24 неделя по Пятидесятнице (23.11.2014)
Апостол и евангелист Матфей
Милосердный Самарянин
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Иерусалим – это город мира, радости, праведности, святости. Иерихон же – мрачное место нечестия и порока, место жизни греховной, безбожной. Между этими двумя городами лежала дикая пустыня, где среди скал и лесов обитали во множестве дикие звери и находили приют не менее дикие и свирепые шайки разбойников. И одинокий путник, вознамерившийся идти из Иерусалима в Иерихон, сильно рисковал стать жертвой, если не зверей, то бандитов. Для одинокого путника этот путь легко мог стать погибельным, последним.
Ту географию хорошо знали законники иудейские, которые, желая уличить Иисуса Христа в чем-то противозаконном, задавали ему провокационные вопросы, а Господь ответил им притчей о милосердном самарянине (см.: Лк.10: 25-37).
Некий человек пошел из Иерусалима в Иерихон. На него напали разбойники, забрали его одежду, ограбили, сильно изранили и бросили его одного умирать на этой страшной дороге. Мимо проходили разные люди, но не оказали помощи несчастному. И только самарянин, который остался в истории под прозванием милосердный самарянин, увидев горемычного, «сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем» (Лк.10: 33-34).
Ответ на вопрос, заданный законником: «Кто мой ближний?» (Лк.10: 29), оказался простым и очевидным: «Твой ближний тот, кто сейчас нуждается в твоей помощи».
Святые отцы, облагодатствованные Святым Духом, глубоко и широко прозревали смысл этой притчи.
Если мы очень внимательно и честно присмотримся к этому несчастному, который попал в руки разбойников, то мы увидим самих себя.
Где наши белые одежды, которые мы получили, выходя из купели Крещения? На что мы потратили те дары, которые Бог дал нам от природы: дарование ума, силы, воли? Где те священные дары Духа Святого, которые мы получили у купели Крещения в Таинстве Миропомазания? На что все это растратили?..
И оказывается, что мы не выдержали, мы не сумели остаться там, где святость, где радость и мир, где благочестие и где общение с Богом. Мы, как тот блудный сын, уходили «на страну далече», в страну греха, в этот поганый Иерихон. И по пути туда мы попадали в лапы разбойников – врагов рода человеческого, лукавых и злых духов, которые сорвали с нас эти белые одежды святости и втоптали их в нравственную грязь. Они обворовывали нас, отобрали у нас все те дарования, которые дал нам Бог или от природы или по благодати в купели Крещения. И через наши же грехи и пороки изранили наши души. И потом выбросили нас на обочину жизни.
И когда мы валяемся там, на обочине жизни, больные и израненные, еле живущие, а точнее, существующие, ни один человек не поможет нам. И не потому, что он не хочет, а просто не в состоянии нам помочь. Так же, как мы сами себе не можем помочь. Потому что это наше состояние – это не физические раны, это духовная катастрофа, которую человек исправить не может.
Но есть Милосердный Самарянин – Господь и Спаситель наш Иисус Христос, Основатель и Начальник нашей Церкви, Совершитель нашего спасения. Милосердователь Христос придет и умастит наши душевные раны елеем милости, утешения, прощения и вином благодатной силы животворной, укрепляющей, и, как бинтом, совершенно покроет Своей добродетелью, а потом возьмет на руки и принесет в ту гостиницу, которая есть Его Церковь, где есть возможность продолжать лечение.
И если мы, имея такого Целителя, такого Помощника, Который говорит нам: «Иди, и ты поступай так же» (Лк.10: 37), то ослушание было бы непростительной неблагодарностью, преступлением и просто бессовестным хамством.
«Иди, и ты поступай так же» (Лк.10: 37)! Тебе Господь помогает. В Таинствах Церковных ты получаешь все средства врачевания своей больной души, когда-то израненной своей же беспечной жизнью, шатанием по всем этим кривым, глухим и диким дорогам самовольной, греховной жизни. Господь исцелил тебя. Он дает тебе силы и возможности идти и помочь твоему ближнему, тому, кто сейчас ожидает твоей помощи.
Как помочь? Об этом не перескажешь даже в один день. Как бесконечна и разнообразна наша жизнь, так бесконечны и разнообразны способы, которыми мы можем оказать людям христианское милосердие.
Есть силы и есть все возможности, поэтому «иди, и ты поступай так же» (Лк.10: 37)! Аминь.
Архимандрит Иосиф (Еременко)
ПАМЯТИ СВЯТИТЕЛЯ ИОАННА ЗЛАТОУСТОГО
"Блаженны изгнанные за правду,
яко тех есть Царство Небесное"
Эти слова Нагорной проповеди Спасителя, которые мы слышали в начале Литургии, как нельзя лучше характеризуют подвиг вспоминаемого сегодня угодника Божия - святителя Иоанна Златоуста.
Его память совершается Святой Церковью несколько раз в году: сегодня - в день преставления, 9 февраля - в день перенесения мощей, и в январе, когда совершается служба каждому из трех великих учителей церкви отдельности, а потом соборно всем вместе. Такое распределение не случайно. Церковное предание повествует, что когда в XI веке среди христиан возникли споры: какой из трех святителей ближе к Богу, то константинопольскому митрополиту предстали в дивном видении все три святителя и сказали: «Мы равны перед Богом, установи нам общий праздник».
Действительно, все они равны, но каждый имеет различные дарования: если Василий Великий - это, прежде всего, талантливый церковный администратор, Григорий Богослов - истолкователь самых глубоких вопросов богословия, то святитель Иоанн Златоуст - это выдающийся пастырь и проповедник.
«Златоустом» святого Иоанна назвала одна женщина, придя в восторг от его проповеди. С тех пор прошло более чем 1500 лет, но слово этой простой женщины не забылось, но навеки соединилось с именем великого учителя церкви.
Что современному христианину говорит это имя? Какие оно вызывает ассоциации? Вот сейчас мы с вами участвуем в Божественной Литургии, порядок или чин которой составлен свт. Иоанном Златоустом и носит его имя. Молитва «Верую, Господи, и исповедую...», которая будет читаться непосредственно перед причастием, также составлена им. Мы услышим тропарь святителю «Уст твоих, яко же светлость огня, воссиявши благодать ...» в самом конце Литургии, в молитвах после причастия. В состав вечерних молитв, которые ежедневно должен прочитывать каждый православный христианин, входит его удивительная молитва «Господи, не лиши мя небесных твоих благ ...», состоящая из 24 прошений по числу часов дня и ночи. Даже те кто ленится ходить в церковь каждое воскресенье, как это заповедано нам Богом, и такие, как правило бывают в храме на Пасху, тогда и они слышат в Светлую Пасхальную ночь его вдохновенное «Огласительное слово» - «Аще кто благочестив и боголюбив ...». Кроме того, святитель установил за всенощным бдением антифонное пение (т.е. пение на два клироса), написал ряд молитв таинства соборования, ввел в церковную практику крестные ходы.
Литературное наследие Златоуста огромно; достаточно сказать, что оно значительно превосходит по объему писания любого из отцов Восточной церкви. Нельзя указать языка, на который не переводились бы его творения. Труды Златоуста очень рано были переведены и на славянский язык и стали любимым чтением на Руси.
Родился будущий святитель в Антиохии (современная Сирия) в 347 году, в богатой семье военачальника. Получив всестороннее образование и христианское воспитание, Иоанн поступает на службу в звании адвоката. Его образованность, красноречие и светлый ум легко могли привести Иоанна к высоким должностям, однако он вскоре решает всецело отдаться служению Одному Богу.
Уже в своем доме он начинает вести суровую подвижническую жизнь. Когда же скончалась его родители, Иоанн роздал все имение и удалился в пустыню к отшельникам. Там он принял монашество, которое называл «истинной философией». Суровым подвигам он расстроил и без того слабое своё здоровье и поневоле возвратился в Антиохию. Здесь епископ Мелетий рукоположил его в сан диакона. В день посвящения прошла болезнь Иоанна. Он принял это, как указание Божие к тому, что нужно отдать себя целиком служению Церкви. Скоро он был посвящен в сан иерея и назначен на должность проповедника. Предание сообщает, что во время рукоположения в храм влетел белый голубь и на глазах у всех сел на главу Иоанна - как символ Святаго Духа и чистоты души ставленника. Смирившись пред божественными судьбами, в своей первой проповеди будущий святитель, однако, не переставал сокрушаться, как это он «низкий и презренный юноша» (хотя ему было тогда 39 лет!), возведен на такую высоту достоинства».
С этого времени начинается славное проповедническое служение Иоанна. За необыкновенное красноречие он получил от паствы наименование «Златоуст». Двенадцать лет несколько раз в неделю, а часто и каждодневно, проповедовал он слово Божие. Свои проповеди святой часто говорил наизусть, чему весьма удивлялись все жители Антиохии, так как до сего времени никто не проповедывал Слово Божие без книги или тетради. Благодаря скорописцам многие из его проповедей дошли до нас. В этот период он составил толкования на большинство книг Священного Писания, также более восьмисот бесед на отдельные библейские тексты, которым и по сей день церковь придает высочайший авторитет. Его поучения на праздники, о христианской семье, о молитве домашней и общественной, о значении храма стали классикой христианской литературы. Слушать его собирались толпы, - причём не только христиане, но даже и иудеи и язычники. Сначала они приходили просто из любопытства послушать нового проповедника, но тронутые до глубины души горячим словом Иоанна многие в корне изменяли свою жизнь. Город не представлял себя без Златоуста; во время его проповедей все бросали работу и бежали в переполненный храм. Временами, когда речь Иоанна была особенно хороша, его прерывали рукоплесканиями и шумными проявлениями восторга. Но сам Иоанн не любил этого: «Что мне в похвалах ваших, - говорил он, - тогда мне похвала, когда вы исправите вашу жизнь и обратитесь к Богу!»
Слава о Златоусте распространилась по всему Востоку и вскоре достигла Константинополя. И когда там освободилась кафедра столичного архиепископа, император, духовенство и народ единодушно избрали на это место св. Иоанна. Но как лишить антиохийцев любимого ими пастыря, не возбудив общего ропота и возмущения? Решено было прибегнуть к хитрости. Императорский чиновник пригласил Иоанна в своей колеснице посетить загородные храмы. Ничего не подозревавший Иоанн согласился, и уже потом, в пути, объявили ему императорский указ о назначении его в Константинополь; Иоанну пришлось подчиниться.
Для церкви же Константинопольской началась заря новой жизни. Призывая народ к молитве, Иоанн всячески старался восстановить богослужение во всей его красоте; особое внимание обращал он па пение: «Ничто так не возвышает душу, - писал он, - ничто с такою силою не отрывает её от земли, как священная песнь... Духовная песнь - это источник освящения, слова её очищают душу, и Святой Дух нисходит в души поющих». Он призывал всех бывать как можно чаще в церкви, где человек даже помимо его воли изменяется к лучшему. «Выходя из церкви, - говорил он, - человек никого не учит, ничего не проповедует, но спокойствие в чертах его лица, взгляд его и даже самый голос показывают, какую радость вкусил он, какое благо получил он для души своей».
Распущенность столичных нравов, особенно императорского двора, нашла в лице святителя нелицеприятного обличителя, поэтому у святого мужа оказались не только друзья, но и враги. Они донесли императрице, будто святитель в своем поучении о суетных женщинах позволяет себе делать намёки лично на «Её Величество». Этого было достаточно, чтобы гордая императрица воспылала гневом на Иоанна. Она пожаловалась на него императору, и тот решился поставить на вид Златоусту его слишком смелые речи. Иоанн же ответил: «Я - епископ, и мне поручена забота обо всех. Если царица не знает худа за собой, то ей не на что сердиться. Я обличаю беззаконие и никого по имени не называю». Взбешённая таким ответом императрица приблизила к себе всех, кто был против Иоанна, и благодаря их козням Иоанн был осуждён и по велению императора приговорён к изгнанию из столицы; однако в ту же самую ночь в Константинополе произошло сильное землетрясение, и особенно сильны были подземные удары возле императорского дворца. В испуге императрица говорила: «Мы изгнали праведника, и за это Господь карает нас! Надо возвратить его немедленно, иначе мы все погибнем!»
Возвращение Иоанна было триумфом. Он вошёл в свой кафедральный собор и произнёс умилительную проповедь, начав её словами: «Благословен Бог, удаливший меня! Благословен Он, меня возвративший! Благодарение Богу и за горе, и за радость!»
Так прошло немного времени. Однако, Божиим попущением, справедливость вновь была поругана. Уже через два месяца начались языческие бесчинства, связанные с постановкой статуи императрицы Евдоксии рядом с Софийским собором. Празднество совершалось во время богослужения. Святитель вынужден был сказать проповедь «Против зрелищ», в которой сравнивал императрицу с женой Ирода: «Опять беснуется Иродиада, опять пляшет, опять требует головы Иоанна». Забыв недавнее Божие предостережение, она настояла, чтобы Иоанна отправили в далёкую ссылку, на самую восточную окраину Греческой Империи.
Всё как будто намерено было устроено так, чтобы причинить изгнаннику наибольшее страдание. После 70-ти дней изнурительного пути конвой со св. Иоанном достиг деревни Кукуз, в горах современной Армении, где в течение последующих трёх лет св. Иоанн не уставал писать и трудиться на благо святой Церкви. Тогда был дан указ сослать Иоанна ещё дальше к Чёрному морю. Около города Команы больной Святитель окончательно изнемог. Здесь была исполнена последняя просьба Иоанна: на него надели белые крещальные одежды и, приняв св. Причастие, Святитель скончался. Последними его словами были: «Слава Богу за всё!».
Уже при сыне императрицы Евдоксии, императоре Феодосии II, совершилось торжественное перенесение честных мощей святителя обратно в Константинополь. В 1204 году святые мощи Златоуста были похищены крестоносцами и увезены в Рим, где и хранились 800 лет. В 2004 году, Римский папа, Иоанн Павел II вернул их Константинопольскому патриарху.
Из жития Иоанна Златоуста мы видим, как много пришлось пострадать ему за правду Божию, но сердце его не озлобилось от страданий, о чем свидетельствуют его последние слова. С юных лет святитель вынес два убеждения: всеми силами всегда стремиться к Богу и никогда не бояться скорбей и трудностей.
Святые отцы учат, что именно в скорбях человек становится человеком. Таков закон духовного возрождения, что переход от греха к любви к Богу, от зла к добру непременно сопровождается страданиями. Апостол Павел пишет: «если внешний наш человек тлеет, то внутренний обновляется ...». « Научись при всех трудностях говорить, - Бог знает полезное, - и мало по малу получишь силу терпеть» - учит преп. Варсонофий Великий. Преп. Исаак Сирин в подобных случаях говорил: «Ты не умнее Бога».
Часто и нам с вами случается что потерпеть и пострадать ни в чём не находя помощи; тогда невольно вырываются слова: «за что Бог меня наказывает». Но славянское слово «наказание», переводится как «научение» или «урок». К сожалению, в таком состоянии находится падший человек, что по старинной русской пословице: «Пока гром не грянет, мужик не перекреститься». Трудными обстоятельствами и скорбями Бог отвращает нас от этого мира лжи, останавливает нашу увлеченность внешней деятельностью, помогает нам вернуться к самим себе. Часто такие обстоятельства бывают для нас как смирительная рубашка для безумного. Но у Бога даже скорби - наши помощники. На страдания мы родились, в страданиях учимся и страданиями спасаемся. Так что научимся во всех трудностях и превратностях нашей жизни видеть вразумляющую и врачующую десницу Небесного Отца и вместе со святителем Иоанном Златоустом всегда повторять:
«Слава Богу за всё!»
http://www.optina.ru/sermon/p05/
ИЗ ЖИТИЯ СВЯТОГО АПОСТОЛА ФИЛИППА
Святой апостол Филипп, уроженец города Вифсаиды, родины апостолов Петра и Андрея, был глубоким знатоком Священного Писания. Он правильно разумел смысл пророчеств, ибо ещё в юности изучил Ветхий Завет, и ожидал прихода Мессии. По призыву Спасителя, Филипп стал учеником Господа. После Христова Вознесения апостол проповедовал Слово Божие в Галилее, где воскресил мёртвого младенца. Из Галилеи он направился в Грецию и проповедовал среди переселившихся туда иудеев. Некоторые из них сообщили в Иерусалим о проповеди апостола, и тогда из Иерусалима прибыли книжники во главе с первосвященником для обвинения святого.
Филипп обличил ложь первосвященника, говорившего, что ученики Христовы похитили и скрыли тело Господа, рассказав, как фарисеи подкупили стражу. Когда же иудейский первосвященник и его спутники стали хулить Господа, они внезапно ослепли. По молитве же апостола все прозрели, и через это многие уверовали во Христа. Апостол Филипп проповедовал в Азоте, Иераполе Сирийском, прошёл Сирию, Малую Азию, Лидию, Мисию — всюду проповедуя Евангелие и всюду терпя за это множество невзгод. Спутницей апостола была его сестра Мариамна. Не раз их побивали камнями, заточали в темницы, изгоняли из селений.
Когда апостол Филипп прибыл в Иераполь Фригийский, где был храм, посвящённый змеям, с обитавшей там ехидной, то силой молитвы умертвил ехидну и исцелил многих укушенных змеями. В числе исцелённых была жена правителя города, принявшая христианство. Узнав, что супруга стала христианкой, правитель приказал схватить Филиппа, его сестру и пришедшего с ними апостола Варфоломея. По наущению языческих жрецов правитель повелел распять святых апостолов. Как только палачи исполнили приказ, началось землетрясение, и все присутствовавшие на судилище провалились в образовавшуюся в земле трещину. Видя происходившее, иерапольцы уверовали во Христа и потребовали отмены казни. Когда хотели снять со креста святого Филиппа, то увидели, что он уже предал Богу свою душу, и сняли его мёртвым. Апостол Варфоломей совершил над всеми уверовавшими Крещение и поставил им епископа. Новообращённые с честью похоронили тело апостола Филиппа; а на том месте, где истекла кровь святого апостола, произросла в три дня виноградная лоза — в знамение того, что святой апостол Филипп за пролитую свою кровь во имя Христа наслаждается вечным блаженством в Царствии Небесном.
http://www.optina.ru/holidays/1127
Старец Паисий Величковский
Прп. Паисий Величковский († 1794), архимандрит Нямецкого монастыря в Молдавии, занимает в истории православного монашества и Церкви особое место. В его лице удивительным образом сочетались святость личной жизни, замечательная способность к устроению общежительного братства, умение привлечь и воспитать многочисленных учеников, создать школу духовного подвижничества. К этому необходимо добавить литературное дарование, которое помогло ему совершить важное дело – исправление старых переводов и новый перевод святоотеческой литературы.
Родился он в 1722 г. в Полтаве в семье протоиерея, в 17 лет вступил в Любечский монастырь, перешел в скит Трейстены в Молдавии, оттуда – в скит Керкул, отличавшийся особенной строгостью монашеской жизни. Затем преподобный переселился на Афон, где основал особую монашескую общину – скит св. Илии. В 1758 г. в возрасте 36 лет был рукоположен в священный сан. В 1763 г. прп. Паисий с 64 монахами переселился в Молдавию, в Валахию, по просьбе тамошнего господаря, для лучшего устройства в этой стране монашеской жизни и был поставлен настоятелем монастыря Драгомирны. За три года число Драгомирнской братии утроилось. Устроитель братства отец Паисий написал и ввел устав по чину свв. Василия Великого, Феодосия Великого, Феодора Студита и Афонской горы. Основные идеи этого устава: нестяжательность, отсечение воли и послушание, умная молитва и чтение книг, непрестанное рукоделие и бытовое благочиние (образцовая больница, странноприимница, церковные художества и др.).
Однако вскоре земля, на которой помещался Драгомирнский монастырь, после русско-турецкой войны (1774) отошла к католической Австрии. Авва Паисий, не видя возможности мира духовного для Восточной Церкви в новом государстве, решил уйти и увести за собой всю братию – 350 человек. Молдавский господарь Григорий Гика и митрополит Гавриил предоставили им уединенный в горах бедный Секульский монастырь во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи. Когда братия умножилась и преподобный Паисий стал просить о помощи в строительстве келлии, то ему было повелено переселиться с братией в богатейший Нямецкий монастырь, что он и исполнил в 1779 г. Там уже собрались иноки более чем 10 национальностей и число их к 1790 г. возросло до 10 тыс. человек. В то время это была самая многолюдная обитель Православной Церкви. В 1790 г. преподобный Паисий был возведен в сан архимандрита, продолжая окормлять по-прежнему Секул и другие окрестные монастыри и скиты. Росла слава преподобного и в России, где он стал обновителем духовной жизни и русского монашества. Он ясно определил цель монашеской жизни:
«Монах есть духовный воин, который, подобно воинам міра, должен облечься оружием для успешной победы над врагами... Брань Христовых воинов направлена против плоти, міра и диавола. На диавола Спаситель повелевает взять крест. Плоти повелевает противиться отвержением отца, матери, сына и дочери. О міре говорит: "аще мір весь приобрящем, кая польза нам есть?". Свидетели брани – Бог и Ангелы, диавол и ангелы его. Место брани – расстояние между праведниками и грешниками. Конь – тело. Всадник – душа. Начальник воинству – ум. Оружия: вера – щит, терпение – шлем, прилежная молитва – меч, нелицемерное смирение – лук и стрелы. Начальники сатанинского воинства: гордость, лакомство, нечистота, убийство, тщестлавие, ярость, гнев. Ими командует диавол, и грехом, как стрелою, поражает душу. Второй полк сатанинской крепости – злоба міра сего... В этой трудной борьбе видимого естества с невидимым человек без помощи Божией безсилен».
Особенное значение для русской Церкви приобрела обитель прп. Паисия как оплот Православия в тяжелое время упразднения монастырей Екатериной II. Огромное значение для всей Русской Церкви имела в это время переводческая и издательская деятельность прп. Паисия. Его переводы с греческого на русский язык святоотеческих творений, долго бывшие единственными в русской литературе, расходились в России повсюду. Так, им изданы: "Добротолюбие", сочинения преподобного Исаака Сирина, преподобного Феодора Студита, преподобного Варсонофия, святителя Григория Паламы,преподобного Максима Исповедника, "Восторгнутые класы" — сборник из творений святителя Иоанна Златоуста и многое другое.
Кроме того, прп. Паисий является возродителем на Руси, после преподобного Сергия, школы старчества, которая на протяжении всего XIX века и позднее приносила свои благодатные плоды на ниве спасения чад церковных в Глинской и Оптиной пустынях и других монастырях Русской Церкви. Своей подвижнической жизнью старец имел огромное влияние, распространившееся на более 100 обителей русской Церкви при посредстве сотен учеников. Благодаря ему возвысилось значение монашеского духовного подвига, о характере которого можно судить по старчеству Оптиной Пустыни, возрожденной учениками Паисия.
Прп. Паисий преставился 15 ноября 1794 г. и был впервые прославлен Русской Зарубежной Церковью в 1982 г. на Афоне, в основанном им русском Свято-Ильинском скиту.
http://www.rusidea.org/?a=25112803
Незлобие - залог спасения
НЕЗЛОБИЕ – это доброта. Одна из заповедей Господних гласит: « Возлюби ближнего своего, как самого себя.» Пожалуй, данная заповедь может быть определена как самая важная. Здесь слово ближнего означает каждого человека, которого мы встречаем на жизненном пути. Если каждый будет жить для себя, мы будем вечно мешать друг другу, а значит воевать, ненавидеть, проклинать и безумствовать. Логика исказила смысл добра до неузнаваемости. Она сделала добро злом. Мы должны понять, что незлобие ни в коем случае нельзя ни ставить под сомнение, ни искоренять из своего характера. Вся история человечества полита кровью, и нам уже практически невозможно представить, чтобы человек не убивал или не совершал зло. Нам кажутся естественными чувства гнева, зависти и злобы, И наоборот доброта и любовь вызывает стыд не только у мужчин, но и у женщин. Мы создали условия, в которых человек не может существовать достойно, поэтому он решает умерщвлять других и логически может обосновать свои действия.
Целые государства совершали и совершают подавление людей методом убийства и считают это благом для себя и своих граждан. Мы породили мир жестокости и насилия, агрессии и ненависти.
Уничтожение всего не угодного и ярость закладываются с раннего детства. Человечество готовит сознание людей к войне буквально с пеленок.
Незлобие уподобляет человека Богу. Незлобие является и свойством, и средством. Свойством - потому, что Бог незлобив,долготерпелив и многомилостив (Пс. 102:8), и таким качеством необходимо обладать всякому, кто хочет быть подобен Богу. Средством - потому, что нравственное уподобление человека Богу привлекает Божию благодать к человеку, а значит - и все её благотворные действия, будь то прощение грехов, просвещение ума или укрепление нравственной силы для более совершенного исполнения заповедей Божиих . Например, когда ребенок впервые оказывается в классе, он сомневается и боится. Он боится, потому, что мозг видит непривычную обстановку и ищет способ к нему приспособиться. Если в классе учатся хулиганы, то дети должны будут готовиться к подавлению с их стороны. Если хулиганов и агрессивных ребят нет, то ребенок, адаптируясь, будет пытаться подавлять сам, чтобы занять выгодное положение в коллективе. Возможно, все найдут компромисс, но он будет временным и условным. В обществе принято считать. если ребенок не реагирует агрессией на агрессию, значит, он боится, он трус, и такого человека уважать нельзя.
Поэтому, чтобы действовать разумно, необходимо полностью сделать сознание независимым от условий и проявить незлобие по отношению к окружающим.
Незлобие - залог спасения, основываясь на словах Господа:Прощайте, и прощены будете (Лк. 6:37). Чтобы Бог нас простил, нам нужно от сердца простить всех обидчиков; но имеющему незлобие некого прощать, ибо обида не задерживается в его сердце надолго. Обретём незлобие - наследуем жизнь вечную. Очень показательна в этом плане повесть о иноке, рассказанная преподобным Анастасием Синаитом :
«Некоторый инок, живя в монастыре, проводил беспечно дни свои, не заботясь о спасении своем, но предаваясь всю жизнь праздности. Дожив до преклонных лет, он приближался уже к смерти. Когда же он заболел тяжким недугом и был уже при последнем издыхании, то нисколько не боялся смерти, но приготовлялся разлучиться от тела с веселием, хваля и прославляя Бога. Окружавшие его братия и игумен того монастыря сказали ему: "Мы видели, что ты, брат, в праздности проводил жизнь свою. Почему же в этот страшный час смерти ты так беспечален и радостен? Укрепляемый силою Божиею, встань и объясни нам это, чтобы и мы прославили Бога". Брат, приподнявшись немного с постели, сказал им: "Это правда, честные отцы, что я беспечно проводил жизнь свою. Вот, сейчас Ангелы Божии принесли ко мне и прочитали предо мною рукописание, на котором были отмечены все дурные дела мои. Прочитавши рукописание, Ангелы спросили меня: Знаешь ли ты это? Я отвечал: Да, знаю. Но так как я отрекся от мира, принял пострижение в иноческий чин, никогда никого не осуждал и ни на кого никогда не гневался, то я молю Бога, чтобы на мне исполнились слова Христа, Который сказал: Не судите, да не судимы будете (Мф. 7:1); аще отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш Небесный (Мф. 6:14). И как только я сказал это, тотчас святые Ангелы разорвали рукописание грехов моих. Поэтому-то я с радостию и веселием отхожу к Богу." Сказав это, брат тот с миром предал душу свою Господу.»
У незлобливых нет врагов, ибо они никого не воспринимают как врага, вне зависимости от того, как окружающие действуют по отношению к ним.
Приведем другую ситуацию. Мужчина и женщина встречают на своем пути агрессивного человека, который пытается словами задеть честь и достоинство данной женщины. Он в непристойной форме подчеркнул ее какой-либо недостаток. Здесь сразу проснется эгоизм оскорбленной женщины, ее мужчины, который вдруг захочет отмстить обидчику и эгоизм виновника инцидента, который проявляет наглость и самодовольство своим поступком. Если мужчина сразу полезет в драку, чтобы доказать, что он настоящий мужчина, то мы будем считать его поступок выбором логичного, ведь у этого поступка есть причина.. В итоге, если противник окажется сильнее, то наш мужчина может погибнуть и обречет на гибель свою женщину. В таких условиях мужчина подумает, что его будут считать безвольным трусом, если он проявит незлобие и пройдет мимо или попытается выйти из ситуации мирным путем, избавив всех участников конфликта от страданий.
Мы, будучи уверенными в своей правоте, силе и победе, должны проявить незлобие и не стать участниками конфликта.
Стремящийся к незлобию, легко прощает обидчиков и изгоняет вражду из своего сердца, когда помнит о милосердии и долготерпении Божием, и о том, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас. (Рим. 8:18)
Можно отдать суд Богу, представить, что Бог может сделать их обидчику, на основании слов Апостола: Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь (Рим. 12:19). Но не лучше ли попросить Бога простить обидчика, а не карать его? Ибо и мы сами живы до сих пор одним только долготерпением Божиим.
Почему бы и нам не использовать возможность уподобиться Господу в долготерпении? Таким образом, регулярная практика переходит в навык, а навык ведёт к обновлению естества. И чем более он укрепляется, тем легче нам становится переносить искушения, представлявшиеся неподъёмными в начале нашего пути к жизни вечной.
Незлобие - это дар Божий, это плод духа (см. Гал. 5:22). Но подаётся этот дар всякому, кто искренне желает его получить. Мы называем этот дар легкодоступным, потому что от нас требуется только личное произволение. Прочие добродетели могут не реализоваться, когда у них нет на то необходимых ресурсов. Нищий не может подать милостыню, ибо у него нет собственного имущества. Для проповеди Слова Божия необходимы и дар слова, и глубокое разумение Священного Писания. Незлобие - доступно каждому живому человеку, вне зависимости от его физического здоровья, социального положения, гражданства или национальности. Чтобы стать незлобивым, необходимо, прежде всего, захотеть.
Один брат, обиженный другим, пришел к авве Сисою и говорит ему: "Такой-то брат обидел меня! Хочу отмстить за себя". Старец увещевал его и говорил: "Не мсти ему, сын мой, а лучше предоставь Богу дело отмщения". Брат сказал: "Не успокоюсь, пока не отомщу за себя". Тогда старец сказал: "Помолимся, брат!". Вставши, он так молился: "Боже! Мы не имеем более нужды в Твоем попечении о нас: мы сами хотим мстить за себя". Брат, услышав сие, пал к ногам старца и сказал: "Не хочу более судиться с братом; прости меня, авва!".(Скитский патерик)
Господь , по незлобию Своему, не стал подвергать нас, несомненно достойных казни, вечным мукам, но принял наше покаяние и готов даровать нам Царство Небесное, если мы пребудем в верности Ему до конца. Он ждёт от нас нравственного уподобления Себе, в посильной для нас мере. Вспомним пример немилосердного заимодавца, в котором Господь не нашёл ни малейшего подобия Себе в милости! Такая же участь ждёт каждого, кто, злоупотребляя долготерпением Божиим, оказывается немилостивым к собственным должникам, к числу которых, относятся и обидчики.
Чтобы стяжать незлобие, полезно оглядываться на пройденный путь, полезно вспоминать все грехи, которые Господь сначала потерпел, а потом простил. Полезно также вспоминать, сколько раз нам случалось падать, когда представлялось, что благодать безвозвратно утеряна. И что же? Господь не покарал, не подверг вечным мукам, а потерпел и простил, и со временем не только восстановил всё, чего мы в падении лишились, но даровал даже с преизбытком. Памятуя о незлобии Божием, сможем ли мы, уподобляться Богу или предаваться гневу, раздражению и памятозлобию?
Легко заметить тесную взаимосвязь между незлобием и неосуждением. Добродетели эти оказываются очень близкими, если не сказать - тождественными. Понятно, что имеющий незлобие никого не осуждает; однако и само стремление никого не осуждать приводит душу подвижника в состояние незлобия. Поэтому все приёмы против греха осуждения будут полезными каждому, кто хочет обрести незлобие.
Незлобие, при всей его ценности, не отменяет прочих христианских добродетелей, но делает их приобретение более лёгким. Незлобие помогает терпеливо, безропотно переносить Божие наказание в случаях, когда оно постигает нас за случающиеся грехи, и благодарить за него Господа.
Без всепрощения, без искоренения злопамятства невозможен душевный покой! Злоба производит в уме бурю помыслов против ближнего – бурю страстей, которая вырывает с корнем все доброе, разрушает почти до основания все ростки добродетелей. Мы и сами бываем не рады этой злосчастной буре, происходящей из обиды на ближнего.
А если возникает эта буря – можем ли мы тогда совершать какие-либо благочестивые подвиги? Буря злобы в нашем сердце будет отметать все наши благие намерения, и никакое добро не будет нам подвластно.
Таков закон греха, и особенно греха злопамятства, раздражения.
Вот почему великие подвижники Христовой Церкви старались уничтожать даже малейшее проявление греха злобы. Потому что если дать простор его движению, то он, разрушит до основания все наше доброе устроение.
И если кто-либо из ближних причинит нам обиду – не допустим мы в своем сердце господствовать злобе!
Помните, что в ином случае нашими слабостями сразу же воспользуется враг человеческого рода. Он будет, несомненно, внушать нам, что обида слишком велика и непростительна; станет раздувать, малое в большое, представлять из мухи слона.
Злоба же, войдя в сердце, не даст нам покоя ни днем, ни ночью, ни на молитве, ни на работе. Она будет точить наше сердце, да так сильно, что мы, выбьемся совершенно из колеи.
Максим Сажнов
http://www.diveevo.ru/2/0/1/3924
Православный Календарь с 23 Ноября 2014 г. по 29 Ноября 2014 г.
Воскресенье, 23 Ноября 2014 года. Неделя 24-я по Пятидесятнице.
Апп. от 70-ти Ераста, Олимпа, Родиона, Сосипатра, Куарта (Кварта) и Тертия (I).Мч. Ореста врача (304). Сщмч. Милия, еп. Персидского и двух учеников его (341). Прп. Феостирикта, иже в Символех. Мч. Константина, кн. Грузинского (842). Свт. Нонна, еп. Гелиопольского. Колесование вмч. Георгия (303) (Груз.).
Понедельник, 24 Ноября 2014 года. Седмица 25-я по Пятидесятнице.
Вмч. Мины (304). Мч. Виктора и мц. Стефаниды (II). Мч. Викентия (304). Прп. Феодора Студита, исп. (826). Блж. Максима, Христа ради юродивого, Московского чудотворца (1434). Прп. Мартирия Зеленецкого (1603). Мч. Стефана Дечанского (ок. 1336) (Серб.). Свт. Мартина Милостивого, еп. Турского.Иверской-Мироточивой (Монреальской) иконы Божией Матери.
Вторник, 25 Ноября 2014 года.
Свт. Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского (616-620). Прп. Нила, постника Синайского (V). Блж. Иоанна Власатого, Ростовского (1580).Прор. Ахии (960 г. до Р.Х.). Новомчч. Саввы Нигделина и Николая Константинопольских (1726) (Греч.). Иконы Божией Матери Милостивая.
Среда, 26 Ноября 2014 года.
Свт. Иоанна Златоустого, архиеп. Константинопольского (407). Мчч. Антонина, Никифора и Германа (ок. 308). Мц. Манефы (ок. 308). Новомч. Дамаскина Афонского (1681) (Греч.).
Четверг, 27 Ноября 2014 года.
Заговенье на Рождественский (Филиппов) пост. Апостола Филиппа (I). Свт. Григория Паламы, архиеп. Фессалонитского (ок. 1360). Прп. Филиппа Ирапского (1527). Правоверного царя Иустиниана (565) и царицы Феодоры (548). Новомч. Константина Идрийского (Афон) (1800) (Греч)
Пятница, 28 Ноября 2014 год. Начало Рождественского поста.
Мучеников и исповедников Гурия, Самона (299-306) и Авива (322). Прп. Паисия Величковского (1794). Мчч. Елпидия, Маркелла и Евстохия (361-363). Мч. Димитрия (ок. 307). Прп. Филиппа, игумена Рабангского. Купятицкой иконы Божией Матери (1180)
Суббота, 29 Ноября 2014 года. Рождественский пост.
Апостола и евангелиста Матфея (60). Сщмч. Ипатия, еп. Гангрского. Прав. Фулвиана, кн. Ефиопского, во св. Крещении Матфея (I).Прп. Сергия, игумена Малопинежского.
По благословлению Митрополита Александра
Главы Митрополичьего округа объявляется набор группы паломников
на РОЖДЕСТВО в Израиль с 4- по13.01.2015 г.
1 день 4 янв. Воскресение. Вылет из Алматы 05.50. Рейс 659. Прибытие в Стамбул 07.40 , вылет в Тель – Авив 13.20. Рейс 785. Прилет в Тель-Авив 15.20 Иерусалим. Гора Елеон. Вознесенский монастырь. Панорама Иерусалима. Размещение в гостинице « PRIMA KING». Ужин. Вечернее Богослужение у Гроба Господня.
2 день 5янв. Понедельник. Завтрак. Крестный путь Иисуса Христа, монастырь Александра Невского, Храм Гроба Господня ( Голгофа, камень помазания, грот Животворящего Креста), Гробница Божьей Матери, Гефсиманский сад, монастырь Марии Магдалины. Ужин в гостинице.
3 день 6 янв. Вторник. (Сочельник) Вифлием. Храм Рождества Господа Иисуса Христа. Монастырь Святого Креста, пещерный храм Николая Чудотворца. Ужин. (по желанию Всенощная в храме Марии Магдалины)
4 день 7 янв. Среда. Литургия в храме Марии Магдалины (завтрак в 10 час. или сухой паек), Монастырь Спиридона Тримифунтского . Свободное время. Ужин.
5 день 8 янв. Четверг. Завтрак. Гора искушений монастырь Феодосия Великого, лавра Саввы Освященного, Монастырь Герасима Иорданского. Хеврон – Троицкий собор, Мамврийский дуб. Ужин.
6 день 9 янв. Пятница. Завтрак. Освобождение номеров. Гора Фавор, храм Преображения. Назарет. Храм архангела Гавриила, Источник Божией Матери, Базилика Благовещения, дом праведного Иосифа «Обручника». Размещение в гостинице « King Solomon» Твери.
7 день 10 янв. Суббота. Завтрак. Капернаум- самое древнее христианское место. Канна Галилейская, храм 12 апостолов, Галилейское море, бухта Петра, Иордан. Ужин.
8 день 11янв. Воскресение. Завтрак. Гора Блаженств, Табха ( умножение хлебов) подворье святой Марии Магдалины. Ужин. По желанию прогулка на кораблике по Галлилейскому морю (стоимость плавания на кораблике – 10$ на человека).
9 день 12 янв. Понедельник. Ранний завтрак. Освобождение гостиницы. Выезд в Телль – Авив через Яффу. (Храм апостола Петра, гробница праведной Тавифы)
Трансферт в аэропорт. Вылет в Стамбул, рейс РС 786 в 16.20 Прибытие в Стамбул 18.30. Вылет из Стамбула 19.30, рейс РС 658. Прилет в Алматы в 04.50, 13 января 2015г.
Группу сопровождает священнослужитель.
Стоимость паломничества 1950 $ (авиа перелет, проживание в гостинице, питание, оформление визы, страховка.) Трансферт, сопровождение гидом)
Скидка - для записавшихся с предварительной оплатой до 1 декабря 2014г.
Телефоны для справок 317 317 2, 8 702 220 19 98
Трансавиа 315 315 2, 315 315 1.
Святый отче Иоанне, моли Бога о нас!