37-я неделя по Пятидесятнице (17.02.2013)
Икона Божией Матери "Взыскание погибших"
"Чем выше человек по своему положению, тем чаще его грех влияет на других людей"
Сегодня читалось замечательное зачало из Евангелия от Луки, в котором говорится об обращении Закхея (Лк. 19:1-10). Закхей - мытарь, то есть сборщик податей, говоря современным языком, налоговый инспектор. Народ не любил сборщиков податей, потому что они собирали подать не для своего народа, а для римских оккупантов, причем не обижали и себя, нередко забирая у людей больше, чем требовала римская власть. Потому в глазах народа мытари были предателями, отступниками, а, значит, и богохульниками, великими грешниками, которые грехи, связанные со своей работой, усугублялиеще и грехом корыстолюбия, обижая свой народ. Наверное, никто в иудейском обществе того времени не был столь презираем и ненавидим, как мытари.
И вот Господь посещает Иерихон. Его окружает огромная толпа людей, и вдруг на дерево взбирается мытарь по имени Закхей. Из-за своего малого роста он не может увидеть Спасителя и взбирается для того, чтобы посмотреть на Него. Можно ли представить, чтобы сейчас на дерево влез какой-нибудь государственный чиновник? Сказали бы, что он с ума сошел. Наверное, так на Закхея и посмотрели, ведь он важный человек, сборщик податей, представитель римской власти, и вдруг забирается на дерево, чтобы увидеть Спасителя.
Если бы это было простое любопытство, мы бы сегодня о Закхее не говорили, мы просто не знали бы его имени. Но в его деянии было нечто великое:Закхей уничижил себя, смирил себя перед людьми, чтобы увидеть Спасителя. Вот такой была внезапная внутренняя потребность, такой невероятной силы тяготение к чистоте и святости, которые Христос являл людям. Закхей взобрался, и Господь подошел к нему и сказал: "Закхей, спускайся, Я сегодня буду в твоем доме" (см. Лк. 19:5). Это был уже абсолютный вызов всем: пойти в дом к предателю, разбойнику, вору, к тому, кто наживался на благополучии других людей. И одно только слово Спасителяпреобразует Закхея. Он вдруг осознает всю бездну своего падения, всю глубину своего заблуждения, и говорит: "Господи, если кого я обидел, я вчетверо ему воздам" (Лк. 19:8). Это были не простые слова: наверное, нужно было отдать почти все, что имел Закхей,чтобы вернуть людям несправедливо взятое у них. Но он во мгновенье решается на этот поступок, и Господь говорит, что ныне пришло избавление и дому Закхея (Лк. 19:9-10).
Это событие очень многому нас учит. Каждый из нас совершает грехи. Чем выше человек по своему положению, тем чаще его грех влияет на других людей. Грехами мы всегда обижаем других, будь то коллеги по работе или наша семья, наши родители или наши дети, наши мужья или наши жены. Грех всегда несет людям горе, хотя иногда нам кажется, что он так глубоко внутри нас, что никто его и разглядеть не может. Это неправда - грех всегда разит других; грех разрушает самого человека, но несет несчастье и другим людям.
Пример Закхея учит нас, что, каким бы грешником каждый из нас ни был, какая бы тяжесть ни лежала на нашем сердце, у нас есть возможность привлечь к себе Божию любовь и Божию милость. И нам не нужно забираться на деревья - нам следует просто обрести решимость, которую обрел Закхей, и исповедовать пред Богом эту решимость простить других людей, вернуть то, что мы несправедливо у них взяли, будь то материальные ценности или нечто иное, разделить с людьми свою жизнь, отдать им часть самого себя. И тогда мы услышим замечательные слова, которые Господь сказал Закхею, о том, что и на нас распространяется принесенное Христом спасение людей.
Если мы сумеем в предстоящие дни Великого поста поработать над собой, проанализировать свою жизнь, свои поступки, свои мысли, попытаемся их исправить, то даже небольшие наши усилия приведут к тому, что мы станем лучше. Ведь человек в своей жизни никогда не стоит на одном месте; а если стоит, значит, он деградирует, становится хуже. Только движение вперед означает развитие и умственное (это хорошо знают те, кто учится), и нравственное, и духовное, и материальное; только движение вперед возвышает человека. Вот нам и даются такие дни, как дни Великого поста, чтобы мы могли пред Богом, принеся покаяние, взять под контроль свои мысли и поступки и двигаться вперед, навстречу Господу.
Замечательно, что сегодня происходит возрождение веры среди народов, которые прошли через суровое время государственного атеизма. Именно эти народы, как никакие другие в мире, осознают, что такое жизнь без Бога. Жизнь без Бога - это жизнь без нравственного мерила. Если Бога нет, то все дозволено, как сказал великий Достоевский. Если мы отрицаем Бога, то кто будет судить наши поступки? Конечно, если нарушим закон, нас ждет суд. А если закон будем соблюдать, а внутри творить грех и неправду, кто нас будет судить? Но если мы верим в Бога, если мы понимаем, что Бог наш судья, то осознание этого важнее всякого страха перед судом и наказанием человеческим.
Страх Божий есть великая нравственная сила, которая ориентирует человека и помогает двигаться вперед, преодолевая разрушительное тяготение греха. Наверное, именно поэтому мы, пройдя через годы государственного атеизма, и строим сегодня храмы Божии.
Святейший Патриарх Кирилл
www.pravmir.ru
Когда прекращаются помыслы и сердце едино с умом, Ты сам во Христе увидишь, что служить нашим ближним и жить ради них - самая лучшая жертва из жертв земных.
Проповедь в неделю о Закхее
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.
Не успели завершиться великие праздники Рождества Христова и Крещения Господня, как Святая Церковь напоминает нам об очень важном наступающем подготовительном периоде, который готовит каждого из нас к Великому посту. Уже в следующий субботний день накануне Недели о мытаре и фарисее за Всенощным бдением мы услышим великопостное песнопение "Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче".
Сегодня Святая Церковь своим евангельским чтением напомнила нам о человеке, который жил в Иерихоне - о Закхее. Он был начальником мытарей города Иерихона. Когда Господь и Спаситель наш Иисус Христос пришел в этот город перед Своими крестными страданиями, Закхей, как и все жители, вышел на улицу, чтобы увидеть Христа. Закхей был небольшого роста. Из-за толпы, окружавшей Иисуса, он не мог видеть Христа. А желание Его увидеть великого Чудотворца было настолько велико, что оно побудило Закхея взобраться на дерево, чтобы с высоты этого дерева увидеть мимо проходящего Христа Спасителя. Когда Христос проходил мимо, Он, обращаясь к Закхею, сказал: "Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно мне быть у тебя в доме" (Лк.19:5). Исполняя Свое обещание, Господь приходит в дом Закхея, и тот говорит Христу: "Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо" (Лк.19:8).
С рождения этот человек был наречен именем Закхей, но жизнь его не соответствовала имени. В переводе это имя означает "праведник" или человек, который поступает справедливо, не обманывает. Но Закхей в своей жизни очень часто обманывал, причинял боль и страдания многим. Мытари занимались сбором налогов в пользу Рима, и собирали более положенного, и часть собранных средств присваивали себе. За всё это иудеи презирали мытарей. И посмотрите, какое перерождение происходит с Закхеем, когда он встретился со Христом - он моментально из грешника превращается в праведника.
Почему Святая Церковь напоминает нам об этом человеке в канун Великого поста? Прежде всего, мы должны обратить внимание на то, что для Бога все люди равны. Вот мытарь - человек, совершивший множество беззаконий, презираемый, но не проходит мимо него Христос. Он обращает Свое внимание на этого, казалось бы, закостенелого преступника и грешника. Этот тяжкий грешник также дорог Богу, как любой другой человек, потому что самым драгоценным для Бога является каждая человеческая душа.
Какой вывод мы можем сделать? И мы далеко не праведники. И хотя мы благодатью Божией просвещены в Таинстве Крещения, но своими поступками и словами мы зачастую не приближаемся, а отдаляемся от Бога. Но не будем отчаиваться. Будем твердо знать и верить: ради меня, как и ради каждого человека, Бог приходил на эту землю, чтобы меня соделать по благодати сыном Божиим. От меня зависит, насколько я буду готов откликнуться на этот Божественный зов. Как некогда Закхею, Господь говорит каждому из нас: "Человек! Я готов войти в твое сердце как в дом твой. Открой мне своё сердце". Поэтому, братья и сестры, постараемся открыть двери нашего сердца для того, чтобы в него вошел Господь и Спаситель наш Иисус Христос.
Но для этого необходимо иметь решимость и желание, какие имел Закхей. Он преодолел всё, чтобы встретиться с Богом. В нашей жизни тоже бывает много преград, мешающих нашей встрече с Богом. Но приложим все усилия, чтобы преодолеть эти преграды, и чтобы произошла наша встреча с Богом. И чтобы после этой встречи каждый из нас, как Закхей, мог сказать: "Господи! Если я и был раньше грешным, то теперь я приложу все усилия, чтобы исправить свою жизнь, чтобы принести искреннее чистосердечное покаяние, и покаянными слезами омыть свою грешную душу, чтобы она стала святой и праведной".
С сегодняшнего дня мы должны начать готовиться к покаянию, чтобы период Великого поста не был для нас бесполезным и тщетным. Дай Бог, чтобы сегодняшний урок, который преподнесла нам Церковь, был для всех нас полезным и спасительным. Будем просить Бога, чтобы он даровал нам то же желание, ту же решимость исправить свою жизнь. Если вчера и сегодня мы совершали тот или иной грех, то постараемся с помощью Божией возненавидеть этот грех и вырвать его из своего сердца. Не будем успокаивать себя лживым дьявольским обещанием, что есть еще возможность подождать и еще будет возможность исправиться. А вдруг с кем-то уже завтра произойдет то, что мы называем переходом из временной земной жизни в Жизнь Вечную. Где гарантия того, что мы будем жить еще многие годы? Поэтому мы всегда должны быть готовы к этому переходу. И об этом нам сегодня напоминает Святая Церковь.
Дай Бог, братья и сестры, чтобы это напоминание было для нас спасительным. А для этого попросим у Бога, чтобы Он даровал нам и желание и решимость исправить свою жизнь так, как её исправил евангельский Закхей. Аминь.
Протоиерей Валерий Захаров, 2012г.
Путь креста. Священномученик Мефодий (Красноперов) епископ Петропавловский и Акмолинский
Владыка был убит во дворе церкви, где служил Божественную литургию. На площади перед храмом произошло столкновение недовольных политикой нового режима крестьян с красноармейцами. Архипастырь вышел к народу с примирительным словом, но ему не дали договорить. Владыка был заколот штыками, уже мертвому ему в одну из ран воткнули крест. Место его погребения до сих пор неизвестно.
Несколько лет назад решением архиерейского собора Русской Православной Церкви епископ Петропавловский и Акмолинский Мефодий был причислен к лику священномучеников.
За двенадцать лет перед мученической кончиной, еще будучи архимандритом, проповедуя в уфимском кафедральном соборе при архиерейском богослужении в Неделю Крестопоклонную, он говорил: "Нам надо глубоко запечатлеть в мыслях и сердце, что если мы хотим жить разумно, осмысленно, истинной духовной жизнью, следовать за Христом, то нам придется постоянно бороться за идеалы духовной жизни, постоянно испытывать в этой борьбе скорби и страдания. Но зато эта борьба, эти скорби и страдания очищают нас от греха, возвышают дух и ведут к победе, к славе, к нетлению и бессмертию. Позади своего креста или в конце своего крестного пути мы увидим светлый Лик Господа, Его святую десницу, которая поддержит прикосновением благодати. Никакие блага этого мира, никакая мудрость мирская не могут привести нас к цели, к искомому нами и всеми людьми счастью, радости, блаженству, как тесный, узкий евангельский путь, или путь креста".
Священномученик Мефодий (Красноперов), епископ Петропавловский и Акмолинский, викарий Омской епархии - в миру Михаил Платонович Красноперов - родился в 1868 году в бедной семье псаломщика. Окончил духовное училище и Вятскую семинарию, в 1890 году был рукоположен во священника. В том же году он поступил в Казанскую Духовную Академию, во время обучения в которой был пострижен в монашество с именем Мефодий.
В 1902 году иеромонах Мефодий закончил Академию со степенью кандидата богословия и был назначен помощником смотрителя в Уфимское духовное училище. Через год его назначили инспектором Александровской миссионерской семинарии, а еще через три года он был назначен ректором Уфимской Духовной семинарии с возведением в сан архимандрита.
Будучи иеромонахом, отец Мефодий посещал "ночлежки", старался помогать их обитателям, молился вместе с ними. Совершал всенощные бдения, читал акафисты и Великим постом приходил в ночлежки исповедовать. Им были организованы религиозно-нравственные и противоалкогольные беседы в церковно-приходских школах Уфы.
В неурожайный год своим воззванием он собрал для голодающих более двадцати тысяч рублей. С 1908 года архимандрит Мефодий был редактором "Уфимских Епархиальных Ведомостей" и состоял помощником председателя Совета "Братства Воскресения Христова". С 1912 года он был председателем епархиальной благотворительной комиссии по оказанию помощи населению.
В 1913 году он был наречен во епископа Акмолинского, викария Омской епархии, и стал соратником другого великого архипастыря - священномученика Андроника (Пермского). Вместе они развернули борьбу против пьянства, а также против сектантов - баптистов и хлыстов. 21 июля 1913 года в Омске было учреждено епархиальное братство трезвости, председателем которого стал епископ Мефодий (Красноперов).
После его проповедей и богослужений в общество трезвости записывалось по сто человек. С этого времени началась широкая трезвенническая работа среди населения. Благодаря его поддержке прихожане собирали подписи и добивались закрытия винных лавок. И в наши дни люди заказывают молебны священномученику Мефодию, прося помочь в избавлении их родственников от недуга пьянства. И помощь приходит.
И храм Вознесения Господня, разрушенный в годы советской власти, восстановлен. Пусть не на том месте, не в том виде - но он есть в городе Петропавловске. Проводятся Мефодиевские педагогические чтения.
А недавно стало действовать и православное общество трезвости, носящее имя священномученика Мефодия. 35 человек приняли обет трезвости. Конечно, работа общества только начинается, но, думается, что с Божией помощью, по молитвам священномученика Мефодия, дело будет двигаться. В 1921 году разъяренные каратели зверски убили епископа Петропавловского и Акмолинского Мефодия (Красноперова). Память священномученика Мефодия - 4/17 февраля.
www.petr-pavel.kz
Обретение мощей Святителя Иннокентия Иркутского
Верная паства хранила сердечное чаяние, что Господь не даст <преподобному своему видети истления>. Через тридцать три года после кончины святителя во время ремонта Тихвинской церкви было обнаружено, что тело его, одеяние и даже бархат на гробе не тронуло тление, хотя само место погребения было сырым и затхлым.
Еще через два года настоятель Вознесенского монастыря архимандрит Синесий, будущий светильник Сибирской Церкви, прославленный Господом в 1984 году, в день храмового праздника Вознесения Господня стал свидетелем следующего чуда. За трапезой после Божественной литургии присутствовал губернатор немец Фрауендорф. О нетленных останках святителя он был достаточно наслышан и очень хотел посмотреть их. Сколько ни отклонял это желание иноверца присутствовавший на праздник епископ Софроний, также будущий угодник Божий, изменить решение губернаторане удалось. Владыка Софроний, преподобный Синесий и Фрауендорф подошли к могильному склепу святителя, но ... не смогли увидеть гроба - он был покрыт густым непроницаемым слоем снега. После отъезда губернатора даже следов снега не могли обнаружить.
Спустя семнадцать лет после этого чуда, после многочисленных заявлений частных лиц, переживших молитвенное заступничество святителя Иннокентия после молитвы у честных его останков, было еще одно удостоверение, что мощи святителя находятся под особым покровом Божиим.
11 июня 1783 года при сильном ветре загорелась Вознесенская обитель. Весь Иркутск от мала до велика прибежал на пожар, но погасить его не представлялось возможным. Пламя охватило все каменные строения обители и, конечно, деревянную Тихвинскую церковь, под которой почивали мощи святителя. Надежды на спасение нетленных мощей угодника Божия не оставалось никаких. Тогда горожане обратились к прибывшему на пожар преемнику владыки Софрония, преосвященному Михаилу (Миткевичу), с просьбой попытаться достать мощи из огня. <Ежели покойный Иннокентий угодил Богу, - ответил тот, - то ради его нетленных мощей Всемогущий Господь спасет и церковь.> В ту же минуту огонь потерял силу над осененной благодатью церковью. Милостью Божией она простояла до начала XX века средикаменных, вновь отстроенных стен и зданий монастыря, в непререкаемое свидетельство свершившегося над ней чуда. В летописи Иркутска свидетели пожара записали: <В неделю Всех Святых (11 июня) 1783 года, по полудни часу в четвертом, монастырь Вознесенский сгорел, а именно кельи все, три церкви - две каменные снаружи и внутри без остатку; при том два колокола разбились, а другие испортились. Велик страх был! К тому была превеликая погода. А святые образа и что было в церквах: книги, ризы и прочее, ограда вся идва кедра архиерейские сгорели без остатку. Осталась одна деревянная церковь Тихвинской Богородицы, где архиерей погребен>.
Чудеса от мощей святителя множились. Вера в его заступничество перед Господом передавалась из рода в род. Многие служили панихиды у него на могиле и получали просимое! Слава о новом заступнике множилась среди православных. Угодник Божий не отвергал молитв почитателей ни в Туле, ни в Якутске, ни в Петербурге. Отовсюду епархиальному начальству слались письменные свидетельства о его заступничестве. В последних числах сентября 1800 года преосвященному Вениамину, епископу Иркутскому, пришло письмо за подписью 389 человек с изложением просьбы об открытии честных и нетленных мощей святителя для всенародного чествования. Последнее требование привело владыку Вениамина в некоторое недоумение, разрешение которому помогло секретное инспектирование Иркутского края. По высочайшему повелению здесь находились сенаторы Ржевский и Левашов, которые также направили владыке Вениамину письмо. <Как самовидцы, - писали сенаторы, - не только нетленности тела сего, как сами обонявшие благоухание, как личные свидетели повествований о его многоразличных чудес поставляем себе долгом иметь от Вашего преосвященства, десять лет управляющего епархиею, все сведения о нетленном чудотворце для доклада по нашей обязанности Государю Императору>.
Преосвященный передал сенаторам письмо для государя и приложил к нему выписку о случаях чудотворений от мощей святителя, числом более ста. Государь потребовал от Синода рассмотрения дела, и уже по распоряжению Синода в Иркутск прибыл Казанский викарный архиерей Иустин. Владыка Иустин лично освидетельствовал мощи святителя, расспросил под присягой некоторых свидетелей чудотворений и вместе с епископом Вениамином 5 марта 1801 года докладывал Синоду. Доклад это содержал подробное описание освидетельствования мощей, проведенное для большей достоверности в присутствии светских лиц - губернатора Алексея Ивановича Толстого с чиновниками, городского головы купца Петра Авдеева со многими почетными гражданами. Все участники освидетельствования подтвердили действительную сохранность останков святителя. Гроб и облачение святителя были также в совершенном нетлении. Это более чем через семьдесят лет после погребения!
Донесение епископов Вениамина и Иустина ввело Святейший Синод в глубокую задумчивость. Спустя два года Синод направил владыке Вениамину запрос о том, не наблюдаются ли изменения в теле святителя Иннокентия и не было ли за это время достопамятных событий.
Преосвященный Вениамин отвечал, что перемен в состоянии мощей по-прежнему не наблюдается, всенародное почитание святейшего продолжается и ширится, что сам он, епископ Вениамин, <убежден совестью признавать ходатайство святого Иннокентия у милосердия Божия уважаемым>. Но и это письмо не возымело действия. Синод безмолвствовал еще год. Наконец к первенствующему члену Синода митрополиту Амвросию и к обер-прокурору Голицыну было направлено представление от генерал-губернатора Сибири Селифонтова, в котором он, лично свидетельствуя нетленность мощей святителя, выразил свое и всей Сибири настояние об открытии нетленных мощей.
Дальше тянуть было невозможно, и в первый день декабря 1804 года Святейший Синод с Высочайшего соизволения объявил: тело первого епископа Иркутского Иннокентия огласить за совершенно святые мощи и с подобающим благоговением Иркутскому епископу Вениамину с прочим духовенством поставить в церкви Иркутского Вознесенского монастыря наверху, либо в другом достойном месте, с установлением празднования ему 26 ноября, на день памяти преставления сего святителя. Впредь отправлять всенощные бдения и молебные пения святителю и в церковные книги внести необходимые дополнения: <Ноября 26 числа память преставления Святителя Иннокентия, первого епископа Иркутского, Чудотворца>.
Вожделенное известие об открытии мощей святителя Иннокентия в Иркутске было получено 19 января 1805 года. В ближайшее же воскресение, буквально через два дня, всенародно был отслужен благодарственный молебен Господу Богу. После этого началось приготовление к чрезвычайному торжеству.
2 февраля, на Сретение Господне, преосвященный Вениамин принял святые мощи из склепа, поставил их посреди Тихвинской церкви и отслужил перед ними Божественную литургию. Через неделю, 9 февраля, мощи святителя при величайшем стечении народа торжественно, с крестным ходом и преднесением чудотворной иконы Казанской Божией Матери, были перенесены из Тихвинской церкви в соборную Вознесенскую.
Здесь мощи почивали пятьдесят пять лет, до времени, пока не потребовалось разбирать Вознесенскую церковь из-за ветхости. Двенадцать лет пролежали они в Успенском храме Вознесенского монастыря и 15 октября 1872 года были возвращены под своды вновь отстроенного на старом месте благолепного храма Вознесения Господня.
eparhia.irk.ru
Святая Блаженная Валентина Минская
Немощь телесная, сила духовная
Единственная в Беларуси святая, прославленная в чине блаженной, родилась 25 мая 1888 года в семье священника Федора Чернявского. Помимо Валентины, в семье было еще три дочери - Анна, Ксения и Ольга. Детство девочек было очень счастливым. Они выросли в деревне Коски неподалеку от Койданова (ныне Дзержинска), на берегу реки Усы, среди живописных лугов и полей.
Валентина получила образование в Минском женском духовном училище, а затем удачно вышла замуж. Ее супругом стал коллежский советник Минского уездного правления Федор Сулковский. Сестры Валентины Анна и Ксения вышли замуж за священников. Казалось бы, жить да радоваться, но судьба распорядилась иначе. Она начинает обрушивать на молодую женщину удар за ударом. Арестовывают и ссылают на каторжные работы ее мужа Федора, живым откуда он уже не возвращается. Расстреливают мужей сестер. Умирают родители. От сожженной деревенской церкви остается только крест. Отчий дом конфисковывают и отдают под школу, так что Валентина остается без крыши над головой. Она вынуждена поселиться в маленькой церковной сторожке с земляным полом...
Все эти трагические события подорвали здоровье молодой женщины, и она тяжело заболела. Более 30 лет, вплоть до своей кончины в 1966 году, Валентина Федоровна была прикована к постели. У нее открылся дар провидения и исцеления. Рассказывают, что Матушка получила во сне благословение от блаженной Ксении Петербургской.
Казалось бы, ее надежды на личное счастье были разбиты, здоровье подорвано - самое время впасть в отчаяние и замкнуться в себе. Но нет. Эта удивительная женщина никогда не сетовала на судьбу, более того, она поддерживала других людей, молилась за них, наставляла, лечила. "Матушка всегда была радостной, улыбчивой, добродушной, светленькой", - вспоминает Валентина Лазовская из д. Магалевщина. В скромный домик-сторожку тянулся народ со всей округи. Матушка Валентина стала тем островком, оплотом веры, в котором так нуждались люди.
Есть много свидетельств того, что Валентина Федоровна обладала даром предвидения. В годы Великой Отечественной к ней часто приходили женщины и просили рассказать, живы ли их ушедшие на войну близкие. И провидица безошибочно отвечала на эти вопросы. Геннадий Полоневич из д. Коски рассказывает такой случай. Он был в доме Матушки Валентины, играл с ее племянником Николаем. И вдруг она говорит: "Твоего папу убили". Мальчик расплакался, побежал домой рассказать маме. Через два дня им пришла похоронка.
Блаженная Валентина предсказывала смерть известных людей, важные для страны события. Говорила она кратко и образно, глядя при этом куда-то вдаль, как бы разговаривая с кем-то невидимым. "Черная птица летела над Москвой и упала", - как-то сказала провидица. Вскоре стало известно, что умер Сталин. "Жалко старичка", - задумчиво обронила она в другой раз. "Какого старичка?" - переспросили у нее. "Михаил Иванович умер", - ответила Валентина Федоровна. И действительно, вскоре пришла весть о смерти Калинина.
Матушкой было предсказано появление на белорусской земле Митрополита Филарета. "Вот летит к нам из Германии Владыка Филарет", - говорила она. В то время Владыка был Экзархом Западной Европы. Откуда она могла знать его имя и то, что именно он станет во главе белорусской православной церкви? Еще более удивительным было ее предсказание трагической гибели подводного атомохода "Курск", случившейся через много лет. "Курск уйдет под воду. Много моряков поднимут руки к небу и будут молить о помощи. Но их не спасут", - говорила Валентина Федоровна. Люди не понимали сути этого пророчества - как такое может случиться с городом Курском? И только сейчас мы видим, насколько пугающе точным было ее предсказание...
Люди, знавшие Матушку Валентину, утверждают: она видела человека насквозь и давала ответы даже на невысказанные вопросы. Едва взглянув на одну из посетительниц, которая страдала от бесплодия, провидица сказала: "Что ж ты, единственного ребенка и того волкам отдала!". Женщина была просто ошарашена. Потом она призналась, что когда-то сделала аборт, а в ночь перед операцией увидела сон - ее окружили волки, и, пытаясь от них отвязаться, она бросила им ребенка.
За свою жизнь блаженная Валентина исцелила огромное число людей. О силе ее молитвы до сих пор ходят легенды. Говорят, что тем, за кого приходили просить помощи, даже на расстоянии становилось легче. Да и сейчас, спустя более 40 лет после смерти блаженной, искренне помолившиеся на ее могиле люди рассказывают удивительные вещи. Отступают серьезные недуги, благополучно разрешаются сложные жизненные ситуации. Святая Валентина продолжает помогать всем нуждающимся в ее заступничестве...
Храм у озера
С именем Валентины Минской связывают и другие благие дела, которые происходят на ее малой родине. После канонизации святой резко "пошли в гору" дела по восстановлению Свято-Николаевского храма в расположенной неподалеку деревне Станьково. Именно этот храм был местом основной службы отца Валентины Федоровны протоиерея Федора Чернявского, здесь ее крестили, в этих стенах она с ранних лет молилась и пела в церковном хоре.
Благословение Владыки Филарета на восстановление Свято-Николаевской церкви было получено в считанные месяцы после канонизации святой. И с тех пор работы по возрождению храма не останавливались ни разу. "В самый критический момент, когда денег нет совсем, нам нечем заплатить людям, и работа вот-вот остановится, средства чудесным образом находятся, - рассказывает архитектор департамента внешних связей Белорусского ЭкзархатаОлег Маслиев. - Так что благодаря покровительству блаженной Валентины и святителя Николая, имя которого носит храм, мы по кирпичикам воссоздаем эту удивительную церковь в ее первозданном виде".
Надо сказать, Свято-Николаевская церковь - храм действительно уникальный. Она была построена в 1858 году по проекту знаменитого российского архитектора Константина Тона, автора храмов Христа Спасителя в Москве, главного кремлевского дворца и других известных сооружений. Это был единственный проект Тона, реализованный на белорусской земле. Высокий, красивый станьковский храм под бирюзовым куполом был настоящей гордостью местных жителей.
Церковь действовала до 1936 года, пока последнего священника не расстреляли за то, что он провел пасхальное богослужение. Местные старожилы помнят, какой страшной трагедией обернулся день, когда с храма сорвали крест. Два забравшихся на купол человека запутались в веревках и упали оттуда вместе с крестом, придавив еще троих, тянувших за веревки на земле. Погибли все пятеро. А в Станьково начался сильный ливень, который не прекращался целые сутки. "Воды на землю вылилось столько, что на поле у деревни повсплывали гуси", - говорят старожилы.
Во время Великой Отечественной в церкви взорвали хранившееся там оружие, но она почти не пострадала. Мощное, на века построенное здание разрушили в 1961 году, когда в Станьково прорвало старую дубовую плотину и срочно потребовался кирпич. Центральную часть храма взорвали, боковые приделы растащили стальными тросами, привязанными к двум БТРам. Долгие годы на месте церкви оставались лишь живописные руины. Но станьковцы верят - уж теперь-то святыня обретет свою новую жизнь. "Все церкви откроются и воссияют", - сказала когда-то Матушка Валентина. А ее пророчествам здесь верили всегда...
Авторы-составители священник Феодор Кривонос и Татьяна Дашкевич
www.voskres.ru
Имя Божие
В 1913 году я во второй раз гостил в Оптиной пустыни. Меня поместили с одним иеромонахом, студентом Казанской Духовной Академии, о. А., в скиту. Как-то, выходя на литургию, мы забыли взять ключ и захлопнули за собою дверь; она механически заперлась, и чтобы её отворить, нужен был особый винтовой ключ.
Что делать? Не разбирать же стекло в окне?
После литургии рассказали эконому о. Макарию о нашей оплошности. Он был человек молчаливый и даже немного суровый. Да в экономы в монастыре и нельзя выбирать мягкого и любезного - слишком расточал бы добро.
Ничего не сказав, он взял связку ключей и пошёл к нашему жилищу. Но оказалось, что сердечко подобранного им схожего ключа было меньше, чем горлышко нашего замка. Тогда он поднял с полу тоненькую хворостинку, отломил от неё кусок, приложил к сердечку ключа и стал вертеть... Но сколько мы ни трудились, было напрасно, ключ беспомощно кружился, не вытягивая запора.
- Батюшка, - говорю я ему, - вы, видно, слишком тоненькую вложили хворостинку! Возьмите потолще, тогда туже будет!
Он чуточку помолчал, а потом ответил:
- Нет, это не от этого... А от того, что я без молитвы начал.
И тут же истово перекрестился, произнося молитву Иисусову:
- Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго.
Начал снова крутить с тою же хворостинкою, и замок сразу отпёрся.
После я и на своём, и на чужом опыте много раз проверял, что употребление имени Божия творит чудеса даже в мелочах. И не только сам пользовался и пользуюсь им доселе, но и других, где можно, тому же учу.
Вот другой пример.
Был я на одном съезде христианской молодёжи в Германии. Начали устраивать церковь.
Молодой человек, по прозвищу Шу-Шу (сокращённо - Шура-Шурович, Александр Александрович) развешивал иконы на стене.
Здание было каменное. Ударит он молотком по гвоздю, а тот и согнётся - на камень попал. Вижу я неудачу его и говорю:
- Шу-Шу! А вы бы перекрестились да сказали бы "во имя Отца и Сына и Святаго Духа". Вот тогда у вас дело пойдёт.
Он поверил. Смирился. Ведь молодому-то не так это и легко. Перекрестился, упомянул имя Божие, наставил гвоздь в другое место, ударил молотком и попал в паз. И дальше вся работа пошла удачно.
Рассказал я этот случай как-то недавно в кружке знакомых. Спустя несколько дней одна женщина, вдова К., недавно потерявшая мужа, рассказала мне: "Пришла я после вашего рассказа домой и ложусь спать. А у меня давно уже бессонница... Нервы сдают, видно. И вдруг явспомнила - вы велели поминать имя Божие даже и в малых вещах. И сказала я: "Господи! Дай мне сон!" И даже не помню, кажется, сию же минуту и заснула. А до сих пор долго мучилась бессонницей".
Читал я у одного современного писателя рассказ о силе имени Божия. То было в немецкую войну. Перевозили на позицию пушки.
Прошёл дождь. Дорогу развезло. Тяжесть неимоверная. Несколько пар лошадей. Пушка завязла в выбоине. Солдаты бьются, мучаются, сквернословят, хлещут лошадей. Ни взад, ни вперёд...
И чем бы кончилось это бесплодное мучение и людей и лошадей, Бог весть. Но в это время к этому месту подошёл один благообразный, пожилой уже, мужичок.
Этот почтенный старичок сначала ласково приветствовал солдат. Потом во имя Божие пожелал им успеха. Погладил лошадок. А потом, когда они и солдаты немного отдохнули, он предложил попробовать двинуться ещё раз. И так ласково обратился к солдатам. Они кто к лошадям, кто к пушке. И старичок тут же.
- Ну-ка, милые, с Богом!
Солдаты крикнули, лошади рванули, и пушка была вытянута. Дальше уже легко было.
А сколько таких случаев! Только мы, слепые, не замечаем. Но хорошо, что говорим языком, и это одно нередко ограждает нас от силы вражьей.
Между тем в новое время стали стыдиться употребления этого спасительного имени.
И нередко мы слышим или горькую жалобу на тяжкое житьё, или, наоборот, легкомысленные похвалы:
- Превосходно, превосхо-о-дно!
А иногда и безумные речи: "адски хорошо", или с употреблением "чёрного слова". И жалея его же, хочется поправить его.
Бывало, услыша хвалу, я или сам добавлю, или говорящего попрошу добавить:
- Скажите: "слава Богу!"
- А зачем?
Вот и расскажешь ему такую историю. Иной и примет во внимание...
Митрополит Вениамин (Федченков)
(Из книги "Промысл Божий в моей жизни")
www.diveevo.ru
Сила, движущая на подвиги и поддерживающая в них
Святой Антоний Великий
Если сделать перечень всего указанного, окажется довольно просторное поприще для подвигов. Спрашивается, какая сила движет на них труженика и поддерживает его в трудах? Сила эта есть ревность о спасении, славы ради имени Божия, готовая на все. Есть эта ревность? у инока все подвиги в ходу. Нет ее, - все стало.
Почему, когда однажды брат, у которого недоставало этой ревности, пришедши к св. Антонию, просил его помолиться о нем, великий старец ответил ему: ни я, ни Бог не сжалится над тобой, если ты не будешь заботиться сам о себе, и молиться Богу (Дост. ск. 16).
По сей же причине советовал он держать себя в постоянном внимании к Богу и в бодренности, хваля как великую добродетель, если кто во все время жизни своей работает неослабно Господу, и до последнего издыхания стоит на страже против козней искусителя (Patr. Graec. t. 40, p. 1083).
Потому убеждал не послаблять себе ни в чем, но с терпением хранить всегда тот же дух ревности, говоря: монах, который несколько дней подвизается, и потом послабляет себе, потом опять подвизается и опять нерадит, такой монах все равно что ничего не делает, и никогда не достигнет он совершенства жизни, за недостатком постоянства ревности и терпения (Patr. Lat. t. 73, p. 1049).
Почему ищущего льгот называл он непонимающим своего чина и своих целей, и весь неуспех у иноков производил от недостатка усердия к трудничеству. Потому, говорил он, мы не преуспеваем, что не знаем своего чина, и не понимаем, чего требует дело, к которому приступаем, но хотим достигнуть добродетели без труда. Оттого, коль скоро встретим искушение в своем месте, переходим на другое, думая, что есть где-нибудь место, в котором нет диавола. Но кто познал, что есть брань, тот не дает себе ослабы, но постоянно воинствует, с Божьей помощью (Patr. Gr. t. 40, р. 1093).
Замечательно на сей предмет слово св. Антония к тем, которые одного не хотят, другого не могут. Пришли однажды какие-то братия к св. Антонию, и говорят ему: дай нам наставление как спастись. Старец отвечал им: вы слышали Писание? И сего очень довольно для вас. Но они сказали: мы и от тебя, отец, хотим что-нибудь услышать. Тогда старец сказал им: в Евангелии сказано: аще тя кто ударшп в десную твою ланиту, обрати ему и другую (Мф. 5, 39). Они говорят ему: мы не можем сего сделать. Старец сказал: если вы не можете подставить другой, по крайней мере переносите удары в одну. И этого но можем, отвечали те. Если и этого не можете, сказал старец, по крайней мере не платите ударом за удар. Братия сказали: и сего не можем. Тогда св. Антоний сказал ученику своему: приготовь им немного варева: они больны. Если вы одного не можете, а другого не хочете, то что я вам сделаю? Нужно молиться (им самим, или другимо них), чтобы пробудился в них дух ревности, - нравственная энергия (Дост. ск. 19).
www.diveevo.ru
Православный Календарь с 17 Февраля 2013 г. по 23 Февраля 2013 г.
Воскресенье, 17 Февраля. Неделя 37-я по Пятидесятнице.
Прп. Исидора Пелусиотского (ок. 436-440). Сщмч Мефодия (Красноперова) епископа Петропавловского (1921). Блгв. вел. кн. Георгия (Юрия) Всеволодовича Владимирского (1238). Прп. Кирилла Новоезерского чудотворца (1532). Прпп. Авраамия и Коприя Печенгских, Вологодских (XV). Мч. Иадора (III). Сщмч. Аврамия, еп. Арвильского (ок. 344-347). Прп. Николая исп., игумена Студийского (868).
Божественная литургия Иоанна Златоуста, начало в 7-00 и 9-00
Понедельник, 18 Февраля 2013 года. Седмица 38-я по Пятидесятнице.
Мц. Агафии (251). Свт. Феодосия, архиеп. Черниговского (1696). Мч. Феодулии и мчч. Елладия, Макария и Евагрия (ок. 304). Елецкой-Черниговской (1060), Сицилийской, или Дивногорской (1092),иименуемой "Взыскание погибших" икон Божией Матери.
Вторник, 19 Февраля 2013 года.
Прп. Вукола, еп. Смирнского (ок. 100). Прпп. Варсонофия Великого и Иоанна Пророка (VI). Свт. Фотия, патриарха Константинопольского (891). Мцц. Дорофеи, Христины, Каллисты и мч. Феофила (288-300). Мч. Иулиана (312). Мц. Фавсты и мчч. Евиласия и Максима (305-311). Мцц. Марфы, Марии и брата их прмч. Ликариона отрока.
Среда, 20 Февраля 2013 года.
Прп. Парфения, еп. Лампсакийского (IV). Прп. Луки Елладского (ок. 946). Мчч. 1003 Никомидийских (303
Четверг, 21 Февраля 2013 года.
Вмч. Феодора Стратилата (319) и прор. Захарии Серповидца из 12-ти (ок. 520 г. до Р.Х.). Свт. Саввы II, архиеп. Сербского (1269).
Пятница, 22 Февраля 2013 года.
Отдание праздника Сретения. Мч. Никифора, из Антиохии Сирской (ок. 257). Обретение мощей свт. Иннокентия, еп. Иркутского (1805). Обретение мощей свт. Тихона, патриарха Московского. Прп. Панкратия Печерского, в Дальних пещерах (XIII). Прпп. Никифора (1557) и Геннадия (ок. 1516), Важеезерских.Сщмчч. Маркелла, еп. Сикелийского, Филагрия, еп. Кипрского, и Панкратия, еп. Тавроменийского (I).
Суббота, 23 Февраля 2013 года.
Сщмч. Харалампия и с ним мчч. Порфирия, Ваптоса и 3-х мучениц (202). Свтт. Иоакима, Луки, Германа, Аркадия, Григория, Мартирия, Антония, Василия и Симеона, епп. Новгородских. Блгв. кн. Анны Новгородской (1056). Прп. Прохора Печерского, в Ближних пещерах (1107). Прп. Лонгина Коряжемского (1540).Мцц. дев Еннафы, Валентины и Павлы (308). Иконы Божией Матери"Огневидная".
Божественная литургия Иоанна Златоуста, начало в 8-00. Начало вечернего Богослужения во все дни - 16-00.