5 неделя по Пятидесятнице (13.07.2014)
5 неделя по Пятидесятнице
Преподобный отче Сергие, моли Бога о нас!
Послание Святейшего Патриарха Кирилла и Священного Синода в связи с 700-летием рождения святого преподобного Сергия Радонежского
Преосвященные архипастыри, всечестные пресвитеры и диаконы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры!
В нынешнем 2014 году исполняется 700 лет со дня рождения великого подвижника благочестия, светильника веры и преславного угодника Божия — преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского, дивного чудотворца.
Блаженный Епифаний Премудрый, автор жития аввы Сергия, свидетельствует, что описать все духовные дарования и чудотворения этого святого невозможно, ибо они совершаются доныне.
Действительно: каждый православный христианин знает и любит Радонежского чудотворца, благоговеет перед его памятью и почитает духовное наследие Преподобного. Историк Российского государства и Русской Церкви профессор Василий Осипович Ключевский так выразил мысль о народном восприятии образа Преподобного: «Спросите любого из этих простых людей, с посохом и котомкой пришедших сюда [в Троице-Сергиеву лавру] издалека: когда жил преподобный Сергий и что сделал для Руси XIV века, чем он был для своего времени, и редкий из них даст вам удовлетворительный ответ; но на вопрос: что он есть для них, далеких потомков людей XIV века, и зачем они теперь пришли к нему, каждый ответит твердо и вразумительно».
И по сей день не оскудевает поток богомольцев, которые приходят из разных стран, городов и весей, дабы поклониться честным мощам угодника Христова, почивающим в стенах основанного им монастыря — Троице-Сергиевой лавры, стоящей на высоком Маковском холме, помнящем деяния и самого начальника здешних подвижников.
Эта прославленная в веках обитель стала подлинной школой благочестия, центром, из которого расходились по Русской земле иноки. Они несли в сердце своем и на устах Евангельскую истину и делом являющие образ жительства во Христе.
Троице-Сергиева лавра явилась в истории Православия не только оплотом благочестия в Северо-Восточной Руси, но и продолжательницей дела святых Антония и Феодосия Киево-Печерских — первых русских иноков, принесших общежительный монашеский устав в пределы нашего Отечества и показавших подлинную красоту христоподражательного смирения.
Через своих учеников преподобный Сергий стал основателем множества монастырей. Его питомцы несли огонь веры, возжженный от пламенеющего сердца богоносного аввы, по всем краям и самым дальним уголкам страны, сея семена Божественной истины и заботясь о том, чтобы евангельские всходы преобразились со временем в побелевшие нивы (см. Ин. 4:35) и принесли сторичный плод (см. Лк. 8:8).
Последователи Преподобного, подражая его кротости и трудолюбию своими руками возводили храмы, сооружали келии и просвещали множество людей светом Христовым. Тем самым они приобщали своих современников к великому наследию христианской культуры, утверждали национальное единство, закладывая фундамент государственности, содействуя преодолению междоусобиц.
Сбылись слова Господни, изреченные Преподобному во время пророческого видения небесных птиц: «Так же, как и виденные тобою стаи птиц, будут многочисленны твои ученики, и после тебя они не оскудеют, если только захотят последовать твоим стопам».
Будучи образцом незлобия и скромности, преподобный Радонежский игумен, который не искал славы человеческой, был возвеличен Самим Богом, сказавшим Своим ученикам: «Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы» (Мф. 5:14).
Ему, смиренному труженику на ниве Господней, всегда избегавшему почестей и знаков власти, как светской, так и церковной, а также и его монастырю Промыслом Вседержителя было уготовано стать центром важнейших событий эпохи — событий, на века определивших судьбу нашего народа и всей нашей земли.
К нему приходит за благословением святой князь Димитрий Донской, взыскуя молитвенной помощи и благодатного утешения перед грозной битвой на поле Куликовом. Ему доверяется посольство к князьям, не желавшим мира со своими собратьями, и, милостью Божией, тихое и умиленное слово инока обретает власть, подчиняющую себе военную и политическую мощь светских властителей.
Еще при своей жизни Радонежский игумен становится игуменом всей Русской земли, общенациональным духовным лидером, великим старцем, к ногам которого припадают и князья, и бояре, и священнослужители, и купцы, и простые крестьяне. Всех он объемлет своей любовью, всем готов уделить от той мудрости, которая нисходит свыше (см. Иак. 3:17).
Обладая подлинной духовной свободой, преподобный Сергий самим своим поведением, самим внешним обликом воспитывал людей, пробуждал в них жажду свободы во Христе (см.: Гал. 5:1), и это не могло не сказаться на внутреннем духе всего народа, нашедшего в себе силы противостать иноземному игу.
Духовная традиция русского монашества, во многом сформированная под влиянием святого Сергия Радонежского, дала обильные плоды на ниве Господней. И в ликах преподобных мужей и жен последующих веков, старцев Оптиной пустыни, Саровской обители и многих других подвижников сияет все тот же кроткий свет благодати Божией, который так хорошо знаком православным христианам нашего Отечества по иконописным изображениям аввы Сергия. Его духовными наследниками призваны быть и мы с вами. Нам надлежит стремиться к стяжанию той любви к Богу и ближним, той кротости, незлобия и трудолюбия, которые явлены нам Преподобным.
Как духовное завещание святого звучат ныне его слова, донесенные до нас благочестивым преданием: «Любовью и единением спасемся». Это назидание особенно актуально сегодня. Мы — наследники Святой Руси, проживающие в разных государствах, но имеющие общую веру, историю, и культуру, — призваны Богом к высокой ответственности за сохранение бесценного сокровища православной традиции, принятой нами от предков. Мы призваны делом и самой жизнью являть «единство духа в союзе мира» (Еф. 4:3), противостоя розни века сего.
Даже в самые непростые эпохи, времена тяжких испытаний и великих скорбей, игумен земли Русской остается для всех взыскующих его помощи верным маяком в бушующем море житейских страстей, источником утешения и надежды на всеблагой Промысл Господень, действующий одному Ему ведомыми путями в судьбе каждого человека и целых народов.
Не оставит он всех духовных чад своих и ныне, и во все последующие эпохи. Совершая хвалебное пение великому подвижнику Церкви Православной, будем помнить слова святого Епифания Премудрого, начертанные им в житии Преподобного: «Мы восхваляем святого Сергия не потому, что он нуждается в похвале, но потому, что он молится за нас, подражая во всем пострадавшему за нас Христу». Будем возносить к нему свои сердечные воздыхания, уповая, что по его ходатайству Всещедрый Спаситель мира сподобит нас «в день Страшнаго Суда шуия части избавитися, десныя же страны общники быти и блаженный оный глас Владыки Христа услышати: приидите, благословенный Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира» (Молитва преподобному Сергию Радонежскому). Аминь.
Преподобный Сергий Радонежский и медведь
Однажды Преподобный Сергий увидел перед своей хижиной большого медведя. Испугавшись в первый момент, Преподобный понял, что зверь не столько свиреп, сколько голоден. Тогда вынес он краюху хлеба и положил на пень перед медведем. Съев угощение, медведь удалился в лес. Но с тех пор зверь стал часто приходить к жилищу Преподобного Сергия, ожидая положенного угощения. Иногда подолгу не уходил «точно злой заимодавец, желающий настойчиво получить свой долг.
А Преподобный благодарил Бога, что послал ему лютого зверя на утешение». Преподобный полюбил своего лесного друга и стал делить с ним последний кусок, а иногда и весь свой обед отдавал зверю, как неразумеющему поста. Дикий зверь слушался Преподобного и был кроток с ним, точно овца. Святитель Платон Пишет: «Думаю, что дикие звери ныне стали свирепы от жестокости наших нравов; а любовь и добродетель могут эту свирепость преложить в кротость и покорность». Ведь все твари живые видели в Адаме образ Божий и склоняли перед ним головы. Но согрешил человек, и помрачился в нем образ Божий, и перестали неразумные твари узнавать его и повиноваться.
http://www.zolotoe-koltso.ru/goroda_new/
ВАРФОЛОМЕЙ
В июльском зное не шумят березы
Ветвями наклонившись до земли,
Затихли кони и не блеют козы,
И не жужжат тяжелые шмели
Легла канавка вдоль лесной опушки -
Как память об иссякнувшем ручье
Рыжеволосый брел по ней послушник
С резным кнутом на худеньком плече
Остановись! Гляди: почтенный старец
В тени берез тебя, как будто, ждет
Откуда он? Наверно, чужестранец?
Вздохнул – и рясой утирает пот.
Помедлил отрок и уходит снова
Искать пропавших в роще лошадей,
Но старец с ликом ангела святого
Промолвил тихо: Стой, Варфоломей!
Бери и ешь! С ветвей вспорхнула птица,
И в небе гром нежданно прозвучал,
Когда своею легкою десницей
Просфорку старец мальчику подал…
Леса и рощи, нивы золотые,
Внемлите, знайте – в сей священный час,
В июльский полдень, матушка- Россия
У тех берез склоненных родилась!
20 мая 2014
Автор Епископ Геннадий (Гоголев)
Проповедь об исцелении гергесинских бесноватых
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Сегодня за Божественной литургией мы слышали евангельское чтение о чуде исцеления гергесинских бесноватых. У трех евангелистов мы находим повествование об этом чуде. Сегодня нашему вниманию было предложено Евангелие от Матфея. Апостол Матфей говорит, что бесноватых было двое, апостолы Марк и Лука говорят, что был один бесноватый. Казалось бы, здесь есть некоторое противоречие. Но дело в том, что один из евангельских бесноватых был, так сказать, более активен. На него и обращают свое внимание апостолы Марк и Лука.
После совершения чуда укрощения бури, Христос отправляется на другой берег Генисаретского моря и, выйдя на берег, встречает двух бесноватых людей. Увидев Христа издалека, они закричали: «что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий?» (Мф.8:29). Еще никто из апостолов не исповедовал Иисуса Сыном Божиим, а эти бесноватые свидетельствуют, что Он - Сын Божий. Конечно, не сами бесноватые, а демоны, находящиеся в них, зная, что Христос есть Сын Божий, так возвещали их устами. Господь повелевает демонам выйти из этих людей. Тогда демоны просят Его разрешить им войти в свиное стадо. Иисус разрешает им сделать это. И когда демоны вошли в стадо свиней, это стадо бросилось с крутизны в морскую пучину. Люди, видевшие всё это, поспешили пойти в город и рассказать жителям о случившемся. Жители же стали просить Христа не входить в их город и удалиться от этого места. Необычная просьба - если многие и многие люди, встретив Христа, мечтали, чтобы Он был вместе с ними, то жители города Гергеры просят Его удалиться.
Из этого евангельского повествования мы видим, как милостив Господь, как Он готов прийти на помощь каждому человеку. Даже человеку, попавшему под власть врага рода человеческого. И такого человека Господь готов избавить от вражьей силы. Церковь научает нас тому, что в мире помимо добрых и светлых духов – ангелов – существуют и демоны. Они отпали от Бога и их цель в том, чтобы улавливать в свои сети всякого человека, удалить его от Бога, заставить его забыть о Боге. К сожалению, многие живущие на земле люди не хотят осознать это. Даже мы, верующие во Христа люди, далеко не всегда осознаем опасность, которая окружает каждого из нас.
Кто-то может сказать: «Слава Богу! Я не такой бесноватый». Но так ли это на самом деле, братья и сестры? Я, наверное, скажу страшную для многих вещь. К сожалению, мы часто тоже бываем бесноватыми, потому что бесноватый этот тот, кто совершает грех. А разве мы не совершаем грехов постоянно и каждодневно? Значит, власть беса настолько велика над нами, что мы не можем противиться ему. Но не надо сдаваться. Разве нет у нас сил, чтобы войти противоборство врагу рода человеческого? А если не хватает собственных, личных сил, то нужно помнить о том, что мы не одиноки, - вместе с нами Господь и Спаситель наш Иисус Христос. Он всегда готов помочь, и нам надо постоянно обращаться за Его помощью.
Федор Михайлович Достоевский очень точно сказал о том, что происходит в жизни каждого человека: «Дьявол постоянно борется с Богом, а полем этой борьбы является сердце человеческое». В сердце каждого из нас происходит каждодневная борьба дьявола с Богом. И человек не сторонний наблюдатель, он соучастник этой борьбы. Если мы не боремся с дьяволом, значит, мы становимся богоборцами.
Вспомним прошедший XX век - век атеизма. Появилась новая идеология. Но зачем рушить храмы, уничтожать иконы, уничтожать миллионы людей? Собираясь в храмах, верующие люди не замышляли ни о каких забастовках и переворотах, они молились о мире, о благоденствии, молились за врагов своих. Какая дьявольская злоба проявилась у тех, кто воистину был бесноватым. Сегодня всего этого, казалось бы, нет. Но когда мы сознательно совершаем то или иное зло, разве мы не подобны тем людям? Если бы мы понимали и осознавали это, то не совершали бы грехи в своей жизни.
Дай Бог, чтобы мы прилагали все усилия для того, чтобы не попадать в дьявольские сети. Чтобы каждый из нас стремился носить тяготы другого человека, чтобы имя Христово прославлялось, а дьявол был поругаем. Аминь.
Протоиерей Валерий Захаров, 2012 г.
ДЛЯ ЧЕГО СОЛНЦЕ СВЕТИТ
беседа главного редактора газеты «завтра» с протоиереем Александром Шаргуновым
Александр Проханов. Отец Александр, девяносто с лишним лет минуло со дня гибели Николая II и его семьи. Многое с тех пор кануло в лету. Но тема Российской Империи, судьбы последнего императора, его трагической кончины — захватывает всё новые общественные круги. Как бы вы, отец Александр, объяснили нарастающий интерес к этой теме? Отчего она всё сильней и сильней волнует наши сердца?
Протоиерей Александр. В этой теме, может быть, средоточие всей нашей истории. Тайна беззакония, о которой говорит Писание, раскрывается не в одних только наших личных грехах, нашем личном отвержении Бога. Существует организованное, государственное противление Богу, которое раскрывается в истории. Весь Ветхий Завет повествует о борьбе языческих народов против богоизбранного народа, и Новый Завет в Откровении Иоанна Богослова говорит о том же самом, только на еще большей глубине.
Недавно прославленный сербский святой, преподобный Иустин Попович, писал: «В наше время существует немного людей с живым ощущением истории. Обычно события оцениваются фрагментарно, вне их исторической целостности. Меня всегда радует, когда я среди интеллигентов встречаю человеческое существо, обладающее здоровым чувством истории».
Святой Царь Николай II был дан, чтобы явить образец православного Государя на все времена, чтобы показать, чего мы лишаемся, теряя православную монархию. Вместо Помазанника Божия Россия получила помазанников сатанинских. Даже либерал В. Набоков вынужден был констатировать, что как только восторжествовала «полная законность и справедливость», о которой мечтали либералы, тут-то и началось самое страшное кровавое беззаконие. А Василий Розанов нашел в себе мужество сказать в 1918-м: «Я вдруг понял, что у меня сейчас нет царя, и мне ничего не хочется: писать, делать, вообще жить. Я никогда не думал, что так завишу от царя».
Враги прекрасно понимали, что уничтожение «всей великой ектеньи», по выражению Ленина и Троцкого, явится поруганием той клятвы верности перед Крестом и Евангелием, которой поклялся русский народ на Соборе 1613 года, строить жизнь во всех её сферах, в том числе государственной и политической, на христианских принципах.
Среди чудес, которые являет Господь через Царственных мучеников, может быть, самое большое чудо — их канонизация. Всё было как бы против, но враги Православия и России недооценили реальную возможность канонизации. Они постоянно говорили, что этого не может быть. «Ну, один-два маргинальных архиерея найдутся, — всё время повторяла их пресса, — но не совсем же они сумасшедшие». Канонизация показала, что справедливость существует. Сколько лет длилась ложь, сколько лет замалчивали, так что почти никто о его святости не знал. Это утешение для всей Церкви: как бы ни неистовствовало зло, храните верность Господу, и Он выведет вашу правду, как полдень.
Это — эпохальное событие, подводящее итог XX столетию. Это рубеж нашей истории, как революция 1917 года, как расстрел России в 1993 году, но с иным знаком. Это значит, что среди нынешнего растления и геноцида Бог не оставляет нас. Бог даровал эту канонизацию в самый тяжелый момент нашей истории, чтобы показать нам, что не все потеряно. В конце концов, враги России именно потому уступили, что были абсолютно уверены, что процесс распада России уже необратим. Но как всегда, от них осталась сокрыта главная глубина.
А.П. Да, прославление Царя-мученика — величайшее из чудес. Но в нем, на мой взгляд, есть еще какая-то странная, лукавая подробность. По существу, очень многие из либералов, торжествовавших свою победу после 1991 года, были задействованы в том, что мы условно называем монархическим проектом. Они приписывали себе все достижения на этом поприще. В то время как сама Церковь, может быть, еще и не верила в грядущее чудо — по слабости своей, подавленности. А новая власть на канонизации пыталась сыграть свою игру.
Прот. Александр. Те люди, о которых вы говорите, и в 1917-м, и в 1991-м году были согласны в одном: «Пусть всё будет как самый прекрасный символ: крест, трехцветное знамя, двуглавый орел, а мы будем устраивать своё, земное, по нашим земным понятиям».
Мы знаем, что на первых рубежах в 1917-м году стояли отнюдь не большевики, а конституционные демократы, которые уже не верили в благодатную силу царского помазания. Они ориентировались на английскую и французскую революции, их верой был прогресс, творческие силы человека, а не благодать Божия, которая перестала быть для них реальной, всё превосходящей силой. Именно они открыли ворота большевистской революции с её исключительной жестокостью и прагматизмом.
А.П. Противники Государя, и не только они, говорят, что если вынужденное его отречение было верностью принципам чистой монархии, то оно слишком дорого стоило русскому народу. Слишком много бед пришлось испытать после этого России.
Прот. Александр. Поразительно, как они и тогда, и теперь хотят перевернуть всё с ног на голову — потому что именно в этом и заключалась высота святости, явленной Государем: в его способности измерять всё духовным, вечным измерением.
Вряд ли Царь мог предвидеть, какие ужасные события последуют за его отречением, потому что чисто внешне он отрекся от престола, чтобы избежать бессмысленного пролития крови. Но важнее всего была для него верность благодати Божией, принятой им в таинстве миропомазания ради спасения вверенного ему народа. Ибо все самые страшные беды, какие только возможны на земле: голод, болезни, вымирание народа, от которых, конечно, не может не содрогаться человеческое сердце, — не идут ни в какое сравнение с вечным «плачем и скрежетом зубов» там, где нет покаяния.
Можно делать какой угодно исторический, философский, политический анализ, но духовное видение всегда важнее. Никакие экстренные внешние государственные меры, никакие репрессии, самая искусная политика были не в состоянии изменить ход событий без подлинного обращения к Богу русского народа.
Мы более всего страшимся сегодня утраты независимости России, и это понятно. Но не следует путать следствие с причинами: все самые ужасные, самые разорительные иноземные нашествия: будь то Батый, Наполеон или Гитлер, — ничто по сравнению с полчищами бесов, заполняющими всё в народе.
Говорят, что существует сценарий окончательного уничтожения России, согласно которому будет спровоцирован «русский бунт, бессмысленный и беспощадный», а для «наведения порядка» будут введены войска НАТО, которые возьмут все в стране под свой контроль. Но вот — рассказывает о своих когда-то очень близких знакомых В.Г. Распутин — вполне положительная, уважаемая всеми женщина спокойно смотрит изо дня в день порнографические видеофильмы вместе со своей несовершеннолетней дочерью. И уже не надо вводить никаких войск — или, наоборот, почему бы их не ввести? — всё и так занято сатаной.
В том-то и дело, что желание сохранить православную монархию любой ценой ничем не отличается от того безбожия, которое обнаружилось в насильственном её уничтожении. После отречения от Царя, в котором народ принял участие своим равнодушием, не могло не последовать небывалых доселе гонений на Церковь и массового отступничества от Бога.
Были у нас выдающиеся Цари: Петр I, Екатерина Великая, Александр I, Николай I, Александр III, — когда Россия достигла расцвета с великими победами и благополучным царствованием. Но Царь-мученик Николай есть свидетель истинной православной государственности, власти, построенной на христианских принципах….
А.П. Объясните, отец Александр, почему Николай II стал святым? Я не говорю о свидетельствах, которые сопутствовали его муке и прославлению. Меня интересует каноническая точка зрения. Почему Государь, политический деятель, чьё правление отмечалось катастрофическими явлениями войн и революций и закончилось отречением от престола, оказался святым? Свят ли он стал после казни его и его семьи, или он был свят изначально? Снискал ли он святость своей мученической кончиной или она в нем и раньше гнездилась?
Прот. Александр. Святые — это не значит безгрешные, без недостатков. Известно изречение: «Христианами не рождаются, а становятся». Во святом крещении каждый человек призывается к святости. И отпевают его со словами: «Со святыми упокой». Христос пришел, чтобы дать возможность всем стать святыми, причастными Богу. Церковь не создает святость. Она только свидетельствует в Духе Святом, чтo есть благодать, где истина, а где ложь.
Есть такая книга «Царственные мученики в воспоминаниях верноподданных». Обычно о людях бывают разноречивые свидетельства. Здесь же все свидетельства поразительно совпадают.
Это было время, когда в высшем обществе России началось разложение, которое всё более захватывало и низшие слои. А они, находясь на самом верху Российской жизни, являли образец, именно образец противоположного — в своем личном христианском и общественном служении. Это были люди необыкновенные, еще до своего мученичества — вот что мы должны подчеркнуть. Мы можем проследить, как постепенно вызревает подвиг страстотерпчества и мученичества.
Бог избрал самое лучшее. В жертву за Россию был принесен её цвет: вначале Государь с семьёй, а потом — все верные Богу, Царю и Отечеству. Возможно ли было любить Россию чище, возвышеннее, преданнее, чем они? Они действительно любили её даже до крови. В этом было глубокое мистическое понимание роли России во всем мире как православной державы и значения единения братских славянских народов.
«Император и Императрица, — пишет неподкупный иностранец Жильяр, — думали, что они умирают за Отчизну. Они умерли за всё человечество. Их истинное величие не в императорском достоинстве (хотя, как мы видели, это имело и имеет значение), но в достижении высших человеческих добродетелей, до которых они постепенно возвысились. Они стали духовно совершенны; это дало им не земную преходящую силу, но чудесную твердость и ясность души древнехристианских светочей, против которых бессильны людская злоба и которые торжествуют в самой смерти».
А.П. Я часто задаю себе вопрос: в чем миссия святого Царя Николая II в сегодняшней России? Допустим, он не был бы канонизирован. Но он всё равно оставался жертвой страшного убийства, которое волновало бы людские сердца, рождало гнев, возмущение, требовало отмщения. Но поскольку он превратился в святого, то должен воздействовать на сердца каким-то иным способом. Спроецироваться на проблему истории власти, страны, государства. Какова его миссия в этом качестве?
Прот. Александр. Смысл отречения Государя — спасение идеи христианской власти. И потому в нём надежда на спасение России, через отделение тех, кто верен данным Богом принципам жизни, от тех, кто неверен, через очищение, которое наступает в последующих событиях.
Подвигом Царя в отречении развенчиваются все ложные устремления тогдашних и нынешних устроителей земного царства, отвергающих Царство Небесное. Утверждается высшая духовная реальность, определяющая все сферы жизни: первое должно стать на первом месте, и только тогда все остальное займет свое должное место. На первом месте Бог и правда Его, на втором — все остальное, в том числе монархия, даже если она именуется православной….
А.П. Вы издали несколько книг о чудесах Царственных мучеников. Не могли бы вы рассказать, как их собирали? Какие можете назвать наиболее яркие чудеса времен «красного террора» и ныне?
Прот. Александр. Мне нередко приходилось слышать: «Всё, что вы пишете о святости Царя–мученика, замечательно. Но вот вопрос, который имеет немаловажное значение для канонизации, и который смущает многих: были ли явлены через него чудеса?»
В течение нескольких лет мною было издано шесть книг, посвященных этой теме. Последняя — двухтомник в тысячу страниц — вышел в год канонизации. Письма о чудесах поступали постепенно. Вначале я выпустил небольшой сборник и прочитал свидетельства из него по православному радио «Радонеж». Все остальные книги были уже откликом. И с каждой новой книгой их становилось всё больше.
Среди многочисленных свидетельств о помощи есть весьма яркие. Так один полковник пишет, что он потерял зрение, и, приложившись к иконе Царя-мученика, прозрел. Многие получали помощь в нашем храме, где есть немало святынь, связанных с Царственными мучениками. Мироточивая икона, которая в течение многих лет, странствуя по разным городам и странам, буквально заполнила своим благоуханием всю нашу Церковь. Икона с молочным зубиком одного из царских детей, очевидно Алексея, сохраненного Пьером Жильяром, воспитателем царских детей, которая попала к нам из Франции через знакомого православного священника. Икона художника Володченко, написанная в 1930 году в Харбине, когда ему было трижды видение некоего старца, держащего икону, где изображено распятие, с одной стороны которого — Царь-мученик, с другой — патриарх Тихон и далее до самого горизонта — сонм мучеников.
Буквально вчера к нам в храм зашел батюшка из Тобольска и рассказал, что его отец перед самой смертью крестился, покаялся перед крещением, причастился и умер. Это произошло 17 июля, в день убиения Царской семьи. Явившись после смерти своему сыну, он сказал: «У меня было много грехов. Но молитвами Царя-мученика Николая Бог простил меня». Еще один пример. Отец Игорь Розин из Кабардино-Балкарии только год как стал священником. После литургии пошел причащать, затем вернулся в храм, и у алтаря его зарезал сатанист. Сумка, в которой у него были кассеты с моими проповедями о Царе-мученике, была вся залита кровью.
А.П. А как на вас влияет духовная близость к Царю-мученику? Как получилось, что вы обратились к этой теме?
Прот. Александр. У каждого человека есть свои любимые святые. Кроме того, с городом, где совершилось величайшее злодеяние нашей российской истории, у меня давняя связь. Там я учился в Суворовском училище, там же поступил в университет на факультет журналистики, откуда меня в 1960 году исключили за «политическую незрелость». Конечно же, я не раз проходил мимо дома Ипатьева, останавливался около него. Хотя, разумеется, ничего толком тогда не мог осмыслить. Так что даже географически есть некая близость. Но дело, конечно, не в этом. Христос говорит Своим ученикам — не только самым первым, но и всем нам: «Не вы Меня избрали, но Я избрал вас».Точно так же можно, наверное, сказать, что не мы избираем святых, а святые избирают нас.
А.П. Сейчас времена в России очень тревожные, опять порубежные. Я думаю, что в истории России не было не порубежных времен. Каждый день — рубеж. Моя интуиция говорит мне, что грядут очень грозные, может быть, даже ужасные события, и в них Царь очень явственно проявится — пока неизвестно, в какой форме. Мое подсознание готово к приближению новых царских времен.
Прот. Александр. Никогда еще зло не было столь ярким, и никогда еще реакция на него не была столь слабой. Мы много раз говорили о том, что зло сегодня, во-первых, всё чаще выступает открыто, не прикрываясь уже ничем, как оно обычно это делает. Потому что сознает свою силу и безнаказанность. И, во-вторых, что более страшно — это отсутствие сопротивления злу — своего рода СПИД, синдром приобретенного иммунодефицита, когда организм (в данном случае — общественный) не имеет силы противостоять малейшей инфекции. В-третьих, зло становится как никогда организованным, и организованным в мировом масштабе. Фашизм и коммунизм в этом смысле были только репетицией. Новейшие технические достижения позволяют в одно мгновение войти во все дома с любой ложью и непотребством, поразить ими сразу всё человечество. При этом организованное зло имеет в своих руках такие мощные средства, чтобы смести даже целые страны, если они оказываются препятствием на его пути, как это было, например, недавно с Сербией. Кто сомневается в том, что организованность зла — явное свидетельство близкого присутствия организующего это зло — «человека беззакония»?!
Когда начиналась «перестройка», мы говорили, что при Сталине уничтожалась часть народа, а теперь уничтожается целый народ. Но самое страшное — не в этом. Новое заключается в том, что зло направлено, главным образом, на уничтожение человека. Приближается век толпы: всё, что было в этом роде ранее, — только прообразы. И он выдвигает своих вождей, которые всё сокрушат. В массовое сознание уже введено то, что должно определять личность человека, — быть как все.
Человек настолько человек, насколько он живёт по добру и правде. После коммунистической стадности наступила другая эпоха стадности —участвовать в грехе, как все. Всякий грех стирает черты единственности и неповторимости человека. И там, где массовым сознанием жизнь без Бога, без стыда и без совести принимается как норма, совершается уничтожение личности.
Воистину, растлители страшнее разрушителей. Как преодолеть это растворение в серной кислоте? Для этого надо быть личностью. «Среднему человеку» в этой атмосфере не выжить. Личность — только тот, кто со Христом, кто причастен Его крепости, Его любви, Его благодати. Об этом свидетельствуют святые Царственные мученики и весь бесчисленный сонм новых мучеников и исповедников российских. Наступает время новых скорбей, новой верности Богу.
Самое страшное, когда уничтожается человек. Его и убивать не нужно, потому что исчезают главные его признаки. Но если человек перестает быть человеком, то для чего, как говорится, и солнцу светить?
А.П. Спасибо, отче, за беседу. Не на слишком ли мрачной ноте мы завершаем её?
Прот. Александр. Отнюдь. Церковь напоминает нам, что Бог Авраама, Исаака и Иакова, Тот, Кто послал Сына Своего Единородного на Голгофу для спасения мира, — Бог, до ревности любящий и «воздающий за нечестие отцов до третьего и четвертого рода». Но также Бог милостивый и сострадательный, медленный на гнев, прощающий заблуждения и грехи, хотя и не оставляющий без наказания. И «творящий милость до тысячи родов любящих Его и соблюдающих заповеди Его». Эти священные слова Исхода, основанные на недвижимом камени Закона, исполняются во все времена до скончания века. Из этого можно сделать только один вывод. Мы слишком хорошо знаем, что произошло с нашим народом после убийства Помазанника Божия. И сегодня по-прежнему очень многое зависит от каждого из нас, от нашего покаяния. Историческая судьба русского народа, да и всего мира, решается прежде всего здесь.
2008г, http://www.pravoslavie.ru/smi/36891.htm
В Свято-Никольском соборе,
в здании церковно-приходской школы,
по вторникам с 10 до 13 часов,
КВАЛИФИЦИРОВАННЫЙ ЮРИСТ
проводит юридические консультации бесплатно.
Православный Календарь с 13 Июля 2014 г. по 19 Июля 2014 г.
Воскресенье, 13 Июля 2014 года. Неделя 5-я по Пятидесятнице.
Прпп. Тихона, Василия и Никона, Соколовских (XVI). Свт. Арсения, еп. Тверского. Собор Тверских святых Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов. Прп. Петра, царевича Ордынского (Ростовского) (1290). Балыкинской (1711) и Горбаневской (1786) икон Божией Матери. Св. блгв. кн. Андрея Боголюбского. Новомч. Михаила Афинского (1770) (Греч.).Прмч. Феогена Козырева (1939)
Понедельник, 14 Июля 2014 года. Бессребреников Космы и Дамиана, в Риме пострадавших (284). Мч. Потита (II). Прп. Петра патрикия, Константинопольского (854). Прав. Ангелины, деспотиссы Сербской (XVI). Прп. Никодима Святогорца (1809). Перенес. мощей прп. Иоанна Рыльского из Тырново в Рыльск (Болг.).
Вторник, 15 Июля 2014 года.
Положение честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне (V). Свт. Фотия, митр. Киевского (1431). Свт. Иувеналия, патриарха Иерусалимского (ок. 458). Пожайской (XVII), Феодотьевской (1487) и Ахтырской (1739) икон Божией Матери.
Среда, 16 Июля 2014 года.
Мч. Иакинфа (108). Перенесение мощей свт. Филиппа, митр. Московского и всея России чудотворца (1652). Прпп. Анатолия, в Ближних пещерах (XII), и другого Анатолия затворника, в Дальних пещерах (XIII), Печерских. Блгвв. князей Василия и Константина Ярославских (XIII). Свт. Василия, еп. Рязанского (1295). Прп. Иоанна и Лонгина Яренгских (1544-1545). Блж. Иоанна, Христа ради юродивого, Московского (1589). Прп. Никодима Кожеезерского (1640).Мчч. Диомида, Евлампия, Асклипиодота и мц. Голиндухи (II). Мчч. Мокия и Марка (IV). Прп. Александра, первоначальника обители Неусыпающих (ок. 430).Свт. Анатолия, патриарха Константинопольского (438
Четверг, 17 Июля 2014 года.
Память свв.Царственных Мучеников: Царя - Мученика Николая II и иже с ним убиенных. Свт. Андрея, архиеп. Критского (712-726). Прп. Марфы, матери Симеона Дивногорца (551). Прп. Андрея Рублева, иконописца (XV). Блгв. вел. кн. Андрея Боголюбского (1174). Обретение мощей прп. Евфимия, Суздальского чудотворца (1507). Мчч. Феодота и Феодотии (108). Сщмч. Феодора, еп. Киринейского (310). Прп. Тихона, Василия и Никона, Соловецких.Новомч. иеромон. Нила (Полтавского) (1918). Галатской иконы Божией Матери.
Пятница, 18 Июля 2014 года.
Прп. Афанасия Афонского (1000). Прмцц. вел. кн. Елисаветы и инокини Варвары (1918). Обретение честных мощей прп. Сергия, игумена Радонежского (1422). Мцц. Анны (Агнии) и Кириллы (Киприллы) (304). Прп. Лампада Иринопольского (X). Прпп. Афанасия и Феодосия, Череповецких.Новопрпмч. Киприана Афонского (Греч.). Новомчч. кн. Игоря Константиновича, кн. Иоанна Константиновича, кн. Константина Константиновича, кн. Владимира и кн. Сергия (Палея). Иконы Божией Матери, именуемой "Экономисса".
Суббота, 19 Июля 2014 года.
Собор Радонежских святых. Прп. Сисоя Великого (429). Прп. Сисоя, схимника Печерского, в Дальних пещерах (XIII). Обретение мощей прав. девы Иулиании, кн. Ольшанской (XVI). Мчч. Марина, Марфы, Авдифакса, Аввакума, Кирина, Валентина, Астерия и др. в Риме (269). Мчч. Исавра диакона, Иннокентия, Филикса, Ермия, Василия, Перегрина, Руфа и Руфина (III). Мч. Коинта Фригийского (ок. 283). Мц. Лукии девы и с нею мчч. Рикса, Антония, Лукиана, Исидора, Диона, Диодора, Кутония, Ароноса, Капика и Сатура (301).Богородско-Уфимской иконы Божией Матери (1621). Новосщмч. Симона (Шлеева), еп. Уфимского (1921).