Воскресение Христово (05.05.2013)
Христос Воскресе!
Всего два слова! Но это дивные слова, выражающие неколебимую веру в отраднейшую для сердца человеческого истину о нашем безсмертии.
Христос есть Жизнь!
Он много раз говорил о Себе именно как о носителе жизни и воскресения, как источнике жизни вечной, нескончаемой для тех, кто будет верить в Него.
Христос воскрес! - и да возрадуется душа наша о Господе.
Христос воскрес! - и исчезает страх перед смертью.
Христос воскрес! - и наши сердца наполняются радостной верой, что вслед на Ним воскреснем и мы.
Праздновать Пасху - это значит всем сердцем познать силу и величие Воскресения Христова.
Праздновать Пасху - это значит стать новым человеком.
Праздновать Пасху - это значит всем сердцем и помышлением благодарить и прославлять Бога за неизреченный дар Его - дар воскресения и любви.
И мы с вами в эти дни ликуем и радостно празднуем, восхваляя и прославляя подвиг победы Божественной любви.
Христос Воскресе! Христос Воскресе! Христос Воскресе! Воистину Воскресе Христос!
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)
http://www.paskha.ru/sermons/ioann.html
Христос Воскресе!
В эту светозарную ночь мы пребываем в жизнеутверждающем всеобщем ликовании, ибо событие, которое произошло много веков назад близ древнего Иерусалима, имеет прямое отношение к каждому из нас. Более того, Воскресение Христово обладает поистине вселенским значением, ибо через него Спаситель даровал возможность обрести благодатное единство с Богом каждому откликнувшемуся на Его призыв: "Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира" (Мф. 25:34).
Посему мы ныне совосклицаем вместе со Святителем Иоанном Златоустом: "Никто не рыдай о своем убожестве, ибо для всех настало Царство!" Празднуя Светлое Христово Воскресение, мы свидетельствуем о правоте этих слов, ибо каждый человек, даже самый последний грешник, искупленный Кровью Христа, имеет надежду на спасение. За наши грехи, как и за грехи всего человеческого рода, заплачено драгоценной Кровью Распятого. Чтобы воспринять плоды Искупления, нужно иметь веру и креститься (см. Мк.16:16). Большинство народа нашего крещено, но как же мало тех, кто имеет веру, способную изменить жизнь!
Перемена жизни во Христе не означает лишь перемену к лучшему. Это радикальное изменение, приводящее человека к торжеству жизни и полноте бытия (ср. Ин.10:10) как в нынешнем пребывании на земле, так и в веке грядущем.
И праздник Святой Пасхи помогает нам явственно почувствовать неразрывную связь не только с событиями двухтысячелетней давности, но и с грядущим торжеством "правды вечной" (ср. Дан. 9:24), когда "будет Бог всё во всем" (1 Кор. 15:28). Мы учимся видеть в человеческой истории осуществление замысла Творца, осознавая глубину "богатства и премудрости и ведения Божия" (см. Рим. 11:33), которыми Всещедрый Создатель ведет человечество ко спасению.
Умение взглянуть на историю в свете Воскресения Христова особенно важно в нынешнюю эпоху - эпоху преобладания новостного взгляда на мир, когда чаяния и стремления человека ограничены сиюминутными заботами, и быстротекущее время заставляет наших современников забывать о том, что "дни лукавы" (Еф. 5:16). Живя новостями, страхами и хлопотами одного дня, мы склонны забывать о самом главном - о спасении души, о Промысле Божием, благом и совершенном.
Воскресение же Христово позволяет всем нам возвыситься над суетой житейских будней, дабы увидеть подлинное величие Божественной любви, ради блага человека снисшедшей даже до Креста и смерти. Поэтому нам так важно осознавать, что своим Воскресением Господь обновляет человеческую природу, даруя укрепление внутренних сил каждому христианину в его служении Церкви, стране, обществу, семье, ближнему.
Немалые трудности выпадают на долю и простого человека, и целых народов: люди сегодня по всему миру страдают от вражды, войн, бедности, болезней, одиночества, житейской неустроенности. Мир мечется в поисках лучшей жизни, отчаявшись найти ответ на свои вопросы в людской логике, политических технологиях или экономических рецептах. Церковь и сама история свидетельствуют: жить надо по Слову Божьему. Тогда в свете Христова Воскресения нам откроется смысл происходящего, и мы обретем способность отвечать на самые опасные вызовы современности.
Пусть Воскресший Спаситель вдохнет и в наши души твердое намерение следовать Его заповедям!
Будем делиться друг с другом радостью нынешнего торжества! Согреем теплом сердец тех, кто сегодня страдает и испытывает лишения. Обратим пасхальное приветствие ко всем людям: и ближним, и дальним. Будем неленостно трудиться ради процветания стран, в которых мы живем.
Возношу горячие молитвы ко Господу о даровании нам жизни мирной и благоденственной. Да ниспошлет Он Церкви Своей помощь и силу усердно служить духовному благу окормляемых Ею народов, дабы все мы возрастали в вере, надежде и в любви.
Вновь обращаю к Вам из глубины сердца своего торжественный возглас пасхальной радости о Боге, поправшем смерть и совоскресившем с Собою все человечество:
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ ХРИСТОС!
Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси
ПАСХА, ГОСПОДНЯ ПАСХА
Пришла Пасха, и многое из Писаний облеклось в плоть и кровь. Так бывает: ты слышишь слова, слова, слова, но не понимаешь, о чем это. Или тебе кажется, что ты понимаешь. Но потом приходит некий внутренний опыт, и то, что зналось по слуху уха, превращается в знание сердца. Затем требуется память сердца, иначе придет "забвение", избавить от которого, вкупе с малодушием и окамененным нечувствием, просит Бога в своих молитвах Златоуст.
Итак, пришла Пасха, и что можно понять сердцем бьющимся, а не умом холодным? Можно понять, почему Серафим Саровский всем приходившим к нему с некоторого времени говорил: "Христос воскресе, радость моя!" То есть он вошел в некое состояние, в котором потребляются, сгорают немощи и скорби человеческие, и мог это состояние передавать от сердца своего к сердцу человека пришлого. Пасха была для него (Серафима) длящейся и "вечнующей", а не раз в год празднуемой.
Раз она, Пасха, имеет в себе нечто от вечности, то понятно о какой радости говорит хозяин благоразумному рабу: "Вниди в радость Господа твоего" (См. Мф. 25:23). Вечная жизнь ведь не есть лежание сонливое под райскими кустами, но некая "радость и мир в ДухеСвятом" (Рим. 14:17). И что же это за радость, если не радость об Агнце, Который был мертв, но се жив во веки веков? Радость Царства Божия есть подлинно радость Пасхальная, разве что умноженная в сотни крат. И в эту именно радость частично вступали мученики и преподобные, и праведные люди, имевшие власть сказать во всякое время: "Христос воскресе, радость моя!"
Если и псы едят крохи под столами господ своих, то мы, на земле живущие и даже ползающие на брюхе, под столом собираем крохи Пасхальной радости. Там, наверху -подлинная трапеза. А у нас на земле - всего лишь крохи под столом. Но по вкусу этих неподражаемых крох можем и мы теперь себе составить представление о вкусе вечных благ, поскольку радость и на небе, и на земле - об одном и Том же Воскресшем Господе. Праздник небесный и земной отличаются силой переживаний и "баллом" волн благодати. Некто молился: "Ослаби мне волны благодати Твоей!"
У небожителей там "штормит" радостью. А у нас здесь "море волнуется" в несколько неопасных баллов. Да и волнуется по-разному: по мере веры сердец, по мере постных усилий и ограничений, по мере покаянных трудов, поднятых добровольно и вовремя. Один на ночной службе зевает, другой спит, точно в гробе, на привычном ложе, а третий весь светится. Невозможно, чтобы для всех трех радость была одинакова.
Да грешнику сильно радоваться и не пристало. Если много нового вина налить в ветхие мехи, то и вино прольется, и мехи пропадут. Поэтому Пасхальной радости сопутствует чувство недостоинства. Пасха - не заработанный пир, а незаслуженный дар, "да никто же похвалится". И необходимо Богу уравновешивать подаваемую благодать открытием немощей, сокрытых внутри человека. Иначе пропадет человек. Если только немощи его тайные открывать ему, то умрет он от тоски, или даже убьет себя. А если только благодать подавать ему, то станет он еще одним дьяволом. Поэтому изобильные в благодати дни изобильно открывают также и внутри христианина многочисленные раны, которые не запрещают праздновать Пасху,но запрещают гордиться и величаться. И на повестке дня вопрос о хранении благодати. Поскольку написано немало книг о том, как готовиться, например, к Причастию, но не встречал я книг, объясняющих, как вести себя после Причастия. Получить можно много (Бог не жаден), но распорядиться с полученным подарком удастся ли?
Итак, Пасха пришла и в свой черед уйдет, а жизнь продолжится. Надолго ли Пасха уйдет? На неделю только. Каждое воскресенье - Пасхальный день. Истинный поклонник Воскресшего Господа не тот, кто раз в год приходит на длинное и особое Богослужение, отягчая руки корзинами со снедью, а тот, кто всякую неделю в воскресный день чтит и славит Победителя смерти - Иисуса. В этом понимании Пасхи Христовой - ближайший и необходимейший плод всех Пасхальных торжеств. Состоится это - вслед за сим многое другое из вопросов веры облечется в осязаемую плоть и кровь, получит внутреннее понимание и принесет необходимый плод: в тридцать, в шестьдесят и в сто раз.
Протоиерей Андрей Ткачев
www.andreytkachev.com
Христос Воскресе!
Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в праздник иконы Божией Матери "Живоносный Источник"
Всех вас, дорогие владыки, отцы, братья и сестры, сердечно приветствую и поздравляю с великим всерадостным праздником Пасхи Христовой, Божией и спасительной. И радуюсь, что Господь дал мне возможность совершить, по сложившейся традиции, в день, когда мы прославляем икону "Живоносный Источник", водосвятный молебен на сей лаврской площади, а пред тем, вместе с братией, - Божественную литургию.
Память о великом цельбоносном источнике, что находится во граде Константинополе, запечатлена не только в традиции церковного иконописания, но и в нашем церковном календаре. На окраине Константинополя, недалеко от крепостной стены, был источник, и люди заметили, что те, кто с молитвой притекает к нему и почерпает воду, получает исцеление. В V веке император Лев повелел построить над источником монастырь и назвал сию обитель "Живоносным Источником". Несколько позже в честь этого события в главном храме монастыря была сооружена дивная мозаика, которая изображала Царицу Небесную в пояс, с как бы восседающим на Ее утробе Младенцем и с потоками изливающейся воды.
Именно этот образ, который производил неотразимое впечатление на жителей древнего Константинополя, и положил начало писанию особого изображения Божией Матери, именуемого "Живоносным Источником". Из самой иконы следует, что собственно Живоносным Источником является Господь Иисус Христос. Дева Мария послужила делу Его рождения, воплощению, но из Него изливаются потоки живой воды - той самой воды, о которой Сам Спаситель сказал в беседе с самарянкой у колодца Иакова: "Тот, кто пьет эту воду, не будет жаждать вовек" (Ин. 4:14). Имы знаем, что этой живоносной водой, этим источником являются словеса Божии, запечатленные в проповеди Христа Спасителя на страницах Евангелия.
В Евангелии от Иоанна находим такие слова - Господь, обращаясь к ученикам, говорит: "Вы уже очищены через слово" (Ин. 15:3). Еще не было крестной жертвы и не было Воскресения - так почему были произнесены эти слова "уже очищены через слово"? Потому что слово Божие несет в себе огромную силу. Именно поэтому слово, обращенное в мир, в том числе в мир некрещеный, неверующий, способно произвести в сознании и в душах людей такие преобразования, которые открывают перед ними возможность поверить в Бога, принять Его в свое сердце и начать путь к спасению.
Слово Божие само в себе несет великую благодать, ведь это не человеческая мудрость. Никакая человеческая мудрость не способна коренным образом изменить жизнь человека. А если и меняется жизнь людей под влиянием тех или иных философов или политических деятелей, или под влиянием общественного мнения, то все это происходит в течение короткого промежутка времени, а потом исчезает, будто бы и не было. Ну кто сегодня, кроме специалистов, помнит возвышенные слова древних философов и мыслителей? Кто, кроме историков, знает, к чему призывали политические деятели? Все ушло, потому что человеческие слова скоропреходящи, они не вечны, они временны, они только в какой-то момент могут захватить человека, даже поработить его, но они не способны повлиять на ход человеческой истории. На изгибы истории повлиять способны, на безумие человеческое повлиять способны - мы знаем, как злые слова приводили к войнам, революциям, гражданским столкновениям, как люди теряли человеческий облик, убивали братьев своих, соблазненные этими словами; а потом проходило время - и ни энтузиазма, ни желания не то что умирать за эти слова, но даже вспоминать их.
Слово Божие - живая вода, которая истекает от Самого Бога. Эти слова, западая в душу, никого не оставляют равнодушным. Многие открывают навстречу слову свой разум, свое сердце, покоряют ему свою жизнь; другие, если слово идет вразрез с их привычками, обычаями, особенно греховными страстями, начинают бороться с ним, причем с такой силой, с какой не борются ни с однимчеловеческим словом. Но все гонения против Христа, все восстания на слово Божие лишь свидетельствуют о том, что это Божественное слово, потому что никогда, ни при каких обстоятельствах и нигде человеческие слова не подвергались такому сопротивлению, как подвергалось ему слово Божие.
В самом деле, верующие люди, обращаясь к людям неверующим, никогда в сердце своем не имеют ненависти. Я не встречался с православными христианами, которые ненавидели бы другого человека только потому, что он не верит в Бога. Сожаление - да, молитва о таком человеке - да, спор по поводу неверия - да, но злобы-то нет. Почему же подымается такая злоба против слова Божия? Почему люди посвящают всю свою жизнь борьбе со словом Божиим - занимаясь этим профессионально, получая зарплату, отдавая этому свою жизнь? Да именно потому, что Божественное слово ранит, разделяет сознание человека и никого не может оставить равнодушным и спокойным.
Именно поэтому Господь сказал: "Я принес меч" (см. Мф. 10:34). Многие в истории неправильно понимали это слово и думали, что надо вооружаться, чтобы защищать Божие слово, и всегда посрамлялись, когда силой человеческой его защищали. Меч означает остроту и силу, способную действительно разделить человека, отделить в нем грех от святости, вооружить его огромной силой, внешним символом которой является меч.
Живоносный источник, живая вода, которую источают Господь Иисус Христос и Посредница Божественного явления в мир Пресвятая Богородица, - сегодня прославляются и Мать, и Сын, прославляется дивный образ Живоносного Источника, прославляется сила слова Божия, а одновременно и сила благодати, которая присутствует в этом слове и присутствует в Церкви через Крест и Воскресение Спасителя.
Вот почему мы в этот день освящаем святую воду - как знамение того, что слово Божие подтверждается благодатью, как знамение того, что слово Божие постоянно укрепляется и поддерживается в сознании людей силой Божественной. И сегодня наша молитва о том, чтобы современники наши открыли свои умы, сердца навстречу этому слову и, воплощая его в жизнь, могли осознать, сколь велика сила Божия, содержащаяся в этом слове. И провозглашая великую весть о Воскресении Спасителя, мы одновременно утверждаем силу слова и силу благодати Божией, которыми и спасается мир.
Христос Воскресе! Воистину Воскресе Христос!
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
www.patriarchia.ru
Христос Воскресе!
Артос
Артос (по-гречески квасной хлеб) означает общий всем членам Церкви освященный хлеб, иначе - просфора всецелая.
Артос в продолжение всей Светлой седмицы занимает в храме самое видное место вместе с образом Воскресения Господня и в заключении пасхальных торжеств раздается верующим. Употребление артоса начинается с самого начала христианства. В сороковой день по Воскресении Господь Иисус Христос вознесся на небо. Ученики и последователи Христовы находили утешение в молитвенных воспоминаниях о Господе - они припоминали каждое Его слово, каждый шаг и каждое действие. Собираясь на общую молитву, они вспоминали Тайную Вечерю и причащались Тела и Крови Христовых. Готовя обыкновенную трапезу, они первое место за столом оставляли невидимо присутствующему Господу и полагали на это место хлеб. Подражая апостолам, первые пастыри Церкви установили в праздник Воскресения Христова полагать в храме хлеб как видимое выражение того, что пострадавший за нас Спаситель сделался для нас истинным хлебом жизни.
На артосе изображается Воскресение Христово либо крест, на котором виден только терновый венец, но нет распятого Христа, - как знамение победы Христовой над смертью.
Освящается артос особой молитвой, окроплением святой водой и каждением в первый день Святой Пасхи на литургии после заамвонной молитвы. На солее против царских врат на уготованном столе полагают артос. После каждения вокруг стола с артосом священник читает особую молитву, после чего трижды окропляет артос святой водой со словами "Благословляется и освящается артос сей окроплением воды сея священныя во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь".
Освященный артос ставят на солее пред образом Спасителя, где он лежит в течение всей Святой седмицы. Во все дни Светлой седмицы по окончании литургии с артосом торжественно совершается крестный ход вокруг храма. В субботу Светлой седмицы в конце литургии предстоятель произносит особую молитву, во время чтения которой артос раздробляется, а при целовании креста раздается народу как святыня.
Частицы артоса, полученные в храме, благоговейно хранятся верующими как духовное врачевство от болезней и немощей. Артос употребляется в особых случаях, например, в болезни, и всегда со словами "Христос воскресе!"
mitropolia.kz
Христос Воскресе!
Икона Божией Матери "Живоносный Источник"
Православный Календарь с 5 Мая 2013 г. по 11 Мая 2013 г.
Воскресенье, 5 Мая 2013 года. Пасха. Светлое Христово Воскресение
Окончание Великого поста, разрешение на вся. Прп. Феодора Сикеота, еп. Анастасиопольского (613). Апп. Нафанаила, Луки и Климента (I). Перенесение мощей блгв. кн. Всеволода-Гавриила, Псковского (1834). Прп. Виталия монаха (609-620).
Божественная литургия Иоанна Златоуста, начало в 00 часов, (деяния читаются с 23-00 14.04.12) и 9-00 утра.
Понедельник, 6 Мая 2013 года. Светлая седмица.
Сплошная седмица, пост отменяется. Вмч. Георгия Победоносца (303).Мц. царицы Александры (303). Мчч. Анатолия и Протолеона (303). Мчч. Гликерия земледельца, Афанасия волхва, Валерия, Доната и Ферина. Новомч. Георгия Птолемаидского (1752). Новомч. Лазаря болгарского (1802). Прп. Георгия Шенкурского.
Божественная литургия Иоанна Златоуста, начало в 9-00 утра.
Вторник, 7 Мая 2013 года.
Сплошная седмица. Иверской иконы Божией Матери. Преподобномучеников отцев Давидо-Гареджийских (XVII) (Груз.). Шуйской иконы Божией Матери. Мч. Саввы Стратилата (воеводы) и с ним 70-ти воинов (272). Прп. Саввы Печерского, в Ближних пещерах (XIII). Прп. Алексия, затворника Печерского, в Ближних пещерах (XIII).Мчч. Пасикрата и Валентина (228). Мчч. Евсевия, Неона, Леонтия, Лонгина и иже с ними (303). Прп. Фомы юродивого (VI). Прп. Елисаветы чудотворицы (VI-VIII). Мч. Луки. Новомч. Николая (1776). "Молченской" иконы Божией Матери (1405).
Божественная литургия Иоанна Златоуста, начало в 8-00 утра.
Среда, 8 Мая 2013 года.
Сплошная седмица. Собор преподобных отцев, на Богошественной Горе Синай подвизавшихся (переходящее празднование в среду Светлой седмицы). Касперовской иконы Божией Матери (переходящее празднование в среду Светлой седмицы). Апостола и евангелиста Марка (63). Свт. Македония, патр. Константинопольского. Прп. Сильвестра Обнорского (1379).Цареградской иконы Божией Матери (1071).
Божественная литургия Иоанна Златоуста, начало в 8-00 утра.
Четверг, 9 Мая 2013 года.
Сплошная седмица. Сщмч. Василия, еп. Амасийского (ок. 322). Свт.Стефана, еп. Великопермского (1396). Прав. Глафиры девы (322). Прп. Иоанникия Девиченского (Сербского) (XIII). Прп. Иусты.
Божественная литургия Иоанна Златоуста, начало в 8-00 утра.
Пятница, 10 Мая 2013 года.
Сплошная седмица. Иконы Божией Матери "Живоносный Источник". Память обновления (освящения) храма Пресвятой Богородицы у Живоносного Источника в Константинополе (V). Иконы Божией Матери "Почаевской". Ап. и сщмч. Симеона, еп. Иерусалимского, сродника Господня (107). Прп. Стефана, игумена Печерского, еп. Владимиро-Волынского (1094). Прав. Евлогия странноприимца (IV). Прп. Иоанна, игумена кафаров (чистых). Иконы Божией Матери "Казанской" в деревне Александровке.
Божественная литургия Иоанна Златоуста, начало в 8-00 утра.
Суббота, 11 Мая 2013 года.
Сплошная седмица. Апп. от 70-ти Иасона и Сосипатра, Керкиры девы и иных, с ними пострадавших (I). Мчч. Дады, Максима и Квинтилиана (286). Свт. Кирилла, еп. Туровского (1183). Мчч. Саторния, Иакисхола, Фавстиана, Ианнуария, Марсалия, Евфрасия, Маммия (ок. 63). Мчч. Зинона, Евсевия, Неона и Виталия.Прп. Авксивия. Прп. Кириака Каргопольского.
Начало вечернего Богослужения во все дни - 16-00.
ПАСХАЛЬНЫЕ ПЕСНОПЕНИЯ
Стихира, глас 6.
Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити.
Тропарь, глас 5.
Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав.
Ипакои, глас 4.
Предварившия утро яже о Марии и обретшия камень отвален от гроба, слышаху от Ангела: во свете присносущнем Сущаго с мертвыми что ищете, яко человека? Видите гробныя пелены: тецыте и миру проповедите, яко воста Господь, умертвивый смерть, яко есть Сын Бога, спасающаго род человеческий.
Кондак, глас 8.
Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне, но адову разрушил еси силу, и воскресл еси, яко Победитель, Христе Боже, женам мироносицам вещавый: Радуйтеся! и Твоим апостолам мир даруяй, падшим подаяй Воскресение.
Задостойник, глас 1.
Ангел вопияше Благодатней: Чистая Дево, радуйся, и паки реку: Радуйся! Твой Сын воскресе тридневен от гроба и мертвыя воздвигнувый: людие, веселитеся.
Светися, светися, Новый Иерусалиме, слава бо Господня на Тебе возсия. Ликуй ныне и веселися, Сионе. Ты же, Чистая, красуйся, Богородице, о востании Рождества Твоего.