Икона Божией Матери «Нечаянная радость»
Икона Божией Матери «Нечаянная радость»
Проповедь об исцелении расслабленного у Овчей купели
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Христос Воскресе!
В нынешний воскресный день, который именуется четвертой неделей по Пасхе, Святая Церковь предложила нашему благочестивому вниманию евангельское повествование, рассказывающее об исцелении расслабленного человека.
Господь и Спаситель наш Иисус Христос находился в Иерусалимском храме. По окончании Своей молитвы в храме выходя из города, Он проходил мимо купели, при которой было пять притворов. Там находилось множество страждущих и болящих людей. Среди них был расслабленный человек, который в течение уже 38 лет находился на этом месте. Дело в том, что раз в году в воды этой купели снисходил ангел, и тот, кто первым спускался в неё, получал исцеление. 38 лет этот человек находился там в ожидании, что кто-нибудь поможет ему спуститься в воды купели сразу после того как в них сойдет ангел.
Подойдя к расслабленному, Господь обратился к нему и спросил: хочешь ли быть здоров? И этот человек в кротости и смирении ответил Христу, что он не имеет человека, который помог бы ему спуститься в воды купели. Тогда Христос сказал ему: «встань, возьми постель твою и ходи» (Ин.5:8). Так и поступил этот расслабленный, за что получил осуждение от книжников и старейшин, потому что исцеление произошло в субботу, а по ветхозаветному закону человек в субботу не имел права ничего делать.
Прошло какое-то время, и Христос вновь встретил этого исцеленного человека в Иерусалимском храме и сказал ему: «вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» (Ин.5:14).
Мы знаем, что слово Божие для каждого из нас назидательно и спасительно. Так какой же урок мы можем почерпнуть из этого евангельского повествования? Конечно, мы можем увидеть в нем неизреченную Божественную любовь и силу, благодаря которой многие люди получали и получают от Бога Его милости. Мне хотелось бы обратить ваше внимание на то, что та купель прообразовала собой купель нашего крещения. В Таинстве Крещения мы также получили спасающую и освящающую нас Божественную благодать. Но если там, около Иерусалимского храма ангел Божий сходил в воды Овчей купели, то при совершении Таинства Крещения Сам Господь Бог Дух Святой снисходит и освящает спасительные для нас воды.
Почти сорок лет расслабленный находился у Овчей купели. Сорок – священное число. Мы знаем, что еврейский народ сорок лет шел по пустыне в надежде обрести обетованную землю; в течение сорока дней Господь постился на вершине горы. Число сорок означает некую полноту. И все это время расслабленный с надеждой и со смирением ожидал своего часа, в его жизни не было места для ропота. Как мы в своей жизни не похожи на этого евангельского расслабленного! Конечно, мы похожи на него в том, что мы тоже расслабленны, - если не телом, то душою. Но в отличие от него мы не имеем терпения и твердого упования на милость Божию. Случись что-либо с нами, - и вместо того, чтобы с надеждой обратиться к Богу и с терпением переносить всё, мы начинаем роптать, проявлять недовольство, жаловаться. Поэтому когда мы будем вспоминать об этом человеке, пусть его образ будет для нас положительным добрым уроком, который научает нас терпению и надежде на то, что Бог никогда не забывает о Своем творении, Он всегда рядом и всегда готов протянуть нам руку Своей Божественной помощи.
И еще хотел бы обратить ваше внимание, братья и сестры, на то, что сказал Господь исцеленному человеку позже, когда встретил его в храме: «вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» (Ин.5:14). Из этих слов следует, что та болезнь, то расслабление было следствием его грехов. И мы должны знать, что многие болезни и нестроения в нашей жизни бывают по причине нашего отступления от Бога, по причине наших грехов. Поэтому прежде чем просить Бога о даровании исцеления необходимо приложить усилия для того, чтобы вырвать корень греха из нашего сердца.
Мне приходилось встречаться со многими людьми, в голосе которых слышались досада и упрек в адрес Бога. Совсем недавно один человек говорил мне, что он был в нашем храме и ставил свечку у какой-то иконы. Зашел в храм он не случайно, а потому что у него решался очень важный вопрос. Но вопрос положительно не решился. И этот человек посетовал: «И зачем же я приходил, зачем ставил свечку?» Вот так и мы часто готовы роптать: «Господи, я же просил у Тебя, я свечки ставил, молебен заказывал, а Ты не услышал моего обращения».
Причина не в Боге, а в нас. Конечно, надо поставить свечку, заказать молебен, - это всё естественно и необходимо, так делали наши предки, так должны делать и мы. Но каждый из нас должен помнить о главном: наша жизнь во Христе. Если мы рассчитываем только получать от Бога, ничего не отдав Ему, то мы обречены на жалкое существование. Каждый из нас должен быть соработником Богу. Каждый из нас не должен быть сторонним наблюдателем борьбы, которая происходит между Богом и дьяволом. Если мы осознаем это и начнем жить так, как должны жить христиане, тогда есть надежда на то, что и мы также как и этот евангельский расслабленный получим всё необходимое для нашей земной жизни.
Сейчас мы переживаем праздник Христова Воскресения. Это величайшее событие вселяет в нас добрую надежду на то, что воскресший Господь воскресит и наши души. Мы должны стремиться к тому, чтобы быть достойными детьми нашего Господа. Дай Бог, чтобы каждый из нас, находясь в своем расслаблении, не забывал о том, что Бог близок к нему и что Господь в любой момент хочет протянуть руку Своей Божественной помощи. Каждый из нас должен без ропота, но с надеждой и благодарностью Богу переносить всё, что встречается на его жизненном пути. Тогда и мы услышим спасительные слова, с которыми Господь обращался ко многим людям: «Иди, вера твоя спасла тебя». Воист ину Хрис тос Воскресе! Аминь.
Протоиерей Валерий Захаров, 2013г.
Преподобный Нектарий Оптинский. Непредсказуемый святой
«Неисследимы пути души твоея, непостижимы тайны сердца твоего, преподобне отче Нектарие, но яко лучи пресветлые словеса твоя благовествуют нам Царствие Божие, еже внутрь себе сокрыл еси. Темже Христа Бога моли спасти и просветити души наша». Этот тропарь преподобному Нектарию Оптинскому был найден среди других набросков в духовном дневнике оптинского новомученика иеромонаха Василия. Его акафист старцам оптинским остался незавершенным, но мы верим, что там, где уже нет смерти, оба они, и монах-мученик, и старец, сохранивший веру среди гонений, славят Господа и молятся о нас, о России, о Церкви земной.
«Неисследимы пути души твоея»
…Пожалуй, лучше и не выразить. Преподобный отец Нектарий был, возможно, самым «сокровенным» из оптинских старцев. Ведь что видели случайные посетители, что оставалось в памяти о внешнем? Игрушечки: крошечные автомобили, самолетики и поезда, подаренные ему кем-то когда-то, цветные кофточки, надетые поверх подрясника, странные обувные «пары» – башмак на одной ноге, валенок – на другой. Молодых братиев же смущали его музыкальные ящики и граммофон, пластинки с духовными песнопениями…Одним словом, «странным» и уж очень непредсказуемым был этот батюшка.
Он почти никогда не выходил за ворота Иоанно-Предтеченского скита, и его появление в самом монастыре могло быть вызвано лишь необходимостью оказать послушание настойчиво приглашавшему его для беседы настоятелю монастырей Калужской епархии. Однако подолгу живший в Оптиной писатель Сергей Нилус вспоминал и о неожиданных «вмешательствах» отца Нектария в их «дачную» жизнь, когда, вернувшись вместе с женой к себе, после случившегося им во время паломничества искушения, они вдруг обнаруживали завершенные рукой старца оставленные на время без присмотра свежие картины. То солнечный пейзаж «окунется» в дождь и небо на нем прорежут молнии, то во всю ширь небесную появится сделанная угольком по-французски печальная надпись « le nuage » (туча).
– Ах, батюшка, ну и проказник!
А «проказник» порой и сам дожидался их на террасе, посматривая, что выйдет из его затеи. Смахнет рукавом подрясника угольную пыль, и, глядишь, ничего не осталось от душевной смуты.
…Игрушки, забавные сказочки – о том, например, как кот спас Ноев ковчег от зловредной мыши, задумавшей по внушению лукавого прогрызть пол, и заслужил тем всему кошачьему роду особое почтение и «право на блаженство», – шутки, присказки. Казалось, в этом — он весь. И немногим удавалось рассмотреть, почувствовать сразу, что, чудачествуя, о. Нектарий скрывает данное ему Богом второе зрение – дар прозорливости, предвидения.
Случалось, ошибались на его счет и опытные священники. Однажды владыка Феофан Калужский, посетивший Оптину, с изумлением наблюдая за тем, как старец одну за другой стал своих куколок «сажать в тюрьму», «побивать» и выговаривать им что-то невнятное, отнес все это к возрастной немощи. Смысл же всех этих таинственных манипуляций прояснился для него намного позднее, когда большевики заключили его в тюрьму, подвергли унижениям, а после – ссылке, где владыка очень страдал от хозяина – владельца дома. Слова, сказанные старцем и показавшиеся тогда невразумительными, относились к тому, что ожидало епископа в будущем.
Сам же отец Нектарий отзывался о себе так , чтобы у посетителей и мысли не возникло об его духовной одаренности : «Старец Герасим был великий старец, потому у него был лев. А мы малы – у нас кот». Или: «Как могу я быть наследником прежних старцев? Я слаб и немощен. У них благодать была целыми караваями, а у меня ломтик».
Такими и подобными этим словами он не только ограждал людей от чувств неполезных, но и себя – от всего ложного и выспренного. За странноватой формой была постоянная духовная собранность, трезвость – «оружие», необходимое монаху в «невидимой брани». Внутренняя же его жизнь оставалась тайной, известной одному лишь Богу.
«Благовествуя Царствие»
Мудрость о. Нектария проистекала из опыта его жизни. Оставшись семи лет от роду без отца и долгие годы проживший в услужении у чужих людей, он еще прежде поступления в монастырь навык и трудолюбию, и терпению. Через внешне случайные обстоятельства – старший приказчик хозяина задумал женить его на своей дочери и надо было получить благословение на этот важный шаг – еще в юности попал он в Оптину. Однако поездка эта изменила всю его жизнь: после беседы со старцем Амвросием он был принят скитоначальником, о. Иларионом, в братию и уже не возвращался в мир.
«Круглый сирота, совершенно нищий», – как вспоминал сам он много лет спустя, – отец Нектарий чувствовал себя в монастыре, где было множество образованных братиев, «последним из учеников». И только с годами оценил это неожиданное «преимущество». Как важно для монаха сохранить это самое чувство – ученичества и недостоинства, ведь оно одно способно защитить душу от духовной гордости – «самоцена». Но именно его выделил из числа других послушников опытный взгляд отца Амвросия. «Подождите, Николка проспится, всем пригодится», – по привычке рифмой отвечал он жаловавшимся на о. Нектария старшим братиям.
Лишь спустя одиннадцать лет после поступления в монастырь Господь удостоил его монашеской мантии. Пройдет еще время, и уже к нему начнут направлять старцы за духовным советом и наставлениями.
Краткие слова о. Нектария, дошедшие до нас, благодаря письмам и воспоминаниям о нем, поражают ясностью. В них – мудрость духовная, ум высшего свойства. Вот только некоторые из них: «Человеку дана жизнь для того, чтобы она ему служила, а не он ей, т.е. человек не должен делаться рабом своих обстоятельств, не должен приносить свое внутреннее в жертву внешнему. Служа жизни, человек теряет соразмерность, работает без рассудительности и приходит в очень грустное недоумение; он не сознает, зачем живет». Словно «выжимка», сердцевина из духовных сочинений свт. Феофана Затворника! Такое вот простое напоминание о том, что Господь призывает человека к жизни разумно-свободной и бессмертной, такой, где Дух проницает и наполняет смыслом все — и душевное, и относящееся к заботам плоти.
Или еще: «Молитвой, словом Божиим всякая скверна очищается. Душа не может примириться с жизнью и утешается лишь молитвой, без молитвы душа мертва перед благодатию». О высшей потребности души, о голоде духовном, который может удовлетворить только пища того же свойства – духовная.
Дар рассуждения соединялся у о. Нектария с дарованиями и более поразительными: молитвой необыкновенной силы и прозорливостью. Одним он предсказывал монашеское призвание, других же, напротив, удерживал от поспешных шагов, благословляя на создание семьи, что и исполнялось вскоре. Свидетельств такого рода сохранилось достаточно.
И при этом одним из самых ярких, индивидуальных его качеств оставался интерес к внешнему течению жизни. Не покидая скита, он с удовольствием читал научные журналы, изучал отдельные дисциплины, даже брал уроки французского языка и живописи, нередко говоря о себе: «Я к научности приникаю». Потому-то и молодежь, обращающуюся к нему, он никогда не удерживал от возможности получения высшего образования, напоминая только о том, что необходимо правильно соотносить ценности веры и знания: «Юноши, если вы будете жить и учиться так, чтобы ваша научность не портила нравственности, а нравственность научности, то получится полный успех в вашей жизни».
В самом деле, какова будет научность, велика ли ей цена, если дух поврежден и сердце нечисто? Уважительное, и вместе с тем далекое от культовости, поощрения пристрастий отношение к науке привлекало к отцу Нектарию духовных воспитанников из числа интеллигенции и ученых. Часто люди просто не могли поверить в то, что у старца нет не только университетского, нет никакого образования. На недоумения он отвечал обычно: «Вся наша образованность от Писания».
И так – всю жизнь: между преумножением знаний, опытности духовной и сохранением простоты с оттенком юродства, которая удерживала его от того, чтобы хотя бы на минуту войти в роль «старшего брата», не имеющего нужды ни в смирении перед Отцом, ни в покаянии. Когда в 1903 г . братия единогласно избрали о. Нектария духовником обители и старцем, батюшка и на этот раз явился в собрание, в чем был застигнут – в разной обуви, и долго отказывался принять на себя возложенную на него обязанность «по скудоумию», смирившись с ней лишь за послушание архимандриту.
Тяжелый крест
Дар пророчества считается не только одним из самых высоких (недаром, о нем говорит и апостол, как о том, к чему должно стремиться больше всего), но и одним из самых нелегких. Задолго до событий 1917 г . в монастыре стали замечать, что юродство батюшки все чаще принимало характер «подсказок», смысл которых, однако, не так-то просто было разгадать. Он то вдруг начинал ходить в халатике, из-под которого «светились» оголенные голени, то устраивал вдруг у себя целый склад из стеклышек, камешков и разных бросовых вещей со словами: «Это у меня музей».
Все это вспомнилось уже в 20-е – 30-е годы, когда граждане стали ходить и в присутственные места, на службу, по новой моде без чулок и без нижнего белья, а в Оптиной, в самом деле, был организован музей, с помощью которого еще удавалось какое-то время спасать обитель от разгрома. Каково же было старцу при этом знании, когда каждый день был для него приближением к той черте, за которой не будет их великой России?
Очень редко батюшка говорил открыто. Так, он произнес однажды: «…1918 год будет еще тяжелее. Царь будет убит вместе с семьей. Замучен».
Многих монахов тогда ожидали этапы, лагеря, а некоторых – тюремные истязания и смерть за Христа. В 1923 году арестовали и отца Нектария. Но Господь уберег его для поддержки и утешения людей в годы гонений на Православие. По выходе из тюрьмы старец поселился у одного из жителей села Холмищи Брянской области. Люди съезжались к нему отовсюду. И в те годы, когда, казалось, все было потеряно безвозвратно, ободряюще, уверенно звучали его слова: «Россия воспрянет и будет материально не богата, но духом будет богата, и в Оптиной будет еще семь светильников, семь столпов». До конца 20-х держал он молитву за Россию, за тех, кто жил в миру, в постоянной опасности, и за тех, кто томился в заключении, за живых и усопших, за убиенных и пропавших без вести. Скончался он в 1928-м, на чужбине, далеко от своей родной обители, «вне града».
А десятилетия спустя мощи его были перенесены «домой», в Оптину, еще прежде, чем были восстановлены храмы, и внешний вид монастыря утратил признаки разорения. Как будто антиминс на престоле, они были положены у основания поднимавшейся из руин обители. И уже новое поколение монахов, глядя на конец последних оптинских подвижников, черпало силы для того, чтобы понести и трудности первых лет, и испытание, выпавшее на долю монастыря в 1993 году.
Мария Дегтярева | 11 мая 2009 г.
Источник: http://www.pravmir.ru/prepodobnyj-nektarij-optinskij
Цена внимания
Чин внимания себе для живущего посреди мира
В православии мало пошаговых инструкций. Духовная брань — бесконечное личное творчество. В помощь новоначальному — краткое наставление святителя Игнатия (Брянчанинова) о том, как важно для христианина быть внимательным к себе, а также несколько практических советов, как в течение дня, посреди суеты, удержать внимание.
Душа всех упражнений о Господе — внимание. Без внимания все эти упражнения бесплодны, мертвы. Желающий спастись должен так устроить себя, чтоб он мог сохранять внимание к себе не только в уединении, но и при самой рассеянности, в которую иногда против воли он вовлекается обстоятельствами. Страх Божий пусть превозможет на весах сердца все прочие ощущения: тогда удобно будет сохранять внимание к себе, и в безмолвии, и среди окружающего со всех сторон шума.
Благоразумная умеренность в пище, уменьшая жар крови, очень содействует вниманию к себе, а разгорячение крови, как то: от излишнего употребления пищи, от усиленного телодвижения, от воспаления гневом, от упоения тщеславием и от других причин — рождает множество помыслов и мечтаний, иначе — рассеянность. Святые отцы предписывают желающему внимать себе, во-первых, умеренное, равномерное, постоянное, воздержание в пище.
Проснувшись — в образ ожидающего всех человеков пробуждения из мёртвых — направь мысли к Богу, принеси в жертву Богу начатки помышлений ума, ещё не принявшего на себя никаких суетных впечатлений. С тишиною, очень осторожно, исполнив всё нужное по телу для вставшего от сна, прочитай обычное молитвенное правило, заботясь не столько о количестве молитвословия, сколько о качестве его, то есть о том, чтоб оно было совершено со вниманием, и, по причине внимания, чтоб освятилось и оживилось сердце молитвенным умилением и утешением.
После молитвенного правила, опять всеми силами заботясь о внимании, читай Новый Завет, преимущественно же Евангелие. При этом чтении тщательно замечай все завещания и заповедания Христа, чтобы по ним можно было направлять свою деятельность, видимую и невидимую. Количество чтения определяется силами человека и обстоятельствами. Не должно обременять ум излишним чтением молитв и Писания, также не должно упускать обязанностей своих для неумеренного упражнения молитвою и чтением. Как излишнее употребление пищи расстраивает и ослабляет желудок, так и неумеренное употребление духовной пищи ослабляет ум, производит в нём отвращение от благочестивых упражнений, наводит на него уныние. Для новоначального святые отцы предлагают частые молитвы, но непродолжительные. Когда же ум возрастёт духовным возрастом, окрепнет и возмужает, тогда он будет в состоянии непрестанно молиться. К христианам, достигшим совершенного о Господе возраста, относятся слова святого апостола Павла: Желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения (1 Тим. 2, 8), то есть бесстрастно и без всякого развлечения или парения. Свойственное мужу ещё не свойственно младенцу.
Озарившись при посредстве молитвы и чтения Солнцем правды, Господом нашим Иисусом Христом, да исходит человек на дела дневного поприща, внимая, чтоб во всех делах и словах его, во всём существе его царствовала и действовала всесвятая воля Божия, открытая и объяснённая человекам в евангельских заповедях.
Если выпадут свободные минуты в течение дня, употреби их на чтение со вниманием некоторых избранных молитв, или некоторых избранных мест из Писания, и ими снова подкрепи душевные силы, истощаемые деятельностью посреди суетного мира. Если же этих золотых минут не выпадает, то должно пожалеть о них, как о потере сокровища. Что утрачено сегодня, не надо потерять в следующий день, потому что сердце наше удобно предаётся нерадению и забывчивости, от которых рождается мрачное неведение, столько гибельное в деле Божием, в деле спасения человеческого.
Если случится сказать или сделать что-нибудь противное заповедям Божиим, то немедленно врачуй погрешность покаянием, и, посредством искреннего покаяния возвращайся на путь Божий, с которого уклонился нарушением воли Божией. Не медли вне пути Божия! — Приходящим греховным помышлениям, мечтаниям и ощущениям противопоставляй с верою и смирением евангельские заповеди, говоря со святым патриархом Иосифом: Как же сделаю я сие великое зло и согрешу пред Богом? (Быт. 39, 9). Внимающий себе должен отказаться от всякой мечтательности вообще, как бы она ни казалась приманчивою и благовидною: всякая мечтательность есть скитание ума, вне истины, в стране призраков несуществующих и не могущих осуществиться, льстящих уму и его обманывающих. Последствия мечтательности: утрата внимания к себе, рассеянность ума и жестокость сердца при молитве; отсюда — душевное расстройство.
Вечером, отходя ко сну, который по отношению к жизни того дня есть смерть, рассмотри действия свои в течение мимошедшего дня. Для того, кто проводит внимательную жизнь, такое рассматривание незатруднительно, потому что по причине внимания к себе уничтожается забывчивость, столько свойственная человеку развлечённому. Итак, припомнив все согрешения свои делом, словом, помышлением, ощущением, принеси в них покаяние Богу с расположением и сердечным залогом исправления. Потом, прочитав молитвенное правило, заключи богомыслием день, начатый богомыслием.
Куда уходят все помышления и чувствования спящего человека? Что это за таинственное состояние — сон, при котором душа и тело живы, и вместе не живут, чужды сознания своей жизни, как бы мёртвые? Сон так же непонятен, как и смерть. Во время его покоится душа, забывая самые лютые горести и бедствия земные, в образ своего вечного покоя; а тело!.. если оно восстаёт от сна, то непременно воскреснет и из мёртвых. Сказал великий Агафон: «Невозможно без усиленного внимания себе преуспеть в добродетели». Аминь.
Святитель Игнатий (Брянчанинов)
http://otrok-ua.ru/sections/art/show/cena_vnimanija.html
Как готовиться ребенку к первой исповеди
Исповедь ребенка
По традиции нашей Церкви, исповедь детей начинается в семилетнем возрасте. Это совпадает с переходом из детства в отрочество. Ребенок достигает первой ступени духовной зрелости. Крепнет его нравственная воля. В отличие от младенца, он уже имеет внутренние силы противиться соблазнам.
Первая исповедь — событие особое в жизни детей. Она может надолго определить не только отношение к исповеди, но и направление его духовной жизни. К ней родители должны готовить ребенка все предшествующие годы, живя в благодатном опыте Церкви. Если они смогли воспитать в ребенке благочестие, то смогут подготовить его к первой исповеди так, что этот день будет для него праздником.
У ребенка мышление по преимуществу наглядно-образное, а не понятийное. Его представление о Боге формируется постепенно, по образу отношений его с родителями. Он ежедневно слышит молитву: «Отче наш…» — «Отец наш…» Сам Господь в притче о блудном сыне использует это сравнение. Как отец обнимает возвратившегося к нему сына, так и Бог с великой радостью принимает кающегося человека. Если в семье отношения строятся на любви, то нетрудно объяснить сыну или дочери, почему нужно любить своего Небесного Родителя. Для детей это так же естественно, как любить родителей. Ребенку надо как можно чаще говорить о Божественной любви. Мысль о любящем Боге вызывает у него чувство раскаяния и желание не повторять скверные поступки. Конечно, к семи годам дети уже знают, что существует рай, что будет когда-то суд, но мотивы их поведения этим не определяются. Абсолютно недопустимо пугать детей и говорить, что Бог накажет. Это может полностью исказить представления ребенка о Боге. У него в душе будет тягостное чувство страха. Позже такой человек может потерять веру.
В подготовке к исповеди важно дать почувствовать ребенку, что он уже достаточно взрослый и может сам оценивать свои поступки. Беседа не должна напоминать урок, который он обязан запомнить. Не нужно стеснять его свободу. Он искренне может раскаиваться только в том, что сознает как неправильный и плохой поступок. Тогда рождаются желание и решимость исправиться. После исповеди ребенок должен почувствовать облегчение, сходное с тем, какое испытывает он, когда родители с доверием и любовью прощают своим детям проступки.
Ваня Шмелев помнил свою первую исповедь всю свою жизнь: «Выхожу из-за ширмочки, все на меня глядят — очень я долго был. Может быть, думают, какой я великий грешник. А на душе так легко-легко» (Шмелев И.С. Лето Господне).
Дети в семь лет часто бывают застенчивыми. Родители должны начать беседы об исповеди задолго до этого события. Тогда ребенок постепенно привыкнет и будет ждать с некоторым волнением, но без робости. Каждый раз надо говорить с ним об этом очень спокойно, подчеркивая, что он уже большой и многое умеет делать самостоятельно.
Первое участие ребенка в Таинстве покаяния — это не генеральная исповедь взрослого человека, обремененного за десятилетия множеством грехов. В семь лет дети делают только первые опыты, проходят первые уроки в школе покаяния, в которой они будут учиться всю свою жизнь. Поэтому важна не столько полнота исповеди, сколько правильная настроенность ребенка. Родители должны помочь ему осознать то, что может представлять опасность для его духовного развития, что может укорениться и приобрести силу навыка. Такими опасными грехами являются: лукавство, ложь, самомнение, хвастливость, эгоизм, неуважение к старшим, зависть, жадность, лень. В преодолении вредных, греховных привычек родители должны проявить мудрость, терпение и настойчивость. Они должны не подсказывать грехи и не указывать прямо на образовавшиеся в душе ребенка недобрые привычки, а убедительно показать их вред. Только такое покаяние, которое совершается с участием совести, приносит плоды. Родители должны искать причины появления в душе ребенка греховных навыков. Чаще всего они сами заражают ребенка своими страстями. Пока они не победили их в себе, исправление не даст заметных результатов.
При подготовке к исповеди важно не только помочь ребенку увидеть грехи, но и побудить его к приобретению тех добродетелей, без которых невозможно иметь полнокровную духовную жизнь. Такими добродетелями являются: внимание к своему внутреннему состоянию, послушание, навык молитвы. Детям доступно восприятие Бога как своего Небесного Родителя. Поэтому им легко объяснить, что молитва является живым с Ним общением. Ребенку необходимо как общение с отцом и матерью, так и молитвенное обращение к Богу.
После исповеди родители не должны расспрашивать о ней ребенка; следует проявить всю полноту ласки и теплоты, чтобы как можно глубже запечатлелась в детской душе радость этого великого события.
Иеромонах Иов (Гумеров), Священник Павел Гумеров,
Фрагмент новой книги «Закон Божий»
Откуда в человеке совесть
В наше время многие рассуждают о том, как уберечь молодежь от растления. Но это крайне затруднительно, если в душе не будет веры в Бога. Ведь всё вокруг призывает ко греху, и внутренняя греховная природа к тому же клонится. И снаружи идет пропаганда, и внутри нет сопротивления. Тебя влечет отдаться страсти – и что в этом плохого, если Бога нет? А если есть вера в Бога у человека, то у него уже есть сдерживающий фактор – он знает, что Бог его видит всегда, и за каждое действие будет отвечать, согрешив, останется без Бога, а потом еще вечные муки. Поэтому даже атеисты, умные, мыслящие атеисты, вслед за Вольтером говорят: «Если Бога нет, то Его надо выдумать» – потому что иначе нравственность не сохранить.
Хочется сформулировать следующую аксиому: созидать и возвышать способна только истина, тогда как ложь разрушительна. Если же вера в Бога созидает душу, а атеизм разрушает, то значит истина на стороне веры. Иногда атеисты в ответ указывают на то, что верующие люди просто живут в постоянном страхе перед Богом за свои поступки и это стимулирует их нравственность, тогда как человек, свободный от религиозных убеждений, такого страха не испытывает. Но в том-то всё и дело, что бывает страх созидательный, полезный, а бывает разрушительный и вредный.
В христианской аскетике есть такое понятие – страх Божий, то есть особое благоговение перед Богом, страх согрешить и через это лишиться благодати Божией. Поэтому то, что пытаются высмеивать атеисты, есть страх нравственной ответственности перед Богом и есть страх благодетельный. Он уберегает человека от совершения многих ошибок. Это страх священный, созидательный. А затем вера дарует силу побеждать все мелкие, земные страхи. Для верующего человека вся его жизнь включена в Промысл Божий – здесь нет случайностей, и потому нет страха неизвестности. И человек, верующий во Всемогущего, Премудрого и Благого Бога, обретает душевный мир и покой, ведь такой человек понимает, что Бог, Который есть Любовь и Высшая Справедливость, ведет его к вечному благу.
Напротив, неверие сообщает человеку страхи в их самых низших формах, хотя бы уже потому, что атеизм есть исповедание своей обреченности на полное исчезновение. Для атеиста жизнь не имеет вечного смысла – здесь все зависит от простого случая равнодушной и жестокой природы, а значит, все исполнено страхом непредсказуемых, нелогичных и необъяснимых случайностей.
...Студент с тоской посмотрел на горку мелочи на столе. Завтра целый день в институте, а денег на обед... Двадцать, тридцать, сорок один рубль! Через турникет перепрыгну, это без проблем. А на сороковник куплю хлеба. Хорошо бы и молока пакет!
За стеной орал телевизор: Алена Павловна смотрела любимый сериал. Студент терпеть не мог это вечернее время, когда старушка, треща баранками, устраивалась перед экраном и смотрела все подряд.
Мы сказали, что вера содействует нравственности. Но почему в таком случае бывают высоконравственные атеисты, и вы наверняка это знаете, есть люди хоть и неверующие, но совершающие добродетельные поступки, даже жертвующие собой? Во-первых, душа по природе христианка. Даже если сам человек не воспринял веру, в глубине его души хранятся семена добродетелей, и иногда они могут прорастать. А во-вторых, у русского человека Православие, можно сказать, заложено в генах. Поэтому, когда идеологический исповедник атеизма совершал жертвенный поступок, то он все же проявлял сокрытое в глубинах его души христианское отношение к жизни.
В человеке заложен нравственный закон, то есть особое внутреннее свойство различения добра и зла, внутреннее требование правды, выражающееся в принципе: не делай другому того, чего себе не желаешь. Еще это называется голосом совести, который буквально повелевает, понуждает нас делать добро, а если мы поступаем иначе, то он осуждает нас, проявляет себя неким внутренним неприятным ощущением. Поучителен пример из Евангелия. Там повествуется о женщине, обличаемой фарисеями в прелюбодействе. Она действительно согрешила. А по законам того времени ее полагалось побить камнями, и никто не считал этого неправильным, ибо жесткие меры поддерживали в их обществе нравственность. Но вот Христос обратился к ним с такими словами: «Кто из вас без греха, первый брось на нее камень». Как сказано в Евангелии, «они же, услышав то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим» (Ин. 8: 7 – 9). То есть, фарисеи, хотя и были правы с точки зрения закона, но почувствовали обличение со стороны внутреннего нравственного закона, то есть совести.
Студент лег на кровать и закрыл глаза. Хорошо иметь квартиру в Питере. Живешь себе на Литейном, сдаешь за десятку. Хорошая прибавка к пенсии! Увнучила бы меня бабка! Жил бы бесплатно, ел бы от пуза! В животе заурчало. Может, пойти попросить в долг? Да ну ее! Она и так ворчит постоянно, что молодежь нынче непутевая, не хочет работать, живет без цели…
…В квартире было тихо. Студент лежал с открытыми глазами и мечтал. Куплю со стипендии колбасы, целый батон! Или нет, лучше пельменей! И с майонезом!
Существует несколько толкований природы совести. Биологическая точка зрения объясняет нравственный закон в человеке его стремлением к удовольствию и личной пользе. Жизненный комфорт, стремление получше устроиться в этой жизни – вот единственный критерий для различения добра и зла. Такая точка зрения вроде бы примитивна, на самом же деле, она самая распространенная. Суть ее такова. Каждый человек исходит из принципа: хорошо только то, что мне полезно и выгодно, плохо то, что мне невыгодно и вредно. Если же я ищу в этом мире собственной выгоды, то должен относиться терпимо к стремлению других людей к их выгоде. Иначе, препятствуя им, я и собственному благополучию наврежу.
Социальная точка зрения предполагает, что нравственный закон порождается социальной жизнью людей. Дело в следующем. В душу уже вложено чувство добра и зла, правды, справедливости, но общество может корректировать эти понятия, и под природное ощущение добра подгонять то, что идеологически выгодно обществу в данный момент. И все-таки общество не может регламентировать абсолютно всю нравственную жизнь человека. Известно, что люди самых разных культур и социальных классов могут иметь одинаковые нравственные воззрения, также как люди, живущие в одном обществе, могут иметь противоположную мораль. Свобода воли человека не сможет до конца вместиться ни в какую социальную среду. Поэтому при одинаковом воспитании люди вырастают совершенно разными.
...Студент тихо поднялся и, не включая свет, прокрался на кухню. У холодильника он остановился, помялся и дернул дверцу. На полочке розовела круглым боком колбаса. Это была ветчинная, его любимая! Студент закрыл дверцу и уселся на табурет. А что если отрезать кусочек? Совсем немного, с полсантиметра! Ну не меряет же она линейкой!
Студент решительно подошел к холодильнику. У нее тут и молоко, и творог, и даже масло сливочное! А ведь это на его деньги старуха шикует! На пенсию столько не наберешь! Студент достал колбасу, взял нож, помедлил минуту и резко отрубил кусок. Вот так-то! Имею право! Ничего! Она себе еще купит! Вот получит от меня за комнату – и купит!
Так что же это такое – совесть, или по-другому – внутренний нравственный закон, который открывается как высшая определяющая сила, как внутреннее ощущение высшей правды, так что человек порой не может освободиться от голоса своей совести, хотя бы и очень хотел этого? Повторим, что это универсальный, всеобщий закон, не зависящий от исторических, бытовых, культурных условий жизни человека. Но раз существует закон, значит, есть и Законодатель. Поскольку внутренний нравственный закон не имеет человеческого происхождения, значит, есть Тот, Кто этот закон в нас вложил.
Старец Паисий Афонский, этот человек глубокой мудрости, говорил: «Совесть является первым законом Божиим, который Он начертал глубоко в сердце первозданных людей и который впоследствии каждый из нас, рождаясь, получает от своих родителей как ксерокопию». Давайте задумаемся, а что значит само слово «совесть» – «со-весть», то есть «со-ведение» – это врожденное знание, нравственное чувство добра и зла. Она вложена в человека Создателем и поэтому часто называется голосом Божиим в человеке.
...Студент лежал на кровати с открытыми глазами. В животе уже не урчало, но почему-то сон не шел. Он вспоминал бабушку, которая вечером вытолкала его за дверь и приказала идти к Саньке, другу по детсаду, - возвращать пластмассового солдатика. Он не хотел идти, плакал, говорил, что завтра тихонько положит ему игрушку в шкафчик, будто там и лежала.
Но бабушка была непреклонна.
– Думаешь, можно украдкой делать гадости? А от себя разве спрячешься? Нет, дружок, совесть замучит! Уж лучше ты не шути с ней!
В тот раз он вернул солдатика, и Санька так радовался!
Сегодня он украл кусок колбасы и никогда теперь не избавится от этой тяжести. Не в желудке – в душе! От себя же не спрячешься…
Христианский взгляд на нравственный закон гласит, что человек создан по образу Божию (Быт. 1: 27) и призван к богоподобию, то есть, призван к царственному величию – это заложено в естество человека: «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17: 21), – говорил Господь. А царю стыдно поступать не по-царски. Когда мы перестаем соответствовать своему призванию, перестаем быть образом Божиим, то испытываем внутреннюю ущербность, муку несоответствия, как бы мы не оправдали надежды горячо любящего нас родного отца. Вот эта мука несоответствия и называется муками совести. И если говорить точнее, человек чувствует опустошение.
Человек на земле стремится к совершенству, хочет познать Истину, достичь счастья. Но в полноте всё это для нас здесь недостижимо. И все мы находимся перед дилеммой: либо само стремление к счастью и совершенству является самообманом, бессмысленной погоней за тенями, либо же действительно есть Бог, Который подаст ищущим полноту благ в вечности. И значит, сам нравственный подвиг человека здесь на земле, сам поиск истины и жажда высшего блага уже не напрасны.
Пасха.ру
Тропарь святителю Афанасию Великому
Столп был еси православия, Божественными догматы подтверждая Церковь, священноначальниче Афанасие: Отцу бо Сына Единосущна проповедав, посрамил еси Ария. Отче преподобне, Христа Бога моли даровати нам велию милость.
Кондак святителю Афанасию Великому
Православия насадив учения, злославия терния изсекл еси, умножив семя веры одождением Духа, преподобне, темже тя поем, Афанасие.
Православный Календарь с 11 Мая 2014 г. по 17 Мая 2014 г.
Воскресенье, 11 Мая 2014 года. Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном.
Перенесение мощей мч. Авраамия Болгарского (1230) Прав. Тавифы (I) Апп. от 70-ти Иасона и Сосипатра, Керкиры девы и иных, с ними пострадавших (I). Мчч. Дады, Максима и Квинтилиана (286). Свт. Кирилла, еп. Туровского (1183). Мчч. Саторния, Иакисхола, Фавстиана, Ианнуария, Марсалия, Евфрасия, Маммия (ок. 63). Мчч. Зинона, Евсевия, Неона и Виталия. Прп. Авксивия. Прп. Кириака Каргопольского.
Понедельник, 12 Мая 2014 года. Седмица 4-я по Пасхе..
Девяти мучеников Кизических: Феогнида, Руфа, Антипатра, Феостиха, Артемы, Магна, Феодота, Фавмасия и Филимона (286-299). Прп. Мемнона чудотворца.Мчч. Диодора и Родопиана диакона (284-305). Свт. Василия, еп. Захолмского или Острожского (в Черногории, Cербского) (XVI). Мч. Иоанна Валаха (Румынского). Прп. Нектария Оптинского (XX)
Вторник, 13 Мая 2014 года.
Ап. Иакова Зеведеева, брата Иоанна Богослова (44). Обретение мощей свт. Никиты, еп. Новгородского (1558). Свт. Игнатия Брянчанинова, еп. Кавказского и Черноморского (1867). Свт. Доната, еп. Еврии (ок. 387).Обретение мощей сщмч. Василия, еп. Амасийского (IV). Прп. Климента песнописца. Мч. Максима. Новомч. Аргиры (1752). Иконы Божией Матери "Страстной".
Среда, 14 Мая 2014 года. Преполовение Пятидесятницы.
Моздокской и Дубенской-Красногородской (XVII) икон Божией Матери (переходящее празднование в Преполовение Пятидесятницы). Прор. Иеремии (VI в. до Р.Х.). Прп. Пафнутия Боровского (1478). Прмчч. Афонских Евфимия (1814), Игнатия (1814) и Акакия (1816). Сщмч. Макария, митр. Киевского (1497). Прмч. Ваты Персянина (IV). Прп. Герасима Болдинского (1554). СВ. Тамары, царицы Грузинской (1213).Царевококшайской, или Мироносицкой (1647), Андрониковской (XIV) и именуемой "Нечаянная Радость" и Византийской икон Божией Матери.
Четверг, 15 Мая 2014 года.
Свт. Афанасия Великого, архиеп. Александрийского (373). Перенесение мощей блгвв. князей страстотерпцев Бориса и Глеба, во святом Крещении Романа и Давида (1072 и 1115). Свт. Афанасия, патриарха Константинопольского, Лубенского чудотворца (1654). Мчч. Еспера и Зои и чад их Кириака и Феодула (II). Блгв. и равноап. царя Бориса, во святом Крещении Михаила (906-907), принявшего Крещение со своим народом в IX веке (Болг.).Путивльской (1635) и Вутиванской икон Божией Матери .
Святитель Игнатий, моли Бога о нас!