• slide9
  • slide8
  • slide1
  • slide10
  • slide6

1 неделя по Пятидесятнице(15.06.2014)

Неделя Всех Святых 

ib462 

 

 willow

 

Проповедь в день всех святых

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Аминь!

 

В этот воскресный день, завершая величайшие и спасительные праздники Пасхи, Вознесения  и Святой Троицы,  мы совершаем память всех святых от века благоугодивших Богу. Тех святых, которые на Небесах ныне свидетельствуют величайшую Славу Господу и Спасителю нашему Иисусу Христу.

 

Подвиг святых всегда был таинственен и неведом для окружающего мира. Никогда окружающий мир не мог понять суть жизни святых подвижников веры и благочестия. Когда мы читаем жития святых, видим их величайший подвиг любви и самоотвержения, у нас часто возникают вопросы: «Зачем все это было нужно? Зачем такие подвиги молитвы, поста? Зачем неукоснительно соблюдать божественные заповеди?» Ведь как легко и просто можно было бы жить на земле, исполняя земные законы. И как тяжело идти за Христом.

 

Обращаясь к нам, Христос говорит: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною». (Мк.8:34). Казалось бы, нет ничего проще как, услышав этот призыв Христов, идти вслед за Ним. Но из личного опыта мы знаем, как не просто исполнить этот завет Христа. Сколько искушений встречается на нашем жизненном пути. Сколько раз нам хотелось сбросить со своих плеч этот крест Христов, остановиться, а может быть повернуть вспять. Но если мы, братья и сестры, являемся учениками Христовыми, то, как и прочие ревностные Его ученики, мы должны стремиться к святости. Вот в чем заключается смысл нашей жизни. Не в том сколько раз в течение года мы пришли в храм или сколько раз причастились Святых Христовых Тайн, сколько поставили свечей в церкви, сколько пожертвовали на содержание храма. Христос, обращаясь к каждому из нас, говорит о том, что Он принес Свет миру. Он есть Свет. А значит мы призваны жить во Свете. А жизнь во Свете и является достижением святости, Божественной Благодати, к которой каждый из нас должен стремиться.

 

Когда, читая жития святых, мы вглядываемся в их жизнь, мы можем понять, что для нас вполне возможно достижение святости. Если кто-либо когда-нибудь думал о том, что не для него уготован этот удел святости, совершенства духовного, то он глубоко ошибался. У Бога нет особо избранных, тех, кого Он особо возлюбил, а остальных отверг. Бог равным образом любит каждого из нас, даже самого грешного человека. А если это так, то это значит, что Бог готов принять каждого в Свои объятия. Бог готов простить каждого, если человек осознав свои согрешения, раскается в них и исправит свою жизнь. Поэтому все мы без исключения призваны к святости, призваны жить во Свете.

 

Преподобный Ефрем Сирин, обращаясь к современникам, взывал: «Где отцы святые, где бодрственные, где смиренные, кроткие, безмолвные, воздержные? Где богобоязненные, нестяжательные, сокрушенные, благоугодные Богу, которые в чистой молитве предстояли б пред Богом как Ангелы Божии, орашая землю сладкими слезами умиления? Нет ныне между нами их добродетелей, нет их подвижничества, нет их воздержания, нет их благочестия, нет любви к Богу, нет сострадательности к братьям нашим. Но все мы жестоки, горды и ненавистны, все ищем чести, все любим славу, все любостяжательны, строптивы, к пустословию готовы, а на молитву ленивы».

 

d5ac945232a5d4d03ea5163dda2ea04aЭти слова, братья и сестры, напрямую относятся и к нам с вами. Преподобный Ефрем Сирин жил в далекое от нас время – конец IV- начало V столетий, но как актуальны его слова сегодня. Мне хотелось бы, чтобы услышав эти обличающие нас  слова преподобного Ефрема Сирина, мы не отчаивались, а наоборот, имели бы искреннее и доброе намерение исправления своей жизни. Да, мы далеки от совершенства. Да, мы чаще совершаем грех в своей жизни и тем самым уклоняемся все дальше от Бога. Но милостью Божией нам продлевается наша земная жизнь, а значит, у нас есть еще время для покаяния и для исправления, для того, чтобы мы позаботились о стяжании Благодати Духа Святого в сердце своем. Той Благодати Духа Святого, о которой заповедовал нам величайший авва нашей Церкви преподобный Серафим Саровский. Он говорил, что цель и смысл жизни человека в стяжании Благодати Духа Святого в своем сердце.

 

Дай Бог, чтобы все мы, внимательно относясь к самим себе, к каждому мгновению нашей жизни, молитвами величайшего сонма святых угодников Божиих смогли победить воюющего против нас дьявола. Часто очень трудно противопоставить себя нападкам, которые осуществляет против нас враг рода человеческого. Но с нами Господь, с нами Его Божественная Благодать. С нами молитвенное предстательство святых угодников Божиих. А разве можно нас одолеть, разве можно нас победить, если мы Христовы? Не будем бояться этой борьбы, но будем твердой поступью идти вслед за нашим Господом. Так как следовали за Ним многие и многие святые подвижники веры и благочестия. Ведь они были такими же, как мы людьми. Пусть никто не думает, что святые это особенные люди.

 

Некоторые из нас, наверное, еще помнят святого священноисповедника Николая митрополита Алма-Атинского и Казахстанского, чудотворца. Он, несмотря на то, что имел архиерейский сан, был простым человеком. Он страдал, болел, печалился  и радовался. Но было что-то особенное и в жизни священноисповедника Николая, и в жизни святых, память которых мы сегодня молитвенно совершаем. Этим особенным было не что иное, как любовь к Богу и к окружающим людям. Для святых Бог всегда был Божественной Личностью, которую они избрали среди прочих личностей. И этому избранию они посвятили всю свою жизнь. Вот так и мы, если мы Христовы, должны избрать Бога и следовать за Ним. И никто и ничто в этой земной жизни не должны совратить нас с этого пути следования за нашим Спасителем.

 

Царствие Божие дается нелегко. Как свидетельствует об этом Сам Господь: «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его». (Мф.11:12). Мы чаще всего ленимся, но не лень должна быть спутницей нашей жизни, а постоянное бодрствование, постоянное делание. Вот почему святых именуют «подвижниками». Слово «подвижник» от слова «двигаться». Не стоять на месте, а постоянно идти вперед. К этому движению вперед все мы с вами были призваны, получив высокое и ответственное звание христианина.

 

Будем молиться Спасителю и Его Пречистой Матери, всем Архангелам и Ангелам, всем святым от века благоугодившим Богу о том, чтобы милостью Божией и нам сподобиться стать святыми. Аминь.     

 

   Протоиерей Валерий Захаров, 2010г

 

Неделя всех святых

 

352435 originalБесчисленны и необозримы, как песчинки великих пустынь Сахары и Гоби, современные нам люди и все жившие до нас. Кто они? Какова их жизнь? Что видим в душах их? Если бы можно было обозреть необозримое, то увидели бы мы, что огромное большинство человечества состоит из тех, которые в Священном Писании называются "народом земли". Почему называются они таким именем? Потому, что главнейшая цель их жизни и основные стремления их направлены на достижение земных благ, тех благ, которые получают они от материальной природы.

 

Они или совсем не духовны, или духовная жизнь их не глубока! Они или совсем не верят в духовный мир, или уделяют ему мало внимания. Таков народ земли, таковы люди душевные, не духовные.

 

Это основная масса всего человечества. Но со страхом и болью душевной видим мы на левом фланге человечества несравненно худших и даже страшных людей. Видим людей-скотов, людей-зверей, людей-извергов и даже людей-бесов. А на правом фланге народа земли видим цвет и славу рода человеческого, тех блаженных и благословенных Богом людей, которых великий Иоанн Богослов называет детьми Божьими, друзьями Христовыми.

 

С благоговейным трепетом видим великий сонм святых, сияющих во тьме мира, как яркие Божьи звезды на темном небосклоне. Видим сонм пророков и Апостолов, великих святителей и пастырей, проповедавших и утверждавших Евангелие Христово. Видим огромный сонм святых мучеников и мучениц, великих преподобных и отшельников и даже людей, подобных Ангелам Божиим. Что сделало их святыми, совсем не похожими на народ земли? Это узнаем мы из глубочайших слов Апостола Павла, слов, которых до него никто не мог сказать. Ужас и безмерная слава Креста Христова так потрясли его душу, что он забыл о всем мире и сказал: "…крестом Господа нашего Иисуса Христа… для меня мир распят, и я для мира…", " Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос" (Гал. 6, 14; 2, 19-20). Эти святые слова могли бы повторить о се6е и все великие святые.

 

Вера в Господа Иисуса и любовь к Нему ярким пламенем пылала в сердцах святых мучеников и давала им силу переносить ужаснейшие мучения и страшную смерть. Мир потерял всю свою привлекательность для великих преподобных и отшельников, мир был распят для них. Невыносимо было для них оставаться среди людей, способных на такое безмерное преступление как распятие на кресте Спасителя мира, Сына Божия; и уходили они в безлюдные пустыни и непроходимые лесные дебри, чтобы жить там в неразлучном молитвенном общении с Богом. Их молитва была глубока, как море, и лилась неустанно день и ночь. 

 

Наш великий преподобный Серафим Саровский тысячу дней и ночей молился в лесу на плоском камне. Преподобный Арсений Великий стоял от вечера до утра с воздетыми к небу руками в пустыне, молясь о всем мире. И даже его превосходила по силе молитвы преподобная Мария Египетская. Можно было бы еще долго говорить и о других великих подвижниках, которых весь мир не был достоин.

 

В нынешнюю первую неделю по Пятидесятнице Святая Церковь празднует память всех святых. Почему установлен этот праздник? В святцах немного имен святых; всего около 2000 имен; но не может быть, чтобы святых было так мало; их больше, конечно, неизмеримо больше. 

 

В седьмой главе Откровения Иоанна Богослова читаем: "…взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков, стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих… это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца" (Откр. 7, 9, 14). Необозримое и неисчислимое множество святых было показано Иоанну Богослову в этом видении, а не 2000 святых, имена которых читаем в святцах. 

 

У Бога есть огромное множество святых, ради спасения которых сошел на землю и воплотился от Пресвятой Девы Марии Предвечный Сын Божий, Спаситель мира. Только ничтожное число святых канонизировано Церквами Православной и Римо-католической. А все огромное множество других святых известно только Богу, о котором говорим, что Он единый Сердцеведец, "Единый сведый сердечная". В Его всевидящих очах велики и драгоценны ничего не значащие для мира и даже презираемые и гонимые миром простые и бедные люди, которых на самом деле весь мир не достоин. 

 

Нынешняя первая неделя (воскресенье) по Пятидесятнице посвящается Церковью памяти всех святых – и поименно известных Церкви, и ведомых только одному Богу. Велик и свят этот день, и надлежит нам, хотя бы молебным пением, почтить его и испросить у всех святых предстательства их пред Богом за нас, чтобы и нам грешным стать хотя бы в последних рядах тех, которых удостоил Господь Бог назвать Своими чадами, тех, которые вторично родились, уже"не от хотения плоти, не от хотения мужа" (Ин. 1, 13), но от Самого Бога и безмерной силы Евангелия Христова.

 

Сие да будет со всеми нами! 

Архиепископ  Лука (Войно-Ясенецкий)

 

http://boguslava.ru/viewtopic.php?id=1364

 

 

Стояние Церкви в ожидании Христа

 

Уже неделя прошла после праздника Сошествия Святого Духа на апостолов. И Церковь показывает нам, насколько плодоносным оказалось это снисхождение, какое множество святых взрастила в себе благодать Святого Духа, которую они получили через Церковь Христову – хранительницу этой благодати. Воспоминая всех святых, мы с вами тоже призываемся к такому плодоношению. Как же взращивать благодать Святого Духа в своей душе? Ответ лежит перед нами – постом. Завтра начинается Петров пост, в течение которого мы будем стараться приблизиться к Богу. Тут хочется вспомнить размышления одного архимандрита о посте.

 

56465Слово «пост» заимствовано из терминологии военных – «стоять на посту». Если вы спросите у человека, считающего себя верующим, но редко посещающего храм и не вникающего глубоко в вопросы веры, он скажет, что поститься – это не есть мяса и прочей скоромной пищи. А если спросите у людей церковных, они скажут, что, кроме воздержания в пище, нужно наблюдать за своими мыслями, чувствами, т. е. воздерживаться от всяких дурных помыслов, духовно поститься.

 

 Пост – это стояние Церкви в ожидании Христа, а завершается это стояние встречей с Ним в Евхаристии. Жизнь всякого христианина в Церкви становится постом (в глубоком смысле этого слова) – приготовлением и ожиданием. Тогда не страшен и страшный Суд. Пост всегда предшествует Евхаристии; так же и бдения, утренние службы являются приготовлением к Литургии. Пост – это, прежде всего, сосредоточенное ожидание. Так жили святые.

 

В этом ожидании нет ничего скорбного, т. к. человек, стремящийся ко Господу, любящий его всем своим существом, уже здесь, на земле, находится в предвкушении благ будущей жизни. Скорбь от такого ожидания – это следствие смерти нашей души, ее греховного существования. Вся наша жизнь должна быть постом, но мы расслабляемся и теряем это драгоценное сосредоточение в Боге (хотя бы и небольшое). Для этого Церковь и дает нам многодневные посты, чтобы трезвение для нашего внутреннего человека стало привычкой, а привычка формируется у человека приблизительно за 20-25 дней. Грядущий Петров пост будет продолжаться 4 недели, так что употребим все силы и изыщем возможности, чтобы наша жизнь стала протекать в Боге и для Него. Аминь.

 

Иеромонах  Марк (Корнилов)

 

http://www.vladhram-uspenie.ru

 

 

Что значит быть святым?

 

Что такое святость?

 

Святость Православие рассматривает как самую высшую ступень духовного развития человека. Но эта категория включает в себя и две предшествующие ступени: начальную, которую условно можно назвать спасенностью, и вторую — праведность. Поэтому прежде чем говорить о святости, необходимо сказать о двух предыдущих ступенях.

 

Первая, низшая, ярко изображена в Евангелии, когда Христос разбойнику, справа от Него распятому, говорит: ныне же будешь со Мною в раю (Лк. 23, 43). Как понять эти слова Христа? Ведь, разбойник не только ничего праведного не сделал, но, напротив, у него, образно говоря, руки по локоть были в крови?!

 

Однако если мы посмотрим на евангельский контекст, то встречаемся не раз с тем же поразительным явлением. Так, фарисеям Христос ставит в пример мытаря, сборщика налогов, который налево и направо обманывает своих собратьев. А кто такие фарисеи? Их можно по принятым обетам сравнить, чтобы это было понятно для современного человека, с монашеством, — и те, и другие целью своей жизни ставят тщательное исполнение всего закона Божьего.

 

Христос оправдывает блудницу, взятую в явном грехе, а фарисеям говорит: «истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие» (Мф. 21, 31). Фарисеев за их гордость и превозношение над прочими людьми, за их лицемерие Спаситель называет ехиднами, змеями, гробами окрашенными, которые снаружи кажутся святыми, а внутри исполнены мерзости и хищения. Что Христос называет мерзостью и хищением? Видение себя праведным.

 

Эта самовлюбленность, закрывающая от человека его грехи, прежде всего внутренние, такие, например, как тщеславие, зависть, лукавство, гордость и т.д., делает человека неспособным к принятию Божественной чистоты и святости. Для спасения же человеку, оказывается, нужно совсем другое — осознание своей духовной и нравственной нечистоты. Лишь способный увидеть и осознать свои мерзости и внутренне отвергнуть их, раскаяться, приобретает состояние спасенности и получает спасение, как видим это из случая с разбойником. В этом и заключается первая и важнейшая ступень духовного развития человека, ведущая его к полноценной святости.

 

Что из себя представляет вторая ступень, праведность? Мы видим людей, старающихся жить по совести, стремящихся никого не обижать, не угнетать. Все эти люди, которые искренно стремится жить по совести и исполнять золотое правило человеческой жизни: как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними (Мф. 7, 12) и есть праведные.

 

Однако такая жизнь до тех пор, пока в человеке еще живут страсти, не может иметь совершенной духовной чистоты. Страсти непременно искажают поведение и заставляют одних любить больше, других меньше, гневаться и раздражаться, осуждать, проявлять скупость и т.д. Поэтому, праведность еще далека от того, что именуется в Церкви святостью.

 

Святым является только тот человек, который не только не нарушает нравственных норм жизни (то есть живет праведно), но и приобрел то, что именуется чистотой сердца, которая является плодом правильной духовной жизни. Такая жизнь с необходимостью предполагает праведность, но далеко не исчерпывается ею. Духовная жизнь заключается в борьбе со своими страстями, в постоянном внимании к своим мыслям, чувствам, желаниям, настроению с целью очищения ума и сердца от всего злого, скверного, противного заповедям Христовым. Эта жизнь требует тщательного изучения Священного Писания и творений святых Отцов, преимущественно аскетических, и сопряжена с постоянной молитвой (большей частью Иисусовой: «Господи, Иисусе Христе, помилуй меня»), с постом и воздержанием всех своих чувств телесных и душевных. Духовная жизнь требует и особых внешних условий, которые всегда создавали себе ищущие духовного совершенства: отказа от семейной жизни, имущества (кроме самого необходимого), от связей с мирской деятельностью и мирскими людьми — вообще от всего, что рассеивает ум, мешает молитве, внутренней сосредоточенности. Такая жизнь издревле называется монашеской. Именно монахи-подвижники и достигали такого бесстрастия, совершенного смирения и богоподобной любви, которые делали их причастниками Духа Божьего.

 

Церковь канонизирует и некоторых не достигших подобного совершенного состояния. Но она это делает, чтобы показать верующим пример или подвига страданий и смерти за Христа (мученики), или доброй христианской жизни тех, кто среди мира сумел сохраниться от соблазна и греха (праведники). В последнем случае, конечно, всегда присутствует большая осторожность, чтобы не ошибиться, не поддаться мирским оценкам жизни человека, придав несвойственное значение его внешней церковной или социальной деятельности, забыв о духовных критериях. Ибо в таком случае святцы могут превратиться в пантеон, в котором «святыми» становятся славные мира сего: цари, князья, высшие иерархи, политики, полководцы, писатели, художники, музыканты… Но это уже другая тема.

 

Зачем молятся святым?

 

All-SaintsВ состоянии святости многие получают дары чудотворения, прозорливости, исцелений. И часто, исходя из этих признаков, человека начинают считать святым. Но необходимо заметить, что это глубоко неверно — сами по себе никакие дары еще не являются показателем святости. Христос предупредил: «восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных» (Мф. 24, 24-25).

 

Особенно это нужно иметь в виду в наше время. Почему? Сейчас, к великому сожалению, очень многие верующие ищут именно чудес, прозорливости, предсказаний, а не спасения и святости. Потому обращаются к колдунам, экстрасенсам, лжестарцам, получая в результате вред и душе, и телу. Христианину нужно искать не чудес, а исцеления от страстей.

 

В настоящее время выпускается множество книг, которые буквально рекламируют отдельных святых в качестве помощников и целителей от конкретных болезней: кто помогает от печенки, кто от селезенки, кто в приобретении квартир — и так далее. Все это очень напоминает язычество, предлагающее помощь того или иного бога-специалиста в зависимости от возникшей проблемы.

 

В Православии молитвы святым носят совершенно иной характер. Каждый святой, к кому мы искренне обращаемся, является нашим сомолитвенником Богу. И каждый из них может быть нашим помощником. Нельзя специализировать святых, как врачей и адвокатов — это признак явного суеверия.

 

Почему и зачем мы молимся святым? Если я обращаюсь к другу: «Помолись, завтра мне предстоит трудное дело…», то почему же не могу обратиться с такой же просьбой к святителю Николаю? У Бога нет мертвых, у Него все живы. И к святым мы обращаемся, ибо их молитвы более действенны, чем у нас, грешных. Но при этом важно помнить, что святые — это наши сомолитвенники Богу, а не «спасители» сами по себе. Если мы забудем об этом, то превратимся в тех же язычников.

 

 Каждый пятый — святой!

 

Итак, есть три ступени духовного развития человека. Но на пути к святости есть важное обстоятельство, без учета которого человек, даже праведно живущий, может оказаться в гибельном состоянии.

 

Очень часто у нас есть устойчивое чувство, что мы хорошие, праведные. Я же верующий, православный, хожу в церковь, исповедуюсь, причащаюсь. Я никого не убил, не ограбил, не обворовал, что еще нужно?! Право слово, святой, да и только!

 

Вот такое непонимание сейчас очень глубоко заразило христианское общество во всем мире. Недавно в США был опрос, который дал поразительные результаты: двадцать один процент американцев назвали себя святыми — то есть каждый пятый! А ведь попробуйте задеть самолюбие или кошелек этого «святого»? Подавляющее число христиан замечают лишь самые грубые свои нравственные падения, то есть большие грехи. Они не видят ни глубины повреждения самой природы человека, ни силы своих страстей, ни своего бессилия искоренить их.

 

Но присмотревшись к своим словам, желаниям, чувствам и сопоставив их с голосом совести, с учением Евангелия, мы начинаем видеть и нечто другое. Оказывается, я не могу не осуждать, не завидовать, не объедаться… Даже когда делаю, как кажется, доброе дело — и то оскверняю его тщеславием, расчетом. Остается одно — воскликнуть вместе с преподобным Макарием Великим: «Боже, очисти мя грешного, яко николиже (никогда) сотворих благое пред Тобою». Это является и началом, и критерием правильной духовной жизни. Преп. Петр Дамаскин потому и сказал: «первым признаком начинающегося здравия души является видение грехов своих, бесчисленных как песок морской».

 

Дмитрий Ребров

 

http://www.pravmir.ru/chto-znachit-byt-svyatym

 

 

 

НЕСКОЛЬКО ПРОСТЫХ ИСТОРИЙ

 

Каждому из нас приходится время от времени сталкиваться с ситуациями, когда, с одной стороны, мы прекрасно понимаем, как должно поступить, чтобы исполнить волю Божию, а с другой – всё в нас этому пониманию противится: слишком уж это оказывается невыгодно, нерационально или даже вовсе – опасно. И риск проявить малодушие, дать слабину и пойти явным образом наперекор тому, к чему влечет нас Господь, бывает крайне велик. Порой мы не выдерживаем, сдаемся и выбираем путь, нашей совести противный, но, с точки зрения земной, утилитарной, совершенно оправданный.

 

А потом… Потом мы мучаемся, не находим себе места, чувствуем, что именно с этого момента всё в нашей жизни пошло не так, словно повредился, деформировался самый фундамент всего нашего бытия. И иногда долгие месяцы, если не годы, уходят на то, чтобы вернуться к самим себе, а точнее – примириться со своей совестью, а самое главное – с Богом. Очень разрушительны по последствиям своим бывают такие ошибки. И как бы хотелось их избегать! Мне кажется, что огромную помощь в периоды подобных нравственных испытаний оказывают добрые примеры – примеры того, как различным людям, самым простым, ничуть не святым, а немощным и даже грешным, удавалось перебороть себя и «пойти по воде», доверившись всецело Богу. Несколько таких случаев крепко врезалось в мою память, и мне очень хотелось бы поделиться ими с теми, для кого они, возможно, будут так же полезны, как для меня. Они все очень «обыкновенные», «бытовые» и отчасти как раз поэтому так сильно воздействуют на душу. ***

 

Он сбил на машине старушку. Насмерть. Но… Так получилось, что никто этого не видел. В храм пришла женщина лет 45–50. Совсем не церковная, о жизни христианской еще ничего толком не знающая. На лице – боль. К священнику обратиться не решилась, подходила к иконам, ставила свечи, а потом рассказала всё же о своей печали несшей на приходе послушание монахине. Оказалось, что ее сын, молодой еще совсем человек, сбил на машине старушку. Насмерть. Но… Так получилось, что никто этого не видел, камер наблюдения там не было, и он с места происшествия скрылся. Однако чувство вины его не оставляло, что делать, он не знал. Не находила себе места и его мама, ее материнское сердце чувствовало: не будет сыну жизни после такого. Совет монахини был однозначным: – Вы правы: жизни, и правда, не будет. Мне кажется, у вашего сына в этом случае только один путь: пойти в милицию и самому во всем признаться. Да, страшно, тяжело… Но жить с этим грехом на совести еще тяжелее. Слышать такое было непросто, исполнить – страшно. И всё же, как это ни удивительно, женщина совет приняла. И, что еще удивительнее, его принял и сын, совершенно измучившийся от обвинений собственной совести. Он действительно отправился в милицию, чтобы заявить на себя, решив: будь, что будет! А было следующее. Оказалось, что погибшая имела серьезный дефект зрения и практически ничего не видела, дорогу переходила в неположенном месте… Всё это смягчало вину водителя. Кроме того, дело его совпало по времени с амнистией, он остался на свободе. Сейчас живет за рубежом, старается бывать в храме более или менее регулярно. Мама же его стала вполне воцерковленным человеком. Я покрестил ее отца, онкологического больного с непроходимостью кишечника в возрасте далеко за восемьдесят. Он прожил после этого еще несколько лет. Но это уже другая история. ***

 

Прихожане нашего храма, молодая супружеская пара, которая так хотела детей… И вот – первая беременность, поход в женскую консультацию, УЗИ, обследования и настоятельная рекомендация врача: Вам надо делать аборт, и как можно скорее. Иначе вы родите урода! – Вам надо делать аборт, и как можно скорее. Иначе вы родите неполноценного ребенка и будете мучиться всю жизнь. Не просто неполноценного – урода! Зачем вам такой крест?! И снова: такая тяжесть на душе, такой страх, что даже церковные, казалось бы, люди идут не к священнику, а к той же монахине. И, поговорив с ней, пролив немало слез, будущая мама принимает решение рожать, не брать на себя грех прерывания жизни пусть больного, уродливого, но ее ребенка. А как всё будет… Господь знает, как будет. И муж соглашается с ней. Приходит время рожать, и она рожает. Ребенок появляется на свет именно таким, как предсказывали врачи. Но… он мертвый. Горько, страшно, однако самое главное – она не пошла на аборт, не сделала того, о чем жалела бы потом всю жизнь. А Господь… Господь, и правда, позаботился об этой семье Сам. И уже через год в ней родился совершенно здоровый на радость папе и маме маленький человечек. ***

 

Еще один опыт. На этот раз не чей-то – мой собственный. К тому времени, когда я достиг призывного возраста, у меня обнаружился порок сердца. Речь шла об операции. И совершенно естественно, что после соответствующего обследования, проведенного уже по настоянию военкомата, меня к службе в армии признали негодным и предоставили долговременную отсрочку. Покидать монастырь и на два года вновь окунаться в ту жизнь, которую я, казалось, уже совсем оставил…

 

Прошло несколько лет. Они не были спокойными, но сердце отчего-то меня не тревожило: необходимость в операции отпала, чувствовал я себя вполне хорошо и о диагнозе успел основательно позабыть. И об армейской службе тоже. И о том, и о другом вспомнил я только тогда, когда, уже поступив в монастырь, получил неожиданно повестку… Я не собирался уклоняться от армии прежде, был готов идти и служить, тем более что активно занимался в то время спортом и только-только выполнил накануне несостоявшегося призыва норматив кандидата в мастера спорта по самбо. Но сейчас, когда всё так кардинально переменилось, когда я был уже фактически послушником…

 

 Покидать монастырь и на два года вновь окунаться в ту жизнь, которую я, казалось, уже совсем оставил, было непросто. Что греха таить: были мысли обратиться к кому-то из знакомых, попросить помощи. А потом стало стыдно, и я решил положиться на волю Божию, не суетясь и не пытаясь устроить человеческими силами и средствами то, что Господь обязательно устроит Сам – так, как будет Ему угодно. Меня положили в больницу, обследовали несколько дней. От порока сердца не осталось даже воспоминания (врачи и сейчас чаще всего «не верят» мне, что он у меня когда-либо был). Я понимал, что мечты о монашеской жизни придется пока забыть и готовиться к жизни совсем другой. Думал о том, как всё будет, сдавал оставшиеся анализы, проходил еще какие-то обследования и… чувствовал себя всё хуже и хуже. В итоге у меня нашли язву двенадцатиперстной кишки в стадии обострения. Логичнее всего было бы, если бы мне дали пару-тройку месяцев на лечение и затем призвали, но вместо этого я почему-то получил отсрочку еще на три года – до окончания призывного возраста. …

 

А спустя много лет ко мне обратился за советом молодой человек, которого я хорошо знаю, замечательный музыкант: его тоже призывали в армию по окончании консерватории, невзирая на поступление в аспирантуру: отсрочка ему по действовавшим на тот момент правилам не полагалась. Он и не собирался ничего по этому поводу придумывать, не планировал ни к кому обращаться, скорее ему просто нужна была поддержка в его решении принять всё как есть, опять же – доверившись при этом Богу. Приходилось откладывать свадьбу, страшно переживала мама, перерыв в учебе и работе тоже мог дорого обойтись, но – что поделать! Он ничего и не делал, только молился и собирался в армию. Однако вместо повестки получил отсрочку: оказалось, что ректор консерватории написал соответствующее письмо в Министерство обороны, а он об этом и ведать не ведал… ***

 

Наверное, если бы я основательно (а может быть, даже и достаточно поверхностно) исследовал свою память, то припомнил бы еще немало таких историй из жизни знакомых мне людей, да и из своей – тоже. Эти же истории я помню практически постоянно. И регулярно обращаюсь к ним сам, когда в очередной раз оказываюсь перед непростым выбором. А иногда – рассказываю их тем, кто тоже выбирает и может совершить ошибку…

 

 Игумен Нектарий (Морозов)

 

http://www.diveevo.ru/2/0/1/3733

 

 

Диавол делает все для того, чтобы человек не получил пользы

 

(старец Паисий Святогорец)

 

Диавол - искусник. Например, если духовному человеку принести во время Божественной Литургии скверный помысл, то он поймет это, встрепенется и отгонит его. Поэтому диавол приносит ему помысл духовный. "В такой-то, - говорит он, - книге о Божественной Литургии написано то-то". Потом он отвлекает внимание, например, на паникадило, и человек думает о том, кто его изготовил. Или же лукавый напомнит о том, что надо проведать такого-то больного. "Вот это да! - скажет человек. - Озарение пришло во время Божественной Литургии!" - тогда как внутрь уже встревает диавол. Человек начинает собеседовать со своим помыслом и, только услышав, как священник возглашает "Со страхом Божиим и верою приступите!" - понимает, что Божественная Литургия закончилась, а сам-то он нисколько не соучаствовал в ней. Да вот и здесь, в храме, когда монахиня идет зажигать свечи на паникадиле, я замечаю, что даже людям немолодым искуситель переключает туда внимание, и они глазеют на то, как сестра возжигает свечи. Это же совершенное детство! Подобные вещи только ребятишкам на радость. "Зажгла!" - говорят они. Малым детям есть в этом оправдание, но взрослым людям? Или, тогда как во время Божественной Литургии должно избегать движений, искуситель может подтолкнуть какую-нибудь из сестер перелистывать в священный момент книгу на аналое, создавать шум и отвлекать других молящихся, которые слышат шелест и спрашивают. "Что это такое?". Их ум уходит от Бога, а тангалашка рад. Поэтому следует быть внимательными, чтобы во время богослужения из-за нас не отвлекалось внимание других. Мы вредим людям и не понимаем этого. Или проследите за каким-нибудь чтением в храме; как только чтец дойдет до самого священного момента, от которого люди получат пользу, то сразу [что-нибудь произойдет} или ветер сильно хлопнет дверью, или кто-то закашляется... Внимание людей оторвется, и пользы от читаемых священных слов они не получат. Так делает свое дело тангалашка,

 

news img file 3738 bО, если бы видели, как действует диавол! Вы не видели его, потому и не понимаете некоторых вещей. Он делает все для того, чтобы человек не получил пользы. Я замечаю это у себя в каливе, когда разговариваю с людьми. Только лишь я дохожу до нужного мне, чтобы помочь слушающим, до кульминационного момента беседы, то сразу или происходит какой-то шум, или кто-то приходит, и я прерываюсь. Диавол заранее внушает им или ротозейничать, глядя на скит напротив [1], или помогает им увидеть что-то занимательное и подгадывает время так, чтобы они пришли в самый важный момент беседы, я сменил тему, а мои собеседники не получили пользы. Потому что диавол, зная в начале беседы, чем она закончится, и видя, что он потерпит ущерб, в самый важный момент присылает кого-нибудь, чтобы меня прервать. "Эй, - кричит вновь пришедший, - отец, где здесь вход?" - "Возьмите, - отвечаю, - лукума и воды и заходите оттуда", а в ту же минуту заходят другие и прерывают меня, потому что я должен встать и поздороваться с ними. Через недолгое время приходят третьи, опять мне надо вставать, а они и разговор заводят. "Ты откуда?" и прочее, так что я опять вынужден начинать все сначала - например, повторять то сравнение, которое я уже приводил. Только я разойдусь, снизу кричит еще кто-то: "Эй, отец Паисий! Ты где живешь? Дверь здесь?" Давай опять поднимайся. Да чтоб тебя, искушение! В один день диавол шесть-семь раз устраивал мне такое, и я даже был вынужден... выставить часовых! "Ты садись там и смотри, чтобы никто не пришел оттуда. А ты сиди здесь, пока я не кончу своего дела". Так можно шесть-семь раз начинать рассказывать целую историю, доводить рассказ до момента, в который люди могут получить пользу, а тангалашки опять будут тебе представления устраивать.

 

Ах искушение, что же творит враг! Он постоянно переключает нашу настройку на другую частоту. Только лишь подвизающийся готов прийти от чего-го в умиление, он "щелк!" - переключает ему настройку на что-нибудь, что может отвлечь человека. Опять вспоминает что-то духовное? "Щелк!" - приводит ему на память что-нибудь другое. [Так] враг то и дело сбивает христианина с толку. Если человек поймет, как работает диавол, то от многого освободится.

 

- Геронда, а как это понять?

 

- Наблюдать. Наблюдая, учишься. Кто самые лучшие метеорологи? Пастухи. [Почему?] Потому что они наблюдают за облаками, следят за ветром.

 

http://www.diveevo.ru/2/0/1/3738

 

 

«Люди разной конструкции»

 

Окончание…

 

Анна Григорьевна работала по 14 часов в день — она выполняла обязанности стенографистки, корректора, секретаря, бухгалтера. Часто ночью муж будил её и просил послушать новую главу. При её техническом содействии были написаны пять романов Достоевского.

 

В ту пору, когда Достоевский исполнял обязанности редактора журнала «Гражданин», ему приходилось вести обширную переписку с авторами. «Многие из них стояли за каждую свою фразу и, в случае сокращения или изменения, писали ему резкие, а иногда и дерзкие письма. Фёдор Михайлович не оставался в долгу и на резкое письмо недовольного сотрудника отвечал не менее резким, о чём назавтра же сожалел. Так как отправление писем обыкновенно поручалось мне, то, зная наверно, что раздражение мужа назавтра уляжется и он будет сожалеть, зачем погорячился, я не отправляла сразу данных мне мужем писем, и когда на другой день он выражал сожаление, зачем так резко ответил, оказывалось всегда, что „случайно“ это письмо ещё не отправлено, и Фёдор Михайлович отвечал уже в более спокойном настроении».

 

В таких трогательных мелочах — вся Анна Григорьевна: незаметная, но незаменимая. Милая деталь: когда писателя приглашали на литературные вечера и авторские чтения, она сопровождала мужа, и с собой она непременно брала: «Книгу, по которой муж читал, лекарство от кашля, лишний носовой платок (на случай его потери), плед, чтобы закутать горло мужа по выходе на холодный воздух, и проч.». За это Фёдор Михайлович называл её своим верным оруженосцем.

 

В 1875 году у них появился третий ребёнок — Алексей. Чтобы поправить материальные дела семьи, Анна Григорьевна принялась за самостоятельное издание сочинений супруга. Большой успех, ожидавший эту затею, окрылил Достоевских, и на имя мужа Анна Григорьевна открыла семейное дело — книготорговлю для иногородних. Чуть больше свободы в средствах, очевидная любовь читателей, интересное дело... Но самое тяжёлое испытание для семьи было ещё впереди.

 

1878 года от припадка эпилепсии умер трёхлетний Алёша. Несмотря на собственное горе, Анна Григорьевна сделала всё возможное, чтобы устроить поездку Фёдора Михайловича в Оптину пустынь — зная пошатнувшееся здоровье мужа и глубину его отчаяния, она прежде всего стремилась сохранить и уберечь его. В то же время собственные её страдания были ужасны: «Я до того потерялась, да того грустила и плакала, что никто меня не узнавал... Я охладела ко всему: к хозяйству, делам и даже к собственным детям — и вся отдалась воспоминаниям последних трёх лет». Это состояние Анны Григорьевны запечатлено Достоевским в «Братьях Карамазовых» в главе «Верующие бабы», где женщина, потерявшая ребёнка, рассказывает о своём горе старцу Зосиме. В конце концов, она сумела справиться с собой — «чтобы своею экспансивною горестью не расстраивать ещё более несчастного мужа».

 

Совокупность душевных качеств, которыми обладала эта женщина, нельзя признать лишь данностью свыше. За прекрасным «фасадом», как правило, кроется большая работа над собой. У Анны Григорьевны было и самолюбие, и решительный характер, и порывистость, и она это прекрасно сознавала. В одном из писем она обращается к мужу: «Я такая обыкновенная женщина, золотая середина, с мелкими капризами и требованиями... И вдруг меня любит самый великодушный, благородный, чистый, честный, святой человек!» Достоевский в ответ горячо разубеждает Анну в её «обыкновенности». Из переписки супругов видно, что и между ними случались ссоры, и недоумения, и вспышки ревности. Внутренняя жизнь гения была напряжена настолько, что с ним в принципе не могло быть просто. «Часто, очень часто это был ребёнок. Больной, требовательный, капризный, не приспособленный к жизни». Тем яснее, что чувства супругов не были раз и навек законсервированы в уютном мире патриархального быта. В нежных письмах писатель признаётся жене, что за время их семейной жизни влюблялся в неё раз 15. Читавшему переписку Достоевских очевидно, что эти слова — не гипербола.

 

«С чувством надо бережно обращаться, чтобы оно не разбилось — говорила в конце жизни Анна Григорьевна. — Нет в жизни ничего более ценного, как любовь. Больше прощать следует — вину в себе искать и шероховатости в другом сглаживать».

 

Ещё с каторги Достоевский болел эмфиземой лёгких. Болезнь эта в последние годы жизни привела к осложнениям, состояние его ухудшалось, и в январе 1881 года писатель скончался. Анне Григорьевне было 35 лет.

 

Дом три дня был переполнен посетителями. Выслушивая сочувственные речи, Анна Григорьевна думала: «Боже, как они меня мучают! Что мне о том, „кого потеряла Россия“? Что мне в эти минуты до „России“? Вспомните, кого я потеряла? Я лишилась лучшего в мире человека, составлявшего радость, гордость и счастье моей жизни... Когда одно лицо из членов многочисленных депутаций захотело, кроме „России“, пожалеть и меня, то я была так глубоко тронута, что схватила руку незнакомца и поцеловала её».

 

Достоевский был похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской Лавры. Лавра сыграла особую роль в жизни Анны Григорьевны. Она родилась в день памяти святого Александра Невского, была крещена лаврским священником, родители её венчались в храме Лавры. Согласно желанию жены писателя, сюда же, спустя полвека после её смерти, был перенесён её прах. На могиле Фёдора Михайловича с правой стороны есть скромная надпись: Анна Достоевская.

 

«Идя за гробом Фёдора Михайловича, я давала себе клятву жить для наших детей, давала обет остальную мою жизнь посвятить, сколько будет в моих силах, прославлению памяти моего незабвенного мужа и распространению его благородных идей». Своё обещание Анна Григорьевна исполнила. Она семь раз издала полное собрание сочинений мужа, создала его музей, открыла школу его имени. Скончалась Анна Григорьевна в 1918 году в охваченном революцией Крыму. Тяжело болела, голодала, но до последнего своего дня разбирала рукописи мужа, занималась его архивом, помогала исследователям.

 

Её воспоминания — рассказ исключительно счастливой женщины. В них описаны сотни бытовых ситуаций, где в повседневных мелочах просвечивает главное — беззаветная жертвенность истинной любви. Даже не интересуясь прототипами литературных героев и истоками идей Фёдора Михайловича, воспоминания Анны Григорьевны можно читать как практическое руководство для молодой жены — как в очень непростых условиях воплотить идеал христианской семьи. Именно это удалось ей, принявшей гения в своё сердце со всем его «неудобным» грузом. И услышавшей от мужа на его смертном одре незабываемые слова: «Помни, Аня, я тебя всегда горячо любил и не изменял тебе никогда, даже мысленно!»

 

Екатерина Ткачёва

 

http://otrok-ua.ru/sections

 

 

 

Православный Календарь с 15 Июня 2014 г. по 21 Июня 2014 г.

 

Воскресенье, 15 Июня 2014 года. Неделя 1-я по Пятидесятнице, Всех святых.

 

0 30a99 86c08e39 XLЗаговенье на Петров пост. Икон Божией Матери: "Умягчение злых сердец" ("Семистрельная") и "Нерушимая Стена" (переходящие празднования в Неделю Всех святых). Свт. Никифора исп., патриарха Константинопольского (828). Вмч. Иоанна Нового, Сочавского (1330-1340). Обретение мощей прав. Иулиании, кн. Вяземской, Новоторжской (1819). Новомч. Димитрия Филадельфийского (1657) Понедельник, 16 Июня 2014 года. Седмица 2-я по Пятидесятнице.

 

Начало Петрова поста. Мчч. Лукиллиана, Клавдия, Ипатия, Павла, Дионисия и Павлы девы (270-275). Перенесение мощей блгв. царевича Димитрия из Углича в Москву (1606). Сретение образа прп. Димитрия, игумена Прилуцкого, Вологодского чудотворца (1503). Сщмчч. Лукиана еп., Максиана пресвитера, Иулиана диакона, Маркеллина и Сатурнина в Бельгии Вторник, 17 Июня 2014 года

 

Петров пост. Свт. Митрофана, 1-го патриарха Константинопольского (325-326). Прп. Мефодия, игумена Пешношского (1392). Мчч. Фронтасия, Северина, Севериана и Силана (I). Мч. Конкордия (ок. 175). Сщмч. Астия, еп. Диррахийского (II). Прп. Зосимы Киликийского, еп. Вавилона Египетского (VI).Свв. Марфы и Марии, сестер св. Лазаря четверодневного. Прпп. Елеазара и Назария, Олонецких чудотворцев. Новомчч. архиеп. Андроника Пермского и Василия.

 

Среда, 18 Июня 2014 года.

 

Петров пост. Сщмч. Дорофея, еп. Тирского (ок. 362). Перенесение мощей блж. Игоря-Георгия, в монашестве Гавриила, вел. кн. Черниговского и Киевского (1150). Свт. Константина, митр. Киевского и всея России (1159). Блгв. кн. Феодора Ярославича (брата св. Александра Невского), Новгородского (1233). Обретение мощей прпп. Вассиана и Ионы Пертоминских, Соловецких чудотворцев (1599). Мчч. Маркиана, Никандра, Иперехия, Аполлона, Леонида, Ария, Горгия, Селиния, Ириния и Памвона (305-311). Прп. Феодора чудотворца, пустынника Иорданского (ок VI).  Игоревской иконы Божией Матери (1147). 

 

 Четверг, 19 Июня 2014 года.

 

Петров пост. Прп. Виссариона, чудотворца Египетского (IV-V). Прп. Илариона Нового, исп. и игумена Далматского (845). Свт. Ионы, еп. Великопермского (1470). Прп. Паисия Угличского (1504). Прп. Ионы Климецкого (1534). Прмцц. дев Архелаи, Феклы и Сосанны (293). Пименовской иконы Божией Матери (принесена в Москву в 1387 г.). 

 

Пятница, 20 Июня 2014 года.

 

Петров пост. Прп. Варлаама Хутынского (1192) (переходящее празднование в 1-ю пятницу Петрова поста). Табынской и Курской-Коренной икон Божией Матери (переходящие празднования в 9-ю пятницу по Пасхе). Сщмч. Феодота Анкирского (303). Сщмч. Маркеллина, папы Римского, и мчч. Клавдия, Кирина и Антонина (304). Сщмч. Маркелла, папы Римского, мчч. Сисиния и Кириака диаконов, Смарагда, Ларгия, Апрониана, Сатурнина, Папия и Мавра воинов и Крискентиана, мцц. Прискиллы, Лукины и Артемии царевны (304-310). Мцц. Калерии (Валерии), Кириакии и Марии в Кесарии Палестинской (284-305). Прп. Даниила Скитского, Египетского. 

 

Суббота, 21 Июня 2014 года.

 

Петров пост. Вмч. Феодора Стратилата (319). Свт. Феодора, еп. Ростовского и Суздальского (ок. 1023). Обретение мощей блгв. князей Василия и Константина Ярославских (1501). Прп. Ефрема, патриарха Антиохийского (545). Прп. Зосимы Финикийского (VI). Новомч. Феофана Константинопольского (1559) (Греч.). Ярославской (XIII) и Урюпинской (1827) икон Божией Матери.

 

 

 

 

 

По благословению Главы Митрополичьего округа

митрополита АЛЕКСАНДРА

набирается группа паломников по

«CВЯТЫМ МЕСТАМ Сергия Радонежского»

с 25 июля по 2 августа 2014 г.

987981 день, 25.07.14. Пятница. Вылет 7:50. Прилет в Москву 9:15 (Шереметьево). Данилов  монастырь. Мощи преподобного  князя  Даниила. Донской монастырь. Мощи патриарха Тихона, некрополь. Размещение в гостинице монастыря. Ужин.

2 день, 26.07.14.Суббота. Завтрак. Кремль, посещение храмов. Алмазный фонд, Оружейная палата. Соборы: Казанской Божией Матери, Василия Блаженного. Всенощная в Донском монастыре. Ужин.

3 день, 27.07.14. Воскресение. Литургия в Донском монастыре. Посещения: храм Христа Спасителя, монастыри: Новоспасский, Зачатьевский, Покровский (мощи блж. Матроны), Сретенский. Ужин.

4 день, 28.07.14. Понедельник. Завтрак. Монстыри: Спасо-Андроников (монастырь с музеем св. Андрея Рублёва), Хотьковский (женский монастырь, мощи свв. Кирилла и Марии, родителей прп. Сергия Радонежского), Сергиевый Посад (экскурсия по Лавре). По желанию: посещение археологического кабинета. Экскурсия в скит Черниговско-Гефсиманский. Вечернее богослужение. Ужин.

5 день, 29.07.14. Вторник. Литургия в Троицком соборе. Монастыри: Никитский, Годеново, Варницкий – родина прп. Сергия Радонежского. Ужин.6545646 день, 30.07.14. Среда. Переезд во Владимир. Монастыри: в Иваново (женский монастырь), Суздаль, Покровский, Спасо-Евфимиевский, Рождественский собор (Кидекша). Ужин.

7 день, 31.07.14. Четверг. Завтрак. Монастыри: Владимир, Успенский (Боголюбская икона Божией Матери), храм Покрова на Нерли. Переезд в Москву. Ужин.

8 день, 01.08.14. Пятница. Завтрак. Свободное время до 16:30. Ужин в 17:00. Отъезд в аэропорт (Шереметьево) в 18:00. Вылет в 23:00.

02.08.14. Суббота. Прилёт в Алматы в 5:30.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Икона дня

Православный календарь

Расписание богослужений

Богослужения в нашем храме совершаются ежедневно

Начало богослужений:

В будни – утром в 8.00 ч., вечером в 16.00

В воскресные дни – утром в 7 и 9 чч., вечером в 16.00