2 неделя по Пятидесятнице (07.07.2013)
Первоверховные апостолы Петр и Павел
Благоверные князь Петр и княгиня Феврония, молите Бога о нас!
Неделя всех русских святых, или Житие в России - больше чем житие... Русские святые. Какими они были
«В тот роковой день Великая княгиня Елизавета Феодоровна собиралась в свою мастерскую в Кремлевский дворец. Вскоре после того, как Сергей Александрович отъехал от Николаевского дворца, раздался сильный взрыв, который потряс здание так, что задребезжали стекла в окнах и зазвенели и закачались люстры. Потом наступила зловещая тишина.
Елизавета Феодоровна сразу почувствовала сердцем, что случилось страшное, непоправимое несчастье. Как была, в одном платье, без шляпы, она бросилась вниз по дворцовой лестнице.
Великий князь Сергей Александрович погиб так же, как и его отец, Император Александр II, Освободитель — был разорван бомбой террориста. Убийца Каляев, слегка раненный щепками, разлетевшимися от саней, был тут же арестован полицией. Борясь с полицейскими, он успел выкрикнуть: «Долой царя! Да здравствует революция!»
Великая княгиня, посещая госпиталя с ранеными, видела кровь и изуродованные тела, но то, что предстало теперь перед ее взором, по своему ужасу превосходило всякое воображение: на снегу, залитом кровью, были разбросаны куски тела, обрывки одежды, обломки экипажа.
Елизавета Феодоровна молча, без крика и слез, склонилась над кровавым месивом. Она ни на кого не смотрела, ничего не сознавала, кроме того, что нужно как можно скорее собрать все, что осталось от Сергея Александровича: «Скорее, скорее — Сергей так ненавидел беспорядок и кровь».
Когда все было закончено, Елизавета Феодоровна поднялась с колен и пошла за носилками. В руке она крепко зажала образки, которые Сергей Александрович всегда носил на цепочке на шее».
Что же сделает она потом? В ее власти требовать немедленной казни Каляева. Казни жестокой, расправы, мести. Но – нет. Она действительно идет в тюрьму к Каляеву. Но идет не с местью, не с обещанием расправы. Она идет с Евангелием. Она просит его принести покаяние в убийстве, она порсит его вспомнить о Боге и о своей душе. И обещает тогда просить о… его помиловании. И в ответ слышит только смешки.
Ей доступны были все наряды и украшения Европы, она считалась одной из первых европейских красавиц… Она принимает монашество. Ее знала вся Москва – Москва не только высокосветская – ее знал весь Хитров рынок – самое страшное, грязное и преступное место – туда она приходила. Чтобы лечить, утешать, кормить, помогать.
На расстрел ее везли эстонцы. Ее сбросили в шахту в Алапаевске. И бросили бомбу. А сбросив, содрогнулись от ужаса – из шахты доносилось пение Херувимской – песнопения Литургии. Это пела Елизавета Феодоровна, молясь перед смертью. Когда тела достали из шахты, оказалось, что и перед лицом смерти не оставила она ближних – оторвав ткань от одежды, она перевязывала раны тем, кого сбросили вместе с ней.
Она – одна из тех, кого вспоминает в это воскресенье Русская Православная Церковь. Святая преподобномученица Елизавета Феодоровна Романова.
На каком языке говорили русские святые
Собор Всех Святых, в земле Российской просиявших, который празднуется на второй неделе по Пятидесятнице, продолжает праздник Всех Святых, который мы праздновали на прошлой неделе. Этот день восстановлен для празднования на Поместном Соборе 1918 года, а многие из принявших это решение вскоре стали мучениками и тоже были причтены к собору русских святых. Сегодня Русская Православная Церковь поминает тот многообразный сонм христиан, говоривших по-русски и стяжавших Духа Святаго.
Язык менялся, и первые русские святые – первомученики российские Федор и Иоанн, принесенные в жертву языческим идолам будущим крестителем Руси князем Владимиром, говорили совсем иначе, чем патриарх Тихон или святитель Иларион Троицкий. Одни жили в маленьких селах и весях удельных княжеств, другие – в столицах могущественных государств – Киевской Руси, Московского Царства, Российской Империи, СССР. Некоторые прожили всю жизнь в одном месте, другие преодолевали огромные расстояния, служа Господу на горе Афоне, как св. Силуан, на Аляске, как св. Герман, на Филиппинах, как св. Иоанн Шанхайский. Во Христе нет ни эллина, ни иудея, но среди прославленных святых есть не только славяне по происхождению, но и варяги, итальянцы, греки, татары. Многие святые несли евангельское слово не слышавшим его доселе народам: в Пермский край, на Кольский полуостров, в Сибирь, в Японию. Среди святых были и боголюбивые крестьяне, и состоятельные купцы, и добродетельные жены, и великие правители. Всех объединила Божья благодать, но всех по-разному.
С самого Крещения Русь, переняв византийский аскетизм в лице св. Феодосия Печерского, поставила во главу угла служение людям, милосердие, помня, что «вера без дел мертва». Времена ордынского ига дают нам «первого русского мистика», по словам историка Г. Федотова, — св. Сергия Радонежского. В XVI веке эти два уклада русской святости оказываются в вынужденном противостоянии, но Церковь чтит как социально ориентированного св. Иосифа Волоцкого, так и отшельника св. Нила Сорского.
В XVIII веке подчиненная жесткому государственному контролю Церковь вдруг обретает новый дух древнего подвижничества – через св. Паисия Величковского зажигаются дивные огни русской духовности: Оптина пустынь и Саров. В XX веке суровые гонения дают длинный, как никогда, список новомучеников и страдальцев за веру Христову.
Празднуя собор святых, в земле Российской просиявших, и читая их жития, порой трудно представить, какие тягости и невзгоды приходилось переживать мирянам и монахам, священникам и епископам даже в самые, казалось бы, спокойные для православных времена….
На соборе 2000 года были прославлены сотни новых мучеников Российских, тех, кто был верен Христу в самые страшные годы гонений. В те годы в монастырях выстраивали монахов в шеренгу и предлагали всем отречься от Христа, выйти из шеренги, обещая помилование. И некоторые выходили. Но немногие. А расстреливали всех.
Их имена канули в Лету, от многих остался только лагерный номер, никто не знает, где их могилы. Они умирают от голода, холода, пули… Но они не боятся смерти. Они выстояли до конца. И через десятилетия их прославляет Церковь. На Бутовском полигоне под Москвой расстреляны тысячи верующих. И сегодня на это место приезжают. Уже совершенно свободно, без страха гонений, тоже тысячи – молиться им.
Вот такие разные истории – бедняки и цари, ученые и неграмотные, монахи и многодетные, священники и маленькие дети – все они перед нами на иконе Всех Святых, в земле Российской просиявших..
http://www.taday.ru/text/28343.html
Что значит быть святым?
Апостол Павел называл святыми всех христиан без исключения. Эти слова можно понимать как императив: «Каждый христианин обязан стремиться к святости». Но встречая нравственного или просто порядочного человека, мы тоже говорим: «Вот посмотрите, просто святой человек!» Об этой ли святости проповедовал апостол? Что значит — быть святым? На наши вопросы ответил профессор МДА, известный апологет и богослов Алексей ОСИПОВ.
Что такое святость?
Святость Православие рассматривает как самую высшую ступень духовного развития человека. Но эта категория включает в себя и две предшествующие ступени: начальную, которую условно можно назвать спасенностью, и вторую — праведность. Поэтому прежде чем говорить о святости, необходимо сказать о двух предыдущих ступенях.
Первая, низшая, ярко изображена в Евангелии, когда Христос разбойнику, справа от Него распятому, говорит: ныне же будешь со Мною в раю (Лк. 23, 43). Как понять эти слова Христа? Ведь, разбойник не только ничего праведного не сделал, но, напротив, у него, образно говоря, руки по локоть были в крови?!
Однако если мы посмотрим на евангельский контекст, то встречаемся не раз с тем же поразительным явлением. Так, фарисеям Христос ставит в пример мытаря, сборщика налогов, который налево и направо обманывает своих собратьев. А кто такие фарисеи? Их можно по принятым обетам сравнить, чтобы это было понятно для современного человека, с монашеством, — и те, и другие целью своей жизни ставят тщательное исполнение всего закона Божьего.
Христос оправдывает блудницу, взятую в явном грехе, а фарисеям говорит: «истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие» (Мф. 21, 31). Фарисеев за их гордость и превозношение над прочими людьми, за их лицемерие Спаситель называет ехиднами, змеями, гробами окрашенными, которые снаружи кажутся святыми, а внутри исполнены мерзости и хищения. Что Христос называет мерзостью и хищением? Видение себя праведным.
Эта самовлюбленность, закрывающая от человека его грехи, прежде всего внутренние, такие, например, как тщеславие, зависть, лукавство, гордость и т.д., делает человека неспособным к принятию Божественной чистоты и святости. Для спасения же человеку, оказывается, нужно совсем другое — осознание своей духовной и нравственной нечистоты. Лишь способный увидеть и осознать свои мерзости и внутренне отвергнуть их, раскаяться, приобретает состояние спасенности и получает спасение, как видим это из случая с разбойником. В этом и заключается первая и важнейшая ступень духовного развития человека, ведущая его к полноценной святости.
Что из себя представляет вторая ступень, праведность? Мы видим людей, старающихся жить по совести, стремящихся никого не обижать, не угнетать. Все эти люди, которые искренно стремится жить по совести и исполнять золотое правило человеческой жизни: как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними (Мф. 7, 12) и есть праведные.
Однако такая жизнь до тех пор, пока в человеке еще живут страсти, не может иметь совершенной духовной чистоты. Страсти непременно искажают поведение и заставляют одних любить больше, других меньше, гневаться и раздражаться, осуждать, проявлять скупость и т.д. Поэтому, праведность еще далека от того, что именуется в Церкви святостью.
Святым является только тот человек, который не только не нарушает нравственных норм жизни (то есть живет праведно), но и приобрел то, что именуется чистотой сердца, которая является плодом правильной духовной жизни. Такая жизнь с необходимостью предполагает праведность, но далеко не исчерпывается ею. Духовная жизнь заключается в борьбе со своими страстями, в постоянном внимании к своим мыслям, чувствам, желаниям, настроению с целью очищения ума и сердца от всего злого, скверного, противного заповедям Христовым. Эта жизнь требует тщательного изучения Священного Писания и творений святых Отцов, преимущественно аскетических, и сопряжена с постоянной молитвой (большей частью Иисусовой: «Господи, Иисусе Христе, помилуй меня»), с постом и воздержанием всех своих чувств телесных и душевных. Духовная жизнь требует и особых внешних условий, которые всегда создавали себе ищущие духовного совершенства: отказа от семейной жизни, имущества (кроме самого необходимого), от связей с мирской деятельностью и мирскими людьми — вообще от всего, что рассеивает ум, мешает молитве, внутренней сосредоточенности. Такая жизнь издревле называется монашеской. Именно монахи-подвижники и достигали такого бесстрастия, совершенного смирения и богоподобной любви, которые делали их причастниками Духа Божьего.
Церковь канонизирует и некоторых не достигших подобного совершенного состояния. Но она это делает, чтобы показать верующим пример или подвига страданий и смерти за Христа (мученики), или доброй христианской жизни тех, кто среди мира сумел сохраниться от соблазна и греха (праведники). В последнем случае, конечно, всегда присутствует большая осторожность, чтобы не ошибиться, не поддаться мирским оценкам жизни человека, придав несвойственное значение его внешней церковной или социальной деятельности, забыв о духовных критериях. Ибо в таком случае святцы могут превратиться в пантеон, в котором «святыми» становятся славные мира сего: цари, князья, высшие иерархи, политики, полководцы, писатели, художники, музыканты… Но это уже другая тема.
Зачем молятся святым?
В состоянии святости многие получают дары чудотворения, прозорливости, исцелений. И часто, исходя из этих признаков, человека начинают считать святым. Но необходимо заметить, что это глубоко неверно — сами по себе никакие дары еще не являются показателем святости. Христос предупредил: «восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных» (Мф. 24, 24-25).
Особенно это нужно иметь в виду в наше время. Почему? Сейчас, к великому сожалению, очень многие верующие ищут именно чудес, прозорливости, предсказаний, а не спасения и святости. Потому обращаются к колдунам, экстрасенсам, лжестарцам, получая в результате вред и душе, и телу. Христианину нужно искать не чудес, а исцеления от страстей.
В настоящее время выпускается множество книг, которые буквально рекламируют отдельных святых в качестве помощников и целителей от конкретных болезней: кто помогает от печенки, кто от селезенки, кто в приобретении квартир — и так далее. Все это очень напоминает язычество, предлагающее помощь того или иного бога-специалиста в зависимости от возникшей проблемы.
В Православии молитвы святым носят совершенно иной характер. Каждый святой, к кому мы искренне обращаемся, является нашим сомолитвенником Богу. И каждый из них может быть нашим помощником. Нельзя специализировать святых, как врачей и адвокатов — это признак явного суеверия.
Почему и зачем мы молимся святым? Если я обращаюсь к другу: «Помолись, завтра мне предстоит трудное дело…», то почему же не могу обратиться с такой же просьбой к святителю Николаю? У Бога нет мертвых, у Него все живы. И к святым мы обращаемся, ибо их молитвы более действенны, чем у нас, грешных. Но при этом важно помнить, что святые — это наши сомолитвенники Богу, а не «спасители» сами по себе. Если мы забудем об этом, то превратимся в тех же язычников.
Каждый пятый — святой!
Итак, есть три ступени духовного развития человека. Но на пути к святости есть важное обстоятельство, без учета которого человек, даже праведно живущий, может оказаться в гибельном состоянии.
Очень часто у нас есть устойчивое чувство, что мы хорошие, праведные. Я же верующий, православный, хожу в церковь, исповедуюсь, причащаюсь. Я никого не убил, не ограбил, не обворовал, что еще нужно?! Право слово, святой, да и только!
Вот такое непонимание сейчас очень глубоко заразило христианское общество во всем мире. Недавно в США был опрос, который дал поразительные результаты: двадцать один процент американцев назвали себя святыми — то есть каждый пятый! А ведь попробуйте задеть самолюбие или кошелек этого «святого»? Подавляющее число христиан замечают лишь самые грубые свои нравственные падения, то есть большие грехи. Они не видят ни глубины повреждения самой природы человека, ни силы своих страстей, ни своего бессилия искоренить их.
Но присмотревшись к своим словам, желаниям, чувствам и сопоставив их с голосом совести, с учением Евангелия, мы начинаем видеть и нечто другое. Оказывается, я не могу не осуждать, не завидовать, не объедаться… Даже когда делаю, как кажется, доброе дело — и то оскверняю его тщеславием, расчетом. Остается одно — воскликнуть вместе с преподобным Макарием Великим: «Боже, очисти мя грешного, яко николиже (никогда) сотворих благое пред Тобою». Это является и началом, и критерием правильной духовной жизни. Преп. Петр Дамаскин потому и сказал: «первым признаком начинающегося здравия души является видение грехов своих, бесчисленных как песок морской».
Дмитрий Ребров
Нескучный сад №2 2009
Рождество Иоанна Предтечи
Когда Елисавета родила сына, то родные и соседи ее порадовались, что Господь оказал ей милость Свою; на восьмой же день пришли к ней, чтобы совершить обряд обрезания новорожденного, и хотели назвать его по имени отца.
Обрезание крайней плоти, начавшееся с Авраама, производилось по закону Моисея (Лев. 12, 3) в восьмой день от рождения; через совершение обрезания новорожденный вступал в общество избранного народа, а потому день обрезания считался радостным семейным праздником.Елисавета, конечно, знала, какое имя должно быть дано ее сыну, и потому на предложение родных и соседей назвать новорожденного Захарией сказала: Нет, назвать его Иоанном (Лк. 1, 60).
Такого имени не носил никто из родственников Захарии. Назвать новорожденного Иоанном значило отступить от веками освященного обычая, и потому за разрешением возникшего недоразумения все обратились к самому Захарии и знаками спрашивали его, как назвать младенца. Если его спрашивали знаками, то надо полагать, что он, по наказанию Божию за неверие, был не только нем, но и глух; он не слышал, когда у него словами спрашивали, и потому с ним объяснялись только знаками. Захария потребовал дощечку и написал ответ на предложенный вопрос: Иоанн имя ему (Лк. 1, 63). И все удивились
И тотчас разрешились уста его, и он стал говорить, благословляя Бога.
И был страх на всех вокруг них: и рассказывали обо всём этом по всей нагорной стране Иудейской. Все слышавшие положили это на сердце своем и говорили: "Что будет младенец сей?" И рука Господня была с ним.
И Захария, отец его, исполнился Святого Духа и пророчествовал, говоря: "Благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему, и воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего, как возвестил устами бывших от века святых пророков Своих... И ты, младенец, наречёшься пророком Всевышнего, ибо предстанешь пред лицем Господа приготовить путь Ему, дать уразуметь народу Его спасение в прощении грехов их, по благоутробному (т.е. добросердечному) милосердию Бога нашего, которым посетил нас Восток свыше, просветить сидящих во тьме и тени смертной, направить ноги наши на путь мира".
При обрезании младенца ему дали имя Иоанн, что означает -Иегова милосерд - ибо он должен был приготовить проповедью народ к приближающемуся царству благодати (Лука 1:63).
Явившимся на семейный праздник было, конечно, известно, что Захария стал нем и глух после явления ему ангела в Святилище храма; они знали, что бесплодная и престарелая Елисавета давно уже потеряла всякую надежду иметь детей, да и не могла иметь их, судя по естественным законам. И вот, они присутствуют при обрезании ее сына; они недоумевают, почему и мать, и глухонемой отец, не следуя установившемуся издревле обычаю, хотят назвать своего сына Иоанном; при них немота и глухота Захарии моментально проходят, и они слышат, как молчавший девять месяцев священник начинает славить Бога и вдохновенно предсказывает своему сыну великую будущность - предшествовать Господу и приготовить путь Ему. Все эти чудесные события так поразили присутствующих при обрезании Иоанна, что на них напал страх, перешедший и ко всем окрестным жителям; во всей стране Иудейской говорили об этом; все недоумевали и друг друга спрашивали: какое назначение имеет младенец сей?
Когда нечестивый царь Ирод услышал от волхвов о родившемся Мессии, он решил избить в Вифлееме и его окрестностях всех младенцев в возрасте до 2-х лет, надеясь, что в их числе будет и родившийся Мессия. Ирод хорошо знал о необычном рождении пророка Иоанна и хотел убить его, опасаясь, что он и есть Царь Иудейский.
Узнав об этом, праведная Елисавета укрылась вместе с младенцем в горах. Убийцы повсюду искали Иоанна. Праведная Елисавета, увидев преследователей, со слезами стала молить Бога о спасении, и тотчас расступившаяся гора укрыла ее вместе с младенцем от погони. В эти бедственные дни святой Захария исполнял свою чреду служения в Иерусалимском храме. Воины, посланные Иродом, тщетно пытались узнать у него, где находится его сын. Тогда, по повелению Ирода, они убили святого пророка, заколов его между жертвенником и алтарем. Праведная Елисавета скончалась через 40 дней после своего супруга, а святой Иоанн, хранимый Господом, пребывал в пустыне до дня своего явления израильскому народу
http://www.people.com/shop/john_baptist.htm
Легко ли играть на скрипке? Рецепты семейного счастья
Существует мнение, что для счастья в семейной жизни надо иметь талант. Интересно, что думает хороший музыкант, когда про него говорят: «Будь у меня такой талант, я б тоже так играл»? Не надо путать талант с даром Божьим. Без труда, больших и долгих усилий никакой одаренный человек не станет талантом. Семья — не исключение. Многие семейные пары имеют реальную возможность стать счастливой семьей. Но не все знают как. И не всегда хотят приложить к этому усилия.
Рецепт счастливой семьи прост: не ленись и поменяй настройки. То есть перенастройся со своей волны на волну супруга. А это значит чувствовать его, понимать, сопереживать. И если оба сделают это, то «волны» не пропадут, а сольются воедино. Держаться на одной волне так же просто, как играть на скрипке… для того, кто умеет. «Век живи — век учись!» — гласит народная мудрость.
Когда мы поженились, нам государство (не помню уже, в чьем лице) подарило четырехтомник учебника молодой семьи. Мы долго смеялись над этим фактом и над заголовками типа «Чем думает женщина» или «Зачем мужчине газета». Но, между прочим, некоторые советы оттуда все же почерпнули. Потому что очень часто крупные ссоры происходят от элементарного незнания каких-то мелочей.
До брака мы живем, не особенно-то задумываясь об особенностях противоположного пола, его психологических и физиологических потребностях. А ведь мы действительно разные. По-разному понимаем и чувствуем одни и те же вещи. «Ты не рад мне?» — сердится вернувшаяся из института жена на молчащего мужа.
А у него, оказывается, «от радости в зобу дыхание сперло». Или муж ревнует жену, весело смеющуюся в компании друзей. А ведь именно его внимание она пытается изо всех сил привлечь к себе.
Женщине нужна ласка, важно быть любимой, чувствовать защищенность. Мужчине необходимо уважение, забота, тепло и уют. Как правило, муж может совершенно спокойно бросить посреди комнаты грязные носки и пригласить гостей в неубранную квартиру, а женщина полдня будет отдраивать весь дом перед приходом даже соседки. Но совершенно нормально сядет за руль неисправного автомобиля.
Не стоит сердиться на мужа (или жену) в подобных ситуациях, думая, что он (или она) поступает назло. Да он (или она) делает это не задумываясь, просто сообразно своему внутреннему устройству. О каких-то вещах, которые тебя раздражают (если только это не проявление болезни, например храп или нервный тик), надо спокойно и не в минуту злобы говорить. Чтобы муж (или жена) мог хотя бы понимать, на что ты сердишься, и иметь возможность исправиться. А самому (или самой) тоже стараться избавиться от дурных привычек. «Друг друга тяготы носите». А они в первый год совместной жизни ждут на каждом шагу. Мелкие, но ежедневные неувязки в семье бывают тяжелее, чем какое-то одно большое испытание. Даже просто различие в привычках бывает невыносимо. А оно, конечно же, есть. Ведь до брака супруги росли в разных семьях с различными бытовыми и культурными устоями, хорошо еще, если с одинаковыми принципами. Один привык рано вставать, другой любит посидеть за полночь, кто-то слушает тихую музыку и любит животных, а кто-то предпочитает шумные компании, и у него аллергия на кошек. Та пьет чай из блюдечка и бегает по утрам. А этот не выносит звона посуды и громко сморкается. Да мало ли что еще. У каждого свои «прибамбасы».
Супруги должны не только терпеть, но еще и помогать избавиться от раздражающих привычек. Да и самим ради любимого человека быть готовыми измениться. Хорошо, когда в брак вступают молодые люди. Личности, характеры, привычки находятся в движении, развитии, прогрессе. И тогда двое начинают идти одним курсом, шлифуются одними и теми же условиями.
Притирка оптимальна. Это как у спортсменов из одной команды. Они понимают друг друга с полуслова, полу-взгляда и полу-жеста. Хотя у людей постарше, по идее, должно быть побольше опыта и терпения. Да и, что немаловажно, материальная база получше.
Семья должна быть хорошей командой, слаженной, натренированной, играющей по одним правилам. В каждой семье вырабатываются свои правила, и это происходит не сразу после свадьбы. Но есть некоторые принципы, которые, на мой взгляд, хорошо бы соблюдать с самого начала. Это, во-первых, доверие друг другу. Во-вторых, надо помнить, что мир в семье и любовь гораздо важнее, чем собственная «правота». Иногда лучше промолчать и уступить, отложив выяснение отношений до лучших времен. Еще один важный принцип счастливой семьи: не выносить сор из избы.
В любом доме случаются не только разногласия, но и ссоры (не хочу говорить о скандалах). Но они не должны становиться предметом обсуждения ни знакомых, ни друзей, ни родственников. Потому что вся эта масса людей, так или иначе, поневоле разбивается на два лагеря. И чаще всего это усугубляет конфликт. Сначала разберитесь друг с другом, а потом ваше общее решение (если нужно) выносите на суд окружающих и отстаивайте его на одной стороне баррикады. И еще.
Есть вещи, которые нельзя говорить друг другу ни при каких обстоятельствах. Иногда обиды хоть и можно простить, но трудно забыть.
Чтобы быть хорошей семьей, а не только командой, надо еще и учиться настоящей любви. Семья — малая Церковь. И муж, по образу Христа, в ней — глава. Он призван любить жену, как Христос возлюбил Церковь, — даже до смерти. А жена — суметь увидеть в муже царя, священника и пророка. При этом каждый должен уяснить не то, на что он имеет право, а свои обязанности по отношению к другому. Но об этом в следующий раз.
Теперь судите сами — легко ли играть на скрипке?
Матушка Елена
http://www.pravmir.ru
Слово Святейшего Патриарха Кирилла в праздник святых первоверховных апостолов Петра и Павла
…Сегодня мы прославляем память святых первоверховных Петра и Павла. Апостол есть свидетель и посланник. О чем же были призваны свидетельствовать апостолы? Сегодняшнее Евангелие (Мф. 16:13-19) помогает нам понять самую сердцевину апостольского свидетельства, самое главное, что они сказали миру. На вопрос Господа и Спасителя «за кого Меня почитают люди?» ученики Его сказали: одни — за Иоанна Крестителя, другие — за Илию, явившегося на землю, кто-то — за Иеремию или кого-то из пророков. И когда Спаситель, обращаясь к ним, сказал: «ну а вы за кого Меня почитаете?», то это был самый главный вопрос, обращенный к апостолам. Они уже были некоторое время вместе со Спасителем, они слышали Его слова, они видели Его чудеса, они были свидетелями Его огромной духовной силы. И вопрос заключался в том, приняли ли они Спасителя, поняли ли они Его миссию, или, как тысячи тех, кто видел чудеса и слышал Его проповедь, так и не осознали, Кто является чудотворцем, целителем и проповедником. И в ответ на этот вопрос Петр говорит: «Ты — Христос, Сын Бога живого». Господь говорит ему: «Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах».
Действительно, никаким напряжением ума, никаким образованием (а его у Петра особенно и не было), никаким положением в обществе, никакой человеческой силой и могуществом («плотью и кровью») не мог Петр прозреть то, о чем он открыто свидетельствовал перед Самим Спасителем и собратьями-учениками: «Ты — Христос, Сын Бога живого». Это ведение, это знание было за пределами его знаний человеческих, за пределами его опыта, за пределами его разумения, и только внушение свыше дало Симону Петру силу сказать то, что он сказал.
И затем Господь посылает апостолов в мир. Они Его посланники, они свидетели. О чем же они должны были свидетельствовать? Конечно, они многое рассказывали тем людям, которые их слышали, и в результате этих рассказов мы имеем четыре Евангелия. Но в сердцевине их проповеди слова, произнесенные Петром, — «Ты еси Христос, Сын Божий». А что такое свидетельство? Человек может прожить всю жизнь и никогда, ни при каких обстоятельствах не быть свидетелем. У каждого есть свои знания, свое образование, своя жизненная мудрость, свой опыт — положительный или отрицательный. Но человека можно назвать свидетелем только тогда, когда он разделяет с другими свои знания, свой опыт, когда он другим говорит о том, чему был очевидцем. Свидетельство — это передача того, чем обладает человек, другим людям.
Не каждое свидетельство окружающий нас мир воспринимает с удовольствием, с готовностью слушать и слышать его. Нередко свидетельство вызывает протест, даже если оно в точности отображает действительность или адекватно представляет мысли и знания человека. Нередко свидетельства встречают борьбой, конфронтацией и даже гонениями на того, кто свидетельствует. И вот в сегодняшнем апостольском чтении (2 Кор. 11:21 - 12:9) нам повествуется об опыте свидетельства апостола Павла. Он говорит: «пять раз я был подвержен бичеванию и получил по 40 ударов без одного». 195 раз страшный бич опускался на спину апостола. Трижды он был побиваем палками. Трудно себе представить, чем было в то время избиение палками и как после этого избиения апостол оставался живым. Единожды он был побиваем камнями, а побиение камнями было распространенным и узаконенным средством умерщвления людей в израильском обществе. Но он не погиб, он чудом остался жив.
И далее апостол говорит, что ему пришлось претерпеть: он был в опасности на море, трижды терпел кораблекрушение, был в опасности от разбойников, от единоплеменников, от язычников и даже от лжебратьев. За что же он получал эти удары бичом, палками и камнями? Почему он трижды тонул? Почему на него обрушивался гнев единоплеменников, язычников и лжебратьев? Потому что он не мог не свидетельствовать о Христе — Сыне Божием и Сыне Человеческом. Он отправлялся в свои тяжелейшие путешествия, он вступал в реальную смертельную конфронтацию с теми, кто не желал слышать его слова.
И мы знаем, что жизнь святых первоверховных апостолов Петра и Павла завершилась мученически. Петр был распят вниз головой в Риме во время гонения при императоре Нероне, а апостол Павел в то же самое время претерпел в Риме казнь, будучи усеченным мечом.
Это означает, что свидетельство, которое несли людям апостолы и которое продолжает нести Церковь, — не безобидное свидетельство. Мы знаем, что именно это свидетельство произвело такую перемену в жизни людей и во всей человеческой истории, что в научные и даже бытовые представления вошло понятие о христианской эре. И летоисчисление наше — от Рождения Господа Иисуса Христа как действительно судьбоносного, переломного момента в жизни всей человеческой цивилизации; и оно стало таковым из-за свидетельства, которое святые апостолы, а вслед за ними епископы, служители Церкви, проповедники, учители, простые люди несли по всему миру, встречая в большинстве случаев проявление человеческой злобы, непонимания, вражды, ненависти и жестокости.
И результат удивительный. В далеком XXI веке мы, здесь, отделенные большим географическим пространством и еще более потрясающим пространством временнЫм от тех самых событий, собрались сегодня для того, чтобы прославить святых первоверховных апостолов Петра и Павла, поклониться их свидетельству, почерпнуть мудрость в их словах, обрести вдохновение для нашего служения, нашего свидетельства, которое ни при каких обстоятельствах не будет простым, ибо оно никогда не бывало простым. Но для того чтобы сказать: «Иисус Христос есть Сын Божий, Спаситель мира», нужно иметь в первую очередь те убеждения, источником которых является Сам Господь.
И потому, осуществляя свидетельство миру, мы совершаем не наше человеческое дело, мы руководствуемся не политическими, экономическими или какими-то иными соображениями — мы со смирением делаем то, что делали апостолы и их преемники, движимые силой благодати Божией, получившие ведение не от человеков, а от Самого Иисуса Христа через Его слово. Мы все как Церковь — и архиереи, и духовенство, и верующий народ — призваны словом и жизнью своею свидетельствовать о том, что Иисус Христос есть Сын Божий и Спаситель мира. Аминь.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
http://www.patriarchia.ru/db/text/2338783.html
Проповедь в праздник первоверховных апостолов Петра и Павла
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Сегодня мы молитвенно и торжественно отмечаем память святых славных и добропобедных первоверховных апостолов Петра и Павла. Этот великий праздник имеет особое значение для всей Церкви, а значит и для нас с вами. Поэтому не случайно, что Святая Церковь так тщательно и усердно готовила нас к этому величайшему торжеству. К этому празднику мы готовились длительным постом, который совершали в предыдущие дни.
Апостолы Петр и Павел полагали все усилия своей жизни для того, чтобы нести в этот мир вечно живое слово евангельской истины. Они несли окружающему миру весть о Воскресении Христовом, потому что «если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша». (1Кор.15:14). Мы знаем, как мир откликнулся на эту проповедь.
Сегодня за Божественной литургией мы слышали слова апостола Павла: «Я гораздо более был в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти. От иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного; Три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине морской; много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратьями. В труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе» (2 Кор.11:23-27). Ученикам Христовым за их проповедь пришлось перенести множество гонений, пыток и других испытаний. Как это не похоже на то, к чему все мы устремлены. Нас огорчают – мы огорчаемся. Нам делают что-то неприятное – мы начинаем скорбеть. Заболели – мы начинаем впадать в уныние.
Вглядываясь в жизнь учеников Христа Спасителя, кто-то может сказать: «Это же жизнь неудачников. У них не было ни дома, ни заработка, ни славы, - одни гонения. Где же Бог?» Мы тоже часто задаем подобные вопросы: «Где же Бог? Почему Он не видит все мои страдания? Почему Он не помогает мне и не избавляет от всего этого? Где же Божественная справедливость?» 60 лет назад была страшная кровопролитная война. Около 30 миллионов жизней она унесла. Среди них были и дети. Многие говорят: «А за что они страдали? Почему Бог не видел их горя?»
Почти 20 веков назад жили апостолы Христовы. Кто сейчас знает имена их гонителей? Память о них напрочь исчезла из истории. А память о тех, кто был мучим, кто страдал за Христа, живет в Церкви Христовой. Поэтому мы так усердно готовились к сегодняшнему празднику. Не только молитвой, но и постом мы приближались к дню памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла.
Различна была жизнь этих двух учеников Христовых. Апостол Петр был простым неграмотным рыбаком. Сам Христос нарек его Петром, ибо слово «петр» означает «камень». Именно Петр первым исповедовал Христа Сыном Божиим. На это Христос сказал: «ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её» (Мф.16:18). Но по-человечески Петр был слаб и немощен. Когда Христа взяли под стражу, Петр трижды отрекся от своего Божественного Учителя. Но Петр не отчаялся и не отпал от Христа, а принес искреннее чистосердечное покаяние. И, как свидетельствует Предание нашей Церкви, до конца своей жизни глаза апостола Петра были красными от многих пролитых слез, которыми он оплакивал свой грех. На его щеках образовались борозды, по которым ручьями истекали слезы покаяния. Сегодня при чтении Евангелия мы слышали трогательный диалог Христа и Петра. Христос трижды вопрошает Своего ученика: «Любишь ли ты Меня?» И Петр всякий раз отвечает: «Ты знаешь, Господи, что я люблю Тебя». И Господь говорит ему: «Паси овец Моих» (Ин.21:16).
Когда апостол Петр находился в Риме, император Нерон отдал распоряжение схватить его и распять на кресте. Ученики Петра стали уговаривать его покинуть Рим и избавить себя от неминуемой смерти. Апостол Петр стал выходить из Рима и увидел, что навстречу ему идет его Божественный Учитель. Он спросил Его: «Господи! Куда Ты идешь?» Христос ответил Петру: «Я иду в Рим для того, чтобы быть распятым вместо тебя». И понял Петр, что не Христу нужно идти вновь распинаться, а ему самому. Он вернулся в Рим и отдал себя на растерзание своим мучителям. Когда распинали Петра, он попросил перевернуть крест. Его распяли вниз головой.
Апостол Павел был образованным человеком, он был учеником Гамалиила – величайшего учителя того времени. Когда он услышал о воскресшем Христе, то не мог поверить в Этого уничиженного Миссию. Поэтому он восстал первоначально на Церковь Христову и был гонителем Церкви. Когда он шел в Дамаск для того, чтобы предать смерти всех последователей Христа, произошла его встреча со Спасителем. После этой встречи Павел стал одним из самых горячих проповедников слова Божия, - он совершил четыре миссионерских путешествия и почти во всех странах средиземноморья проповедовал вечно живое слово евангельской истины. Нам в назидание апостолом Павлом составлено 14 посланий. Так же как и Петр, Павел мученически пострадал за Христа. Но, в отличие от Петра, он был гражданином Рима. После побиения камнями его не распяли, а усекли мечом. Так случилось, что это произошло в один день – 29 июня. Поэтому в один день мы совершаем память святых первоверховных апостолов Петра и Павла.
Дай Бог, чтобы мы научились жить так, как жили эти ученики Христовы, чтобы мы всегда и везде ощущали близость Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Поэтому во время трудных обстоятельств, нестроений, неудач не будем унывать. И если Господь посылаем нам жизненные испытания, понесем их с честью и достоинством. Мне хотелось бы обратиться к вам одним из заветов апостола Павла: «Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды» (1Кор.16:13). Дай Бог, чтобы эти слова были символом нашей христианской жизни. Аминь.
Протоиерей Валерий Захаров, 2012г
Православный Календарь с 7 Июля 2013 г. по 13 Июля 2013 г.
Воскресенье, 7 Июля 2013 года. Неделя 2-я по Пятидесятнице, Всех русских святых.
Петров пост. Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Прп. Антония Дымского (ок. 1224). Правв. отроков Иакова и Иоанна Менюжских (1566-1569). Мчч. семи братий: Орентия, Фарнакия, Ероса, Фирмоса, Фирмина, Кириака и Лонгина (VI). Свт. Никиты, еп. Ремессианского. Прп. Иоанна Яренгского (Соловецкого).
Понедельник, 8 Июля 2013 года. Седмица 3-я по Пятидесятнице.
Петров пост. Прмц. Февронии девы (ок. 304). Блгв. кн. Петра, в иночестве Давида, и кн. Февронии, в иночестве Евфросинии, Муромских чудотворцев (1228). Прпмцц. Леониды, Ливии и Евтропии, Сирийских. Прп. Симеона Синаита. Прп. Дионисия и Дометия, Афонских (Греч.). Новомч. Прокопия Смирнского Афонского (1810) (Греч.). Прп. исп. Никона (Беляева), Оптинского.
Вторник, 9 Июля 2013 года.
Петров пост. Тихвинской иконы Божией Матери (1383). Прп. Давида Солунского (ок. 540). Свт. Дионисия, архиеп. Суздальского (1385). Обретение мощей прп. Тихона Луховского, Костромского (1569). Прп. Иоанна, еп. Готфского (VIII). Нямецкой (1399), Седмиезерной (XVII) и Лиддской (Римской) икон Божией Матери.
Среда, 10 Июля 2013 год.
Петров пост. Прп. Сампсона странноприимца (ок. 530). Прав. Иоанны мироносицы (I). Прп. Серапиона Кожеезерского (1611). Прп. Севира пресвитера (VI). Прп. Георгия Иверского, Святогорца (1065) (Груз.). Прп. Мартина Туровского (после 1146). Новомч. пресв. Григория Никольского (1918).
Четверг, 11 Июля 2013 года.
Петров пост. Перенесение мощей мчч. бессребреников и чудотворцев Кира и Иоанна (412). Прпп. Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев (ок. 1353). Прп. Ксенофонта, игум. Робейского (1262). Прп. Павла врача Коринфского. Прп. Сергия Критского. Прп. Моисея Сирийского. Иконы Божией Матери, именуемой "Троеручица" (VIII).
Пятница, 12 Июля 2013 года.
Окончание Петрова поста. Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла (ок. 67). Прп. Петра, царевича Ордынского. Обрет. мощей прп. Никандра Псковского. Касперовской иконы Божией Матери (1853-1855).
Суббота, 13 Июля 2013 года.
Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов: Петра, Андрея, брата его, Иакова Зеведеева, Иоанна, брата его, Филиппа, Варфоломея, Фомы, Матфея, Иакова Алфеева, Иуды Иаковля, или Фаддея, Симона Зилота и Матфия. Прп. Петра, царевича Ордынского (Ростовского) (1290). Прославление свт. Софрония, еп. Иркутского (1918). Балыкинской (1711) и Горбаневской (1786) икон Божией Матери. Св. блгв. кн. Андрея Боголюбского. Новомч. Михаила Афинского (1770) (Греч.).