31 неделя по Пятидесятнице (26.01.2014)
Равноапостольная Нина, просветительница Грузии
Схимонах Кирилл и схимонахиня Мария, родители прп. Сергия Радонежского
Проповедь о покаянии
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Нынешний воскресный день, братья и сестры, в церковном календаре именуется неделей по Богоявлении. Сегодня за Божественной литургией нашему вниманию было предложено два евангельских повествования. Одно из них напомнило нам о том, как Господь после сорокадневного поста и искушения начал Свое общественное служение. Слова, сказанные Им тогда, говорят нам о главном, что должно быть в жизни каждого из нас – о покаянии.
К сожалению, многие из нас не понимают в чем смысл и значение покаяния. Оно сводится к тому, что, придя в храм и встав пред крестом и Евангелием, мы перечисляем грехи, в которых повинны перед Богом. Казалось бы, зачем эта констатация грехов, ведь Бог и так знает, в чем мы виноваты перед Ним. Он видит все помышления нашего сердца, все тайны нашей души, и даже то, что мы не видим. Так зачем перечисление списка грехов? К тому же многие не понимают то, что они перечисляют, потому что сегодня очень много духовной литературы, из которой люди не задумываясь, переписывают грехи, указанные там. Но не в этом заключается вся полнота покаяния.
В греческом языке слово «покаяние» звучит как «метанойя», что на русский язык буквально можно перевести как «изменение ума». Не констатация своих грехов, а изменение ума должно произойти в человеке, приносящем покаяние. Изменение ума это изменение жизни. Если вчера я был подвержен греху, то сегодня, осознав, что верующий во Христа человек так жить не может, я должен отказаться от этого греха. Не просто сказать, что я виноват в этом грехе, но и приложить все усилия для того, чтобы отказаться от него и никогда более не совершать его в своей жизни.
Из опыта нашей жизни мы знаем, как бывает сложно отказаться от того или иного греха. Вот, свойственный каждому грех осуждения, - казалось бы, как просто не осуждать. Ну не смотри на других с осуждением, смотри внутрь себя, в своё собственное сердце. Но не на себя мы смотрим, а на другого. Мы постоянно находим огрехи, ошибки в других людях. И как не осудить этого другого… Действительно, трудно вырвать корень греха из своего сердца, но будем помнить, что именно в этом - смысл и значение покаяния….
Сегодня Господь обращается к нам также как и к тем, кто жил в те отдаленные от нас времена с призывом «Покайтесь!» С приходом Христа Спасителя на землю Царство Божие приблизилось для каждого человека. Но не сможем мы стать насельниками этого царства, если не покаемся, то есть если не изменим самих себя, если не вырвем корень греха из своего сердца….
У кого-то может возникнуть мысль: «Ну что я могу сделать с собой? Сколько раз я давал себе обещание не согрешать больше, но ведь грешу!» Что нам делать? Опустить руки и продолжать грешить? Не далее как вчера Господь одарил всех нас величайшей Своей милостью, которая излилась на нас в виде Его Божественной благодати. Эта благодать освятила не только водное естество, но всю вселенную, и нас с вами.
Господь даровал нам такую силу, такую мощь, с помощью которой можно преодолеть всё. Это не пустые слова, братья и сестры. Мы знаем множество людей, которые благодаря этой Божественной благодати смогли преодолеть грех, который находился в их душе и сердце. Значит и мы способны сделать это же самое, если очень захотим. Если будем не на словах, а на деле прилагать все усилия, всё, что от нас зависит для того, чтобы вырвать корень греха из нашего сердца и из нашей жизни. Я этого желаю всем нам. Каждый из нас призван к подвижничеству. Дай Бог, чтобы в этой непростой борьбе с грехом мы одержали победу. И для этого у нас есть все возможности.
Я вновь и вновь всех вас поздравляю с продолжающимся величайшим праздником Крещения Господня и сегодняшним воскресным днем. Аминь.
Протоиерей Валерий Захаров, 2013г
Проповедь в день памяти равноапостольной Нины
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Апостол и евангелист Лука, Евангелие которого предлагалось нам сегодня за Божественной литургией, рассказывает нам о беседе Христа Спасителя с богатым юношей. Этот юноша задает Христу очень важный вопрос: что делать для того, чтобы наследовать Жизнь Вечную? Господь, отвечая, говорит: соблюди заповеди. Молодой человек сказал, что все заповеди он соблюдает в своей жизни. Господь отвечает: «еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и проходи, следуй за Мною». (Лк.18:22). Услышав эти слова, юноша отошел от Христа опечаленным. Иисус же сказал: «как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! Ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие». (Лк.18:24-25). Слышавшие это спросили Христа: кто же может спастись? «Но Он сказал: невозможное человекам возможно Богу». (Лк.18:27).
Эта беседа состоялась после того, как Христос сказал о том, кому уготовано Царство Божие. Евангелист свидетельствует, что к Христу приносили детей и апостолы, зная о том, что Учитель устал после продолжительной дороги, не давали детям прикасаться к Христу. Иисус же сказал: «пустите детей приходить ко Мне и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царствие Божие». (Лк.18:16).
В этих словах Христа Спасителя прямое указание на то, кто может быть наследником Его Божественного Царства. Казалось бы все ясно. Но вот звучит вопрос: что мне делать, чтобы наследовать Жизнь Вечную? Как это похоже на нас с вами, братья и сестры. Казалось бы, нам хорошо известно, что необходимо сделать, чтобы наследовать нескончаемое вечное блаженное Небесное Царство. По милости Божией эта тайна открыта нам в Священном Писании, в учении Святой Церкви. Но нам хочется, чтобы именно для меня, индивидуально Господь уготовал какой-то особый путь, ведущий в Небесное Царство. А Господь всем и каждому говорит: если хочешь быть наследником Моего Царства – исполняй заповеди.
В отличие от этого молодого человека, который все заповеди исполнял, мы можем сказать: «Господи! Ни одной Твоей заповеди я не исполнил». Сказав так, мы не обманем ни себя, ни Бога. Если мы нелицеприятно начнем испытывать себя по всем заповедям, то увидим, что ни ветхозаветные, ни новозаветные заповеди мы не исполняем. А ведь многие из нас даже не знают этих заповедей. Да, мы слышали где-то и когда-то что нельзя красть, обманывать, убивать, прелюбодействовать, надо чтить отца и мать - вот и все наши познания заповедей. А о новозаветных заповедях многие и не слышали. О них говорится в Евангелии апостола Матфея в пятой главе, это заповеди блаженства. А если мы не знаем заповедей, то как мы можем их исполнять? Заповеди это не только правила, регламентирующие мои поступки, слова и мысли, это то, что должно наполнять всю мою жизнь. Исполняя ту или иную заповедь, я должен отчетливо осознавать, что центром моей жизни является Сам Господь. Тогда, действительно, исполнение заповедей будет для меня спасительным.
Чаще всего мы готовы исполнять ту или иную заповедь напоказ. Мы знаем, что милостивым уготована какая-то награда. Часто мы делаем хорошие дела для того, чтобы удовлетворить свое тщеславие и самолюбие, для того чтобы нас похвалили. Совершенно иначе исполняли заповеди святые подвижники веры и благочестия. Поэтому очень полезно и спасительно как можно чаще читать жития святых для того, чтобы на их примере учиться тому, как должен жить христианин….
Так исполняла заповеди Христа Спасителя святая равноапостольная Нина, память которой сегодня совершает Святая Христова Православная Церковь. Святая Нина жила в конце III – начале IV столетия от Рождества Христова. Нам известно, что по отцу она была родственницей святому великомученику Георгию Победоносцу, а по матери - родственницей Иерусалимскому патриарху. Будучи 12-летней отроковицей, Нина вместе с родителями переезжает в Иерусалим. Ее отец, стремясь к благочестивой жизни, по обоюдному согласию с матерью удаляется в иорданскую пустыню для того, чтобы там совершать подвиг своего спасения. Мать Нины также удаляется в монастырь. Юная Нина отдается на воспитание одной благочестивой старице, которая рассказала ей о хитоне Господнем. У Нины возникло огромное желание обрести этот хитон. Однажды ночью ей явилась Божья Матерь и велела ей идти в пределы Иверии (современной Грузии) и там благовествовать слово вечно живой евангельской истины. В ознаменование этого благословения Пресвятая Богородица даровала Нине крест. Неимоверный труд взяла на себя эта девушка. Она среди язычников проповедовала о Христе (даже не среди язычников нам бывает трудно проповедовать о Христе). Она подвергалась гонениям, были попытки умертвить ее. Но, благодаря помощи Христа Спасителя, святая равноапостольная Нина совершила величайшее дело просвещение целого народа светом евангельской истины. В 327 году народ Иверии (Грузии) принял христианство.
Было много подвижников веры и благочестия, которые, услышав призыв Христа, находили силы и возможности для того, чтобы беззаветно совершать служение Христу. На предстоящей седмице мы будем отмечать память преподобного Антония Великого. Он однажды услышал в храме те самые евангельские слова Христа Спасителя, обращенные к богатому юноше. Антоний был сыном очень богатых родителей, и они к этому времени уже отошли в мир иной. Антоний все свое наследство раздал нищим и ушел в пустыню….
Но вернемся к детям, о которых Господь говорит, что «таковых есть Царствие Божие». (Лк.18:16). Возникает вопрос: почему именно для детей уготовал Господь Свое Божественное Царство? Разве только дети способны войти в это Царство? Образ детей это символ, аллегория. Каждый из нас должен стать подобным ребенку, если он хочет войти в Царство Небесное. Многие думают, что благодаря своим заслугам в этой жизни или исполнению той или иной заповеди мы наследуем Небесное Царство. Это заблуждение. Мы должны осознавать: Небесное Царство это не царство заслуг, а удел для тех, кто познал, что такое Божественная любовь. Кто как ребенок, который не знает своих заслуг, не знает ничего кроме родительской любви и ласки, тянется к отцу и матери, потому что знает, что отец и мать любят его. Вот так каждый из нас должен тянуться к своему Небесному Отцу и знать, что Он любит каждого. Только потому, что Бог любит нас, мы можем быть насельниками Его Небесного Царства. Никто по заслугам своим Царства Божия не получит, потому что все мы его не заслуживаем. Но от того, что Господь нас любит, что мы знаем это, верим в это, надеемся на Его милосердие и мы, как дети, можем унаследовать Его Небесное Царство. Аминь.
Протоиерей Валерий Захаров, 2008г
Преподобные Кирилл и Мария, Радонежские чудотворцы
Кирилл и Мария были люди добрые и богоугодные. Говоря о них, блаженный Епифаний замечает, что Господь, благоволивший воссиять в земле Русской великому светильнику, не попустил родиться ему от неправедных родителей, ибо такому детищу, которое, по устроению Божию должно было в последствии послужить духовной пользе и спасению многих, подобало иметь и родителей святых, дабы доброе произошло от доброго и лучшее приложилось к лучшему, дабы взаимно умножилась похвала и рожденного и самих родивших во славу Божию. И праведность их была известна не одному Богу, но и людям. Строгие блюстители всех уставов церковных, они помогали и бедным; но особенно свято хранили они заповедь Апостола: "страннолюбия не забывайте: тем бо не видяще неции странноприяша Ангелы" (Евр. 13, 2).
Тому же учили они и детей своих, строго внушая им не опускать случая позвать к себе в дом путешествующего инока или иного усталого странника. До нас не дошло подробных сведений о благочестивой жизни сей блаженной четы; за то мы можем, вместе с святителем Платоном, сказать, что "самый происшедший от них плод показал, лучше всяких красноречивых похвал, доброту благословенного древа. Счастливы родители, коих имена прославляются вечно в их детях и потомстве! Счастливы и дети, которые не только не посрамили, но и приумножили, и возвеличили честь и благородство своих родителей и славных предков, ибо истинное благородство состоит в добродетели!"
Кирилл и Мария имели уже сына Стефана, когда Бог даровал им другого сына - будущего основателя Троицкой Лавры, красу Церкви Православной и несокрушимую опору родной земли. Задолго до рождения сего святого младенца, дивный Промысл Божий уже дал о нем знамение, что это будет великий избранник Божий и святая отрасль благословенного корня. В один воскресный день его благочестивая мать пришла в церковь к Божественной литургии и смиренно стала, по тогдашнему обычаю, в притворе церковном, вместе с прочими женами. Началась литургия; пропели уже Трисвятую песнь, и вот, не за долго пред чтением Святого Евангелия, вдруг, среди общей тишины и благоговейного молчания, младенец вскрикнул у нее во чреве, так что многие обратили внимание на этот крик. Когда же начали петь Херувимскую песнь, младенец вскрикнул в другой раз, и притом уже столь громко, что голос его был слышен по всей церкви.
Между тем литургия продолжалась. Священник возгласил: "Вонмем! Святая Святым!" При этом возглашении младенец вскрикнул в третий раз, и смущенная мать едва не упала от страха: она начала плакать... Тут ее окружили женщины и, может быть, желая помочь ей успокоить плачущее дитя, стали спрашивать: "Где же у тебя младенец? От чего он кричит так громко?" Но Мария, в душевном волнении, обливаясь слезами, едва могла вымолвить им: "нет у меня младенца; спросите еще у кого-нибудь". Женщины стали озираться кругом, и не видя нигде младенца, снова пристали к Марии с тем же вопросом. Тогда она принуждена была сказать им откровенно, что на руках у нее, действительно, нет младенца, но она носит его во чреве...
Всегда преданные воле Божией и внимательные к путям Провидения, Кирилл и Мария поняли указания Промысла Божия, и сообразно с этими указаниями должны были вести дело воспитания дитяти. После описанного происшествия мать сделалась особенно внимательной к своему состоянию. Всегда имея в мыслях, что она носит во чреве младенца, который будет избранным сосудом Святаго Духа, Мария, во все остальное время беременности, готовилась встретить в нем будущего подвижника благочестия и воздержания; а потому и сама, подобно матери древнего судии Израильского Сампсона (Суд. 13, 4), тщательно соблюдала душу и тело в чистоте и строгом воздержании во всем. "Заботливо храня носимый ею во чреве Божий дар, она желала", - как говорит святитель Платон, - "через свое воздержание дать телесному составу дитяти чистое и здравое питание, хорошо понимая добрым сердцем своим ту истину, что добродетель, сияющая в здравом и прекрасном теле, становится чрез то еще прекраснее".
Всегда благоговейная и усердная молитвенница, праведная мать теперь чувствовала особенную потребность сердца в молитве; поэтому она часто удалялась от людского взора и в тишине уединения со слезами изливала пред Богом свою горячую материнскую молитву о будущей судьбе своего младенца. "Господи!" - говорила она тогда, - спаси и сохрани меня, убогую рабу Твою; спаси и соблюди и сего младенца, носимого во утробе моей, Ты бо еси - храняй младенцы Господь (Псал. 114, 5); да будет воля Твоя, Господи, на нас, и буди имя Твое благословенно во веки!" Так, в строгом посте и частой сердечной молитве пребывала богобоязненная мать святого дитяти; так и самое дитя, благословенный плод ее чрева, еще до появления своего на свет, некоторым образом уже предъочищался и освящался постом и молитвою.
Кирилл и Мария видели на себе великую милость Божию; их благочестие требовало, чтобы их чувства благодарности к благодающему Богу были выражены в каком-либо внешнем подвиге благочестия, в каком-либо благоговейном обете. А что могло быть приятнее Господу в таких обстоятельствах, в каких они находились, как не крепкое сердечное желание и твердая решимость оказаться вполне достойными милости Божией? И вот, праведная Мария, подобно святой Анне, матери Пророка Самуила, вместе со своим мужем дала такое обещание: если Бог даст им сына, то посвятить его на служение Богу.
3 мая 1319 года в доме боярина Кирилла была общая радость и веселие: Марии Бог дал сына. Праведные родители пригласили своих родных и добрых знакомых разделить с ними радость по случаю рождения нового члена семьи, и все благодарили Бога за сию новую милость, явленную Им на дом благочестивого боярина. В сороковой день по рождении родители принесли младенца в церковь, чтобы совершить над ним святое крещение и исполнить свое обещание представить дитя в непорочную жертву Богу, Который дал его. Благоговейный иерей, по имени Михаил, нарек младенцу во святом крещении имя Варфоломей, конечно потому, что в этот день (11 июня) праздновалась память святого Апостола Варфоломея, ибо сего требовал тогдашний церковный обычай. Это имя и по самому значению своему - сын радости - было особенно утешительно для родителей сего младенца. Ибо можно ли описать ту радость, которая переполняла их сердца, когда они видели пред собою начало исполнения их светлых надежд, которые почивали на сем младенце со дня его чудесного возглашения во чреве матери?
Кирилл и Мария рассказали этот случай священнику, и он, как сведущий в Священном Писании, указал им много примеров из Ветхого и Нового Заветов, когда избранники Божии еще от чрева матери были предназначаемы на служение Богу; привел им слова Пророка Давида о совершенном Предведении Божием (несодеянная моя видесть очи Твои (Пс. 138, 16)) и Апостола Павла (Бог воззвавый мя от чрева матере моея явити Сына Своего во мне, да благовествую Его в языцех (Гал. 1, 16)), и другие подобные места Священного Писания. Отец Михаил утешил Кирилла и Марию благодатною надеждою относительно их новорожденного. "Не смущайтесь, - говорил он им, - а паче радуйтесь, что сын ваш будет избранным сосудом Духа Божия и служителем Святыя Троицы". И благословив дитя и его родителей, служитель алтаря Христова отпустил их с миром.
Между тем мать, а потом и другие стали примечать в младенце опять нечто необыкновенное: когда матери случалось насыщаться мясною пищею, то младенец не брал ее сосцов; то же повторялось, и уже без всякой причины, по средам и пятницам так, что в эти дни младенец вовсе оставался без пищи. Мария, конечно, беспокоилась, думала, что дитя нездорово, советовалась с другими женщинами, которые тщательно осматривали дитя, но на нем не было приметно никаких признаков болезни, ни внутренней, ни наружной. Оставаясь без пищи, малютка не только не плакал, но и весело смотрел на них, улыбался и играл ручками... Наконец обратили внимание на время, когда младенец не принимал материнских сосцов, и тогда все убедились, что в этом детском посте ознаменовались, как выражается святитель Филарет, "предшествования расположения матери и проявлялись смена будущих его расположений". Возращенный постом во чреве матери, младенец и по рождении как будто требовал от матери поста. И мать, действительно, стала еще строже соблюдать пост: она совсем оставила мясную пищу, и младенец, кроме среды и пятницы, всегда после того питался ее молоком.
Когда Варфоломею исполнилось семь лет, родители отдали его учиться грамоте, чтобы мог он читать и разуметь Слово Божие. Вместе с ним учились и два брата его: старший Стефан, и младший Петр. Братья обучались успешно, а Варфоломей далеко отставал от них. Учитель наказывал его, товарищи упрекали и даже смеялись над ним, родители уговаривали; да и сам он напрягал все усилия своего детского ума, проводил ночи над книгою, и часто, укрывшись от взоров людских, где-нибудь в уединении, горько плакал о своей неспособности, горячо и усердно молился Господу Богу: "Дай же Ты мне, Господи, понять эту грамоту; научи Ты меня. Господи, просвети и вразуми!" Но грамота все же ему не давалась.
Раз отец послал его в поле искать жеребят, каковое поручение пришлось особенно по душе мальчику, любившему уединяться от людей. На поле, под дубом, увидел Варфоломей незнакомого старца-черноризца, саном пресвитера; благоговейный и ангелоподобный старец приносил здесь свои молитвы Богу и изливал пред Всеведущим слезы сердечного умиления.
Поклонившись ему, скромный отрок почтительно отошел в сторону и стал вблизи. Старец окончил молитву, с любовью взглянул на доброе дитя, и, прозревая в нем духовными очами избранный сосуд Святаго Духа, ласково подозвал его к себе, благословил, отечески поцеловал и спросил: "Что тебе надобно, чадо?" "Меня отдали учиться грамоте", - сказал сквозь слезы Варфоломей, - "и больше всего желала бы душа моя научиться читать Слово Божие. Но вот сколько ни стараюсь, никак не могу выучиться. Помолись за меня Богу, отче святый, попроси у Господа, чтобы Он открыл мне учение книжное: я верю, что Бог примет твои молитвы". Старец помолился и бережно вынул из пазухи небольшой ковчежец. Открыв его, он взял оттуда тремя перстами малую частицу святой просфоры, и, благословляя ею Варфоломея, промолвил: "Возьми сие, чадо, и снеждь; сие дается тебе в знамение благодати Божией и разумение Святаго Писания". Довольно научив его о спасении души, старец хотел уже идти в путь свой; но благоразумный отрок не хотел расстаться с святым наставником. Он пал к ногам его и со слезами умолял войти в дом его родителей. "Родители мои", - говорил Варфоломей, -очень любят таких, как ты, отче! Не лиши же и их своего святаго благословения!"
Старец последовал за юным странноприимцем, и с честью его встретили родители Варфоломеевы. Для благочестивых людей такой старец - инок - всегда желанный гость, а Кирилл и Мария особенно любили принимать и покоить у себя в доме иноков. Приняв благословение от старца, они предложили ему радушное угощение. Но гость медлил садиться за стол. "Прежде следует вкусить пищи духовной", - заметил он и направился в моленную, которая в старое доброе время имелась в каждом доме благочестивых князей и бояр. Туда пригласил он с собою Варфоломея, и, благословив начало Третьего часа, велел ему читать псалмы. Отрок взял благословение от старца и, благоговейно осенив себя крестным знамением, начал стихословить Псалтирь стройно и внятно! После того святой гость вкусил предложенной ему трапезы, и, благословив радушных хозяев, хотел удалиться; но благочестивым боярам жаль было так скоро отпустить его: им хотелось еще побеседовать с опытным в духовной жизни старцем, в котором они уже приметили дар прозорливости. Между прочим, они рассказали ему, как сын их, будучи еще во чреве матери, троекратно прокричал в церкви, и желали знать, что думает старец об этом случае.
"О добрые супруги! - сказал им на это старец, - вот, Господь удостоил вас такой великой милости: дал вам такого сына. Зачем же вы страшитесь там, где нет никакого страха? Вам должно радоваться, что Бог благословил вас таким детищем: Он предъизбрал вашего сына еще прежде его рождения. А что я говорю вам истину - вот вам знамение: с этой поры отрок будет хорошо понимать всю книжную мудрость и свободно будет читать Божественное Писание. Знайте, что велик будет сын ваш пред Богом и людьми за его добродетельную жизнь!" Старец встал, чтобы идти; уже на пороге дома он еще раз обратился к родителям Варфоломеевым и вымолвил в пророческом духе такие загадочные слова: "Отрок будет некогда обителью Пресвятой Троицы; он многих приведет за собою к уразумению Божественных заповедей". Гостеприимные хозяева проводили странника до ворот своего дома; но тут он вдруг стал невидим, так что Кирилл и Мария невольно подумали: не Ангел ли Божий был послан к ним, чтобы даровать премудрость их сыну? - И глубоко сохранили они в благоговеющих сердцах своих его таинственные слова.
Желая сохранить душевную и телесную чистоту отрок укрощал юную плоть свою строгим воздержанием и трудами. Когда Мария уговаривала его пощадить себя, он отвечал: "Не стесняй меня в этом, родная моя, чтобы не пришлось делать так против воли твоей. Не отклоняй меня от воздержания, которое так сладостно душе моей; зачем советуешь своему сыну неполезное? Ведь вы же сказали мне, что я еще в колыбели постился по средам и пятницам; как же теперь я могу не понуждать себя угождать Богу, чтобы Он избавил меня от грехов моих?" Мать удивлялась разумным речам своего сына, и, не желая препятствовать его доброму произволению о Боге, обыкновенно говорила ему: "Если ты так рассуждаешь, то делай, как хочешь; Господь с тобою, я не хочу стеснять тебя в добром, дитя мое!"
В то время Ростовские земли попали под влияние московских князей. Послан был на Ростов в сан воеводы московский вельможа Василий, прозванием Кочева, и с ним другой, по имени Мина. По прибытии в Ростов, они стали действовать полновластно, притесняя жителей, так что многие принуждены были отдавать москвичам свои имущества, доходя до крайней нищеты, а за это получали только оскорбления и побои. Не избежали этих скорбей и праведные родители Варфоломеевы. Славный и именитый некогда боярин Кирилл, еще ранее этих событий, под старость стал терпеть нужду. Частые путешествия в Орду с своим князем, тяжкие дани и непосильные подарки ордынским вельможам, без чего никогда не обходились эти путешествия, жестокий голод, нередко опустошавший Ростовскую область, а больше всего, говорит преподобный Епифаний, великая рать или нашествие Туралыково в 1327 году, - все это вместе крайне неблагоприятно отозвалось на его состоянии и почти довело Кирилла до нищеты. Очень вероятно также, что своеволие московских наместников, которые распоряжались в Ростове как независимые государи, не пощадило и Кирилла, как ближнего боярина князей Ростовских, может быть, и он лишился тогда не только боярских почестей, но и всего своего достояния. Тяжело было Кириллу оставаться в Ростове, а может быть, и прямо приказано было от наместников московских удалиться из города, и потому он решил, лишь только откроется возможность, покинуть родную землю и перейти на службу к другому князю.
Случай скоро представился. В 12 верстах от Троицкой Лавры, по направлению к Москве, есть село Городище или Городок, которое в древности носило имя Радонеж. В 1328 году, отправляясь в Орду, Великий Князь Иоанн Данилович (Калита) написал духовное завещание, в коем, между прочим, назначил "село Радонежское" в удел Великой Княгине Елене "с малыми детьми" нераздельно. Вскоре после того село это перешло в полную собственность младшего сына Ианнова Андрея. "Великий Князь, по малолетству Андрея, поставил в Радонеже наместником Терентия Ртища, который, желая привлечь большее число поселенцев в этот, почти незаселенный тогда край, объявил именем князя разные льготы переселенцам. Лишь только это стало известно в Ростове, многие из его жителей, в надежде найти себе облегчение, потянулись в Радонеж. В числе таких переселенцев Епифаний называет Протасия Тысяцкого, Георгия, сына Протопопова с родом его, Иоанна и Феодора Тормасовых, их родственников Дюденю и Онисима (бывшего ростовского вельможу, а в последствии - диакона и ученика Сергиева). В числе их переселился и блаженный Кирилл со всем своим семейством и водворился в Радонеже близ церкви Рождества Христова.
По обычаю того времени, Кирилл должен был получить поместье, но сам он, по старости, уже не мог нести службы, и потому обязанность эту принял на себя старший сын его Стефан, который, вероятно, еще в Ростове, женился. Младший из сыновей Кирилла и Марии Петр также избрал супружескую жизнь. Варфоломей же и в Радонеже продолжал свои подвиги. Не раз он говорил отцу: "Отпусти меня, батюшка, с благословением, и я пойду в монастырь". "Помедли, чадо, - отвечал ему на это отец, - сам видишь: мы стали стары и немощны, послужить нам некому - у братьев твоих немало заботы о своих семьях. Мы радуемся, что ты печешься, како угодити Господу Богу, это - дело хорошее. Но верь, сын мой: твоя благая часть не отнимется у тебя, только послужи нам немного, пока Бог явит милость Свою над нами и возьмет нас отсюда. Вот, проводи нас в могилу, тогда уже никто не возбранит тебе исполнить свое заветное желание". Варфоломей не выходил из воли отеческой.
Но дух иночества нечувствительно сообщился от сына родителям: при конце своей многоскорбной жизни Кирилл и Мария пожелали и сами, по благочестивому обычаю древности, воспринять на себя ангельский образ. Верстах в трех от Радонежа был Покровский Хотьков монастырь, который состоял из двух отделений: одного - для старцев, другого - для стариц. В этот монастырь и направили свои стопы праведные родители Варфоломеевы, чтобы здесь провести остаток дней своих в подвиге покаяния и приготовления к другой жизни. Почти в тоже время умерла супруга из старшего сына Стефана. Похоронив ее в Хотьковском монастыре, Стефан не пожелал уже возвращаться в мир. Поручив детей своих, вероятно, Петру, он остался в Хотькове, принял монашеский постриг и стал ухаживать за своими немощными родителями. Впрочем, претружденные старостью и скорбями схимники-бояре не долго потрудились в своем новом звании: не позже 1339 года они с миром уже отошли ко Господу на вечный покой. Дети почтили их слезами сыновней любви и похоронили под сенью той же Покровской обители, которая с сего времени сделалась последним приютом и усыпальницею рода Сергиева.
Из поколения в поколение передавался завет преподобного Сергия о том, чтобы всякий, желающий посетить его обитель, сначала помолился у святых останков его родителей - праведных Кирилла и Марии - в Хотьковском монастыре.
В год 600-летия со времени преставления Преподобного Сергия (1992г.) Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, причислил преподобных местночтимых Радонежских святых - схимонаха Кирилла и схимонахиню Марию - к лику святых угодников Божиих для общецерковного почитания.
http://www.diveevo.ru/2/0/1/2013/
О встрече с Богом, с собой и с другими
продолжение
И вот любовь открывает перед человеком видение красоты: порой еще не раскрывшейся, которая может быть под спудом, под завесой, но есть там. Бог, глядя на нас, изуродованных грехом, видит нас, как мы можем видеть древнюю икону, которая подвергалась осквернению, от которой осталось, может быть, очень немногое; но если такая икона дается в наши руки — с какой бережностью мы на нее смотрим, как мы переживаем с внутренним чувством ужаса и боли, что святая икона могла быть осквернена, что такая красота могла подвергнуться изуродованию. Как бережно мы ее держим в руках, словно раненого человека, словно бойца, который пострадал в бою, который, может быть, и при смерти, но в котором остается нечто незабываемое по величию и по красоте. Так нас видит Бог; но тогда как икона может быть непоправимо испорчена, человек непоправимо испорченным не бывает никогда. О человеке можно сказать то, что мы слышим на Страстной седмице каждый год в пророчестве Иезекииля о костях. Пророк видел целое поле мертвых костей. Оживут ли кости сия? — спрашивает Господь пророка. Тот отвечает: Ты один это знаешь. И говорит Господь: Прорцы, то есть прореки, скажи человеческими устами Мое всесозидающее животворное слово... И по силе этого слова кости обрастают плотью, бегут по ним жилы, обтягивается кожа; и когда Господь вдыхает в них дух, они встают, как великий полк, как толпа живая, ожившая, воскресшая. Так бывает с каждым: с каждым из нас, когда мы думаем о себе самих, и с каждым человеком, если мы думаем о других. Но для этого надо смотреть на человека и в человека с верой, с уверенностью, что в нем красота неумирающая, красота, которую ничто не может изуродовать до конца, красота, которую мы называем образом Божиим. И то же самое можно сказать о человечестве в целом, которое тоже совокупно несет в себе образ Божий, несмотря на уродство, которое бросается в глаза. Но бросается в глаза поверхностное; Феофан Затворник говорил: золото на дно идет, стружки по поверхности речки плывут... Это нам надо помнить: когда мы видим, как плывут стружки, не думать, что кроме них ничего нет в этой реке.
И вот перед каждым из нас — задача встречи с нашим ближним. Для этого надо научиться смотреть с целью увидеть, слушать с целью услышать. И это нам нелегко дается, это нас страшит. Потому что услышать — это значит связаться с судьбой человека, увидеть — это значит связаться с судьбой человека. Встречается нам знакомый или посещаем мы больного и спрашиваем: Ну, как?.. И наш знакомый или больной глядит на нас с надеждой и со страхом: неужели этот человек поставил вопрос, на который он хочет получить ответ? Неужели этот человек хочет узнать и, значит, свою судьбу с моей соединить? Из глаз, из звука голоса звучит и надежда, и страх; и человек часто отвечает: да ничего, спасибо... И как часто, как постоянно бывает, что мы довольствуемся этими словами; эти слова нас освободили, он нас не затянул в свою судьбу, он не потребовал нашего участия, он не сказал того слова, после которого я не могу отвернуться с безразличием; я смотрел ему в глаза и увидел мольбу, надежду, страх — но я закрыл свои глаза и услышал только слова, и теперь я свободен; я знаю, что ему «Да ничего, не так плохо», — а значит, и хорошо, может быть. А услышь ты звучанье голоса, вглядись ты в глаза и увидь выражение этих глаз — и нельзя так уйти... Но если это допустить, то надо отозваться; и не только добрым словом, не только мгновенным поступком, а завязав отношения или вступив в круговорот событий и отношений, которым, может быть, не будет и конца. А каждый думает: неужели не хватает у меня моего горя? моей заботы?.. Или просто: неужели я дам этому дню, который изо всех дней такой тихий, спокойный, радостный, омрачиться одним словом этого человека? Да, я его люблю, но он может все одним словом разрушить; лазурь, весенний день превратится в пасмурный, холодный зимний вечер; все будет покрыто туманом, все станет холодным, радость потухнет... И мы отходим.
И вот тут нужно в себе воспитать очень много мужества, чтобы заглянуть человеку в глаза, с тем чтобы увидеть правду его слов, вслушаться в звук голоса; чтобы услышать правду или ложь в этих словах. И нужно порой много мужества, чтобы сказать человеку: Не притворяйся, не лги, не говори мне, что хорошо, — это неправда; у тебя душа болит, тебе страшно, тебе одиноко и ты больше не веришь, что даже твой друг, самый близкий, отзовется; ты меня отстраняешь, потому что ты изверился в человеческой отзывчивости... Для того, чтобы найти в себе это мужество, надо преодолеть многое. Первое — это себялюбивый страх о том, что моя спокойная жизнь может вдруг стать неспокойной, что мое благополучие может заколебаться, что свет может померкнуть, что радость может затмиться. Мы всегда о себе думаем и себя переживаем, будто мы — центр нашей собственной жизни, да и жизни других. Помните притчу Христову о добром самарянине. Законник спрашивает Христа: кто же мой ближний?.. Он чувствует, что центр — он сам и оглядывается вокруг: кто ближний? Христос ему отвечает: ты ближний тому, кто в тебе нуждается; он — центр. Ты призван войти в его нужду... Вот этого мы не умеем делать, не умеем ощутить, что не я в центре, что всякий человек, который около меня — и близкий, и дальний, и встречный, и поперечный — имеет свою полную, законченную судьбу, и он для Бога так же дорог, для Бога он значит так же много, как и я; и если бы меня вообще не было, этот человек был бы таким же значительным в глазах Божиих. Я могу быть случайным обстоятельством в его жизни — или проходящим, или добрым, или злым; но этот человек существует сам по себе перед Богом, он — не часть моей жизни, не обстоятельство в моей жизни, он — человек. Он призван Богом жить, Его познать и достигнуть той полноты, которая есть в одном Боге; призван войти в Царство Божие. Над этим надо задумываться и чаще, и глубже, потому что это для нас не естественно.
Кроме того, мы друг с другом обращаемся, в той или другой мере, или как паразиты, или как жадные звери. Как часто мы живем друг другом, как бы пожирая друг друга, отнимая у человека покой, радость, сердечную чистоту и столько богатых его свойств, питаясь ими, пользуясь ими. Нам надо научиться не брать, а давать и не ожидать ничего в обмен или в награду. Это Христовы слова, не мои: давать так же щедро, как нам дано от Бога; даром вы приняли, даром и давайте (Мф.10,8). Чего у нас нет, что бы мы не приняли, чего у нас нет, что бы мы не получили или от Божественной, или от человеческой любви? И поэтому надо установиться так, что мое призвание — быть внимательным, вдумчивым, другом и слугой моего ближнего; все, что у меня есть, я должен быть готов ему дать и никогда не потребовать обратно, и никогда не упомянуть о том, что я чем-то пожертвовал для него, и никакой благодарности не ожидать; потому что дать, послужить активно, вдумчиво, умно полюбить человека — это самое высшее, что нам может быть дано, это наша привилегия; это даже не наш «долг».
И последнее, что мешает нам встретить человека, — это страх: что другой человек может у меня отнять? Какой опасности он может меня подвергнуть? Это очень реально, потому что мы все друг для друга опасны, поскольку мы все жадны, поскольку мы все себялюбивы, поскольку мы себя или своих ощущаем центром жизни. И вот нам страшно перед ближним, и ближнему страшно перед нами. И эти два страха, две жадности, два себялюбия замыкают двух людей, которые могли бы быть лицом к лицу или друг перед другом. Отец Лев Жилле как-то сказал: мы боимся заглянуть человеку в глаза, потому что не можем этого сделать без того, чтобы и он мог заглянуть в глубины нашей души, — вот чего мы боимся и в переносном смысле, и в прямом. Но это относится в значительной мере и к нашей встрече с Богом.
В первом случае, когда Бог открывается нам в этом сложном сопоставлении, сочетании суда и спасения, осуждения и воскрешения, — в тот момент мы до конца полны этого чуда. Но потом перед нами встает очень конкретный вопрос: Господь мне предложил Свою дружбу, Он мною так дорожит, что всю Свою жизнь и всю Свою смерть, и всю страсть Гефсиманскую готов отдать мне и для меня; и эта жертва так велика, что я должен бы отозваться на нее всем, — если не смертью, то всей жизнью во всяком случае. Не требует ли Он от меня слишком многого? Если бы только Он меня полюбил слегка, я мог бы ответить Ему так же — легкой любовью, легкой дружбой; но быть так любимым требует от меня соответственной любви! Если Бог всей жизнью и всей смертью меня любит, и я должен отозваться всей жизнью и всей смертью; не лучше ли укрыться? Страшно впасть в руки Бога Живого (Евр. 10:31). Любовь может быть так же страшна, как ненависть, если только понять, что мы не может ее принимать, не отозвавшись соответственно.
И вот тут перед каждым из нас вопрос стоит во всей остроте. Мы закрываемся от Божией любви, мы не задумываемся над тем, что она значит, какая ее мера, не только потому что мы легкомысленны и пусты, но потому что очень было бы страшно соответственно отозваться. Бог говорит в Евангелии, мы слышим Его слова, Он говорит нам: если ты хочешь вырасти в полную меру своего человечества, если ты хочешь стать достойным человеком, вот перед тобой картина того, каким ты должен быть... И вместо того, чтобы воспринять это как потрясающую картину красоты, к которой мы призваны, мы говорим: это заповеди, это — Божии приказания; мой долг — попробовать их исполнить... И отношения взаимной любви, все наше соотношение с Богом мы превращаем в попытку принять Его заповеди, будто это внешние приказы, и свести их до минимума, найти способ, чтобы они были наименее требовательны. И тогда вместо христианской жизни получается изуродованное Евангелие.
Вот три встречи; о четвертой я ничего не хочу сказать подробнее того, что еще в VI веке святой Максим Исповедник говорил: человек создан как гражданин двух миров; своей плотью и душевностью он принадлежит этому земному, вещественному миру, но своим духом он принадлежит Богу. И призвание человека, во-первых, в себе соединить Божественное и земное начала; а во-вторых, найдя путь к Богу, увлечь за собой всю тварь. Это наше призвание.
Так ли мы смотрим на окружающий нас мир? Являемся ли мы вождями этого мира в Царство Божие? Строим ли мы град человеческий, который был бы впору, в меру града Божия? Относимся ли мы к вещам, к природе, к видимому миру, который нас окружает, с тем благоговением, которое мы должны к нему иметь, помня, что все вещество этого мира стало сродни Богу через воплощение Христа, через Его плоть?
Вот все встречи наши. Святой Симеон Новый Богослов говорил: если ты хочешь научиться молиться чисто, научиться чистой молитве — примирись с Богом, примирись с собой, примирись с ближним, примирись с вещами, которые ты трогаешь... Задумаемся над тем, каково наше соотношение: есть ли встреча между нами и Богом? Жаждем ли мы этой встречи не для того, чтобы получить от Бога больше того, что Он уже дал, а для того, чтобы сродниться с Ним и стать на земле как бы Его голосом, Его сострадательным взором, Его руками? Находим ли мы в себе достаточно мужества, чтобы войти в себя и стать цельными, а не раздробленными внутренне; преодолеть не только напряжение, но и войну, которая идет между умом и сердцем, волей и желаниями, плотью и правдой в нас? И как мы смотрим на ближнего? Встречаем ли мы когда-либо даже самых нам дорогих и близких, и чем являемся мы для мира, который Бог создал на блаженство вечное: злом или добром, вождями или губителями?
http://www.diveevo.ru/2/0/1/3463/
Православный Календарь с 26 Января 2014 г. по 1 Февраля 2014 г.
Воскресенье, 26 Января 2014 года. Неделя 31-я по Пятидесятнице.
Неделя по Богоявлении. Попразднство Богоявления. Мчч. Ермила и Стратоника (ок. 315). Прп. Иринарха, затворника Ростовского (1616). Прп. Елеазара Анзерского (1656). Мч. Петра Анийского (309-310). Прп. Иакова, еп. Низибийского (350). Прп. Максима Капсокаливита, Афонского (Греч.). Мч. Афанасия.
Понедельник, 27 Января 2014 года. Седмица 32-я по Пятидесятнице.
Отдание праздника Богоявления. Прпп. отцев, в Синае и Раифе избиенных: Исаии, Саввы, Моисея и ученика его Моисея, Иеремии, Павла, Адама, Сергия, Домна, Прокла, Ипатия, Исаака, Макария, Марка, Вениамина, Евсевия, Илии и иных с ними (IV-V). Равноап. Нины, просветительницы Грузии (335). Прп. Иосифа Аналитина Раифского (IV). Прп. Феодула, сына прп. Нила Синайского (V). Прп. Стефана (VIII). Мч. Агнии девы.
Вторник, 28 Января 2014 года.
Прпп. Павла Фивейского (341) и Иоанна Кущника (V). Прмч. Пансофия (249-251). Прпп. Прохора (X) и Гавриила (XI) (Серб.).
Среда, 29 Января 2014 года.
Поклонение честным веригам ап. Петра. Блаж. Максима, иерея Тотемского (1650). Мчч. Спевсиппа, Елевсиппа, Мелевсиппа, бабки их Леониллы и с ними Неона, Турвона и Иовиллы (161-180). Мч. Данакта чтеца (II).Прп. Ромила, ученика св. Григория Синайского и с ним свв. Нестора, Мартина, Даниила, Сисоя, Зосимы и Григория (Греч.). Новосщмч. Дамаскина Хилендарского
Четверг, 30 Января 2014 года.
Прп. Антония Великого (356). Св. царя Феодосия Прп. Антония Дымского (ок. 1224). Прп. Антония Черноезерского (XVI). Прп. Антония Краснохолмского, монаха. Прп. Антония Римлянина, Новгородского. Прп. Антония Нового, из Верии Македонской (Греч.). Прп. Ахилы, исп. отшельника Египетского.
Пятница, 31 Января 2014 года.
Свтт. Афанасия (373) и Кирилла (444), архиепископов Александрийских.Прпп. схимонаха Кирилла и схимонахини Марии (ок. 1337), родителей прп. Сергия Радонежского. Прп. Афанасия Сянжемского, Вологодского (ок. 1550).Прп. Афанасия Новолоцкого (XVI-XVII). Прп. Маркиана Кирского (ок. 388). Мч. Ксении. Свят. Максима, архиепископа Сербии, (Серб.). Прп. Сильвана Палестинского, монаха.
Суббота, 1 Февраля 2014 года.
Прп. Макария Великого, Египетского (390-391). Прп. Макария Александрийского (394-395). Свт. Марка, архиеп. Ефесского (1457). Прп. Макария, постника Печерского, в Ближних пещерах (XII). Прп. Макария, диакона Печерского, в Дальних пещерах (XIII-XIV). Блж. Феодора, Христа ради юродивого, Новгородского (1392). Обретение мощей прп. Саввы Сторожевского, Звенигородского (1652). Прп. Макария Римлянина, Новгородского (XVI-XVII). Мц. Евфрасии девы (303). Свт. Арсения, архиеп. Керкирского (VIII). Прп. Антония, столпника Марткопского (VI) (Груз.).
День интронизации Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла.