Крещение Господне (19.01.2014)
Богоявление. Крещение Господа Иисуса Христа
Честный и славный Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн, моли Бога о нас!
Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя: и Дух в виде голубине извествоваше словесе утверждение: явлейся, Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе.
19 января - Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и
Спаса нашего Иисуса Христа
Господь Иисус Христос Будучи свят и безгрешен, крестился, дабы показать нужду крещения. Установив таинство крещения, и освятив его собственным Своим примером, Он этим самым открыл нам дверь к небесному царствию и вечному блаженству, ибо крещение, по словам св. Кирилла иерусалимскаго, «есть смерть греха, возрождение души, одежда светлая, колесница на небо, царствия ходатайство» (Поучение гл. 16).
И действительно, нашим крещением отверзаются небеса, которыя до сего времени были совершенно закрыты для нас, и Дух Святый, хотя не в виде голубя, а невидимо, но все-таки сошел и на нас; хотя и не слышалось с неба гласа Отца небеснаго, но, тем не менее, со времени нашего крещения, Отец наш небесный уготовал нас Себе и мы, из чад гнева, сделались чадами Божиими (Еф.5. 8).
Наконец, совершая праздник Крещения Господня, св. церковь прежде всего утверждает нашу веру в высочайший и непостижимый догмат Св. Троицы, ясно открытый только в новом завете, и этим указывает нам, что в деле нашего спасения все лица Св. Троицы принимали и принимают самое живое и деятельное участие.
протоиерей Григорий Дьяченко
http://azbyka.ru/otechnik/?Grigorij_Djachenko
Проповедь в день Крещения Господня
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Сегодня великий праздник, братья и сестры. Сегодня мы вспоминаем событие, которое произошло в земной жизни Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, когда Он, придя на Иордан, крестился от Иоанна. Поэтому этот праздник именуется праздником Крещения Господня. Но он имеет еще два наименования: праздник Богоявления и праздник Просвещения.
Невольно может возникнуть вопрос: а почему Церковь это событие именует Богоявлением? Разве в иные времена Господь не являлся людям? Из Ветхого Завета мы знаем, что Господь являлся праведникам видимым и невидимым образом, но в Крещении было особое явление всех Трех Лиц Святой Троицы, всей полноты Божества. Люди, находящиеся на берегах реки Иордан видели Спасителя мира Господа Иисуса Христа; слышали голос Бога-Отца, Который возвещал «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф.3:17); и в то же самое время Дух Святой снизошел на Спасителя мира. Также этот день именуется праздником Просвещения или праздником Света. Все мы, озаренные благодатью Святого Духа, имеем величайшее ведение о том, Кем для нас является Бог. Вся полнота учения о Боге была открыта людям явлением в этот мир Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.
Сегодня благодатью Святого Духа освящается не только водное естество, но и вся вселенная. Освященная и неосвященная вода по своим химическим и физическим свойствам, казалось бы, совершенно одинакова. Что же произошло, что изменилось в этой воде, почему эту воду именуют «великой агиасмой»? Дело в том, что на освященную воду, как и на нас с вами, снизошла благодать Божия.
Многие полагают, что эта вода может совершать различные чудеса. Многие люди сегодня приходят в церковную ограду, чтобы набрать крещенской воды и, не заходя в храм, удаляются в свои дома. При этом они верят, что эта вода обязательно будет помогать им в их жизни. Конечно, Господь готов помогать каждому из нас, и верующим, и неверующим, всем Господь готов оказывать Свою Божественную помощь, которая изобильно изливается на каждого из нас в виде Его Божественной благодати. Но мы должны помнить о нашей ответственности за то, что мы сегодня получаем. К сожалению, для многих самым главным является именно вода. Но не вода дарует нам то, в чем мы нуждаемся и о чем, просим Бога. Пусть никто не думает, что если священник что-то сказал над этой водой, то отныне она «заряженная» и имеет особую силу.
Божественная благодать – вот что главное. И благодать действует там, где присутствует свет, святость, где нет греха и порока. А если в нашей жизни вместо света тьма, грех, то для чего мы берем эту святую воду? Это не праздные вопросы. Именно сегодня каждый из верующих во Христа людей должен вспомнить о своем крещении. Богослужение праздника Крещения Господня и богослужения, которые совершаются на Рождество и на Пасху очень похожи. В них мы слышим те же молитвословия, которые совершаются и при Таинстве Крещения.
В наше время для многих Таинство Крещения это лишь обряд, и многие не понимают, для чего совершается крещение. Мне не раз приходилось спрашивать родителей, принесших крестить своих детей, для чего они это делают. Почти всегда ответ один: для того, чтобы ребенок был здоровым, счастливым, благополучным. Мало кто из родителей говорит, что они православные и хотят, чтобы дети их были православными. И практически никто не сказал мне, что они хотели бы, чтобы их дети «во Христа крестившись, во Христа облеклись» (Гал.3:27). Что значит облечься во Христа? Это значит жить по заповедям Божиим, чтобы имя Христово прославлялось в нашей земной жизни.
Вот о чем напоминает нам сегодняшний праздник, - о нашей ответственности. Каждый должен каждодневно себя спрашивать: крестившись во Христа, облекся ли я во Христа? Живу ли я так, как заповедал Господь? Дай Бог, братья и сестры, чтобы всякий раз, когда мы обращаемся к крещенской воде, каждый из нас задумался над тем: я христианин, а живу ли я по-христиански?
Бывает так, что во время совершения Таинства Исповеди человек не знает что сказать. Священник спрашивает его, в чем он чувствует свою вину перед Богом, перед Церковью, перед окружающими людьми. Многие говорят, что не чувствуют никакой вины, ведь так все живут. Может и есть что-то, но это так…, по мелочи, как у всех. Но если так мы рассуждаем, то горе нам. Ведь мы соль земли, а если соль теряет свою силу, то какова цена этой соли?
Всех вас еще и еще раз поздравляю с величайшим, мироспасительным и радостным для всех нас праздником, праздником Богоявления. Бог явился к нам! Он с нами, Он среди нас! Так давайте жить так, чтобы можно было сказать, что воистину Бог живет в нашем сердце и находится среди нас. Поэтому будем по отношению друг к другу дружелюбны и любвеобильны. Постараемся не осуждать, не раздражаться, не гневаться, особенно на близких нам людей. Ведь в наших семьях очень часто бывают раздоры, несогласия. Все это не должно иметь место в нашей жизни.
Вот сейчас вы принесете в ваши дома величайшую святыню – великую агиасму, крещенскую воду. Придя домой, окропите всё в своем доме. И давайте приложим все усилия для того, чтобы достойно нести наше христианское звание, чтобы та Божественная благодать, которая сегодня изобильно снизошла на землю была не тщетна, но чтобы послужила во исцеление наших душ и телес. Аминь. С праздником, православные!
Протоиерей Валерий Захаров, 2013г
Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
В Православной Церкви есть обычай во второй день великих Господских и Богородичных праздников вспоминать тех святых, которые особенным образом послужили данному священному событию в истории человечества. Поэтому сегодня, во второй день празднования Крещения Господня, Церковь собрала нас в храм, чтобы почтить того, кто послужил делу Крещения Христова. Святой Предтеча и Креститель Господень Иоанн, величайший из пророков, засвидетельствовал о пришествии на землю Спасителя мира, сподобился крестить Его в водах Иордана.
Об Иоанне Крестителе Сам Господь Иисус Христос свидетельствовал: «Говорю вам: из рожденных женами нет ни одного пророка больше Иоанна Крестителя; но меньший в Царствии Божием больше его» (Лк.7: 28). Святой Иоанн стал «светлою утреннею звездою», которая своим блеском превосходила сияние всех других звезд и предвещала утро нового благодатного дня, освещаемого духовным Солнцем – Христом.
Величие Пророка и Крестителя Иоанна было и в его подвижнической жизни, и в словах его проповеди. Его голос мощно прозвучал в мире: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. …сотворите же достойный плод покаяния и не думайте говорить в себе: "отец у нас Авраам"…» (Мф.3: 2, 8-9).
Эти слова проповедника покаяния ангелоподобного Иоанна прогремели из пустыни, которая символизировала собой нравственное состояние человечества, предавшегося земной суете, целиком погруженного в земные попечения и наслаждения, утратившего свое достоинство. Святой Предтеча ясно видел, что современные ему израильтяне забыли Бога, сделались чужими Богу, но при этом они с гордостью говорили, что являются детьми Авраама, называли своими предками и всех праведников, угодивших Богу в Ветхом Завете: святых судей, царей и пророков. Они знали своих святых предков, но совершенно утратили их чистоту сердца и ясность ума и забыли, в чем заключалось их истинное величие. Они забыли, что Авраам в молитве говорил: «Я прах и пепел» (Быт.18: 27); что праведный многострадальный Иов, удостоившись боговидения, умалил сам себя до состояния праха и пепла (см.: Иов.48: 6); что великий Давид ни разу нигде в псалмах не указал на свои достоинства, но возвещал, что смирение было для него причиной спасения (см.: Пс.114: 6), и всегдашнее его настроение выразилось в словах: «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое» (Пс.50: 3); «Помилуй мя, Господи, яко немощен есмь; исцели мя, Господи, яко смятошася кости моя и душа моя смятеся зело» (Пс.6: 3). При таком душевном настроении ветхозаветные праведники сделались способными верой принять Мессию еще за тысячи лет до Его пришествия на землю и ушли из этой жизни с надеждой получить спасение через Него.
Их потомки забыли, что быть наследниками святых, не значит гордиться своим происхождением, принадлежностью к знатному роду, свысока поглядывая на других, но значит подражать их вере и благочестию, разделять их смирение и сердечное сокрушение, понимать, что являются грешниками, находятся в челюстях вечной смерти и нуждаются в спасении.
Без такого настроения нет смысла в пришествии Мессии. Христос не нужен там, где только неудержимая погоня за земным, где забыты своя душа и Бог. И святой Предтеча Иоанн громогласно призывает народ к покаянию, т.е. к изменению образа мыслей, сердечного настроения, к осознанию греховности своей жизни, к осознанию необходимости спасения и Спасителя, к готовности принять Его.
Прошло почти две тысячи лет с тех пор, но призыв святого Пророка звучит и сейчас для христиан, для тех христиан, кто так только называется, не будучи такими по сути; кто кичится своей мнимой принадлежностью к Церкви Христовой, а неправедной жизнью далеко отстоит от нее; кто, отвергая здравое православное учение и авторитет Церкви, выдумывает свое «евангелие» и агрессивно нападает на тех, кто не принимает их пустых басен; кто грехами нравственно унижает себя, становясь хуже бессловесных животных. Такие напрасно называют себя детьми Христа.
«Покайтесь, изменитесь, – говорит таким святой Пророк и Креститель Господень Иоанн, – оставьте греховную жизнь, украшайтесь добродетелями, подчинитесь Евангелию и учению Божию, которое неповрежденно хранится в Церкви Христовой, тогда спасение придет к вам вместе с вошедшим в сердца ваши Христом». Аминь.
Архимандрит Иосиф (Еременко), 2013 г.
Когда разорвалось небо
Святитель Григорий Богослов
Писание показывает нам троякое рождение: рождение плотское, рождение чрез Крещение и рождение чрез Воскресение. Первое из них есть дело ночи, рабское и страстное; второе есть дело дня, оно свободно, истребляет страсти и возводит к горней жизни; третье страшнее и короче первых: оно в одно мгновение соберёт всю тварь, чтобы предстала Творцу и дала отчёт… Все сии рождения Христос почтил Собою: первое первоначальным и жизненным Рождеством; второе — воплощением и Крещением, когда крестился Сам; третье — Воскресением, которого Сам стал начатком.
…Скажут: «Христос, при всём том, что Он Бог, крещается только в тридцать лет; как же повелеваешь некрещёным людям поспешить Крещением?» Сказав, что Он — Бог, ты решил вопрос. Он — изначальная чистота и не имел нужды в очищении… Ему не было никакой опасности откладывать Крещение, потому что Сам был властен и в страдании, равно как и в рождении. Но для тебя немалая опасность, если умрёшь, родившись для одного тления и не облекшись в нетление.
Святитель Иоанн Златоуст
Почему же Богоявлением называется не тот день, в который Господь родился, а тот, в который Он крестился?.. Потому, что Христос сделался известным для всех не тогда, когда Он родился, но когда крестился; до этого дня Он не был известен народу. А что народ не знал Его, об этом послушай Иоанна Крестителя, который говорит: «…посреде вас стоит, Его же вы не весте» (Ин.1,26). И удивительно ли, что другие не знали Его, когда и сам Креститель не знал Его до того дня? «И аз, — говорит он, — не ведех Его»(Ин.1,33).
…Они (Иисус и Иоанн) были по плоти родственниками между собою: «Се Елизавет, южика твоя, и та зачат сына», — говорил Ангел Марии (Лк.1,36); если же матери были в родстве, то, очевидно, и дети. Поэтому, чтобы не показалось, будто Иоанн свидетельствует о Христе по родству, благодать Духа устроила так, что Иоанн провёл всё прежнее время своё в пустыне… Поэтому он и говорит: «И аз не ведех Его». Откуда же ты узнал? «Пославый мя, — говорит, — крестити водою, Той мне рече». (Ин.1,32—33).
…Представь себе, что заповеди закона суть двести динариев: это — долг, который род наш должен был уплатить; но мы не уплатили, и нас, подпавших такой вине, объяла смерть. Пришёл Христос и, найдя нас приговорёнными к смерти, уплатил этот долг. Поэтому Он не сказал: «нам должно сделать то и то», но «исполнити всяку правду». «Мне, Владыке богатому, — говорит Он, — надлежит уплатить за нищих». Такова причина Его Крещения: чтобы видели, что Он вместо нас исполнил весь закон… Поэтому и Дух нисшел в голубя; ибо где примирение с Богом — там и голубь. Так и в ковчег Ноев голубь принес масличную ветвь — знак человеколюбия Божия и прекращения потопа, и теперь в виде голубя нисшел Дух, показывая, что духовный человек должен быть незлобив, прост и невинен…
Святитель Григорий Палама
«Отверзошася Ему небеса», в то время как Марк говорит: «разверзлись». Почему же один Евангелист сказал: «отверзлись» (открылись), а другой: «разверзлись» (разорвались)? Выражением «отверзлись» он показал нам, что они, по причине нашего греха и преслушания Богу, были заперты. Для Адама, после того как он оказал непослушание Богу, закрылись небеса. Следовательно, справедливо, что Христу, во всём явившему Себя послушным Богу, отверзлись небеса. Поскольку же, как говорит сам Предтеча Господень, «не в меру Бог дает Духа, но Отец любит Сына и вся даде в руце Его» (Ин.3,34—35), ясно, что Христос и по плоти приял всю безмерную силу и действие Духа. Небеса же показали, что для твари невозможно вместить сию силу Божиего Духа, потому небеса, не выдерживая этой силы, разверзлись (разорвались). Прекрасно, следовательно, Иов сказал Богу: «Небо не чисто пред Тобою» (Иов.15,15 парафр.), называя «небом» Ангелов, Архангелов, многоочитых Херувимов, шестокрилатых Серафимов, всё иное премирное естество.
Протоиерей Андрей Ткачёв (Киев)
Над тихими водами Иордана, как и над мутными и тяжёлыми водами потопа, тоже летала безобидная птица. В её образе видимо для глаз явился тогда Святой Дух. Голубь Ноя отлетал и прилетал, не сразу найдя место покоя для ног своих. Это ли не образ действия Духа в отношении наших сердец, чаще всего покрытых тёмными, мёртвыми водами? «Приди и вселися», — просят Святого Духа миллионы таких же, как мы, христиан, а Духу все равно некуда вселяться, и Он, как голубь, летает над поверхностью воды, не имея места покоя для ног своих. Не забудем также и того, что окончательный суд над землёй произойдет не раньше, чем Дух Святой станет бездом-ным в мире людей. Ему некуда будет вселиться, и никто его внутрь души своей и не пригласит, и не впустит. Именно так было и перед потопом, когда сказал Бог: «Не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками сими, потому что они плоть» (Быт.6,3). Поэтому приступим к умолению Духа, да не уйдёт от нас, но паче — да вселится.
Святитель Феофан Затворник
В христианине уже не одно естество, а и благодать. На вид внешний он то же, что и все нехристиане… а на деле он есть растворение и смешение естества и благодати. Медь, например, одна издает звук глухой, а в соединении с серебром звучит чище и звонче, хотя на вид разности незаметно в той и другой. Медь одна — это естество наше; медь в соединении с серебром — то же естество, облагодатствованное в Крещении. Возьмите яблоко с дикой яблони и яблоко садовое. На вид они, может быть, совершенно схожи, а внутреннее достоинство того и другого совсем не то. Так христианин и нехристианин на вид будто одинаковы, но внутренний их не характер только, но как бы и состав, не одинаковы. Вся сила христиан — внутрь.
http://www.diveevo.ru/2/0/1/2729/
Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла
в день памяти мученицы Татианы
…Сегодня мы празднуем память святой мученицы Татьяны. Я хотел бы обратить ваше внимание на одно обстоятельство. Будучи дочерью римского консула, принадлежа к римской аристократии, Татьяна завершила свою жизнь мученически. Что же означает отдать жизнь свою за убеждения? Ведь это проявление невероятной внутренней силы! Эту способность идти до конца по избранному пути, не страшась даже смерти, мы называем верностью. Святая Татьяна была верна Христу Спасителю. Она была верна тому выбору, который она сделала, и уже никакие ужасы пыток не могли отвратить ее от того, чтобы быть со Христом и оставаться верным всему тому, что она восприняла своим умом и сердцем через Евангелие.
Удивительно, но слово «верность» имеет огромное значение применительно ко множеству обстоятельств нашей жизни. Разве может существовать без верности делу сплоченный коллектив ученых или производственников? Разве может сохраняться без верности счастливый семейный союз — мужа и жены, детей и родителей? И мы знаем, что верность проистекает из самой глубины человеческого сознания, из глубины душевной.
В современном обиходе есть и другое, заимствованное из иных языков слово, которое призвано как бы оттеснить великое святое понятие верности, — это слово «лояльность». Но если разобраться, в лояльности нет сердечного чувства. Лояльность прагматична. Лояльность можно описать как безопасное сотрудничество, безопасное сосуществование. Лояльность, конечно, не предполагает измены, но она ее и не исключает, потому что не требует от человека полной отдачи самого себя. Это поверхностное явление, хотя и необходимое порой для формирования тех же корпораций, трудовых коллективов и так далее.
Но верность действительно затрагивает глубину человеческого бытия. Неслучайно у слов «вера» и «верность» один корень. Абсолютно неслучайно, что в русском языке это именно так, потому что в сознании нашего народа никакой верности без веры и быть не могло. Верность формировалась глубочайшими религиозными убеждениями, сознанием того, что над всеми нами — суд Божий, что нельзя делать подлость, нельзя изменять, нельзя предавать, потому что это не только неэтично по отношению к людям, но и греховно по отношению к Богу.
Образ святой мученицы Татьяны завораживает. Если бы современные молодые люди могли познакомиться с ее жизнью! К сожалению, это не так. При всей мощи современного информационного потока такие рассказы, как повествование о святой мученице Татьяне, занимают ничтожное место. А ведь ее образ способен открыть перед человеком нечто весьма существенное для него самого. Молодая, красивая, преуспевающая девушка отказывается от многих развлечений, обычаев тогдашней жизни и, концентрируя внимание на своих убеждениях, вырастает в героя духа, обретает способность бросить вызов мучителям, рука которых направлялась высшей государственной властью самой могущественной в мире империи. За образом молодой девушки скрывается невероятная внутренняя духовная сила, и сила эта сформировалась потому, что она верила в Бога, во Христа — это был краеугольный камень ее убеждений.
Настоящая верность всегда там, где страх Божий. Страх Божий — это не выброс адреналина, это не тот страх, который испытывает нарушивший правила движения водитель, когда его останавливает полицейский. Страх Божий — это этическое понятие, которое пронизывает всю жизнь человека. Сила Божиего страха может корректировать наше поведение. Мы сознаем, что Бог рядом с нами, что Он видит наши дела, и, если мы верим в Него, то мы вверяем Ему свою жизнь. Тогда любая измена становится невозможной, как невозможным становится и многое другое, что сегодня разрушает личную, семейную жизнь, общественные связи, что наносит удар по самому существованию человеческой цивилизации. Это грех, возведенный в норму, но он невозможен, когда человек сохраняет веру и верность Господу…
Благословение Божие молитвами святой мученицы Татианы да пребывает со всеми нами. Аминь.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
http://www.patriarchia.ru/db/text/2748274.html
О встрече с Богом, с собой и с другими
С Богом мы встречаемся тогда, когда Он нас взыщет. Спаситель нам сказал: Стучите, и отверзется вам (Мф. 7:7). И мы можем стучать, порой долго, потому что Господь знает, что мы не готовы для встречи, не готовы оказаться лицом к лицу с Живым Богом; ибо встретиться с Богом, это всегда — прийти на суд; это то же, как встретиться с безусловной красотой, безусловной истиной, безусловной правдой. Перед лицом этой красоты, этой истины, этой правды, в конечном итоге — Божественной святости, мы стоим безответными. И поэтому часто Господь ждет того времени, когда мы достаточно созреем, чтобы произнести над собой суд и когда мы станем способными принять и Его безусловный, справедливый, нелицеприятный суд, но в нем увидеть не свое осуждение, а Божий призыв, Божий зов к тому, чтобы нам вырасти в полную меру человеческого достоинства, нашего человеческого призвания стать человеком в полном смысле этого слова. И переживая этот опыт встречи с Богом, которая является одновременно нашим спасением и страшным судом, пророк Исаия, а за ним апостол Павел говорили: Страшно впасть в руки Живого Бога (Евр. 10:31)...
И еще есть в этой встрече другое. Когда Господь ее допускает, когда Он решает, что настало время, что мы созрели, что мы можем стать лицом к лицу с Ним и Его судом, с Его спасением, — встреча с Богом всегда является началом новой жизни. Но такой новой жизни, которая не обязательно является более легкой, более привлекательной, а новой в том смысле, что эта жизнь в каком-то смысле ничем не похожа на нашу обычную жизнь; это жизнь, в которой царствует правда Божия, а не правда человеческая, истина Божия, а не человеческие истины, Божие измерение, а не человеческие измерения; это новая жизнь, в которой мы должны вырасти и жить в меру Самого Христа, взять на себя ответственность за жизнь мира, так же как Христос, вместе с Ним и той же ценой, какой Христос берет эту ответственность. Когда Иаков и Иоанн просили Его о том, чтобы сесть по правую и левую сторону Его славы, когда Он придет победителем, Он им сказал: А готовы ли вы пить чашу, которую Я буду пить, креститься крещением, которым Я буду креститься? — то есть погрузиться, если нужно, в тот ужас, в который Я буду погружен?.. Об этом нам говорит и это раскрывает перед нами вся Страстная седмица.
Это первая встреча. Когда соблаговолит Господь приблизиться так, чтобы мы могли стать перед Ним, тогда начинается наша судьба, тогда перед нами встает вопрос: как я отвечу на зов Божий?.. Конечно, в теории мы все отозвались бы — мы все отзываемся — безусловным согласием, безусловной готовностью. Но на деле это не так. Да, пока мы не поставлены перед лицом испытания, пока наша вера, наша преданность не испытываются опасностью, риском — мы готовы; но когда вдруг перед нами встает испытание, мы не всегда отвечаем на него той же готовностью.
Вторая встреча — встреча с самим собой. Казалось бы, мы все время живем с собой; казалось бы, нам не с кем «встречаться». На самом деле — есть с кем; есть в каждом человеке глубины, куда он боится заглянуть; есть в каждом человеке внутренний разлад, которого он страшится. Остаться с самим собой — одна из самых страшных вещей, которые могут случиться с человеком, если он этого не делает по собственному почину, а только по необходимости. Быть перед лицом себя самого: без прикрас, без защиты, без всего того, что мы ставим между этим порой страшным или просто пугающим, или прямо вызывающим отвращение видением — и нашим взором. Больше всего нам мешает стать перед самими собой именно этот страх: что я увижу, если откроются мои глаза? Что я увижу, если снимется завеса? Когда мы этому себя подвергаем, мы часто испытываем сначала просто скуку: мы привыкли развлекаться; мы привыкли отвлекать собственное внимание от себя тысячью вещей, из которых многие сами по себе и хороши, и достойны внимания, но которые мы употребляем, чтобы закрыться от пугающего нас одиночества. А когда мы начинаем заглядывать глубже, нам порой делается страшно. Не от того, что мы видим, а от того, что мы вступаем в совершенно нам не известную область: кто знает, какие чудовища поднимутся из этих глубин? Сколько злобы, сколько горечи, сколько лжи, сколько неправды, сколько страха? Сколько жадности — и душевной, и духовной, и телесной? Сколько вражды, сколько холодного безразличия, сколько жестокости я увижу, если загляну в себя? И нам действительно страшно заглянуть.
Но если мы этого не делаем, если мы отказываемся от этой самой страшной, самой пугающей встречи, то мы никогда не найдем в себе мужества ни Бога встретить, ни человека. Бога — потому что Бог проливает в наши глубины Свой неумолимый свет; свет, который раскрывает перед нами все то, что мы покрываем тьмой, все то, что закрываем от себя. Поэтому не одно легкомыслие, не одна забывчивость или безразличие нам мешают стать перед Богом, а сознание: стань я перед Ним — не только должен я начать жить по-новому (потому что, став другом Божиим, я не могу больше жить, словно я Ему враг или чужой), но передо мной раскроется то, чего я не хочу видеть. Иоанн Кронштадтский в своем дневнике отмечает, что Бог нам никогда не раскрывает того, от чего мы можем отшатнуться, пока не увидит, что в нас созрела достаточная вера и окрепла надежда; только тогда дает Он нам видеть нечто из того, что Он в нас видит всегда: Он раскрывает перед нами нас самих в нашей жадности и в нашем уродстве, только когда Он уверен, что мы можем устоять. И поэтому, когда, по милости Божией заглянув в себя или просто потому, что кто-то отдернул завесу и заставил нас увидеть что-то, чего мы не хотели раньше видеть, мы увидим себя более страшными, более неприглядными, мелкими, жадными, жалкими, чем мы думали, — тогда мы, с одной стороны, должны это осознать; но с другой стороны, вспомнить себе в укрепление, что Бог нам этого не дал бы узреть, если бы Он не знал, что мы можем устоять перед этим видением. В каком-то отношении можно сказать, что способность видеть себя все худшим и худшим — искренно, по-настоящему, в свете Божием — говорит о том, что Бог нам все больше и больше доверяет, что Он все больше и больше видит в нас способность сразиться со злом и победить — конечно, только с Его помощью. Поэтому, хотя есть этот ужас и боль видения зла в себе, должно быть одновременно сознание, что это — знак Божиего доверия. И на это доверие должно, конечно, отозваться достойно: так, чтобы это доверие было дано не напрасно.
Третий род встречи — встреча с нашим ближним. Причины, почему она не случается или почему она часто бывает такая неполная, сложные. В основе, можно сказать, что безразличие слепо; если человек, который передо мной, мне до конца безразличен, если мне никакого дела нет до его судьбы и до его личности, я никогда не окажусь способным ни судьбу его прочесть, ни личность его познать. А безразличие, холодность, беспечность, наша способность пройти мимо человека — неизмеримы. Мы закрываемся от самых близких людей этим безразличием и остаемся слепы, бесчувственны; мы улавливаем поверхность событий и самые очевидные человеческие реакции, но не понимаем ни событий, ни реакций. Активная, злая нелюбовь, ненависть, отвращение имеют другие свойства; они нам позволяют видеть только дурное, только безобразное, только уродливое в человеке; больше того: они превращают в безобразное, в уродливое то, что на самом деле порой прекрасно — но нам не под стать; что прекрасно, но нам непонятно, потому что эта красота нам чужда. Видеть по-настоящему может только любовь. Божественная любовь видит все; человеческая, ограниченная любовь способна прозреть во многое — при условии, что есть хоть какая-то доля человеческой любви, способной отрешиться от себялюбия, способной обратить действительно свое внимание на другого. Господь нам открывает видение той красоты, которую Он видит в человеке. Много лет тому назад отец Евграф Ковалевский говорил: Когда Бог смотрит на человека, Он не видит в нем добродетелей или совершенств, которых в нем еще нет; но Он видит в нем неувядаемую его красоту...
Продолжение следует…
http://www.diveevo.ru/2/0/1/3463/
Сила крещенской воды
Мой-то, оказывается, бесноватый! Жизнь с ним прожила, - и даже не подозревала!
Так и у нас. Приходит бабушка с полиэтиленовым баллоном из-под газировки, литра на полтора.
– За крещенской водичкой, – говорит, – пришла.
– Так ты же брала совсем недавно. Неужели уже все выпили?
– Да нет, – интригующе улыбается старушка. – На духовную борьбу все ушло. Дедушка–то мой, оказывается, бесноватый! Всю жизнь с ним прожила, и даже не подозревала.
Дедушка её – добрый человек и великий труженик, до последних сил скотину держал. Всякий раз из поселка варево хрюшке возил, потом на курочек перешел, – тяжело уже было. Как совсем ослабел, так уж только ходил – собачку подкармливал у себя на даче, и в конце концов слег – возраст. Когда мы встречались с ним где-нибудь, – всегда, помню, остановимся, поговорим. А потом, к великому сожалению, моего знакомца обезножило (отказали ноги).
Приходит его бабушка в праздник домой с крещенской водой и давай по квартире ходить – кропить. "Дай-ка, думает, окроплю я и деда, – как он, интересно, отреагирует? Вон, по телевизору все про бесноватых показывают, как они от освященной воды орут".
А дедушка в это время мирно дремал на кровати, не ожидая от своей супруги никаких терактов. За что и поплатился: бабушка, подкравшись, окатила беднягу ледяной крещенской водой.
Потом она рассказывала мне:
– И такое беснование с дедом началось! И руками замахал, сам ругается всячески, и в меня все чем-то кинуть хочет. Пришлось на него все полтора литра и вылить. Вот пришла за новой...
Представил себе эту картинку и умоляю старушку:
– Мать, – говорю, – Христом Богом прошу, оставь деда в покое! Если кто из вас двоих и бесноватый, – то явно не он.
Бабушку-то я отругал, а ведь ее рассказ обличил меня в одном не очень благовидном поступке, или, если можно сказать, в озорстве, в результате которого, я неожиданно соприкоснулся с чудом.
А дело было так. Пригласили меня в дом к тяжело больному человеку, исповедать его и причастить. Уже собрался уходить, да чувствую, – в доме их от страданий очень уж тягостно. Достал я крещенской водички и думаю: «Пройдусь немного по квартире, окроплю, нужно эту тугу в доме хоть немножко ослабить».
Я многократно замечал, что после окропления помещения святой водой, воздух в нем свежеет, словно легкий морозец по дому прошел, и на душе становится светлее.
Только начал кропить, смотрю, а на диване в другом конце комнаты спит здоровенный котяра. Прежде я такого гиганта только один раз и видел, – в московском метро мальчишка на коленях держал. Вот уж, действительно – кот Бегемот... Вот на этого-то кота я взял, да и ливанул водичкой. И явлено мне было чудо.
Кот поднял голову, посмотрел на меня недоуменно и русским языком спрашивает:
–Ты чего, поп, совсем с ума сошел? Тебе что, больше делать нечего?
Встал, спрыгнул с дивана и направился к хозяйке.
– Мать, что в нашем доме творится? Что это за хулиган? Ладно, если бы я его трогал, а то ведь ни за что ни про что взял и водой облил!
Хозяйка ему отвечает (я не шучу!):
– Ну ладно, ладно! Он не со зла, случайно, видать, получилось. Больше не будет.
Котище нехотя вернулся на прежнее место, внимательно посмотрел на меня своими глазами-плошками и протянул:
– Больше так не делай! – и снова задремал.
Я остолбенел. Язык мой «прильпни гортани моему».
Вспоминая сейчас этот разговор кота с хозяйкой, думаю, что наверно он все-таки мяукал по-кошачьи, но я почему-то все понимал, а уж хозяйка – тем более.
Перечитал написанное и задаюсь вопросом: если коту достаточно было заговорить на человеческом языке, чтобы поставить на место хулиганствующего батюшку, то на каком языке должен был возопить бедный старик, чтобы угомонить свою старушку?
Отпевание старушки. Запах из бездны. Не забывает он нас, - всегда рядом…
На этой неделе произошло чудо и у нас в храме (или не чудо, не знаю, как и назвать) только не смешное, а грустное. Лучше бы о нем забыть, но, как говорится, осадочек-то все равно остался...
Отпевали бабушку лет 80-ти. Условились, что тело принесут к часу дня, поскольку в храме с утра шла уборка, и, чтобы никому не мешать, решили отпевать именно в это время.Старушку привезли за 15 минут до назначенного срока и в храм до поры пока не заносили – ожидали за оградой. У меня еще оставалось время, и я решил сбегать перекусить. Выхожу из самого храма в пространство под колокольней (притвор называется), и чувствую тонкий запах тления. Еще в первый год своего священнического служения, я по неопытности и глупости отравился такими испарениями, и запах этот чувствую очень остро и даже болезненно.
«Крыса, что ли в подвале сдохла? – подумал я. – Нужно будет все тщательно осмотреть!»
Пока трапезничал, тело занесли в храм. Бегу назад – и опять эта вонь, только резко усилившаяся. Зашел в сам храм – вроде все в порядке (тело сразу из морга привезли) – никаких запахов. Приступил к отпеванию. Смотрю, мои помощницы забегали, а матушка, так та вообще за горло держится. Она ведь – бывший химик, у нее обоняние, как у парфюмера...
Через какое-то время я остался один на один с неутешными родственниками, а мои в это время прочесывали сантиметр за сантиметром притвор, и даже на колокольню поднимались, пытаясь определить источник запаха, но все было тщетно. Запах стоял именно в притворе, где вообще ничего кроме стен и каменных плит под ногами не было.
После отпевания я отпустил всех, а сам уехал на требы. Через какое-то время староста звонит мне и сообщает, что оставила ключи в храме. Пришлось ей меня ждать. С треб меня привезли лишь в половину четвертого, староста меня дожидалась на месте.
Открыли двери. Запах, который, как мы надеялись, за полтора часа уже выветрился, – лишь только усилился.
«Что-то здесь не так», – дошло до меня, – «это не простой запах».
Набрав крещенской воды, мы вместе со старостой под пение тропаря Крещению Господню обильно окропили притвор. Я тогда вспомнил, что, окропляя храм на сам праздник Богоявления, забыл освятить эту часть храма, притвор. Спустя несколько минут, мы с помощницей вышли из храма. В притворе стоял чудесный запах морозца.
И тогда я понял, что запах тлена, по-видимому, исходил от того, кто приходил за старушкой.
Пришел из бездны и ушел с добычей, а присутствие своё обозначил.
Вот так наверно там и пахнет...
Не забывает он нас, всегда рядом, «аки зверь рыкающий», страшный и безпощадный.
И раньше случались явления в притворе, но чтобы такие, как вчера, – право, не припомню.
Иерей Александр Дьяченко
http://www.diveevo.ru/2/0/1/1992/
Православный Календарь с 19 Января 2014 г. по 25 Января 2014 г.
Воскресенье, 19 Января 2014 года. Неделя 30-я по Пятидесятнице.
Богоявление. Крещение Господа Иисуса Христа. Свщмч. Романа, турками обезглавленного (Греч.). Российских новомчч.: пресв. Андрея и с ним Лидии, Домники, Марии и двух других дочерей (1919).
Понедельник, 20 Января 2014 года. Седмица 31-я по Пятидесятнице.
Попразднство Богоявления. Собор честного и славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Новомч. Афанасия Атталийского (Греч.).
Вторник, 21 Января 2014 года.
Попразднство Богоявления. Прпп. Георгия Хозевита (VII) и Емилиана исп. (IX).Прп. Домники Константинопольской (ок. 474). Прп. Григория, чудотворца Печерского, в Ближних пещерах (1093). Прп. Григория, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIII-XIV). Сщмч. Исидора пресвитера и с ним 72-х, в Юрьеве Лифляндском от латин пострадавших (1472). Прп. Паисия Угличского (1504).Сщмч. Картерия, пресвитера Кесарии Каппадокийской (304). Мчч. Феофила диакона и Елладия (IV). Мчч. Иулиана, Келсия, Антония, Анастасия, мцц. Василиссы и Мариониллы, 7-ми отроков и 20-ти воинов (313). Прп. Илии, пустынника Египетского (IV). Свят. Кира и Аттика, патр. Константинопольских.Прп. Агафона Египетского Мч. Або Тбилисского Среда, 22 Января 2014 года.
Попразднство Богоявления. Мч. Полиевкта (259). Свт. Филиппа, митр. Московского и всея России, чудотворца (1569). Прор. Самея (X в. до Р.Х.). Свт. Петра, еп. Севастии Армянской (IV). Прп. Евстратия чудотворца (IX).
Четверг, 23 Января 2014 года.
Попразднство Богоявления. Свт. Григория, еп. Нисского (395). Свт.Феофана, Затворника Вышенского (1894). Прп. Павла Комельского (Обнорского) (1429). Прп. Маркиана пресвитера (V). Прп. Дометиана, еп. Мелитинского (601). Прп. Маркиана Печерского. Прп. Макария Писемского (XIV). Блж. Феозвы диакониссы, сестры свт. Григория Нисского (385). Прп. Аммония, монаха.
Пятница, 24 Января 2014 года.
Попразднство Богоявления. Прп. Феодосия Великого, общих житий начальника (529). Прп. Михаила Клопского, Новгородского (ок. 1453-1456). Прп. Феодосия Антиохийского (ок. 412). Елецкой иконы Божией Матери (1060). Свв. Феодора и Агапия архим. Мч. Маира. Свт. Стефана из Плакиды (Греч.). Свт. Феодосия, митр. Трапезундского (Греч.).
Суббота, 25 Января 2014 года.
Суббота по Богоявлении. Прп. Пахомия Кенского (XVI) (переходящее празднование в субботу по Богоявлении). Попразднство Богоявления. Мц. Татианы и с нею в Риме пострадавших (226-235). Свт. Саввы, архиеп. Сербского (1237). Прп. Мартиниана и Галактиона Белоезерских (1483). Мч. Петра Авессаломита (309-310). Мч. Мертия (284-305). Прп. Евпраксии Тавенисской (393). Икон Божией Матери, именуемых "Акафистная" и "Млекопитательница