• slide10
  • slide6
  • slide9
  • slide8
  • slide1

4 неделя по Пятидесятнице (06.07.2014)

 Первоверховные  апостолы  Петр и Павел

 

 

115627

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

new testament 31Сегодня за Божественной литургией мы слышали евангельское повествование апостола евангелиста Матфея, в котором он свидетельствовал о чуде, совершенном Господом и Спасителем нашим Иисусом Христом в Капернауме. Об этом чуде так же свидетельствует  на страницах своего Евангелия апостол Лука.

Когда Господь находился в Капернауме, к Нему подошел римский сотник, который просил Его исцелить своего слугу. Иисус говорит ему: Я приду и исцелю его. Сотник же отвечал: «Я человек, имеющий небольшую власть, но если я скажу своему подчиненному «иди» - он идет, если я говорю ему «приди» - он приходит, если я говорю ему «сделай» - он делает. Так неужели Ты одним Своим словом не сможешь исцелить моего раба?»  Господь, услышав эти слова, удивился вере этого человека: «Во всем Израиле Я не нашел такой веры» (Мф.8:10). Обращаясь к сотнику, Господь говорит: «иди, и, как ты веровал, да будет тебе» (Мф.8:13). И тотчас исцелился слуга сотника.   

У апостола Луки мы находим некоторые подробности того, о чем мы сегодня слышали. Так апостол Лука пишет, что из-за своего смирения не сам сотник подходит к Иисусу, а посылает к Нему иудейских старейшин. Те стали убеждать Господа исполнить просьбу сотника, потому что он человек достойный, который любит народ иудейский, - он построил в Капернауме синагогу. И когда Христос уже хотел пойти в дом сотника, тот прислал к Нему друзей сказать, что достаточно Ему сказать слово и выздоровеет слуга. 

В этих двух повествованиях мы можем увидеть твердую и непоколебимую веру сотника. Как это не похоже на нас с вами! Как далеко отстоит наша вера от той, которая была у этого римского гражданина. Очень часто и мы обращаемся к Богу с тем или иным прошением и видим, что они не исполняются. Тогда у нас возникают мысли: «Или мы недостойны, или Бог не желает слышать наших обращений к Нему». А иногда и более страшная мысль от лукавого возникает в нашем сердце: «А может быть нет там никого, и поэтому нас никто и не слышит?» Есть, братья и сестры, Тот, Кто слышит каждое обращенное к Нему слово! Бог слышит каждого из нас.

Но почему Он далеко не всегда готов исполнить то, о чем мы Его просим? Ответ на этот вопрос дает нам сегодняшнее евангельское повествование: в нас не достаточно веры. Вроде бы мы обращаемся к Богу и просим Его, но сомнение и недоверие присутствуют в нашем сердце, - в этом причина того, что Господь не спешит ответить на наши молитвы. Есть и другие причины. Веруя в Бога, мы должны верить и в Его Божественный Промысл, в то, что Он заботится о каждом из нас, что никто из живущих на земле людей не забыт Богом. Но почему Он не сразу и не всегда помогает? Братия и сестры, мы должны осознать, что в нашей жизни должна исполняться Его Божественная воля. К сожалению, и в этом мы должны признаться, мы далеко не всегда хотим безоговорочно принять Божественную волю. И вот Господь попускает нам что-то для того, чтобы мы исправились, чтобы осознали свои грехи, отвратились от греха и обратились на путь праведности. Но вместо того, чтобы осознать свои ошибки, мы начинаем искать причины не в себе, а вовне. И готовы при этом обижаться на Самого Бога. Сегодняшнее Евангелие учит нас тому, чтобы мы не только верили в Бога, но и доверяли Богу. Давайте научимся доверять Богу так, как доверял этот евангельский сотник. 

Обратите внимание, братья и сестры, сотник отличался не только твердостью веры, но и глубочайшим смирением. Оказывается, чтобы наша молитва была услышана Богом, необходимо иметь не только веру и доверие к Нему, необходимо иметь и смирение. А этой добродетели в нашей жизни очень мало. Много гордости, превозношений, самолюбия. А ведь «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (1 Пет.5:5). Поэтому нам необходимо прилагать все усилия для того, чтобы вместе с верой в нашем сердце возрастало и смирение. 

И еще хотелось бы обратить внимание на один момент. Посмотрите, о ком просит римский сотник. О себе, о своих родственниках? Он просит о своем рабе. Конечно, нам людям XXI века не совсем понятно, какие взаимоотношения были между господином и рабом. Сотник просит о рабе, на которого можно было бы не обращать никакого внимания. Это вещь,  инструмент. Вот он заболел, испортился инструмент – забудь о нем, выбрось его, пусть он просто умирает. Таковы были нравы того времени. А сотник проявляет заботу о своем рабе. Значит, этот человек был добрым, и имел сердце, из которого изливалась любовь ко всем окружающим людям. Если каждый из нас сейчас вспомнит, о ком мы чаще всего просили Бога в своих молитвах, то мы сможем сказать: чаще всего мы молимся о самих себе, реже о близких людях. А кто молился о своем соседе, о своем начальнике?... Сегодняшнее Евангелие учит нас любви, состраданию, простой человеческой доброте, - тем качествам, которых так не хватает нам в наших взаимоотношениях.

Дай Бог, чтобы в нашей жизни укреплялась и умножалась вера. Чтобы мы наконец-то научились доверять Богу. Чтобы с помощью нашей веры в наших сердцах возрастали кротость, смирение, любовь ко всем людям. Тогда те молитвы, которые мы возносим о самих себе, о наших близких, о других людях обязательно будут услышаны, ибо Господь сказал, обращаясь не только к римскому сотнику, но и к каждому верному Своему рабу: «иди, и, как ты веровал, да будет тебе» (Мф.8:13). Аминь.

Протоиерей Валерий Захаров,2012г

 

Празднование в честь Владимирской

иконы Божией Матери

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В 1395 году чудотворная икона Божией Матери была принесена из Владимира в Москву. Тогда существованию России угрожал Тамерлан. Русское войско во главе с великим князем Василием Дмитриевичем, более уповавшее на силу Божию, чем на свою, коленопреклонно молилось пред этим образом Царицы Небесной: «Матерь Божия, спаси землю Русскую!» Тамерлан, устрашенный грозным явлением Божией Матери, спешно покинул пределы России, когда совершалась эта молитва.

И вновь, в 1480 году большеордынский хан Ахмат пришел с войском на Русь, угрожая осадой Москве. Великий князь Иоанн Васильевич выступил против захватчиков. Но прежде, чем взять в руки оружие, русское благочестивое воинство 8-Vladimirskajaвооружилось молитвой к Взбранной Воеводе и Заступнице, Деве и Богородице. И вновь Царица Небесная чудесно спасла Русь Святую и веру православную от разорения и поругания. Противники встретились на реке Угре и долгое время стояли друг против друга, не приступая к боевым действиям. Внезапно на войско Ахмата напал невообразимый и необъяснимый ужас. Враг побежал, никем не преследуемый. Так еще раз Божия Матерь спасла Свой удел – Святую Русь. Православные радовались и благодарили Бога и Его Пречистую Матерь за избавление.

«Да не похвалятся легкомысленные страхом их оружия. Нет, не оружие, не мудрость человеческая, но Сам Господь спас ныне Россию», – сделал запись летописец о том событии.

В память о том чуде и установлено в этот день молитвенно прославлять Пресвятую Богородицу, Ее чудотворный образ Владимирский.

Согласно церковному преданию, святой евангелист Лука запечатлел на доске того стола, за которым трапезничало Святое Семейство, образ Божией Матери при Ее жизни. Богоматерь Сама благословила это Свое изображение: «Благодать Родившегося от Меня и Моя с сей иконой да будет».

Этот святой образ позже был принесен в Россию, в древний Владимир, потом – в Москву, и до 1917 года находился в иконостасе Успенского собора Московского Кремля, где благодарные русские люди преклоняли пред ним колени: «О, пречудная Владычице Богородице! Молися из Тебе воплощенному Христу Богу нашему, да избавит град сей и вся грады и страны христианския невредимы от всех навет вражиих и спасет души наша, яко Милосерд».

В прошедшее воскресение мы говорили с вами о том призыве, который Господь обращает к каждому человеку: «Ищите прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф.6: 33).

И говорили о случаях, иллюстрирующих эту непреложную истину. Истину о том, что никакие дела, никакие заботы, никакие проблемы, никакие сложившиеся внешние ситуации не могут быть препятствием для духовного делания, для достижения своего спасения, к которому мы все с вами, как христиане, призваны.

Масштабы Божественной помощи бывают разные. Господь помогает в каких-то частных делах, помогает семьям, обществам. Помогает и целым народам и государствам. Когда правитель и весь народ обращаются, прежде всего, не к своим талантам, к своей храбрости или к своему умению, а к молитве, тогда и Господь благословляет любое начинание народа. Тогда и народ с честью, с победой пользуется и своими навыками, и своим умом, и своей храбростью.

Имея Божественную поддержку и благословение, все это будет срабатывать, а человек в этой жизни будет всегда и везде доволен. В то же время, если люди, имея таланты, не используем их во славу Божию, ради Христа, то они будут нести разрушение, и ничего хорошего в своей жизни они никогда не сделают, а себе и окружающим принесут много проблем.

Пусть же всегда в нашей жизни на первом месте будут молитва и наша духовная жизнь, тогда и все наши проблемы с помощью Божией и Царицы Небесной разрешатся, а все добрые начинания будут иметь успех.

Всех вас еще раз поздравляю с праздником. Пусть благословение Божие и покров Царицы Небесной пребывают со всеми нами. Аминь.

Архимандрит Иосиф (Еременко)

 

СВЯТОЙ ИОАНН ПРЕДТЕЧА: БЛИЗОСТЬ К БОГУ

Когда Ирод послал воинов отсечь голову святому Иоанну Предтече, то, как сказано в Евангелии, «опечалился», поскольку знал, «что он муж праведный и святой, и берег его; многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его» (Мк. 6:20). Даже этому жестокому правителю было ясно, что человек этот является особо близким к Богу.

john baptistt1 «Друг Христов» – наверное, это словосочетание точнее всего отображает связь великого Пророка с Провозвещенным им Спасителем. В каком бы смысле мы не посмотрели – особая близость Предтечи с Господом сразу же бросается в глаза. К Иоанну на Иордан пришел Христос креститься, ему Он доверил возложить на Себя руку во исполнение Закона, его Мессия назвал «Ангелом Своим» и «большим из рожденных женами» (Мф. 11:10-11). Сам Ирод, услышав о делах Спасителя, говорил в страхе: «Это Иоанн Креститель воскрес из мертвых» (Мк. 6:14).

Однако есть в истории святого Иоанна Предтечи нечто для нас не совсем понятное. Мы знаем, что верных друзей всегда стараются беречь, их ценят, готовы многое отдать, чтоб быть с ними рядом, не терять их. А в отношениях Спасителя и Предтечи эта близость и особая дружба выглядят несколько иначе. Если присмотреться к евангельскому повествованию, то можно заметить, как Господь и святой Иоанн все время словно соблюдают некоторую дистанцию. Порой кажется даже, что между ними не было полного понимания: на Иордане «Иоанн удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» (Мф. 3:14). Когда Иисус с учениками Своими пришел «в землю Иудейскую и там жил с ними и крестил», то «Иоанн также крестил в Еноне, близ Салима» (Ин. 3:22-23), не соединяясь со Спасителем. Кажется, будто они жили в параллельных мирах, которые лишь изредка соприкасались. Более того, когда Господь услышал о заключении Предтечи, то не поспешил на помощь другу, не поддержал его, но «удалился в Галилею» (Мф.4:12). Эту непонятную отдаленность Спасителя и Его Предтечи замечали даже их ученики, иногда противопоставляя их и соперничая между собою, как об этом повествует евангелист Матфей: «Тогда приходят к Нему ученики Иоанновы и говорят: почему мы и фарисеи постимся много, а Твои ученики не постятся?» (Мф. 9:14). И в другом месте уже евангелист Иоанн Богослов передает обращенную к Иоанну речь его учеников: «Равви! Тот, Который был с тобою при Иордане и о Котором ты свидетельствовал, вот Он крестит, и все идут к Нему» (Ин. 3:26). Наконец, сам Предтеча поражает нас, когда, «призвав двоих из учеников своих, послал к Иисусу спросить: Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого?» (Лк. 7:19).

31cfccc5337568f45da41081efe1e83aНастоящий друг не тот, кто ищет непременного подтверждения своей дружбы, а тот, кто умеет жертвовать даже самыми искренними стремлениями сердца Эта видимая сторона отношений Спасителя и Предтечи кажется еще более удивительной, если вспомнить исполненное искреннейшей любви ко Господу признание святого Иоанна: «не я Христос, но я послан пред Ним. Имеющий невесту есть жених, а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха. Сия-то радость моя исполнилась» (Ин. 3:28-29). В этих словах сказано многое. Оказывается, настоящий друг не тот, кто ищет непременного подтверждения своей дружбы, а тот, кто умеет терпеть, жертвовать даже самыми искренними стремлениями сердца. «Ему должно расти, а мне умаляться» (Ин. 3:30), – вот причина радости Пророка. Оказывается, всю свою жизнь он отдал для того, чтобы его добродетели говорили не о нем, но о Том, Кем он был послан.

Здесь есть два очень важных момента. Во-первых, сам Предтеча, постоянно умаляя свое достоинство, пытается внешне отречься от той близости к Богу, которую видят люди. Он ведь мог, оставаясь в своем служении, стать признанным вождем народа. Стоило ему только подтвердить свое избранничество, свою теснейшую связь с Господом, как его слово приобрело бы неограниченную власть. Но он не делал этого. Его близость к Богу оставалась исключительно внутренним достоянием, он не искал подтверждения этого ни во внешних обстоятельствах, ни в особых отношениях со Спасителем. Он искреннейший друг Христов не потому, что постоянно пребывает рядом с Ним, слушает Его слово и проповедует Евангелие, а потому что во всем принимает Его волю, потому что готов терпеть даже расстояние с Тем, быть рядом с Которым стремился всей искренностью своего сердца. И вот этот подвиг, сокровенный, понятный только для Бога – подвиг настоящего друга. Ведь это так трудно – быть совсем близко к Тому, Кого искренне любишь, Кого так долго ждал, но уважая Его волю, оставаться верным ей и быть на расстоянии, где Он определил тебе находиться.

Второй момент касается Самого Спасителя. Он также всей душой был привержен к Своему верному другу, Он также желал бы с Ним разделять все тяготы земной жизни, однако не ввел его в число ближайших учеников, а как бы целенаправленно держался на расстоянии от него. В этих обстоятельствах раскрывается удивительный закон жизни с Богом: иногда Господь именно самым близким к Нему доверяет находиться на расстоянии. Оказывается, чем ближе мы к Богу, тем дальше от Себя Он готов нас отпустить, потому что знает, что и под грузом самых трудных обстоятельств, в среде самых далеких от Церкви людей, мы все равно будем исповедовать Его милосердие и человеколюбие. С другой стороны, те, кто действительно переживают близость к Богу, кто непрестанно желают пребывать с Ним в общении, не ищут каких-то внешних подтверждений этой близости. Они готовы терпеть испытания, готовы безропотно принимать даже самые трудные повороты в жизни, исповедуя во всем невидимую десницу человеколюбивого Бога. Близость к Богу не имеет внешних форм. Порой она выражается даже в кажущейся богооставленности. Но Господь знает силу верного сердца. Оно и в самых неблагоприятных обстоятельствах не будет требовать подтверждения любви Творца, но даже до смерти будет исповедовать веру в то, что наш Бог, Бог благой и милосердный, всегда желает лучшего человеку и не допускает ничему случайному войти в его жизнь.

Роман Савчук

http://www.diveevo.ru/2/0/1/3745 

 

Святые Петр и Феврония: вместе навсегда

028О жизни святых Петра и Февронии достоверно мы знаем чрезвычайно мало. Известно, что жила эта княжеская чета в XIII веке, было у них трое детей, умерли они в один день, приняв на закате жизненного пути монашество. Как единственное в своем роде исключение, похоронены князь и княгиня в одном гробу.

Наверное, именно эти обстоятельства их жизни послужили тому, что святые Петр и Феврония стали покровителями семьи и брака. Действительно, какое красивое завершение жизни, как в сказке: «жили они долго и счастливо и умерли в один день». Кто из молодоженов не мечтает о таком?

Однако, подобную кончину надо еще заслужить. Вырастить прекрасных детей: сыновей-патриотов, дочь – супругу великого князя. Не предать друг друга в годину испытаний, оставаться всегда вместе, в радости и горе. Твердо хранить веру православную. Только тогда можно надеяться на ту милость, которая была оказана Муромским святым.

В сказании о Петре и Февронии есть много красивого. Вспомнился тот случай, когда ненавистники князя желали разлучить его с супругой. Однако святой князь избрал изгнание, лишь бы не разлучаться с любимой женой. Многие ли сейчас готовы последовать примеру святого?

День Семьи и Верности нужен нашему обществу как воздух, как вода. Браки разрушаются с легкостью, как никогда раньше, о супружеской верности не каждый готов и помнить. Но все же, вступая в брак, большинство молодоженов мечтают о счастье, о любви до гробовой доски.

Избирая покровителями брака Муромских святых, брачующиеся закладывают в фундамент своего брака пусть и один, но краеугольный камень. Если в этом доме будет фундаментом твердая вера, супружеская верность, любовь и взаимоуважение, если дети в этом браке будут воспитаны в христианских традициях, то ничто не сможет разрушить такой брак.

Любые невзгоды, испытания, бедствия могут лишь немного раскачать такой дом, но от этого каждый камушек еще плотнее приляжет к соседнему, и в результате дом такового брака станет лишь прочнее.

Не знаю, как много супружеских пар соединили за этот год святые Петр и Феврония. Я знаком лишь с одной. Вероника и Андрей, глубоко верующие христиане, познакомившись в дивном граде Муроме, увидели друг в друге ту единственную половинку, которую они искали всю свою, довольно продолжительную жизнь.

23551Ныне они муж и жена, несмотря на все препоны, которые возникали при рождении этого брака. Несомненно верую, что именно святые Петр и Феврония молились о заключении этого брака.

Троицкий женский монастырь в Муроме мало чем отличается от прочих обителей такого рода. Запрет на съемку (что уж там запрещать-то), четкие таксы на записки (монахини высчитывают количество имен в записке и сообщают цену), зеркальные стекла покоев не вызывают благорасположения.

Но когда подходишь к мощам дивных Муромских святых, все это напрочь забывается. Здесь молящийся остается наедине с Вечностью. Но наедине — не значит в одиночестве.

Именно у мощей чувствуется, что там, за порогом Вечности, предстоят святые Петр и Феврония, которые с любовью готовы поделиться с нами той радостью, которая некогда соединила их вместе, соединила неразлучно даже и по смерти.

Несколько раз монахи, недоумевая, как мощи благоверных князя и княгини оказывались в одном гробе, разлучали их, и каждый раз чудесным образом тела святых оказывались вместе. Так и погребли их – вместе монаха и монахиню.

И вот, преодолев своей верой оковы смерти, Петр и Феврония Муромские вновь с нами, и телесно в мощах, и духом пребывая в Боге, не оставляют и нас своим попечением.

С праздником, дорогие мои!

ПРОТОИЕРЕЙ АНДРЕЙ ЕФАНОВ

http://www.pravmir.ru/svyatye-petr-i-fevroniya-vmeste-navsegda/

 

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в Преображенском соборе Валаамского монастыря

Я хотел бы всех вас сердечно приветствовать с праздником — с днем памяти святых преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, основоположников монашеской жизни на этих дивных островах.

Чтобы понять смысл многогранного служения этих подвижников, хорошо бы задуматься лишний раз о словах, которые мы сегодня слышали в рядовом Евангельском чтении от Матфея. Господь, обращаясь к ученикам, говорит: «Кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред лицем Отца Своего Небесного, а кто отречется от Меня пред людьми, от того отрекусь и Я пред Отцом Моим Небесным» (см. Мф. 10:32-33).

А что такое исповедать Господа Иисуса Христа перед лицом людей? Это означает свидетельствовать о Нем — свидетельствовать о своей вере, о своих убеждениях. Но исповедание — это не просто свидетельство, ведь свидетельствовать мы можем в очень комфортных условиях, когда нас окружают единомышленники, когда мы говорим нечто, что людям нравится, что они воспринимают с воодушевлением, с симпатией, с согласием. В этом нет акта исповедания. Исповедание — это всегда свидетельство перед теми, кто критически относится к этому свидетельству. Исповедание всегда требует мужества, и мы знаем, что в истории Церкви были такие времена, когда открытое свидетельство о Христе, о своей собственной вере влекло за собой гонения, притеснения, а иногда и смерть.

01К счастью, для нашей страны это время прошло, и сегодня никого за исповедание веры не подвергают ни заключению, ни пыткам, ни смерти. Так что, может быть, исчезло и само исповедание? Совсем нет. Думаю, что и стоящие в этом храме знают, как иногда мучительно трудно в той или иной аудитории, в общении с теми или другими людьми сказать о своей собственной вере, даже перекреститься, а уж тем более защищать христианские ценности. Никакого риска для карьеры (хотя в некоторых обстоятельствах риск существует и сегодня), не говоря уже о риске для жизни, как правило, нет, — а страх есть, и этот страх сковывает. И тогда мы не то чтобы отрекаемся от своей веры — мы делаем свою веру невидимой, ни для кого не известной. А ведь как важно, чтобы человек, особенно занимающий высокое положение, ненавязчиво, но спокойно, будь то в личных разговорах, а где нужно, и в публичных, говорил о своей вере или о ценностях христианской веры для личной, семейной, общественной жизни. Но ведь страх сковывает: «как бы чего не вышло! А все ли правильно поймут? А не отразится ли это на моем благополучии?» И вот так, своим молчанием, мы как бы отказываемся от Господа, мы не исповедуем Его, почему и помнить должны слова Спасителя: «Кто не исповедает Меня пред людьми, того и Я не исповедаю перед Отцом Моим».

А что значит исповедание перед Отцом? А это ходатайство за нас, грешных, которые встают и падают, за нас, которые не являются святыми, но которые живут в надежде воскресения и жизни вечной. Так вот, за наши небольшие подвиги Господь готов исповедовать пред Отцом Свою любовь, Свою заботу о всех нас, а значит и о участи нашей и в этом, и в загробном мире.

История Церкви полна замечательных примеров исповедничества. Среди подвижников Российских были и те, кто не закончил жизнь мученически, но кто прошел тернистым путем исповедничества, страданий, заключения, ссылок, кто лишался работы или карьеры, кто лишался, я хорошо это помню, очереди на получение квартиры, кто лишался крошечной пенсии — только за то, что открыто исповедовал Господа и не стеснялся этого делать.

Святому Григорию Богослову, который жил в IV веке, во времена расцвета Византийской империи, когда христианство уже было легализовано, когда никаких гонений не было, принадлежат удивительные слова: «Мы (то есть Церковь) всегда превозмогали силу времени». Потрясающие слова. Только что Церковь вышла из гонений — а ведь она противостояла лицом к лицу величайшей Римской империи, которая бросила на уничтожение веры всю свою силу и проиграла. А затем начались другие испытания и искушения. Вчерашние язычники, со своим духом времени, со своей силой времени, пришли в Церковь и стали требовать церковных санов — епископских, патриарших, только потому, что они были губернаторами, министрами, были знатью, элитой. Нередко так и происходило, что вчерашний язычник становился церковным иерархом, и вместе с этим привносил в жизнь Церкви обычаи, порядки, дух vm18и силу времени. И это было подчас страшнее прямых гонений, потому что Церковь начала изнутри подтачиваться силой времени, но Григорий Богослов свидетельствует, что «мы всегда превозмогали силу времени».

И сегодня, более полутора тысяч лет спустя, мы можем повторить эти слова, опираясь и на опыт нашей Церкви, опыт нашей жизни. Сила времени, о которой сказал Григорий Богослов, характеризовалась им как господствующая, а значит, имеющая власть. Но мы всегда превозмогали эту господствующую силу времени. О чем это свидетельствует? Ведь это не свидетельствует о нашей собственной силе. Мы как община никогда не были по-человечески могущественны. Могущество там, где деньги, где власть, но у Церкви никогда не было ни особых денег, ни тем более власти. Значит, она превозмогала эту господствующую силу времени силой духа, силой исповедания.

Почему же мы говорим обо всем этом в день памяти святых Сергия и Германа? Ведь они не были исповедниками в том смысле, в каком мы сейчас говорим о подвиге исповедничества. Но они были исповедниками веры. Представьте себе: два человека пришли жить в этих суровых условиях, на отдаленном архипелаге в Ладожском озере, практически без всякой связи с внешним миром, для того чтобы спасаться, чтобы быть верными Христу, чтобы осуществить евангельский нравственный идеал. Что же для них было господствующей силой? Стихия, одиночество, голод, холод — все эти тяжелейшие внешние обстоятельства они превозмогали подобно тому, как исповедники и мученики превозмогали господствующую силу времени. Они превозмогали всё то, что могло бы не просто господствовать над ними, но разрушить их, раздавить, уничтожить. Они явили в подвижничестве своем исповедничество веры, они не отказались от Господа, они не дрогнули, не сказали: «Как здесь холодно, какие ужасные зимы, здесь нет связи с материком, мы живем совершенно одиноко, в любой момент мы можем погибнуть!» Они остались, они исповедовали Господа — через преодоление этой духовной и одновременно природной силы, которую нужно было победить, чтобы остаться здесь, на Валаамских островах.

Наверное, когда Григорий Богослов говорил, что мы оказываемся сильнее господствующей силы времени, он имел в виду духовный подвиг христианина — каждого на своем месте. Этот подвиг предполагает многое. Для одних он связан непременно с получением образования, с обретением знаний, необходимых для того, чтобы и словесное исповедание веры было убедительным для современников. Для других он связан с аскетическим подвигом. А иногда одно сопровождается другим. Иначе говоря, исповедничество никогда не бывает простым — оно всегда требует, в первую очередь, победы над самим собой, над своими страхами, над своей ограниченностью, над своей слабостью. А это значит, что исповедник — это всегда герой духа. И к этому героизму призывает нас с вами не мудрец, не полководец, не былинный герой, а Сам Господь и Спаситель, связывая с нашим личным героизмом Его отношение к нам, Его участие в нашей жизни пред лицом Бога и Отца.

Пусть Господь всех нас укрепит, каждого на своем месте, — иерархов, духовенство и мирян, монашествующих общежительных и отшельников, весь народ Божий, чтобы, отвечая на призыв Господа, мы могли исполняться внутренней силы духа, дабы исповедовать пред миром нашу веру в Господа и Спасителя, которая только и имеет возможность преобразовать жизнь мира сего. И пусть примером для нас будут святые угодники Божии, среди которых и те, чьи имена мы сегодня вспоминаем, — Сергий и Герман Валаамские. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.pravoslavie.ru 

Память славных и всехвальных

первоверховных апостолов Петра и Павла

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

petru-pavel-215x300Во время Своего земного служения Господь наш Иисус Христос создал Церковь (см.: Мф.16: 18) и является ее Главой (см.: Еф.1: 22). Эту Церковь мы называем Апостольской, потому что апостолы Христовы были первыми ее членами, первыми личными свидетелями чудесной жизни и дел Сына Божия на земле и первыми последователями Его; потому что апостолы утвердили Церковь и распространили ее по всей земле.

Более всех в этом благовестии потрудились святые апостолы Петр и Павел, память которых мы сегодня молитвенно празднуем.

Они более других апостолов понесли трудов, были в темницах, многократно при смерти; их били палками, побивали камнями; они подвергались опасностям в городах и пустынях, на реке и в море; на них нападали разбойники, язычники, единоплеменники, лжебратья; они претерпевали голод, жажду, стужу, наготу (см.: 1 Кор.11: 23-27).

При этом апостолы шли по дорогам Римской империи, неся людям проповедь о Христе Воскресшем, крестили уверовавших, создавали в городах церкви, следили за возрастанием этих общин, за их духовно-нравственным состоянием. Апостолы претерпевали различные гонения и поругания не потому, что были плохими людьми, но потому, что зло мира противилось добру, ложь противилась Истине, язычество – истинному Богопочитанию. Но все зло мира не смогло остановить апостольскую проповедь, потому что в апостолах обитала сила Христова, и они благодушествовали в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях ради Христа (см.: 1 Кор.12: 9-10).

перт-и-павелСлово Господне распространялось по всей вселенной благодаря этим апостолам, которые «со всяким смиренномудрием и многими слезами, среди искушений» (Деян.20: 19) работали Господу, а не свои фантазии распространяли «и не занимались баснями» (1 Тим.1: 4). И даже когда их убили, апостольская проповедь не прекратилась.

И до сих пор Церковь неповрежденно хранит переданное апостолами благовестие Спасителя. Апостольство не прекращается до нынешних времен. Законными преемниками апостолов являются епископы, которые вместе со священниками хранят в чистоте апостольское учение. Однако и всему народу Божию, каждому из нас надлежит знать, хранить и защищать веру от всевозможных искажений. Каждый из нас призван быть апостолом.

Благодаря этому единству пастырей и всего православного народа, верных Евангелию Спасителя и вере апостольской, живет и совершает свою спасительную миссию на земле Святая Церковь.

Дай Бог нам силы, чтобы мы мужественно, подобно прославляемым ныне славным апостолам Петру и Павлу, восстали против языческого хаоса в собственной душе и установили в ней Евангельский порядок, чтобы, подобно Господу, мы горели желанием, чтобы все спаслись и пришли к познанию истины. Аминь.

Архимандрит Иосиф (Еременко)

 

Новые Петры и Павлы — это мы?

День памяти апостолов Петра и Павла можно назвать вторым Днем Святаго Духа. Потому как в жизни первоверховных апостолов действие Святаго Духа проявляется настолько явственно, что христианину остается только одно – всем сердцем, всей душой возблагодарить Господа за тот дар, который мы все получили в лице Петра и Павла.

Апостол Петр с самого начала Христова благовестия был рядом с Богочеловеком. Он видел множество исцелений и воскрешений, которые совершил Господь, он присутствовал и на Фаворе и в Гефсимании, причастился на Тайной Вечери и первый исповедал Христа Богом.

Но «аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии» (Пc. 126, 1). Пока Сам Господь не обновил Симона, он не стал Петром. Троекратное отречение от Христа показывает, что человеческая немощь может быть достаточно велика.

Petr-i-PavelНо любовь Петра к Своему Учителю не погасла от такого предательства. Он говорит Христу: «Ты Сам знаешь, как я люблю Тебя» и это не пустые слова, потому как на них Господь отвечает словами полного доверия: «Паси овцы Моя» (Иоанн. 21).

Обновленный же Духом Святым, апостол Петр становится ревностным проповедником Евангелия и уже не страшится страданий и смерти, но восходит на крест вслед за Своим Божественным Учителем.

Апостол Павел впервые предстает перед нами гонителем христианства и участвует в первом в истории Церкви гонении на христиан – казни апостола Стефана. Ему, «фарисею из фарисеев», христианство видится опасной ересью.

Но любовь к Богу спасает его. Господь открывает ему истину, и из гонителя Павел становится наиболее плодовитым колосом Христовой нивы. Вся его жизнь становится живым свидетельством того, как Божия благодать может изменить душу, исполненную стремления всецело, без остатка служить Высшей Истине….

Наше духовное состояние зачастую и есть состояние потери Христа, в той или иной степени. Чтобы обрести твердость в вере (так как маловерие изгоняется молитвой и постом), мы возлагаем на себя воздержание и усиливаем молитву. И можем ожидать дар Божий – Его обновляющую и укрепляющую благодать.

Но почему к Петрову дню мы не становимся новыми Петрами и Павлами? Что мешает нам обрести подобную ревность? Главной помехой, кажется, является наша косность. Из-за нее мы не можем искренно повторить за апостолами: «Вот мы оставили все и последовали за Тобою» (Мк. 10, 28).

Что-то всегда мешает нам: земные склонности и привязанности, привычки, может и не особо греховные, но опасные именно тем, что они становятся тонкой, но непреодолимой преградой между свободой во Христе и узкими рамками привычного быта. В Австралии вместо ворот на многочисленных фермах зачастую ставят рамку, завешенную полосками шуршащего материала. Проход свободен, но животные не могут его преодолеть.

Так же и в нашей духовной жизни, по-видимому, нет ни малейшего препятствия для жизни во Христе, но призрачная завеса обычаев мирских, кажущаяся сложность жизни в Христовой свободе мешает нам всецело раскрыться Богу. Выйти на просторы Богопредстояния и последовать за Христом.

petr-pavel-03Господь заповедал верующим «взять крест свой и следовать за Мной» (см. Мф.10, 38). Но нас не должен пугать этот призыв. «Иго Мое благо и бремя легко» (см. Мф.11, 30). А вот тяжесть грехов каждый из нас может оценить, исходя из своего жизненного опыта….

День за днем, причащение за причащением постепенно вырывают христианина из состояния греховной одержимости и обновляют человека плотского в человека духовного.

Порой за временем духовного подъема следует падение. Человек слаб, а современный человек слаб даже не вдвойне, а многократно. Но каждое падение не должно становиться для нас поводом для уныния.

Наоборот, видя пример первоверховных апостолов, мы можем и должны восстать из греховного сна и вновь «облещись во всеоружие Христово».

Если Петр, трижды отрекшийся от Христа, своей любовью вернул свое апостольское достоинство, если страстный гонитель христианства Павел смог стать столь дивным благовестником, то и нам в нашем духовном совершенстве нет помехи.

Важно только не полагаться на самих себя, осознавать, что мы лишь соработники Богу в деле нашего спасения, что «без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15, 5), и делать все зависящее от нас.

Остальное дополнит Сам Господь, Который «везде Сый и вся исполняяй». И в этом совместном труде нас ждет такой результат, что «ухо не слышало и на сердце человеку не приходило» (1Кор. 2, 9). А именно – мы можем стать не просто людьми праведными, но сынами Царствия. Это не только дар Божий, но и замысел Господа о каждом человеке.

Так последуем вместе с Петром и Павлом вслед за Христом, не в гордом одиночестве, но с братьями и сестрами во Христе, теми, кто также, как и мы, услышали в своем сердце призыв Святого Духа и не остались безучастны к этому призыву.

Да пребудут молитвы ваших небесных покровителей помощью вам, да и всем нам, помощью на том пути, завершение которого – брачный пир в доме Небесного Жениха – Христа!

Протоиерей Андрей Ефанов

Источник: http://www.pravmir.ru/novye-petry-i-pavly-eto-my

 

Тропарь

Апостолов первопрестольницы, и вселенныя учителие, Владыку всех молите, мир вселенней даровати, и душам нашим велию милость.

Православный Календарь с 6 Июля 2014 г. по 12 Июля 2014 г.

Воскресенье, 6 Июля 2014 года. Неделя 4-я по Пятидесятнице.

Петров пост. Владимирской иконы Божией Матери (празднество установлено в память спасения Москвы от нашествия хана Ахмата в 1480 г.). Собор Владимирских святых. Мц. Агриппины (253-260). Прав. отрока Артемия Веркольского (1545). Перенесение мощей свт. Германа, архиеп. Казанского (1714). Мчч. Евстохия, Гаия, Провия, Лоллия, Урвана и иных (IV).Прпп. Иосифа, Антония и Иоанникия, игуменов Вологодских. Свт. Марка, митр. Ефесского. Новосщмчч. Максима (Жижиленко), еп. Серпуховского (1930), Митрофана (Краснопольского), архиеп. Астраханского, Леонтия (Вимпфена), еп. Енотаевского и иже с ним (1919). Псково-Печерской, именуемой "Умиление" (1524), и Заоникиевской (1588) икон Божией Матери. 

Понедельник, 7 Июля 2014 года. Седмица 5-я по Пятидесятнице.

Петров пост. Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Прп. Антония Дымского (ок. 1224). Правв. отроков Иакова и Иоанна Менюжских (1566-1569). Мчч. семи братий: Орентия, Фарнакия, Ероса, Фирмоса, Фирмина, Кириака и Лонгина (VI). Свт. Никиты, еп. Ремессианского. Прп. Иоанна Яренгского (Соловецкого). Вел. кн. Михаила Тверского. Новомч. Панагиота Кесарийского, Каппадокийского (1765) (Греч.).

1373740481 ikona-tixvВторник, 8 Июля 2014 года.

Петров пост. Прмц. Февронии девы (ок. 304). Блгв. кн. Петра, в иночестве Давида, и кн. Февронии, в иночестве Евфросинии, Муромских чудотворцев (1228). Прпмцц. Леониды, Ливии и Евтропии, Сирийских. Прп. Симеона Синаита. Прп. Дионисия и Дометия, Афонских (Греч.). Новомч. Прокопия Смирнского Афонского (1810) (Греч.). Прп. исп. Никона (Беляева), Оптинского. 

Среда, 9 Июля 2014 года.

Петров пост. Тихвинской иконы Божией Матери (1383). Прп. Давида Солунского (ок. 540). Свт. Дионисия, архиеп. Суздальского (1385). Обретение мощей прп. Тихона Луховского, Костромского (1569). Прп. Иоанна, еп. Готфского (VIII). Нямецкой (1399), Седмиезерной (XVII) и Лиддской (Римской) икон Божией Матери. 

Четверг, 10 Июля 2014 года.

Петров пост. Прп. Сампсона странноприимца (ок. 530). Прав. Иоанны мироносицы (I). Прп. Серапиона Кожеезерского (1611). Прп. Севира пресвитера (VI). Прп. Георгия Иверского, Святогорца (1065) (Груз.). Прп. Мартина Туровского (после 1146). Новомч. пресв. Григория Никольского (1918).

Пятница, 11 Июля 2014 года.

Петров пост. Перенесение мощей мчч. бессребреников и чудотворцев Кира и Иоанна (412).  Прпп. Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев (ок. 1353). Прп. Ксенофонта, игум. Робейского (1262). Прп. Павла врача Коринфского. Прп. Сергия Критского. Прп. Моисея Сирийского. Иконы Божией Матери, именуемой "Троеручица" (VIII). 

Суббота, 12 Июля 2014 года.

Окончание Петрова поста. Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла (ок. 67). Прп. Петра, царевича Ордынского. Обрет. мощей прп. Никандра Псковского. Касперовской иконы Божией Матери (1853-1855). 

 

r-bm-vladimirskaya-1

Пресвятая Богородица, спаси нас!

 

Икона дня

Православный календарь

Расписание богослужений

Богослужения в нашем храме совершаются ежедневно

Начало богослужений:

В будни – утром в 8.00 ч., вечером в 16.00

В воскресные дни – утром в 7 и 9 чч., вечером в 16.00