11 неделя по Пятидесятнице (24.08.2014)
Успение Пресвятой Богородицы
С престольным праздником!
О прощении
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодня мы слышали, как Господь говорил Своим ученикам, а значит и каждому из нас, притчу об очень важном, но и о, пожалуй, самом трудном – о необходимости прощать (см.: Мф.18, 23-35).
Господь прощает нам все огорчения, которые мы доставляем Ему, постоянно преступая Его заповеди, постоянно совершая грехи, которым несть числа. При условии нашего раскаяния, искреннего покаяния, т.е. изменения всего строя нашей жизни к лучшему, Господь Милосердный, как любящий Отец, все прощает нам.
Как же можем мы при этом не простить тому, кто нас обидел, кто просит у нас прощения за нанесенные обиды, или даже и не просит? Но, если не сможем простить, и самим не придется ожидать прощения от Отца нашего Небесного (см.: Мф.18, 35).
Есть в этой жизни такие вещи, которые человеку очень трудно и даже решительно невозможно простить. Действительно, согласно общепринятому безбожному мнению, как можно простить тому, кто тебя предал, обманул, оклеветал, обокрал, физически изуродовал, кто увел у тебя жену (или мужа), как можно простить врачу его профессиональную ошибку, из-за которой ты сам стал инвалидом или потерял родного человека?.. Не перечислить всех поводов, когда человек взрывается проклятиями и мучается жаждой мщения, пусть даже иногда и не говорит это вслух.
Но Господь, Который пришел спасти нас от греховного плена, спасти нас от самих себя, очистить наши души и сердца от зла, Сам нам прощает еще и бóльшие наши грехи. И это не только слова. Он показал это нам Сам на деле, когда, умирая, сказал с Креста: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк.23, 34). Господь последним Своим вздохом прощает Своих оскорбителей, мучителей и убийц, находя для них извинение: «Не знают, что делают». Господь простил на только тех Своих современников, но и всех нас…
Человеку без Бога действительно очень трудно или совершенно невозможно простить обидчика, ибо никаких человеческих сил не хватит, чтобы успокоить уязвленное самолюбие. Это правда!
И что же делать?..
Святые отцы советуют каждому из нас очень внимательно и очень честно заглянуть в самые глубины своего сердца: «Загляни же, человек, в глубину сердца твоего и разглядывай и узнавай, какая смрадная тина в нем лежит! Какое зло видишь в ближнем твоем, такое и в сердце твоем имеется, и в чем судишь и осуждаешь ближнего твоего, то и в тебе есть, хоть внешне оно и не проявляется» (святитель Тихон Задонский). И когда так человек поступит и увидит себя «во всей красе», уже не сможет найти причин, почему должен кипеть ненавистью и мщением к своему обидчику.
Однако сам человек никогда не сможет познать свою глубокую греховную поврежденность. Сам человек никогда не найдет в себе сил искренно, от всей души, от всего сердца простить. Надо в молитве просить Бога о помощи, потому что «…невозможное человекам возможно Богу» (Лк.18, 27). Господь, Который всегда рядом, услышит нашу горячую молитву, и Его Божественная благодать, «всегда немощная врачующая и оскудевающая восполняющая», коснется нашего сердца, и мы станем настолько духовно сильными, что сможем простить всех наших, даже самых страшных, обидчиков, потому что, как сказал великий апостол Павел, если Христос с нами, если Он нас укрепляет, то мы сможем все (см.: Флп.4, 13)! Аминь.
Архимандрит Иосиф (Еременко)
Святитель Тихон Задонский: 10 граней драгоценного камня
Когда шли дебаты о восстановлении Патриаршества, то об одном из кандидатов – Тихоне (Белавине) – говорили: Тих он. Те же слова можно сказать и о другом Тихоне, жившем ранее, в эпоху Екатерины.
*Свою приставку к имени – Задонский — Тихон получил по имени монастыря, в котором век коротал после отхода от дел. Достойно замечания то, что многие великие наши учителя и богословы для того, чтобы посвятить жизнь ученым трудам и молитвам постоянным, уходили с занимаемых кафедр. Таков, например, вместе с Тихоном и Феофан Затворник. Есть нечто болезненное в том факте, что управление епархией и богословские труды находятся в скрытом противоречии.
*Тихон вышел в свет из жуткой нищеты. Такой нищеты, что в зрелые годы, уже будучи архиереем, вспомнив за обедом о голодном детстве, он не мог ложку до рта донести и с плачем уходил из-за стола.
*Для меня трогательно в Тихоне то, что он – великий знаток и любитель Священного Писания. Псалтирь он знал наизусть и читал всегда по памяти, углубляясь в богомыслие. Так же хорошо знал и Евангельский текст, отчего поучался «в Законе Господнем день и ночь», как пишется в первом псалме, не требуя под руками книги. А за обедом всегда просил читать ему пророчества Исайи. Эту любовь к Святой Книге вынес он еще из детских лет, когда по ночам со свечным огарком бодрствовал над Святыми буквами.
*Век тогда на дворе стоял вольнодумный и шатающийся. Верхи общества теряли уважение к вере из-за чада заморских идей. Простой люд прозябал в невежестве традиционном. С этой точки зрения Тихону пришлось учить и напоминать пастве вещи прописные и элементарные. Монахам он напоминал, какими обетами они со Христом связались. Священникам объяснял смысл Литургических действий, как если бы они все еще в семинарии учились. Умолял Слово Божие, хотя по малу, ежедневно читать. Просил даже ограды вокруг храмов ставить, чтоб домашний скот на паперти не заходил (!).
*Некоторым труды Тихона были по сердцу. Большинство же встречало непривычную ревность владыки с холодным равнодушием (увещательные письма к монастырям, бывало, Тихону отправляли нераспечатанными – «сам, мол, читай»). Некоторые же озлоблялись даже до рукоприкладства. Случалось Тихону быть битым от игумена (!) в Задонском монастыре. Даже юродивый местный ударил его по щеке однажды, сказав: «Не высокоумь». Впрочем, это уже битье иного рода и для других целей. Но вообще интересно до дрожи – многократно битый по щекам от разных людей святой епископ!
*Писания Тихона Задонского кажутся до крайности простыми. Святой Филарет Московский в разговоре с Игнатием (Брянчаниновым) сказал, что писания Тихона – «неглубокая река, но в ней есть золотой песок». Кажущееся отсутствие глубины в текстах Задонского архиерея объясняется темнотой паствы и необходимостью доносить до нее прописные, казалось бы, истины. Но стоит вчитаться в эти строки, как начинаешь понимать – здесь не слова одни. Здесь – опыт. Прежде чем дать людям молоко, сам он питался твердой пищей.
*Собственное богословское творчество в ту пору на Руси было диковинным явлением. Всякий богослов по окончании школы носил в уме либо фундаментальные, либо отрывочные знания на латинском языке. Пастве от них не было ни холодно, ни жарко. Нужно было переводить, творчески осваивать и переваривать иноязычную и инославную мудрость на пользу родной паствы. Желающих было очень немного, и Тихон был один из них. Вот почему идею своей чудесной книги «Сокровище духовное от мира собираемое» он позаимствовал у известного тогда западного писателя Арндта. Вообще же в творчестве Тихон самостоятелен, и кроме Священного Писания цитирует одного лишь Златоуста, да и того не часто.
*Всякий человек есть сын своей эпохи. Большинство людей только детьми своей эпохи и являются. Но цель в том, чтобы преодолеть земное притяжение и стать сыном вечности. Тогда человек будет принадлежать уже всем эпохам, чудотворно влияя на ход истории. Тихон влияет на нас, поскольку вошел в число молитвенников и за Русскую землю, и за Вселенскую Церковь.
*Вообще образ Тихона на фоне эпохи одинок и скорбен. Это не образ святости, бодро шагающей в Небесное Царство (такая вряд ли существует, но многим хочется именно такой). Тихон – пример человека, плачущего о себе и о других. Он – пример человека чуткого и ранимого, измученного окружающей грубостью, вошедшей в привычку. Он человек проницательный и внимательный, ужасающийся повальной беспечности и рассеянности. Как житель затерянного в океане острова, он писал свои книги и бросал их в воду в надежде на сочувствие незнакомого читателя. Сегодня эти книги нужно читать миллионам православных потомков.
*Перед смертью было ему видение. Высокая лестница, теряющаяся в облаках и голос: «Взойди!» Он идет, поднимается с трудом и страхом. И уже внизу не видно земли, а вверху все еще не видно конца. Страшно. Но тут множество рук слева и справа начинают поддерживать его и помогать подниматься.
Сон был истолкован так. Лестница ведет в Небесное Царство. А руки – это молитвы людей, которых Тихон учит и назидает. Этими молитвами он в Небесный Рай и войдет.
Какое утешение всякому проповеднику! Какое ободрение в трудах! Но теперь Тихон уже достиг цели, и никакие руки его больше не подталкивают. Зато сам он может протягивать руку с высоты и помогать подниматься тем, кто взывает о помощи. В день памяти Тихона я буду просить: «Отче Тихоне, моли Бога о мне!» И вы просите.
http://www.pravmir.ru/svyatitel-tixon-zadonskij
Проповедь в праздник Успения Пресвятой Богородицы
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Всех вас возлюбленные о Господе братья и сестры сердечно приветствую и поздравляю с радостным для всех нас праздником Успения Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Для нашего собора этот праздник является престольным, так как нижний храм собора посвящен Успению Божией Матери.
Всякий раз, когда мы совершаем молитвенное воспоминание этого славного и чудного события, наше сознание, возможно, посещает и такая мысль: «А почему Церковь так радостно прославляет это, казалось бы, печальное событие? Почему мы призываемся Церковью к духовному ликованию?»
То, что мы сегодня отмечаем, именуется не смертью, а Успением Пресвятой Богородицы. Во всех словарях параллельно со словом «успение» мы найдем слово «смерть». Но Дева Мария не умерла. Ее не постигла та участь, которая постигает любого человека, живущего на земле. Она уснула и через некоторое время была вознесена не только душой, но и телом в небесные обители Ее Божественного Сына.
На третий день после того, как ученики Христа Спасителя положили в пещере пречистое тело Богородицы, в Иерусалим явился апостол Фома, который опоздал к моменту прощания с Девой Марией. Он очень переживал от того, что не смог воздать последнее целование Матери своего Божественного Учителя. Видя его скорбь, апостолы решили пойти к пещере в Гефсимании. Когда Фома вошел в пещеру, он изумился, увидев только пелены, а самого тела Богородицы там не оказалось.
В тот же вечер ученики Христа Спасителя собрались в Сионской горнице на трапезу. Когда они молились, кровля дома разошлась, и они увидели своего Господа Иисуса Христа и вместе с Ним Пресвятую Богородицу. Из уст апостолов раздались слова, которые мы и сегодня молитвенно произносим: «Пресвятая Богородица, помогай нам!» В ответ они услышали заверения Божией Матери о том, что Она не оставит этого мира и будет проявлять Свою материнскую заботу о всех людях, а особенно о тех, кто уверует в Ее Божественного Сына.
Пресвятая Богородица и ныне жива. Она пребывает не только у Престола Своего Божественного Сына, но и здесь на земле. И мы можем реально чувствовать Ее близость к нам в нашей жизни. От осознания этого ликует и радуется наше сердце в день славного Ея Успения.
Нам известно множество икон Божией Матери. Наименования этих образов свидетельствуют о реальной близости и заступничестве Пресвятой Богородицы: Покров, Взыскание погибших, Утоли моя печали, Всех скорбящих радость… Можно долго перечислять эти названия, которые свидетельствуют о том, что Матерь Божия пребывает со всеми нами. А если это так, то мы не одиноки в этой земной жизни. И когда нас одолевают скорби, печали, болезни, трудности, будем помнить, что в преодолении всего этого нам окажет помощь Царица Небесная. Нам лишь только необходимо молитвенно обращаться к Ней. Многие и многие подвижники веры и благочестия каждодневно и непрестанно молились Божией Матери, и Она всегда была их заступницей и ходатаицей перед Своим Божественным Сыном.
Мы знаем прямое свидетельство того, что Матерь Божия продолжает пребывать на земле. Вспомните житие Андрея, Христа ради юродивого. За благочестие своей жизни он еще живым был восхищен на Небо. Там Андрей стал просить своего ангела-хранителя привести его туда, где он мог бы увидеть Царицу Небесную. Ангел ответил, что Её нет здесь на Небе, Она там - на земле среди страждущих, недугующих и обремененных. Это действительно так. Она среди нас, Она любит каждого из нас, и готова оказать всем нам Свою материнскую любовь и заботу.
Все мы являемся детьми Ее Божественного Сына, а значит все мы Ее дети. Когда на Голгофе Господь и Спаситель наш Иисус Христос страдал на кресте, он обратился к Своей Матери и к возлюбленному ученику и сказал: «Жено! се, сын Твой» (Ин.19:26). В этом Святая Церковь всегда усматривала усыновление Матерью Божией всего человечества и каждого человека в отдельности. Зная об этом, мы должны ответственно нести это усыновление. Мы как дети должны быть послушны своему Господу и Его Матери. В чем должно проявляться наше послушание? В исполнении Божественных заповедей.
Будем каждодневно обращаться к Матери Божией с прошениями, которые естественно рождаются в сердце каждого из нас. И будем верить, что каждое обращенное к Ней наше слово, каждая наша молитва будет услышана Ею.
Еще и еще раз всех вас сердечно поздравляю с этим радостным и мироспасительным праздником! Аминь.
Протоиерей Валерий Захаров, 2013г
Успение Божией Матери: во что мы верим?
Богослужебные песнопения — это не только умилительные напевы и глубоко поэтичные тексты, но и напоминание всем нам о сути нашей веры. Нет ни одного догмата Церкви, который не был бы раскрыт в богослужении. Каждая служба имеет свои темы и акценты, переплетение молитвословий суточного, седмичного и годового богослужебных кругов создает неповторимый смысловой узор, дающий пищу и сердцу, и уму.
Начинать знакомство с литургическим богатством Церкви лучше с наиболее емких по смыслу ключевых песнопений праздников — тропарей и кондаков. Если вы думаете, что передать содержимое нескольких разделов учебника по догматическому богословию одной фразой невозможно, сейчас самое время убедиться в обратном.
Итак, тропарь Успения Пресвятой Богородицы, который не раз будет повторяться и на вечерне, и на утрене, и на Божественной литургии не только в сам день праздника, но и все девять дней попразднства: о чем идет речь в этом песнопении?
В рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси, Богородице, преставилася еси к животу, Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша.
1. О приснодевстве Божией Матери. Мы верим, что Она была Девой до рождения Спасителя, при самом рождении и осталась Девой после этого события.
Необычный способ рождения в мир Богочеловека предсказывал пророк Исаия: «Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис. 7:14). Об этой тайне идет речь на первых страницах Евангелия: она приводит в недоумение Саму Деву: «как будет это, когда Я мужа не знаю?» (Лк. 1:34) — и смущает Иосифа, который «будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее» (Мф. 1:19).
Человеческий ум не в состоянии постичь эту тайну и начинает придумывать более «реалистичные» вещи. Это касается не только Иосифа, но и многих наших современников, выдумавших ряд версий этого события — от почти благочестивых до откровенно богохульных. Точку в споре, какая из версий истинная, ставит посланный Богом ангел: «Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Мф. 1:20-21).
2. О том, что смерть тела не разрывает отношения между членами Церкви.
Христос на Кресте вручил Своей Матери все человечество в лице Иоанна Богослова: «Се сын Твой» (Ин. 19:26). Ее помощь людям, Ее молитва за весь мир не прекратилась с Ее телесной смертью. Для Нее все мы — и праведные, и грешные, и добрые, и злые — дети, которых жалко, и которым хочется помочь вырасти нормальными людьми. Нормальными — с точки зрения Неба.
У Бога нет мертвых, у Него все живы. После смерти человек движется в том же направлении, что и до нее: если для него центром жизни был Бог, если он искренне любил ближних и стремился помогать им, меняется не суть, а форма этих отношений. Именно поэтому мы молимся Божией Матери и святым и имеем многочисленные свидетельства их помощи и поддержки — не только в книгах и рассказах, но и в личном опыте.
3. О том, что праведники наследуют вечную жизнь.
С точки зрения человека, привыкшего жить в двухмерном пространстве сиюминутных ценностей, не желающего поднять глаза к небу, земная жизнь — это безусловная ценность, за которую нужно цепляться всеми правдами и неправдами. С точки зрения христианина, самая настоящая жизнь — это жизнь будущего века, семя которой сеется и начинает прорастать еще в этой жизни. В такой системе координат телесная смерть — это не конец всего, а необходимый этап жизни, рождение в Жизнь Вечную.
В Вечность родиться тоже можно по-разному: или готовым к ней, или нежизнеспособным. Гусеница, не захотевшая расстаться со своими рогами и челюстями и отрастить крылья, не сможет взлететь в небо. Человек, не стремившийся к Вечной Жизни еще при жизни земной, не будет знать, что делать с обрушившимся на него пространством любви. А тот, кто уже из этого мира видит мир горний, без труда сориентируется там, когда придет время.
Нужна инструкция по отращиванию крыльев? Евангелие и жизнеописания людей, у которых это получилось: святых и, конечно же, Божией Матери.
4. О том, что Дева Мария — Мать Того, Кто сказал о Себе: «Я — путь, истина и жизнь».
На вопрос апостола Фомы, каким путем идти в Жизнь Вечную, Христос сказал: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. 14:6). Как это — через Него? Что это за путь?
Другой возможности достичь Царствия Небесного, кроме как поверить Иисусу Христу как Царю и Богу, полюбить Его всем сердцем и стремиться исполнять Его волю, нет. Такая жизнь — это не тюрьма и не казарма со сплошным «низзя» заповедей и уставных предписаний, а полные тепла, света и радости отношения любящих и любимых. В этом — и жизнь, и истина.
И, конечно же, если полюбил Христа, невозможно не полюбить и Ту, благодаря Кому стало возможным Боговоплощение и все последующие евангельские события — в том числе Крест и Воскресение, после которых наша земная жизнь заканчивается не тупиком, а дверью в Вечность.
5. О том, что в конечном итоге смерть не властна над человеком.
Смерти нет. Это лейтмотив не только Пасхи, но и Успения. Само слово «успение» (засыпание, сон) — не столько синоним, сколько антоним слова «смерть». Мертвые лежат в гробах, а уснувшие просыпаются полными сил и радуются новому дню.
На панихиде диакон или священник просит о тех, кого уже нет с нами: «Во блаженном успении вечный покой подаждь, Господи, усопшим рабом твоим…» «Вечный покой» — это не холодная неподвижность трупа, а спокойствие живого, которого уже не терзают многочисленные страсти. Когда-нибудь и о нас попросят, чтобы смерть стала безмятежным сном, за которым последует радостное пробуждение навстречу новым горизонтам.
Уверенность в том, что только так и должно быть, звучит в тропаре Успения Божией Матери.
6. О силе материнской молитвы Пресвятой Богородицы.
Народная мудрость гласит: молитва матери и со дна моря достанет. Это более чем верно в отношении Божией Матери. Она нашла в Себе силы усыновить тех, кто распял Ее Сына — а можно ли представить себе большее дно, чем убийство кроткого и любящего Бога?
Конечно же, лучше не падать, а падая — сразу вставать, но в жизни все бывает очень по-разному. Если кажется, что это конец, что надежды нет, что лучше бы и не родиться вообще… не спешите погибать. Попросите о помощи Божию Матерь. Просто попросите. А потом, если будет желание, выясняйте в умных книгах, почему именно Она имеет власть Своей молитвой избавлять нас от смерти.
Эти же мысли повторяются и в кондаке праздника:
В молитвах Неусыпающую Богородицу и в предстательствах непреложное упование гроб и умерщвление не удержаста: якоже бо Живота Матерь к животу престави во утробу Вселивыйся приснодевственную.
Мы надеемся на непрестанную молитву Божией Матери обо всех нас. Гроб и смерть не смогли удержать Ту, Что дала человеческую жизнь Истинной Жизни. Дева Мария — не сверхчеловек, Она — Одна из нас. Значит, и для нас возможны и блаженное успение, и жизнь бесконечная.
http://www.pravmir.ru/uspenie-bozhiej-materi
На исходе лета, или Чему нас учит пост?
Последний месяц уходящего лета. Время, изобилующее плодами земными и неповторимыми красками природы. Все вокруг напоминает нам о том дивном мгновении, когда Бог призвал к жизни Адама, даровав ему самое прекрасное место на Земле. И это время Церковь призывает нас посвятить Богу, молитве, воздержанию.
Горячо любящая своих чад мать самый лакомый кусок отдает детям, а дети, воспитанные в любви, спешат самым дорогим поделиться с родителями. То же должно происходить и в жизни верующего человека – видя, что Господь изобильно дарит нам не только плоды земные, не только наполняет нас радостью Своей благодати, но и Самого Себя дарит человечеству, мы должны самое дорогое для нас посвятить Богу.
Только тогда мы можем из состояния Божьих рабов перейти к сыновней любви к Небесному Отцу. Не случайно Господь заповедал нам именно Его возлюбить больше всего на свете, потому как только такая любовь может быть полезна, жизненно необходима верующему.
Что толку любить Бога меньше, чем мы любим детей, внуков, самих себя? Не может любовь к ближнему быть полезна, если самым близким для нас не стал Творец, Отец Небесный. Постепенно такая любовь истощает силы человека, приводит к разочарованию, к пустоте души. И, как любая пустота, душевная пустота начинает требовать заполнения. Не будучи исполнена Духом Святым, душа ищет развлечения, и эти развлечения, как сор, постепенно заполняют сердце. Посмотрим в зеркало и что мы увидим там? На лице, этом зеркале души мы увидим все язвы, все раны, которые мы нанесли себе, желая угодить своим страстям. Как с таким лицом мы войдем в Небесные обители?
Успенский пост дает нам возможность исправить наше губительное положение. Первым шагом к покаянию всегда бывает осознание греха. Осознаем, чего нам не хватает для того, чтобы быть христианином не номинально. Нам не хватает любви, веры и решимости.
Если бы наш отец или мать нуждались в чем-то, терпели страдания, неужели бы мы хоть немного замедлили помочь им? Нет, мы бы целиком отдались стремлению помочь им. Но почему же Господу мы сами наносим страдания своими грехами, если мы говорим, что любим Его? Потому, что вера наша мала. Не сомневаясь в существовании Бога, мы не допускаем Его в свое сердце. Нам кажется, что не всякий наш грех может нанести травму Господу, что мы как-то можем существовать сами по себе. Так Адам пытался скрыться от Того, кто был его Собеседником в Эдеме.
И для нас Бог то близок, то далек, смотря по настроению. Но, даже осознав Богоприсутствие, мы не всегда имеем решимость оставить грех. Причина здесь проста, борьбу со страстью мы воспринимаем как личный подвиг, а не как результат соработничества земного создания и Творца Вселенной. Когда Бог перестанет быть для нас далеким, станет Тем, Кто прошел «во вся уды и вся составы, во утробу, в сердце», тогда мы осознаем , что «Без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15, 5). Тогда и жизнь наша изменится. Что же требуется от нас, чтобы произошло такое изменение?
Главным средством к духовному преуспеянию служит молитва. Много сейчас говорят о молитве Иисусовой, но мало кто серьезно занимается ей. Причину указывают в том, что рассеян ум и не удается его долго хранить в словах молитвы, в неумении, в отсутствии наставников.
Рассеяние ума побеждается привычкой. Начни с малого, с двухсот-трехсот молитв в день, но не подряд, а в течение всего дня, постепенно дойдешь и до непрестанной молитвы или, хотя бы, до молитвы регулярной. Умение молиться происходит от исполнения молитвенного правила. Не оставляй утреннего и вечернего правила, постом добавь Параклисис и покаянный канон, а Успенским постом хороши для молитвы акафист и канон Успению. Что до наставников, то это и правда проблема, но на первых порах Господь поможет, а затем Сам пошлет наставника, который, может и не совершенен, но все же немного далее продвинулся на пути молитвенного делания.
Чтобы не бесплодны были труды наши, предадимся посту. Пост – это время воздержания. Отвлечемся от телевизора с его губительными для души развлечениями, от излишней музыки по радио, от светской литературы. Две недели все это может и подождать. Не будем обращать свое внимание на неполезное и суетное, отдадим время, которое обычно тратим на пустое, в жертву Богу. И лишь тогда встанет вопрос о телесном воздержании. Без него – никак, но в воздержании пищи надо проявить благоразумие. Не в том мы духовном преуспеянии, чтобы в сухоядении получить избыточную пользу. Скорее это повредит нам, позволит превозношению и тщеславию укорениться в сердце. Пускай телесный пост станет слугой и помощником к духовному посту, а никак не наоборот.
Никакой пост не может пройти без главного. Можно запоститься и замолиться, но оставить ближнего в нужде и страдании. Утешим скорбящего, поможем нуждающемуся, не оставим без помощи всякого, кого Господь послал нам на нашем жизненном пути. Такой путь духовности – наиболее верный, наиболее правильный, скоро приводящий нас к духовному преуспеянию.
Пускай дни этого короткого Успенского поста станут для нас рассветом во тьме греховной. Пускай свет Солнца-Христа развеет все те ночные привидения и кошмары, которые окружили нас по нашему же нерадению. К этому все благоприятствует – и красота предосенней природы, и радостное теплое солнце и праздник Успения Пречистой Владычицы, к которому и ведет нас этот пост.
http://www.pravmir.ru/na-isxode-leta
Зачем поститься в Успенский пост?
Существует представление, будто мы должны поститься, когда мы хотим чего-то достичь, словно акт пощения как-то умиротворяет Бога, и видение наших страданий заставляет Его выполнять наши просьбы. Это очень далеко от истины.
Сказать, что о празднике Успения Пресвятой Богородицы написано много – значит, не сказать ничего. И вместе с тем, о предшествующем ему посте все еще написано очень мало.
Каждый православный христианин осведомлен и в основном знает о постах перед Пасхой и Рождеством. Но показательно, что, в то же время, зная об Успенском посте, некоторые не соблюдают его, и, не понимая его цели, едва ли многие задумываются, зачем он существует.
С учетом распространенного непонимания целей поста как такового, напоминание об этом — всегда своевременно.
Существует представление, будто мы должны поститься, когда мы хотим чего-то достичь, словно акт пощения как-то умиротворяет Бога, и видение наших страданий заставляет Его выполнять наши просьбы. Это очень далеко от истины.
Пост угоден Богу?
Богу угоден не наш пост, а плоды поста (при условии, что мы постимся в должном умонастроении, с милостыней и молитвой, не просто соблюдая диету).
1) Мы постимся не для того, чтобы получить, что мы хотим, но чтобы подготовить себя к получению того, что хочет дать нам Бог.
2) Цель пощения – сделать нас более похожими на Марию, сестру Лазаря, и менее похожими на их сестру Марфу, которая в известном отрывке волновалась и беспокоилась о многом.
3) Пост задуман для того, чтобы привести нас к осознанию «единого на потребу». Он должен помочь нам поставить Бога на первое место, а наши желания на второе, если не на последнее.
Как таковой, он помогает нам приготовиться к тому, чтобы быть орудиями Божией воли: таким образом постился Моисей во время побега из Египта и на горе Синай, точно так же как постился наш Господь в пустыне. Пост отвлекает нас от самих себя и обращает к Богу.
4) Соблюдение Успенского поста помогает нам уподобиться Богородице, послушной рабе Господней, Которая услышала Его слово и сохранила его лучше, чем кто-либо когда-то это делал или мог сделать.
Итак, зачем мы постимся перед Успением?
В дружной семье весть о том, что ее мать на смертном одре, резко останавливает нормальную жизнь. Важные в другой ситуации вещи (вечеринки, предметы роскоши, личные желания) становятся ненужными, жизнь вращается вокруг умирающей матери. Тоже самое происходит в семье православных – известие о том, что наша Мать на смертном ложе, не может иметь никакого другого эффекта, кроме указанного.
Церковь, посредством своей службы параклисиса (молебный канон Пресвятой Богородице – в греческой традиции принято читать его каждый день Успенского поста – ред.), дает нам возможность подойти к этому смертному ложу, и восхвалять и ублажать Деву, родившую Бога, сосуд нашего спасения и нашу главную Ходатаицу у Его Божественного престола.
Служба параклисис
Служба параклисиса Пресвятой Богородице состоит из молитвенных прошений о получении утешения и мужества. Его следует читать во время искушений, упадка духа, или болезни. Особым образом его читают на протяжении двух недель перед Успением, или Взятием на небо Пресвятой Богородицы с 1-го по 14-е августа (Антиохийская Церковь живет по новому стилю – ред.).
Центральной темой этих служб параклисиса является прошение: Пресвятая Богородице, спаси нас.
Если у вас есть проблема, или что-то отягощает вашу душу, если вам духовно тяжело и вы не в мире с собой и окружающими, вам стоит прийти в Церковь в течение первых 15-ти дней августа и попросить заступничества Божьей Матери. И даже если вам повезло быть одним из тех немногих, кто в мире с собой и Богом, такому счастливцу следует прийти на эти службы и поблагодарить Бога и Его Блаженную Мать за те благословения, которые Они ниспослали вам и вашей семье.
Так как службы параклисиса Божьей Матери — это в первую очередь прошения о благоденствии живущих, пусть вся Церковь молится за вас первые пятнадцать дней августа, и в особенности в великий праздник Успения Пресвятой Богородицы 15 августа. Не дайте своей лени и апатии заставить вас пропустить это великое благословение и вдохновение, подаваемое вам Церковью.
Позвольте миру и святости, которые может дать вам только Божья Матерь, войти в вашу жизнь.
“Отложим все земное попечение”, и в эти пятнадцать дней действительно примем участие в посте и молитвенной жизни Церкви, чтобы мы могли «вкусить и видеть, яко благ Господь», и чтобы мы могли полностью испытать то духовное благословение, которое подает нам Церковь в это святое время.
Блаженны те, кого Он найдет бодрствующими. Придите и помолитесь Богородице с нами и с Церковью, и да обретем спасение нашим душам Ее молитвами и заступлением.
Соблюдение Успенского Поста
Соблюдение поста в полном смысле этого слова (воздержание от пищи, злых мыслей, действий и желаний) довершает это. Сокращение времени на досуг и другие занятия освобождает больше времени для молитвы и размышления о Той, Которая дала нам Христа, и стала Самой Первой и Великой Христианкой. В размышлении о Ней и Ее ни с чем несравнимой жизни, мы видим норму христианской жизни, воплощающую ответ Христа женщине, сказавшая, что Мария блаженна, потому что носила Его: скорее блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его. Мария сделала это лучше, чем кто-либо другой.
О.Фома Хопко отметил, что Она услышала Слово Бога и сохранила его настолько хорошо, что из всех женщин в истории Она была избрана не только для того, чтобы слышать это Слово, но и чтобы дать Ему рождение. Поэтому, когда мы постимся, созерцая ее жизнь, мы одновременно готовимся жить, подражая Ей. Это и есть цель Успенского поста.
Когда готовилось взятие на небо Ее непорочного тела, апостолы созерцали Ее ложе, глядя на Нее с трепетом. Некоторые созерцали Ее тело и были поражены, и апостол Петр, обращаясь к Богоматери, громко воскликнул: «О, Дева! В Тебя вселился Господь — Наслаждение будущей жизни. Как же я вижу Тебя прямо и недвижно распростертой? Прилежно молись Твоему Сыну и Богу о спасении невредимым Твоего стада».
Перевод Юлии Зубковой:
Приходской листок святого Иоанна Крестителя Антиохийской Православной Церкви
http://www.pravmir.ru/zachem-postitsya
Критерий нашей церковности
У любого предмета и явления должны быть характерные черты, для того чтобы узнавать его и выделять из числа остальных. Это также касается религиозной жизни. Бывает такой образ жизни или такие поступки, которые позволяют религиозному обществу сказать о человеке «он не наш», «он безбожен» и тому подобное.
Для евреев главными критериями являются родство с Авраамом, закон о пище (кашрут), обрезание и суббота. Именно на основании специфического понимания этих законов они осуждали Христа: не от Бога Этот Человек, потому что не хранит субботы (Ин. 9, 16). Есть основные положения ислама, которых следует придерживаться: молитва, милостыня, пост в месяце Рамадан, хадж в Мекку.
А что у нас? Что является критерием принадлежности к Христовой Церкви?
Наибольшая опасность, подстерегающая нас при желании ответить на этот вопрос, — это возможность спутать общее и частное, всегдашнее и сиюминутное, обязательное и случайное. Марину Мнишек московиты в смутные годы не признали своей потому, что она не мылась в бане по субботам и не соблюдала посты. Этого было достаточно, чтобы на человека легло клеймо изменника или шпиона. И слава Богу, но — для тех времен. Для нашей эпохи эти критерии недостаточны. В сказке «Конёк-Горбунок» есть такие строки:
…что он с бесом хлеб-соль водит,
В церковь Божию не ходит,
Католицкий держит крест
И постами мясо ест.
Как видим, налицо строгая оценочная система. Следуя многовековой традиции в различении своих и чужих, наши сегодняшние христиане нередко склонны к упрощённым подходам. Даже в первый раз идущему на причастие человеку они норовят дать полное правило, состоящее из трёх канонов и последования. Невдомёк им, что это неподъёмный труд для человека, лишь начавшего воцерковление, плохо знакомого со славянским текстом и ещё не умеющего молиться подолгу. Такая же категоричность бывает в отношении среды и пятницы, брюк и юбок, косметики и табака…
Для христиан всегда и везде существенным отличием является неопустительное участие в воскресной литургии, частое причащение Христовых Тайн, понимание богослужения и любовь к нему, т.е. евхаристическое измерение жизни. Природа Церкви евхаристична и литургична, и вот это — то, что должно быть у всех, везде и всегда.
«Они собираются в день солнца вместе и поют песни своему Христу как Богу», — говорили в донесениях о «секте» христиан римские чиновники.
Мы собираемся в первый день недели в храмы и празднуем малую Пасху, воспеваем Воскресшего Христа и насыщаемся Святыми Тайнами — можем сказать о себе так. Это главное.
В литургии мы живо ощущаем своё братство. Братства нет там, где нет общего Отца. А Христос именно как Первородный между братьями приводит нас к Отцу и делает нас семьёй. Это чувство семейности — также вечный спутник истинной Церкви. Если в храме совершаются различные таинства, то за пределами храма также совершается одно, а именно «таинство брата». Так называется умение смотреть на человека как на близкого родственника и способность к жертвенной любви по отношению к этому человеку. Добродетельная жизнь, жизнь по заповедям, всё многообразие которых вместилось в заповедь о любви, составляет второй критерий истинного христианина.
Было время, когда в храмах не пели женщины. Было время, когда крестились двумя перстами. Было время, когда всенощное бдение соответствовало своему имени, потому что служилось ночью. Было время, когда не было электричества, и храм освещался только свечами и лампадами. Этих различий тысячи, так же как тысячи их при сравнении маленького ребёнка с ним же по прошествии тридцати лет. Но главное неизменно. Человек — ребёнок он или старик — тот же. И Церковь живёт ощущением внутреннего единства. Она та же не потому, что у неё незыблемы обряды и неизменны внешние формы. Она та же потому, что в недрах её таинственно созерцается воскресший Христос — вчера и днесь Той же, и во веки (Евр. 13, 8).
Господь запрещает нам судить и осуждать, но не запрещает думать. Суждение или вынесение оценки есть неизбежное свойство мышления. Разбираясь в пестроте и спутанности окружающей действительности, думая о Церкви и судьбе её, боясь ошибиться в вопросах, связанных с истиной, нам и следует руководствоваться главными критериями. Христова правда (она же — правда Церкви) евхаристична и добродетельна.
Протоиерей Андрей Ткачев
http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-protoiereja
Православный Календарь с 24 Августа 2014 г. по 30 Августа 2014 г.
Воскресенье, 24 Августа 2014 года. Неделя 11-я по Пятидесятнице.
Успенский пост. Попразднство Преображения Господня. Мч. архидиакона Евпла (304). Прмчч. Феодора и Василия Печерских, в Ближних пещерах (1098).Прп. Феодора, кн. Острожского, Печерского, в Дальних пещерах (ок. 1483). Мц. Сосанны девы и с нею Гаия, папы Римского, Гавиния пресвитера, Клавдия, Максима, Препедигны, Александра и Куфия (295-296). Свт. Нифонта, патр. Константинопольского. Чтения на этот год не определены
Понедельник, 25 Августа 2014 года. Седмица 12-я по Пятидесятнице.
Успенский пост. Попразднство Преображения Господня. Мчч. Фотия и Аникиты и многих с ними (305-306). Сщмч. Александра, еп. Команского (III). Мчч. Памфила и Капитона. Прп. Паламона, Египетского.
Вторник, 26 Августа 2014 года.
Успенский пост. Отдание праздника Преображения Господня.Перенесение мощей прп. Максима Исповедника (662). Обретение мощей блж. Максима, Христа ради юродивого, Московского (ок. 1547). Свт. Тихона, еп. Воронежского, Задонского чудотворца (1783). Мчч. Ипполита, Иринея, Авундия и мц. Конкордии в Риме (258). Минской (1500), "Умягчение злых сердец" ("Семистрельная") (1830) и именуемой "Страстная" (1641) икон Божией Матери. Прп. Серида, игумена Газского. Новосщмч. Вениамина, митр. Петроградского и иже с ним: архим. Сергия и мирян, Юрия и Иоанна (1921).
Среда, 27 Августа 2014 года.
Успенский пост. Предпразднство Успения Пресвятой Богородицы. Прор. Михея (из 12-ти пророков) (VIII в. до Р.Х.). Перенесение мощей прп. Феодосия Печерского (1091). Прп. Аркадия Новоторжского (XI). Сщмч. Маркелла, еп. Апамийского (ок. 389). Новомч. Симеона, Трапезундского (1653) (Греч.). Икон Божией Матери, именуемой "Беседная" (1383), и Нарвской (1558).
Четверг, 28 Августа 2014 года.
Окончание Успенского поста. Успение Пресвятой Богородицы. Иконы Софии, Премудрости Божией (Новгородской). Чтимые иконы Успения Божией Матери: Киево-Печерская (1073), Бахчисарайская, Овиновская (1425), Псково-Печерская (1472), Семигородная (XV) и Пюхтицкая (XVI). Моздокской (XIII), Ацкурской (I), Цилканской (IV), Влахернской (Груз.), Владимирской-Ростовской (XII), Гаенатской (XIII), Чухломской (XIV), Сурдегской (1530), Тупичевской (XVII) икон Успения Божией Матери.
Пятница, 29 Августа 2014 года.
Попразднство Успения Пресвятой Богородицы. Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образ (Убруса) Господа Иисуса Христа (944). Мч. Диомида врача (298). Мчч. 33-х Палестинских. Прп. Херимона Египетского (IV). Феодоровской иконы Божией Матери (1239). Прп. Иоакима, монаха, Осоговского. Новосвщмч. Никодима Метеорского (1551) (Греч.).Новомч. Стаматия Фессалийского (1680) (Греч.).
Суббота, 30 Августа 2014 года.
Попразднство Успения Пресвятой Богородицы. Мч. Мирона пресвитера (250). Прп. Алипия, иконописца Печерского, в Ближних пещрах (ок. 1114). Мчч. Павла, Иулиании и прочих (ок. 273). Мчч. Фирса, Левкия, Короната и дружины их (249-251). Мч. Патрокла (270-275). Мчч. Стратона, Филиппа, Евтихиана и Киприана (ок. 303). Прп. Филиппа, монаха, Янковского. Свенской (Печерской) иконы Божией Матери (1288).