Неделя святых жен-мироносиц (01.05.2014)
В неделю жен-мироносиц
…Сегодня особый день — день память святых жен-мироносиц. Мы знаем, что эти женщины сопутствовали Спасителю вместе с апостолами. Наверное, они помогали нести какие-то бремена по бытовому устроению апостольской семьи. Но что самое примечательное и важное, почему Церковь так прославляет жен-мироносиц? Потому что, когда наступили страшные моменты, связанные с истязаниями и распятием Спасителя, апостолы в страхе разбежались. Те, к кому Он адресовал все Свои слова, те, кто был свидетелем Его величайших чудес, включая воскрешение четверодневного Лазаря, — все в страхе разбежались. Животный, инстинктивный страх за свою жизнь затмил все. Они забыли о верности и преданности, они забыли о тех словах, которые они обращали к Спасителю, а Петр, который клялся в верности, трижды отрекся от Спасителя — все из-за того же страха. А слабые жены-мироносицы — те, кто все время пребывали в тени, про кого Евангелие почти ничего не говорит, — остались вместе со Спасителем. Они поднимались вместе с Ним на Голгофу, они стояли у Его креста, и никакой страх преследования, никакой страх смерти не мог разрушить их любовь к Спасителю и их преданность Ему.
Мы имеем и другой пример удивительной преданности жен-мироносиц. Это послереволюционная история нашего Отечества, когда начались гонения на Церковь, когда открытое исповедание веры соединялось с угрозой смерти или заточения. Вы, матушка, только что рассказали, как многие жители Екатеринбурга были готовы растерзать царскую семью, расстрелять из пушки дом, где она находилась, так что даже гонителям, арестовавшим государя, приходилось скрывать его от этой человеческой ненависти. Наверное, как страшно было проявлять чувство солидарности и поддержки! И ведь рядом не было никого — только сестры Ново-Тихвинского монастыря, которые приносили пищу, проявляли заботу, подвергая себя смертельной опасности, и в конце концов, как известно, погибли за эту преданность и веру.
В последующие годы сильные мужчины, получавшие образование и делавшие карьеру, боялись — боялись, даже сохраняя в сердце веру, присутствовать на крещении своих детей; боялись лоб перекрестить, хотя в глубине души оставались верующими. Кто же сохранил веру в нашей стране? Жены-мироносицы, наши матери и бабушки, те самые, которые ничего не боялись. Их вызывали и говорили: «лишим пенсии». Но это их не пугало, хотя ничтожная пенсия была для них единственным средством к существованию. Говорили: «выкинем из квартиры» — не боялись, хотя ничего, кроме маленькой комнаты в коммунальной квартире, у них не было. Именно они крестили наш народ, именно они сохранили преемственность от тех славных времен расцвета Русской Церкви до того времени, когда исповедовать Христа уже стало нестрашно. Жены-мироносицы земли нашей пронесли эту веру.
До сих пор, встречаясь с людьми среднего и старшего возраста, которые ныне ходят в храм, исповедуют православную веру, спрашиваешь: «А как было в вашей семье? Откуда в вас эта вера?» — И ответ обычно такой: «Да мы росли безбожниками, и только бабушка напоминала нам о вере. Она нас тайно отнесла крестить, и потому мы стали крещеными». Этот подвиг верности наших российских жен-мироносиц и содействовал тому, что, когда наступил час и время пробуждения, было кому пробуждаться и было кому возрождать веру….
Святейший Патриарх Кирилл
http://www.patriarchia.ru/db/text/2981630.html
Неделя святых жен-мироносиц
Христос Воскресе!
…Вся третья седмица по Пасхе, дорогие братья и сестры, посвящена молитвенному прославлению святых жен-мироносиц и благоговейным размышлениям об их подвиге, подвиге тех благочестивых женщин, которые были рядом с Иисусом Христом в дни Его земной жизни, которые «служили Ему имением своим» (Лк.8: 3), которые не оставили Его в дни страшных Страданий и распятия на Кресте и первые узнали о Его Воскресении. Мы размышляем с благодарностью и о подвиге вообще всех женщин-христианок, благодаря которым вера Христова росла и укреплялась на земле; которые в веках несли незримое жертвенное служение по воспитанию своих детей и внуков в вере и благочестии; о подвиге наших матерей и бабушек, благодаря твердому стоянию в вере и мужеству которых во многом мы обязаны тому, что вера Христова не пресеклась в нашем народе в страшном безбожном ХХ веке.
Вера во Христа Воскресшего вернула женщине ее человеческое достоинство, попранное в языческом мире, вернуло женщине великую и благословенную возможность быть матерью и воспитательницей детей, служить семье и людям. Из истории христианства мы знаем, как высоко, разнообразно и почетно стало служение женщины.
В лике святых православных женщин мы видим государственных деятелей: святую равноапостольную царицу Елену, святую благоверную великую княгиню Российскую Ольгу, святую мученицу княгиню Чешскую Людмилу.
Особенно следует сказать о святых матерях, воспитавших святых детей: святая Нона – мать святителя Григория Богослова; блаженная Моника – мать блаженного Августина; святая Анфуса – мать святителя Иоанна Златоуста; святая Эмилия – мать пятерых святых: святителя Василия Великого, преподобной Макрины, святителя Григория Нисского и святителя Петра Севастийского; святая София – мать святых мучениц Веры, Надежды и Любови; преподобная Мария – мать преподобного Сергия Радонежского.
И даже если женщины-христианки отрекались от мира, отказывались от семейной жизни, от возможности иметь своих детей, они, уходя в монастыри, становились воспитательницами и матерями целых народов: преподобная Хильда из Уитби, создавшая монастырь, ставший знаменитейшим духовным и интеллектуальным центром, известным во всей Британии и далеко за ее пределами, где развивались литература и искусство, духовные и светские науки, различные ремесла, почитается как «игуменья всего английского народа», как «матерь своей страны»; преподобная Евфросиния Полоцкая стала покровительницей и просветительницей белорусов.
Были еще тысячи и тысячи благочестивых женщин-христианок, имена которых известны только Богу, которые в простоте сердца, в тишине своих комнат с молитвой творили великое дело христианского воспитания своих детей и внуков. В чреде этих женщин нам известно имя Арины Родионовны, совсем неграмотной женщины, которая совершила великое дело – воспитала для русского народа великого Пушкина – глубоко верующего христианина, доброго отца семейства, поэта и гражданина.
И в современном мире женщины занимают различные должности, имеют огромное значение в жизни общества и государства, но все это не принесет доброго результата, все это не будет иметь смысла, если не будет главного – веры в Воскресшего Господа. Вся видимая деятельность женщины будет бессмысленна, если она не сможет воспитать в своих детях религиозного чувства, если упустит момент, когда нужно было говорить своим детям о Боге и приучить их на собственном примере к молитве дома и в храме, если не будет она всю жизнь молиться о своих детях той сильной, чудотворной молитвой, которая бывает только у матерей и которая, как показывает опыт, способна творить чудеса, даже «со дна моря достать». И очень ошибаются те матери, которые нерадиво относятся к религиозному воспитанию своих чад, оставляя это наиважнейшее дело на произвол судьбы – ничего хорошего из этого не будет, как показывает опыт.
Пусть молитвенное прославление святых жен-мироносиц укрепит нашу веру, умудрит всех нас, чтобы дела наши были действительно делами Божиими.
Христос Воскресе! Воистину Воскресе Христос!
Архимандрит Иосиф (Еременко)
Икона Божией Матери Иверская
Все мы являемся свидетелями знаменательного события — Иверский образ Пресвятой Богородицы вновь обрел свое историческое место в самом центре первопрестольной Москвы, в воссозданной Иверской часовне у Воскресенских ворот. С великим трепетом и благоговением наши предки именовали Русь Домом Божией Матери. И это не было горделивым превозношением. В этих словах верующий русский народ выражал свою смиренную благодарность Царице неба и земли за Ея великие и богатые милости, свидетельствовал о них перед другими народами и выражал свою любовь к Той, Которая многократно приходила ему на помощь в трудные моменты... Совершая ныне новое сретение Иверской иконы Божией Матери, мы твердо верим, что, как в былые времена, Пресвятая Богоматерь, Которая множество раз являла Свои предстательство и милосердие в бесчисленных Своих иконах, не оставит и впредь град наш, страну нашу Российскую и народ ее Своим Покровом.
Патриарх Алексий II
По великой любви народа русского к Иверскому образу еще в середине XVII столетия принесено было в Россию несколько чтимых списков с него, из коих наиболее прославились образ в Иверском Валдайском монастыре и образ в московской часовне у Воскресенских ворот Китай-города, написанный по просьбе Патриарха Московского к архимандриту афонскому Пахомию. И когда в 1648 году три инока-святогорца поднесли царю Алексею Михайловичу готовый образ, то приложили к нему и письменное повествование:
«Как есми приехал Пахомий в наш монастырь, собрав всю свою братию, 365 браток, сотворили есма великое молебное пение с вечера и до света и святили есма воду со святыми мощами; святою водою обливали чудотворную икону Пресвятыя Богородицы, Старую Портаитскую (Вратарную) и в великую лохань ту святую воду собрали; собрав, паки обливали новую доску, всю из кипариса, и опять собрали ту святую воду в лохань; и потом служили Божественную литургию с великою верою, и после святой литургии дали ту святую воду и святые мощи иконописцу... И та икона новописанная не рознится ничем от первой иконы ни длиною, ни шириною, ни ликом — слово в слово новая, аки старая».
Этот самый список, известный как московская Иверская икона, встречали 13 октября 1648 года у Воскресенских ворот царь с семейством, патриарх и великое множество народа православного. Образ был помещен на воротах, которые с тех пор стали называть Иверскими. Затем, в 1669 году, перенесли его в деревянную часовню, а с 1791 года чудотворная пребывала в каменной часовне с синим, словно небо, и усеянным золотыми звездами куполом и двумя золотыми фигурами апостолов при дверях.
Иверская прославилась множеством чудес и исцелений, каковые записывались в особую книгу. Нескончаемым потоком шли к ней москвичи и гости первопрестольной, дабы помолиться и получить благословение Пречистой на свои труды. Цари и царицы благочестивые, въезжая в белокаменную, прежде Кремля заходили в Иверскую часовню. Как вспоминали старые москвичи, по ночам святую икону возили из дома в дом в закрытой карете, запряженной шестеркой лошадей, в сопровождении духовенства. Впереди скакал всадник с факелом. Кучера на козлах сидели без шапок, а в сильный мороз обвязывали головы платками.
Бытописатель старомосковского благочестия Иван Сергеевич Шмелев вспоминал, как истово готовились в замоскворецких домах к такой встрече с чудотворной:
«Новым кажется мне наш двор — светлым, розовым от песку, веселым. Я рад, что Царице Небесной будет у нас приятно. Конечно, Она все знает: что у нас под шатерчиком помойка, и лужа та же, и мусор засыпали песочком; но все же и Ей приятно, что у нас стало чисто и красиво и что для Нее все это. И все так думают.
Видно передовую пару шестерки, покойной рысью, с выносным на левой… голубую широкую карету. Из дверцы глядит голова монаха. В глубине смутно золотится.
Под легкой, будто воздушной, сенью, из претворенного в воздух дерева, блистающая в огнях и солнце, словно в текучем золоте, в короне из алмазов и жемчугов, склоненная скорбно над Младенцем, Царица Небесная.
Вся Она — свет, и все изменилось с Нею и стало храмом. <…> Народ стережет священную карету. На ее дверцах написаны царские короны, золотые. Старушки крестятся на Ее карету, на лошадей; кроткие у Ней лошадки, совсем святые».
В 1929 году Иверскую часовню закрыли, а в 1934-м и вовсе снесли вместе с Воскресенскими воротами, дабы тревожить в дни парадов ревом бронированных чудовищ величавый покой Кремля. Пропала, думалось многим, и сама чудотворная. Тот список, который замещал Иверскую, пока она навещала дома москвичей, оказался в замоскворецкой церкви Николы в Кузнецах, где поныне пребывает в киоте перед правым клиросом Сергиевского придела.
Сама же Иверская, как полагают благочестивые прихожане, была перенесена на клирос северного придела храма Воскресения в Сокольниках. Подлинность этого образа неоднократно подтверждалась православными московскими старожилами; что же до сомнений, то в них повинны еретики-обновленцы, устроившие позднее в этом храме свое капище и тем дерзнувшие было бросить тень и на чудотворную.
Однако все возвращается на круги своя. 4 ноября 1994 года Святейший Патриарх Алексий II после Божественной литургии в новосозданном Казанском соборе на Красной площади совершил и освящение закладного камня Иверской часовни. Так промыслительно пересеклись судьбы двух чтимых всею Русью Богородичных икон, Иверской и Казанской, дивное умножение образов которых лишь прибавляло им благодатной силы.
В сентябре 1995 года Святейший Патриарх обратился к настоятелю афонского Иверона архимандриту Василию с просьбой о написании для всероссийской паствы нового списка с «общей нашей Заступницы Богоматери Вратарницы». При усердных молитвах братии Святой Горы в кратчайшие сроки таковой образ и был написан благочестивым священноиноком Лукой из афонского Ксенофонтова монастыря.
25 октября 1995 года, в канун празднования Иверской иконе, греческий самолет доставил новый список в Москву в сопровождении двенадцати насельников Святой Горы во главе с архимандритом Василием. С радостью и благоговением встретили москвичи вновь обретенную святыню у входа в Богоявленский патриарший собор, под звон колоколов и пение тропаря внеся ее под своды храма для всеобщего поклонения. Всю ночь перед Иверской непрерывно совершались молебны и читался акафист.
На следующий день, 26 октября (13-го по старому стилю), крестный ход с Иверской иконой прошел по Никольской улице в Казанский собор к началу Божественной литургии, которую возглавил Святейший Патриарх. А около часа дня святую икону пронесли через восстановленные в прежнем великолепии Воскресенские ворота к Иверской часовне, освященной патриархом в сослужении сонма иерархов и духовенства.
Этот знаменательный день положил начало неиссякаемому потоку православных христиан к чтимой иконе Заступницы и Хранительницы нашей не только в настоящей, но и в будущей вечной жизни.
Как говорил великий афонский подвижник, старец Паисий Святогорец, «есть еще люди Божии, люди молитвы, и Добрый Бог терпит нас и снова приведет все в порядок… Наилучшим образом устроит все Добрый Бог, но необходимо многое терпение и внимание… То, что происходит сейчас, продлится недолго. Возьмет Бог метлу! В 1860 году на Святой Горе было много турецких войск, и поэтому на какое-то время в монастыре Иверон не осталось ни одного монаха. Отцы ушли… Только один монах приходил издалека возжигать лампады и подметать. И внутри монастыря, и снаружи было полным-полно вооруженных турок, и этот бедняжка, подметая, говорил: “Матерь Божия! Что же это такое будет?” Однажды, с болью молясь Божией Матери, он видит приближающуюся к нему Жену, светящуюся и сияющую лицом. Это была Матерь Божия. Берет Она из его руки метлу и говорит: “Не умеешь ты хорошо подметать, Я Сама подмету”. И начала подметать, а потом исчезла внутри алтаря. Через три дня ушли все турки! Матерь Божия их выгнала… Бог в конце концов расставит все по своим местам, но каждый из нас даст ответ за то, что он сделал в эти трудные годы своей молитвой, добротой… Нынешней ситуации можно противостать только духовно, а не по-мирски».
Молитва, читаемая в часовне Иверской иконы
Божией Матери, пред Ее образом на молебне
О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице! Приими недостойную молитву нашу, и сохрани нас от навета злых человек и от внезапныя смерти, и даруй нам прежде конца покаяние. На моление наше умилосердися и радость вместо печали даруй. И избави нас, Госпоже, от всякия беды и напасти, скорби и болезни, и от всякаго зла. И сподоби нас, грешных рабов Твоих, одесную стати во Втором Пришествии Сына Твоего, Христа Бога нашего, и наследники быти Царствия Небеснаго и жизни вечныя со всеми святыми в безконечныя веки веков. Аминь.
Надежда Дмитриева
Святой Апостол и Евангелист Марк
Св. Евангелист Марк, апостол от 70-ти, племянник апостола Варнавы, родился в Иерусалиме. Дом его матери Марии примыкал к Гефсиманскому саду. Как говорит церковное предание, в ночь крестных страданий Христа он следовал за Ним, завернувшись в плащ, и убежал от схвативших его воинов. После Вознесения Господня дом матери св. Марка стал местом молитвенных собраний христиан и пристанищем для некоторых из апостолов. Св. Марк был ближайшим сподвижником апостолов Петра, Павла и Варнавы. Вместе с последними двумя апостолами св. Марк был в Селевкии, оттуда отправился на о. Кипр и прошел его весь с востока до запада. В г. Пафе Марк был свидетелем того, как ап. Павел поразил слепотой волхва Елима. После трудов с ап. Павлом св. Марк вернулся в Иерусалим, а затем вместе с ап. Петром побывал в Риме, откуда по его повелению отбыл в Египет, где основал церковь. Во время второго благовестнического путешествия ап. Павла св. Марк встретился с ним в Антиохии. Оттуда он отправился на проповедь с ап. Варнавой на Кипр, а затем опять ушел в Египет и Малую Азию, где вместе с ап. Петром основал много церквей, в том числе в Вавилоне. Из этого города ап. Петр направил послание малоазийским христианам, в котором с любовью отзывался о св. Марке как о своем духовном сыне.
Когда ап. Павел находился в узах в Риме, св. Марк специально прибыл туда. Там он и написал свое святое Евангелие. Из Рима св. Марк снова удалился в Египет, и в Александрии положил начало христианскому училищу, из которого впоследствии вышли такие знаменитые отцы и учители Церкви как Климент Александрийский, святитель Дионисий, свят. Григорий Чудотворец и другие. Ревнуя о устроении церковного богослужения, св. Марк составил чин Литургии для александрийских христиан. Затем св. Марк с проповедью Евангелия посетил внутренние области Африки.
Во время этих путешествий он получил повеление от Духа Святого вновь идти в Александрию для проповеди и противодействия язычникам. Там св. Марк поселился в доме сапожника Анании, которому исцелил больную руку. Сапожник принял святое крещение, а вслед за Ананией крестились многие жители той части города, где он жил. Это возбудило ненависть язычников и они собрались убить св. Марка. Узнав об этом, апостол поставил Ананию епископом, а трех из новообращенных христиан – пресвитерами. Язычники напали на св. Марка когда он совершал богослужение. Его избили, волокли по улицам города и бросили в темницу. Там св. Марк удостоился видения Господа Иисуса Христа, Который укрепил его перед страданиями.
На следующий день разъяренная толпа снова повлекла святого апостола по улицам города на судилище, но по дороге он скончался со словами: «В руки Твои, Господи, предаю дух мой». Язычники хотели сжечь тело апостола, но когда развели костер, все померкло, раздался гром и произошло землетрясение. Язычники в страхе разбежались, а хритиане погребли тело святого в каменной гробнице. Это было в 63-м году. В 310 г. над мощами святого была построена церковь. В 820 г., когда в Египте установилась власть арабов-магометан и христианскую Церковь теснили иноверные, мощи святого были перенесены в Венецию и поставлены в известном храме его имени.
В древней иконографической традиции, усвоившей четырем святым Евангелистам символы заимствованные из видения св. Иоанна Богослова, Евангелист Марк изображается со львом – знаком могущества и царственного достоинства Христа. Все древние писатели свидетельствуют, что Евангелие от Марка является краткой записью проповеди и рассказов первоверховного апостола Петра. Одной из центральных богословских тем в Евангелии св. Марка является тема силы Божией, совершающейся в немощи человеческой, ибо Господь делает возможным то, что у людей невозможно.
http://www.holy-transfiguration.org/ru
Материнская любовь
Много историй сложено о великой силе материнской любви. Но бывает, что мы, занятые своими делами и проблемами, слишком поздно узнаем, как горячо и нежно любили нас матери. И поздно каемся, что нанесли любящему материнскому сердцу неисцелимые раны… Но, кто знает, может быть, как поется в песне, «откуда-то сверху», наши матери видят наше запоздалое раскаяние и прощают своих поздно поумневших детей. Ведь материнское сердце умеет любить и прощать так, как никто на земле…
Не так давно в одном городе в центре России жили мать и дочь. Мать звали Татьяной Ивановной, и была она врачом-терапевтом и преподавательницей местного мединститута. А ее единственная дочь, Нина, была студенткой того же самого института. Обе они были некрещеными. Но вот как-то раз Нина с двумя однокурсницами зашла в православный храм. Близилась сессия, которая, как известно, у студентов слывет «периодом горячки» и треволнений. Поэтому Нинины однокурсницы, в надежде на помощь Божию в предстоящей сдаче экзаменов, решили заказать молебен об учащихся. Как раз в это время настоятель храма, отец Димитрий, читал проповедь, которая очень заинтересовала Нину, потому что она еще никогда не слыхала ничего подобного. Подружки Нины давно покинули храм, а она так и осталась в нем до самого конца Литургии. Это, вроде бы, случайное посещение храма определило всю дальнейшую Нинину судьбу — вскоре она крестилась. Разумеется, она сделала это втайне от неверующей матери, опасаясь рассердить ее этим. Духовным отцом Нины стал крестивший ее отец Димитрий.
Нине не удалось надолго сохранить от матери тайну своего крещения. Татьяна Ивановна заподозрила неладное даже не потому, что дочка вдруг перестала носить джинсы и вязаную шапочку с кисточками, сменив их на длинную юбку и платочек. И не потому, что она совсем перестала пользоваться косметикой. К сожалению, Нина, подобно многим молодым новообращенным, совершенно перестала интересоваться учебой, решив, что это отвлекает ее от «единого на потребу». И в то время, как она днями напролет том за томом штудировала Жития Святых и «Добротолюбие», учебники и тетради покрывались все более и более толстым слоем пыли…
Не раз Татьяна Ивановна пыталась уговорить Нину не запускать учебу. Но все было бесполезно. Дочь была занята исключительно спасением собственной души. Чем ближе становился конец учебного года, а вместе с его приближением увеличивалось до астрономических цифр число отработок у Нины, тем более горячими становились стычки между Ниной и ее матерью. Однажды выведенная из себя Татьяна Ивановна, бурно жестикулируя, нечаянно смахнула рукой икону, стоявшую у дочки на столе. Икона упала на пол. И тогда Нина, расценившая поступок матери, как кощунство над святыней, в первый раз в жизни ударила ее…
В дальнейшем мать и дочь становились все более и более чуждыми друг другу, хотя и продолжали сосуществовать в одной квартире, периодически переругиваясь. Свое житье под одной крышей с матерью Нина приравнивала к мученичеству, и считала Татьяну Ивановну основной помехой к своему дальнейшему духовному росту, поскольку именно она возбуждала в своей дочери страсть гнева…
Страданиям Нины, вынужденной жить под одной крышей с неверующей матерью, пришел конец после того, как Татьяна Ивановна вышла на пенсию и все чаще и чаще стала болеть. Как-то под вечер, когда Нина, вернувшись из церкви, уплетала сваренный для нее матерью постный борщ, Татьяна Ивановна сказала дочери:
— Вот что, Ниночка. Я хочу оформить документы в дом престарелых. Не хочу больше мешать тебе жить. Как ты думаешь, стоит мне это сделать?
Если бы Нина в этот момент заглянула в глаза матери, она бы прочла в них всю боль исстрадавшегося материнского сердца. Но она, не поднимая глаз от тарелки с борщом, буркнула:
— Не знаю. Поступай, как хочешь. Мне все равно.
Вскоре после этого разговора Татьяна Ивановна сумела оформить все необходимые документы и перебралась на житье в находившийся на окраине города дом престарелых, взяв с собой только маленький чемоданчик с самыми необходимыми вещами. Нина не сочла нужным даже проводить мать. После ее отъезда она даже испытывала радость — ведь получалось, что Сам Господь избавил ее от необходимости дальнейшего житья с нелюбимой матерью. А впоследствии — и от ухода за ней.
После того, как Нина осталась одна, она решила, что теперь-то она сможет устроить собственную судьбу так, как ей давно хотелось. В соседней епархии был женский монастырь со строгим уставом и хорошо налаженной духовной жизнью. Нина не раз ездила туда, и в мечтах представляла себя послушницей именно этой обители. Правда, тамошняя игумения никого не принимала в монастырь без благословения прозорливого старца Алипия из знаменитого Воздвиженского монастыря, находившегося в той же епархии, в городе В. Но Нина была уверена, что уж ее-то старец непременно благословит на поступление в монастырь. А может даже, с учетом ее предыдущих трудов в храме, ее сразу же постригут в рясофор? И как же красиво она будет смотреться в одежде инокини — в черных ряске и клобучке, отороченном мехом, с длинными четками в руке — самая настоящая Христова невеста… С такими-то радужными мечтами Нина и поехала к старцу, купив ему в подарок дорогую греческую икону в серебряной ризе.
К изумлению Нины, добивавшейся личной беседы со старцем, он отказался ее принять. Но она не собиралась сдаваться, и ухитрилась проникнуть к старцу с группой паломников. При виде старца, Нина упала ему в ноги и стала просить благословения поступить в женский монастырь. Но к изумлению Нины, прозорливый старец дал ей строгую отповедь:
— А что же ты со своею матерью сделала? Как же ты говоришь, что любишь Бога, если мать свою ненавидишь? И не мечтай о монастыре — не благословлю!
Нина хотела было возразить старцу, что он просто не представляет, каким чудовищем была ее мать. Но, вероятно, от волнения и досады, она не смогла вымолвить ни слова. Впрочем, когда первое потрясение прошло, Нина решила, что старец Алипий либо не является таким прозорливым, как о нем рассказывают, либо просто ошибся. Ведь бывали же случаи, когда в поступлении в монастырь отказывали даже будущим великим святым…
…Прошло около полугода с того времени, когда мать Нины ушла в дом престарелых. Как-то раз в это время в церкви, где пела Нина, умерла старая псаломщица — украинка. Соседи умершей принесли в храм ее ноты и тетрадки с записями Богослужебных текстов, и настоятель благословил Нине пересмотреть их и отобрать то, что могло бы пригодиться на клиросе. Внимание Нины привлекла одна из тетрадок, в черной клеенчатой обложке. В ней были записаны колядки — русские и украинские, а также различные стихи духовного содержания, которые в народе обычно называют «псальмами». Впрочем, там было одно стихотворение, написанное по-украински, которое представляло собой не «псальму», а скорее, легенду. Сюжет ее выглядел примерно так: некий юноша пообещал своей любимой девушке исполнить любое ее желание. «Тогда принеси мне сердце своей матери», — потребовала жестокая красавица. И обезумевший от любви юноша бестрепетно исполнил ее желание. Но, когда он возвращался к ней, неся в платке страшный дар — материнское сердце, он споткнулся и упал. Видимо, это земля содрогнулась под ногами матереубийцы. И тогда материнское сердце спросило сына: «ты не ушибся, сыночек?»
При чтении этой легенды Нине вдруг вспомнилась мать. Как она? Что с ней? Впрочем, сочтя воспоминание о матери бесовским прилогом, Нина сразу же отразила его цитатой из Евангелия: «…кто Матерь Моя?…кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и Матерь». (Мф. 12. 48, 50) И мысли о матери исчезли так же внезапно, как и появились.
Но ночью Нине приснился необычный сон. Будто кто-то ведет ее по прекрасному райскому саду, утопающему в цветах и усаженному плодовыми деревьями. И Нина видит, что посреди этого сада стоит красивый дом, или, скорее, дворец. «Так вот какой дворец Господь приготовил для меня», — подумалось Нине. И тогда ее спутник, словно читая ее мысли, ответил ей: «нет, это дворец для твоей матери». «А что же тогда для меня?» — спросила Нина. Но ее спутник молчал… И тут Нина проснулась…
Виденный сон смутил ее. Как же это Господь после всего того, что ради Него сделала Нина, не приготовил ей соответствующего ее заслугам перед Ним дворца в раю? И за что же такая честь ее матери, неверующей и даже некрещеной? Разумеется, Нина сочла свой сон вражиим наваждением. Но все-таки любопытство взяло верх, и, прихватив с собою кое-каких гостинцев, она отпросилась у настоятеля и поехала в дом престарелых навестить мать, которую не видела уже полгода
.
Поскольку Нина не знала номера комнаты, в которой жила ее мать, она решила начать свои поиски с медсестринского поста. Там она застала молоденькую медсестру, раскладывавшую в пластмассовые стаканчики таблетки для больных. К немалому удивлению Нины, на шкафу с медикаментами она заметила небольшую икону Казанской Божией Матери, а на подоконнике — книжку о блаженной Ксении Петербургской с торчащей закладкой. Поздоровавшись с медсестрой, Нина спросила ее, в какой комнате проживает Татьяна Ивановна Матвеева.
— А Вы ее навестить приехали? — спросила медсестра. — К сожалению, Вы опоздали. Татьяна Ивановна умерла два месяца назад. Она достала какой-то журнал, и, найдя в нем нужное место, назвала Нине точную дату смерти ее матери. Но, видимо, при этом медсестре вспомнилось что-то значимое для нее, и она продолжала разговор уже сама:
— А Вы ей кто будете? Дочь? Знаете, Нина Николаевна, какая же Вы счастливая! У Вас была замечательная мама. Я у нее не училась, но много хорошего слышала о ней от ее учеников. Ее и здесь все любили. А умирала она тяжело — упала и сломала ногу. Потом пролежни пошли, и я ходила делать ей перевязки. Вы знаете, таких больных я никогда в жизни не видала. Она не плакала, не стонала, и каждый раз благодарила меня. Я никогда не видела, чтобы люди умирали так кротко и мужественно, как Ваша мама. А за два дня до смерти она попросила меня: «Галенька, приведи ко мне батюшку, пусть он меня крестит». Тогда я позвонила нашему отцу Ермогену, и он назавтра приехал и крестил ее. А на другой день она умерла. Если б Вы видели, какое у нее было лицо, светлое и ясное, словно она не умерла, а только заснула… Прямо как у святой…
Изумлению Нины не было передела. Выходит, ее мать перед смертью уверовала и умерла, очистившись Крещением от всех своих прежних грехов. А словоохотливая медсестра все продолжала рассказывать:
— А Вы знаете, она Вас часто вспоминала. И, когда отец Ермоген ее крестил, просила молиться за Вас. Когда она слегла, я предложила ей Вас вызвать. Но она отказалась: не надо, Галенька, зачем Ниночку затруднять. У нее и без того дел полно. Да и виновата я перед нею… И о смерти своей тоже просила не сообщать, чтобы Вы не переживали понапрасну. Я и послушалась, простите…
Вот что узнала Нина о последних днях жизни своей матери. Раздарив медсестре и старушкам из соседних комнат привезенные гостинцы, она отправилась домой пешком, чтобы хоть немного успокоиться. Она брела по безлюдным заснеженным улицам, не разбирая дороги. Но ее удручало вовсе не то, что теперь она лишилась единственного родного человека, а то, что она никак не могла смириться с тем, как же это Бог даровал такое прекрасное место в раю не ей, всю жизнь подвизавшейся ради Него, а ее матери, крестившейся всего лишь за сутки до смерти. И, чем больше она думала об этом, тем больше поднимался в ее душе ропот на Бога: «Господи, почему же ей, а не мне? Как же Ты это допустил? Где же Твоя справедливость?» И тут земля разверзлась под ногами Нины и она рухнула в бездну.
Нет, это было вовсе не чудо. Просто, погрузившись в свои думы, Нина не заметила открытого канализационного люка и упала прямо в зияющую дыру. От неожиданности она не успела ни вскрикнуть, ни помолиться, ни даже испугаться. Не менее неожиданным было то, что ее ноги вдруг уперлись во что-то твердое. Вероятно, это был какой-то ящик, кем-то сброшенный в люк и застрявший в нем. Вслед за тем чьи-то сильные руки ухватили Нину и потащили ее наверх. Дальнейшего она не помнила.
Когда Нина пришла в себя, вокруг нее толпились люди, которые ругали — кто мэрию, кто — воров, стащивших металлическую крышку люка, и удивлялись, как это Нина сумела выбраться наружу без посторонней помощи. Нина машинально заглянула в люк и увидела, как на его дне, глубоко-глубоко, плещется вода и торчит какая-то труба. А вот никакого ящика внутри нет и в помине. И тогда она снова потеряла сознание…
Ее отвезли в больницу, осмотрели, и, не найдя никаких повреждений, отправили домой, посоветовав принять успокоительное лекарство. Оказавшись дома, Нина приняла таблетку, предварительно перекрестив ее и запив святой водой, и вскоре погрузилась в сон. Ей приснилось, что она падает в бездну. И вдруг слышит: «не бойся, доченька», и сильные, теплые руки матери подхватывают ее и несут куда-то вверх. А потом Нина оказывается в том самом саду, который ей приснился вчера. И видит чудесные деревья и цветы. А еще — тот дворец, в котором, как ей сказали, живет ее мать. И рядом с этим дворцом, действительно, стоит ее мама, юная и прекрасная, как на фотографиях из старого альбома.
— Ты не ушиблась, доченька? — спрашивает мать Нину.
И тогда Нина поняла, что спасло ее от неминуемой гибели. То были материнская любовь и материнская молитва, которая «и со дна моря поднимает». И Нина зарыдала и принялась целовать ноги матери, орошая их своими запоздалыми покаянными слезами. И тогда мать, склонившись над нею, стала ласково гладить ее по уже седеющим волосам:
— Не плачь, не плачь, доченька… Господь да простит тебя. А я тебе давно все простила. Живи, служи Богу и будь счастлива. Только запомни: «Бог есть любовь…». Если будешь людей любить и жалеть — мы встретимся снова и уже не расстанемся никогда. А этот дом станет и твоим домом.
автор рассказа: монахиня Евфимия Пащенко
http://www.diveevo.ru/2/0/1/2216
9 мая . День Победы
Христос Воскресе!
Сердечно поздравляю вас, дорогие братья и сестры, с праздником Великой Победы!
Мы совершили сейчас молитву, в которой благодарили Бога за избавление отечества от врага лютого; чтобы даровал Он нам память того славного Свого посещения; чтобы непреоборимым и победоносным всегда было отечество наше; чтобы мир утвердился в земли нашей. Мы молились и о вождях и воинах за веру и отечество на поле брани жизнь свою положивших, от ран и глада скончавшихся, в пленении и горьких работах невинно умученных и убиенных и о всех Победы ради потрудившихся.
Эта молитва – свидетельство нашей памяти о великих жертвах, понесенных нашим отечеством в годы борьбы с фашизмом, о нашей благодарности отцам и дедам за эту жертву.
Эта молитва делает нас духовно сильными, способными всегда помнить о Боге и крепко хранить нравственные нормы, изложенные в Евангелии.
Эта молитва напоминает нам, что отход от Бога, попрание Евангельских норм всегда оборачивается трагедией как для каждого человека, так и для всего народа. Однако Господь никогда не оставляет своих людей. Даже тогда, когда этот народ бездумно отворачивается от Него, Господь посещает свой народ, но это посещение не бывает радостным:
«Если же не послушаете Меня и не будете исполнять всех заповедей сих, и если презрите Мои постановления, и если душа ваша возгнушается Моими законами, так что вы не будете исполнять всех заповедей Моих, нарушив завет Мой, – то и Я поступлю с вами так: …и наведу на вас мстительный меч в отмщение за завет; если же вы укроетесь в города ваши, то пошлю на вас язву, и преданы будете в руки врага… и будете есть плоть сынов ваших, и плоть дочерей ваших будете есть… города ваши сделаю пустынею… опустошу землю вашу… а вас рассею между народами и обнажу вслед вас меч, и будет земля ваша пуста и города ваши разрушены» (Лев.26: 14-16, 25, 29-33).
Мы знаем, что это грозное предостережение в полной мере исполнилось над народом нашим, над отечеством нашим за попрание заповедей Божиих, за грех богоотступничества, за забвение своего человеческого достоинства, за обесценивание человеческой жизни, за поругание святынь, за разрушение храмов – за все то, что случилось в нашем отечестве после 1917 года, а началось еще задолго до этого. Так была попущена страшная Великая война, страшная трагедия, ставшая нашей Великой Победой. Трагедия – это не только и не просто крушение, катастрофа, это разрушение всего наносного, неправильного, лживого, нежизнеспособного – и созидание настоящего, истинного, вечного. Трагедия – это очищение и возрождение, что и произошло с нашей отчизной и народом в «сороковые, роковые, свинцовые, пороховые».
Знаем мы также, что «Он наказует и милует, низводит до ада и возводит» (Тов.13: 2), что «Он милует принимающих вразумление и усердно обращающихся к закону Его» (Сир.18: 14), «ибо Он Господь наш и Бог, Отец наш во все веки: накажет нас за неправды наши, и опять помилует» (Тов.13: 4-5).
С первых дней войны люди заполнили до отказа оставшиеся неразрешенными храмы. Люди обратились к Богу со слезами покаяния и с просьбой помиловать, защитить и даровать победу над супостатом. Люди обратились с молитвой к своим Небесным сродникам и уже в том увидели залог грядущей неизбежной Победы, что коварный враг напал на нашу родину в день празднования памяти всех святых, в земле Российской просиявших.
Победу в той войне одержали не оружие, не танки и самолеты, не таланты полководцев. Победу одержал Бог, Который не там, где сила, а там, где правда. Наши отцы и деды сражались за свою родину, за своих матерей, жен и детей. Они своим подвигом явили пример высочайшей любви: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин.15: 13). А значит, на нашей стороне была правда, на нашей стороне был Бог, поэтому мы победили: «С нами Бог, разумейте, языцы, и покаряйтеся, яко с нами Бог!» (см.: Ис.8: 9-10). Свидетельством того стал тот факт, что война окончилась 6 мая, в день памяти святого великомученика Георгия Победоносца.
С Божией помощью мы победили зло.
Об этом надо помнить всегда. Надо помнить, что человек без Бога становится легкой добычей темных сил, а с Богом он – всегда победитель. Аминь.
Архимандрит Иосиф (Еременко)
Православный Календарь с 4 Мая 2014 г. по 10 Мая 2014 г.
Воскресенье, 4 Мая 2014 года. Неделя 3-я по Пасхе, св.жен-мироносиц.
Святых жен-мироносиц, прав. Иосифа Аримафейского и Никодима (празднование в Неделю 3-ю по Пасхе). Блгв. Тамары, царицы Грузинской (переходящее празднование в Неделю жен-мироносиц). Сщмч. Ианнуария еп. и с ним мчч. Прокула, Соссия и Фавста диаконов, Дисидерия чтеца, Евтихия и Акутиона мирян (ок. 305). Сщмч. Феодора, иже в Пергии, матери его Филиппии, Диоскора жреца и двух воинов: Сократа и Дионисия (138-161). Мчч. Исаакия, Аполлоса и Кодрата (303). Мц. царицы Александры. Свт. Максимиана, патриарха Константинопольского (434).
Понедельник, 5 Мая 2014 года. Седмица 3-я по Пасхе.
Прп. Феодора Сикеота, еп. Анастасиопольского (613). Апп. Нафанаила, Луки и Климента (I). Перенесение мощей блгв. кн. Всеволода-Гавриила, Псковского (1834). Прп. Виталия монаха (609-620).
Вторник, 6 Мая 2014 года.
Вмч. Георгия Победоносца (303).Иверской иконы Божией Матери (второе обретение списка иконы 2012). Мц. царицы Александры (303). Мчч. Анатолия и Протолеона (303). Мчч. Гликерия земледельца, Афанасия волхва, Валерия, Доната и Ферина. Новомч. Георгия Птолемаидского (1752). Новомч. Лазаря болгарского (1802). Прп. Георгия Шенкурского.
Среда, 7 Мая 2014 года.
Мч. Саввы Стратилата (воеводы) и с ним 70-ти воинов (272). Прп. Саввы Печерского, в Ближних пещерах (XIII). Прп. Алексия, затворника Печерского, в Ближних пещерах (XIII). Мчч. Пасикрата и Валентина (228). Мчч. Евсевия, Неона, Леонтия, Лонгина и иже с ними (303). Прп. Фомы юродивого (VI). Прп. Елисаветы чудотворицы (VI-VIII). Мч. Луки. Новомч. Николая (1776)."Молченской" иконы Божией Матери (1405
Четверг, 8 Мая 2014 года.
Апостола и евангелиста Марка (63). Свт. Македония, патр. Константинопольского. Прп. Сильвестра Обнорского (1379). Цареградской иконы Божией Матери (1071).
Пятница, 9 Мая 2014 года. Поминовение усопших воинов.
Сщмч. Василия, еп. Амасийского (ок. 322). Свт. Стефана, еп. Великопермского (1396). Прав. Глафиры девы (322). Прп. Иоанникия Девиченского (Сербского) (XIII). Прп. Иусты.
Суббота, 10 Мая 2014 года.
Ап. и сщмч. Симеона, еп. Иерусалимского, сродника Господня (107). Прп. Стефана, игумена Печерского, еп. Владимиро-Волынского (1094). Прав. Евлогия странноприимца (IV).
От святыя иконы Твоея,/ о Владычице Богородице,/ исцеления и цельбы подаются обильно/ с верою и любовию приходящим к ней./ Тако и мою немощь посети/ и душу мою помилуй, Благая,// и тело исцели благодатию Твоею, Пречистая.