2-я седмица Великого поста (24.03.2013)
Торжество Православия
Всех вас сердечно поздравляю с великим праздником Торжества Православия. В первое воскресенье поста мы прославляем всех тех, кто жизнью своей, подвигом своим, мыслью своей, своими добрыми делами утверждал православную веру.
Это празднование впервые было совершено в 843 году в Константинополе, в храме Святой Софии. Именно в тот год усилиями Патриарха Константинопольского Мефодия и благочестивой императрицы Феодоры было окончательно прекращено иконоборчество - великая смута в умах людей, повлекшая за собой многие и страшные репрессии, потому что те, кто боролся с иконами, употребляли не только силу убеждения, но и, опираясь на политическую власть, истребляли и притесняли всех, кто хранил веру православную.
Еще в 787 году на VII Вселенском Соборе Церковь утвердила почитание икон, однако смута продолжалась еще более 50 лет. Только тогда, когда и Церковь, и народ преодолели эту смуту, и было учреждено сие знаменательное празднование - Торжество Православия. Тогда, в 843 году, торжественно прославляя это событие, наши далекие благочестивые предки праздновали не только победу над иконоборческой ересью. Они праздновали победу над всеми ересями, ибо верили и надеялись, что никогда больше вера Христова не подвергнется искажениям, изменениям и тем более гонениям.
Из истории мы знаем, что ни то, ни другое, ни третье не прекратилось. Вплоть до сегодняшнего дня в роде человеческом сохраняются такие понятия, как исповедничество и мученичество, и, наверное, так будет до скончания века.
Почему же люди готовы идти на страдания и даже смерть, защищая свою веру? Ответ на этот вопрос содержится в сегодняшнем апостольском чтении из послания к Евреям (Евр. 11:24-26, 32 - 12:2). Там говорится о вере Моисея, о вере ветхозаветных пророков, которая помогала им преодолевать трудности, творить чудеса; но завершается этот отрывок дивными словами: "Будем с терпением проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса".
В каком смысле Господь именуется в этом послании "начальником и совершителем веры"? А в том смысле, что вера Церкви, вера святых апостолов, переданная последующим поколениям людей, есть та вера, в основе, в начале которой - Сам Господь Иисус Христос. Церковь от Него научена вере. Эта вера основывается не на человеческой мудрости, тем более не на человеческой силе, - эта вера основывается на Самом Господе нашем Иисусе Христе. Это Его слова, слова Божественного откровения стали основой нашейверы.
В послании рассказывается о ветхозаветных подвижниках, после чего говорится: "А нам Бог присудил иметь нечто большее, и этим большим является вера, начальник которой есть Иисус Христос". Именно во Христе содержится все возможное откровение о Боге, более которого не может быть дано роду человеческому. Он есть альфа и омега, начало и конец (см. Откр. 1:8). Вот почему и наши благочестивые предки, и наши современники готовы до смерти отстаивать веру Христову, - потому что эта вера есть величайшая ценность, которую нельзя поколебать. Людей можно запугать или убить, а веру Христову изничтожить нельзя. И пока существует вера, существует и род человеческий, потому что вера дает нам великий критерий истины - способность различать духов (см. 1 Кор. 12:10).
Вера, преломленная в реальном религиозном опыте человека, дает ему особое духовное зрение, способность видеть и понимать смысл происходящих событий, видеть так далеко, как не может видеть ни один политик, если он не верит в Господа и Спасителя. Вера дает особую остроту зрения, а значит, помогает людям обрести верную жизненную позицию. Эта позиция может входить в противоречие со вкусами эпохи, с модами на образ жизни и образ мысли, с человеческими философиями. И мы знаем из истории, что это столкновение веры Христовой с вымыслами человеческими очень часто требует подвига от тех, кто хранит веру.
Так и наше с вами время ничем не отличается от других. И сегодня человеческие философии, политические концепции нередко входят в противоречие с верой во Христа Иисуса, и от нас требуются мужество и сила оставаться верными Богу, хранить веру в Господа и Спасителя, Который есть начальник и совершитель нашей веры. А в ответ на это Бог дарует нам силу прозрения, силу и способность различать духов.
Вот почему на Церковь Божию в течение всей истории совершались нападки и гонения - потому что нередко за мыслями человеческими, за философскими взглядами и политическими убеждениями, за вкусами и пристрастиями стоит искуситель века сего. Когда эти человеческие взгляды и предпочтения входят в противоречие с верой Христовой, когда мужественные последователи Господа твердо стоят в Православии, тогда и возникают конфликты. Иногда они влекут кровавые гонения, подобные тем, что сравнительно недавно пережил наш народ, явив сонм мучеников и исповедников. Сегодня никто не страдает за веру физически, но морально и нравственно мы продолжаем нести эти страдания - всякий раз, когда клевета, ложь, кощунство, издевательства над верой обращаются в адрес верующих людей.
Каким же должен быть наш ответ? Он должен быть исполнен Божией правды, любви, смирения, внутренней силы и непоколебимой верности Господу. Ответ, который христианин обращает в адрес тех, кто кощунствует, всегда должен быть исполнен мудрости, духовной силы и спокойствия, потому что с нами Бог (Ис. 8:10; Мф. 1:23), Господь Иисус Христос, начальник и совершитель нашей веры.
Храня веру православную, сохраняя способность отличать добро от зла, мы должны и в нашей жизни - личной, семейной, общественной - всегда становиться на сторону тех сил, которые либо прямо, либо, может быть, не совсем видимым образом, но по существу - вместе со Христом, вместе с Тем, Кто является начальником и совершителем нашей веры.
Пусть Господь поможет нам продолжать свидетельствовать о своей вере, хранить ее в сердце и на основании этой веры строить отношения с окружающим нас миром, помня, что Церковь Бога Живаго есть столп и утверждение истины (1 Тим. 3:15) и врата ада не одолеют ее (Мф. 16:18). Аминь.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
www.patriarchia.ru
Торжество Православия
Всех вас возлюбленные о Господе братья и сестры сердечно приветствую и поздравляю с великим праздником Торжества Православия.
Хотелось бы, чтобы мы обратили внимание на то, почему именно в период Великого поста Святая Церковь совершает это великое празднование. Не только потому, что в этот период совершилась величайшая победа Православия над иконоборческой ересью, но и для того, чтобы мы поняли, что только искренним и чистосердечным покаянием достигается победа добра над злом. Только так мы можем побеждать зло. Не воздавать злом за зло, а молитвой, покаянием и постом мы можем побеждать врага рода человеческого дьявола. Вот о чем Святая Церковь в этот праздничный день хочет сказать всем нам.
А если это так, то давайте не ослабевать в молитве и в посте, которые мы совершали в первую седмицу Великого поста. И не будем забывать об искреннем и чистосердечном покаянии, потому что нет такого человека, который, живя на этой земле, не согрешал бы. Согрешаем мы, к сожалению, постоянно, и делом, и словом, и мыслями своими. Но наше покаяние должно заключаться не только в том, чтобы повиниться перед Богом. Вторым шагом, который мы чаще всего, к сожалению, не совершаем, является исправление нашей жизни. Мы должны возненавидеть грех и употребить все усилия для того, чтобы побороть грех в своей жизни.
Пусть никто не думает, что вот прошла особо покаянная первая седмица поста, и теперь можно ослабить пост, уменьшить молитву. Нет, братья и сестры, пост продолжается, и будет продолжаться в течение долгого времени. Почему? Потому что мы, к сожалению, не способны в одночасье расстаться со своими грехами, которыенастолько укоренились в сердце, что вырвать этот корень греха бывает очень и очень не просто. И для этого требуется весьма продолжительное время. Вот почему мы должны продолжать молиться, поститься и, конечно, каяться. Тогда наступит победа над грехом, победа над злом, которая дарует нам спасение. Тогда наступит то Торжество Православия, которое мы именуем Царством Небесным.
Для этого помимо поста, молитвы и покаяния, необходимо еще одно условие - твердое хранение нашей Святой Христовой Православной Веры. Поэтому будем свято хранить веру апостольскую, отеческую. Будем свято блюсти веру спасительную, веру православную. И только тогда пост, молитва и покаяние будут приятными для каждого из нас, а самое главное спасительными.
Всех вас паки и паки сердечно приветствую и поздравляю с этим великим и всерадостным праздником Торжества православия.
Протоиерей Валерий Захаров, 2011г
ТОРЖЕСТВО ПРАВОСЛАВИЯ
Имя первого Воскресенья Великого поста так красиво звучит, что и не сведущий в истории праздника человек ощущает прикосновение к великому смыслу. Вот у Платонова в "Чевенгуре" два чудака ищут самую настоящую партию, чтобы туда записаться и быть полезными для истории и приближения земного блаженства.
"Нигде ему точно не сказали про тот день, когда наступит земное блаженство. Одни отвечали, что счастье - это сложное изделие, и не в нем цель человека, а в исполнении исторических законов. А другие говорили, что счастье состоит в сплошной борьбе, которая будет длиться вечно.
-Вот это так! - резонно удивился Захар Павлович. - Значит, работай без жалованья. Тогда это не партия, а эксплуатация. Идем, Саш, с этого места. У религии и то было "торжество православия".
"Торжество православия", которое "было у религии" ощутимое даже для самых простых душ различие между принятием мира Божьего, предложенным религией, и коренным переустройством мира, предложенным новым мировоззрением. Новое мировоззрение тогда предлагало борьбу, такую же "сплошную" и бесконечную, как и ньютоновское пространство. Нынешнее новое мировоззрение предлагает накопительство товаров, услуг и впечатлений, столь же бессмысленное и бесконечное, как и классовая "сплошная борьба". А религия предлагает для созерцания уже покоренные сияющие вершины. У веры есть достигнутые цели, есть одержанные победы, которыми могут наслаждаться все, живущие одной верой.
Внутри понятия "Торжество Православия" существует множество понятий, необходимых для уяснения. Бегло пройдем по ним или просто их поименуем.
Бог стал человеком, Невидимый изобразился. Потерял смысл ветхозаветный запрет на священные изображения. Раз Слово стал Плотью, а Плоть видима, то возможна икона, как выражение веры в Воплощение.
Внутренний благодатный опыт есть не у всех. "Не во всех вера". Для ума, озаренного частично, возникает соблазн: "Не идол ли икона?" Соблазн перерастает в полемику, полемика - в войну.
Иконоборцы и православные собирают свои Соборы, взаимно друг друга анафематствуя, богословски обосновывают свое отношение к писанному образу. Часто льется кровь, тюрьмы полны исповедников.
Богословие иконоборцев еретично, оно не от Духа, но от плохо понятой буквы Ветхих Писаний.
Идут десятилетия, скапливаясь в столетия, а война не утихает. Наконец созывается Седьмой Вселенский, на котором иконопочитание торжествует. Вместе с иконой торжествует Церковь во всеоружии истины. Праздник становится символом и занимает свое место в иерархии непогрешительных смыслов.
Все это нужно знать. Но даже если этого не знать, или сделать вид, что не знаешь, у выражения "Торжество Православия" достаточно внутренней красоты, чтобы ею наслаждались и простецы, и книжники.
С точки зрения количественной Православие в мире не торжествует. Оно не самое многочисленное исповедание в христианском мире. Значит не в количестве торжество. И грехов с ошибками у нас хватает. Значит не в нашей личной святости торжество. Многое не сделано, многое не понято, кое-где еще конь не валялся. При желании можно и похвалиться, но лучше сдержаться. Человеческая похвала лукава и сиюминутна, самохвальство вовсе порочно. Нужно сначала заслужить, а потом дождаться настоящей, от Бога, то есть, похвалы. Но Торжество-то празднуется сейчас, прежде окончательной награды! Почему?
Оно празднуется потому, что в нем не только триумф победы над ложью, но и ободрение всем исповедующим православную веру. В этом празднике - трезвая оценка тяжелого исторического пути Церкви. Церкви всегда было тяжело, но Церковь жива! Зная, что она вытерпела, слова о том, что она жива, есть доказательство того, что она непобедима! Церковь неуничтожима ради Истины, исповедуемой Церковью, ради Христа, создавшего и возглавившего Ее. Если к Церкви подмешивается ложь, и золото учение смешивается с соломой человеческих добавок, то Бог проводит Церковь через огонь. Там в огне сгорают трава, сено и солома, а остаются золото, серебро, драгоценные камни. Как только поймешь это, тотчас же приобщишься к Торжеству Православия.
У этого достойного словосочетания может быть бесчисленное количество маленьких, но драгоценных воплощений. Критики много. Ропота много. Но есть ведь и благодарные тихие речи. Есть скромный подсчет больших и маленьких добрых дел, которые совершались и совершаются верующими людьми во имя Бога и Его же силою.
"У нас в селе долго не было храма, а теперь уже пятый год, как построили и освятили. С каждым годом все больше прихожан" - это Торжество Православия.
"В больницах города волонтеры православного молодежного движения за год убедили триста женщин отказаться от аборта" - это Торжество Православия.
"С тех пор, как в нашем исправительном учреждении открылся храм и заключенные стали активно его посещать, процент возвращения освобожденных обратно за решетку очень заметно упал" - и это Торжество Православия.
На тайский язык перевели Закон Божий, а в Пакистане появился первый в истории этой страны православный священник. Разве это не вселенское измерение и проявление того же празднования?
Пишутся книги, снимаются фильмы, венчаются пары, рождаются дети, которых на пороге жизни встречает Крещение Церковь Христова. Разве это не Торжество Православия?
При всех проблемах, при всей расслабленности и запутанности современного человека, многие люди жаждут монашества, принимают постриг, ищут и находят обители, в которых желают окончить дни. Разве само существование монашества не как бегства от мира, а как принесениясебя в жертву Христу не есть то же самое Торжество Православия? Любой творческий труд во славу Воплотившегося Господа, любое терпеливое страдание и стояние за Истину есть Торжество Православия.
Дело только в том, чтобы таких маленьких, но драгоценных Торжеств было как можно больше. Чтобы Церковь торжествовала не только с амвона в праздничные дни, но и в повседневности. Пусть с амвона Она торжествует при помощи протодьяконов. Но пусть в повседневности она торжествует в каждом православном христианине через исполнение Христовых заповедей.
Праздник дает силы и ставит задачи.
Задачей для всякого крещеного человека является труд ради Христа. На том маленьком кусочке Вселенной, за который ты отвечаешь, наведи порядок во славу Господа. Расчисть это место (главным образом оно - в душе твоей) и ты приготовишь это место для того, чтобы на нем появилось и укрепилось, крепко стало знамя Торжествующей Церкви, ее хоругвь - Крест Господень, Непобедимая Победа!
Протоиерей Андрей Ткачев
www.andreytkachev.com
В НЕДЕЛЮ ПЕРВУЮ ВЕЛИКОГО ПОСТА
(Что должно быть во всяком причастнике Христовых Тайн, приявшем в них Господа; и в ком нет Господа)
Господь наш Иисус Христос сказал: "Мою Плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает, и Аз в нем". Возрадуйтесь благоговейные причастники! Сколько неложно слово Господа, столько же несомненно, что Господь в вас, по Причащении Святых, Пречистых и Животворящих Его Тайн. Но, братие, Господь, пришедши и вселившись в нас, не может оставаться несвидетельствованным в сем внутреннем в нас действовании, как не оставляет Он Себя несвидетельствованным во внешнем о Промышлении, "с небеси нам дожди дая и времена многоплодни" (Деян.14,17). Сам Он говорит: "кто отверзает двери сердца, Я войду к нему и вечеряю с ним, и он со Мною" (Апок.3,20). Итак, вечеряете ли вы с Господом и Господь с вами? Сей вопрос предлагаю вам ради того, что из вас, присущих здесь, может быть, нет ни одного, кто бы не причастился уже Христовых Тайн. Что же, началось ли в вас то, что должно быть очевидным плодом сего преславного Таинства?
Господь, пришедши, приносит Вечерю с Собою: приносит все духовные блага во спасение, которых Он есть единственный Источник, и дает их вкушать душе. Войдите же внутрь и смотрите.
"Господь свет есть". Свет приносит Он с Собою и в душу, приявшую Его. Как, когда в темную комнату вносится светильник, обильно светящий, комната та и все находящиеся в ней предметы, от большого до малого, становятся видимыми с самым светильником и с тем, кто принес его; таким же образом свет духовный озаряет душу, приявшую Господа. Это - свет ведения и разумения всего Домостроительства нашего спасения. Ясно сознаются в ней наша ничтожность и беспомощность и великое Божие к нам снисхождение, спасающее нас со всеми соприкосновенными тому истинами: о Единосущной Троице, о творении и Промышлении, нашем падении, Воплощении Бога Слова, Его крестной смерти и Воскресении, об устроении Святой Церкви, общении Небесных с земными и наследии, уготованном на Небе верующим и труждающимся в жизни по вере - словом, со всею совокупностью спасительных истин. Истины сии ведомы нам и всегда, как христианам; но, пока мы не вступаем в жизнь по Христе, ведение сие пребывает внешним. Господь же, пришедши, сорастворяет их не с умом только, но со всем существом духа нашего, до того, что после сего не остается ни тени сомнения, ни момента забвения. Но как верно, что свет теперь окружает нас и освещает все окрест нас и мы то сознаем неотразимо; так приявший Господа умом сознательно стоит в тех истинах и неотходно пребывает в них, действуяв свойственном ему кругу. Так должно быть во всяком причастнике Христовых Тайн, приявшем в них Господа. Но так ли это и у нас с вами, братие?
"Господь есть сила всеоживляющая". Силу духовную приносит Он с Coбой и в душу, Его приявшую. Больной - расслабленный, лежа в постели, едва поднимает руки, едва говорит, едва помавает очами, но, получивши исцеление, в чувстве силы и крепости, начинает ходить и действовать не только без боли, но и с охотою, подобно расслабленному, исцеленному Спасителем; который, взяв одр, ходил, скача и хваля Бога. Так и душа грешная - нравственно расслабленна, но, когда принимает в себя Господа, чувствует в себе духовную крепость и силу, то есть ощущает воодушевленную ревность о всяком добре и об исполнении всякой заповеди Божией, не одолимую никакими препятствиями, ни внешними, ни внутренними, воздвигаемыми от страстей и худых привычек, и непресекаемую ни нерадением, ни отлагательством. И всегда мы делаем понемногу добро; но делаем, когда оно само, так сказать, попадется под руки и в исполнении не требует пожертвований и особых усилий. Но тут возрождается сильная энергия с направлением всех помышлений, желаний и намерений на одно богоугодное, что выражается не только живостью, но некоторою неудержимостью в трудах доброделания и благочестия, не чувствующею; усталости и сытости. Так должно быть во всяком причастнике Христовых Таин, приявшем в них Господа. Но так ли это у нас с вами, братие?
"Господь есть мир". Мир приносит Он с Собою и в душу, Его приявшую. Как на море Тивериадском поднявшуюся бурю сильную, взволновавшую море и приведшую в смятение Апостолов, Господь всесильным словом Своим укротив, водворил тишину большую, успокоившую и обвеселившую всех; так и в душе, обычно волнуемой множеством помышлений, желаний, предприятий и движений сердечных, по пришествии в нее Господа водворяется глубокая духовная тишина, ничем не возмутимая ни совне, ни извнутри, - тишина, дающая возможность внятно слышать и легкий глас с неба ли то или с земли. Это не неподвижность, но стройность и мерность всех действий нашего духа, во всех его видах, которые, качествуя внутри, выражаются и вовне степенностию всех движений и устроением дел своих без всякого возмущения встречаемых порядков. Так должно быть во всяком причастнике Христовых Тайн, приявшем в них Господа. Но так ли это и у нас с вами, братие?
"Господь есть огнь согревающий". Духовную теплоту приносит Он с Собою и в душу, Его приявшую. Как с холода внешнего входящий в теплую комнату чувствует теплоту, приятно охватывающую его по всему телу, так теплотою духовною, как одеждою какою, одевается душа по приятии Господа в Пречистых Тайнах. Свыше - благоволение Бога примирившегося, позади - заглаждение грехов, в будущем - уверенность в неизреченном наследии, отовсюду - мирное общение с невидимым и видимым; это лучи сей духовной теплоты, кои, сходясь в сердце, производят в нем горение духа, привлекающее туда все силы естества нашего: чем устрояется в нем крепкое обиталище для вмещения невместимого. Сия теплота дает сладость, рай сладости, сокровище духовное, ради которого готов человек отдать все, лишь бы не потерять его, а всегда обладать им. Так должно быть во всяком причастнике Христовых Тайн, приемлющем в них Господа. Но так ли это у нас с вами, братие?
Так, свет ведения, сила воодушевления на добро, мир душевный, сладостная теплота - это главные свидетели водворения Господа в сердцах истинных причастников, Вечеря, которою напитывает Он приявшую Его душу. Слыша сие, не один, может быть, из вас возмутится духом и спросит: "Что же, если не видит кто в себе таких свидетельств, в том нет и Господа?" Не буду ложно успокаивать вас; да, нет в том Господа. И еще далее проведу это слово: что как нет в том Господа, то нет и спасения тому.
Однако ж, смотрите не тревожьте себя и ложными страхованиями. Может быть, нет в совершенстве сих благ, но они есть в начатках. Тогда все же надобно сказать, что они есть. Не вдруг воссиявает день, но, едва только начинает брезжиться, все знают, что ночь прошла и настанет день. Не вдруг вырастает цвет или дерево, но, едва только семя дает росток, знаем, что жизнь нового растения уже началась. Не вдруг поднимается на ноги больной, однако, коль скоро найдено лекарство и восприяло силу, знаем, что выздоровление уже в действии. Так разумейте и о плодах Принятия Пречистых Тайн, свидетельствующих о вселении в нас Господа. Нет их в силе, но, может быть, они есть в начатках. Потерпите и пребудьте в том порядке, при котором можно ожидать явления их в совершенстве, и получите чаемое. Спросите: "Как же узнать, есть ли в нас хоть эти начатки?" Отвечаю: если есть забота о спасении с трудами по исполнению всего, чем условливается спасение, ведайте, что Господь начал уже в нас Свое дело. Продолжите начатый труд с терпением и узрите, что начавший совершит. Но если уж и сего нет, значит, нет и начатков. Нерадение и беспечность о спасении - явный признак, что жизнь духа еще не начата. И надобно все сызнова переделать. He отчаивайтесь, впрочем, и в сем случае. Затем, и жизнь нам еще дается, чтоб мы пришли в чувство и раскаялись. Это и сделать надо. Время благоприятное святого поста еще есть. Воспользуемся им и позаботимся пройти курс врачевания своего в говении уже надлежащим образом! Тогда, примирившись с Господом в Таинстве Покаяния и прияв Его в Пречистых Тайнах, начнем мы труд жития, который приведет наконец во свет и совершенство духовные блага, свидетельствующие, что Господь в нас и мы в Нем. Аминь.
Слова Преосвященного Феофана "О покаянии"
ni-ka.com.ua
Всякое доброе дело надобно делать с той целию, чтобы приять благодать Христову и святость
Итак, доброе есть дело, как мы сказали, пост, милостыня и прочее; хорошо и скорбеть о грехах, как своих собственных, так и братий своих, также плакать с плачущими и радоваться с радующимися; но все эти добрые дела, достохвальные и дивные, ни к чему не служат и пропадают даром, если тот, кто делает их, не соделается причастным святости Божией, ибо все добрые дела для этой цели должны быть делаемы, как говорит Апостол о тех, которые сподобляются быть наказываемы Богом, как сыны, что Бог наказует их на пользу, да причастятся святыни Его (Евр.12,10). Если же кто не причастен святыни Божией, то тщетен труд его, тщетна и вера его, особенно когда возможности нет творить сии добрые дела достодолжно, по закону и заповеди Божией, без помощи Иисуса Христа, Бога нашего, а тот, кто незаконно подвизается, не венчается, как определяют Божественные Законы. Закон же есть, чтоб дела эти делаемы были втайне, со всяким охранением и блюдением, пред лицом единого Бога, так чтобы и левая рука не знала того, что делает правая.
Что же это правое и что левое? Слушай. Правое есть, когда христианин исполняет то, что заповедал Христос в следующих словах: когда исполните все повеленное вам, говорите: "мы рабы ничего нестоящие, потому что сделали, что должны были сделать" (Лк.17,10). Но возможно ли, чтоб нашелся когда-нибудь кто такой, который сотворил бы все, что должен был сотворить? Пусть и сотворил кто или все, что должен был сотворить, или часть того, кто мог когда-либо творить то один сам собою, своею собственною силою, не будучи наперед подкреплен таинственно божественною силою Христовою? Кто делает какое-либо добро без Христа - увы ему и делу его! А левое есть, когда кто, делая то, что должен делать, думает, что достоин за то у Бога всякой чести. Такой никогда не причастится святыни Божией, даже после таких подвигов и таких потов, и горе ему после смерти!
Какие же есть признаки, которые показывали бы, что получил кто благодать Божию? Когда кто безгневен, не осквернен плотскими сластями, тих и кроток, имеет смирение вместе с незлобием и состраданием, с любовью к ближним, чистою и нелицемерною, и верою в Бога, несомненною и твердою, так чтоб о нем можно было сказать: поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность (Рим.4,3). И кто не имеет таких признаков благодати Христовой, тот без сомнения все дела свои делает, да славим будет человеками. Пусть говорит он, что не ищет славы человеческой, но, будто и нехотя, он бывает падок на нее. Ибо где нет Христа, там демоны, а где демоны, там правые помыслы извращаются и растлеваются. Как во время ночи летают нетопыри, пищу себе ища, так и демоны вместе с перваком своим, начальником тьмы - диаволом, во время настоящей жизни, растленной и омраченной, рыщут и по земле, и по воздуху,и по всем местам, сущим под небесами, в одно мгновение, переносясь с места на место, ибо демоны по естеству суть мысленные твари. Это всякий может понять, судя по тому, как действует собственный наш человеческий ум, который, когда видел что однажды, - будь то и далеко, и раскинуто на большом пространстве, - обегает то мысленно в одно мгновение, при всем том, что связан плотию. Вот почему невозможно бывает истинному христианину возводить ум свой к Богу, размышлять о божественном, беседовать с Господом Всеблагим и посредством такой святой памяти и умной молитвы принимать от Бога просвещение и облистание, если он не запечатлен благодатию Святого Духа. Как только увидит диавол, что ум (дух) христианина не имеет печати благодати Божией и наг от нее, а между тем желает прейти мысленно воздух и востечь ко Всевышнему Богу, чтоб беседовать с Ним посредством молитвы и молить Его о грехах своих, - без страха становится против него на дороге, по которой он восходит, и как бы так говорит ему: "Куда это ты идешь, несчастный? Как смеешь проходить по местам, в моей власти находящимся? Я властитель тьмы, я получил имя миродержателя и состою главою тех, которые умствуют о мирском и мудрствуют по-мирски. Я князь растленного мира сего, воздушный царь, сатана. Ты не вышел еще из-под моей власти, еще не переставил тебя Христос из области сатанины к Богу (Деян.26,18). Почему, как мой подданный, ты должен помышлять о моем и искать моего. Мое же вот что: плотская похоть, неправда, злоба. Я прежде все это тебе показывал и доказывал, как это хорошо; и ты видел, что так есть, вкусил, испытал и усладился. А теперь куда идешь? Куда тебе взойти на небо? Оставайся здесь - долу, в мирских нечистотах и грехах". Посему-то и написано: никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым (1 Кор.12,3).
Прп. Симеон Новый Богослов
azbyka.ru
Судить и приговаривать
Обычно это происходит так: услышала от родных, знакомых что-то о хорошо известном мне человеке, даже близком, и воспринимаю его с этого момента только в свете услышанного. Допустим, совершил человек что-то не очень хорошее, давно совершил, еще до моего знакомства с ним. Например, ушел из семьи, причем говорят, что в разводе виноват именно он. И я уже все его поступки оцениваю исходя из этого. Даже фотографии, на которых он изображен, кажутся мне какими-то: нехорошими.
Между тем, конечно, есть у меня осознание простого и одновременно необычайно сложного: каждый человек есть образ Божий. И тогда задумываешься: почему я с осуждением, а иногда и с презрением думаю о разных людях?! Не по себе становится от этих мыслей, от неспособности с собой что-то сделать. Знаю одно - от мыслей этих надо бежать, просить помощи у Господа. Но: то ли нежелание, то ли самая обычная лень мешают.
С ужасом понимаю, что все больше вокруг меня людей, на которых я смотрю только с одной стороны. Получается, что я выступаю в роли "обвинителя", подписывая приговор "осуждаемому", постоянно оценивая его действия, хотя и в своей душе. Бывает, знакомые просят вдруг, совершенно неожиданно для меня рассказать об "осуждаемом" - и естественно, что разговор начинается с его ошибок, промахов, проступков. В общем, с того, что человек этот - "великий грешник". А ведь часто бывает, что осуждаемый мною уже исправил свою ошибку, изменился. Но поступки, совершенные в прошлом, не дают многим покоя, в том числе и мне. И какой-нибудь мелкий промах этого человека заставляет меня возвращаться к обвинениям в его адрес.
Постоянно ловлю себя на мысли, что не могу избавиться от "прилипшей" заразы. Но кто же дал мне такое право осуждения, право оценивать человека столь однобоко? Откуда берется обвинительная лексика и обвинительный тон в моей речи? Будто вся я ею напичкана и пропитана:
И еще одна проблема вырисовывается - когда знакомые говорят что-то плохое о других, осуждают, мое поведение в эти моменты тоже оставляет желать лучшего. Ведь я начинаю поддерживать их и судить, и более того - добавлять свои "факты", подливать масла в огонь:
Самое обидное - получается, что осуждаю-то я часто тех людей, которых совершенно не знаю или близко с ними не знакома. Странно, не правда ли? Может, стоит для начала пообщаться с ними? Но нет, что-то мешает:
А еще сложнее, на мой взгляд, такая проблема: как же отличить осуждение от обычной шутки или забавного рассказа? Может, все зависит от того, с каким сердцем и долей искренности вспоминаются промахи человека?.. Часто удивляюсь людям, которые могут не осуждать, оберегают свои уста от неоправданных обвинений. И все больше задумываюсь о Милосердном Боге, Который прощает каждого, кто обращается к Нему с искренним сердцем, нас призывая к тому же.
Недавно прочитала в Интернете: "Ничто так не сближает двух людей, как осуждение третьего". И подумала - это же про меня! Что же мешает, наконец, раз и навсегда (или хотя бы на время?) избавиться от "приговорных" речей? И сама себе отвечаю - гордость. И недоверие Богу, непонимание того, что Он и есть единственный Судья над каждым человеком в отдельности. И надо мной тоже:
Мы попросили иеромонаха Дорофея (Баранова), клирика храма в честь иконы Божией Матери "Утоли моя печали" г. Саратова, ответить на крик души автора этой статьи.
- Честно говоря, очень сложно отвечать на подобные вопросы, точнее на крик души, потому что понимаешь, что, во-первых, отвечать нужно прежде всего самому себе, а во-вторых, говорить или писать нужно о том, что и так очевидно: надо исполнять нетрудную евангельскую заповедь. Действительно, первое, о чем необходимо вспомнить,- это Евангелие, в котором нам дана ясная, не нуждающаяся в особых толкованиях заповедь: "Не судите". Как легко порой читаются эти евангельские строчки о "сучке" в глазу брата и о собственном "бревне", застрявшем, правда, уже гораздо глубже - в самом сердце. Но бывает очень и очень сложно на практике сделать так, чтобы эта глубокая евангельская метафора направила ход наших мыслей из внешнего мира, в котором мы как бы ощупываем людей и, конечно, натыкаемся на многочисленные чужие "сучки", обратно вглубь своего "я", где нагромождения собственных "бревен" должны бы привлечь наше внимание. Святоотеческое слово о грехе осуждения только усиливает и развивает эту евангельскую мысль.
Достаточно потратить не более пяти минут, чтобы перечитать краткое десятое слово "О злословии и клевете" из "Лествицы" преподобного Иоанна Лествичника. Это чистая духовная влага, которая вливается в душу, освежает ее, и многое становится ясным относительно греха осуждения. Также и у преподобного аввы Дорофея в "Душеполезных поучениях" в шестой и седьмой главе все сказано ясно и просто, чтобы возбудить в читающем ревность в борьбе с грехом осуждения ближнего. И у намного более поздних святых отцов - святителей Игнатия Кавказского и Феофана Затворника - есть наставления о борьбе с осуждением, являющиеся переложением и раскрытием древних святых отцов. А если воспользоваться Интернетом, то можно найти десятки статей и эссе современных нам священников, духовников и известных церковных авторов, и все о том же - как бороться с осуждением.
Возникает вопрос: почему же при таком изобилии и абсолютной доступности духовной литературы мы все же снова и снова вопрошаем - "как не осудить человека?". К сожалению, получается только один ответ: видимо, мы и не приступали ни к исполнению этой евангельской заповеди в своей жизни, ни, тем более, к исполнению практических советов святых отцов и духовныхнаставников по борьбе с конкретной страстью. В такой ситуации вспоминается всякий раз история из Древнего патерика, где к преподобному Антонию пришли монахи, и он увещевает их исполнить одну из евангельских заповедей, а монахи отвечают, что не могут исполнить всю заповедь, ни ее часть и даже воздержаться от противной ей страсти. Тогда авва говорит им: "Если вы одного не можете, а другого не хочете, что я могу вам сделать? Нужно молиться!"
Может быть, с таким "фундаментальным" грехом, как осуждение, у нас получается так, что порою говорим и пишем о чем угодно, только не о самом главном - ревности и произволении к исполнению заповедей. Мы можем обсуждать друг с другом или в Интернете в блогах тонкие нюансы и детали, как проявляется та или иная страсть, приводить примеры из жизни, заниматься самобичеванием, только при всем при этом совершить серьезную аскетическую ошибку - погрузившись в мудрость, забыть о простоте. Это похоже на человека, который изучил дифференциальное исчисление, но при этом не умеет выносить за скобки и приводить к общему знаменателю. Какое-то время он сможет поражать всех своим талантом, но очень скоро оконфузится в простейшей ситуации.
Что же все-таки делать? Раскрыть "Лествицу" и прочитать там нижеприведенные строки, после которых можно поискать почти то же самое у других святых отцов, а затем, воодушевившись прочитанным, вновь открыть Евангелие и перечитать Нагорную проповедь - и делать этот круг до тех пор, пока не умрем. "Скорые и строгие судии прегрешений ближнего потому сею страстию недугуют, что не имеют совершенной и постоянной памяти и попечения о своих согрешениях. Ибо если бы человек в точности, без покрывала самолюбия, увидел свои злые дела, то ни о чем другом, относящемся к земной жизни, не стал бы уже заботиться, помышляя, что на оплакание и самого себя не достанет ему времени, хотя бы он и сто лет прожил, и хотя бы увидел истекающим из очей своих целый Иордан слез. Я наблюдал за плачем истинного покаяния и не нашел в нем и следа злословия и осуждения" (Лествица, 10, 10).
Газета "Православная вера"
http://www.diveevo.ru/2/0/1/2816/
Святитель Иоанн Златоуст о воспитании
Нам вверен важный залог - дети. Будем поэтому заботиться о них и употребим все меры, чтобы лукавый не похитил их у нас.
Между тем, происходит наоборот. У нас до всего есть дело. Так, мы употребляем всевозможные усилия для того, чтобы поле было хорошим и чтобы вверить его благонадежному человеку. И погонщика ослов и мулов, и надзирателя, и поверенного в делах мы отыскиваем самого искусного. А на то, что для нас всего дороже, а именно: на то, чтобы поручить сына человеку, который бы мог его сохранить в целомудрии, не обращаем внимания, хотя сие стяжание ценнее всех прочих, ведь благодаря ему приходят остальные блага.
Об имуществе для детей мы заботимся, а о них самих нет. Видишь ли, какое безумие овладело нами! Прежде образуй душу сына твоего, а богатство он уже после получит. Если душа у него не хороша, то он не будет иметь ни малейшей пользы от денег. И наоборот, если душе дано правильное образование, то бедность нисколько не повредит ему. Хочешь ли оставить его богатым? Научи его быть добрым. Ибо для детей, не получивших правильного воспитания, бедность лучше богатства. Первая, помимо их воли, удерживает их в пределах добродетели; между тем богатство, хотя бы даже кто и желал того, не позволяет вести жизни целомудренной, но увлекает, ниспровергает и вводит в бесчисленное множество преступлений.
Вы, матери, больше всего смотрите за дочерями. Это попечение для вас нетрудно. Наблюдайте за тем, чтобы они находились дома, но прежде всего учите их быть благочестивыми, скромными, презирать деньги и не слишком заботиться о нарядах. Так и в замужество отдавайте их. Ибо они (дочери) при вступлении в брак должны так выходитьиз отеческого дома, как выходят борцы из места состязаний, то есть они должны знать в точности всю науку, с помощью которой они могли бы, подобно закваске, все смешение возвести к собственной красоте. Если так образуете дочь вашу, то спасете не только ее,но и мужа, и детей, и не одних детей, но и внуков. Если корень будет хорош, то и ветви будут лучше развиваться, и за все это получите награду. Поэтому все будем так делать, как прилично заботящимся о благе не одной только души, но и о благе многих чрез одну.
И сыновья опять до того должны быть скромны, чтобы можно было узнать их по их благонравию и целомудрию, чтобы они заслужили великую похвалу и от людей, и от Бога. Пусть они научатся воздерживаться от расточительности, станут расчетливыми, нежно любящими, пусть научатся повиноваться власти. Ибо таким образом они могут доставить родителям великую награду. Тогда все будет направлено к славе Божией и нашему спасению.
Святитель Иоанн Златоуст
www.zavet.ru
Суббота (родительская) седмицы 2-й Великого поста
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Великий пост - это благодатное время, когда Святая Церковь учит нас, как нужно жить правильно, по-человечески, по-христиански. В этом воспитательном процессе есть особые дни, когда Церковь призывает нас совершать молитвы о тех, кто уже закончил свою земную жизнь, чьи души перешли в Вечность и там получили то, к чему стремились здесь, на земле.
Совершая заупокойные богослужения, мы невольно обращаем мысленный взор и на свою жизнь.
Из опыта каждый знает, что все в этой жизни изменчиво, и только смерть - это единственная неизменяемая реальность. Каждый знает и то, что смерть приходит часто внезапно, вдруг, как тать в ночи, и поражает мгновенно, как молния. Люди знают это, но мало думают об этом; знают, но это знание никак не прилагается к жизни, не проявляется в конкретных делах. Люди в массе своей никак не готовятся к неизбежному разлучению души с телом, к встрече с Богом, когда надо будет дать отчет о своей жизни.
Между тем смерть - общий удел для всех людей, но не у всех она одинакова, как свидетельствует Слово Божие: "Дорога в очах Господних смерть святых Его" (Пс.115: 6), а "смерть грешников люта" (Пс.33: 22).
Даже в миру, по суду человеческому, люди умирают по-разному, неодинаково воспринимается их смерть: одно дело - кончина героя, жизнь свою положившего во благо отечества, и другое дело - смерть труса, предателя, изменника. Как живет человек, так и умирает:
Жалок в жизни и в смерти тот, кто всегда и во всем видел одну цель - свое собственное спокойствие, довольство, стяжание, наслаждение.
Не так живут и не так умирают люди, которые всегда, будучи любого социального положения, в любом состоянии, в любом деле видели служение Богу и ближним. "Никто из нас не живет для себя, и никто не умирает для себя; а живем ли - для Господа живем; умираем ли - для Господа умираем: и потому, живем ли или умираем, - всегда Господни" (Рим.14: 7-8). Такова жизненная установка верующего человека, который не дремлет, не спит в этой жизни, не "прожигает жизнь", который в свете Христовом ясно видит начало и конец своей жизни в Боге, ясно видит причину и цель своей деятельности здесь, на земле. Христианин видит цель своей жизни и деятельности в том, чтобы служить Богу, исполнять Его волю на земле, чтобы непостыдно предстатьпред Ним на Небе.
Наша вера должна быть выше всяких колебаний и сомнений.
Вся наша жизнь, от младых ногтей до последней минуты, все дела наши, слова и мысли, даже внешний вид наш, все должно свидетельствовать, что мы - настоящие христиане, истинные служители Христовы, чтобы, когда наши души воспарят к Престолу Нелицеприятного Судии, мы принесли к подножию Правды Божией не грязь своих земных дел, а благоухание Евангельских добродетелей, и услышали Его Божественное приглашение: "Хорошо, добрый и верный раб!.. войди в радость господина твоего" (Мф.25: 21), "возвратись в дом твой" (Лк.8: 39).
Да внидет эта радость в души наших усопших сродников и да возрадуются они о Господе, Который и нас да помилует, Яко Благ и Человеколюбец. Аминь.
Архимандрит Иосиф (Еременко)
Феодоровская икона Божией Матери
Пресвятая Богородица, спаси нас!
Воскресенье, 24 Марта 2013 года. Неделя 1-я Великого поста, Торжество Православия.
Великий пост. Иконы Божией Матери Кипрской в с. Стромыни Московской обл. (переходящее празднование в Неделю 1-ю Великого поста). Свт. Софрония, патр. Иерусалимского (638-644). [.:] Свт. Евфимия, архиеп. Новгородского, чудотворца (1458). Прп. Софрония, затворника Печерского, в Дальних Пещерах (XIII). Сщмч. Пиония, пресвит. Смирнского, и иже с ним: Асклипиада, Македония, Лина и Сабины (250). Перенесение мощей мч. Епимаха. Прп. Георгия Синаита.
Литургия св. Василия Великого, начало в 7-00 и 9-00
Понедельник, 25 Марта 2013 года. 2-я седмица Великого поста.
Великий пост. Прп. Феофана исп., Сигрианского (818). Прав. Финееса (ок. 1500 г. до Р.Х.). Свт. Григория Двоеслова, папы Римского (604). Прп. Симеона Нового Богослова (1021). Прп. Авакира или Кира. Римской и Лиддской, нерукотворной (на столпе) икон Божией Матери (I).
Вторник, 26 Марта 2013 года.
Великий пост. Перенесение мощей свт. Никифора, патр. Константинопольского (846). Мч. Савина Египетского (287). Мчч. Африкана, Публия и Терентия (III). Мч. Александра Македонского (305-311). Мц. Христины Персидской (IV). Прп. Анина пресвитера. Сщмч. Публия, еп. Афинского.
Среда, 27 Марта 2013 года.
Великий пост. Прп. Венедикта Нурсийского (543). Свт. Феогноста, митр. Киевского и всея России (1353). Блгв. вел. кн. Ростислава-Михаила Мстиславича (1167). Свт. Евсхимона исп., еп. Лампсакийского (IX). Феодоровской-Комстромской иконы Божией Матери (1613).
Литургия Преждеосвященных даров, начало в 8-00
Четверг, 28 Марта 2013 года.
Великий пост. Мч. Агапия и с ним 7-ми мчч.: Пуплия, Тимолая, Ромила, двух Александров и двух Дионисиев (303). Сщмч. Александра, иерея в Сиде (270-275). Мч. Никандра Египетского (ок. 302). Прп. Никандра Городнеозерского.Новомч. Мануила Критского (1792) (Греч.).
Пятница, 29 Марта 2013 года.
Великий пост. Мч. Савина Египетского (287). Мч. Папы Ликаонского (305-311).Свт. Серапиона, архиеп. Новгородского (1516). Ап. от 70-ти Аристовула, еп. Вританийского (Британского) (I). Сщмч. Александра, еп. Римского (119). Мч. Иулиана Аназарвского (305-311). Сщмчч. Трофима и Фала, пресвитеров Лаодикийских (ок. 300). Прп. Христодула Патмосского чудотворца.
Литургия Преждеосвященных даров, начало в 8-00
Суббота, 30 Марта 2013 года.
Великий пост. Суббота Родительская. Поминовение усопших. Прп. Алексия, человека Божия (411). Прп. Макария, игум. Калязинского, чудотворца (1483). Мч. Марина. Прп. Патрика (Патрикия), просветителя Ирландии. Прпмч. Павла Кипрского.
Литургия св. Иоанна Златоуста, начало в 8-00. Начало Вечернего Богослужения во все дни недели - 16-00