• slide6
  • slide9
  • slide8
  • slide10
  • slide1

23 неделя по Пятидесятнице (16.11.2014)

403518098

 Икона Божией Матери «Скоропослушница»

 

 Воскрешение дочери Иаира и исцеление кровоточивой женщины

Сегодняшнее евангельское чтение рассказало нам об одном из тех чудес Спасителя, в которых особенно проявились Его всемогущество и царственная власть над всем творением Божиим. И прежде всего, явно открылось учение о том, что несомненно будет воскрешение мёртвых, ибо Христос есть «воскресение и жизнь» (Ин. 11, 25). К Господу пришёл человек, у которого случилось непоправимое горе — смертельно заболела его единственная дочь — двенадцатилетняя девочка. Он занимал высокое положение, был начальником синагоги, а такие люди смотрели на Христа с высокомерием, сверху вниз, как многие смотрят и сейчас. Но вот приходит горе, и тогда всё меняется. Человек устремляется ко Христу и, падши на колени, просит прийти и исцелить его дочь, которая находится при смерти. Господь Иисус Христос никогда не мог отнестись равнодушно к чужому горю и страданию. И сопровождаемый многочисленным народом и учениками, Он пошёл вместе со скорбящим отцом в его дом, к больной отроковице. На пути отца ждёт ещё более страшное испытание: ему сообщают о смерти дочери. Но Господь Своим промыслом, Своей премудростью как бы мимоходом совершает ещё одно чудо, которое несомненно благотворно подействовало на плачущего отца и укрепило его веру.

697c776fe4Когда Господь шёл, окружённый народом, то в этой толпе, в этой давке в Нему приблизилась тяжко болевшая кровоточивая женщина, которая в душе своей твёрдо верила — если только как бы нечаянно прикоснётся к Господу, не то что тайно от людей, а даже тайно для Самого Спасителя, то несомненно выздоровеет. И она, приблизившись, пошла рядом, прикоснулась к одежде Иисуса и сразу почувствовала своим больным телом, что... здорова. Но Спаситель остановился и, оглядываясь вокруг, спросил: «Кто прикоснулся ко Мне?» Этот вопрос был, конечно, не для Него, Всемогущего и Всеведущего, а для того, чтобы обратить внимание людей на это чудо. Удивлённые апостолы, и в частности Пётр, говорят: «Да многие прикасаются к Тебе, окружают Тебя, теснят, а Ты спрашиваешь, кто прикоснулся?»

Спаситель отвечает: «Нет. Прикоснулся ко Мне кто-то особым образом, ибо Я почувствовал Силу, исшедшую из Меня». Потому что это было прикосновение веры! Тогда женщина, видя, что не утаится, припала к ногам Его, и смущённо рассказала, как сразу выздоровела, прикоснувшись к Его одеждам. И в ответ она услышала от Него слова любви и ободрения: «Не бойся, дочь, дерзай, вера твоя спасла тебя, иди с миром!»

И ещё не окончил Господь слов Своих, как прибегает печальный вестник из дома начальника синагоги и говорит ему: «Дочь твоя умерла; не утруждай Учителя». Для скорбящего отца это было страшное испытание. Он пал духом. Мёртвых не лечат. Но Господь, услышав это, тут же сказал: «Не бойся, только веруй, и будет спасена». Ни одного слова возражения или неверия от скорбящего отца мы не слышим, ибо он, уповая на то, что Господь всё невозможное людям может совершить, послушно, без ропота идёт за Спасителем в свой дом. Далее Евангелие говорит, что когда пришли в дом, Господь никому не позволил войти, кроме трёх апостолов и родителей отроковицы. Все плакали и рыдали о так рано угасшей жизни. Но Господь сказал: «Не плачьте, она не умерла, но спит». И смеялись над Ним... А для Него, Всемогущего, легче воскресить мёртвого, чем нам разбудить спящего. Господь подошёл к отроковице, взял её за руку и сказал: «Отроковица, встань». И возвратился дух её, и она тотчас встала, и Он велел дать ей есть.

Этот случай говорит нам о том, что в каком бы тяжёлом положении верующий человек ни находился, никогда не надо считать его безнадёжным. Всякое уныние и отчаяние есть хула на Бога и оскорбление величества и всемогущества Божия. Ибо и волос с головы человеческой не упадёт без воли Божией.

Но кроме того, из этого случая открывается та истина, что для получения небесной помощи необходима с нашей стороны вера. Спаситель сказал: «Верующему все возможно». Где Господь находил веру, там Он творил чудеса, а где не находил, там никаких чудес не совершалось. Вспомним евангельские слова «и пришедше в землю их, ничего не мог там совершить по неверию их». Господь близок ко всем, ко всякому человеку, но к нему близки только те, кто имеет веру — живую и твёрдую. Есть люди, которые думают: «Какое счастливое время было на земле, когда Спаситель, Владыка жизни и смерти, ходил среди людей, исцелял, воскрешал, и можно было обратиться к Нему с просьбой о помощи, и помощь эта была беспредельна. Ибо когда Он хотел, то даже смерть отдавала свою жертву». Но надо заметить, что и тогда всё это люди получали по своей вере, как та больная женщина, которая только прикоснулась к одеждам Господа и исцелилась. А Господь и тогда, и сейчас один и Тот же: и тысячу лет назад, и вчера, и сегодня, и в день вечный.

Сейчас в храм приходит много нуждающихся в душевной помощи людей, которые не привыкли к Церкви, и, может быть, не так себя ведут, и пробиваются к Богу непривычными для нас путями, как та кровоточивая женщина, которая в толпе прикоснулась ко Спасителю, совершив поступок, недопустимый и как бы даже осквернив Его своим прикосновением. Как нам тут надо быть осторожными, чтобы не оскорбить и не отпугнуть такого нового человека, сказав ему: «ты пришла без платка», или «ты не так перекрестился», «зачем ты пришёл, ты слишком грешный, уже поздно, не утруждай Учителя». В таких случаях Сам Христос дал нам пример, как Он относился к таким людям и как прощал и великих грешников, и блудниц, и разбойников. Лишь бы человек каялся и не возвращался к своим грехам.

Ещё раз хочется повторить: Господь близок к каждому человеку. И если кого постигнут беды, несчастья, испытания, если будет казаться, что уже всё пропало и неоткуда ждать помощи, вспомните тогда, что рядом с нами Господь — Великий и Всесильный Заступник — «Я с вами во вся дни до скончания века. Где двое или трое собраны во имя Мое...» Обратитесь к Нему в это время с молитвой, прилепитесь к Нему всем своим сердцем, и вы услышите в своей душе благодатный голос: «Не бойся, только веруй и узришь славу Божию». И как помиловал Господь кровоточивую женщину за веру её, так помилует и всякого кающегося грешника, верующего в Него, и скажет ему: «Дерзай, чадо, вера твоя спасла тебя, иди с миром».

Протоиерей Леонид Константинов

http://www.nikolo-ioasaf.ru/index.php

 

Память преподобного Иоанникия Великого

«Упование мое Отец, прибежище мое Сын, покров мой Дух Святый: Троице Святая, слава Тебе!»

Эти святые слова молитвы ежедневно произносит каждый благочестивый православный христианин, отходя ко сну. Для многих угодников Божиих эта молитва была любимой, так что ее творили постоянно, живя ею, ощущая от нее великую радость.

Сегодня Святая Церковь прославляет автора этой молитвы – преподобного Иоанникия Великого. Этот блаженный муж все 94 года своей земной жизни посвятил молитве, и Господь прославил в веках Своего угодника, наградив его высокой мудростью, прозорливостью и даром чудотворения.

17-11Он молился всегда сам, как только проснулось его сознание, а первые месяцы его жизни за него молились его благочестивые родители. Когда Иоанникий стал подрастать, родители поручили ему пасти домашний скот. Отрок имел такое усердие к молитве, что, когда удалялся на молитву, осенял свое стадо крестным знамением, и животные никуда не расходились, их не расхищали ни звери, ни воры, и блаженный отрок, возвращаясь к вечеру из своего молитвенного уединения, пригонял стадо домой.

Пришло время, и Иоанникий оставил суету мира. Он по внушению Божию удалился в пустыню, где проводил время в благочестивых подвигах, и достиг высокого духовного совершенства, так что во время молитвы поднимался над землей.

Он непрестанно молился: «Упование мое Отец, прибежище мое Сын, покров мой Дух Святый: Троице Святая, слава Тебе!» Эту же молитву он прилагал и к каждому стиху тех 30-ти псалмов, которые знал наизусть. Это и составляло его молитвенное правило.

Верующий народ устремился к святому старцу, и преподобный творил чудеса, исцеляя души и тела страждущих. Своими богодухновенными речами подвижник многих обратил от иконоборческой ереси, которая в те годы распространилась в Церкви. И не только во время своей жизни, но и по своем преставлении старец продолжает творить чудеса: многие больные, прикасаясь к его святым мощам, получают здравие, расслабленные встают с одра, и всякий, каким бы ни был одержим недугом, если только касается его раки, тотчас выздоравливает. Так Бог чудесами прославил Своего угодника и при жизни и по смерти.

В лице преподобного Иоанникия Великого Святая Церковь дает нам пример правильной жизни, которая возможна только при условии постоянной молитвы.

«Непрестанно молитесь» (1 Фес.5: 17), – учит нас апостол. И эти слова относятся ко всем без исключения христианам, а не только к монахам-отшельникам. И великий псалмопевец, который как царь имел множество забот, говорит: «Всегда видел я пред собою Господа, ибо Он одесную меня» (Пс.15: 8). Так и каждый христианин, а не только монахи-отшельники, должен чувствовать в своей жизни присутствие Бога. Только так мы сможем жить. Преподобный Евагрий Понтийский пишет: «Как тело наше по удалении души бывает мертво и смрадно, так и душа, в которой не действует молитва, мертва и смрадна. Но что лишение молитвы должно считать горшим всякой смерти, этому явно учит нас пророк Даниил, который готов был лучше умереть, нежели лишить себя молитвы в какой-либо час. Бога надобно вспоминать чаще, нежели дышать».

Мы все – и монахи, и миряне, и ученые, и простые, и взрослые, и дети – имеем долг непрестанно молиться. Конечно, есть мнение, что монахи-де живут вне мира, вне его суеты, поэтому им и удобнее непрестанно молиться, а мирским людям, имеющим множество забот и дел, и недосуг-де молиться.

Но правда в том, что всякий из нас, человек любого звания и положения, очень легко и удобно может постоянно молиться. Для этого есть краткие молитвы, хорошо запоминающиеся даже теми, у кого слабая память: Иисусова молитва и молитва, которую мы сейчас особенно вспоминаем.

А начать это благодатное делание надо с того хотя бы, чтобы замолчать. Мы много, по делу и без дела, везде и всюду говорим, судим, обсуждаем, передаем сплетни, ругаемся. И мы чувствуем, что изнемогаем внутренне, потому что «выбалтываем» свою душу, истощаем ее своими пустыми, бессмысленными разговорами. Даже когда у нас нет собеседника, говорим сами с собой: всякие недобрые мысли бесконечными тучами проносятся в нашей голове. Этим мы сами разрушаем свою жизнь, потому что многословие удаляет нас от Бога, мы забываем про Него.

Надо научиться благоразумно молчать и говорить только по делу. Так мы положим начало нашей непрестанной молитве.

Повторяя часто молитву «Упование мое Отец, прибежище мое Сын, покров мой Дух Святый: Троице Святая, слава Тебе!», мы не только будем произносить эти красивые, чудные, чудотворные слова, но будем знать, что Господь рядом, что мы везде, «во всех местах владычества Его» (Пс.102: 22), и всегда, каждую минуту, каждое мгновение защищены Им от всех врагов видимых и невидимых, а значит наша жизнь будет праведной, мирной и радостной. «Господь неба и земли даст тебе радость вместо печали твоей» (Тов.7:17).

Будем, дорогие братья и сестры, Бога вспоминать чаще, нежели дышать, потому что другого способа жить у нас нет. Не будем никогда забывать о молитве, чтобы всегда упованием нашим был Отец, прибежищем – Сын, покровом – Дух Святой. Аминь.

Архимандрит Иосиф (Еременко)

 

Потомки Авиценны

С триумфом технического прогресса люди почему-то не стали меньше хворать, да и территории кладбищ неумолимо расширяются. Следовательно, люди не перестали обращаться к врачам за тем, чтобы облегчить мучения и получить отсрочку ухода в мир иной.

Хорошо бы человеку, верующему во Христа, попасть на приём к доктору, сердца которого коснулся Господь. Тогда доктор видел бы в пациенте Христа, изнурённого болью, а немощный видел бы во враче Христа милосердного.

Вместо этого у большинства кабинетов районных поликлиник сидит множество ворчащих и брюзжащих больных, придавленных страхом перед болезнью. Они послушно идут к доктору, который смотрит на этих людей лишь как на способ заработка, подобно тому, как специалисту по ремонту бытовой техники принесли очередной поломанный принтер.

Давайте поразмыслим о спорности профессии врача с точки зрения заработка. Слесарь-сантехник копошится в унитазах, колодцах канализации и умывальниках, получая за это законное жалованье. Механик автосервиса возвращает к жизни карбюраторы и гидравлику, за что тоже имеет справедливый доход. Дворник круглый год следит за чистотой во дворе, ежемесячно считая свои гроши. Доктор «реконструирует» печень, щитовидную железу, суставы, мочеполовую систему, зрение. Он избавляет кровь от токсинов, а зубы – от малоприятного налёта. Врач тоже имеет право на подходящий гонорар. Но…

Уместно ли проводить параллель между человеческим сердцем и почками – с одной стороны, и запорной арматурой, тормозными колодками, сгоревшим холодильником – с другой? Думается, нет. Человек – не саксофон, не деталь огромного механизма и не робот, в которого вложили душу, как системную плату. Человек – самое ценное, что есть в мире. Так подсказывает нам наше подсознание, не до конца забывшее Слово Божье. Автомобиль требует капремонта, человек же нуждается в лечении, то есть в сочувствии и любви совместно с лекарствами. Неспроста ещё Авиценна заявлял, что у лекаря есть слово, трава и металл. Вначале – слово.

Христианское представление о вещах подразумевает хотя бы небольшую долю любви к пациенту, потому что у него имеются не только нездоровые органы, но и вполне живая душа. Поэтапный же и повальный отказ от христианских принципов ведёт к тому, что на человека смотрят, как на сложный прибор, а на доктора – как на наладчика. А потом простодушно округляют от удивления глаза, спрашивая, откуда взялось столько корыстных и бездушных? А с какой стати врачу быть дружественным и самоотверженным? Из каких абстрактных глубин вы предлагаете ему наполняться мудростью и благосклонностью, если все пациенты, как и большинство людей, убеждено в том, что миром правит золото, а жизнь вечная – всего лишь небылица.

Существуют профессии, требующие от человека более высокой нравственной планки, чем у большинства других. Особняком стоят три здания, в которых обретаются представители этих ремёсел – это милиция, школа и больница. Эти люди должны быть доками своего дела, подобно ювелиру и пилоту самолёта. Но, помимо профессионализма, от них требуется ещё чуть-чуть: от учителя – деликатность, от милиционера – порядочность и мужество, от доктора – участливая любовь к больному. Без этого человек в мундире будет отличаться от бандита только наличием мундира. Ну а врачу будет безразлично, что вырезать – гематому или часть печени на продажу. Только бы платили вовремя.

Это – сатанинский образ мыслей, и плоды им соответствуют. Мы живём в действительности, где масса людей поклоняется дьяволу, не участвуя в чёрных мессах и не рисуя пентаграмм. И ответственность за горечь этих плодов лежит не только на милиционерах или врачах, но и на всех обывателях, поддерживающих безбожные взгляды на мир. На всех, поджавших хвост в борьбе с материализмом, называющих деньги главным сокровищем, не спешащих внедрять Евангелие в жизнь на правах ведущего положения. Все эти люди причастны к исчезновению справедливости из залов суда, душевности из детских садиков и чувствительности из операционных.

Приплюсуем к этому ремарку Чехова о том, что доктора и юристы развращаются быстрее и глубже, чем все остальные, потому что непрерывно копаются в грязи и гное. Врачи сталкиваются с мерзостью тел, юристы – с грязью душ. И как не растлиться доктору, не превратиться в циничного скептика, если не придёт ему на помощь Христос? Хороший вопрос.

Человеколюбие, явившееся со своими пузырями из носа на смену христианству, приказало долго жить. Теперь недалеко и до язычества, ведь гуманизм уступил место ледяному прагматизму – людям, которые не способны любить и верить. И эти люди будут нас обучать, врачевать и защищать…

А ещё бытует мнение, что христианство отжило свой век. Над нашей верой осмеливаются подшучивать, будто над сказкой для стариков и детей. Если сегодня полностью убрать христианство из жизни – завтра можно будет заказать в ресторане люля-кебаб из человечины, и его подадут, мило улыбаясь. Гоголь однажды сказал, что только по причине ежедневных Божественных литургий люди не пожирают друг друга.

Но наряду с этими холодящими душу разговорами нужно вспомнить и о том, что есть врачи, не ищущие больших гонораров по причине любви к Господу. Например, Пантелеймон - целитель. При жизни он был равнодушен к деньгам не потому, что не нуждался в пропитании и одежде, а потому, что Бог знал о его просьбах намного раньше прошения. Врачом он был толковым, но прибавлял к скальпелю и медикаментам молитвы. Поэтому Господь постоянно помогал Пентелеймону, творя чудеса исцеления.

Помолитесь и вы о том, чтобы никакая хворь не вошла к вам в дом. Вспомните в молитвах и о людях в белых халатах. Очень хочется, чтобы они полюбили Христа и относились к своей работе, как к чудесному способу послужить Ему. Это очень важно.

http://www.zavet.ru/a/post_1410674672.html

 

Сообщающий радость

Наверное, нет сегодня в Греции храма или часовни, в котором не было бы иконы или фотографии святителя Нектария Эгинского. Среди современных греческих святых он — самый известный и самый любимый. Греки чтят его, как отца, и идут к нему со всеми своими горестями и нуждами. А он не отказывает никому.

Маленькая Эгина лежит посередине Саронического залива Эгейского моря. Недалеко от Афин, где-то на перекрёстке между Афоном и Критом, между Корфу и Патмосом — будто бы в самом сердце Греции. Когда-то эгинский полис был крупным центром торговли и соперником Афин. Здесь чеканили монету, ставшую первой греческой валютой, здесь изобрели один из двух греческих стандартов мер и весов, здесь в 1832 году открыли первую в Греции Национальную библиотеку. Сегодня на острове чувствуется изрядное запустение, хотя путеводители продолжают хвалить его природные красоты и античные развалины. Афиняне едут сюда провести у моря летние выходные, туристы приезжают смотреть неплохо сохранившийся дорический храм Афайи, очень похожий на Парфенон... Но есть и те, кто прибывает на Эгину не за этим. Множество людей едут сюда в гости к святителю Нектарию — кто с просьбами, а кто с благодарностью. Святой часто является людям, которые никогда прежде о нём не слышали — исцеляет и утешает, даёт советы. Потом они едут к нему со всех концов мира — поклониться и благодарить. «Да, для святого Нектария нет ничего неисцелимого», — говорят здешние греки, уже переставшие удивляться многочисленным чудесам.

11111111111111Наверное, один из самых трогательных и запоминающихся эпизодов из жизни этого удивительного святого — история о том, как он в детстве писал Богу письмо. Будущий святитель родился в 1846 году, в городе Селибрия, недалеко от Константинополя. Родители его были бедными, а кроме него в семье было ещё пятеро детей. Анастасий (так звали святого в миру) рос очень способным ребёнком и, получив начальное образование, очень хотел учиться дальше. Денег на это не было, поэтому мальчик вынужденно отправляется в столицу в поисках хоть каких-то перспектив. Здесь он устраивается на работу в табачную лавку, к жестокому и чёрствому человеку, у которого получает за свой труд только еду и кров. И вот однажды, когда вся его одежда износилась, и просить о помощи было некого, он берёт листок бумаги и пишет: «Дорогой мой маленький Христос! У меня нет ни башмаков, ни фартука. Пожалуйста, пошли мне их. Ты ведь знаешь, как я Тебя люблю». Потом запечатывает своё нехитрое послание в конверт и указывает адрес: «Господу Иисусу Христу на небеса». Ответ, конечно же, не мог не прийти. Письмо взялся отнести на почту сосед, которому было как раз по пути, и он, увидев на конверте столь необычный адрес, из любопытства вскрыл его. А на следующее утро прислал мальчику всё просимое.

Анастасию было в то время тринадцать или четырнадцать лет. Но свою детскую непосредственную веру святой сохранил до конца жизни: многим позже, когда монастырская казна его обители оказывалась пустой, он, уже старец, шёл в церковь и протягивал перед иконой Спасителя или Богоматери руку, говоря: «Вот видишь, Христе Боже, нет денег... Но Ты знаешь...» И деньги всегда появлялись, чтобы вскорости, впрочем, снова быть отданными очередному просителю.

Живя у табачного торговца, Анастасий находил утешение в чтении книг, а ещё в том, что переписывал на обёрточную бумагу любимые евангельские и святоотеческие изречения. Горя желанием просвещать людей словом Божиим, но не имея для этого никаких средств, он вкладывает эти листочки в коробки и кисеты покупателей — чтобы они, таким образом, могли вместе с товаром получать также и духовную пользу.

Его мечта стать учителем позже исполнилась с лихвой. Через какое-то время он нанялся лаборантом в один из константинопольских колледжей, а в двадцать два года переехал на остров Хиос, где семь лет работал в сельской школе. Здесь же, на Хиосе, он был пострижен в монахи и рукоположен в диакона. А потом, благодаря богатому покровителю, он попадает в Афины, где его заметил Александрийский патриарх Софроний и направил учиться в Афинский университет. Прошло не так много лет, и патриарх возвёл Нектария в сан митрополита Пентапольского, поручив ему исполнять должность своего викария в Каире.

После хиротонии святитель никак не изменил своего скромного образа жизни и говорил: «Господи, почему Ты возвёл меня в столь высокое достоинство? Я просил Тебя сделать меня всего лишь богословом, а не митрополитом...» Но его епископское служение продолжалось недолго: фигура владыки была слишком яркой, и слишком велики были шансы, что он станет будущим патриархом. Несмотря на то, что паства его очень любила, нашлись завистники, и уже через полтора года святой был оклеветан, обвинён в карьеризме и аморальности и уволен. Он не пытался оправдываться и защищаться, а вернувшись в Афины, долго оббивал пороги министерств в поисках места простого проповедника где-нибудь в провинции. Потом он несколько раз обращался в Александрийскую митрополию с запросами, чтобы восстановить своё доброе имя — не ради себя, но ради Церкви. Ему было больно за вопиющее нарушение канонов, по которым нельзя уволить епископа без церковного суда и разбирательства. Но в высших кругах по различным причинам не хотели ворошить старое, и до конца жизни владыка так и оставался в непонятной канонической ситуации, подписываясь в официальных документах как «странствующий епископ».

Святитель умер в 1920 году, прожив на этой земле 74 года. В 1961 году был прославлен Церковью. Его мощи сейчас почивают в основанном им Троицком женском монастыре на Эгине. Здесь святой провёл двенадцать последних лет жизни. Перед этим четырнадцать лет руководил богословской школой братьев Ризари в Афинах, где учились дети виднейших греческих семей. Его поставила на эту должность королева Ольга, до которой дошли слухи о благочестии старца. Ученики вспоминали, как святитель наказывал себя за проказы мальчишек, как тайно мыл полы, пока болел уборщик... Он сумел наладить пришедший в упадок учебный процесс, и при нём школа переживала расцвет.

Старую заброшенную обитель на Эгине святой Нектарий начал восстанавливать ещё во время своего директорства. На собственные деньги он купил землю, чтобы здесь могли поселиться его духовные чада — те девушки, которые хотели принять монашество, но не хотели лишаться его духовного руководства. Сначала его сводила с сёстрами постоянная переписка, а после выхода на пенсию он насовсем переселился в монастырь.

В обители перешагнувший 60-летний рубеж старец не гнушался никакой работы — чинил монахиням обувь, копал землю, носил камни для постройки храма и келий, так что часто гости принимали его за простого рабочего. В то же время он каждый день проводил с сёстрами занятия по догматике, этике, аскетике... Нередко их беседы затягивались до полуночи или перетекали в долгую совместную молитву. По приглашению владыки в монастырь приехал будущий святой Савва Новый с острова Калимнос, чтобы учить инокинь византийскому пению и иконописи.

Владыка с поистине отеческой заботой пёкся не только о духовном возрастании своих чад, но и об их бытовых нуждах, в особенности о здоровье. Трогательны его письма к первым инокиням будущей обители: «Не надо больше мёрзнуть, не подвергайте опасности вашу жизнь... Болезнь препятствует духовному росту для тех, кто не достиг совершенства. Здоровье вам нужно для духовного делания. Тот, кто несовершенен и кто выходит на брань, будет сражён, знайте это, если не будет здоровым, ибо ему будет недоставать той моральной силы, которая укрепляет совершенных <...> Вы должны соизмерять строгость постов со своим здоровьем, дабы не оказаться вынужденными уходить из затвора в города в поисках исцеления от телесных недугов...» Сам же святитель долго скрывал свою болезнь от окружающих и лёг в больницу только за два месяца до смерти, будучи уже не в силах терпеть боль и противостоять уговорам сестёр.

f7u0AyVW-c4Палата, где он лежал и умер, потом ещё очень долгое время благоухала так сильно, что туда никого не клали. А когда тело почившего старца готовили к погребению, что-то из его одежды случайно положили на кровать соседнего больного — и парализованный человек поднялся и пошёл, хотя был прикован к постели уже много лет.

Рассказывают, что за всё время, пока святитель жил на Эгине, здесь не было ни одного неурожайного года, а все солдаты, за которых он молился в Первую мировую, вернулись домой невредимыми...

В одном из своих писем святитель рисует портрет настоятельницы монастыря, который более говорит о нём самом: «Знай, что твоё хорошее настроение просветляет лица сестёр и превращает монастырь в рай. Знай, что радость и хорошее настроение сестёр зависят только от тебя. ...Мзда твоя будет велика, если ты станешь для них человеком, сообщающим радость. Я тебе это очень советую, потому что сам соделал это принципом своей жизни...» Многие наставления старца в Греции разобраны на цитаты. «Во время молитвы изгоняй вон из мыслей всякого человека. Говори: „Я только Христа моего хочу сейчас, никого другого“». «Об умилении надо просить. Говори в конце повечерия: „Господи, видишь, что я не могу молиться, как хочу. Помоги мне!“» «Добрая совесть — это самое великое из всех благ». «Смириться — это значит отсечь свою собственную волю»... Владыка много писал, при этом часто печатая книги за свои деньги и раздаривая их. Составленный им гимн Богородице «Агни Парфене» знают и любят сегодня во всём православном мире.

Но всё же, думается, не книги и не слова делают его таким родным и близким тысячам тысяч христиан. Во все времена человек больше всего нуждается в мире и радости, в сострадании и любви. А их-то у святого Нектария — в избытке.

Наталья Тихонова

http://otrok-ua.ru/sections/art/show/soobshchajushchii_radost.html

 

Вопрос - ответ

 Отец Мелхиседек, часто люди говорят, что они ходят в храм, ставят свечи, бывают в паломнических поездках, причащаются, исповедуются, но у них в жизни ничего не происходит, не меняется. Хотя им говорили, что у них будут какие-то позитивные изменения. Как быть в такой ситуации?

Вопрос непростой. Действительно, мы этим живём, мы на это надеемся, и людям, которые попали в затруднительное положение, мы говорим, что началом благоустройства внешней жизни, будет благоустройство духовной жизни. Конечно же, надо как-то наладить, регламентировать духовную жизнь, вести её в соответствии с евангельскими заповедями, но здесь у людей возникает соблазн получить быстрый результат. Они думают, что первый приход в храм, первая свеча, первая исповедь и причащение Святых Христовых Тайн, и с неба сразу посыплется манна небесная. Многие люди на этом претыкаются. «Мне сказали, что будет вот так, а ничего не произошло». «Мне батюшка сказал, что всё наладится, а ничего не наладилось».

Здесь должно быть духовное благородство и понимание того, что Церковь — это не бюро добрых услуг, она предназначена не для того, чтобы У НАС всё было хорошо. Церковь — это духовный организм, созданный Богом ради того, чтобы В НАС всё было хорошо. Мы не можем переменить этот миропорядок, мы не можем естественным путём сделать свои волосы белыми или чёрными. Если уже есть седые волосы, ничего ты не сделаешь, возраст идёт по своему расписанию. Поэтому человек изначально должен настроиться не на внешний успех — пришёл в храм и вдруг у него появилось здоровье, деньги, работа, жена/муж, послушные дети…

Конечно желательно, чтобы это всё было, но в первую очередь должны поменяться мы. В первую очередь мы должны просить у Бога перемены нас самих и ждать от духовной жизни именно этого результата, а не внешнего благополучия. Искать внешнего благополучия, если ты стал духовным человеком — ошибка. Да, у многих духовная жизнь сопровождается внешним благополучием, а у многих нет, а у праведников иногда бывает даже ещё хуже.

Мы же помним праведного Иова, который был настолько предан Богу, был настолько святым человеком, но его жизнь вдруг повернулась в худшую сторону, потому что это было испытание, это был крест, это была его судьба, и он свою судьбу и свой крест принял достойно. Он знал: «Я хожу под Богом. Бог мой отец». Как он сам сказал: «Благая от Господа приняли, злых ли не стерпим? Буди имя Господне благословенно отныне и до века. Нагим я вышел из чрева матери, нагим отыду. Господь дал, Господь и взял. Буди имя Господне благословенно отныне и до века». Писание говорит: «И не дал Иов безумия Богу» — «Не сказал Иов безумных слов Богу». Надо вот так настроиться на свою жизнь. Всё принимать: и сладкое, и горькое, и чёрное и белое, зная: «Да, это моя жизнь, это моя судьба, я буду делать всё возможное, чтобы она изменилась  к лучшему. Получилось — слава Богу, не получилось — опять слава Богу. Я сделал всё возможное, что мог».

Вспомним образец молитвы нашего Господа в Гефсиманском саду: «Господи, да минует меня чаша сия!» — Его человеческий вопль о своих страданиях. А заканчивает через большую запятую «Но не Моя воля, но Твоя да будет». Когда человек живёт с настроем на то, что наша временная жизнь это испытание, что никто не обещал нам рая на земле, никто не обещал нам, что мы здесь будем полностью «упакованы» и помрём каждый в своей кроватке с витаминами и без болезней.

Ко мне пришла одна бизнес-вумен, я чувствую, что это человек далёкий от Церкви, но мне хотелось направить её на духовные рельсы через какое-то потрясение, и я спросил у неё: «Как бы Вы хотели умереть?» (потому что у человека всё только здесь). Это был неожиданный для неё вопрос. «А никто умирать и не собирается, всё только здесь! Мне ещё рано» И вдруг она говорит (как, наверное, любой светский человек): «Я бы хотела умереть так, чтобы раз, и нету!». То есть так, чтобы пить чай или кофе, раз и душа вышла. Но мы же знаем, что самая несчастная смерть — это смерть внезапная. И такого не бывает. Также как младенец рождается в этот мир через страдания. Когда человек желает избежать проблем в своей жизни, он обязательно столкнётся с проблемами, которые выбивают его из колеи, и человек не знает, что дальше делать и как жить. А человек, который настроился на то, что наша жизнь не место отдыха, а место подвига (как говорил старец Христофор, духовник Тульской епархии, с которым я имел счастье общаться), когда человек настроен на подвиг, он увидел его, проходит его, и это не вызывает у него никакого удивления — он к этому готов.

maltar 2

 

Псалмопевец Давид так и говорит: «Уготовихся и не смутихся», а святые отцы дают нам замечательный девиз: «Будь готов ко всякой скорби и избежишь всякой скорби». Когда человек настроился: «вот, я приеду туда, там меня ждут, там всё совпало, там мне ковровая дорожка, получка, цветы и поздравления с Рождеством и Новым Годом». Приезжает, а там ничего нет. Человек в шоке. А когда ты уже подготовился к худшему, и это худшее случилось, ты к этому готов. Когда случилось лучшее, ты счастлив, потому что рассчитывал на худшее.

 Христиан называют воинами Христовыми. Когда воин идёт на задание, он не ждёт от него никаких благ, но настраивается отдать свою жизнь, и если вдруг этого не случилось, он просто счастлив: «Слава Богу, что живой!». Когда христианин идёт по жизни с таким настроем: «Я воин. Я готов ко всему. Случилось лучшее — слава Богу! Случилось худшее — я к этому готов». Люди, которые воспринимают Церковь не как военный институт, а как санаторий, ошибаются.

Церковь даёт нам возможность стать воинами Христовыми. Когда крестят младенца, его так и называют: «Новоизбранный, новозапечатанный именем Христовым воин Христов». Даже младенцев уже называют воинами! Поэтому мы, находясь в Церкви, должны понимать, что мы воюем, и у каждого человека есть возможность записаться в воинство Христово. За этим воинством — победа и венцы. Поэтому не будьте полуфабрикатами! Мы должны быть не за белых или за красных, а за Христа. А раз за Христа, то мы воюем. Как писал Фёдор Михайлович Достоевский: «На земле идёт брань [между Богом и дьяволом] и поле битвы сердца людей». Если ты готов к этой брани, то знай, что на войне бывает по-всякому. Ещё до революции была пословица «Или грудь в крестах или голова в кустах». То есть отношение к жизни должно быть как к воинскому долгу. Человек должен быть готов к любому исходу, но отдыха на войне не будет.

Человек, приходя в Церковь должен настроиться на то, что Бог даст ему силы пережить события этой жизни, а не поменяет саму жизнь. В самой жизни часто ничего не прибавляется — ни здоровья, ни получки, как муж пил, так и пьёт, как жена болела, так она и болеет. Но приобретаются силы терпеливо взглянуть на чужую или на свою болезнь, на своё неустройство. Я знаю семью, которая жила всемером (!) в однокомнатной квартире. Муж, жена и пятеро детей. И только когда у них родился шестой ребёнок им дали две двухкомнатные квартиры и эту однушку сохранили за ними. Но они это перетерпели. И из такой тесноты они перебрались на такое пространство. Вот такая жизнь. А дети в таком количестве — это гарантированная пенсия. Один из них обязательно останется с ними.

Мы должны приходя в Церковь надеяться на помощь, на заступление, на решение своих проблем, но через запятую «Не моя воля, но Твоя да будет. И пусть это будет в то время и таким образом, такими средствами, какие Ты знаешь». Не надо ставить Богу сроки и условия, как лучше сделать, а предоставить это Ему. И просить у Него самого главного — утверждения в вере, когда есть ощущение [того], что Бог видит, знает, слышит, и готов всё повернуть в одну секунду, но пока не время, не место и неполезно это для души моей. Нет ничего надёжней и твёрже этого стержня и этого ощущения. Тогда человек по жизни идёт очень легко — независимо от того, какие обстоятельства сложились в его жизни. У него есть стержень, фундамент, основание. Он как воин. Нет военных действий — слава Богу. Начались — я к этому готов. Церковь создана ради того, чтобы у нас было такое настроение и такое состояние. Чтобы дать нам силы пройти и преодолеть препятствия, а не переменить эту жизнь, и не убрать эти препятствия с нашего пути. Это дорогого стоит.

 Архимандрит Мелхиседек (Артюхин).

http://www.hrampokrov.ru/temple/Mass/homilies/6572/

 

Святые отцы о молитве

Встреча с Богом – величайшее событие в жизни человека – происходит по-разному, но главный путь к ней молитва. Молитва сопровождает православного человека в течение всей его жизни, а порой в самые страшные минуты становится залогом спасения души и тела.

Как научиться правильной действенной молитве?  Что такое настоящая молитва? Как постичь ее глубину? Из этой книги Вы будете узнавать об этом.  Мир молитвы откроется перед Вами. И в этом особенно помогут Вам своими бесценными поучениями величайшие святые Церкви – древние аскеты и святители и почти современные нам преподобные оптинские старцы, афонские подвижники, святой праведный Иоанн Кронштадтский, святители Феофан и Игнатий.

«Господь дает молитву молящемуся», - часто повторяли святые старцы. Дай Господь, чтобы эта книга оказалась помощником в одном из важнейших трудов Вашей жизни – молитвенном предстоянии перед Господом. 

 

О МОЛИТВЕ

Преподобный Антоний  Великий

Однажды брат, у которого недостовало ревности о спасении, пришедши  к св. Антонию, просил его помолиться о нем. Великий старец ответил: «Ни я, ни Бог не сжалятся над тобою, если ты не будешь заботиться сам о себе, молиться Богу».

Святитель Василий Великий

Молитва есть прошение благ, воссылаемое благочестивыми к Богу. Но надобно не в словах одних поставлять молитву, а паче в душевном расположении молитвенном. И молиться надобно всегда при каждом случае. Сидишь ли за столом – молись; вкушая хлеб – воздай благодарение давшему Господу; подкрепляя немощь тела вином – помни Подавшего тебе дар сей на веселие сердца и в обличение недугов. Миновалась ли потребность в снедях – да не прекращается памятование о Благодетеле. Надеваешь хитон - - благодари Давшего; облекаешься в одежду – усугубь любовь к Богу, даровавшего нам покровы, пригодные для зимы и лета, охраняющие жизнь нашу и закрывающие наше безобразие. Прошел ли день – благодари Даровавшего нам солнце для отправления дневных дел и Давшего огонь освещать ночь и служить для прочих житейских потреб. Ночь пусть доставит тебе другие побуждения к молитве. Когда воззришь на небо и устремишь взор на красоту звезд, молись Владыке видимого и поклонись Художнику всяческих, Богу, Который вся премудростию сотворил (Пс. 103, 24). Когда увидишь, что вся животная природа объята сном и против воли нашей разрешает нас от непрерывных трудов и чрез малое успокоение опять приводит в бодрость силы. Поэтому ночь не вся да будет у тебя уделом сна, - не попускай, чтобы от сонного бесчувствия сделалась бесполезною половина жизни; напротив, ночное время да разделится у тебя на сон и на молитву. Таким образом, непрестанно будешь молиться, не в словах заключая молитву, но через все течение жизни приближаясь к Богу, чтобы жизнь твоя была непрерывною и непрестанною молитвою.

Как достигнуть не рассеянности в молитве? Несомненно убедившись, что Бог перед очами. Если тот, кто видит начальника или настоятеля и беседует с ним, не отвращает от него взора; то кольми паче молящийся Богу будет иметь ум, не уклоняющийся от Испытующего сердца и утробы, исполняя написанное: «Воздевающе преподобныя руки без гнева и размышления» (1 Тим. 2, 8).

Молитва имеет два вида: первый – славословие со смиренномудрием, а второй (низший) – прошение. Посему, молясь, не вдруг приступай к прошению, в противном случае даешь всем знать, что молишься Богу, вынужденный потребностью.

Преподобный Макарий  Египетский

Дело молитвы выше других, и у прилежного к молитве велика должна быть забота, чтобы неприметным образом, не окрала его злоба.

Преподобный авва  Исаия

Всячески старайся понуждать себя в молитве, чтобы Господь даровал тебе просторечие и незлобие и избавил от противоположных страстей.

С мужеством исправляй то, что требует исправления. Только от чистоты может приноситься истинная молитва к Богу.

Старайся  быть чистым храмом, постоянно утром и вечером принося Богу жертву – внутреннего человека.

Авва Евагрий

Если богопротивный помысел приблизится к твоему сердцу, то молитва твоя да не будет о разнообразных предметах, но извлекай слезный меч против того, кто нападает на тебя.

Святитель Иоанн Златоуст

Чтобы легко провести настоящую жизнь, очиститься от грехов и с дерзновением предстать  перед престолом Христовым, будем неустанно приготовлять себя молитвами, слезами, усердием, постоянством и терпением.

Где бы ты ни был, везде можешь поставить (молитвенный)  жертвенник. Прояви только добрую волю, и не помешает тебе ни место, ни время,  хотя ты и не преклонишь колен, не станешь бить себя в грудь и простирать руки к небу, а только покажешь горячую душу, ты этим исполнишь все нужное для молитвы.

Не станем говорить в свое оправдание, что дом молитвы не близко, - благодать Духа нас самих сделала храмами Божиими; если только мы бдительны, молиться для нас везде легко.

Если для слепого бедствие – не видеть солнца, то сколь велико бедствие для христианина – не молиться непрерывно и не вводить посредством молитвы в свою душу свет Христов.

Человеку бодрствующему и внимательному, имеющему пламенную любовь к Богу, ничто никогда не может препятствовать беседовать с Богом.

Продолжение следует…

Издательство Сретенского монастыря, 2001 г.

По благословлению Святейшего Патриарха Московского  и всея Руси

 

Православный Календарь с 16 Ноября 2014 г. по 22 Ноября 2014 г.

Воскресенье, 16 Ноября 2014 года. Неделя 23-я по Пятидесятнице.

Мчч. Акепсима еп., Иосифа пресвитера и Аифала диакона (IV). Обновление храма вмч. Георгия в Лидде (IV). Мчч. Аттика, Агапия, Евдоксия, Катерия, Истукария, Пактовия, Никтополиона и дружины их (ок. 320). Прп. Акепсимы (Акепсима), пустынника Сирийского (IV). Прав. Снандулии Персидской (IV). Прп. княж. Анна, дочери кн. Всеволода I Ярославича. 

Понедельник, 17 Ноября 2014 года. Седмица 24-я по Пятидесятнице.

Прп. Иоанникия Великого (846). Сщмчч. Никандра, еп. Мирского, и Ермея пресвитера (I). Прп. Меркурия, постника Печерского, в Дальних пещерах (XIV).Прп. Никандра Городноезерского (XVI). Блж. Симона Юрьевецкого. 

2Вторник, 18 Ноября 2014 года.

Мчч. Галактиона и Епистимы (III). Свт. Ионы, архиеп. Новгородского (1470). Свт. Тихона Патриарха Московского и всея Руси. Апп. от 70-ти Патрова, Ерма, Лина, Гаия и Филолога (I). Свт. Григория, архиеп. Александрийского (IX). Мчч. Домнина, Тимофея, Феофила, Феотима, Дорофея, Евпсихия, Картерия, Памфила, Агафангела и Кастора, Палестинских.

Среда, 19 Ноября 2014 года.

Свт. Павла, патриарха Констан-тинопольского, исп. (350)Преставление прп. Варлаама Хутынского (1192). Свт. Германа, архиеп. Казанского (1567). Прп. Луки, иконома Печерского. в Ближних пещерах (XIII).Прп. Варлаама Керетского (XVI). Мцц. Текусы, Александры, Полактии, Клавдии, Евфросинии, Афанасии и Матроны (III). Прп. Луки Тавроменийского (ок. 800-820

Четверг, 20 Ноября 2014 года.

Мучеников в Мелитине. Прп. Лазаря Галисийского (1053). Прп. Зосимы Ворбозомского (ок. 1550). Обретение мощей прп. Кирилла Новоезерского (Новгородского) (1649). Мч. Феодота корчемника (303). Мчч. Меласиппа и Касинии и сына их Антонина (363). Мчч. Авкта, Тавриона и Фессалоникии. Новосщмч. Кирилла (Смирнова), митр. Казанского.Иконы Божией Матери Взыграние (1795). 

Пятница, 21 Ноября 2014 года.

Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных: Архангелов Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила, Варахиила и Иеремиила. Прав. Марфы, кн. Псковской. 

Суббота, 22 Ноября 2014 года.

Мчч. Онисифора и Порфирия (ок. 284-305). Прп. Матроны Царьградской (ок. 492). Прп. Феоктисты Лесбоской (881). Прп. Онисифора, исп. Печерского, в Ближних пещерах (1148). Мч. Александра Солунского (305-311). Мч. Антония (V). Прп. Иоанна Колова (V). Прпп. Евстолии (610) и Сосипатры царевны (ок. 625). прп. Симеона Метафраста. Прпп. Евфимия и Неофита Сербов, Афонских (Греч.). Свт. Нектария Эгинского, митр. Пентапольского (Греч.). Иконы Божией Матери, именуемой "Скоропослушница" (X). 

 

svatitel 156

Икона дня

Православный календарь

Расписание богослужений

Богослужения в нашем храме совершаются ежедневно

Начало богослужений:

В будни – утром в 8.00 ч., вечером в 16.00

В воскресные дни – утром в 7 и 9 чч., вечером в 16.00