14 неделя по Пятидесятнице (14.09.2014)
Священномученик Пимен, епископ Верненский
О званых на пир
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Раскрывая людям тайну Царства Божия, Господь и Спаситель наш Иисус Христос приводит сегодня в пример брачное торжество, которое устроил отец для своего сына и пригласил всех друзей и знакомых на этот пир. И не откликнулись званные на это приглашение, ибо были заняты своими личными делами: «Они, пренебрегши то, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою» (Мф.22: 5).
Господь, придя за землю «нас ради и ради нашего спасения», дал людям возможность войти в Царство Свое и приглашает всех, но не все откликаются на этот Божественный призыв.
Эта притча актуальна и сейчас, звучит современно и сегодня, так как не ослабевает в веках призыв Божий, обращенный к людям, призыв, приглашающий принять участие в Божественной трапезе, в пире веры. Вот как мощно и торжественно этот призыв звучит из уст святителя Иоанна Богослова в святой и светоносный день преславного и спасительного Христа Бога нашего Воскресения: «Трапеза исполнена, насладитеся вси. Телец упитанный, никтоже да изыдет алчай; вси насладитеся пира веры; вси восприимите богатство благости. Никтоже да рыдает убожества: явися бо общее Царство».
Люди по-разному реагировали на это Божественное приглашение: активно отвергали его, равнодушно не замечали, но были и такие, кто слышал его и, оставив все, спешил на эту Божественную вечерю, чтобы принять честь избранных. Этих последних Церковь Христова почитает как святых.
Те, кто так или иначе игнорирует этот Божественный призыв, сами лишают себя чести и радости быть участниками Божественного пира, сами лишают себя возможности вкусить и исполниться силы и жизни Царства Божия уже здесь и сейчас, а потом – в Вечности. И сейчас есть люди, называющие себя христианами, которые, может быть, и не отвергают этот призыв, но и не принимают его, извиняясь массой, как им кажется, важных и неотложных дел – работа, учеба, дети, домашнее хозяйство, отдых, – и не идут к Богу, не идут в Его святые храмы, или очень редко ходят, думая, что все это успеется… Нет, у нас нет времени, чтобы откладывать свои духовные дела на потом. Этого «потом» может и не быть. Надо сейчас и сразу идти к Богу, «всякое ныне житейское отложив попечение».
К сожалению, это происходит в то время, когда никто и ничто не препятствует нам свободно идти к Богу, молиться в храмах Божиих, участвовать в Таинствах. А ведь еще совсем недавно ходить в храм, быть христианином было опасно для жизни. Еще совсем недавно отзыв на Божественное приглашение был чреват для человека самыми страшными карами всей мощи богоборческой советской государственной машины. Однако, несмотря на гонения, вопреки смерти настоящие христиане, презрев все опасности, шли на этот Божественный призыв. И никакие злые силы не могли остановить это торжественное, победоносное шествие человека к Богу.
Все они, наши Небесные сродники, говорят нам из блаженной Вечности: «Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? как написано: за Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, обреченных на заклание. Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас» (Рим.8: 35-37).
Нам же с вами надо всего лишь преодолеть свою лень и нерешительность, чтобы уже сейчас оказаться в числе избранных на пире Возлюбившего нас. Аминь.
Архимандрит Иосиф (Еременко)
Начало индикта - церковное новолетие
14 сентября, в православных церковных календарях отмечен праздником с очень непонятным названием - начало Индикта.
Начало Индикта - это церковное новолетие, которое бывает 1 сентября по ст. ст., и которое обозначает начало нового богослужебного круга главных, двунадесятых церковных праздников, в каждый из которых Церковь воспоминает одно из событий поистине всемирно исторического значения, относящихся к спасению рода человеческого от власти ада и вечной смерти.
Праздником Рождества Пресвятой Богородицы, который отмечаеется на седьмой день после церковного новолетия, 21 сентября по н. ст., начинается церковный богослужебный год, потому что Пречистая явилась той дверью, через которую Безначальный, Невидимый и Непостижимый умом человеческим Бог вошел в этот вещественный мир видимым образом, облекшись в Ее утробе плотью и кровью, и, соответственно, восприняв нашу поврежденную в ниспадении от Творца и Источника вечной Жизни природу; а праздником Успения Пресвятой Богородицы, 28 августа по н. ст., годичный круг богослужений завершается.
Некоторые могут удивиться - почему в Православной Церкви новый год наступает 1 сентября, в начале осени. Ведь на первый взгляд логичнее было бы началом нового года считать первый день весны, а не осени. Но, это только на первый, поверхностный взгляд, от которого ускользают первопричины бытия этого мира.
А логика здесь та же самая, что лежит и в основании исчисления начала церковного богослужебного дня не с утра, как принято в мирском, гражданском исчислении, а с вечера предыдущего дня. Почему, кстати, в православных храмах церковные праздники начинаются не с утреннего богослужения, а с Всенощного бдения, которое совершается накануне вечером.
Для тех, кто не знает логических оснований такого исчисления дней в богослужебном календаре Церкви, напомню, что по свидетельству Священного Писания, повествующего о творении мира, первоначально:
«Земля была безвидна и пуста, и тьма над бездною,… И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет - днем, а тьму - ночью. И был вечер, и было утро: день один» (Быт. 1:2-5).
Из этих слов книги Бытия, мы видим, что первый День творения, который в нашей повседневной словесности правильнее было бы назвать не днем, а первым периодом творения, т.к. Солнце и Луна, и другие светила на тверди небесной, определяющие продолжительность нашего земного дня, появляются на небосклоне только на четвертый День творения; так вот, из библейского повествования о первом Дне творения, который к тому же назван Днем Единым, т.е., в некотором смысле, общим для обозначения всех других событий, имеющих начало и окончание, - мы видим, что сотворению света предшествовала полная и повсеместная тьма, и только потом Бог сотворил свет, и отделил его от тьмы. И завершается описание первой фазы творения словами: «И был вечер, и было утро: день один».
Поэтому, и служители Божии, еще с древнейших ветхозаветных времен определили началом богослужебного дня - именно вечер, а не утро, как представляется логичным на первый, но, в общем-то, поверхностный взгляд.
Вот почему, и церковный новый год начинается именно с вечера круговорота времен года, а не с утра; т.е. с наступлением осени, а не весны. И в таком определении начала как земного дня, так и года лежит глубокая мысль о сотворенности этого мира и
древнейших ветхозаветных времен наступает также в сентябре, а точнее в месяце первичном небытии его.
Также, любопытно будет знать, что еврейский гражданский новый год с Афаним, или, как его стали называть после Вавилонского плена, месяце Тишри, который из-за смещения еврейского лунного календаря наступает в середине нашего сентября. Этот месяц Тишри является седьмым от месяца Сотворения мира, который называется месяцем Авив или Нисан, и приблизительно соответствует нашему марту.
И Господь, Сам, через Моисея, повелел первому избранному Им народу каждый год праздновать наступление седьмого месяца, о чем написано в 23 главе книги Левит Священного Писания Ветхого Завета:
«...В седьмой месяц, в первый день месяца да будет у вас покой, праздник труб, священное собрание да будет у вас; никакой работы не работайте и приносите жертву Господу...
…Также в девятый день седьмого месяца сего, день очищения, да будет у вас священное собрание; смиряйте души ваши и приносите жертву Господу; никакого дела не делайте в день сей, ибо это день очищения, дабы очистить вас пред лицем Господа, Бога вашего...
...С пятнадцатого дня того же седьмого месяца праздник кущей, семь дней Господу...» (Лев. 23:24-36).
Вы спросите, почему же тогда было все-таки не отмерять течение года с месяца Сотворения мира, т.е. с марта, - отвечаю: потому что, прежде чем мир был сотворен, Бог его творил, и сотворил его в шесть Дней, точнее в шесть творческих актов. Поэтому, с начала нового года, - с 1 сентября, - через шесть месяцев, которые символизируют шесть Дней Творения, и наступает первый месяц от Сотворения мира, первый месяц весны - месяц март.
Говоря о церковном новолетии, которое, как мы уже говорили, наступает 1 сентября по ст. ст., нельзя не сказать и о том, что само название месяца сентября происходит от латинского слова «septem», что в переводе значит – «семь». Т.о., по самому первоначальному значению слова, месяц сентябрь именуется седьмым. Кстати, слово «индикт» также латинского происхождения и означает – «объявление»; в данном случае - объявление начала нового богослужебного года.
Сам праздник церковного новолетия был установлен для всеправославного празднования святыми отцами I Вселенского собора в городе Никее, в 325 году, в память об официальном прекращении равноапостольным царем Константином Великим трехвекового гонения на христианскую Церковь последовавшем в 313 году. Такое решение первого Римского императора-христианина последовало после его чудесной победы при содействии Креста Господня над тираном Рима - Максенцием, войска и злоба которого значительно превосходили силы Константина. Эта чудесная победа была дарована ему 1 сентября 312 года. Тогда святые отцы I Вселенского собора установили праздновать новолетие, как начало христианской свободы, 1 сентября, безусловно сообразуясь при этом с библейской ветхозаветной традицией.
Со времени Крещения Руси и в нашем Отечестве новый год отмечался 1 сентября вплоть до времени царствования Петра I, который в 1700 году перенес начало гражданского нового года на 1 января. В Церкви же, которая тысячелетним опытом привыкла осмыслять свои действия и не спешить за переменчивым духом мира сего, началом Индикта, т.е. церковного новолетия, и до наших дней остается первый день седьмого месяца от Сотворения мира, т.е. 1 сентября по ст. ст.
Здесь надо добавить, дорогие братья и сестры, что Церковь, еще с ветхозаветных времен, постоянно освящает себя и окружающее ее творение Божие, и освящает не только материю этого мира, но даже само время, сообразуя деление его с логикой Откровения Божия о творении этого мира, и наполняя календарь воспоминаниями о великих промыслительных действиях Божиих в человеческой истории, и памятью святых Божиих людей.
Праздничным воспоминанием этих событий, действительно всемирно исторического значения, Церковь до сего дня свидетельствует миру о тайне спасения человека от власти ада и вечной смерти, от вечного бытия вне Бога и творения Его. Собственно говоря, ради этого Церковь и оставлена в этом мире, исполненном зла, до конца его. Как и повелел Господь начатку Церкви в лице Его Апостолов перед Своим Вознесением, сказав им: «...вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян. 1:8).
И Церковь, с началом каждого нового богослужебного года, снова и снова свидетельствует миру о Пришествии Христовом, Его Святом Воплощении от Девы Марии в нашу человеческую природу, Его Небесном учении о жертвенной любви к которой мы призваны, Его Божественной Жертве на Голгофском Кресте за грех человеческий, Его славном Воскресении и Вознесении, а затем, и ниспослании от Отца всеосвящающего и возрождающего нас к вечной жизни в Боге Святого и Божественного Духа.
С новым церковным годом Вас, дорогие братья и сестры.
Настоятель Свято-Ильинского храма в городе Выборге прот. Игорь Аксенов.
http://www.olina-tula.ru/news.php?extend.54.10
Священномученик Пимен (Белоликов), епископ Семиреченский и Верненский
Священномученик Пимен, епископ Семиреченский и Верненский, в миру Пётр Белоликов, родился в тысяча восемьсот семьдесят девятом году в Новгородской губернии. Он закончил Киевскую Духовную Академию и еще студентом принял монашеский постриг. Пимен много трудился как миссионер в Персии, нынешнем Иране. Он быстро овладел местными языками и защищал интересы сирийского христианского меньшинства перед властями. Отец Пимен находил время на научную работу, издавал миссионерский журнал. Накануне революции владыка получил назначение на недавно созданную в Казахстане кафедру Семиреченскую и Верненскую. По воспоминаниям большевиков народ шёл к епископу Пимену с утра до вечера. Советская власть серьёзно опасалась «двоевластия» в регионе. Епископ препятствовал разжиганию розни между казачеством и крестьянством, помешал изъятию церковных ценностей из кафедрального собора. Владыку убили в сентябре восемнадцатого года. Красноармейцы ворвались на занятие детского кружка, которое вел Пимен. Они потребовали, чтобы епископ ехал с ними. Владыку Пимена расстреляли за городом. Сейчас на месте его гибели стоит памятный обелиск.
Радуйся святителю Христов Иоасафе, чудотворче предивный!
Забота святого Владыки Иоасафа о бедных
Одной из главных своих забот владыка Иоасаф считал помощь бедным. Он лично навещал обездоленных судьбой людей, неся им духовную и материальную помощь. Святитель часто посещал больных и приносил им исцеление. Все доходы с вотчин архиерейского дома епископ Иоасаф употреблял на помощь неимущим, причем старался помогать не демонстративно, а, по возможности, незаметно, тайно. Перед большими праздниками он посылал келейника в жилища многодетных семей и сирот. Келейнику давал наказ: положить незаметно подарок на порог или под окно, стуком в стену дать сигнал хозяевам и удалиться, чтобы никто не видел принесшего подаяние. Через своих помощников Иоасаф узнавал, кто в чем нуждается: кому нужны дрова, у кого нет пищи, одежды. Для таких шили полушубки, зипуны, рубашки. Епископ Иоасаф и сам под покровом ночной темноты не гнушался разносить по домам бедствующих вязанки дров, пищу, одежду, деньги. Святитель мог «принять образ раба для того, чтобы накормить голодного, одеть нагого, согреть холодного».
Однажды, перед праздником Рождества Христова доверенный келейник святителя Иоасафа, который обычно по его заданию тайно разносил подарки бедноте, неожиданно заболел. Как быть? Поручить раздачу подарков другому человеку – значит открыть тайну новому лицу. И тогда тайное может стать явным. А это нежелательно. Но и оставить бедные семьи без рождественских подарков тоже нельзя. И тогда владыка взял этот труд на себя, поскольку и прежде не раз его проделывал. Он переоделся в простонародную одежду и под покровом ночи с тяжелым мешком на плечах направился в город. К счастью, его ухода из архиерейского дома никто не заметил, так как привратник отлучился от своего поста. Благополучно разложив подарки у порогов бедных жилищ, святитель в темноте возвращался в свои покои. Но привратник к тому времени успел вернуться на пост. Заметив, что к воротам подходит какой-то человек, сторож окликнул его. Епископ Иоасаф не решился назвать себя и хотел молча войти в покои. Однако сторож воспротивился, полагая, что в дом хочет пробраться вор и нанес ему несколько сильных ударов. Побитый, но неузнанный святитель всё же добрался до своих покоев. А когда дело прояснилось, и привратник испугался, что может понести наказание, владыка позвал его к себе, милостиво простил и даже наградил за верную службу.
Чудеса святителя Иоасафа
1. Однажды крестьяне села Сажное приехали в Белгород к святителю Иоасафу просить его благословления и молитв о ниспослании дождя, ибо стояла сильнейшая засуха и черви подтачивали хлеб. Выслушав просьбу, святитель обратился к стоявшему тут же, подле них, своему кучеру и приказал ему к завтрашнему дню подготовить сани для поездки в указанное место. Это было под Троицын день. Услышав такое приказание, отданное в знойный день, летом, когда стояла необычная засуха, крестьяне, недоумевая, удивленно переглядывались между собой. Заметив их недоумение, святитель еще раз твердо и определенно повторил свое приказание, подчеркнув, что к завтрашнему дню должны быть приготовлены именно сани. К утру выпал снег в таком количестве, что жители Белгорода ездили на санях, а образовавшаяся влага от таяния снега поддержала урожай, согнав с полей червя.
2. Сын кондуктора Южных железных дорог Топорова до восьми лет ничего не говорил, хотя, по всем признакам, слышал то, что ему говорили. Неотчетливо и с большим усилием он мог произносить лишь «папа», «мама». Наступило время учения, но отдавать мальчика в школу было нельзя, из-за чего родители сильно сокрушались, особенно мать. Уже не надеясь на медицинскую помощь, родители усердно просили Бога об исцелении сына. Раз во сне явился матери старец в черном монашеском одеянии и посоветовал ей помолиться у мощей святителя Белгородского Иоасафа. Проснувшись, женщина рассказала об этом сне своему мужу. «Надо послушать старца, – ответил муж. – У нас есть бесплатный билет, возьми его и поезжай с сыном в Белгород». Мать поехала с больным сыном в город. У пещерки святителя они усердно помолились и радостные от того, что исполнили совет старца, поехали обратно. И… о чудо! Через четыре дня сын заговорил. Он поступил в Белгородское городское училище и учился там на «отлично».
3. Ксения Фоменкова родилась здоровой и до двенадцати лет была совершенно нормальным, подвижным ребенком. С целью приучиться к труду она посещала шерстомойное заведение. Тут она однажды упала в воду, отчего сильно испугалась, да ещё и за неосторожность была сильно побита старшими. С тех пор девочка стала болеть и хиреть. У нее парализовалась вся левая часть организма: одеревенели левая рука и левая нога, голова поникла на левую сторону, рот перекосило влево. Девочка не могла ходить, вскоре она потеряла возможность говорить, изо рта стала течь слюна, произошло потемнение рассудка. Мать не знала, что и делать с таким ребенком. Прошло более года. Врачи находили ее здоровье безнадежным. Тогда мать решила обратиться за помощью к Богу. В августе 1880 года, когда девочке было более 13 лет, мать вместе с соседкой своей привела под руки больную Ксению в пещерку Иоасафа. Совершили панихиду, после чего больную положили на гроб святителя, и девочка тут же почувствовала облегчение; она сама смогла встать на ноги, сама пошла домой, пробудилось и прояснилось сознание. Через неделю Ксению снова привели к гробу святителя, совершили панихиду и снова положили больную на гроб святителя, и с этого дня она стала видимо и быстро поправляться: Ксения свободно стала ходить, владеть руками и говорить. Третий раз к гробу святителя она уже пошла самостоятельно и возвратилась домой совершенно здоровой. В июле 1896 года выздоровевшая Ксения Фоменкова вышла замуж.
4. В наше время тоже есть свидетельства чудес, которые происходили буквально на глазах у людей. Владыка Белгородский Иоанн делится сведениями о чудесах святителя из личного опыта: «Мы пришли к мощам великого чудотворца с официальной делегацией. Был вечер. Все приложились к мощам. В этот момент на коляске привезли ветерана афганской войны. В результате ранения у него были парализованы ноги, и он не мог самостоятельно передвигаться. И когда его поднесли к мощам, он приложился – и вдруг… все услышали такой крик. Это кричал тот человек. Он кричал, что почувствовал свои ноги сразу после того, как приложился к мощам. Потом он соскочил с коляски и начал бегать по храму. Это было у всех на глазах! Свидетелями стали все участники делегации – высокопоставленные лица России, и для них – очевидцев – это было потрясением! Можно только представить, каково было потрясение для самого человека!
В 1911 году, при канонизации святителя шла процессия, и многие, особенно страдающие болезнью ног и рук, исцелялись, и даже стоял хруст, когда мощи несли. Об этом сохранилось очень много свидетельств. Более 157 лет прибегают верующие к мощам святителя, и один Бог знает, сколько за это время случилось чудесных исцелений – прозрело слепых, заговорило немых от рождения, поднялось с одра расслабленных».
http://pokrow-besedino.prihod.ru/news/guid/1127276
Святые пророк Захария и праведная Елизавета
Пророк Захария и его жена праведная Елизавета (Елисавета) происходили из священнического рода. Святая Елизавета приходилась сестрой праведной Анны, матери Пресвятой Девы Марии. Святой Захария служил при Иерусалимском храме. Евангелист Лука упоминает о Захарии и Елизавете в первой главе своего Евангелия, где повествует о рождении пророка Иоанна Крестителя. Он говорит, что “оба они были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно”. Достигнув престарелого возраста, они оставались бездетными. По этой причине они перенесли немало скорбей, потому что бесплодие у евреев считалось Божиим наказанием за грехи.
Наконец Господь послал архангела Гавриила возвестить Захарии, который молился в храме, о предстоящем рождении у него сына. Архангел повелел назвать сына Иоанном и предсказал, что Иоанн исполнится Духа Святого еще с утробы своей матери, что он многих из сынов израилевых обратит к Богу, действуя в духе и силе пророка Илии. Вся его деятельность будет направлена на приготовление людей к пришествию Спасителя.
Вскоре после явления архангела Елизавета зачала. При рождении Иоанна Крестителя произошло чудо: Захария, который до этого пребывал немым, получил снова дар речи. В святом восторге Захария вознес хвалу Богу и предсказал своему новорожденному сыну: “Ты наречешься пророком Всевышнего, ибо предыдешь пред лицем Господа, приготовить пути Ему”.
Недолго, впрочем, радовались праведные родители своему долгожданному сыну. Спустя шесть месяцев в Вифлееме родился Господь Иисус Христос. Царь Ирод, узнав об этом, испугался, что потеряет свои престол и приказал умертвить всех младенцев в Вифлееме и его окрестностях. Праведный Иосиф с Девой Марией и Младенцем Христом бежали в Египет, а праведная Елизавета, спасая Иоанна, убежала в пустыню около Мертвого моря. Царь Ирод, ища Иоанна, послал воинов в храм выведать от Захарии, где скрывается Елизавета. Когда Захария отказался открыть им ее местонахождение, воины убили его между храмом и жертвенником. По преданию, пролившаяся кровь его затвердела на мраморном полу и в течение многих лет напоминала богомольцам о злодействе Ирода.
Праведная же Елизавета поселилась со своим младенцем в одной из пещер. Жила она, впрочем, недолго: младенцу Иоанну исполнилось только несколько лет, когда он осиротел. Хранимый Господом и питаемый ангелами, он оставался в суровой пустыне до дня своего явления израильтянам проповедником покаяния.
http://www.pravmir.ru/prorok-zaxariya-i-pravednaya-elisaveta
19 сентября - воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (Колоссах)
Праздник воспоминания чуда Архистратига Михаила установлен по следующему случаю. Близ Иераполя, в Колоссах фригийских, над источником, подававшим чудесно исцеления, находился храм святого Архистратига Михаила. Храм был построен в благодарность за исцеление по ходатайству Архистратига Михаила. При храме поселился отрок Архипп для исполнения пономарской службы. Он вел жизнь подвижническую: питался весьма скудно, носил одежду ветхую и спал на камнях, и при этом обращал многих язычников ко Христу. Язычники неоднократно нападали на Архиппа и оскорбляли его и даже били. Наконец, они задумали разрушить самый храм и убить Архиппа. Недалеко от храма протекали две реки, и они решили пустить обе реки на храм и чудотворный источник. Выкопали глубокий и широкий ров и наполнили его водою из рек. Святой Архипп видел замыслы врагов и молился в храме святому Архистратигу Михаилу сохранить храм и источник. Между тем, язычники уже готовились пустить воду в храм, а сами стали на возвышенности, чтобы видеть погибель святого места с Архиппом. Вдруг святой Архипп слышит голос, внушивший ему выйти из храма. Он вышел и увидал Архистратига Михаила, который повелел ему смотреть, как Бог сохранит храм. Архистратиг поднял свою правую руку и удержал стремление вод, которые уже были пущены, повелев им идти в расселину большого камня, находившегося близ храма, и сам после того сделался невидим. Скончался святой Архипп в глубокой старости.
Святой Архипп, чудесно избавленный Богом от смертной опасности по ходатайству Архистратига Михаила, верным служителем коего он был, напоминает нам, возлюбленные мои братия, о той отрадной истине, что христианин ничего не должен бояться, если с ним Бог, говорящий ему: "Не бойся, Я с тобой!".
"Бывает, - говорит святитель Тихон Задонский, - что мать утешает свое плачущее дитя и говорит ему: не бойся, я с тобою! Вот также и милосердый, человеколюбивый Бог, наш Создатель, Отец щедрот и Бог всяких утех, говорит всякой верующей душе, которая находится в искушениях и напастях, скорбит, сетует и боится: не бойся, говорит ей Господь: Я с тобою! Я твой Создатель, Я твой Искупитель, Я твой Спаситель, Я твой Помощник и Заступник, Я, Который в руце Своей все содержу и Которому все повинуется, Я с тобою! Рече Сион: остави мя Господь, и Бог забы мя. Еда забудет жена отроча свое, еже не помиловати исчадия чрева своего? Аще же и забудет сих жена, но Аз не забуду тебе, глаголет Господь (Ис. 49, 14 -15). Аще преходиши сквозе воду, с тобою есмь, и реки не покрыют тебе, и аще сквозе огнь пройдеши, не сожжешися, и пламень не опалит тебе. Яко Аз Господь Бог твой Святый Израилев спасаяй тя.
Так был Господь с верным Своим Ноем, и сохранил его от всемирного потопа.
Был с верным Своим Лотом, и сохранил праведника от казни содомской.
Был с рабами Своими Авраамом, Исааком и Иаковом, сохранил их на земле странствования их, как написано о них: не остави человека обидети их, и обличи о них цари: не прикасайтеся помазанным Моим, и во пророцех Моих не лукавнуйте (Пс. 104, 14 , 17).
Был со Иосифом, и в нашедших ему искушениях и страданиях сохранил его и прославил.
Был с Давидом помазанником Своим в различных искушениях и гонениях, и сохранял раба Своего от врагов его.
Был с Ионою во глубине морской, и сохранил его во чреве китове, и избавил его от зверя морского.
Был с тремя отроками в пещи вавилонской, и угасил им силу огненную, и научил их петь благодар-ственную песнь.
Был с Даниилом в рове, и заградил уста львов, и избавил его оттуда.
Был с апостолами, был с мучениками, и сохранил их посреди ужасных мучений.Был с пустынниками, жившими в пещерах, в вертепах и пропастях земных, и сохранил их от козней вражиих.
Был и есть и будет до скончания века с верными рабами Своими, по неложному Своему обещанию: се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века, аминь (Мф. 28, 20 ). - О Божественного, о любезного, о сладчай-шего Твоего гласа! С нами бо неложно обещался еси быти до скончания века, Христе, Его же вернии утверждение имуще радуемся. Вот почему верные рабы Его, ощущая присутствие Его и живое утешение, дерзают, воскипают и поют песнь в радости духа: Бог нам прибежище и сила, помощник в скорбех, обретших ны зело. Сего ради не убоимся, внегда смущается земля и прелагаются горы в сердца морская. Господь сил с нами, заступник наш Бог Иаковлев (Пс. 45, 2 , 3, 12). Аще и пойду посреди сени смертныя, не убоюся зла, яко Ты со мною еси, Боже (22, 4). Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся? Господь защититель живота моего, от кого устрашуся" (Пс. 26, 1 ).
"Смотри, христианин, сам-то ты будь только Божий, а Бог Своего не оставит, - наставляет тот же святитель. - Веруй сердечно в Него, яко в Бога, угождай Ему верой и правдою; всю надежду свою на Него возлагай, и от сердца призывай Его, Он - близ тебе есть, с тобою есть, спасаяй тя Святой Израилев. И где бы ты ни был, в каком бы искушении или скорби ни находился - Он всегда с тобою, и смотрит на подвиг твой, и невидимой рукою укрепляет тебя и помогает тебе, и хотя бы все злые люди восстали против тебя, и бесовские полки окружили тебя - ничего не успеют. Господь сохранит тя, Господь покров твой на руку десную твою. Господь сохранит тя от всякого зла, сохранит душу твою Господь. Господь сохранит вхождение твое и исхождение твое от ныне и до века (Пс. 120, 5 , 8). - Не остави мене, Господи Боже мой, не отступи от мене, вонми в помощь мою, Господи спасения моего! (37, 22, 23). Господи сил, с нами буди, иного бо, разве Тебе, помощника в скорбех не имамы: Господи сил, помилуй нас!"...
Протоиерей Григорий Дьяченко
http://orthodox.etel.ru/2005/35/k_19mixail.htm
Если я храм Духа Святого
Обожение
– Вижу, вы люди очень занятые, и можно было бы сказать многое – если бы нужно было говорить, – но, думаю, что в этой жизни важно подвизаться ради жизни тамошней. Ведь Бог дал нам время и эту жизнь для того, чтобы мы пришли к Нему подготовленными. А мы не знаем – ибо нам не дано знать – ни мига, ни часа, когда отойдем ко Господу, чтобы дать отчет. Ведь Бог создал нас не без цели. И цель Он объявил еще в самом начале Библии, в книге Бытия, глава 1: 26: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему». А следующий стих гласит, что «сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его», – а о подобии не упоминается ничего, потому что его должен был осуществить Адам.
Итак, вот цель нашей жизни – обожение, ибо написано: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5: 48).
Молитва и святость
– Мы не знаем, как выглядит Бог, как читаем это у Иоанна, глава 1: 18: «Бога не видел никто никогда». Это правда, но мы можем встретиться с Ним на молитве. Войди в свою комнату, в клеть свою, в сердце свое и прежде всего хорошенько задумайся, с Кем ты будешь говорить, а потом скажи так, как научу тебя я, старый человек: «Господи, благодарю Тебя, Господи, что привел меня говорить с Тобой, меня… самого грешного человека!» А затем стой и говори с Богом.
Ведь чего Он от нас хочет? Чтобы мы выкинули изнутри все грехи, оскверняющие нас. В полночь – или даже и в полдень, ибо мы весь день грешим, – войди в клеть души своей и беседуй с Тем, Кто «очищает все беззакония твои» (ср.: Пс. 102: 3). И скажи тогда: «Прости меня, Господи, прости меня, ибо я не знал, что перед очами Твоими они происходят! Я ведь был бесчувствен и о Тебе не думал». И делай так изо дня в день и учись стоять пред Богом, ибо так ты очистишься и приготовишься к грядущему Суду.
И еще ты увидишь свою малость и множество своих грехов, но и великодушие Бога, «не хотящего смерти грешника, но чтобы он обратился и жив был» (ср.: Иез. 33: 11).
Все молитвы красивы, и хорошо, что вы читаете их и по Часослову, и Канон молебный ко Пресвятой Богородице, – но если у вас мало времени, станьте пред Богом, как я учил вас, и говорите Ему от всей полноты вашего сердца. Делайте так и начнете ощущать Бога! И будете сознавать, что всё, что делаете, вы делаете пред Богом!
Помните, что, когда прекращается ваша молитва, тогда начинается грех! Уже само прекращение молитвы есть грех.
И, опять же, вспоминайте, что, когда прекращается ваша молитва, тогда начинается грех! Уже само прекращение молитвы есть грех, ведь Бог сказал: «Будьте святы!» – а о святых, не имеющих молитвы, я не слышал. И апостол Павел говорил, чтобы мы молились… «непрестанно»! Непрестанно, а не время от времени.
В былые века не было ни священников, ни церквей, ни монахов – была только община верующих посреди языческого мира. Это им говорил апостол, чтобы они молились непрестанно, и это увещание подходит и для вас, не имеющих времени на молитву, ведь и жившие во времена апостольские тоже не знали, сколько еще у них будет времени на молитву, потому что всегда были преследуемы.
Болезнь души
– А теперь посмотрим на это и по-другому: мы уйдем на тот свет. Мы умрем для мира сего: и здесь у нас болит, и там болит… И когда у нас что-нибудь начинает болеть, мы бежим к врачу и заботимся о телах наших. А болезнь души? Почему мы о ней совсем не заботимся? Может случиться так, что душа твоя больна, а ты не знаешь, чем она страдает. Когда у тебя заболевает тело, ты идешь к врачу за исцелением. Точно так же, когда у тебя болит душа, ты должен искать утешения и исцеления у духовника.
Истинно здоровый человек всегда имеет Бога в сердце своем.
Знайте, что истинно здоровый человек всегда имеет Бога в сердце своем. В Евангелии от Луки, глава 17: 21, если вы читали, то знаете, что там написано так: «Царствие Божие внутрь вас есть». Также мы находим в 1-м Послании к коринфянам, глава 3: 16, другой текст, подтверждающий этот: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?»
Вы видите, что апостол Павел ставит вопросительный знак: «Неужели вы действительно не знаете, что Бог живет в вас?» То есть тело является храмом Духа Святого. Тела некоторых святых потому не разлагаются и издают благоухание, что всю свою земную жизнь они прославляли в себе Бога. Всю жизнь они усиливались освятиться.
Любовь и милосердие
– Вы знаете, что «Бог есть любовь», ведь апостол Иоанн в своем 1-м Послании пишет, что «кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» (1 Ин. 4: 8). А у Луки, глава 6: 36, написано так: «Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд». Любовь и милосердие. Итак, вот чего хочет найти Бог в сердце человека – любви и милосердия. А если находит их, тогда Его Царство пребудет в сердце том.
Каждый должен подумать: находится ли Царство Божие во мне? Есть ли у меня столько любви и милосердия? А если дела обстоят так, – а они, конечно, обстоят так, потому что Бог не лжет, – тогда человеку следовало бы спросить себя: а какие мысли должны исходить из моего ума, если я храм Духа Святого?
Поэтому хранение помыслов – великое дело в борьбе с противником. Однако злоба не могла бы достигнуть сердец наших, если бы они были полны любви и милосердия, ибо и Господь говорит: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим нас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5: 44). Какое зло смогло бы опечалить вас, если бы вы любили своих врагов?
Вам следует знать, однако, что во 2-м Послании к Тимофею, глава 3: 12, написано, что «все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы». Итак, надо ожидать скорбей и печалей, если вы желаете Царства Божия, а за гонящих вас Спаситель говорит, чтобы вы молились.
Обида и самооправдание
– Первое, чем заболевает душа, – это самооправдание. Человеку трудно терпеть «обиду» в мире, не ненавидя того, кто причинил ее.
– Святой Исаак Сирин говорит, что «кто может терпеть обиду и в его силах – оправдать ее, тот стяжал утешение от Бога».
– Безусловно, это так. А как это еще могло бы быть, если бы, вместо того чтобы отвечать на обиду ненавистью, ты дружелюбно улыбнулся бы своему гонителю и помолился бы за него?
Хороший христианин не должен иметь врагов. По меньшей мере волей и ведением. И не только ради себя самого: если ты знаешь, что у кого-то по твоей причине возникает повод к преткновению, пойди и испроси у него прощения – ибо если ты будешь гневаться на него, то будут два человека, охваченных ненавистью, а если обратишься к нему с любовью, то, может, приобретешь его, и вы оба обретете покой.
Бог сказал, чтобы вы прощали, ибо тогда и сами будете прощены. А кто из нас не нуждается в прощении? Тогда зачем же тебе лишаться его и самому себя оправдывать, когда ты знаешь, что наилучшее прощение подаст Бог, поскольку только Он знает сердца человеческие? Предоставь же Богу правду и воздаяние, и душа твоя обретет покой таким образом.
И мы не можем сделать этого без духовника. Когда человек пошел к духовнику и поплакал о грехах своих, исповедуя их со времен своего младенчества, тогда он
Иеросхимонах Иулиан (Лазар).
С иеросхимонахом Иулианом (Лазаром) беседовал Джордже Крышнян
Перевела с румынского Зинаида Пейкова
Слово в субботу перед воздвижением креста Господня
Когда было обретено Животворящее древо Христа Спасителя, то по желанию всего народа этот Крест был воздвигнут на высокой горе, и здесь он руками Патриарха Макария был воздвигаем пред всем народом; а весь народ и весь клир, созерцая Животворящий Крест, обагренный Кровию Христа Спасителя, со слезами и умилением взывал: «Господи, помилуй! Господи, помилуй! Господи, помилуй!». И ныне, в воспоминание этого события, совершается трогательный обряд Воздвижения Животворящего Креста Господня.
Вы сейчас узрите, как святой крест будет возвышаться и опускаться долу моими грешными руками.
Что означает этот обряд?
Что означает возвышение креста?
Возвышение креста значит возвышение человека, украшенного образом и подобием Господа и живущего в раю в блаженном и невинном состоянии.
Низложение долу креста означает человека, поддавшегося искушению диавола и нарушившего заповедь, данную Господом, человека, который ниспал и совершенно погиб бы, если бы Христос Своими страданиями не искупил весь род человеческий.
Теперь, спросите, что означает вода, которая будет возливаться на крест? Эта вода означает кровь Христову, которую пролил на кресте Иисус Христос и которою Он омыл грехи всех человеков.
Теперь, спросите вы еще, что означает это постоянное многократное повторение «Господи, помилуй!»? Зачем оно нужно — повторение этой краткой молитвы? -
Зачем; оно так часто повторяется? А вот зачем: затем, что бывают такие минуты, когда самая ожесточенная душа, когда даже и самая загрубелая совесть испытывает невообразимые мучения, когда, как страшные лица, пред нею проходит все прошедшее, все содеянное в жизни, все грехи, беззакония, злоба, несправедливость, обиды, — тогда душа человека томится и тоскует, и если человек вовсе не лишен веры, тогда ему остается только одно — взывать: «Господи, помилуй! Господи, пощади! Господи, спаси!».
Но, братие, каждый человек, хотя бы он был и самый благочестивый, самый добродетельный, тем не менее без греха не проживает, хотя бы очень кратковре-менна была его жизнь. Сколько раз мы изменяли обетам, данным при крещении; сколько раз при покаянии очищали свою душу и снова падали, сколько раз дерзали причащаться Тела и Крови Христовой, этого страшного Таинства, и снова падали... И остается нам взывать: «Господи, помилуй! Господи, помилуй!».
И благо нам, если мы в этой жизни принесем покаяние: там, за гробом, нет возможности покаяться... все тогда пропало. Будем спешить приносить покаяние. В жизни все быстро проходит, все изменяется — и молодость, и счастие, и радости, — а впереди зияет пропасть.
Припадем пред Животворящим Древом Креста Христова и будем из глубины души взывать: «Господи, помилуй! Господи, помилуй! Господи, помилуй!».
Митрополит Трифон (Туркестанов).
Проповеди и молитвы. - М.: Сретенский монастырь
Православный Календарь с 14 Сентября 2014 г. по 20 Сентября 2014.
Воскресенье, 14 Сентября 2014 года. Неделя 14-я по Пятидесятнице.
Начало индикта - церковное новолетие. Прп. Симеона Столпника (459) и матери его Марфы (ок. 428). Мч. Аифала диакона (380). Мцц. 40 дев постниц и мч. Аммуна диакона, учителя их (IV). Мц. Каллисты и братий ее мчч. Евода и Ермогена (309). Прав. Иисуса Навина (XVI в. до Р.Х.). Собор Пресвятой Богородицы в Миасинской обители
Понедельник, 15 Сентября 2014 года. Седмица 15-я по Пятидесятниц.
Мч. Маманта (275), отца его Феодота и матери Руфины (III). Прп. Иоанна постника, патриарха Цареградского (595). Прпп. Антония (1073) и Феодосия (1074) Печерских. Мчч. 3618 (3628) в Никомидии (III-IV). Калужской иконы Божией Матери (1771).
Вторник, 16 Сентября 2014 года.
Сщмч. Пимена, еп. Верненского (1918).
Сщмч. Анфима, еп. Никомидийского и др. Домны девы и Евфимия (302). Прп. Феоктиста, спостника Евфимия Великого (467). Блж. Иоанна Власатого, Ростовского чудотворца (1580). Св. Фивы диакониссы Кенхрейской (I). Мц. Василиссы Никомидийской (309). Сщмч. Аристона, еп. Александрийского. Свт. Иоанникия, патриарха Сербского (1349). Писидийской иконы Божией Матери (608)
Среда, 17 Сентября 2014 года.
Сщмч. Вавилы, еп. Великой Антиохии, и с ним трех отроков: Урвана, Прилидиана, Епполония и матери их Христодулы (251). Прор. Боговидца Моисея (1531 г. до Р.Х.). Обретение мощей свт. Иоасафа, еп. Белгородского (1911). Второе обретение мощей свт. Митрофана, еп. Воронежского (1989). Мц. Ермионии, дщери ап. Филиппа диакона (ок. 117). Мч. Вавилы Никомидийского и с ним 84-х отроков (IV). Мчч. Феодора, Миана, Иулиана и Киона (305-311).Иконы Божией Матери, именуемой Неопалимая Купина (1680).
Четверг, 18 Сентября 2014 года.
Прор. Захарии и прав. Елисаветы, родителей св. Иоанна Предтечи (I).Прмч. Афанасия Брестского (1648). Убиение блгв. кн. Глеба, во св. Крещении Давида (1015). Мчч. Фифаила и сестры его Фивеи (Вивеи) (98-138). Мч. Сарвила. Мц. Раисы (Ираиды) (ок. 308). Мчч. Иувентина и Максима воинов (361-363). Мчч. Урвана, Феодора и Медимна и с ними 77-ми мужей от церковного чина, в Никомидии пострадавших (370). Мч. Авдия (Авида) в Персии (V). Явление ап. Петра имп. Юстиниану в Африке.
Пятница, 19 Сентября 2014 года.
Воспоминание чуда Архистратига Михаила бывшего в Хонех (Колоссах) (IV). Мчч. Евдоксия, Зинона и Макария и с ними 11-ти тысяч в Атмении (311-312). Прп. Архиппа (IV). Мчч. Ромила и с ним многих других (107-115). Сщмч. Кирилла, еп. Гортинского (III-IV). Мчч. Кириака, Фавста пресвитера, Авива диакона и с ним 11-ти мучеников (ок. 250). Прп. Давида Египетского (VI). Киево-Братской (1654) и Арапетской икон Божией Матери
Суббота, 20 Сентября 2014 года.
Суббота пред Воздвижением. Предпразднство Рождества Пресвятой Богородицы. Мч. Созонта (ок. 304). Свт. Иоанна, архиеп. Новгородского (1186). Прмч. Макария Каневского, архим. Овручского, Переяславского (1678). Прп. Серапиона Псковского (1480). Апп. от 70-ти Евода (66) и Онисифора (после 67). Мч. Евпсихия (117-138). Прп. Луки (после 975).Прп. Макария Оптинского. Новосщмч. иерея Иоанна (Масловского) (1921).
Святителю отче Иоасафе, моли Бога и о нас грешных!