День Святой Троицы (08.06.2014)
День Святой Троицы. Пятидесятница
В день Святой Троицы поздравляем Вас дорогой наш батюшка, настоятель нашего храма, митрофорный протоиерей отец Валерий с этим мироспасительным праздником!
А также Поздравляем Вас с Днем рождения, желаем Вам Божьей милости, духовной радости, здоровья, крепости, духовных и телесных сил на многие лета.
Священником быть в нашей жизни непросто! Для этого мало призвания: здесь нужен особый дар, данный свыше. Дар, данный Господом нашим, который говорит с нами Вашими устами!
По воле Божьей Вы отныне -
Наставник наш и наш отец.
И Вам несем мы боль сердец,
Грехи свои, сломив гордыню.
Мы требуем от Вас ответа,
Молитв горячих, слез, печали,
Забыв порой, что Вы устали.
Простите нас за черствость эту,
И разрешите пожелать,
Чтоб дал Господь Вам сил, здоровья,
Чтоб ниспослал Вам благодать!
В день Святой Троицы
Мои дорогие отцы, братья и сестры! Преосвященные владыки! Всех вас сердечно поздравляю с великим мироспасительным праздником Святой Троицы, Святой Пятидесятницы.
Мы празднуем особое событие в жизни мира. Через рождение Господа и Спасителя, через Его жизнь, через Его учение, через Его страдания, через Его смерть, через Его воскресение даровано было людям нечто совершенно особенное, что действительно изменило течение истории. Мы называем время после рождения Христа Спасителя новой эрой. И совсем не потому, что люди автоматически стали лучше после пришествия в мир Спасителя, не потому, что лучше стали общественные отношения, меньше стало зла в личной, семейной, общественной жизни. Совсем не потому! Мы знаем: как были разбойники до Спасителя, так они существуют и после, как были войны до, так они существуют и после, как были гражданские конфликты, столкновения, противоречия, коварство, обман, ложь, зависть, так все это существует и после Христа Спасителя.
Что же тогда появилось? Для чего же Господь пострадал, жизнь Свою отдал? Именно ради того, что мы сегодня так торжественно празднуем. Ему было угодно, чтобы Божественное присутствие постоянно пребывало в жизни рода человеческого. В 50-й день после воскресения Господь дарует Своего Духа апостолам. Он изливает этот Дух как Свою энергию, Свою благодать, Свою силу на святых апостолов. На простых рыбарей — тех самых, которые трусливо бежали в момент ареста Христа Спасителя, когда на Него обрушились страшные пытки, тех самых учеников, один из которых предал, а другой отказался, тех самых учеников, которых не было на Голгофе, тех самых учеников, которые несли на себе отпечаток всей ограниченности и греховности человеческой жизни, — на них Он изливает Свою благодать, и Божественной силой они перестают быть трусливыми и боязливыми. Они становятся мужественными и сильными, обретая тот Божественный дар, который сразу выделил их из среды всего человеческого рода. Их слово наполнилось мудростью, силой, и тысячи людей стали откликаться на их проповедь — не меньше, чем на проповедь Самого Христа Спасителя.
Более того, вдохновленные Божественной силой, излившейся на них в день Пятидесятницы, движимые Духом Святым, они отправились в разные страны, проповедуя Христа распятого и воскресшего. Именно они создали общность людей, внутри которой и живет этот дар Святого Духа, — эту общность мы именуем Церковью Божией. Все мы с вами и есть Церковь, среди нас и в нас живет Святой Дух, силы Которого каждый получает в момент крещения и миропомазания, сила Которого обновляется в нас всякий раз, когда мы, принося покаяние, причащаемся Святых Христовых Таин. В море беззакония, ничем не отличающегося от того, что было до Христа Спасителя, живет Его Церковь как носительница благодати Святого Духа. Именно в Церкви и происходит спасение людей, их живое соприкосновение с Богом, новая жизнь во Христе.
Церковь существует для того, чтобы призывать Святого Духа. Самая важная миссия Церкви — это призывание Святого Духа, эпиклезис, как мы говорим, употребляя греческое слово. Эпиклезис есть не только молитва призывания Святого Духа — это жизнь во Христе, это открытое Ему навстречу сердце, это мужественное и честное исповедание веры в Христа Спасителя и в Святую Троицу. И в ответ на жизнь Церкви Бог посылает дар Святого Духа, и Дух живет и действует в нас. Кто-то может сказать: «Что же все это означает для мира? Что же — мир сам по себе, а Церковь сама по себе?» Совсем нет. Ведь каждый из нас, принадлежа Церкви, принадлежит и миру, через каждого из нас сила Божественной благодати должна изливаться на род человеческий, но особым образом она изливается через миссию Церкви в мире. Это и есть миссия спасения, это и есть миссия обращения людей к Богу, это и есть миссия преображения человеческой личности и всего рода человеческого.
Все это мы сегодня празднуем с вами в день Святой Троицы, потому что с того самого дня Пятидесятницы и началась эта спасительная миссия Церкви. Что же мы, христиане? А мы должны осознавать величайшую ответственность пред Богом за тот дар, который получили в крещении, величайшую ответственность пред Богом за благодать, которую получаем в таинстве святого причащения, в молитве. Это есть Божий дар, и мы с вами — обладатели этого дара. И для того чтобы сила благодати не покидала нас, чтобы мы не превращались в пустые сосуды, нужно постоянно стяжать благодать Святого Духа — молитвой, добрыми делами, участием в таинствах Церкви; и делиться этой благодатью, опять-таки, через добрые дела и через добрые слова со всем родом человеческим. Как говорит священнослужитель, совершая таинство Святой Евхаристии: «и о всех и за вся». О всех и за вся пострадал Господь, на всех и на всё через Церковь изливается благодать Святого Духа. И, сознавая важность служения христианина, мы должны постоянно возгревать в себе молитвой, доброделанием и участием в таинствах силу Святого Духа.
Сегодня мы празднуем престольный праздник Свято-Троицкой Сергиевой лавры, потому что главный храм лавры освящен в честь Святой Троицы. И я поздравляю всех вас, мои дорогие, с этим событием и радуюсь, что в таком множестве вы собрались сегодня для нашей общей молитвы. Пусть благодать Святого Духа пребывает со всеми вами, помогая вам на путях вашей жизни, помогая преодолевать неправду, зло, беззакония своей собственной личности и вокруг себя, помогая всем нам возрастать от силы к силе. Призываю благословение Божие на всю нашу историческую Русь, соединенную Киевской купелью крещения, на весь наш православный народ. Призываю благословение Божие и на державу Российскую, чтобы действительно благодать Божия укрепляла всех нас, а через нас содействовала преображению жизни рода человеческого. С праздником! Храни вас Господь.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
http://www.patriarchia.ru/db/text/3061390.html
День Святой Троицы: Что мы без помощи Божией?
Разве не знаете, что вы храм Божий,и Дух Божий живет в вас?(1 Кор. 3, 16)
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Возлюбленные о Господе братья и сестры!
Дивны свершения Премудрости Божией! Все Три Лица Единого Божества явлены в деле спасения падшего рода человеческого. Благоволением Бога Отца ниспосылалось прошение творению, которое изменило Творцу. Сын Божий жертвенной любовью искупал людей из рабства греху. Дух Святой оживотворял души человеческие, соделывая их достойными Небесного Царствия.
Вочеловечившийся Господь странствовал по земле, просвещая мир Своим учением. Но вот настала пора принесения Крестной жертвы, и сердца Апостолов пронзила скорбью весть о близком расставании с Божественным Учителем.
И тогда рек Христос: Лучше для вас, чтобы Я пошел к Пославшему Меня; ибо если Я не пойду, Утешитель не придет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам (Ин. 16, 7). Сей Утешитель есть Дух Святой. Дух Истины, Который от Отца исходит (Ин. 15, 26).
Что же означало это обетование Христово? И общение с Сыном Божиим, слышание слов Его не могло окончательно оживотворить даже лучших из людей – Апостолов, чему свидетельство и сонливость их в Гефсиманскую ночь, и смятение в день Распятия Господня. Посылая к ним Духа Святого, Спаситель довершал перерождение учеников в духе и истине. Сам Господь, Царь Небесный, соизволял войти в душу человеческую и обитать в ней. Сбывалось реченное: Царство Божие внутрь вас есть (Лк. 17, 21).
Духом Святым был некогда призван из праха к Богоподобной Вечной жизни Адам, но осквернил храм души своей, и Господь оставил его. Со времен прародительских до животворной весны Нового Завета беззащитным сиротою блуждал человек по просторам земли, томимый гнетущим чувством Богооставленности, в тоске простирая руки к Небесному Отечеству. Но вот в благодатный день Святой Пятидесятницы Милосердный Господь возвратился в души ищущих Его людей, вновь призвал их в обители райские.
Приуготовляясь к восприятию силы свыше, Апостолы единодушно пребывали в молитве и молении (Деян. 1, 14). Души их единились в братолюбии, мысли их устремлялись в горняя, сердца их горели взысканием Господа. Этот благой соборный порыв, размыкающий тесные клетки внутреннего мирка человеческого, соделал их в Очах Божиих достойными освящения.
В виде огненных языков сошел Дух Святой на Апостолов, огнем поядающим выжигая самые корни древнего грехопадения человеческого, освящая и осветляя их души, соделывая их лучезарным вместилищем Божественной благодати. Те, что в дни Голгофские были робки и малодушны, отныне облеклись в несокрушимую броню веры, восстали в силе и славе пророчеств и чудотворений. Те, чьим уделом ранее был рыбачий невод, безыскусные простые ремесла, обрели мощь слова, повергающего в прах тщеславную ученость мудрецов и гордость властителей. По всему миру, чутко внимавшему их пламенной проповеди, пронесли Апостолы Благовествование, не страшась гонений, мучений и самой смерти. Так преображает человека благодать Духа Святого, соделывая немощного – могучим, неученого – премудрым, земного – небесным.
Некогда безумная человеческая гордыня замыслила строительство Вавилонской башни высотою до небес без Бога и против Бога, но Господь во гневе Своем смешал языки человеческие так, что люди перестали понимать друг друга и рассеялись по лицу земли. Сошествием Святого Духа снималось и это древнее проклятие, каждый народ слышал Апостолов, говорящих его наречием (Деян. 2, 6), и так указывался человечеству путь к благодатному единению. Ныне Святая Церковь воспевает: Егда же огненные языки раздаяше, в соединение вся призва, и согласно славим Всесвятаго Духа.
В день Святой Пятидесятницы родилась наша Мать – Церковь, созданная не тщетою человеческих толкований и умствований, но Божественной благодатию. Возложением рук Апостолы передавали дары Духа Святого епископам устрояемых ими христианских общин. От учеников Спасителя через поколения передается пастырям стада Христова дар священнодействия. Потому-то Православная Церковь и именуется Апостольской, что данная самому скромному ее иерею благодать совершения Таинств восходит через непрерывную череду рукоположений к одному из Апостолов Христа Спасителя. Вне зависимости от личных своих качеств православный священнослужитель является носителем этой благодати. По слову Святителя Иоанна Златоустого, «священник только уста размыкает, все же Бог творит». Предшественники нынешних сектантов, протестанты XIV века, отвергнув рукоположение пастырей, с пагубным легкомыслием разорвали апостольскую преемственность и тем сделали свою веру безблагодатной.
Над каждым православным христианином немедленно после крещения совершается Таинство миропомазания, в котором происходит сошествие Святого Духа на душу новопросвещенного, подобное сошествию Его на Господа Иисуса Христа при Крещении в виде голубя и сошествию Его на Апостолов в день Пятидесятницы в виде огненных языков. При совершении этого Таинства в душе человеческой раскрываются дремлющие дотоле таланты и дарования, помогающие христианину соделаться сыном и наследником Царствия Небесного.
Да, братья и сестры возлюбленные, все мы некогда сподобились даров Святого Духа. Однако, как предупреждает Святитель Тихон Задонский, «благодать Божия хотящих спасает, а не нехотящих». Если не сбережем мы вверенного нам Божественного сокровища, большее воспримем осуждение в будущей жизни, чем если бы вовсе не имели его. Господь может покинуть душу, запятнавшую себя грехом, – и горе такой душе!
Мир полон соблазнов, опутан сетями лукавого, и очень трудно избежать их. Кремнист земной путь, каждый из нас спотыкается на этом пути. Человек слаб, и спастись ему собственными силами невозможно. Но, по слову Спасителя, человекам это невозможно, Богу все возможно (Мф. 19, 26).
Что мы без помощи Божией? Как задыхается рыба, выброшенная на сушу, так же мертвеет и дух человеческий, если не омывают его волны Божественной благодати. Все труды наши тщетны, все усилия напрасны, все, что кажется нам добрым, без помощи Божией обращается во зло. Не на свои силы должны мы уповать, а на Господа Всемогущего – всеми силами души устремиться навстречу Ему, и Он восставит нас из любого падения. Пост и молитва, дела благочестия не самоценны, они имеют ценность только как действенные средства к обретению благодати. «В какой мере человек приближается к Богу намерением своим, в такой и Бог приближается к нему дарованиями Своими», – говорит преподобный Исаак Сирин.
В Богочеловеке Христе человеческая воля была едина с Волей Божественной. Также и для снискания благодати человеческая воля должна устремиться к единению с Волей Божией.
Стяжание Духа Святого есть величайшая тайна христианской жизни, цель и смысл земного нашего бытия. Подвижники благочестия достигали таких духовных высот, что, еще проходя земное поприще, становились насельниками Небесного Царствия, телом находились в дольнем мире, а душою обитали на небесах. «Теплотою Всесвятого Духа Божия пустынники святые, отшельники ради Христа и страстотерпцы святые Божии, согреваемы будучи, не мерзли во мразе зимнем, и летом она же самая, благодать Божественная, служила им столпом облачным и небесною росою, прохлаждающей их и защищающей от палящего зноя солнечного или в самом пламени костров и пещей, разжигавшихся некогда мучителями христианства, орошала их росою Духа Божьего и погашала пламень пещный», – говорит преподобный Серафим Саровский. Сам Господь соизволил обитать в устланных смирением, изукрашенных добродетелями душах Своих угодников, живыми храмами Духа Святого соделываются они.
Вспомним, как мы готовимся к встрече гостя, от которого зависит земное, тленное наше благополучие, – начальника нашего или человека высокопоставленного. Конечно же, к приходу его дом наш будет сиять чистотой, украсится цветами, на столе разместятся разнообразные яства и пития – мы сделаем все, чтобы угодить этому человеку. Но как мы приуготавливаемся воспринять Гостя Высочайшего – Духа Святого, от Которого зависит участь наша в жизни Вечной? Увы, порою под ноги Его мы стелем не ковры смирения нашего, а щебень гордыни, в жилищах душ наших не картины добрых дел, а липкая паутина греха, сотканная уродливыми пауками страстей, не цветочный аромат любви, а спертый воздух нечистых помыслов. И не страшит ли нас, что Божественный Гость может повернуть прочь от порога подобного дома, обрекая нас на вечное проклятие и вечные мучения?
По слову преподобного старца Паисия Величковского, «когда Дух Святый посетит, тогда и всякий труд облегчается, и непрестанная молитва от сердца исходит, и всякое духовное просвещение бывает при сем, и чистое трезвое рассуждение, ибо Святый Дух тогда действует внутри человека. А кто предается страстям, у того и страсти умножаются; и, когда через них лукавый дух завладевает человеком, тогда бывают в душе его всякая темнота, и мрак, и тягость».
Итак, уныние и скорби, страхи и заботы нашего бытия проистекают от духовной нашей непросвещенности, от душевной нашей нечистоты. Но, если омоем мы окна внутреннего мира нашего слезами покаяния, если выметем из него вон сор прегрешений, объемлет нас Божественная благодать и даже земная наша жизнь наполнится чистейшим светом, провозвестником сияния Небесного Царствия. Соберем же волю свою, найдем в себе силы бесстрашно перевести свое бытие в русло благочестия, услышим призыв духоносного Святителя Иоанна Златоустого: «Бог Господь простирает тебе Свою руку: дай Ему свою». Аминь.
Архиепископ Ташкентский и Среднеазиатский Владимир
День Святого Духа
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сердечно поздравляю вас, дорогие братья и сестры, с великим днем Святой Пятидесятницы, с сошествием Духа Святого на апостолов, а через них – и на весь род человеческий, на всех нас.
Это великое событие произошло на 50-й день после Воскресения Спасителя и на 10-й день после Его Вознесения на Небо. Произошло то, что обещал Спаситель Своим ученикам перед Своими страданиями: «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Ин.14: 26).
И вот, Дух Святой, Утешитель, «Дух истины, Который от Отца исходит» (Ин.15: 26), в видении огненных языков снизошел на апостолов, как об этом повествует евангелист Лука (см.: Лк.2: 1-11), так что они начали говорить на иных языках о великих делах Божиих. Исполненные Духом Святым, получив великую силу слова, они проповедовали о Христе распятом и Воскресшем. Слушатели же охотно принимали их слова, крестились и присоединялись к Церкви Христовой тысячами (см.: Деян.2: 41, 47).
Что же произошло в тот пятидесятый день? Что случилось с апостолами, что они получили не просто возможность доступно для всех говорить, но и их слушали и присоединялись к Церкви?
Как Господь и обещал, апостолам был послан Дух Святой, Дух истины, Который научил их и напомнил им все, что Он говорил им.
Зачем ученикам надо было напоминать то, что случилось совсем недавно, что они и так хорошо помнили? Ученики не успели забыть, что говорил и что делал их Божественный Учитель. Зачем же надо было силой Божией напоминать то, что известно? Неужели у апостолов была столь слабая память?
Речь здесь идет вообще не о человеческой памяти, не о человеческом разуме. Речь идет о Таинстве соединения человека с Богом, о соединении человека с Божественной жизнью, с Вечностью. Вот что значит напоминание Духом Святым.
Во время каждой Божественной Литургии, перед освящением Даров, в особой молитве мы вспоминаем «крест, гроб, тридневное Воскресение, на Небеса Восхождение, одесную седение, Второе и славное паки Пришествие» нашего Спасителя.
Как человек может вспомнить Восхождение Спасителя на Небеса и Его сидение одесную Бога Отца, чему он не был очевидцем и участником? Как можно вспомнить то, чего еще вообще не было, – Второе и славное Его Пришествие?
И, конечно же, здесь речь не о том, что Дух Святой сходит, чтобы сообщить человеку некую информацию о событиях, которые уже были и которые еще случатся.
Через церковные Таинства благодатью Святого Духа человек вырывается из времени, поднимается над обыденностью, преодолевает ограничения этого физического мира и входит в Вечность, становится очевидцем и реальным соучастником страданий, Воскресения, Восхождения на Небо, сидения одесную Бога Отца и Второго Пришествия Спасителя – становится реальным соучастником Божественной жизни, где нет времени, нет прошлого, настоящего и будущего. Человек благодатью Святого Духа входит в Божественную жизнь вне зависимости, где и когда он живет на земле, становится причастником Царства Божия. Поэтому Литургия и начинается словами: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа». Во время Литургии, в Таинстве Святой Евхаристии, человек обогащается опытом Божественной жизни, Царства Божия и Духом Святым обретает великую силу и способность помнить все, чему Господь научил людей. Его жизнь, Его действия, Его слова становятся нашей жизнью, нашими делами и словами.
Вот зачем Господь послал людям Духа Святого, Духа истины.
Этот праздник называется еще Днем Святой Троицы, потому что миру наиболее ясно был явлен Бог-Троица – Отец, Сын и Святой Дух. Если бы было не так, то было бы невозможно Боговоплощение, не был бы послан в мир Дух Святой – не было бы христианства. Поэтому так активно, так ревностно святитель и чудотворец Николай, память которого мы недавно праздновали, восстал на Первом Вселенском Соборе против лжи взбесившегося Ария.
Дух Святой живет и действует в Церкви, в каждом из нас. Дух Святой дает нам силы противостоять злу в этом мире, быть победителями в той всемирной борьбе между добром и злом, которая ни на мгновение не прекращается. И христиане всегда становятся победителями в этой борьбе, потому что сильны Божественной силой, сильны Духом Святым. В этой борьбе побеждает не физическая сила, не деньги и власть, не интеллект и технологии. Побеждает тот, с кем Бог. И эту Силу, Которая не зависит от человеческих усилий и успехов, преодолеть никто не сможет. Человек, сильный этой Силой, в любом случае, в любой ситуации будет победителем. Эта Сила дает человеку способность жить так, как учит Бог. Эта Божественная сила дается Духом Святым человеку, принявшему святое Крещение и живущему в Церкви, ведь Господь сказал, что Церковь Его не смогут одолеть все силы ада.
Своими грехами мы, однако, отторгаем себя от Церкви, лишаем себя благодати Святого Духа, но хорошо знаем, что путь к Богу нам не заказан, что нарушенную связь с Богом восстановить можно.
Мы знаем это с особой силой сегодня, в День Святой Пятидесятницы, когда Господь послал Духа Своего Святого на Своих учеников-апостолов, а через них – и на каждого из нас, поэтому с таким трепетом и радостью, после 50-дневного перерыва, вновь и вновь повторяем слова дивного молитвенного призыва:
«Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша». Аминь.
Архимандрит Иосиф (Еременко)
Иоанн: русский святой Греческой земли
Есть на Руси святой, к имени которого добавлено слово «грек». Это Максим, образованный монах, приехавший на Русь заниматься переводом священных книг. Неласково поступила с ним новая родина. Оклеветали, осудили и, по сути, сгноили в тюрьме. Максим всё перетерпел, смирился и с молитвой на устах покинул скорбную землю. На стене темницы оставил надпись «Благословен смиривший мя».
И есть в Греции святой, к имени которого добавлено слово «русский». Это — Иоанн Русский, исповедник. Греки не были к нему так суровы, как русские к Максиму. Когда Иоанн жил на земле, греки сами стонали под гнётом турок и насущный хлеб смачивали слезами.
Иоанн родился там, где речь украинская ближе всего к себе самой, — на Полтавщине. Как солдат в войске царя Петра Иоанн участвовал в Русско-турецкой войне и оказался в плену. Насколько сладко крещёному человеку в турецкой неволе, представить нетрудно. Худшим народом из всех исповедующих ислам называл турок святитель Николай Сербский. И раньше были, и сейчас есть много благородных, милостивых, великодушных мусульман. Но те, в чьи руки попал Иоанн, были не таковы.
За отказ принять ислам Иоанна жестоко били, сожгли волосы на голове, морили голодом. С готовностью умереть, но от Христа не отказаться, страдалец перетерпел всё. Работать и жить его отправили в конюшню.
На чужой стороне солнце иначе светит. Самый вкусный хлеб жуётся как вата. Но вкусного хлеба у Иоанна не было. Были однообразные, медленно тянущиеся дни, тяжёлый труд и повелительные окрики на непонятном языке. Хорошо, если у человека, попавшего в такую беду, есть вера и молитва. Иначе можно зачахнуть от печали, сойти с ума, сломаться и принять чужую веру. У нашего Иоанна было то, о чём говорит его тёзка, преподобный Иоанн Лествичник. «Сжатая вода поднимается вверх, а скорбящая душа возводит очи к Богу». Конюшню он орошал по ночам слезами и превращал её молитвой в благоуханный храм. Животные полюбили его и с нежностью тянулись к нему бархатными губами, ластились, как когда-то в раю — к Адаму.
Турецкое селение имело греческое название — Прокопион. И храм там был в честь великомученика Георгия. На паперти этого храма Иоанн провёл множество ночей, стоя на коленях, по памяти читая молитвы из всенощной службы. Насколько можно часто принимал пленник в этом храме святое Причастие.
Людям дано распознавать святость. Пусть не всегда, пусть не сразу, пусть не без ошибок, но сердца человеческие смягчаются, ощущая благодать. Если святой одет в шёлк и бархат, святость затмит красоту его одежд. Если святой беден, святость сделает бедность незаметной. Турки почувствовали в своём рабе неземную силу и красоту. Они стали предлагать ему поменять место жительства на обычный дом, удобный и чистый. Иоанн отказался. Кто почувствовал пользу болезни, тот не хочет выздоравливать.
Однажды, когда хозяин, по закону своей веры, отправился в Мекку, в дом собрались гости. Все блюда были вкусны, но вкуснее всего был плов. Кто-то сказал: «Жаль, что хозяин не ест с нами этот чудесный плов». Кто-то с улыбкой ответил: «Скажи этому русскому, пусть отнесёт». Смеясь, позвали из конюшни Иоанна, дали блюдо и велели отнести в Мекку. Взяв блюдо и поклонившись, святой удалился. А вскоре вернулся с пустыми руками и сказал, что повеление исполнено. Веселью гостьей не было предела. «Какой хитрый русский! Ай да святой! Съел плов так быстро».
До чего же пришлось всем удивиться, когда хозяин вернулся из хаджа и с собой принёс блюдо. Когда он увидел его в своём шатре, плов был горяч так, как будто только что приготовлен.
Век земной Иоанна был недолог, и слава не успела его испортить. Не старше сорока лет он покинул землю. Перед смертью причастился. Священник, боясь с Причастием идти в дом мусульман, прислал Святые Тайны внутри яблока. А через три года этому же священнику во сне явился святой и сказал, что тело его Бог сохранил нетленным, и желает Бог тело его открыть и прославить.
Люди всех вер и всех национальностей стали почитать Иоанна. «Святой человек, не лишай нас твоей милости», — молились они ему.
В 20-х годах прошлого столетия малоазийские греки воевали с турками. Эти события вошли в историю под именем Малоазийской катастрофы. Многие греки бежали и, убегая, уносили с собой святыни. Так тело Иоанна попало в Грецию. В 1925 году оно нашло покой в селении Новый Прокопион. Это селение на острове Эвбея знают сегодня все греки.
Тело Иоанна сохранилось чудесно. Глядя на его мощи, трудно поверить, что прошло без малого триста лет со дня его преставления. Когда преклонишь колени у его гроба, сразу захочешь плакать спокойными и радостными слезами. А в небольшой часовне возле храма можно надеть на голову шапочку и на тело — пояс. Эти предметы освящены на мощах святого. Шапочку — чтобы мысли просветлели, а пояс — чтобы плоть от страстей не бесилась.
И в это время ты очень точно понимаешь, что самое необходимое для человека — это светлость ума и победа над страстями.
http://otrok-ua.ru/sections/art/show/ioann.html
«Люди разной конструкции»
Продолжение…
В результате напряжённой работы за 26 дней диктовки родился роман «Игрок». Несмотря на этот маленький триумф, окончание совместной работы огорчало обоих — и Достоевский предлагает стенографке продолжить работу над «Преступлением и наказанием».
В один из рабочих дней Достоевский завёл беседу — как будто бы о плане нового романа. Он интересовался мнением своей помощницы: будет ли психологически достоверным, что юная девушка ответит взаимностью талантливому, но немолодому и небогатому художнику, полюбившему её? Разговор был оживлённый, Анна Григорьевна разгорячилась. «Что в том, что он болен и беден? Неужели же любить можно лишь за внешность да за богатство?» Тогда Фёдор Михайлович, сдерживая волнение, произнёс: «Представьте, что этот художник — я, что я признался вам в любви и просил быть моей женой. Скажите, что вы бы мне ответили?» — и тут же услышал решительное: «Я бы вам ответила, что вас люблю и буду любить всю жизнь!»
Весь склад их будущей семьи уже ясен из тех чувств и устремлений, которые Анна описывает в своём дневнике. Мысль, что ей не придётся разлучаться с Достоевским, что она сможет помогать ему в его занятиях и следить за его здоровьем, оберегая его от назойливых, раздражающих его людей, — вот что было её главной радостью. Эта любовь изначально была зрячей и зрелой — хотя и ей предстояло в будущем пройти через горнило испытаний, чтобы возрасти и умножиться.
«Я безгранично любила Фёдора Михайловича, но это была не физическая любовь, не страсть, которая могла бы существовать у лиц, равных по возрасту. Моя любовь была чисто головная, идейная. Это было скорее обожание, преклонение пред человеком, столь талантливым и обладающим такими высокими душевными качествами. Это была хватавшая за душу жалость к человеку, так много пострадавшему, никогда не видевшему радости и счастья и так заброшенному близкими».
Как всегда случается в жизни, обстоятельства реальной жизни немедленно подвергли испытаниям столь идеалистический настрой её души. Озлобленный против новой хозяйки пасынок Фёдора Михайловича, беспардонное поведение родственников, живущих на его счёт, будучи в состоянии сами себя обеспечить... Молодая супруга претерпевала все эти эскапады, не давая сдачи, не жалуясь мужу. Чувствуя себя одинокой, ужасно страдая, считая, что Достоевский её больше не любит, — она тем не менее не пыталась устроить всё по-своему и мирилась со своим положением, пока сам Фёдор Михайлович не предложил «сбежать» от невыносимого для обоих суетного обихода, лишавшего их душевного покоя и всякой надежды на взаимное общение. Выезд в Москву, а затем и решение о поездке заграницу обнадёжили Анну. В решимости спасти свой брак она пошла на рискованный шаг — заложила своё приданое, — и таким образом желанное путешествие стало возможным. Впоследствии всё принадлежавшее ей имущество было расхищено мошенниками, но об этой своей жертве она никогда не жалела.
Путешествие планировалось на три месяца, но продлилось около четырёх лет. За это время супруги сроднились, большие испытания закалили их любовь. Самым мучительным из них была болезнь Фёдора Михайловича. Припадки эпилепсии, от которых страдал писатель, с появлением заботливой жены стали случаться реже. И всё же... «Видеть любимое лицо синеющим, искажённым, с налившимися жилами, сознавать, что он мучается и ты ничем не можешь ему помочь, — это было таким страданием, каким, очевидно, я должна была искупать своё счастье близости к нему», — пишет Анна Григорьевна. Болезнь требовала её внимания круглосуточно: все четырнадцать лет брака она спала по ночам, чутко прислушиваясь к звукам из кабинета мужа (Достоевский работал ночью), чтобы в случае припадка прийти на помощь.
Ещё один крест, который ей пришлось вынести, — страсть мужа к рулетке. За рубежом, в надежде поправить материальное положение семьи, Фёдор Михайлович погрузился в игорный омут. Ещё во время работы над «Игроком» Анна, беседуя с автором о характерах его персонажей, строго судила безволие главного героя, игромана. Но вот ситуация повторилась в её семье, и — чудо любви — на место молодой категоричности пришла кроткая мудрость. «Я поняла, — вспоминает она, — что это не простая „слабость воли“, а всепоглощающая человека страсть, нечто стихийное, против чего даже твёрдый характер бороться не может. С этим надо примириться, смотреть как на болезнь, против которой не имеется средств».
Анна Григорьевна безропотно высылала мужу последние гроши, закладывала сперва ценные вещи, потом и вещи самые необходимые — но никогда она не выказала мужу ни презрения к его слабости, ни упрёка, — одно лишь сострадательное понимание. Её фантастическое смирение и те мучения, которые испытывал он сам, отбирая последнее у семьи, со временем сделали в его душе переворот — в 1871 году Достоевский, с Божией помощью, навсегда порывает с «проклятой фантазией», мучившей его около десяти лет.
Первая дочь Достоевских родилась в Швейцарии и подарила им счастливейшие три месяца. Но от простуды девочка умерла. Эта смерть потрясла обоих супругов до величайшего отчаяния.
Их заграничная жизнь затянулась. Когда Господь послал семье вторую дочь, отец был настолько счастлив, что писал критику Страхову: «Ах, зачем вы не женаты, и зачем у вас нет ребёнка, многоуважаемый Николай Николаевич. Клянусь вам, что в этом ¾ счастья жизненного, а в остальном разве одна четверть». Оберегая здоровье девочки, супруги долго не рисковали пуститься в обратный путь на родину, но главное — для возвращения в Петербург нужна была немалая сумма денег, которых вечно не хватало. Достоевским опостылела чужбина, и Анна Григорьевна была, по её словам, «готова на все невзгоды, на бедность, на нищету даже, но лишь бы жить на столь для меня дорогой родине». При этом состоянии души она старалась скрыть свою тоску от мужа, чтоб не огорчать его и не растравливать его собственную глубокую рану от разлуки с отечеством.
Наконец в 1871 году Достоевские вернулись в Россию, и в первую же неделю по возвращении у них родился сын Фёдор. Родные и друзья заметили огромную перемену в жене писателя: «Из робкой, застенчивой девушки я выработалась в женщину с решительным характером, которую уже не могла испугать борьба с житейскими невзгодами, вернее сказать, с долгами, достигшими ко времени возвращения нашего в Петербург двадцати пяти тысяч».
Долги были по большей части чужие либо фиктивные: обмануть доверчивого Фёдора Михайловича не составляло труда, и бесстыдные дельцы пользовались его порядочностью и верой в чужое благородство. Зато Анна Григорьевна сумела занять весьма твёрдую позицию в вопросах материальных интересов семьи. Достоевский поражался, как просто она складывает в уме огромные числа и как легко пользуется тяжёлым нотариальным языком.
«Вся моя тогдашняя жизнь была омрачена постоянными размышлениями о том, где к такому-то числу достать столько-то денег; где и за сколько заложить такую-то вещь; как сделать, чтобы Фёдор Михайлович не узнал о посещении кредитора или об закладе какой-нибудь вещи. На это ушла моя молодость, пострадало здоровье и расстроились нервы».
Продолжение следует…
Православный Календарь с 8 Июня 2014 г. по 14 Июня 2014 г.
Воскресенье, 8 Июня 2014 года. День Святой Троицы. Пятидесятница
Апп. от 70-ти Карпа и Алфея (I). Влкмч. Георгия Нового, пострадавшего от царя Селима турецкого (1515). Обретение мощей прп. Макария Калязинского (1521). Мчч. Аверкия и Елены (I). Прп. Иоанна Психаита исп. Константинопольского (IX). Новомуч. Александра Солунского (1794) (Греч.).
Понедельник, 9 Июня 2014 года. День Святого Духа.
Сплошная седмица, пост отменяется. Попразднство Пятидесятницы.Тупичевской и Кипрской икон Божией Матери (переходящие празднования в День Святого Духа). Сщмч. Ферапонта, еп. Сардийского (III). Обретение мощей прп. Нила Столобенского (1667). Прп. Ферапонта Белоезерского, Можайского (1426). Перенесение мощей свтт. Киевских и всея России чудотворцев Киприана, Фотия и Ионы (1472). Прп. Ферапонта Монзенского (1597). Прав. Иоанна Русского, исп. (1730). Мчч. Феодоры девы и Дидима воина
Вторник, 10 Июня 2014 года.
Сплошная седмица. Попразднство Пятидесятницы. Прп. Никиты исп., еп. Халкидонского (IX). Свт. Игнатия, еп. Ростовского (1288). Сщмч. Евтихия, еп. Мелетинского (I). Мч. Еликониды (244). Сщмч. Елладия еп. (VI-VII). Новомч. Димитрия (1794) (Греч.). Новомч. Захарии Прусского (1802) (Греч.). Прп. Софрония (Болг.). Никейской (304), Чухломской (Галичской) (1350), Орловской, Антиохийской и Умиление икон Божией Матери.
Среда, 11 Июня 2014 года.
Сплошная седмица. Попразднство Пятидесятницы. Мц. Феодосии девы, Тирской (307-308). Блж. Иоанна, Христа ради юродивого, Устюжского (1494). Прмц. Феодосии девицы Царьградской (726-730). Свт. Александра, патр. Александрийского. Новомч. Андрея (Греч.). Новомч. Иоанна Смирнского (1802). Память 1 Всел. Собора. Последнего благ. греческого царя-мученика Константина. Свт Луки исп., архиеп. Симферопольского (1961). Псково-Печерской иконы Божией Матери, именуемой "Споручница грешных".
Четверг, 12 Июня 2014 года.
Сплошная седмица. Попразднство Пятидесятницы. Прп. Исаакия исп., игумена обители Далматской (383). Мч. Наталия. Мчч. Романа, Мелентия и Евплия
Пятница, 13 Июня 2014 года.
Сплошная седмица. Попразднство Пятидесятницы. Ап. от 70-ти Ерма (Ермиа) (I). Мч. Ермея Команского (II). Мч. Философа Александрийского (III).Иконы Божией Матери "Нерушимая Стена". Мч. Мага волхва, обращенного мученичеством мч. Ермия. Новосщмчч. Иерофея, еп. Никольского (1928) и иеросхимон. Серафима.
Суббота, 14 Июня 2014 года.
Сплошная седмица. Отдание праздника Пятидесятницы. Мчч. Иустина Философа и другого Иустина и с ними Харитона, Хариты, Евелписта, Иеракса, Пеона и Валериана (166). Прп. Дионисия, игумена Глушицкого (1437).Прп. Агапита Печерского, врача безмездного, в Ближних пещерах (XI). Свт. Метрия земледельца.
Благословен еси, Христе Боже наш, иже премудры ловцы явлей, ниспослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную, Человеколюбче слава Тебе.