• slide1
  • slide6
  • slide10
  • slide8
  • slide9

20 неделя по Пятидесятнице (26.10.2014)

Иверская икона Божией Матери

97806606 74061572 5

 

Проповедь о сеятеле 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

В нынешний воскресный день, братья и сестры, Святая Церковь предложила нашему благочестивому вниманию притчу о сеятеле. Христос Сам дает объяснение этой Christ sejatel 05притчи: сеятелем является Господь, семя – слово Божие, земля – всё человечество, внемлющее в себя слово вечно живой евангельской истины.

 

Несмотря на то, что слово Божие равным образом проповедуется всем, люди по-разному относятся к восприятию слова Божия. «Вот, вышел сеятель сеять; и, когда сеял, случилось, что иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то. Иное упало на каменистое место, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока; когда же взошло солнце, увяло и, как не имело корня, засохло. Иное упало в терние, и терние выросло, и загушило семя, и оно не дало плода. И иное упало на добрую землю и дало плод, который взошел и вырос, и принесло иное тридцать, иное шестьдесят, и иное сто» (Мк.4:3-8). Наши сердца часто бывают похожи на почву, наполненную различными терниями. Поэтому не всегда, обращенное к нам слово мы готовы воспринять в свое сердце и пронести на протяжении всей земной жизни.

 

Мне вспоминается эпизод из жизни преподобного Антония Великого. Он однажды вошел в храм. В это время читалось Евангелие. Он услышал слова: «пойди, всё, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною, взяв крест» (Мк.10:21). Вернувшись в свой дом, Антоний раздал всё, что имел и ушел в пустыню, чтобы там стяжать своё спасение. Так было услышано им слово Божие, которое нашло благодатную почву в его сердце.

 

Часто, слыша слова Священного Писания и молитв, которые мы читаем, мы искренне желаем исправления своей жизни и хотим принести чистосердечное и слезное  покаяние. Но по прошествии какого-то времени наши повседневные поступки и дела вновь удаляют наше сердце от того, к чему призывает нас наш Господь и Спаситель.

 

Сегодня за Божественной литургией читались удивительные слова из Послания к галатам апостола Павла: «Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» (Гал.2:19). Какое отношение эти слова имеют к притче о сеятеле? Для того, чтобы слово Божие в нашем сердце обрело добрую почву и могло принести сторичный плод, нам необходимо сораспяться Христу и жить не для себя, но так, чтобы в нашем сердце  жил Христос. Нам необходимо жить со Христом. Центром нашей жизни должен быть Господь. Живем ли мы так, как заповедовал нам Христос? К сожалению, очень часто мы можем ответить: Нет. Но будем помнить о том, что нам необходимо постоянно задавать себе вопрос: какова же почва моего сердца? Семена, которые сеет Христос должны находить благодатную почву. Иначе не будет в моей жизни добрых плодов, которые я должен принести своему Господу.

 

Невольно может возникнуть вопрос: что же это за плоды? Апостол Павел отвечает на этот вопрос: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал.5:22-23). Эти плоды Духа Святого каждый человек должен стяжать в своей жизни. Мы же в своей жизни стремимся к славе, почестям, карьере, к чему угодно, но только не к тем плодам, о которых учит нас апостол Павел.

 

Чтобы наше сердце было доброй почвой, мы должны стремиться к тому, чтобы центром нашей жизни стал Господь. А чтобы проверить является ли Господь целью, стремлением нашим, мы должны исполнять заповеди Господни. Вот как всё взаимосвязано в духовной жизни. Поэтому, братья и сестры, постараемся приложить все усилия для того, чтобы быть христианами не только по наименованию, но и по сути своей жизни. Только тогда мы сможем принести добрые плоды: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость и воздержание. 

 

Дай Бог, чтобы каждый из нас, живя на этой земле, смог стяжать эти плоды Духа Святого. Чтобы, встав на Суд Божий, мы услышали слова Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, которые будут обращены к праведникам: «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира». (Мф.25:34).

 

Сегодня Святая Церковь совершает память святых отцов VII Вселенского собора, который проходил в 787 году в Никее. Отцы собора окончательно утвердили догмат иконопочитания, благодаря чему мы имеем возможность молиться перед святыми образами, которые находятся в наших храмах и домах. Слава Богу, что Господь дал мудрость отцам собора, и что восторжествовала истина. Приняв эту истину, будем твердо и неуклонно исповедовать эту истину в нашей жизни. 

 

Помолимся из глубины наших сердец отцам VII Вселенского собора, чтобы их молитвами Господь утвердил и нас в Святой Православной Христовой Вере и помог каждому из нас с пользой пройти наш жизненный путь. Дай Бог, чтобы каждый из нас смог стяжать все необходимое для своего спасения. Аминь.              

 

Протоиерей Валерий Захаров, 2012г.

  

Из проповеди Святейшего Патриарха Кирилла 

 

Сегодня мы слышали замечательные слова апостола Павла в его послании к Галатам: «Я сораспялся Христу, — говорит апостол Павел, — и уже не я живу, но живет во мне Христос». А до этого апостол, обращаясь ко всему христианскому миру, но особенно к Галатам, говорит  о том, что делами закона — человеческого, ветхозаветного закона, который до пришествия в мир Спасителя регламентировал все стороны и обычной человеческой общественной жизни, и все стороны духовной жизни — делами, которые направлены на исполнение этого закона, невозможно спастись, потому что человек спасается верой. И заключает эту часть своего послания словами «не я живу, но живет во мне Христос», видимо этим самым говоря о том, что он спасается верой (см. Гал. 2:16-20).

 

Эти слова, может быть, не всем легко сегодня понять. Как это так: сораспяться Христу? Это что, вслед за Ним на Голгофу взойти, отдать всю свою жизнь на страдания и смерть? Совсем не так. Сораспяться Христу означает отождествиться с Ним, с Его словами, с Его жизнью, чтобы не мы жили,  но чтобы жив был в нас Христос.

 

А что такое духовная внутренняя жизнь человека? Из каких составляющих состоит? Таких составляющих три: это наша умственная, интеллектуальная, творческая деятельность; это наши волевые установки и способность поступать так, как мы желаем в соответствии с нашей волей; и, наконец, это область наших чувств. Так вот, когда апостол Павел говорит о том, что не он живет, но живет в нем Христос, это значит, что его ум, его воля, его чувства подчинены Господу.

 

А что для нас это означает? Как мы можем подчинить ум Господу, когда 8-10, иногда 12 часов в сутки мы думаем не о Боге, мы думаем о своих делах — о своих профессиональных, творческих, простых человеческих делах? Обустроить дом, позаботиться о семье, о здоровье, об отпуске, приобрести какие-то вещи, устроиться на работу, сделать карьеру, получить образование — вот о чем мы думаем. А те люди, которые поднимаются по иерархической лестнице власти, у них еще больше различного рода дум —  нужно решать задачи и профессиональные, и политические,  экономические, социальные. Да мало ли о чем мы думаем...

 

СпасНо как же подчинить свой ум Христу? Это что, постоянно думать о Евангелии, о каждом словом Евангельском? Тогда на какие наши человеческие дела хватит нашего ума?  Жить во Христе это значит подчинить свой ум Ему. Мы можем чего-то и не знать, хотя мы многое должны знать. Мы должны знать, чему Господь научил род человеческий. Поэтому когда говорят «я верующий, но я никогда Евангелие не читал», то это означает, что человек что-то путает в своей жизни. Он не может верить в то, о чем не имеет никакого представления. Евангелие должно быть нашей настольной книгой, мы должны действительно каждый день посвящать чтению Евангелия, хотя бы небольшими отрывками воспринимать слова Господни. Но самое главное — мы должны сформировать свой ум в системе христианского мировоззрения. Это очень важно, потому что, даже осуществляя тысячи земных дел, и больших, и малых, мы не откажемся от Христа, мы не предадим Его, мы не сделаем ошибки, если мы будем действовать в той системе координат, которую Бог нам определил.

 

Иногда возникают в жизни такие вопросы: а как эту систему координат определить? И ответ такой: человек, конечно, должен знать, что означает христианство. И второе, что очень важно, человек должен прислушиваться к голосу своей совести и никогда не подличать, никогда не делать того, что против воли Божией. Нет ничего противного воле Божией в том, что мы исполняем свой долг — профессиональный, государственный долг, семейные обязательства, когда мы исполняем свои обязательства по отношению к друзьям, к близким, к родным. Но все это мы должны делать в той самой системе Божественных координат, не согрешая ни пред Богом, ни пред людьми. И если кто-то скажет: «Я не знаю, что все это означает», я с дерзновением скажу, что каждый человек знает, когда он совершает гадкий поступок. И как бы он себя не убеждал в том, что это объяснимо, оправдано внешними обстоятельствами, политикой, дипломатией, голос совести ему говорит: «Не так поступаешь». Поступать по воле Божией, сораспяться Христу своим разумом, чтобы Он жил в нас, это и означает жить в соответствии с Его законом, который нами опознается и через слово Божие, и через закон нашего сердца, через нравственный закон голосом нашей совести.

 

Что же означает подчинить волю Господу? Это означает, что наше мировоззрение, наше нравственное чувство, которое помогает нам понять, где правда, а где ложь, куда нужно идти, а куда идти никогда нельзя, должно сопровождаться нашими волевыми установками. Когда мы говорим самому себе «остановись, не иди дальше — там грех, там погибель, и никакие блистающие перспективы, ценности, которые сейчас тебя привлекают, не оправдают твоего поступка — остановись и подумай», это и есть воля, подчиненная Христу.

 

И, наконец, чувства — особая сфера человеческой жизни. Апостол Павел говорит: «В вас должны быть те же самые чувства, что во Христе Иисусе» (Флп. 2:5). А какое же чувство было во Христе Иисусе? Он был Любовью, Он был воплощением любви. И мы знаем, как тяжело воплощать это чувство в жизни по отношению к людям. Его не всегда хватает даже на самых близких и родных — на мужа, на жену, на детей, на братьев, на сестер, а что уж говорить о других людях! Но Господь не отменяет этой заповеди, Он говорит: «Любите друг друга» (Ин. 13:34). А это означает, что мы должны возрастать в любви. И когда любовь в сердце, когда она горячо-горячо горит, как нужно оберегать это чувство! Иногда смотришь на молодых людей, которые встретились и почувствовали в сердце своем любовь друг к другу — как они нежны друг к другу, как они нежно держат друг друга за руки, как они обещают идти друг с другом по жизни. Но знаем, что часто от этого чувства ничего не остается, одни только развалины, а иногда на этом месте вырастает и иное чувство — чувство злобы.

 

Так вот, Бог нам велит не разрушать нашу любовь. И даже когда возникает искушение, соблазн, а наш современный мир, окружающая нас действительность обрушивают на нас целый водопад этих соблазнов, мы должны иметь силу воли, чтобы защищать свои чувства. И все равно не хватит сердца на то, чтобы всех любить.

 

А что же тогда означает эта заповедь о любви? Она означает только одно: если мы не делаем людям зла, а пытаемся делать добро, то само это доброделание воспитывает в нас внутреннее чувство любви. Мы, может быть, не можем сказать «люблю этого человека, первый раз в жизни его увидел», но если сердце воспитано в добре, то постепенно и любовь приходит, как она приходила к святым угодникам, к преподобному Серафиму, который стоял на камне тысячу дней и тысячу дней молился, и в сердце его была любовь ко всему миру. Это, конечно, высота совершенства. Но невозможность достигнуть высоты саму высоту не отменяет. Многие из нас не могут подняться на высокую гору, но это не значит, что горы не существует. Многим трудно посмотреть на небо, но это не значит, что неба и солнца не существует. Это все существует как пленительная цель  человеческой жизни. Вот что означает «уже не я живу, но живет во мне Христос».

 

Апостол Павел погрузился в эту стихию Божественной жизни. И он говорит от сердца, он связывает это с распятием, потому что, конечно, на этом пути нужно распять многие свои гадкие черты характера, ужасные плохие навыки. Это нужно разрушить, распять, нужно расчистить свой ум, свое сердце и свою волю навстречу Спасителю.

 

Святой преподобный Ефрем Сирин говорит замечательные слова: «Тот не спотыкается, кого Бог поддерживает». Это значит, что и на нашем жизненном пути, в решении наших жизненных проблем мы не спотыкаемся тогда, когда нас Бог поддерживает. Мы не спотыкаемся также и на нашем пути духовного восхождения, если Бог нас поддерживает. Вот почему и утверждает Слово Божие, что нет спасения вне Церкви — потому что Церковь как община верующих людей, где нисходит Святой Дух, где подаются Таинства, и есть те руки, которыми Бог поддерживает человека. А это руки всех нас, потому что Церковь это община верующих. Именно от этого происходит огромной силы духовный посыл и духовное требование ко всем нам — жить как единая община, поддерживать друг друга и на путях жизни, и на пути духовного восхождения.

 

  Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

 

http://www.patriarchia.ru/db/text/3374989.html

  

Вопрос - ответ

 

Часто у людей не хватает времени для того, чтобы наполнить свою повседневную жизнь духовным содержанием. Есть ли какие-нибудь практические советы для того, чтобы этот бешеный ритм, в котором мы живём, как-то наполнить духовностью?

 

Действительно, время даже не летит, а просто мчится. Вот уже подходит к концу 2013 год, всё пролетает незаметно, и самое главное, наверное, то, что мы не умеем ценить время. Кто-то из мудрых людей сказал: «Завтра — враг сегодня». Мы всё 0 3c2b6 f424f673 -1-XLвремя что-то хотим сделать, и всё время у нас встречается слово-паразит, которое определяет нашу жизнь: «Завтра, завтра, завтра…» Помолиться — завтра, позвонить — завтра, написать — завтра, сочинить — завтра, экзамен — завтра, книга — завтра, передача — завтра, долги — завтра, обязанности по работе — завтра. Вот эти «завтра» длятся до бесконечности. Но есть конкретный практический совет из нашей повседневной жизни. Этот духовный алгоритм был заложен ещё в Лавре, в семинариях, где мы учились, потом в монастыре, который мы представляем (Оптина Пустынь). Вся духовная жизнь исходит из того, что самое лучшее, самое светлое, самое раннее отдаётся Богу. В Псалтири святого праведного Давида мы слышим: «Заутра услыши глас мой» (пс.5). То, что ты утром смог сделать для души, для себя, для вечности, для Церкви…

 

Почему богослужение и начинается не в середине дня, не вечером, оно начинается утром. Помните ещё такое название «заутреня»? А в большие праздники (Рождество, Пасха, Крещение) вообще идут ночные службы. Что это такое? Это отголосок того раннего богослужения, которое для христиан было совершенно привычным. Было или всенощное бдение, то есть богослужение совершалось ночью или рано-рано утром, а сейчас у нас это, когда воскресный день, в 7 часов утра литургия, потом в 10 часов утра, а на самом деле богослужение совершалось ещё раньше. Получается, что своей душе и духовной жизни мы должны посвятить начало дня. До работы, потому что как показывает практика, если утром не было времени, посвящённого молитве, чтению Евангелия, Псалтири или духовных книг (если у нас нет возможности быть на богослужении, то хотя бы утреннее время надо посвятить молитве), то мы в течение дня его и не найдём — это очень и очень сложно. Поэтому, если мы хотим правильно организовываться, мы должны жить в ритме Церкви — в Церкви всё лучшее, сильное, свежее отдаётся Богу.

 

Я недавно был в своём родном монастыре Оптина Пустынь, в скиту, и мне рассказал интересное наблюдение пожилой схимник. Ему где-то 78 лет, и он говорит: «Батюшка, представляете, в скиту начинается богослужение в 4 утра, я страдаю давлением, просыпаюсь в 4 часа утра, оно в норме или чуть-чуть завышено. То есть раннее богослужение в 4 часа утра совпадает с физиологическим ритмом, и я без всяких лекарств 3 часа молюсь, пришёл, отдохнул, чаю попил, меряю — у меня повышенное давление». Получается, что молиться может даже больной человек, потому что после ночи у него есть отдохновение. Вот почему Оптинские старцы советовали всё своё молитвенное правило совершать до работы, до завтрака, чтобы у дня был правильно заложенный фундамент, потому что потом мы уже становимся заложниками времени и обстоятельств. Хотя на такой случай тоже есть совет от отца Иоанна Крестьянкина. Я в Оптиной пустыни нёс послушание эконома — это человек, который отвечает за стройку, за штат, за восстановление, и мне тоже очень не хватало времени, если утром вдруг проспишь богослужение, то в течение дня времени уже не найдёшь: рабочие, договора, сметы, стройка, финансы и прочее. Отец Иоанн Крестьянкин дал мне потрясающий совет, который я запомнил на всю жизнь, и старался его придерживаться. Я задал ему вопрос: «[Что делать, если] у меня нет времени для духовной жизни?» (несмотря на то, что я находился в монастыре и был монахом — это такое суетное послушание).

 

Он ответил: «Есть такой торт «Наполеон»: тесто-крем-тесто-крем, а сверху пудра. Тесто — это наши постоянные труды, а крем — это наша молитва. Мы должны чередовать труды и молитву. Если у нас будут только одни труды, то есть одно тесто, то наш торт будет невкусный. Если будут только одни молитвы — один крем, то он будет приторным и мы не сможем его съесть. Поэтому каждое наше небольшое дело мы должны чередовать молитвой. Пусть она будет краткой, незаметной, маленькой, но она будет чередоваться между делами».

 

Я у него спросил: «Батюшка, а что же такое пудра?»

 

Он говорит: «Пудра — это наше смирение, потому что если наши труды, послушания, наша работа не будут заканчиваться смирением и призыванием имени Божия и предания себя в Его волю, то это будет неправильное завершение нашей постоянной духовной жизни».

 

Ещё в ответ на Ваш вопрос мне вспомнился конкретный совет и наставление святителя Феофана Затворника Вышенского. Он потрясающую вещь говорит. Мы говорим, что у нас не хватает времени, и мы не можем иметь памятования о Боге, потому что у нас постоянная суета. Мы вышли из дома, потом работа, метро, компьютер, послушания, сотрудники, общение. У нас не простой труд, мы живём в крупных городах, у нас нет простой механической работы, мы не на конвейере, не за сохой, не лапти плетём. У всех — мозговая работа, занятость ума, при которой сложно переключиться.

 

Но святитель Феофан говорит неожиданную вещь. Он говорит: «Посмотри, повстречались юноша с девушкой, у них возникла симпатия, привязанность. Посмотрите, как они увлечены, как они любят друг друга! Он ест — думает о ней, он пьёт — думает о ней, делает уроки (в институт готовится) — думает о ней, спать ложится — думает о ней. Это чувство влюблённости не даёт ему возможности забыть предмет своей любви ни при каких обстоятельствах, как бы сложна ни была его жизнь, потому что он увлечён, у него чувства, всеобщая сердечная и душевная привязанность». Святитель Феофан говорит, что если человек так же любит Бога, любит духовную жизнь, любит свою душу, то ему тоже в повседневной жизни ничего не будет мешать вздохнуть: «Господи, помоги!» «Господи, благослови мою жизнь и труды!» Вот так мы можем понемногу растворять наши повседневные труды призыванием имени Божия. Это будет не только суета, но и духовная жизнь.

 

Кстати, я знаю людей, которые работают в офисах, 70-80% из них работают за компьютером, и некоторые из этих людей забили себе в компьютер программу, в которой каждые десять минут на мониторе всплывает Иисусова молитва и три раза проплывает перед глазами. Он на несколько секунд прервался, прочитал молитву. В обеденный перерыв люди успевают не только пообедать, но и главу Евангелия прочитать, это занимает 5-7-10 минут, а после работы читают вечернее правило. У нас в семинарии, в Троице-Сергиевой Лавре и в Оптиной Пустыни была такая практика: после вечернего богослужения была общая трапеза (ужин) и сразу после ужина читались вечерние молитвы. Они назывались не ночными молитвами, а вечерними.

 

Я многим своим прихожанам советую: «Вы пришли с работы, и Ваш ужин должен проходить вместе. Жена не должна есть без мужа, дети без отца, они должны его дождаться (если это не очень поздно). От этого будет большая польза». В нашей семье, я не садился есть один, хотя приходил со спортивных тренировок и был голодный как зверь. Я ждал возвращения всех членов семьи. Это было часов в 8 вечера, это было не очень рано и не слишком поздно, но у нас не было такого, что сначала одни поели, потом другие поели. Мы всегда ужинали вместе, хотя семья была не религиозная, но у нас было единство, хотя у брата была уже своя семья. Он давал деньги на питание, и у нас не было никаких отдельных холодильников. У нас была обыкновенная советская семья, но всё в ней было по-евангельски, хотя ещё без Евангелия. А сейчас люди могут жить под одной крышей и иметь два холодильника, два бюджета. Я знаю конкретные случаи таких семей. Меня очень удивляет это разъединение, потому что в нашей семье никогда такого не было. Я многим людям советую: «У Вас был совместный ужин, общение о прошедшем дне. После окончания ужина прочтите главу Евангелия (это будет подготовкой к вечерним молитвам) и вечерние молитвы, а потом все занимайтесь своими делами. Потому что потом всю семью вместе не соберёшь (если, конечно, она верующая). Мы должны закончить свой день именно так, потому что если сказать: «Ладно, прочитаем молитвы перед сном», то где потом найти это время перед сном? Греческие монахи на Афоне советуют придерживаться режима, и говорят, что режим — основа духовной жизни. Должна быть организация времени, потому что мы его тратим совершенно напрасно. Я читал интервью с Владыкой Егорьевским Марком, у него спросили: «Владыка, у Вас столько послушаний, как Вы умудряетесь всё это выполнять?». Он говорит: «Когда много послушаний, начинаешь ценить время». Только бездельнику на всё не хватает времени. А когда дел много, то жизнь становится более чёткой, организованной, иначе их не успеешь выполнить. Меня часто от храма до храма или от храма до дома подвозят мусульмане. Поскольку я человек общительный, то узнаю от них много интересных вещей. Однажды я задаю конкретный вопрос: «Как Вы молитесь 5 раз в день? По желанию, когда есть душевный порыв, или в конкретное время?» Он говорит: «Неужели Бог будет меня ждать, пока я захочу помолиться? У нас всё расписано по времени». Я про себя подумал, что это правильно. Молитва должна быть не тогда, когда я захочу. В Церкви всё по расписанию: в 5 или в 6 часов вечера вечерня, утром богослужение тоже совершается в конкретное время. Почему же в нашей повседневной жизни [мы рассуждаем]: «Вот я выберу время и помолюсь, почитаю», то есть духовные занятия будут по моему желанию. А почему по желанию, а не по расписанию, не по тому режиму и распорядку, о котором говорят греки? Получается, что [виной всему] наша неорганизованность. Порядок должен быть во всем. На греческий язык «мир и порядок» переводится как «космос». Космос означает порядок, и это служит для нас примером. Земля вращается вокруг своей оси и вокруг солнца чётко по времени. Солнце, Луна, звёзды — всё подчиняется порядку, только в нашей собственной душе царит беспорядок. «Через час помолюсь, через 15 минут помолюсь…» и люди доводят всё это до ночи, потом получается, что у них голова болит и сил нет. Получается неорганизованность. Поэтому чтобы наполнить наше время (которого всем катастрофически не хватает), духовным содержанием, надо навести порядок, составить расписание для себя и своей семьи, и этого расписания придерживаться. Тогда как раз и появится время для Бога и для своей души, для общения с родными и близкими, потому что оно изначально было в расписание заложено. Придерживайся этого времени и не разменивай его на пустоделие.

 

Архимандрит Мелхиседек (Артюхин).

 

http://www.hrampokrov.ru

  

ИЗ ЖИТИЯ СВЯТОГО АПОСТОЛА

 

 И ЕВАНГЕЛИСТА ЛУКИ

 

db icon apostol luka1Святой апостол Лука родился в Сирийском городе Антиохии. Он получил разностороннее греческое образование, был врачом и хорошо владел искусством живописи. Услышав о Христе, святой Лука прибыл в Палестину, где горячо воспринял спасительное учение от Самого Господа. В числе 70-ти учеников он был послан Господом на первую проповедь о Царствии Небесном ещё при жизни Спасителя на земле. После Воскресения Господь Иисус Христос явился Луке и Клеопе, шедшим в Эммаус.

 

Святой Лука принял участие во втором миссионерском путешествии апостола Павла и с тех пор был его постоянным спутником, разделяя с ним все трудности благовестнического подвига. После мученической кончины первоверховных апостолов Петра и Павла святой Лука покинул Рим и продолжил проповедь в Ахайи, Ливии, Египте и Фиваиде. В городе Фивы он мученически окончил земной путь на 85-м году жизни во время гонения императора Домициана.

 

Апостол Лука написал Святое Евангелие, под руководством апостола Павла, и Книгу Деяний святых Апостолов. По преданию Церкви, он написал первые иконы Божией Матери с Предвечным Младенцем на руках, при виде которых Пресвятая Богородица пророчески произнесла: «Отныне ублажат Мя вси роди. Благодать Рождшагося от Меня и Моя милость с сими иконами да будет». Он написал также иконы святых первоверховных апостолов Петра и Павла.

 

Иконографическим символом святого Евангелиста Луки является телец, жертвенное животное у древних евреев, ибо в своём Евангелии апостол утверждает, что Иисус Христос, Сын Божий, сходил на землю для того, чтобы пострадать и умереть за грехи всех людей и поэтому Он есть «Агнец Божий, принявший на Себя грехи всего мира». Мессия-Христос пришёл на землю не для иудеев только, но и для язычников, и есть Спаситель всего мира, всех людей. Поэтому в Евангелии от Луки родословие Иисуса Христа доведено до родоначальника всего человечества Адама и до Самого Бога, чтобы подчеркнуть значение Его для всего человеческого рода. Апостол Лука ярко изобразил любовь Божию к кающимся грешникам в притчах: о блудном сыне, о мытаре и фарисее, о заблудшей овце, о потерянной драхме, о милосердном самарянине, в повести о покаянии начальника мытарей Закхее. «Бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся»,— пишет апостол. «Причём эта радость больше радости о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии».

 

http://www.optina.ru/holidays/1031

  

О лжи.

 

1. Железо и камень, соударяясь, производят огонь: многословие же и смехотворство порождают ложь.

 

2. Ложь есть истребление любви; а клятвопреступление есть отвержение от Бога.

 

3. Никто из благоразумных не сочтет ложь за малый грех; ибо нет порока, против которого Всесвятой Дух произнес бы столь страшное изречение, как против лжи. Если Бог погубит вся глаголющiя лжу (Пс. 5, 7): то что постраждут те, которые сшивают ложь с клятвами?

 

4. Видал я людей, которые величались ложью и празднословием, и остротами своими, возбуждая смех, истребляли в слушавших плач и сокрушение духа.

 

5. Когда бесы увидят, что мы в самом начале стараемся отойти от слушания смехотворных речей вредного рассказчика, как от губительной заразы; тогда покушаются обольстить нас двоякими помыслами: «не опечаливай», внушают они нам, «повествователя»; или «не выставляй себя человеком более боголюбивым, нежели прочие». Отскочи скоро, не медли; а если не так, то во время молитвы твоей вообразятся помышления о предметах смешных. И не только бегай таких бесед и лукавых собраний, но и разоряй их благочестно, предлагая на среду воспоминание о смерти и последнем суде; ибо лучше тебе окропиться, в сем случае, малым тщеславием, только бы сделаться виновником общей пользы.

 

6. Лицемерие есть матерь лжи, а часто оно бывает и поводом к оной. Ибо некоторые утверждают, что лицемерие есть не что иное что, как поучение во лжи и изобретатель лжи, с которою сплетается достойная казни клятва.

 

7. Кто стяжал страх Божий, тот устранился лжи, имея в себе неподкупного судию, - свою совесть.

 

8. Как во всех страстях, так и во лжи познаем мы различные степени вреда; ибо иной суд тому, который лжет по страху наказания, и иной тому, кто лжет без предлежащей опасности.

 

9. Один лжет ради увеселения, другой - ради сластолюбия, иной, чтобы заставить присутствующих смеяться, а некоторый для того, чтобы ближнему поставить сеть и сделать ему зло.

 

10. Истязаниями властителей прогоняется ложь; множество же слез ее совершенно погубляет.

 

11. Сплетатель лжи извиняется благим намерением; и что, в самом деле, есть погибель души, то он почитает за праведное дело. За подражателя Раавы выдает себя лживый муж, и думает соделывать спасение иных своею погибелью.

 

12. Когда мы будем совершенно чисты от лжи, тогда уже, если случай и нужда потребуют, и то не без страха, можем употребить ее.

 

13. Не знает младенец лжи; не знает оной и душа, очистившаяся от лукавства.

 

14. Развеселившийся от вина, поневоле во всем говорит истину; так и упившийся умилением солгать не может.

 

прп Иоанн Лествичник

 

http://www.diveevo.ru/2/0/1/3936

  

Притча о лжи

 

Закончив службу, священник объявил:

 

— В следующее воскресенье я буду беседовать с вами на тему лжи. Чтобы вам было легче понять, о чём пойдёт речь, прочитайте перед этим дома семнадцатую главу Евангелия от Марка.

 

В следующее воскресенье священник перед началом своей проповеди объявил:

 

— Прошу тех, кто прочитал семнадцатую главу, поднять руки.

 

Почти все присутствующие подняли руки.— Вот именно с вами я и хотел поговорить о лжи, — сказал священник. — У Марка нет семнадцатой главы. 

 

http://www.diveevo.ru/2/0/1/3925/

  

ДИМИТРИЕВСКАЯ РОДИТЕЛЬСКАЯ СУББОТА

 

49012.bДимитриевская родительская суббота – ближайшая суббота перед днем памяти св. великомученика Димитрия Солунского (26 октября / 8 ноября). Установлена послебитвы на Куликовом поле . Первоначально поминовение совершалось по всем воинам, павшим в этом сражении. Постепенно Димитриевская суббота стала днем заупокойного поминовения всех усопших православных христиан.

 

История установления

 

Димитриевская суббота установлена великим князем Димитрием Донским . Одержав49013.b знаменитую победу на Куликовом поле над Мамаем 8 сентября 1380 года Димитрий Иоаннович по возвращении с поля брани посетил Троице-Сергиеву обитель. Преподобный Сергий Радонежский , игумен обители, ранее благословил его на битву с неверными и дал ему из числа братии своей двух иноков – Александра Пересвета и Андрея Ослябю . Оба инока пали в бою и были погребены у стен храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове монастыре.

 

В Троицкой обители совершили поминовение православных воинов, павших в Куликовской битве, заупокойным богослужением и общей трапезой. Со временем сложилась традиция совершать такое поминовение ежегодно. С Куликова поля не вернулись более 250 тысяч воинов, сражавшихся за Отечество. В их семьи пришла вместе с радостью победы и горечь утрат, и этот частный родительский день стал на Руси по сути вселенским днем поминовения.

 

С тех пор в субботу перед 26 октября / 8 ноября – днем памяти святого Димитрия Солунского (день тезоименитства самого Димитрия Донского) – на Руси повсеместно совершали заупокойные богослужения. Впоследствии в этот день стали совершать поминовение не только воинов, за веру и Отечество жизнь свою на поле брани положивших, но и всех усопших православных христиан.

 

Традиции

 

В Димитриевскую родительскую субботу традиционно посещают могилы почивших родных, в церквях и на кладбищах служат панихиды и заупокойные литии, устраивают поминальные трапезы.

 

В этот день, как и в другие родительские дни (на мясопустную и Троицкую субботы, в субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого поста ), православные христиане молятся об упокоении душ почивших христиан, преимущественно родителей. Но Димитриевская суббота несет в себе еще особый смысл: установленная после Куликовской битвы, она напоминает нам обо всех тех, кто погиб, пострадал за православную веру.

 

 Если нет возможности в эти дни посетить храм или кладбище, можно помолиться об упокоении почивших в домашней молитве. Вообще Церковь заповедует нам не только в особые дни поминовения , но каждый день молиться об усопших родителях, сродниках, знаемых и благодетелях.

 

http://www.pravoslavie.ru/put/42594.htm

  

ЧАЮ ВОСКРЕСЕНИЯ МЕРТВЫХ

 

И ЖИЗНИ БУДУЩАГО ВЕКА

 

Неутешна и безгранична должна была быть наша скорбь об умирающих наших близких, если бы не даровал нам Господь жизнь вечную. Бессмысленна была бы наша жизнь, если бы она кончалась со смертью. Какая польза тогда от добродетели, от добрых дел? Правы тогда говорящие: «Станем есть и пить, ибо завтра умрем!» (1 Кор. 15, 32). Но создан человек для бессмертия, а Своим воскресением Христос разверз врата Небесного Царства, вечного блаженства, в Него веровавшим и праведно жившим. Земная наша жизнь — подготовление к будущей, и смертью нашей заканчивается та подготовка. «Человеку надлежит однажды умереть, потом же суд» (Евр. 9, 27).

 

Оставляет тогда человек все свои земные попечения, распадается тело, чтобы вновь восстать в общее воскресение. Но душа его продолжает жить и ни на миг не прекращает своего существования. Многими явлениями умерших дано нам отчасти знать, что происходит с душой, когда она выходит из тела. Когда прекращается ее зрение телесными очами, тогда открывается ее духовное зрение. Часто оно начинается у умирающих еще до кончины, и они, еще видя окружающих и даже разговаривая с ними, видят то, что другие не видят. Выйдя же из тела, душа оказывается среди других духов, добрых и злых. Обычно она стремится к тем, которые более сродны по духу, а если, находясь в теле, она была под влиянием некоторых, то остается в зависимости от них, выйдя из тела, как бы неприятны они ни оказались при встрече.

 

В течение двух дней душа пользуется относительной свободой, может посещать места на земле, ею любимые, а на третий день направляется в иные пространства. При том она проходит через полчища злых духов, преграждающих ей путь и обвиняющих ее в различных грехах, на которые они сами ее соблазняли. Согласно откровениям, имеется двадцать таких преград, так называемых мытарств, на каждом из них испытуется тот или иной вид греха; пройдя через одно, душа попадает на следующее, и лишь благополучно пройдя через все, душа может продолжать свой путь, а не быть сразу ввержена в геенну. Насколько ужасны те бесы и их мытарства, показывает то, что Сама Богородица, извещенная Архангелом Гавриилом о предстоящей кончине, молила Сына Своего избавить Ее от тех бесов, и, исполняя Ее молитву, Сам Господь Иисус Христос явился с Неба принять душу Своей Пречистой Матери и вознести на Небо. Страшен бывает третий день для души усопшего, и посему особенно нуждается она тогда в молитве о ней. Благополучно пройдя мытарства и поклонившись Богу, душа в течение еще тридцати семи дней посещает Селения Небесные и пропасти адские, не зная еще, где она окажется, и лишь на сороковой день определяется ее место до воскресения мертвых. Одни души находятся в состоянии предвкушения вечной радости и блаженства, а другие — в страхе вечных мучений, которые полностью наступят после Страшного Суда. До тех пор возможны еще перемены в состоянии душ, особенно через приношение за них Бескровной Жертвы (поминовение на литургии), а также и по другим молитвам.

 

Насколько важно при том поминовение за литургией, показывает следующее событие. Перед открытием мощей святого Феодосия Черниговского (1896 г.) совершавший переоблачение мощей священник, уморившись, сидя возле мощей, задремал и увидел перед собой святителя, сказавшего ему: «Благодарю тебя, что для меня потрудился. Еще прошу тебя, когда будешь совершать литургию, помяни моих родителей», — и назвал их имена (иерея Никиту и Марию). «Как ты, святителю, просишь у меня молитв, когда сам стоишь у Престола небесного и подаешь людям милости Божии?!» — спросил священник. «Да, это верно, — ответил святой Феодосий, — но приношение за литургией сильнее моей молитвы».

 

Посему полезны усопшим и панихиды, и домашние молитвы об усопших, и добрые дела, творимые в их память, как, например, милостыня, жертвы на церковь, но особенно полезно для них поминовение за Божественной литургией. Много было явлений усопших и других событий, подтверждающих, насколько благодетельно поминовение усопших. Многие умершие с покаянием, но неуспевшие то проявить при жизни, освобождались от мук и получали упокоение. В церкви всегда возносятся молитвы о упокоении усопших, и даже в день Сошествия Святого Духа в коленопреклоненных молитвах на вечерне есть особое моление «о иже во аде держимых». Каждый же из нас, желая проявить свою любовь к усопшим и оказать им действительную помощь, лучше всего это может сделать через молитву о них, в troiza 011особенности поминовением их на литургии, когда вынимаемые за живых и усопших частицы опускаются в Кровь Господню со словами: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих». Ничего лучшего и большего не можем мы сделать для усопших, как молиться о них, подавая за них поминовение на литургии. В том они нуждаются всегда, а особенно в те сорок дней, в которые душа усопшего проходит свой путь до Вечных Обителей. Не чувствует ничего тогда тело, не видит собравшихся близких, не обоняет благоухания цветов, не слышит надгробных речей. Но ощущает душа возносимые о ней молитвы, благодарна бывает тем, кто их творит и духовно бывает близка им.

 

Родные и близкие усопших! Делайте для них то, что им нужно и что в ваших силах! Тратьте средства не на внешние украшения гроба и могилы, а на помощь нуждающимся, в память усопших близких, на церкви, где возносятся о них молитвы. Окажите милость усопшему, позаботьтесь о душе его. Всем нам предстоит тот путь; как будем тогда желать, чтобы молитвенно помянули нас! Будем же и сами милостивы к усопшим. Как только кто преставится, немедленно зовите или извещайте священника прочитать «Последование по исходе души», которое положено читать над всеми православными сразу по их кончине. Постарайтесь, чтобы, если есть возможность, отпевание происходило в церкви и до отпевания над покойником читалась Псалтирь. Отпевание может совершаться и не пышно, но обязательно полностью, без сокращения; думайте тогда не о себе и своих удобствах, а об усопшем, с которым прощаетесь навеки. Если одновременно в церкви несколько покойников, не отказывайтесь от того, чтобы их отпевали совместно. Лучше пусть отпевают сразу двух или больше покойников и еще горячее будет молитва собравшихся всех их близких, чем будут отпевать их по очереди и, не имея сил и времени, будут сокращать службу, когда каждое слово молитвы для усопшего есть как капля воды жаждущему. Обязательно позаботьтесь сразу о совершении сорокоуста, то есть ежедневном поминовении в течение 40 дней на литургии. Обычно в церквах, где происходит ежедневное священнослужение, отпетые там усопшие поминаются в течение сорока дней и больше. Если же отпевают в церкви, где нет ежедневной службы, близкие должны сами позаботиться и заказать сорокоуст там, где ежедневная служба. Хорошо посылать также на поминовение в монастыри и в Иерусалим, где постоянная молитва у святых мест. Но нужно сорокоуст начинать сразу после кончины, когда душа особенно нуждается в молитвенной помощи, и посему начать поминовение в ближайшем месте, где ежедневная служба.

 

Будем заботиться об уходящих в иной мир прежде нас, дабы для них сделать все, что можем, помня, что «Блажени милоствии, яко тии помиловани будут» (Мф. 5, 7).

 

Святитель Иоанн (Максимович)

 

Из книги «Да обновится Русская земля»

 

http://www.pravoslavie.ru/put/2365.htm

 

 

Православный Календарь с 26 Октября 2014 г. по 1 Ноября 2014 г.

 

Воскресенье, 26 Октября 2014 года. Неделя 20-я по Пятидесятнице.

 

Память святых отцев VII Вселенского Собора (787). Мчч. Карпа, еп. Фиатирского, Папилы диакона, Агафодора и мц. Агафоники Пергамских (251).Прп. Вениамина Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Мч. Флорентия Солунского (I-II). Мч. Вениамина диакона Персидского (421-424). Прп. Никиты исп. (ок. 838). Мц. Хрисы (Златы) (1795) (Болг.). Возвращение мощей прп. Саввы Освященного из Италии во Св. Град (1965). Иверской иконы Божией Матери (принесение в Москву в 1648 г.). Седмиезерной иконы Божией Матери (XVII).

 

Понедельник, 27 Октября 2014 года. Седмица 21-я по Пятидесятнице.

 

Мчч. Назария, Гервасия, Протасия, Келсия (54-68). Прп. Параскевы Сербской (XI). Прп. Николы Святоши, кн. Черниговского, Печерского чудотворца, в Ближних пещерах (1143). Мч. Сильвана, пресвитера Глазской церкви (IV).Яхромской иконы Божией Матери (XV). 

 

nb610215Вторник, 28 Октября 2014 года.

 

Прп. Евфимия Нового, Солунского (889). Прмч. Лукиана, пресвитера Антиохийского (312). Свт. Иоанна, еп. Суздальского (1373). Сщмч. Лукиана Печерского, в Дальних пещерах (1243). Мчч. Сарвила и Вивеи, сестры его (II).Свт. Савина, еп. Катанского (760). Иконы Божией Матери "Спорительница хлебов" (XIX)

 

Среда, 29 Октября 2014 года.

 

Мч. Лонгина сотника (I), иже при Кресте Господни. Прп. Лонгина, вратаря Печерского, в Дальних пещерах (XIII-XIV). Прп. Лонгина Яренгского (1544-1545).Прп. Евпраксии, игумении (кн. Евфросинии), Псковской. Прп. Мала отшельника.

 

Четверг, 30 Октября 2014 года.

 

Прор. Осии (820 г. до Р.Х.). Прмч. Андрея Критского (767). Прп. Антония Леохновского, Новгородского (1611). Мчч. бессребреников Космы и Дамиана, Аравийских, пострадавших в Киликии и братий их мчч. Леонтия, Анфима и Евтропия (287 или 303). Перенесение мощей прав. Лазаря Четверодневного, еп. Китийского в Царьград (898). Икон Божией Матери, именуемых "Прежде Рождества и по Рождестве Дева" (1827) и "Избавительница" (ок. 1889

 

Пятница, 31 Октября 2014 года.

 

Апостола и евангелиста Луки (I). Прп. Иосифа, игумена Волоцкого, чудотворца (1515). Мч. Марина (IV). Прп. Иулиана, пустынника Месопотамского (IV). Прп. Давида, игумена Серпуховского. Свт. Мнасона, еп. Кипрского (Греч.).Новомчч. Гавриила и Кирмидола, Египетских (1522) (Греч)

 

Суббота, 1 Ноября 2014 года.

 

Димитриевская (Родительская) суббота. Поминовение усопших. Прор. Иоиля (800 г. до Р.Х.). Мч. Уара и с ним семи учителей христианских (ок. 307). Перенесение мощей прп. Иоанна Рыльского (1238). Блж. Клеопатры (327) и сына ее Иоанна (320). Сщмч. Садока, еп. Персидского, и с ним 128-ми мучеников (342). Новосщмч. пресв. Алексия (Ставровского) (1918). 

 

Luka

 

Святый апостол Лука, моли Бога о нас!

 

 

 

Икона дня

Православный календарь

Расписание богослужений

Богослужения в нашем храме совершаются ежедневно

Начало богослужений:

В будни – утром в 8.00 ч., вечером в 16.00

В воскресные дни – утром в 7 и 9 чч., вечером в 16.00

 

Таинство Елеосвящения (Соборования):

22 декабря в 12.30