28 неделя по Пятидесятнице (21.12.2014)
Проповедь об исцелении 10 прокаженных
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Сегодня, братья и сестры, нашему вниманию Святая Церковь предложила евангельское повествование об исцелении 10 прокаженных.
Когда Господь и Спаситель наш Иисус Христос во время Своей земной проповеди находился между Галилеей и Самарией, к Нему приблизились 10 человек, которые в один голос кричали: «Иисусе Наставниче! помилуй нас». Обращаясь к этим людям, Господь говорит: «пойдите, покажитесь священникам» (Лк.17:14). Почему прокаженные не подошли ко Христу близко и не пали к Его ногам? Потому что им запрещалось подходить к здоровым людям. На прокаженных были специальные колокольчики, которые оповещали окружающих об их приближении.
Мы, живущие в XXI веке, мало что знаем об этом заболевании. Но во время Христа Спасителя эта болезнь поражала многих людей. При проказе человек как бы сгнивает заживо. Это может продолжаться длительное время. Как в те времена, так и в наше время медицина ничего не может противопоставить этому страшному заболеванию.
Почему Христос приказывает прокаженным идти к священнику? Потому что согласно ветхозаветному закону только священник мог засвидетельствовать об исцелении прокаженного. И они тут же безропотно пошли. И идя к священнику, они увидели, что стали здоровы. Один из них – самарянин - решил вернуться ко Христу для того, чтобы воздать Ему благодарность. Найдя Христа, он упал Ему в ноги и стал слезно благодарить. Господь сказал: «не десять ли очистились? где же девять?» (Лк.17:17). Обращаясь к этому человеку, Он сказал: «встань, иди; вера твоя спасла тебя» (Лк.17:19).
Мы, братья и сестры, знаем, что всякое евангельское повествование поучительно для каждого из нас. Чему учит нас сегодняшнее евангельское чтение? Конечно же, благодарности, - тому возвышенному состоянию человека, которое, к сожалению, часто отсутствует в нашей жизни. Чаще всего мы готовы просить. Многие могут сказать, что просить это самое трудное. Нет, братья и сестры, на самом деле тяжело бывает благодарить.
У апостола Павла мы находим замечательное назидание: «За всё благодарите»
(1 Фес.5:18). Апостол не говорит нам: благодарите за радость, благодарите за счастье, за благополучие, за здоровье… Благодарить нужно и за радость, и за несчастья, горе, испытания, болезни, которые посещают нас в этой земной жизни. Здесь для многих камень преткновения. Нам кажется противоестественным благодарить Бога за те испытания, которые Он нам посылает. Конечно, мы готовы - хотя не всегда - выразить Богу благодарность за Его благодеяния. Но благодарить Бога за болезнь, за страдание…
Подвижники веры и благочестия действительно благодарили Бога за всё. Можно вспомнить житие святителя Иоанна Златоуста. Во время своей земной жизни он испытал много невзгод. Посвятив себя Богу, удалившись в пустыню, наложив на себя строжайший пост, он тяжело заболел, - у него стал страдать желудок. Иоанн Златоуст стал архиепископом Константинополя, но при этом был ненавидим властьпридержащими за обличение их грехов и пороков. Он неоднократно ссылался в ссылки и находился в тюрьмах. Будучи изможденным и в преклонном возрасте, он заканчивает свою жизнь в изгнании, всеми забытый. Последними его словами были: «Слава Богу за всё».
Священномученик архиеписком Арсений Мациевич, митрополит Ростовский жил во времена Екатерины II. Он впал в немилость императрицы за то, что обличал её за пороки и за деяния, которые она совершала по отношению к Церкви. За это он был сослан и умирал в темнице. Умирал также с благодарностью к Богу за всё, что Господь ниспослал ему в этой жизни.
Часто мы жалуемся на то, что мало радости в нашей жизни. Редко можно встретить человека с радостью на лице. Находясь под тяжестью житейских забот, мы забыли, что такое радость. Мы недоумеваем и задаем вопрос: почему так? А потому, что мы забыли о благодарности. Если бы мы за всё благодарили и Бога, и окружающих нас людей, тогда было бы радостно жить на этой земле. Так жили святые, так должны жить мы.
Центральной частью Божественной литургии является Евхаристия. В переводе с греческого «евхаристия» означает «благодарение». Вот почему так важно посещать Божественную литургию. Многие современные люди рассуждают примерно таким образом: «Я верю в Бога, я крещенный, я молюсь Богу дома. Зачем идти в храм на богослужение?» Они лишают себя самого важного, самого главного, что может совершить человек в своей жизни – участия в благодарении, в Божественной Евхаристии, которая совершается в храме. Вот почему нам необходимо посещать Литургию, и не только в воскресные, но и в будние дни.
Давайте научимся быть благодарными Богу и быть благодарными людям. Не будем забывать благодарить каждого человека, который сделал нам что-либо, может быть, самое простое и незначительное. Мы не всегда осознаем значение и глубину короткого слова «спасибо», а ведь оно состоит из двух слов - «спаси» и «Бог». Будем всегда готовы сказать это слово окружающим нас людям! И будем как можно чаще благодарить Бога за все благодеяния, которые Он нам ниспосылает в этой земной жизни. Даже болезни, скорби, трудности – всё это благодеяния Божии. Это всё поможет нам в нашем спасении, если мы будем правильно относиться к этому. Если вместо ропота, сожаления, недовольства, раздражения мы будем готовы за всё благодарить Бога.
В жизнеописании преподобного Саввы Освященного есть такой эпизод. Однажды он собирал коренья для своего пропитания. И вот он увидел нескольких человек, умирающих от голода и жажды. У преподобного было небольшое количество воды, которое он отдал этим людям, а также все собранные им коренья. Потом на протяжении всей жизни эти люди приходили к преподобному Савве в пустыню, принося ему воду и продукты питания. И всякий раз, когда преподобный Савва видел этих людей, идущих к нему, он падал на колени и слезно молился: «Господи! Эти люди за одно мое небольшое благодеяние так благодарят меня, а как я поступаю по отношению к Тебе? Ты столько милостей ниспосылаешь мне, а я так редко благодарю Тебя».
Давайте помнить о том, что мы бесконечно должны нашему Господу. Если бы не Его милости, не Его Божественная благодать, смогли бы мы существовать на этой земле? Так хотя бы за это будем благодарны Богу! Давайте в наших молитвах будем не только просить у Бога, но и благодарить!
Святые отцы, рассуждая о благодарности, говорили, что всякая наша человеческая благодарность по отношению к Богу является ни чем иным как протянутой рукой за новыми милостями Божиими. Так если мы хотим, чтобы Господь подавал нам новые милости, давайте будем не забывать благодарить Бога и окружающих нас людей. Чтобы не услышать нам упрек, высказанный Христом Спасителем: «не десять ли очистились? где же девять?» (Лк.17:17). Аминь.
Протоиерей Валерий Захаров, 2013 г.
Праведные Иоаким и Анна
Своею праведною жизнью Иоаким и Анна так угодили Богу, что Он сподобил их быть родителями Пресвятой Девы, предизбранной Матери Господа. Из этого одного уже видно, что их жизнь была свята, богоугодна и чиста, так как у них родилась Дщерь, Святейшая все святых, угодившая Богу больше всех, и херувимов Честнейшая. В то время на земле не было более угодных Богу людей, нежели Иоаким и Анна, по непорочной их жизни. Хотя в то время можно было найти и многих живущих праведно и угождающих Богу, но эти двое превзошли всех своими добродетелями и явились пред Богом самыми достойными того, чтобы от них родилась Божия Матерь. Такая милость им не была бы дарована богом, если бы они действительно не превосходили всех праведностью и святостью. Но как Сам Господь имел воплотиться от Пресвятой и Пречистой Матери, так подобало и Матери Божией произойти от святых и чистых родителей. Подобно тому как земные цари имеют свои порфиры, сделанные не из простой материи, а из златотканной, так и Небесный Царь восхотел иметь Пречистою Своею Матерью, в плоть Которой как в царскую порфиру, Ему должно было облечься, рожденную не от обыкновенных невоздержных родителей, как бы из простой материи, но от целомудренных и святых, как бы из материи златотканной, прообразом чего служила ветхозаветная скиния, которую Бог велел Моисею сделать из багряной и червленой материи и из виссона (Исх.27:16). Скиния эта прообразовала Деву Марию, вселившийся в Которую Бог имел «с человеки пожити» как написано: «се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними» (Откр.21:3). Багряная и червленая материя и виссон, из которых была сделана скиния, прообразовали родителей Божией Матери, Которая произошла и родилась от целомудрия и воздержания, как бы от багряной и червленой одежды, и совершенства их в исполнении всех заповедей Господних, как бы от виссона.
Но сии святые супруги, по Божию изволению, долгое время были бездетны, – дабы в самом зачатии и рождении такой дочери была явлена и сила Божией благодати, и честь Рожденной и достоинство родителей; ибо неплодной и состарившейся женщине родить иначе невозможно, как по силе благодати Божией: здесь действует уже не природа, но Бог, побеждающий законы природы и уничтожающий узы неплодия. Родиться от неплодных и престарелых родителей – большая честь и для самой рожденной, потому что она рождается того не от невоздержных родителей, но от воздержных и престарелых, каковыми были Иоаким и Анна, которые пятьдесят лет жили в супружестве и не имели детей. Наконец чрез таковое рождение открывается достоинство и самих родителей, так как они после долгого неплодства родили радость всему миру, чем уподобились святому патриарху Аврааму и благочестивой супруге его Сарре, родившим, по обетованию Божию, Исаака в старости (Быт.21:2). Однако, без сомнения, можно сказать, что рождество Богородицы выше рождения Авраамом и Саррою Исаака. Насколько сама рожденная Дева Мария выше и более достойна почести, нежели Исаак, настолько больше и выше достоинство Иоакима и Анны, нежели Авраама и Сарры. Этого достоинства они не сразу достигли, но только усердным постом и молитвами, в душевной горести и в сердечной скорби умолили о сем Бога: и скорбь их обратилась в радость, а бесчестие их явилось предвестником великой чести, и усердное прошение руководителем к получению благ, и молитва – лучшей ходатаицей.
Иоаким и Анна долгое время скорбели и плакали, что у них нет детей. Однажды Иоаким в большой праздник приносил в Иерусалимском храме дары Господу Богу; вместе с Иоакимом и все израильтяне приносили свои дары в жертву Богу. Бывший в то время первосвященник Иссахар не захотел принять даров Иоакима, потому что он был бездетным.
«Не должно, – говорил он, – принимать от тебя дары, потому что ты не имеешь детей, а следовательно и благословения Божия: наверное, у тебя есть какие-нибудь тайные грехи».
Также и один еврей из колена Рувимова, вместе с прочими приносивший свои дары, укорял Иоакима, говоря:
– Зачем ты хочешь прежде меня принести жертвы Богу? разве ты не знаешь, что ты недостоин приносить дары вместе с нами, ибо ты не оставишь в Израиле потомства?
Укоры сии очень опечалили Иоакима, и он в сильно скорби ушел из храма Божия посрамленным и униженным, и праздник для него обратился в печаль, а праздничная радость сменилась скорбью. Глубоко скорбя, он не возвратился домой, но ушел в пустыню к пастухам, пасшим его стада, и там плакал о неплодстве своем и о поношении и укорах, сделанных ему. Вспомнив про Авраама, праотца своего, которому уже в преклонном возрасте Бог даровал сына, Иоаким стал усердно молить Господа, чтобы Он и его сподобил такого же благоволения, услыхал бы его молитву, помиловал бы и отнял от него поношение со стороны людей, даровав в старости плод его супружеству, как некогда Аврааму.
– Да буду я, – молился он, – иметь возможность именоваться отцом ребенка, а не бездетным и отверженным от Бога терпеть укоры от людей!
К сей молитве Иоаким присоединил пост и сорок дней не вкушал хлеба.
– Не буду есть, – говорил он, – и в дом свое не возвращусь; пусть слезы мои будут мне пищею, а пустыня сия домом, до тех пор пока не услышит и не отнимет от меня поношение Господь Бог Израилев.
Точно также и жена его, будучи дома и услыхав, что первосвященник не хотел принять их дары, укоряя в неплодстве, и что муж ее от великой скорби удалился в пустыню, плакала неутешными слезами.
– Теперь, – говорила она, – я несчастнее всех: Богом отвержена, у людей в поношении и мужем оставлена! о чем плакать теперь: о вдовстве ли своем, или о бесчадии, о сиротстве своем или о том, что не удостоилась называться матерью?!
Так горько плакала она все те дни.
Рабыня Анны, по имени Юдифь, старалась ее утешить, но не могла: ибо кто может утешить ту, печаль которой глубока, как море?
Однажды Анна печальная пошла в свой сад, села под лавровым деревом, вздохнула из глубины сердца и, возведя свои глаза, полные слез к небу, увидала на дереве птичье гнездо с маленькими птенцами. Зрелище сие причинило ей еще большую скорбь, и она с плачем начала взывать:
– Горе мне бездетной! Должно быть, я самая грешная среди всех дщерей Израилевых, что одна пред всеми женами так унижена. Все носят плод своего чрева на своих руках, – все утешаются своими детьми: я же одна чужда сей радости. Горе мне! Дары всех принимаются в храме Божием, и за чадородие им оказывают уважение: я же одна отвержена от храма Господа моего. Горе мне! Кому я уподоблюсь? ни птицам небесным, ни зверям земным: ибо и те приносят Тебе, Господи Боже, плод свой, я же одна неплодна. даже с землею я не могу сравнить себя: ибо она прозябает и выращивает семена и, принося плоды, благословляет Тебя, Небесного Отца: я же одна бесплодна на земле. Увы мне, Господи, Господи! Я одна, грешная, лишена потомства. Ты, Который даровал некогда Сарре в глубокой старости сына Исаака (Быт.21:1-8), Ты, Который отверз утробу Анны, матери Твоего пророка Самуила (1Цар.1:20), призри ныне на меня и услыши молитвы мои. Господи Саваоф! Ты знаешь поношение бездетства: прекрати печаль сердца моего и отверзи мою утробу и меня неплодную соделав плодоносною, дабы рожденное мною мы принесли Тебе в дар, благословляя, воспевая и согласно прославляя Твое милосердие.
Когда Анна с плачем и рыданием так восклицала, явился ей ангел Господень и сказал:
– Анна, Анна! услышана твоя молитва, воздыхания твои прошли сквозь облака, слезы твои явились пред Богом, и ты зачнешь и родишь Дщерь преблагословенную; чрез Нее получат благословение все племена земные и будет даровано всему миру спасение; имя ей будет Мария.
Услышав ангельские слова, Анна поклонилась Богу и сказала:
– Жив Господь Бог, если родится у меня дитя – я отдам его на служение Богу. Пусть он служит Ему и прославляет святое имя Божие день и ночь во всё время своей жизни.
После сего, исполнившись неизреченной радости, святая Анна быстро пошла в Иерусалим, чтобы там с молитвою воздать благодарение Богу за Его милостивое посещение.
В то же самое время Ангел явился и Иоакиму в пустыне и сказал:
– Иоаким, Иоаким! Услышал Бог молитву твою и благоволит даровать тебе благодать Свою: жена твоя Анна зачнет и родит тебе дщерь, рождение которой будет радостью для всего мира. И вот тебе знамение, что я благовествую тебе истину: иди в Иерусалим к храму Божию и там, у золотых ворот, найдешь свою супругу Анну, которой я возвестил то же самое.
Иоаким, удивленный таким ангельским благовестием, славословя Бога и благодаря Его сердцем и устами за великое милосердие, с радостью и веселием поспешно отправился в Иерусалимский храм. Там, как и возвестил ему ангел, он нашел у золотых ворот Анну, молящуюся Богу, и рассказал ей об ангельском благовестии. Также и она поведала ему о том, что видела и слышала ангела, возвестившего о рождении у нее дочери. Тогда Иоаким и Анна прославили Бога, сотворившего им такую великую милость и, поклонившись Ему в святом храме, возвратились в свой дом.
И зачала святая Анна в девятый день декабря месяца, а восьмого сентября у ней родилась дочь, пречистая и Преблагословенная Дева Мария, начало и ходатаица нашего спасения, о рождестве Коей возрадовались и небо и земля. Иоаким по случаю Ее рождения принес Богу великие дары, жертвы и всесожжения, и получил благословение первосвященника, священников, левитов и всех людей за то, что сподобился благословения Божия. Потом он устроил в доме своем обильную трапезу, и все с веселием прославляли Бога.
Подрастающую Деву Марию родителя Ее берегли, как зеницу ока, ведая, по особенному откровению Божию, что Она будет светом всему миру и обновлением естества человеческого. Посему они воспитывали Ее с такою тщательною осмотрительностью, какая подобала Той, Которая имела быть Матерью Спасителя нашего. Они любили Ее не только как дочь, столь долгое время ожидаемую, но и почитали, как госпожу свою, помня ангельские слова, сказанные о Ней, и провидя духом, что должно над Ней совершиться. Она же, исполненная Божественной благодати, таинственно обогащала тою же благодатью и своих родителей. Подобно тому как солнце своими лучами освещает звезды небесные, уделяя им частицы своего света, так и богоизбранная Мария, как солнце, озаряла лучами данной ей благодати Иоакима и Анну, так что и они были исполнены Духа Божия, и твердо веровали в исполнение ангельских слов.
Когда отроковице Марии исполнилось три года, родители ввели Ее со славою в храм Господень, сопровождая с возженными светильниками, и посвятили Ее на служение Богу, как то обещали. По прошествии нескольких лет после введения Марии во храм, святой Иоаким умер, восьмидесяти лет от рождения. Святая Анна, оставшись вдовою, покинула Назарет и пришла в Иерусалим, где пребывала около своей Пресвятой Дочери, молясь беспрестанно в храме Божием. Прожив в Иерусалиме два года, она почила о Господе, имея 79 лет от рожденя .
О, сколь благословенны вы, святые родители, Иоаким и Анна, ради Преблагословенной вашей Дочери!
Сугубо благословенны вы ради Сына Ее, Господа нашего Иисуса Христа, чрез Которого получили благословение все народы и племена земные! Справедливо вас святая Церковь наименовала Богоотцами, ибо мы знаем, что от Пресвятой вашей Дочери родился Бог. ныне предстоя Ему близко на небе, молитесь, да уделится и нам хотя некая часть вашей радости нескончаемой. Аминь.
azbyka.ru/days/sv-anna-3
Святая пророчица Анна, мать пророка Самуила
Святая и блаженная Анна пророчица происходила из города Армаефма, находившегося в нагорной стороне удела сынов Ефремовых, и состояла в супружестве с Елканою, мужем из колена Левиина. Так как она была неплодна и не рождала детей, то Елкана, муж ее, взял себе другую жену - Феннану, которая рождала ему детей, и он радовался с нею. Огорчаемая поношением бесчадства не только от соперницы своей - Феннаны, но и от мужа, хотя и любившего ее, и от соседей и родственников, Анна сильно скорбела и много молилась Богу, ревностно исполняя заповеди закона Божия; каждое утро и каждый вечер возносила она свои святые приношения, чтобы Господь избавил ее от этого поношения и даровал ей чадородие. Елкана каждогодно со всем семейством своим ходил в положенное законом время из своего города в Силом, чтобы рукою первосвященника Илия приносить жертву Господу Богу Вседержителю.
И вот однажды, после жертвоприношения Богу, Елкана, разделяя между членами своей семьи остатки жертвы, одну часть роздал Феннане и ее сыновьям и дочерям, а другую отдал Анне, так как он любил ее более Феннаны, хотя у нее и не было детей: от этого завистью и досадою исполнилось сердце Феннаны, а для Анны это послужило источником новых, еще больших, огорчений и оскорблений. Смущаемая завистливыми укоризнами, она плакала и не ела и не находила отрады в утешения своего любящего мужа (1Цар.5:8); лицо ее огорчилось, и она не знала, что делать. По окончании жертвенной трапезы, Анна, отпустив мужа с семейством, одна поспешила к скинии и, повергшись на землю, излила пред Богом сердечную скорбь свою и дала следующий обет:
- Господи Саваоф, если Ты призришь на скорбь рабы Твоей, вспомнишь обо мне, и не забудешь рабы Твоей и дашь рабе Твоей дитя мужеского пола, то я отдам его Господу в дар на все дни жизни его.
Между тем, как Анна молилась так долгое время, первосвященник Илий, сидевший у дверей скинии, обратив на нее внимание и заметив, что уста ее двигаются, а голоса не слышно, сказал ей:
- Доколе ты будешь пьяною? Вытрезвись от вина твоего и иди от лица Господня!
- Нет, господин мой, - отвечала Анна, - я жена, скорбящая духом, вина я не пила; но изливаю душу мою пред Богом, не считай рабы твоей негодною женщиною, ибо от великой печали моей и от скорби моей я говорила доселе.
Тогда Илий сказал:
- Иди с миром, и Бог Израилев исполнит прошение твое.
И Бог действительно не отверг моление Анны, и не только устами Илия сподобил, таким образом, даровать ей плод, но и сподобил родившегося потом от нее сына пророческого дара.
Восприявши с несомненною верою обетование Божие, Анна с радостью возвратилась к мужу своему, и чрез несколько времени зачала и родила Самуила ( с евр. - испрошенный у Бога), бывшего впоследствии пророком и руководителем народа Израильского. Когда младенец вскормлен был грудью, Анна в надлежащее время взяла его с собою и пошла в сопровождении мужа в Силом. Там она опять поверглась пред Господом Богом, воздавая Ему благодарение. По принесении жертвы, отец и мать подвели Самуила к первосвященнику Илии, и Анна сказала ему:
- Господин мой! Я - та женщина, которая здесь при тебе стояла и молилась Господу о сем дитяти, и исполнил Господь прошение мое, чего я просила у Него; и я отдаю его Господу на все дни жизни его - служить Господу.
Илий благословил Анну и сказал:
- Да подаст Господь тебе детей вместо Самуила.
Возрадовалась Анна и, поклонившись пред святилищем, в избытке сердца воспела молитвенную песнь: "возрадовалось сердце мое в Господе; вознесся рог мой в Боге моем; широко разверзлись уста мои на врагов моих, ибо я радуюсь о спасении Твоем" (1Цар.2:1).
После сего, Елкана с благочестивою супругою своею возвратились в Армафем; Самуил же остался при скинии служить Господу. Впоследствии Анна имела еще трех сыновей и трех дочерей и уже в глубокой старости переселилась в вечные обители.
www.belmagi.ru/gswjat/anna_sam.htm
Проповедь в день памяти Спиридона Тримифунтского
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.
В сегодняшний воскресный день мы совершаем память одного из самых ярких святителей Церкви Спиридона Тримифунтского. Почти 1700 лет отделяют нас от времени, когда жил святитель Спиридон. Он родился и жил на Кипре и был простым пастухом. Но люди видели святость его жизни, потому что он жил делами своей веры. Когда на Кипре умер правящий архиерей, то жители острова избрали во епископы этого простого и необразованного человека.
Святитель Спиридон был участником I Вселенского собора, который проходил в 325 году. В городе Никее собрались 318 отцов Церкви вместе с благочестивым императором Константином Великим для того, чтобы разоблачить ересь александрийского священника Ария, который учил о том, что Второе Лицо Святой Троицы Сын Божий является Сыном не по существу, а, как и все творения, только лишь по благодати. Поэтому необходимо было четко изложить православное учение о том, как исповедовать веру в Святую Троицу. Также на этом Вселенском соборе были окончательно отредактированы семь членов Символа веры. Так во втором члене было закреплено, что Второе Лицо Святой Троицы Бог-Сын является Богом по существу, Он рожден от Бога как Свет рожден от Света, Он во всем равен Своему Отцу и Духу Святому.
На одном из заседаний было предоставлено слово святителю Спиридону. Он выступал после одного многоопытного философа и сторонника Ария. Многие боялись давать слово Спиридону, потому что понимали, как непросто необразованному человеку будет выступать против опытного философа. Святитель Спиридон стал вести диалог с этим сторонником арианства простыми словами. Во свидетельство своих слов святитель взял кирпич, сильно сжал его, так что из него вырвался огонь, излилась вода, и глина осталась в руках у святителя.
- Вот так и единый по существу Господь един в Трех Лицах – Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Дух Святой, - сказал в заключение святитель Спиридон.
При жизни святителя совершались самые необыкновенные чудеса. Например, когда он ехал на Вселенский собор, арианствующие, зная, как твердо святитель исповедует православную веру, на одной из ночевок обезглавили лошадей святителя и его спутников. Там была одна белая и одна чёрная лошадь. Святитель Спиридон еще затемно сказал своему помощнику: «Пойди, оседлай лошадей, нам пора уже ехать». Помощник вернулся и сказал, что ехать невозможно, потому что лошади обезглавлены. Святитель ответил ему: «Пойди, приставь головы к туловищам». Помощник приставил головы к туловищам, лошади ожили, он их оседлал. Когда рассвело, то оказалось, что у черной лошади была белая голова, у белой – черная. Потому что в темноте помощник не разобрался какую голову к какому туловищу надо приставлять. Вот так по молитвам святителя совершилось такое необыкновенное чудо.
У святителя Спиридона была сестра по имени Ирина. Она была благочестивой девицей и во многом помогала святителю, занимаясь благотворительностью. Одна женщина принесла ей на хранение свои очень дорогие украшения. Неожиданно сестра Спиридона умерла. Пришла эта женщина к святителю и рассказала, что она оставила его сестре украшения и хочет получить их обратно. Поиски украшений не принесли результата. Святитель Спиридон сказал тогда: «Надо пойти и спросить у сестры». И они вместе пошли на могилу Ирины. Там святитель обратился к сестре: «Сестра! Вот раба Божия, которая оставляла тебе на хранение драгоценности. Я не могу их найти. Скажи, куда ты их положила». Из могилы раздался голос, что драгоценности лежат там-то. И действительно в этом месте они были найдены.
Сегодня нетленные останки святителя Спиридона Тримифунтского находятся на одном из греческих островов - Керкера (Корфу). В дни его памяти на острове совершается не только праздничное богослужение, но и крестный ход вокруг города с мощами святителя. Во время второй мировой войны, когда практически вся Европа была захвачена фашистами, ни один немецкий солдат не ступил на остров Керкеру. Жители острова верят, что это не случайно, потому что святитель Спиридон является хранителем и заступником острова перед Богом.
Братья и сестры, не только в день памяти святителя Спиридона Тримифунского, но и всякий раз будем молиться этому дивному угоднику Божию, чтобы его молитвами Господь и нас с вами сподобил быть не только призванными, но и избранными, которые будут детьми Божиими. Аминь.
Протоиерей Валерий Захаров. 2011г.
Молитвенное правило
Что касается до правила, то относительно сего этак думаю: какое ни избери кто себе правило, всякое хорошо, коль скоро держит душу в благоговеинстве пред Богом. Еще: читать молитвы и псалмы до разшевеления души, а там самому молиться, излагая свои нужды, или без всего. «Боже, милостив буди»… Еще: иногда все время, назначенное для правила, можно провести в читании одного псалма на память, составляя из всякого стиха свою молитву. Еще: иногда можно все правило провести в молитве Иисусовой с поклонами… А то из того, другого и третьего по немногу взять. Богу сердце нужно(Притч. 23, 26), и коль скоро оно благоговейно пред Ним стоит, то и довольно. Непрестанная молитва в сем и состоит, чтобы всегда благоговейно стоять пред Богом. А при этом правило есть только подтопка, или подкинутие дров в печь (1, п. 2, с. 8 9).
Желаете иметь молитвенное правило…. Вечером и утром совершайте утренние молитвы и молитвы на сон… К ним прилагайте краткие молитовки 24 святого Иоанна Златоустого, что находятся в числе молитв на сон, повторяя каждую по пять раз. Затем призовите всех святых: апостолов, пророков, святителей, мучеников и мучениц, преподобных отец и преподобных матерей и всех всякого рода благоугождением благоугодивших Богу. Это вообще, а поименно: Господа Иисуса Христа, Матерь Божию, Ангела-Хранителя, святую, коей имя носите, святых, коих в монастыре есть престолы, святых, вами, по вашим обстоятельствам, чтимых, как, например, святителя Тихона… и других. Заключайте поминанием живых и умерших, о коих молитесь… Никогда молитв спешно не проговаривайте, а не спеша, с мыслями и чувствами, кои выражаются в читаемых молитвах. Пред началом молитвословия всегда приготовляйтесь немного, собирая мысли и стараясь вниманием своим стать пред Господом, Коему молиться приступаете. Главное расположение молитвенное да будет покаянное, ибо мы много согрешаем все… Дух сокрушен, сердце сокрушенное и смиренное Бог не уничижит… На всяком правиле о своих грехах молитесь, в коих погрешите… Чего достигнуть молитвою надо стараться? Того, чтоб сердце согрелось любовию к Богу и чувство к Богу не отходило… Для сего назначается молитва Иисусова: Господи Иисусе Христе, помилуй мя грешную… Сию молитву чаще повторяйте и дойдите до навыка, чтоб язык повторял ее сам собою. Извольте ведать, что для успеха в молитве надо стараться сердце украсить всеми добродетелями… наипаче же: смирением, сокрушением, покорностию и своей воли отвержением. Надо водрузить веру, что Бог все видит и слышит, и все сокровенности наши знает. Почему внимать себе надо и все худое отревать, а коль скоро проторгается в мыслях или чувствах, тотчас извергать его, и тут же каяться и просить прощения (3, п. 377, с. 10 11).
Им нельзя себя связывать
…Никогда не вяжите себя правилом и не думайте, что есть что-либо ценное в том, что имеете такое правило или всегда его совершаете. Вся цена в сердечном пред Богом припадании. Вон святые пишут, что если кто от молитвы не отходит осужденником, достойны всякой кары от Господа, то такой отходит от нее фарисеем. Другой говорил: «Стоя на молитве, стой как на Страшном Суде, когда готово изыти решительное Божие о тебе определение: отойди или прииди». Всячески избегать надо формальности и механизма в молитве… Будьте госпожа правила, а не раба. Раба же только Божия, обязанная все минуты жизни своей посвящать на угождение Ему (2, п. 249, с. 77).
Его можно сокращать и прибавлять
Когда дела не позволяют вполне совершать молитвенное правило, то совершайте его сокращенно. А спешить никогда не должно. Бог всюду есть. Скажите Ему утром благодарение и испросите благословение своими словами, несколько поклонов и довольно! К Богу никогда не обращайтесь кое-как. А всегда с великим благоговением. Не нужны Ему ни наши поклоны, ни наши многословные молитвы… Вопль из сердца краткий и сильный, вот что доходно!.. А это можно походя сделать… А следовательно и молиться непрестанно. О сем и заботьтесь и сюда все направляйте… У святого Василия Великого спрашивали: как непрестанно молиться? Он отвечал: имей в сердце молитвенное расположение и будешь непрестанно молиться. Руками работай, а ум к Богу возноси. Апостолы всю землю обошли, сколько трудов?! А между тем непрестанно молились. И заповедь эту они написали. Дух веры, упования и преданности в волю Божию, вот что надо возгревать в сердце. Правило молитвенное можете и сами сладить… Заучите молитвы, какие читаете, и читайте их на память с пониманием и чувством. Тут же и от себя вставляйте молитву свою; чем меньше зависеть от книжки, тем лучше. Заучите несколько псалмов и когда идете куда, или другое что делаете, а голова не занята, читайте их… Се беседа с Богом. Правило должно быть в вашей свободной воле. Не будьте рабом его (2, п. 250, с. 78 79).
Его можно заменить краткими молитвословиями
Читать ли канон Ангелу-Хранителю? Читайте. А когда немощь или дела много, вместо читания канона, краткую молитовку к нему возносите: «Ангеле Божий, хранителю мой святый, моли Бога о мне грешной», пятьдесят <раз> с поклонами по произволению (т. е. земные или поясные кладите поклоны). Этим можно (т.е. краткими молитовками) и все каноны заменять. Но внимание не на одних словах надо держать, а с соответственными помышлениями и чувствами. Трудитесь в молитве. Она источник утешения, мыслей просветление и доброго нрава утверждение (3, п. 378, с. 12 13).
Как его совершать во время физического утомления
После утомления плохо совершаете вечернее правило… Прежде правила походите немножко, даже снаружи, если удобно, и полежите немного, пока отдохнет голова и впечатления пережитые развеются… Тогда становитесь на правило… Правила никогда не давайте себе свободы исполнять кое-как… Сокращение сие при нужде сами придумайте и благословитесь на исполнение его у своего духовного отца. Или сократив в нужде, после дополняйте пропущенное, если оно общего свойства по содержанию. Держите в мысли и чувстве, что всякое себе принуждение и произволение на дело Божие видит Бог вездесущий и благословляет сие творящего(3, п. 477, с. 125).
Святитель Феофан Затворник
www.diveevo.ru/2/0/1/4002/
Что ему оставалось ещё?
Жил на свете человек, который, хотя и был человеком верующим, имел, как и многие, мечты самые приземлённые: богатство, красивая жена и слава…
Однажды в мороз он спешил на собеседование в офис крупной фирмы, где надеялся получить высокооплачиваемую работу. На пороге офиса прямо перед ним поскользнулся и упал пожилой мужчина. Молодой человек мельком глянул на упавшего и, подумав, что с ним придётся повозиться, пока найдёшь доктора, решил, что тот, скорее всего, пьян, – и не подал руки. Благодаря этому он не опоздал на собеседование, но оно прошло неудачно.
Спустя несколько лет этот человек, гуляя по городу, был зрителем уличного циркового представления. После весёлого действа немногочисленные зрители похлопали артистам и стали расходиться, в том числе и наш герой. Вдруг кто-то окликнул его. Он повернулся: это была старушка-клоунесса. Она стала расспрашивать его о том, понравилось ли ему представление, доволен ли он актёрами. Но человек не захотел вести беседу и, брезгливо отвернувшись, пошёл домой.
Прошло ещё несколько лет, и однажды холодным осенним вечером человек спешил домой после тяжёлого рабочего дня. Он очень устал и мечтал только об одном – принять душ и провалиться в сон. В подворотне своего дома он услышал чьи-то приглушённые рыдания. Там стояла растерянная пожилая женщина, одна, и, заметив нашего героя, обратилась к нему за помощью: у неё случилось несчастье в семье – погиб сын. Ей просто хотелось выговориться. Человек чуть притормозил, любезно улыбнулся и прошёл в подъезд, домой, где его, усталого, ждала мягкая постель…
Пролетели годы. Человек прожил свою жизнь, был несчастлив и умер. В иной жизни душа его встретила своего Ангела Хранителя. Человек пожаловался:
– Ты знаешь, я прожил никчёмную жизнь. У меня было три мечты, но ничего не сбылось. Жаль, что ты не смог помочь мне. Наверно, я недостаточно молился.
– Друг мой, я сделал всё, чтобы все твои мечты претворились в жизнь, но для этого от тебя мне нужны были всего лишь твоя рука, твои глаза и твоё сердце.
– Неужели? Как так?
– Помнишь упавшего человека возле офиса? Я сейчас покажу тебе эту картину... Тот человек был президентом той фирмы, в которую ты так хотел попасть. Тебя ждала головокружительная карьера. Всё, что от тебя требовалось, – твоя рука.
Помнишь цирковую клоунессу, которая после уличного представления пристала к тебе с вопросами? Это была юная красавица-актриса, которая влюбилась в тебя с первого взгляда. Вас ждало счастливое будущее, неугасающая любовь. Всё, что от тебя требовалось, – твои глаза.
Помнишь плачущую женщину возле твоего подъезда? Холодный вечер, ветер в подворотне... Это была известная писательница. Она потеряла сына, и ей очень нужна была душевная поддержка. Если бы ты просто выслушал её и утешил – впоследствии стал бы для неё как родной сын, она написала бы книгу, рассказав об этом случае. Книга стала бы известной на весь мир, и ты бы прославился, так как на главной странице автор указала бы имя того, кто стал музой этого произведения. И всё, что от тебя требовалось тогда, – твоё сердце. Ты был невнимателен, мой друг.
Человек вздохнул. Что ему оставалось ещё?
http://www.diveevo.ru/2/0/1/3996/
Яд в сердце
Когда-то давно жила в одной деревне девушка. По древнему славянскому обычаю, после свадьбы пришла она жить в дом своего супруга. Но очень неуютно было молодой невестке со свекровью. Та ее постоянно поучала и во всем упрекала.
Как-то поутру отправилась молодая женщина к знахарю, жившему на окраине леса.
– Что привело тебя ко мне, красавица? Аль мужика приворожить?– спросил дед.
– Никто мне не нужен, я мужа своего люблю, но с матерью его жить невмоготу.
– Что же ты от меня хочешь?
– Прошу тебя, помоги мне. Дай мне яду, чтобы я отравила ее.
– На этом ли счастье свое построишь, молодка? Ну, да ладно. Жаль мне тебя. Дам я тебе зелье. Каждое утро будешь заваривать его, и поить этим чаем мать своего мужа. Да только совет у меня для тебя есть.
– Какой? Говори, все исполню, лишь бы поскорее избавиться от этой змеи.
– В деревне-то у нас слухи быстро полнятся. Заподозрят тебя. Так вот, чтоб этого не случилось, измени свое отношение к свекрови.
Стань ласковой, приветливой, улыбайся. Недолго придется тебе мучиться. Так и поступила женщина. Еще только петухи пропели, а она встает, хлеб вымешивает, печь топит, кашу готовит, зелье ядовитое свекрови заваривает. И ласково так приглашает ее отведать чудо-чай. Мамой зовет, слушается во всем. Муж не нарадуется: как родные стали мать и жена. Свекровь в невестке души не чает. И та любовью, да искренней, отвечает. Спешит она вновь к знахарю, бросается к ногам его со слезами:
– Дедушка, умоляю тебя. Ты ведь все можешь. Дай противоядие. Слишком много чаю заварила я свекрови своей. Помрет. А она ведь матерью заботливой мне стала.
– Милая моя, успокойся. Я дал тебе ароматные травы, из которых ты варила для свекрови вкусный и полезный чай. Яд же был в твоем сердце, но с Божьей помощью ты от него избавилась
http://www.diveevo.ru/2/0/1/4002/
Православный Календарь с 21 Декабря 2014 г. по 27 Декабря 2014 г.
Воскресенье, 21 Декабря 2014 года. Неделя 28-я по Пятидесятнице.
Рождественский пост. Прп. Патапия (VII). Прп. Кирилла Челмогорского (1367).Апп. от 70-ти Сосфена, Аполлоса, Кифы, Тихика, Епафродита, Кесаря и Онисифора (I). Мчч. 62-х иереев и 300 мирян, в Африке от ариан пострадавших (477). Мц. Анфисы в Риме (V).
Понедельник, 22 Декабря 2014 года. Седмица 29-я по Пятидесятнице.
Рождественский пост. Зачатие праведной Анною Пресвятой Богородицы. Св. пророчицы Анны, матери прор. Самуила (1100 г. до Р.Х.). Свт. Софрония, архиеп. Кипрского (VI). Прп. Стефана Новосиятеля (912). Иконы Божией Матери, именуемой "Нечаянная Радость".
Вторник, 23 Декабря 2014 года.
Рождественский пост. Мчч. Мины, Ермогена и Евграфа (ок. 313). Свт. Иоасафа, еп. Белгородского (1754). Мч. Гемелла Пафлагонянина (ок. 361). Прп. Фомы Вифинского (X). Блж. Иоанна, царя Сербского (1503) и родителей его: блж Стефана (1446) и блж. Ангелины Бранковичей.
Среда, 24 Декабря 2014 года.
Рождественский пост. Прп. Даниила Столпника (489-490). Прп. Никона Сухого, Печерского, в Ближних пещерах (XII). Мчч. Миракса, Акепсия и Аифала (VII). Прп. Луки, Нового Столпника (ок. 970-980). Новосщмч. Феофана (Ильменского), еп. Соликамского и с ним убиенных 2 свящ. и 5 мирян (1918).
Четверг, 25 Декабря 2014 года.
Рождественский пост. Свт. Спиридона, еп. Тримифунтского, чудотворца (ок. 348). Прп. Германа, Аляскинского. Прп. Ферапонта Монзенского (1597).Сщмч. Александра, еп. Иерусалимского (251). Мч. Разумника (Синезия) Римского (270-275). Собор первомчч. Американских: сщмч. Иувеналия, Петра Алеута, новомчч. Анатолия (Колонского) Иркутского и Серафима (Самойловича) Угличского, свящщ. Иоанна (Кочурова) и Александра (Хотовицкого).
Пятница, 26 Декабря 2014 года.
Рождественский пост. Мчч. Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста (284-305). Прп. Германа Аляскинского (1837). Мц. Лукии девы (304).Прп. Аркадия Новоторжского (XI). Прп. Мардария, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIII). Прп. Арсения, иже в Латре (VIII-X). Прп. Никодима (Румын.).
Суббота, 27 Декабря 2014 года.
Рождественский пост. Мчч. Фирса, Левкия и Каллиника (249-251). Мчч. Филимона, Аполлония, Ариана и Феотиха Александрийских (286-287).
БРАТЬЯ И СЕСТРЫ, НУЖНА ВАША ПОМОЩЬ.
«… кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет. Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог» (2 Кор.9: 6-7). Этими словами апостол Павел призывает нас к творению дел милосердия и помощи ближним.
А один из русских святых подвижников – преподобный Кирилл Белозерский – как-то сказал одному человеку: «…поститься не можете, а молиться ленитесь, так хоть подавайте, и милостыня этот ваш недостаток восполнит».
Молитва не принимается Богом без добрых дел. Чтобы по-настоящему угодить Богу и снискать желаемое спасение души, недостаточно только лишь аккуратно посещать богослужения, ежедневно молиться, периодически причащаться, - еще необходимо творить дела милосердия. Но в суете жизни большого города бывает трудно исполнить важнейшую христианскую заповедь о любви к ближнему, ведь перед нами встает вопрос: а где найти нуждающихся и страждущих?
Дорогие братья и сестры, Господь предоставляет нам возможность оказать милосердие действительно бедствующим людям. В Алма-Ате живет семья уже несколько лет терпящая нужду. В недавнем прошлом вполне благополучная семья Дмитрия и Марии Куцевых оказалась в сложной жизненной ситуации: живя в съемном доме, они остались без средств к существованию с двумя детьми 6-ти и 9-ти лет и больной бабушкой. Дело в том, что глава семьи вследствие серьезной болезни не в состоянии работать и прокормить семью. Его жена не отходит от него ни на шаг, к тому же Марии надо ухаживать за детьми и бабушкой. Пенсия старушки, участницы трудового фронта, уходит на оплату жилья. Денег на лекарства и продукты не остается. Ко всему прочему в последнее время стали болеть и дети. Семья нуждается в любой помощи – продукты, деньги, предметы первой необходимости, лекарства, зимние вещи (в том числе детские) и прочее.
Братья и сестры, не будем равнодушны к чужой беде! Поможем бедствующей семье! Ради Христа, ради спасения своей души, ради поминовения наших усопших родных и близких… Помоги Вам, Господи!
Вот телефоны и координаты семьи:
Дмитрий Куцев и Мария Юрова.
Алматы, ул Тургута Озала, 328 (район ул.Джандосова и Плодоконсервного комбината).
д.т. 392-46-33, с.т. 8-777-5258657 Мария.