Неделя всех святых (30.06.2013)
Неделя всех святых
Все святые, молите Бога о нас!
Пресвятая Богородица, спаси нас!
Неделя 1-я по Пятидесятнице, Всех святых
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
«Приидите вернии, днесь лик совокупивше, благочестно торжествуим, и всех святых преславную и честную память славно почтим, глаголюще: радуйтеся апостоли славнии, пророцы, и мученицы, и священноначальницы; радуйтеся преподобных соборе и праведных; радуйтеся честных жен личе, и Христа о мире молите, победы на сопротивныя даровати, и душам нашим велию милость».
Такими словами призывает нас ныне Святая Церковь в молитвах прославить лик всех святых, которые через века и тысячелетия сияют нам своими Божественными дарованиями, подобно неугасаемым свещам благодати.
Апостолы, мученики и мученицы, святители, преподобные мужи и жены, праведники, Христа ради юродивые, благоверные цари и царицы, князья и княгини, святые врачи безмездные… Какой богатый, разнообразный опыт жизни во Христе, во благо Церкви Его и народов являют они нам. Каждый из нас может выбрать здесь пример для подражания и созидать с помощью Божией и их молитвенной поддержке свое спасение, т.е. духовное оздоровление, избавление от греха и его последствий, от духовной смерти…
Две недели назад мы здесь говорили о том, что современный, т.е. близкий нам по времени, духовный опыт не всегда нам может подойти. Конечно, есть искушение обратиться к духовному опыту наших современников, а тех, «древних» – «сдать в архив». Но надо понимать, что в духовной жизни нет настоящего и прошлого, современного и отжившего, древнего, устаревшего. «Жизнь во Христе» всегда современна, как всегда современен Сам Христос Господь наш, как написано: «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр.13, 8), и «дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех» (1 Кор.12, 4-6). И человек, добавим, со своей поврежденной грехом природой во все времена одинаков. И законы духовной жизни не изменяются от места и времени…
Кроме того, к сожалению, некоторые современные книжицы, даже и церковные с виду, несут в себе духовную заразу. Мы много об этом говорили с вами.
Но жить-то нам с вами надо сейчас, совершать свое спасение здесь и сейчас. Как же не ошибиться в выборе руководства к спасению? С чего начать?..
Хотя в преклонном возрасте уже не актуален вопрос «с чего начать»?.. Нет, для духовной жизни, для Вечности физический возраст не имеет значения.
Как свидетельствует двухтысячелетний опыт, начало нашего духовного образования и роста начинается здесь, в храме, во время Богослужения. Нам жизненно необходимо не просто чаще бывать в храме, а научиться слышать, понимать, что здесь происходит, осмысленно относиться ко всем песнопениям богослужебным, вживаться в общую церковную молитву. Для этого «нужно быть внимательным, воспринимая службы, и радоваться им… Внимай каждому слову, следи за смыслом… Сколько есть сил, нужно избегать формализма и углубляться в суть… Отдавайте Христу свое сердце», – говорит старец Порфирий Кавсокаливит.
Само Богослужение – это училище. И если сейчас существует реальная опасность, впрочем, так было и всегда, по незнанию, по неопытности приобрести какое-то современное «писание», которое в духовном плане недоброкачественное, то богослужебные тексты – это самый надежный источник чистого православного вероучения, чистых, незамутненных человеческим мудрованием, представлений о Боге и настоящей христианской жизни. «Все сии книги, – пишут нам в Послании Восточные патриархи, – содержат здравое и истинное богословие и состоят из песней или выбранных из Священного Писания текстов, или текстов, составленных по внушению Святого Духа, так, что в наших песнопениях только слова другие, нежели в Писании, а собственно мы поем то же, что в Писании…» читаем.
Владея таким неоценимым богатством, многие ли из нас имеют богослужебные книги в своих личных библиотеках?.. А богослужебные тексты составляют около двадцати увесистых томов… Даже и в мыслях нет иметь их у себя дома… А жаль!
Но, мало того, что церковные песнопения – это богословски безукоризненные, догматически выверенные и чистые тексты, здесь, в храме, происходит нечто большее и более важное – во время Богослужения совершается Таинство общения с Богом и соучастие в Его жизни. А без участия в этом Таинстве вообще не может быть правильной, полезной, богоугодной жизни!
Опыт подвижников свидетельствует, что внимательное, сознательное слушание молитв за Богослужением в храме делает их нашими собственными. Через храмовую молитву христианин входит в молитвенное состояние, учится молиться.
В Таинстве Крещения человек прививается к Лозе-Христу: «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин.15, 5). Приживаемость же к этой Лозе зависит от произволения человека, от его укорененности в церковной молитве, от глубины участия в церковной молитве. Когда же человек войдет в молитвенный дух в храме, тогда пойдет молитва и в миру. Нельзя научиться молитве, если не ходишь в храм.
Именно поэтому при обучении детей в Воскресных школах акцент ставится на их участии в Богослужении…
Здесь, в храме, мы вовлекаемся «всем существом своим в соборную молитву вместе со всеми святыми» (преподобный Иустин Челийский). «Святые с нами в одной Церкви, в одном доме, – говорит подвижник Елисей Симонопетрский. – Они видят, когда у нас трудности и врачуют нас, взывают о нас, незримо оперируют, удаляют ветхие органы и вживляют новые, без боли и даже так, что мы не чувствуем их вмешательства: они бессребреники, им не нужна мзда. Просто по любви они не могут пройти мимо. Вот почему важно быть в Церкви – их доме… каждый незримо освящается пребыванием в Церкви, причастностью ее общей молитве». На службе мы молимся не только друг с другом, но и со всеми святыми Церкви Небесной Торжествующей, со всей полнотой Ангельского мира.
Сегодня Святая Церковь учит нас молиться так: «Праотец, отец, патриарх, апостол, мученик, пророк, святителей и преподобных Твоих, постников и праведных же, и всякаго имене писаннаго в книзе жизни, святую память совершающее, Христе Боже, всех подвизаем на молитву, молящеся: умири мир Твой теми, яко Человеколюбец, да вси вопием Ти: Боже, прославляемый в совете святых Твоих, Ты еси воистинну прославивый достойно память их». Аминь.
Архимандрит Иосиф (Еременко)
День всех святых: «Питаем собою жизнь полнозначной почвы»
Сегодня день всех тех, через кого продолжается в истории дело Христа – дело созидания Царства Бога.
И я, Иоанн, увидел святой город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло … Улица города – чистое золото, как прозрачное стекло. Храма же я не видел в нем, ибо Господь Бог Вседержитель – храм его, и Агнец. И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его – Агнец. Спасенные народы будут ходить во свете его, и цари земные принесут в него славу и честь свою. Ворота его не будут запираться днем; а ночи там не будет. И принесут в него славу и честь народов. И не войдет в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни (Откр., 21).
День всех святых – их день. День тех, кто мог бы сказать вслед за Павлом: уже живу не я, но живет во мне Христос (Гал. 2:20). Это и есть святость. И она не может не проявлять себя, не быть исповеданием и свидетельством. И это исповедание Христа человеком есть вместе с тем и исповедание Христом этого человека перед Отцом: Всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным (Лк.12:8).
Но что это значит – исповедовать Христа? То же ли самое, что учить обрядовым и моральным предписаниям? Именно этим занимались книжники и фарисеи. И никого кроме Христа не возмущало их учение, за которое никому бы не пришло в голову их преследовать. Напротив, исповедовать Христа – значит подвергать себя смертельной опасности, как это видно из контекста, откуда взяты эти слова. Но почему? Потому, что Христос, по Его собственным словам, принес не мир, но меч, разделяющий отца с сыном, брата с братом; потому что возвещаемое Им Царство и мир сей – несовместимы: один порядок вещей исключает другой. И исповедовать Христа означает исповедовать, утверждать Его шокировавший слушателей, ошеломляющий своей новизной подход к ключевым вопросам, точнее – ответам на них, будто бы основанных на Писании и «предании старцев».
Всем сакральным формам и связям Христос противопоставляет личностное отношение – любовь: к Богу и к человеку, кто бы он ни был – мытарь, грешник, еретик; любовь к Богу и к Божьему творению («посмотрите на полевые лилии, как они растут!» (Мф. 6:28)). Все остальное не столь важно и важно лишь постольку поскольку. Религиозная идеология, патриархальный уклад, где над личностью господствует клан и обычай, целиком и полностью подчиняя ее себе – все это враги человеку, так как все это вырастает стеной между ним и Богом, им и другим человеком, наконец, между ним и им же самим, между его подлинным и неподлинным «я».
Христос пришел не за тем, чтобы основать новую религию, а для того, чтобы избавить человека от всех видов рабства и прежде всего – духовного. Но свобода ради свободы неизбежно становится только одной свободой – свободой разрушать. А разрушающий уже не свободен – он игрушка разрушительной стихии, которой поддался. Свобода оказывается тем самым лишь одной из форм рабства и не происходит этого лишь в одном единственном случае: когда свобода образует одно целое с любовью, когда она добровольно и с радостью ограничивает себя ради Другого. Так Бог ограничивает Себя перед человеком вплоть до того, что позволяет убить Себя. Я имею в виду не только распятие: Бог допускает для каждого из нас возможность в нас самих надругаться над Ним, оплевать и осмеять Его, наконец, убить, хотя при этом оставляется и возможность и раскаяния, и изменения. В первом случае мы не ведаем, что творим, сладострастно предаваясь овладевшей нами стихии, во втором – просыпаемся, выходим из спячки, порождающей чудовищ и делающей чудовищами нас самих.
Христос пришел разбудить человека и делает Он это так энергично, что наблюдающие и слушающие Его переживают шок. Да и как бы отреагировал любой из нас, услышав такое: Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и не следует за Мною, тот не достоин Меня (Мф. 10:36-38)? В другом месте Спаситель выражается еще резче, говоря о необходимости ненависти к самым близким и объявляя домашних человека его, человека, врагами. Эти шокирующие заявления, аналогов которым нет, принято смягчать, истолковывать их в том смысле, что Бог должен быть на первом месте, а родные на втором, но, думается, если бы Христос намеревался произнести именно эту банальность, Он бы так и сказал. И это конечно же никого бы не смутило, не возмутило: кто из иудеев не знал, что любить прежде всего надо Бога – причем всей крепостью, всем помышлением, а уж потом мужа, жену, детей, родителей…
Но Христос предпочитает банальностям возмутительные, невыносимые для слуха и здравого смысла высказывания, опрокидывающие все стереотипы, на которых держится их, слушателей, миропорядок. Он говорит то, за что наказывают смертью и не только на Его земной родине – вспомним историю с тем же Сократом. Но ни Сократ, да и никто из философов, никто из основателей религий не произносил столь резких заявлений, не обращался к слушателям с такими безумными призывами. Так почему же Тот, Кого мы называем воплощенной Любовью высказывается именно так, а не иначе?
Мы едва ли поймем эти обжигающие слова адекватно, не зная исторического контекста. Христос обрушивается на семью патриархального Ближнего Востока именно потому, что, как я уже сказал, семья, род безраздельно подчиняли себе человека, определяя его самосознание. Точнее – не давая пробудиться этому самосознанию. Приведу один пример из сегодняшнего дня. В Литинституте с моей дочерью учится девушка из глухого дагестанского аула, которую просто убили бы, появись она в нем в той одежде, которую носит в Москве, то есть в самом что ни на есть обычном для любой европейской девушки «прикиде». Девушка эта – мусульманка, симпатизирующая христианству. Но скорей всего она никогда не перейдет в него и прежде всего из-за страха – страха быть убитой родственниками.
Примерно в том же положении находились слушатели Иисуса. И разве не были убиваемы своими же единоплеменниками, а затем и «цивилизованными» римлянами те, кто последовал за Ним? Поэтому Он и предупреждает обо всем заранее, обещая тем, кто окажется - Его достоин, здесь, на земле – крест, бывший тогда отнюдь не метафорой, и – разделение с Ним власти в Его Царстве: Тогда Петр, отвечая, сказал Ему: вот, мы оставили все и последовали за Тобою; что же будет нам? Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, — в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых (Мф.19:27-28).
Это – третий отрывок из завтрашнего евангельского чтения. Мир будет судим святыми, которыми будет дана власть над ним в пакибытии – на новой преображенной земле. Хотим ли мы этой земли, которой правит Христос и святые? Или мы хотим, чтобы все оставалось по сути тем же, с той лишь разницей, чтобы мы жили во всех смыслах комфортней, а наша страна была бы единственной сверхдержавой, диктующей свои условия всему миру? Но тогда мы ничем не отличаемся от фарисеев и иудейских первосвященников, даже если и называем себя православными. Тогда мы любим «мир сей» больше Христа, и потому исповедуя христианство, исповедуем на самом деле вовсе не его, а паразитирующую на имени Христа консервативную и национально-религиозную идеологию, заблуждаясь сами и вводя в заблуждение других.
Остается напомнить, что путь, на который звал Христос, это не путь насилия, но и не путь непротивления злу в том смысле, в которое вкладывал в это понятие Толстой или современные пацифисты. Это и не тот путь, который провозглашали единственным путем спасения гностики, понимая под спасением бегство от мира, противопоставляя дух и материю. Путь Христа (и, соответственно, христианина) – это путь принятия на себя зла вплоть до его крайнего проявления – позора креста в одиночестве и – самое страшное – богооставленности.
Спасение души? Апостол Павел готов был пожертвовать им ради спасения единоплеменников. То есть, иными словами, для того кто действительно любит, в ком действительно живет Христос, есть нечто поважней, чем их собственное спасение. Оно – то, что приложится, точнее – уже приложилось; то сокровище, которое ты должен отдать, чтобы не потерять и об этом тоже прямо говорит Христос. Проблема, однако, в том, что и эти слова и вообще Евангелие закрыто от нас, как выразился Мережковский, покрывалом привычки. Довольствуясь необременительными для исполнения и вполне укладывающимися в рамки здравого смысла истолкованиями, мы зачастую не способны вникнуть в их ошеломляющий радикализм, обязывающий к столь же радикальной перемене ума и перемене жизни.
Иными словами – к святости, состоянию, где время и вечность – одно, где человек превосходит самого себя и уже не только человек, но и – по дару Любви – Богочеловек («уже не я живу, но живет во мне Христос»). Для большинства это, увы, недостижимо, и недостижимо именно потому, что не было главной жизненной задачей, точнее – сверхзадачей, но это не означает, что они не будут помилованы, если вспомнить откровение Спасителя старцу Силуану Афонскому. Но одно – быть помилованным, другое – быть другом Христа. Именно в этом и состоит наше призвание.
Священник Константин Кравцов
http://www.pravmir.ru/den-vsex-svyatyx-2/
Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла
в день памяти святителя Иова, патриарха Московского
Мы совершаем память первого Патриарха всея Руси — святителя Иова. В то время, когда Святая Русь находилась на гребне своей славы, когда после многих усилий царя Ивана IV Грозного страна наша превратилась в централизованное и мощное государство, признанное всей Европой и всем миром, — возвышение Руси сопровождалось и возвышением Русской Церкви. Одно было связано с другим. Еще при жизни царя Ивана IV возникла мысль о необходимости иметь во главе Церкви Русской святителя в сане Патриарха, но эти мысли осуществились только при его сыне, царе Федоре Иоанновиче, при самых активных дипломатических усилиях со стороны Бориса Годунова, который стал царем после царя Федора.
Патриарх Константинопольский Иеремия II прибыл в Москву и возвел в Патриаршее достоинство митрополита Московского Иова. И велика была радость на Руси, особенно когда через год, в 1590 году, Константинопольским Патриархом был созван на Востоке Собор, и все Восточные Патриархи подписали грамоту о предоставлении Патриаршества Русской Церкви. Радовалась Русь, радовалась Церковь.
Но недолго продолжалась эта радость. Мы знаем, что после смерти Бориса Годунова начались опаснейшая борьба за власть, расслоения в государственной элите, среди бояр, усиление иноземного влияния. Все это привело к тому, что Патриарх Иов оказался единственной личностью, которому верили и слово которого воспринимали. И покуда хватало сил у Святейшего, он защищал законный государственный строй, пытался преодолеть разномыслия в светской элите, поддерживал пусть и не очень популярного, но законного царя Василия Шуйского, понимая, что наличие законной власти есть непременное условие мира, благополучия и стабильного развития общества.
Но царь Василий Шуйский был низвергнут, и бояре приняли в качестве царя не просто ставленника иноземной державы, но прямого проводника иноземного влияния и иноземной власти на Русскую землю. Настало время Лжедмитрия, и чтобы придать ему легитимность, от Патриарха Иова требовали признать самозванца. Но он этого не сделал и был низвергнут. Именно на месте, на котором я стою, мой блаженнопочивший святой предшественник святитель Иов собственными руками снял с себя панагию и положил перед Владимирским образом Божией Матери — в знак того, что он уходит, но не принимает условий врага, не дает благословения иноземной власти, незаконной и ложной. И святитель был отправлен в Старицкий монастырь, в Тверскую землю, откуда и был родом, в монастырь, с которого началось его Патриаршество. А когда после низвержения Лжедмитрия был избран законный Патриарх Ермоген, мощи которого также почивают здесь, святитель Иов не пожелал вернуться в Москву, будучи человеком больным и практически потерявшим зрение.
Этот великий пример святителя Иова помогает нам понять, через какие тяжкие исторические обстоятельства проходили Отечество наше и Церковь наша — плоть от плоти и кровь от крови народа своего, душа и совесть народа, которая в самые судьбоносные моменты призвана свидетельствовать о правде Божией, даже если эта правда не нравится сильным мира сего. И не убоялся святитель Иов говорить о правде, хотя большинство бояр, вся сила русского общества были против него. Он твердо стоял на правде и, будучи даже низвергнутым, вошел в историю как святой угодник Божий.
А что было бы, если бы святитель, вступив в эту сложную политическую борьбу, действовал как его противники? Если бы он руководствовался не христианскими принципами, а человеческой злобой, и, даже будучи правым, избирал такие средства борьбы, которые не соответствовали бы евангельским заветам? Может быть, он остался бы в гражданской истории как лицо, сыгравшее важную политическую роль, но он никогда бы не вошел в сонм русских святых. А почему? Ответ на этот вопрос мы находим в сегодняшнем апостольском чтении — в послании к Римлянам. Обращаясь к христианам Рима, апостол Павел говорит: «Насколько возможно с вашей стороны, имейте мир со всеми людьми» (Рим. 12:18). Замечательная оговорка — «насколько возможно с вашей стороны». Это означает, что христианин не должен быть источником раздора, однако это не значит, что во имя мира верующий человек должен отказываться от своих принципов, от того, что для него свято, что является непререкаемой истиной. Эта оговорка — «насколько возможно» — предполагает сохранение принципиальной жизненной позиции, но одновременно стремление к миру со всеми людьми.
И дальше удивительные слова мы слышали сегодня: «Не мстите никому, возлюбленные, оставьте место для гнева Божиего, ибо написано: Мне отмщение и Я воздам, говорит Господь» (Рим. 12:19). Давайте вдумаемся в эти слова. Какой огромной духовной силы они исполнены, какой величайшей мудрости! Ведь сколько сил уходит у людей на то, чтобы отомстить за обиду, за оскорбления, за интриги! Иногда огромные силы, а подчас и вся жизнь уходит, чтобы только отомстить. А Господь говорит: «не мстите, возлюбленные, оставьте место гневу Божиему». А почему? А потому что никакая человеческая месть не может покарать так, как карает Божие правосудие и гнев Божий. Великие слова: Бог, любящий Отец, проявляет гнев, когда нарушается Его закон жизни, Его правда, и не стоит тратить силы ни на какое мщение, потому что никакое человеческое мщение не будет столь справедливым, законным и столь губительным, как гнев Божий.
Вот и святитель Иов, даже когда изменилась политическая ситуация в стране, когда он мог вернуться к своему служению в Москве и, опираясь на свой Патриарший авторитет, наказать своих обидчиков, он этого не сделал. Он остается в Старицком монастыре, он предоставляет место гневу Божиему. И мы знаем, что произошло со всеми обидчиками святителя Иова, со всеми соблазнителями народа нашего, с теми, кто принес смуту в русское государство, стремясь подчинить его иной воле и иной власти. Гнев Божий пролился на всех, а народ наш и Церковь наша вышли из потрясений Смутного времени еще сильнее. И мы знаем, что в результате этой победы над смутой, над нестроениями человеческими народом нашим был обретен внутренний духовный импульс, который дал возможность многократно расширить пределы Отечества нашего — и Сибирь, и позже Дальний Восток были присоединены именно как результат Божиего промысла и победы над врагами Руси в тяжкое Смутное время.
«Не мстите, возлюбленные, оставьте место гневу Божиему». И в своей жизни мы должны руководствоваться этим принципом и никогда не тратить силы на то, чтобы выстроить некий план борьбы, с тем чтобы наказать обидчика. Нужно предоставить его Богу, и если мы действительно были обижены несправедливо, то наказание придет не от нас, а от Бога Всемогущего. И насколько спокойнее и мирнее была бы наша жизнь, насколько добрыми были бы отношения между людьми, сколько было бы сэкономлено и внутренних, духовных, и физических сил, если бы месть человеческая ушла из межличностных отношений и если бы люди умели уступать место гневу Божиему.
Сегодняшняя память о святителе Иове, его жизненный подвиг, пронзительные слова апостола Павла в послании к Римлянам учат нас великой Божией правде, которая несет человеку силу, душевный мир и спокойствие. И да поможет нам Господь, опираясь на примеры нашей истории, вслушиваясь и принимая всем умом и сердцем Божественную истину, следовать этой истине, явленной в замечательных примерах нашей церковной и отечественной истории. Аминь.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
http://www.patriarchia.ru/db/text/2318681.html
Митрополит Серафим Боржомский:
Сквозь горлышко разбитого кувшина
Невысокий согбенный старчик, громогласный, в развевающейся мантии, с горлышком разбитого керамического кувшина на веревочке. Кто-то считает его пьяницей, безбожником, блудником. Кто то, напротив, — святым. Он сам не обращает на это внимания. Вся его юродивая жизнь — поиск «сквозь горлышко разбитого кувшина» гибнущих душ людей и спасение их.
Даже те, кто не ходили в храм, осуждал Церковь и священников, чувствовали к нему любовь и расположение. Почему? Он был «их». Другие требовали соблюдения правил благочестия, а этот вел себя иначе — мог и спеть, и пошутить, он был «свой», родной батюшка, который странными, юродивыми сетями затаскивал их в любовь свою, в любовь Христову.
Мы продолжаем знакомить читателей со свидетельствами очевидцев жизни нового святого Грузинской Православной Церкви старца Гавриила (Ургебадзе, 1929–1995). Сегодня своими воспоминаниями о нем с вами делится митрополит Боржомский и Бакурианский Серафим. Он пришел к отцу Гавриилу студентом, делавшим первые шаги к вере, а сейчас уже как митрополит и член Священного Синода принимал участие в заседании по канонизации своего духовного наставника.
«Заслуга отца Гавриила», — считает владыка Серафим, — «в том, что он, начиная с 1960-х годов, когда невозможно было публично говорить о Боге, нашел от Бога действенную форму проповеди. Теперь, когда Церковь свободна, проповедь через юродство уже не нужна. Но в те времена его личность и его поступки были своевременны. Отец Гавриил был посланником Бога Иверии и иверскому народу».
Исполнение пророчества
— Дорогой владыка Серафим! 20 декабря 2012 года на Синоде Грузинской Православной Церкви был причислен к лику святых Ваш духовный наставник архимандрит Гавриил (Ургебадзе). Какие чувства Вы испытали при этом?
Слава Богу, что мы, те, кто был знаком с отцом Гавриилом, дождались радостной минуты его канонизации. Осуществилось пророчество, которое он сам произносил в шутливой форме: «Вы увидите, придет время, и на открытие
могилы Гавриила соберется половина Грузии…», — и начинал петь. Действительно люди не просто ждали, они требовали причисления старца к лику святых. Многие нас останавливали на улице или обращались в письменной форме с просьбой как можно скорее канонизировать отца Гавриила. Как и в случае с преподобным Серафимом, в Грузии не было семьи, где не хранилась бы фотография отца Гавриила. И я думаю, что та любовь, которую он оставил в нашем народе, это основной итог его жизни.
Как и в 1903 году относительно преподобного Серафима, так и в 2012 году относительно старца Гавриила на Синоде высказывались сомнения по поводу канонизации (в случае со старцем Гавриилом говорилось о ее преждевременности, т. к. со дня кончины батюшки прошло лишь 17 лет). И как тогда царь Николай II, так сейчас Его Святейшество Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II поставил точку в обсуждении этого вопроса.
Отец Гавриил уже при жизни стал осязаемым святым. Мне вспоминается случай с одним жителем Боржоми. Зимой в лесу на проселочной дороге у него заглох мотор. На улице стоял мороз. Прошел час, другой, — ничего. Тут он вспомнил, что есть странный, юродивый отец Гавриил, у которого очень сильная молитва. Воздел руки к небу и попросил: «Господи, я грешный, молиться не умею, но я слышал, что есть в Мцхете такой отец Гавриил. Его молитвами помоги мне, грешному». В ту же секунду машина завелась.
А после кончины старца хлынул просто поток чудотворений. Нас часто спрашивали, от Бога эти чудеса или нет, и мы отвечали (а сейчас отвечаем тем более уверенно), что такое изобилие чудес — это от Бога. Чудеса не от Бога — они временные: после испытания временем ложные «чудеса» оказываются пустым звуком. А на могиле отца Гавриила вот уже 17 лет не перестают происходить исцеления детей и взрослых. Еще очень важно то, что исцелить может и гуру, но истинное исцеление всегда ведет к Богу: происходит духовное исцеление через покаяние за грехи и вступление на верный, смиренный путь навстречу Христу. Именно это давал и дает людям старец Гавриил.
Сумасшедший поп
— Как Вы познакомились с отцом Гавриилом?
— Мы познакомились с ним в 1989–1990 годы, когда я и мои друзья делали первые шаги к вере. Мы сразу поняли, что перед нами неординарный человек, и спросили: «Кто это?» Нам ответили: «Старец Гавриил Юродивый». Я слова «юродивый» тогда не знал. Когда мы встретили старца во второй раз, то поймали на себе пристальный взгляд, услышали необычные слова… даже не юмор, а какое-то непонятное шутовство.
Отец Гавриил был невысокого роста, согбенный, в развевавшейся мантии, имел непонятную походку и слишком громкий голос, не соответствовавший правилам приличия и атмосфере церковной тишины. Его, как и других юродивых, было трудно сразу распознать. Святые отцы Церкви, в том числе преподобный Серафим Саровский, говорят, что юродство — наисложнейший путь. Из десяти юродивых девять — не от Бога, и нужна глубина духовного зрения, чтобы узнать, человек в прелести или нет.
Мне вспоминается случай, произошедший в одном русском монастыре незадолго до революции. В храм со сквернословиями вошел юродивый. Монахи тотчас вывели его вон. Все верующие смутились: как он в Божием храме посмел произносить такие богохульные речи! Но очень скоро наступил 1917 год, и в тот же храм вошли большевики, и они произносили именно те слова, которые так странно предрек юродивый.
Отец Гавриил тоже иногда произносил вслух слова, приходившие на ум другому человеку (кстати, я с первой встречи даже боялся думать при нем о чем-то не духовном!). Он не сквернословил, но мог произнести такое, что вовсе не подобало лицу духовному. И люди понимали, что он читает их мысли и видит их поступки.
Как-то отец Гавриил сидел во дворе церкви в Тбилиси. Служба уже началась, когда во двор храма впопыхах вбежала женщина. Отец Гавриил видел ее впервые, но очень громко назвал ее по имени-то ли Ирина, то ли Марина — и спросил: «Почему ты опаздываешь? Зачем ты вступила в спор с этим молодым человеком?» Оказалось, она опоздала из-за того, что по дороге в автобусе встретила иеговиста и поспорила с ним. Так отец Гавриил обличил ее в том, что свое время, свои духовные и физические силы она напрасно отдала этому юноше, который все равно ничего не понял и только хотел ее переспорить. А она из-за этого не только опоздала на службу, но и влетела в церковь впопыхах, без надлежащего духовного настроения….
Вся его жизнь — поиск гибнущего человека
Главная черта отца Гавриила — его огромная любовь к каждому человеку. Зачастую она выражалась в такой странной, юродивой форме. Отец Гавриил мог зайти в пивной бар и там проповедовать (я сам не раз был этому свидетелем). Он чувствовал, кому было особенно тяжело, и подходил именно к нему. Знал, что этот человек пришел сюда, чтобы вином залить свое горе и отчаяние.
На веревочке батюшка носил горлышко от разбитого керамического кувшина. Обычно он заходил в пивбар, демонстративно становился посредине, брал горлышко, как Кутузов бинокль, и через это горлышко обводил взглядом зал, высматривая, к кому подойти. Он выбирал столик, за которым сидел тот, кому он был нужен, и бесцеремонно проходил, садился, начинал разговаривать с ним. Шутя, не шутя, иногда грозно, иногда пел. Но когда он выходил, как правило, люди окружали его, просили благословение, целовали, становились перед ним на колени. Большинство понимали, что перед ними не простой человек.
Он останавливал машины. Вот так становился прямо посреди дороги и раскрывал руки. Водитель выходил, брал благословение. Отец Гавриил сам выбирал людей. Даже те, кто не ходил в церковь, осуждал Церковь и священников, чувствовали к нему любовь и расположение. Почему? Он был «их». Другие требовали соблюдения правил благочестия, а этот вел себя иначе — мог и спеть, и пошутить, он был «свой», родной батюшка, который странными, юродивыми сетями затаскивал их в любовь свою, в любовь Христову….
«Самое главное, сынок — любовь»
Он мог криком, когда чувствовал, что очень гордый человек подходит, желая смирить его, призвать: «Стань на колени!» А помню как-то в 1992 году мы стояли во дворе Светицховели: старец, две бабушки, одна грузинская, одна русская, и я. И вот одна из бабушек начала хвалить отца Гавриила, да так приторно, что я, молодой иеродиакон, повернулся к ней и, желая прекратить эту сахарную похвальбу, сказал: «Отец Гавриил, что она говорит? Разве она не знает, что ты самый грешный человек на земле?!» Бабушка от удивления разинула рот и ждала, что сейчас отец Гавриил меня стукнет посохом по голове. Но он посмотрел на меня, улыбнулся: «Смотри, какой язык!» И этим смирил и меня, и бабушку, и тем более, он всегда смирял, прежде всего, себя самого.
Однажды я стоял рядом с батюшкой. К нам подошел юноша, который был наслышан об отце Гаврииле и искал его. Он посмотрел на меня, догадался, что я не отец Гавриил. Посмотрел на отца Гавриила: «Отец Гавриил, это ты?» Отец Гавриил ответил: «Да, я». — «Я пришел к тебе, потому что я очень грешный. Я хочу тебе сказать…». Отец Гавриил не дал ему закончить: «Я знаю, что ты сделал и прощаю тебя, но пойди к священнику, исповедуйся ему, причастись и то, что ты сделал, не повторяй больше» (отец Гавриил через откровение узнал о его грехе). Юноша упал на колени, поцеловал старца и встал. «Запомни, сынок, самое главное — любовь», — добавил батюшка.
Юноша ушел. А ровно через секунду батюшка опять распевал свои полуоперные песенки. Вот важная отличительная черта истинного юродства. Ложный юродивый ведет людей к себе. А истинный — к Богу. Поэтому отец Гавриил и послал юношу к священнику, который был, вероятно, гораздо грешнее, чем он, но это церковный канон: путь каждого человека лежит через, может быть, грешного, но священника, который совершает при содействии Святого Духа таинство исповеди, принимает твое покаяние и причащает Святых Христовых Таин.
Помню, в 1993 году пришел к старцу молодой украинский батюшка. Старец принял его в своей маленькой башне. Что там было? Какие песни он ему пел, не знаю, долго не выходил отец Р., но, в конце концов, когда наш грузинский священник зашел, он увидел такую картину: сидит отец Гавриил, перед ним на коленях снявший с себя священнический крест плачет отец Р.: «Не достоин я священства!» Так подействовало на него общение со старцем Гавриилом, что он почувствовал свое недостоинство быть священнослужителем и имел глубокое покаяние.
Надо просто любить человека
Он всегда говорил, что самое главное — человек. Религия — это хорошо, но надо просто любить человека. Неважно, мусульманин он или католик. Отец Гавриил любил каждого. Как-то священник, который навещал заключенных, спросил его, можно ли причастить такого-то. И отец Гавриил ответил: «Причащать надо всех. Те, кто в тюрьме, они страдают. Причащать или не причащать — не тебе судить! Это не твоя Плоть и Кровь. Ты не имеешь права дать Ее или не дать. Люди сами открывают свое сердце Богу и сами ответственны перед Ним и перед своей совестью, когда решают принять Христа». Он не любил фальшь. Он не любил слов ради слов. Очень ценил в людях искренность.
Как-то в Самтавро в Страстную пятницу вынесли плащаницу и читали молитвы. Заходит отец Гавриил и начинает громко делать замечания: «Как вы плачете по Господу? Разве это плач? Это не плач!» И упав на колени, он зарыдал перед плащаницей, словно перед ним лежал Сам Христос. Его плач произвел на всех колоссальное впечатление! Он не был театральным — стенала и вопияла душа отца Гавриила.
Иногда батюшка прямо во время службы, если ему что-то не нравилось, мог начать кувыркаться на полу. Как это: 70-летний старец кувыркается на каменном полу церкви! Представляете, что думали люди?!
— Однажды, на следующий день после такого «кувыркания» у входа в монастырь стояли наши близкие и как бы обсуждали и осуждали отца Гавриила за это. Вдруг останавливается машина, из нее выходит отец Гавриил (он откуда-то возвращался в монастырь). И как рассказывали мои друзья: «Мы замолчали. Отец Гавриил подошел не спеша, наклонил голову и говорит: „Что, меня осуждаете?“ Мы сразу поняли, что отец Гавриил знает все наши мысли и слова».
Королева Шантеклера
Нужно было слышать его рассказ о том, как он поджег портрет Ленина! Этот случай мгновенно долетел до Москвы, из Политбюро был получен приказ о расстреле. Отец Гавриил молился Божией Матери, и Она явилась ему. Приказ был изменен на сумасшедший дом. В сумасшедшем доме старца пытали. Наш митрополит Фаддей свидетельствовал, что однажды главврач психушки принес молоток, большой гвоздь и вбил его в колено отца Гавриила, чтобы тот отрекся от Бога. Но он не отрекся! Вот какое исповедничество! А мы видели только его юродство, слышали его песенки.
Его собственный рассказ об этом событии напоминал скорее КВН, чем рассказ о подвиге. И все кончалось его любимыми словами из старого фильма «королева Шантеклера». Когда он кого-то смирял (особенно женщин), то говорил: «Не будь королевой Шантеклерой» — и сам радовался, произнося эти слова.
Последние месяцы он тяжело болел водянкой. И вот тогда это уже был настоящий отец Гавриил, который отбросил свое юродство. Он мужественно терпел боли, ни на что не жаловался. Незадолго до его кончины мы попрощались. Я взял у него благословение. Он посмотрел очень серьезно на меня, благословил и попросил: «Перекрести и ты меня, Владыка». Я осенил его крестным знамением, поцеловал руку и вышел из кельи. Вскоре после этого батюшка скончался.
Я, грешный, удостоился того, что он подарил мне свою мантию на постриг. И меня, молодого послушника Акакия в 1992 году постригали в его мантии. Почему? Мы искали мантию, а мантий нигде не было. Время такое тогда было — гражданская война, экономические неурядицы… Матушки из Самтавро отыскали для меня все, кроме мантии, и я уже собирался уходить. Рядом стоял отец Гавриил. «Одну минуту», — сказал он. Зашел в свою келью и вернулся с новой мантией. У него их было две — старая, в которой он катался по полу, и другая, гробовая. У нас на почетном месте она в Боржоми сейчас выставлена, люди к ней подходят и молятся с благоговением старцу Гавриилу.
Я бы сказал: заслуга и подвиг отца Гавриила — в том, что он, начиная с 1960-х годов, когда невозможно было публично говорить о Боге, нашел от Бога действенную форму проповеди. Как-то на улице его задержала милиция. Что он там говорил, я не знаю. Может, и пел, а, может, и в рясе расхаживал по центральному проспекту Тбилиси. Его арестовал милиционер и повез в отделение. И представьте себе картину: за рулем советского трехколесного мотоцикла сидит милиционер в форме, а рядом в коляске наш маленький отец Гавриил встал, взял крест и громко, пока мотоциклет катился по центру города, проповедовал о Боге, осенял прохожих крестом и благословлял их. Как вы думаете, что случилось с тем милиционером?
Обычно большинство из тех, кто соприкасался с отцом Гавриилом, становились верующими. Он нашел правильный путь, который возможен был в те годы. Многие сейчас — и монашествующие, и миряне — мечтали бы хоть одним глазком быть свидетелем жития отца Гавриила. Но это пройденный этап. Теперь, когда Церковь свободна, проповедь через юродство уже не нужна. Но в те времена его личность и его поступки были своевременны. Отец Гавриил был посланником Бога иверскому народу и Иверии….
http://www.pravmir.ru/
Православный Календарь с 30 Июня 2013 г. по 6 Июля 2013 г.
Воскресенье, 30 Июня 2013 года. Неделя 1-я по Пятидесятнице, Всех святых.
Заговенье на Петров пост. Икон Божией Матери: "Умягчение злых сердец" ("Семистрельная") и "Нерушимая Стена" (переходящие празднования в Неделю Всех святых). Мчч. Мануила, Савела и Исмаила Персидских (362).Сщмч. Филонида, еп. Курионского, Кипрского. Прпп. Иосифа и Пиора, учеников прп. Антония Великого. Свв. братьев Алфановых: Никиты, Кирилла, Никифора, Климента и Исаака Новгородского, основателей Сокольницкого м-ря. Прп. Анании иконописца, Новгородского.
Божественная литургия Иоанна Златоуста, начало в 7-00 и 9-00
Начало Петрова поста
Понедельник, 1 Июля 2013 года. Седмица 2-я по Пятидесятнице.
Мчч. Леонтия, Ипатия и Феодула (70-79). Прп. Леонтия отрока, канонарха Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Прп. Леонтия Прозорливого, Афонского. Мч. Еферия Никомидийского. Боголюбской иконы Божией Матери, в Боголюбове Владимирской обл. (1157). Чтимые списки с Боголюбской иконы Божией Матери: Зимаровская (XIII) и Московская (1157).
Вторник, 2 Июля 2013 года.
Петров пост. Апостола Иуды, брата Господня (ок. 80). Свт. Иова, патриарха Московского и всея Руси (1607). Преставление свт. Иоанна, Шанхайского и Сан-Францисского Чудотворца (1966) (обычно празднование переносится на ближайшую субботу). Прп. Варлаама Важского, Шенкурского (1462). Мч. Зосимы (II). Прп. Паисия Великого (V). Прп. Иоанна отшельника Иерусалимского (VI). Прп. Паисия Хилендарского (XVIII) (Болг.). Прп. Зинона, пустынника Египетского. Св. мироносицы Марии Иаковлевой, матери Иосии.
Среда, 3 Июля 2013 года.
Петров пост. Сщмч. Мефодия, еп. Патарского (312). Блгв. кн. Глеба Владимирского (сына св. Андрея Боголюбского) (1175). Перенесение мощей свт. Гурия, архиеп. Казанского (1630). Мчч. Инны, Пинны и Риммы скифов (перенесение мощей, I-II). Мчч. Аристоклия пресвитера, Димитриана диакона и Афанасия чтеца (ок. 306). Свт. Левкия исп., еп. Врунтисиопольского (V). Свт. Мины, еп. Полоцкого (1116). Моденской (Косинской) иконы Божией Матери.Свт. Наума Охридского, ученика свв. Кирилла и Мефодия (Болг.). Свт. Каллиста, патр. Константинопольского.
Четверг, 4 Июля 2013 года.
Петров пост. Мч. Иулиана Тарсийского (ок. 305). Сщмч. Терентия (Тертия), еп. Иконийского (I). Прпп. Иулия пресвитера и Иулиана диакона (V). Мчч. Арчилла II, царя Исерского (744), и Луарсаба II, царя Карталинского (1622) (Груз.). Обретение мощей прп. Максима Грека (1996). Новомч. Никиты Нисиросского (1732)
Пятница, 5 Июля 2013 года.
Петров пост. Прп. Варлаама Хутынского (1192) (переходящее празднование в 1-ю пятницу Петрова поста). Табынской и Курской-Коренной икон Божией Матери (переходящие празднования в 9-ю пятницу по Пасхе). Сщмч. Евсевия, еп. Самосатского (380). Мчч. Зинона и Зины (304). Мчч. Галактиона и Иулиании.
Суббота, 6 Июля 2013 года.
Петров пост. Владимирской иконы Божией Матери (празднество установлено в память спасения Москвы от нашествия хана Ахмата в 1480 г.). Собор Владимирских святых. Мц. Агриппины (253-260). Прав. отрока Артемия Веркольского (1545). Перенесение мощей свт. Германа, архиеп. Казанского (1714). Мчч. Евстохия, Гаия, Провия, Лоллия, Урвана и иных (IV).Прпп. Иосифа, Антония и Иоанникия, игуменов Вологодских. Свт. Марка, митр. Ефесского. Новосщмчч. Максима (Жижиленко), еп. Серпуховского (1930), Митрофана (Краснопольского), архиеп. Астраханского, Леонтия (Вимпфена), еп. Енотаевского и иже с ним (1919). Псково-Печерской, именуемой "Умиление" (1524), и Заоникиевской (1588) икон Божией Матери
Божественная литургия Иоанна Златоуста, начало в 8-00
Начало вечернего Богослужения во все дни - 17-00.