• slide6
  • slide10
  • slide1
  • slide9
  • slide8

Святитель и чудотворец Николай Мирликийский (19.05.2013)

С престольным праздником, православные!

Святитель и чудотворец Николай Мирликийский

nb674147

Радоватися мироносицам повелел еси, плачь праматере Евы утолил еси воскресением Твоим, Христе Боже, апостолом же Твоим проповедати повелел еси: Спас воскресе от гроба.

nb674148

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в неделю святых жен-мироносиц

Память праведного Никодима, вместе с Иосифом и вместе с женами-мироносицами, мы празднуем сегодня, во второе воскресенье после Пасхи.

nb674149

Какой замечательный образ жен-мироносиц! Они были с Господом и Спасителем в Галилее; они сопровождали Его всякий раз, когда Он шел на Пасху в Иерусалим, подвергаясь огромным опасностям; они служили Ему любовью своею, трудом своим, и когда в самый страшный момент земной жизни Спасителя, в момент Его страданий, даже ближайшие ученики покинули Господа, то мироносицы не побоялись. Движимые верой и любовью, они преодолели всякий страх и вместе с Пречистой Матерью Спасителя стояли у Креста, и никакой силой оторвать их от этого Креста было невозможно. И неслучайно, что именно им первым, а не апостолам, явился Воскресший, неслучайно, что именно им Ангел во гробе возгласил весть о Воскресении, и они пошли и сказали апостолам. Они были первыми свидетелями Воскресения, и мы знаем, что, как и апостолы, жены-мироносицы свидетельствовали о Христе Воскресшем даже до конца земли, осуществляя апостольское служение, служение проповеди, свидетельства о том, что Бог воскресил Сына Своего из мертвых и что через смерть и Воскресение Господь Иисус Христос избавил мир от власти греха.

Удивительным образом этот подвиг жен-мироносиц продолжался в Церкви, являясь особенно зримо тогда, когда наступали гонения. Все мы знаем имена святой великомученицы Екатерины, святой великомученицы Варвары, святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Эти мученицы с сонмом других мучениц были свидетелями о Христе Воскресшем, не боясь даже смерти и страшных мучений. Кровью своей они засвидетельствовали свое преемство с женами-мироносицами, не убоявшись ни страшных мук, ни притеснений, ни гонений, ни самой смерти. И то же самое произошло и в нашей стране. Когда пастыри и архипастыри во множестве были изолированы от общества, а многие из них преданы мученической смерти - кто остался в народе, свидетельствуя о Христе Воскресшем? Наши бабушки, наши матери, которых не могла остановить никакая мощь атеистического государства. Они не боялись потерять работу, они не боялись потерять свои пенсии, они не боялись потерять очередь на квартиру. Они крестили своих детей, они крестили многих из здесь стоящих, и часто высокопоставленные люди, не имея смелости и дерзновения крестить своих детей, тем не менее с радостью взирали на подвиг старших поколений - в лице своих матерей и бабушек, которые и крестили наш народ.

Их подвиг сохранится на века в нашей памяти, потому что подвигом этим была донесена преемственность в сохранении веры православной до нынешних свободных времен, когда каждый беспрепятственно может и ребенка крестить, и воспитывать его в вере. Но и сейчас хорошо известно, что именно наши бабушки и матери помогают молодому поколению, по крайней мере, тем представителям молодежи, кто готов их слышать, не впасть в пучину греха, не сбиться с жизненного пути. Именно они, воспитывая своих детей и внуков, говорят такие простые слова: "это нехорошо", "так не поступай ― это грех". Может быть, они не всегда могут объяснить эти слова, но они не от своей мудрости черпают, а от великой мудрости, которая хранится в народном предании, в церковном предании, сохраняющем для нас ценности христианского мировоззрения от времен апостолов и даже до наших дней.

А потому сегодняшний день ― это подлинно день женщин-христианок, и я кланяюсь всем - и бабушкам, и матерям, и сестрам, кто от начала, с самых трудных для Церкви нашей времен и до сего дня хранит и укрепляет веру православную. И мне остается вместе с выражением моей благодарности призвать вас к тому, чтобы вы никогда не сходили с этого пути, воспитывали в православной вере и детей, и внуков, и стремились оградить общество наше - теми средствами и силами, которые есть у вас, - от всякого приражения греха, столь опасного для жизни человека.

Мы празднуем также память святых праведных Иосифа и Никодима, тайных учеников, которые страха ради иудейска не имели силы примкнуть к апостолам, опасаясь за жизнь свою, за положение свое. Но что же произошло в тот самый момент, когда апостолы разбежались? Кто пошел к Пилату просить тело Иисуса? Праведный Иосиф. Кто погребал Спасителя? Иосиф с Никодимом, и уже не тайно, а открыто отождествляя себя со Страдальцем, принесшим искупительную Жертву. В момент уничижения Спасителя, когда сокрыта была Его Божественная сила, они проявили силу веры, и за это Церковь вспоминает их молитвенно в день святых жен-мироносиц. Так же и в прошедшие трудные времена были тайные ученики, в том числе и среди власть имущих, которые не могли порой прямо и открыто поддерживать Церковь, но которые часто делали то, что могли, чтобы поддержать веру в своем народе. Мы сегодня вспоминаем и жен-мироносиц, и тайных учеников и воздаем им великую благодарность.

Пусть Господь хранит всех вас -духовенство и верующий народ, и пусть сила Воскресшего Спасителя умножает ваши человеческие силы, помогая преодолевать трудности жизненного пути во славу Божию.

Христос Воскресе! Христос Воскресе! Христос Воскресе! Воистину Воскресе Христос. Аминь.

Святейший Патриарх Кирилл 

www.patriarchia.ru

"СЛУЖИЛИ ЕМУ ИМЕНИЕМ СВОИМ"

nb674150

Среди учеников Христовых богатых людей не было. Равно как не было людей, украшенных священством, носящих на поясе меч, восседающих на коне или отмеченных иными чертами социальной значимости. Иосиф с Никодимом были богаты, но они представляли особый чин учеников тайных. Это ведь только кажется, что богатому человеку живется вольнее, чем простецу. Богатый человек бывает часто связан и опутан нитями особой прочности, поэтому страх отлучения от синагоги и держал в тени Иосифа с Никодимом до самой смерти Спасителя на кресте. Поэтому и Пилата быстро и легко - одним лишь упоминанием о гипотетическом противлении кесарю - стреножили хитрые иудейские вожди. Не спасли прокуратора ни мечи легионеров, ни глубокое презрение к народу, среди которого он совершал государеву службу.

Среди учеников Христовых не было богатых людей, поскольку богатство редко бывает праведным, особенно в подлые времена чужеземной власти. Да и сама близость Христа к людям порой действовала так благодатно, что бывшие сребролюбцы, подобно Закхею, были способны не то что прекратить копить, но в одночасье расстаться со всем накопленным. Единственный ученик, носивший ящик для пожертвований, трагически связал свое имя навеки с такой катастрофой, что невольно задумаешься о роковой связи между апостольскими трудами и любовью к деньгам.

Но апостолы были просто людьми, и Господь добровольно подчинился немощам плоти. У Господа и учеников были нужды, требующие попечения. Благо, у них были служители, не заклейменные ни сребролюбием, ни предательством. Среди них была Мария Магдалина, "из которой вышли семь бесов, и Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, и Сусанна, и многие другие, которые служили Ему имением своим" (Лк. 8: 2-3). Они ходили за Христом и апостолами, но не проповедовали, не воскрешали, не изгоняли демонов. О каких изгнаниях и исцелениях речь, если некоторые из них (Магдалина) сами были недавно бесноватыми. Они служили, как могли: по-житейски, по-женски, по образу Марфы, которая хотя и услыхала некогда: "Марфа, Марфа! Ты заботишься и суетишься о многом", - но труды которой и неизбежны, и необходимы.

Марфин труд не заслужил бы кроткого Иисусова упрека, если бы сама Марфа не уделила своим занятиям большей чести, чем надо. Она ведь с неким вызовом высказалась и о Марии, и о Господе, желая вовлечь сестру в собственные хлопоты. Вспомним ее слова: "Господи! Или тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? Скажи ей, чтобы помогла мне". Вот это представление о своих трудах как о единственно важных и желание вовлечь всех в собственные хлопоты и было пресечено Господом. Но то были сестры. Им трудно распределить заботы без обид и страстей. У других женщин, следовавших за Господом и учениками, разделение труда происходило легче и естественнее. Мужчины проповедовали, молились, совершали знамения, а женщины следовали за ними, совершая служение "имением своим".

Можно только догадываться о том весе, который при дворе Ирода имел домоправитель Хуза. Можно догадываться и том, с каким страхом, с какой ежедневной хитростью и каким напряжением ума ему приходилось совершать свою придворную службу. И вот жена Хузы становится последовательницей странника и проповедника. Она словно вырывается на свежий воздух из духоты царских помещений и находит счастье в том, чтобы привязаться к Учителю, слышать Его учение, спать под звездами и есть простую пищу. Свое привилегированное положение она превращает в способ служения: наконец-то и ее деньги находят достойное применение!

Евангельский рассказ скуп и не расцвечен деталями. Но Тот же Дух, что повлек Иоанну в число учениц, впоследствии в истории Церкви воодушевлял множество женщин на подобные труды. Богатые, но без высшей цели в жизни не находящие в богатстве радости, знатные женщины часто приходили к Богу и начинали служить Ему имением своим. Их список обширен. Там есть место для Елены, матери Константина; Клотильды - королевы франков; равноапостольной Ольги и многих других. Первым делом они, как правило, стремились привести к вере мужей и воспитать в вере детей. Если это удавалось, то ничего лучшего уже нельзя было изобрести. Если же не удавалось, они стремились разбогатеть добрыми делами, жертвуя, помогая, утешая. Одни заканчивали жизнь в обителях, другие оставались в миру, но жили строго и молитвенно. Третьи носили личину светскости и держали в руках власть, угождая Богу в тайне и иногда под яркими одеждами нося жесткую власяницу. И все они вчитывались и вдумывались в скупые строки, написанные евангелистом: ":служили Ему имением своим".

Была и еще одна влиятельная жена, которой не довелось послужить Христу от имений, которыми она тоже обладала. Это жена Пилата - Клавдия Прокула, более чуткая и сострадательная, чем ее облеченный властью муж. Она не изменила евангельских событий и не уговорила мужа не трогать Христа, но проявила сердце милующее, редкое, открытое к действиям благодати. Посреди криков "Распни Его!" и "Не Его, но Варавву!" ее слова, сказанные мужу, были как дыхание прохладного ветра: "Не делай ничего Праведнику Тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него" (Мф. 27: 19).

Так благодать нашла обрезанное и кроткое сердце в доме язычника, тогда как в это время жители Иерусалима призывали на головы свои и детей своих кровь Неповинную.

Бедность сама по себе - не добродетель. И богатство само по себе - не грех. Бедняки не только привычны к осуждению богатых. Бедняки, как видим в Слове, способны и на легкое осуждение Единого Безгрешного, а в это же время с трудом найдется хотя бы один человек, имеющий доброе сердце, и найтись он может в роскошных покоях, чья роскошь в это время не берется во внимание. Это первый урок.

Второй не менее важен. Будучи уже кем-то однажды высказан, он звучит примерно так: "Не можешь быть ловцом человеков - лови рыбу для ловцов человеков". То есть не все апостолы, и не все пророки, нужно кому-то и от имений Господу послужить.

Протоиерей Андрей Ткачев

www.andreytkachev.com

21 мая - день памяти Апостола и евангелиста Иоанна Богослова

nb674151

Святой апостол и Евангелист Иоанн Богослов занимает особое место в ряду избранных учеников Христа Спасителя. Нередко в иконографии апостол Иоанн изображается кротким, величественным и духоносным старцем, с чертами девственной нежности, с печатью полного спокойствия на челе и глубоким взором созерцателя неизреченных откровений. Другая главная особенность духовного облика апостола открывается через его учение о любви, за которое ему по преимуществу усвоено наименование Апостола любви. Действительно, любовью пронизаны все его писания, основная мысль которых сводится к понятию, что Бог в Своем существе есть Любовь (1 Ин. 4, 8). В них он останавливается преимущественно на проявлениях неизреченной любви Бога к миру и человеку, на любви своего Божественного Учителя. Он постоянно увещевает учеников к взаимной любви. 

Ему были свойственны спокойствие и глубина созерцания в сочетании с горячей верностью, нежная и безграничная любовь с пылкостью и даже некоторой резкостью. Из кратких указаний Евангелистов видно, что он обладал в высшей степени пылкой натурой, сердечные порывы его иногда доходили до такой бурной ревности, что Иисус Христос вынужден был умерять их, как несогласные с духом нового учения (Мк. 9, 38 - 40; Лк. 9; 49 - 50: Лк. 9, 54 - 56) и назвал апостола Иоанна и его родного брата Иакова "сынами грома" (Воанергес). В то же время он обнаруживает редкую скромность и, несмотря на свое особенное положение среди апостолов как ученика, которого любил Иисус, он не выделялся из ряда других учеников Спасителя. Отличительными чертами его характера были наблюдательность и восприимчивость к событиям, проникнутые тонким чувством послушания воле Божией. Полученные извне впечатления редко обнаруживались в его слове или действии, но сильно и глубоко проникали во внутреннюю жизнь святого Апостола. Всегда чуткий к другим, он болезновал сердцем о погибающих. Апостол Иоанн с благоговейным трепетом внимал Богодухновенному учению своего Учителя, исполненному благодати и истины, в чистой и возвышенной любви созерцая Славу Сына Божия. Ни одна черта из земной жизни Христа Спасителя не ускользнула от проницательного взора апостола Иоанна, ни одно событие не прошло, не оставив глубокого следа в его памяти, поэтому в нем сосредоточились вся полнота и целостность человеческой личности. Такой же целостностью обладали и мысли апостола Иоанна Богослова. Для него не существовало раздвоенности. По его убеждению, где нет полной преданности, там нет ничего. Избрав путь служения Христу, он до конца жизни совершал его с полнотой и безраздельной последовательностью. Апостол Иоанн говорит о всецелой преданности Христу, о полноте жизни в Нем, поэтому и грех рассматривается им не как слабость и поврежденность человеческой природы, а как зло, как отрицательное начало, совершенно противоположное добру (Ин. 8, 34; 1 Ин. 3, 4; 1 Ин. 3, 8 - 9). По его воззрению, можно принадлежать или Христу или дьяволу, среднего, неопределенного состояния быть не может (1 Ин. 2, 22; 1 Ин. 14, 3). Поэтому он служил Господу с безраздельной любовью и самоотверженностью, отвергая все, что принадлежит исконному врагу человека, врагу истины и родоначальнику лжи (1 Ин. 2, 21 - 22). Чем сильнее он любит Христа, тем сильнее ненавидит антихриста; чем больше он любит истину, тем больше ненавидит ложь, - свет исключает тьму (Ин. 8, 12; Ин. 12, 35 - 36). Этим проявлением внутреннего огня любви он свидетельствовал с особой силой духа о Божестве Иисуса Христа (Ин. 1, 1 - 18; 1 Ин. 5, 1 - 12). 

Апостолу Иоанну было определено выразить последнее слово Божественного Откровения, вводящего в сокровеннейшие тайны внутренней Божественной жизни, ведомые только вечному Слову Божию, Единородному Сыну. 

Истина отображена в его уме и слове, потому что он чувствует и сердцем постигает ее. Он созерцает вечную Истину и как видит, так и передает своим возлюбленным чадам. Апостол Иоанн просто утверждает или отрицает и всегда говорит с абсолютной точностью (1 Ин. 1, 1). Он слышит голос Господа, открывающего ему то, что Сам Он слышит от Отца. 

Богословие апостола Иоанна уничтожает границу между настоящим и будущим. Наблюдая настоящее, временное, он не останавливается на нем, а переносит свой взор к вечному в прошедшем и к вечному в будущем. И поэтому он, призывая к святости жизни, торжественно провозглашает, что "всякий, рожденный от Бога не согрешит" (1 Ин. 5, 18; 1 Ин. 3,9). В общении с Богом истинный христианин причастен жизни Божественной, поэтому будущее человечества совершается уже на земле. В изложении и раскрытии учения о Домостроительстве спасения Апостол Иоанн Богослов переходит в область вечно настоящего, в котором Небо сошло на землю и обновленная земля освещается Светом Небесной Славы. 

Так галилейский рыбак, сын Зеведея, стал Богословом, возвестившим через Откровение тайну миробытия и судьбы человечества. 

Празднование 8 мая святому апостолу Иоанну Богослову установлено Церковью в воспоминание ежегодного исхождения в этот, день на месте его погребения тончайшего розового праха, который собирали верующие для исцелений от различных болезней.

www.diveevo.ru

Проповедь в день памяти святителя Николая Чудотворца

Сердечно поздравляю вас, возлюбленные о Господе братья и сестры, с нашим престольным праздником - днем святителя Христова Николая Чудотворца. Насколько милостив к нам Господь, даровавший такого ходатая и такого молитвенника! Перед Престолом Божиим ежедневно за каждого из нас святитель Христов Николай возносит свои горячие молитвы о ниспослании всем нам щедрых и богатых милостей Божиих.

Наверное, нет здесь ни одного человека, который мог бы сказать, что он не заметил в своей жизни проявления заботы со стороны святителя Николая. Если такой человек и найдется, то можно сказать, что он невнимателен к тому, что окружает его в жизни. Конечно, это должно побуждать нас к ответной любви к святителю, - он так нас любит, так о нас заботится, столько милостей источает. Тогда будет обрадован святитель Христов, когда увидит, что мы прилагаем усилия к тому, чтобы в нашей жизни проявлялись те же добродетели, которые в изобилии имел и имеет святитель Христов Николай.

Мне хотелось бы обратить ваше внимание на его веру. Не случайно в тропаре мы называем его "правилом веры и образом кротости". Что значит верить в Бога? Просто верить - не достаточно. Апостол Иаков в своём Послании пишет: "и бесы веруют, и трепещут" (Иак.2:19). Если мы всмотримся в образ святителя Николая, то увидим, что он не просто верил в Бога, а жил по своей вере. А значит, мы должны не только именовать себя верующими, но жить по вере. А что значит жить по вере в Бога? Это значит исполнять заповеди Божии в своей жизни.

К сожалению, мы можем сказать, что хотя и именуем себя верующими людьми, но ведь заповедей Божиих не исполняем. И, прежде всего, не исполняем заповедь "Возлюби Господа Бога твоего и возлюби ближнего твоего как самого себя". Не достаточно в нашем сердце любви к Богу, и тем паче не достаточно любви к окружающим нас людям. Если мы хотим, чтобы святитель Христов Николай был нашим любящим отцом, если мы чаем постоянно получать от него благословение и милости, то постараемся не на словах, а в жизни своей быть верующими в Бога людьми. Верить в Бога - значит постоянно стремиться к своему совершенствованию, к духовному возрастанию, двигаться по направлению к Богу. А для этого движения необходимо постоянно стремиться к тому, чтобы стяжать кротость и смирение.

Не только во время своей жизни источал свою любовь святитель Христов Николай. Множество чудес совершаются и поныне. Не так давно произошел случай с водителем-дальнобойщиком. Он управлял современной напичканной электроникой машиной и думал, что электроника никогда не откажет. И вот однажды на лесной дороге остановилась его машина. Больше суток он провел на пустынной дороге. Был мороз, и он уже начал замерзать. И вдруг он увидел, что по дороге к нему идет некий старичок. В руках у него была крынка молока и горячий хлеб. Водитель стал, конечно же, есть с большим аппетитом, и не заметил, как ушел тот, кто принес ему всё это. И вдруг к нему пришла мысль: как на этой удаленной от населенных пунктов дороге мог оказаться этот старик? В кабине его машины была иконка святителя Николая. Что-то заставило его посмотреть на образ святителя. И он понял, что тот старичок, что приходил к нему с молоком и хлебом был не кто иной, как святитель Христов Николай. Не успел он молитвенно обратиться к НиколаюЧудотворцу, как увидел на дороге огоньки приближающейся машины...

Таких современных историй очень много. Так, на одной подводной лодке случилась авария. Потеряв управление, лодка опустилась на дно. Тогда командир построил весь состав и обратился к ним: "Кто из вас верит в Бога - сделайте два шага вперед". Среди строя был молодой человек, у которого была небольшая иконочка святителя Христова Николая, которую дала ему его мать как благословение. Командир сказал тем, кто сделал два шага вперед: "Давайте встанем на колени и будем молиться святителю Николаю, потому что не откуда нам ждать помощи". Весь экипаж молился святителю Христову. И двигатели лодки заработали, она поднялась на поверхность и благополучно добралась до своей гавани. Вот, братья и сестры, как милостив святитель Христов Николай!

Кто-то может сказать: хотя эти истории и современные, но они происходили вне той земли, где мы проживаем. Но одна история произошла на нашей казахстанской земле и совсем недавно. Мне о ней рассказывал один из бывших настоятелей этого собора отец Михаил Шурпо. Когда он служил в Чимкенте, одна казашка тяжело заболела. Она не была просвещена светом евангельской Христовой истины, возможно, она даже не была настоящей мусульманкой. Когда болезнь приковала её к постели и тело уже начало разлагаться, тогда она вспомнила о Боге и стала по-своему молиться. И вдруг она увидела, что в комнате появился некий старичок и сказал ей: "Ты просишь Бога о помощи и выздоровлении. Бог дарует тебе выздоровление, но только ты прими Святое Крещение". Она сказала об этом мужу-мусульманину. Он, конечно, резко возразил. Но, вероятно, осознавая, что конец неизбежен, они всё-таки пошли в церковь, где служил отец Михаил. Когда её окрестили и причастили Святых Христовых Тайн, наутро женщина ощутила какую-то силу, которая вошла в её тело. Почувствовав себя лучше, она решила пойти в храм Божий, чтобы воздать благодарение Богу. Когда она подошла к первой же иконе, а это была икона святителя Николая, она упала в обморок. После того как она пришла в себя, подоспевшим служителям храма, она сказала, что этот старичок приходил к ней.

Будем постоянно молиться святителю Христову, чтобы он и в будущие времена и лета не оставлял нас своей любовью, а ниспосылал нам свои щедрые и богатые милости.

Святителю отче Николае, моли Бога о нас! С праздником, православные!

Протоиерей Валерий Захаров. 2008г

СВЯТИТЕЛЬ НИКОЛАЙ - ЗАЧЕМ ПОЧИТАНИЕ НЕТЩЕСЛАВНОМУ СВЯТОМУ?

Когда мы говорим о святителе Николае Мирликийском, вспоминаем в первую очередь о чудесах. А на что было бы разумнее обратить внимание?

Все, кто чтит Николая Чудотворца, кто собирается в день его памяти подарки дарить, песни петь, в храм идти, посмотрите, прошу вас, на то, что на иконах находится в руках у святителя. У него в левой руке - Книга, и не думаю, что нужно быть телевизионным "знатоком", чтобы при помощи мозгового "штурма" в течении минуты угадывать, что же это за книга. Это - Четвероевангелие Господа Иисуса Христа, которое Николай, как епископ Церкви, должен был проповедовать словом и делом.

Если бы нам пришлось, удалось, посчастливилось жить во времена Николая и быть в числе его паствы, то он нам проповедовал бы именно эти живые слова. Он говорил бы нам о том, что нельзя делать другим того, чего себе не желаешь; что нельзя бояться убивающих тело и потом не могущих более ничего сотворить; что нельзя смотреть на женщину с вожделением. Одним словом, он был бы для нас учителем Небесных истин. Чудеса были бы следствием Евангельского учения. Они были бы "прилагательными" к святости, а "существительным" была бы жизнь, согласная с учением Господа.

А что же мы? Мы бы, конечно, обращались к нему с просьбами о помощи, потому что это понятнее и легче. Мы жаждали бы молитв святого, прикасались бы к краю риз его в конце Литургии с надеждой освятиться, и он бы не лишал нас чудотворного своего заступления. Но раз за разом он все равно бы возвращал наш ум к слушанию Божественных слов и к питанию души ими.

nb674153

Есть почитание, вмещающееся целиком в восхваление и воспевание. Зачем оно вятому, который не тщеславен? Но есть почитание как подражание, когда почитатели стремятся научиться именно тому, что было дорого для святого. Вот это - то, что надо.

Ну, каким образом можно почтить святителя, пренебрегая, скажем, Книгой, которую он проповедовал? Если свят он в наших глазах, то свято должно быть вдвойне и то, что для него было свято. Для него же была свята Нагорная проповедь в изложении Матфея, и стремительная краткость Маркового благовествования, и притчи, переданные Лукой, и небесные созерцания Иоанна. Мы же хотим почтить святого, выпрашивая чудес для себя, помощи для себя, подарков для себя, а на дела Господни не взираем.

Посмотрите, редко в каком храме на Николая будет столько же народу, сколько в рядовое воскресенье. Как правило, в рядовое воскресенье народу будет меньше, а на Николая - больше. И как это назвать? Какое имя подобрать этому хождению на голове и перевертыванию жизни вверх тормашками? Хотим чтить святых - должны в первых почтить Господа, освятившего Своих избранников. Должны почтить Того, перед Кем меркнет всякая святость, ибо Он един Свят! Перед Ним "падают двадцать четыре старца и поклоняются, и полагают венцы свои перед Престолом, говоря: "Достоин Ты, Господи, приять славу, и честь, и силу: ибо Ты сотворил все, и все по Твоей воле существует и сотворено" (Откр. 4:10-11)

Николай может спросить всех своих неразумных чтителей: "Почему это ты в мой день в храм идешь, а в день Воскресения Господа - нет? Почему ты чтишь меня, а не чтишь достойно Того, кому я служу и делом, и словом, и мыслью? Почему ты умеешь читать, но не усердствуешь в чтении Евангелия?" И так далее.

Нужно в день памяти Николая взять у него из рук святую Книгу. Как только мы у него ее возьмем, тотчас в руках у него появится другая такая же, так что всем желающим хватит. Взяв Книгу, возьмем за правило читать ее ежедневно: утром главу до работы, вечером главу перед сном. Читаемое, хоть и не сразу, хоть и не без труда, будет цепляться за память и станет предметом размышления среди дневной суеты и повседневных занятий.

Со временем совершится даже такое чудо, что встретившись, два христианина будут спрашивать друг друга о смысле евангельских слов и об их возможном толковании. Не скажет один другому: "Как вчера Спартак сыграл?", или "За кого ты голосовать будешь?", зато спросит: "Как ты понимаешь притчу о закваске и трех мерах муки?"

Это будет означать, что Евангельские слова Спасителя заняли в сознании людей подобающее, то есть главное место, и потеснили с первых мест всякую чепуху. Это будет верным признаком выравнивания искривленной прежде жизни, поскольку, как только Бог займет в жизни человека главное место, все остальное поспешит занять свои подобающие места.

Все в мире указует на Господа и к Господу возводит окрыленную верой мысль. Достигнув святости в чине архиерейском, Николай напоминает нам о Небесном Первосвященнике, Который "всегда жив" (Евр. 7:25) Он - Христос - есть подлинный Архиерей. Живущий вовеки, "святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный превыше небес" (Евр. 7:26)

К нему должна взойти мысль христианина и в день памяти Николая. И сами персты правой Николаевой руки сложены так, чтобы благословить нас именем Христовым, а в левой руке у святителя - Евангелие Господа. То самое Евангелие, о котором мы условились, что начнем вдумчиво читать его не далее, как с сегодняшнего дня.

Протоиерей Андрей Ткачев

www.andreytkachev.com

Что такое душа?

Почему-то не каждый из нас задается таким вопросом. А если кто-то вдруг, очнувшись от безликости и серости мира, и решает стать исследователем земли неизвестной, то сразу понимает, какую ношу он на себя принял.

Ах, как хорошо, на первый взгляд, видна душа нашего ближнего! Сколько в один момент мы находим в ней порока и еще много всего, к чему мы брезгуем и стыдимся даже прикоснуться. Мы рассматриваем ближнего, как смотрят на уродцев в анатомическом театре. Посетители смотрят друг на друга и тихо шепчутся, делясь впечатлениями: "Вот здесь очень хорошо видна его похотливая сторона, а если зайти с этой стороны... так он еще и обжора, и вор, и лгун..."

Исследовать чужую территорию приятно и совсем не больно. Именно не больно. Боль - первый признак болезни, а где болит больше - там и язва. Страшная, нарывающая, истекающая гноем. Так где же это место, многоболезненное, многострадальное? В душе? У меня? Не может быть. Только не я. Это у них у всех душа такая, это они все кричат от боли, но ведь я должен, я просто обязан быть здоровым...

Когда, наконец, обнаруживаешь душу и у себя - весь мир становится другим. Душа - как мутная вода: чем глубже - тем страшнее, холоднее. Как же там, на глубине моей души? Где ее дно? Надо, обязательно надо не побояться, набраться мужества - и нырнуть поглубже... и окажется, что эта глубина ведет прямо на дно ада. Но как же так? Я так хотел быть не таким как все, мне все мечталось прожить жизнь по-другому, иначе... Я презирал других и до сих пор никак не мог понять, почему все ныряющие в глубины своей души, когда снова появлялись на поверхности, уже были другими, совершенно другими. Странно! Но эта глубина принесла облегчение. Стало намного все понятней и ясней.

Жить - значит просветлять и просветляться. Ведь ад так боится света, так значит - Свет... Нам нужен СВЕТ! И Он обязательно появится, только надо не забыть Его позвать. Только позвать... Господи!

Архимандрит Иоасаф (Перетятько)

http://otrok-ua.ru/sections/art/show/

Ошибки прошлого

nb674154

Всем нам знакома фраза: "Знал бы где упасть - соломки бы подстелил". Так и мы, оглядываясь на нашу прожитую жизнь, непрестанно сожалеем о содеянных нами ошибках. И как хочется вернутся лет этак на "ндцать" назад и прожить свою жизнь заново, правильно и без ошибок, за которые, в последствии, становиться так мучительно больно:

К сожалению, такой возможности у человеческого рода - нет, вот и приходится нам нести в своем сердце груз тяжелых и непоправимых ошибок, совершенных нами в нашей жизни по неведению и незнанию.

Часто приходит чувство тоски и уныния, мы чувствуем свою несостоятельность в жизни, будущее наше не предвещает нам ничего хорошего, мы словно рыбы, выброшенные на берег, задыхаемся от душевной тоски и внутреннего одиночества.

Но, дорогие друзья, не будем отчаиваться и унывать! Необходимо помнить и понимать всем своим израненным сердцем, что все, что ни происходило с нами в нашей жизни - было попущено нам Богом для спасения нашей души! Как ни странно, но именно наше раскаяние и сожаление об ошибках нашей прошлой жизни - это и есть наш первый и самый главный шаг к спасению своей безсмертной души!

Раскаиваться в ошибках своей прожитой жизни - значит реально осознавать, что содеянные нами в прошлом дела - это грех. А осознание собственных грехов - это и есть открытая дверь в нашу новую жизнь! Ведь теперь, когда у нас больше опыта в жизни, пусть и совсем не приятного опыта, мы действительно имеем шанс начать новую жизнь, ту, о которой мы так мечтали!

Нам дарит великое утешение то, что после Таинств Исповеди и Святого Причащения, все наши грехи и прегрешения утрачивают свою власть над нами, они попросту исчезают, перестают быть навсегда. И мы опять становимся чисты и невинны, как и в начале нашей жизни, а, значит, мы можем и должны начать новую для себя жизнь, не совершая прежних ошибок, и, с Божией помощью, не допуская новых!

Если ошибки прошлого нас мучают и терзают, мы должны перестать думать о них, ибо все, рассказанное нами на исповеди священнику, прощено и забыто. Следовательно, нам надо прекратить оглядываться назад, а идти только вперед, ибо, по Евангельским словам Спасителя, оглядывающийся назад не благонадежен для Царствия Небесного!

Ошибки прошлого не должны отравлять нашу жизнь. Как только мы осознаем, что без этих ошибок был бы невозможен наш путь к Богу, то мы сразу перестанем впадать в тоскливое болото уныния и отчаяния, а будем непрестанно твердить - Слава Богу за все!

В завершении, хотелось бы прочесть замечательное стихотворение монахини Антонии (Берг):

СЛАВА БОГУ ЗА ВСЁ!

nb674155

Где-то там далеко и когда-то давно
Жил премудрый и опытный старец.
Он не раз говорил, непрестанно твердил:
"Слава Богу за скорбь и за радость."
  +++
Если кто-то тебе что-то грубо сказал
Или плохо к тебе относился,
Знай об этом, мой друг, воля Божия тут,
С этим надо всегда нам мириться.
+++
Если ты заболел, занемог тяжело,
И не можешь с постели подняться,
Значит так суждено, по грехам нам дано,
И не надо роптать и бояться.
+++
Если кто на тебя клеветал и роптал,
То не надо и в этом смущаться.
Знай, Господь для спасения тебе это дал -
Надо всех здесь любить и смиряться.
+++
Если кто-то тебя чем-то здесь оскорбил -
Не старайся пред ним оправдаться,
А при этом при всём ты смиряйся и знай,
Что Господь помогает спасаться.
+++
Если, может, покажется крест твой тяжёл,
 
Не под силу тебе он достался,
Знай, Господь не по силам тебе б не послал -
Не ропщи, а люби и смиряйся.
+++
Научись ты творить волю Божию всегда,
Может быть, мы и будем гонимы,
И с сумой на плечах, со слезами в глазах,
И родными не будем любимы.
+++
Если будет печаль, и болезни, и скорбь,
Если в чём-то страдать нам придётся,
Никого не вини, а всегда говори:
"Всё от Бога нам, грешным, даётся".
+++
Наши годы пройдут, все друзья отойдут,
Незаметно подкатится старость,
Но всегда ты тверди, и всегда говори:
"Слава Богу за скорбь и за радость."

Источник: "Семья и вера"

www.diveevo.ru

По благословению митрополита Александра, Главы Митрополичьего Округа, объявляется набор группы к "Святыням Черногории" с 10.06 - 20.06. 2013гогда

1 День. 10.06 Пн. Вылет из Алматы 5.40, Киев 8.05. Вылет из Киева 11.00. Прибытие в Тиват 13.30. Встреча в аэропорту. Размещение. Знакомство. Обзорная экскурсия по Старому Городу Будвы. Ночлег

2   День. 11.06-Вт.   Свободный день. По желанию Факультативная экскурсия:"Зетская Святая гора"-Скадарское озеро. Стоим 35 еврnb674156

3  День. 12.06-Ср.   Будва - Савина- Пераст - Котор - Будва  залив Бока-Которская. Савинский Успенский монастырь. Святыни: икона Пресвятой Богородицы "Савинская", город Пераст. Частица ризы Богородицы.  Посещение на катере острова "Богородица на рифе". Город Котор. Собор святого Трифона (святыни: мощи св. муч. Трифона, част. Животворящего Креста Господня, част. мощей свв. Марии Магдалины, ап. Фомы, Поликарпа Смирнского, Космы и Дамиана, Сергия и Вакха). Церковь святого апостола Луки (Х?? век), святыни: частицы мощей свв. ап. Луки, мучеников Авксентия, Мардария, Евстафия, Евгения и Ореста. Церковь св. Николая, част. мощ. свт. Николая Чудотворца.

4 День. 13.06 Чт.  Будва -Подгорица - Златица - Морача - Будва Подгорица. Соборный Храм Воскресения Христова   Раннехристианский монастырь Златица. Поездка вдоль каньона реки Морача, монастырь Морача 1252 г. Святыня: рука свящ. муч. Харалампия, еп. Магнезийского (??? в.). По возможности: монастырь Дуга В монастыре хранятся более 80 святынь! Обед в этно-ресторане. Возвращение.

5День. 14.06 Пт.  Будва - Острог- Ждребаоник - Дайбабе - Будва Монастырь Острог XVII в. - величайшая святыня на Балканах. Мощи св. Василия Острожско Чудотворца. монастырь ЖдребаоникУспенский монастырь Дайбабе- подземный дом ЦарицыНебесной.  Возвращение в Будву.

6День. 15.06 Сб. Будва -Подмаине - Градиште- Режевичи - Прасквица Будва Выезд во второй половине дня. Знакомство с Успенским монастырем Подмаине - Подострог  (XV-XVIII-ХХ вв.). .Монастырь Прасквица Осмотр церквей св.Троицы и св.Николая,  Монастыри Режевичи, Градиште  (XIII-XVIIIв.). Возвращение в Будву.

7День. 16.06 Вс.  Литургия в монастыре Подмаине или в церкви Святой Троицы в Старой Будве. Паломники добираются самостоятельно. Свободный день.

8День. 17.06 Пн.    Будва - Цетинье - Ловчен - Будва Престольная столица Черногории - Цетинье.  Цетиньский монастырь Рождества Богородицы. Святыни: десница Иоанна Крестителя, часть Древа Креста Господня, мощи свт. Петра Цетиньского (+1830).Посещение Национального парка Ловче Возвращение в Будву.

9 День. 18.06 Вт. Свободный день. Факультативная экскурсия.

10 День. 19.06 Ср. Свободный день. Факультативная экскурсия.

11 День. 20.06 Чт.Свободное время. Отъезд в аэопорт Тиват. Вылет 14.30 Прилет в Киев 17.00. Вылет из Киева 20.00. Прилет в Алматы 04.00 21.04 Стоимость паломничества 1600 Евро В стоимость включено: Авиа перелет, виза, проживание, питание- завтрак, комфорт. Автотранспорт. ТЕЛЕФОНЫ ДЛЯ СПРАВОК; 317-317-2, 8 702 220 1998, трансавиа - 315- 315- 2

 
Православный Календарь с 19 Мая 2013 г. по 25 Мая 2013 г.

Воскресенье, 19 Мая 2013 года. Неделя 3-я по Пасхе, св.жен-мироносиц. Свв.жен-мироносиц, прав. Иосифа Аримафейского и Никодима (празднование в Неделю 3-ю по Пасхе). Блгв. Тамары, царицы Грузинской (переходящее празднование в Неделю жен-мироносиц). Прав. Иова Многострадального (ок. 2000-1500 гг. до Р.Х.). Прп. Иова, игумена и чудотворца Почаевского. Мчч. Варвара воина, Вакха, Каллимаха и Дионисия (ок. 362). Мч. Варвара, бывшего разбойника. 

Понедельник, 20 Мая 2013 года. Седмица 3-я по Пасхе. Воспоминание явления на небе Креста Господня в Иерусалиме (351).Мч. Акакия сотника (303). Прп. Нила Сорского (1508). Прпп. Иоанна Зедазнийского и учеников его: Авива, еп. Некресского, Антония Марткопского, Давида Гареджийского, Зенона Икалтского, Фаддея Степанцминдского, Исе (Иессея), еп. Цилканского, Иосифа, еп. Алавердского, Исидора Самтавийского, Михаила Улумбийского, Пирра Бретского, Стефана Хирского и Шио Мгвимского (VI) (Груз.). Новомч. Пахомия Патмосского (1780) (Греч.). Любечской (XI) и Жировицкой (1470) икон Божией Материnb674157

Вторник, 21 Мая 2013 года. Апостола и евангелиста Иоанна Богослова (98-117). Прп. Арсения Великого (449-450). Прпп. Арсения трудолюбивого (XIV) и Пимена постника (XII), Печерских, в Дальних пещерах. Прп. Арсения Новгородского, юродивого. Прп. Иеракса Египетского. 

Среда, 22 Мая 2013 года. Перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар (1087). Прор. Исаии (VIII в. до Р.Х.). Мч. Христофора (ок. 250). Прп. Шио Мгвимского (VI) (Груз.). Перенес. мощей мч. Гавриила, младенца Белостокского. Мч. Епимаха Нового, Александрийского. Мч. Гордиaна Римского. Прпмч. Николая Фессалийского. Прп. Иосифа Оптинского. 

Четверг, 23 Мая 2013 года. Апостола Симона Зилота (I). Свт. Симона, чудотворца Печерского, еп. Владимирского и Суздальского, в Киеве, в Ближних пещерах почивающего (1226). Блж. Симона Юрьевского, юродивого. Мчч. Алфия, Филадельфа, Киприана, Онисима, Еразма и иных (251). Мч. Исихия Антиохийского (IV). Прп. Исидоры юродивой (IV). Блж. Таисии (V). Прп. Лаврентия, Египетского. Киево-Братской иконы Божией Матери (1654). 

Пятница, 24 Мая 2013 года. Равноапп. Мефодия (885) и Кирилла (869), учителей Словенских. Сщмч. Мокия (ок. 295). Равноапп. Ростислава, князя Великоморавского (870). Прп. Софрония, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIII). Сщмч. Иосифа, митр. Астраханского (1672). Свт. Никодима, архиеп. Сербского (1325). Новомчч. Диоскора и Аргира (Греч.). Константинопольской иконы Божией Матери. 

Суббота, 25 Мая 2013 года. Свт. Епифания, еп. Кипрского (403). Свт. Германа, патриарха Константинопольского (740). Прославление сщмч. Ермогена, патриарха Московского и всея России, чудотворца (1913). Прп. Дионисия, архимандрита Радонежского (1633). Свтт. Савина, архиеп. Кипрского (V), и Полувия, еп. Ринокирского (V). Новомч. Иоанна Влаха.

Икона дня

Православный календарь

Расписание богослужений

Богослужения в нашем храме совершаются ежедневно

Начало богослужений:

В будни – утром в 8.00 ч., вечером в 16.00

В воскресные дни – утром в 7 и 9 чч., вечером в 16.00