35-я неделя по Пятидесятнице (03.02.2013)
Об исцелении иерихонского слепца
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Перед Крещением Господним, перед тем славным днем, когда Христос пришел на берега Иордана креститься от Иоанна, святой Иоанн Креститель призывал всех к нему приходящих к покаянию, то есть к тому, чтобы отвернуться от всего, что делало их недостойными собственного человеческого звания, недостойными Бога, призывал их к тому, чтобы предаться Богу всей душой, всем умом, всем сердцем, всей волей - и всей крепостью и слабостью своей.
И так же Церковь, перед началом вскоре наступающего Поста, предоставляет нам несколько подготовительных недель, когда из недели в неделю будут явлены нам самые обыкновенные, но и самые разрушительные грехи, которые нам мешают стать Божиими людьми.
Перед началом этих подготовительных недель вспоминается слепой Вартимей, которого Господь исцелил от приобретенной слепоты. Таковы и мы; мы не слепы от рождения, - мы делаемся слепыми, потому что видимое нам закрывает взор к невидимому. И вот, мы должны в течение этой недели поставить перед собой вопрос о нашей слепоте и о прозрении. Прозреть нам надо во многих отношениях. Нам надо научиться видеть в себезло, которое делает нас мелкими, недостойными даже человеческого звания, не говоря уже о том, что оно нас делает неспособными приобщиться Божественной природе, - что является нашим призванием. Но мы должны также научиться видеть в себе образ Божий, ту святыню, которую вложил в нас Господь и которую мы должны уберечь, укрепить, которой мы должны дать воссиять полным светом через подвиг всей жизни.
Мы должны также научиться по-новому вглядываться в нашего ближнего. Мы слишком легко видим его недостатки; мы должны, в течение этих дней и последующих недель, научиться так всматриваться в глубины каждого нашего ближнего, чтобы увидеть в нем этот святой, Божественный образ, и научиться благоговейно, трепетно относиться к каждому человеку вокруг нас.
Но для того, чтобы видеть, нам порой нужно посмотреть на себя в зеркало; какое же зеркало у нас есть? - Евангелие. В Евангелии мы видим совершенного Человека Иисуса Христа, каким мы призваны стать. И мы видим вокруг Него и праведников и грешников: и грешников погибающих, и грешников в покаянии спасающихся. Давайте читать Евангелие благоговейно, вдумчиво, серьезно, с тем, чтобы через него увидеть в себе и все светлое, и все темное, чтобы научиться видеть и в других тот невечерний, неумирающий свет, которого никакая тьма не может заглушить ни в нем, ни в нас. И тогда мы сможем устремиться через подготовительные недели Великого Поста к дивным дням Страстной седмицы и к Воскресению Христову. Аминь.
Митрополит Антоний Сурожский
podvorie-sofia.ru
6 февраля - день памяти блаженной Ксении Петербургской
К числу лиц, действительно юродивых Христа ради, прошедших весь путь нравственного самосовершенствования и всецело посвятивших себя Богу, бесспорно, принадлежит также столь известная всем и глубоко чтимая подвижница 18 века Ксения Григорьевна Петрова, почивающая ныне на Смоленском кладбище в Петербурге. Блаженная Ксения родилась между 1719 н 1730 годами, свой спасительный подвиг она несла в Петербурге. К сожалению, не сохранилось сведений о том, кто она была по происхождению, кем были её родители, где она получала образование и воспитание. Мужем Ксении был певчий придворного хора Андрей Федорович Петров, служивший в звании полковника. О детство и юности блаженной ничего не известно, память народная сохранила лишь то, что связано с началом подвига юродства Ксении - внезапная смерть мужа, умершего без христианского приготовления.
Потрясенная этим страшным событием, 26-летняя вдова решила начать труднейший христианский подвиг- казаться безумною, дабы, принеся в жертву Богу самое ценное, что есть у человека - разум, умолить Создателя о помиловании внезапно скончавшегося супруга Андрея. Смерть горячо любимого мужа показала Ксении, сколь непрочно и суетно земное счастье, служащее лишь помехой для достижения истинного счастья на небе, с Богом. Посему, дабы спасти своего мужа, Ксения отказалась от всех благ мира, отреклась от звания н богатства, раздав свое имущество бедным, и более того, от себя самой, она оставила свое имя н, приняв имя супруга, прошла подего именем весь свой жизненный путь, принеся на алтарь Божий дары всеспасительного подвига любви к ближнему.
Своего желания казаться безумною Ксения достигла в день похорон мужа; когда Андрея Федоровича повезли на кладбище, блаженная одела на себя его одежду: камзол, кафтан. штаны н картуз и в таком костюме пошла провожать гроб супруга. Родственники мужа и знакомые Ксении весьма сожалели о ней. они думали, что смерть Андрея Федоровича внезапным горем помрачила сознание молодой овдовевшей жены. Ксения же. как потерявшая рассудок, утешала их, говоря: "Андрей Федорович не умер, - но воплотился в меня, Ксению, которая давно умерла. "Не зовите меня больше Ксения, но зовите меня Андреем Федоровичем". С такими словами Ксении стала скитаться по улицам Петербурга, сообщая всем, знавшим её, что "Ксеньюшка моя скончалась, и мирно почивает на кладбище, аз же грешный весь тут".
После смерти мужа овдовевшей Ксении отошло имущество Андрея Федоровича - дом, который он имел в приходе церкви апостола Матфея на Петербургской стороне. Часть этого дома снимала одна благочестивая христианка Параскева Антонова, хорошо знавшая Ксению и давно бывшая с нею в дружбе. Утешая после похорон "помрачившуюся умом" вдову, Параскева спросила, причитая: "Как же ты будешь жить теперь, матушка?" На это, начавшая свой подвиг юродства Ксения ответила: "Да что, ведь я похоронила свою Ксеньюшку, и мне теперь больше ничего не нужно. Дом я подарю тебе, только ты бедных даром жить пускай; вещи сегодня же раздам все, а деньги в церковь снесу, пусть молятся об упокоении души рабы Божией Ксении".
Тогда Параскева Антонова стала упрашивать Ксению не делать этою, ибо ей самой нужно будет на что-то жить и кормиться, но Ксения твердо отвечала: "Господь питает птиц небесных, а я не хуже птицы. Пусть воля Его будет".
Услышав о таком решении, Параскева из жалости о "повредившейся умом" вдове" обратилась к родственникам ее мужа Андрея Петрова с просьбой поспособствовать ей предотвратить Ксению от такого неразумного поступка. Родные мужа подали прошение начальству умершего Андрея Федоровича, прося не позволять Ксении в безумстве раздавать свое имущество. По причине этого Ксения была вызвана на соответствующее обследование, которое заключило, что она совершенно здорова и утвердило заней право распоряжаться своим имуществом как ей угодно.
После этого блаженная Ксения, вольная во всех своих действиях, раздала все принадлежавшее ей имение и в одном только мужнином костюме вышла на улицу на свое подвижническое странствие. Теперь какого-либо определенного местожительства Ксения не имела. Она в своем странном одеянии целыми днями бродила по Петербургской стороне по преимуществу в районе прихода церкви святого Апостола Матфея. Встречающимся знакомым и обращающимся к ней по имени она с досадой говорила: "Ну какое вам дело до покойницы Ксении, она вам ничего худого не сделала".
После того, как мужнин камзол и кафтан Ксении истлели, она стала одеваться зимой и летом в жалкие лохмотья, а на босых ногах, распухших от мороза, носила рваные башмаки. Многие христиане предлагали Ксении теплую одежду, обувь. милостыню. Блаженная же ничего не соглашалась взять, но неизменно одевалась либо в красную кофточку и зеленую юбку, либо в зеленую кофту и красную юбку.
Бродя целыми днями по грязным немощеным улицам Петербурга, Ксения изредка заходила к своим знакомым, обедала у них, беседовала, а затем снова отправлялась странствовать. Где она проводила ночи, долгое время оставалось неизвестным не только для жителей Петербургской стороны, но и для местной полиции. Впоследствии за ней стали следить, и оказалось, что Ксения, не взирая на время года и погоду, уходила в поле, где молилась до утра, делая земные поклоны поочередно на все четыре стороны света.
В другой раз рабочие, производившие постройку новой каменной церкви на Смоленском кладбище, стали замечать, что ночью, во время их отсутствия, некто натаскивал на верх постройки много кирпичей. В результате расследования выяснилось, что этим неутомимым даровым работником была не кто иная, как блаженная Ксения.
Окружающие блаженную Ксению стали обращать внимание, что в ее словах и поступках часто кроется какой-то глубокий смысл. Замечали, что если Ксения просила у кого чего-либо, то это было знаком грядущей невзгоды и беды для того, у кого спрошено, если же Ксения подавала кому-либо что-то, то получателя в скором времени посещала внезапная радость. Позднее, когда блаженную стали почитать за прозорливицу, стоило ей только появиться на рынках и улицах города, как всякий, знавший ее, предлагал ей свои услуги. Купцы открывали свои лотки и прилавки со всевозможными съестными и прочими товарами. Все наперебой упрашивали "Андрея Федоровича" взять что-либо или отведать от предлагаемого товара ибо они замечали, что, если Ксения брала что-нибудь у хозяина, то торговля у угостившегоее купца бывает очень удачной.
Многие люди действительно любили и почитали Блаженную, веря, что всё, к чему она прикасается, освящается. Поэтому многие извозчики наперебой упрашивали её посидеть хотя бы некоторое время в их экипажах в надежде, что после этого день будет для них очень удачным и прибыльным. Особый дар блаженной Ксении состоял в устройстве семейного быта христиан. Матери детей были убеждены, что если блаженная приласкает или покачает в люльке больного ребенка, тот непременно выздоровеет; Посему они, увидев Ксению, спешили к ней со своими детьми, прося ее благословить или просто погладить их по голове.
Своим великим смирением, подвигом духовной и телесной нищеты, любви к ближним и молитвою стяжала Ксения благодатный дар прозорливости.
Этим своим даром многим она помогала в деле жизненного устройства и душевного спасения. Одним она предсказывала скорую смерть с тем, чтобы они могли по-христиански к ней подготовиться, другим помогала в бедах, способствовала предотвращению несчастий.
Так, известно, что блаженная предсказала страдальческую кончину бывшего Императора Иоанна IV Антоновича, а также смерть Императрицы Елизаветы Петровны.
Юродивая Ксения в подвиге юродства подвизалась 45 лет; можно утверждать, что блаженная отошла ко Господу в самом начале девятнадцатого века; есть мнение, что Ксения преставилась около 1803 года.
Погребена была святая угодница Божия на Смоленском кладбище Петербурга, где в свое время она помогала строить церковь в честь иконы Божией Матери, именуемой Смоленская. Отпевание добровольной страдалицы совершалось в церкви апостола Матфея.
В 1902 году над могилой блаженной Ксении была построена новая часовни с мраморным иконостасом и надгробием.
Могила блаженной Ксении находится посреди часовни; часовня была украшена прекрасной иконой Распятия Спасителя на Кресте, а по стенам установлены иконы, пожертвованные разными лицами по тому или иному случаю.
Часовня была всегда открыта для совершения панихид; по свидетельству священников, нигде не служилось столько панихид, сколько на могиле блаженной Ксении. Многие, кому Блаженная Ксения помогала при жизни, приходили туда помолиться о её упокоении, поддерживая тем самым духовное общение с ней даже после её смерти.
Над входом в часовню с наружной стороны была сделана надпись: "Раба Божия Ксения. На первоначальной же могильной плите было начертано; "Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа. На сем месте погребено тело рабы _Божией, Ксении Григорьевны, жены придворного певчего Андрея Федоровича, в ранге полковника, осталась после мужа 26-ти лет, странствовала 45 лет; всего жития ее было 71 год; называлась "Андрей Федорович". Кто меня знал, да помянет душу мою, для спасения своей души. Аминь".
www.diveevo.ru
Святитель Григорий, Богослов и учитель Вселенной
Святой Григорий Богослов (326-389 г.) был сын Григория (впоследствии епископа Назианского) и Нонны, женщины высоких нравственных правил. Еще до рождения, она обещала посвятить его Богу и употребила все старания, чтобы склонить его волю на служение Господу. Воспитание, данное ему матерью, святитель Григорий почитал самым для себя важным. При выдающихся способностях, св. Григорий получил прекрасное образование: он учился в школах Кесарии Палестинской, где была богатая библиотека, собранная мучеником Памфилом, в Александрии, где изучал творения Оригена, и, наконец, в Афинах, где в особенности сблизился с св. Василием Великим, с которым знаком был несколько ранее и дружбу с которым считал полезнее самой высшей школы. У святых друзей в Афинах была одна комната, один образ жизни; им были знакомы только две дороги: одна вела в храм Божий, другая - в училище. В Афинах св. Григорий познакомился с Юлианом (по прозванию "Отступника," который, став императором, отрекся от христианства и пытался было возродить язычество в Римской империи (361-363 г.). и оставил живое изображение этого злого и коварного врага Церкви. В возрасте 26-ти лет св. Григорий принял крещение.
После возвращения на родину, св. Григорий долгое время уклонялся от занятия какой-либо общественной должности. Размышление о Боге, молитва, чтение слова Божия, писание вдохновенных слов и песней и служение престарелым родителям были его занятием. Некоторое время он провел с другом своим Василием в его пустыне и это время почитал самым счастливым в жизни. Отец его, бывший уже епископом, нуждаясь в помощнике, вызвал его из Васильевой пустыни в Назианз и рукоположил в пресвитера. Уже этот сан так устрашил Григория высотой и тяжестью сопряженных с ним обязанностей, что он удалился в уединение пустыни. Успокоив там волнениедуха, он вернулся к отцу и принял на себя священническое служение, утешаясь, что он, служа Богу, помогает и престарелому родителю в его заботах о пастве.
Между тем, друг его Василий Великий уже достиг высокого сана архиепископа. Желая иметь преданного и просвещенного помощника в управлении обширной областью, св. Василий предложил Григорию место главного протопресвитера при своей кафедре, но св. Григорий уклонился от принятия этой почетной и влиятельной должности. Через некоторое время после этого состоялось посвящение Григория в епископа города Сасима, по тайному соглашению архиепископа Василия с отцом Григория. Видя в этом волю Божию, он принял священное рукоположение, но отказался от принятия самой должности и, в качестве соправителя (викария), продолжал служить своему родителю и пастве назианзской. В 374-ом году скончался престарелый родитель Григория, а вслед за ним - и мать его. Святой Григорий продолжал некоторое время труд отца по управлению назианзской церковью, но сильно заболел. Выздоровев, он удалился в уединенную обитель, где в посте и молитве пробыл около трех лет.
Но великий светильник не мог укрыться в монашеской келье. Избранный православными епископами и мирянами на престол архиепископа в Константинополе, он прибыл туда в эпоху самого сильного владычества ариан, когда ими были захвачены все храмы в столице. Св. Григорий остановился в доме своих знакомых. Одну из комнат обратил в храм, назвав ее Анастасией (что значит "воскресение"), с надеждой, что здесь воскреснет Православие, и начал проповедовать. Ариане осыпали его насмешками и ругательствами, бросали в него камнями, подсылали к нему тайных убийц. Но народ узнал своего истинного пастыря и стал тесниться к его кафедре, как железо льнет к магниту (по выражению св. Григория). Сильным своим словом, примером своей жизни и пастырским усердием он побеждал врагов Церкви. Люди в огромном количестве стекались со всех концов послушать его вдохновенные проповеди. Слушатели волновались около его кафедры подобно бурному морю, громко выражали знаки одобрения рукоплесканиями и восклицаниями, а скорописцы записывали и увековечивали его слова. Еженедельно тысячи людей из ереси возвращались к Православной Церкви.
Наконец, уже после воцарения православного императора Феодосия (379-395 г.), упорствующие ариане были изгнаны из храмов столицы. Когда обнаружилась ересь Македония, (Македоний отрицал Божество Святого Духа. святой Григорий боролся против нее и принимал живое участие в заседаниях Второго Вселенского Собора. Совершив свой подвиг, он отказался от Константинопольской кафедры, сказав: "Прощай, кафедра, - эта завидная и опасная высота!" Святой Григорий удалился в родное селение Арианз, близ Назианза, и здесь в строгих аскетических подвигах провел последние годы своей жизни.
За свои замечательные богословские творения св. Григорий получил от Церкви почетное наименование Богослова и вселенского учителя, а за способность проникать мыслью до самых глубоких тайн веры и выражать непостижимые ее истины с прозрачной ясностью и строгой точностью Церковь в одной из молитв называет его умом самым высоким. Проповеди его насыщены такой поэзией, что многие фразы из них были использованы (св. Иоанном Дамаскиным и другими) для праздничных песнопений. Нетленные частицы мощей св. Григория до сих пор источают дивное благоухание.
www.pravmir.ru
Гордость - тысячеглавый змий
Из поучений святителя ИОАННА ЗЛАТОУСТА
Более всех страстей препятствует спасению человека гордость. Как говорит свт. Иоанн Златоуст, все самые большие бедствия в истории сотворенного Богом мира всегда имели своим началом гордость. Из-за нее светлый ангел стал дьяволом. Адам, обольщенный ложной надеждой быть равным Богу, был изгнан из Рая и сделался смертным. Дальнейшая история человечества показывает, что всякий раз, когда человек горделиво мечтал о равенстве с Богом, он впадал в нечестие. Святой отец не знает ничего более несвойственного христианской душе, чем гордость, и никого, более несчастного, чем человека, зараженного этой болезнью.
Гордость - это воспаление души, корень и источник всякого нечестия, вершина зла; страсть, делающая человека орудием дьявола и подвергающаяся одинаковому наказанию с падшим ангелом.
Порок гордости не позволяет никакой добродетели прижиться в душе человека и оказать свое спасительное действие. В качестве примера святитель приводит притчу о мытаре и фарисее (Лк. 18, 9-14) и говорит: "Фарисей, постившийся дважды в неделю, не был ли праведным? А что он говорит? Несмь, якоже прочии человецы, хищницы, неправедницы (Лк. 18, 11). Нередко человек с чистой совестью впадает в гордость; и если не повредит ему грех, то вредит гордость".
Гордость лишает человека надежды на спасение. Духовная жизнь христианина должна сопровождаться познанием себя и "своей немощи". Гордость же лишает человека духовного видения и такого познания. Тем более она закрывает ему возможность познания Бога.
Ничто так не противится любви, как гордость. Она порождает гнев, славолюбие, зависть, ревность, презрение к бедным, страсть к деньгам, месть и многие другие пороки.
Эта страсть постоянно волнует душу человека и делает его неспособным к перенесению обид и несчастья.
Святой Иоанн дает такое определение этой губительной страсти: "Считать себя лучше подобных себе - гордость". Св. Златоуст говорит, что гордость является отличительным знаком недалекого ума и неблагородной души. Он считает, что грех гордости хуже блуда, и объясняет: "Потому что, хотя блуд и непростительное зло, но, по крайней мере, иной человек может сослаться на (непреодолимое - ред.) желание; а высокомерие не имеет никакой причины, никакого предлога". Святитель говорит так же, что лучше быть глупым, чем гордым. Глупость является злом для самого глупого, а гордость - язвой для других людей.
Гордость может действовать тонким, незаметным для взгляда неопытного в духовной жизни человека образом. Так, например, она скрытно проявляет себя тогда, когда человек не терпит надменности другого человека, зараженного гордостью.
Своим началом эта страсть имеет неведение Бога. Утверждая это, святитель поясняет: "Кто знает Бога так, как нужно знать, кто знает, до какой степени Сын Божий смирил Себя, тот не превозносится, а кто не знает этого, тот превозносится".
Источниками гордости могут быть также знания и дарования, не соединенные с любовью. Например, христиане Коринфской Церкви времен святого апостола Павла превозносились друг перед другом своими духовными дарованиями и соревновались между собою в знаниях философии. Гордость, заразившая их души, произвела в Церкви многочисленные нестроения.
Страсть гордости не имеет насыщения и не может быть никогда удовлетворена. "Если бы гордый даже видел, что царь униженно преклоняется и благоговеет перед ним, - говорит Иоанн Златоуст, - то и тогда не удовлетворился бы этим, но еще более воспламенился бы". Особо желанной пищей для гордости являются "властьи величие господства". Для того, чтобы не заразиться этой страстью, святитель советует избегать надменных людей, отвращаться от них, гнушаться и даже ненавидеть их. Святитель Иоанн, конечно, говорит о ненависти не к человеку, а ко греху, носителем которого является такого рода человек.
В борьбе с гордостью христианин должен вооружиться противоположной этой страсти добродетелью смирения, умножая которую собственным подвигом при содействии благодати Святого Духа, он сможет победить гордость и обогатиться многими другими добродетелями.
www.wco.ru
За каждую пядь семьи! О верности и об измене
Она стоит передо мной - молодая, симпатичная женщина - и плачет: - Батюшка, мне страшно: Я замуж хочу, деток, семью: Годы проходят, мне уже за тридцать, но мужа найти невозможно, невозможно, батюшка! Мужики точно с ума посходили: или пьют по-черному, или гуляют: Всем нужна постель, тепло, и чем быстрее, тем лучше: Вообще мужика найти сложно, а чтобы он еще ждал до брака, терпел - это что-то из области фантастики! И как же жить: чтобы по-Божьему? В монастырь идти? Но я никогда не хотела монахиней быть, у меня к этому призвания нет. А страшнее одиночества нет ничего! Как жить, батюшка?!
Она плачет: в прямом смысле плачет - симпатичная и добрая женщина, которая никому не нужна: И я не знаю, какими словами ее утешать. Что с нами происходит, скажите?! Это можно назвать эпидемией, поветрием, массовым сумасшествием - как хотите. Почти каждый день в разговорах, на исповеди я слышу разрывающие душу рассказы о помешательстве - зачастую буйном, но не психическом, а нравственном. О том, как, прожив 20, 30 лет вместе, люди сходят с ума: как мужья, разрушая семью, превращаются в монстров, а бывшие жены - в хищных, безумных самок.
Годам к сорока, когда многое достигнуто уже и жизнь идет своим чередом, понимает вдруг человек, что так оно все и будет идти: с медленным старением и угасанием сил, чувств и разумама: И начинается паника: Начинаются поиски "острых ощущением". И бес эти ощущения доставляет, а сейчас уже прямо в промышленных масштабах. Целая индустрия "кайфовой" жизни с ее ночными клубами, "номерами", турами, шопами, сайтами блудных знакомств: со всей этой похотью, затопившей мир и прикрывающейся, точно в насмешку, любовью. Да что же за безумие такое!
У Василия Великого есть правило, суть которого сводится к тому, что если человек без веской причины разрушил собственный брак - он не имеет права создавать новую семью, потому что однажды уже не выдержал, не сохранил то, что ему доверил Господь (Второе каноническое послание. параграф 48) Звучит жестоко, но отрезвляюще! Ведь брак - даже невенчаный, но законный - это тоже установление Божие! Дар, сохранение которого требует и ответственности, и усилий, и веры. Именно без веры никак нельзя, потому что если брак - это только человеческое установление, то его можно так же легко разрушить, как и создать. А почему нет? Горе, слезы, верность, дети, предательство - так это же тоже все человеческое: если Бога нет: так - выдумки одни: сантименты: условности. Как сказал один из персонажей Достоевского: "Если Бога нет, то я - Бог!" А стало быть, можно все!
Вот так и рушится все и летит в бездну. Но душу, совесть свою не обманешь, этот голос Бога в душе. И вот - приходит со слезами девочка, студентка, и признается, что у нее ребеночек от женатого мужчины, а тот теперь сердится: и деньги уже не так охотно дает, как раньше. А учеба так дорого стоит: И что теперь делать? Как вам вопросик? Что на него ответить?! А всего-то и казалось, что по-божески жить не обязательно, что все это так - бабушкины сказки.
Не одни мужики чудят, а и женщины - не хотят терпеть неурядицы, бытовые сложности, скорби: причем не в крайнем их проявлении, а в самом повседневном, обыденном. Женщине начинает казаться, что жизнь ее проходит бездарно, что красота увядает и никем не оценена подостоинству и вообще она, красавица и умница, заслуживает "лучшей доли". Случается, женщины влюбляются безоглядно, бросают своих мужей (зачастую порядочных и верных, но менее успешных и пробивных, чем им хотелось бы). Но чаще причиной расставания бывает не "роковая" любовь, а именно недовольство жизнью, неблагодарность и не умение ценить то, что ниспослано Богом. И вот такая женщина пускается в "автономное плавание". И как же больно видеть этих несчастных, обманутых женщин!
Все чаще приходят в храм юные девушки, живущие свободно с чужими мужьями. Хорошо еще, когда приходят со слезами, вымотанные грехом, уставшие от лжи и мучений совести. Но часто приходится слышать только констатацию факта, да еще и с усмешкой. Вот уж воистину мороз по коже идет, хоть, кажется, и привык уже ко всему.
Девоньки, милые, да понимаете ли вы, что творите?! Что калечите свою жизнь, потому что разрушить чужую семью - это тяжкий, смертный грех?!
- А я не разрушала,- отвечает. - Мы просто встречаемся иногда - и все.
И это говорится не моргнув глазом. То есть она уверена, что разрушить семью - это значит довести ее до развода, а если так, "втихаря", то ничего страшного, хоть и не очень хорошо, конечно. Безумие! Человек не понимает, что даже помысл страстный - уже вторжение в чужую семью.Что моментально возникает греховное напряжение между людьми при наличии этого помысла, напряжение, бессознательно выражающееся в страстных взглядах, словах, "случайных" прикосновениях - и это все уже разрушение семьи. Больше того, с самых "пушистых" и "возвышенных" чувств начинаются самые страшные предательства, падения и измены. Бесы всегда маскируются под нечто приятное, светлое, романтическое: а когда оказывается человек в страшной непролазной грязи - от всей этой "душевной" не остается и следа. И такова горькая история всех падений.
Девочки дорогие: мальчики: мужья и жены, давайте будем следить за своими чувствами. Помнить, что сладость греха всегда оборачивается безысходной горечью и слезами. Всегда.
- Вот скажите: - продолжаю беседу.- Простите, как вас зовут?
- Алла (Маша, Таня, Света:) - отвечает юное создание.
- Скажите мне, Алла, вот вы хотели бы, чтобы у вас была добрая семья, заботливый, любящий муж, детки?
- Да.
- Чтобы вы вместе по крупицам, год за годом строили совместную жизнь, преодолевая скорби и трудности, возрастая во взаимной любви: Вместе созидали бы дом: карьеру: воспитывали бы детей: Хотели бы этого всего для себя?
- Ну конечно.
- А хотели бы вы, чтобы лет через 25, когда вы начнете уже увядать и в этом увядании вас утешало бы только то, что жизнь состоялась, что есть семья, дети и любящий, верный муж: хотели бы вы, чтобы в это самое время у вашего мужа появилась на стороне вот такая чудесная Аллочка?
Молчит.
- Хотели бы вы, чтобы муж приходил домой за полночь с суетливыми жестами и бегающими глазками: чтобы он стал необъяснимо нервным и резким: чтобы он что-то уж слишком часто стал отлучаться в командировки: и с каждым днем вы раздражали бы его все больше и больше: а однажды поняли, что вы уже не то чтобы не нужны, а просто омерзительны! Хотели бы вы этого для себя?
- Нет.
- Так зачем же вы делаете другим то, чего не хотите себе?! Это же так просто! Ведь это и есть заповедь Божия: одна из тех, что необходимы для доброй, нормальной жизни:
- Но у них и так уже отношения были сложными:
- Тем более! В Евангелии говорится, что Господь "трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит" (Мф. 12:20). То есть Сам Творец ценит человеческую свободу, не вторгается в отношения между людьми, давая им возможность сделать свой, сознательный выбор. Ведь бывает, что одно дуновение может приклонить чашу весов в ту или иную сторону. Спасти или погубить! И вот - вы вторгаетесь в эту тончайшую, хрупкую ткань семейной жизни и с легкостью губите все то, что созидалось годами и что, возможно, еще могло бы жить. Понимаете ли вы, какой это тяжкий грех?!
:Месяцев шесть назад появился в храме мужичок. Он тоже набедокурил, навертел такого, что жена ушла: и ребенка забрала: и, кажется, уже сошлась с кем-то: Словом, все - конец. Очередная история распада. Но мужичку этому стало вдруг страшно (не иначе как молился за него кто-нибудь). И он в растерянности пришел - таки в храм и решил с помощью Божией не сдаваться, воевать за свою семью! Он покаялся: понимаете, не просто назвал грехи, не "отчитался о проделанной работе", как это у нас бывает, а твердо решил измениться, стать другим: возродиться с помощью Божией. И еще он сказал себе твердо: несмотря ни на что, я - муж и отец перед Богом и буду себя вести как муж и отец. И он ходил к бывшей жене, а она не пускала его на порог; он дарил ей цветы, а она выбрасывала их на помойку: он хотел увидеть ребенка, а ему не давали свидания: он издали видел свою жену с тем - новым, и сердце у него разрывалось: Но он говорил: Господи, Ты же видишь: я каюсь :Прости меня и дай мне быть мужем, оставаться отцом: И он держался, несмотря ни на что. Продолжал звонить: встречать: искать общения и дарить цветы: Не с дерзостью, понимаете, не с гонором, а с любовью: и он победил!
Два дня назад он подошел после службы и сказал просто:
- Батюшка, мы снова вместе!
Если бы вы знали, какая радость для священника слышать такие слова! Как же достоин уважения тот, кто и в крайнем разладе ищет возможности к сохранению брака: в душе своей, в поисках примирения: в осознании ответственности: в уповании на милосердие Божие! И такое расположение сердца, конечно, угоднее Богу, чем расслабленность, ищущая самоугождения и легких путей. Ратника не оставит Бог, и семья, пусть даже разрушенная, но держащаяся еще на волоске веры, будет Господом восстановлена и почтена - за терпение, веру, и упование - великими благами. И в наше время этот путь - путь борьбы за свою семью, стояние за нее - это труд любви, покрывающий множество наших грехов. Не сдавайтесь:не сдавайтесь ни легко, ни трудно. Никак! Боритесь за свои семьи с помощью Божией! Оставайтесь женами и матерями, мужьями и отцами - в сердце своем, в мыслях и поступках, несмотря на разгул страстей в обезумевшем мире. И за это стояние в истине Господь обязательно дарует нам Свою благодать, и мы поймем, что важнее и лучше этого нет ничего на свете!
Священник Дмитрий Шишкин
www.diveevo.ru
Народушку надо учить
Его часто сейчас издают - и слава Богу! Икон его мало по храмам, а книг - много, и это правильно: он весь в своих писаниях, и лик его лучше видишь через строчки, чем через краски.
Многие святые в писаниях своих учат нас искусству спасения, но никто не подходит так близко к простому человеку, как святитель Феофан. Он и по времени к нам близок: русских конца XIX века нам куда легче понять, чем греков IV столетия; с духовными чадами Феофана Затворника мы, так сказать, состоим на одном приходе. И он сам не с кафедры вещает, а весь тут, рядом, так что дыхание его небесное слышится.
Его русский язык - тёплый, певучий, простой и важный; интересно, можно ли его переводить? Останется ли в переводе хоть что-нибудь от нашего Феофана? Нет, он весь русский, он весь для России и весь в России! И как Святитель Николай близок тем, кто попал в беду, так святитель Феофан близок недоумевающим, запутавшимся, сбившимся с толку: Надеемся,что эта подборка тоже кого-то вразумит, кого-то спасёт от незримой беды.
+ Час настанет, станем перед Господом и что скажем? Что умеем танцевать, говорить по-французски, хорошо ценим театральные пьесы? - Ой, беда! Ой, горе! Тогда будем метаться туда и сюда, да уж поздно: Дай, Господи, минуточку, дай минуточку: покаемся: и не даст:
+ Иногда Господь оставляет нас ходить в волях сердца до времени. Гуляйте себе, гуляйте. Но, Господи, даруй же и благодать сокрушения. Стукни в голову, чтобы опомнился и отрезвился ум немного.
+ После шума и развлечений душа, не совсем испорченная, тоскует. Сердце, томящееся от удушливости в чуждой атмосфере, собирается в себя и жалуется Богу и самому человеку, что его терзают ни за что.
+ Самая злая вещь есть сытость. Сыт, ну и развалился, и пыхтит.
+ Жизнь самодовольная поест всё, что в настоящей трудноватой заслужено у Бога; и на тот свет придётся явиться с пустыми руками.
+ Из самомнения выходят две вещи: трубление пред собою и осуждение других. Вот злая тройка, которая мчит в пагубу. Надо распрячь и сбыть этих ярых коней. Тогда выйдет: тише едешь, дальше будешь.
+ Язык?! Нет зловреднее вещи под небесем. Желательно бы так устроить, чтобы за каждую с его стороны непозволительность что-нибудь его укалывало.
+ С раздражительностью бороться надо. Первый шаг - не поддаваться: стиснуть зубы и отойти: Всякий раз молиться до слёз: можно жгутом по плечам. Смилуется Бог и исцелит.
+ Ум есть меч обоюдо-острый - правду и режет, и подрезывает.
+ Самый лукавый враг - плотоугодие: Эта легавая прикрывается околевающею, но только поблажь ей: уже и удержу нет: подай одно, подай другое. А наотрез приказать ей: "Не смей!": и притихнет.
+ Шутить с сердцем нельзя, оно глупо. И не увидишь, как покривится.
+ Самое лучшее врачевство для наших немощей - не иметь праздного времени.
+ На молитве надо стоять, как на Страшном суде. - Так! - В струнку!
+ К Богу никогда не обращайтесь кое-как. А всегда с великим благоговением. Не нужны Ему ни наши многословные молитвы: Вопль из сердца краткий и сильный, вот что доходно!
+ Приятельница ваша боится монашества? В самом деле, ведь мы, монахи, страшное дело берём на себя. Разберите-ка, что есть монах? Того не надо, другого не надо, и конца нет - всего не надо. Один Бог да душа - вот монах.
+ Умирать? Это не особенность какая. И ждать надо! Как бодрствующий днём ждёт ночи, чтобы соснуть, так и живущим надо впереди видеть конец, чтобы опочить. Только даруй, Боже, почить о Господе, чтобы с Господом быть всегда.
+ Всё как паутина. Плетёт, плетёт бедный человек; дунет ветер, и всё разлетится. А как Господь соткёт, так уж прочно. И тонко, да крепко, как канат.
+ Утешьтесь! Ведь Господь не есть гнев наводяй на всяк день (Пс. 7:12). Сердце Божие широко-широко: У нас оно воробьиное. Что делать?.. Претерпевый до конца спасен будет, сказал Господь, а не сказывает, когда и какой конец и что будет впереди - бурька или ураган.
+ Ведь не вырвешь ничего из рук Божиих силою: а слезами всё можно. Подай, Господи, подай Господи! Докучать надобно!.. а права нет: всё милость!
+ Под ложечку подкатывается пустое томление снизу - вражье дело. Это он ухитряется ту породить мысль, что-де вот у Бога скучно: И никогда, ни на секунду не дозволяйте себе останавливаться на этой туге: а сразу плевать на неё. Господь близ! Буди имя Господне благословенно.
+ Богослужебные книги надо вновь перевесть, чтобы всё было понятно: Кто только станет вчитываться или вслушиваться, непременно кончает возгласом: "Да что ж это такое!.." Архиереи и иереи не все слышат, что читается и поётся, сидя в алтаре. Потому и не знают, какой мрак в книгах, и это не почему другому, как по причине отжившего век перевода. Надо уяснить перевод.
+ Народушку надо учить: А иереи Божии всё молчат, когда-когда говорят, и всё как-то мудрёно и перепутано с мудрованием: Видите, вся беда в попах молчащих! Надо гайдуков нанять и всех их потаскать за "аксиосы".
+ Мощи - тень будущего воскресения.
+ Правда угловата и суковата: того зацепит, этого толкнёт. А те, которые не любят правды, считают это невежливостью и даже обидою.
+ Всего более надобно опасаться уклонения в праведность. Как только начнёте уклоняться в неё, знайте, что криво шагать начали. Берите тогда себя за ноги и тащите немилосердно опять в грешность: Господь только того принимает, кто приходит к Нему в чувстве грешности. От того же, кто приходит к Нему в чувстве праведности, Он отвращается.
+ Вам нечего рассказывать на исповеди? Это оттого, что вы праведны. Будем молиться, чтобы Господь сделал вас грешницею, то есть чтоб пришёл к вам мытарев глас: Боже, милостив буди ко мне грешной!
+ Где всё по маслицу течёт, там трудно спасать душу свою.
+ Я всегда твержу матерям заботливым о чадах: вы причастницы мученического подвига, ждите и венца такого.
+ О слабоумных. Идиоты! - да они ведь для нас только идиоты, а не для себя и не для Бога. Дух их своим путём растёт. Может статься, что мы, мудрые, окажемся хуже идиотов.
+ Худо, когда кто в семье своей не находит себе счастья. Если находишь, благодари Господа. Но постарайся, чтобы и всегда так было. Искусство одно: всякий день начинать так, как бы он был первый после свадьбы.
+ Дела службы не суетность: это Божии дела. Только делайте их всегда для Бога, а не для чего другого. Равно и по семейной жизни на вас лежит долг: Исполнять его не есть суетность. Только совершайте такие дела по сознанию, что волю Божию исполняете.
www.diveevo.ru
Святитель Иоанн Златоуст
Православный Календарь с 3 Февраля 2013 г. по 9 Февраля 2013 г.
Воскресенье, 3 Февраля 2013 года. Неделя 35-я по Пятидесятнице.
Прп. Максима исп. (662). Мч. Неофита (303-305). Мчч. Евгения, Кандида, Валериана и Акилы (III). Прп. Максима Грека (1556). Мц. Агнии девы (ок. 304).Мч. Анастасия (662). Ктиторской (IV) и именуемой "Отрада", или "Утешение" (807) Ватопедских икон Божией Матери. Прп. Неофита Ватопедского (Греч.).
Божественная литургия Иоанна Златоуста, начало в 7-00 и 9-00
Понедельник, 4 Февраля 2013 года. Седмица 36-я по Пятидесятнице
Ап. от 70-ти Тимофея (ок. 96). Прмч. Анастасия Персянина (628). Прмч. Анастасия, диак. Печерского, в Ближних пещерах (XII). Прп. Макария Жабынского, Белевского чудотворца (1623). Мчч. Мануила, Георгия, Петра, Леонтия епископов, Сиония, Гавриила, Иоанна, Леонта, Парода пресвитера и прочих 377-ми (ок. 817).
Вторник, 5 Февраля 2013 года.
Сщмч. Климента, еп. Анкирского, и мч. Агафангела (ок. 312). Прп. Геннадия Костромского и Любимоградского (1565). Перенесение мощей свт. Феоктиста, архиеп. Новгородского (1786). Прп. Мавсимы Сирина (IV). Прп. Саламана молчальника (ок. 400). Свт. Павлина Милостивого, еп. Ноланского (431).Воспоминание VI Вселенского Собора (680-681).
Среда, 6 Февраля 2013 года.
Прп. Ксении Римляныни (V). Блж. Ксении Петербургской (XIX). Свт. Герасима Великопермского (Устьвымского) (1441). Мч. Иоанна Казанского (1529). Мчч. Вавилы Сицилийского и учеников его Тимофея и Агапия (III). Прп. Македония, сирийского пустынника (ок. 420). Перенесение мощей прмч. Анастасия Персидского (VII). Прп. Дионисия Олимпийского и Платинского, и Афонского (Греч.).
Четверг, 7 Февраля 2013 года.
Свт. Григория Богослова, архиеп. Константинопольского (389). Новосщмч. Владимира, митрополита Киевского и Галицкого (1918). Свт. Моисея, архиеп. Новгородского (1362). Мчч. Филицаты и сыновей ее: Ианнуария, Феликса, Филиппа, Сильвана, Александра, Виталия и Марциала (ок. 164). Прп. Поплия Сирийского (ок. 380). Прп. Мара певца (ок. 430). Новомч. Авксентия Константинопольского (1720) (Греч.). Прп. Анатолия (старшего) Оптинского.Иконы Божией Матери, именуемой "Утоли моя печали" (принесена в Москву в 1640 г.).
Пятница, 8 Февраля 2013 года.
Прпп. Ксенофонта, супруги его Марии и сыновей их Аркадия и Иоанна (V-VI).Прп. Ксенофонта Робейского (1262). Мчч. Анании пресвитера, Петра, темничного стража, и с ними 7 воинов (295). Прп. Симеона Ветхого (ок. 390).Перенесение мощей прп. Феодора, игум. Студийского (845). Свт. Иосифа, архиеп. Солунского (830). Блгв. Давида III Возобновителя, царя Иверии и Абхазии (1125) (Груз.). Прпп. Гавриила, игумена Иерусалимского и Аммона, ученика св. Антония Великого.
Суббота, 9 Февраля 2013 года.
Перенесение мощей свт. Иоанна Златоуста (438). Прп. Петра Египетского.Новомч. Димитрия Константинопольского (1784) (Греч.). Прп. Тита воина, монаха Киево-Печерского.
Божественная литургия Иоанна Златоуста, начало в 8-00. Начало вечернего Богослужения во все дни - 16-00.