3-я седмица Великого поста (31.03.2013)
Святитель Григорий Палама
СЛОВО ПАСТЫРЯ
в неделю вторую Великого поста
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Современная медицина, как мы все хорошо знаем, предписывает некоторые общие правила, соблюдая которые человек может сохранить свое здоровье или преодолеть постигшую болезнь, и тем самым избежать преждевременной смерти. Мы внимательно выслушиваем советы врача и охотно, скрупулезно им следуем.
При этом человек часто забывает об истинной причине болезни тела. И эта причина лежит вне компетенции медицинской науки, т.к. эта причина духовная.
Сегодня, в Неделю 2-ю Великого поста, Святая Церковь показывает нам, в чем заключается истинная причина телесных болезней.
К Господу принесли расслабленного человека. И "Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои" (Мк.2: 5), "встань, возьми постель твою и иди в дом твой" (Мк.2: 11).
Словами "чадо! прощаются тебе грехи твои" (Мк.2: 5) Господь Иисус Христос сначала исцеляет душу этого несчастного, отпустив грехи, а уже потом словами "встань, возьми постель твою и иди в дом твой" (Мк.2: 11) исцеляет тело, воздвигнув его от одра болезни.
Наша общая болезнь - это грех. После вкушения первым человеком запрещенного плода в райском саду все человечество заразилось лютой болезнью - "одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков" (Рим.5: 12). Грех - смертоносный яд, убивающий прежде душу, а потом и тело.
В период Великого поста Святая Церковь, если выражаться медицинским языком, предлагает нам особые интенсивные, реанимационные, методы духовной терапии.
Что же нам делать, чтобы исцелить себя от греховной заразы? Что делать, чтобы грешить как можно меньше, если уж мы не можем совершенно удержаться от греха?
Есть некоторые правила, которые предлагают нам опытные в христианской жизни, достигшие определенных высот духовного совершенства христианские подвижники благочестия.
Что же надо делать, чтобы наша душа не погибла от греховной заразы?
Скажем прежде, чего не надо делать.
В дни святой Четыредесятницы мы особенно часто повторяем молитву преподобного Ефрема Сирина: "Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми".
Нельзя быть праздным! Праздность - страшное, опасное состояние, которое преподобный Ефрем Сирин называет первым среди тех, от которых просит у Бога избавления. О праздности говорит Священное Писание: "Для лукавого раба - узы и раны; употребляй его на работу, чтобы он не оставался в праздности, ибо праздность научила многому худому" (Сир.33: 27-28). Об этом же говорят и в народе: "Праздность всех пороков наших мать" (Н.А Некрасов). Праздность - это не просто ничегонеделание, а внутренняя, духовная опустошенность, бесплодность, поэтому из этого ужасного состояния неизбежно следуют разнообразные пороки.
Чтобы избежать праздности, надо очень внимательно и серьезно относиться к тому, как мы живем, и стараться избегать всех поводов к греху; избегать тех мест, лиц и вещей, которые могут быть соблазнительными и внушать греховные желания. - А в этом и есть истинный пост.
"Уклоняйся от зла и делай добро" (1 Пет.3: 11).
Надо внимать себе, т.е. постоянно бодрствовать, наблюдать за собой (не за другими, а за собой!), за своими (а не за чужими!) чувствами, желаниями и поступками. - А в этом и есть истинный пост.
Хождение в храм Божий и домашняя молитва, чтение Слова Божия, творений святых отцов и житий подвижников благочестия - вот необходимая терапия для души. Все это, конечно, не исключает какого-либо общественно-полезного занятия, какого-то рукоделия, только не быть бы в праздности. - А в этом и есть истинный пост.
Приняв это во внимание, приложив это знание к своей жизни, мы, с Божией помощью, постепенно научимся серьезно следить за своим духовным здоровьем, и, взирая на нашу несокрушимую веру, на искреннее покаяние, на наши усилия и желания исцелиться от духовного расслабления, Господь, Истинный Врач душ и телес наших, скажет каждому их нас: "Чадо! прощаются тебе грехи твои" (Мк.2: 5), "встань, возьми постель твою и иди в дом твой" (Мк.2: 11). Аминь.
Архимандрит Иосиф (Еременко), 2011г
ПРИЧАСТИЕ ФАВОРСКОГО СВЕТА
Есть события, как бы несвоевременные, но святые. Так преподобный Серафим предсказывал, что при переносе его мощей Пасху будут праздновать летом. И действительно, принося мощи святого в Дивеево, не могли многотысячные толпы богомольцев сдержать в груди Пасхальные песнопения. Подобным образом сейчас, когда на дворе март, нам нужно мыслями перенестись в август, в число 19-е по новому стилю.
По одиночке шли и парами
Вдруг кто-то вспомнил, что сегодня
Шестое августа по-старому
Преображение Господне
(Пастернак)
Задуматься о Преображении нас понуждает память святого Григория Паламы, чья память совершается во вторую неделю Четыредесятницы. Житие Григория может привлечь интерес самыми разными подробностями и событиями. Он, например, был избран на кафедру Фессалоников по прямому ходатайству покровителя города - великомученика Дмитрия. "Этого я беру в свой город архиепископом", - сказал Дмитрий святому Георгию, и будущий архиепископ был удостоен слышать разговор славных великомучеников в сонном видении. Григорий был представителем той части архиерейского чина, который стремится больше к келье и книгам, чем к славе и суете. Лишь за послушание и для пользы народа Божия, со скорбью такие люди берут на себя иго управления паствой и ответственность за многих. Архиерейство было крестом тем более тяжелым, что епископов, как и басилевсов, нередко низлагали, изгоняли, заточали в ссылки и тюрьмы. Григорию же пришлось год провести в плену у турецких пиратов, где он проповедовал им Евангелие и где пришел к выводу, что греки должны незамедлительно (!) начать обращение турок в христианство. Но все эти, и многие другие священные факты священной биографии отходят на второй план, когда мы знакомимся с главным делом Григориевой жизни - учением об обожении человека и о Фаворском свете.
Вопрос этот никто не готовил специально и возник он, как бы, сам собой, постепенно обозначая подлинную пропасть между разными целями жизни внутри христианства и разными типами благочестия. Точкой приложения усилий и тем щитом, о которые ломались копья, стал праздник Преображения. Что произошло на Фаворе? Что видели апостолы, и зачем они видели то, что видели? Противники Григория говорили, что свет, виденный апостолами, есть свет особый, просвещающий, но сотворенный, подобно животворному для всей природы солнечному свету.
Григорий же, выражая отныне Православное учение, и в слова облекая прежде накопленный, но не зафиксированный опыт, говорил о нетварном свете Божества. Фаворский свет не сотворен, говорил он, и это есть свет Самого Бога и благодать Его, явленная настолько, чтобы причащающимся этого света людям не умереть, но освятиться. Не столько Христос преобразился, говорит Церковь, сколько Христос преобразил зрение и чувства учеников, чтобы те могли видеть Христа, каков Он есть. И это созерцание есть предвкушение будущего Царства, о котором сказано: "слава Божия осветила его (Иерусалим Небесный) и светильник его - Агнец" (Откр.21:23) Именно поэтому сказано перед Преображением, что "есть некоторые, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие" (Лук. 9:27). Не что иное, как зрение Царства Божия в доступном для земной природы зачатке, видели на Фаворе апостолы. И потому явились там Христу Моисей - от преисподних, и Илия - от небесных, чтобы Закон и Пророки поклонились Слову, ставшему плотью и эту плоть обожившему.
Праздник Преображения по смыслу и значению далеко выходит за пределы одного из праздников, но придает всей жизни смысл и сообщает цель. Цель - обожение. Петр говорит, что: "Дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества" (2 Пет. 1:4) Иоанн говорит: "Возлюбленные! Мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть" (1 Ин. 3:2) И Петр, и Иоанн были с Ним на святой горе. Был еще и Иаков, брат Иоанна, он тоже сказал бы об этом, если бы не стал ранней жертвой Иродовой злобы.
Итак, увидим Его и будем подобны Ему, от самого созерцания изменяясь и питаясь благодатью, подобно тому, как Ангелы питаются ею ныне. Свести на нет этот праздник, вместо смыслообразующего значения придать ему характер частный, локальный, казалось бы, невозможно. Однако западная религиозная мысль именно так, не к месту скромно относится и к Преображению и к самой идее обожения. В Литургическом году католиков Преображение едва заметно, учение Григория считается ересью, и та пропасть в мировоззрениях, о корой мы говорили в начале, с течением времени стала почти непроходимой. Запад пошел по пути интеллектуализма. Оппонент Григория - Варлаам - говорил, что созерцание Бога есть мысленное восприятие Божества, но никакое не приобщение к вечному свету и нетварным энергиям. Из этой точки Восток и Запад разошлись разными путями.
Запад, доверяя уму и за рассудком оставляя главную ценность, философствовал, размышлял, ставил проблемы, пока не растерял саму веру и не заменил благодать силлогизмами. Мы же, находясь в длительном у Запада плену, все ошибки его впитали и воплотили. Критиковать Запад можно, только изживая болезни Запада из себя. Иначе критика будет самоубийственной. Наши семинаристы и академисты, иереи и архиереи столетиями не слышали и не говорили о том, о чем учил Григорий. При этом память его во вторую неделю Великого поста совершали исправно, что лишь подчеркивает чувство горечи. Исихазм и умная молитва, не найдя места в Академиях и семинариях, ютились в скромных обителях, но там-то продолжал жить апостольский опыт фаворских созерцаний. Это происходило часто без книг, как устная передача личного опыта. То есть, как подлинное Предание. Вот Иов Почаевский многие дни проводил на молитве в каменной пещере и монахи видели, как языки пламени, которое не жжет, вырывались временами из входа в эту природную келью. Всеми любимый Серафим, тот, чьи мощи перенесением своим однажды подарили Пасху среди лета, тоже был причастником Фаворского света. Эту благодать, как плод долгих молитв и умного в Боге молчания, он явил глазам Мотовилова, и мало кто из православных не слышал об этом. Словно в огне стоял на Литургии преподобный Сергий, огонь входил в Чашу при службе его и этим огнем он причащался. Так лучшие сыны Церкви нашей были практическими выразителями и исполнителями Православного учения, хотя мало кто из них мог бы теоретически это учение истолковать.
В заключение скажем, что раздел между Востоком и Западом в вопросе о спасении есть раздел между интеллектуализмом и человеческой праведностью с одной стороны, и подлинной святостью и начальным изменением падшей природы - с другой. Но обозначим некоторые опасные ловушки.
Во-первых, не все православные причастны в должной мере Божией благодати. Исповедание правого учения есть лишь указание правого пути. Но по пути нужно идти, а не просто указывать его. Поэтому хвалиться не надо. Во-вторых, западный путь размышляющего ума не есть путь абсолютного тупика. Свои открытия и свои полезные знания есть и там. Другое дело, что путь этот имеет конец и пределы, за которые выйти не в силах, и вот тут-то наступает время иных трудов и иных подвигов. Просто пренебрегать знанием, книгой, размышлением - грех. Григорий, выразивший самое возвышенное учение Церкви, был очень образованным человеком. Те науки, которым он отказывал в спасительности, были уважаемы им в должную степень и ему знакомы. Так, в юности он изучал Аристотеля и на одну из его лекций, читанных при дворе, раздались возгласы: "И сам Аристотель, если бы он был здесь, не преминул бы удостоить её похвалы". То есть не отрицанием внешних знаний, а указанием на их границы характерно Православие.
Посему, находясь на большом отдалении от собственно обожения, нуждаясь сначала в очищении, исправлении и научении, будем все-таки знать: конечная цель жизни человеческой есть благодатное преображение естества нашего и приобщение к жизни Божественной. На земле - частично и зачаточно, в вечности же - по иному, так, что и говорить об этом пока нельзя.
Протоиерей Андрей Ткачев
КТО КОМУ ПОМОГАЕТ?
То, что пост помогает молиться, произносится почти как общее место. И тому, кто не постится, теоретически ясно, что на полный желудок приятнее перед телевизором лечь, а не поклоны класть. И ложится он поэтому, уже совершенно практически, перед телевизором с приятным чувством сытой тяжести, довольный обладанием теоретических знаний.
Нужно, однако, испытать на себе, как именно неядение или сухоядение помогает молиться. Нужно испытать, как поднимается наконец откуда-то из сердца слеза и выкатывается, принося утешение. Испытать и запомнить нужно, как мешает этому зарождению и появлению слез тяжесть объедения или послевкусие лакомства.
Теоретическое знание и не греет, и сдувается, как пыль. Человек, голым умом помнящий о том, что Христос больных исцелял, в случае болезни способен тут же побежать к "бабке". Нужен опыт, тот самый, о котором Пушкин сказал: "Сын ошибок трудных".
Один мой знакомый священник в день памяти 40 мучеников Севастийских утром ледяной душ принимал, чтоб ломоту в костях ощутить. И это для того, чтобы затем, рассказывая в проповеди о том, как они на льду замерзали, выбирать выражения менее восторженные, но более прочувствованные.
Молитва должна быть "молитвой веры" (Иак. 5: 15), и пост помогает молиться потому, что помогает верить в Бога Истинного. Совсем без поста, всегда без поста человек приближается к такому состоянию, о котором апостол сказал: "Их конец - погибель, их бог - чрево, и слава их - в сраме, они мыслят о земном" (Флп. 3: 19).
Кто кланяется хоть бы и ложному богу, сознает себя ниже того, кому кланяется. Филарет Московский восклицает: "Как же низок должен быть человек, для которого бог - чрево!"
Человек тогда и распознать свое рабство не может, поскольку целиком в него погружен. Мы, люди, в полном составе работаем чреву, этому лукавому и ближайшему господину, как называет его Лествичник. Но узнать свое рабство и потеснить идола в правах - уже немало. Чрево может быть "богом" с маленькой буквы, а двум господам служить нельзя. Нужно исполнять заповедь: "Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи" (Мф. 4: 10).
Так что поклонение Богу "в духе и истине" (Ин. 4: 24) с логической неумолимостью предполагает хоть какое-то упражнение в посте, хоть по временам.
А молитва помогает посту? Еще бы! Без молитвы пост вообще не нужен. Бес не ест, не спит, но и не молится, не поклоняется Господу неба и земли. Неровен час, постящийся, но не молящийся человек вместо очищения души и тела добьется лишь умножения злобы и углубления лукавства. Углубит такой человек состояние падения и еще больше запутается вместо того, чтобы выйти на свободу.
Пост, таким образом, молитве помогает, а молитва пост оправдывает.
Если они вместе - пост и молитва, то они, сплетаясь, будут поддерживать друг друга постоянно. Молясь, к примеру, человек не так остро чувствует остроту воздержания. Горение молящегося духа заставляет забыть о телесных нуждах. Так и люди, уходившие за Иисусом в пустые места, готовы были часами и днями сидеть у Его ног, обо всем забыв. Телесные нужды меркли вблизи Христа. Так и Мария не помогала Марфе греметь кастрюлями, и целые толпы, замерев, слушали Его. Но когда Он умокал, телесная нужда заявляла о себе. Почему и Христос говорит: "Жаль Мне народа, что уже три дня находятся при Мне, и нечего им есть. Если неевшими отпущу их в домы их, ослабеют в дороге" (Мк. 8: 2-3).
Вот как. Ослабеют, потому что "неевшие". Но ослабеют только "в дороге". Близ Христа не ослабеют - благодать не даст. Так близость к Богу и общение с Богом (а молитва это и есть общение с Богом) и оправдывает пост, и облегчает прохождение поста.
Слава Тебе, Господи!
Что же милостыня? Она ведь в Евангелии поминается в ряду поста и молитвы как одна из добродетелей, творимых в тайне. Отец, сказано, видящий тайное, воздаст за эти труды и подвиги явно.
Милостыня тоже нужна. Она тоже крепко связана с постом и молитвой. Отношения между ними таковы, что милостыня помогает молитве, а пост помогает милостыне. Поясню кратко.
Доброе дело рождает дерзновение. "Ты отдал серебро, а приобрел дерзновение перед Всемогущим Богом", - говорит Златоуст. То есть ты, через руки нищих, дал Самому Христу помощь. Теперь проси у Христа, чего ты хочешь. Он выслушает тебя. Это касается не только денег, поскольку милостыня шире подаяния.
Например, ты посетил больного в больнице. Купил лекарств, потратил день, посидел у кровати. Ты у Христа был! Теперь проси, молись! И сам почувствуешь, сколько радости и силы принесет тебе молитва, совершаемая после дел милосердия. Так милостыня разогревает и усиливает молитву веры. А пост учит обходиться малым. По крайней мере, обходиться меньшим учит пост. Раз было что-то, а теперь стало "меньше", то должен появиться и "остаток". Остаток отдай ближнему. Так пост поможет милостыне!
В древности был обычай: строго постившийся человек откладывал цену дневного пропитания. Со временем эти деньги накапливались, и из них можно было удобно творить милость, от себя, по сути, уже ничего не отнимая.
Вообще человек тем охотнее думает о других, помогает другим, чем меньше он "зациклен" на себе. Пост как раз призван смирить себя, поменьше о себе думать и на себя тратить - денег, времени, мыслей. Значит, излишек, избыток можно отдавать. Эгоист не хочет ни поститься, ни милосердовать.
Мы обнаружили тройную связь поста, молитвы и милостыни. Мы соединили эти добродетели вместе, как пальцы при троеперстии, чтобы освятиться знамением Креста. Мы пропели им похвалу, чтобы с их помощью прославить Святую Троицу - Отца и Сына и Святого Духа - и укрепиться в вере, надежде и любви!
Скажем еще в завершение, что человеку предстоит всю жизнь учиться любить Бога, миловать ближних и исправлять себя. Для этого нужен человеку союз молитвы, милостыни и поста.
Человеку крайне необходимо правильно выстроить отношение к Господу Богу, к ближнему и к себе самому. Отношения эти звучат так: Богу - молитва, ближнему - милость, к себе - благоразумная строгость. И здесь мы никуда не уйдем от необходимых, как воздух, словом Божиим возвещенных триединых - молитвы, милостыни, поста.
Пусть будут они неразлучны, потому что сказано: "И нитка, втрое скрученная, нескоро порвется" (Еккл. 4: 12).
Протоиерей Андрей Ткачев
На Пассии недели 2-ой Великого поста
Не проходит дня, чтобы мы не стали свидетелями или не услышали о какой-нибудь трагедии. Это трагедии разного масштаба и разные по своей сути: или это трагедия в личной жизни человека, в его семье, трагедия в городе, или глобальные трагедии, связанные с пожарами, наводнениями, землетрясениями и вызванными ими цунами. Свидетелями такой мировой трагедии мы являемся в эти дни, когда каждый день с ужасом наблюдаем по телевизору картинки репортажей из Японии, где неукротимая стихия в одно мгновение вычеркнула из списка живых десятки тысяч людей, превратила человеческие труды, человеческие надежды в ничто.
Но все эти трагедии, какие бы они ни были разные, имеют своим источником одну страшную катастрофу, которая изменила все мироздание.
Бог сотворил этот мир из ничего и призвал из небытия к бытию человека, который стал венцом творения. Человеку дан был в обладание весь тварный мир, чтобы под его руководством, под его началом этот мир процветал и блаженствовал. Но человек не смог устоять на высоте своего положения, не смог быть достойным того великого доверия, которое оказал ему Творец, и совершил преступление, ставшее той самой страшной трагедией и катастрофой, повлекшей за собой, уже в течение многих тысячелетий, различные катастрофы в этом мире. Человек преступил заповедь, нарушил закон, который Бог ему дал, и тем самым человек отторг себя от Бога - Источника жизни и лишился жизни. Тогда преступлением одного человека в природу всего человечества вошел грех, а за ним и смерть: "Одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков" (Рим.5: 12).
Человек был изгнан из рая, и проклятие легло не только на человека, но и на весь тварный мир. Все творение, одушевленное и неодушевленное, пошло вслед за человеком по пути рабства, суеты и тления; все творение потеряло те совершенства, какие имело первоначально. И с тех пор не только человек в поте лица добывает себе пропитание на этой земле, но и вся тварь стенает, ожидая, когда, опять же, через человека, она будет приведена к Богу. Апостол пишет об этом: "Тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего" (Рим.8: 19-23).
Нарушилась гармония в мире, мир рассыпался на множество осколков. С тех пор окружающая природа перестала быть дружелюбной к человеку. Когда человек перестал быть царем и благодетелем для этой природы, природа ответила ему неповиновением, агрессией.
Так верующее сознание воспринимает все происходящее в этом мире. Можно как угодно долго ломать голову, ища ответы на вопросы: почему это происходит? почему вдруг огонь, вода, сдвинувшаяся земля сметают тысячи людей и дела их рук?
А ответ прост. За наши грехи. Против наших грехов протестует весь мир, сотворенный Богом. Наши грехи - это не просто что-то сделанное нами потихоньку, или в локальном масштабе, масштабе своей семьи, или когда никто не видит. Наш грех - это то, что потрясает все мироздание, и надо очень четко понимать, что и грех каждого из нас привел к сегодняшней катастрофе в Японии. Мы, к сожалению, не хотим этого знать, мы хотим спрятаться, как будто бы мы не причем. Но все дело в том, что мир так устроен Творцом, что все в нем связано. И если появляется злой человек, то он начинает все рушить, даже не понимая, не сознавая этого. Вокруг же доброго человека все процветает.
И вот, когда природа человеческая, после грехопадения Адама, повредилась, когда проник в природу человеческую сатанинский яд греха, когда семя тли упало в природу человека, тогда человечество стало погибать. Исправить эту ситуацию не могли ни Ангел, ни человек, ни какое другое существо. Требовалось, чтобы Сам Бог сошел на землю, соединил Свою Божественную природу с природой человеческой, претерпел Страшные Страдания, Крестную смерть и Воскрес, и таким образом исцелил человеческую природу, очистил ее от греха, проклятия и смерти; дал человеку возможность исправиться, изменить себя и окружающий мир.
Именно это мы вспоминаем в святые дни Великого поста, когда совершаем чинопоследование пассии, когда все вместе в храмовой молитвенной атмосфере вспоминаем, пытаемся понять, вникнуть и поклониться Животворящему Древу, на котором Бог принес Себя в жертву за Свое создание. Вспомнить это и до самых глубин своего существа проникнуться сознанием своей виновности перед Богом и своей ответственности за судьбы мира, как бы ни громко это звучало, потому что каждый из нас влияет или отрицательно, или положительно на весь мир. И если этот мир еще не рухнул, то только потому, что живут сейчас святые подвижники. "Не стоит село без праведника", - говорит русская пословица. Есть и сейчас эти праведники, без которых не стоит ни село, ни город, ни государство, ни вся наша планета. В тишине келий они своей горячей молитвой удерживают этот мир от уничтожения. И горе тому, кто своей жизнью греховной, безбожной, никчемной вносит свою поганую лепту в уничтожение мира.
У нас теперь есть все, чтобы быть хорошими, быть созидателями, а не разрушителями. И если до Христа люди не могли ничего, то сейчас мы можем все, и мы должны стать лучше. Мы можем, с Божией помощью, преодолеть в себе эту удобопреклонность ко греху. Мы, по определению, от купели Крещения - "род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего нас из тьмы в чудный Свой свет" (см.: 1 Пет.2: 9). Мы, каждый из нас, должны привести не только себя к Богу, но и все творение, всю природу, которая нас окружает. Надо сейчас жить так, чтобы каждая живая тварь, будучи рядом с тобой, радовалась этому, чтобы любая травинка, любой цветок, любая кошка, и собака, и корова радовались тому, что ты рядом:
Такова ситуация в мире. Но наступит момент, что мера зла человеческого превзойдет некую норму, когда дальше терпеть все это будет нельзя. И тогда Бог опять вмешается в историю человечества, чтобы пресечь поток зла в мире, случится Второе Пришествие, и история этого мира прекратится.
Исцелив через Свои добровольные Страшные Страсти, и Животворящий Крест, и Воскресение нашу природу от зла, от греховной заразы, Спаситель наш оставил нам на земле Свою Церковь, в которой есть все духовные средства для того, чтобы мы стали действительно людьми на этой земле, чтобы мы стали настоящими христианами, чтобы мы стали чадами Божиими; чтобы мы преодолели в себе грех, который является средостением между Богом и человеком, и соединились со своим Творцом, а через себя соединили с Ним и весь мир, все это творение.
Зла самого по себе нет. Есть диавол, враг рода человеческого, противник Богу, который ничего в этой жизни не может, но он может подговорить человека, соблазнить его и через этого несчастного человека нести свой сатанинский яд, разрушение в этот мир. Надо быть очень внимательным, собранным и очень ответственным, потому что через человека, духовно, интеллектуально и физически расхлябанного, диавол действует в этом мире.
Архимандрит Иосиф (Еременко), 2011г.
3 апреля - память прп. Серафима Вырицкого †1949
Благочестивейший православный мирянин, по послушанию приуготовлявший себя к монашеской жизни под руководством опытных духовных наставников в течение сорока лет; инок-исповедник, принявший монашеский постриг в годы открытых гонений и всего за шесть лет прошедший путь от послушника-пономаря до духовника крупнейшей в России обители, под окормлением которого находился целый ряд выдающихся иерархов Русской Православной Церкви; великий старец, который на деле исполнил святоотеческий завет: "Стяжи дух мирен, и тогда тысячи душ спасутся около тебя...", - вот основные этапы жизненного пути святого Серафима Вырицкого
Грозный 1917 год: Господу угодно ниспослать России тяжкие испытания: "Кругом измена, и трусость, и обман:" Уже в это время многие состоятельные люди из числа дворянства, интеллигенции и купечества переводят свои капиталы за границу и покидают Россию, надеясь пережить смутные времена за рубежом.
В это время известный петербургский купец Василий Николаевич Муравьев (так звали в миру преподобного Серафима Вырицкого), занимавшийся торговлей пушниной, совершает неизъяснимый для обычного человеческого разума поступок - он закрывает свое дело, наделяет щедрыми пособиями всех своих служащих, а основные капиталы жертвует на нужды Александро-Невской Лавры, Воскресенского Новодевичьего женского монастыря в Петербурге, Иверского Выксунского женского монастыря в Нижегородской губернии, основанного его духовным отцом, иероманахом Варнавой- старцем Гефсиманского скита Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, и других обителей. Василий Николаевич обладал высокоприбыльным предприятием. Русская пушнина пользовалась большим спросом на западном рынке. Его контора торговала в Австрии, Германии, Дании, Англии, Франции и даже в Нью-Йорке. Не помешала ему и первая Мировая война - обладая исключительными способностями, Василий Николаевич продолжал успешно вести свои коммерческие дела.
Его знали в европейских столицах - Вене, Берлине, Варшаве, - которые он посещал по роду своей деятельности.
Успех и слава, богатство и красота, телесное здравие и крепкая семья - вот те земные ценности, о которых в миру многие только мечтают, и которыми наделил Господь от щедрот Своих супругов Муравьевых. Да не только наделил, но и испытывал:
Казалось бы ничего не мешало Василию Николаевичу вложить свои капиталы в какое-либо прибыльное дело за рубежом и, благополучно покинув пределы России, обосноваться со своей семьей где-нибудь на западе, следуя примеру многих знакомых ему людей. Все это обещало бы спокойную и безмятежную жизнь.
Однако, для Василия Николаевича Муравьева такого выбора не существовало - он всегда был готов разделить любые испытания с горячо любимой Отчизной и своим народом, тем более, что Господь уготовил ему назначение особое :
Сам Господь указывает на свободное волеизъявление души человеческой : " Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною "(Мф.19,21). "Если хочешь:" - вот слова Спасителя, на которые верный раб Божий Василий уже многократно ответил в сердце своем : "Хочу, Господи!".
Высочайшего мужества и непоколебимой веры требовал в ту пору поступок, который он совершает. Отвергнув все прелести мира сего, по обоюдному согласию с женой, принимает он бесповоротное решение всецело посвятить себя служению Единому Богу - молитвенному подвигу. Близится исполнение заветного его стремления к принятию монашества, которое носил он в себе всю предыдущую жизнь:
Свершилось ! 16/29 октября 1920 года в церкви Святого Духа Александро-Невской Лавры "Брат наш постригает власы главы своея, во знамение отрицания мира и всех, яже в мире, и во отрезание своея воли и всех плотских похотей, во имя Отца и Сына и Святаго Духа :" с наречением имени Варнава (в схиме Серафим).
И тогда же была пострижена в монашество в Воскресенском Новодевичьем монастыре Петрограда его верная супруга и сподвижница Ольга Ивановна Муравьева с наречением ей имени Христина (в схиме Серафима).
В 1920 году приняв монашество в Александро-Невской Лавре, затем старец иеросхимонах Серафим стал ее духовником. С 1930 года, с началом тяжелой болезни, и до своей кончины в 1949 году жил в Вырице. Время старческого служения вырицкого подвижника пришлось на период кровавого богоборчества, Великой Отечественной войны, послевоенной разрухи и возрождения.
С началом Великой Отечественной войны старец усилил подвиг моления на камне - стал совершать его ежедневно. К тому времени болезнь очень сильно его ослабила и он практически не мог передвигаться без посторонней помощи. К месту моления его вели под руки, а иногда просто несли, вспоминают близкие. Молился о. Серафим столько, насколько хватало сил - иногда час, иногда два, а порою и несколько часов кряду. Отдавал себя всецело, без остатка - это был воистину вопль к Богу!
Верим, что молитвами таких подвижников выстояла Россия и был спасен Петербург. Невзирая на холод и зной, ветер и дождь, настойчиво требовал старец помочь добраться ему до камня; невзирая на многие тяжкие болезни, продолжал он свой непостижимый 1000-дневный подвиг. Так, изо дня в день, в течение всех долгих изнурительных военных лет, возносил свои молитвы о спасении Отечества старец Серафим Вырицкий.
И все эти годы отец Серафим самой своей жизнью свидетельствовал о Христе, внеся неизмеримый вклад в сохранение Православия как основы основ существования русского народа, приводя ко спасению неисчислимое количество душ.
За любовь к людям Господь даровал вырицкому подвижнику великую духовную мудрость, слово врачевания немощных душ, слово истинного провидения и пророчества. Как при жизни, так и после успения батюшка помогал и помогает всем обращающимся к нему.
Старец иеросхимонах Серафим отошел к Вечности 3 апреля 1949 г. Град небесный - горний Иерусалим - распахнул свои врата пред новым небожителем, навсегда приняв его в свои Божественные чертоги.
"Приходите ко мне на могилку, как к живому, разговаривайте, как с живым, и я всегда помогу вам",
- многим говорил в свое время вырицкий старец.
www.voszlato.ru
Для чего установлен Великий пост?
Молись усерднее Богу, познай себя, покайся, примирись с Богом, начни добрую жизнь, исправь то, что сделал ты худого, гнушайся всего греховного, полюби
добродетель, стань на высоту истинно христианской жизни с крепким намерением никогда не сходить с этой высоты, и она доведет тебя до высшего счастья на земле и вечного блаженства на небе! А чтобы достигнуть этой высоты, проси помощи у Бога, молись, как мытарь, который бил себя в грудь и говорил: "Боже, милостив буди мне грешнику!" (Лк.18:13).
Вот, братие, поучение для святого поста! "Боже, милостив буди мне грешнику!" Боже, я немощный человек, я упал, но я встать хочу, прости меня, прими мое доброе намерение за доброе дело, помоги мне действительно встать, чтобы я, покаявшись подобно блудному сыну, был достоин возвратиться в Твои отеческие объятия! Я совратился с прямого пути, я блуждал кривыми путями греха, я был подобен тому слепцу, который ничего не видел, но которому Ты, Спасе мой, возвратил свет очей, и он пошел вслед за Тобой. Вот так же и я хочу идти за Тобой, Иисусе Христе, и это не страшит меня, я не боюсь трудности пути, это для меня отрадно, приятно, ибо только тогда, когда пойду за Тобой, вослед Твоим святым повелениям, я найду себе счастье временное и вечное, временное - в мире совести, а вечное - в общении с Тобой и со всеми святыми!
Когда истинный православный христианин постится, то постится в твердом убеждении, что истинный пост есть воздержание от страстей. От постной пищи кровь не разогревается, не волнуется так, как от скоромной, человек делается более кротким, спокойным, конечно если только он не имеет глупости мешать эту пищу с водкой, которая еще больше волнует кровь, чем мясная пища. При помощи поста человек делается господином своего тела, повелевает ему, и оно слушается и смиряется перед душой. Он постится не устами только и чревом, отказывая им в мясной пище: он постится и сердцем и воздерживается от всякого зла, какое может выйти из сердца - от всех греховных желаний, от гнева, злости, сквернословия, божбы, обмана, лукавства, лжи, сластолюбия и всякого неподобного дела. Благоразумный христианин не станет исповедоваться перед отцом духовным, что молочной ложкой ел пищу, ибо от этого он не разгорячил свою кровь, но он непременно скажет духовнику, если во дни поста отведал водки, этой виновницы и учительницы всяких самых тяжких, самых гнусных грехов: ведь от нее-то и происходят ссоры, драки, убийства, распутство, она-то и делает человека хуже скота.
Истинный христианин знает, что время поста есть время самой усердной молитвы. Молитва с поклонами означает смирение и покаяние, отложение всякой гордости. Мы поклоняемся до земли, потому что и сами мы, по своему составу телесному - земля, и своими грехами заслужили смерть; но мы восстаем в надежде на Божие милосердие, в надежде, что Он простит нам наши грехи. Ах, если бы мы понимали, что такое эта служба церковная с великими поклонами! Если бы мы со вниманием читали канон св. Андрея Критского - великого проповедника покаяния! В этом каноне он раскрыл всю душу человеческую, все ее чувства, наклонности, ее страсти и указал на то, что ей делать, чтобы она стала чистой пред своим Небесным Судьей. Но немногие из нас понимают, как должно, эту службу; мы отбываем ее телесными поклонами, а глубокого ее смысла не постигаем. В прежнее время христиане по целым ночам читали этот канон с умилением; а мы совсем не знаем целоночных молитв, мы полюбили покой, не любим утомлять своего тела трудами молитвенными, не углубляемся в смысл тех святых молитв, которые написаны святыми отцами, жившими еще на этом свете небесным житием.
Истинный христианин употребит время Великого поста, чтобы удалить из своего сердца всякий гнев, всякую вражду против ближнего. Счастлив тот, у кого нет никаких врагов, кто живет так, что готов скорее из своего уступить, чтобы только ни с кем не ссориться. Но немного таких. Мы живем среди людей и добрых, и злых; а злых часто бывает больше, чем добрых; трудно при этом не поспорить с кем-нибудь, не поссориться, хотя бы ты и старался этого избегать.
Из-за пустого дела иногда выходит ссора, которая, при упрямстве одной или обеих сторон, нередко тянется по целым неделям и месяцам, по целым годам. Нередко два ближайших соседа живут меж собой как огонь и вода, так что вовсе и не глядят друг на друга. Так проходят целые годы, так проходят и светлые праздники. Они не скажут слова друг другу, и песнь: "друг друга обымем, рцем братие, и ненавидящим нас простим вся воскресением" - эта священная песнь не для них поется: они враги меж собой непримиримые, в их сердцах кипит злоба. Вот пост и учит нас, чтобы такая вражда, приличная разве только язычникам, а уж никак не христианам, не имела места в наших сердцах.
В самый первый день поста, в Чистый понедельник, позаботься не о том, чтобы рот пополоскать, а о том, чтобы душу омыть от гнева. Иди к своему врагу, отбрось всякую гордость, не говори: он виноват, а не я, - но признай себя виновным, иди к нему и именем Христа Спасителя, учившего нас, чтобы солнце для нас не заходило во гневе, Его именем подай ему руку, обними его как брата. И какая же будет радость - и тебе, и ему, когда забудете один другому все, что было между вами недоброго, и начнете жить по-новому - по-христиански, по-братски. Но мало того, что нужно помириться с ближним, - рассмотри в своей совести: не обидел ли ты его чем-нибудь? Не нужно ли восполнить чем-нибудь эту обиду? Помни, что ты будешь принимать в уста свои Тело и Кровь Господа Иисуса, как принимал Его в доме своем Закхеймытарь, который сказал Ему: "Господи! се поле имения моего дам нищим, и аще кого чем обидех, возвращу четверицею" (Лк.19:18).
Итак, мало подать руку обиженному, - надо б залечить рану в его сердце, надо поправить причиненный ему вред. Обесчестил ты его - возврати ему честное имя; нанес ему убыток какой - вознагради его за это по-братски. Пост для того и установлен, чтобы исправить все неправильности, чтобы люди к Светлому Воскресению стали как Ангелы чисты и перед Богом, и перед своими братьями, чтобы обнялись они как братья и чтобы не было между ними ни одного врага.
Сколь велика глубина чувства покаянного в каноне св. Андрея Критского, столь же высока святость чувства христианского в каноне Светлого Воскресения. Этот канон поистине есть Пасха - переход от земли к небеси, он делает нас на эти дни как бы высшими - неземными существами. Но чтобы понять и прочувствовать, как должно, песни этого канона, нам потребно омыть, очистить нашу душу от всякой скверны во время Великого поста.
Есть люди, которые, отрекшись от всех удовольствий земных, постятся всю жизнь и никогда не вкушают мяса. С первых времен христианства были такие постники. Первоначальником всех их был сам Господь Иисус Христос, Который постился 40 дней и 40 ночей. Св. Иоанн Креститель Христов питался только акридами и диким медом, не вкушал никакой вареной пищи, даже хлеба, и Сам Спаситель засвидетельствовал о нем, что он был больший из всех, рожденных женами. Были пустынножители, были святые вселенские учителя, как Василий Великий, были наши родные, русские святые - Антоний и Феодосии Печерские, Сергий Радонежский и их последователи, которые никогда не вкушали мяса, как не вкушают его и теперь монашествующие. И многие из них были истинными Ангелами во плоти, сияющими светильниками Церкви Христовой. Нам не по силам идти по их следам, мы люди немощные; но, зная великую пользу поста, мы должны поститься по мере сил наших, не по обычаю только или, что еще хуже, для очей людских, но для того, чтобы удержать страсти, укрепить дух в добрых и святых намерениях, чтобы выработать в себе духовную силу противостоять похотям плотским.
Из сочинений священника о. Иоанна Наумовича
www.diveevo.ru
Преподобный Серафим Вырицкий
Преподобный Серафим Вырицкий, моли Бога о нас!
Православный Календарь с 31 Марта 2013 г. по 6 Апреля 2013 г.
Воскресенье, 31 Марта 2013 года. Неделя 2-я Великого поста.
Великий пост. Свт. Григория Паламы, архиеп. Фессалонитского (переходящее празднование во 2-ю Неделю Великого поста). Собор всех преподобных отцев Киево-Печерских (переходящее празднование во 2-ю Неделю Великого поста). Свт. Кирилла. архиеп. Иерусалимского (386). Мчч. Трофима и Евкарпия Никомидийских (ок. 300). Прп. Анина монаха. Мч. короля Эдуарда.
Литургия св. Василия Великого, начало в 7-00, 9-00
Понедельник, 1 Апреля 2013 года. 3-я седмица Великого поста.
Великий пост. Мчч. Хрисанфа и Дарии (283) и с ними мчч. Клавдия трибуна, Иларии, жены его, Иасона и Мавра, сынов их, Диодора пресвитера и Мариана диакона. Прав. Софии, кн. Слуцкой (1612). Прп. Иннокентия Комельского, Вологодского (1521). Мч. Панхария Никомидийского (ок. 302). Новомуч. Димитрия Торнары (1564). Прп. Вассы Псково-Печерской. Иконы Божией Матери, именуемой "Умиление", Смоленской (1103)
Вторник, 2 Апреля 2013 года.
Великий пост. Прпп. Иоанна, Сергия, Патрикия и прочих, во обители св. Саввы убиенных (796). Прп. Евфросина Синозерского, Новгородского (1612). Мц. Фотины (Светланы) Самаряныни, ее сыновей мчч. Виктора, нареченного Фотином, и Иосии, мцц. Анатолии, Фото, Фотиды, Параскевы, Кириакии, Домнины и мч. Севастиана (ок. 66). Мцц. Александры, Клавдии, Евфрасии, Матроны, Иулиании, Евфимии и Феодосии (310). Свт. Никиты исп., архиеп. Аполлониадского (ок. 813-820). Новомуч. Мирона Критского (1793).
Среда, 3 Апреля 2013 года.
Великий пост. Прп. Иакова, еп., исп. (VIII-IX). Прп. Серафима Вырицкого (1949). Свт. Кирилла, еп. Катанского (I-II).Свт. Фомы, патр. Константинопольского (610). Прп. Серапиона, еп. Тмуисского.Новосщмч. архиеп. Феодора (Поздеевского) (1938)
Литургия Преждеосвященных даров, начало в 8-00
Четверг, 4 Апреля 2013 года.
Великий пост. Сщмч. Василия, пресвитера Анкирского (362-363). Мц. Дросиды Антиохийской, дщери царя Траяна (104-117). Прп. Исаакия Далматского (IV).Мчч. Каллиники и Василиссы Римских. Прмч. Евфимия Константинопольского.
Пятница, 5 Апреля 2013 года.
Великий пост. Прмч. Никона еп. и 200-ти учеников его (251). Мчч. Филита, Лидии, жены его, Македона, Феопрепия, Кронида и Амфилохия (117-138). Мч. Дометия. Прпмч. Луки нового Митиленского. Прп. Никона, игумена Киево-Печерского (1088). Прп. Пахомия Нерехтского. Прав. Василия Мангазейского (1600)
Литургия Преждеосвященных даров, начало в 8-00
Суббота, 6 Апреля 2013 года.
Великий пост. Суббота Родительская. Поминовение усопших. Предпразднство Благовещения Пресвятой Богородицы. Прп. Захарии монаха, иже в Латре. Свт. Артемона (Артемия) , еп. Селивкии Писидийской, также именуемого Селунским (I-II). Прп. Захарии, постника Печерского, в Дальних пещерах (XIII-XIV). Мчч. Стефана и Петра Казанских (1552). Прп. Иакова исп. (VIII-IX). Свщмч. Парфентия, патр. Константинопольского. Иконы Божией Матери, именуемой "Тучная Гора"
Литургия св. Иоанна Златоуста, начало в 8-00. Начало Вечернего Богослужения во все дни недели - 16-00