• slide1
  • slide6
  • slide10
  • slide8
  • slide9

Страстная седмица. Вход Господень в Иерусалим. Вербное воскресенье (28.04.2013)

nb67192

Вход Господень в Иерусалим

 

nb671102

 

Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня мы, дорогие о Господе братья и сестры, празднуем великий праздник - Вход Господень в Иерусалим, событие, которое случилось в последние дни земной жизни Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, событие, которое предваряет Его вольные и спасительные страдания, Его смерть на Кресте, погребение и славное Воскресение.

nb67194

В Иерусалиме к празднику иудейской Пасхи всегда собиралось множество паломников со всего мира. Они слышали, а некоторые были и свидетелями того великого чуда, которое совершил Пророк из Назарета Галилейского некоторое время назад, воскресив Лазаря Четверодневного. "Народ, бывший с Ним прежде, свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых" (Ин.12, 17). И вот, Господь входит в Иерусалим, и все люди встречают Его как царя, они снимают с себя одежды и бросают Ему на пути, они режут ветви с деревьев и бросают Ему на пути, и все восклицают: "Осанна Сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних!" (Мф.21, 9). Эта ликующая толпа, эти радостные возгласы раздаются со всех сторон. Но мы знаем, что уже через несколько дней эти же самые люди, научаемые первосвященниками, вопили как дикие звери, кровь почувствовавшие: "Смерть Ему!." (Лк.23, 18), "распни, распни Его!" (Лк.23, 21), "кровь Его на нас и на детях наших" (Мф.27, 25).

Что же произошло с этими людьми? Почему сегодня они так приветствовали Иисуса Христа, а через несколько дней убили Его?

Они приветствовали не того царя, каким был Господь и Спаситель наш Иисус Христос. Они настолько огрубели сердцем, они настолько были привязаны к земле, что не понимали истинного значения Мессии, истинного смысла Его пришествия на землю. Многолетнее тяжкое политическое рабство перед Римом. Люди устали от этого политического рабства. Они хотели политической свободы, они думали, что вот этот Великий Чудотворец, который совершает такие чудные дела, станет их царем, они получат независимость, и все народы поклонятся им. Но "Царство Мое не от мира сего" (Ин.18, 36), - говорит Сам Господь. Да, Он - Царь, но Он Царь иного Царства, Царства Небесного. И поэтому оказалось, что люди обманулись в своих ожиданиях. Этого они простить Ему не могли. Они убили Его.

Это произошло очень давно. Но нечто подобное происходит и сейчас, и мы тому свидетели. Некоторые люди, приходя в Церковь, вроде бы вот так же радостно идут, думая, что сейчас, начиная ходить в храм, начиная исполнять какие-то церковные обряды, ставя свечи, Господь им даст всяческое благополучие, и они безбедно, беспроблемно проживут остаток своих дней на этой земле. Но ищут эти люди не Божеского, а человеческого, ищут эти люди не Небесного, не Вечного, а сиюминутного, земного. И поэтому получается, что они приходят в Церковь и, не пытаясь понять христианское учение, не пытаясь принять Христа и Его Евангелие такими, какие Они есть, пытаются подстраивать под себя Христианство, пытаются подделывать Бога под себя, сделать Его таким, каким Он им представляется, каким Он должен быть по их мнению. И они обманываются: Бог не такой, каким они хотят Его видеть. И тогда они готовы убить, они готовы так же, как те несчастные, кричать: "Смерть Ему, потому что Он обманул нас!" Но это сами люди обманулись в своих ожиданиях, в своих фантазиях. И люди уходят из Церкви, от Бога. Самый крайний, самый плачевный финал этого разочарования - уход в секту, или создание еще одной секты. Потому что все секты так и создаются: некто, который мнит, что он есть нечто неординарное, что он на что-то способен, начинает кроить Евангелие по своему разумению и создавать свое "христианство". И получается, что 2000 лет Церковь Христова была, но, оказывается, что она неправильная, оказывается, что эти люди лучше знают, как нужно, какое должно быть Христианство, и устраивают себе Христианство такое, какое им удобно.

Нет, дорогие мои, так нельзя. И с таким подходом Господь не будет отвечать на наши молитвы. Это путь к вечной гибели. Церковь это не контора для устройства своих земных дел.

Мы должны думать, прежде всего, о Небесном, о Вечном, а не о земном. Господь знает, что нам требуется и пища, и одежда, и всякие условия, чтобы мы жили на этой земле:

":Не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело - одежды? Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть?

И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них; если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры!

Итак, не заботьтесь и не говорите: "что нам есть?" или "что пить?" или "во что одеться?" Потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом.

Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам" (Мф.6, 25-33).

nb67195

Надо стараться жить с Богом, любя Его, ставя Его в центре своей жизни. А любить Бога - это первая заповедь: ":Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, - вот первая заповедь!" (Мк.12, 30). Вот когда будет эта любовь, вот когда будет такое отношение к Богу, то и Бог будет нам Помощником и Покровителем всегда. А любить Бога - это значит выполнять Его заповеди, это значит украшать себя всяческими христианскими добродетелями, как написано: "Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня:" (Ин.14, 21). Только так живя, только с таким настроением приходя в Церковь, не с тем, чтобы тут устанавливать свои порядки, а для того, чтобы добровольно смиренно подчинить себя правилам Церковным, для того, чтобы отвергнуть свою лживую и испорченную грехом волю и подчинить ее всесовершенной волеБожественной. Только тогда Господь ответит на все наши молитвы.

Когда мы будем искать не временного, не земного, а Вечного, Небесного, тогда Господь ответит на наши молитвы, тогда жизнь наша преобразится, и тогда эти ветви, которые мы держим ныне в руках, будут не просто украшением сегодняшнего Богослужения или украшением нашего дома в течение года, но будут символом нашей веры в победу Жизни над смертью, нашей веры в Воскресение и в Воскресшего Спасителя, а эти свечи, которые мы держим в руках, которые стоят на подсвечнике, пусть будут символом нашего горения к Небу, нашего всегдашнего стояния перед Богом в молитве, в праведности.

Праздник Входа Господня в Иерусалим на Руси, где первой после зимы процветает верба, где не растут пальмы, называется Вербным воскресеньем.

Ныне у нас в руках освященная верба. Эту святыню православные несут домой и хранят ее у икон в течение всего года, веря, что освященная верба защищает дома от нечистой силы, предохраняет от молний, останавливает пожары, усмиряет бурю, оберегает посевы от гибели.

С завтрашнего дня начинается последняя неделя перед светлым праздником Пасхи - Страстная седмица, когда Церковь вспоминает предательство Иуды, вольные и спасительные страдания Иисуса Христа, мученическую смерть Его на Кресте и погребение.

Сердечно поздравляю всех вас с праздником Входа Господня в Иерусалим. Придя в этот день в храм, чтобы прославить нашего Спасителя, возгоримся светом и радостью Божественного посещения. Будем побеждать в себе всякую низменность, порочность и нечистоту, всякую неправду и всякий мрак, помня о том, что помощь Божия всегда с нами. Господь всегда с нами и готов помочь нам в преодолении всех трудностей жизни, наставить на всякую истину, помочь нашему восстанию от греховного сна.

Пусть наша любовь к Богу и людям будет ":непритворна; отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру; будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте; в усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите; утешайтесь надеждою; в скорби будьте терпеливы, в молитве - постоянны:" (Рим.12, 9-12).

Впереди Страстная седмица. С любовью, терпением и мужеством последуем за Спасителем нашим в Его вольных страданиях до самой Голгофы и Гроба. "Господь же да управит сердца ваши в любовь Божию и в терпение Христово" (2 Фес.3, 5). Аминь.

Игумен Иосиф (Еременко), 2005 г.

МИР МОЖНО ПЕРЕВЕРНУТЬ!

Мир можно перевернуть. Только для этого нужна точка опоры.

"Перевернуть" не значит "вертеть", "подбрасывать", играть, как мячиком.

Мир нужно однажды перевернуть и поставить на ноги, потому что у большинства он стоит в неестественной позе - на голове. Произнося "мир", я имею в виду внутренний мир, а не планету или Галактику.

Внутренний мир нужно перевернуть, так, чтобы главное стало главным, а второстепенное - второстепенным. Перевернуть, чтобы расставить правильно акценты и определить главные цели. Иначе всю жизнь придется заниматься вещами, чья стоимость определяется в странных единицах - "выеденное яйцо".

Точка опоры - Бог

Розанов говорил, что вся его жизнь сужалась, как воронка, стремилась к одной точке, которая - Бог. А потом из этой точки жизнь опять расширялась и росла, но уже в другом качестве. Как в Евангелии: Христос - Дверь. Ты идешь к Нему, приближаешься, сужаешь перспективу, а потом: "и войдешь, и выйдешь, и пажить найдешь"

Пройдя сквозь Дверь, находишь новый мир, который шире того, что остался за спиной.

Точка входа - Бог. Он же - точка опоры для внутреннего переворота. И не просто Бог, а Бог во Христе. "Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил" (Ин. 1:18) И не знает Отца "никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть" (Мф. 11:27)

Сын стал Человеком, то есть Сын Божий стал Сыном Человеческим. Он проповедовал и исцелял, но это - важные вещи второго порядка. В символе веры говорится о том, что Он вочеловечился, и сразу вслед за этим говорится, что Его распяли при Понтийском Пилате. Значит самое важное то, что Он стал Человеком, а люди Его убили.

Можно сказать более жестко: Он стал, как мы, а мы Его убили. А потом Он воскрес. Это и есть точка опоры в ее предельной математической неуловимости. У точки, как известно, нет определения, но сама она есть, и на ней все стоит.

Родился. Убили. Воскрес.

Это абсурдно, но это факт. Это непостижимо, но это Истина.

Кто хочет ругаться и хулить, ругайтесь осторожно. Он слышит и прощает хулу на Себя, но не прощает хулу на Духа.

Кто просит доказательств, просите громче. А еще - стучите и ищите. Просящему дадут, и стучащему откроют. Но кто хочет пройти мимо, делая вид, что его это не касается - не получится. Придется остановиться и определиться в отношении к названному факту. Пусть не сию минуту, но рано или поздно, обязательно.

Но пусть одни ищут мудрости, а другие просят чудес. Так должно быть, и иначе быть не может. Главное внимание должно быть приковано не к ним, а к тем, кто исповедует Христа, Божию Премудрость и Силу.

К нам, смерть Господню возвещающим и воскресение Его исповедующим, отношение особое, поскольку у Христианства нет проблем, кроме одной. И имя ей - христиане.

"Ваш Христос чист, как слеза", - говорил один буддист христианскому миссионеру, - "только после вашего появления мы стали запирать двери на замок и опасаться за своих жен и дочерей. С вами вместе к нам пришло пьянство, разврат и кражи. Разве этому учил ваш Христос?"

nb67196

Эти слова на разные лады могут повторить представители многих культур и народов, добавляя в них множество деталей и частностей. То, что раньше касалось одних только евреев, сегодня касается многих народов, в том числе и нас. Я имею в виду горький упрек пророков: "Ибо ради вас, как написано, имя Божие хулится у язычников" (Рим. 2:24)

Это не в последнюю очередь так оттого, что мы хотим царствовать, не распинаясь. Мы хотим пользоваться плодами Христовой победы, не ощущая ее драматизма, не понимая ее великой цены.

А ведь надо распяться, прежде чем прославиться. И в Раю, по словам одного из святых, нет нераспятых. Само творение мира шло таким образом, что дню и свету предшествовал мрак. "Был вечер, было утро: день един". Так мы и считаем сутки в отношении Богослужений: сначала вечер, затем день. Этот закон нужно соблюсти и в отношении аскетизма, в отношении опыта веры.

Страстная неделя, предваряющая Пасху Христову, это не седьмая неделя поста. Это - Пасха Страстей. За эти малые дни человеку предстоит сердечно прилепиться ко Христу в те самые Его земные дни, когда Он был особенно одинок. Мы словно пробуем исправить то, что уже было. Тогда даже апостолы думали о земном, о приобщении к славе и просили у Спасителя разрешения сесть по правую и левую Его руки. Тогда люди резали ветви и снимали одежды, чтобы постлать их под ноги осленку. Но Он-то знал цену этим хвалебным восклицаниям! Он же видел, как далеко отстоят сердца даже учеников от грозно приближающегося исполнения пророчеств.

Так что же мы? Неужели мы и сегодня будем в полдуши и в полверы петь лицемерные Осанны, думая только о себе и о своем, а не о Нем? Как это сказано в одной меткой стихотворной строчке:

Сердце мое ищет Тебя, благо свое жадно любя.

В дни Страстей нужно стремиться к тому, чтобы думать только о Нем, помнить о Нем и забывать о себе. Как бы ни получилось, пробовать и стремиться надо. Для этого чтение Евангелия и Псалтири, но самое лучшее, если возможно, ежедневное посещение всех служб.

И каждая служба посредством чтений скажет сердцу о том, что ты не имеешь права отделять себя от виновников и участников Самой Великой Трагедии мира. Ты тоже там - в толпе людей, наполняющих внутреннее пространство Великого Понедельника, Великого Вторника, Великой Среды:

В Понедельник прочли об Иосифе, и ты в очередной раз понял и почувствовал, как опасна зависть и как велико целомудрие.

Во Вторник Христос обличит книжников, а вместе с ними и тебя, потому что ты тоже втайне гордишься знанием и опытом, и считаешь себя лучших всего прочего мира.

В Среду Иуда спросит: "Что мне хотите дать, и я вам предам Его?". А в это время блудница, не боясь неоправданных трат, выльет на Тело Христа большой сосуд мира. И ты ужаснешься этой связи Священной истории с деньгами. Бесценный продается за стоимость простого раба, а куча денег тратится непрактично, из одной любви, и это угодно Богу. Ты ужаснешься, потому что "корень всех зол - сребролюбие", и кто дерзнет сказать, что этот корень не растет и в его душе?

Поэтому в Четверг, когда апостолы, в ответ на Христово "один из вас предаст Меня", спрашивали в страхе: "Не я ли, Господи?", ты тоже спросишь, дрожа: "Не я ли?"

Верить себе нельзя, и ты причастишься, по-особому чувствуя слова: "ни лобзания Тебе дам, яко Иуда"

В Пятницу ты будешь плакать. И на Часах, и на выносе Плащаницы, и на Чине Погребения. Самая лучшая проповедь в этот день - "Плачьте, люди! Сегодня Он умер за нас!"

В Субботу будет тихо-тихо. Потому, что Он - во Гробе. Но душа Его в это время в аду сокрушает замки и запоры. Суббота - день выхода душ из плена и ада. Это уже Пасха, хоть и не все об этом знают.

А в Воскресенье ночью ты поймешь смысл жизни. Да-да, ни больше, ни меньше. У Жизни есть смысл и есть имя. Имя Жизни - Иисус Христос. Он жив, Он рядом, и если ты любишь Его, то слова заканчиваются.

Только потом эту ошеломительную радость нужно будет спрятать на донышко бездонной души, как главное сокровище, и выстраивать свою жизнь в соответствии с полученным опытом. Ты вкусил и видел, яко благ Господь. Теперь не пропускай воскресные дни без молитвы в храме, исполняй заповеди, молись искренно, замечай Его следы на пыльных путях повседневности.

Это точка опоры. Не упустить бы шанс. Кто выплакал душу на Страстной седмице, и наполнился силой и пением на Светлой, тот на вопросы о смысле жизни улыбается теплой улыбкой, а глаза у него в это время искрятся.

Протоиерей Андрей Ткачев.

www.andreytkachev.com

Проповедь в Великую Среду

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня в Великую Среду мы совершили последнюю Литургию Преждеосвященных Даров этого Великого поста. С завтрашнего дня, шествуя за Христом Спасителем, мы вступим в Сионскую горницу, чтобы вместе с Его учениками принять участие в вечере Любви, во время которой мы приступим к причащению Святых и Животворящих Тайн Господних.

На протяжении страстных дней Святая Церковь предлагала нашему вниманию различные образы, для того чтобы возбудить в каждом из нас искреннее и доброе желание следовать за своим Господом и не отрекаться от Него даже тогда, когда Его поведут на Голгофу. В прошедший понедельник мы вспоминали о засохшей смоковнице, вчера Церковь напоминала нам притчу о десяти девах. Сегодня Святая Церковь предложила нам еще два образа, всматриваясь в которые каждый из нас должен сказать самому себе: "А я на кого больше похож, на Иуду-предателя или на кающуюся женщину, котораяпомазывает миром тело Христово и омывает Его ноги покаянными слезами?"

nb67197

Не случайно в Великую Среду нам предлагаются эти два образа, потому что, хотя мы и крещены в Православие, но в своей жизни очень часто уподобляемся Иуде-предателю. С одной стороны, веруем во Христа, а с другой стороны, как грешили, так и продолжаем грешить. Как будто и нет этой веры во Христа, как будто не носим мы высокое звание христианина. И хотелось бы, чтобы те напоминания, с которыми к нам обращается Святая Церковь, послужили нашему исправлению. Для этого мы и совершали великопостный подвиг. Для этого мы становимся соучастниками крестных страданий Христа Спасителя, чтобы также стать соучастниками Его Воскресения.

Дай Бог, я всем нам желаю этого, чтобы мы уподобились не Иуде, а той женщине, которая осознала всю пагубность своей греховной жизни. Она пришла к ногам своего Господа и омыла их своими покаянными слезами. Вот так и мы должны прийти к Господу и сказать примерно такие слова: "Господи! Я великий грешник, я не достоин Твоей любви и Твоей милости. Но, припадая к Твоим стопам, прошу Тебя помилуй меня, очисти мои скверные сердце и душу, и даруй мне силы для исправления".

Каждый из нас должен понимать, что истинное покаяние это не только осознание своих грехов, а, самое главное, исправление своей жизни. Если мы согрешали теми или иными грехами, то мы наносили новые раны на тело Христово. Согрешая, мы вновь и вновь совершаем распятие нашего Господа. Когда мы встанем перед выбором какое слово произнести, какой поступок совершить, давайте вспомним об этих страстных днях, о Голгофе, о распятом за наши грехи Христе, и скажем самим себе: "Да не будет новой раны на теле Христовом". Тогда, действительно, тот подвиг, который совершил для нас наш Господь,будет для нас спасительным.

Завтра за вечерним богослужением мы будем предстоять Кресту Христову, слушая Страстные Евангелия. В пятницу мы будем вместе с женами-мироносицами, Иосифом и Никодимом снимать тело Христово со Креста и полагать его в гробницу. Дай Бог, чтобы при этом наша совесть и наша душа были чисты. Поэтому приступим к Таинству Исповеди и святого Причащения, но не формально, а искренне. И будем в оставшиеся дни Страстной Седмицы и во все дни нашей жизни достойными детьми Божиими. Не будем оставлять Его, не будем предавать Его своими грехами, а будем верно служить Ему и в этой земной жизни, и в жизни Будущего Века. Аминь.

 Протоиерей Валерий Захаров. 2011г.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в Великий четверг

Всех вас, дорогие Высокопреосвященные и Преосвященные владыки, отцы, братья и сестры, сердечно поздравляю с Великим четвергом.

Этот день в середине Страстной седмицы мы именуем великим праздником, и он действительно является таковым наравне с двунадесятыми, потому что воспоминание о событии, которое легло в основу этого празднования, живет в Церкви особым образом.

Многое, что приходит к нам из прошлого, содержится в летописях, в книгах. Открывая их, мы можем узнать о том, что было до нас, что было в прошлом, и это возбуждает наше воображение - мы стараемся представить себе древних героев, вождей, полководцев, императоров, князей. Такое воспоминание, которое порождается чтением, осуществляется в нашем сознании, в нашей памяти, в том числе силой нашего воображения.

Но Господь Иисус Христос, совершив Тайную Вечерю, сказал Своим ученикам: "Сие творите в Мое воспоминание; и когда вы будете есть хлеб сей и вкушать от чаши сей, то вы смерть Мою будете возвещать до тех пор, пока Я не приду" (см. 1 Кор. 11:26). Совершенно очевидно, что воспоминание о Тайной Вечери - это не то воспоминание, которым мы связываем себя с прошлым. Если нечто совершается до скончания века, то это уже не воспоминание - это некая связь с той реальностью, которая была тогда, когда Христос произнес эти слова.

И действительно, из слов Священного Писания, из великой святоотеческой традиции мы знаем, что воспоминание, которое творит Святая Церковь, совершая Святую Евхаристию, подобно Господу и Спасителю освящая хлеб и вино, пресуществляя их в истинное Тело и Кровь Спасителя, есть нементальное воспоминание на уровне разума, сознания, памяти. В этом действии присутствует Дух Святой, и Он непостижимым образом вводит нас, людей XXI века, соединяющихся в храме вокруг своего епископа или священника, в соприкосновение с той Тайной Вечерей,которую совершил Господь. Находясь в храме, будучи отделены временем и пространством от той Тайной Вечери, мы силой Святого Духа становимся не зрителями, вспоминающими только сознанием своим, но реальными соучастниками той Тайной Вечери, которую Господь совершил с учениками Своими.

Вот почему воспоминание о Тайной Вечери, Таинство Святой Евхаристии мы именуем Таинством Церкви. Не сегодня появилось это определение - оно появилось в святоотеческой древности, потому что Церковь призвана все то, что совершил Господь Иисус Христос не силой человеческой, а силой Духа Святого, актуализировать, делать достоянием каждого последующего поколения. И, подобно апостолам, мы с вами были сегодня на Тайной Вечери, оставаясь здесь, в этом храме, отделенные от Тайной Вечери двумя тысячами лет. Силой Святого Духа мы совершили то, что совершил Господь Иисус Христос, учредив Таинство Святой Евхаристии.

А почему преподобный Симеон Новый Богослов и вслед него многие другие учителя Церкви именуют Евхаристию Таинством Церкви? Да потому что Церковь есть Тело Христово, по слову апостола (1 Кор. 12:27), и оно являет себя как Тело Христово, совершая Таинство Евхаристии. Мы Церковь, когда мы вместе молимся и когда мы от единого Хлеба и от единой Чаши причащаемся подлинного Тела и подлиннойКрови Христовых.

В этот момент происходит нечто опять-таки непонятное человеческому уму. Причащаясь от единого Хлеба и Чаши, мы входим друг с другом во Единого Духа причастие, мы входим в нерасторжимое единство. Именно в этом Божественное обоснование единства Церкви, именно из этого факта проистекает осуждение всяких расколов, ересей, которые препятствуют людям участвовать в этой священной Евхаристической трапезе. Тот, кто разделяет Тело Христово, тот разрушает Святую Евхаристию, тот идет против Бога, против Его заповедей, против всего того, что запечатлено мудростью святых отцов и кровью мучеников, - против единства Церкви Христовой.

 

nb67198

Поэтому сегодняшний праздник установления Святой Евхаристии есть праздник Церкви, праздник молящейся евхаристической общины, праздник нашего нерасторжимого единства, и никому не дано этого единство поколебать, несмотря на соблазны века сего, ложь, клевету, сомнения, которые сеются врагом рода человеческого. Именно из этого проистекает учение Церкви о том, что всякое разделение наносит непоправимый духовный ущерб, является несмываемым грехом для того, кто вступает на путь разделения. Но каким бы ни было по масштабу это разделение, будь то единицы, сотни или даже тысячи людей, никакое разделениенеспособно разрушить единую Святую Соборную и Апостольскую Церковь, которая будет до скончания века, ибо по обетованию Спасителя "врата ада не одолеют ю" (Мф. 16:18).

Пусть сегодняшний день, осознанное духовное переживание Таинства Святой Евхаристии, Таинства нашего участия в жизни, страданиях, смерти и Воскресении Спасителя, Таинства нашего участия в Его последней вечери с апостолами укрепит каждого в вере, единомыслии, твердости и непоколебимой решимости, следуя за Христом, соблюдать все то, что Он передал нам, все то, что Духом Святым укоренено в жизни Церкви и в сознании верных, сохраняя единство духа в союзе мира (Еф. 4:3).

 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл 

www.patriarchia.ru

Служба 12-ти Евангелий

Вечером в Великий четверг совершается Утреня Великой пятницы, или служба 12-ти Евангелий, как обычно называют это богослужение. Все это богослужение посвящено благоговейному воспоминанию спасительных страданий и крестной смерти Богочеловека. Каждый час этого дня есть новый подвиг Спасителя, и отголосок этих подвигов слышится в каждом слове богослужения.

В нем Церковь раскрывает пред верующими полную картину страданий Господних, начиная от кровавого пота в Гефсиманском саду и до Голгофского распятия. Перенося нас мысленно через минувшие века, Церковь как бы подводит нас к самому подножию креста Христова и делает нас трепетными зрителями всех мучений Спасителя. Верующие внимают Евангельским повествованиям с зажженными свечами в руках, и после каждого чтения устами певчих благодарят Господа словами: "Слава долготерпению Твоему, Господи!" После каждого чтения Евангелия соответственно ударяют в колокол.

В промежутках между Евангелиями поются антифоны, которые выражают негодование по поводу предательства Иуды, беззакония иудейских начальников и духовной слепоты толпы. "Какая причина сделала тебя, Иуда, предателем Спасителя? - говорится здесь. - От лика ли апостольского Он тебя отлучил? Или дара исцелений тебя лишил? Или совершая Вечерю с остальными, тебя к трапезе не допустил? Или других ноги умыл, а твои презрел? О, скольких благ ты, неблагодарный, удостоился."

И далее как бы от лица Господа хор обращается к древним иудеям:

"Люди Мои, что сделал Я вам или чем обидел вас? Слепцам вашим открыл зрение, прокаженных очистил, человека на одре восставил. Люди мои, что Я сотворил вам и что вы Мне воздали: за манну - желчь, за воду [в пустыне] -уксус, вместо любви ко Мне ко кресту пригвоздили Меня; не буду терпеть вас более, призову Мои народы, и они Меня прославят со Отцом и Духом, и Я дарую им жизнь вечную."

После шестого Евангелия и чтения "блаженных" с тропарями следует канон трипеснец, передающий в сжатой форме последние часы пребывания Спасителя с апостолами, отречение Петра и муки Господа и поется трижды светилен.

Страстные Евангелия:

1) Иоан. 13:31-18:1 (Прощальная беседа Спасителя с учениками и Его первосвященническая молитва за них).

2) Иоан. 18:1-28. (Взятие Спасителя в саду Гефсиманском и страдания Его у первосвященника Анны).

3) Мф. 26:57-75. (Страдания Спасителя у первосвященника Каиафы и отречение Петра).

4) Иоан. 18:28-40, 19:1-16. (Страдания Господа на суде у Пилата).

5) Мф. 27:3-32. (Отчаяние Иуды, новые страдания Господа у Пилата и осуждение Его на распятие).

6) Мар. 15:16-32. (Ведение Господа на Голгофу и Его крестные страдания).

7) Мф. 27:34-54. (Продолжение повествования о крестных страданиях Господа, чудесные знамения, сопровождавшие Его смерть).

8) Лук. 23:32-49. (Молитва Спасителя на Кресте за врагов и раскаяние благоразумного разбойника).

9) Иоан. 19:25-37. (Слова Спасителя с креста к Богородице и апостолу Иоанну и повторение сказания об Его смерти и прободении).

10) Мар. 15:43-47. (Снятие тела Господа с Креста).

11) Иоан. 19:38-42. (Участие Никодима и Иосифа в погребении Спасителя).

12) Мф. 27:62-66. (Приставление стражи к гробу Спасителя и запечатание гроба).

Существует древний обычай после последнего Евангелия не гасить свою свечу, но принести ее домой горящую и ее пламенем сделать маленькие крестики вверху каждой двери дома (чтобы сохранить дом от всякого зла, Исх. 12:22). Этой же свечей зажигают лампаду перед иконами.

С. В. Булгаков, Триодь Постная. Триодь Цветная.

azbyka.ru

Снятие с Креста и положение во гроб

Господа нашего Иисуса Христа

Евангелие от Луки, глава 23, стихи 46-53

Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче! в руки Твои предаю дух Мой. И, сие сказав, испустил дух.

Сотник же, видев происходившее, прославил Бога и сказал: истинно человек этот был праведник.

И весь народ, сшедшийся на сие зрелище, видя происходившее, возвращался, бия себя в грудь.

nb67199

Все же, знавшие Его, и женщины, следовавшие за Ним из Галилеи, стояли вдали и смотрели на это.

Тогда некто, именем Иосиф, член совета, человек добрый и правдивый, не участвовавший в совете и в деле их; из Аримафеи, города Иудейского, ожидавший также Царствия Божия, пришел к Пилату и просил тела Иисусова; и, сняв его, обвил плащаницею и положил его в гробе, высеченном [в скале], где ещеникто не был положен".

В тот же вечер, вскоре после всего совершившегося, приходит к Пилату знаменитый член синедриона, богатый человек Иосиф Аримафейский (из города Аримафеи). Иосиф был тайный ученик Иисуса Христа, тайный - из страха перед иудеями. Человек он был добрый и праведный, не участвовавший в совете, в осуждении Спасителя. Он просил у Пилата позволения снять тело Христово с креста и похоронить. Пилат удивился, что Иисус Христос так скоро умер. Он позвал сотника, стерегшего распятых, узнал от него, когда Иисус Христос умер, и позволил Иосифу взять тело Христово для погребения.

Иосиф, купив плащаницу (полотно для погребения), пришел на Голгофу. Пришел также и другой тайный ученик Иисуса Христа и член синедриона, Никодим. Он принес с собой для погребения драгоценную благовонную мазь - состав из смирны и алоэ.

Они сняли тело Спасителя с Креста, помазали Его благовониями, обвили плащаницей и положили Его в новом гробе, в саду, вблизи Голгофы. Гробом этим была пещера, которую Иосиф Аримафейский высек в скале для своего погребения, и в которой еще никто не был положен. Там они положили тело Христово, потому что гроб этот был близко от Голгофы, а времени было мало, так как наступал великий праздник Пасхи. Потом привалили огромный камень к двери гроба и удалились.

Мария же Магдалина, Мария Иосиева и другие женщины были там и смотрели, как полагали тело Христово. Возвращаясь домой, они купили драгоценного мира, чтобы потом помазать этим миром тело Христово, как только пройдет первый, великий день праздника, в который, по закону, следовало всем пребывать в покое.

Но враги Христовы не успокоились, несмотря на свой великий праздник. На другой день, в субботу, первосвященники и фарисеи (нарушая покой субботы и праздника) собрались, пришли к Пилату и стали просить его: "Господин! мы вспомнили, что этот обманщик ( так осмелились они называть Иисуса Христа), еще будучи в живых, сказал: "после трех дней воскресну". Поэтому прикажи охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики Его, пришедши ночью, не украли Его и не сказали народу, что Он воскрес из мертвых; и тогда будет последний обман хуже первого".

Пилат сказал им: "у вас есть стража; пойдите, охраняйте, как знаете".

Тогда первосвященники с фарисеями пошли ко гробу Иисуса Христа и, осмотрев внимательно пещеру, к камню приложили свою (синедрионову) печать; и поставили у гроба Господня воинскую стражу.

Когда тело Спасителя лежало во гробе, душой Своей Он сошел в ад к душам людей, которые умерли до Его страданий и смерти. И все души праведных людей, которые ждали пришествия Спасителя, Он освободил из ада.

www.diveevo.ru

nb671100

 

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в Великую субботу

Сия суббота есть преблагословенная. Именно в эту субботу Господь осуществил цель Своего земного бытия. Он извел из ада души, и души не только тех, кто томился в аду - Он открыл каждому из нас выход из ада. Как рай, так и ад начинаются здесь, на земле. Не может человек быть в раю здесь, испытывая в сердцерадость о Святом Духе, и оказаться в аду там. Не может человек, в чьих глазах - адский пламень, тот, кто пребывает в аду умом своим, страстями своими, образом жизни своей, там оказаться в раю.

Господь Крестной жертвой всех выводит из ада - и умерших, и живых. Он всем нам открывает путь, истину и жизнь. И как важно знать это нам, людям, еще здесь на земле пребывающим, что врата рая открыты, а врата ада заперты. И нам не нужно особых сил, чтобы войти в эти врата рая, но нам нужно употребить огромные силы, чтобы, нарушив закон бытия, определенный Богом, пойти против нравственной природы человека, против замысла Божия, и, силой открыв врата ада, упасть в бездну. 

Великая и святая суббота открывает нам эту перспективу жизни, наполненную огромным духовным оптимизмом. Все позади - и страдания, и Голгофа, и крестная смерть, и даже Воскресение. Христос пребывает вовек, и из этой вечности Он всем нам, открывая врата рая, предлагает войти в жизнь с Ним, в жизнь, исполненную блага, того самого блага, которое превышает разумение человеческое. 

Великая суббота есть уже предчувствие, предвосхищение Пасхальной радости. Именно поэтому священнослужители облачены в белые одежды, именно поэтому уже читается Евангелие о Воскресении Спасителя, именно поэтому песнопения, включенные в богослужение, несут в себе весть о Христе Воскресшем. И одновременно еще не пробил час, и, как бы предвосхищая в молитве радость Воскресения, мы тем самым готовимся вступить в радость Пасхальной ночи. 

Дай Бог, чтобы эту радость никто нам не омрачил. Иногда бывает так, что именно в Великую субботу люди полагают много сил, чтобы прибрать свои жилища, приготовить пасхальную трапезу, и чисто по-человечески устают - в преддверии Святого Христова Воскресения начинают раздражаться на родных и близких, иногда случаются какие-то мелочные перебранки. Постарайтесь от всего от этого отстраниться. С молитвой совершайте свои дела по уборке жилища, по приготовлению пищи, по написанию поздравлений своим родным и близким. Пусть даже телефонные звонки или SMS, которыми высегодня будете обмениваться, будут наполнены этой предпасхальной тишиной. Пусть Господь дарует всем нам то состояние духа, которое введет нас в неизреченную радость пасхальной жизни и вместе с этим соприкосновением, литургическим соприкосновением с Воскресшим Христом даст нам узреть силу и благодать Христа, Воскресшего ради нашего спасения. Аминь.

 Святейший Патриарх Кирилл 

 

Благодатный огонь

nb671101

Благодатный Огонь является в храме уже не первое тысячелетие. Самые ранние упоминания о схождении Благодатного Огня в канун Воскресения Христова встречаются у Григория Нисского, Евсевия и Сильвии Аквитанской и датируются IV веком. В них есть описание и более ранних схождений. По свидетельству Апостолов и святых отцов, нетварный Свет осветил Гроб Господень вскоре после Воскресения Христа, что увидел один из апостолов: "Петр верил, видел же не только чувственными очами, но и высоким Апостольским умом - исполнен убо был Гроб света, так что, хотя и ночь была, однако, двема образы видел внутренняя - чувственно и душевно," - читаем мы у церковного историка Григория Нисского. "Петр предста ко Гробу и свет зря во гробе ужасашеся," - пишет Св. Иоанн Дамаскин. Евсевий Памфил повествует в своей "Церковной истории", что когда однажды не хватило лампадного масла, патриарх Нарцисс (II в.) благословил налить в лампады воды из Силоамской купели, и сошедший с неба огонь возжег лампады, которые горели затем в продолжение всей пасхальной службы. Среди ранних упоминаний свидетельства мусульман, католиков. Латинский монах Бернард, (865 г.) пишет в своем итинерарии: "В Святую Субботу, которая есть канун Пасхи, служба начинается рано и по совершении службы поется Господи помилуй до тех пор, пока, с пришествием Ангела, возжигается свет в лампадах, висящих над Гробом."

 www.diveevo.ru

 

 

nb67193

Вся тварь изменяшеся страхом, зрящи Тя на кресте висима, Христе: солнце омрачашеся, и земли основания сотрясахуся. Вся сострадаху Создавшему вся. Волею нас ради претерпевый, Господи, слава Тебе.

Православный Календарь с 28 Апреля 2013 г. по 4 Мая 2013 г.

Воскресенье, 28 Апреля 2013 года. Неделя Ваий, 6-я Великого поста, Вход Господень в ИерусалимВеликий пост. Апп. от 70-ти Аристарха, Пуда и Трофима (ок. 67). Блгв. вел. князя Киевского Мстислава-Феодора. Мцц. Василиссы и Анастасии (ок. 68). Мчч. Месукевийских - Сухия и дружины его: Андрея, Анастасия, Талале, Феодорита, Ивхириона, Иордана, Кондрата, Лукиана, Мимненоса, Нерангиоса, Полиевкта, Иакова, Фоки, Доментиана, Виктора, Зосимы (100-130) (Груз.). Мч. Саввы Готфского (372). Мч. Сухия и дружины его в Армении. 

Литургия св. Иоанна Златоуста. Начало в 7-00 и 9-00 утра.

Понедельник, 29 Апреля 2013 года. Страстная седмица, Великий Понедельник Великий пост. Мцц. Агапии, Ирины и Хионии (304). Прп. княгини Феодоры-Вассы, Нижегородской. Мч. Леонида и мцц. Хариессы, Ники, Галины, Калисы, Нунехии, Василиссы, Феодоры (258). Мч. Ирины иной. Новомч. Михаила (1772).Ильинско-Черниговской (1658), Тамбовской (1692) и Шуйской икон Божией Матери. 

Литургия Преждеосвященных даров, начало в 8-00

Вторник, 30 Апреля 2013 года. Страстная седмица, Великий Вторник Великий пост. Сщмч. Симеона, еп. Персидского, и с ним мчч. Авделая и Анании пресвитеров, Хусдазата (Усфазана) евнуха, Фусика, Азата, мц. Аскитреи и иных многих (344). Прп. Акакия, еп. Мелитинского (ок. 435). Прп.Зосимы, игумена Соловецкого (1478). Обретение мощей прп. Александра Свирского (1641). Мч. Адриана (251). Свт. Агапита, папы Римского (536). 

Литургия Преждеосвященных даров, начало в 8-00

Среда, 1 Мая 2013 года. Страстная седмица, Великая Среда Великий пост. Прп. Иоанна, ученика прп. Григория Декаполита (820-850). Мчч. Виктора, Зотика, Зинона, Акиндина и Севериана (303). Свт. Космы исп., еп. Халкидонского, и сподвижника его прп. Авксентия (815-820). Новомч. Иоанна Яницкого (1526). Прпп. Антония, Евфимия и Феликса Корельских.Максимовской иконы Божией Матери (1299). 

Литургия Преждеосвященных даров, начало в 8-00

Четверг, 2 Мая 2013 года. Великий Четверг, воспоминание Тайной Вечери Великий пост. Прп. Иоанна Ветхопещерника (VIII). Мчч. Феоны, Христофора и Антонина воинов (303). Сщмч. Пафнутия, еп. Иерусалимского. Свт. Георгия исп., еп. Антиохии Писидийской (813-820). Свт. Трифона, патриарха Константинопольского (933). Прп. Никифора игумена Катавадского. Прп. Симеона Босого. Иконы Божией Матери "Моздокской". 

Литургия св. Василия Великого. Начало в 8-00 утра

Пятница, 3 Мая 2013 года. Великая Пятница, воспоминание Страстей Господних Великий пост. Прп. Феодора Трихины (власяничника) (IV-IX). Прп. Александра Ошевенского (1479). Мч. младенца Гавриила Слуцкого (Белостокского) (1690).Свтт. Григория (593) и Анастасия (599), патриархов Антиохийских. Прп. Анастасия, игумена Синайской горы (695). Свт. Ветрана, еп. Малой Скифии.Сщмч. Анастасия II, патр. Антиохийского. "Кипрской" (392) и "Кипяжской" икон Божией Матери. 

Литургии не положено

Суббота, 4 Мая 2013 года. Великая Суббота, Схождение во ад Великий пост. Сщмч. Ианнуария еп. и с ним мчч. Прокула, Соссия и Фавста диаконов, Дисидерия чтеца, Евтихия и Акутиона мирян (ок. 305). Сщмч. Феодора, иже в Пергии, матери его Филиппии, Диоскора жреца и двух воинов: Сократа и Дионисия (138-161). Мчч. Исаакия, Аполлоса и Кодрата (303). Мц. царицы Александры. Свт. Максимиана, патриарха Константинопольского (434).

Литургия св. Василия Великого. Начало в 8-00 утра.

Начало вечернего Богослужения во все дни недели(кроме Великой пятницы) - 16 00.

Икона дня

Православный календарь

Расписание богослужений

Богослужения в нашем храме совершаются ежедневно

Начало богослужений:

В будни – утром в 8.00 ч., вечером в 16.00

В воскресные дни – утром в 7 и 9 чч., вечером в 16.00