• slide10
  • slide6
  • slide9
  • slide8
  • slide1

Неделя 6-я по Пасхе (09.06.2013)

Вознесение Господне

nb677175

Христос воскресе!

Проповедь об исцелении слепорожденного

Христос Воскресе! Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

nb677177

Сегодня, братья и сестры, Святая Церковь предложила нашему вниманию евангельское повествование, которое напомнило нам о чуде исцеления слепорожденного. Проходя мимо врат, где находилось множество нищих, Господь увидел слепого человека. Подойдя к нему, Христос помазал брением глаза этого человека и велел ему умыться в Силоамской купели. Когда слепой это сделал, он стал видеть.

Это чудо совершилось в субботу. Законники и старейшины иудейские не могли не укорить ни Того, Кто совершил чудо, ни того, над кем чудо было совершенно. Фарисеи с осуждением и злобой стали говорить, что не от Бога был Этот Человек, потому что Он не соблюдает субботу. Исцеленный сказал: "Разве может грешника послушать Господь? Разве может грешник совершить подобное чудо?" Старейшины иудейские не поверили, что исцеленный действительно был слеп от рождения и для выяснения позвали его родителей. Родители засвидетельствовали, что он действительно был рожден слепым, но кто совершил чудо исцеления им также не ведомо.

Спустя некоторое время, Господь находит бывшего слепого и спрашивает его:

- Веруешь ли ты в Сына Божиего?

- А кто Он?

- Он Тот, Кто говорит с тобою.

- Верую, Господи, - сказал человек, поклонившись Ему.

Сегодня последний воскресный день пасхального периода. Почему именно это евангельское повествование предлагает нам сегодня Святая Церковь? Чему она хочет нас научить? Обращали ли мы внимание на поведение человека, над которым было совершенно чудо исцеления? На вопрос старейшин он вначале говорил о Христе как о человеке, но в дальнейшем он называет Его не просто человеком, а говорит о Нем как о пророке, Которого услышал Бог. И когда Господь спрашивает: "Веруешь ли ты в Сына Божия?", он исповедует свою веру в Него и совершает Ему поклонение. Как часто мы в своей жизни встречаем Господа! Хотя многие скажут: "А я не встречал реально в своей жизни Господа и не имел возможности вот так как этот слепорожденный с Ним беседовать". Господь постоянно находится рядом с каждым из нас. Но отчего мы Его не замечаем? А от того, что, имея физическое зрение, мы слепы духовно. И поэтому не имеем реального ощущения близости нашего Спасителя. Для того чтобы очи нашей души были зрячими, каждому из нас нужно позаботиться об очищении нашего сердца и души от греховной скверны. Из-за того, что мы пребываем в грехах своих, мы не имеем возможности видеть Христа, Который находится рядом с каждым из нас.

Для того чтобы очистить душу от греховной скверны, необходимо приложить очень много усилий для своего исправления. Господом всё дано нам для того, чтобы очистить душу и сердце. Прежде всего, это Божественная благодать, которая обильно изливается на всех живущих на земле людей. И от нас зависит, сможем ли мы с пользой воспользоваться этим величайшим Божественным даром.

Обратите внимание, с каким вопросом обращаются ученики к своему Божественному Учителю, когда они увидели этого слепорожденного: "Кто согрешил, он или родители его?" "Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии" (Ин.9:3). Ведь мы тоже очень часто задаем самим себе вопрос: "А за что Господь посылает мне то или иное испытание: болезнь, потерю, скорбь?" Наказывает ли нас Господь? Наказал ли Бог этого слепого человека? Его не за что было наказывать. Ведь Сам Господь говорит, что ни он, ни его родители не были грешными людьми. Значит, скорби, болезни, потери и трудности, которые встречаются на нашем жизненном пути, посылаются нам для того, чтобы в нашей жизни совершалось Божественное действие. Так почему мы противимся тому, чтобы Бог действовал в жизни каждого из нас? Почему мы с недовольством принимаем то, что Господь посылает нам ради нашего спасения? Мы должны понимать, что всё в нашей жизни совершается по всеблагому Божественному Промыслу. Бог заботится о каждом из нас. А значит, все, что Он подает нам в жизни, мы должны принять с благодарностью.

Мне хотелось бы обратить ваше внимание еще на один момент. Иногда мы жалуемся, что дети наши бывают нерадивы. И что бы мы ни предпринимали - никакого положительного результата. А причина и вина в нас самих: иногда наш личный грех является причиной того, что наши дети живут греховно. Иногда наша нераскаянность и наше нежелание исправиться и стать лучше являются причинами того, что наш ребенок идет не по стезям спасения. Но как исправить ситуацию? Что делать? Не словами, не убеждениями мы должны исправлять наших детей, а нашими поступками.

Мне вспоминается одно повествование. У одного человека заболел ребенок, казалось бы, неизлечимым онкологическим заболеванием. Он приходит к священнику и говорит: "Отче, что мне делать?" После долгой беседы священник помог увидеть тот грех, в котором пребывал несчастный отец. Священник сказал ему: "Вот ты увидел свой грех - раскайся в нем, попроси у Бога прощения, и никогда не возвращайся к этому греху". Человек попросил у Бога прощение, и сын пошел на поправку. Все окружающие удивлялись: как же так, ведь от него уже отказались врачи. Проходит некоторое время, и по человеческой слабости отец вновь впал в тот же грех. К сожалению, сын умер.

Поэтому, братья и сестры, если мы хотим, чтобы наши дети шли по стезям спасения, - будем исправляться сами. Не будем грешить, будем жить так, как должен жить всякий верующий во Христа человек.

Дай Бог, чтобы те уроки, которые нам сегодня были преподаны Святой Церковью, были полезными и спасительными для каждого из нас. Дай Бог, чтобы мы сами не грешили, и чтобы из-за наших грехов не гибли наши дети и внуки. Дай Бог, чтобы, просветившись светом Пасхи Господней, каждый из нас имел не только физическое, но и духовное зрение. Аминь.

Протоиерей Валерий Захаров,2012г.

Отрешиться от земли

В конце прошлого века Церковь канонизировала давно почитаемого в народе епископа Феофана (Говорова). И теперь имя его в истории - святитель Феофан Затворник. Подвижник, богослов и духовный наставник множества христиан. Всестороннее образование, свободное владение несколькими иностранными языками, глубокие знания в области медицины, психологии и других науках - всё это было использовано им для служения Церкви.

nb677178

Чтобы научить святости, нужно быть причастным к ней, непрестанно гореть духовным огнём, а для этого необходимо уединение с Богом. Вершиной подвига святителя стал двадцатидвухлетний затвор в Вышенском Успенском монастыре, где он всё же не оставлял жаждущих его наставлений. Ежедневно вышенский затворник получал несколько десятков писем и находил силы отвечать всем. Эти годы затвора святителя дали обильный плод - бесчисленные богословские труды.

"Отрок" публикует фрагменты из творений святителя Феофана Затворника, чтобы кому-то напомнить, а кого-то, быть может, и познакомить с бесценными мыслями, которые указывают путь ко спасению.

Кого не было при сретении Господа, когда Он торжественно, как царь, входил в Иерусалим, и кто не взывал тогда: осанна Сыну Давидову! (Мф. 21, 9). Но прошло только четыре дня, и тот же народ, тем же языком кричал: распни, распни Его! (Лк. 23, 21). Дивное превращение! Но что дивиться? Не то же ли самое делаем и мы, когда по принятии святых Таин Тела и Крови Господних, чуть только выходим из церкви, забываем всё, - и своё благоговение, и Божию к нам милость, и предаёмся по-прежнему делам самоугодническим, сначала маленьким, а потом и большим, и, может быть, ещё прежде четырёх дней, хоть не кричим другому: "распни!" - а сами распинаем в себе Господа. И всё это видит и терпит Господь! Слава долготерпению Твоему, Господи!

Не то, что входит в уста, оскверняет человека; но то, что выходит из уст, оскверняет человека (Мф. 15, 11). Господь сказал это не потому, чтоб Он не благоволил к посту или считал его не нужным для нас, - нет, и Сам Он постился, и апостолов научил тому, и в Церкви Своей святой установил посты, а сказал это для того, чтобы, постясь, мы не ограничивались одним малоядением или сухоядением, но заботились при этом и душу свою держать в посте, не поблажая её пожеланиям и страстным влечениям. И это главное. Пост же служит могущественным тому средством. Основа страстей в плоти; когда измождена плоть, тогда словно подкоп подведён под страсти и крепость их рушится. Без поста же одолеть страсти - было бы чудом, похожим на то, чтобы быть в огне и не обгорать. У того, кто довольствует пространно плоть свою пищею, сном и покоем, как держаться чему-нибудь духовному во внимании и намерениях? Отрешиться от земли и войти в созерцание невидимых вещей и стремление к ним ему столь же удобно, как одряхлевшей птицей подняться от земли.

Открывающаяся в сознании и опыте причина худой жизни есть ослабление в нас чувства страха Божия, или чувства зависимости от Бога, ослабление, доходящее иногда до крайней степени - до совершенной потери сего чувства. Действующее в нас начало греховной жизни есть себялюбие или самоугождение, иначе - эгоизм, самость. Сокрушается самость, и воскресает у человека страх Божий, или чувство зависимости от Бога, в покаянии. Тот человек живёт в состоянии отпадения от Бога, который для себя только живёт и не думает о Боге и небе, или, по словам Давида, не предлагает Бога пред собою (Пс. 53, 5; 85, 14).

Господь гордым противится, смиренным же даёт благодать (Притч. 3, 34). Припомни особенно слова эти, когда идёшь на исповедь. Ничто так, как гордость, не вяжет языка сказать: грешен. Смирись же пред Господом, не пощади себя, не убойся лица человека. Раскрой срамоту свою, да омоешься; покажи раны свои, да исцелеешь; расскажи все неправды твои, да оправдишься. Чем безжалостнее будешь к себе, тем больше жалости явит к тебе Господь, и отойдёшь ты с сладким чувством помилования. Это и есть благодать Господа нашего Иисуса Христа, даваемая от Него тем, которые смиряют себя искренним исповеданием грехов своих.

Саможаление - корень всех наших поползно¬вений на грех. Кто же не снисходит себе, тот всегда твёрд в добре. Больше всего держать надо в самой строгой дисциплине плоть, эту рабу несмысленную. Когда томят её, она смиренна; а дай ей только малую льготу, уж она начинает показывать когти...

Погибели предшествует гордость, и падению - надменность (Притч. 16, 18). Стало быть, не допускай мыслей злых, и не будет падений. Между тем, о чём больше всего небрегут? О мыслях. Им позволяют бурлить сколько и как угодно, и думать не думают когда-нибудь укрощать их или направлять к разумным занятиям. А между тем, в этой суматохе внутренней подходит враг, влагает зло в сердце, обольщает его и склоняет на это зло. И человек, сам того не замечая, является готовым на зло. Остаётся ему или исполнять скованное сердцем зло, или бороться. Но то наше горе, что за последнее никто почти не берётся, а все, как связанные, ведутся на зло.

Последняя цель человека - в Боге, в общении или живом союзе с Богом. Созданный по образу и подобию Божию человек по самой природе своей есть некоторым образом Божеского рода. Будучи же рода Божия, он не может не искать общения с Богом не только как со своим началом и первообразом, но и как с верховным благом. Потому-то сердце наше и бывает довольно только тогда, когда обладает Богом и бывает обладаемо от Бога. Ничто, кроме Бога, не успокаивает его. Соломон много знал, многим обладал и многим наслаждался; но всё это наконец должен был признать суетою и крушением духа (Еккл. 1, 8, 17-18; 3, 10-11; 8, 17). Один покой для человека в Боге.

http://otrok-ua.ru/

Отдание Пасхи

В день, когда Церковь прощается с Пасхой, мы предлагаем вниманию читателей рассказ Василия Никифорова-Волгина (1900-1941), замечательного писателя, драматурга и журналиста.

В течение сорока дней в церкви поют "Христос Воскресе".

nb677179

- В канун Вознесения, - толковал мне Яков, - плащаницу, что лежала на престоле с самой Светлой заутрени, положат в гробницу, и будет покоиться она в гробовой сени до следующего Велика Дня... Одним словом, прощайся, Васенька, с Пасхой!

Я очень огорчился и спросил Якова:

- Почему это все хорошее так скоро кончается?

- Пока еще не все кончилось! Разве тебе мать не сказывала, что еще раз можно услышать пасхальную заутреню... на днях!

Mеня бросило в жар.

- Пасхальная заутреня? На днях? Да может ли это быть, когда черемуха цветет? Врешь ты, Яков!

- Ничего не вру! День этот по церковному называется "Отдание Пасхи", а по народному - прощание с Пасхой!

Когда я рассказал об этом Гришке, Котьке и дворнику Давыдке, то они стали смеяться надо мною.

- Ну, и болван же ты, - сказал дворник, - что ни слово у тебя, то на пятачок убытку! Постыдился бы: собаки краснеют от твоих глупостев!

Мне это было не по сердцу, и я обозвал Давыдку таким словом, что он сразу же пожаловался моему отцу.

Меня драли за вихры, но я утешал себя тем, что пострадал за правду, и вспомнил пословицу: "За правду и тюрьма сладка!". А мать выговаривала мне:

- Не произноси, сынок, черных слов! Никогда! От этих слов темным станешь как ефиоп, и ангел твой, что за тобою ходит, навсегда покинет тебя!

И обратилась к отцу:

- Наказание для ребят наша улица: казенка, две пивных да трактир! Переехать бы нам отсюда, где травы побольше, да садов... Нехорошо, что в город мы перебрались! Жили бы себе в деревне...

Перед самым Вознесением я пошел в церковь. Последнюю пасхальную заутреню служили рано утром, в белых ризах, с пасхальною свечою, но в церкви почти никого не было. Никто не знает в городе, что есть такой день, когда Церковь прощается с Пасхой.

Все было так же, как в Пасхальную заутреню ночью, - только свет был утренний, да куличей и шума не было, и когда батюшка возгласил народу: "Христос Воскресе", не раздалось этого веселого грохота: "Воистину Воскресе!".

В последний раз пели "Пасха священная нам днесь показася".

После пасхальной литургии из алтаря вынесли святую плащаницу, положили ее в золотую гробницу и накрыли стеклянной крышкой.

И почему-то стало мне тяжело дышать, точно так же, как это было на похоронах братца моего Иванушки.

Я стал считать по пальцам - сколько месяцев осталось до другой Пасхи, но не мог сосчитать... очень и очень много месяцев!

После службы я провожал Якова до ночлежного дома, и он дорогою говорил мне:

- Доживем ли до следующей Пасхи? Ты-то, милый, в счет не идешь! Доскачешь! А вот я - не знаю. Пасха! - улыбнулся он горько, - только вот из-за нее не хочется помирать!.. И скажу тебе, если бы не было на земле Пасхи, почернел бы человек от горя! Нужна Пасха человеку!

Мы дошли до ночлежного дома. Сели на скамью. Около нас очутились посадские, нищебродная братия, босяки, пьяницы и, может быть, воры и губители. Среди них была и женщина в тряпье, с лиловатым лицом и дрожащими руками.

- В древние времена, - рассказывал Яков, - после обедни в Великую Субботу никто не расходился по домам, а оставались в храме до Светлой заутрени, слушая чтение Деяний апостолов... Когда я был в Сибири, то видел, как около церквей разводили костры в память холодной ночи, проведенной Христом при дворе Пилата... Тоже вот: когда все выходят с крестным ходом из церкви во время Светлой заутрени, то святые угодники спускаются со своих икон и христосуются друг с другом.

Женщина с лиловым лицом хрипло рассмеялась. Яков посмотрел на нее и заботливо сказал:

- Смех твой, это слезы твои!

Женщина подумала над словами, вникла в них и заплакала.

Во время беседы пришел бывший псаломщик Семиградский, которого купцы вытаскивали из ночлежки читать за три рубля в церкви паремии и апостола по большим праздникам, и про которого говорили: "Страшенный голос".

Выслушав Якова, он откашлялся и захотел говорить.

- Да, мало что знаем мы про свою Церковь, - начал он, - а называемся православными!.. Ну, скажите мне, здесь сидящие, как называется большой круглый хлеб, который лежит у царских врат на аналое в Пасхальную седьмицу?

- Артос! - почти одновременно ответили мы с Яковом.

- Правильно! Называется он также "просфора всецелая". А каково обозначение? Не знаете! В апостольские времена, во время трапезы, на столе ставили прибор для Христа в знак невидимого Его сотрапезования...

- А когда в церкви будут выдавать артос? - спросила женщина и почему-то застыдилась.

- Эка хватилась! - с тихим упреком посмотрел на нее Яков. - Артос выдавали в субботу на Светлой неделе... К Вознесению, матушка, подошли, а ты - артос!

- Ты мне дай крошинку, ежели имеешь, - попросила она, - я хранить ее буду!

Семиградский разговорился и был рад, что его слушают.

- Вот, поют за всенощным бдением "Свете тихий"... А как произошла эта песня, никто не знает...

Я смотрел на него и размышлял:

- Почему люди так презирают пьяниц? Среди них много хороших и умных!

- Однажды патриарх Софроний, - рассказывал Семиградский, словно читая по книге, - стоял на Иерусалимской горе. Взгляд его упал на потухающее палестинское солнце. Он представил, как с этой горы смотрел Христос, и такой же свет, подумал он, падал на лицо Его, и так же колебался золотой воздух Палестины... Вещественное солнце напомнило патриарху незаходимое Солнце - Христа, и это так растрогало патриарха, что он запел в святом вдохновении:

- Свете тихий, святыя славы...

"Обязательно с ним подружусь!" - решил я, широко смотря на Семиградского.

В этот день я всем приятелям своим рассказывал, как патриарх Софроний, глядя на заходящее палестинское солнце, пел: "Свете тихий, святыя славы".

Василий Никифоров-Волгин

Вознесение Господне

nb677180

Человек на земле всего лишь гость, странник, который совершает свой "крестный ход" в вечность. А Господь Своим Вознесением указывает ему путь восхождения к ней.

Вспомним Евангелие. В сороковой день Христос явился апостолам в Иерусалиме и вывел их из города на гору Елеонскую, где Он сообщил им о ниспослании Святого Духа, затем благословил апостолов и вознесся на небо.

Когда светлое облако скрыло Господа от учеников, им явились два ангела, сказав, что Господь снова придет на землю так же, как видели его восходящим на небо. Апостолы поклонились вознесшемуся Господу и возвратились в Иерусалим.

Апостолы Христовы и святые отцы учат нас, что Господь взошел на Небо и воссел на одном престоле с Отцом Небесным, не расставшись со своим человеческим естеством. Так же как, родившись Человеком на земле, Он не расставался со Своей Божественной природой.

В восхождении, устремлении ввысь заключен глубокий смысл. Куда вознесся Господь? Не просто в небо, а в то Царство, которое "внутри нас есть".

Всем нам надлежит вознестись над суетой, над заботами житейскими, переступить через свой человеческий страх о завтрашнем дне, который заставляет вгрызаться в жизнь и думать только о хлебе насущном. Господь говорит нам: "Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам". (Мтф. 6:33-34)

В литургии святого Иоанна Златоуста есть обращение: "Имеем горй наши ум и сердца". Как важно хотя бы иногда отвлекаться от мирской суеты и возносить горй свой взгляд и сердце! Это время молитвы, время соединения с Богом, когда человек начинает понимать, как ему нужно проживать свою жизнь.

Вознесшись на небо, Иисус Христос, по собственному Его обещанию, невидимо всегда находится на земле среди верующих в Него и опять придет на землю видимым образом, чтобы судить живых и мертвых, которые тогда воскреснут. После чего, как сказано в Святом Писании, настанет жизнь будущего века, т. е. другая, вечная жизнь, которая для истинно верующих и благочестивых людей будет вполне блаженною, а для неверующих и грешников весьма мучительною.

Вознесение - это не утрата Бога, не разрыв с Ним, а призыв к преображению, к восхождению, вознесению ввысь вслед за Господом, в Его Царствие!

Пасха. ру

Слово на праздник Вознесения Господня

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

nb677181

Мы с вами, возлюбленные други мои, находимся еще в переживаниях величайшего события преславного Воскресения Христова.Еще только вчера, в последний раз в этом году, мы слышали и произносили своими устами слова торжественных пасхальных песнопений. А сегодня мы уже празднуем торжественное событие, имеющее огромное значение для нашей христианской Церкви, для всего человеческого рода. Сегодня Церковь напоминает нам о Вознесении на Небо Господа нашего Иисуса Христа.

"Возшед на небеса отонудуже и сошел еси..." - поет сегодня Святая Церковь подчеркивая этим величие нашего Спасителя и Господа.

Он был от начала на небесах и сошел на землю, дабы спасти погибающий род человеческий. Сошел Он на землю по любви к нам. И, завершив великое Свое земное служение, Он опять возвращается к Своему Отцу - туда, где пребывал и раньше."Отонудуже и сошел еси..." Целью воплощения Сына Божия было возвестить миру Божественную истину, направить людей на путь покаяния и спасения. Даровать людям избавление от вечной смерти. И вот, совершив дело спасения человеческого рода, примирив Бога с людьми, Господь возносится на небо...

Праздник Вознесения сочетает в себе радость встречи и радость разлуки. После искупительных страданий Учителя смерть разлучила апостолов с Ним. В скорби находились они. Но, как мы знаем, после славного Воскресения Своего Господь много раз в течение сорока дней (от Пасхи до Вознесения) являлся им, беседовал с ними, наставлял их. Каждая такая встреча учеников со своим Божественным Учителем, несомненно, была радостью для них. Но вот наступила последняя встреча. Последняя беседа Учителя с учениками. И за ней последовала разлука на долгие, долгие времена. До самого Его второго пришествия на землю. Надо бы печалиться... А апостолы и ближайшие ученики Христовы, еще маленькая Церковь, которая уже создалась на земле, находятся в радости...

Евангелист Лука повествует нам, что по Вознесении апостолы с радостью вернулись в Иерусалим (Лк. 24, 52). К этой радости они были подготовлены Самим Господом. Мы знаем, что ближайшие ученики Спасителя были неразлучны с Ним во все дни Его земной жизни. Наслаждались беседой с Ним. Слушали Его поучения. Видели чудеса, творимые Им...

Правда, тогда они еще не все полностью и правильно понимали, так как еще не были просвещены Святым Духом. Но им было радостно видеть своего Божественного Учителя, исполнять Его повеления. И потому, когда Он на Тайной вечери говорил им о том, что Ему надлежит и пострадать, и умереть, и в третий день воскреснуть, и затем совсем уйти от них, Он, конечно, заметил, что они опечалились. Утешая их, Спаситель сказал им: "Если бы вы Меня, действительно, любили, вы радовались бы, что Я иду к Отцу Моему. Для вас же лучше, чтобы Я пошел к Отцу. Потому что Я приготовлю вам место, чтобы и вы были, где Я. Я пошлю вам от Отца Духа Утешителя, Который наставит вас на всякую истину" (ср.: Ин. 14, 28).Как видите, ученики Христовы были подготовлены к предстоящей разлуке, и потому они радуются. Радуются они за своего Господа и Учителя, так как знают, что Он возвращается в ту славу, которая Ему принадлежит. Радуются и за себя, и за весь род человеческий. Что значит для нас с вами, возлюбленные други мои, Вознесение Господне?

Господь вознесся на небо для того, чтобы приготовить его к принятию всех истинных Своих последователей. "Иду уготовать место вам,- говорил Он апостолам, а в их лице и всем нам,- и аще уготовлю место вам, паки прииду, и поиму вы к Себе: да идеже есмь Аз, и вы будете" (Ин. 14, 2-3).Разве это не радость для учеников?

Вдумайтесь хорошенько в эти слова Спасителя! Сколько в них любви и попечительной заботы о людях!..Он оставил на земле Свое Божественное учение, указал путь, идя по которому мы можем достигнуть вечной блаженной жизни в неизреченном Царстве Божием. Для искупления наших грехов принял человеческую плоть. Освятил ее Своей Божественной силой и с этой преображенной плотью вознесся на небо. На то высшее небо, где особенно пребывает Бог, куда не проникает ни грех, ни смерть, где пребывают только святость и правда, где Бог открывает Свою славу в неприступном блеске. И вот там, в этом месте постоянного присутствия Божия, наш Господь Спаситель пошел приготовить место всем истинным последователям Его. Своим Вознесением на небо Господь с очевидностью засвидетельствовал, что Он воистину Сын Божий и истинный Бог. Ведь возносился Он на небо Сам, Своей собственной силой, показав при этом Свое Божественное величие.

Святой Григорий Богослов говорит: "Спасителю не нужна была колесница, не нужна была помощь и Ангелов, ибо Творец Своей Божественной силой вознесся на Небо. Возвратился туда, где пребывал от века..."

И святой Иоанн Златоуст говорит о том же величии Спасителя, о Его Божественной силе: "Не при помощи кого-либо, ведущего Его, вознесся Господь на небо, но Сам шел этим путем".

Небо, на которое вознесся Господь,- конечно, это не то звездное небо, которое мы с вами видим над собой. И не бесконечное мировое пространство, но высшее небо - место вечного пребывания Превечного Бога.

Вознесшись на небо и седе одесную Отца, Господь Спаситель показал тем самым, что как Сын Божий Он и раньше имел власть единую со Отцем. Но теперь получил ее еще и как Богочеловек, ибо Он вознесся в том самом теле, в котором пострадал и воскрес из мертвых. Как Бог Он всегда был на небеси и на всяком месте. А вот теперь Свое человеческое естество, которое Он принял от Девы Марии, Он вознес к Небесному Престолу Божию. Это ли не причина радоваться, несмотря на то, что для этого необходимо расставание с Божественным Учителем. Радость учеников и апостолов еще большая, чем наша. Они осознали величие Того, с Кем они находились в близком общении как друзья. "Вы други мои..." - так называл Господь Своих учеников (Ин. 15, 14).

Но и для нас, живущих на земле, великая радость. Вознесся Господь, плотию Своею вошел в славу Отчую - и теперь мы, как говорит святой Иоанн Златоуст, с ужасом и удивлением смотрим и видим, что в самых глубинах тайны Святой Троицы находится человек! Человек Иисус Христос!

Да, Он Сын Божий, но и нам Он родной - Человек...

Мы сказали вначале, что Вознесение - это праздник разлуки... Но какая разлука!.. Восходит Господь на небо и с Собою в тайну Божественной Жизни вносит всю тайну человека. Вот что теперь человек представляет собой! И понятна теперь нам радость апостолов.

У них теперь было уже все: было небо на земле, была вечность в них самих и они были в вечности. Вот и нам, возлюбленные, надо стремиться иметь такое же сознание. Вознесение Господне на небо имеет ближайшее отношение к нашему спасению, к личному спасению каждого из нас. В разлуке с Господом во время Его вознесения мы видим проявление любви Божией к людям, указывающей нам наше человеческое призвание. Как поучает апостол Павел: "...вышних ищите, идеже есть Христос одесную Бога седя: горняя мудрствуйте, а не земная" (Кол. 3, 1-2).Для осуществления этого высокого призвания верный помощник нам Сам Господь. Телом уходя из земного мира, Он не слагает с Себя попечения о Своей Церкви. Он обещал апостолам: "И се Аз с вами... во вся дни, до скончания века..." (Мф. 28, 20).Все великие наши праздники - это, други мои, не только воспоминание о том или ином евангельском событии или событии церковной истории. Но это светочи, указывающие нам верный путь к вечной жизни, пути совершенствования наших душ. Господь все сделал для нашего спасения. Своим Вознесением на небо Сын Божий открыл нам путь в небесные обители. Но пойдем ли мы указанным путем или остановимся где-либо на полдороге - зависит от нас. Как уже было сказано, по Вознесении Господа на небо теперь одесную Бога Отца находится Сын Человеческий, облеченный нашей человеческой плотию. И Он облекся в нее не на краткое время, а навсегда, явив этим дивную силу и дивные свойства сотворенного Им мира. А именно: все Им сотворенное способно быть духовным и богоносным. И здесь становится очевидным и величие человека, и то высокое назначение, которое уготовал человеку Бог. Трудно постичь это нам, простым людям. Трудно подняться до высоты богословия. Но мы веруем! А вера выше знаний, потому что она всесильна, и именно там, где знания бессильны. Мы веруем, что именно в этот день, день Вознесения Господня, обретена человеком возможность быть всегда с Богом. И путь к этому указан нам Христом Спасителем. Путь, которым можно достигнуть и нам высоты святой славы,- тот же самый путь, которым восшел в славу Господь наш, то есть путь креста, путь очищения, самоотвержения, путь внешних и внутренних страданий.

Проверим, возлюбленные други мои, себя, идем ли мы на небо путем Христовым? Путь Господень должен быть путем всех и каждого. За всех нас равно пострадал Господь наш. Для всех равно отверсто и небо!.. Истинный христианин во всех обстоятельствах жизни, при всех случаях помнит, что он наследник неба, сонаследник Христу и поступает сообразно своему предназначению. Но пусть каждый из нас честно скажет, много ли в нем неземного, небесного, Христова? Вспомните, когда Господь возносился, апостолы по любви к своему Учителю долго стояли, взирая на небо, принявшее их Господа и Учителя. И за это Ангелы, явившись, сказали им: "Что стоите зряще на небо?"

Но так как мы в большинстве своем склонны к земному и временному, то нам надлежит услышать упрек от Ангелов: сынове человеческие, что стоите зряще не на небо, а на землю? Обратите очи свои к небу, воззрите на Спасителя вашего, давно на вас взирающего. Вступите на путь к небу, давно пред вами лежащий...

Когда Христос говорит нам:"Отвергнись себя, возми крест свой и последуй за Мной", - Он не только говорит о том, что во временном нашем пребывании мы должны отказаться от земных привязанностей и взять на себя всю тяжесть земной жизни в последовании за Ним. Он говорит нам о большем,- о том, что мы призваны следовать за Ним и, по Его собственному слову, быть там, где Он есть, в славе вечной жизни Божественной (Ин. 12, 26; 17, 24). Но надо готовить себя достойной жизнью, чтобы быть соучастниками этой славы. Апостол Павел в Послании к солунянам говорит, что в последний день пришествия Господа верующие в Него будут восхищены на облаках, в сретение Его на воздусех.Значит, с истинными последователями Христа должно произойти нечто подобное Вознесению Самого Христа Спасителя. Вот что Господь совершил ради нас!

Утешая своих апостолов, Спаситель обещал им послать Святого Духа, Который будет наставлять их без Него. И, как мы знаем, в день Пятидесятницы сошел на апостолов Дух Святой. Но не только на апостолов, а и на всех верующих. И с тех пор непрестанно пребывает и будет пребывать до скончания века в Церкви Христовой, приготовляя людей для обителей Отца Небесного. Радуясь тому, что сделал для нас Господь, сделаем себе и назидание. Устремим наш дух на небо за вознесшимся Господом. В своем духовном совершенствовании станем выше наших страстей и пороков, взнесемся на высоту добродетелей и чистоты. Пусть не устрашает нас узкий и тернистый путь к Отечеству Небесному. Этот путь уже не нов! Им прошел Сам Господь и Спаситель наш.

Итак, возлюбленные мои други, во свете Вознесения Христова нам ясен наш земной путь и наше назначение - быть соучастниками славы Божией. Обратим свой взор к небу,- туда, куда вознесся Христос. Святая Церковь зовет нас всегда, а особенно в этот день напоминает нам, что там, куда вошел Господь, вечные обители праведных. Там радость постоянного лицезрения Бога! Там вечная жизнь!

Как было сказано вначале, в день Вознесения Господь разлучился со Своими учениками надолго - до второго Своего пришествия. Но, вознесясь на небо, Господь оставил Церкви Своей драгоценное духовное наследие - Свое благословение. Господь, возносясь, благословлял учеников и не переставал благословлять, пока не скрыло Его облако. Это всеутверждающее и всеосвящающее Божие благословение навсегда запечатлелось в памяти учеников. Его пронесли по всему миру святые апостолы и проповедники христианства. Его чувствуем и мы с вами. И нам, дорогие, надо знать и помнить, что оно всегда живо и действенно, всегда исполнено благодатной силы, всегда несет с собою Божие дарование, возносит наши души и сердца к Богу. В этом благословении наша радость и источник сил. Аминь.

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин).

Вознесение Господне

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Подвиг земного служения Сына Божия окончился. Он уже совершил дело, которое поручил Ему исполнить на земле Отец Его Небесный, и теперь Ему надлежало войти в славу Свою, которую Он имел "прежде бытия мира" (Ин.17: 5).

В течение сорока дней Господь Иисус Христос многократно являлся Своим ученикам, свидетельствуя им истинность Своего Воскресения и в беседах раскрывая им тайны Царства Божия (см.: Деян.1: 3).

Богочеловеку уже несвойственно было оставаться в условиях нашего человеческого бытия, и Он должен был пройти путь на Небо, который предлежит каждому христианину; перед Ним должны были открыться Небесные врата, которые закрывали человеку вход в Небесное Святилище. Во Христе взошла на Небо наша прославленная и обженная человеческая природа. И Ангелы удивились, увидев посаженное на Божественном Престоле отпавшее некогда человеческое естество.

Возносясь на Небо, Господь оставил землю и человека иными, чем они были до Его схождения в этот мир. Возносясь на Небо, Господь благословил Своих учеников, а в их лице - весь род человеческий, каждого их нас; благословил и "небо и землю, море и все, что в них" (Пс.145: 6). До Пришествия в мир Спасителя люди были чадами гнева Божия, и на всем творении лежала печать проклятия. Теперь же человек стал чадом Божиим, и благословение Божие почило на каждом животном, на каждом растении - на всем творении Божием, искупленном и спасенном.

И вот, мы, празднуя Вознесение Господне на Небо, едиными благодарными устами и любящим сердцем прославляем любовь Божию к Своему творению.

Лишив людей возможности видеть Его телесными очами, Господь тем самым бережно охраняет нашу свободу - то Божественное свойство, которое делает человека человеком, выделяя из всего животного мира. Господь сохранил нам свободу, чтобы каждый сделал однажды и навсегда свой выбор: быть с Богом или против Бога, идти вместе с Ним на Небо, где уже открыты для нас врата Царства Небесного, или пресмыкаться по ведущим в адское небытие кривым дорожкам гордыни, своеволия, жалкого, ничтожного самомнения и самолюбия.

Каждому из нас дана возможность сделать выбор в пользу Бога, принять Спасителя и получить от Него "власть быть чадами Божиими" (Ин.1: 12), "чтобы быть неукоризненными и чистыми, чадами Божиими непорочными среди строптивого и развращенного рода, в котором сиять, как светила в мире" (см.: Флп.2: 15).

Каждому из нас дана возможность совершить подвиг веры, надежды и любви, явить христианское мужество и мудрость перед лицом всего мирового зла, как бы оно ни проявлялось по отношению к нам.

У нас есть возможность, как апостолы, спустившиеся с вершины Елеона - горы Вознесения, с великой радостью пребывать "всегда в храме, прославляя и благословляя Бога. Аминь" (Лк.24: 52-53).

Архимандрит Иосиф (Еременко)

nb677176

Пресвятая Богородица, спаси нас!

Православный Календарь с 9 Июня 2013 г. по 15 Июня 2013 г.

Воскресенье, 9 Июня 2013 года. Неделя 6-я по Пасхе, о слепом.

Сщмч. Ферапонта, еп. Сардийского (III). Обретение мощей прп. Нила Столобенского (1667). Прп. Ферапонта Белоезерского, Можайского (1426).Перенесение мощей свтт. Киевских и всея России чудотворцев Киприана, Фотия и Ионы (1472). Прп. Ферапонта Монзенского (1597). Прав. Иоанна Русского, исп. (1730). Мчч. Феодоры девы и Дидима воина (304). 

Божественная литургия Иоанна Златоуста, начало в 7-00 и 9-00

Понедельник, 10 Июня 2013 года. Седмица 6-я по Пасхе

Прп. Никиты исп., еп. Халкидонского (IX). Свт. Игнатия, еп. Ростовского (1288). Сщмч. Евтихия, еп. Мелетинского (I). Мч. Еликониды (244). Сщмч. Елладия еп. (VI-VII). Новомч. Димитрия (1794) (Греч.). Новомч. Захарии Прусского (1802) (Греч.). Прп. Софрония (Болг.). Никейской (304), Чухломской (Галичской) (1350), Орловской, Антиохийской и Умиление икон Божией Матери. 

Вторник, 11 Июня 2013 года.

nb677184

Мц. Феодосии девы, Тирской (307-308). Блж. Иоанна, Христа ради юродивого, Устюжского (1494). Прмц. Феодосии девицы Царьградской (726-730). Свт. Александра, патр. Александрийского. Новомч. Андрея (Греч.).Новомч. Иоанна Смирнского (1802). Память 1 Всел. Собора. Последнего благ. греческого царя-мученика Константина. Псково-Печерской иконы Божией Матери, именуемой "Споручница грешных

Среда, 12 Июня 2013 года. Отдание св.Пасхи и предпразднство Вознесения Господня.

Прп. Исаакия исп., игумена обители Далматской (383). Мч. Наталия. Мчч. Романа, Мелентия и Евплия. 

Четверг, 13 Июня 2013 года.

Вознесение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

Ап. от 70-ти Ерма (Ермиа) (I). Мч. Ермея Команского (II). Мч. Философа Александрийского (III). Иконы Божией Матери "Нерушимая Стена". Мч. Мага волхва, обращенного мученичеством мч. Ермия. Новосщмчч. Иерофея, еп. Никольского (1928) и иеросхимон. Серафима

Пятница, 14 Июня 2013 года.

Попразднство Вознесения Господня. Мчч. Иустина Философа и другого Иустина и с ними Харитона, Хариты, Евелписта, Иеракса, Пеона и Валериана (166). Прп. Дионисия, игумена Глушицкого (1437). Прп. Агапита Печерского, врача безмездного, в Ближних пещерах (XI). Свт. Метрия земледельца

Суббота, 15 Июня 2013 года.

Попразднство Вознесения Господня. Свт. Никифора исп., патриарха Константинопольского (828). Вмч. Иоанна Нового, Сочавского (1330-1340). Обретение мощей прав. Иулиании, кн. Вяземской, Новоторжской (1819).Новомч. Димитрия Филадельфийского (1657) (Греч.). Киево-Братской иконы Божией Матери (1654

Божественная литургия Иоанна Златоуста, начало в 8-00. Начало вечернего Богослужения во все дни - 17-00.

nb677185

Святой праведный Иоанн Русский, моли Бога о нас!

Тропарь

От земли пленения твоего воззвавый тя к Небесным селением, Господь соблюдает невредимо и цельбоносно тело твое, праведне Иоанне, ты бо, в России ятый и во Асию проданный, посреде, агарянскаго злочестия благочестно пожил еси во мнозе терпении и, сеяв зде слезами, жнеши тамо неизглаголанною радостию. Темже моли Христа Бога спастися душам нашим.

Икона дня

Православный календарь

Расписание богослужений

Богослужения в нашем храме совершаются ежедневно

Начало богослужений:

В будни – утром в 8.00 ч., вечером в 16.00

В воскресные дни – утром в 7 и 9 чч., вечером в 16.00

Таинство Елеосвящения (Соборования) в дни Великого поста:

26 марта, вторник в 10.00

2 апреля, вторник в 10.00

9 апреля, вторник в 10.00

16 апреля, вторник в 10.00

23 апреля, вторник в 10.00