39-я неделя по Пятидесятнице (03.03.2013)
Козельщанская икона Божией Матери
Неделя о блудном сыне
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Пост - это время, когда христианин через молитву и воздержание получает правильные представления не только о себе самом, о своей жизни, но и о Боге - Отце нашем Небесном, "богатом милостью" (см.: Еф.2: 4), "долготерпеливом и многомилостивом, прощающем беззакония и преступления и грехи" (см.: Чис.14: 18).
Мы приближаемся к святой и великой Четыредесятнице. Святая Церковь, как чадолюбивая Мать, готовит нас к поприщу Великого поста, чтобы мы вошли в святые дни поста подготовленные, правильно настроенные, чтобы не было для нас потеряно это благодатное время нашей жизни.
Сегодня Церковь учит нас о милосердии Божием притчей о блудном сыне (см.: Лк.15: 11-32).
Были у отца два сына, и младший из них вдруг решил, что хватит, достаточно он пожил в отцовском доме, что пора ему идти на вольные хлеба. Он потребовал свою часть наследства и, собравшись, "отыде на страну далече" (Лк.15: 13), где жил вольно, роскошно, непосредственно и в скором времени расточил имение свое, "живый блудно" (Лк.15: 13), или по-русски: "живя распутно", т.е. блудный сын, или его еще называют "расточительный сын", вел беспечную, расточительную, распущенную жизнь в самом широком смысле.
И вот, этот блудный сын вдруг начал голодать и тогда вспомнил, что есть отчий дом, что там - любящий отец, что там есть все, что там - хорошо. Там даже наемники у отца "избыточествуют хлебом" (Лк.15: 17).
Сытый человек теряет способность думать, а когда голодает, тогда приходит в себя, начинает задумываться:
Когда для блудного сына стала недоступна даже поросячья похлебка, то это вынужденное ограничение, невольный голод дали ему возможность трезво взглянуть на свою жизнь и увидеть все ее ничтожество:
И нам время поста дается, чтобы мы, добровольно возлагая на себя определенные ограничения - в делах, в мыслях, в пище - сумели увидеть себя настоящими, а не кажущимися, всю неправедность своего существования, чтобы вспомнили об Отце своем Небесном. Но не каждый голодный человек способен вспомнить о Боге. Это добровольный пост в его самом широком, правильном понимании должен быть сопряжен с молитвой. В дни Великого поста мы особенно часто настойчиво повторяем слова молитвы: "Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения:" Только такое воздержание способно привести нас к Богу - Отцу нашему Небесному, только такое воздержание, сопряженное с молитвой, даст нам возможность увидеть нашу жизнь во всей ее неприглядной красе, увидеть и ужаснуться глубине своего падения и в духе смирения принести Богу истинное покаяние. И Он простит, как учит нас сегодня Церковь, и примет нас в Свои Отеческие объятия, и возвратит нам утраченную, поруганную нами же самими честь сыновства.
Любой грех простится человеку при условии искреннего покаяния, но есть грех, который не простится человеку не в этом мире, ни в будущем.
Сам Господь говорит нам: "Всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; :ни в сем веке, ни в будущем" (Мф.12: 31, 32).
Этот непростительный грех может проявляться двояко.
Во-первых, - это беспричинное и безграничное упование на милосердие Божие. Такой человек, все понимая, сознательно продолжает грешить, легкомысленно размышляя примерно так: ""Бог есть любовь" (1 Ин.4: 8). Можно грешить, а Бог все равно добрый, Он простит, Он по благости Своей не накажет".
И другое состояние - ровно противоположное - это состояние отчаяния в милосердии Божием, когда человек не надеется на прощение Божие, упорно продолжает греховную жизнь, бросается очертя голову во все тяжкие, калеча жизнь не только себе, но и близким, или прекращая свою жизнь самовольно, явно отвергая милосердие Божие, о котором так ясно говорится в сегодняшней притче о блудном сыне.
Отчаяние свидетельствует не только об отсутствии крепкой веры, но и о недостатке ума у человека, не способного найти выход из создавшегося трудного положения, и об отсутствии мужества, чтобы встретить и противостоять неприятностям, чтобы "держать удар".
Оба эти страшные состояния - и прекраснодушие, и отчаяние - есть хула на Духа Святого, неверие Евангелию, хотя разум и совесть ясно свидетельствуют о богооткровенной истине, а человек продолжает пребывать в стране греха, расточая дары Божии, забывая, что последует непременная расплата.
И дело не в том, что Бог - жестокий и неумолимо покарает такого человека, а дело в том, что этот человек сам добровольно, сознательно отвергает Божественную любовь, сам не дает Богу действовать в своей жизни.
Сегодня мы имеем очень хороший повод задуматься и посмотреть на свою жизнь: в какую крайность мы впали - или в безумное, бездумное благодушие, зная, что Бог есть любовь, и Он все простит, и продолжая глумиться над Его правдой, продолжая злодейски отвергать Божественную истину; или, отвергнув эту истину, впадаем в другую крайность, в отчаянии уже не надеясь ни на что и несясь по этой жизни сломя голову, не зная куда и творя неведомо что.
Но Господь Сам через Писание очень четко нам говорит о том, что Он есть любовь, и милосердие Его бесконечно, безгранично, и не выдумал человек еще такого греха, которого бы Бог ему не простил. Но есть при этом условие: нужно одуматься, прийти в себя, вернуться к Отцу Небесному и сказать Ему: "Отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим" (Лк.15: 21), и ничего после этого не просить, потому что Он сразу даст нам самое главное в этой жизни - вернет нам утраченное, попранное нами наше сыновнее достоинство. Больше этого нет ничего в жизни.
В следующее воскресенье Святая Церковь расскажет нам, что будет Страшный Суд, что, несмотря на то что "Бог есть любовь" (1 Ин.4: 8), Он еще есть и Судья Праведный, и "суд Его праведен" (см.: Ин.5: 30), "суд Его истинен" (см.: Ин.8: 16), и каждый, в конце концов, даст отчет Богу в том, как он воспользовался Его неистощимой милостью и долготерпением, отчет по полной, без всяких скидок, без всяких оговорок, без всяких условий:
Об этом - в следующее воскресение, а сегодня Церковь, подготавливая нас к Великому посту, предлагает прийти в себя, задуматься и осознать, что все мы грешим, но это не повод отчаиваться, потому что для человека кающегося, смиренно сознающего свою греховность всегда раскрыты Пренебесные Отеческие объятия. Аминь.
Архимандрит Иосиф (Еременко), 2011г.
Козельщанская икона Божией Матери
Козельщанская икона Божией Матери принадлежит к числу икон позднейших по времени прославления (1881) и вместе с тем к числу наиболее почитаемых. Икона эта итальянского происхождения и была привезена в Россию одной из придворных императрицы Елизаветы Петровны (1741 - 1761). Владелица иконы вышла замуж за писаря Запорожского войска Сиромаху. Так икона попала на Украину. В XIX в. она принадлежала роду Капнистов и была их семейной святыней. Икона находилась в селе Козельщине Полтавской губернии. На сырной седмице 1880 г. дочь В. И. Капниста Мария заболела. Местный врач определил незначительный вывих ноги, от неправильного уклона в сторону, и наложил гипсовую повязку. Спустя некоторое время ее повезли к харьковскому хирургу. Он также определил вывих. Чтобы уменьшить боль ноги при ходьбе, был сделан особый башмак со стальными пружинами, обхватывавшими ногу выше колена, и предписано принимать теплые ванны. Прошел пост, но больная не чувствовала облегчения.
После Пасхи Мария почувствовала страшную боль и в другой ноге, которая у нее искривилась, как и первая. В. И. Капнист снова обратился к доктору, который нашел и в левой ноге вывих, и надел на эту ногу стальные пружины, посоветовав немедленно везти девочку на Кавказ для лечения минеральными водами и горным воздухом. Путешествие на Кавказ и лечение причинили еще большие страдания. Силы девочки упали, онапотеряла всякую чувствительность в руках и ногах и не чувствовала даже уколов. При осмотре, кроме прежних повреждений организма, были найдены еще вывихи в плечевых суставах, в левом бедре и крайняя чувствительность в позвоночном столбе на всем его протяжении.Такая сильная степень болезни и неизвестность ее причины заставили возвратиться домой. В октябре месяце отец поехал с больной дочерью в Москву. Здесь он обращался к известнейшим докторам, которые заявили, что они бессильны перед болезнью.
Родители и больная уже отчаивались в спасении. Но неожиданно предоставилась возможность обратиться к помощи заграничного профессора. Так как до его приезда в Москву оставалось продолжительное время, больная попросилась домой. Отец отпустил ее в деревню, взяв с своей супруги слово привезти больную дочь в Москву, когда получит извещение о приезде профессора. 21 февраля 1881 г. получили телеграмму, что профессор едет в Москву. Такое известие встревожило больную: не окажется ли и он, как другие, бессильным?
Мать, решив ехать на следующий день, указывая на семейный образ Божией Матери, сказала дочери: "Маша, мы завтра едем в Москву, возьми образ Божией Матери, почисть Его ризу и покрепче помолись пред нашей Заступницей. Проси, пусть поможет нам благополучно совершить путьи излечить твою болезнь". Больная и сама, потеряв надежду на земных врачей, всю надежду возложила на Бога и вверила свою судьбу Небесной помощи. Икона эта издавна была известна как чудотворная. По преданию, она особенно помогала девушкам, прибегавшим к ней с мольбой устроить семейное счастье. При этом установился обычай, чтобы молящийся чистил ризу на иконе, протирая ее ватой или полотенцем. Прижав к груди святую икону, больная, с помощью матери, протерла ее и всю тяжесть недуга, скорбь и отчаяние души излила пред ликом Божией Матери. И усердная, пламенная молитва больной девочки была услышана. Она сразу почувствовала силу в руках и ногах и громко закричала: "Мама! мама! я чувствую ноги! Мама, я чувствую руки". Она сорвала металлические упорки н бинты и стала свободно ходить по комнате, продолжая держать благоговейно в своих руках образ Божией Матери. Немедленно приглашен был приходской священник и пред образом Божией Матери был совершен благодарственный молебен. Радостное событие сделалось скоро известным вокрестных селах. Мать поехала в Москву с выздоровевшей дочерью и взяла с собой святой образ Божией Матери. Слух об исцелении быстро распространился по Москве и народ стал стекаться сначала в номер гостиницы, а потом в церковь, куда перенесли икону. От иконы произошло еще несколько исцелений. Когда семья возвратилась домой в Козельщину, вся окрестность уже знала об исцелениях от Козельщанской иконы Божией Матери, совершившихся в Москве, и многие собрались для поклонения образу. Хранить далее икону в доме небыло возможности, и, с разрешения. Высокопреосвященного Иоанна, архиепископа Полтавского, 23 апреля 1881 г. икона была перенесена в специально устроенную временную часовню. Каждый день с раннего утра не умолкало пред образом молебное пение и чтение акафистов.
В 1882 г. был построен храм, а определением Святейшего Синода от 1 марта 1885 г. была учреждена женская община, 17 февраля 1891 г. преобразованная в женский монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
В настоящее время Козельщанская икона Божией Матери находится в Красногорском Покровском женском монастыре (Киевская епархия). Козельщанской иконе Божией Матери составлена Служба (на 21 февраля) и акафист.
Также образ Козельщанской иконы Божией Матери имеется и в Борисоглебском храме. Находится он в северном пределе церкви, освященным в честь Покрова Пресвятой Богородицы. История этой иконы подлинно не известна, но старейшие прихожане говорят, что образ находился в храме еще до Великой Отечественной войны.
За последнее время икона, которая до этого была потемневшей и тусклой, и Лик ее был практически не читаем, чудесным образом сама собой обновилась. Краски на ней стали более яркими и отчетливыми.
Молятся Пресвятой Богородицы "Козельщанская" при различных телесных повреждениях, травмах, обращаются с мольбой устроить семейное счастье, об исцелении тяжелых телесных недугов.
hislavichi.orthodoxy.ru
Первое и второе обретение главы святого Иоанна Предтечи
После усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна тело его было погребено учениками в самарийском городе Севастии, а честная глава сокрыта Иродиадой в бесчестном месте. Благочестивая Иоанна, жена царского домоправителя Хузы, тайно взяла святую главу, положила ее в сосуд и погребла на горе Елеонской, в одном из поместий Ирода.
Через много лет поместье это перешло во владение благочестивому вельможе Иннокентию, который стал строить там церковь. Когда копали ров для фундамента, был обретен сосуд с честной главой Иоанна Крестителя. Иннокентий узнал о величии святыни по бывшим от нее благодатным знамениям. Так произошло первое обретение главы.
Иннокентий хранил ее с величайшим благоговением, но перед своей смертью, боясь, как бы святыня не была поругана неверными, он снова скрыл ее в том самом месте, где обрел. По кончине его церковь пришла в запустение и разрушилась.
Во дни правления Константина Великого, когда христианская вера стала процветать, двум инокам, пришедшим в Иерусалим на поклонение святым местам, дважды явился сам святой Предтеча и открыл место нахождения своей честной главы.
Иноки откопали святыню и, положив ее в мешок из верблюжьей шерсти, пошли к себе домой. По дороге они встретили незнакомого горшечника и дали ему нести драгоценную ношу. Не зная, что он несет, горшечник спокойно продолжал путь, Но ему явился сам святой Предтеча и велел бежать от нерадивых и ленивых иноков вместе с тем, что было у него в руках.
Горшечник скрылся от иноков и дома с почестями хранил честную главу. Перед смертью он запечатал ее в водоносный сосуд и передал сестре. С тех пор честная глава была преемственно хранима благоговейными христианами, пока ее обладателем не стал священник Евстафий, зараженный арианской ересью. Он совратил множество недужных, исцелившихся от святой главы, приписывая благодать своему еретичеству.
Когда его кощунство открылось, он был вынужден бежать. Закопав святыню в пещере близ Емессы, еретик рассчитывал впоследствии вернуться и снова овладеть ею для распространения лжеучения. Но Бог не допустил этого. В пещере поселились благочестивые иноки, а потом на этом месте возник монастырь.
В 452 году архимандриту этой обители Маркеллу святой Иоанн Креститель в видении указал место сокрытия своей главы. Это обретение стало праздноваться как второе. Святыня была перенесена в Емессу, а затем в Константинополь.
www.diveevo.ru
ТОМУ КТО ХОЧЕТ СПАСТИСЬ! НАКАЗ СВЯТАГО ПЕТРА МОГИЛЫ
(поминовение усопших родителей)
Святой Петр Могила, после смерти, когда пришел на тот свет и увидел, что там творится, как души усопших страдают - попросил Господа воскресить его и вернуть на короткое время на землю, чтобы он, Петр, написал это поучение - наказ еще живущим на земле. И чтобы мы, живущие здесь, торопились и знали, как спасать своих родителей и сродников.
Священникам приснился сон, чтобы откопали они гроб с телом святого Петра. Они, собрались и, помолившись, решили так и сделать. Святой Петр, встав из гроба, написал этот наказ-поучение и, вернувшись в гроб, снова ушел в Царство Небесное. Аминь.
ПОМИНОВЕНИЕ УСОПШИХ
Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.
Благословение Господне от святых мучеников Антония, Иоанна и Евтофия. Благодать и мир да пребудет с вами, дорогие духовные дети и благодетели. Пишу вам о усопших душах, прошу хранить эту ценность.
· За три (3) Литургии, когда служатся они о душах усопших, Ангелы Божии молятся пред Престолом Божиим. Испрашивают милосердия Божия; просят Господа повелеть Ангелу войти во ад и окропить грешную душу святою водою.
· Еще три (3) Литургии - Ангелы молятся и умоляют Господа, и благословляет Господь Ангела Своего причастить и вывести грешную душу на свободу. Ангел берет частицы, летит и погружается во глубину ада, опаляя свои крылья, несет несчастной душе Святое Причастие.
· Еще десять (10) служб - Ангелы просят Господа повеления подвести грешную душу к вратам ада.
· По двадцатой (20) службе Господь благословляет вывести душу на свободу.
· На двадцать пятой (25) службе - Ангелы вывели души черные, горелые головешки.
· На тридцатой (30) службе - снова Ангел окропил обгорелые души святой водою, дохнул и сказал им: "Покрывайтесь кости плотью и кожею человеческою, и войдите в себя".
· На тридцать пятой (35) службе - Ангел Божий принес чистое белье, одеяния и облек их в одежды светлые.
· На тридцать шестой (36) службе - Ангел Божий повел их к дверям Рая.
· На тридцать восьмой (38) службе - Ангел привел их к Престолу Божиему. Ангел Божий, со всеми душами чистыми, пали ниц пред Престолом Вседержителя и благодарили Господа за Его милость, как были научены Духом Святым. Два дня стояли души пред Престолом Господа нашего - радовались, плакали, молились, благодарили родных, что не забыли их на земле, обещали Господу молиться о них. Господь благодарил Ангелов Своих, благословил души усопших.
· На сороковой (40) службе - Господь говорил: "Милосердием своим и молитвами Святой Нашей Церкви, спасают живущие ныне на земле, души умерших сродников своих из огня адского. Четыре колена и три колена земных спасены будут за милосердие ваше к умершим сродникам вашим, и введены будут в обители Рая". И еще сказал Господь Ангелу Своему: "Всели души эти в обители райские, а ключи от обителей, приготовленных милосердным потомкам их, находящимся еще на земле, вручи душам сродников их, освобожденным от мук вечных, для хранения до времени, когда и те придут по велению Моему". И когда Ангелы Божии, вручив ключи душам спасенным, ввели их в обители райские, то все Небесные, с превеликой радостью воскликнули: "Радуйтесь люди и веселитесь!" Аминь.
Дорогие дети, выручайте своих родных, избавляйте их от вечного огня и мук адских. Кто подает на сорок обедней, у того в пропасти никого нет. Сказано Господом: "Кто спасет, те и сами будут спасены".
Господи! Благослови, вразуми человека.
Пресвятая Богородице спаси нас!
ЖИЗНЬ И МУЧЕНИЯ НЕРАСКАЯННЫХ ГРЕШНИКОВ
Вопрос: "Можно ли одной обедней (литургией) избавить душу от вечных мук?"
Ответ: "Иногда одной, а иногда многими - по качеству и тягости грехов"
В : "Будут ли сожалеть праведники о грешниках в будущем веке?"
О : "Нет, хотя бы они и были бы самыми близкими утробами"
В : "Как велики адские муки?"
О : "Самые малейшие адские муки велики более чем в тысячи раз величайших мук на земле"
В : "Знают ли осужденные один другого?"
О : "Знают, хотя и не видели на этом свете один другого"
В : " Сожалеют ли один другому на том свете?"
О : "Нет, но ужасно клянут друг друга"
В : "Привыкнут ли грешники в муках?"
О : "Нет, но чем далее, тем в более жестокие мучения они будут ввергаемы"
По церковному уставу, от Великого Четверга Страстной Недели до Вознесения Господня, бывают души на Святом месте, а от того дня, опять, возвращаются души на свои места. И надлежит их поминать во все дни, кроме дня Вознесения Господа нашего Иисуса Христа. А еще, как душа весьма грешна, а когда ее поминают и изведена будет от места темного в место светлое, то тому человеку, который своих родителей поминает, Господь изобилие посылает и во благоденствии много лет поживет, и избавлен будет от многих бед и напастей, а в будущем веке наследует Царство Небесное.
Когда поминают усопших, то у них радость бывает неизреченная, и восклицают они: "О чада неоцененныя, сыны и дочери наши, братья и сестры наши! О если бы нам можно было на землю возвратитися и все рассказать, или письмо написать вам и описать мучения, и терзания наша во аде испытуемыя! Но нельзя нам. Между нами и вами пропасть лежит неодолимая, от нас к вам никто не приходит. О горе нам, окаянным, что не жили мы по Святым Писаниям и по Божественному учению. Мы не делали добрых дел, не уделяли время напослушание, молитву и Богу. И не старались о душах наших.
О, друзья наши! Нельзя нам к вам возвратитися на землю и покаятися во грехах наших. О, если бы только можно было, то мы день и ночь молились бы в келиях своих, хотя бы они и смрадными червями были наполнены, только бы не быть в вечной муке! Но нам отпущения грехов здесь нет: О чада наши! И сродники! Кто бы выбрался из нашего рода и исправил бы годовую за все семь колен и за своих родителей! Ждем вас! От чего бывает нам свет и радость? Когда в церквиподаете просфору, то нам бывает свет и радость от вечера пятницы до понедельника, в весь день и ночь светящий свет душам нашим.
Любимые вы наши сродники! Мы у вас моления просим, не разного украшения, а сердечного поминовения. Кто бы из нашего рода нашелся, да узнал бы Святое Писание и постарался бы за нас. О друзья наши и сродники! Если не найдется ученого человека в нашем роде, то ищите в другом роде или стране, кто бы вам объяснил это. Глаголет Господь: "Весь след твой золотом напишу и грехи отпущу, если будете искать Святое Писание и стараться о душах своих родителей".
Так, за сию милость получите оставление грехов в сем веке и избавлены будете от бед и напастей, а в будущем веке наследниками будете Царствия Божия на Небеси. Кто о своих усопших родителях не печется, знайте, что они несчастные, лежат вниз лицом, под землей в темницах, левая рука внизу, а правая сверху и льют слезы кровавые. Плачут и просят они родных своих: "Любимые вы наши сестры и братья, дети наши дорогие! Постарайтесь вы о душах нашихи о всех грешниках, до будущего Страшного Суда Господня, не оставьте нас, пока еще можно получить прощение Божие и отраду душам нашим, пока есть еще возможность вымолить у Господа прощение и освобождение из вечных мук, не оставьте нас!"
Если кто своих родителей не поминает, то они, находясь в жестоких муках просят у Господа: "Господи! Господи! Пошли Ты на наш род наказание, если они имеют поле с хлебом, то грозой побей, если скот имеют, то морозом поморозь или огнем сожги, если богатство имеют, то отбери -пошли лихого человека".
Все православные христиане, живущие в вере - разумейте, что мертвые у наших ворот не стоят, а свое возьмут. Если христианин своих родных поминает, то его родители молят Господа там и восклицают: "Господи! Господи! Воздай им радость и продли им век, и всякого благополучия даруй им седьмерицею, сто крат своим милосердием пошли им и благослови их, Господи!"
Христианин, который справляет годовую, по субботам поминает своих усопших родителей и сродников и двадцать (20) псалтырей, и двадцать (20) канонов заупокойных читает в год, то христианина того родители и все семь колен его встанут пред Царем Небесным, и молясь с усердием, и слезами скажут о тех, кто научил их сродников на земле живущих, кто оказал им милость: "Господи! Господи! Как они вспомнили о нас! Кто научил их, кто прочитал им Святое Писание! А ты, Господи, положи им усердие ко спасению, и истину веры о избавлении душ наших"
Сродники, которые живут в достатке и не пекутся о помощи своим усопшим, те бывают одержимы бесовской скупостью. Таковые восплачут и возрыдают, и получат наказание. А их усопшие сродники обратятся к милостыни вашей, и когда настанет ваш час - все с радостию вернут вам. Если и этого у них не будет, то возрыдают тогда: "Горе нам окаянным! Жизнь свою впустую промотавшим. На пьянство потратившим, на услаждения, на украшения и увеселения с друзьями. Где теперь отыскать нам ходатаев к Царю Небесному? Кто сможет умолить Господа избавить теперь нас от страшных и нескончаемых мучений? Кто бы сию годовую исполнил? Кто бынашелся из нашего рода и справил бы сию годовую, то мы все семь колен молились бы за него Богу. Нам великая отрада была бы от поминовения, дороже всякого гостинца".
Кто так своих родителей поминает, тому Господь дает избавление от скорбей, бед и напастей, а в будущем веке избавляет и от мук вечных.
О чада вы наши, вспомните о муках вечных! Как они люты и нестерпимы! Мы ждем от вас милостыни и, если, кто научит вас молиться, то возглаголим о том: "Господи! Кто научил наших сродников так стараться о душах наших? Господи, воздай тому человеку, продли его век и пошли ему здоровье и благоденствие на земле!"
А кто не поминает своих усопших родных, то они там, если находятся в муках, молятся так: "Господи! Возьми у них самое любимое их чадо, дабы они, поминая свое дорогое чадо, вспомнили бы и о нас".
Человек, который сам Святое Писание не знает, слушать о том не хочет и с ненавистью отворачивается от тех, кто напоминает ему об этом, - горе тому человеку, беда. Лучше бы ему и на свет не родиться.
А кто исполняет в течении года двадцать (20) псалтырей, двадцать (20) канонов о упокоении и каждую субботу, на обедню подает в Церкви просфору о упокоении душ своих родителей, то какая бы грешная душа не была - будет избавлена от тьмы и мучений, и отведена будет в Страну Божиего света. Человек, не забывающий родителей своих, милостью Божией, своим милосердием и молитвами нашей Святой Православной Церкви избавивший их страдающие души от ярости ада, уже здесь, при этой жизни никогда не будет иметь никакой нужды и по окончании земного странствия наследует Царство Небесное. Аминь.
"Наказ св.Петра Могилы"
www.diveevo.ru
"Учитесь молиться" Беседа первая - Когда Бога нет
Приступая к беседам для начинающих молитвенный путь, я хочу со всей ясностью оговорить, что не ставлю цель академически объяснить или обосновать, почему надо учиться молитве; в этих беседах я хочу указать, что должен знать и что может сделать тот, кто хочет молиться. Так как сам я - начинающий, я буду считать, что вы тоже начинающие, и мы попытаемсяначать вместе. Я не обращаюсь к тем, которые стремятся к мистической молитве или к высшим ступеням совершенства, - "молитва сама проторит дорожку" к ним (святитель Феофан Затворник).
Когда Бог пробьется к нам или мы прорвемся к Богу при каких-то исключительных обстоятельствах, когда повседневность внезапно распахнется перед нами с глубиной, которую мы никогда раньше не замечали, когда в себе самих мы обнаружим глубину, где молитва живет и откуда она может забить ключом - тогда проблем нет. Когда мы ощущаем Бога, то мы стоим лицом к лицу с Ним, мы поклоняемся Ему, мы говорим с Ним. Поэтому одна из очень важных исходных проблем - это положение человека, когда ему кажется, будто Бог отсутствует, и вот на этом я хочу теперь остановиться. Речь не о каком-то объективном отсутствии Бога, - Бог никогда на самом деле не отсутствует, - но о чувстве отсутствия, которое у нас бывает; мы стоим перед Богом и кричим в пустое небо, откуда нет ответа; мы обращаемся во все направления - и Бога нет. Как быть с этим?
Прежде всего, очень важно помнить, что молитва - это встреча, это отношения, и отношения глубокие, к которым нельзя принудить насильно ни нас, ни Бога. И тот факт, что Бог может сделать для нас Свое присутствие явным или оставить нас с чувством Своего отсутствия, уже является частью этих живых, реальных отношений. Если можно было бы вызвать Бога к встрече механически, так сказать, вынудить Его к встрече только потому, что именно этот момент мы назначили для встречи с Ним, то не было бы ни встречи, ни отношений. Так можно встретиться с вымыслом, с надуманным образом, с различными идолами, которые можно поставить перед собой вместо Бога; но это невозможно сделать по отношению или в отношениях с Живым Богом, точно так же, как это невозможно в отношениях с живым человеком. Отношения должны начаться и развиваться именно во взаимной свободе. Если быть справедливым и посмотреть на эти отношения именно как на взаимные, то ясно, что у Бога гораздо больше оснований печалиться на нас, чем у нас - оснований жаловаться на Него. Мы жалуемся, что Он не делает явным Свое присутствие в те несколько минут, которые мы отводим Ему в течение всего дня; но что сказать об остальных двадцати трех с половиной часах, когда Бог может сколько угодностучаться в нашу дверь, и мы отвечаем: "Извини, я занят", или вообще не отвечаем, потому что даже и не слышим, как Он стучится в двери нашего сердца, нашего ума, нашего сознания или совести, нашей жизни. Так вот: мы не имеем права жаловаться на отсутствиеБога, потому что сами отсутствуем гораздо больше.
Второе важное обстоятельство - то, что встреча лицом к лицу с Богом - всегда суд для нас. Встретив Бога, будь то в молитве, в богомыслии или в созерцании, мы можем быть в этой встрече только либо оправданными, либо осужденными. Я не хочу сказать, что в этот момент над нами произносится приговор конечного осуждения или вечного спасения, но встреча с Богом - всегда критический момент, кризис. "Кризис" - греческое слово, и оно означает "суд". Встреча с Богом лицом к лицу в молитве - критический момент, и слава Богу, что Он не всегда являет нам Себя, когда мы безответственно, беспечно добиваемся встречи с Ним, потому что такая встреча может оказаться нам не по силам. Вспомните, сколько раз Священное Писание говорит о том, что опасно оказаться лицом к лицу с Богом, потому что Бог - сила, Бог - правда, Бог - чистота. И вот, когда мы не чуем, не переживаем ощутимо Божие присутствие, первым нашим движением должна быть благодарность. Бог милостив; Он не приходит до времени; Он дает нам возможность оглянуться на себя, понять, и не добиваться Его присутствия, когда оно было бы нам в суд и в осуждение.
Я вам дам пример. Много лет назад ко мне пришел человек и стал просить: "Покажите мне Бога!" Я сказал, что не могу этого сделать, и прибавил, что если и мог бы, то он не увидел бы Бога. Потому что я тогда думал и теперь думаю: чтобы встретить, увидеть Бога, нужно иметь что-то общее с Ним, что-то, что даст нам глаза, чтобы увидеть, и восприимчивость, чтобы уловить, почуять. Этот человек спросил меня тогда, почему я так о нем думаю, и я предложил ему размыслить и сказать, какое место в Евангелии его особенно трогает, чтобы мне попытаться уловить, в чем его сообразность с Богом. Он сказал: "Да, такое место есть: в восьмой главе Евангелия от Иоанна рассказ о женщине, взятой в прелюбодеянии". Я ответил: "Хорошо, это один из самых прекрасных и трогательных рассказов; а теперь сядьте и подумайте: кто вы в этой сцене? На стороне ли вы Господа и полны милосердия, понимания и веры в эту женщину, которая способна покаяться и стать новым человеком? Или вы - женщина, которая изобличена в прелюбодеянии? Или один из старейшин, которые все один за другим вышли вон, потому что знали свои грехи? Или же один из молодых, которые колеблются и медлят?" Он подумал и сказал: "Нет, я - единственный из иудеев, который не вышел и стал забивать эту женщину камнями". Тогда я сказал: "Благодарите Бога, что Он не дает вам встретиться лицом к лицу с Ним теперь!"
Это, может быть, крайний пример, но разве он часто не применим к нам? Мы не то что прямо отвергаем слова Божии или Его пример; но мы, пусть не так грубо, поступаем подобно воинам во время страстей Христовых: мы хотели бы закрыть Христу глаза, чтобы без помехи ударить Его, а Он нас не видел бы. Разве не это мы делаем, когда прячемся от Божьего присутствия и поступаем по своей воле, по своим настроениям и прихотям, вопреки тому, что есть воля Божия? Мы пытаемся накинуть покров на Его глаза, но ослепляем только себя самих. Как же мы можем в такие минуты приходить в Его присутствие? Можем, конечно - в покаянии, с сокрушенным сердцем; но нельзя идти, рассчитывая, что мы тут же будем приняты с любовью, как Его друзья.
Вспомните разные места в Евангелии: люди гораздо большего, чем мы, духа не осмеливались принять Христа. Вспомните сотника, который просил Христа исцелить своего слугу. Христос сказал: "Я приду", но сотник ответил: "Не надо - скажи только слово, и слуга мой исцелеет". Так ли мы поступаем? Обращаемся ли мы к Богу, говоря: "Не делай Свое присутствие явным, ощутимым для меня; достаточно, чтобы Ты сказал слово, и совершится то, что должно; пока мне не надо большего:" Или вспомните Петра в лодке после большого улова рыбы: он упал на колени и сказал: "Оставь меня, Господи, я человек грешный!" Он просил Господа уйти из его лодки, потому что, может быть, впервые испытал смирение; а пережил он чувство смирения, потому что внезапно прозрел величие Христа. Случается ли это когда-либо с нами? Когда мы читаем Евангелие и перед нами встает неотразимая красота и слава образа Христова, когда мы молимся и нас охватывает чувство величия и святости Божией, говорим ли мы когда-нибудь: "Я недостоин, чтобы Ты пришел ко мне"?.. А что сказать о тех случаях, когда мы должны понимать, что Он и не может прийти к нам, потому что нас-то нет, чтобы Его принять; мы хотим получить что-то от Него, а вовсе не Его Самого. Можно ли это назвать отношениями? Так ли мы относимся к друзьям? Ищем ли мы того, что дает дружба, или любим самого друга? И в какой степени это же верно по отношению к Господу?
Теперь подумаем о молитвах, ваших и моих; вспомним, как сильна, горяча, глубока бывает молитва, когда молишься о ком-то, кого любишь, или о чем-то важном для тебя. Сердце открыто, всё наше существо собрано и сосредоточено в молитве. Значит ли это, что весь смысл этой молитвы, вся ее сила - во встрече с Богом? Нет; это значит только, что для тебя важен предмет твоей молитвы. Потому что когда после такой горячей, глубокой, напряженной молитвы о любимом человеке или по поводу тревожных обстоятельств мы переходим к следующей теме, которая не так глубоко нас затрагивает, и мы остываем - что изменилось? Бог ли охладел или отошел в сторону? Нет, это просто значит, что вдохновение и напряженность нашей молитвы родились не от Божьего присутствия, не от моей веры в Него, моей тоски по Богу, чуткости к Нему, а лишь от того, что мое сердце болеет о ком-то, о чем-то - но не о Боге. Как же тогда удивляться, что мы не ощущаем Божьего присутствия? Не Он отсутствует, а нас нет при такой "встрече". Не Он, а наше сердце остывает, потому что Он для нас не так уж много значит.
Иногда Бог "отсутствует" еще и по другой причине. Пока мы подлинны, пока мы являемся самими собой, Бог может присутствовать во встрече и может что-то для нас сделать. Но как только мы напрягаемся быть не тем, что мы есть на самом деле, то для нас ни сделать ничего нельзя, ни сказать; мы становимся фиктивным, подставным существом, а с такой нереальной личностью Бог ничего не может сделать.
Для того чтобы мы могли молиться, мы должны войти в отношения, которые определяются как Царство Божие. Мы должны сознавать, понимать, что Он - Бог, что Он - Царь, и отдаться, поручить себя Ему. Мы всегда должны хотя бы помнить о Его воле, даже если пока неспособны ее выполнить. В противном случае, если мы относимся к Богу, как богатый юноша, который не мог последовать за Христом, потому что был слишком богат, - как можем мы тогда встретиться с Ним? Как часто посредством молитвы, посредством глубокого общения с Богом, по Которому мы тоскуем, мы просто ищем для себя немного радости; мы не готовы продать всё, чтобы купить взамен драгоценную жемчужину. Как в таком случае можем мы обрести эту жемчужину? Ее ли мы ищем?.. Ведь подобное происходит и в человеческих отношениях: когда мужчина или женщина полюбит кого-то, все остальные люди уже не имеют для него, для нее того же значения. Это выражено в древнем изречении: "Когда у юноши есть невеста, он окружен уже не мужчинами и женщинами, а просто людьми".
Не это ли может, не это ли должно произойти со всяким нашим богатством, когда мы обращаемся к Богу? Не должно ли оно стать своего рода фоном, бледным и серым, на котором со всей рельефностью будет выделяться единственная значительная Личность? Нам хотелось бы иметь один мазок небесной лазури для полноты картины нашей жизни, в которой столько темных сторон. Бог же готов оказаться вне нашей жизни, Он готов взять на Себя всю ее полностью, как крест, но не готов быть просто одним из обстоятельств в нашей жизни.
Так вот, когда мы пришли к выводу, что Бог отсутствует, не следует ли нам поставить перед собой вопрос - кого мы в этом виним? Мы всегда виним Бога, - либо обвиняем Его прямо в лицо, либо жалуемся другим, что Он отсутствует, что Его никогда нет, когда Он нужен, что Он не отзывается, когда к Нему обратишься. Иногда мы более "благочестивы"- именно в кавычках! - и говорим: "Бог испытывает мое терпение, мою веру, мое смирение", и находим множество способов обратить Божий суд о нас выгодной для нас стороной: "Я так терпелив, что могу терпеть даже Самого Бога!" Разве это не так?..
Помню, когда я был молодым священником, я однажды произнес проповедь, одну из многих, произнесенных мною в приходе. После службы ко мне подошла девушка и сказала: "Отец Антоний, вы, наверное, очень плохой человек", Я ответил: "О да, - но как вы об этом узнали?" Она пояснила: "Вы так хорошо описали наши грехи, что, конечно, вы сами их все совершили". Разумеется, дурные мысли и дурные состояния, неприглядное описание которых я вам здесь предлагаю, вероятно, мои собственные, но, может быть, хоть в какой-то мере, всё же и ваши.
Если мы хотим молиться, то сначала должны быть убеждены в том, что мы - грешники, нуждающиеся в спасении, что мы отделены от Бога, что не можем жить без Него, и единственное, что мы можем Ему принести, это наша отчаянная тоска о том, чтобы стать такими, какими Бог принял бы нас, принял в нашем покаянии, принял нас с милосердием и любовью. И вот молитва, с самого ее начала, - это наше посильное восхождение к Богу, момент, когда мы поворачиваемся к Богу, не решаясь подойти ближе, зная, что если мы встретим Его слишком рано, прежде, чем Его благодать поможет нам встретить Его - встреча будет судом. Всё, что мы можем сделать, это повернуться к Нему в благоговении, в трепетном преклонении и почитании, на какие мы только способны, со всем вниманием и серьезностью, и просить Его сделать с нами что-то, что даст нам способность встретиться с Ним лицом к лицу, не в суд и не в осуждение, но в жизнь вечную.
Здесь я хотел бы напомнить вам притчу о мытаре и фарисее. Мытарь приходит в храм и стоит позади, у входа. Он знает, что стоит осужденным; он знает, что в категориях справедливости ему надежды нет, потому что он не причастен Царству Божию; он - вне царства правды и праведности или царства любви, потому что не принадлежит ни царству праведности, ни царству любви. Но в той жестокой, уродливой жизни насилия, которая является его жизнью, он научился чему-то, о чем праведный фарисей не имел и понятия. Он научился, что в мире соперничества, в мире хищнических отношений, жестокости и бессердечия, единственное, на что можно надеяться - это на вторжение милосердия, на вторжение сострадания, неожиданное и невероятное, которое не коренится ни в исполнении долга, ни в строе естественных отношений, и которое приостановило бы закономерность жестокости, насилия и бессердечности в повседневной жизни. Мытарь, будучи вымогателем, ростовщиком, хищником, знал из собственного опыта, что бывают моменты, когда безо всякой причины - поскольку это никак не входит в его мировоззрение - он вдруг простит долг, потому что его сердце дрогнуло и стало уязвимым; когда, может случиться, он не предаст кого-то в тюрьму, потому что человеческое лицо что-то ему напомнило или звук голоса коснулся его сердца. Логики в этом нет; это не входит ни в его образ мыслей, ни в его обычный образ действий. Тут, наперекор и вопреки всему, вторгается нечто, чему он не может противиться; и он тоже, вероятно, знает, как часто сам бывал спасен от конечной катастрофыэтим вторжением неожиданного и невероятного - милости, сострадания, прощения. И вот он стоит у церковной притолоки, зная, что область внутри храма - область праведности и любви Божией, которой он не принадлежит и куда вступить не может. Но он по опыту знает, что невероятное сбывается, и тут-то он и говорит: "Помилуй! Нарушь законы справедливости, нарушь законы религии, милостиво сойди к нам, не имеющим права ни на прощение, ни на то, чтобы вступить в эту область". И вот я думаю, что это - исходная точка, от которой мы должны начинать снова и снова, постоянно.
Вы, вероятно, помните место у апостола Павла, где Христос ему говорит: Сила Моя в немощи совершается: Эта немощь - не та слабость, которую мы обнаруживаем, когда грешим и забываем Бога, но такая слабость, которая означает гибкость до конца, полную прозрачность, всецелое предание себя в руки Божии; обычно же мы стараемся "изо всех сил" и мешаем Богу явить Его силу.
Продолжение следует:
Митрополит Сурожский Антоний
www.zavet.ru
Козельщанская икона Божией Матери
Пресвятая Богородица, спаси нас!
Православный Календарь с 3 Марта 2013 г. по 9 Марта 2013 г.
Воскресенье, 3 Марта 2013 года. Неделя о блудном сыне.
Свт. Льва, папы Римского (461). Свт. Агапита исп., еп. Синадского (IV). Свт. Флавиана исп., патриарха Цареградского (449-450). Прп. Космы Яхромского (1492).
Божественная литургия Иоанна Златоуста, начало в 7-00 и 9-00
Понедельник, 4 Марта 2013 года. Седмица 2-я предуготовительная.
Апп. от 70-ти Архиппа и Филимона и мц. равноап. Апфии (I). Мчч. Максима, Феодота, Исихия, мц. Асклипиодоты (305-311). Прпп. Евгения и Макария исповедников, пресвитеров Антиохийских (363). Прп. Досифея (VII), ученика прп. аввы Дорофея. Прп. Равулы (ок. 530).
Вторник, 5 Марта 2013 года.
Прп. Льва, еп. Катанского (ок. 780). Прп. Агафона Печерского, в Дальних пещерах (XIII-XIV). Прмч. Корнилия Псково-Печерского (1570) и ученика его прп. Вассиана Муромского. Сщмч. Садока, еп. Персидского, и с ним 128-ми мчч. (342-344). Прп. Агафона, папы Римского (682).
Среда, 6 Марта 2013 года.
Прп. Тимофея в Символех (795). Свт. Евстафия, архиеп. Антиохийского (337).Свт. Георгия, еп. Амастридского (802-811). Свт. Иоанна Схоластика, патр. Константинопольского. Козельщанской иконы Божией Матери (1881).
Четверг, 7 Марта 2013 года.
Обретение мощей мучеников, иже во Евгении (395-423). Мчч. Маврикия и 70-ти воинов: Фотина, Феодора, Филиппа и иных (ок. 305). Прпп. Фалассия, Лимния и Варадата, пустынников Сирийских (V). Свт. Телесфора, папы Римского. Прп. Афанасия исп. (821). Новомч., пресв. Михаила Лисицына (1918).
Пятница, 8 Марта 2013 года.
Сщмч. Поликарпа, еп. Смирнского (167). Прп. Поликарпа Брянского (1620-1621). Прпп. Иоанна, Антиоха, Антонина, Моисея, Зевина, Полихрония, Моисея другого и Дамиана, пустынников Сирийских (V). Прп. Александра монаха, первоначальника обители "Неусыпающих" (ок. 430).
Суббота, 9 Марта 2013 года. Вселенская родительская (мясопустная) суббота
Первое (IV) и второе (452) обретение главы Иоанна Предтечи. Прп. Еразма Печерского, в Ближних пещерах (ок. 1160). Обрет. мощей блгв. кн. Романа Угличского.
Божественная литургия Иоанна Златоуста, начало в 8-00. Начало вечернего Богослужения во все дни - 16-00