь и готов идти за Христом, и на тех, кто отходит от Христа как этот богатый евангельский юноша.   

Мне вспоминается эпизод, который рассказывал приснопамятный владыка митрополит Сурожский Антоний. Один человек в годы своей молодости был неверующим человеком. Однажды он встретился с простым сельским священником. Когда этот человек рассказал священнику о том, что он не может поверить в истинность бытия Бога, то он надеялся услышать от священника какие-то особые слова наставления. А священник сказал: «Во-первых, не так уж важно, что ты не веришь в Бога, важно, что Бог в тебя верит. Во-вторых, подумай и вспомни, в какой момент ты потерял веру, в какой момент тебе оказалось нужным, чтобы Бога не было». Задумался человек и стал вспоминать свою жизнь. И вот в своих воспоминаниях он дошел до шестилетнего возраста. Тогда родители приводили его в храм, и он, стоя впереди у иконостаса, молился Богу. И всякий раз, когда мама приводила его в церковь, она давала ему одну копеечку для того, чтобы он мог отдать её нищему. Каждый раз, когда он шел в церковь, у него в ладошке была копеечка, которую он оставлял в шапке нищего, который был слепым.

Однажды возвращаясь из церкви, мальчик зашел в магазин вместе со своей матерью и увидел деревянную лошадку, которая ему очень понравилась. Лошадка стоила шесть копеек, но мама отказалась покупать эту лошадку. Тогда мальчик подумал: «А что если шесть раз я не подам этому нищему и, скопив денег, смогу купить лошадку?» Так он поступил четыре раза: приходя в церковь, он проходил мимо нищего. Когда он пришел в церковь в пятый раз, его посетила другая мысль: «А что если я сейчас не только не дам свою копеечку, но и возьму у нищего копеечку, ведь он слепой, и уже сегодня осуществлю свою мечту?» Так он и поступил.

Когда он пришел в очередной раз в церковь, то ему вдруг стало страшно. Если раньше он открыто стоял перед иконостасом как перед Богом, то сейчас ему захотелось спрятаться за высоких дядей и тетей, чтобы не быть на глазах у Бога. Ему очень захотелось, чтобы Бога не было. Потому что если Бога нет, то деяние, которое он совершил, не так страшно, ведь теперь его никто не осудит.

Вот почему очень многим людям хочется, чтобы Бога не было. Потому что эти люди стараются оправдать свой грех. Если нет Бога, значит, нет греха, и можно делать все, что угодно. И сегодня мы слышим: «Бери от жизни всё. Делай что хочешь. Живи, как хочешь». Об этом говорит нам мир, который хотел бы, чтобы Бога не было. Но Бог есть. Чем отличается верующий от неверующего? Если неверующий оправдывает свой грех отрицанием бытия Бога, то для верующего человека необходимо принести Богу покаяние, потому что нет человека, который не согрешал бы.

22222222222222Сегодня Господь снова и снова напоминает нам о званных. Он каждого человека зовёт к Себе. В мире нет ни одного человека, в котором хотя бы раз в жизни не пробудился голос Божий. А этот голос Божий называется совестью. Значит, в жизни каждого человека есть действие Божие. Но далеко не каждый готов откликнуться на это Божественное действие. И быть не только званным, но и избранным в Царствие Божие. Многие из находящихся сегодня в храме могут сказать: «Слава Богу! Я не отрицаю бытие Божие». Конечно, очень важно поверить в то, что Бог действительно есть. Апостол Павел учит нас, говоря: «А без веры угодить Богу невозможно» (Евр.11:6). Другой ученик Христов апостол Иаков говорит: «как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» (Иак.2:26).

Вывод из этого очень прост: если мы именуем себя православными христианами, то должны жить как православные люди, по заповедям Божиим. Тогда мы действительно будем избранным народом Божиим, который Господь чает видеть в Своем Царстве.

Сегодня же за Божественной литургией мы совершили литию о приснопамятном митрополите Иосифе. Он умер в 1975 году. Многие еще помнят этого удивительного архипастыря, богослужения, которые он совершал в этом Никольском соборе, проповеди, которые он произносил с этого амвона. При пострижении в монашество его нарекли Иосифом в честь ветхозаветного Иосифа – одного из праотцев, память которых мы совершаем в этот воскресный день. Поэтому в день его тезоименитства мы помолились о том, чтобы милость и благословение Божии пребывали и с ним и с нами. И чтобы его молитвенным предстательством Господь всех нас сподобил достойно нести наше христианское призвание. Чтобы не к нам с вами Господь обратил укор, услышанный сегодня в евангельском чтении: «…много званных, но мало избранных» (Лк.14:24). Аминь.  

Протоиерей Валерий Захаров, 2011г

 

СТАРАЯ ТЕМА: НОВЫЙ ГОД

Со словом «новый» в Писании есть несколько крепких ассоциаций. Если брать хронологически, то вначале это грустное признание Иерусалимского царя из книги Екклесиаста, что «Нет ничего нового под солнцем. Бывает нечто, о чем говорят: “смотри, вот это новое”; но это было уже в веках, бывших прежде нас» (Еккл. 1: 9–10). А во-вторых, это Новый Завет, где всё новое: бессеменное зачатие, девственное Рождение, победа над смертью. Вот в таком контрасте и пребывает человек. По опыту падшей жизни, по грузу за плечами он живет в смертной тени Ветхой мудрости. А по опыту веры он утешен надеждой на иную жизнь и вечную радость в Царстве Христа и Бога. Вот так, как дельфин, человек живет в воде, а дышит легкими. То есть пребывает в одном мире, а утешается воздухом другого.

animaciya 234Мы празднуем Новый год вполне по-екклесиастовски. В глубине души каждый просто обязан понимать, что перемена цифр на календаре ничего нового принести не в силах. Ну, а если не понимает этого человек, то мы вправе задать вопрос: «На какое-такое “новое счастье” ты надеешься, если сам обновляться и меняться к лучшему не собираешься?» Следуя этой мысли, мы неожиданно приходим к покаянию, хотя само слово звучит весьма непривычно среди хлопающих бутылок шампанского. Но глядите: покаяние – это действенное обновление, без которого ничего действительно нового не произойдет. Делаем вывод: под бой курантов есть смысл сказать (хотя бы самому себе) «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное».

Есть еще одно серьезное пожелание, вызванное к жизни местными традициями. Когда Геша Козодоев (см. фильм «Бриллиантовая рука») провалил операцию «Дичь», наутро ему предстояло ехать с отчетом к шефу. И пришел к нему Лелик, и услышал от Геши, что тотчас ехать к шефу Геша не может, потому что ему надо сначала «принять ванну и выпить чашечку кофе». Так позвольте же пожелать вам, дорогие друзья, чтобы наутро первого календарного дня нового года вы никоим образом не находили в себе сходства с Гешей Козодоевым. В противном случае все слова о «новом счастье» будут звучать цинично и насмешливо, а отражение в зеркале будет смотреть на вас глупо и безнадежно.

А еще расскажу вам, какой диалог у меня получился недавно с журналисткой по телефону. Она звонит, представляется и спрашивает:

– Как вы можете оценить прошедший год?

Я говорю:

– Никак. Я не меряю жизнь годами.

Она:

– Как не меряете жизнь годами? А чем?

– Понимаете, – говорю, – у человека иногда за день или за неделю может столько всего произойти, что он и повзрослеет, и постареет, и вновь помолодеет за это время. При этом можно совсем забыть, что же такое было в прошлом году в ночь с 31-го на 1-е. Понимаете?

Она с той стороны телефонной трубки говорит:

– Нет.

И я слышу, что не врет.

– Видите ли, – продолжаю, – человек меряет жизнь не календарными датами григорианского или юлианского календаря…

Она спрашивает:

– Какого календаря?

– Юлианского или григорианского, – повторяю и продолжаю: – а событиями внутренней жизни. Дочка вышла замуж, сын из армии вернулся, переехала семья в другой город, смерть или рождение совершились. Вот события, которые отмеривают жизнь. Мы все, обычные люди, по этим межевым столбикам путь держим. Или же наоборот: пару дней в больнице проведешь, и на выписку выйдешь другим человеком. А все прошлое, как ежик в тумане, осталось далеким и наивным. Вы меня понимаете?

– По-ни-ма-ю, – растягивая звуки, отвечает она, и я слышу, что не врет.

И опять:

– Но в стране-то что-то ведь произошло, поменялось?

– Ну, произошло. Наши забили французам два мяча в Киеве и пропустили три в Париже. Вы об этом? А еще Бенедикт ушел на покой, а Сноуден прилетел в Москву. А еще в одних местах были наводнения, а в других тайфуны. Но все это именно «ежик в тумане».

Она:

– А Майдан?

– А Майдан, – говорю, – это не то, что произошло, но то, что не поменялось.

– Как это?

– Люди не поменялись. Скоморошат, шумят, жить хорошо хотят, виноватых ищут, заборы на костры жгут, песнями и плясками «добрых духов» призывают. Это еще со времен Трипольской культуры не изменилось.

Она говорит:

– Какой культуры?

Я говорю:

– Трипольской, которую Викентий Хвойка открыл.

О Хвойке я пожалел, потому что она спросила, кто это. Пришлось в двух словах рассказать. И рассказал бы я ей еще о золоте Полуботка, и о вечной мечте о курице, несущей золотые яйца, но сдержался. Слишком много бы пришлось по ходу рассказа объяснять. И мы вскоре закончили разговор традиционным приветствием: С Новым годом!

Протоиерей Андрей Ткачев

http://www.pravoslavie.ru/jurnal/67191.htm

 

Святой праведный Иоанн пресвитер Кронштадтский, чудотворец

“При жизни преподобного Серафима, за молитвы его, Господь хранил Россию; а после него был другой столп, достигавший от земли до неба, Отец Иоанн Кронштадтский.”

Преп. Силуан

19 октября 1829 года в Архангельской губернии в селе Сура Пинежского уезда у деревенского дьячка Илии Михайловича Сергиева и его жены Феодоры родился сын. Ребёнок был настолько слаб, что родители, опасаясь за его жизнь, решили сразу же крестить младенца дома. 19 октября – день памяти великого болгарского святого преп. Иоанна Рыльского, в честь преп. Иоанна Рыльского мальчика и назвали Иоанном.

50071116 Valeriy Pavlov Ioann Kronshtadtskiy PortretИз жития: “Дед отца Иоанна был священником, так же, как и большинство предков по отцовской линии на протяжении, по крайней мере, 350 лет”.

В детстве Иоанн удостаивался увидеть ночью “среди необычного света Ангела в его небесной славе”. Со слов игуменьи Таисии, слышавшей рассказ о чудесном явлении Ангела от св. Иоанна, Ангел успокоил смутившегося младенца, назвавшись Ангелом Хранителем.

В 1839 году Илья Михайлович отвёз сына в Архангельское приходское училище. Здесь впервые десятилетний Иоанн узнал истинную силу горячей молитвы. В первый год обучения десятилетний Иоанн испытывал большие трудности: “ничего не мог уразуметь из пройденного, не запоминал ничего из рассказанного”. Ночами на коленях он умолял Господа даровать ему “свет разума на утешение родителям”. Из воспоминаний св. Иоанна: “Такая тоска на меня напала, я упал на колени и принялся горячо молиться. Не знаю, долго ли пробыл я в таком положении, но вдруг что-то точно потрясло меня всего. У меня точно завеса спала с глаз, как будто раскрылся ум в голове, и мне ясно представился учитель того дня, его урок; я вспомнил даже, о чем и что он говорил, и легко, радостно так стало на душе, никогда не спал я так покойно, как в ту ночь. Тут засветало, я вскочил с постели, схватил книги, и о счастье! читать стало гораздо легче, понимаю все, а то, что прочитал, не только все помнил, но хоть сейчас и рассказать могу... В короткое время я продвинулся настолько, что перестал уже быть последним учеником. Чем дальше, тем лучше успевал я в науках, и к концу курса одним из первых был переведен в Семинарию”.

В 1851 году Иоанн Сергиев был направлен в Петербургскую Духовную Академию. Иоанн мечтал принять монашество и отправиться миссионером в Китай или Америку. Он молился, чтобы Господь разрешил его сомнения, и однажды увидел себя во сне священником, служившим в каком-то неизвестном соборе. Иоанн принял этот сон за указание Божие пути.

Незадолго до окончания Академии Иоанн знакомится с дочерью протоирея К.П. Нессвицкого из Кронштадта, Елизаветой Константиновной.

В 1854 году молодые обвенчались (по обоюдному согласию супруги жили как брат и сестра).

В 1855 году Иоанн закончил Академию. 10 декабря в соборе Петра и Павла в Санкт-Петербурге епископ Ревельский Христофор, рукоположил Иоанна во диакона, а 12 декабря состоялось рукоположение во священники. Молодого священника направили в Андреевский собор города Кронштадта.

Отец Иоанн с детских лет познавший нужду, положил в основу своего служения Господу любовь и милосердие к обездоленным.

Однажды отец Иоанн, заметив в храме изнурённого старика, подозвал его после богослужения к себе и выразил желание проводить его. По дороге несчастный старик рассказал о своём бедственном положении: “Его тунеядец сын пропивает последние гроши”, в то время как больной отец голодает.

На прощание отец Иоанн протянул старику деньги и сказал: “Вот тебе, старик, мелочь. Но ты молись и благодари Господа. Я тебя богачом сделаю”.

Разыскав его сына, отец Иоанн в течение целого месяца ежедневно посвящал ему несколько часов: вел душеспасительные беседы, учил молиться.

Со временем его ученик стал честным трудолюбивым мастером, купил дом, обзавёлся семьёй. Старик перебрался жить к своему сыну, любуясь крошками- внуками не раз говорил: “Так вот богатство, обещанное мне батюшкой”.

Если первые годы добрый пастырь раздавал бедным все свои средства, обрекая на нищенство свою семью, то уже 1872 году, убедившись, что такая благотворительность недостаточна, он обращается в “Кронштадтском вестнике” с воззваниями к жителям Кронштадта, просит помочь бесприютным беднякам. Благодаря старанию отца Иоанна в1882 году был построен Дом Трудолюбия, он состоял из нескольких благотворительных учреждений. Здесь были устроены рабочие мастерские, женские мастерские, вечерние курсы ручного труда, школа, детский сад, сиротский приют, народная столовая с небольшой платой, библиотека, бесплатная лечебница, воскресная школа... В 1888 году был построен ночлежный дом, в 1891 году странноприимный дом. Здесь кронштадтские нищие находили приют, больные и престарелые уход, а трудоспособные – работу.

Из воспоминаний священника А. Глаголева: “Тайна влияния отца Иоанна на народ заключалась в его живой и деятельной вере в Христа-Спасителя и Его учение, в полном проникновении этим учением всего его существа... Пламенная любовь к Богу у отца Иоанна нераздельно соединялась с горячей любовью к людям... Много, безмерно много благотворил он лично, идя навстречу всякой непокрытой бедности и нужде... Созданный им в Кронштадте Дом Трудолюбия остаётся красноречивым памятником его задушевных дум, его неустанных забот о бедняках...”

Прошло несколько лет, и отцу Иоанну была дарована исцеляющая молитва, молитва по которой исцелялись тысячи православных людей, отступали даже самые тяжелые болезни, против которых медицина была бессильной.

Из воспоминаний Н.А. Гуляева: “В 1903 году в местечке Эмба Сырдарьянской области была тяжелая эпидемия гриппа, заболел и я, был перевезён в заразный барак... Помню, как очнулся я и почувствовал, что умираю... Я беспомощно заплакал и в слезах стал напевать, как мог “Царю Небесный”... Вдруг, появился, как бы в тумане, в золотом обличении священник...

Он приблизился, наклонился ко мне.

- Не надо плакать, давай помолимся.

И 3109b80be473cbf73cad9ef92477417dтут же начал служить молебен. Служил он не тихо и не громко, но необыкновенно истово и проникновенно... Я понял, что ко мне пришёл отец Иоанн Кронштадтский... Отец Иоанн сказал мне, что я поправлюсь, но чтобы никогда не забывал молиться и благодарить Бога. Удаляясь, батюшка тоже как бы отступил к дверям, в белый туман... С этого момента началось моё быстрое, ни для кого не понятное выздоровление. Когда пришёл меня навестить отец, я рассказал о чуде, виденном мною, и отец, знавший батюшку лично, был поражён, что я описал ему в такой подробности весь облик батюшки, никогда не видя его в жизни... Отец мой тут же объяснил мне: оказывается, он послал в самый безнадёжный момент телеграмму в Кронштадт отцу Иоанну и просил его помолиться. В тот самый день, когда отец Иоанн явился мне, он и служил молебен о моём выздоровлении”.

Однажды в г. Вознесенске Херсонской губернии в немецкой семье, исповедующей лютеранство, умирала от дифтерита восьмилетняя девочка. По совету православных знакомых родители послали телеграмму отцу Иоанну. Девочка, проснувшись утром, рассказала, что к ней приходил некий священник, и описала его наружность. Вскоре она совершенно выздоровела. Когда ей показали портрет отца Иоанна, она воскликнула: “Вот этот самый приходил ко мне, подошел к моей кровати и сказал: “Будешь здорова!”.

Капитан 1 ранга С.П. Бурачок рассказывал: “Помню случай, когда был болен мой брат. Отец Иоанн благословил яблоко и приказал брату съесть, и к вечеру, к удивлению всех, брат оказался совершенно здоров... А вот случай исцеления бесноватой, которая ужасно поносила батюшку (ее держали несколько человек): Когда отец Иоанн стал на колени перед святыми иконами и весь, согнувшись, ушёл в молитву, больная забилась в судорогах, но потом затихла и потеряла сознание. Когда отец Иоанн встал с молитвы, всё его лицо и голова были покрыты потом, подошёл к больной, благословляя её, больная открыла глаза и, разрыдавшись, приникла к ногам батюшки, она была сильно ослаблена, но совершенно здорова. На присутствующих это ясное для всех исцеление произвело потрясающее впечатление”.

Иоанн Кронштадтский писал: “Господь, как искусный врач подвергает нас разным искушениям, скорбям, болезням и бедам, чтобы очистить нас, как золото в горниле. Душа, закостенелая во грехах всякого рода, не легко поддаётся чистке и врачеванию... и только через долгий опыт терпения и страданий осваивается с добродетелью и начинает горячо любить Бога”.

Неустанный проповедник покаяния, отец Иоанн, физически не мог исповедать отдельно всех людей желающих исповедоваться именно у него, поэтому он был вынужден обратиться к духовным властям с просьбой о разрешении проведения общей исповеди.

Из воспоминаний игумена Константина, присутствовавшего на общей исповеди:

“Перед началом исповеди отец Иоанн обращался к кающимся с призывом: Грешники и грешницы, подобные мне! Вы пришли в храм сей, чтобы принести Господу Иисусу Христу, Спасителю нашему покаяние в грехах и потом приступить к Тайнам. Приготовились ли вы к восприятию столь великого Таинства? Знаете ли, что великий ответ несу я пред Престолом Всевышнего, если вы приступите не приготовившись? Знаете ли, что вы каетесь не мне, а Самому Господу, Который невидимо присутствует здесь? Тело и Кровь Которого в настоящую минуту находится на Престоле?

Приготовив так молящихся, отец Иоанн начинал сам от лица народа и к нему, обратившись лицом, читать покаянные молитвы... Должным образом подготовив народ, отец Иоанн возглашал громким голосом: кайтесь!

Тут стало твориться что-то невероятное. Вопли, крики, устное исповедание тайных грехов... Никто не замечал соседа, каждый думал только о себе...

Отец Иоанн в это время стоял, облокотившись на аналой, и молился. Молился и плакал – так плакал, что слёзы лились градом.

- Там, в том углу, вы должны ещё покаяться! – неожиданно восклицал он, выпрямившись и указывая пальцем в западную сторону собора. И в ответ начинают литься оттуда с необыкновенной страстью вопли покаяния...

Иногда отец Иоанн уходил в алтарь и там молился, склонившись пред престолом и положив на него голову... Батюшка, наконец, выходит снова на амвон. Пот катится по его лицу...

Отец Иоанн простирает епитрахиль над народом и читает разрешительную молитву...

Исповедь кончена. Со всех сторон слышны ещё сдержанные вздохи, рыдания и стоны – зарницы после разрешившейся и пронесшейся очистительной грозы...”

Отец Иоанн находил время вести духовный дневник, записывая ежедневно мысли, приходившие ему во время молитвы. Эти записи вошли в книгу, изданную под заглавием “Моя жизнь во Христе”.

По свидетельству духовных чад великий пастор “глубоко верил от всего сердца в благодать, данную ему как священнику от Бога, – молиться за людей Божиих... Если видел в человеке недостатки или какие-нибудь страсти, то всегда молился тайно за него, где бы то ни было; во время служения литургии, в пути ли, в беседе ли. Проезжая по улице и видя порочных людей, он тотчас возносил ко Господу свою сердечную молитву и взывал: “Господи, просвети ум и сердце раба Твоего, очисти его от скверны!” – или иным, более подходящим к данному лицу словами из псалмов. Он не пропускал случая помолиться за человека по чьей-то просьбе, радовался такой просьбе, считая, что молитвы за других есть благо и для него самого, потому что она очищает сердце, утверждает веру и надежду на Бога, взгревает любовь ко Христу и ближнему. Отец Иоанн молился “по вере в его молитву просящих”.

Святой Иоанн писал:

- У людей мало молящихся слабо сердце; когда они хотят молиться, сердце их расслабляется и расслабляет их руки, тело и мысли, и трудно им молиться. Надо преодолеть себя: постараться молиться всем сердцем, потому что хорошо, легко молиться всем сердцем.i06010

- Чтобы провести день весь совершенно свято, мирно и безгрешно, для этого единственное средство самая искренняя, горячая молитва утром по восстании от сна. Она введет в сердце Христа со Отцом и Духом Святым и таким образом даст силу и крепость душе ...

- С твердостью сердечной выговаривайте слова молитвы. Молясь вечером, не забудьте высказать в молитве к Духу Святому со всей искренностью и сокрушением сердца те грехи, в которые вы впали в прошедший день, несколько мгновений покаяния теплого, и вы очищены Духом Святым от всякой скверны, паче снега убелены, и слезы, очищающие сердце, потекут из очей ваших...

- Если согрешишь в чем пред Богом, а мы грешим премного каждый день, тотчас же говори в сердце своем, с верою в Господа, внимающего воплю твоего сердца, с смиренным сознанием и чувством своих грехов, псалом “Помилуй мя, Боже, по Велицей милости Твоей...”, и прочитай сердечно весь псалом; если не подействовал он один раз, сделай другой прием, только прочитай еще сердечнее, еще чувствительнее и тогда тебе немедленно воссияет от Господа спасение и мир в душе твоей. Так всегда сокрушайся: это верное, испытанное средство против грехов.

- Надо нудить себя и против воли делать усердные поклоны; это нужно против гордости нашей, гнездящейся в глубине сердца. Гордость не любит кланяться.

- В молитве главное, о чем нужно прежде всего позаботиться, – это живая, ясновидящая вера в Господа: представь Его живо перед собой и в себе самом, – и тогда, если хочешь, проси о Христе Иисусе в Духе Святом, и будет тебе. Проси просто, ничтоже сумняся, – и тогда Бог твой будет все для тебя, во мгновение совершающий великие и чудные дела, подобно тому, как крестное знамение совершает великие силы.

Прозорливому старцу было открыто прошлое, настоящее и будущее людей, которых он видел впервые.

Однажды, когда отец Иоанн служил литургию в церкви московского военного учреждения, в алтарь вошёл молодой офицер Павел Плиханков, отец Иоанн неожиданно подошел к офицеру, поцеловал его руку, не сказав ни слова, вернулся к престолу. Присутствующие при этом решили, что молодой человек будет священником. А спустя несколько лет, тяжело больной Павел в чудесном видение получил указание свыше “идти в Оптину Пустынь”.

К удивлению всех, больной полковник стал быстро поправляться, выздоровел и уехал в Оптину Пустынь.

(из жития преподобного старца оптинского Варсонофия (1845-1913 гг.))

Задолго до этих событий Отцу Иоанну, было открыто, что перед ним в алтаре стоял будущий подвижник.

Ежегодно Кронштадт посещало более 20 тысяч паломников, а позднее их число достигло 80 тысяч.

9 декабря 1908 года отец Иоанн отслужил последнюю литургию в Андреевском соборе. Угоднику Божию был открыт день его кончины. Когда вечером 17 декабря приехала монахиня Ангелина, игуменья основанного им Иоанновского монастыря в Петербурге, он спросил: “Какое число сегодня?” “Семнадцатое”, ответила она. “Значит, еще три дня”, сказал отец Иоанн, как будто про себя. Утром 20 декабря он последний раз причастился. Отец Иоанн Орнатский начал читать канон на исход души, когда он окончил, отец Иоанн лежал неподвижно, руки были сложены на груди. 21 декабря в доме усопшего состоялась панихида, позже тело отца Иоанна под звон колоколов всех городских церквей было перенесено в кафедральный собор, через сутки в Петербург, в Иоанновский монастырь. Несколько дней и ночей народ непрерывным потоком шел прощаться с добрым пастырем. 23 декабря литургию отпевания отслужил митрополит Петербургский Антоний, в ней приняли участие около 60 священников и 20 диаконов, после последнего прощания состоялось торжественное погребение в подземном храме усыпальнице.

В 1990 году отец Иоанн был причислен к лику святых Поместным Собором Русской Православной церкви. День памяти празднуется 20 декабря/2 января и 19 октября/1 ноября.

С. Девятова

http://azbyka.ru/tserkov/svyatye

 

Молитва святому праведному Иоанну

Пресвитеру Кронштадтскому, чудотворцу

О великий угодниче Христов, святый праведный Иоанне Кронштадтский, 

пастырю дивный, скорый помощниче и милостивый предстателю!

Вознося славословие Триединому Богу, ты молитвенно взывал:

Имя Тебе – Любовь: не отвергни меня заблуждающегося.

Имя Тебе – Сила: укрепи меня, изнемогающего и падающего.

Имя Тебе – Свет: просвети душу мою, омрачённую житейскими страстями.

Имя Тебе – Мир: умири мятущуюся душу мою. 

Имя Тебе – Милость: не переставай миловать меня.

Ныне благодарная твоему предстательству всероссийская паства молится тебе: Христоименитый и праведный угодниче Божий! 

Любовию твоею озари нас, грешных и немощных, сподоби нас принести достойные плоды покаяния и неосужденно причащатися Христовых Таин. Силою твоею веру в нас укрепи, в молитве поддержи, недуги и болезни исцели, от напастей, врагов, видимых и невидимых, избави. 

Светом лика твоего служителей и предстоятелей Алтаря Христова на святые подвиги пастырского делания подвигни, младенцем воспитание даруй, юное настави, старость поддержи, святыни храмов и святые обители озари! 

Умири, чудотворче и провидче преизряднейший, народы страны нашея, благодатию и даром Святаго Духа избави от междоусобныя брани, расточенная собери, прельщенныя обрати и совокупи Святей Соборней и Апостольской Церкви.

Милостию твоею супружества в мире и единомыслии соблюди, монашествующим в делах благих преуспеяние и благословение даруй, малодушныя утеши, страждущих от духов нечистых свободи, в нуждах и обстояниих сущих помилуй и нас на путь спасения настави. 

Во Христе живый, отче наш Иоанне, приведи нас к Невечернему Свету жизни вечныя, да сподобимся с тобою вечнаго блаженства, хваляще и превозносяще Бога во веки веков. Аминь.

 

Каждому по делам его

Христиане-протестанты учат, что для спасения необходима и достаточна одна лишь вера в Спасителя. Поверил — и всё готово само собой, без всяких усилий. Наблюдая за повседневной реальностью, невольно задаёшь вопрос: а не уподобляемся ли и мы протестантам? Мало того, дела и поступки иных протестантов подчас подводят к мысли о том, кто же — мы или они — более православны.

Около трёх лет назад довелось мне увидеть документальную ленту студии «Роскосмос» под названием «Космос как послушание». Практически впервые за много десятилетий воплощалось в реальность то, о чём в советские времена нельзя было и помыслить — непримиримые противники становились сотрудниками.

Теперь ни одна ракета не стартует без благословения; кто-то из космонавтов принял Крещение незадолго до полёта... В 1999 году утвердилась традиция освящения ракеты перед стартом. Именно тогда на Байконуре построили храм великомученика Георгия Победоносца. Казалось бы, этому можно только радоваться, но последующие аварии и проблемы в космической отрасли вызвали поток издевательств и насмешек среди далёких от Церкви и веры обывателей. Громко рассуждали о том, нужен ли батюшка в штате космодрома и сколько следует жертвовать за освящение ракеты-носителя... А вывод следовал всегда один: не лезть церковникам в науку.

На первый взгляд может казаться, что это очередная атака безбожников — они ведь всегда готовы атаковать, а повод найдётся. Но, как известно, дыма без огня не бывает. Приходится задумываться, не мы ли сами даём повод для подобных нападок? Не из-за нас ли имя Божие хулится у язычников (Рим. 2, 24)?

Время от времени встречаем людей, которые являются или, по крайней мере, позиционируют себя православными. Но почему-то они считают, что одной только веры или веры и духовных трудов достаточно и для спасения, и для материальной жизни, и для помощи ближнему. То есть они помолятся — и всё будет, будто бы само собой. Господь за них сделает всё. Другой вариант — батюшка помолится, и всё устроится. А они вроде как и не должны вообще ничего делать.

Несколько примеров из жизни.

Недавно пришлось наблюдать в поликлинике такую картину. В огромной, на несколько часов, очереди передо мной стояли две женщины — пожилая и молодая. Молодая и, кажется, неверующая, мучилась от боли, врач должен был ей помочь. Спустя какое-то время между женщинами завязалась беседа. Старшая учила молодую, как нужно правильно верить, посещать богослужения, подавать записки, читать молитвы. Молодая её слова воспринимала, как казалось, с пониманием, разговор продолжался. Понимание сошло на нет, когда молодая несколько раз вежливо попросила пожилую пропустить её перед собой в очереди, но каждый раз ей под различными благовидными предлогами было отказано. Развязка наступила неожиданно: молодую больную в кабинет вне очереди пригласил сам врач...

Ещё ситуация. Одна благочестивая сестра собралась в заграничное паломничество. Она приобрела паломнический тур, в который, однако, не входил авиаперелёт. В организации «добрые люди» её заверили, что о ней позаботятся и что всё будет хорошо. Когда же наступило время выкупать авиабилеты, оказалось, что нужный рейс бывает не ежедневно, и в нужный день его как раз нет. На вопрос, почему её не предупредили о таком нюансе, паломница получила чёткий и очень «духовный» ответ. Оказалось, что причиной неудачи была она сама! Она, наверное, не взяла у священника благословение на паломничество, либо же ей просто нет Божией воли на это, либо же она очень грешная или что-то скрыла на исповеди, да мало ли что... Так хитро и коварно халатность организаторов была списана на бездуховность паломницы.

Иногда доходит до абсурда: некоторые из верующих считают, что каждый из их деловых партнёров должен моментально проникнуться их верой... Заказчица из церковной организации хочет разместить в городской типографии заказ на печать тиража духовной литературы. Все попытки получить скидку от представителя типографии терпят фиаско. Последняя отчаянная попытка формулируется в виде призыва: «Ну, хотя бы проявите любовь к Богу!» — и заканчивается ещё более решительным отказом: «А я вообще атеист...»

Что же говорит Священное Писание и православное вероучение о соотношении веры и дела, слова и дела, Божиего и человеческого?

Они учат нас тому, что вера является хотя и необходимым, но всё же недостаточным условием спасения. Каждому человеку для того, чтобы исполнить своё предназначение на земле и получить вечное спасение, нужно познавать Бога, правильно верить в Него и жить по этой вере — то есть любить Бога и людей и творить добрые дела.

Вера без дел мертва (Иак. 2, 26), — говорит апостол Иаков. Это означает, что вера без дел как бы недействительна, недейственна.

Апостол Павел во втором послании к Фессалоникийцам предостерегает от лени и безделья тех христиан, которые со дня на день ждали пришествия Господа, и призывает всех добросовестно трудиться и жить праведно.

В Своём правосудии Господь воздаст каждому по делам его... ибо нет лицеприятия у Бога (Рим. 2, 6, 11).

Согласно Священному Писанию, люди будут судиться по книгам, где будут записаны их дела, и каждого оценят по делам его (см.: Откр. 20, 12–13; Дан. 7, 10). И святые отцы учат, что дело нашего спасения строится Божией благодатью и нашими усилиями.

Так, святой Иоанн Кассиан Римлянин в своём труде «О Божественной благодати и свободном произволении» сравнивает дело спасения с делом крестьянина, который хоть и много потрудился, но не может ждать хорошего результата, если не будет дождя и благоприятной погоды. Господь не даёт плода ленивым земледельцам, но и трудолюбивые ничего не достигнут без Божественного содействия.

Далее святой спрашивает, что является первичным — благодать Бога или наше доброе желание. И отвечает, что, как показывает опыт, первичным бывает и то, и другое. Савл и Матфей изъявили желание не сами, но были призваны. Но Закхей и разбойник на кресте своим желанием опередили дело благодати. То есть когда Бог видит, что мы хотим приклониться к добру, Он направляет и укрепляет нашу готовность. А когда же мы не хотим доброго, подаёт нам спасительные вдохновения, через которые добрые намерения обновляются.

Таким образом, благодать Божия всегда направляет нашу волю в сторону добра так, что и от нас требует или ожидает соответствующих усилий.

И вот здесь мы возвращаемся к вопросу о том, почему, несмотря на увеличение количества молитв и священнодействий, количество неудачных стартов космических кораблей увеличивается. На первый взгляд, должно быть наоборот. Внимательное же рассмотрение показывает, что в большинстве случаев во всех наших бедах виноваты мы сами.

И Священное Писание, и народная мудрость говорит о том, что не следует свои обязанности перекладывать на Бога, а самим ждать, что Он всё сделает и за Себя, и за нас. Проклят, кто дело Господне делает небрежно! — говорит пророк Иеремия (Иер. 48, 10). Подобно и пословица напоминает: «На Бога надейся, а сам не плошай».

Антон Михалёв

http://otrok-ua.ru/sections/art/show/kazhdomu_po_delam_ego.html

 

Православный Календарь с 28 Декабря 2014 г. по 3 Января 2015 г.

Воскресенье, 28 Декабря 2014 года. Неделя 29-я по Пятидесятнице.

Рождественский пост. Неделя святых праотец. Сщмч. Елевферия, еп. Илирийского, матери его мц. Анфии и мч. Корива епарха (II). Прп. Павла Латрийского (955). Свт. Стефана исп., архиеп. Сурожского (VIII). Собор Крымских святых. Прп. Трифона Печенгского, 06Кольского (1583). Мч. Елевферия Константинопольского (305-311). Прп. Парда отшельника Палестинского (VI).Мч. Вакха Нового. Мц. Сусанны (Сосанны) диакониссы в Палестине.  Понедельник, 29 Декабря 2014 года. Седмица 30-я по Пятидесятнице.

Рождественский пост. Прор. Аггея (500 г. до Р.Х.). Мч. Марина Римского (III).Блж. царицы Феофании (893-894). Свт. Мемнона, архиеп. Ефесского. Свт. Николая Хрисоверга, патр. Константинопольского. Прп. Софии (Соломонии), монахини, супруги вел. кн. Василия III. 

Вторник, 30 Декабря 2014 года.

Рождественский пост. Прор. Даниила и трех отроков: Анании, Азарии и Мисаила (600 г. до Р.Х.). Прп. Даниила исп., в схиме Стефана (X). Свт. Дионисия Закинфского, архиеп. Эгинского. 

Среда, 31 Декабря 2014 года

Рождественский пост. Мчч. Севастиана и дружины его: Никострата (казнохранителя), жены его Зои, Кастория, Транквиллина пресвитера и сынов его Маркеллина и Марка, диаконов, Клавдия, начальника над тюрьмами, сына его Симфориана, брата Викторина, Тивуртия и Кастула (ок. 287). Сщмч. Фаддея, архиеп. Тверского и Кашинского (1937). Прп. Севастиана Сохотского, Пошехонского (ок. 1500). Прославление прав. Симеона Верхотурского (1694). Четверг, 1 Января 2015 года.

Рождественский пост. Мч. Вонифатия Тарсийского (290). Прав. Аглаиды Римской. Прп. Илии Муромца, Печерского, в Ближних пещерах (ок. 1188). Мчч. Илии, Прова и Ариса, египтян (308). Мчч. Полиевкта и Тимофея диакона (IV).Свт. Вонифатия Милостивого, еп. Ферентийского (VI). Свт. Григория, еп. Омиритского (ок. 552). Сщмч. Капитона, еп. Херсонского. 

Пятница, 2 Января 2015 года.

Рождественский пост. Предпразднство Рождества Христова. Сщмч. Игнатия  Богоносца (107). Прав. Иоанна Кронштадского, чудотворца (1908).Прп. Игнатия, архим. Печерского, в Дальних пещерах (1435). Свт. Филогония, еп. Антиохийского (323). Св. Даниила, архиеп. Сербского (1338). Новодворской и Леньковской (Новгород-Северской), именуемой "Спасительница утопающих", икон Божией Матери. 

Суббота, 3 Января 2015 года.

Рождественский пост. Суббота пред Рождеством Христовым.Предпразднство Рождества Христова. Мч. Иулиании и с нею 500 мужей и 130-ти жен, в Никомидии пострадавших (304). Преставление свт. Петра, митр. Московского и всея России, чудотворца (1326). Блгв. кн. Иулиании Вяземской (1406). Преставление блж. Прокопия, Христа ради юродивого, Вятского (1627). Мч. Фемистоклия (251). s-novim-godom

С новым Годом!

«Вспоминая события уходящего года, мы надеемся, что новое лето благости Божией станет временем мирным и добрым для нашего Отечества, для любимого Казахстана. В минуты прощания с прошлым сердце человека наполняется надеждой на перемены к лучшему, на то, что все огорчения и скорби останутся по ту сторону исторического рубежа времен. Но будем помнить: исполнение этих желаний зависит прежде всего от нас, от нашего собственного стремления к Божественной истине и делам милосердия – ибо, как говорит Священное Писание, «каждый получит от Господа по мере добра, которое он сделал» (Еф. 6, 8).

Мира и счастья вам в Новом году! Благословение Господне, милость Пречистой Владычицы Богородицы и молитвенное предстательство святых новомучеников и исповедников Казахстанских да пребывают со всеми нами!»

"Время нашей жизни является Божественным даром. Этот дар ниспослан каждому для духовного возрастания и становления, как подготовка к вечности. Важно не забывать великую истину: земная жизнь - это начало вечного нетленного бытия и поэтому мы должны дорожить каждым ее днем, каждым часом. Начиная новый год, следует подумать о том, что всякое доброе дело, каждая благая мысль и искренняя молитва служат делу нашего спасения и несомненно дадут обильные плоды в жизни вечной.

Следуя учению Церкви Христовой, внимая голосу совести, будем дорожить временем, будем любить общение с Богом в Таинствах и молитве, и поспешим совершить как можно больше благих дел, по слову апостола Павла, "доколе есть время, будем делать добро всем" (Гал.6,10)".

Из Новогоднего обращения митрополита Александра

p18voef24t19ejvi71e1217bo9ef3

О великий святителю, преславный чудотворче, отче наш Петре, моли Бога о нас!

Икона дня

Православный календарь

Расписание богослужений

Богослужения в нашем храме совершаются ежедневно

Начало богослужений:

В будни – утром в 8.00 ч., вечером в 16.00

В воскресные дни – утром в 7 и 9 чч., вечером в 16.00