Антипасха. Фомино Воскресение (27.04.2014)
Антипасха. Фомино Воскресение
Христос Воскресе!
Фомино Воскресение
Всех вас сердечно приветствую с великим мироспасительным праздником Пасхи Божией! Христос Воскресе!
Эти замечательные слова, в которых выражается сама суть нашей веры, передавались из поколения в поколение на протяжении двух тысячелетий. И верим: при любых обстоятельствах они будут передаваться следующим поколениям до тех пор, пока существует род человеческий.
В сегодняшнем Евангелии, как уже было сказано, мы вспоминали вместе с евангелистом неверие Фомы (Ин. 20:19-25). Фома был одним из тех, кто находился рядом с Господом, — он был свидетелем Его чудес, он слышал Его слова, он знал о воскресении Лазаря, он имел опыт общения со Спасителем, Который совершал чудеса, неведомые ранее людям. Но когда апостолы сказали ему, что Господь Иисус Христос явился после Воскресения, Фома ответил: «Не поверю, пока сам не увижу, пока не осяжу своими пальцами Его тела».
Слово «не верю», а иногда «ни при каких обстоятельствах не поверю», «ни при каких чудесах не поверю», сопровождает всю христианскую историю, сопровождает историю рода человеческого. И, может быть, сегодня следует поразмышлять о том, что же означает вера, что это за феномен. Почему одни верят, а другие не верят? Что же, Господь одним что-то дает, а другим не дает? Или Он дает всем, а одни умеют увидеть, а другие нет?
Из слова Божия знаем, что Бог дает всем людям нечто, что может помочь им поверить. Как свидетельствует слово Божие, Господь дождит на праведных и на грешных (см. Мф. 5:45). Как солнце сияет для всех, так и Бог Свою энергию передает всему творению, а значит, и всем людям. Нет ни одного, кого бы не касалась эта Божественная энергия.
Но почему одни, соприкасаясь с этой Божественной энергией, воспламеняются верой, а другие остаются безразличными? Некоторые утверждают, что вера — это убеждения людей. Так можно утверждать лишь отчасти. Замечательные слова принадлежат святителю Филарету, митрополиту Московскому, мощи которого покоятся в этом кафедральном соборе: «Вера начинается в уме, хотя принадлежит сердцу». Действительно, убеждения, рациональные рассуждения могут помочь человеку открыть Божественное присутствие. Но вера живет в сердце человека, в его душе, и даже когда рационально верующий человек сталкивается с фактами, которые не может объяснить или которые люди неверующие используют для доказательства своего неверия, вера от этого не страдает.
А почему так? А потому что, помимо знаний и убеждений, люди переживают, опытно переживают свою веру. Эта энергия, которая излучается на все творение, — она ведь работает, она же действует, она же приводит к жизни какие-то механизмы. Каждый священник, который исповедует людей, хранит в своей памяти десятки, а иногда сотни историй, которыми с нами делятся люди, говоря: это было чудо. А что это значит? А это значит, что логически объяснить происшедшее с человеком невозможно. И верующий человек понимает: то, что с ним произошло, не случайность, не стечение обстоятельств — это вторжение Бога в его жизнь, это та самая Божественная энергия прикоснулась и претворила болезнь в здравие, несчастье в благополучие, оградила человека от напасти и скорбей.
А иногда Бог помогает даже в бытовых вопросах. Спросите у тех, кто ночами стоит, чтобы приложиться к раке святой праведной Матроны Московской, — они что, идут туда с просьбой ответить на какие-то глубокие мировоззренческие вопросы? Да иногда идут с самыми что ни есть бытовыми проблемами! Стоят ночь, прикасаются к гробнице, а потом возвращаются и говорят: помогла, помогла святая! А святая не могла помочь своей силой — по ее молитвам Божественная благодать прикоснулась к этим людям, и по их вере, через терпение и молитву они получили ответ.
Если вспомнить нашу историю, историю нашей страны в XX веке, то ведь это сплошное Божие чудо. После революции была поставлена задача уничтожить всякую религиозность, и эта задача решалась не на уровне философского дискурса, не путем убеждений, не путем развития образования. Иногда неверующие говорили: «Нужно помочь этому забитому, отсталому народу получить образование, приобщить к европейским знаниям, — тогда вся эта вера улетучится». Это делали, но видели, что ничто не получается; и тогда вся мощь государства была брошена на то, чтобы уничтожить веру. Наш город Москва является памятником этой страшной борьбы. Сотни храмов были не закрыты, не переоборудованы под общественные нужды, а уничтожены. Все было взорвано, теперь на этих местах стоят другие здания. Чудом в стране нашей сохранились какие-то церковные строения.
Для чего это делалось? А для того чтобы с корнем вырвать всякую религиозность. И казалось, что достигнуто все, что никакой веры не осталось. Преследовали за одно только хранение Библии или, как это было в моей семье, в семье моих родителей, за то, что у отца в конспекте лекций, которые он слушал в Богословском институте в Ленинграде, слово «Бог» было написано с большой буквы. Этого хватило, чтобы следователи, производившие арест, сказали: «Больше ничего искать не надо — он "Бог " с большой буквы писал».
И ведь это происходило по всей стране. Казалось, что все закончено — «Бог» с большой буквы не пишется, и вообще это слово не произносится; на всю страну осталось несколько десятков храмов, непонятно по какой причине, — либо в глухой деревне, либо там, где иностранцам надо было что-то показать. И что же? А вера жила в народе. И уже из истории Великой Отечественной войны мы знаем, как эта вера действовала в сердцах и наших военачальников, и генералов, и офицеров, и солдат, которые зашивали крестики в гимнастерки, текст 90-го псалма «Живый в помощи» — в пояски. Поднимались, шли в атаку, не боясь врага, — и ведь щадил Господь людей за их веру! Как говорят, на войне не было неверующих. И я помню по собственному опыту послевоенный Ленинград с переполненными храмами: тысячи и тысячи людей хранили веру, благодарили Бога за жизнь, молились о своих убитых мужьях, братьях и сестрах…
Что это такое? Это реальный опыт переживания Божественного присутствия. Это никакая не логика, не философия, не рассуждение — разум здесь ни при чем. Люди чувствовали Бога рядом, молились Ему, и в ответ получали просимое, — как и сегодня, в этих тысячах личных историй, которые хранятся в Церкви, в памяти духовенства, мы слышим от нашего народа о великих Божиих чудесах, совершаемых в их жизни. Вот на чем основывается вера.
А что же происходит с теми, кто не верит? Они не связывают с Богом то, что происходит в жизни, для них Бог просто отсутствует. Хотя таких людей очень мало. Иногда даже хулители имени Божиего подозрительно интересуются верой и религией, и уже в моем личном опыте есть несколько случаев, когда вчерашние хулители становились людьми верующими.
Поэтому, когда социологическая статистика говорит нам о цифрах, она говорит о чем-то очень поверхностном. Невозможно измерить глубину народной веры ни по посещению храмов, ни по количеству куличей и крашеных яиц. Невозможно, потому что человек, который еще вчера не мог назвать себя верующим, вдруг во мгновение прозревает и видит руку Божию в своей жизни, в жизни своего народа, в нашей истории и в современности.
А что же Церковь? Она неспособна по определению возбудить веру в человеке. Она лишь может помочь на пути к вере, потому что сам акт веры — это личный акт каждого вместе с благодатью Божией, это личный ответ каждого человека на Божественную благодать. А Церковь должна проповедовать, по слову апостола Павла, настаивать во времени и не во времени (2 Тим. 4:2). Она должна говорить об этом великом вселенском опыте переживания Божиего присутствия. Она должна говорить смело и радостно, особенно когда мы, собираясь во множестве наших храмов, переживаем великие события евангельской истории, ярчайшим из которых является Воскресение Христово.
И, поздравляя всех вас, мои дорогие братья и сестры, с этим праздником, я от всего сердца желаю каждому хранить веру, несмотря ни на какие внешние обстоятельства, и найти веру тем, кто опять-таки по каким-то обстоятельствам ее еще не нашел. Найти веру значит увидеть Бога, значит обрести дар Его благодати, значит обрести возможность жить с Ним. А жизнь с Богом — это и есть спасение.
Воистину Воскресе Христос! Аминь.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
http://www.patriarchia.ru/db/text/2953415.html
Антипасха. Неделя 2-я по Пасхе, апостола Фомы
Христос Воскресе!
…Доверяя апостолам – свидетелям истинности Воскресения Христова, мы имеем веру, которая является крепким основанием нашей жизни. На лжи, как на песке, нельзя ничего построить. На лжи нельзя было бы построить великое здание Церкви Христовой, которое прочно и непоколебимо стоит в веках, и нет и не будет такой силы, которая могла бы сокрушить это здание.
И христиане, каждый из нас, неся в себе радость Воскресения, строит свою жизнь на этой вере, которую можно назвать доверием, знанием. Без веры, без Бога жизни нет. Конечно, живут звери, насекомые, растения, но это нечеловеческая жизнь. Языческие императоры говорили христианам: «Вы не должны быть!» Но вопреки всем ожиданиям, вопреки очевидности, христиане продолжали быть, и языческий мир покорился Правде и поклонился Воскресшему Галилеянину: «Господь мой и Бог мой!» (Ин.20: 28).
История свидетельствует, что без Бога невозможно жить, без Бога нет жизни. Если человек, или даже целые народы, пытаются жить без Бога, по своему разумению, это неминуемо заканчивается катастрофой. Нет ничего беспомощнее, бессодержательнее, бессмысленнее жизни без Бога. Священное Писание повествует, как глупы и бесплодны бывают люди, пытающиеся что-то созидать без Бога: строительство Вавилонской башни окончилось катастрофой. Так было посрамлено горделивое неверие. Однако люди продолжают строить свои «вавилонские башни» – и вновь и вновь это заканчивается катастрофой, катастрофой личной, семейной, национальной.
Бывает неверие и неверие. Неверие апостола Фомы – «неверие доброе», как говорит Церковь, это желание убедиться самому, это стремление к истине, под ним скрывалась горячая любовь к Божественному Учителю, это неверие конструктивное, созидательное, живоносное, ведущее к крепкой, живой вере. А есть неверие как ожесточенное, неумное отрицание, тупое нежелание знать, видеть, понимать – это неверие разрушительное, смертоносное. Такое неверие порождается в человеке грехом, вольным или невольным попранием Божественных заповедей. Сначала грех может быть очень маленьким, незаметным, казаться обычным делом, но все трагедии начинаются с незначительных мелочей.
Когда в 1347 году в итальянском потру с генуэзского корабля сбежало на берег несколько корабельных крыс, никто на это не обратил внимания – событие совершенно обычное и незаметное, но эти крысы принесли в Италию «черную смерть». А через несколько лет эпидемия чумы выкосила половину населения Европы… Незаметная мелочь привела к страшной катастрофе.
Так и кажущийся маленьким грех, может, сразу и не будет замечен, проникнув в сердце человека, ничем не сдерживаемый, в конце концов, как эпидемия, разрастется и разрушит человека. Тогда жизнь человека превратится в безответственное существование, в сплошной «парк развлечений», когда здесь и сейчас можно творить все, что угодно, когда нет никаких запретов, а есть только мое ничем не сдерживаемое «хочу». Для такого кошмарного существования характерны конфликты между людьми, насилие, несправедливость и – смерть. Так страшно неверие, порожденное грехом.
Вспоминая сегодня святого апостола Фому, нам необходимо вот так осмыслить значение веры в Воскресшего Христа, веры, открывающей нам возможность жизни Вечной, которая начинается уже здесь, на земле, веры, делающей эту нашу земную жизнь осмысленной и радостной оттого, что мы «знаем Его, единого истинного Бога, и посланного Им Иисуса Христа» (см.: Ин.17: 3), Который воистину Воскрес.
Надо хранить веру в своих сердцах как самую великую святыню и передать это сокровище нашим детям, чтобы эта вера ограждала их от всех соблазнов этого лукавого мира, чтобы они вместе с нами несли радость и свет Воскресения всем, кто этого не имеет.
Христос Воскресе! Христос Воскресе! Христос Воскресе!
Воистину Воскресе Христос!
Архимандрит Иосиф (Еременко)
Антипасха
Странное название «Антипасха» не должно смущать нас. «Анти» значит не «против» (как «антистатик» или «антигерой»), а «вместо» (как «антидор»). Что же мы отмечаем в Антипасху?
Если «антидор» - «вместодарие» - это хлеб, который вместо Святых Даров дают тем, кто на Литургии не причащался, то Антипасха - это своего рода восполнение Пасхи. Она ни в коем случае не противопоставляется дню Воскресения Христа, а возвращает нас к воспоминанию о нем.
После Воскресения Христос явился всем апостолам, кроме Фомы, потому что его не было вместе с другими учениками Спасителя. Почему так получилось, евангелисты не говорят. Когда Фоме рассказали о явлении воскресшего Спасителя, он сказал о Христе: «если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю». Евангелист Иоанн не умалчивает о неверии одного из двенадцати апостолов, а рассказывает все так, как происходило на самом деле.
Когда через восемь дней после воскресения апостолы собрались вместе, с ними был и Фома. Спаситель снова явился ученикам и, поприветствовав их, сразу обратился к Фоме и сказал, чтобы тот, как хотел, вложил руку в Его раны и убедился, что видит не призрак, а настоящее человеческое тело.
- Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие, - сказал Господь Фоме.
Отрывок из Евангелия - это не только свидетельство о случившемся событии, но и рассказ, из которого каждый из нас может чему-то научиться. Что же нам делать? Сомневаться и всегда и во всем стремиться выяснить неизвестное до конца или останавливаться на определенном этапе поисков и рассуждений?
Одно дело - когда речь идет, скажем, о курсовой работе. По возможности студент должен до конца разобраться в теме. Иначе как он сможет сделать выводы и добиться результатов?
Другое дело - вера. Как писал архиепископ Аверкий (Таушев), Бог открывает Фоме два пути веры. Один - ощупать Его раны и чувственным образом удостовериться в реальности Воскресения. Другой - высший путь веры, когда человек не ищет знамения, не требует чуда, а верит словесному свидетельству и учению Христа. «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом», - напишет после апостол Павел в Послании к евреям.
Евангелист Иоанн пишет, что, когда Христос предложил Фоме ощупать Его раны, апостол воскликнул: «Господь мой и Бог мой!». Уже одного того, что Спаситель прошел в дом, хотя двери были заперты, что Он знал о желании Фомы вложить персты в Его раны было достаточно для того, чтобы поверить. Осуществил ли Фома свое желание или решил, что это было ненужно, мы не знаем. Так или иначе, в память об этой встрече Христа и Фомы был установлен праздник Антипасха. И установлен не кем иным, как самим Фомой. «Чтимый праздник восьмого дня, в который меня, не веровавшего Фому, (верой) в Воскресение исполнил», - так написано об Антипасхе в «Апостольских постановлениях».
http://www.diveevo.ru/2/0/1/2203/
ОБРАЗ НЕВЕРИЯ ДОБРОГО
Евангелие не таит от своего читателя немощей и несовершенств тех, о ком, наряду со Христом Спасителем, повествуют его строки. Причем не исключительно в тех случаях, когда речь идет о врагах Божиих. Поэтому прочесть в нем можно не только о властолюбии, зависти, лукавстве и злобе начальников иудейских, но и о предрассудках, во власти которых во многом находились еще не просвещенные Святым Духом апостолы.
Можно увидеть, как они спорили о первенстве, проявляли маловерие, малодушие, не могли бодрствовать с Учителем своим тогда, когда в этом более всего настояла нужда. Евангелие рассказывает о предательстве Иуды, но не умалчивает и об отступничестве Петра. Зачем нам это знать? Для чего это нужно? Почему в Евангелии обо всем этом говорится?
Почему... Да потому, прежде всего, что это правда. И не могло слово Божие, слово Истины ее, столь важную, столь необходимую, сокрыть от нас. Нам действительно не просто важно, но и необходимо знать, что апостолы были такими же людьми, как и мы, с «нашими» недостатками, страстями, слабостями. Иначе, не сознавая этого, как мы поверим, что способны стать такими, как они? Теоретически, конечно... Мы все будем говорить: «Ну, это же апостолы...» А так, ведая, как оно было все с ними, проще им подражать — должно быть.
Но что порой получается в действительности? Словно забывая о том, какими апостолы соделались потом (и не только по благодати Духа Святого, но и по силе своего произволения), как жизнь свою прожили, как завершили ее, мы начинаем относиться к ним как-то чрезмерно фамильярно, «на равных». И звучат такие смелые словосочетания: «предательство Петра», «неверие Фомы»... А права-то на них, мне кажется, нет у нас.
Во-первых, потому что не нашей это меры дело — так вот быть за панибрата с учениками и самовидцами Христовыми. А во-вторых, слишком многое понимаем мы неполно, неглубоко и оттого неверно. Вот то же «неверие Фомы», то же уничижительное: «ну ты, Фома неверующий!» или и вовсе: «неверный»!
Откуда такое высокомерие, откуда такая близорукость? Разве кому-то из учеников, кто не увидел еще Христа Воскресшим, просто было поверить в то, что это непостижимое для ума человеческого чудо совершилось? Разве не упрекал Господь их всех за «неверие» и «жестокосердие» (Мк.16:14)? Чем же Фома их хуже? Или нас? Мы-то ведь приняли веру в воскресение как дар, как данность, как опыт Церкви — Той, в Которой все наполнено Духом Святым, открывающим человеку истину и утверждающим в ней.
Что узнаем мы из Евангелия об апостоле Фоме до этого, такого яркого момента, до этого, такого драматичного заявления: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин.20:25)? Такой вот, например, эпизод. Господь хочет идти в Вифанию к занемогшему, а в действительности уже умершему Лазарю. Ученики отговаривают Его: «Равви! давно ли Иудеи искали побить Тебя камнями, и Ты опять идешь туда?» (Ин.11:8). Они боятся за Него. Боятся, что вполне естественно, и за себя.
Становится понятно, что Христос поступит так, как Он решил. И что же? Раздается голос Фомы: «Пойдем и мы умрем с Ним» (Ин.11:16). Господь так дорог для апостола, что он и смысла не видит в жизни без Него — настолько, что готов без страха с ней расстаться. Но все же он пережил смерть Наставника. Что происходит в его душе? Можно только догадываться. И тут ему говорят, что Господь воскрес. Мудрено ли, что он заявляет: «Не поверю, пока не увижу!»? Он просто понимает, что если обманется, ему этого не вынести...
А как Господь относится к его «требованию»? Осуждает, гневается? Нет — удовлетворяет его: «Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои» (Ин.20:27). Потому как знает: слова «неверия» рождены любовью и исторглись из уязвленного скорбью о Нем сердца. У нас есть такая любовь — до готовности за нее умереть? Есть такая боль — от удаленности, отлученности от Христа (редко ли мы себя от Него своей жизнью отлучаем?)?
Чем же мы тогда «лучше»? Как же можем «осуждать»? «Свысока» смотреть? Или... Или есть все-таки для гордости нашей основание, для самооценки оправдание, от Фомы в лучшую сторону отличие? «Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин.20:29).
Мы блаженны! А не кто-то, не он в том числе! Ведь это мы невидевшие! Мы! Мы... Мы? А чего мы на самом деле не видели? Разве не видели, не испытывали, как оживают раз за разом наши собственные грехом и суетой убитые сердца после исповеди и Причастия? Не сподоблялись дивных, нечаянных, невероятных милостей от Господа? Не поражались тому, как и в нашей предельной немощи совершается сила Божия? Если все это было и есть, а мы себя все так же «невидевшими» считаем, то плохи наши дела. А если не считаем, то «блаженны», получается, не о нас, в данном, по крайней мере, случае. Нечем, нечем гордиться. И не за что, разумеется, апостола осуждать. И бездумно, по инерции, по обычаю «неверующим» его именовать грех. Особенно — если вспомнить, как жил он дальше, после того, как уверился однажды и навсегда. И как живем мы, без конца уверяемые и разуверяющиеся. Впору только каяться перед «неверным» и молиться ему: может и нам хоть малая доля его «неверия» перепадет? Того, которое Церковь не как-то иначе называет, а непременно добрым...
Игумен Нектарий (Морозов)
http://www.pravoslavie.ru/put/61437.htm
Первое обретение мощей прп. Александра Свирского
Величайшей святыней обладает земля Свирская, со всего мира люди съезжаются к одному из "чудес света" - полностью нетленным мощам преподобного Александра Свирского. Святой отошел в вечность почти полтысячелетия назад, а тело его пребывает в непостижимой человеческому уму сохранности.Современные ученые, исследовавшие мощи, сделали однозначный вывод: без применения каких-либо химических препаратов у человека, жившего на вепской земле 500 лет назад, сохранились в нетлении все внутренние органы, кожный покров, сохранились ярко выраженные портретные особенности.Современные исследователи удивлялись этому так же, как это было с монахами Свято-Троицкого Александра Свирского монастыря, когда они 400 лет назад подняли из под земли останки основателя обители, пролежавшие в могиле сто лет.
Летописные сказание сохранили для нас рассказ о подробностях этого события, которое мы теперь празднуем как особый церковный праздник - 30 апреля.
В Смутное время, когда русская земля подвергалась набегам врагов, между 1613 и 1615 гг., обитель трижды подвергалась разорению. Литовцы и поляки замучили 27 монахов и 32 работника. Вероятно, погиб и игумен Паисий.
В 1613 г. местное ополчение разгромило у Олонца интервентов и освободило край. По Столбовскому миру граница прошла западнее Ладоги и эти земли остались в пределах Московского государства.
Новый игумен Феодорит застал уцелевшей только деревянную Никольскую церковь в отходной пустыне. К 1620 г. монастырь постепенно стал восстанавливаться попечением царственной инокини Марфы - матери первого Государя из дома Романовых. И до этого монастырь пользовался покровительством высоких особ: Ивана Грозного, считавшего монастырь образцовым, а преп. Александра - "великим чудотворцем" (прислал в монастырь иконы на помин души царевича Ивана Ивановича, серебряный крест, колокола), семейства Годуновых, в том числе Бориса Феодоровича и Ирины Федоровны, мастерицы которой вышили покров на раку Преподобного, царя Василия Шуйского. Были восстановлены Троицкий собор, Покровская церковь с трапезной, кельи и службы. Обители принадлежали крупнейшие в Олонецком крае колокола в 200 и 100 пудов.
При следующем игумене Авраамии был восстановлен в камне Преображенский собор в бывшей отходной пустыни и при этом в 1641 году обретены и освидетельствованы мощи преподобного Александра. Обретение сопровождалось особыми знамениями: 15 и 16 апреля (по старому стилю) были необыкновенные гром и молния, которая сияла на земле, над местом захоронения святого основателя монастыря.
А 17 апреля, в субботу праведного Лазаря, друга Божия, во время Божественной литургии, рабочие на месте бывшей церкви копали ров для стен новой, каменной церкви в честь Преображения Господа нашего Иисуса Христа. Когда начали копать ров для передней стены, на восточной стороне храма, где было престольное место прежней деревянной церкви - обрели гроб. Земля над ним стояла в виде пещеры, ничем не поддерживаемая.
Рабочие, видя это, ужасались и дивились такому чудесному положению обретенного гроба и недоумевали, что сделать с ним.
В это время случилось мимо их проходить священноиноку того же монастыря Елисею, который, видя их стоящих долгое время без дела и удивляющихся, сказал им: "Что стоите не делающе?" Они пригласили и его взглянуть на гроб, служивший для них предметом удивления. Елисей, подойдя к ним и видя, что земля, наподобие пещеры стояла над гробом, ничем не поддерживаемая, оградил себя крестным знамением и, весьма осторожно открыв немного верхнюю доску гроба, и видев во гробе целое, нисколько не поврежденное тело, а также и одежды целы и нетленны, пришел в великий страх, размышляя в себе, что это мощи преподобного отца Александра и, задвинув по-прежнему доску, быстро отправился в монастырь и известил о том игумена Авраамия и всю братию.
Игумен в то время служил Божественную литургию, которую совершив и причастив братию Божественных Тайн Тела и Крови Христовых, скоро отправился со всеми посмотреть на чудесное то явление. Когда услышали о том монастырские служители, то каждый, оставив свою работу, перегоняя друг друга, торопливо, с большим усердием, пошли посмотреть на чудесное явление. Когда пришли они на основание церкви, игумену сейчас же показали обретенный гроб. Он, сойдя со священноиноками в ров, снял верхнюю доску с гроба, и повсюду разлилось сильное благоухание от мощей преподобного, так что все место то исполнилось благовония, и увидели все лежащее тело преподобного отца Александра, цело и ничем невредимо, в мантии и схиме по чину повитое, лицо закрыто, а из-под схимы виднелась часть бороды; обе ноги лежали, как у недавно скончавшегося, правая ступнею вверх, а левая обращена ступнею в сторону, по чину обе обуты в сандалии. По телу его, подобно некоторым растущим цветам, разошлось благовонное миро, и излилось, как вода. Видя это, все бывшие там исполнились ужаса и радости.
И приказал игумен принести новый гроб, так как старый весь прогнил, только нижняя доска гроба уцелела, на которой лежало многотрудное тело преподобного Александра. И облачившись вместе с иеромонахами в священные одежды, положили честные мощи преподобного в новый гроб, и на плечах своих принесли в храм великого Святителя Божия Николая, находящийся там же, в отходной пустыни преподобного.
При открытии мощей присутствовал Новгородский митрополит Афоний. Мощи поместили в пожертвованную Царем Михаилом Феодоровичем серебряную раку и перенесли в оконченный строительством Преображенский собор. В конце 1870-х гг. устроена новая серебряная рака для мощей преподобного Александра Свирского весом 11 пудов, а прежняя перенесена в Троицкий собор (крышка сохранилась в собрании Русского музея).
Монахи, узревшие нетленную плоть своего небесного покровителя при первом обретении мощей, были потрясены полным их нетлением и составили описание святыни. В первую очередь они указали на то, что спустя более ста лет после кончины, преподобный не выглядел умершим, а спящим, - таким живым было его лицо! Более того, лицо его благодаря удивительной сохранности было узнаваемым. Ведь первые иконы преподобного Александра были написаны его современниками и они передавали портретные особенности лика Тайнозрителя Пресвятой Троицы. Более того, первое освидетельствование мощей преподобного происходило только на основании сличения лица преподобного с его ликом на иконе ХVI века. Сходство было полным и несомненным.
Составители описания мощей в 1641 году отметили и необычное положение рук и ног у преподобного и янтарно-желтый цвет его кожи (часто кожные покровы мощей темнеют от времени).Все эти детали в описании 400 летней давности очень помогли при втором обретении мощей преподобного Александра, которое совершилось в 1998 году.
От мощей тотчас же стали проистекать чудеса, которые записали древние летописцы.В тот день, в который святитель новгородский Афония свидетельствовал мощи преподобного Александра, в девятом часу вечера с неба воссиял предивный свет и долгое время осиявал все место то, ночь же тогда была очень темна. Это знамение видел святитель и все бывшие тогда в обители преподобного, и прославляли Бога, говоря: "Слава Тебе, Царю Святый, яко призираеши на святое место сие и прославляеши Угодника Своего преподобного Александра!" То предивное знамение продолжалось до полуночи. Святитель пробыл в обители семь дней, молясь и славя Бога и Угодника Его. Первые же чудотворения от мощей прп. Александра свидетельствовали о его собой близости и сострадательности к простым людям.
http://ruskline.ru/analitika/2006/04/29/
Матушка Матрона говорила ...
1."Зачем осуждать других людей? Думай о себе почаще. Каждая овечка будет подвешена за свой хвостик. Что тебе до других хвостиков?"
2.Матушка часто предостерегала людей от обращения к колдунам и знахарям: «Для того, кто вошел добровольно в союз с силой зла, занялся чародейством, выхода нет. Нельзя обращаться к бабкам, они одно вылечат, а душе повредят».
3."Защищайтесь крестом, молитвою, святой водой, причащением частым... Перед иконами пусть горят лампады."
4."Если народ теряет веру в Бога, то его постигают бедствия, а если не кается, то гибнет и исчезает с лица земли. Сколько народов исчезло, а Россия существовала и будет существовать. Молитесь, просите, кайтесь! Господь вас не оставит и сохранит землю нашу!"
5."Если вам что-нибудь будут неприятное или обидное говорить старые, больные или кто из ума выжил, то не слушайте, а просто им помогите. Помогать больным нужно со всем усердием, и прощать им надо, что бы они ни сказали и ни сделали."
6."Не обращай на сон внимания, сны бывают от лукавого — расстроить человека, опутать мыслями."
7."Вам, девицам, Бог все простит, если будете преданы Богу. Кто себя обрекает не выходить замуж, та должна держаться до конца. Господь за это венец даст."
8."Если идете к старцу или священнику за советом, молитесь, чтобы Господь умудрил его дать правильный совет. Мир лежит во зле и прелести, и прелесть — прельщение душ — будет явная, остерегайся."
9."Ходи в храм и ни на кого не смотри, молись с закрытыми глазами или смотри на какой-нибудь образ, икону."
10."Враг подступает — надо обязательно молиться. Внезапная смерть бывает, если жить без молитвы. Враг у нас на левом плече сидит, а на правом — ангел, и у каждого своя книга: в одну записываются наши грехи, в другую — добрые дела. Чаще креститесь! Крест — такой же замок, как на двери."
11."Силою Честнаго и Животворящаго Креста спасайтесь и защищайтесь!"
12. Ещё матушка учила людей уповать на Бога, что не надо ничего бояться, как бы ни было страшно. - «Возят дитя в саночках, и нет никакой заботы! Господь сам все управит!»
13."Для того, кто вошел добровольно в союз с силой зла, занялся чародейством, выхода нет."
14."После моей смерти на могилку мою мало будет ходить людей, только близкие, а когда и они умрут, запустеет моя могилка, разве изредка кто придет: - предсказывала блаженная Матрона. - Но через много лет люди узнают про меня и пойдут толпами за помощью в своих горестях и с просьбами помолиться за них ко Господу Богу, и я всем буду помогать и всех услышу".
15.Еще матушка говорила, что все, кто доверит себя и жизнь свою ее ходатайству ко Господу, спасутся. "Всех, кто обращается ко мне за помощью, я буду встречать при их смерти, каждого"..
http://svjataja-matrona.narod.ru/molitva_svjatoj_matrone.html
О Радонице
По свидетельству святителя Иоанна Златоуста (IV в.), этот праздник отмечался на христианских кладбищах уже в древности.
Этимологически слово «радоница» восходит к словам «род» и «радость», причем особое место Радоницы в годичном круге церковных праздников – сразу после Светлой пасхальной недели – как бы обязывает христиан не углубляться в переживания по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь – жизнь вечную. Победа над смертью, одержанная смертью и воскресением Христа, вытесняет печаль о временной разлуке с родными, и поэтому мы, по слову митрополита Антония Сурожского, «с верой, надеждой и пасхальной уверенностью стоим у гроба усопших».
Именно на Радоницу существует обычай празднования Пасхи на могилах усопших, куда приносятся крашеные яйца и другие пасхальные яства, где совершается поминальная трапеза и часть приготовленного отдается нищим на помин души. Это реальное, живое, бытовое общение с усопшими отражает веру в то, что они и после смерти не перестают быть членами Церкви Того Бога, Который «не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк. 20, 38).
Источник: http://www.pravmir.ru/radonica-
Вторник седмицы 2-й по Пасхе. Радоница
Христос Воскресе!
Переживая радость Воскресения Христова, радость победы Христа над злом, над смертью, над адом, мы с вами с радостью сегодня совершили молитвы о наших усопших сродниках. Своим Сошествием в ад, о чем Церковь вспоминает в Великую Субботу, и Воскресением Господь совоскресил с Собой всех бывших в аду ветхозаветных праведников и всех нас, и теперь смерть уже не тяготеет над нами, а ад перестал быть местом, где непременно мы должны оказаться после того, как закончится эта земная жизнь.
Однако не каждый человек избежит ада. Упорный, нераскаянный грешник, кто не жил в этой жизни со Христом, и там, в той жизни не будет со Христом, а это значит, окажется в аду, в вечных муках, к чему сам готовил себя в течение всей земной жизни.
Те же, кто здесь уверовал во Христа Воскресшего, кто живет в Его Церкви, кто черпает в церковных Таинствах благодать, и, опираясь на эту благодать, старается преодолеть в себе грех и жить добродетельно, для тех нет смерти, нет ада, но жизнь блаженная, бесконечная со Христом.
Пришествие в мир Сына Божия ради спасения мира – это факт истории, и теперь судьба человека на земле и в Вечности зависит от его личного выбора, выбора сознательного и ответственного: уверовать в Воскресшего – и иметь жизнь Вечную, которая начинается уже здесь, во времени на земле, или наследовать вечное осуждение за злостное неверие.
Об этом говорит нам сегодня евангелист Иоанн Богослов:
«Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.
Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него.
Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия» (Ин.3: 16-18).
Мы не знаем наверняка об участи наших усопших близких в Вечности. Возможно, какие-то нераскаянные грехи препятствуют им войти в райское блаженство. Сами для себя они уже ничего не могут сделать, не могут покаяться, измениться, но у нас есть возможность молить Победителя смерти и Подателя жизни, чтобы Он простил им их грехи и ввел в Свои райские обители.
Наша сегодняшняя радость основана на факте Воскресения Христова, на факте победы Жизни над смертью, на возможности молиться за наших сродников, которые раньше нас переступили границу жизни и смерти, и которым мы при их жизни, быть может, не отдали должной любви, внимания, сочувствия, к которым были равнодушны, черствы, которым сказали мало добрых слов, сделали мало добрых дел, за что обличает нас наша совесть. Пребывая в Церкви, мы имеем радостную возможность молиться за наших усопших родных, исполняя христианский долг любви и искупая свою вину перед ними.
Веруя во Христа Воскресшего, мы имеет также счастливую возможность прожить на земле так, чтобы наследовать жизнь Вечную, полнее войти в радость Господа нашего Иисуса Христа.
Как должен прожить эту жизнь христианин, однажды сказал Патриарх Сербский Павел: «Когда человек рождается, весь мир радуется, а только он плачет. Но следует жить так, чтобы, когда умрет, весь мир плакал, а только он радовался».
Христос Воскресе! Воистину Воскресе Христос!
Архимандрит Иосиф (Еременко)
Пояс Пресвятой Богородицы прибывает в Казахстан
30 апреля в 9 часов утра – встреча святыни в Вознесенском кафедральном соборе Алматы, совершение Божественной Литургии и молебен (парк 28-ми Гвардейцев-Панфиловцев, ул. Гоголя, 40).
С 1 по 5 мая Пояс Пресвятой Богородицы будет находиться в Софийском соборе Иверско-Серафимовского монастыря (ул. Латифа Хамиди, 30).
С 31 мая - 15 июня Пояс Пресвятой Богородицы будет вновь находиться в Алма-Ате
Христос Воскресе!
Преподобный Александр Свирский, моли Бога о нас.
Православный Календарь с 27 Апреля 2014 г. по 3 Мая 2014 г.
Воскресенье, 27 Апреля 2014 года. Неделя 2-я по Пасхе, Антипасхи или ап.Фомы
Свт. Мартина исп., еп. Римского (655). Мчч. Антония, Иоанна и Евстафия Литовских (1347). Мч. Ардалиона лицедея (актера) (305-311). Мчч. 1000 Персидских и Азата скопца (ок. 341). Прп. Христофора савваита. Виленской иконы Божией Матери
Понедельник, 28 Апреля 2014 года. Седмица 2-я по Пасхе.
Апп. от 70-ти Аристарха, Пуда и Трофима (ок. 67). Блгв. вел. князя Киевского Мстислава-Феодора. Мцц. Василиссы и Анастасии (ок. 68). Мчч. Месукевийских - Сухия и дружины его: Андрея, Анастасия, Талале, Феодорита, Ивхириона, Иордана, Кондрата, Лукиана, Мимненоса, Нерангиоса, Полиевкта, Иакова, Фоки, Доментиана, Виктора, Зосимы (100-130) (Груз.). Мч. Саввы Готфского (372). Мч. Сухия и дружины его в Армении.
Вторник, 29 Апреля 2014 года. Радоница, поминовение усопших.
Мцц. Агапии, Ирины и Хионии (304). Прп. княгини Феодоры-Вассы, Нижегородской. Мч. Леонида и мцц. Хариессы, Ники, Галины, Калисы, Нунехии, Василиссы, Феодоры (258). Мч. Ирины иной. Новомч. Михаила (1772).Ильинско-Черниговской (1658), Тамбовской (1692) и Шуйской икон Божией Матери.
Среда, 30 Апреля 2014 года.
Сщмч. Симеона, еп. Персидского, и с ним мчч. Авделая и Анании пресвитеров, Хусдазата (Усфазана) евнуха, Фусика, Азата, мц. Аскитреи и иных многих (344).Прп. Акакия, еп. Мелитинского (ок. 435). Прп. Зосимы, игумена Соловецкого (1478). Обретение мощей прп. Александра Свирского (1641). Мч. Адриана (251). Свт. Агапита, папы Римского (536).
Четверг, 1 Мая 2014 года.
Прп. Иоанна, ученика прп. Григория Декаполита (820-850). Мчч. Виктора, Зотика, Зинона, Акиндина и Севериана (303). Свт. Космы исп., еп. Халкидонского, и сподвижника его прп. Авксентия (815-820). Новомч. Иоанна Яницкого (1526). Прпп. Антония, Евфимия и Феликса Корельских.Максимовской иконы Божией Матери (1299).
Пятница, 2 Мая 2014 года.
Прп. Иоанна Ветхопещерника (VIII). Блж. Матроны Московской (1952). Мчч. Феоны, Христофора и Антонина воинов (303). Сщмч. Пафнутия, еп. Иерусалимского. Свт. Георгия исп., еп. Антиохии Писидийской (813-820). Свт. Трифона, патриарха Константинопольского (933).Прп. Никифора игумена Катавадского. Прп. Симеона Босого. Иконы Божией Матери "Моздокской".
Суббота, 3 Мая 2014 года.
Прп. Феодора Трихины (власяничника) (IV-IX). Прп. Александра Ошевенского (1479). Мч. младенца Гавриила Слуцкого (Белостокского) (1690). Свтт. Григория (593) и Анастасия (599), патриархов Антиохийских. Прп. Анастасия, игумена Синайской горы (695). Свт. Ветрана, еп. Малой Скифии. Сщмч. Анастасия II, патр. Антиохийского. "Кипрской" (392) и "Кипяжской" икон Божией Матери.