• slide1
  • slide10
  • slide6
  • slide8
  • slide9

7 неделя по Пятидесятнице (27.07.2014)

3-svyatoy-ravnoapostolnyy-knyaz-vladimir

Святой преподобный отче наш Серафиме, моли  Бога  о нас!

Проповедь о чуде исцеления слепых

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодня за Божественной литургией нашему вниманию было предложено евангельское повествование апостола Матфея, в котором мы слышали о чуде, совершенном Господом и Спасителем нашим Иисусом Христом в Капернауме.

img 651 Когда Иисус шел из дома воскрешенной Им дочери Иаира, за Ним следовали двое слепых, которые кричали: «помилуй нас, Иисус, сын Давидов!» (Мф.9:27). Здесь вспоминается еще одно евангельское событие: исцеление возле ворот Иерихона слепца по имени Вартимей, который обращался ко Христу с теми же словами. Господь как бы не обращает внимание на вопли этих двух слепых и идет дальше. И вот когда Он пришел в дом, к нему пришли эти двое и вновь стали взывать: «помилуй нас, Иисус, сын Давидов!» Обращаясь к ним, Господь спросил: веруют ли они в то, что Он может их исцелить. Они ответили утвердительно. И Христос совершает чудо – слепые стали видеть.

Обратите внимание, при каких обстоятельствах совершается это чудо.

Во-первых, слепцы не просто просят исцелить их слепые очи, они просят помиловать их. Первоначально они называют Его сыном Давидовым, и может показаться, что у них нет веры в то, что Он – Мессия и Спаситель мира. Но в древнем Израиле, который жил ожиданием пришествия в мир Мессии, сыном Давидовым именовался Тот, Кто по обетованию должен был прийти на землю для избавления человечества от греха проклятья и смерти. Почему нам нужно обратить внимание на этот момент? Да потому что и в нашей жизни мы также должны твердо верить и исповедовать, что Господь и Спаситель наш Иисус Христос является Истинным Богом.

Во-вторых, это чудо исцеления совершается как отклик на веру, которая была в сердцах евангельских слепцов. Только благодаря этой вере стало возможным совершение этого чуда. Очень часто мы обращаемся к Богу с самыми разными просьбами. Правда, иногда нам кажется, что Господь не слышит нас или не желает откликнуться на наши мольбы. И если мы хотим, чтобы Господь услышал наши мольбы и просьбы, нам необходимо иметь крепкую непоколебимую веру в то, что Господь услышит нас и обязательно дарует нам все необходимое для нашей земной жизни.

Хотелось бы рассказать об одном случае, который произошел в наше время. К одному священнику пришли с просьбой об исповеди и причащении умирающей пожилой женщины. Родственники в смущении сказали, что эта женщина всю жизнь была неверующим человеком. Мало того, она всегда с презрением отзывалась о Церкви и с недоверием относилась к священнослужителям. Но священник всё-таки решил идти к этой женщине.

Когда он пришел в дом и стал готовиться к таинствам, его очень удивило то, что  женщина попросила прочитать чинопоследование исповеди. Еще больше его удивило то, что женщина попросила, чтобы все находящиеся в комнате люди не удалялись на время исповеди.

Началась исповедь. Женщина стала говорить о том, что в 12-летнем возрасте она была иподиаконом епископа Георгия. Священник весьма удивился: как девочка могла быть иподиаконом? Женщина сказала, что в этом возрасте она была очень похожа на мальчика. Это были холодные и голодные 30-е годы, и, возможно, недоедая, её детский организм огрубел. Мало того, она была подстрижена налысо, и когда она приходила в церковь, одевала  шапку. А бдительные бабушки, подходя к ней, говорили: «Мальчик, сними шапку». И она была вынуждена снимать шапку, потому что каждой бабушке не будешь объяснять, что она девочка.

В то время в храмах почти не было мальчиков, и на неё обратили внимание и пригласили в алтарь к владыке Георгию, который взял её в свои иподиаконы. Она носила свечу, носила мантию за владыкой. Епископ с любовью стал относиться к этому ребенку, и она очень привязалась к нему.

Наступил 1936 год. Однажды, когда она шла в храм, ей встретилась монахиня, которая со слезами на глазах сказал, что владыку ночью арестовали, и сегодня литургия совершаться не будет. Бедная девочка прибежала домой. Единственно о чем она просила Бога, так это о том, чтобы Господь сотворил чудо, и владыку освободили из заключения. В течение месяца она прибегала к тюрьме, в которой он находился, и, взобравшись на дерево, пытались увидеть владыку, которого выводили на тюремные прогулки. Однажды она узнала о том, что владыка расстрелян.  

И вот случилось самое страшное – девочка потеряла веру. Рассуждала она примерно так: «Если Бог не услышал моей молитвы, значит, Его нет». Она перестала ходить в церковь. Она перестала верить в Бога. Она не знала, что владыка Георгий не был в то время расстрелян, он прожил еще 12 лет и умер в 1948 году. Без всякого сомнения, так случилось по молитвам ребенка, который слезно просил за архипастыря.

И только в конце своей жизни эта женщина совершенно случайно, читая какие-то материалы, узнала о том, что владыка Георгий не был расстрелян в 1936 году, а мирно скончался, прожив еще 12 лет. Тогда она поняла, что Бог есть, и что Он услышал её молитвы.

Эта удивительная история является свидетельством того, что Бог воистину есть. И если нам иногда кажется, что наша просьба, обращение, молитва к Богу не всегда бывает услышана, то это не потому, что Бога нет или Он не хочет нас слышать. Мы должны твердо верить в то, что всё в нашей жизни совершается по всесовершенному и всеблагому Промыслу Божию и всё ниспосылается нам для нашего спасения.

Это также свидетельствуется жизнью преподобномучеников, память которых мы сегодня молитвенно отмечаем – иеромонахов Серафима и Феогноста. Незадолго до своей мученической кончины они совершали здесь в Никольском соборе последнюю в своей земной жизни Божественную литургию в день памяти святого великомученика и целителя Пантелеимона. Через несколько дней они были зверски убиты на вершине Кзылжарской горы Аксайского ущелья. Были убиты за то, что были монахами и священниками, за то, что исповедовали веру во Христа.

В этом для нас также, братья и сестры, урок. Если мы именуемся православными христианами, значит, в нашем сердце должна быть искренняя, живая, горячая вера во Христа Спасителя. Такая же вера, какая была у святых преподобномучеников Серафима и Феогноста. Такая же вера, какая была у тех евангельских слепцов. Такая вера, какая была у той девочки, со слезами молившейся за своего архипастыря.

Будем просить Бога, чтобы Он укрепил в нас веру. Только тогда и в нашей жизни возможны чудеса. Аминь.

Протоиерей Валерий Захаров, 2013г

 

Заветы князя Владимира

28545Ответ на этот вопрос чрезвычайно важен. Сделанный добросовестно он явится одновременно ответом и на мучащий всех нас вопрос: почему, сорок лет уже, так страждет наша несчастная Родина, обливаясь слезами и кровью, под игом лютого безбожия, и отчего до сих пор не видно еще никакого просвета, никаких признаков приближающейся свободы?

Впрочем, все ли русские люди в наше время знают эти заветы - заветы, оставленные нам, сынам и дщерям православного русского народа, нашим Просветителем, нашим Духовным Вождем и Отцом Святым Князем Владимиром?

А знать их надо! Они достаточно ясно выражены в замечательной молитве, которую произнес объятый священным восторгом Святой Князь в торжественный момент крещения русского народа. Молитву эту, сохраненную для нас преп. Нестором, Летописцем Печерским, каждому русскому человеку следовало бы знать наизусть.

Вот она:

«Боже, сотворивый небо и землю! Призри на новыя люди сия , и даждь им уведети Тебе, истиннаго Бога, якоже уведеша страны хрестьянския, и утверди в них веру праву и несовратну, и мне помози, Господи, на супротивнаго врага, да надеяся на Тя и на Твою державу, побежю козни его».

Краткая, но и всеобъемлющая по своему внутреннему содержанию, молитва эта заключает в себе всю программу истинно христианской жизни. В словах этой вдохновенной молитвы излилась вся душа, уже возрожденного банею пакибытия князя-христианина, глубоко переживавшего всем существом своим дивное зрелище обновляемого благодатью св. крещения всего своего народа. А так как словами ее Св. Князь молился о своем народе и о себе, как о духовном вожде его, то из слов этой молитвы мы можем ясно видеть, чего именно желал Св. Равноапостольный Князь новокрещеному русскому народу, то есть, иными словами: молитва эта заключает в себе заветы св. кн. Владимира русскому народу.

Какие же это заветы?

«... И даждь им, Господи, уведети Тебе, Истиннаго Бога...» - вот в каких словах выражен первый священный завет нашего Просветителя.

Это - завет Боговедения, завет познания Бога в Его отношении к миру и человеку, - Бога, как нашего Творца, Промыслителя, Спасителя, Искупителя, Освятителя и Мздовоздаятеля. На таком познании Бога и основывается вся истинно христианская жизнь: вера в Бога, надежда на Бога, любовь к Богу и к ближним, ради Бога. Такое познание Бога ведет к конечной цели христианства - Богообщению, через молитву и таинства церковные.

«... И утверди в них веру праву и несовратну...» - вот второй завет - завет нерушимого хранения правой, то есть, православной веры и твердого, непоколебимого стояния в ней, несмотря ни на какие соблазны и испытания, вплоть до готовности жизнь свою отдать за нее.

Третий завет говорит о необходимости неустанной борьбы с «супротивным врагом», вплоть до окончательной победы над ним, при помощи Божией: «... помози, Господи, на супротивнаго врага, да надеяся на Тя и на Твою державу, побжду козни его».

Кто этот «супротивный враг»?

Это - враг Божий и враг человеческого спасения диавол и всякого рода зло, от него происходящее. Своими собственными слабыми человеческими силами победить диавола, победить зло, от него происходящее, мы не можем, а потому и говорит св. Владимир: «...надеяся на Тя и на Твою державу».

Это - завет неустанной, никогда не прекращающейся борьбы со злом, гнездящимся прежде всего в душе самого человека - с своими греховными страстями и похотями, - а затем и со злом в окружающей жизни. Истинный христианин непримирим к диавольскому злу. Всю жизнь свою он должен бороться с ним, почему и именуется «воином Христовым». Ни на один миг не смеет он складывать своего оружия, но всю надежду на победу в этой борьбе должен возлагать единственно на благодать Божию: всякая самоуверенность, всякое «самонадеяние» в этой «брани» всегда посрамляется и карается поражением нашим и торжеством врага.

Нужно ли говорить, как хорошо помнил и исполнял русский народ, в лице своих многочисленных лучших представителей, эти священные заветы на протяжении всей своей прежней, почти тысячелетней истории! Иначе не прославляли бы мы память - «Всех Святых, в Земле Российстей просиявших», и Родина наша не именовалась бы «Святою Русью».

А если и нарушал иной раз русский человек эти заветы, то и каялся в этом и как каялся! Знаем мы много примеров такого искреннего покаяния, и единичного и всенародного. А за искреннее покаяние все прощается. Падший, по немощи, через покаяние вновь восстает и снова идет вперед, продолжая свою непримиримую борьбу с «супротивным врагом».

Как обстоит у нас дело теперь?

Знаем ли мы все эти священные заветы нашего Просветителя? помним ли о них всегда? исполняем ли их?

Помним ли все мы, современные русские люди, о Боге и о Его святом законе? Веруем ли мы в Бога, надеемся ли на Бога, любим ли Бога и ближних наших во имя Божие? Любимым чтением наших благочестивых предков, пока не внедрилась к нам отрава западного вольнодумства и безбожия, были книги, дающие нам познания о Боге и о жизни в Боге: Слово Божие и, в особенности, Псалтирь и Евангелие, Жития Святых Угодников Божиих, глубоко назидательные творения Святых Отцов и великих наставников подвижнической жизни.

Что у нас читают теперь? какими книгами увлекаются?

загруженноеПредки наши ничего не жалели для сооружения великолепных храмов, украшая их серебром и золотом и драгоценными камнями; любили продолжительные уставные Богослужения, принимая в них деятельное участие чтением и пением; дома держали святые иконы, возжигая перед ними лампады и воскуряя фимиам, совершали утром и вечером молитвенное правило, а нередко и целое Богослужение, обращая свои жилища в подлинные «домашние церкви»; строго соблюдали все посты, все церковные уставы, благочестивые обычаи и традиции; - сам уклад жизни в семейных домах во многом напоминал монастырский.

Таково ли и теперь отношение современных русских людей к храмам и к совершаемым в них Богослужениям? Является ли и для всех нас храм Божий такой великой святыней, ради которой мы не остановимся ни перед какими жертвами? Любим ли все мы строго-уставные Богослужения, стараемся ли не пропустить никогда, без уважительной причины, ни одного из них, хотя бы в дни воскресные и великие праздники? Молимся ли мы со всем усердием каждое утро и каждый вечер перед святыми иконами дома? Боимся ли нарушать посты и прочие церковные установления?

В прежние времена даже грамоте малые дети обучались по Богослужебным книгам - Часослову и Псалтири.

Как теперь наши дети обучаются грамоте?

Знакомы ли современные русские дети с нашим священным церковнославянским языком, умеют ли вообще читать по-церковнославянски? Воспитываются ли они в духе церковности, любви к Церкви, послушании к ней и ее уставам? Не грешат ли часто современные родители чрезмерной заботой о теле своих детей, об их земном благополучии, без всякого, попечения об их душе, с ранних лет приучая их нисколько не считаться с Церковью и ее уставами? Видят ли наши дети в своих собственных родителях добрый пример религиозно-нравственной жизни?

Прекрасно усвоили себе наши благочестивые предки спасительную мысль о временности и бренности всего земного и о необходимости подготовить себя к достойной христианина смерти - к переходу в жизнь вечную и доброму ответу на Страшном Судищи Христовом.

Так ли настроены и современные русские люди? Не грешат ли они, наоборот, чрезмерной привязанностью к земным благам, удовольствиям и наслаждениям, с полным забвением о вечности? О чем другом, как не об этом губительном для душ забвении свидетельствуют все эти бесчисленные «вечера», с бесстыдными, безнравственными танцами, увеселениями и развлечениями, которые устраиваются притом в часы церковных богослужений и накануне праздников? Ведь это прямой и дерзкий вызов Самому Богу, надругательство над Его святыми праздниками, в чем многие - увы! - уже не отдают себе отчета. А вменение почти ни во что святости семейного союза, постоянные разводы, легкомысленные внебрачные связи и сожительства! Все это поистине стало «болезнью века», с которой весьма трудно бороться: так глубоко проникла зараза, отравившая духовный организм многих.

Посмотрим, как обстоит дело с вторым заветом - о непоколебимой верности и преданности нашему Святому Православию?

В нашем прошлом для русского человека дороже всего на свете была чистота его православного исповедания, за которую он жизнь свою готов был отдать. Понятия «православный» и «русский» в его представлении были как бы синонимами, понятиями однозначащими, неотделимыми одно от другого. Православие всегда было душой русского народа. Именно Св. Православию обязан русский народ всем, что есть у него действительно великого, прекрасного, возвышенного и святого. Ни одна из настойчивых попыток римских пап подчинить себе русский народ не могла, поэтому увенчаться успехом. Не возникало на русской почве никаких сект до тех пор, пока не поддался русский человек тлетворным влияниям Запада. Лишь эти зловредные влияния отравили и растлили душу русского человека сначала расшатывающими идеями либерализма и рационализма, а затем убийственным ядом материализма, социализма и коммунизма.

Что же мы видим теперь? Ценим ли мы свое Православие превыше всего на свете, сознаем ли мы все его безмерное превосходство над всеми другими «верами» и «исповеданиями»? Воспитываем ли мы во всецелой преданности Св. Православию наших детей? Посылаем ли их в наши церковноприходские школы, где преподается православный Закон Божий?

Увы! многие у нас запутались в сетях так называемого «экуменизма» и модных идей равноправия и даже равноценности всех «вероисповеданий». Иные попались на удочку всякого рода бесчисленных сектантов, начиная с баптистов и адвентистов и кончая такими, у которых вообще ничего, кроме названия, христианского нет. А некоторые погрязли в бреднях теософии, оккультизма, спиритизма и т. п. «суррогатов» религии и разных тайных организаций.

Вот потому-то весьма трудно для современного русского человека исполнение и третьего завета св. кн. Владимира - о непримиримой борьбе с диавольским злом. Где уж тут бороться со злом, когда вообще не ясно, где добро, а где зло? когда поистине сам диавол, через своих служителей, сумел напустить на многих русских людей такой туман, что спутал все их понятия, и настолько затмил в их сердцах истину Св. Православия, что они нередко готовы считать равноценными с верою их предков всякую сумасбродную и изуверную секту, всякий фантастический, иногда даже недоброкачественный вымысел?

Не о всех, конечно, мы говорим это, но, к сожалению, все же о многих. Если бы не было таких много, то не было бы в нашей церковной жизни стольких нестроений, раздоров, брожений, смут и даже расколов. Откуда бы явилось тогда «живоцерковство», «обновленчество» и разные «юрисдикции»?

Иные воодушевляются идеей борьбы со злом, вступая в разные «политические партии». Но учат ли эти «партии» борьбе со злом в своей собственной душе, с чего только и можно начинать эту борьбу, дабы она была плодотворной? Учат ли они призывать помощь Божию, без которой эта борьба не может увенчаться победой? Все эти «партии» берутся «спасти Россию» от поработившего ее диавольского зла, но предлагают для этого все средства, кроме самого главного и единственно верного - всенародного покаяния и возвращения к вере наших предков - чистому и бескомпромиссному Православию. И все наивно уверены, что им удастся победить большевизм на русской земле, не побеждая и не искореняя его в собственных душах. Ибо, что такое «большевизм», в существе своем, как не отрицание духовного мира, духовной жизни - жизнь только плотская, угождение чреву и страстям своим, откуда, Icon of saint Vladimirестественным образом уже, порождается противление Богу и Его Святой Церкви?

К несчастью нашему, многим все еще неясно, что большевизм это - диавольское зло, и что победить его можно только силою Божиею. Не боится диавол ни громких лозунгов, ни политических программ, ни атомной бомбы. Боится он только Честного и Животворящего Креста Господня: «трепещет бо и трясется, не терпя взирати на силу его».

Могут ли победить большевизм те люди, которые на словах борются с большевиками, а на деле - сами настроены так же, позволяя себе легкомысленное отношение к Святой нашей Вере, глумление над Св. Церковью, Ее священными канонами и установлениями?

После стольких горьких и бесплодных опытов борьбы с большевизмом, пора бы уже осознать, что победить зло большевизма смогут лишь те люди, которые до конца изживут большевизм в своей собственной душе, и материалистической идеологии этого сатанинского учения противопоставят православно-христианскую идеологию, со всем тем, к чему это обязывает, т.е. давая всем живой пример христианского подвига в своей личной жизни.

Без этого - надо это, наконец признать! - бесцельны, бессмысленны, суетны все громкие лозунги, все политические программы и вся внешняя борьба, направленная на свержение безбожной советской власти в России.

«Без Бога - ни до порога!» - так выразительно гласила основательно забытая теперь многими старая русская пословица.

Итак: храним ли мы священные заветы нашего Просветителя, нашего Духовного Вождя и Отца Святого Равноапостольного Князя Владимира

Пусть ответит на это совесть каждого из нас!

http://www.diveevo.ru/2/0/1/3193 

 

Преподобный Серафим Саровский

У преподобного старца Серафима по промыслу божьему оказались в одной дате день рождения, день обретения мощей и прославления в 1903 году и день второго прославления после второго обретения мощей в 1991 году. Святые мощи преподобного Серафима обретались дважды: в 1903 году и в 1991 году в Казанском соборе, тогда — музее религии и атеизма Петербурга. 1 августа 1991 года состоялось второе всенародное прославление преподобного Серафима, которое стало переломным моментом, ознаменовавшим начало возрождения Церкви в России.В 1903 году под наблюдением преосвященного Димитрия Тамбовского была вскрыта могила Саровского чудотворца и прокопан кирпичный свод склепа, в котором дубовый гроб был совершенно цел. По получении акта об освидетельствовании честных мощей Священный Синод подготовил решение о канонизации иеромонаха Серафима. На докладе Святейшего Синода с решением о прославлении государь Николай II начертал: «Прочел с чувством истинной радости и глубокого умиления».

51-03-04-0045 Весь русский народ во главе с государем желал и ждал прославления святого угодника Божия, и 1 августа (19 июля по старому стилю) 1903 года оно состоялось — в присутствии царской семьи, при огромном стечении народа. На торжества в Саров со всей России съехались около трехсот тысяч человек. Сопровождались они неисчислимыми чудесами и исцелениями. Государь и великие князья вместе с архиереями несли раку со святыми мощами, и весь народ среди лета пел Пасху.

Торжеств, подобных Серафимовым, Россия не помнит. Люди плакали от радости, видя, как государь, великие князья несут на своих плечах мощи дивного угодника Божия. По возвращении крестного хода молящиеся преклонили колена, и митрополит Антоний прочитал молитву преподобному Серафиму. Служба закончилась, но молебное пение не прекращалось и ночью. Один из  современников так описывал эти события: «Из разных мест доносилось пение — то кружки богомольцев пели церковные песнопения. Не видя в темноте поющих, можно было подумать, что звуки несутся с самого неба. Минула полночь, а пение не умолкало...»

Саровские торжества — незабываемые дни для всех участников, дни, оставившие неизгладимый след в душе народной. Многие обрели веру, нашли утешение в скорбях, разрешение тяжелых недоумений и сомнений духа, указание доброго, истинного пути, ибо теплого молитвенника, великого предстателя и дивного чудотворца явил Господь людям Своим — преподобного Серафима Саровского.

С этого времени, уже на протяжении столетия, преподобный Серафим прославляется и ублажается Церковью в лике святых Божиих, а его святые мощи открыты для всенародного поклонения. Святой старец почитается верующими как один из величайших подвижников святой Русской Православной Церкви, еще при жизни стяжавший от Господа дар чудотворений и исцелений, и после кончины не оставляющий всех просящих у него помощи и предстательства. Почитаемый очень широко еще при жизни, преподобный Серафим становится одним из самых любимых святых православного народа, так же, как и преподобный Сергий Радонежский.

Преподобный Серафим Саровский, в миру Прохор, родился 19 июля 1759 года (по другим источникам — в 1754 г.) в городе Курске в благочестивой купеческой семье Исидора и Агафии Мошниных. Вся его жизнь отмечена знамениями милости Божией. Когда в детстве мать взяла его с собой на строительство храма и он упал с колокольни, Господь сохранил его невредимым.

Прохор с детских лет любил посещать церковные службы и читать Священное Писание и Четьи-Минеи, но больше всего любил он молиться в уединении. На десятом году он тяжело заболел; в сонном видении ему явилась Божия Матерь, обещая исцелить его от болезни. Вскоре через двор усадьбы Мошниных прошел крестный ход с иконой Знамение Пресвятой Богородицы (Коренной); мать вынесла Прохора приложиться к святой иконе, после чего он быстро поправился.

41f6fb0c58785979208f3f45187fdfc2Еще в юности у Прохора созрело решение всецело посвятить жизнь Богу и уйти в монастырь. Благочестивая мать не препятствовала этому и благословила его на иноческий путь Распятием, которое преподобный носил на груди всю жизнь. Прохор с паломниками отправился пешком из Курска в Киев на поклонение Печерским угодникам. Схимонах старец Досифей, которого посетил Прохор, благословил его идти в Саровскую обитель. Вернувшись ненадолго в родительский дом, Прохор навсегда простился с матерью и родными. 20 ноября 1778 года прибыл в Саров.

18 августа 1786 года послушник принял иноческий постриг с именем Серафим («пламенный») и в декабре 1787 года был посвящен в сан иеродиакона. В 1793 году святой Серафим был рукоположен в сан иеромонаха и положил начало подвигу пустынножительства и уединенной молитвы в лесной келье на берегу реки Саровки, в пяти километрах от монастыря. Зимой и летом он носил одну и ту же одежду, сам добывал себе пропитание в лесу, молился многие часы ежедневно.

Около келии Серафим развел огород и устроил пчельник. Житие сообщает о случае, как преподобный из рук кормил медведя хлебом. Однажды на него в лесу напали разбойники и в великой злобе проломили обухом топора голову. В келии для себя они ничего не нашли. Позже эти люди были установлены, но отец Серафим простил и упрашивал не наказывать их.

После нападения в лесу разбойников и сильных побоев Серафиму было дивное видение: Пресвятая Богородица во славе, с апостолами Петром и Иоаном Богословом, явилась к его одру и произнесла в ту сторону, где были врачи: «Что вы трудитесь?» а старцу: «Сей от рода моего!». После этого видения о. Серафим отклонил лечение, умоляя предоставить свою жизнь Богу и Пресвятой Богородице, и в тот же день, почувствовав возвращение сил, встал с постели. Но пять месяцев он провел, оправляясь, в обители и снова возвратился в пустынь.

Тех, кто имел до него действительную духовную нужду, он охотно принимал и с любовью руководил их своими советами, наставлениями и духовными беседами.

В 1807 году принял на себя иноческий труд молчания, старался ни с кем не встречаться и не общаться. Затворился преподобный на 17 лет, никуда не выходя и понемногу ослабляя строгость своего затвора. Первые 5 лет никто не видел его, и даже брат, приносивший ему скудную пищу, не видел, как старец брал ее. Затем святый старец открыл келейную дверь, и всякий мог приходить к нему, но на вопросы имевших в нем нужду не отвечал, приняв обет молчания пред Богом и безмолвно продолжая свое духовное делание.

Через 10 лет безмолвного затворничества по Вышней воле преподобный Серафим снова отверз свои уста для служения миру — своей любовию, ниспосланной от Бога благодатными дарованиями учительства, прозорливства, чудес и исцелений, своим духовным руководством, молитвою, утешением и советами. Двери кельи его стали открыты для всех — от ранней литургии до восьми часов вечера. В ноябре 1825-го года преподобный Серафим совсем оставил свой затвор: в сонном видении ему явилась Божья Матерь со святителями Климентом Римским и Петром Александрийским и разрешила выйти из затвора и посещать пустынь.

После окончания затвора принимал многих посетителей из монашествующих и мирян, имея, как сказано в житии, дар прозорливости и исцеления от болезней. Был посещаем знатными особами, в том числе императором Александром I. 

Второго января 1883 года часу в шестом братия, войдя в келью преподобного, увидели его стоящим на обыкновенном месте молитвы пред аналоем на коленях. Его руки, сложенные крестообразно, лежали на аналое, на книге, по которой он совершал свой молитвенный труд перед образом Божьей Матери «Умиления», а на руках — голова. Полагая, что он уснул, стали осторожно его будить, но ответа не было: старец Серафим окончил свое земное странствование. Тело преподобного было положено в приуготовленный им же при жизни дубовый гроб и погребено по правую сторону соборного алтаря. Здесь через 70 лет были обретены его нетленные мощи.

При жизни Серафима Саровского тысячи шли к нему с душевною нуждою, с тяжким вопросом совести, за советом по важным делам, личным и семейным. А теперь миллионы верующих устремляют к нему свои молитвенные воззвания, и каждый — со своей особенной нуждою, каждый — со своей болезнью сердца, все — с живым упованием о помощи.

Подготовила Александра МИХАЙЛОВА

http://www.diveevo.ru 

 

ПРОРОК ИЛИЯ: ТРИ ТЫСЯЧИ ЛЕТ СПУСТЯ

Кто не знает пророка Илию? Мне кажется, его знают все, даже атеисты. Однако Ветхий Завет относит его к такому далекому прошлому, что он становится совершенно недосягаемым для нас. В памяти большинства людей ассоциативный ряд, связанный с этим уникальнейшим человеком, оказывается либо полусказочным: если гремит гром — это «Илья пророк по небу на колеснице едет», либо совершенно бытовым: «Илья пророк — косьбе срок». Вот, собственно, и все. Так кто же он на самом деле, пророк Илия?

Он — святой. Но святой, который мог взять меч и заколоть 450 лжепророков. Он «яко на Небесах», но он не умирал. Он — ветхозаветный праведник, но открывает удивительную новую правду о Боге. Подвиг Илии можно понять лучше, если мыслить о нем в современных категориях.

Он жил почти три тысячи лет назад. Жил в обществе, где основная масса людей оторвалась от родной веры. По имени называли себя израильтянами, по образу жизни были грубыми язычниками. Пороки, колдовство, безбожие, цинизм и несправедливость. Неправда ли, очень напоминает нашу современность?

А теперь представьте, что по нашим асфальтированным улицам ходит не совсем адекватно одетый человек и обличает всех граждан в грехах и безбожии. Допустим, что каким-то удивительным образом его не положили в психиатрическую больницу, как преподобного Амфилохия Почаевского. Не посадили, потому что боятся… и уважают. Конечно, он ненормальный, но лучше его не трогать. Когда беззаконие стало всеобщим, Бог наказал израильтян засухой.

103597766 5792395Три с половиной года длилось бедствие, и все это время Господь ждал от Своего народа покаяния. Но его не было. Не было и дождя. Пророк, возвестивший о гневе Божием, так же страдал от засухи, как и все. Сначала он жил у ручья, и ворон приносил ему пищу. Но ручей пересох, и Господь отправил Илию в Сарепту Сидонскую, в другое государство, к некоей благочестивой вдове. «Много вдов было в Израиле во дни Илии, когда заключено было небо три года и шесть месяцев, так что сделался большой голод по всей земле, и ни к одной из них не был послан Илия, а только ко вдове в Сарепту Сидонскую» (Лк.4:25–26), — сказал Христос фарисеям, подчеркивая постоянную немощь веры еврейского народа. То есть, не нашлось во всем богоизбранном народе достаточно благочестивого человека, чтобы направить к нему пророка. И не только в Израиле, но и в соседней благоверной Иудее не обрел Бог место покоя для своего служителя. Но Бог нелицеприятен, и смиренная вера чужестранки, даже имени которой не сохранила Библия, оказалась драгоценнее в очах Божьих, чем высокомерие «сынов Авраама».

Как же узнаем мы о смирении бедной вдовы? По первым словам, произнесенным ею: «Жив Господь Бог твой! у меня ничего нет печеного, а только есть горсть муки в кадке и немного масла в кувшине; и вот, я наберу полена два дров, и пойду, и приготовлю это для себя и для сына моего; съедим это и умрем» (3 Цар.17:12). Посмотрите: «Жив Господь Бог твой». Женщина верует в истинного Бога и признает Его Господом, Творцом Неба и земли. Знает в лицо пророка, потому что даже не спрашивает у него, кто он. И при этом она смиренно ставит себя вне «законных» почитателей Бога, вне народа еврейского, подчеркивая это словом «твой». И далее, когда Илия уверяет ее именем Божьим, что ради него, пророка, мука и масло в ее доме не кончатся, пока не отступит голод, вдова не перечит, не сомневается, но тут же исполняет сказанное ей. Воистину, она — ветхозаветная «самарянка» и достойна всяческого уважения. Тем временем уже четвертый год продолжается засуха. В стране такой голод, что даже царю нечем кормить и поить свой скот. И вот израильский царь — нечестивый идолопоклонник Ахав — решил поискать новые пастбища и воду для своих лошадей. И тут ему донесли, что пророк Илия желает видеть его. И, как сказано в Библии, «пошел Ахав навстречу Илии» (3 Цар.18:16).

Так вот, попробуем представить себе это, но, чтобы нам было проще и удобнее понять полноту картины — представим, как бы это выглядело сейчас. На большой скорости двигается кортеж с мигалками, впереди и сзади — полицейские мотоциклы, в центре — бронированный лимузин с тонированными стеклами. Посреди дороги вырастает одинокий силуэт Илии. И процессия останавливается! Кто из современных духовных авторитетов может своим появлением остановить президентский кортеж? Я не имею в виду церковных иерархов. Я имею в виду авторитет духа. Я, к сожалению, не знаю таких.

Из лимузина выходит… Ахав. «Ты ли это, смущающий Израиля?» (3 Цар.18:17) — говорит Ахав, а его телохранители в пиджаках и галстуках смотрят на пророка озлобленно и боязливо. «Не я смущаю Израиля, а ты и дом отца твоего, тем, что вы презрели повеления Господни и идете вслед Ваалам» (3 Цар.18:18), — отвечает пророк. К кому из нынешних правителей мира нельзя приложить этих слов? К сожалению, я не знаю таких. Мне кажется, что когда пророк произносил эти слова, взор его горел огнем, а лик был светел, как лик Моисея, ибо Божественная ревность разжигала его сердце.

Святой предложил царю испытание: он, Илия, встретится со служителями Ваала на горе Кармил с тем, чтобы каждая сторона принесла от себя жертву. Чью жертву Господь примет огнем, тот и исповедует истинного Бога. И вот 450 человек — врагов Божиих, лжепророков собралось противостоять святому Илии. 450 ванг, блаватских, глоб, малаховых и копперфильдов. С утра до вечера пророки Вааловы молились своим богам, читали мантры, и в бесновании кололи себя ножами. Наверняка, среди них были и настоящие колдуны (не все же жулики!), имеющие у себя в подчинении демонов. Вероятно, в другое время они и могли совершать разнообразные «знамения» и «чудеса», но сейчас, в присутствии явной силы Божией, вся бесовская мощь поникла, обессилела и упразднилась. Демоны отошли, и ничего не происходило. В стороне стоял святой Илия и потешался над пророками Ваала, скачущими вокруг жертвенника: «Кричите громким голосом, ибо он бог; может быть, он задумался, или занят чем-либо, или в дороге, а может быть, и спит, так он проснется!» (3 Цар.18:27).

Когда наступила его очередь молиться, святой Илия устроил из камней жертвенник, разложил дрова, приготовил тельца, ископал ров и велел трижды все облить водой, чтобы еще более явно обнаружилось чудо Божие. И Господь услышал его немногословную пламенную молитву и сошел огнем, попалил и тельца, и жертвенник, и воду вокруг него. И весь собравшийся народ упал ниц, восклицая: «Господь есть Бог!»

О, немощный в вере еврейский народ! Сколько раз ты восклицал так, и уже через мгновение предавал Господа своего. Так было при Синайской горе, когда Моисей замедлил на вершине, и люди не усомнились сделать себе литого идола. Так было и после разделения еврейского царства на Иудейское и Израильское, когда Израильский царь Иеровоам поставил двух золотых тельцов, чтобы отвлечь подданных от Иерусалимского храма. И не возмутился народ, что его отвлекают от Бога Вседержителя к бесам, не устроил ни восстания, ни революции, но совершенно спокойно сменил объект поклонения. Насколько же им было все равно! А ведь они имели достоверное учение об ангелах и бесах и знали всю правду о «богах серебряных и золотых». Только мало верили этому учению…

Так было и потом, при Христе Спасителе. Так было и при Илии. Стоило всем увидеть сначала чудо Божие в схождении небесного огня, потом чудесный дождь по слову пророка, как в тот же день безбожная царица Иезавель угрожает расправиться с Илией в отместку за убиение своих лжепророков. И никто не вступается за него: ни царь Ахав, который после этих чудес плакал (3 Цар.18:45), ни народ, увидевший святость пророка.

Огонь небесный сходит на жертву пророка! Достаточно посмотреть хотя бы видеозапись схождения Благодатного огня на Гроб Господень в Великую Субботу, чтобы попытаться понять, что происходило тогда на горе Кармил. Легко можно представить себе всеобщее воодушевление, страх Божий и трепет. Сам пророк, проникнутый этим воодушевлением и ревностью по Богу, бежал перед колесницей царя от горы Кармил до города Изреель, где была резиденция Ахава, а это более 30 километров (3 Цар.18:46). Но супругу Ахава — идолопоклонницу Иезавель — чудо не вразумило, и, спасаясь от ее гнева, Илия скрылся в соседнюю Иудею, в город Вирсавию.

icon shigri iliya prorok2В пустыне, недалеко от Вирсавии, Ангел Господень явился Илии, чтобы утешить его в тяжкий час. «Довольно уже, Господи; возьми душу мою, ибо я не лучше отцов моих» (3 Цар.19:4), — говорил пророк. Как часто и мы, как и пророк Илия, обращаемся с такими словами к Богу в час испытания! Нет больше сил терпеть! Не могу больше! И сколько раз после этого Господь гладит нас по голове и кормит с ложечки, чтобы утешить мятущуюся душу...

Может быть, этим и ценна история пророка Илии? Мы видим, что этот святой — столп веры и благочестия, но, в то же время, он не сверхчеловек. Он такой же, как и мы. Ему надо было есть и пить — его чудно питал Бог. Его томили уныние и печаль о своих соотечественниках, погибающих в идолопоклонстве — Господь Сам утешал его. «Что ты здесь, Илия?» (3 Цар.19:9) — кротко спрашивает его Господь. И в этом кротком вопрошании мы слышим: «Что ты так печален, Илия? Что гнетет твою душу?» Сколько в этом вопросе Божией любви и сострадания не только к пророку, но ко всему человеческому роду, мятущемуся и погибающему. Когда-то, за несколько тысяч лет до этого, с такой же любовью и болью Бог спросил: «Адам, где ты?» (Быт.3:9). И спустя еще почти тысячу лет также спросит Марию Магдалину: «Жена! что ты плачешь? кого ищешь?» (Ин.20:15), а позже и Петра: «Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они?» (Ин.21:15). И сказал Илия: «Возревновал я о Господе Боге Саваофе, ибо сыны Израилевы оставили завет Твой, разрушили Твои жертвенники и пророков Твоих убили мечом; остался я один, но и моей души ищут, чтобы отнять ее» (3 Цар.19:10).

 Так и мы говорим сейчас: «Господи, посмотри! Оставили сыны Твои храмы, валяются в пороках и пьянстве, ищут только наживы и удовольствий, склонили колени свои перед бесами в сектах…» И, также как когда-то апостолам, нам хочется воскликнуть: «Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их»? (Лк.9:54). И услышать кроткий ответ Спасителя: «Не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать» (Лк.9:55–56). Так же Господь ответил Илии. «Выйди и стань на горе пред лицем Господним, и вот, Господь пройдет, и большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы пред Господом, но не в ветре Господь; после ветра землетрясение, но не в землетрясении Господь; после землетрясения огонь, но не в огне Господь; после огня веяние тихого ветра, и там Господь» (3 Цар.19:11–12).

Пророк Илия — первооткрыватель «веяния тихого ветра» духа любви Божией. И как пламенно служил пророк Богу, так он свое служение и окончил. Огненная колесница вознесла его яко на Небеса, где он пребывает и ныне, не разлученный с телом.

 Священник Сергий Бегиян 2 августа 2013 года

http://www.pravoslavie.ru/put/63201.htm

 

Православный Календарь с 27 Июля 2014 г. по 2 Августа 2014 г.

Воскресенье, 27 Июля 2014 года. Неделя 7-я по Пятидесятнице.

Ап. от 70-ти Акилы (I). Прп. Стефана Махрищского (1406). Мч. Иуста (I).Прп. Еллия монаха Египетского (IV). Прп. Онисима чудотворца Магнезийского (IV).

valentinaПонедельник, 28 Июля 2014 года. Седмица 8-я по Пятидесятнице.

Равноап. вел. кн. Владимира, во Святом Крещении Василия (1015). Мчч. Кирика и Иулитты (ок. 305). Мч. Авудима (IV). 

Вторник, 29 Июля 2014 года.

Сщмч. Афиногена еп. и десяти учеников его (ок. 311). Мч. Павла и мцц. Алевтины (Валентины) и Хионии (308). Мчч. Антиоха врача и Фавсты (IV). Мц. Иулии девы (ок. 440 или 613). Чирской (Псковской) иконы Божией Матери (1420

Среда, 30 Июля 2014 года.

Вмц. Марины (Маргариты) (IV). Прп. Иринарха Соловецкого (1628).Перенесение мощей прп. Лазаря Галисийского. Прп. Леонида Устьнедумского (1654). Святогорской иконы Божией Матери (1569)

Четверг, 31 Июля 2014 года

Мч. Емилиана (363). Мч. Иакинфа Амастридского (IV). Прп. Иоанна Многострадального, Печерского, в Ближних пещерах (1160). Прп. Памвы, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIII). Прп. Памвы пустынника Египетского (IV). Прп. Леонтия, игумена Кариоховского, Новгородского.

Пятница, 1 Августа 2014 года.

Обретение мощей прп. Серафима, Саровского чудотворца (1903). Прп. Макрины, сестры свт. Василия Великого (380). Прп. Дия, игум. Антиохийского (ок. 430). Мч. блгв. кн. Романа (Олеговича), Рязанского (1270). Прп. Паисия Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Блж. Стефана, короля Сербского (1427) и матери его Милицы (1405). 

Суббота, 2 Августа 2014 года.

Славного прор. Божия Илии (IX в. до Р.Х.). Преставление прп. Аврамия Галичского, Чухломского (1375). Обретение мощей прмч. Афанасия Брестского (1649). Сщмч. Философа (Орнатского) и иже с ним (1918) и диакона Иувеналия (1919). Чухломской, или Галичской (1350), и Абалацкой (Знамение) (1637) икон Божией Матери. 

 

В Свято-Никольском соборе, 

в здании церковно-приходской школы,

по вторникам с 10 до 13 часов,

КВАЛИФИЦИРОВАННЫЙ ЮРИСТ  

проводит юридические консультации бесплатно. 

 

109114512 dsc01664

 

 

Святой преподобный отче наш Серафиме, моли  Бога  о нас!

 

 

Икона дня

Православный календарь

Расписание богослужений

Богослужения в нашем храме совершаются ежедневно

Начало богослужений:

В будни – утром в 8.00 ч., вечером в 16.00

В воскресные дни – утром в 7 и 9 чч., вечером в 16.00