• slide9
  • slide8
  • slide10
  • slide6
  • slide1

38-я неделя по Пятидесятнице (24.02.2013)

Иверская икона Божией Матери

iverska-nikolska

 Пресвятая Богородица, спаси нас!

 

nb66212

Неделя о мытаре и фарисее

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

nb66214

С этого воскресного дня мы, водимые Церковью Христовой, начинаем путь к Великому посту. Эта неделя именуется неделей о мытаре и фарисее. За сегодняшней Божественной Литургией мы слышали притчу Христа Спасителя о праведном фарисее и грешном мытаре. Те из вас, кто был вчера наВсенощном бдении, могли слышать слова церковного песнопения, которые поются в течение трех седмиц в преддверии Великого поста: "Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче".

Великий пост имеет большое значение в жизни каждого верующего человека. Почему? Хотя мы знаем о том, что всем нам за короткое время земного бытия необходимо стяжать спасение, необходимо максимально приблизиться ко Христу, тем не менее, мы мало что делаем для того, чтобы наша жизнь была посвящена спасению души, стяжанию благодати Духа Святого. Поэтому Святая Церковь установила пост для того, чтобы хотя бы в это время мы по-особому могли оценить свои поступки, свои слова, все то, что нам свойственно. Оценить это через призму Святого Евангелия, через призму заповедей Господних. Для этого Церковь очень тщательно начинает нас готовить к этому периоду. Чтобы время поста прошло для нас максимально полезно, чтобы мы смогли принести Богу покаяние и через это очищение своей души и своего сердца сделать их способными к восприятию благодати Святого Духа.

Два образа предлагаются нашему вниманию в евангельской притче - образ внешне благочестивого фарисея и образ грешного мытаря. Сегодня, спустя многие столетия слово "фарисей" вызывает определенные ассоциации, в сознании рождается образ человека, который превозносится над всеми окружающими, человека горделивого, который старается казаться праведным. Образ мытаря для нас скорее нейтральный. Но во времена Христа образы фарисея и мытаря ясно представали перед теми, кто слышал Христа. В заключение притчи Господьговорит о том, что фарисей со всей его праведностью вышел из храма менее облагодатствованным. А мытарь наоборот, не посмев войти в храм и находясь в притворе, бил себя в грудь, взывая: "Боже! Милостив буди мне грешному!" Он ушел из храма более оправданным. Почему так? Ведь благочестивый фарисей постился дважды в неделю, хотя закон предписывал поститься один раз. Опять же по закону Моисееву он отдавал десятину от своих доходов. Он, наверное, проявлял сострадание и милосердие по отношению к окружающим людям.Мытари же, то есть сборщики налогов, были ненавидимы своим народом, потому что собирали налоги в пользу оккупировавшего Израиль Рима, то есть в пользу врагов.

Чтобы понять, почему Господь оправдал мытаря, а не фарисея, необходимо обратиться к понятию "покаяние". По-гречески оно звучит "метанойя" и буквально означает "изменение". Почему фарисей не получил благословения Бога? Почему мытарь ушел из храма оправданным? Потому что, войдя в храм, фарисей ни в чем не изменился. Иное дело мытарь. Да, без сомнения он был тяжким грешником, но он сознавал это. Придя в храм, он просил Бога только об одном, чтобы Он был милостив к нему грешному.

Мы тоже часто переступаем церковный порог. Но давайте спросим самих себя: "Изменяемся ли мы, приходя в дом Божий? Становимся ли мы лучше?" По примеру мытаря, мы, казалось бы, должны взывать: "Боже! Я бесконечно виноват перед Тобою, потому что постоянно нарушаю Твои заповеди, а потому даруй мне исцеление моей болящей души". А что бывает на самом деле? Осуждаем, раздражаемся. Здесь же в храме. Злословим, обманываем. Для чего тогда мы приходим в храм? Ведь мы должны стать лучше, стать светлее, стать носителями Божественного Света. А почему не становимся таковыми?

Кто-то может сказать: "Я бы и рад сбросить этот груз греха. Но такой уж я человек, что ничего не могу поделать с самим собою. Не могу исправиться. Вроде бы прилагаю усилия, но ничего не получается". Нет, братья и сестры. Разве нет у нас множества примеров того, как люди, переступив порог храма, полностью изменяли свою жизнь?

Вспомним величайшую подвижницу Марию Египетскую, которая вела греховную жизнь в своей юности. Однажды она прибыла в Иерусалим, чтобы поклониться Кресту Господню. Все паломники вошли в храм, а она не могла преступить церковного порога. Какая-то неведомая сила не давала ей войти в храм. Мария поняла в чем причина и со слезами покаяния воззрела на икону Царицы Небесной. И обратилась к Божьей Матери: "Я знаю, что безмерно грешна. Но Сын Твой приходил на эту землю чтобы не праведных спасать, а грешных. Умоли Сына Своего, чтобы Его благодатью я смогла переступить церковный порог". Из жизнеописания преподобной Марии Египетской мы знаем, что Господь сподобил её переступить порог храма. И что произошло потом: она не вернулась к прежней жизни, она полностью изменила свою жизнь и 47 лет подвязалась в пустыне. Вот так и мы, подобно Марии, должны осознать свой грех и полностью отказаться от него, путем изменения собственной жизни.

Другой пример - благоразумный разбойник, человек, который всю жизнь провел во грехе, но на кресте осознал, что действительно виновен. И обратился к Христу: "помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!" (Лк.23:42). Христос ответил ему: "истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю". (Лк.23:43). Почему Господь так ответил? Потому что увидел его изменение.

Вот и мы, как евангельский мытарь, можем выйти из храма оправданными. И почерпнуть за богослужением Божественную Благодать и быть носителя этой благодати. Дай Бог нам еще и еще задуматься над тем, какими мы должны стать. Не на словах, как фарисей, а на деле. Задуматься и осознать, что и мы сможем, принеся покаяние и изменив свою жизнь к лучшему, получить благословение Божие. И услышать слова Господа: "придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира". (Мф.25:34). Аминь.

Протоиерей Валерий Захаров, 2010г

Почему в неделю о мытаре и фарисее не соблюдаются

среда и пятница как постные дни?

nb66215

Притча о мытаре и фарисее образно выражают ту духовную истину, что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (Иак. 4: 6). Фарисеи были представителями общественно-религиозного течения в Иудее во II веке до Р.Х. - II веке по Р.Х. Их отличительной особенностью была сугубая ревность в деле соблюдения Закона Моисея. Религиозная жизнь требует от человека внимания к себе, нравственной чуткости, смирения и чистых намерений. Если этого нет, постепенно наступает отвердение сердца. Неизбежно происходит подмена. Последствия ее - духовная смерть. Если вместо смирения появляется самомнение и гордость, вместо жертвенной любви - духовный эгоизм, то диаволу нетрудно овладеть таким человеком и сделать его пособником в своих делах. Люди неверующие или духовно невнимательные даже не знают и не догадываются, как часто они делают то, что желает враг нашего спасения.

Фарисейство - это не звание и не принадлежность к какой-то религиозной общности. Фарисейство - это состояние души. Оно начинается с самомнения и самовозвышения. Как только в человеке ослабевает внимание и строгость к себе, появляются первые ростки опасного растения, плоды которого могут умертвить душу. Смерть наступает в результате отравления ядом гордости.

Главным нравственным свойством фарисея является себялюбие, эгоизм, направляющий все движения его души. Мы мало задумываемся над тем, как много в нас эгоизма, а следовательно, фарисейства. Наша нечуткость к окружающим, наша постоянная холодность, отсутствие постоянной готовности пожертвовать ради ближнего временем, силами и удобствами показывает, как далеки мы от кающегося мытаря, который с сокрушенным сердцем произнес всего лишь пять слов, а ушел оправданным.

Отменяя в неделю мытаря и фарисея в среду и пятницу уставной пост, святая Церковь желает нас предостеречь от фарисейской самоуспокоенности, когда формальное исполнение церковных предписаний (пост, молитвенное правило, хождение в храм) становится целью духовной жизни. Святые отцы учат, что все это нужно исполнять, но видеть в этом средство к стяжанию духовных плодов.

Фарисеи считали себя мудрыми и знающими. Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна. Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир (Иак. 3: 17-18).

Иеромонах Иов (Гумеров)

www.pravoslavie.ru

О чём нужно помнить в преддверии Великого Поста

Человек, заботящийся о своём теле, уделяет особое внимание своему здоровью. Часто обследуется, принимает разновидные профилактические процедуры, ездит на юг, принимает грязи, солёные озёра, термальные источники и пр. И всё это ради своего бренного тела, которое сегодня пребывает на земле, а завтра оставляет этот мир. Превращается в прах и переходит в мир иной, в тот мир, где царствует Правда Божия.

Коль мы уделяем внимание нашему телу не простое внимание, но трепетное, какое же внимание мы должны уделять нашей безсмертной душе.

Однажды, великий авва с глубоким вниманием смотрел на проходящую рядом красавицу, которая была украшена как подобие храма (имеется в виду красивое одеяние, драгоценности и прочие внешние признаки внимания к своему телу). Ученики старца очень смутились таким поступком своего духовника. Но когда увидели его горько плачущего, тогда уразумели о причине пристального внимания к прекрасной жене. Весь орошённый  слезами авва говорил: "Какое внимание она уделяет своему телу, которое сегодня цветёт как лилия, а завтра превращается в прах. А я, окаянный, не имею и малейшего попечения о своей бессмертной душе. Если бы и мне заботиться о своей душе так, как эта жена печётся о своём теле".

Церковь Христова, для всех нас является чадолюбивою Материю и поэтому Она имеет попечение не столько о теле человеческом, сколько о душе человека. И вот в этой основной заботе, о душе, Св. Церковь установила для своих верных чад Святые Посты.

Что такое пост? Зачем он? Как нужно его проводить? В чём его сущность? Мы постараемся найти ответы на все эти вопросы в свете учения Св. Православной Церкви.

Буквально на днях, мы в православных храмах услышали первый звоночек, первую весточку о том, что приближаются дни Святого Великого Поста. За всенощным бдением прозвучало Великопостное песнопение: "Покаяния отверзи ми двери Жизнодавче". За Божественной Литургией, мы слышали умилительную притчу о мытаре и фарисее, которая привела нас в состояние глубокого умиления, когда мы вновь и вновь услышали о том, что "Господь гордым противится, а смиренным даёт благодать".  Как умилили до слёз нас слова нашего Спасителя и Господа, что возносящий себя, будет смиряем, т.е. низок в очах Божиих, а смиряющий себя пред Богом - получит от Него и оправдание, и прощение, и спасение.

Обратим особое внимание, что подготовительные дни к Великому Посту начинаются за три недели до его начала. Почему? Да потому, что не сможет человек достойным образом войти в великопостные дни, если заранее не начнёт себя на духовном уровне приготовлять к этим великим дням.

Вспомним, как больного человека некоторое время готовят к операции, как ученик задолго до экзамена проводит дни в подготовке, как готовят себя спортсмены для того, чтобы показать высокие результаты.

А как же мы должны себя подготовить к тому, чтобы достойным образом войти во дни Великого Поста? При всём нашем желании, не сможем мы принести достойных плодов покаяния  без должного приготовления.

Вот именно по этой причине за три недели до святых дней Великого Поста, чадолюбивая Матерь наша, Святая Церковь Христова, начинает на духовном уровне приготовлять нас к этим спасительным дням. Хотя в дни предшествующие Великому Посту мы ещё вкушаем скоромную пищу, позволяем себе ходить в гости, позволяем себе веселие (в пределах разумного), но на уровне духовном у нас должно происходить полное переосмысление. О чём?

nb66216 О том, как милостив Господь, к кающемуся и смиренному сердцем (неделя мытаря и фарисея). О том, с какой великой любовию и надеждой, ожидает наш Отец Небесный возвращения Своего блудного сына, который хотя и расточил всё имение Отцовское в далёкой стране, живя блудно, но ведь он сын, пусть и заблудший, Своего Небесного Отца. С какой великой надеждой наш Небесный Отец ждёт возвращения, в дни Великого Поста, нас с вами заблудших чад и с какой великой радостью Он готов принять каждого из нас. Дай нам Господи, осознать до глубин эту отеческую любовь и заботу, и на любовь Божию, чтобы мы были готовы ответить любовью.

Накануне великопостных дней Святая Церковь напоминает нам о страшном суде Божьем, как мы все предстанем пред судилищем Христовым и дадим ответ за всю прожитую жизнь, за дела, слова и даже мысли. Какой ответ дадим пред Господом в отношении того, как мы поступали с теми людьми, которые нас окружали. Накормили ли голодного, напоили ли жаждущего, одели ли раздетого, защитили ли оклеветанного, посетили ли сущаго в больнице и темнице. В эту неделю о Страшном Суде Божии мы с особой ясностью понимаем, что не Бог Человеколюбивый и Милосердный будет судить нас, но дела (вся жизнь) наша осудят нас.

И наконец, вводя нас в великие и спасительные дни, Святая Церковь напоминает нам об Адамовом изгнании и о причинах этого изгнания. Причина изгнания - нарушение Заповеди Божией и слепота духовная, которая вселяется в человека посредством греха. Ибо если бы нарушение Божия повеления не навлекло слепоту духовную на наших прародителей, то вместо оправдания они должны были бы принести Господу Богу покаяние. А так как покаяния не последовало за грехопадением, то последовало изгнание из рая наших прародителей.

Вот почему этот воскресный день ещё называется - прощённое воскресение. Прощённым называется этот день по той причине, что Господь учит нас, что если мы не простим всех наших обидчиков (личных врагов), то не можем надеяться на то, что Господь в эти святые дни захочет услышать нас и подать нам прощение согрешений вольных и невольных. А чтобы не быть пустословами приведём Христово изречение: "Аще бо отпущаеете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш небесный" (Мф. 6, 14.15). Вот почему так важно в  этот день примириться со всеми своими (личными) врагами, коль таковые могут быть у православного человека. В противном случае, ни пост, ни молитвы, ни иные подвиги не смогут принести нам даже малейшей пользы.

Проанализировав всё выше изложенное, приходим к логическому заключению, что как мать любит своё дитя, оберегает его, лелеет, печётся о нём, так и Матерь наша Святая Христова Церковь, имея заботу о нашем спасении, нежно и тщательно уготовляет нас к святым и спасительным дням Великого Поста. И коль мы не прислушаемся к голосу любящей нас матери, то не сможем ни достойно подготовиться, ни должным образом пройти предлежащий нам подвиг. А ведь этот подвиг мы обязаны понести не ради блага временного, телесного, а ради блага вечного, духовного ради совершенствования.

Очень скоро мы услышим призыв Святой Церкви: "братие постящеся телесне, постимся и духовне".

Церковь этими словами призывает нас обращать внимание не только на образ пищи т.н. диету, а самое главное в дни поста должно измениться наше сознание, наш образ жизни. Перемена пищи является не целью, а всего лишь средством.

К великому сожалению, понятие об истинном посте у современного человека полностью исказилось. Одни люди обращают лишь внимание на образ пищи, по их мнению, только лишь в ней (пищи) и заключается глубина поста (о перемене образа жизни таковые даже не помышляют). Другие, оправдываясь, совершенно отвергают пост, извращая слова Христовы, что не то сквернит человека, что входит в него, ато, что исходит. Эту евангельскую фразу никто не давал права нам вырывать из общего контекста и в духе католическо-протестанском толковать кому как вздумается. В данном случае Христос Спаситель говорит о том, что нет особой необходимости умывать руки перед вкушением пищи, коль они (руки) чисты. Правила Святой Церкви очень строги к тем, кто не хранит поста телесного.  Клирики (духовные лица) извергаются из сана за несоблюдение поста, а миряне отлучаются от церковного общения.

Иная категория людей, хотя и соблюдает внешнюю форму поста (мало едят, без елея в определённые дни, а в иные вообще без пищи), но чрезмерное телесное истощение приводит их к повышенной раздражительности, порой переходящей в неистовую злобу; к превозношению себя перед другими людьми, которые не могут поститься без еды вообще или без елея, и укоряют таковых. А, что нам говорит Священное Писание о посте: "Ов бо верует ясти вся, а изнемогаяй зелия да яст. Ядый не ядущаго да не укоряет: и не ядый ядущаго да не осуждает: Бог бо его прият. Ты кто еси судяй чуждему рабу; Своему Господеви стоит, или падает, станет же: силен бо есть Бог поставити его" (Рим, 14, 2-4).

Поэтому в дни поста мы и читаем глубочайшую по смыслу великопостную молитву преп.Ефрема Сирина, воспетую не зря великим русским поэтом А.С. Пушкиным.

"Господи и Владыко живота моего,

дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.

Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему.

Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения

и не осуждати брата моего яко благословен еси во веки веков. Аминь."

Вот именно в этой молитве, на первый взгляд кратенькой, содержится смысл всего того, к чему мы себя уготовляем на протяжении трёх  недель (четырёх воскресных дней). Обратим особое внимание на последовательность подготовки к дням Великого поста.

а) Пока не приобретём смирение сердца, не найдём в очах Божиих себе оправдание.

nb66217

б) Смирив себя пред Богом, как сможем жить в стране чуждей далеко от Него. Найдём в смирении сердца силы в себе вернуться в Родительский дом и там обрести тихое пристанище и покой.

в) Обитая в дому родительском (имея горький опыт блуждания по белу свету), будем жить по воле Отца нашего, зная о том, что нарушая волю Его, себя обрекаем на страдания.

г) Желая в мире жить с Отцем, желая получить от Него полное прощение, мы должны, прежде всего, примириться с теми, кто согрешил против нас, досаждая нам (ибо мы во много раз больше согрешили против воли Отца нашего) и должны простить от чистого сердца, не лицемерно, всех обидчиков наших.

В противном случае, пост для нас пройдёт напрасно, и никакого облегчения и оздоровления духовного мы не получим. Если кто в дни Великого Поста будет продолжать завидовать ближнему, лгать, жаждать земного богатства, осуждать ближнего, злиться, ссориться, гордиться, тот не только не начал ещё поститься, а таковой и не подумал даже о посте. Готовясь к дням примирения  с Богом, человек в корне меняется, полностью преображается, становится лучше, чище, возвышенней (в плане духовном).

Вспомним, что говорит о посте св. Афанасий Великий: "Пост врачует болезни, изгоняет демонов, прогоняет злые помыслы, просвещает ум, сердце делает чистым, освещает тело. Пост есть жизнь ангелов. Кто  пребывает в нём, тот причисляется к лику ангелов".

У некоторых людей вызывает недоумение, нужен ли пост вообще? Чтобы найти ответ на этот вопрос мы должны заглянуть в сокровищницу церковную - Священное Писание. При внимательном изучении слова Божия мы найдём ответы на все интересующие нас вопросы.

Заповедь о посте Бог дал ещё Адаму и Еве  в раю: "А от древа познания добра и зла, не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь" (Быть. 2,17). По учению Святой Церкви, истинный пост состоит в воздержании не от одной только скоромной пищи, но и от всяких худых дел: "Постимся постом благоприятным, благоугодным Господеви: истинный пост есть злых отчуждение, похотей отлучение." (Вел. пост. стихира. Ср: Ис.58. 6-7). Постился Моисей сорок дней и сорок ночей, не вкушая ни хлеба, ни воды (Исх.34, 28). Постился пророк Божий Илия (3 Цар. Главы 17 и 19). Постились жители Ниневии и были спасены от гнева Божия (Иона 3, 5.). Древние евреи держали четыре поста в году (Зах. 8, 19.). Некоторые из них постились два раза в неделю (Лк. 18, 12).

В Новом Завете постился Сам Христос Спаситель: "И, постившись сорок дней и ночей, напоследок взалкал" (Мф. 4,2.). Господь предсказал о посте для апостолов, а в их лице и всем нам правоверным чадам Матери Церкви: "Могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними Жених? Но придут дни, когда отнимется у них Жених, и тогда будут поститься." (Мф. 9, 15.). Апостолы и их последователи по вознесении Господнем так же постились (Деян. 13, 2-3. 27, 9.). О существовании постов в Церкви первенствующей свидетельствует ап. Павел (2 Кор. 6, 4-5. 11, 27).

Кажется достаточно примеров того, что на протяжении всей истории человечества постились праведники, как в Ветхом, так и в Новом Заветах.

К великому сожалению в настоящее время против постов восстают люди не только чуждые Церкви, но таковые находятся и в недрах самой Церкви. Церковными людьми их тяжело назвать, но, увы, факт остаётся фактом. Восставать против поста, значит обрекать человека на длительный и тяжкий недуг духовный. Без истинного  христианского поста не возможен чистыйсоюз человека с Богом, ибо "истинный пост есть злых дел отчуждение, похотей отлучение", а вследствие  этого с Богом и Отцем примирение.

Кто всегда восставал против чистого и святого союза Бога и человека? Диавол и те, кто усердно служат ему, исполняя пагубную волю его. Вот именно по этой причине нам приходится часто слышать эти безумные речи, что пост нужно упразднить или послабить и укоротить. Безумие! Разве можно послабить лечение тяжело больному человеку, или укоротить сам процесс лечения. Разве может, кто из здравомыслящих людей о таком не только говорить, но и думать. Ведь время поста - это время нашего особого благодатного общения с Богом, ведь это время нашего духовного преображения и время вознесения от земных страстей к небесной чистоте и святости.

Только слепой может не увидеть того, что надвигается на вселенную. Повсеместные  различные катаклизмы: обледенения, бури, наводнения, землетрясения и пр., а толи ещё будет, одному Господу ведомо. Некоторые говорят: "Земля сошла с ума". Да не земля виной всему, а мы забыли Господне обетование о том, что если хотим благоденствовать, то нам нужно жить в мире с Богом и своей христианской совестью. А коль этот мир, этот священный союз мы будем нарушать, то гнев Божий не замедлит на сынов противления воли Господней.

Во дни святых постов, особенно Великого, каждого православного человека, а порой и целый народ, дьявол особенно искушает, предлагая ему всё новый и новый запретный плод, прекрасный на вид но исполненный горечи и яда. Поэтому нам, православным людям, нужно с особым чувством войти в эти Святые Дни. Бог весть, доживём ли мы без великих потрясений до святых и радостных дней Святой Пасхи - Светлого Христова Воскресения и доживём ли вообще. Ведь отцы Церкви учат нас каждый день жить так, как будто этот день для нас последний. А принимая во внимание всё то, что происходит вокруг нас сегодня, мы с особенным повышенным чувством бдительности обязаны подойти ко святым и спасительным дням Великого Поста.

Помоги Господи, всем нам, провести пост в сокрушении сердечном, в слезах покаяния, в любви к Богу и ближним и прочих добродетелях. И гляди, Милосердный Господь и нашему народу, как некогда ненивитяном, вместо великой скорби пошлёт великую радость. А радость эта будет заключаться в том, что Христос простит великие согрешения наша и благословит люди Своя миром. :Помоги Христос всем нам, во дни поста стать: светом для мира, солью Земли, сияющими светилами для тех кто ещё во тьме греховной блуждает. Аминь.

Протоиерей Николай Борисов

www.diveevo.ru

Святитель Алексий, митрополит Московский и всея России, чудотворец

nb66218

Митрополит Алексий (в миру Елевферий Фёдорович Бяконт) родился между 1292-1305 годами в Москве в знатной семье Фёдора (по прозвищу Бяконт) и его жены Марии, выходцев из Черниговских бояр Колычевых. Боярами были его младшие братья - Феофан (Фофан), родоначальник Фофановых, и Александр Плещей, родоначальник Плещеевых. При святом Крещении ему дано было имя Елевферий, восприемником его был сын святого благоверного князя МосковскогоДаниила Александровича - княжич Иоанн, будущий великий князь Московский, носивший постоянно с собой мешочек с деньгами для раздачи милостыни, за что и был прозван Калита (т. е. "мешок с деньгами"). 

На двенадцатом году жизни Елевферий раскинул сети для ловли птиц, незаметно для самого себя задремал и вдруг явственно услышал голос:"Алексий! Что напрасно трудишься? Ты будешь ловить людей". С этого дня отрок стал уединяться, часто посещать церковь и в пятнадцать лет решился стать иноком. 

Примерно до 40 лет Алексий вёл монашескую жизнь. В 1320 году он вступил в Московский Богоявленский монастырь в Загородье (современный Китай-город), где провел более двадцати лет в строгих иноческих подвигах. Руководителями его и друзьями были замечательные подвижники этой обители - старец Геронтий и Стефан, старший брат преподобного Сергия Радонежского, с которым они вместе пели на клиросе и духовно любили друг друга. 

Благочестивая жизнь и высокий ум инока Алексия привлекли к нему внимание митрополита Феогноста, святителя Московского, в то же время святой Алексий пользовался большим уважением у великого князя и бояр за свои мудрые советы не только в церковных, но и в гражданских делах. Митрополит Феогност повелел будущему святителю оставить монастырь и заведовать судебными делами Церкви. При занятиях судебными делами святитель коротко узнал людей и их слабости и приобрел обширные и точные сведения о церковных законах. Эту должность святой исполнял 12 лет со званием митрополичьего наместника. При таком отношении к святителю-греку у Алексия появилась необходимость знать греческий язык, разговорный и письменный. В конце 1350 года владыка Феогност посвятил Алексия во епископа Владимирского, а по смерти митрополита он стал его преемником в 1354 году.

Митрополит Феогност и великий князь Иоанн Иоаннович положили, на общем совещании, быть блаженному Алексию преемником Феогноста на митрополичьей кафедре. Об этом избрании тогда же написано было в Константинополь с просьбой "не поставлять никого другого в митрополита России, как преподобного Алексия, который много лет был наместником и жизни весьма добродетельной". В то время Русская Церковь раздираема была великими нестроениями и распрями, в частности из-за претензий митрополита Литвы и Волыни Романа. В 1356 году, чтобы положить конец смутам и тревогам, святитель отправился в Константинополь к Вселенскому Патриарху. Патриарх Каллист дал Алексию право считаться архиепископом Киева и великой России с титулом "всечестнаго митрополита и экзарха".

На обратном пути во время бури на море кораблю грозила гибель. Алексий молился и дал обет построить храм святому того дня, в который корабль пристанет к берегу. Буря утихла, корабль пристал 16 августа. По этому обету был создан Андроников в честь Нерукотворного Образа Спасителя монастырь на Яузе в Москве(Андроников, по имени первого игумена монастыря). Святитель, обращаясь к преподобному Сергию, говорил: "Хочу, чтобы ты уступил мне одного из учеников твоих". И преподобный с любовью отдал ученика своего Андроника в настоятели новой обители.

Святитель Алексий всячески заботился о своей пастве - ставил епископов, устраивал общежительные монастыри (по образцу Троицкого, основанного Преподобным Сергием), налаживал отношения с ордынскими ханами. Не раз святому и самому приходилось путешествовать в Золотую Орду.

Жена хана Джанибека Тайдула впала в тяжкую болезнь и ослепла. В 1357 году хан потребовал у великого князя, чтобы святитель прибыл к нему и исцелил Тайдулу, угрожая, в случае отказа, разорением всей Русской земли. Смиренный святитель не считал себя достойным совершить чудо исцеления, но, имея твердую веру в Господа, для Которого все возможно, не отказался ехать в Орду ради блага и спокойствия своей Родины и паствы, за которых готов был принять и мученическую смерть. "Прошение и дело превышает меру сил моих, - сказал святой Алексий, - но я верю Тому, Который дал прозреть слепому, - не презрит Он молитвы веры".

Перед отъездом в Орду святитель Алексий вместе с духовенством совершил молебное пение в Успенском соборе, у раки святителя Петра, и Господь дал ему знамение, укрепившее его дух: свеча у гроба святителя возгорелась сама собой. Утешенный Алексий разделил чудесную свечу на части, раздал ее в благословение предстоявшим и, сделав из остатка малую свечу,  взял ее, и отправился в Орду. Еще до его прибытия Тайдула видела святителя во сне в архиерейской одежде. Когда святой приблизился к Орде, Джанибек вышел ему навстречу и ввел его в свои покои. Святитель, начав молебное пение, велел возжечь малую свечу, привезенную им от раки святого митрополита Петра. После долгой молитвы он окропил освященной водой ханшу, и та тотчас прозрела. Хан Джанибек с великим почетом и дарами отпустил митрополита в обратный путь. Сохранился ярлык, данный в ноябре этого года Тайдулой святителю Алексию, традиционный по содержанию: согласно нему, Русская Церковь, молящаяся за ханов, освобождается от всех даней, поборов и насилий со стороны светских властей. Ханша Тайдула пожаловала также  святителю земельный участок в Московском Кремле, на котором в 1365 году святитель Алексий заложил храм во имя Чуда Архангела Михаила в Хонех и основал при нем Чудов монастырь. Это был благодарный памятник чуду, совершившемуся над царицей в день празднования чуду в Колоссах (6/19 сентября). Святитель со всей щедростью строил и украсил храм Архангела Михаила. Обеспечил содержание обители, где положил быть полному общежитию.

Когда скончался великий князь Иоанн, святитель Алексий оказался фактически одним из регентов при малолетнем Димитрии Донском, которого взял под свою опеку. Много пришлось святому владыке потрудиться в деле примирения строптивых князей, не желавших признавать власть Москвы. Возможностью нового подъема Московское княжество и его династия во многом обязаны святителю Алексию. Он был первым руководителем и помощником великого князя в его борьбе за централизацию Русского государства. В итоге, благодаря усилиям святителя Алексия, преподобного Сергия Радонежского и благоверного великого князя Димитрия Донского вокруг Москвы сплотилось большинство русских княжеств. Объединение их легло в основу великой победы русского народа на Куликовом поле в 1380 году.

nb66219

Святитель Алексий способствовал распространению и упрочению на Руси общежительного монашества. С его именем связано создание и возобновление ряда обителей в Москве и в Митрополичьей области:  Спасо-Андроникова (1357), Чудова (около 1365) и Симонова (между 1375 и 1377) монастырей; по его благословению в 1360-1362 гг. был основанВведенский Владычный в Серпухове монастырь, возобновлены древние, но пришедшие в упадок Цареконстантиновский под Владимиром и нижегородский Благовещенский. Монастырское предание приписывает ему также создание Алексеевского девичьего монастыря в Москве для своих сестер (около 1358). Он же подал совет великому князю Дмитрию Иоанновичу построить на Москве каменный кремль, безопасный от пожаров и надежный для защиты против неприятеля.

Святитель Алексий прожил около 80 лет. Приближаясь к концу своего жизненного подвига, он желал видеть своим преемником преподобного Сергия, игумена Радонежского, которого нередко посещал и совещался с ним о всем, что касалось церковных дел.

Он вызвал к себе в Москву Преподобного и среди беседы приказал принести золотой "парамандный" крест, украшенный драгоценными каменьями. Своими руками святитель возложил на Сергия золотой крест, "как бы в знак обручения святительского сана",  однако Преподобный, по своему великому смирению, уклонился от этой чести. Святитель Алексий не стал настаивать, провидя великое значение для Русской Церкви преподобного Сергия как "игумена всей Русской земли", и отпустил его с миром в обитель.

Перед смертью заповедал великому князю Димитрию Иоанновичу погрести себя вне церкви, за алтарём собора в Чудове монастыре. Скончался 12 февраля 1378 года "в заутренюю годину". По настоянию великого князя  Димитрия Первосвятителя погребли внутри храма, близ алтаря. Сохранилась духовная грамота святителя Алексия, в которой святитель завещает Чудову монастырю ряд принадлежавших ему родовых сел и свой "подолней садец", поручив обитель попечению великого князя Димитрия Иоанновича.

Местное почитание святителя Алексия началось, вероятно, вскоре после его кончины, еще при жизни великого князя Димитрия Иоанновича. Свидетельством этого служит воздух сшитый в 1389 году княгиней Марией, вдовой великого князя Симеона Иоанновича Гордого, изображающий Нерукотворный Образ Спасителя с предстоящими, в числе которых четыре русских митрополита: Максим, Петр, Феогност и Алексий.

Митрополит Алексий был канонизирован в лике святителя через 50 лет после смерти. Его мощи были открыты 20 мая 1431 года, в царствование великого князя Московского Василия Васильевича Темного. При раке святителя Алексия в Чудовом монастыре хранились принадлежавшие ему, по преданию, облачения (саккос, епитрахиль и подризник) и посох. К выносному образу святителя Алексия в Чудовом монастыре был привешен золотой перстень - по преданию, подарок исцеленной ханши Тайдулы.

В XVI веке, когда дважды (в княжение Василия III и в царствование Феодора Иоанновича) остро вставал вопрос о рождении наследника престола, святитель Алексий начал почитаться и как покровитель и заступник правящей династии московских Рюриковичей.

После уничтожения в 1929 году всего комплекса построек Чудова монастыря мощи святителя Алексия находились в музеях Московского Кремля. В 1947 году по просьбе Святейшего Патриарха Алексия I (Симанского) они были переданы Русской Православной Церкви и помещены в ПатриаршемБогоявленском соборе в Елохове, где и покоятся до настоящего времени.

hram-troicy.prihod.ru

Притча о шалаше

nb66220

Некий купец потерпел кораблекрушение и выброшен был морем на остров необитаемый. Претерпел он голод и холод, и день за днем слезно молил Господа о спасении, но и вдали не видели глаза его парусов корабельных. И сделал купец шалаш из тернового хвороста, чтобы укрываться от ветра и дождя, но когда бродил он по острову в поисках пропитания, случилась гроза и ударила в шалаш молния с небес и огнем сожгла его дотла.

Вернувшись на пепелище, в отчаянии проклял купец день, когда родился на свет и вопрошал во гневе: за что Господь карает его? И оставили силы купца, упал он на землю и спал до утра, пока не разбудил его скрип весел корабельных. И в веселии сердца вопрошал корабельщиков спасенный купец: как они нашли его? И услышал в ответ "Мы увидели дым над островом этим".

И понял купец, что Господь скорбями избавляет от больших скорбей и все, что от Бога, то во благо.

 

 Православный календарь с 24 февраля 2013 г. по 2 марта 2013 г.

Воскресенье, 24 Февраля 2013 года. Неделя о мытаре и фарисее.

Сщмч. Власия, еп. Севастийского (ок. 316). Блгв. кн. Всеволода, во св. Крещении Гавриила, Псковского (1138). Прп. Димитрия Прилуцкого, Вологодского (1392). Прав. Феодоры, царицы греческой, восстановившей почитание святых икон (ок. 867). 

Божественная литургия Иоанна Златоуста, начало в 7-00 и 9-00

Понедельник, 25 Февраля 2013 года. Седмица 1-я предуготовительная.

nb66221

Сплошная седмица, пост отменяется. Свт. Мелетия, архиеп Антиохийского (381). Свт. Алексия, митр. Московского и всея России, чудотворца (1378). Иверской иконы Божией Матери (IX). Прп. Марии, именовавшейся Марином, и отца ее Евгения (VI). Свт. Антония, патриарха Константинопольского

Вторник, 26 Февраля 2013 года.

Сплошная седмица. Прп. Мартиниана (V). Прпп. Зои и Фотинии (Светланы) (V).Прп. Евлогия, архиеп. Александрийского (607-608). Прп. Стефана, в иночестве Симеона, царя Сербского, мироточивого (1200). 

Среда, 27 Февраля 2013 года.

Сплошная седмица. Прп. Авксентия (ок. 470). Равноап. Кирилла, учителя Словенского (869). Прп. Исаакия, затворника Печерского, в Ближних пещерах (ок. 1090). 12-ти греков, строителей соборной Успенской церкви Киево-Печерской Лавры (XI). Перенесение мощей блгв. кн. Михаила Черниговского и болярина его Феодора (1578). Прп. Марона, пустынника Сирийского (IV). Свт. Авраамия, еп. Каррийского (V).

Четверг, 28 Февраля 2013 года.

Сплошная седмица. Ап. от 70-ти Онисима (ок. 109). Прп. Пафнутия, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIII). Прп. Пафнутия и дщери его Евфросинии (V). Прп. Евсевия, пустынника Сирийского (V). Виленской (принесение в Вильно в 1495 г.) и Далматской (1646) икон Божией Матери

Пятница, 1 Марта 2013 года.

Сплошная седмица. Мчч. Памфила пресвитера, Валента (Уалента) диакона, Павла, Порфирия, Селевкия, Феодула, Иулиана, Самуила, Илии, Даниила, Иеремии, Исаии (307-309). Мчч. Персидских в Мартирополе (IV). Прп. Маруфа, еп. Месопотамского (422

Суббота, 2 Марта 2013 года.

Сплошная седмица. Вмч. Феодора Тирона (ок. 306). Сщмч. Ермогена, патриарха Московского и всея России, чудотворца (1612). Прп. Феодора молчаливого, Печерского, в Дальних пещерах (XIII). Прав. Мариамны, сестры ап. Филиппа (I). Обретение мощей мч. Мины Калликелада (867-889)

Божественная литургия Иоанна Златоуста, начало в 8-00. Начало вечернего Богослужения во все дни - 16-00.

По благословлению митрополита АЛЕКСАНДРА Главы Митрополичьего округа объявляется набор группы

Паломничество ко Благодатному Огню

в Иерусалим с 28.04.13г. по 7.05.13г.

1 день - 28 апреля, воскресение. Вылет 5.40 прилет в Киев 8.05 Отлет 09.55 прилет в Телль-Авив 13.05 храм великомученика Георгия Победоносца. Размещение в гостинице Тиверии.

2 день - 29 апреля, понедельник. Завтрак. Гора Фавор. Назарет. Канна Галилейская, храм архангела Гавриила с источником Божией Матери, храм 12 апостолов. Бухта Петра. Иордан. Ужин.

nb66222

nb66223

3 день - 30 апреля, вторник. Завтрак. Освобождение номеров. Елеонская гора храм Вознесения. Гефсиманский сад храм погребения Пресвятой Богородицы. Размещеие в гостинице.

4 день - 1 мая, среда. Вифлеем. Храм Рождества Христова. Пещерный храм Николая Чудотворца.

5 день - 2 мая, четверг. Служба в монастыре Марии Магдалины. Шествие по Крестному пути Спасителя, храм Александра Невского.

6 день - 3 мая, пятница. Храм Гроба Господня, Голгофа, камень помазания и т.д.

7 день - 4 мая, суббота. Схождение Благодатного огня. Всенощная в храме Марии Магдалины.

nb66224

8 день - 5 мая, воскресение. ПАСХА. Отдых. Свободный день.

9 день - 6 мая, Освобождение номеров. Выезд в Тель-Авив11.20. Вылет в Киев 14.05. Прилет 17.20.Вылет из Киева в Алматы 20.00. Прилет в Алматы 7 мая 04.00.

Стоимость паломничества - 2400 $. В стоимость включено: авиа перелет, виза, проживание,

питание- завтрак, ужин, комфортабельный автотранспорт

Телефоны для справок 317-317-2, 8-702-220-1998,

315-315-2 - "Трансавиа".

Икона дня

Православный календарь

Расписание богослужений

Богослужения в нашем храме совершаются ежедневно

Начало богослужений:

В будни – утром в 7.30 ч., вечером в 16.00

В воскресные дни – утром в 7 и 9 чч., вечером в 16.00