32-я неделя по Пятидесятнице (13.01.2013)
Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя: и Дух в виде голубине извествоваше словесе утверждение: явлейся, Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе.
19 января - Святое Богоявление -
Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа
"Праздник, который мы с вами молитвенно отмечаем сегодня, имеет три наименования: Богоявление, Крещение и Просвещение. Богоявлением называется праздник потому, что при Крещении Господа явилась миру Пресвятая Живоначальная Троица. Бог Отец глаголал с небес о возлюбленном Сыне, Сын крестился от святого Предтечи Иоанна, и Дух Святой сошел на Сына в виде голубя. Крещением этот день именуется, поскольку Сын Божий погрузился в воды Иордана и освятил всю водную стихию, обновил Свое творение. С древних времен этот праздник назывался днем Просвещения и праздником Светов, потому что Бог есть Свет и явился просветить "седящих во тме и сени смертней" и спасти человеческий род от греха, проклятия и смерти.
В этот день по уставу святой Церкви и в храмах и на открытых водоемах совершается Великое освящение воды в память о Крещении Спасителя. Мы имеем от Господа драгоценный духовный дар, великую святыню - воду святого Богоявления. Освященная в праздник Крещения Господня вода называется в Православной Церкви великой Агиасмой - великой Святыней. К этой освященной воде христиане с древних времен имеют великое благоговение, бережно хранят ее на протяжении всего года в своих домах, близ святых икон.
Святость воды очевидно для всех проявляется в том, что она длительное время сохраняется свежей и неповрежденной. Эту святыню все православные христиане употребляют для окропления храмов и жилищ, как лекарство от душевных и телесных болезней, средство в борьбе с грехом".
Из проповеди митрополита Александра.
Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в праздник Святого Богоявления
Cердечно всех вас поздравляю с великим спасительным праздником Богоявления Господня!
Этот праздник, вместе с праздником Рождества, одновременно с которым он и отмечался в древности, свидетельствует о величайшей истине Божественного Откровения - о том, что Бог явился в мир. И не просто коснулся Духом Своим особо выдающихся, просвещенных людей, как то было в Ветхом Завете, но вошел в соприкосновение со всем родом человеческим, со всей природой, со всем космосом.
Все это стало возможным именно потому, что грех, который пытался разрушить Божий замысел о мире и человеке, грех, движимый темной диавольской силой, не сумел достичь победы. Ибо Христос, Сын Божий, став Сыном Человеческим, одержал победу над грехом, над злом. Он прошел жизненный путь, который был предназначен каждому человеку, - путь в полном общении с Богом-Отцом, в полном соединении Своей воли с Его волей, в Самом Себе полностью осуществив Божественный замысел о человеке.
Грех, не единожды побежденный, уже побежден; какие бы временные победы над людьми он ни одерживал, он надорван, у него нет силы господствовать над родом человеческим. И задача Церкви, задача каждого верующего человека заключается в том, чтобы не допустить господства греха и диавола над всем родомчеловеческим. Даже если по слабости люди сдают свои позиции перед искушениями и соблазнами, Церковь призвана оставаться несокрушимым островом свободы, где человек остается действительно свободным, потому что живет в соответствии с законом Творца и не покоряет свою волю диаволу и греху.
Это очень непросто - быть островом, когда вокруг бушует море, пытающееся его разрушить или поглотить. Но Сам Господь сказал, что врата ада не одолеют Церковь (см. Мф. 16:18); а это значит, что никогда не исчезнет Божия правда из человеческой жизни, никогда не исчезнут те, кто согласен, свободно и разумно приняв эту правду, жить по ней. И как бы ни были могущественны силы зла, им не дано победить тех, кто живет по закону Божиему, потому что так восхотел Господь, и Он, в Сыне Своем победив грех в человеческой истории, дает всем нам видимый и яркий знак этой победы. А совершается эта победа не столько нашими немощными силами, не столько силою ума, силой воли или силой чувств, сколько нашей верой, в ответ на которую Бог дает нам Свою энергию, Свою благодать, Свою силу.
Неслучайно, что в день Богоявления мы освящаем воду - как видимый знак соприкосновения материальной природы сего мира с Божественной благодатью и Божественной энергией. И мы знаем, что сия святая вода обретает совершенно особую силу - силу исцеления и вспомоществования. Но это не сила чародейства, не сила колдовства, которая действует вне зависимости от воли человека, - это благодатная Божественная сила, которая действует только тогда, когда мы имеем веру и когда мы главу свою и главу сердца своего преклоняем пред Господом.
Вот почему восприятие святой воды должно сопровождаться особым душевным состоянием. Мы не можем отнестись к этой воде как к некоему необходимому товару. Иногда в храмах после освящения воды люди пытаются как можно быстрее почерпнуть ее, шумят, иногда даже обижают друг друга, привнося зло и неправду в то место, где Божественная благодать соприкоснулась с нашей жизнью. Такое поведение является кощунством, за которое Бог наказывает, так что и святая вода в руках кощунствующего человека перестает быть святой, теряя свою силу. Ведь святая вода ни на кого не действует магически - она остается святой только в руках того, кто верит, кто волю свою стремится подчинить воле Божией, кто исповедует свои грехи и кто ясно чувствует Божие присутствие в своей жизни.
Вот почему важно, чтобы и в стране нашей Крещение не превращалось в фольклорный праздник, когда в прорубь нередко погружаются не для того, чтобы соприкоснуться с благодатью Божией, а лишь в силу некоего обычая. Пусть каждый, кто опускается сегодня в воду, помнит, что вода сия освящена, что он соприкасается со святыней, что выйти из этой проруби он должен другим, почувствовав не только физическую бодрость организма, но и освящение своей души, бодрость и силу духа. Тогда этой зарядки духовной, Божественной, хватит надолго.
Пусть Господь поможет нам силой Своей благодати хранить веру, хранить Божий закон в своих сердцах, сопротивляться греху и лжи в нашей жизни, преодолевать неправду, стоять крепко на том фундаменте, на котором Бог возжелал поставить нас, - на фундаменте веры, на камне Церкви (см. Мф. 16:18). И верим, что силой Божией преобразуется наша жизнь, жизнь нашего народа, что множество людей, готовых идти за Христом, сохранят в современной человеческой цивилизации остров духовной свободы, став свободными от пленения греху.
Собственно говоря, к этому и направлены все усилия тех, кто принимает на себя ответственность быть учениками Христовым. К этому направляются все усилия Церкви Божией, которую не одолеют врата ада. И пусть благодать Богоявления, благодать Иордана, как мы только что слышали в молитве, присутствует со всеми нами, укрепляя наши немощные человеческие силы для созидания жизни мирной, радостной, свободной от греха, жизни, дарующей людям то, к чему они так стремятся, - подлинное и непреходящее счастье. И да сохранит всех нас Господь силой Своей благодати. Аминь.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
www.patriarchia.ru
Повесть о праведном Иосифе Обручнике
Окончание:
В ту ночь Иосиф вновь увидел во сне Ангела:
- Встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его. - сказал небесный вестник.
Иосиф вскочил и разбудил Марию:
- Собирайся скорее! Нам надо немедленно уехать отсюда! Потом я Тебе все объясню...
На востоке еще не успел забрезжить рассвет, как они уже покинули Вифлеем. Впрочем, Иосиф то и дело оглядывался назад, чтобы посмотреть, не гонятся ли за ними люди Ирода. Как же теперь он бранил себя за вчерашние мечты! Нашел, чему радоваться! Нашел, чем гордиться! В его доме будет подрастать будущий Царь Иудейский! Нет бы подумать о том, что Ирод дрожмя дрожит за свой трон и готовубить каждого, в ком подозревает соперника... Нет, с него хватит чудес и знамений! Пропади они пропадом! Как говорится, только бы ноги унести!
Однако чем дальше оставался Вифлеем, тем больше успокаивался Иосиф. В самом деле, теперь самое страшное позади: их не настигнет даже самая быстрая погоня. Пожалуй, по пути в Египет им стоит заехать в Назарет и забрать с собой кое-какие вещи, в том числе плотницкий инструмент Иосифа: ремесло прокормит их и на чужбине. А заодно им нужно побывать в Иерусалиме. Ведь вот-вот исполнится сорок дней с тех пор, как родился Иисус. Значит, им надо посетить храм и исполнить все необходимые обряды. Когда-то еще они смогут вновь побывать там!
... Когда Иосиф и Мария с Иисусом на руках вошли в Иерусалимский храм, там было, как всегда, полно народу. Но вдруг люди начали почтительно расступаться, пропуская кого-то. Иосиф вгляделся: навстречу им медленно шел величественный старец, чем-то похожий на первосвященника Захарию. Подойдя к Марии, он протянул руки, взял Младенца Иисуса, пристально посмотрел Ему в лицо, словно пытаясь разглядеть что-то, ведомое лишь ему одному, а потом тихо произнес:
- Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицом всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля.
Потом он обратился к Марии:
- Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, - и Тебе Самой оружие пройдет душу, - да откроются помышления многих сердец.
- Господь пришел! Господь явился! - разнесся по храму ликующий женский голос. - Радуйтесь, люди, и веселитесь! Посетил Господь людей своих!
- Кто это? - спросил Иосиф стоявшего рядом пожилого человека, указывая на загадочного старца.
- Ты что, не знаешь? - удивился он. - Это же Симеон. Великий мудрец и праведник. Его весь Иерусалим знает. Говорят, ему было предсказано, что он не умрет, пока не увидит Спасителя. Вот он все живет и ждет Его... говорят, уже триста лет живет. Постой-ка! Ведь он сейчас сказал, что теперь может умереть, ибо увидел Спасителя... Выходит, этот Младенец и есть Спаситель? Вот и старая Анна, дочь Фануила, о том же вещает, а ведь она пророчица...
- Что за новая тайна? - думал Иосиф. - Разные люди называют Иисуса по-разному: кто Спасителем, кто Господом, кто Царем Иудейским. Так какой же Он Царь - земной или Небесный?
* * *
...- А ну стойте! Кошелек или жизнь!
В другое время Иосиф наверняка испугался бы разбойников. По правде говоря, он испугался их и сейчас. Но все-таки ему нельзя было давать волю страху. Ведь кто тогда защитит Марию с Младенцем Иисусом? Конечно, Иосиф понимал - он никудышный защитник. А потому велел своему старшему сыну Иакову сопровождать их в Египет. Он силен и смел... и все-таки ему не справиться с целой разбойничьей шайкой. Значит, вся надежда лишь на то, что Иосиф сумеет договориться с разбойниками. Ради Марии и Иисуса он должен это сделать.
- Вот, люди добрые, все, что у нас есть. - с этими словами Иосиф отвязал от пояса кошелек и протянул чернобородому разбойнику, преграждавшему им дорогу. - Возьмите. Только, сделайте милость, отпустите нас...
Развязав кошелек, разбойник высыпал себе на ладонь горсть медяков.
- И это все? Ничего себе добыча! Что будем с ними делать, братцы-молодцы?
- А ослик-то у них неплохой. - ухмыльнулся другой разбойник, самый сильный и свирепый на вид. И обратился к Марии:
- Эй! А ну, слезай с осла! Он нам самим пригодится!
Он подошел к Ней... и вдруг замер, уставившись на Младенца Иисуса:
- Какой красивый Младенец! Пожалуй, если бы Бог стал человеком, то не мог бы быть красивей, чем Он... Вот что, братцы: не будем брать грех на душу. Пусть они идут своей дорогой. Они - своей, а мы своей пойдем, авось, еще найдем, чем поживиться. Что ты сказал, Рувим? Попробуй только тронь их - будешь иметь дело со мной! Спрячь нож, я сказал! Не бойся, старик, мы вас пальцем не тронем. Уходите. Только смотрите, никому ни гу-гу, что видели нас тут... Понятно?
От неожиданности Иосиф не мог вымолвить ни слова. Вместо него разбойнику ответила Мария:
- Ты защитил этого Младенца. Знай - придет час, и Он щедро отблагодарит тебя за это.
И опять Иосиф не знал, чему удивляться больше. Тому ли, что разбойники с большой дороги вдруг передумали их грабить? Или загадочным словам Марии. В самом деле, что они означают? Чем Иисус сможет отблагодарить разбойника, вставшего на их защиту? Что за новая тайна? Впрочем, его куда больше интересует другое: доживет ли он до того времени, когда Иисус станет царем?
* * *
Они вернулись в Назарет лишь спустя несколько лет после своего бегства на чужбину. О том, что срок их вынужденного изгнания закончился, Иосифу опять возвестил Ангел, явившийся ему во сне:
- Встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца.
Да, жестокий царь Ирод, "искавший души" Иисуса, и ради этого приказавший перебить всех младенцев в Вифлееме, от двухлетних до только что рожденных, к тому времени уже умер. Но его преемник и старший сын Архелай был не лучше. Поэтому Иосиф задержался в Египте до тех пор, пока до него не дошли вести о низложении и ссылке Архелая. И лишь после этого они с Марией, Иисусом и Иаковом вернулись в родные края, в город Назарет. И зажили, как прежде: Мария вела хозяйство и рукодельничала, Иосиф плотничал, а Иаков с Иисусом помогали ему. Вот только отчего-то с ними больше не случалось никаких чудес. Что таить, Иосиф жалел об этом. Ведь он уже успел привыкнуть к чудесам, к тому, что ему, не священнику, не мудрецу, а простому плотнику, открываются тайны Господни, сокрытые от прочих людей. И вдруг чудеса прекратились, оставив Иосифу лишь одни воспоминания о себе.
А ведь сколько было чудес, когда они прибыли в Египет! Стоили им приблизиться к какому-нибудь тамошнему храму, как изваяния богов, которым поклонялись египтяне, падали со своих пьедесталов и разбивались, словно сокрушенные незримой рукой. Говорят, это происходило не только в городе Ермополе, возле которого поселились беглецы из Назарета, но и по всему Египту. А чудеса с деревьями! В окрестностях Ермополя росла большая персея, которой местные жители приносили жертвы, как божеству. Но, когда они с Марией и Иисусом приблизились к этому дереву, оно сотряслось, а потом склонило свою верхушку к земле, словно преклоняясь перед ними и предлагая отдохнуть от зноя в тени своих ветвей. С тех пор оно так и осталось склоненным... мало того, обрело целительную силу. А когда они пришли в село Натарею, близ Ермополя, то ствол дикой смоковницы разделился надвое, а ветви ее образовали подобие шатра, под которым они смогли отдохнуть с дороги.Мало того - поблизости от места, где Иосиф построил хижину, появился источник. В нем Мария купала Младенца Иисуса. И от его воды совершались исцеления. Но после этого поток чудес иссяк. Почему? Ответ на это был ведом только Господу.
Впрочем, еще одно чудо все-таки случилось. Это произошло, когда они, вместе с родственниками и знакомыми, по обычаю, ходили на праздник в Иерусалим. А по дороге домой вдруг хватились Иисуса. По правде сказать, это случилось не сразу. Потому что поначалу они решили - Он идет в Назарет вместе с родными и земляками. Лишь пройдя дневной путь от Иерусалима до Назарета, Иосиф и Мария убедились: Иисус и впрямь пропал. Где Он? Что с Ним? Ведь Он еще совсем Дитя, Ему всего двенадцать лет! Далеко ли до беды! Три дня Иосиф с Марией обыскивали Иерусалим, но так и не смогли найти Иисуса. Наконец, уже отчаявшись увидеть Его снова, они зашли в храм. И... увидели там Иисуса, сидящего среди учителей, слушающего и спрашивающего их, так что все слушавшие дивились разуму и ответам Его.
- Дитя! Что Ты сделал с нами! - в сердцах воскликнула Мария. - Вот, отец Твой и Я с великой скорбью искали Тебя...
- Зачем было вам искать Меня? - вопросом на вопрос ответил Иисус. - Или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?
Тогда Его слова пришлись Иосифу не по нраву: разве ребенок смеет так отвечать своим родителям? А как же заповедь: "почитай отца твоего и матерь твою... "? Но сейчас, на закате своей жизни, он вдруг понял: устами Иисуса Господь напомнил ему: смирись, человек. Ты - всеголишь служитель Моих тайн и зритель Моих чудес. А слуга не больше господина своего. И потому, говоря "да свершится воля Господня" он не должен втайне думать: да будет воля моя...
* * *
... Уже двое суток Иосиф находился в предсмертном забытьи. Временами до него доносились плач Марии, испуганный шепот сыновей: "отходит... отходит... " Лишь голоса Иисуса он не слышал ни разу. Хотя знал: Он вместе с другими стоит у его смертного ложа. Увы, Иосифу не удалось дожить до того времени, когда Иисус станет Царем Иудейским. Не удалось увидеть Его в царственном блеске и величии. Господь не дал ему стать свидетелем этой тайны. Но почему? Ведь Он вполне мог продлить ему жизнь, как продлил ее праведному Симеону, чтобы тот смог увидеть приход в мир Спасителя. Тогда почему же Бог этого не сделал?
И тут Иосифа вдруг осенила страшная догадка: он просто-напросто недостоин увидеть, как эта, самая главная и великая тайна из тех, служителем которых избрал его Бог, наконец-то станет явью. Ведь Иосиф был предан Ему не до конца. Да, он старался поступать по Божией воле... и все же слишком часто "искал своего". Даже Иисуса он хотел видеть земным царем, позабыв, что Тот - Господь, Царь Небесный, Спаситель, Чей приход в мир предсказывали пророки. Что ж, он достоин этой кары - никогда не увидеть Его Царства! А теперь ему настало время уходить.
Иосиф поднялся, подошел к двери и перешагнул порог. Он не слышал, как позади заплакала над его телом Мария, не почувствовал, как кто-то из сыновей закрыл ему глаза. Перед ним расстилалась дорога, широкая и бескрайняя, и он шагал по ней, не зная, что увидит в конце пути. Сколько Иосиф шел по этой дороге в бессолнечном стране мертвых... часы, дни, годы? Этого он не знал. По пути он встретил и своего покойного отца Иакова, и его брата Илию, и своего дедушку Матфата, и прадедушку Елиезера, и тех своих далеких предков, которых знал только по именам, и даже тех, чьих имен он вовсе не знал. Видел он и первосвященника Захарию с Елизаветой, и праведного Симеона, и пророчицу Анну, дочь Фануила. А вот и царь Давид, и Сим, и Ной, и сам праотец Адам... И всем им Иосиф говорил:
- Радуйтесь и веселитесь! Спаситель пришел! Я видел Господа, Спасителя нашего!
Слыша его, мертвые радовались, словно в стране и сени смертной вдруг воссиял свет надежды. А Иосиф шел дальше, зная - эта надежда не для него.
Но вдруг впереди блеснул ослепительный свет, ярче солнечного света. И перед изумленным Иосифом предстал Сам Господь, Царь Славы в блистающих ризах... и Иосиф узнал в Нем Иисуса. Он простер к Иосифу руки, словно призывая его в Свое Царство.
И тот радостно шагнул Ему навстречу.
В основе повествования: житие праведного Иосифа Обручника, а также "Сказание о Рождестве Христовом", "Сказание о поклонении волхвов", "Сказание о бегстве в Египет" Святителя Димитрия Ростовского (см. "Жития святых", декабрь, издание Свято-Введенского монастыря Оптиной Пустыни, 1992). В ряде случаев автор использовал данные из жития Пресвятой Богородицы.
www.diveevo.ru
15 января. Преставление, второе обретение мощей
прп. Серафима Саровского чудотворца
Преподобный Серафим Саровский Чудотворец
Немногие чудотворцы удостаиваются празднования дня их памяти дважды в году. Среди них - преподобный Серафим Саровский.
15 января отмечается день его кончины и память вторичного обретения святых мощей чудотворца, изъятых после революции в 1917 года. Серафим Саровский - один из наиболее почитаемых на Руси святых.
Все знали и чтили преподобного Серафима как великого подвижника и чудотворца. За год и десять месяцев до своей кончины, в праздник Благовещения, преподобный Серафим еще раз сподобился явления Царицы Небесной в сопровождении Крестителя Господня Иоанна, апостола Иоанна Богослова и двенадцати дев, святых мучениц и преподобных. ПресвятаяДева долго беседовала с преподобным, поручая ему Дивеевских сестер. Закончив беседу, Она сказала ему: "Скоро, любимиче Мой, будешь с нами". При этом явлении, при дивном посещении Богоматери, присутствовала одна Дивеевская старица, по молитве за нее преподобного.
В последний год жизни преподобный Серафим стал заметно слабеть и говорил многим о близкой кончине. В это время его часто видели у гроба, стоявшего в сенях его келлии и приготовленного им для себя. Преподобный сам указал место, где следовало похоронить его, - близ алтаря Успенского собора. 1 января 1833 года преподобный Серафим в последний раз пришел в больничную Зосимо-Савватиевскую церковь к литургии и причастился Святых Тайн, после чего благословил братию и простился, сказав: "Спасайтесь, не унывайте, бодрствуйте, днесь нам венцы готовятся".
Второго января келейник преподобного, отец Павел, в шестом часу утра вышел из своей келлии, направляясь в церковь, и почувствовал запах гари, исходивший из келлии преподобного; в келлии святого всегда горели свечи, и он говорил: "Пока я жив, пожара не будет, а когда я умру, кончина моя откроется пожаром". Когда двери открыли, оказалось, что книги и другие вещи тлели, а сам преподобный стоял на коленях перед иконой Божией Матери в молитвенном положении, но уже бездыханный. Его чистая душа во время молитвы была взятаАнгелами и взлетела к Престолу Бога Вседержителя, верным рабом и служителем Которого преподобный Серафим был всю жизнь.
Преподобный Серафим Саровский был прославлен Русской Православной Церковью в лике святых летом 1903 г. при деятельном участии и даже по настоянию св. царя Николая II, лично весьма почитавшего Саровского старца. К моменту прославления почитание преподобного Серафима уже было широко распространено по всей России. Сведения о случаях его благодатной помощи, рассказы о его чудотворениях, воспоминания лично его знавших людей, душеполезные поучения старца - всё это передавалось в православном народе от поколения к поколению, сохранялось для потомков и сообщалось церковному священноначалию. Известно было и предсказание преподобного Серафима о том, что его мощи будут найдены, а затем в годину гонений за христианскую веру снова будут утрачены, как впоследствии в точности и произошло.
Вскоре после октябрьского переворота большевиками было воздвигнуто неслыханное гонение на Православие, причём началось это гонение не столько с живых свидетелей православной веры, сколько с уже почивших её исповедников, прославленных во святых. Была развязана кощунственная кампания по вскрытию и изъятию святых мощей. Специальные комиссии, в которые для видимости соблюдения законности включали представителей духовенства, вскрывали раки со св. мощами, составляли протоколы об их освидетельствовании, а затем увозили св. мощи в неизвестном направлении.
Немалое смущение верующих, возникавшее при виде такого безнаказанного святотатства, было непередаваемо. Утешать могло только то, что, как свидетельствовал один из очевидцев тех событий профессор И.М. Андреев, "издевательства над мощами святых нельзя рассматривать иначе, как соучастие святых в общенародных страданиях и пытках: страдает весь русский народ, и с ним страдают русские святые". Правоту этих слов подтверждали неоднократные явления русских святых почитавшим их православным людям со словами утешения, ободрения и благословения на подвиг верности Христу.
Иногда частицы св. мощей благочестивым православным христианам удавалось укрывать в своих домах, некоторые из св. мощей тайно сохраняли священнослужители, но большинство было предано поруганию.
Так случилось и с мощами преподобного Серафима, которые тоже, как он сам предсказал, канули в неизвестность. Документально подтвержденными были только два факта: 17 декабря 1920 г. мощи, хранившиеся в Дивеевском монастыре под Арзамасом, были вскрыты, а 16 августа 1921 г. закрыты и увезены. Известно было и другое: в конце 1920-х гг. мощи преп. Серафима выставлялись для обозрения в московском Страстном монастыре, где в то время был организован антирелигиозный музей. Мощи, вероятно, находились там до 1934 г., когда Страстной монастырь был взорван.
Последующая история стала проясняться только в 1990 г. и наиболее полно эту историю передаёт Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в слове, сказанном им в Троицком соборе Александро-Невской лавры 12 января 1991 г., на следующий день после подписания протокола о передаче св. мощей преподобного Серафима Саровского Русской Православной Церкви.
"Уже при первой встрече с директором Музея истории религии, - говорил Святейший Патриарх, - мы договорились о том, что мощи, как православные святыни, должны быть возвращены Церкви.
Первая святыня, которая была возвращена, - мощи святого благоверного князя Александра Невского. Вскоре были переданы Церкви и мощи преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких. Считалось, что никаких других мощей в музее нет, но в связи с намеченным переездом из Казанского собора сотрудники музея заново проверяли запасники и в помещении, где хранились гобелены, обнаружили зашитые в рогожу мощи. Когда их вскрыли, то на перчаточке прочитали надпись: "Преподобный отче Серафиме, моли Бога о нас!" Чьи это мощи? Кроме надписи на перчатке, никакой другой информации не было: ни номера, ни описания.
История же изъятия мощей преподобного Серафима такова. Из Сарова они были доставлены в Арзамас, из Арзамаса - в Донской монастырь. Далее след теряется", - продолжает Святейший Патриарх.
Вспоминая, как трудно было верующему народу смириться с тем, что мощи утрачены, Предстоятель Русской Церкви свидетельствует: "Во многих местах находили какие-то предметы, которые приписывались преподобному: его топорик, части одежды, мантии, рукавички".
Святейший Патриарх Алексий начал поиски акта о вскрытии мощей преп. Серафима, который вскоре был найден. "И, сопоставив два акта - о канонизации в 1903 году и о вскрытии в 1920 году, - говорит Его Святейшество, - я направил в Ленинград двух архипастырей - епископов Тамбовского и Мичуринского Евгения и Истринского Арсения, которые исследовали мощи... Архипастыри, которые производили осмотр, свидетельствовали о чувстве благодатности и благоухании мощей, которые им пришлось обследовать. После сопоставления появилась уверенность, что это действительно мощи преподобного Серафима. До передачи оставалось одиннадцать дней. Была изготовлена рака, в которую мощи были переложены накануне возвращения их Русской Православной Церкви".
Мощи преп. Серафима Саровского были перенесены в Москву и установлены в Богоявленском кафедральном соборе для поклонения. Из этого собора, куда в течение нескольких месяцев безостановочно шли и шли православные верующие, началось продолжительное странствие св. мощей по городам и весям - по пути из Москвы в Дивеево. Этот своеобразный всероссийский "крестный ход на колёсах" (мощи перевозили в микроавтобусе, за которым неотступно следовал автомобиль Святейшего Патриарха) останавливался в городах и монастырях по пути следования, где Его Святейшество служил Литургию и совершались бесчисленные акафисты преподобному Серафиму.
1 августа 1991 г., в день памяти преп. Серафима Саровского, его св. мощи были возвращены в Дивеевский монастырь, основанный преп. Серафимом. Это было одним из самых ярких чудес русской церковной истории XX века.
www.diveevo.ru
Их страдания - результат принятия Евангелия во всей полноте
Троицы равночисленнии венценосцы, трисиянною свещею тех святую память совершающих озаряют, всем исцеление душевное и телесное подающее, яко дерзновение ко Спасу имущий.
Служение священномучеников, протоиереев Александра, Стефана и Филиппа связано со Свято-Никольским собором города Алма-Аты, который в начале прошлого века назывался церковью Святителя Николая, что на Кучугур. В 1920-е и начале 30-х годов, когда Русскую Православную Церковь сотрясал обновленческий раскол, и духовенство многих храмов Семиречья (в том числе Вознесенского Кафедрального собора Алма-Аты) перешло на сторону живоцерковников, священники Никольской церкви сохраняли в чистоте Православную веру. А в 1930-е годы, когда по всей стране продолжался процесс массового закрытия храмов, Никольский храм оставался единственным в Алма-Ате оплотом Православия.
Как известно, в годы гонений Казахстан стал местом ссылки сотен тысяч православных христиан. Это коснулось каким-то образом служителей Никольской церкви?
- Да, Николо-Кучугурские священномученики, протоиереи Александр, Стефан и Филипп принимали непосредственное участие в судьбе многих христиан, сосланных в Казахстан. В то время большими этапами их направляли в Алма-Ату, где находился пересыльный пункт ГПУ. Алма-Ату в то время так и называли "городом ссыльных". Не имея, где главу преклонить, ссыльные приходили в Никольскую церковь. Отец Александр был настоятелем этого храма, и вместе со своими собратьями принимал под сводами церкви безвинных страдальцев, оказывая им посильную помощь. В Никольский храм приходилите, кому суждено было принять мученическую смерть за веру. И принимали их те, кто вскоре тоже был умерщвлен за Христа.
Но ведь это были годы, когда не хватало продовольствия, и страх быть арестованным был присущ, наверное, каждому?
- То и удивительно, что испытывая крайнюю материальную скудность, пастыри Никольского храма отдавали последнее, что имели. Городские обыватели боялись принимать ссыльных, а священники Кучугурской церкви делали это безбоязненно. Они творили подлинное дело Божие и воплощали в жизни важнейшую христианскую заповедь о любви к Богу и ближнему. Терпя великие скорби, они сохраняли в сердце мир Христов и были светильниками веры для соприкасавшихся с ними людей.
Никольский собор в то время был подобен Ноеву ковчегу, стены которого отражали волны безумной злобы гонителей и раскольников, и где находил спасение от враждебного мира остаток верных. Он был и домом милосердия, в котором могли накормить, напоить, одеть и дать телесное отдохновение страждущим епископам, клирикам и мирянам, страдавшим в годы репрессий.
Когда царствовал культ убийства, грабежа и богохульства, бдительное око богоборческой власти пристально следило за всеми, кто не исповедовал эту идеологию. И, несомненно, что священники Никольского храма подвергали опасности свою жизнь, оказывая гостеприимство и милость "врагам народа".
Наверное, именно поэтому они и были арестованы?
- Да, это произошло 10 декабря 1932 года. Протоиереев Никольской церкви арестовали вместе с управляющим в то время Алма-Атинской епархией епископом Германом (Вейнбергом, он погиб в 1942 году в Карлаге) и архимандритом Феогеном (Козыревым, который скончался в одном из лагерей Коми АССР в 1939 году и ныне тоже прославлен в лике святых).
А протоиереев Александра, Стефана и Филиппа, после длительных допросов в ГПУ, когда следователи поняли, что священники не идут на сделку с совестью, просто умертвили. Но каким образом? Верующий народ испытывал к пастырям Никольского храма глубокую любовь и доверие. Они имели в Алма-Ате огромный авторитет. Чтобы не вызвать недовольство народа советской властью, священников сначала сильно простудили, провезя по морозу в открытом грузовике, а затем в тюрьме заразили сыпным тифом, от которого они и скончались в тифозных бараках. Протоиерей Филипп - 17 января, протоиерей Стефан - 18января и протоиерей Александр - 20 января 1933 года.
Но неужели они не могли сохранить свою жизнь? Ведь, оставшись в живых, эти священники, может быть, принесли бы большую пользу Церкви?
- Конечно, у каждого священномученика была возможность сохранить жизнь: отречься от Христа, или втайне согласиться на условия ГПУшников. Но они на это не пошли. Они предпочли смерть. Ведь смерть мучеников за Церковь есть не поражение, а победа над насилием. Сила святости - это и есть та сила, которую Церковь могла противопоставить неистовому безумству безбожников.
Но, как Вы думаете, откуда у этих мучеников было столько мужества? Неужели их не терзали сомнения в правильности их выбора?
- Наверное, сомнения были. Ведь даже Спаситель перед Крестными страданиями в Гефсиманском саду взывал: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия!" Но любовь, побеждающая смерть и страх, помогла последователям Христа пережить весь ужас допросов и выйти непобежденными из камеры пыток. Их страдания - результат принятия Евангелия во всей полноте. В этом заключается величие их подвига и раскрылся его смысл. И Господь принял их великую жертву - теперь мы прославляем Николо-Кучугурских протоиереев Александра, Стефана и Филиппа в лике Новомучеников и Исповедников нашей Церкви.
Как Вы думаете, сложилось ли в среде церковного народа Алматы почитание новомучеников Николо-кучугурских?
- Я не могу сказать, что почитание священномучеников Александра, Стефана и Филиппа сложилось в должной мере. Может, такое положение вещей вызвано тем, что человеку свойственно держаться за привычные ему вещи и больше обращаться к древним, традиционно почитаемым святым, кого Церковь прославила много веков назад. Но формировать традицию - дело для нас посильное.
Мне хотелось бы тоже задать вопрос: почему мы, сегодняшние православные христиане, получившие даром такое счастье - свободно, и открыто принадлежать к Церкви, так мало думаем о том, какой кровью, какими муками, сколькими жертвами это счастье оплачено? Мне думается, что мы непростительно мало знаем о людях, которые непоколебимой верой и силой духа утверждали Православие в самое страшное и в самое тяжелое для нашей страны время. А ведь Николо-Кучугурские святые - наши земляки. Почему же в наших храмах так мало рассказывают людям о подвиге этих святых, хотя мы поминаем их за всенощным бдением, хотя и совершаем их память в установленный день? Но лишь единицы из прихожан, молящихся за этими богослужениями, могут об этих священномучениках что-либо рассказать.
Восстановить народную память, создать и укрепить традицию почитания святых, пострадавших за Христа в нашем отечестве - это большая работа, но это наш долг, исполнить который вполне реально.
Но, все же думаю, что многим прихожанам Алматинских храмов дороги имена Николо-Кучугурских святых. И хотелось бы, чтобы не только в храме на всенощных мы произносили их имена, но и дома, в келейных молитвах изливали к ним свои просьбы. И выражаю надежду, что в скором времени в Казахстане все же будут воздвигнуты новые храмы и освящены престолыв честь протоиереев Алксандра, Стефана и Филиппа, священномучеников Николо-Кучугурских.
Вера Королева
Православный Календарь с 13 Января 2013 г. по 19 Января 2013 г.
Воскресенье, 13 Января 2013 года. Неделя 32-я по Пятидесятнице.
Святки, поста нет. Неделя по Рождестве Христовом и пред Богоявлением.Прав. Иосифа Обручника, Давида царя и Иакова, брата Господня (переходящее празднование в Неделю по Рождестве Христовом). Отдание праздника Рождества Христова. Прп. Мелании Римляныни (439).Прп. Геласия, монаха Палестинского. Прп. Гаия, монаха.
Божественная литургия Иоанна Златоуста, начало в 7-00 и 9-00
Понедельник, 14 Января 2013 года. Седмица 33-я по Пятидесятнице.
Святки, поста нет. Обрезание Господне. Свт. Василия Великого, архиеп. Кесарии Каппадокийской (379). Мч. Василия Анкирского (ок. 362). Свт. Григория, еп. Назианзинского, отца свт. Григория Богослова. Св. Емилии, матери свт. Василия Великого (IV). Новосвщмч. Платона, еп. Ревельского и иже с ним: пресвитеров Михаила (Блейве) и Николая (Бежаницкого)
Вторник, 15 Января 2013 года.
Святки, поста нет. Предпразднство Богоявления. Свт. Сильвестра, папы Римского (335). Преставление прп. Серафима, Саровского чудотворца (1833). Прп. Сильвестра Печерского, в Ближних пещерах (XII). Прав. Иулиании Лазаревской, Муромской (1604). Сщмч. Феогена, еп. Парийского (ок. 320).
Среда, 16 Января 2013 года.
Святки, поста нет. Предпразднство Богоявления. Прор. Малахии (ок. 400 г. до Р.Х.). Мч. Гордия (IV).
Четверг, 17 Января 2013 года.
Святки, поста нет. Предпразднство Богоявления. Собор 70-ти апостолов. Сщмчч Александра, Стефана и Филиппа пресвитеров Николо-Кучугурских. Прп. Феоктиста, игумена Кукума Сикелийского (800). Свт. Евстафия I, архиеп. Сербского (ок. 1285). Прп. Ахилы, диак. Печерского, в Дальних пещерах (XIV).Прмч. Зосимы и мч. Афанасия (III-IV).
Пятница, 18 Января 2013 года.
Навечерие Богоявления (Крещенский сочельник). День постный. Сщмч. Феопемпта, еп. Никомидийского, и мч. Феоны волхва (303). Прп. Синклитикии Александрийской (ок. 350). Прор. Михея (IX в. до Р.Х.). Прп. Аполлинарии девицы (ок. 470). Прпп. Фостирия и Мины, монаха горы Синайской (VI). Прп. Григория Критского (ок. 820).
Божественная литургия Василия Великого, начало в 8-00
Суббота, 19 Января 2013 года.
Богоявление. Крещение Господа Иисуса Христа. Свщмч. Романа, турками обезглавленного (Греч.). Российских новомчч.: пресв. Андрея и с ним Лидии, Домники, Марии и двух других дочерей (1919).
Божественная литургия Иоанна Златоуста, начало в 7-00 и 9-00. Начало вечернего Богослужения во все дни - 16-00.