18 неделя по Пятидесятнице (12.10.2014)
Священномученик Киприан и Святая мученица Иустина, молите Бога о нас!
Покров Пресвятой Богородицы: заступление во всех бедах
Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим Покров Твой честный, Тя бо виде святый Андрей на воздусе, за ны Христу молящуюся.
О, Мати Божия,
покрый нас честным Твоим Покровом
и избави нас от всякого зла.
Около 1164г. заботами святого князя Андрея Боголюбского был установлен в русской Церкви праздник Покров Пресвятой Богородицы.
Жизнь христианина можно сравнить со странствованием израильтян из египетского плена в обетованную землю. Подобно тому, как в древности израильтяне были водимы облаком, так для христиан Божия Матерь является тем чудесным облаком, которое ведет нас в Царство Божие. Облако, которое вело израильтян, было столь чудодейственное, что одновременно было и светлым, и темным. Оно было светлым для людей израилевых и темным для неверных египтян. Это облако чудесно изменялось и сообразно нуждам людей израильским. Ночью оно было огневидным для освещения, а днем защищало от солнечного зноя. Вместе с тем оно было путеводителем в обетованную землю. Когда оно двигалось, двигались и израильтяне. Когда же оно стояло, стояли и люди. Подобным образом и мы, новый Израиль, имеем такое облако, данное нам Богом, в защищение и помощь – Пресвятую и Преблагословенную деву Марию, которую видел блаженный Андрей вместе со своим учеником Епифанием в храме.
Это чудесное явление Божией Матери произошло в середине десятого века в Константинополе, во Влахернской церкви, где хранилась риза Богоматери, Ее головной покров и часть пояса, перенесенные из Палестины в пятом веке. В воскресный день 1 октября, во время всенощного бдения, когда храм был переполнен молящимися, святой Андрей, Христа ради юродивый, в четвертом часу ночи, подняв очи к небу, увидел идущую по воздуху Пресвятую Владычицу нашу Богородицу, озаренную небесным светом и окруженную Ангелами и сонмом святых. Святой Креститель Господень Иоанн и святой апостол Иоанн Богослов сопровождали Царицу Небесную.
Преклонив колена, Пресвятая Дева начала со слезами молиться за христиан и долгое время пребывала в молитве. Потом, подойдя к Престолу, продолжала Свою молитву, закончив которую, Она сняла со Своей головы покрывало и распростерла его над молящимися в храме людьми, защищая их от врагов видимых и невидимых. Пресвятая Владычица сияла небесной славой, а покров в руках ее блистал «паче лучей солнечных». Святой Андрей с трепетом созерцал дивное видение и спросил стоявшего рядом с ним своего ученика, блаженного Епифания: «Видишь ли, брат, Царицу и Госпожу, молящуюся о всем мире?» Епифаний ответил: «Вижу, святый отче, и ужасаюсь». Преблагословенная Богородица просила Господа Иисуса Христа принять молитвы всех людей, призывающих Его Пресвятое Имя и прибегающих к Ее заступлению. Святые Андрей и Епифаний, удостоившиеся созерцать молящуюся Богоматерь, «долгое время смотрели на распростертое над народом покрывало и на блиставшую наподобие молнии славу Господню, по отшествии же Ее, сделалось оно невидимым, но, взяв его с Собою, Она оставила благодать, бывшую там».
Светлый покров Божией Матери, который Она простерла над народом, и сопровождающая его благодать – это светлое облако просвещает нас Божественным светом и помрачает наших гонителей. Это облако светит нам в нощи греховной, как луна в нощи естественной, чтобы мы не уклонились с пути к земле обетованной в пустыню вечной погибели. Осеняет нас покровом своим во время зноя праведного гнева Божия, чтобы ярость Его не попалила нас. Простирает над нами Преблагословенная Матерь пречистые свои руки с омофором на воздухе, созывая под кров крыл милости своей, желая сохранить нас от врагов видимых и невидимых, как птица обычно созывает своих птенцов, простерши крылья и желая сохранить их от хищников и согреть их. Господь наш Иисус Христос усыновил Cвою Матерь на Голгофе святому апостолу Иоанну Богослову, а в лице его всему христианскому народу, поэтому Она как Мать и заботится о каждом христианине и особенно о тех, которые страдают и призывают Ее на помощь.
Личная жизнь Божией Матери была исполнена многих лишений, переживаний и страданий. Особенно Она переживала и страдала, когда распинали Христа, Ее Сына. И когда все переживания и страдания кончились и сменились небесной радостью и славой небесной, и после Ее успения Она стала Царицей неба и земли, тогда Она, понимая все страдания человеческие и сделавшись Матерью христиан, стала помогать каждому страждущему человеку. Божия Матерь не судит род человеческий, а лишь жалеет и старается своим ходатайством умилостивлять праведный гнев Божий на грешников. Для падших, для слабых, для отчаявшихся и всеми презренных Она оставляет Свое Небесное Царство и невидимо ходит по земле.
Тот самый Андрей Блаженный, которому было чудное видение Богоматери, распростершей над молящимся народом Свой омофор, был однажды восхищен в рай, и Ангел водил его по обителям рая. Много видел он обитателей разных святых и спросил, наконец, почему он не видит нигде Царицы Небес. «Ее нет здесь, – отвечал Ангел, – Владычица отошла в многоскорбный мир помогать бедствующим и утешать печальных».
Величия и славы Божия Матерь достигла Своими добродетелями, среди которых особенно выделяются любовь к Богу, смирение и чистота девства и чистота душевная. Дева Мария была исполнена глубокого смирения, о котором Она сказала в беседе с праведной Елизаветой, что Господь «призрел на смирение рабы Своей». И это смирение проявлялось во всю Ее жизнь, и особенно это видно в словах, которые Она сказала Архангелу Гавриилу во время Благовещения: «Се раба Господня, да будет Мне по слову твоему» (Лук. 1:38). Она со смирением и кротостью служила Сыну своему до самой Голгофской смерти Его и терпеливо переносила вместе с Ним все, что и Он переносил.
Тем же смирением Она взошла на небеса и возведена со славою на Престол Царствия, где пребывает смирение и откуда была низвержена гордыня. Божия Матерь есть Приснодева, Она до рождества была Девой и после рождества до самого Ее успения осталась Девой. Святитель Амвросий говорит: «Она была девою не только телом, но и душою: смиренна сердцем, осмотрительна в словах, благоразумна, немногоречива, любительница чтения, трудолюбива, целомудренна в речи. Правилом Ея было – никого не оскорблять, всем благожелать, почитать старших, не завидовать равным, избегать хвастовства, быть здравомысленною, любить добродетель». Детство Приснодевы толкует этот святитель как явление особой, Ей только свойственной благодати, как производное от дара целомудрия.
Мы знаем, что преподобные особенно молились Божией Матери. Преподобный Серафим Саровский в своей келье имел одну только икону Божией Матери, перед которой он молился и перед которой он скончался. Божия Матерь является образцом целомудрия, в котором нуждаются не только девствующие, но и вдовствующие и живущие в браке. Эти три основные добродетели: любовь к Богу, смирение и целомудрие были в совершенстве у Божией Матери. И если мы, христиане, дерзаем называть Ее своей Матерью, то мы должны и иметь эти же добродетели, подражая Ей.
В настоящее время, когда в нашей стране происходит возрождение нравственности на основании духовных ценностей, которые мы потеряли в период воинствующего безбожия, нам необходимо вспомнить Святую Русь и тех святых, которые старались подражать Божией Матери самоотверженной любовью к людям.
Княгиня Евдокия, супруга князя Дмитрия Донского, была верной помощницей не только в хозяйственных делах и княжеских, но особенно она была помощницей в духовной жизни. Она вдохновляла своего мужа на битву с татарами. С другими московскими женщинами благоверная великая княгиня помогала русской рати, бившейся на Куликовом поле, своими горячими молитвами, воздвигая небо и московских чудотворцев ополчиться против неверных. Рано схоронив своего мужа, Евдокия жила подвижницей в честном вдовстве, но скрывала от людей свои подвиги. Имея тело, иссохшее от поста, чтобы прикрыть свою худобу, носила на теле по нескольку одежд, придававших ей вид тучности, и являлась всюду в пышности своего сана. Воспитав пятерых сыновей, княгиня приняла монашество с именем Ефросиния. В молитве и подвиге проходили последние годы ее жизни+
Однажды, незадолго до конца ее жизни, она шла в Вознесенский монастырь, один нищий слепец стал просить ее даровать ему зрение. Княгиня украдкой подала ему рукав своей одежды, которым он утер лицо и прозрел. Она, совершив свой земной путь, почила 7 июля 1407 года и погребена была в основанном ею Вознесенском монастыре, и затем она причислена была к лику святых.
Приведу еще один пример из истории нашего Отечества служения и самоотверженной любви к народу.
Во время Смутного времени при царе Борисе Годунове в селе Лазаревском в четырехстах верстах от города Мурома во время страшного голода прославилась своим милосердием блаженная Иулиания Осоргина, вдова помещица. Она распродала скот и всю движимость и кормила хлебом, купленным по дорогой цене, не только свою челядь, но и всех просивших у нее милостыни. Когда великая нищета умножилась в ее доме, она собрала всех крестьян и предложила им свободу, и они могли разойтись, кто куда хочет. Но многие крестьяне не захотели никуда уходить и решили быть верными рабами своей хозяйки. Оставшимся крестьянам она велела собирать траву лебеду и кору с дерева вяз и из этой смеси печь хлеб. Таким хлебом она сама питалась, кормила своих детей, а также питались и оставшиеся крестьяне. И молитвою ее этот хлеб был приятным и никто не изнемогал от голода. Тем хлебом она и нищих питала, и не накормивши никого из дома не отпускала, а нищих в то время было бесчисленное множество. Соседи говорили нищим: «Что к Юлиании в дом ходите? Она и сама-то голодает». Нищие отвечали: «Много сел мы обходили и чистого хлеба собирали, а такого вкусного хлеба, как у этой доброй вдовы, мы еще нигде не вкушали». И соседи для испытания посылали к ней за хлебом, ели его и дивились, что такой вкусный был хлеб, а того не разумели, что молитвою ее хлеб был вкусным. Могла бы она умолить Бога, чтобы не оскудевал дом ее, но противилась смотрению Божию, терпя благодарно и ведая, что терпением приобретается Царство Небесное. И терпела в той нищете два года, не опечалилась, не смутилась и не изнемогла нищетою, но была еще веселее прежнего.
Вообще древнерусские женщины, воспитанные в православной вере, отличались милосердием, всепрощением, кротостью и благочестием. Они, исполненные любовью ко Господу Богу, самоотверженно служили своим семьям и всем людям, которые нуждались в их любви, их любовь вдохновляла на ратные подвиги мужей и зажигала сердца детей любовью ко Господу и людям. Они подобно Божией Матери простирали свою любовь на людей, которые так нуждаются в ней. Божия Матерь Своим Покровом простирает Свою милость над всеми христианами. Таким же образом и наши древнерусские жены простирали свою любовь и самоотверженное служение своему народу. В настоящее время, когда происходит распад семьи, общества и страны, нам необходимо обратиться ко Господу, подражая нашим предкам, найти свой путь к Небесному Царству и идти к Нему, а Божия Матерь, подобно облаку, которое вело древний Израиль в обетованную землю, поведет и поможет нам на этом пути.
протоиерей Анатолий Малинин
http://azbyka.ru/days/prazdniki_velikie/pokrov_malinin-all.shtml
О любви к ближнему
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Сегодня, братья и сестры, мы слышали евангельское повествование апостола и евангелиста Луки о Нагорной проповеди Христа Спасителя, которую Он произнес в начале Своего земного служения. «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними». (Лк.6:31). «Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд». (Лк.6:36). Казалось бы, мы хорошо знаем эти слова Христа Спасителя, но давайте зададимся вопросом: «Исполняем ли мы этот призыв Христов в своей жизни?» Опыт нашей жизни свидетельствует о том, что к себе-то мы стараемся относиться хорошо – заботимся о себе, беспокоимся, переживаем. Но также ли мы относимся к окружающим людям?
Господь в Нагорной проповеди говорит и такие слова: «любите врагов ваших». (Лк.6:35). Вот тут наш человеческий разум начинает протестовать, мы не можем понять, почему мы должны любить врагов. Любить тех, кто к нам относится с пониманием, заботой и любовью естественно и легко. Но разве можно любить своих врагов? Все человеческое естество говорит нам «невозможно». Но тогда почему, обращаясь к нам, Господь говорит об этом? Есть несоответствие между этими словами Господа и нашей человеческой природой. И проистекает это несоответствие от того грехопадения, которое совершил наш прародитель, и язвой этого первородного греха уязвлены все его потомки, а значит и мы с вами. Теперь мы имеем поврежденную грехом человеческую природу. Вот от того наша природа и протестует и не соглашается с тем, чему нас учит Господь. Однако какбы нам не казалось невозможным исполнение этой заповеди, исполнить её возможно.
Пример исполнения этой заповеди мы, прежде всего, видим в лице Христа Спасителя. Когда Его мучители насмехались, избивали и распинали Его, разве Он проклинал их, как мы порой проклинаем других людей? Нет. Господь молился за них Своему Божественному Отцу: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают». (Лк.23:34). Вот и наша любовь должна выражаться в молитве о тех людях, которые делают нам то, что нам неприятно и что, может быть, вредит нашей жизни, но внешней жизни, не душе нашей. Единственным врагом нашим является лишь враг рода человеческого дьявол. А все люди, пусть даже они относятся к нам со злобой, ненавистью, завистью, - не являются нашими врагами. Если они вредят нам, значит они находятся под властью дьявола и больны этими грехами. Мы должны сострадать им как больным людям, молиться и просить Бога, чтобы Он простил им, ибо, может быть, они не ведают, что совершают. Если бы открылись их духовные очи, они бы подобным образом не поступали. А поэтому, братья и сестры, не будем осуждать, не будем злословить, гневаться, а постараемся с Божией помощью преодолеть самих себяи, как бы трудно нам ни было, исполнить ту заповедь, к которой призывает нас Христос Спаситель – о любви ко всем окружающим нас людям.
Когда в нашем сердце будет любовь, мы встанем еще на одну ступень духовного восхождения. О ней сегодня также говорит Христос: «Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд». (Лк.6:36). Что означает слово милосердие?Это милое сердце. Сердце любящее и чуткое, которое обращено ко всем окружающим людям. Так должен жить православный человек. Если наше сердце не таково, то, как бы мы не считали себя православными, на самом деле таковыми мы не являемся. Вот какой урок и укор преподает нам сегодня Святая Церковь. Укор потому, что, к сожалению, наши сердца черствы и не готовы к тому, чтобы из них изливались любовь и сострадание. А поэтому как много нам необходимо потрудиться над самим собой. Дай Бог, чтобы то, что мы сегодня услышали, касалось лишь нашего уха,но не досягало до нашего сердца.
Мне вспоминается рассказ из жития преподобного аввы Агафона. Однажды он шел из пустыни в город, чтобы продать сплетенные им корзины и на вырученные деньги приобрести небольшое количество хлеба и раздать милостыню нищим и больным. На дороге он увидел лежащего больного человека, который обратился к Агафону с просьбой отнести его в город. Преподобный взвалил на себя этогочеловека и пронес его несколько миль. Встав у ворот города, Агафон стал торговать своими корзинами. Человек оставался рядом. Когда преподобный продалвсе корзины, этот больной вновь попросил отнести его на то место, где он лежал на дороге.Если бы к нам была обращена подобная просьба, как бы мы с вами поступили? А преподобный безропотно взял этого больного и отнес его обратно. Когда Агафон принес его на то же место, он не увидел его, потому что это был ангел. Это стало свидетельством любви, которая в преизбытке была в сердце преподобного Агафона.
Другой пример. В IV веке жил святитель Павлин епископ Ноланский. Однажды к нему пришла женщина и сказала, что ее сына взяли в рабство, а у нее нет денег, для того, чтобы выкупить его. Она просила у епископа Павлина денег для выкупа своего сына. А у святителя ничего не было. Тогда он сказал: «Продай меня в рабство и выкупи своего сына». Вот какая любовь и какое милосердие было у этого человека!
Дай Бог, чтобы и мы, взирая на подвиги святых подвижников веры и благочестия, стремились к тому, чтобы в наших сердцах были любовь, сострадание и милосердие. Тогда мы не по названию только, а по сути своей жизни будем православными христианами. К этому призывает нас Господь. Конечно, будет не просто, и иногда нам будет казаться, что невозможно исполнить то, к чему призывает нас наш Спаситель. Но будем помнить, что невозможное человеку, возможно Богу. А значит, будем постоянно просить помощи Божией, чтобы Господь помогал каждому из нас в том делании, которое мы совершаем. Помолимся Господу нашему Иисусу Христу и Его Пречистой Матери и всем святым угодникам Божиим, чтобы Господь и нас сподобил быть достойными христианами, сердца которых исполнены любви, сострадания и милосердия. Аминь.
Протоиерей Валерий Захаров, 2011г
Есть две заповеди: «Возлюби Господа Бога своего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию, и всем разумением твоим» и «Возлюби ближнего твоего, как самого себя»
Если говорить о патриотизме, то это понятие связано с любовью к своему Отечеству, к своему народу. Благой патриотизм, когда он совпадает со священными заповедями. В противном случае мы видим дикий патриотизм, служение дьяволу. Тогда патриоты вырождаются в горе-патриотов, от которых исходит опасность. Стремясь служить своему народу, они ставят его в ещё более отчаянное положение.
– Есть две заповеди: «Возлюби Господа Бога своего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию, и всем разумением твоим» и «Возлюби ближнего твоего, как самого себя». Их нельзя переставлять местами или усиливать вторую, забывая о первой! Это имеет прямое отношение к любви к Отечеству. Выше всего стоит любовь к Господу.
– Сказано: «Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной». А мы живём, как будто этих духов вовсе нет. И, действуя вроде бы ради интересов своего народа, попадаем в плен злобы, как будто она оправдывает любую цель. И злоба обращается в нас самих. А целью должно быть одоление внутреннего врага.
– «Христос посреди нас». Его дух с нами. Этим мы руководствуемся. А если нет? Тогда кто посреди нас? В лучшем случае без Христа нами овладевают страсти – такие, как сильная привязанность к себе подобным. В худшем – крайние формы сатанизма. Бесы ведь тоже способны на дружбу и согласие между собой, способны на привязанность. Понтий Пилат и Ирод «дружили» против Христа.
– Бог есть свет, Бог есть любовь. Если забудем об этом – нечаянно можем оказаться горе-патриотами, как древние иудеи, распявшие Христа. Они ведь рассуждали вроде бы патриотично: «Лучше пускай один человек погибнет, чем весь народ». А было наоборот. И грех этот остался на века.
– Дух разделения привносит в жизнь народов похоть, ярость, желание служить грубой плоти. Прекращается служение Христу – и начинаются вражда, распри. В конечном итоге – сатанинское служение и потеря всего доброго.
– Первый вопрос к патриоту: а со Христом ли ты? А определился ли ты со своим служением небесным силам? Патриотизм может охватывать разные стороны жизни, но у него должен быть стержень: заповеди Господни.
– Во Христе нет ни эллина, ни иудея, есть единый народ Божий, в котором царствует Христос. Но мы все в значительной степени являемся земными людьми, и Отечество наше в большой степени – именно наша страна. Путь на небо не пройден. Земная церковь устроена по определённым законам от апостолов и святых, основанных на заповедях, – и путь этот ясно просматривается в церковном сознании. Господь создал человека. Первый человек отпал. И таких отпадений было несколько. Одно из них – Вавилонское столпотворение. И Господь рассудил, дав каждому народу свой язык, свою культуру. Часто забывают, что народы созданы были по числу ангелов. Иначе народы не сохранились бы, не сохранилась бы идентичность. Каждому народу даны своё поприще, среда обитания и традиции. Это сохраняется и поныне. Кто любит свой народ, кто всеми силами содействует его процветанию, тот поймёт и научится уважать патриотов других народов. Народы существуют по замыслу Божьему. Их различия не мешают нам верить в объединение во Христе.
– Кто-то ещё увлекается идеями коммунизма, нацизма, идеями буржуазного переустройства мира... Тут вспоминается история жены Лота. Ангелы, спасая Лота из Гоморры, велели ему, его жене и дочерям бежать на гору, не останавливаясь и не оборачиваясь. Жена Лота нарушила указания, обернулась – и превратилась в соляной столп. Нельзя возвращаться в прошлое, которое утратило созидательные силы. Попытки такого возвращения выглядят жалко. Чудные люди пытаются черпать силы в том, чего нет... В прошлом можно и нужно искать назидание, но не опору, не силу. Нужно рассматривать, анализировать ошибки и достижения прошлого. Откуда взялась сила тех же коммунистов в ХХ веке? Они брали некоторые здоровые начала, созданные христианской моралью, и небезуспешно пытались их эксплуатировать. Но цель была ложной. Вышла болезненная попытка построить царство Божие на земле. Тут особенно важна иерархия ценностей. Какой смысл мы вкладываем в обустройство сообщества, в котором мы живём? Если мы отбрасываем высшие заповеди, на месте пустоты воцаряется дьявол. Интересно, что подвижники-христиане теряли на время путь истинный именно через забвение первой заповеди. И возвращались к свету через воспоминание о ней!
– Церковь наша растёт. Мы видим всё больше людей, ищущих дух истины. Значит, у нашего русского народа сохранился запас творческой силы. Мы видим народ Божий. Чем больше народ преуспеет в исполнении заповедей, в их применении в том месте служения, где ты находишься, тем крепче станет народ. Где Дух Божий – там и Его царство. Об этом говорится и в молитве Господней. Исполняя заповеди, мы становимся частью исполнения Его плана уже на земле. Отсюда: «Да придет Царствие Твое...». Нужно, чтобы на земле присутствовало дыхание Божье, напряжённый поиск духа : «Как бы вместить его побольше в наше сообщество, чтобы чувства были добрее?». Это напрямую влияет на реализацию земных вопросов. Если вы думаете «Как украсть?», «Как обмануть?», «Как убить?» – ничего путного не выйдет. В каждом земном деле мы ставим вопрос о Святом Духе. Иначе – ошибка! Законов правильных много, но только Дух Святой подскажет, как выбрать правильный. А падший ум выберет худшее из возможного. В этом – истоки предательства на войне или воровства интендантов, от которых страдала армия, страдал и страдает народ. Отсюда же и предательства дипломатов, которые ради личной мелкой выгоды не считались с интересами народа.
– Православный человек – воин Христов, где бы он ни оказался. Так и в армии. Если по долгу службы приходится сражаться, даже убивать, но никто не требует отрекаться от веры, православный воин слушается начальников и идёт в бой. Но если требуют отречься от веры, православный воин жертвует собой, но не идёт на это. Пример – сорок мучеников Севастийских, чью память мы отмечаем во дни Великого поста. Воевали доблестно, были непобедимы. Но, когда им приказали принести жертвы языческим богам, пошли на мучения, на пытки, но не отреклись от веры Христовой.
– Люди разных народов могут понимать друг друга, будучи христианами. Пример тому – святой Николай Японский. В годы Русско-японской войны он – русский человек, епископ, миссионер – жил в Японии. И он воздерживался от молитвы о победе японцев над русскими. Как русский человек, не мог. А православные японцы молились «О властех и воинстве» – он им не препятствовал, но не возносил эту молитву о японском воинстве. И православные японцы уважали его и как православного человека, и как патриота своего Отечества.
– Царство Божие невозможно построить на земле.
– Иоанн Предтеча говорил воинам: «Довольствуйтесь своим жалованьем, не чините неправды, никого не обижайте напрасно». Значит, следует применять силу для искоренения зла.
– Апостол Павел говорил: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены». Земное начальство существует для того, чтобы на земле не возник ад. А Царствие Небесное «внутри вас есть».
Архимандрит Лука (Ионов)
http://www.diveevo.ru/2/0/1/3912/
Заступники от бесов – священномученик Киприан и
мученица Иустина. Молитва
К святым Киприану и Иустине молитвенно прибегают для ограждения и защиты от всякой нечистой силы, которые могут наслать на нас колдуны и чародеи.
Священномученик Киприан, до своего обращение в христианство, был самым настоящим колдуном и насылал бесов на разных людей. И всегда успешно. Но, однажды, когда он попытался наслать бесов на христианку Иустину, то бесы, и даже один из князей бесовских, ничего с ней не могли поделать, так как Иустина всякий раз ограждала их Крестным знамением. Узнав об этом, Киприан понял всю бессильность бесов, которые только от одного Крестного знамения исчезали! С полным раскаянием он обратился в христианскую веру, сжег все свои колдовские книги, крестился, и, впоследствии, принял мученическую кончину за Христа!
Поэтому он, и та дева Иустина, которая помогла открыть ему глаза на бессилие бесов, и которая вместе с ним приняла мученическую кончину за Господа нашего Иисуса Христа – имеют власть над бесами.
Когда мы к ним молитвенно обращаемся, они нам посылают свою живую помощь!
Молитва первая
О святыйугодниче Божий, священномученичеКиприане, скорый помощниче и молитвенничео всех к тебе прибегающих. Приими от нас недостойных хваление наше и испроси нам у Господа Бога в немощех укрепление, в болезнех исцеление, в печалех утешение и всем вся полезная в жизни нашей. Вознеси ко Господу благомощную твою молитву, да оградит нас от падений наших греховных, да научит нас истинному покаянию, да избавит нас от пленения диаволъскаго и всякаго действия духов нечистых, и избавит от обидящих нас. Буди нам крепкий поборник на вся враги видимыя и невидимыя, во искушении подаждь нам терпение и в час кончины нашей яви нам заступление от истязателей на воздушных мытарствах наших, да водимый тобою, достигнем Горняго Иерусалима и сподобимся в Небесном Царствии со всеми святыми славити и воспеватиВсесвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.
Молитва вторая
О святиисвященномученичеКиприане и мученице Иустина! Внемлите смиренному молению нашему. Аще бо временное житие ваше мученически за Христа скончалиесте, но духом от нас не отступаете есте, присно по заповедем Господним шествовати нас научающе и крест свой терпеливо нести нам пособствующе. Се, дерзновение ко Христу Богу и Пречистей Его Матери стяжали есте. Темже и ныне будите молитвенницы и ходатаи о нас, недостойных (имена) . Будите нам заступницы крепции, да заступлением вашим сохраняеми невредимы от бесов, волхвов и от человек злых пребудем, славяще Святую Троицу: Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
СвятыйсвященномученичеКиприане и мученице Иустина, оградите нас от всякой нечисти, и наставьте нас на истинный путь православной жизни!
http://semyaivera.ru/2012/12/11
ПОЧУВСТВОВАТЬ БОГА
Среди тех интересных и, несомненно, важных внутриправославных дискуссий, в которых мне доводилось участвовать самому или наблюдать со стороны, меня в последнее время очень «напрягает» аргумент, который всё чаще можно услышать от одной из спорящих сторон. Этот аргумент касается участия чувственной сферы бытия человека в его религиозной жизни.
Возьмем, например, вопрос о частоте причащений в современной практике церковной жизни. Противники частого причащения непременно выдвигают следующий тезис: человек, причащающийся часто, привыкает к Таинству и перестает ощущать благоговение к нему, подходит к Чаше без должных благочестивых чувств и переживаний.
То же самое и про исповедь. Обычно говорят примерно так: «А зачем, собственно, исповедоваться каждый раз перед причастием, перечисляя все эти повседневные мелочи типа раздражительности или празднословия? Ведь так, в конце концов, в силу привычки теряется самое главное – покаянное чувство сокрушения о своих грехах, которое человек должен пережить, омыв умиленными слезами свое падшее естество».
Ну а не так давно, пару лет назад, меня буквально «сразили наповал» мои прихожане – благочестивые супруги, усердно посещающие храм и весьма неформально относящиеся к духовной жизни. Когда у них родился второй ребенок, они наотрез отказались крестить его, так как дитя, по их мнению, пока еще не сможет должным образом «прочувствовать свое крещение». Так малыш, которому уже 2 года, и растет без общения с Богом в установленных Им Таинствах, а ведь они, собственно, и являются самым главным даром, который основатель Церкви – Спаситель – нам оставил.
Что тут скажешь? Очень показателен последний случай с отказом от крещения младенца: в нем был доведен до абсурда тезис, выдвигаемый в контексте спора о частоте причащения и исповеди, где вопрос явно ставится неправильно и благая в принципе мысль о сокрушенных и возвышенных чувствах становится здесь прямо-таки опасной.
Почему?
Во-первых, в последнем случае, а иногда и в первых двух, касаемых исповеди и причастия, речь нередко идет о проблеме духовного сладострастия.
При этом недуге новоначальный христианин начинает искать чувственного (пусть и довольно возвышенного) услаждения в молитве, подменяя стремление к Богу страстным исканием второстепенных последствий близости к Нему – слезного покаяния, теплоты сердечной и радости, которыми Господь действительно авансом одаривает иногда неофитов.
Преподобный Никон Оптинский по этому поводу прямо говорит: «Во время молитвы неполезно стремиться к высоким чувствованиям. Надо только в смысл вникать произносимых слов, внимательно молиться, и тогда, со временем, Господь даст и озарение духовное, и умиление сердечное…»
Целенаправленно искать в молитве «духовного жара» – это всё равно что жениться на девушке из-за ее приданного или одной ее телесной красоты. Человек, вставший на такой путь, очень быстро теряет настоящие, Богом данные возвышенные чувства. Тогда он или смиряется, понимая свою неопытность и греховность, и прибегает к опыту святых отцов, к послушанию у своего духовника (или хотя бы приходского пастыря, если духовника нет). Или же начинает впадать в состояние грубой прелести – духовного самообмана, продолжая и дальше возгревать свою чувственность, что нередко приобретает совсем уродливые формы. Ну а потом такого горе-аскета попросту «выносит» из Церкви, и он, перестав ходить в храм, всю жизнь вспоминает: «А ведь было время – со слезами молился!»
Поэтому некоторые святые отцы даже подчеркивают, что неспособность к возвышенным чувствам у новоначальных – это особый Божий Промысл о нас. Преподобный Лев Оптинский в одном из писем поясняет по этому поводу: «Вы, вкусивши по милосердию Божию сладость и утешение от молитвы, теперь не обретая сего в себе, смущаетесь, унываете, считаете себя виновницею сей потери, и ваше нерадение это – истинная правда. Но я нахожу здесь и Промысл Божий, отъявший от вас сие утешение; не победивши страстей и не очистивши сердца своего, можно ли сохранить это богатство без вреда! И не дастся вам оно к пользе вашей, дабы не впали в прелесть…»
Согласно православной аскетике, чувствам, даже самым возвышенным, вообще не следует доверять.
Во-вторых, чувствам, даже самым возвышенным, согласно православной аскетике, вообще не следует доверять. Да, они могут быть освящены Богом, но у кого? У святых людей, которые, достигнув состояния обожения, восстановили свое падшее естество. Ну а нам, обычным людям, следует помнить, что все мы, в большей или меньшей степени, находимся в состоянии прелести и не способны объективно оценить те или иные явления духовного мира и тем более свое состояние. Наша оценка субъективна и может нас завести весьма далеко.
Именно поэтому и существует в православной традиции институт послушания и духовничества. Именно поэтому вопрос частоты исповеди или причастия находится, в конечном счете, в ведении духовника или даже простого приходского священника, если духовника пока еще нет. И именно поэтому иногда, вопреки чувствам, нужно понуждать себя на молитву и даже на участие в Таинствах.
Преподобный Иосиф Оптинский: «Молиться с самопонуждением состоит в нашей воле, а молиться с умилением зависит от Бога».
Преподобный Иосиф Оптинский подчеркивает, что самопонуждение в молитве – это непременный этап духовного роста: «Молиться с самопонуждением состоит в нашей воле, а молиться с умилением зависит от Бога. Мы же должны молиться молитвою, какою можем, а за самопонуждение Бог даст и умиление в свое время, когда Ему благоугодно будет».
В-третьих, следует помнить, что наше естество восстанавливается постепенно, в обратной последовательности своего разрушения. Думаю, многие помнят, как в детстве при совершении первых осознанных дурных поступков нестерпимо жгла совесть и невинные чувства находились в страдальческом смятении. Причем это было вовсе не из-за того, что «родители влепят», а в связи с тем, что еще не извращенное вместилище чувств – сердце – страдало от пока неестественного для него греха. Куда потом всё это подевалось? Было беспощадно выжжено и полностью извращено (у некоторых до такой степени, что даже сам вид страдания других людей вместо ужаса и отвращения начинает вызывать наслаждение – именно для таких граждан снимают фильмы, где живьем отрезают головы и кровь хлещет фонтаном).
Последним бастионом, долго и упорно не поддающимся духовной деградации, является ум. И если хотя бы умом человек понимает, что его жизнь не соответствует Евангелию, значит, он уже может исповедоваться, и это будет пусть и несовершенное, но покаяние. Если умом христианин изо всех сил старается уразуметь, что перед ним Тело и Кровь Господни, то даже при молчании (а то и искусительном смятении) чувств может он, на мой взгляд, с благословения пастыря причащаться.
Ну а образное вместилище чувств – сердце – с годами (а может, и с десятилетиями) хотя бы отчасти восстановится при помощи благодатных Таинств и аскетических упражнений, и мы действительно сможем молиться, благоговея перед своим Творцом не только умом, но и возвышенными, очищенными от страстей чувствами. Сможем – как бы это дерзновенно ни звучало – умилиться и возрадоваться, почувствовав близость Бога…
Священник Димитрий Фетисов
http://www.diveevo.ru/2/0/1/3874/
О помыслах и о прелести
ПОМНИ два помысла, и бойся их. Один говорит: ты — святой, другой: ты не спасешься. Оба эти помысла от врага, и нет в них истины. Но ты думай: я — великий грешник, но Господь Милостивый, Он много любит людей, и простит мне грехи мои.
Верь так и будет тебе это: простит Господь. Но на подвиги свои не надейся, хотя бы ты и много подвизался. Один подвижник мне говорил: «Я непременно должен быть помилован, потому что кладу столько поклонов каждый день», но когда пришла смерть, то он порвал на себе рубашку.
Так не за подвиги наши, а туне, по благости Своей, милует Бог. Господь хочет, чтобы душа была смиренна, незлобива, и всех с любовью прощала: тогда и Господь простит с радостью. Господь любит всех, и мы должны подражать Ему и любить всех, и если немощны, то просить, и Господь не откажет и поможет Своею благодатью.
Еще послушником познал я любовь Божию; и она — неописуема. Душа чувствует, что она с Богом и в Боге, и дух радуется о Господе, хотя тело изнемогает от благости Божией. Но эту благодать можно потерять и за один плохой помысл.
С плохим помыслом входит в нас вражия сила, и тогда омрачается душа, и злые мысли терзают ее, чувствует тогда человек свою погибель, и видит, что без благодати Божией он — грешная и немощная земля.
Душа, познавшая Господа, долгим опытом научается, что если человек живет по заповеди, то он, хотя бы и немного, но чувствует благодать в себе и имеет дерзновение в молитве; но если согрешит одним помыслом, и не покается, то благодать скрывается, и душа тогда скучает и плачет пред Богом.
Так всю жизнь душа проводит в борьбе с помыслами. Но ты не унывай от борьбы, ибо Господь любит мужественного борца.
Злые помыслы мучают гордую душу, и, покамест она не смирится, не узнает покоя от них. Когда плохие помыслы осаждают тебя, то взывай к Богу подобно Адаму: «Господи, Творец мой и Создатель. Ты видишь — душа моя в терзании от плохих мыслей… Помилуй меня». И когда стоишь пред лицом Владыки, то крепко помни, что все прошения твои, если они полезны, Он исполнит.
Туча пришла, закрыла солнце, и наступил мрак. Так за один гордый помысл душа теряет благодать, и находит на нее мрак. Но также за один смиренный помысл опять приходит благодать. Я испытал это на себе….
Прп.Силуан Афонский. Творения
http://www.diveevo.ru/2/0/1/3909/
Мешок картошки
Молодой человек попросил старца рассказать, как тому удаётся всегда остаться в ровном расположении духа, не гневаться, не обижаться.
Старец согласился и попросил юношу принести картофель и пакет.
– Если ты на кого-нибудь разозлишься и затаишь обиду, – сказал старец, – возьми клубень картошки, напиши на нём имя человека, с которым произошёл конфликт, и положи его в пакет. А если сам кого обидишь – напиши на нём своё имя. Этот мешок всегда носи с собой. И каждый раз, когда обидишь кого-нибудь или на кого-нибудь обидишься, добавляй в него очередную картофелину.
Прошло несколько недель. Пакет ученика наполнился многими клубнями и стал уже достаточно тяжёлым, постоянно носить его с собой стало неудобно. К тому же тот картофель, что был положен в самом начале, стал прорастать и частично гнить, покрывшись склизким налётом и издавая резкий запах.
Ученик пришёл к учителю и сказал: – Более невозможно носить мешок с собой! Скажи, к чему это?
Старец ответил:Это картина того, что происходит у тебя в душе, когда ты злишься. Она наполняется такими вот картофелинами, мелкими обидами, которых становится всё больше. Поступки превращаются в привычки, привычки – в характер, который рождает зловонные пороки. И об этом грузе очень легко забыть, ведь он слишком тяжёлый, чтобы носить его постоянно с собой. Теперь, поносив этот мешок на себе, ты заметил, как быстро наполняется он, и я надеюсь, ты не забудешь, как пахнет оставленный на дне твоей души грех по отношению к ближнему. Каждый раз, когда ты решишь обидеться или, наоборот, обидеть кого-то, вспоминай об этом мешке
http://www.diveevo.ru/2/0/1/3859/
Православный Календарь с 12 Октября 2014 г. по 18 Октября 2014 г.
Воскресенье, 12 Октября 2014 года. Неделя 18-я по Пятидесятнице.
Прп. Кириака отшельника (556). Мчч. Дады, Гаведдая и Каздои (IV). Прп. Феофана Милостивого. Мц. Гуделии Персидской. Прп. Киприана, игумена Устюжского. Новосщмч. Иоанна (Поммера), архиеп. Рижского (1934).
Понедельник, 13 Октября 2014 года. Седмица 19-я по Пятидесятнице.
Сщмч. Григория еп., просветителя Великой Армении (ок. 335). Прп.Григория Пельшемского, Вологодского чудотворца (1442). Свт. Михаила, первого митр. Киевского (992). Мцц. Рипсимии, наставницы ее Гаиании и с ними 35-ти святых дев (начало IV).
Вторник, 14 Октября 2014 года.
Покров Пресвятой Богородицы. Ап. от 70-ти Анании (I). Прп. Романа Сладкопевца (ок 556). Прп. Саввы Вишерского, Новгородского (1461).Мч. Домнина Солунского (IV). Прмч. Михаила, игумена Зовийского, и с ним 36-ти преподобномучеников (780-790). Празднование в честь Хитона Господня и Столпа Животворящего в Мцхете (Груз.). Прп. Иоанна Кукузеля, Афонского (Греч.). Прп. Григория доместика, Афонского (Греч.). Люблинской, Псково-Покровской, Касперовской, Браиловской, Гербовецкой и Барской икон Божией Матери.
Среда, 15 Октября 2014 года.
Сщмч. Киприана, мц. Иустины и мч. Феоктиста (304). Блж. Андрея, Христа ради юродивого (936). Преставление прп. кн. Анны Кашинской (1338). Прп. КассианаУгличского (1504). Мчч. Давида и Константина, князей Арагветских (740) (Груз.). Блж. Киприана Суздальского, Христа ради юродивого. Новомч. Георгия, Филадельфийского (1749) (Греч.).
Четверг, 16 Октября 2014 года.
Сщмчч. Дионисия Ареопагита, еп. Афинского, Рустика пресвитера и Елевферия диакона (96). Обретение мощей прп. Амвросия, старца Оптинского и всея России чудотворца (1988). Прп. Дионисия, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XV). Прп. Иоанна Хозевита, еп. Кесарийского (VI). Блж. ИсихияХоривита, Афонского (VI). Новосщмч. Агафангела, митр. Ярославского (1928).
Пятница, 17 Октября 2014 года.
Сщмч. Иерофея, еп. Афинского (I). Обретение мощей свтт. Гурия, архиеп. Казанского, и Варсонофия, еп. Тверского (1595). Собор Казанских святых. Блгв. кн. Владимира Ярославича Новгородского, чудотворца (1052) и его матери кн. Анны. Прпп. Елладия и Онисима Печерских, в Ближних пещерах (XII-XIII). Прп. Аммона, затворника Печерского.в Дальних пещерах (XIII). Мчч. Гаия. Фавста, Евсевия и Херимона (III). Прпмч. Петра, еп. Капетолийского (III-IV). Мцц. Домнины и дщерей ее Виринеи (Вероники) и Проскудии (Просдоки) (305-306).Прп. АммонаЕгигепетского (ок. 350). Прп. Павла Препростого (IV). Мчч. Давикта (Адавкта) и дщери его Каллисфении (IV). Св. Стефана Щиляновича (1515) (Серб.).
Суббота, 18 Октября 2014 года.
Мц. Харитины (304). Свтт. Петра, Алексия, Ионы, Филиппа, Ермогена иТихона, Московских и всея России чудотворцев. Прпп. Дамиана пресвитера, целебника (1071), Иеремии (ок. 1070) и Матфея (ок. 1085) прозорливых, Печерских, в Ближних пещерах. Прп. Харитины, кн. Литовской, в Новгороде подвизавшейся (1281). Сщмч. Дионисия, еп. Александрийского (264-265). Мц. Мамелхвы Персидской (ок. 344). Прп. Григория Хандзойского (861) (Груз)