• slide10
  • slide6
  • slide9
  • slide8
  • slide1

5 неделя Великого поста (2014)

 Благовещение Пресвятой Богородицы 

5 1

 

Святейший патриарх Тихон

5 2

 

ВЕЛИЧАНИЕ БЛАГОВЕЩЕНИЮ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Архангельский глас вопием Ти, Чистая: Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

СЛОВО СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА КИРИЛЛА В ПРАЗДНИК БЛАГОВЕЩЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

5 3Всех вас сердечно поздравляю с великим праздником Благовещения Пресвятой Богородицы…. Благовещение по-гречески — Εὐαγγελισμός, а Евангелием называется самая главная книга Нового Завета. И смысл у двух слов один — Благая весть. Божией Матери была дарована свыше Благая весть о том, что Она будет Матерью Сына Божиего и Сына Человеческого, Господа нашего Иисуса Христа. Празднуя этот великий день, мы и вспоминаем Благовещение о Рождении Сына Божиего и Сына Человеческого.

Но была и иная Благая весть, которую ангел открыл Деве Марии. И часто наше внимание как-то проходит мимо этой Благой вести, которая по значению своему не меньше той, что в нашем сознании непосредственно связана с воспоминанием о Благовещении. Что же это за Благая весть, равная по силе той, что свидетельствовала о рождении Сына Божиего и Сына Человеческого? «Дух Святый найдет на Тя, и сила Вышняго осенит Тя. Потому и рождаемое Святое назовется Сыном Божиим, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его, и Царству Его не будет конца» (см. Лк. 1:31-35). Вот эти поражающие сознание слова «Царству Его не будет конца» и являются второй частью — не по значению, а чисто синтаксически — единого послания Бога роду человеческому, которое мы сегодня так торжественно вспоминаем.

Пресвятая Дева узнала, что Сын Ее будет иметь Царство, у которого нет конца. Это послание, конечно, выпадало из Ее личного опыта — оно выпадает из опыта любого человека, потому что люди не мыслят себе истории, включая свою собственную историю, свою собственную жизнь, без конца. Конец — это то, что непременно должно наступить. Для нас конец — это смерть. Конец для всей вселенной — это грозное, предвозвещенное Богом завершение человеческой истории, открытое нам в Апокалипсисе.

А что же означает «Царство, которому не будет конца»? Когда начинается это Царство? Где это Царство? Совершенно очевидно, что Царство это наступило тогда, когда родился Сын Божий. Он жил в простых человеческих условиях, в доме плотника. До 30 лет о Нем мало кто знал, и Евангелия сохранили так мало эпизодов из Его детской жизни. А затем три года, которые словно взорвали всю такую затхлую и тяжелую духовную атмосферу античного мира. Три года, которые произвели духовную и нравственную революцию в истории человечества.

Может быть, эти три года и есть то самое Царство? Но ведь им наступил конец — Спаситель вознесся, и нет Его здесь, на земле. Нет, то Царство — это иное царство, оно не связано напрямую с физическим бытием этого мира. Источником того Царства не является то, что служит источником любого явления в этом мире, будь то явление физическое, политическое, общественное. Здесь чаще всего источником является человек, человеческое общество, человеческие законы, человеческая сила — ведь именно так устрояются человеческие царства, которым всегда приходит конец. Но Царство, о котором архангел Гавриил сказал Пресвятой Богородице, иное. Его источником является Бог, потому что только вечный Бог может создать нечто, что не имеет конца. А как же опознается это Царство? Где оно? Может быть, оно в будущем, может быть, его еще нет? Оно наступило с пришествием в мир Спасителя. Это есть некий параллельный духовный мир, параллельная реальность. Ни спереди, ни сзади, ни справа, ни слева — Царство объемлет течение человеческой истории, и сама история развивается в духовном лоне этого Царства.

А можно ли как-нибудь его увидеть, прикоснуться к нему? Повествование о воскрешении Лазаря — это и есть соприкосновение с тем Царством, которому не будет конца. Господь Иисус Христос Божественной силой воскрешает мертвеца, наводя ужас на всех присутствующих, потому что тот уже три-четыре дня пробыл в гробовой пещере — и вышел по зову Спасителя, обвитый саваном, погребальными пеленами (см. Ин. 11:1-45). От них, наверное, плохо пахло, они уже слиплись. Это было страшное зрелище, и Господь говорит: «развяжите его». Наверное, Он торопил людей — нужно было положить конец этой картине разложения и гибели человека и явить иную картину, иной образ — образ Божественного царства.

И в личности воскресшего Лазаря Царство врывается в человеческий мир, его созерцают сотни людей — ведь именно поэтому такое огромное количество людей, потрясенных воскресением Лазаря, встречали Спасителя, когда Он восходил в Иерусалим. Но, может быть, это единственный, уникальный случай соприкосновения людей, живущих в этом мире, с тем Царством, которому не будет конца? Совсем нет. И сегодня каждый из нас имеет возможность прикоснуться к этому невечернему Царству Божественной славы. Мы чувствуем присутствие этого параллельного мира, когда открываем ум свой, душу свою навстречу Богу в молитве; когда причащаемся Святых Христовых Таин и чувствуем, как благодать Божия преобразует нашу природу, дает нам силы, разум, мир, радость. Мы соприкасаемся с этим Царством всякий раз, когда встречаемся со светлыми, святыми людьми, живущими по закону Божиему. Глядя в их светлые глаза, мы видим отблеск этого Царства. Мы соприкасаемся с этим Царством, когда соприкасаемся с красотой Божиего мира, потому что грех извратил нравственную природу человеческого бытия, но не мог извратить красоту мироздания, красоту космоса, красоту Земли. Мы соприкасаемся с этим Божественным царством тогда, когда поражаемся силой, чистотой человеческого творчества; когда говорим о том или ином произведении искусства, будь то словесное или изобразительное, что художник «имел в себе искру Божию». Мы говорим, что без этой искры не было бы этого произведения, не 5 4было бы этого прозрения, не было бы этого явления гармонии; и говорим правду, потому что искра Божия, воспламеняющая талант человека, — это тоже сигнал из параллельного мира, из Божиего Царства.

Мы питаемся энергией того Царства, и неизвестно, что было бы с миром, с космосом, с родом человеческим, если бы тот мир и этот не имели великой связи, которую мы именуем током Божественной благодати. Энергия того Царства переходит в энергию земной жизни. Именно та самая энергия и воскресила Лазаря. Именно та самая энергия и воспламеняет таланты человеческие. Именно та самая энергия дает людям мужество отстаивать то, что для них дорого, в первую очередь веру, не боясь никаких гонений и никаких глумлений. И мы знаем, что вся история Церкви отмечена множеством примеров мученичества и исповедничества.

Но разве без той, внеземной Божественной силы мог бы слабый человек воскреснуть, или пойти поперек общего течения, или идти на смерть ради веры своей, не боясь никаких самых страшных мучений? То самое великое Благовещение, дарованное Деве Марии, помогает нам понять, что произошло с миром и с человеком в результате того, что Она, Пречистая Дева, родила Сына Божиего и Сына Человеческого, Господа нашего Иисуса Христа. Действительно, мир стал другим. Не тот самый эмпирический мир, в котором мы живем, — полный злобы, клеветы, лжи, насилия. Он так и будет бороться сам с собою, стараясь вовлечь в эту борьбу тех, кто стремится прикоснуться к миру иному, и мы знаем, чем закончится бытие этого мира. Но для того чтобы он не поглотил нас, мы никогда не должны забывать о том, что совсем рядом, не где-то на каком-то физическом расстоянии, а пронизывая и проникая в каждого из нас, существует иной, Божественный мир, о котором получили мы откровение через Благовещение Пресвятой Девы Марии. И пусть это Благовещение, которое тогда так наполнило радостью, уверенностью чистую и святую Деву, и сегодня даст силу и уверенность всем нам, живущим великой надеждой на то, что «Царству Его не будет конца», и что каждый из нас через веру, молитву, открытость навстречу слову Божиему через Таинства Церкви, соприкасается с этим вечным миром Божественной славы. Аминь.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

http://www.pravoslavie.ru/news/52769.htm

БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

5 5«Если когда-либо подобает человеку радоваться, торжествовать и с веселием восклицать, если когда-либо само время требует говорить о великом и славном и испрашивать для себя возвышенность мысли, красоту речи и убедительность слов, то я не вижу, какая пора может быть для этого лучше сегодняшнего дня, в который с Небес на землю явился Ангел, принося всякое благо. Ныне Небо величается, ныне земля веселится, ныне вся тварь радуется, и даже Тот, Кто содержит Небеса, не отделяется от праздника. Настоящие события являются подлинным торжеством. Все соединяются в едином образе радости, все исполняются единого веселия: Творец, все твари, Сама Матерь Творца, Которая и нашей природе, и нашим собраниям, и нашим торжествам сделала Его причастным», – так говорит праведный Николай Кавасила о празднике Благовещения Пресвятой Богородицы.

И радоваться есть чему. Обратимся к истории человечества.

Премудрый Творец вселенной создал Небо, населив его чинами Ангельскими, и землю, украсив ее различными растениями и животными, после чего, взяв персть земную, создал из нее человека по Своему образу и подобию, который стал венцом творения. Бог поселил человека в раю, «не много умалил его пред Ангелами: славою и честью увенчал его; поставил его владыкою над делами рук Своих; все положил под ноги его: овец и волов всех, и также полевых зверей, птиц небесных и рыб морских, все, преходящее морскими стезями» (см.: Пс.8: 6-9). Адам и Ева имели в раю все блага, но желая стать, «как боги, знающие добро и зло» (Быт.3: 5), нарушили заповедь о невкушении плодов с древа познания добра и зла – и потеряли все. Не удержался человек в этом своем царственном достоинстве и «приложися скотом несмысленным и уподобися им» (Пс.48: 13).

Церковь говорит нам о дальнейшей судьбе Адама: «Изгнан был Адам из рая сладостного вкушением горьким, по невоздержанию не сохранив заповеди Владыки, и осужден был возделывать землю, от которой сам был взят, и со многим пόтом есть хлеб свой. Сел Адам тогда и заплакал напротив рая сладостного: "Сетую, стенаю и плачу, созерцая Херувимов с пламенным мечом, поставленных охранять вход в Эдем, недоступный для всех преступников"».

С того трагического часа многие и многие поколения людей плакали и стенали, в болезнях рождая детей, в поте лица добывая хлеб с земли, изобильно покрытой волчцами и терниями, несущей на себе печать проклятия. Такова была жизнь людей, потерявших Бога и не имеющих сил самостоятельно к Нему вернуться.

Но не оставил Милосердный Господь Свое неразумное творение. «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3: 16). «Послал Бог Сына Своего в мир, чтобы мир спасен был чрез Него» (см.: Ин.3: 17), чтобы Сын Божий, восприняв от Девы человеческую природу, возвел человека в божественное достоинство.

 «Послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария.

Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами» (Лк.1: 26-28).

5 6Первые слова Небесного Вестника, обращенные к Пречистой Деве, были призывом к радости: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою». И с того дня Благовещения этот Небесный призыв к радости обращен к каждому из нас, потому что день Благовещения стал началом нового времени, радостного времени нашего спасения. И апостол призывает нас: «Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь» (Флп.4: 4). «Всегда радуйтесь» (1 Фес.5: 16), потому что отнято от земли проклятие, наложенное на нее с момента грехопадения первых людей; потому что человек избавлен от греха, проклятия и смерти и получил возможность взойти на Небо и воссесть одесную Бога Отца, став богом по благодати, по усыновлению.

Сама смерть в свете Благовещения утратила свой безысходный ужас и стала радостью. Об этом и свидетельствует Крест, который Церковь выносит на средину храма сегодня, в Неделю 4-ю Великого поста. Если в Римской империи казнь на кресте была самой позорной и мучительной и вызывала отвращение и ужас, то теперь Крест стал нашей радостью. Смерть как раньше, так и сейчас не перестала быть тайной. Человеческий разум не способен проникнуть в тайну Креста, не может в полной мере постигнуть то, что совершилось на Кресте, не в силах осознать, смерть Богочеловека Иисуса Христа, Спасителя нашего. То, что люди по ограниченности своего сознания, по скудости словарного запаса называли смертью, стало вхождением в новую жизнь, жизнь с Богом – в Царство Небесное, которое «не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим.14: 17).

В этом наша радость. И этой радости не было бы, если бы не было Благовещения, если бы однажды Архангел Гавриил не обратился к Деве Марии со словами: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами» (Лк.1: 28), а Пречистая со смирением не ответила бы: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк.1: 38).

И если кто-то еще не способен жить этой радостью во Святом Духе, не способен войти в радость Господа своего, то только потому, что земля слишком сильно привязала его к себе, что заботы о плотском поглощают его без остатка, что грех продолжает господствовать над ним. Но это поправимо.

Используем благодатное время Великого поста, чтобы очистить себя от греховной скверны, и «Господь неба и земли даст тебе радость вместо печали твоей» (Тов.7: 17).

«Оглянись, Иерусалим, на восток, и посмотри на радость, грядущую к тебе от Бога» (Вар.4: 36). Аминь.

Архимандрит Иосиф (Еременко)

Проповедь в неделю Марии Египетской

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

5 7Сегодня, в пятое воскресенье Великого поста, Святая Церковь особо прославляет одну из величайших своих подвижниц - преподобную Марию Египетскую. Читая её житие, не перестаешь изумляться величайшему подвигу покаяния, который совершила эта преподобная матерь.

Нам, живущим в XXI веке, может показаться, что всё, что мы знаем о преподобной Марии для нас не достижимо. Конечно, многое отличает нас. Во-первых, это время её и нашей жизни, во-вторых, преподобная подвязалась в пустыне, а мы живем в большом городе… Но не случайно в эти постные дни Церковь напоминает нам о её земной жизни. Мы знаем, что смысл поста заключается в очищении своей души и сердца от множества грехов и пороков. Образ истинного чистосердечного слезного покаяния являет нам жизнь преподобной Марии Египетской.

После того, как Мария дала обещание Божией Матери оставить прежнюю жизнь, она не только не возвращается в свой город, но сразу удаляется в иорданскую пустыню для того, чтобы прожить там 47 лет. Все это время она постоянно просила Бога о том, чтобы Он простил её согрешения, а она была тяжкой грешницей.

Перед тем, как мы совершим тот или иной грех, дьявол внушает нам мысль, что ничего страшного не произойдет, что все так живут и все это совершают. И когда человек, поддавшись дьяволу, совершает грех, ему внушается другая мысль: «Вот какой ты грешник! И ты хочешь просить о прощении? Не будет тебе никогда прощения». Жизнь преподобной Марии Египетской свидетельствует о том, что Господь готов простить любой наш грех. Конечно, это не значит, что можно согрешать тяжкими грехами. Но если кто-то согрешал ранее, то он не должен отчаиваться, а должен из глубины покаянного сердца обратиться к Милостивому Создателю в надежде, что Господь простит содеянные согрешения.

Каждый из нас должен помнить, что прощение заключается не только в том, чтобы Господь Своей благодатью очистил наше сердце, но и в том, чтобы мы исправили свою жизнь и никогда более не возвращались к грехам, которые были свойственным нам в нашей жизни. Вот чему учат нас жизнь и подвиг преподобной Марии Египетской.

5 8Отцами Церкви было заповедано в это пятое воскресенье Великого поста за Божественной литургией читать евангельское повествование апостола Марка. В нем говорится о том, как Господь сказал Своим ученикам, что Ему надлежит идти в Иерусалим. И Он объяснил для чего Он идет туда: «поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его; и в третий день воскреснет» (Мк.10,34). Казалось бы, эти слова должны были вызвать в учениках сострадание, жалость к своему Божественному Учителю. Но что происходит: двое учеников, Иаков и Иоанн, просят Его дать им сесть одному по правую, другому по левую сторону в славе Его. Но Господь не упрекает их, а говорит, что это не от Него зависит.

Далее Господь произносит очень важное поучение: «кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом. Ибо Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мк.10,45).    

Суетный, многогрешный мир, в котором мы живем, учит нас, что самое большое достижение в жизни человека, это когда он достигает определенного положения в обществе, и чем оно выше, тем лучше для человека. Но в очах Божиих ценность человека не в этом, а в том, чтобы человек служил другому человеку. Не случайно это евангельское поучение мы слышим в период Великого поста. Святая Церковь вновь хочет напомнить нам, что смысл нашей жизни в том, чтобы те, кто находится рядом, чувствовали нашу теплоту, нашу любовь по отношению к ним.

Сейчас мне бы хотелось обратить наше внимание не на общество в целом, не на всех окружающих нас людей, а на наши семьи. Порой в семьях нет ни мира, ни согласия, ни единства, ни любви. Часто бывает так, что в семье каждый считает себя первым, и хочет, чтобы только с ним соглашались и к нему прислушивались. А первенство заключается не в том, чтобы быть главнее других, а в том, чтобы быть рабом по отношению к тем, над кем я хочу быть первым. Если мы это поймем, тогда в наших семьях произойдут благие перемены: мы будем стараться прислушиваться друг к другу, стараться посвятить свою жизнь на благо другого человека.

Мы находимся в апогее Великого поста, - остается последняя седмица Святой Четыредесятницы. Все мы сейчас в пути. А куда же мы идем и для чего? А идем мы к Пасхе Господней. Идем для того, чтобы вместе со Христом пройдя через Голгофу, через крестные страдания и смерть, быть участниками и свидетелями Его славного Воскресения. Это Воскресение дает нам надежду на то, что и мы воскреснем, и будем жить вечно со своим Господом, - вот ради чего мы совершаем подвиг Великого поста. У нас есть еще немного времени, чтобы исправить нашу жизнь, исправить взаимоотношения с нашими родными, коллегами, принести Богу искреннее чистосердечное покаяние.

Помолимся из глубины наших верующих сердец преподобной матери Марии Египетской. Помолимся о том, чтобы она была для нас помощницей и поручительницей, такой же какой была для неё Царица Небесная. Чтобы она научила нас принести Богу полное искреннее покаяние и исправление жизни. И дай Бог, чтобы, принеся покаяние, мы приложили все усилия в нашей оставшейся земной жизни для исполнения заповедей Божиих. Аминь.   

Протоиерей  Валерий Захаров, 2013г.

РАДУЙТЕСЬ, РАЗВРАТНИКИ КАЮЩИЕСЯ...

Характеристики «мира сего» в устах Иисуса Христа емки и кратки. «Кто постыдится Меня и Моих слов в роде семпрелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий…» (Мк. 8:38)

Два слова: «Прелюбодейный и грешный». Хотя прелюбодеяние тоже грех, нельзя, очевидно, сказать просто «грешный». Нужно все же выделить прелюбодеяние в отдельную категорию, потому что это – грех господствующий. И не говорит Господь: «в роде сем, вороватом, лицемерном, корыстном, ханжеском, жестоком», и прочее, и прочее. Всего этого перечислять не надо, а вот прелюбодеяние – надо. «В роде сем прелюбодейном и грешном».

О Лоте и о Содоме сказано, что он «живя между ними (содомлянами), ежедневно мучился в праведной душе, видя и слыша дела беззаконные» (2 Пет. 2:8) Притом еще и назван «праведным» тот, кто после бегства из гибнущего города стал отцом собственных внуков, поскольку в пьяном виде спал с дочерьми. Сказано, что Господь «праведного Лота, утомленного обращением между людьми неистово развратными, избавил» (2 Пет. 2:7)

Итак, если человек не вполне святой мучается, живя между любителями всякого беззакония, то как же нужно было мучиться Господу Иисусу, живя среди людей! Это нашим больным глазам нынешнее состояние человечества представляется чем-то привычным и естественным. Чистым глазам Богочеловека это же зрелище предстает, возможно, чем-то похожим на лепрозорий.

Становится понятным горький возглас Иисусов: «О, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас?» (Мф. 17:17) Опять два слова: «неверный и развращенный». Неверность означает и склонность к измене, и непостоянство в добре, и подмешивание лжи в истину. А развращение понятно без объяснений. «Неверный и развращенный», «прелюбодейный и грешный», таков наш мир, согласно кратким Христовым характеристикам. А, значит, таковы и мы в нем, потому что нельзя одной из ниток ковра сказать, что «в этом ковре все нитки грешные, кроме меня». Нет. Если мы все еще живем по понятиям, и обычаям мира сего (обычаи всегда сильнее законов), то все характеристики мира относятся к нам напрямую.

Нужно внутреннему человеку выйти из привычного круга мертвых понятий; выйти, как евреям – из Египта. Тогда исполнится слово Христово из последней Его молитвы: «Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла. Они не от мира, как и Я не от мира» (Ин. 17:15-16)

Блажен, кто понимает, о чем речь, и не только понимает, но и делает. Тот усыновляется Богу, по сказанному: «выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас. И буду вам Отцом, и вы будете Моими сынами и дщерями» (2 Кор. 6:17-18)

5 9Мир таких не любит. «Таких», это тех, кто живет «здесь», но не «по-здешнему». Те, кто в грехе полагает счастье, те «дивятся, что вы не участвуете с ними в том же распутстве, и злословят вас» (1 Пет. 4:4). Сначала просто дивятся и едко злословят. Потом…

Но скажет некто: «Я весь осквернился, весь испачкался. Что делать мне? Как освящаться?». То же делать, что и всем христианам. И тот, кто свят с пеленок, и тот, кто грешен до седин, должны духом пламенеть и Господу служить. Евангелие возвещено грешникам. Только нужно ушами сердца расслышать голос Доброго Пастыря и не делать вид, что вы ничего не слышали. «Ибо довольно, что вы в прошедшее время жизни поступали по воле языческой, предаваясь нечистотам, похотям (мужеложству, скотоложству, помыслам), пьянству, излишеству в пище и питии и нелепому идолослужению» (1 Пет. 4:3)

Вот к кому обращено слово спасения: и к скотоложникам, и к мужеложникам, и к пьяницам, и к идолопоклонникам. А поскольку совесть все мучит и мучит; и поскольку примеры утешают лучше всего, то есть и особая радость для всех людей, чья память, как архив, полна воспоминаниями, свидетельствующими против самого человека. Эта радость – жизнь Марии Египетской.

Веселитесь, замученные совестью блудники и блудницы! Радуйтесь, развратники, сердцем уставшие от разврата! Пакостники, вылезайте на свет Божий и перестаньте бояться дневного света! Все, осквернившие ум и плоть обесчестившие, рцыте Богу: «Слава Твоему милосердию!». Приспела память великого человека, сумевшего развернуться от грехов к Господу не на 45 градусов, и не на пол-оборота, как большинство, а всецело. В градусах это – 180.

И плоть бесилась, и сатана злился, и мир издалека щелкал зубами на убежавшую добычу (прочтите Житие). А она знала одно занятие – плач, и одну Заступницу – Матерь Распятого и Воскресшего. Теперь собеседница ангелов, тезоименитая Богоматери, святая имеет силу помогать грешникам. Таков закон Духа: «Как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь» (Евр. 2:18)

Закон сей как для Воплотившегося Единородного, так и для любящих Его.

О, Мария, глубоко павшая и великих высот затем достигшая, молись о нас, живущих в мире, не победивших плоть и принимающих в себя раз за разом «раскаленные стрелы лукавого» (СМ. Еф. 6:16).

Горько и страшно думать о том, до каких глубин ты опускалась. Но Божественным весельем дышит твое исправление. Читая и слушая о тебе, мы все понять должны, что твоя святость - не только твоя святость. И грехи твои, это не твои только грехи.

Общий грех на тебе отразился и стал всему миру виден. И общее спасение на тебе проявилось, и об этом нельзя не знать.

Твое дело ныне – радоваться, наше – трудиться и каяться. Помогай нам, просим. Помогай, Мария. И не только в день твоей памяти.

Протоиерей Андрей Ткачев

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после молебна у мощей святителя Тихона, Патриарха Всероссийского

5 10Именно в этот день, который мы прославляем как начало нашего спасения — «днесь спасения нашего главизна»(тропарь Благовещению Пресвятой Богородицы), — в этот день святитель Тихон, избранный промыслом Божиим к несению Патриаршего служения в Отечестве нашем в самое тяжелое, пожалуй, за всю историю страны время, мирно отошел ко Господу. Даже вне зависимости от физической причины смерти, которая до сих пор покрыта мраком и никому не известна, он отошел мирно, потому что, как святой угодник, был принят Господом в Свои небесные обители.

С исторической точки зрения святителю Тихону мало что удалось сделать. Не удалось предотвратить раскола Церкви, уничтожения храмов, расстрела священников и монахов. В этом смысле его служение было тяжким крестом — в нем было очень мало радости. Может быть, только первое ликование народа в связи с избранием на Патриарший престол, грандиозные крестные ходы, в том числе на Красной площади, в Петербурге, в других местах, куда приезжал святитель, духовно поддерживали его в тяжелейшем служении. Но с каждым месяцем ситуация становилась все более и более тревожной, опасной, разрушительной для Церкви.

Но святитель Тихон сделал самое главное. Он сохранил Церковь нашу — пусть ущемленную, пусть разрушенную, пусть разделенную, — но сохранил в самое трудное время. Когда раскол набирал силу, когда государственная власть, стремясь к уничтожению Церкви, поддерживала всяческие разделения, когда, казалось бы, у Православной Церкви не оставалось никаких шансов выжить, когда Православную Церковь пренебрежительно называли «тихоновской» — не Христовой, не Православной, а «тихоновской», словно один из расколов, как один из вариантов Православия, когда очень многие, убоявшись государственной силы, а некоторые и поддавшись пропаганде, переходили в стан раскольников, он не дрогнул. Что было бы, если бы и Патриарх ушел в раскол? Сегодня не было бы Православной Церкви, народ лишился бы благодати. Но он не ушел, он остался в Церкви, хотя пространство церковное сужалось с каждым днем, и в этом непреходящая историческая заслуга святителя.

5 11А потому все, что произошло после Патриарха Тихона, стало продолжением его трудов. И приснопамятный Святейший Патриарх Сергий, и последующие Первосвятители земли нашей продолжали то, что начал Святейший Тихон, — сохранять, оберегать, а когда открылась возможность, то и преумножать духовную силу русского Православия.

Сегодня мы вспоминаем его имя и, молитвенно взывая к нему, просим, чтобы, предстоя Всевышнему, он молился о Церкви нашей, о сохранении ее единства, чтобы нигде — ни в современной России, ни на Украине, ни в Белоруссии, ни в каком другом месте — ни расколы, ни ереси не могли потрясти единство нашей Церкви, которая хранит Предание, начавшееся с Киевской купели Крещения, которая, объединяя народ, всегда была Матерью любящей и заботливой. В особенности, когда наступали тяжкие исторические моменты, когда решалась судьба Отечества, Церковь, вознося горячие молитвы и жертвенно трудясь во благо своего народа, исполняла эту материнскую миссию. Верим, что молитва святителя Тихона будет услышана Господом, и Церковь наша продолжит свое служение по заветам святителя, память которого мы ныне торжественно празднуем.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

 http://www.patriarchia.ru/db/text/2894173.html

Время тишины

Все мы слышали и читали о том, что Бог есть Любовь. Но чтобы почувствовать эту Любовь, чтобы хоть отчасти пропитаться ею, нужно потрудиться, нужно пройти через испытание. Через Пост.

Пост — это семь недель, которые можно прожить по-разному. Можно так, чтобы потом всю жизнь помнить эту Любовь, стремиться к ней непрестанно. Можно проще — без явных откровений, по мере своих скромных сил. Макаронно-жаренокартошечная диета, двухразовая исповедь и, если Господь сподобит, то Причастие. Можно стать частью прихода, прочесть «Лествицу» или сокращённое «Добротолюбие», отправить посылку в детский дом... Можно сделать массу неплохих и, в общем-то, обычных дел, которые в наше время сойдут за чудачество и блажь у «нормального» большинства. А затем все это положить в свой личный «запасник». И когда-то, быть может, эта крупица вдруг вырастет и наполнится смыслами.

Когда это случится — знает только Он. Может, в Пятидесятницу, когда от запаха зелени в храме спирает дыхание, и хочется радоваться, купаться и всех поздравлять. Может, в светлый, не по-августовски белый праздник Преображения, когда вкус кислых яблок становится вдруг сладким и воздушным. А может и в хмурое ноябрьское утро, когда по пути на работу ты вдруг различишь внутри едва приметное движение, начало которому положил Великий пост. И тогда всё вдруг закрутится, паззл сложится, и ты поймёшь, что всё не напрасно, что совсем рядом то, чему нет начала и конца.

Всё может случиться скоро — а может через пять, десять или двадцать лет, когда и надежда на истинную веру начнёт угасать. У Бога всё возможно. Даже великопостное упрямое голодание порой трансформируется в духовное насыщение. И горделивый труд — «я смогу семь недель без колбасы» — обратится в смиренное: «Мне в принципе и не до неё-то уже».

Можно, конечно, вообще сделать вид, что ничего не происходит. Нет поста. Была Масленица, а потом сразу наступила Пасха. Сначала объелись блинами и сожгли чучело, а потом «разговелись» куличами, съездили на кладбище и всем своим разложили конфет. Бывает и так... Выбор за нами. Господь не принуждает, Он только предлагает и даёт. Мы — выбираем. Но чаще — сами себя обкрадываем, отказываясь от общения с Ним. Нам трудно принять Его дар. Так мы сами у себя забираем эти семь недель подготовки к соприкосновению с Вечностью. Мы, к сожалению, выбираем время. Хотя оно, как и мы, кончится.

И Пасха не Пасха, когда за период поста в твоей душе ничего не изменилось хотя бы на градус. Каким это время будет для нас? Обыденным или тайно-радостным — ведь Он грядёт... Звенящим от звука собственного голоса и проблем — или тихим, ведь только в тишине можно услышать, как Он стучит в двери?

Для одних пост — научиться не завидовать, для других — не гневаться, для третьих — не быть навязчивым. Для кого-то пост — повод заглянуть в свою душу, для кого-то — в души других, чтобы понять, что там всё несколько иначе, чем у тебя.

Думается, что отличительной особенностью поста Великого является какое-то тихое замирание. Остановка «внешней» жизни. Но остановка такая, которую никто бы не поставил в упрёк. Не безволие и апатия, а, напротив, напряжённость воли и собранность всех чувств. Чтобы глядя на такой твой «привал», всем бы захотелось остановиться и помолчать...

Самопроверка на духовную «вшивость» невероятно трудна. Мы не умеем быть объективными. Ведь самомнение и эгоизм не дают нам возможности честно судить. Ни себя, ни других. Поэтому и не должны. Когда мы берём на себя роль Судии, на глазах — словно шоры. Мы беспощадны к другим и снисходительны к себе. А надо бы наоборот... И для этого тоже — пост.

Мы тараторим о счетах за свет, о неудобном начальстве, о незаслуженных хворях, об изношенных ботинках, об избалованных детях. И только собственное молчание вдруг расставляет всё на свои места. Потому что начинаешь слышать не свой, а Его голос. И Он с тобой говорит, между прочим, не только о Вечности, но порой и о бытовых мелочах. И Евангелие, в том числе, об этом. В одной и той же притче пересекаются и время и вечность. И когда начинаешь хоть на йоту понимать, и даже не понимать, а как-то чувствовать эту тишину поста, тогда и болезни становятся заслуженными, и дети — более понятными. И если обратиться сначала к Нему, а потом к себе, то эти семь недель внутренней тишины пролетят, как растянутый миг. Тогда бог станет Богом. А мы в светлый праздник Пасхи с уверенностью сможем свидетельствовать о Его Воскресении.

Юлия Чертова

http://otrok-ua.ru/sections/art/show/vremja_tishiny.html

Православный Календарь с 6 Апреля 2014 г. по 12 Апреля 2014 г.

Воскресенье, 6 Апреля 2014 года. Неделя 5-я Великого поста.

Великий пост. Прп. Марии Египетской (переходящее празднование в 5-ю Неделю Великого поста). Предпразднство Благовещения Пресвятой Богородицы. Прп. Захарии монаха, иже в Латре. Свт. Артемона (Артемия) , еп. Селивкии Писидийской, также именуемого Селунским (I-II). Прп. Захарии, постника Печерского, в Дальних пещерах (XIII-XIV). Мчч. Стефана и Петра Казанских (1552). Прп. Иакова исп. (VIII-IX). Свщмч. Парфентия, патр. Константинопольского. Иконы Божией Матери, именуемой "Тучная Гора".

Понедельник, 7 Апреля 2014 года. 6-я седмица Великого поста (ваий).

5 12Великий пост.  Благовещение Пресвятой БогородицыПреставление свт. Тихона, патриарха Московского и всея Руси (1925). Прп. Саввы Нового (1948).Иконы Благовещения Божией Матери (XVI). 

Вторник, 8 Апреля 2014 года.

Великий пост.  Собор Архангела Гавриила. Сщмч. Иринея, еп. Сирмийского (304). Мчч. Вафусия и Верка пресвитеров, Арпилы монаха, мирян: Авива, Агна, Реаса, Игафракса, Искоя, Силы, Сигица, Сонирила, Суимвла, Ферма, Филла и мцц. Анны, Аллы, Ларисы, Моико, Мамики, Уирко, Анимаисы (Анимаиды), Гаафы, царицы Готфской и Дуклиды (ок. 375). Прп. Малха Сирийского (IV). Прп. Василия Нового (ок. 944). Свщмч. Евсевия, еп. Кивала и мч. Пуллия. 

Среда, 9 Апреля 2014 года.

Великий пост. Мц. Матроны Солунской (III-IV). Мчч. Мануила и Феодосия (304).Прп. Иоанна прозорливого, Египетского (394-395). Прп. Кирика Фракийского.Прор. Анания. Прп. Павла, еп. Коринфского. 

Четверг, 10 Апреля 2014 года.

Великий пост. Прп. Илариона Нового, игумена Пеликитского (ок. 754). Прп. Стефана чудотворца, исп., игумена Триглийского (ок. 815). Прмч. Евстратия Печерского, в Ближних пещерах (1097). Прп. Илариона Псковоезерского, Гдовского (1476). Мчч. Ионы и Варахисия и с ними Занифана, Лазаря, Маруфана, Нарсина, Илии, Марина (Мара), Авива, Сивсифина и Саввы (ок. 330).Св. кн. страстотерпца Бояна, Болгарского (ок. 830). Св. Исихия Богослова, пресвитера Иерусалимского. 

Пятница, 11 Апреля 2014 года.

Великий пост. Прпмч. Марка, еп. Арефуссийского, мч. Кирилла диакона и иных многих при Иулиане пострадавших (ок. 364). Прп. Иоанна пустынника (IV). Свт. Евстафия исп., еп. Вифинийского (IX). Прпп. Марка (XV) и Ионы (1480) Псково-Печерских. Новосвщмч. Павла Войнарского и иже с ним Павла и Алексия (1919). 

Суббота, 12 Апреля 2014 года. Лазарева суббота, воскрешение прав. Лазаря

Великий пост. Прп. Иоанна Лествичника, игумена Синайского (649). Свт. Софрония, архиеп. Иркутского (1771). Прор. Иоада (X в. до Р.Х.). Апп. от 70-ти Сосфена, Аполлоса, Кифы, Кесаря и Епафродита (I). Св. Еввулы, матери вмч. Пантелеимона (ок. 303). Прп. Иоанна безмолвника (VI). Прп. Зосимы, еп. Сиракузского (ок. 662). Свт. Иоанна, патр. Иерусалимского. Свщмч. Захарии, еп. Коринфского. 

По благословению митрополита  АЛЕКСАНДРА

Главы  Митрополичьего  Округа РК

Паломнический центр  приглашает  посетить  Святые  места

ГРЕЦИИ – ИТАЛИИ   с 14 июня по 21 июня 2014г.

5 131 день.  14 июня. Суббота. Вылет из Алматы 5.40. Киев. Вылет в Афины и на Корфу. Молебен у мощей святителя Спиридона  Тримифунтского. Ужин и расселение в гостинице. 

5 142 день. 15 июня. Воскресение.  Литургия в храме святителя Спиридона Тримифунтского. Обзорная экскурсия по острову с посещением храма, где обретены мощи апостолов Иаосона, Сосипатра. Памятник Федору Ушакову,  храм Влахерской Божьей Матери. Ужин. Паром в Бари.

3 день. 16 июня. Понедельник.  Бари. Молебен у мощей святителя Николая Чудотворца. Пешеходная экскурсия по старому городу. Размещение в гостинице.

4 день. 17 июня. Вторник. Литургия в базилике святителя Николая Чудотворца. Обед. Отъезд в Рим.

5 155день. 18 июня. Среда. Рим. Церковь во имя Честного Животворящего Креста Господня. Святая лестница, по которой  Господь поднимался в дом Пилата. Капиталийский холм, храм Божьей Матери- Жертвенник Небесный. (мощи равноапост. Елены, хр. муч. Вонифатию  (мощи его) и

человека Божия Алексия).

6 день. 19 июня. Четверг. Собор апостола  Петра в Ватикане. Экскурсия по Ватикану.

7 день. 20 июня. Пятница.  Храм  вмч.  Екатерины, молебен. Свободное время.

8 день. 21июня. Суббота.   Отъезд в аэропорт.

Телефоны для   справок 317-317-2,   8 702 220 1988,

315-315-2,-транс. Авиа.

 

Икона дня

Православный календарь

Расписание богослужений

Богослужения в нашем храме совершаются ежедневно

Начало богослужений:

В будни – утром в 8.00 ч., вечером в 16.00

В воскресные дни – утром в 7 и 9 чч., вечером в 16.00