15 неделя по Пятидесятнице (21.09.2014)
Рождество Пресвятой Богородицы
Тропарь, глас 4
Рождество́ Твое,́ Богоро́дице Де́во, ра́дость возвести́ всей вселе́нней: из Тебе́ бо возсия́ Со́лнце Пра́вды, Христо́с Бог наш, и, разруши́в кля́тву, даде́ благослове́ние, и, упраздни́в смерть, дарова́ нам живо́т ве́чный.
Проповедь в 15 неделю по Пятидесятнице. О главной заповеди
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
За Божественной Литургией читалось евангельское повествование о том, как к Христу Спасителю подошел законник и задал Ему важный для каждого человека вопрос: «Какая наибольшая заповедь в законе?» Часто и мы, размышляя, задаем себе тот же вопрос, и думаем найти какой-то необычный и неожиданный ответ. Но как отвечает на этот вопрос Господь и Спаситель наш: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим» - сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: «возлюби ближнего твоего, как самого себя». (Мф.22:37-39).
Мы должны осознавать, что без любви к Богу невозможно стяжание нашего спасения. Многие из нас, наверное, с облегчением могут сказать: «Я Бога люблю». Но любим ли мы Бога на самом деле? Что означает любить Бога? Это не сентиментальное чувство. Господь в Священном Писании говорит: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня». (Ин.14:21). А вот заповедей Божиих мы не соблюдаем, а нарушаем их. А если мы нарушаем заповеди, значит мы не любим Бога.
Что значат слова «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим»? Это значит, что Господь должен быть в нашем сердце. А что реально наполняет наше сердце? Стремление как можно лучше жить на этой земле, стремление к счастью и славе, уважению, здоровью, благополучию…
Вот о чем мы заботимся, и мало заботимся о том, чтобы Бог был в нашем сердце. Еще в Ветхом Завете Господь через премудрого Сираха говорит: «Чадо, дай мне твое сердце». Богу ничего не нужно от каждого из нас кроме нашего сердца. Отдаем ли мы Богу наше сердце? Является ли Он центром нашей жизни, Тем к Кому устремлена вся наша жизнь? Помним ли мы о Боге каждый день, каждое мгновение? Что-то иное заполняет наше сознание, наш ум, нашу жизнь. Вот и оказывается, что по-настоящему мы не любим Бога. А не любя Бога невозможно достичь своего спасения.
Не любя Бога невозможно любить окружающих нас людей. Но обратите внимание: не любя окружающих людей также невозможно по-настоящему любить Бога. Как все взаимосвязано! И когда мы говорим, что любим Бога, а окружающих осуждаем, раздражаемся на них, клевещем, обижаем людей, то мы не любим Бога. Неслучайно поэтому апостол и евангелист Иоанн Богослов сказал: «ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1Ин.4:20). Для того чтобы сказать себе «да, я люблю Бога», нужно научиться любить окружающих людей.
Трудно исполнить эту заповедь Господню. Необходимо прилагать много усилий для того, чтобы любовь к окружающим людям жила в нашем сердце. Не та любовь, о которой сегодня говорит мир. Сегодня, говоря о любви, мы часто подразумеваем любовь потребительскую, когда мне хорошо. Но это не есть любовь. Любовь это жертва: когда я готов пожертвовать собою, своим временем, может быть даже жизнью своею - это настоящая любовь. Трудно жертвовать ради блага другого, нам бы хотелось, чтобы кто-то другой жертвовал во имя моего блага. Совершенно иному учит нас Господь: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». (Ин.3:16). Мы не всегда задумываемся над тем, в чем же выражалась Божественная любовь? Что означает фраза «отдал Сына Своего»? Сын Божий не просто стал человеком, но во имя Божественной любви совершил спасение человеческого рода от греха, проклятья и смерти. И совершил это спасение жертвенной крестной смертью ради блага каждого человека. Вот в чем главное выражение любви - принесение себя в жертву ради блага другого. Вот что означает истинная христианская любовь.
Если мы христиане, постараемся научиться этой жертвенности, то есть подлинной христианской любви, к которой призывает нас Господь и Спаситель наш Иисус Христос. Если мы этому не научимся и не приобретем здесь на земле настоящую любовь к Богу и к окружающим людям, то ничего хорошего в Жизни Будущего Века нас не ожидает. Мы не достигнем Божественного Небесного Царства, которое есть, прежде всего, любовь, ибо Царем этого Царства является Бог, Который есть любовь. И когда в нашем сердце вдруг опять возникнет злоба, раздражение, ненависть, давайте вспомним о том, что мы христиане и постараемся изменить свое отношение к окружающим нас людям.
Будем просить Господа Бога о том, чтобы Он помог нам исполнить эти Божественные заповеди. Не будем пугаться трудности. Будем помнить слова Господа: «Иго Мое благо, и бремя Мое легко». (Мф.11:30). Каждый верующий в непреложность этих слов Христа Спасителя на опыте личной жизни знает, что иго Христово благо и бремя Его легко. Потому что человек не в одиночку совершает свой жизненный путь, с ним пребывает Господь, Его Пречистая Матерь и все святые угодники Божии, молитвами и своим предстательством перед Богом помогающие каждому человеку, который серьезно, неленостно старается исполнять заповеди Божии.
Будем стремиться исполнять заповеди, и тогда воистину каждый из нас может быть подлинным сыном или дочерью нашего Господа. В противном случае нас не спасет наименование нас христианами или то, что когда-то мы приняли Таинство Святого Крещения, или что время от времени мы ходили в храм Божий. Все это может быть тщетно, если мы не начнем жить так, как должен жить православный человек. А православный человек должен быть исполнителем заповедей Божиих. Аминь.
Протоиерей Валерий Захаров, 2011г
Рождество Пресвятой Богородицы
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сердечно поздравляю всех с радостью великого праздника Рождества Пресвятой Богородицы!
Святая Церковь учит нас, вопреки разным ложным мнениям, что Господь – Творец этого мира – не оставил его на произвол судьбы. Церковь учит, что Бог есть Промыслитель, Попечитель о Своем творении. Он непрестанно премудро действует, сохраняя жизнь и силы Своего творения, содействует всякому добру, а возникающее зло пресекает или исправляет и обращает к добрым последствиям. Священное Писание свидетельствует: «В Его руке душа всего живущего и дух всякой человеческой плоти» (Иов.12: 10). «Через Него все успешно достигает своего назначения, и все держится словом Его» (Сир.43: 28). И апостол говорит: «Бог печется о нас» (1 Пет.5: 7).
Так было всегда.
Но был очень небольшой отрезок человеческой истории, «когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего Единородного» (Гал.4: 4) в мир. Тогда Бог особым, чрезвычайным образом вмешался в ход человеческой истории. Тогда Вечность вошла во время, Небесное соединилось с земным, Божественное – с человеческим.
Рождество Божией Матери – Благовещение – Рождество Христово – Воскресение Христово – Вознесение Господне – Сошествие Святого Духа на апостолов – это чреда событий, которые имели место в человеческой истории, это факты человеческой истории, которые сливаются в один чудесный, таинственный акт спасения человека, в одно свидетельство любви Божией к человеку.
Но эта Любовь стала действовать только тогда, когда человек согласился на это. Таинство нашего спасения начало совершаться с того момента, когда в мире родилась Дева Мария. Через Нее, Богоизбранную Деву, с Ее добровольного согласия в мир пришел Еммануил (см.: Ис.7: 14) – Спаситель рода человеческого, избавивший людей от тяготевшего над ними проклятия и вечной смерти. Она стала той лествицей, которую видел Иаков (см.: Быт.28: 12), соединившей Небо и землю, по которой Бог сошел на землю, а люди получили возможность восходить на Небо. Поэтому этот праздник Рождества Божией Матери стал началом всех других праздников, стал праздником вселенской радости.
Рождество Божией Матери возвестило, как поет сегодня Церковь, радость всей вселенной – радость Пришествия в мир Спасителя, Который снял проклятие с человека и со всего мира и даровал благословение и жизнь вечную.
С тех пор радость эта – не какое-то отвлеченное понятие, а нормальное, естественное состояние всех христиан, каждого из нас. Радость эта – постоянное самочувствие настоящего христианина, и никто и ничто не может отнять или омрачить это святое чувство. Радость эта – единение Бога и человека. Человек сам теряет эту радость, когда забывает о Боге, когда земные попечения полностью поглощают человека. Когда же нет этой радости, тогда сплошной скорбью и неизбывным мучением становится вся жизнь, и нет выхода из такой ситуации. Не находит человек выхода, потому что опять-таки ищет его на земле. Но радость, о которой мы сейчас говорим, о которой говорит нам Священное Писание – неземного происхождения, ее нет на земле. Эта радость – не в деньгах, не во власти, не в плотских утехах, не в дружеских пирушках, не в обладании различными материальными благами. Радости нет в грехе. Она – в Боге и начинается здесь, в храме, с молитвы и с исполнения Христовых заповедей. Человек трудится, например, чтобы творить милостыню, и Господь дает ему радость. Не в грехе – радость, а в добродетели. Радость за добродетель, за исполнение Христовых заповедей – не потом, как награда, а сейчас, в самом этом делании добра, «и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас» (Ин.16: 22).
«Пусть умножаются скорби у тех, которые текут к богу чужому; я не возлию кровавых возлияний их и не помяну имен их устами моими… Оттого возрадовалось сердце мое и возвеселился язык мой; даже и плоть моя успокоится в уповании, ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление, Ты укажешь мне путь жизни: полнота радостей пред лицем Твоим, блаженство в деснице Твоей вовек» (Пс.15: 4, 9-11).
Обретших такую радость Церковь почитает святыми.
Преподобный Серафим Саровский каждого приходящего к нему встречал словами: «Христос Воскресе, радость моя!»
Святого праведного Иоанна Кронштадтского назвали люди «пасхальным батюшкой». По свидетельству очевидца, «достаточно было, чтобы отец Иоанн куда-либо приехал, чтобы тотчас всех охватывало радостное настроение, такое радостное, как на Пасху».
И священноисповедник Роман Московский писал своей дочери из Соловецкого концлагеря: «Для меня ничто и заключение, и узы, мне ничего не надо, у меня все есть, я всем обладаю, я радостен и счастлив, и всех встречаю с радостью и приветствием…»; «…Мир и радость оставил нам Пастыреначальник, и никто их не в силах отнять от нас. Радостно ощущать, что среди людей нет и не может быть у нас врагов, а есть только несчастные братья, достойные сожаления и помощи даже тогда, когда они (по недоразумению) становятся нашими врагами и воюют на нас».
Тот свет Божественной радости, который стяжали святые, люди видели, чувствовали и тоже стремились к нему.
В этот светлый благознаменитый день праздника желаю, чтобы при всех условиях и при любых обстоятельствах мы жили с Богом и ради Бога, чтобы Господь благословил нас Своей радостью, по молитвам Своей Пречистой Матери, Которую Церковь называет «Радостью всех скорбящих». Аминь.
Архимандрит Иосиф (Еременко)
МАТЕРЬ БОЖИЯ ЕСТЬ РАЙ
Мы видим сегодня новорожденную Девочку и понимаем величие любви Божией. Слышим плач малого Ребенка и учимся неизреченной премудрости Троицы. Смотрим на человеческое Дитя и сквозь слезы видим, как высоко может вознестись человек любовью — к сияющему светом престолу Жизни.
Пресвятая Дева Богородица родилась сегодня. Она восходит, как солнце, из слез молитвы, из доброты благословенной старости и из священной чистоты. Сияет в мире как плод чуда Божия Девочка, большая небес, готовящаяся родить Творца всех.
Малышка, чуть слышно плачущая сегодня, станет Ходатаицей рода человеческого. Девочка легкая, как пушинка, пространнее небес. Крошечка, прильнувшая к груди бабушки Господней, готовится стать священным храмом и раем словесным.
Она церковь, потому что в Ней вместился и почивал Царь Небесный. Она — храм вечности, потому что в Ней одевается в человеческое существо Сам Бог. Создатель галактик из смирения любви всецело вмещается в малую и девственную утробу Матери Своей. Она храм Непорочного Агнца Божия, потому что носит на руках Своих, качая, Носящего всю тварь.
Матерь Божия — Матерь Церкви, потому что никто никогда не может унаследовать Христа, если таинственно не родит Его в душе, как родила Его во плоти Дева небесной любви. Никто не может принять Источника жизни, если не чувствует благоуханных Божественных слез девства в глазах Той, Которая родила Его. Никто не может любить Человеколюбца, если духовно не станет матерью в душе, чтобы родить Его втайне. Обожение человеческого естества — это образ и развитие воплощения Господа от Пречистой. Когда Она качает на руках Бога, мириады ангелов вздыхают. Когда Она лобзает Сына Своего, вселенная преисполняется Божественной любви. Когда нежно шепчет вечному Младенцу, весь мир обретает свой сокрытый смысл.
Однако еще больше, чем храм, Матерь Божия есть рай словесный, таинственный рай, говорящий о высшем призвании человека к вечной любви. Дева есть Неопалимая Купина, в которой материя освящается и навеки избавляется от тлена, пылая любовью к Богу, но не истребляясь тлением.
Ее детородное девство представляет существо рая, в котором материя проникается благодатью и побеждает законы естества законами любви. Ее чистота, рождающая Жизнь, — богословская метафора рая, сокровенный образ Царства Божия, путь, на который направляется вселенная, обремененная грехами. Каждый человек, наследующий рай, это в действительности тот, кто достиг того, чтобы любить Бога материнской любовью, не спать ночей над Ним и взращивать Его в глубине своего сердца, чтобы Он стал в тебе всем.
Пресвятая Дева — источник любви, потому что восполняет Собой плачущую любовь человека, обнаженного благодати, и все желание Бога соединиться с нами. Ее щедроты изливаются на человечество, не ожидая его согласия и просьб, но непрестанно распространяя сладость любви из Ее материнского сердца. Вся вселенная, беременная Богом, с любовью смотрит на Ту, Которая родила Его, и учится преисполняться светом, изливающимся из Вечного. Человечество проникает в тайны истории и учится евхаристическому преобразованию материи в энергию по благодати, как в Рождестве, которое девствует, и смерти, которая становится залогом жизни.
Мы видим сегодня новорожденную Девочку и понимаем величие любви Божией. Слышим плач малого Ребенка и учимся неизреченной премудрости Троицы. Смотрим на человеческое Дитя и сквозь слезы видим, как высоко может вознестись человек любовью — к сияющему светом престолу Жизни. Целуем в душе Младенца и учимся на вечной кафедре богословия.
Ее молчание дороже всех слов мира сего. Ведь самой большой силой во вселенной является любовь, дающая жизнь, принесение себя в жертву, которое рождает дитя. И самый великий свет во вселенной — это сила любить целую вечность тех, кто убил Твоего Ребенка.
Священник Иоанн Валентин Истрати Перевел с румынского Родион Шишков
Doxologia.ro http://www.pravoslavie.ru/put/56228.htm
Собор новомучеников и исповедников Казахстанских
…16 сентября 1918 года в живописную рукотворную рощу, высаженную в Алма-Ате трудами ученого-лесовода Эдуарда Баума, обезумевшие от крови красноармейцы отряда Мамонтова привезли на пулеметной тачанке епископа Семиреченского и Верненского Пимена (Белоликова). Здесь над ним свершилась скорая и беззаконная расправа – Преосвященный Пимен был расстрелян. Страдальческий подвиг владыки Пимена не стал в те годы трагической случайностью. Ему было суждено своим именем открыть длинный и славный список, состоящий из десятков тысяч ведомых и неведомых нам имен мучеников Православной Церкви Казахстана. Некоторые из них получили известность во всем Русском мире. Среди таковых: священноисповедник, митрополит Алма-Атинский и Казахстанский Николай (Могилевский), преподобномученики Серафим и Феогност, расстрелянные в Аксайском ущелье, святой преподобноисповедник старец Севастиан Карагандинский и другие.
Готовность христианина пострадать ради своих религиозных убеждений «даже до крови» есть неотъемлемое требование нашей веры и естественное состояние души. Святой апостол Павел в эпоху первоначальных гонений обращается к последователям Распятого и Воскресшего Господа: «Не страшитесь ни в чем противников… И сие от Бога, потому что вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него» (Флп. 1:29). Дело Божие – в определенные моменты истории призвать христианина к исповедничеству. Дело христианина – с радостью ответить на этот Божий призыв.
Небесная высота и нравственная глубина христианской религии проявляются в нашем отношении к врагам и гонениям. Христианин не боится страданий, смерти и не смущается видимым торжеством зла, потому что его упование обращено к вечности, и он непоколебимо уверен в грядущем окончательном торжестве Всемогущего Бога Любви. Какой несокрушимой надеждой, каким духом мира и любви проникнуты поучения Святых Отцов нашей Церкви! В самые скорбные времена они сохраняли свое религиозное упование и свидетельствовали, что «Бог поругаем не бывает» (Гал. 6:7). Святитель Тихон Задонский так выражает это священное настроение христианина перед лицом неотвратимых гонений: «В битве этого мира люди побеждают тогда, когда противную сторону гонят. И наоборот, тогда побеждаются, когда противникам уступают. В битве христианской не так. Тогда христиане побеждают, когда врагам своим уступают; когда от людей терпят зло, но сами им зла не делают… Это победа христианская, которая в терпении, а не в отмщении состоит… Преславная христианская победа – любовью и благостью побеждать злобу врагов своих! Этот пример нам Христос подал и показал, как нам врагов своих побеждать; Он за врагов Своих молился: Отче! Прости им (Лк. 23:34). Вот тебе, христианин, христианская победа – не мстить врагам, а молиться за врагов! Не будь побежден злом, но побеждай зло добром (Рим. 12:21)».
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в одной из своих проповедей, произнесенных в Спасо-Преображенском Соловецком монастыре, превращенном безбожной властью в прошлом столетии в место страданий и скорбей, замечал, что его всегда поражала та удивительная кротость, с которой глубоко верующие люди рассказывали о выпавших на их долю величайших страданиях: «… Я имел возможность общаться с одним из заключенных — моим родным дедом, который сидел здесь, в этом лагере. Я спрашивал его о том, что здесь происходило. И что удивительно — он говорил о самых ужасных вещах так спокойно и мирно, как мы с вами говорим об обычных обстоятельствах человеческой жизни…».
Пример такой кротости и любви в страданиях дают нам казахстанские святые. Нам так важно учиться у них этим добродетелям, подражать им в верности Богу и Святой Церкви. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 2011 года постановил: «Для того чтобы память о новомучениках укреплялась в нашем обществе как пример стояния в вере, Церковь призывает умножить усилия для распространения в народе почитания святых новомучеников и исповедников».
Духовенство и верующие Митрополичьего Округа свято чтят память подвижников прошлого века. В каждой области известны имена небесных покровителей и заступников, прошедших скорбный путь крестоношения. В их честь построены новые храмы, сооружены памятники и поклонные кресты. В будущем году состоится освящение новой церкви в честь новомучеников и исповедников Акмолинска, строительство которой завершается под Астаной, близ места расположения печально знаменитого лагеря АЛЖИР.
Христиане нашей страны приветствуют стремление государственной власти увековечить подвиг безвинно убиенных страдальцев XX века. Ежегодно отмечаемый 31 мая день памяти жертв политических репрессий находит живой отклик в наших сердцах, исполненных благодарности и священного трепета перед исповедниками правды Божией. Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев сказал очень важные слова о том, что
«Память о миллионах людей разной этнической и религиозной принадлежности, попавших в жернова тоталитарной системы - невинно осужденных за инокомыслие, погибших в гулаговских застенках и безжалостно изгнанных с родной земли - для нас, граждан свободного, независимого Казахстана, всегда была и будет священна».
Ныне, вспоминая имена святых Собора Казахстанских мучеников и исповедников, мы вновь вдохновляемся их подвигом. На все века останутся справедливыми слова церковного писателя III века Тертуллиана — «кровь мучеников есть семя христианства»….
Все святые, в земле Казахстанской просиявшие, молите Бога о нас
Митрополит Астанайский и Казахстанский Александр
Обличитель Златоуст
Имя святителя Иоанна Златоуста знакомо каждому православному человеку — хотя бы потому, что в храмах служится составленная им литургия. Но если представить себе, как он во плоти вдруг оказался бы на этой литургии, — что бы он сказал с амвона? Отметил бы, как много изменилось в порядке богослужения с IV века? Удивился бы, насколько иначе выглядят сегодня прихожане? Или, напротив, произнес бы пламенную проповедь о том, как мало на самом деле изменили прошедшие века христианской истории человеческие души, как живут в нас те же редкие добродетели и распространенные пороки, что и в его времена?
Провинциал
Он родился около 347 года в Антиохии в семье военачальника по имени Секунд. Место и время рождения во многом определили облик его христианского служения. Весь тот край входил в состав огромной Римской империи, власти которой только недавно обратились в христианство. Антиохия была крупнейшим городом восточного Средиземноморья, где эллинистическая цивилизация соседствовала с семитской. Это здесь еще в апостольские времена впервые прозвучало само название «христиане». В деревнях здесь говорили практически на языке Христа и апостолов — на арамейском (этот его вариант обычно называют «сирийским»), в городах звучали изысканные философские беседы и тщательно выстроенные речи на греческом. Здесь были все возможности получить хорошее и разностороннее образование, как общегуманитарное, так и сугубо христианское, и Иоанн ими в юности воспользовался, благо он происходил из обеспеченной семьи.
Отношение к христианству в Римской империи второй половины IV века было отчасти похожим на то, что мы знаем по собственному опыту. Старики еще помнили те времена, когда говорить о Христе было смертельно опасно, можно было угодить на арену в качестве жертвы для диких зверей. Да и во время отрочества Иоанна Римом правил император Юлиан Отступник, пытавшийся возродить языческую религию.
Впрочем, Юлиан потерпел неудачу и сам погиб на войне, так что отныне империя становилась христианской. Это значит, что в Церковь пришло огромное количество людей — кто ради веры, кто за компанию, кто из любопытства, а кто-то и в поисках выгоды. Всех их объединяло крайне поверхностное знакомство с верой и жизнью Церкви и вполне языческий менталитет. Вскоре после смерти Юлиана принял крещение и двадцатилетний Иоанн. Среди новокрещеных немного было людей столь образованных. Многие и вовсе не понимали, чем поклонение Христу принципиально отличается от поклонения множеству божеств, которых они прежде чтили. А некоторые видели в христианстве всего лишь новую идеологию, полезную имперской власти.
Именно тогда и именно по этим причинам зародилось монашество — движение тех, кто тщательно оберегал чистоту христианства, уходя от шумных толп в малодоступные места. Иоанн тоже принял иночество после смерти своей матери Анфусы: четыре года он провел в уединении, два из них — в полном молчании. Его красноречию предстояло вызреть, словно плоду во чреве. А многие ли из нас утерпели бы в такой ситуации, чтобы не начать поучать всех вокруг?
И в эти, и в последующие годы Иоанн очень много писал — сегодня собрание его сочинений занимает целую полку. Это и богословские трактаты, и комментарии на Священное Писание, и письма разным людям по разным поводам, и конечно же проповеди. Но до них дело дошло не сразу.
Публицист на амвоне
Еще до отшельничества Иоанн был рукоположен в чтеца — одна из низших ступеней церковной иерархии. Хотели его рукоположить и в пресвитеры, и даже в епископы, но он отказался. Собственные размышления на эти темы привели его к написанию «Шести слов о священстве». Вот как видел он пастырскую ответственность: «Пастырю надобно иметь много благоразумия и много очей, чтобы со всех сторон наблюдать состояние души. Как многие приходят в ожесточение и предаются отчаянию в своем спасении потому, что не могут переносить жестокого врачевания; так, напротив, есть и такие, которые, не получив наказания, соответственного грехам, предаются беспечности, становятся гораздо хуже и решаются грешить еще больше». Собственно, эти «Шесть слов» — объяснение, почему Иоанн не считал нужным в тот момент становиться священником.
Впрочем, когда он вернулся в Антиохию, то в 381 году был рукоположен во диакона, и только через несколько лет — в пресвитера. Ему было поручено произносить проповеди, и он делал это при стечении народа не реже двух раз в неделю, а иногда и ежедневно. В те времена не было средств массовой информации, а книги были очень дороги, и проповедь, по сути, оставалась единственным способом научить чему бы то ни было церковный народ.
В центре его проповеди всегда оставалось Священное Писание. И это неудивительно, ведь он сам считал, что именно «от незнания Писания произошли бесчисленные бедствия: отсюда произросла великая зараза ересей, отсюда — нерадивое житье, бесполезные труды. Подобно тому как лишенные этого света не могут прямо идти, так и не взирающие на луч божественного Писания вынуждаются много и часто грешить, так как поистине ходят в самой глубокой тьме».
Иоанн мог выбрать какую-то одну из библейских книг и разбирать ее подробно, от главы к главе, за каждой проповедью, а мог поступить иначе — посвятить свою беседу тем страницам Писания, где речь идет о наступающем празднике. Но его интерес к Писанию — не теоретический, именно там он находит самые важные указания для своей паствы: как жить по Евангелию, как исполнять волю Божию, как любить ближнего. Его проповеди очень мало похожи на скучные богословские лекции, пересыпанные цитатами.
Вот он рассказывает о хананеянке, то есть язычнице, которая обратилась ко Христу с мольбой об исцелении ее дочери. Среди аудитории наверняка было много вчерашних язычников, выходцев практически из родных мест этой женщины, таких же, по сути, хананеев. «Итак, возлюбленный, зная, что так бывает во время молитв, подражай хананеянке; хотя ты — муж, однако подражай жене, иноплеменнице, слабой, отверженной и презираемой. Ты не имеешь бесноватой дочери? Но ты имеешь грешную душу. Что сказала хананеянка? “Помилуй меня, дочь моя жестоко беснуется”. Так и ты скажи: “Помилуй меня: душа моя жестоко беснуется” … Куда бы ты ни пошел, везде слышишь слова Христовы: “О, женщина! Велика вера твоя”. Войди в церковь персов и услышишь Христа, говорящего: “О, женщина! Велика вера твоя”; равно как и в церковь готов, варваров, индийцев, мавров, и какую только страну освещает солнце».
И простые человеческие чувства не проходят мимо внимания Златоуста. Он пишет молодой вдове и, прежде чем поучать, старается посочувствовать ей: «Все будут согласны с тобою, и никто, даже из весьма любомудрых, не станет противоречить тому, что ты получила тяжкий удар и что посланная свыше стрела поразила тебя в самое роковое место… Согласно с тобою и я признаю, что на всей земле между светскими людьми немного бывало таких любезных, кротких, смиренных, искренних, разумных и благочестивых, как твой муж. Но, если бы он совершенно разрушился и обратился в ничто, тогда следовало бы скорбеть и сокрушаться; если же он приплыл в тихую пристань и переселился к своему истинному Царю, то об этом должно не плакать, а радоваться. Эта смерть не смерть, но некоторое переселение и перемещение из худшего состояния в лучшее, с земли на небо, от людей к ангелам и архангелам, к Владыке ангелов и архангелов».
А вот что говорит он подвижнику, которого мысли о демонских искушениях заставили думать о самоубийстве: «Какое зло, большое или малое, может причинить нам демон сам по себе? Уныние же и без него может сделать много зла, и большинство из тех, которые наложили на себя петлю, или закололись мечем, или утопились в реках, или погубили себя как-нибудь иначе, увлечены были к такой насильственной смерти унынием… Как же можно, скажешь ты, не унывать? Можно, если, отвергнув мнения толпы об этом предмете, будешь помышлять о горнем. Теперь твое положение кажется тебе ужасным, потому что толпа считает его таким; но если ты захочешь с точностью рассмотреть его само по себе, отрешившись от пустого и ошибочного предубеждения, то найдешь, что оно не представляет никакого повода к унынию».
За красноречие Иоанна называют Златоустом, но он служит Богу далеко не только устами. Много занимается он и благотворительностью в Антиохии. Его слава не прошла мимо внимания властей Восточной Римской империи: когда в 397 году скончался Констанинопольский архиепископ Нектарий, на первенствующую кафедру пригласили именно Иоанна. Главную роль здесь сыграло желание императора Аркадия видеть в своей столице такого одаренного и активного иерарха.
Андрей Десницкий
Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в праздник
Воздвижения Креста Господня
…Крест — в центре наших убеждений, в центре нашего христианского мировоззрения, но он должен также быть и в центре нашего мироощущения. Вот этого добиться очень тяжело. Умозрительно, философски, богословски мы знаем, почему Крест в центре. А вот пережить на собственном опыте, что означает расположить в центре своей жизни скорбь, страдания, — очень тяжело. Ведь человек призван к счастью, к полноте жизни, а страдания есть некая ограниченность этой полноты, Богом предназначенной жизни. Поэтому и приходит иногда в смятение ум, не говоря уже о чувствах, когда мы сами проходим через крест, через страдания, через опустошение, через скорби.
В этот момент немногие вспоминают о Кресте Христовом, потому что свой собственный крест заслоняет все — он становится величиной во всю жизнь. Все остальное оказывается на периферии, а в центре — свое собственное страдание. И как часто несение своего креста сопровождается непониманием, ропотом на Бога, а нередко озлоблением, осложнением отношений с ближними и дальними и даже потерей веры!
Для того чтобы мы могли легче нести свой крест, нам надлежит очень ясно уразуметь одну истину — то, что именно Крестом Бог возжелал спасти мир. И как замечательно звучали сегодня слова апостола из Первого послания к Коринфянам: «Когда мир мудростью своей не познал Бога, благоугодно было Богу юродством проповеди спасти мир. Ибо иудеи ждут чуда, эллины — мудрости, а мы проповедуем Христа распятого, для иудеев соблазн, для эллинов безумие, но для спасаемых, и иудеев и эллинов — добавим, и для всего мира, — Божию силу и Божию премудрость» (см. 1 Кор. 1:21-24).
Богу было угодно юродством проповеди, то есть безумными словами о Кресте, реально спасти мир. Апостол Павел не стесняется называть христианскую проповедь юродством, в переводе на наш обыкновенный язык — безумием. Безумно говорить человеку, что через страдания он спасается. Ведь все мы бежим от страданий, как бежали и древние; ни одна философия, ни одна религия не предлагали людям путь Креста, путь страданий для обретения спасения.
Но вот еще на что нужно обратить внимание. Как сказал апостол Павел, мир мудростью своею не познал Бога. Апостол знал, о чем говорит. Он был, несомненно, человек образованный и обладал совершенно незаурядным даром — это был гениальный человек. Конечно, наделенный обширными познаниями, он хорошо знал обо всех путях рода человеческого, на которых люди пытались познать Бога. И ужасные древние культы, связанные с человеческими жертвоприношениями, и так называемые великие естественные религии, и, наконец, греческая и римская мифологии, тесно связанные с философией греков и римлян, которая в то время являлась высшей точкой разума и образованности, — всё это не дало человечеству познания Бога.
Удивительно, что на этих путях богопознания бывало всякое, и появлялись люди вдохновенные, гениальные, слова которых завораживали тысячи и миллионы людей. Мы знаем, что некоторые из этих религий существуют до сих пор, и миллионы людей по-прежнему пытаются идти их путями, чтобы найти и обрести Бога. Но апостол Павел говорит, что мудростью своею мир не сумел познать Бога. Вся мудрость была исчерпана, так что появилось и такое особое учение, как атеизм. Ведь отрицание Бога тоже произошло на этих путях богоискательства; и те, кто называет себя атеистами, даже не подозревают, что для них главный вопрос — это вопрос о Боге, хотя они и называют себя людьми, отрицающими Бога. Все эти прозрения, порой гениальные, творческое напряжение, работа ума, воли, чувств так и не привели людей к познанию Бога. Весь человеческий потенциал был использован, а цель не достигнута.
Вот об этом и говорит апостол Павел. Когда мир мудростью своею не познал Бога, то благоугодно было Богу не человеческой мудростью, не человеческой силой, не человеческой властью, а безумством проповеди спасти мир. В этой проповеди есть величайшее покаяние за всю человеческую историю, констатация того факта, что разум не сумел взять этих высот и никогда не возьмет, ведь путь к Богу лежит через нечто иное, хотя разум, несомненно, всегда сопутствует человеку, даже в этих новых открывшихся во Христе путях Божественного познания.
Что же это за путь? Это путь, которым Христос повел людей ко спасению. Христос пришел и по любви Своей пострадал ради нас. Он не стал ни великим философом, ни великим политиком, ни царем, ни императором, Он даже не стал богатым человеком. Он был в самом низу социума, Он был там, откуда ничего значимого не могло произойти. Вот почему первосвященники, книжники и Пилат не могли принять мысль о том, что от Человека, стоящего перед ними, может исходить истина. Истина связывалась с усилиями людей, с образованностью, положением, знаниями, властью, — но стоит перед Пилатом Человек поверженный, не имеющий никакой власти, и Он говорит об истине. И мы знаем, что через эту поверженность, через это уничижение вырастает древо спасения. Господь неслучайно отказался от силы человеческой, для того чтобы каждый из нас понял: послание, которое Господь принес, — это не человеческое послание, потому что оно входит в логическое противоречие со всем, что было до Христа, с мироощущением, философией жизни людей. Все это доказывает Божественное происхождение Евангелия, и мы должны с доверием отнестись ко всему, чему учит нас Господь — именно потому, что спасение наше не от человеческой силы, а от полного человеческого бессилия, ведь спасение не от человеков, а от Бога.
Наверное, невозможно представить себе большее уничижение, скорбь, слабость, чем при распятии на кресте. Это знак полного поражения, отсутствия всякой силы. Неслучайно, что все отступились от Христа, — и те, кто еще недавно кричал «Осанна!», пораженные воскрешением Лазаря, также ушли в сторону, потому что произошедшее со Спасителем ясно всем показало, что никакой силы за Ним не стоит. Вот этим юродством проповеди Бог спасает мир. Он говорит, что послание, которое Он принес, послание, наполненное величайшим нравственным и духовным смыслом, не от человеков, а от Бога.
И вот еще что Господь предлагает нам, чтобы мы поняли, что это так. Он предлагает нам взять на себя свой крест и следовать за Ним. Он предлагает не прятаться, не бояться скорби, а воспринимать ее так, как Он Сам предложил нам жизнью Своей воспринимать всякую скорбь. И мы знаем, как в глубине человеческих скорбей происходит воскрешение человеческой личности. Нам, русским людям, знакомо творчество Достоевского, — это главный лейтмотив того, что великий писатель хотел сказать и сказал своему народу. И ведь его слова — тоже не от философии, а от опыта жизни. Христианство есть великая сила, способная преобразить человеческое общество, род человеческий, потому что это не сила человеческая, а сила Божия, и мы должны, не мудрствуя, в юродстве, в простоте сердца принимать это послание, откликаться на него и мыслью своей, но, самое главное, сердцем своим, пытаясь осуществить то, к чему Господь нас призвал, и следовать тем путем, каким Он шел. И мы знаем, что это путь победы, что это путь воскресения. Аминь.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
Поздравляем владыку Александра Митрополита Астанайского и Казахстанского с 25- летием архирейской хиротонии!
Православный Календарь с 21 Сентября 2014 г. по 27 Сентября 2014 .
Воскресенье, 21 Сентября 2014 года. Неделя 15-я по Пятидесятнице.
Неделя пред Воздвижением. Рождество Пресвятой Богородицы. Собор новомучеников и исповедников Казахстанских Прп. Серапиона, монаха Спасо-Елеазаровского м-ря. Прп. Лукиана, игумена Александровского. Прп. Арсения, игумена Коневецкого. Иконы Софии, Премудрости Божией (Киевской). Чтимые иконы Рождества Пресвятой Богородицы: Сямская (1524), Глинская (XVI), Лукиановская (XVI), Исааковская (1659). Холмской, Курской Знамение (1295), Почаевской (1559), Леснинской и Домницкой (1696) икон Божией Матери
Понедельник, 22 Сентября 2014 года. Седмица 16-я по Пятидесятнице.
Попразднство Рождества Пресвятой Богородицы. Праведных Богоотец Иоакима и Анны. Мч. Севириана (320). Прп. Иосифа, игумена Волоцкого, чудотворца (1515). Обретение и перенесение мощей свт. Феодосия, архиеп. Черниговского (1896). Прп. Феофана исп. (ок. 300). Мчч. Харитона и Стратора (Стратоника). Блж. Никиты в Царьграде (XII). Воспоминание III Вселенского Собора (431).
Вторник, 23 Сентября 2014 года.
Попразднство Рождества Пресвятой Богородицы. Мцц. Минодоры, Митродоры и Нимфодоры (305-311). Прп. Павла Послушливого, Печерского, в Дальних пещерах (XIII-XIV). Прп. кн. Андрея, в иночестве Иоасафа, Спасокубенского (1453). Апп. от 70-ти Апеллия, Лукия и Климента (I). Мч. Варипсава (II). Блгв. царицы Греческой Пульхерии (453). Свтт. Петра и Павла, епископов Никейских (IX). Прп. Иоасафа, Кубенского.
Среда, 24 Сентября 2014 года.
Попразднство Рождества Пресвятой Богородицы. Перенесение мощей прпп. Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев. Прп. Силуана Афонского (1938). Прп. Феодоры Александрийской (474-491). Мчч. Димитрия, Еванфии, жены его, и Димитриана, сына их (I). Мчч. Диодора и Дидима, Сирских. Мц. Ии (Евдокии) и 9-ти тысяч с ней в Персии (362-364). Прп. Евфросина повара (IX).Каплуновской иконы Божией Матери (1689). Мчч. Серапиона, Кронида и Леонтия, Александрийских.
Четверг, 25 Сентября 2014 года.
Отдание праздника Рождества Пресвятой Богородицы. Сщмч. Автонома, еп. Италийского (313). Перенесение мощей прав. Симеона Верхотурского (1704). Прп. Вассиана Тиксненского (1624). Мч. Иулиана и с ним 40 мучеников (IV). Мч. Феодора Александрийского. Сщмч. Корнута, еп. Никомидийского (Иконийского) (249-259). Прп. Афанасия, игумена Высоцкого м-ря и ученика его прп. Афанасия Серпуховского
Пятница, 26 Сентября 2014 года.
Предпразднство Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня Память обновления (освящения) храма Воскресения Христова в Иерусалиме (Воскресение словущее) (355). Сщмч. Корнилия сотника (I). Мчч. Кронида, Леонтия и Серапиона (ок. 237). Мчч. Селевка и Стратоника (III). Мчч. Макровия и Гордиана (320). Сщмч. Иулиана пресвитера (IV). Мчч. Илии, Зотика, Лукиана и Валериана (320). Прп. Петра в Атрои (IX).Вмц. Кетевани, царицы Кахетинской (1624) (Груз.). Прп. Иерофея Иверянина.
Суббота, 27 Сентября 2014 года.
Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. День постный. Преставление свт. Иоанна Златоуста (407). Мч. Папы, Ликаонского.Новомч. Макария Солунского (1522) (Греч.). Леснинской иконы Божией Матери (1683).
25-летие архирейской хиротонии Александра Митрополита Астанайского и Казахстанского.
По благословению митрополита Александра Главы Митрополичьего Округа РК объявляется набор паломнической группы в Турцию и Грецию с 14 по 24 октября 2014 г.
1 день 14 окт. Вторник. Вылет из Алматы 06.45 рейс ТК 351 Прибытие в Стамбул 10.00 Экскурсия в храм “ Покрова” Божией Матери, церковь Хора, церковь “ 3-х Желаний”. Размещение в отеле. Музей-храм святой Софии. Ужин.
2 день 15 окт. Среда. Завтрак, храм святой Ирины (Русская церковь, где проходили Вселенские Соборы), Кафедральный храм Георгия Победоносца, церковь Марии Монгольской, Живоносный источник Божией Матери. Ужин.
3 день 16 окт. Четверг. Завтрак. Освобождение номеров. Музей-дворец Топкапы. Выезд в аэропорт 16.00 час. Вылет в Салоники18.35, прилет в Салоники 19.55 Размещение в отеле. Ужин.
4 день 17 окт. Пятница. Завтрак. Посещение храма Дмитрия Солунского, хр. Григория Паламы. Переезд в Уранополи. (Мужчинам - пребывание на Афоне, женщинам круиз вдоль побережья полуострова Афон.) Размещение в отеле Уранополи. Ужин.
5 день 18 окт. Суббота. Завтрак. Свободное время или по желанию круиз на полуостров, и возвращение вместе с мужчинами с Афона.
6 день 19 окт. Воскресение. Завтрак. Посещение монастырей: великомученицыАнастасии Узорешительницы, евангелиста Иоанна Богослова и к старцу Паисию Афонскому. Ужин в Каламбаке.
7 день 20 окт. Понедельник. Монастыри Великой Метеоры, висящие между небом и землей: Первомученика Стефана, священномученика Харалампия, Святой Троицы, мученицы Галины и др. Обед. Переезд в Паралия Катерини. Ужин.
8 день 21 окт. Вторник, 9 день 22 окт. Среда. Завтрак. Свободное время. Отдых.
10 день 23 окт. Четверг. Завтрак, выезд в аэропорт 16.00. Отлет в Стамбул из Салоник 20.50 ч. рейс 1894 SKG IST. Прилет в Стамбул 22.10 час. Вылет из Стамбула рейс TK 352 IST ALA 00.15 ч,
прилет в Алмату 24 октября 8.40 +1