7 неделя по Пасхе (01.06.2014)
Владимирская Икона Божией Матери
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Святая Церковь ввела нас в очень важный период. Сейчас мы находимся в преддверии сошествия Духа Святого на Церковь Христову. От того, как мы будем готовиться к этому событию, мы сделаемся способными к восприятию благодати Духа Святого. Мы должны понять простую истину: благодать подается не автоматически. Да, благодать изливается на всё и на вся, но от нас зависит насколько мы способны к ее восприятию. Через семь дней мы вновь соберемся под своды храма, и коленоприклоненно будем молиться Богу о даровании нам Его Божественной благодати. Давайте постараемся, братья и сестры, эти семь дней до Дня Святой Троицы подготовить себя к этому событию. Чтобы, восприняв благодать Духа Святого, мы приумножили этот Божественный дар в своем сердце.
Сегодня за Божественной литургией мы слышали Евангелие от Иоанна, в котором излагалась первосвященническая молитва Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Этой молитвой Господь молился незадолго до Своих крестных страданий. В ней есть обращение, с которым Бог-Сын обращается к Богу-Отцу: «Сия есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин.17:3).
Жизнь вечная – важная тема. Смысл нашей земной жизни заключается в том, чтобы подготовить себя к жизни вечной, которая ожидает каждого человека. Человек был сотворен Богом для Вечности, но, совершив отступление от Бога, совершив грех, человек стал смертным. Но Господь приходил на землю, чтобы разрушить власть смерти. В Ветхом Завете мы находим слова: «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» (Ос.13:14). Господь разрушил смерть, победил её, через Свое Воскресение вновь возвратил человеку Вечность. Все мы призваны к этой Вечности. А это значит, что каждый из нас, живя на этой земле, должен постоянно помышлять о том, что его ожидает. А его ожидает нескончаемая вечная жизнь. И от нас, а не только от Бога, зависит, какой будет эта вечная жизнь. Или она будет вечным блаженством, вечным сопребыванием с Господом. Или она будет вечным страданием и пребыванием вне Бога, - и это страшно. Поэтому, то драгоценное время, которое даровано нам, мы должны употребить на то, чтобы подготовить себя к вечной жизни.
Все мы, братья и сестры, живя на земле, стараемся больше заботиться о земном, нежели о небесном. При этом каждый из нас оправдывает самого себя, рассуждая примерно так: «Если Господь даровал мне плоть, значит, я должен кормить это тело, одевать его, согревать его…» Конечно, никто не требует отречься от забот о своем теле, но при этом мы не должны забывать о заботе и о своей душе. Из Священного Писания мы знаем, что душа намного дороже тела. Зная об этом, будем прилагать все усилия к тому, чтобы не погубить свою душу, но чтобы спасти её. А спасти её мы сможем только тогда, когда будем стремиться к жизни в Боге, потому что только Бог может спасти нашу душу.
Сегодня Святая Церковь совершает память отцов I Вселенского Собора (за всю историю Церкви было семь Вселенских Соборов). I Вселенский Собор проходил в 325 году в городе Никее. Сегодня это один из районов города, который некогда назывался Константинополь, а ныне именуется Стамбулом. На Собор собралось 318 епископов, а участников было более 2 тысяч человек, и среди них присутствовал равноапостольный император Константин Великий.
Отцы Собора столкнулись с одной из ересей, которая имеет место и по сегодняшний день. Эта ересь злочестиво учила о том, что Господь и Спаситель наш Иисус Христос не является истинным Богом, что Он есть Сын Божий, но не по существу, не по единородству от Бога-Отца, а по благодати.
Но милостью Божией истина восторжествовала. Из истории Церкви мы знаем, что участниками Собора были такие величайшие святители как Николай Чудотворец, Спиридон Тримифунтский. Эти и многие другие святители оставили на долгие времена истинное учение Православной Церкви о Святой Троице. И наша задача заключается в неуклонном и твердом исповедании той веры, которая была утверждена отцами семи Вселенских Соборов.
Было, есть и, наверное, еще будет много лжепророков и лжеучителей. Они стараются навязать свою «истину», говоря нам: «Что вы исповедуете Православную Веру, которая уже изжила себя? Только у нас истина. Приходите к нам». Но если уже две тысячи лет существует Православная Церковь, и наши деды и прадеды были православными, то и нам надлежит также твердо исповедовать Православную Веру и не поддаваться ни на какие уловки. Возможно, среди тех, кто сейчас находится в храме, есть люди, которые посещали неправославные собрания - не могу назвать их богослужениями. Поэтому я еще раз хочу обратить всех вас к тому, чтобы мы твердо и неуклонно стремились к исповеданию, может даже до положения живота своего, святого Православия. Вот почему из года в год в седьмое воскресенье по Пасхе Святая Церковь напоминает нам об отцах I Вселенского Собора, то есть напоминает нам об истинном учении Православной Церкви.
Будем помнить то назидание, с которым из глубины веков обращается к христианам апостол Павел: «Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды» (1Кор.16:13). Будем хранить святую Православную Веру. Будем эту веру насаждать в сердцах наших детей и внуков, чтобы они также были православными христианами. Дай Бог, чтобы те уроки, которые мы сегодня услышали, были для нас назидательны, полезны и спасительны.
Я всех вас сердечно поздравляю с попраздненством Вознесения Господня, а также с приближающимся праздником Святой Троицы. Помолимся с усердием о том, чтобы Господь помогал нам в нашем нелегком делании – стяжании нашего спасения. Аминь.
Протоиерей Валерий Захаров, 2013г
Святой равноапостольный Константин
Святой равноапостольный Константин был царем Галлии и Британии.
Мать его обратилась ко Христу, и сам Константин был благорасположен к христианству, в душе почитая истинного Бога и Его закон.
В то время в Риме царствовал злочестивый император Максенций, от беззаконий которого страдали все честные жители; и они попросили Константина помочь им. Святой Константин (тогда еще не утвержденный в христианстве) начал войну против Максенция. У того было больше военной силы, но победу дает не сила, а Бог. Константин стал молиться Богу, чтобы Он вразумил его о Себе, подал ему мужество и помог в предстоящем деле. И эта молитва его была услышана. Сам равноапостольный Константин вспоминал:
Однажды после полудня я собственными глазами увидел составившееся из света и лежавшее на солнце знамение креста с надписью: “Сим побеждай”.
Константин находился в недоумении и говорил сам себе: “Что значит такое явление?” Но между тем как он размышлял, наступила ночь. Тогда во сне явился ему Христос с виденным на небе знамением и повелел сделать знамя, подобное виденному на небе, и употреблять его для защиты при нападении врагов.
Пораженный дивным видением Константин решился не чтить никакого другого Бога, кроме явившегося ему Христа. Расспросив о Нем христианских священников и услышав их ответ о едином Боге, о тайне воплощения Сына Божия для спасения людей, о крестной смерти Господа Иисуса, победившего смерть, и о крестном знамени — что оно есть знак победный, Константин вполне и сознательно в душе своей стал христианином. С того времени он стал усердно читать Священное Писание и постоянно имел при себе священников, хотя и не принял еще святого крещения.
С Божией помощью победив злочестивого Максенция, Константин с торжеством вступил в Рим и стал повелителем всей западной половины Римской империи. Он сразу же прекратил гонения на христиан и стал им покровительствовать. А через несколько лет, победив неверного царя Ликиния, Константин сделался безраздельным государем всей Римской империи. Тогда он стал всеми силами распространять и поддерживать христианство во всем подвластном ему мире.
“Я твердо веровал, — говорил Константин, — что всю душу свою, все, чем дышу, все, что только существует в глубине моего ума, — все я обязан принести великому Богу”
По желанию святого царя Константина его мать, святая Елена, отправилась в Палестину, чтобы почтить великие христианские святыни и найти Крест, на котором распялся Господь наш Иисус Христос. По ее указанию были построены прекрасные Церкви в Вифлееме над пещерой Рождества Христова; на горе Елеонской — месте Вознесения Господня; в Гефсимании — месте Успения Божией Матери; у дуба Мамврийского, где Бог Троица явился Аврааму. Наконец, после долгих и трудных поисков, святой Еленой был обретен Животворящий Крест Господень. Чтобы узнать, точно ли это тот крест, на котором распялся Господь, его положили на мертвого человека — и мертвый воскрес.
Прожив после того недолгое время, святая царица Елена преставилась ко Господу.
Святой равноапостольный Константин заботился и о внутреннем устроении церкви. По его указанию был созван первый вселенский собор, на котором был утвержден Символ Веры. Сам царь присутствовал на Соборе и поддерживал православных против еретиков.
Константин жил после того еще более десяти лет и во все время своего царствования ревностно старался утверждать дух христианского благочестия в своем царстве, сам являясь примером, достойным подражания. Но до последних дней своей жизни святой царь не был крещен. Константин, с юных лет носивший в сердце своем Христа, издавна сделавшийся в душе христианином, отлагал свое крещение по смиренному сознанию своей греховности, желая подвигом целой жизни приготовить себя для этого. Почувствовав приближение своей кончины, он призвал епископов и просил их удостоить его святого крещения. Перед крещением умирающий царь сказал:
“Пришло желанное время, которого я давно жажду и о котором молюсь, как о времени спасения. Пора и нам принять печать бессмертия, приобщиться спасительной благодати”.
Приняв святое крещение, Константин ликовал духом, сердце его было полно живой радости. Свою последнюю благодарственную молитву, возвысив голос, царь заключил такими словами:
“Теперь я сознаю себя истинно блаженным, ибо имею несомненную веру, что я приобщился Божественного света и удостоился жизни бессмертной"
http://www.diveevo.ru/2/0/1/3035
Третье обретение главы Иоанна Предтечи.
Неужели святыню трижды теряли?
Вся история трех обретений главы Иоанна Предтечи и Крестителя Господня чудесным образом на протяжении почти двух тысячелетий доказывает всем людям, что истинная великая святыня не может находиться у людей недостойных, но всегда появляется по Божьей воле, когда это нужно людям для укрепления веры. И если кто хотел найти чудеса в истории яркие и поучительные, то это – одна из превосходных историй.
Иродиада с помощью дочери своей Саломии вынудила Ирода Антипу на усекновение главы великого Пророка, который обличал их преступные деяния. Поиздевавшись над отсеченной главой, Иродиада прячет ее в месте нечистом. А тело Иоанна Крестителя было погребено в Севастии его учениками. Благочестивые люди находят главу и тайно погребают ее на Елеонской горе. Позднее Саломия проваливается под лед, которым отсекается её голова! На Ирода и Иродиаду после распятия Спасителя обрушиваются многие беды и от их врагов, и от императора Рима, и, в конце концов, они гибнут в ссылке в Испании во время провала земли.
Через много лет место погребения главы Предтечи перешло к благочестивому Иннокентию, который решил построить на этой земле церковь. Глава была найдена там со знамениями – это было первое обретение Главы Иоанна Крестителя. Она с почитанием хранилась у Иннокентия. Перед смертью он спрятал святыню, опасаясь её поругания.
В дни правления Константина Великого, благоприятное для развития веры, двум монахам в Иерусалиме во сне пришел Иоанн и указал на место, но они положили святыню в простой мешок и дали нести его горшечнику. Тому явился Иоанн и приказал бежать от монахов. Горшечник и его жена с поклонением хранили главу Предтечи, а после них – ещё ряд благочестивых верующих, пока глава не оказалась у еретика, пользовавшегося в своих корыстных целях чудесами и знамениями святыни. За ересь его начали преследовать и он спрятал главу в пещере. На месте этом потом был построен монастырь и архимандриту Маркеллу Иоанн Предтеча в видении указал место в 452 году. Это считается вторым обретением главы, которая была затем перенесена в Константинополь.
Позднее в Константинополе начались волнения, затем – ересь иконоборчества, нападения сарацинов и глава Крестителя была погребена.
Только около 850 года, после прекращения ересей, патриарх Игнатий видит место нахождения главы Предтечи у города Команы. Таково было третье обретение святыни и произошло это около 850 года.
Позже святыню привезли в Константинополь 7 июня положили в придворной церкви. Часть святой главы позднее была передана на Афон.
http://pravsobor.kz/1_shagi_v_hrame/pro_prazdnik/june/7_june.html
К МАТУШКЕ ПРИШЛИ…
ПАМЯТИ БЛАЖЕННОЙ КСЕНИИ
…Смоленское кладбище подобно спящему ребёнку: глубоким миром и чистотой веет на его аллеях. Ради чего только не идём мы ко Ксении Блаженной! Выплакать горе, вымолить удачу — и каждый замкнут в себе, в своей беде, в своей радости… В своей молитве. И это понятно, и странно было бы прийти ко Ксении, чтобы поглазеть на народ. Но вот я впервые у Блаженной не ради молитвы, а именно ради молящихся. Смотрю, озираюсь, вглядываюсь.
Удивительно! Нет на этих людях всем нам знакомой печати «церковности», привычного благочестия, заученной молитвенности. Люди одеты не слишком благочестиво, зато в глазах, на устах не вычитанная из книжки молитва — из сердца рвущаяся мольба. Заговорить с ними? Но они сюда не для бесед пришли.
Вот мужчина — солидный, хорошо одетый, уверенный в себе. Подходишь к нему с вопросом — а он вдруг в слёзы:
— Сын погиб… Виталик… Двадцать три года было… Может, хоть Ксения подскажет, как дальше-то жить?
Вот нарядная дама с маленьким ребёнком:
— Я Ксении очень благодарна… Она мне так помогла… Чем? Ну, я любила одного человека… И очень хотела выйти за него… И вышла. А сейчас о другом прошу: мне операция предстоит… Так боюсь…
Молодой парень смущается:
— Я когда с девушкой своей поссорюсь, всегда сюда прихожу… Помогает…
Мужчина спортивного вида охотно отвечает:
— В первый раз сюда пришёл, когда на тренировках перестарался: сместились позвонки, еле двигался. Дополз сюда, прочёл акафист — обратно пошёл как новый. А сейчас я в Америке живу, но Ксению не забываю: как останусь без работы, так сразу ей молюсь — и сразу что-то очень приличное находится.
Женщина в слезах:
— У меня папа умер. Остались мы с мамой вдвоём… Мне Ксения однажды очень помогла: получила я через неё очень ценный совет… Верю, что и теперь поможет.
Пожилая женщина:
— Поживите-ка с моё по коммуналкам, узнаете, почем фунт лиха. А Ксения мне квартиру послала чудесным образом…
Всё-таки, для хорошего разговора нужен свой человек, церковный, понимающий, что к чему. И нашёлся такой человек, даже двое, супружеская пара — Александр и Марина Соколовы. Сидим с ними в храме и беседуем не спеша.
— Когда вы впервые узнали, что есть такая святая Ксения? Можно этот момент вспомнить?
— Можно, можно, — отвечает Александр. — Лет 15 назад наша соседка дала нам книжечку почитать — житие матушки Ксении. И прочитали, — а сами ещё и не крещены были. И никакого особого впечатления не получили: так — приятное, познавательное чтение, сердце спокойным осталось. Но прошёл год, мы крестились… И вскоре привёл Господь встретиться с Матушкой, так сказать, лицом к лицу… Шёл тяжёлый 1993-й. Возвращаюсь из отпуска и вижу: тёщенька моя из Пскова приехала. Плачет горько! На работе её сократили, с жильём какие-то трудности начались, и ещё что-то, и ещё… Тут же отправляюсь с ней на вокзал — едем во Псков, чтобы на месте посмотреть, чем можно помочь. А как помогать?! Ума не приложу! Я с такими делами не сталкивался никогда — с чего начать? Чем закончить? И вот, не доходя до вокзала, я ни с того ни с сего отправляюсь в ближайший храм и покупаю акафист Блаженной Ксении. И всю дорогу до Пскова, четыре часа с лишним, читаю его. И всё решилось самым лучшим — и совершенно чудесным — образом. Меня словно за руку кто-то вёл.
И это ещё не всё. Возвращаюсь в Питер счастливый, умиротворённый: не столько оттого, что беду от тёщи отвёл, сколько оттого, что молился всей душой и был услышан. Это впервые со мной такое! Удивительно! За окном лето: смотрю, улыбаясь, как мимо проносятся коттеджи наших первых богачей… Думаю: Бог с ними, с богачами, а вот строителям этих дач можно позавидовать — работа на природе, понятная, интересная, и деньги за неё платят… А у меня-то… И ведь не просил ни о чём, не молился, но приехал в город, не успел домой прийти, как мне встречается знакомый и предлагает: «Бросай ты свою работу, иди с нами коттеджи строить!» И все эти тяжёлые 90-е годы мы с семьёй прожили спокойно: новая работа кормила исправно. Вот с тех-то пор мы с Мариной и уцепились за зелёную юбку матушки Ксении — так и идём по жизни… Любим мы Матушку. Всегда она с нами. Это не фантазии, не восторженность, это действительно так.
В жизни чего только не пришлось вынести… Вот дочка младшая у нас умирала… Онкология… Лежала в реанимации, и никто нам ничего утешительного не говорил. Всё, конец! Что делать? Как всегда — идём ко Ксении. Цветы купили для Матушки… Стоим, молимся — но не словами: какие там могут быть слова? Душой говорим. И ведь что такое поход на Смоленское? Стоишь там, в часовне, на душе и боль, и отчаяние — а всё равно сердцу тепло, и чувствуешь, что рады тебе, и уходить не хочется… Возвращаемся домой: куда делась тревога? Всё спокойно, надежда тверда… И надежда не посрамила: Маша вышла из больницы.
— Мне предстояла операция, — рассказывает Марина. — Врачи сказали: или решайся, или оставишь детей сиротами. Ну, решилась… А для операции-то деньги нужны! А денег нет. Просто нет, и всё! Я сама не своя, а Саша мне говорит: «Да ты ко Ксении сходи!» И я сразу как-то успокоилась, пошла на Смоленское, помолилась… Иду опять к врачам: «У меня нету денег! У нас трое детей…» И вдруг зав. отделением мне говорит: «Ну ладно, а 150 рублей у вас найдётся на шприцы?» И сделали всё бесплатно! Как за такое благодарить?
— Обо всём не расскажешь, — говорит Александр. — Но вот что случилось не с нами, а с нашим знакомым. Он попал к сектантам. И крепко там увяз, и не просто рядовым прихожанином был, а пост какой-то занимал немаловажный… А человек-то хороший! Мы любили его и всегда молились матушке Ксении, чтобы вывела его на верный путь. И что же вышло? Сектанты его сами выгнали! Он занимался искусственным мрамором — реставрировал дворцы, музеи, храмы…
Вот пригласили его с бригадой поработать в одном храме… Сектанты узнали об этом и выставили ультиматум: «Или уходи из секты, или откажись от заказа! Как ты смеешь работать на этих еретиков!» Подумал наш знакомый: как отказаться от заказа? На нём же бригада, людям деньги нужно зарабатывать! И ушёл из секты. И больше к ним не вернулся. А недавно мы узнали, что его бригаду пригласили реставрировать Ксеньину часовню! Это ли не ответ на наши молитвы?
А бывает, что и не приветит Ксения. Я тоже хотел поработать в её часовне, договорился обо всём, отпуск взял посреди зимы… Ждал-ждал вызова — не дождался, всё сорвалось! Не пустила меня Матушка. Почему? Стало быть, есть за что…
Вы поймите: Ксения Блаженная — это человек, рядом с нами со всеми живущий, это не машина для исполнения желаний: ткнул на кнопку — и получил заказ! Нет… Тут только любовью всё делается. Я замечал: придёшь, бывало, на Смоленское без особой просьбы — просто пообщаться молитвенно с Матушкой… Постоишь, приложишься к могилке, прочтёшь акафист… Возвращаешься обратно, и в душе такое чувство, будто произошло что-то очень важное! Что? Трудно сказать, невозможно сказать… Но это «что-то» бывает важнее иной исполненной просьбы.
И такая радость: чувствуешь, что вот она, Матушка, рядом, не забывает тебя, привет передаёт. Нет, это не фантазия, не воображение, — это живое, тёплое чувство. Те, кто любит всё объяснять по-житейски, — те любому чуду найдут объяснение. Помню, говорил с товарищем по работе: делились друг с другом своими мечтами… Потом предлагаю ему: давай на Смоленское сходим — может, Матушка поможет нам?.. Он с недоверием, но согласился… В течение года большая часть его желаний исполнились! Я ему говорю: «Ну теперь-то ты веришь?» А он усмехается и начинает всё объяснять простыми житейскими причинами… Да ведь причины причинами, а жизнь могла повернуться совсем иначе — и ни одно желание не исполнилось бы!..
Нет, всегда надо замечать ответ на свою молитву, а заметив, — благодарить. Вот, цветы к часовне принести… Мы тут решили: что зимой простые цветы нести, — они же погибнут тотчас. Давай купим цветок в горшке! Так и сделали — теперь и стоит наш цветок возле могилки…
Алексей Максимов
http://www.pravoslavie.ru/smi/37271.htm
ПАРА СЛОВ О ДОБРЕ
Хочу сказать нечто о добре. Нелегкое это дело. И чем более оно кажется простым, тем более угрожает сломать зубы тому, кто укусит этот «бублик» смело и без подготовки.
Есть две главные заповеди. Это всецелая любовь к Богу, и любовь к человеку, как к себе самому. Сразу одернем себя: любить человека нужно только частично – как себя самого, а Бога – всецело: умом, душой, сердцем. И сначала нужно полюбить Бога, а только потом – человека.
Это не математика, где перемена мест слагаемых фиолетова для результата. Здесь от перемены мест все меняется головокружительно.
Очень легко можно соблазниться любовью к человеку, как главной заповедью. Еще бы! Ведь человека видно. Вот он! Грей его и питай его. А Бога, мол, «никтоже виде нигдеже». Оттуда рукой подать и до забвения о Боге вообще или сомнении в Его существовании. Дескать, мы ближнего любим, а остальное нам неведомо. За любовь к человеку и помилованы будем (если что).
История не дает нам права легкомысленно относиться к этой теме.
Вот ведь что такое теоретический коммунизм? Это горячее человеколюбие к абстрактному человеку при полном неверии в Бога Живого.
«Бога нет, но человека любить надо», - вот вам и весь коммунизм, данный на блюдечке. Каким образом эта безобидная, на первый взгляд, формулировка превращается со временем в идейную базу для создания концлагерей и репрессивных государственных машин – отдельная и непростая тема. Но очевидно, что усилия по любви к человеку без одновременных и приоритетных усилий по любви к Богу (хотя бы уж памяти о Нем) есть движение в тупик идеологически обоснованной антропофагии.
Кто из нас не хочет добра? Все хотят. Но добро наше, то такое кисельно-жидкое, то такое многоликое, что поневоле затоскуешь о критериях.
Августин Блаженный как-то обмолвился, что добрый творит добро, ибо ищет добра. Это и коню ясно. Но злой человек тоже творит зло, потому что тоже хочет добра! Он хочет не подлинного, объективного, а «своего добра», ложно понятого, горбатого.
Люди обрастают коррупционными связями «ради будущего детей», лезут в чужую постель, чтоб «пожалеть одинокую женщину», поднимают вооруженную руку на представителя иной веры (расы, народа), чтоб «своих возвеличить, а чужих уничтожить». Они уверены, что правда на их стороне.
Есть свой остаточный нравственный кодекс и у мафиози. Есть он и у тех, на ком нет места для лишнего клейма. Вот я и говорю, что поневоле затоскуешь о критериях.
Чтобы избавиться от марева ложных «добрых привидений», В. Соловьев предлагал мыслить триадами, а точнее соединять слово о Добре со словом о Красоте и Истине. Это действительно помогает. Например, Правда без добра это Ложь. Вам по телефону (или по телевизору) «доброжелатель» злорадно сообщает некую правду, чтобы убить вас новостью. Он не любит вас. Он просто говорит вам то, от чего заболит ваше сердце, а его – подлое - возрадуется. Се - разновидность злой истины, в которой нет Добра. И Красота без Истины и Добра есть лишь ловушка и прикрытие разврата. Присмотритесь к живым портретам некоторых записных красавиц, чтобы не ходить далеко за доказательствами. Итак, если мыслить триадами, ибо Бог наш – Троица, а не просто Монада, то (спасибо Владимиру Сергеевичу) можно во многом разобраться.
Есть и еще одна тема внутри поднятого разговора. Чтобы не ошибиться с добром и вместо ладана не вдохнуть пары аммиака, нужно помнить, что все в мире имеет источник, начало. Что касается нравственных понятий (добра, истины, красоты), то они рождаются не от атомов или химических реакций, а от Личности.
Еще раз спрошу риторически: Кто из нас не хочет добра? И риторически отвечу: Все хотят. Ну, так давайте вспомним, что у добра есть Живой Источник – Господь. Если эту простейшую, но и важнейшую мысль упустить, то легко при благих порывах стать идолопоклонником.
Мы – дети демократической (не к столу будь сказано) эпохи. Но представьте себе, что мы стоим перед царем. Ничего, кстати, сложного. Холуи всего мира на каждом шагу стоят перед мелкими начальниками так, как будто перед ними находятся сразу три царя.
И вот мы воображаемо стоим перед царем (любым, но настоящим) и… восторгаемся складками его одежды и блеском его короны. При этом самому царю не оказываем никакого внимания. Даже его и не видим будто. Только охаем и ахаем: «Ах, какой перстень! Ох, какие пряжки на туфлях!».
умаю, вы согласитесь, что это сильно похоже на оскорбление величества (во всех монархиях доныне – тягчайшее преступление). Оскорбляет Величество восторг перед мелочами и пренебрежение главным. Вот так же все мы, люди, часто склонны оскорблять Величество Божие, даже не замечая этого.
Например, мы можем говорить, что верим в любовь, красоту, справедливость… так, будто это совершенно автономные понятия, а не атрибуты Божества. Совершенно естественно сказать: «Я верю в Бога, следовательно, верю в любовь. Я верю в вечность и красоту потому (и только потому), что верю в Бога». Но неестественно верить просто в вечность. «Просто вечность» без Бога страшна. Из холодных льдинок слово «вечность» собирал в ледяном дворце пленный мальчик Кай.
И «просто красота» без Бога двусмысленна. Она способна раздавать пощечины общественному вкусу, потом схлопываться в Черный квадрат, а потом воскресать в Манеже кощунственными опусами какого-нибудь концептуалиста. И это, конечно, еще не конец. Потому что, как Митя Карамазов сказал брату Алеше: «Для многих именно в Содоме и есть красота». Содомская «красота», кстати, ни в какой Правде и Истине не нуждается.
Стоит прочувствовать всю серьезность этой темы, поскольку это тема веры, как таковой, и идолопоклонства, вере противостоящего. Эта тема требует мысленных усилий. Именно их и требует эпоха. А иначе, как горько шутил тот же Соловьев, рождаются максимы типа: «Люди произошли от обезьяны, поэтому мы должны любить друг друга».
Вера в Бога предполагает культивирование всего доброго, от Бога исходящего и в Нем имеющего совершение. А вера во что угодно, даже очень хорошее (нация, наука, семья), без соотнесения этой веры с Единым Бессмертным, неумолимо превращается в разновидность служения идолам. Идолы, между прочим, всегда кровавы и требуют жертв, поскольку не самобытны, и живут приношениями извне.
Идолопоклонство вообще не есть стояние на коленях перед Зевсом или Венерой. Это служение ложной идее и превознесение ложных ценностей. Притом, что в Европе сегодня нет, слава Богу, капищ Астарты или Дагона, Европа вот уже несколько столетий есть подлинная фабрика идолов. Именно так ее называл св. Иустин (Попович).
И буде мы узнали себя в любителях «голой истины» и поклонниках «чистой красоты», нам стоит переосмыслить свою любовь. Переосмыслить то, как она относится к Богу и связана ли с Ним?
Так много в мире гордых поклонников автономной истины и развратных любителей автономной красоты. А добра подлинного, теплого, как свет в окне, и пахучего, как свежезаваренный чай, не хватает. При этом, в кого ни ткни, всяк уверен, что в чем – в чем, а в добре-то он толк знает, «потому что сам человек добрый и никому кроме добра ничего не сделал».
Я предлагаю думать об этом внимательнее и говорить больше, чтобы не путаться в трех соснах и не плакать с опозданием.
Протоиерей Андрей Ткачев
Фома.Ru
«Люди разной конструкции»
Трудное счастье Анны Григорьевны Достоевской
Немногие из русских писателей были счастливы в браке. Немногие жёны гениев могли назвать свою семейную жизнь благополучной. Но бывали исключения. Анна Григорьевна Достоевская через восемь лет после свадьбы писала мужу: «Дорогой мой, я считаю себя самою счастливою из женщин и часто даже завидую себе». Какова цена этого счастья, знала лишь она сама, без оговорок исполнившая апостольский призыв: дорастайте до любви.
«Мне всю жизнь представлялось некоторого рода загадкою то обстоятельство, что мой добрый муж не только любил и уважал меня, как многие мужья любят и уважают своих жён, но почти преклонялся предо мною, как будто я была каким-то особенным существом, именно для него созданным... А ведь в действительности я не отличалась красотой, не обладала ни талантами, ни особенным умственным развитием, а образования была среднего. И вот, несмотря на это, заслужила от такого умного и талантливого человека глубокое почитание и почти поклонение».
С такой скромностью говорит о себе женщина, составившая счастье величайшего из русских литераторов, создавшая тихую гавань, где Достоевский, вечно истерзанный — тяжкой болезнью, долгами, недругами-литераторами, беспокойными родственниками, — обрёл наконец тихое семейное счастье и возможность сосредоточиться на литературной работе. Она выстроила высокую стену, отделившую его от всяческих житейских волнений, домогательств кредиторов, хозяйственных хлопот. Стала ближайшим помощником в писательских трудах и с большим успехом повела его издательские дела. Всё это она делала, не отлучаясь от детей и хозяйства, не доверяя детей заботам нянек и гувернанток.
Объяснение преклонения мужа, так удивлявшего её, Анна Григорьевна нашла у Василия Розанова. «Никто, ни даже „друг“, исправить нас не сможет; но великое счастье в жизни встретить человека совсем другой конструкции, другого склада, других всех воззрений, который, всегда оставаясь собою и нимало не вторя нам, не подделываясь (бывает!) к нам и не впутываясь своею душою (и тогда притворною душою!) в нашу психологию, в нашу путаницу, в нашу мочалку, — являл бы твёрдую стену и отпор нашим „глупостям“ и „безумиям“, какие у всякого есть. Дружба — в противоречии, а не в согласии».
Слишком многие неудачи в любви и дружбе оправдываются избитыми словами: «Мы очень разные». Но именно в этих слова Анна Григорьевна увидела формулу своей семейной идиллии. «Действительно, — пишет она, — мы с мужем представляли собой людей „совсем другой конструкции, другого склада, других воззрений“, но „всегда оставались собою“, нимало не вторя и не подделываясь друг ко другу, и не впутывались своею душою — я — в его психологию, он — в мою, и таким образом мой добрый муж и я — мы оба чувствовали себя свободными душой. Фёдор Михайлович, так много и одиноко мысливший о глубоких вопросах человеческой души, вероятно, ценил это моё невмешательство в его душевную и умственную жизнь, а потому иногда говорил мне: „Ты единственная из женщин, которая поняла меня!“. Этим объясняется, по-моему, и то удивительное доверие, которое муж мой питал ко мне и ко всем моим действиям, хотя всё, что я делала, не выходило за пределы чего-нибудь необыкновенного».
Смирение Анны Григорьевны восхищает, тем более, что заурядной и обыкновенной женщиной её не назовёшь.
Натура цельная и доброкачественная проявляет себя с юности. Известно, что в 13-летнем возрасте, отдыхая во Пскове, Анна приняла решение вступить в монастырь — ей уже тогда хотелось посвятить себя без остатка высокому служению. Родителям удалось вернуть её в Петербург — не без обмана — сообщением о тяжёлой болезни отца.
На характер Анны наложили отпечаток настроения начала 1860-х годов — женское стремление к образованию, независимости, самостоятельному труду весьма ей импонировали. Противовесом этим «новшествам» были крепкие семейные ценности: забота о близких, идея ответственности. Свою основательность, практичность, консерватизм Анна унаследовала от матери-шведки; а жизнелюбие, радостный и благодарный отклик на бытие — от отца, происходившего из старинного казацкого рода.
Стенография не далась ей сразу легко, но девушка проявила упорство и добилась результата. И вскоре как лучшая ученица курса Анна Сниткина была рекомендована в помощницы литератору Достоевскому.
Стенография в тогдашней России была новинкой. Сам Фёдор Михайлович вынужден был, по совету друзей, обратиться за помощью к стенографу, не особо веря в успех этой затеи, но крайне затруднительное положение не оставляло ему выбора. Зажатый в тиски бесчестным издателем Стелловским, он рисковал не только заплатить чудовищную неустойку, но и лишиться прав на свои сочинения в том случае, если к указанному сроку не доставит издателю новое произведение. Тот, конечно, именно на это и рассчитывал. Теперь за месяц предстояло написать полноценный роман, и для этого-то и была приглашена «стенографка».
С юности восхищаясь Достоевским, близко к сердцу принимая мир его героев, Анна вдвойне обрадовалась сотрудничеству с писателем: её мечта — зарабатывать самостоятельно — осуществилась вдруг таким сказочным образом! Конечно, у 20-летней девушки немолодой уже — 45 лет — болезненного вида литератор вызывал лишь благоговение. Он не мог по-мужски нравиться ей; более того, от первых встреч и бесед с любимым писателем впечатление у Анны сложилось угнетающее: «В первый раз в жизни я видела человека умного, доброго, но несчастного, как бы всеми заброшенного, и чувство глубокого сострадания и жалости зародилось в моём сердце». Достоевский немедленно открыл ей многие подробности своей жизни, и хотя лишь к концу месяца запомнил её имя, однако сразу говорил с ней, как со старым другом, о своей жизни на каторге, о приступах эпилепсии, от которых он долго отходит, о смерти первой жены, о долговой кабале, в которую он попал, добровольно взяв на себя после смерти любимого брата его долги... «Только впоследствии, познакомившись с его семейною обстановкою, я поняла причину этой доверчивости и откровенности: в то время Фёдор Михайлович был совершенно одинок и окружён враждебно настроенными против него лицами».
Продолжение следует…
Как провести Троицкую родительскую субботу?
Родительская (Троицкая, вселенская, духовская) суббота – это день особого поминовения усопших, несущий в себе духовный и очень глубокий смысл. Церковь говорит о том, что Святой Дух сошел на землю в день Пятидесятницы для того, чтобы научить, освятить и привести людей к вечному спасению. Поэтому, Церковь призывает всех людей в родительскую субботу совершить поминовение для того, чтобы очистить все души спасительной благодатью Святого Духа.
Троицкую субботу отличает от других родительских суббот то, что в этот день нужно молиться за всех людей, даже за тех, кто попал в ад. Соборная заупокойная молитва для них – это большая помощь.
В день Троицкой родительской субботы принято ходить на службу, где читается 17-ая кафизма. В ней поминаются все усопшие христиане (от века), а священнослужители в эту субботу поминают все записки, поданные прихожанами. Такая общая молитва очень важна для усопших. Вечером 17-ую кафизму можно читать и дома. Храм обязательно следует посетить, но надо учесть, что в храме не совершаются панихиды после вечерни. Вместе со всеми, во время церковной службы следует попросить у Господа вечного упокоения и прощения для душ умерших родных.
Если христианам не удалось посетить храм, то можно молиться за усопших дома, так как молитва – это то, что доступно нам для проявления жалости, благодарности и любви к ушедшим в мир иной родным. Молитва – это огромная благодать и спасение для души умершего, поэтому, не скупитесь на молитвы, а преумножайте их.
В этот день православным христианам можно поехать на кладбище на могилы родственников. Это делается после того, как родственников помянули в церкви. Принято считать, что ушедшие в мир иной молятся за нас именно в то время, когда мы молимся за них.
Осознанная молитва
В молитве, в день Троицкой родительской субботы надо быть осознанным, чтобы не превратить молитву и родительскую субботу в формальный обряд. В противном случае души умерших родственников будут и дальше томиться, а жизнь ваша потеряет высший смысл. Поминальные молитвы нужны в первую очередь нам самим, а не только усопшим родным. Молитва в Троицкую субботу может утолить те чувства, которые мы испытываем к умершим – любовь, благодарность, жалость или вины и обиды.
Как писал еще раньше другой наш святой учитель – епископ Феофан Затворник, «никто не поленится помянуть своих родителей; но поминать надо и всех православных христиан. Помни, что молитва об усопших и сильна общностью – тем, что идет от лица всей Церкви. Церковь дышит общею всех молитвою, а сила молитвы переходит и на усопших, содержимых в лоне Церкви, которая слагается из живых и умерших, воюющих и торжествующих».
Действительно, нам, живущим на земле, перед празднованием Дня Рождения Церкви Христовой уместно обратиться со словами молитвы к тем, кто населяет Церковь Небесную. Это для нас существуют словно бы две Церкви – Земная и Небесная; для Бога же она – Одна и Едина, как едины и неразделимы и ее насельники. Ведь мы хорошо знаем, что истинный Бог – «Бог не мертвых, но живых, потому что у Него все живы» (Лк 20:38).
http://www.diveevo.ru/2/0/1/3081/
Православный Календарь с 1 Июня 2014 г. по 7 Июня 2014 г.
Воскресенье, 1 Июня 2014 года. Неделя 7-я по Пасхе, Отцев I Вс.Собора.
Попразднство Вознесения Господня. Челнской иконы Божией Матери, именуемой "Умиление" (переходящее празднование в Неделю 7-ю по Пасхе).Сщмч. Патрикия, еп. Прусского, и дружины его: Акакия, Менандра и Полиена пресвитеров (II-III). Прп. Корнилия, чудотворца Комельского (1537). Блгв. вел кн. Димитрия Донского (1389). Прп. Корнилия, игумена Палеостровского, Олонецкого (ок. 1420). Блгв. кн. Иоанна Угличского, в иночестве Игнатия, Вологодского (1523). Прп. Сергия Шухтомского (1609). Мч. Калуфа Египтянина (284-303). Прп. Иоанна, еп. Готфского (VIII).
Понедельник, 2 Июня 2014 года. Седмица 7-я по Пасхе.
Попразднство Вознесения Господня. Мчч. Фалалея, Александра и Астерия (ок. 284). Обретение мощей святителя Алексия, митр. Московского и всея России, чудотворца (1431). Блгв. кн. Довмонта, во св. крещении Тимофея, Псковского (1299). Мч. Аскалона (ок. 287). Прп. Фалассия мироточца, Ливийского. Прпп. Никиты, Иоанна и Иосифа, Хиосских.
Вторник, 3 Июня 2014 года.
Попразднство Вознесения Господня. Равноапп. царя Константина (337) и матери его царицы Елены (327). Владимирской иконы Божией Матери (празднество установлено в память спасения Москвы от нашествия Крымского хана Махмет-Гирея в 1521 г.). Блгв. кн. Константина(Ярослава) (1129) и чад его Михаила и Феодора, Муромских чудотворцев (XII).Прп. Кассиана грека, Угличского чудотворца (1504). Прпмч. Агапита Маркушевского. Чтимые списки с Владимирской иконы Божией Матери: Псково-Печерская "Умиление" (1524), Заоникиевская (1588), Красногорская, или Черногорская (1603), Оранская
Среда, 4 Июня 2014 года.
Попразднство Вознесения Господня. Прп. Додо Давидо-Гареджийского, Грузинского (596) (переходящее празднование в среду по Вознесении). Мч. Василиска (ок. 308). Память II Вселенского Собора (381). Мч. Иоанна-Владимира, царя Сербского (1015). Новосщмч. Захарии Прусского (1802) (Греч.).
Четверг, 5 Июня 2014 года.
Попразднство Вознесения Господня. Прп. Давида Гареджийского (VI-VII) (Груз.) (переходящее празднование в четверг по Вознесении). Прп. Михаила исп., еп. Синадского (821).Обретение мощей свт. Леонтия, еп. Ростовского (1164). Собор Ростово-Ярославских святых:. Прп. Паисия Галичского (1460). Св. жены-мироносицы Марии Клеоповой. Прмч. Михаила черноризца (IX). На этот день с субботы 25 мая, переносится служба в честь Третьего обретения главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
Пятница, 6 Июня 2014 года. Отдание Вознесения Господня.
Отдание праздника Вознесения Господня. Прп. Симеона столпника на Дивной горе (596). Прп. Никиты, столпника Переславльского (1186). Блаженной Ксении Петербургской(прославление 1988г) Мчч. Мелетия Стратилата, Стефана, Иоанна и с ними 1218 воинов с женами и детьми (ок. 218). Мчч. Серапиона египтянина, Каллиника волхва, Феодора и Фавста.
Суббота, 7 Июня 2014 года. Троицкая родительская суббота.
Третье обретение главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (ок. 850).Сщмч. Ферапонта, еп. Кипрского (IV). Св. Додо, царя Грузинского. Собор свв. Волынских: свв. Ярополка, Стефана, Макария, Игоря и Иулианы.Воспоминание воссоединения 3-х миллионов униатов с Православной церковью в г. Вильно (1831).
Проповедь в день памяти отцов I Вселенского Собора