• slide9
  • slide1
  • slide8
  • slide6
  • slide10

34-я неделя по Пятидесятнице (27.01.2013)

Nina

nb658956

Притча о богатом юноше

nb658958

Спросил Спасителя "некто из начальствующих: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?" (Лк., 18, 18). Почему евангелист Лука упоминает о том, что это был человек важный, начальник? Это о чём-то говорит? Неужели для Бога важно, кто начальник, кто подчинённый? Нет. Но эта характеристика указывает на некоторые внутренние сокровища его души, потому что мало кто из начальствующих интересуется Вечной жизнью. Каждый начальник обременён своим послушанием, а нет ничего тяжелее, чем управлять людьми. Это самое трудное, что есть на свете. Поэтому у нас так модно и принято обсуждать и критиковать начальство, что выглядит довольно глупо. Если начальника критикует кто-то ему равный, это ещё как-то можно воспринять. Но обычно критика идёт от того человека, у которого зачастую вообще ничего не состоялось: дети невоспитанные, жилья своего нет, получает три копейки, из рук всё валится, своего огорода нет, ума нет, образования нет. Даже новая пословица появилась: "Никто и звать никак". То есть, кроме критики, больше ничего нет. А ты что вообще сделал на земле? Ну покажи забор, который ты сам покрасил. Посмотрим, как ты покрасил. А критики - сколько угодно.

И вот этот начальствующий вдруг интересуется, что ему делать, чтобы наследовать Жизнь Вечную. Это говорит о том, что он интересовался не только земными предметами. И это уже свидетельствует о его особенности, поэтому, собственно, Христос и вступил с ним в разговор, потому что увидел в нём подлинный интерес.

"Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? никто не благ, как только один Бог" (Лк., 18, 19). Даёт ему такую наводящую мысль: если ты видишь во Мне благость, тогда ты должен признать Меня Богом, а Я, собственно, за этим-то и на землю пришёл. В чём состоит христианство? Христианство состоит в том, что тот, кто стал христианином (а это от слова "Христос"), он верует, что вот этот Человек, Который две тысячи лет тому назад разговаривал с этим молодым, богатым и занимающим важный пост в своём народе человеком, был не просто странствующим проповедником и знатоком Священного Писания. Этот Человек был Самим Богом. Если такая вера в наличии есть, значит, этот человек - христианин. И поэтому одна из Его целей состояла как раз в том, чтобы люди, которые с Ним сталкивались, увидели в Нём не только то, что Он Сын человеческий, а увидели, что Он Христос, что в переводе с греческого на еврейский значит "Мессия", "Машиах", "Помазанник Божий", что Он Посланец Небес. Это Тот, о Котором пророчествовали все пророки Израиля. То есть Его слова - это есть слова Самого Бога, которые подлежат неукоснительному исполнению,ибо они есть Истина, исходящая от Самого Господа Бога. И, видя вот этого прекрасного, богатого, знатного юношу, Он ему указывает путь, по которому надо идти: ":знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и матерь твою. Он же сказал: все это сохранил я от юности моей" (Лк., 18, 20-21). Поднимите, пожалуйста, руки, кто из нас сохранил это от юности своей: Видите, среди нас таких нет. А кто мы? А мы прелюбодеи, убийцы, воры, вруны и хамы. То есть этот ветхозаветный парень, недаром его выбрали в начальники, совсем не нам чета. Это был просто прекрасный человек. Какая же между нами разница? Между нами разница та, что мы веруем во Христа Сына Божия, поэтому, вместо того чтобы в морозное утро спать, пришли в храм, а он ещё пока нет. Но Господь помнит и промышляет о каждом человеке и каждому человеку хочет спастись. Поэтому Он говорит ему, какой нужно сделать следующий шаг, потому что для каждого из нас с вами тоже всегда есть следующий шаг. Потому что христианство - это есть движение к Богу. Поэтому христианство иногда называют подвижничеством, потому что мы должны к Богу двигаться. Вот это движение называется подвигом, основа - движение. И ему тоже нужно было сделать шаг.

"Услышав это, Иисус сказал ему: еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною" (Лк., 18, 22). Всё, что имеешь, продай. Давайте так: кто из нас, имея трёхкомнатную квартиру, согласен её продать и купить двухкомнатную, а деньги, которые выручил от этой сделки, отдать нищим, поднимите руки: Опять никто. А с него Господь потребовал нечто большее. А почему Он ему так сказал? А потому что Он увидел, что он вообще мог бы. Почему? Потому что он желал Царства Божия гораздо больше, чем любой из нас. А почему Он ему сказал, что нужно обязательно продать и раздать всё? Ведь нет такой заповеди, хотя многие из святых угодников Божиих это делали, например, Василий Великий - он всё продал и раздал бедным перед тем, как вступил на путь церковной жизни. И отдельные люди в течение нашей церковной двухтысячелетней истории часто так поступали. Преподобный Серафим Саровский, будучи по наследству купцом, миллионером, ничего этого себе не взял, стал простым монахом, питался травой, одевался в один и тот же балахон, потому что это всё возможно, и это всё бывало. Просто Господь увидел, что вот это его богатство ему препятствует. Препятствует его должность, препятствует его имение, препятствует, как это ни парадоксально звучит, вся его хорошесть: то, что он был прекрасный, воспитанный, сохранивший свою чистоту человек. А движение к Богу, тот самый подвиг, возможно только через покаяние. Покаяние - это та энергия, с помощью которой человек делает шаг навстречу Богу. А для него такой энергией могло бы стать избавление от этого ненужного балласта. Без этого невозможно никакое движение, поэтому он и зашёл в тупик. Не знал, что дальше делать. "Молюсь, пощусь, в синагогу хожу, на праздники приезжаю в храм, Священное Писание знаю, нищим помогаю - всёделаю. Папу с мамой почитаю". Что? Встал. Не едет дальше повозка, которая в Царство Небесное везёт. Что дальше делать? Нужен следующий подвиг. Потому что любое имущество - это только то, чем ты владеешь какой-то короткий период. Ты же можешь с помощью имущества сделать некое добро? Можешь. И это сделанное тобою добро будет тебя управлять в Царство Небесное.

nb658959

"Приходи и следуй за Мной". Очень важно - прийти ко Христу и следовать за Ним, как это сделали апостолы. Это очень важно. Потому что, если за Ним не следовать, тогда обязательно придёшь к такому тупику, как пришёл и он. "Он же, услышав сие, опечалился, потому что был очень богат" (Лк., 18, 23). Богат не только материально, но ещё и нравственно, он был нравственно богатый человек. "Иисус, видя, что он опечалился, сказал: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие" (Лк., 18, 24-25). Я думаю, вы знаете, что про игольные уши говорят разное. Некоторые так называли ворота в Иерусалиме, и, чтобы груженному мешками верблюду пройти сквозь них, нужно было эти мешки с него снять, верблюд проходил, мешки протаскивали и опять его нагружали. А также в силу того, что и "канат", и "верблюд" звучит одинаково, возник такой образ: толстый канат в игольное ушко войти не может. Получился такой замечательный, красивый художественный образ, который ещё нагляднее раскрывает смысл этих слов. Почему же так? Потому что человек имеет такое свойство, которое, конечно, происходит от гордости. А свойство такое: он, к сожалению, очень многое из того, что ему не принадлежит, а досталось каким-то образом, приписывает себе. И начинает в связи с этим других немножко как-то презирать. Умный - того, кто поглупее; сильный - того, кто послабее; богатый - того, кто победнее; тот, кто получил золотую медаль, - того, кто бронзовую, и так далее. Хотя всем совершенно понятно, что в любых соревнованиях есть элемент лотереи, и всегда зависит от того, в какой семье человек родился, из какого он рода - разные стартовые позиции. У одного в роду восемь пьяниц, но человек же не виноват, что он родился именно в этой семье. И Господь это знает и относится к такому человеку с большим снисхождением, чем к тому, у которого в роду восемь академиков. Потому что Господь ждёт от потомка академиков, что он станет девятым, а он всего лишь пьяница. Поэтому если человек из семьи пьяниц станет хотя бы кандидатом каких-нибудь полувшивых наук, то для него это будет колоссальнейшее достижение: что он вышел в люди, несмотря на то что он из такой среды. Поэтому для него это очень серьёзный подвиг. А для Бога неважно, чего человек достиг, для Бога важно само вот это движение, потому что это движение к лучшему. А что лучше в мироздании, чем Сам Бог? Господь этого движения ждёт от человека и это приветствует, потому что, из какой бы семьи человек ни вышел, изначала он всё равно Божий человек. В рождении каждого дитяти участвует всегда Сам Бог, и от каждого человека ждёт, как Отец, своего. От каждого человека. Нам это трудно себе представить в силу нашего эгоизма, но на самом деле это действительно так. Поэтому Иисус Христос так и беседовал с этим молодым человеком в надежде его подтолкнуть как раз к тому, ради чего тот Его и остановил: узнать, что ему ещё нужно сделать, чтобы наследовать Жизнь Вечную.

А что есть Жизнь Вечная? Познание Бога. В этом познании есть Жизнь Вечная, как говорит Священное Писание. В этом и только в этом. А он какой умница: он до этого додумался. Пойди в любую церковь православную и спроси одного, второго, третьего, десятого - даже не смогут объяснить. Вот обычно даже по телевизору бывают всякие интервью, и что там на пороге храма отвечают? "Я в церковь хожу, мне от этого легче. Меня это утешает". Да возьми седативные таблетки, и будешь утешен. Что такое счастье? Это правильно подобранные транквилизаторы. Нет ничего проще, если тебе именно это нужно: Ни один ещё не сказал ни о Царствии Божием, ни о Вечной Жизни. "Вы знаете, настроение особым образом меняется", ещё какая-то ерунда. Христос Кровь пролил на Кресте, чтобы у нас настроение было получше перед Новым годом. Это просто совершенно несопоставимо, дикость какая-то. Потому что обычно человек не вникает. Этот ветхозаветный человек вник, и это чудо, это чудесный человек.

Поэтому на его примере Господь и хочет нам показать, что даже такой чудный человек, до которого нам как до Луны, не вошёл в Царство Небесное. И не может войти. А препятствием ему служат не родственники, не обстоятельства, не собственное нездоровье, не то, что ему некогда, нет. А привязанность к земному имению, с которым ему ради Царства Небесного нужно расстаться. А что ему Господь предлагал? Господь предлагал ему стать апостолом, стать учеником, может, не из двенадцати одним, но из семидесяти. Тот юноша давно умер, кости его давно истлели, имя его мы не знаем, а имена апостолов мы знаем, даже на земле, и то помнят их имена и всегда будут помнить. И всегда, пока Церковь существует, а она будет существовать вечно, будут ходить к их могилам, поклоняться их святым мощам, а в честь них воздвигать огромные храмы. Не в честь начальников, всяких умниц, всяких хороших, добрых и порядочных людей, нет - в честь самых простых рыбаков. Почему? Потому что они приобщились к вечности благодаря тому, что они пришли ко Христу и последовали за Ним.

Потому что очень многие спрашивают: "Ну как же, он хороший человек:" Ну и замечательно. А вот рядом стоит очень хороший телеграфный столб. Мало того что по проводу, который он держит, идут всякие важные сообщения, на нём ещё лампочка горит, ещё людям освещает часть их пути. И что? Телеграфный столб такой хороший, он что, войдёт в Царство Божие? Да нет. Нет. В Царство Небесное войдёт тот, кто туда идёт. Войдёт тот, кто идёт. А тот, кто никуда не идёт, и не войдёт. А почему? Да ему это не надо ничего. А что ему надо? Ему надо, чтоб не болело, чтоб у внука в армии всё было хорошо, чтобы сноха, когда будет разводиться с сыном, не оттяпала всё имущество, ну что людям надо от Бога? А Царство Небесное - мы даже и не знаем, что это такое. Мыв церковь ходим, но ничего про это никогда не слыхали и не читали. А почему человек этим не интересуется? Да очень просто: да оно не нужно. Человек интересуется только тем, что любит. Ведь находят же люди время и деньги, чтобы из пластика, картона, жести создать себе доспехи, сделать мечи, и все праздники, субботы, воскресенья рубятся, играют. Кто в немцев, кто в русских, кто в рыцарей, кто, наоборот, в тех, кто на этих рыцарей нападает. Тут же и очень кинематографически красивая картинка, тут же кто-то снимает, тут же дети, и они вот так жизнь проводят. Почему? Ну им это интересно, вот они такие чудаки.

Христиане - это тоже такие же чудаки. Вместо того чтобы заниматься бизнесом: пирожками торговать, (на морозе, знаете, как бы сейчас пошли), они в церкви стоят столбом и ничего не делают. Тоже чудаки. Если они, конечно, молятся, то это уже начало движения. Пусть не сами идут, но хотя бы просят Бога, чтобы Он их подтолкнул, как этого юношу. А большинство людей обременены всякими вещами, которые сами по себе могут быть очень даже прекрасными и не только не вредными, а даже и полезными, и интересными, но это никакого отношения к Царству Небесному не имеет. Поэтому это тоже очень важно нам понять. Тогда у нас, собственно, такие вопросы отпадут: а как этот человек,а как этот? А как китайцы? Вот они очень трудолюбивые. А кто ж спорит? А что плохого в трудолюбии? А этот юноша, что, был не трудолюбивым? Да нет, хорошим, но, представляете, не кто-то его позвал, не дядя Вася, не приятель по институту, а Сам Христос, Который создал его, его народ, эту землю, всю Вселенную, ему сказал: "Да брось это, оставь и приходи ко Мне, и следуй за Мной". А он остался - вот с этим барахлом, которое ему не принадлежит, потому что нам на земле вообще ничего не принадлежит. У нас есть, конечно, что-то в пользовании, но как только мы тяжело заболели, уже это не наше. Потому что лежит больной - зачем ему норковая шуба? Ну не наденешь ты её, а сверху простыню и одеяло. Скажут: "Ну совсем, психиатра надо вызывать". Никак, уже не нужно. А когда тебя на кладбище отнесли: Ну никогда не видел, чтобы в шубах хоронили, то есть уже не твоё. Попользовался - всё. Поэтому вот это тщеславие, должность, какие-то там ордена - это вообще ничего не значит. Это просто пустота. А вот то, что имеет цену, - это как раз тот путь, который мы прошли. От греха ко Христу. Вот это неизбывная, вечная ценность, это реальная ценность. Потому что это действительно достижение качества души, приобретённое от Бога.

И вот дальше, в заключение этого эпизода, евангелист Лука нам говорит, чем это закончилось. Почувствовали апостолы, что здесь какая-то тайна. "Слышавшие сие сказали: кто же может спастись? Но Он сказал: невозможное человекам возможно Богу" (Лк., 18, 26-27). Поэтому Он и пришёл. Поэтому Он говорит: "Ты приходи ко Мне и следуй за Мной". Потому что сам человек, даже исполняя ветхозаветные заповеди, спастись не может. Он не может спастись от греха. Внешнюю часть своей жизни он может устроить. Не пить водку может? Может. Не сквернословить может? Может. Не воровать может? Может. А не завидовать может? Оно само завидуется. Как же избавиться от зависти? Никак. Ветхозаветные заповеди не давали такой возможности, хотя призыв, конечно, звучал. Никак невозможно. От этого избавить может только Сам Бог Своею благодатью. Когда ты научишься радоваться с радующимися и плакать с плачущими. То есть когда ты сможешь чужую боль, чужую радость так же воспринимать, как свою собственную. Причём сострадать, сопереживать человеческой боли гораздо проще. А вот сорадоваться - это вообще удел единиц. Это высшее совершенство души. Невозможно научиться сорадоваться, не научившись сострадать. Но и этому Господь хочет каждого научить. Потому что необходимо каждому человеку, если он хочет быть христианином, освободиться от зависти. Что такое зависть? Зависть - это грех дьявола, который он всеял в людей, потому что первый завистник - это он. Поэтому нет человека, который бы совершенно был освобождён от зависти. Степень разная, а испытывают все.

Поэтому без того, чтобы прийти ко Христу и следовать за Ним, спасения нет. Даже если ты и по воспитанию, и по образованию, и по уму очень хороший человек, талантливый, всякий, самый замечательный. Может, ты вообще гений. Среди людей это высоко. Перед Богом этому грош цена. А христианин - это тот человек, который ищет вот этого сокровища нетленного. Вот каким содержанием наполнено это событие. Звучит прямо как притча. Поэтому евангелист Лука так подробно вот этот диалог и реакцию на него окружающих разбирает в наше научение. Может, и мы для себя что-то полезное из этого извлечём.

Протоиерей Димитрий Смирнов

www.dimitrysmirnov.ru

Простая девушка, равная апостолам

За всю историю Православной Церкви только шесть женщин были прославлены в лике святых как равноапостольные, то есть равные апостолам по своим трудам, обратившие в христианство целые народы. В их числе святая равноапостольная Мария Магдалина, первомученица Фекла, мученица Апфия, царица Елена, просветительница ГрузииНина и княгиня Ольга.

nb658960

Как повествует житие святой Нины, признанное древнейшим памятником грузинской литературы, будущая просветительница грузинского народа родилась в Каппадокии около 280 года. Она приходилась племянницей Иерусалимскому патриарху Ювеналию. Когда девочке исполнилось двенадцать лет, ее отец по согласию с супругой решил принять монашество и удалился в монастырь за Иорданом, а мать была поставлена при храме диакониссой. Заботы о племяннице взялна себя ее дядя, патриарх Ювеналий. Он нашел для юной Нины благочестивую воспитательницу, родом грузинку.

Пожилая наставница постоянно рассказывала Нине о далекой языческой стране Иверии (Грузии) и о том, что именно в ее родных краях хранится великая святыня - хитон Христов, который соткала для любимого сына Своими руками Сама Пресвятая Богородица. Девочку влекла эта неведомая страна, она мечтала побывать там, проповедать язычникам Евангелие и найти хитон Спасителя.

Однажды в тонком сне Нине явилась Пресвятая Богородица и сказала: "Отправляйся в страну, доставшуюся мне по жребию, в Грузию, благовествуй там Евангелие Господа Иисуса Христа, удостоишься от него благодати, и я буду твоей покровительницей". Нина, смутившись, отвечала: "Каким образом, я, слабая женщина, смогу сослужить столь великую службу Христу и как могу уверовать истине этого явления?" Пресвятая Богородица вручила Нине крест, сделанный из виноградной лозы со словами: "Прими крест сей щитом и покровом от видимых и невидимых врагов". Проснувшись, Нина в самом деле обнаружила в руках своих крест.

Через некоторое время Нине пришлось бежать в Иверию, спасаясь от гонения, воздвигнутого императором Диоклетианом (284-305 гг.). В Иверии святая Нина поселилась в семье стража царских виноградников и его бездетной жены. Они тепло приняли святую и оказывали ей гостеприимство на протяжении девяти месяцев. По молитвам святой Нины хозяйка дома избавилась от бесплодия и благодаря этому чуду вместе с мужем уверовала во Христа.

Очень скоро девушка сделалась известной во всей округе, потому что оказывала помощь многим страждущим. Узнав о силе ее молитв, больные стали во множестве приходить к ней. Призывая имя Христово, святая Нина исцеляла их и рассказывала им о Боге, сотворившем небо и землю, и о Христе Спасителе.

Грузинская царица Нана, ревностная язычница и ярая противница христианства, смертельно заболела. От всех усилий врачей царице становилось только хуже. Ее служанки, наслышанные о чудесах, творящихся по молитвам святой Нины, пришли к девушке с просьбой исцелить царицу. "Не велено мне идти туда, где нет спасения нашего, но пусть царица посетит мое обиталище да истинно получит исцеление силой Христа", - ответила им Нина. Царица тайно пришла в скромное жилище Нины. Святая Нина помолилась над тяжелобольной правительницей и осенила ее крестом, после чего Нана чудесным образом исцелилась и уверовала в Господа.

nb658961

Узнав об этом случае, находившийся в тот момент на охоте царь Мириан впал в ужасный гнев и поклялся, что по возвращении во Мцхета истребит всех "верующих в Распятого" вместе с царицей Наной, если она не откажется от веры Христовой. Но не успел царь произнести до конца свое проклятие, как его поразила слепота. Мириан долго взывал о помощи к языческим идолам, но они не отвечали ему. Совершенно отчаявшись, царь взмолился Христу: "Бог Нины, просвети ночь сию и покажи мне путь мой, да признаю имя Твое, воздвигну крест и поклонюсь ему, построю дом для молитв и буду покорен вере Нины". В тот же миг царю вернулось зрение, и Мириан вознес благодарность христианскому Богу.

Вернувшись в свой дворец во Мцхете, царь Мириан встретился со святой Ниной и признал истинным того Бога, которого она проповедовала. По совету святой Нины Мириан отправил послов к императору Константину с просьбой прислать к нему епископа и священников, чтобы крестить свой народ.

Тогда же был обнаружен хитон Христов, который с детства мечтала найти святая Нина. Как повествует Евангелие, при распятии Спасителя этот хитон достался по жребию одному римскому воину, а впоследствии, по свидетельству предания, после разных событий попал в Грузию. По божественному откровению святая Нина нашла этот хитон зарытым у корня кипариса. Из этого дерева царь Мириан приказал изготовить столпы для построения первой в Грузии христианской церкви.

Как-то царь Мириан поделился со святой Ниной своими планами о том, что хочет силой меча обратить в истинную веру соседнее племя горцев, которое еще оставалось языческим. Нина ответила на это: "Не велено нам Господом браться за меч; Евангелием, Честным и Животворящим Крестом покажем им путь истинный".

Не любившая почестей и славы, после просвещения грузинского народа святая Нина удалилась в горы и там проводила время в молитвах и уединении. Через несколько лет она прервала свой пустынный подвиг и отправилась в Кахетию, где обратила в христианство царицу Софию. После тридцатипятилетних подвигов святая Нина мирно скончалась 14 января 335 года. На месте ее кончины царь Мириан воздвиг храм во имя великомученика Георгия, дальнего родственника святой Нины.

В наши дни в честь святой Нины редко называют в России новорожденных девочек, чаще ее имя дают при постриге монахиням. А жаль - ведь это красивое имя носили многие женщины выдающихся душевных качеств. Например, супруга Александра Грибоедова Нина Александровна Чавчавадзе-Грибоедова, оставшаяся в шестнадцать лет вдовой и всю жизнь хранившая верность трагически погибшему мужу, несмотря на обилие поклонников и предложений руки и сердца.

Сегодня многие мечтают воспитать своих дочерей сильными духом, умеющими преодолевать трудности, добиваться поставленной цели. Просить помощи в этом деле следует у святой равноапостольной Нины, к жизни которой можно отнести слова святителя Василия Великого: "У Христа воинствует и женский пол, вписываемый в воинство по душевному мужеству и не отвергаемый за телесную немощь. И многие жены отличились не менее мужей; есть и такие, что даже более прославились".

www.diveevo.ru/2/0/1/1057/

Наставления святого отца нашего Антония Великого о жизни во Христе

nb658962

    1. Не устрашайтесь слыша о добродетели и не чудитесь о имени сем. Ибо не далеко от нас, и не вне нас, а в нас есть дело сие; и оно удобно, если только захотим. Еллины отправляются в чужие края и переплывают море, чтоб изучать науки; а нам нет нужды отправляться в чужие края, царствия ради небесного, ни переплывать моря ради добродетели: ибо Господь предотвратил это, сказав: царствие небесное внутри вас есть (Лук. 17, 21). Поэтому для добродетели нужно только то, чтоб мы ее захотели, так как она в нас есть и из нас образуется. Ибо коль скоро душа разумная находится в естественном своем чине, то в тоже время в нас есть и добродетель. (Душа) находится в естественном своем чине, когда пребывает такою, какою сотворена: сотворена же она весьма доброю и правою. Почему Иисус Навин, давая заповеди, и говорил народу: исправите сердца ваша ко Господу Богу Израилеву (Иис. Нав. 24, 23); а Иоанн: правы творите стези (Матф. 3, 3). Правою же душа бывает, когда разумность ея находится в естественном своем чине. Когда же она уклоняется инуды и низвращает чин, требуемый естеством, тогда это называется злом в душе. Итак, - незатруднительное это дело (добродетели); ибо если мы пребываем так, как созданы, то находимся в добродетельном состоянии; а если замышляем худое, то нас справедливо называют злыми. Если б со вне надлежало заимствовать сие дело (добродетели), то конечно оно было бы затруднительно; но если она в нас есть, то будем только хранить себя от худых помыслов, и соблюдать душу свою Господу, как принятый от Него залог, чтоб Он признал ее творением Своим, увидев, что она такова, какою Он ее создал.
    2. Будем бороться (с собою), чтоб не тиранствовал над нами гнев и не властвовала похоть; ибо написано: гнев мужа правды Божией не соделывает. И: похоть заченши раждает грех, грех же содеян, раждает смерть (Иак. 1, 20. 15). Но ведя такую жизнь, будем крепко трезвиться, и, как написано: всяким хранением блюсти свое сердце (Притч, 4, 23). - Ибо имеем страшных и вселукавых врагов, злых демонов.
    3. И с ними-то у нас брань, как сказал св. Апостол: несть наша брань к крови и плоти, но к началом и ко властем, и к миродержителем тмы века сего, к духовом злобы поднебесным (Еф, 6, 12). Великая их толпа в окружающем нас воздухе, и они не далеко от нас. Великая также есть между ними разность. Но о естестве их и различии слово было бы очень продолжительно, и при том говорить о сем более прилично тем, кои выше нас, чем нам. Нам же ныне нетерпящая отлагательства настоит нужда узнать только их против нас козни.
    4. Итак, во-первых, знаем, что демоны не в таком созданы состоянии, из-за которого называются демонами. Ибо Бог не сотворил ничего злого. Добрыми созданы и они; но ниспадши от небесного мудрования, и вращаясь уже около земли, Еллинов прельстили привидениями, нам же христианам завидуя, все приводят в движение, в желании воспрепятствовать нашему восхождению на небеса, чтоб не взошли мы туда, откуда они ниспали. Посему потребно и молиться много и подвизаться, чтобы прияв от Духа дарование рассуждения духовом (1 Кор. 12, 10), можно было узнать касательно их, какие из них меньше злы, и какие больше, о каком деле каждый из них имеет заботу и как каждого из них можно низлагать и изгонять. Ибо много у них козней и много изворотов их наветливости. - Блаженный Апостол и последователи его знали сие, говоря: - не неразумеваем бо умышлений его (2 Кор. 2, 11). - Мы же в чем были от них искушены, в том должны взаимно друг друга предостерегать. - Вот и я, сам отчасти испытавши (их козни), говорю вам о том, как детям.

nb658963

  1. Они коль скоро увидят и всякого христианина, а тем паче монаха, пребывающими в труде и преуспевающими, то первее всего покушаются и пытаются положить на пути соблазны: - соблазны же их суть злые помыслы. - Но нам не должно бояться этих внушений их; потому что молитвами, постами и верою в Господа враги тотчас низлагаются. Впрочем, и будучи низложены, они не успокаиваются, но тотчас опять приступают с коварством и хитростью. Когда не возмогут обольстить сердце явно нечистыми пожеланиями, то иным опять образом нападают, именно: устраивают разные привидения, чтоб устрашить; для чего претворяются в разные виды и принимают на себя образы: жен, зверей, пресмыкающихся, великанов имножества воинов. Но и таких привидений не должно бояться; потому что они ничто - и тотчас исчезают, коль скоро кто оградит себя верою и знамением креста. - Впрочем они дерзки и крайне бесстыдны. - Почему, если и в этом бывают побеждены, то нападают иным еще образом: - принимают на себя вид прорицателей и предсказывают, что будет спустя несколько дней; также показывают себя высокими, чтоб кого не могли прельстить помыслами, уловить хотя такими привидениями. Но не будем слушать демонов, как чуждых нам; не станем слушаться их, хотя бы они возбуждали нас на молитву, хотя бы говорили о постах; а будем внимательнее смотреть на цель нашего подвижничества, - и не будем обольщены ими, делающими все с лукавством. - Бояться же их не должно, хотя бы казались они наступающими на нас, хотя бы угрожали смертию; потому что они немощны, и ничего более сделать не могут, как только угрожать.
  2. Все попечение надобно прилагать более о душе, а не о теле, и телу уступать по необходимости малое время, все же остальное посвящать наипаче душе и искать ее пользы, чтоб не увлекалась она телесными сластями, но паче себе порабощала тело. Сие-то я значит сказанное Спасителем: Не пецытеся душею вашею, что ясте, нпи телом, во что облечетеся (Матф. 6, 25). - И вы не ищите, что ясте, или что пиете: и не возноситеся. Всех бо сих языцы мира сего ищут: ваш же Отец вест, яко требуете сих. Обаче ищите прежде всего царствия Его и сия вся приложатся вам (Лук, 12, 29 - 31).
  3. Веруй в Господа и люби Его; храни себя от нечистых помыслов и плотских удовольствий, и как написано в притчах - непрельщайся насыщением чрева (Притч. 24, 15); бегай тщеславия, молясь непрестанно, пой псалмы пред сном и после сна; изучай заповеди, данные тебе в Писании, содержи в памяти деяния святых, чтоб памятующая заповеди душа твоя ревность святых имела для себя образцом. Особенно старайся исполнять Апостольское наставление: солнце да не зайдет во гневе вашем (Еф. 4, 26), - и думай, что это сказано вообще относительно ко всякой заповеди, чтоб не заходило солнце не только во гневе, но и в другом грехе нашем, Ибо хорошо и необходимо, чтобы не осуждали нас, ни солнце за дневной проступок, ни луна за ночной грех и даже за худое помышление.
  4. Чтоб соблюсти себя от этого, - хорошо выслушать и сохранять Апостольское слово: себе искушайте (2 Кор. 13, 5). Поэтому, пусть каждый ежедневно дает себе отчет в дневных и ночных своих поступках. И если согрешил, да перестанет грешить; если не согрешил, да не хвалится тем, но да пребывает в добре, и не предается нерадению, - и ближнего не осуждая, и себяне почитая праведным, дондеже приидет Господь (1 Кор. 4, 5), испытующий тайное. - Не редко и от нас самих бывает сокрыто, что делаем мы. Но хотя не ведаем сего мы; но Господ видит все. - Посему суд предоставя Господу, будем сострадательны друг к другу, станем носить тяготы друг друга (Гал. 6, 2), и истязать самих себя, и в чем мы недостаточны, постараемся то восполнять.
  5. К ограждению себя от греха будем соблюдать еще следующее. Пусть каждый из вас замечает и записывает свои поступки и душевные движения как бы с намерением сообщить это друг другу; и будьте уверены, что, стыдясь известности, непременно перестанем грешить и даже содержать в мыслях что-либо худое. Ибо кто, когда грешит, желает чтоб это видели? Или кто согрешив, не пожелает лучше солгать, только бы утаить грех? Как наблюдая друг за другом, не станем творить блуда, так если будем записывать свои помыслы, с намерением сообщить их друг другу, легче соблюдем себя от нечистых помыслов, стыдясь известности. - Итак записывание да заменит для нас очи наших сподвижников, чтобы, чувствуя при записывании такой же стыд, какой чувствуем, когда смотрят на нас, и в мысли мы не держали чего-либо худого. Если так будем образовывать себя, то придем в состояние порабощать тело свое, угождать Господу и попирать козни врага.
  6. Думаю, что благодать Духа Божия скорее исполняет тех, кои от всего сердца вступают в подвиг, и с самого начала определяют себе стоять и ни за что не уступать места врагу, ни в какой брани, пока не победят его. Впрочем Дух Святой, призвавший их, сначала все делает для них удобным, чтоб усладить таким образом вступление в подвиг покаяния, а потом показывает им пути его во всей истине (притрудности). - Помогая им во всем, Он печатлеет в них, какие несть труды покаяния, и полагает им пределы и образ, какв отношении к телу, так и в отношении к душе, пока не приведет их к совершеннейшему обращению к Богу, Творцу своему. - Для этого, Он постоянно возбуждает их к тому, чтобы приутруждать и тело свое и душу, дабы то и другое равно освятившись, равно соделались достойными и наследия жизни вечной: (приутруждать) тело - постоянным постом, трудом и частыми бдениями, а душу - духовными упражнениями и тщанием во всех служениях (и послушаниях), совершаемых чрез тело. Об этом (чтоб ничего не делать небрежно, а все со тщанием и страхом Божиим) надобно стараться при всяком телесно совершаемом деле, если желаем, чтоб оно было плодоносно.
  7. Изводя на подвиг кающегося, Дух Божий, призвавший его к покаянию, подает ему и Свои утешения и научает его не возвращаться вспять и не прилепляться ни к чему из вещей мира сего. - Для этого Он открывает очи души и дает ей узреть красоту чистоты, достигаемой трудами покаяния, и чрез то возгревает в ней рвение к совершенному очищению себя вместе с телом, так чтобы оба стали одно по чистоте. - Ибо в этом цель обучительного руководства Духа Святого, чтоб очистить их совершенно и возвести их в то первобытное состояние, в котором находились они до падения, истребив в них все, примешанное завистью диаволею, так чтоб не оставалось в них ничего вражеского. - Тогда тело станет во всем покорствовать велениям ума, который будет властно определять его в пище и питии, и сне и во всяком другом действии, постоянно научаясь от Духа Святого, по примеру св. Апостола Павла, умерщвлять тело свое и порабощать (1 Кор. 9, 27).
  8. Не безызвестно, что в теле бывают троякого рода плотские движения. - Первое есть движение естественное, прирожденное ему, которое однако ж ничего не производит (греховного, совесть тяготящего), - без согласия души, а только дает ощущать, что оно есть в теле, - Другое движение в теле происходит от слишком обильного питания тела пищею и питием, когда рождающийся от этого жар крови поднимает в теле брань против души и склоняет ее к нечистым похотям. - Потому-то и говорит Апостол: не упивайтеся вином, в немже есть блуд. Равно и Господь заповедует ученикам Своим в Евангелии:внемлите, да не когда отягчают сердца ваша объядением и пиянством (Лук. 21, 34). Те же, кои возревновали достигнуть полной меры святости и чистоты, в иноческом чине, особенно должны всегда так себя держать, чтоб можно было говорить со Апостолом: умерщвляю тело мое и порабощаю (1 Кор. 9, 27). Третье движение бывает от злых духов, которые по зависти искушают этим и покушаются расслабить взыскавших чистоты (иноеов уже), или уклонить с пути хотящих войти в дверь чистоты (т.е. еще только вступить в иночество).
  9. Впрочем, если человек вооружится терпением и неуклонною верностью заповедям, кои от Бога, то Дух Святой научит его ум, как очистить душу и тело от таких движений. Если же он расслабнет когда чувством и попустит в себе небрежение о слышанных им заповедях и повелениях, то духи злые начнут одолевать его, насядут на весь состав тела и станут сквернить его тем движением до того, что измученная душа не будет знать куда деваться, не видя вотчаянии, откуда бы пришла к ней какая-либо помощь; и только после того, как она, отрезвившись, станет снова на сторону заповедей, и, восприявши их иго (или сознавши силу обязательства), предаст себя Духу Божию, снова исполняется она спасительным настроением. Тогда-то уразумевает она, что покоя должна она искать единственно в Боге, и что только таким образом возможен для ней мир. Необходимо - согласно и равно нести труды покаяния и душой и телом, стремясь к совершенной чистоте. И когда ум сподобится такой благодати, чтоб без саможаления и поблажки вступить в борьбу со страстями, тогда ему присущи внушения, указания и подкрепления Духа, помощью которых он успешно начинает отражать от души все нечистые приражения, исходящие от похотей сердца. Дух сей, сочетавшись с умом (или духом человека), ради решимости строго исполнять узнанные заповеди, направляет его к тому, чтоб отгонять от души все страсти, как примешивающиеся к ней со стороны тела, так равно и ее собственные, кои есть в ней независимо от тела. Он научает его держать в порядке тело - все, с головы до ног: глаза, чтоб смотрели с чистотой; уши, чтоб слушали в мире (или мирное) и не услаждались наговорами, пересудами и поношениями; - язык, чтоб говорил только благое, взвешивая каждое слово, и не допуская, чтоб в речь вмешалось что-либо нечистое и страстное; руки, чтоб были приводимы прежде в движение только на воздеяние в молитвах и на дела милосердия и щедродательности; чрево, чтоб держалось в должных пределах в употреблении пищи и пития, сколько нужно только для поддержания тела, не допуская похотению и сластолюбию увлекать себя за эту меру; ноги, чтоб ступали право и ходили по воле Божией, направляясь к служению добрым делам. Таким образом тело все навыкает всякому добру, и изменяется, подчиняясь власти Св. Духа, так что наконец становится в некоторой мере причастным тех свойств духовного тела, какие имеет оно получить в воскресение праведных

www.diveevo.ru

А лошадь все-таки умерла

Ох, как всем надоело вновь и вновь поднимать этот вопрос!.. "Курить - здоровью вредить!" - говорят светские врачи. "Курить - бесу кадить!" - говорят церковные проповедники. И все курильщики прекрасно осознают правоту этих слов, соглашаются с ними - и продолжают курить. "Куренье - вред, куренье - яд, а я курю и очень рад!" - усмехаются люди нецерковные. "Сам Царь-Мученик Николай Александрович не выпускал папироски изо рта, так что с меня-то спрашивать?" - отмахиваются церковные курильщики: 

Но - слава Богу! - не перевелись ещё люди, которым не надоело изо дня в день убеждать упрямцев бросить вредную привычку. Одним из таких людей остаётся протоиерей Алексий Мороз, сотрудник нашего епархиального Отдела по противодействию наркомании и алкоголизму. Отец Алексий говорит так:

- Утверждают люди, что курение не грех: мол, одна выкуренная сигарета не нанесёт вреда человечеству, не лишит никого жизни и не пошатнёт ничьи нравственные устои. Так ли это? Курение не грех? А что такое грех? Это неприятие воли Божией. Скажут: Господь в Писании нигде не запретил курение. Но в Писании сказано, что Бог есть Любовь и что Он не желает смерти грешнику. А всякий курильщик знает, что сигарета не прибавит ему лет жизни и не укрепит здоровье: Вот и получается, что Бог не хочет смерти курильщику, а курильщик, противясь Богу, приближает свою смерть. Давайте называть вещи своими именами: курение сродни такому страшному греху, как самоубийство!

И не только самоубийству оно родственно, но и убийству. Облако табачного дыма уничтожает озон в радиусе 150 метров от курящего. Дым проникает сквозь окна, сквозь щели, попадает в лёгкие некурящих людей и производит там такое же сокрушительное действие, как и в лёгких курильщика. И более того: курящая молодая женщина зачастую является убийцей своего ребёнка. Если она курит во время плодоношения и кормления грудью, то она рискует однажды увидеть своего ребёнка мёртвым. Да, у детей таких мамаш порою происходит внезапная остановка сердца. А почему? Потому что никотин, попадая в нежный организм младенца, значительно ослабляет именно те части головного мозга, которые отвечают за дыхательные процессы. В какой-то момент происходит сбой и сердце останавливается: я имею в виду так называемый синдром внезапной смерти. Женщина становится не просто убийцей, а детоубийцей: А вы говорите о малом грехе!

Хорошо, если вы по-прежнему уверены, что сигарета не доведёт до беды, подумайте вот о чём: курящие дети в сто раз чаще становятся наркоманами, чем дети некурящие. Значит, даже если принять ту мысль, что курево - это "лёгкий грех", то нельзя не видеть, что он порождает грехи поистине тяжкие.

Но мы-то с вами люди православные, мы понимаем, что вред телу - это полбеды, что в первую очередь грех губит душу. Каким же образом табак вредит душе? Особые свойства никотина заключаются в том, что он очень нравится нечистым духам. Бес в той же мере боится ладана, в какой любит табачный дым. На дымящую сигарету эта нежить слетается, как воробьи на хлебные крошки. Шаманы всего мира не начинают своих камланий, не накурившись до одури: Можно ли надеяться на успех духовного самосовершенствования, если ты табачным ароматом привлекаешь бесов?

Если же кто-то из курильщиков пытается прикрыться авторитетом новомучеников, то я им скажу так: человек увенчивается венцом мученичества не за то, что вёл совершенно праведную, аскетическую жизнь, а за то, что перед лицом страданий не предал Христа. Аскетизм и воздержание позволяют человеку получить венец преподобия, добрая богобоязненная жизнь - венец праведника, а венец мученика - особая награда. Мученик кровью смывает свои грехи:

Победить страсть тяжело - с этим никто не спорит. Но ведь можно! В этом тоже нельзя сомневаться. У меня перед глазами недавний пример: мужчина 60 лет умирал от курения. Врачи сказали ему: "Если бросишь, то проживёшь ещё года два, если нет - можешь уже сегодня покупать гроб!" А этот человек курил с 10 лет, имел полувековой стаж курильщика - вы можете себе представить, как трудно ему было бросать? Но он с молитвой, с надеждой на помощь Божию, без всякого снисхождения к себе разом отказался от пагубной страсти - и прожил не два-три года, как ему обещали врачи, а 30 лет! Умер недавно в 95-летнем возрасте. 

В нашем просветительском центре на Каменноостровском проспекте я часто вижу, как бросают курить и молодые, и старые люди. После молебнов перед иконами Божией Матери "Неупиваемая Чаша" и "Скоропослушница", после молитвенных обетов верующие могут надеяться не только на свои слабые силы, но и на всемогущую помощь Божию. Собственная решимость в сочетании с Божией благодатью помогут самым безнадёжным.

Многим людям очень помог особый чин отречения от оккультизма. К сожалению, многие наши сограждане были в своё время в той или иной степени причастны к делам оккультным: кто-то ходил к экстрасенсам, кто-то сам занимался экстрасенсорикой, кто-то смотрел по телевизору Чумака и Кашпировского, кто-то обращался к астрологам, кто-то ходил к бабкам - заговаривал собственные беды и наговаривал беды на ближних, - кто-то увлекался йогой и другими восточными религиями: Всё это создавало в человеческих душах особые каналы, через которые демонический мир мог вторгнуться в святая святых человеческого сердца. Угнездившиеся там бесы, в частности, не давали людям бросить курить. Но когда человек проходил чин отречения от оккультизма, полностью, чисто исповедовался в своих грехах, отринув ложный стыд, затем перед крестом и Евангелием предавал проклятию все направления оккультизма, которыми он занимался, и в знак отречения целовал крест и Евангелие, - после этого многие бросали курить и завязывали с алкоголем. 

Напоследок хочу сказать вот что: 11 февраля исполнится 315 лет со дня разрешения в России табачной торговли. Друзья, давайте отметим этот день достойно. Если вы курите, то пусть 11 февраля будет началом вашей жизни без табака. Если не курите - принесите эту газету вашим курящим близким - быть может, наши слова станут последним, решающим доводом для их выбора.

www.diveevo.ru

nb658957

Преподобные схимонахи Кирилл и Мария, родители прп. Сергия Радонежского

Кирилл и Мария были люди добрые и богоугодные. Говоря о них, блаженный Епифаний замечает, что Господь, благоволивший воссиять в земле Русской великому светильнику, не попустил родиться ему от неправедных родителей, ибо такому детищу, которое, по устроению Божию должно было в последствии послужить духовной пользе и спасению многих, подобало иметь и родителей святых, дабы доброепроизошло от доброго и лучшее приложилось к лучшему, дабы взаимно умножилась похвала и рожденного и самих родивших во славу Божию. И праведность их была известна не одному Богу, но и людям. Строгие блюстители всех уставов церковных, они помогали и бедным;но особенно свято хранили они заповедь Апостола: "страннолюбия не забывайте: тем бо не видяще неции странноприяша Ангелы" (Евр. 13, 2)

 

Православный Календарь с 27 Января 2013 г. по 2 Февраля 2013 г.

Воскресенье, 27 Января 2013 года. Неделя 34-я по Пятидесятнице.

Отдание праздника Богоявления. Прпп. отцев, в Синае и Раифе избиенных: Исаии, Саввы, Моисея и ученика его Моисея, Иеремии, Павла, Адама, Сергия, Домна, Прокла, Ипатия, Исаака, Макария, Марка, Вениамина, Евсевия, Илии и иных с ними (IV-V). Равноап. Нины, просветительницы Грузии (335). Прп. Иосифа Аналитина Раифского (IV). Прп. Феодула, сына прп. Нила Синайского (V). Прп. Стефана (VIII). Мч. Агнии девы. 

Божественная литургия Иоанна Златоуста, начало в 7-00 и 9-00

Понедельник, 28 Января 2013 года. Седмица 35-я по Пятидесятнице.

Прпп. Павла Фивейского (341) и Иоанна Кущника (V). Прмч. Пансофия (249-251). Прпп. Прохора (X) и Гавриила (XI) (Серб.). 

Вторник, 29 Января 2013 года.

Поклонение честным веригам ап. Петра. Блаж. Максима, иерея Тотемского (1650). Мчч. Спевсиппа, Елевсиппа, Мелевсиппа, бабки их Леониллы и с ними Неона, Турвона и Иовиллы (161-180). Мч. Данакта чтеца (II).Прп. Ромила, ученика св. Григория Синайского и с ним свв. Нестора, Мартина, Даниила, Сисоя, Зосимы и Григория (Греч.). Новосщмч. Дамаскина Хилендарского (Греч.). 

Среда, 30 Января 2013 года.

Прп. Антония Великого (356). Св. царя Феодосия Прп. Антония Дымского (ок. 1224). Прп. Антония Черноезерского (XVI). Прп. Антония Краснохолмского, монаха. Прп. Антония Римлянина, Новгородского. Прп. Антония Нового, из Верии Македонской (Греч.). Прп. Ахилы, исп. отшельника Египетского. 

Четверг, 31 Января 2013 года.

Свтт. Афанасия (373) и Кирилла (444), архиепископов Александрийских. Прпп. схимонаха Кирилла и схимонахини Марии (ок. 1337), родителей прп. Сергия Радонежского. Прп. Афанасия Сянжемского, Вологодского (ок. 1550).Прп. Афанасия Новолоцкого (XVI-XVII). Прп. Маркиана Кирского (ок. 388). Мч. Ксении. Свят. Максима, архиепископа Сербии, (Серб.). Прп. Сильвана Палестинского, монаха. 

Пятница, 1 Февраля 2013 года.

День интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

nb658964

Прп. Макария Великого, Египетского (390-391). Прп. Макария Александрийского (394-395). Свт. Марка, архиеп. Ефесского (1457). Прп. Макария, постника Печерского, в Ближних пещерах (XII). Прп. Макария, диакона Печерского, в Дальних пещерах (XIII-XIV). Блж. Феодора, Христа ради юродивого, Новгородского (1392). Обретение мощей прп. Саввы Сторожевского, Звенигородского (1652). Прп. Макария Римлянина, Новгородского (XVI-XVII). Мц. Евфрасии девы (303). Свт. Арсения, архиеп. Керкирского (VIII). Прп. Антония, столпника Марткопского (VI) (Груз.). 

Суббота, 2 Февраля 2013 года.

Прп. Евфимия Великого (473). Прп. Евфимия молчальника (XIV) и Лаврентия затворника (XIII-XIV), Печерских, в Дальних пещерах. Прп. Евфимия Сянжемского, Вологодского (ок. 1465). Мчч. Инны, Пинны и Риммы - скифов (I-II). Мчч. Вассы, Евсевия, Евтихия и Василида (303). Мч. Анны Римской. Мчч. Фирса и Агны. 

Божественная литургия Иоанна Златоуста, начало в 8-00. Начало вечернего Богослужения во все дни - 16-00.

Икона дня

Православный календарь

Расписание богослужений

Богослужения в нашем храме совершаются ежедневно

Начало богослужений:

В будни – утром в 8.00 ч., вечером в 16.00

В воскресные дни – утром в 7 и 9 чч., вечером в 16.00

 

Таинство Елеосвящения (Соборования):

22 декабря в 12.30