4 неделя по Пятидесятнице (21.07.2013)
Казанская икона Божией Матери
Святая княгиня Ольга, моли Бога о нас!
Проповедь об исцелении слуги сотника.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Сегодня за Божественной литургией мы слышали евангельское повествование апостола евангелиста Матфея, в котором он свидетельствовал о чуде, совершенном Господом и Спасителем нашим Иисусом Христом в Капернауме. Об этом чуде так же свидетельствует на страницах своего Евангелия апостол Лука.
Когда Господь находился в Капернауме, к Нему подошел римский сотник, который просил Его исцелить своего слугу. Иисус говорит ему: Я приду и исцелю его. Сотник же отвечал: «Я человек, имеющий небольшую власть, но если я скажу своему подчиненному «иди» - он идет, если я говорю ему «приди» - он приходит, если я говорю ему «сделай» - он делает. Так неужели Ты одним Своим словом не сможешь исцелить моего раба?» Господь, услышав эти слова, удивился вере этого человека: «Во всем Израиле Я не нашел такой веры» (Мф.8:10). Обращаясь к сотнику, Господь говорит: «иди, и, как ты веровал, да будет тебе» (Мф.8:13). И тотчас исцелился слуга сотника.
У апостола Луки мы находим некоторые подробности того, о чем мы сегодня слышали. Так апостол Лука пишет, что из-за своего смирения не сам сотник подходит к Иисусу, а посылает к Нему иудейских старейшин. Те стали убеждать Господа исполнить просьбу сотника, потому что он человек достойный, который любит народ иудейский, - он построил в Капернауме синагогу. И когда Христос уже хотел пойти в дом сотника, тот прислал к Нему друзей сказать, что достаточно Ему сказать слово и выздоровеет слуга.
В этих двух повествованиях мы можем увидеть твердую и непоколебимую веру сотника. Как это не похоже на нас с вами! Как далеко отстоит наша вера от той, которая была у этого римского гражданина. Очень часто и мы обращаемся к Богу с тем или иным прошением и видим, что они не исполняются. Тогда у нас возникают мысли: «Или мы недостойны, или Бог не желает слышать наших обращений к Нему». А иногда и более страшная мысль от лукавого возникает в нашем сердце: «А может быть нет там никого, и поэтому нас никто и не слышит?» Есть, братья и сестры, Тот, Кто слышит каждое обращенное к Нему слово! Бог слышит каждого из нас.
Но почему Он далеко не всегда готов исполнить то, о чем мы Его просим? Ответ на этот вопрос дает нам сегодняшнее евангельское повествование: в нас не достаточно веры. Вроде бы мы обращаемся к Богу и просим Его, но сомнение и недоверие присутствуют в нашем сердце, - в этом причина того, что Господь не спешит ответить на наши молитвы. Есть и другие причины. Веруя в Бога, мы должны верить и в Его Божественный Промысл, в то, что Он заботится о каждом из нас, что никто из живущих на земле людей не забыт Богом. Но почему Он не сразу и не всегда помогает? Братия и сестры, мы должны осознать, что в нашей жизни должна исполняться Его Божественная воля. К сожалению, и в этом мы должны признаться, мы далеко не всегда хотим безоговорочно принять Божественную волю. И вот Господь попускает нам что-то для того, чтобы мы исправились, чтобы осознали свои грехи, отвратились от греха и обратились на путь праведности. Но вместо того, чтобы осознать свои ошибки, мы начинаем искать причины не в себе, а вовне. И готовы при этом обижаться на Самого Бога. Сегодняшнее Евангелие учит нас тому, чтобы мы не только верили в Бога, но и доверяли Богу. Давайте научимся доверять Богу так, как доверял этот евангельский сотник.
Обратите внимание, братья и сестры, сотник отличался не только твердостью веры, но и глубочайшим смирением. Оказывается, чтобы наша молитва была услышана Богом, необходимо иметь не только веру и доверие к Нему, необходимо иметь и смирение. А этой добродетели в нашей жизни очень мало. Много гордости, превозношений, самолюбия. А ведь «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (1 Пет.5:5). Поэтому нам необходимо прилагать все усилия для того, чтобы вместе с верой в нашем сердце возрастало и смирение.
И еще хотелось бы обратить внимание на один момент. Посмотрите, о ком просит римский сотник. О себе, о своих родственниках? Он просит о своем рабе. Конечно, нам людям XXI века не совсем понятно, какие взаимоотношения были между господином и рабом. Сотник просит о рабе, на которого можно было бы не обращать никакого внимания. Это вещь, инструмент. Вот он заболел, испортился инструмент – забудь о нем, выбрось его, пусть он просто умирает. Таковы были нравы того времени. А сотник проявляет заботу о своем рабе. Значит, этот человек был добрым, и имел сердце, из которого изливалась любовь ко всем окружающим людям. Если каждый из нас сейчас вспомнит, о ком мы чаще всего просили Бога в своих молитвах, то мы сможем сказать: чаще всего мы молимся о самих себе, реже о близких людях. А кто молился о своем соседе, о своем начальнике?... Сегодняшнее Евангелие учит нас любви, состраданию, простой человеческой доброте, - тем качествам, которых так не хватает нам в наших взаимоотношениях.
Дай Бог, чтобы в нашей жизни укреплялась и умножалась вера. Чтобы мы наконец-то научились доверять Богу. Чтобы с помощью нашей веры в наших сердцах возрастали кротость, смирение, любовь ко всем людям. Тогда те молитвы, которые мы возносим о самих себе, о наших близких, о других людях обязательно будут услышаны, ибо Господь сказал, обращаясь не только к римскому сотнику, но и к каждому верному Своему рабу: «иди, и, как ты веровал, да будет тебе» (Мф.8:13). Аминь.
Протоиерей Валерий Захаров,2012г
Слово Святейшего Патриарха Кирилла
в праздник Казанской иконы Божией Матери
…Царица Небесная Дева Мария имела особый благодатный дар от Бога — на Ней не было греха. Она явила Собой чистый престол, вместилище Божества. И когда Ей выпал суровый крест — разделять со Своим Сыном все тяготы Его служения, быть очевидицей страшных мучений и самой крестной смерти, тогда весь тот дар, который Бог излил на Пресвятую Деву, соединенный с Ее собственными усилиями, терпением, кротостью, любовью, чистотой, привел к тому, что Она по кончине Своей была восхищена в Божие Царство и ныне предстоит Богу, молясь о роде человеческом.
Мы обращаемся к Царице Небесной как к матери, как к матери Церкви, как к матери всех верующих, мы приносим к Ней свои молитвы, мы разделяем с Ней свою скорбь и свою радость, подобно тому, как мы разделяем это с самыми близкими людьми, но знаем, что ближе матери никого нет. Это великое служение материнства по отношению ко всей Церкви, ко всем верующим Божия Матерь осуществляет там, в Божественном и невечернем Царстве Сына Своего. Знаком того, что Она предстоит перед Богом, знаком того, что Она с нами, являются многие Ее иконы, образа, которым мы с любовью и верой поклоняемся.
Из историй христианского искусства известно, что изображение Божией Матери стало одним из первых. Уже древние христиане во времена гонений стали изображать образ Девы Марии. И затем в истории было явлено много великих икон, изображающих Царицу Небесную, которые имели великую благодатную силу и имеют ее доныне. Такие иконы мы именуем чудотворными. И среди тех из них, которые особенно прославлены в Руси, мы покланяемся и Казанской иконе Божией Матери. И верим, что через этот образ по молитвам верующих людей Царица Небесная дарует просимое. Бог, откликаясь на молитву Пречистой и Преблагословенной Девы Марии, дарует людям особую благодать.
Вы уже слышли из слов, которые были сегодня обращены к вам, о том, как с явлением Казанской иконы каким-то особым образом связаны наиболее важные исторические события в жизни нашего народа, такие как победа в Смутное время над польской оккупацией, как присоединение Сибири и Дальнего Востока к Руси, как победа в грозном 1812 году, как ранее того бывшая победа под Полтавой. Эти удивительные события русской истории связаны с иконой Царицы Небесной, и мы верим, что по молитвам Церкви и по молитвам благочестивых людей Царица Небесная в самые судьбоносные моменты отечественной истории приклоняла милость Сына Своего и Бога нашего к Отечеству.
Существует устойчивое убеждение, что и в годы Великой Отечественной войны град Москва был огражден от нашествия иноплеменников по молитвам людей пред Ее чудотворным Казанским образом, который находится здесь, в Елоховском соборе. Это тот самый образ, который вместе с ополченцами под руководством Минина и Пожарского был принесен в Москву. Пред ним совершалась горячая молитва об освобождении Москвы и всей Руси. И знаем, что молитва та была услышана, как услышана была молитва и тех, кто воевал под Полтавой, кто боролся за освобождение Отечества в грозном 1812 году, кто молился об избавлении Москвы в суровые годы Великой Отечественной войны.
Все то, что происходит с нами, является ничем иным, как присутствием Самого Бога в истории, в том числе — в истории нашего Отечества. И сегодня, когда мы все проходим через непростые и даже скорбные времена, как важно, не теряя веры, вновь и вновь обращаться к Царице Небесной, прося Ее приклонить милость Сына Своего и Бога нашего над всей исторической Русью, над Россией, над Церковью нашей, над градом Москвой. И верим, что если молитва наша будет искренней и сердечной, если вера наша будет несомненной, то не останется никаких преград к тому, чтобы и на нас Господь излил ту же милость, которую Он изливал на наших благочестивых предков, пред Казанским образом Его Пречистой Матери возносивших свои горячие и сердечные молитвы об Отечестве нашем.
Пусть Покров Пречистой Преблагословенной Царицы Небесной пребывает над всеми нами, управляя нашими жизненными путями во славу Божию. Аминь.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
http://www.patriarchia.ru/db/text/2357244.html
Память святой равноапостольной
великой княгини Российской Ольги
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
«Первоизбранней от всего русскаго рода, славней и равноапостольней угоднице Божией Ольге составим похвалу, яко заре во тьме идолопоклонения светом веры возсиявшей и путь ко Христу всем людем русским показавшей», – в веках радостно прославляет земля Русская благословенную между женами русскими святую равноапостольную княгиню Ольгу, которая первая всенародно и торжественно принесла на Русь бесценное сокровище веры Христовой.
Эта великая правительница Руси происходила из тех мест, где позже возник город Псков. За красоту и ум она была избрана в супруги великого князя Игоря. После убийства Игоря древлянами Ольга взяла бразды правления в свои руки. Воспитанная в язычестве, Ольга жестоко отмстила древлянам за убийство мужа. Возглавив русское войско, она прошла всю землю древлян, облагая их данью. Став правительницей, она властной и жесткой рукой установила порядок в земле Русской, после чего вернулась в Киев, где жила, окруженная любовью и почитанием своего народа.
Здесь, в тишине и покое достигнув преклонных лет, великая Ольга почувствовала жажду истины. Тогда в Киеве уже жили христиане, и от них Ольга узнала христианское учение. Ее светлый ум уверился в превосходстве христианства из бесед с православными священниками. Будучи от природы целеустремленной и решительной, Ольга отправилась в Царьград, где после бесед с патриархом приняла святое Крещение с именем Елена. Восприемником ее был император Константин Багрянородный.
Однако усилия княгини Ольги не сделали христианство господствующей религией на Руси, но семена истинной веры, брошенные ею в землю Русскую, дали благодатные всходы при ее внуке Владимире, который и стал крестителем Руси.
Отличные природные качества княгини Ольги, освященные благодатью Святого Духа в купели Крещения, позволили совершить ей личный духовный подвиг, приняв христианство, и устроить жизнь своего народа. Ольга первой стала править на Руси, тогда как все ее предшественники-князья только воевали. Она стала началом конца язычества на Руси, принеся первые проблески истинной веры громким исповеданием Христа во тьме языческого невежества. История назвала ее мудрой, а Церковь Христова – святой и равноапостольной.
Мудрость и святость в великой Ольге из отвлеченных понятий стали реальностью. Истинная мудрость – не измышления человеческого разума, но имеет своим источником Самого Бога, поэтому она не изобретается, не является результатом опыта, а постигается, дается Богом человеку, стремящемуся к ней. Человек, обретший мудрость, научается различать добро и зло, становится способным видеть цель своей жизни, постигает ее смысл и те задачи, для решения которых Бог призвал его из небытия к бытию.
Такая мудрость делает человека блаженным: «Блажен человек, который снискал мудрость» (Прит.3: 13). Истинная мудрость сама по себе уже есть блаженство, высшая духовная радость. Мудрость возвышает человека над всем земным и временным, дает ему прочное основание, опору, так что никто и ничто не может смутить, поколебать, привести в уныние его. Сознавая себя творением Божием, имеющим свое определенное назначение в этом мире, человек, полностью вверяя себя воле Божией, совершает свое служение, спокойно переносит все неприятности, огорчения, зависть, злословие недоброжелателей, мужественно преодолевает все встречающиеся на пути препятствия и трудности, зная, что, если Бог благословил, никто и ничто не сможет помешать. Такая непоколебимая надежда на Бога, абсолютное доверие Богу, желание быть Его действием в этом мире делает человека поистине мудрым, а эта мудрость приводит человека к Богу, приводит к святости. Мудрость – начало святости.
Так, мудрость княгини Ольги привела ее к святости, т.е. к блаженству на земле и к вечному блаженству на Небе, как написано: «Приобретай мудрость,.. и она возвысит тебя; она прославит тебя, если ты прилепишься к ней; возложит на голову твою прекрасный венок, доставит тебе великолепный венец» (Прит.4: 7-9). В купели Крещения все силы ее души, все качества ее характера, незаурядный ум ее были освящены благодатью Святого Духа, преобразились и получили правильное направление. Господь «исполнил ее Духом Божиим, мудростью, разумением, ведением…» (см.: Исх.35: 31).
Каждый из нас, дорогие братья и сестры, призван к святости: «По примеру призвавшего вас Святого, и сами будьте святы во всех поступках» (1 Пет.1: 15). Каждый из нас должен мудро прожить эту жизнь, исполнив то предназначение, ради которого Господь даровал нам эту жизнь.
Однако есть мудрость и мудрость. Это различие проявляется в делах. Об этом так пишет апостол: «Мудр ли и разумен кто из вас, докажи это на самом деле добрым поведением с мудрою кротостью.
Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину. Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская, ибо где зависть и сварливость, там неустройство и все худое.
Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна» (Иак.3: 13-17).
Такая мудрость постигается через молитву, через изучение Священного Писания, через решительное отвержение зла и стремление к добру. Тогда, видя это наше стремление всем своим существом послужить Богу и людям, как это сделала великая правительница Святой Руси блаженная княгиня Ольга, Господь благословит нас мудростью и даст силы для этого служения. Аминь.
Архимандрит Иосиф (Еременко)
Святая княгиня Ольга — звено в золотой цепи святости
Жития святых — орнамент, вытканный из оригинального повторения библейских сюжетов, и воплощенное Евангелие. Если для одних Евангелие — это книга, которую чтут и читают, то для других она – Слово, Которым живут. Эти другие достойно названы святыми, как исполнители заповеди «Святы будьте, ибо Я свят есмь».
Прекрасный Иосиф в Египте перетерпел искушение похотью и не уступил домогательствам хозяйки. Его победу Златоуст считает более славной, чем бесстрашие трех юношей перед лицом раскаленной Вавилонской печи.
И то правда. В юношеском возрасте, когда молодые люди сами ищут плотских сластей, Иосиф не уступает желанию взрослой женщины, притом будучи ее рабом. За победу над похотью он вначале садится в тюрьму, но оттуда выходит на царство.
Подобным образом Ольга становится княгиней, отказав Игорю – будущему мужу – в незаконной близости. Он домогался ее, она его пристыдила. Он не привык встречать отказ, но здесь принужден был смириться. Если бы она согласилась на блуд, он забыл бы ее, как забывают обычно легкомысленных любителей запретной сласти. Но она отказала, и он не смог забыть ее.
Целомудрием ее было покорено его сердце. Нашел ее Игорь и сделал княгиней. Ольга же, впоследствии потеряв его, осталась верна Игорю и замуж более не выходила.
Один из тропарей княгине говорит, что она «крылами богоразумия вперила свой ум и взлетела превыше видимого творения». Обладая острым умом и чутким сердцем, она искала Бога и нашла Его. Именно так и говорит апостол Павел, что Бог велит всем людям «дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли – хотя Он и недалеко от каждого из нас» (Деян. 17:27). Ольга Бога ощутила и нашла.
Кто подобен ей? Варвара великомученица. Заключенная в высокую башню, преданная размышлениям, она удивлялась красоте мира, сиянию звезд и переменам дня и ночи. Рассматривание природы привело ее без всяких книг к первичному Богопознанию. Об этом тоже говорит апостол: «вечная сила Его и Божество от создания мира через рассматривание творений видимы» (Рим. 1:20)
А что значит принять веру, но жить почти в полном духовном одиночестве среди народа непросвещенного, погрязшего в язычестве? Не есть ли это подобие жизни Лота в Содоме, когда «сей праведник ежедневно мучился в праведной душе, видя и слыша дела беззаконные» (2 Петр.2:8).
Очевидно, Ольга жила надеждой. Она молилась Богу о даровании Света веры своему народу и, не зная, как именно это будет, доверяла Премудрому Промыслу. Не иметь, но ожидать и верить в исполнение горячо желаемого, не есть ли это подобие жизни всех праотцев и пророков?
Ведь и о них говорит Писание, что они «умерли в вере, не получив обетований, а только издали видели оные, и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле» (Евр. 11:13).
И то, что не сын, но внук Ольги исполнил волю Божию о народе Русском, тоже знаменательно. Внуки более любимы, чем дети, поскольку к моменту рождения внуков мудреют люди и понимать начинают значительно больше. С внуками потому и общаются больше, им отдают сердце, их и вере учат, если веру имеют.
Так было, например, с апостолом Тимофеем. Хваля его нелицемерную веру, Павел вспоминает, что такая же вера «прежде обитала в бабке твоей Лоиде и матери твоей Евнике» (2 Тим. 1:5). Так, словно через сообщающиеся сосуды, может по воле Бога в людском родстве вера переходить от человека к человеку, умножаясь и усиливаясь.
Наконец, управляя народом, решая тяжбы, взимая налоги, обуздывая непокорных, должна была Ольга по необходимости носить в груди дух сильный и твердый, подобный духу Деборы, Иудифи и иных жен, не раз спасавших Израиль.
Жития святых связаны со всей Священной историей, со всеми библейскими книгами. Воплощенным Евангелием называют иногда эти жития, поскольку в них видим повторение великих дел Божиих, описанных в Писании, на других людях и в другие времена.
Свой труд завершив и временную жизнь оставив, Ольга сделала все для того, чтобы люди ее народа и сами вникли в Божий Закон, и сами стали подражателями трудов и деяний святых людей, и сами продолжили составление доныне пишущейся Великой книги святости.
Протоиерей Андрей Ткачев
http://www.pravmir.rui/
Как держать себя в отношении к Ангелам
В день сегодняшний, о чем нам больше и рассуждать, как не об Ангелах? К чему же именно направить нам слово свое? Давайте укорять себя. За что? За то, что есть еще у нас грехи, заблуждения, ошибки, горести и беды, ибо всему этому не следовало бы быть между нами, когда окружает нас сонм безплотных и есть у каждого Ангел Хранитель. Ангелы Божии – сами – попустят ли быть чему такому среди нас? Нет, если попускают, то, верно, по вине нашей или потому, что делаем себя недостойными Ангельского руководства и помощи, или потому, что своим противодействием и противонастроением уничтожаем и отвращаем все усилия Ангелов содействовать нам в добре. Как же теперь быть? Надо себя так настроить, чтобы не отвращать, а привлекать Ангельское содействие. А это как делать? Вот как!
Надо помнить, что есть у нас Ангел Хранитель, и иметь к нему умное и сердечное обращение, – и в обычном ходе жизни нашей, и тем паче, когда она чем-либо возмущается; когда нет такого обращения, то Ангелу нет способа вразумить нас. Когда идет кто к трясине или пропасти, или реке, заткнув уши и закрыв глаза, что ты ему сделаешь и как поможешь? Кричать бы – у него уши заткнуты; знаком бы показать опасность – у него закрыты глаза. Так, когда нет у нас умного и сердечного обращения к Ангелу, это то же, что мы, обратясь к нему задом, идем в опасность. Он и дает нам предосторожность, но ум не видит и сердце не ощущает того. Вот и впадаем в беду или грех и заблуждение. Скажешь: пусть за руку возьмет и наведет на путь правый. Верно, он так и готов делать, и ищет у тебя руки, чтоб взять за нее и руководить тебя. Но есть ли рука-то такая у тебя? Ведь не за эту телесную руку возьмет он, хоть и сие бывает в особенных случаях, но за руку душевную, не телесную, как и сам безплотен. Душевная же рука есть деятельная сила, направленная ко спасению и ревнующая о нем. Когда есть в душе ревность о спасении, непременно Ангел Господень возьмет тебя за нее и будет руководить, а когда нет, за что ему взять тебя? Нет у тебя места для соприкосновения ему с тобою. Ибо сам он есть из числа духов, посылаемых за хотящим наследовать спасение. Когда нет сего хотения, или ревнования о спасении, как он к тебе подступит, как воздействует на тебя, когда в тебе ничего нет соответствующего назначению его при тебе пребывания и его собственным усилиям?
Опять скажешь: пусть самое желание спасения возбудит. И это он делает, и делает, прежде всего и усерднее всего, ибо тут корень жизни духовной. У тех, кои имеют сие желание спасения, он его поддерживает и укрепляет, а у кого нет, всячески возбудить заботится. Но редко успевает по причине большого нестроения, качествующего в нерадивой душе. В такой душе все в смятении – и мысли, и чувства, и намерения, – безпорядочный шум, как на базаре. Этот недостаток внутреннего мира и собранности, в какой мере есть у нас, в такой есть он – враг Ангельскому на нас действию. Как внушит что-либо доброе Ангел, когда внимания нет? Как услышит сие внушение душа, когда в ней шум и смятение? Вот усилие Ангела Господня и остается в нас безплодным! Итак, хочешь ли пользоваться Ангельским руководством и содействием – укроти ты свою внутреннюю безпорядочность, собери ты свое внимание внутрь и стань у сердца своего. Ангел Господень тотчас заметит сие, подойдет и начнет влагать тебе помышления, клонящиеся к возбуждению желания спасения. Склонись на сие внушение и возьмись ревновать о спасении, тогда Ангел Господень не только за руку тебя возьмет, а на свои руки тебя подымет, и не поведет только, а понесет по пути спасительному. Только и ты постоянное уже имей к нему умное и сердечное обращение, и в ревности не ослабевай, и внимание храни. Он учить тебя будет всему, что, когда и в какой мере делать и чего не делать, а когда нужно, и внешнее знамение подаст в руководство. И все, которые спасались, так спасались. Прочитай или послушай жития святых! Если мы не видим на себе такого осязательного Ангельского нам содействия – некого винить: сами виноваты. Сами не даемся в руки Ангелам и тщетными делаем все их о нас попечения. Побьется с нами Ангел Божий, побьется – и отступит. Опять приступит – и опять отступит. И так все, пока умрем. А когда умрем, Ангел представит Господу книгу жизни нашей и скажет: все сделал, чтоб вразумить – ничему не внимала душа сия. И положено будет на книге жизни надписание осуждения нашего, которое непременно исполнится на Страшном суде.
Ангелы Божии, пока живы мы, суть наши хранители, защитники и руководители, по смерти же нашей – на Страшном суде – будут неумолимыми исполнителями праведного о нас определения Божия. Слышали, что читалось в нынешнем Евангелии?! Послет Сын человеческий Ангелы Своя, и соберут от Царствия Его вся соблазны, и творящих беззаконие, и ввергнут их в пещь огненную; ту будет плач и скрежет зубом (Мф. 13, 41–42). И конец всему! Печать правды Божией належится; кто снимет ее?!
Правда, будет там и другая половина, о коей говорится: тогда праведницы просветятся яко солнце, в царствии Отца их (Там же, 43) Но попадем ли мы в число сих блаженных?! Обетование всем дано, но надо исполнять условия. Исполняющий их есть бодренный ревнитель. Почему, если мы будем больше походить на тех, о коих говорится в нынешней притче: спящим человеком, прииде враг, и всея плевелы посреде пшеницы (Там же, 25), – чего доброго от нас ожидать?! Когда спим, то есть не радеем о спасении и мятемся во всякой суете, тогда Ангелу доступа к нам нет, а врагу-то все и сподручно. Подходит он смело и влагает всякие дурные мысли и желания и научает всякому злу. Нерадивая душа принимает сии внушения, соглашается на них и при удобном случае приводит в исполнение. Чем дальше, тем хуже. А там и весь человек стал, как плевел посреди пшеницы, которого конец – пожжение.
Вот вам краткое указание на то, как держать себя в отношении к Ангелам.
Да не оскорбится душа ваша, что в светлый Ангельский праздник навожу на такие мрачные мысли. Делаю сие затем, чтоб отвратить вас от мрака греха и обратить к свету Ангелоподобного жития, чтоб здесь в общении с Ангелами поживши, все вы сподобились Ангельского и на небе сопребывания и соблаженствования в Царствии Отца нашего Небесного. Аминь.
Святитель Феофан Затворник
http://www.diveevo.ru/2/0/1/2607/
Цыганенок Валька и бабушкино Евангелие
Валька Беляев, десятилетний цыганенок, отличался от своих братьев и сестер. Был он бледен, худ, сутуловат, но в фигуре его и в поведении было что-то такое, чего не было в цыганских – да и что там в цыганских, но и в коренных деревенских детях. Все в облике его было не цыганское. И волосы прямые и гладкие, не черные, а темно-русые, всегда аккуратно причесанные, с легким вихорком на макушке. Лишь Валькины глаза, большие, с густыми длинными ресницами, смоляные и бездонные, выдавали в нем цыгана. Они казались омутами, вместившими в себя столько мудрости и житейского опыта, что непонятно было, почему они достались ребенку, а не столетнему старцу. Валька был настоящим аристократом. Даже в старенькой, но всегда чистой и отутюженной одежде выглядел он элегантно и немножко старомодно. Был вежлив и приветлив, в отличие от своего шумного, чумазого и вечно орущего семейства, сразу же посеявшего легкую панику среди тихо и мирно живущего деревенского населения древней, но не дряхлой деревни Злодеево, в которой и поселилась цыганская семья по разрешению председателя сельского совета. Никто не знал, откуда прибыли цыгане, да и не спрашивали, рассудив, что со временем сами расскажут.
Пытливый Валькин ум сразу же отметил странное и не очень звучное название деревни, но соседка Елена Прохоровна быстро развеяла сомнения ребенка:
– Леса тут были, сынок, непроходимые в давние времена. А какой хороший человек в дремучем лесу поселится? Вот и тут какой-то злодей беглый прижился, обустроился, семью завел, детей целую ораву нарожал, вон как у вас, – жил, состарился да умер, а название к деревне и прилепилось. Привыкли все к нему. А те, кто от него народился, другие деревни вокруг основали, с хорошими названиями. Леново – лентяй, видно, какой-то построил, Лысково – лысый, Борок – уж и не знаю кто.
Тут Елена Прохоровна замешкалась, а потом резво рванула в свой огород, узрев на грядке с огурцами шустрого маленького Жорку, младшего Валькиного брата, попутно приговаривая:
– И почему вы, окаянные, не поселились в другой деревне с хорошим названием?
Валька же, вполне удовлетворенный историческими познаниями соседки, направился к одиноко сидевшему на лавочке дяде Леше-агроному, с намерением расспросить его об опытном хозяйстве, которым тот руководил и о котором всегда с удовольствием рассказывал любознательному цыганенку.
В школу Валька пришел вместе с младшим братом и старшей сестрой. Учительница Александра Ивановна, проверив знания новых учеников, определила Вальку в третий класс, а маленького Жору и 14-летнюю Любу – в первый. Известие о том, что цыганка Люба, ростом чуть поменьше учительницы, будет учиться в первом классе, вызвало у малышей дикий восторг – школа была начальная, и таких больших учеников в ней никогда не было. Любу тут же окрестили дылдой и стали над ней потешаться, но невозмутимая и умеющая обращаться с кучей младших братьев и сестер девушка быстро и уверенно навела порядок в расшалившихся школьных рядах, а потом, на радость учителям, порядок этот и поддерживала, училась, правда, неохотно и трудно.
Валька же, не в пример сестре и брату, знания просто поглощал, любил отвечать на уроках, неторопливо и размеренно читал стихи и решал на доске задачи и примеры. В перемены сидел в классе и читал книжки, взятые в скудной школьной библиотеке, часто и после уроков оставался в классе почитать, пока Александра Ивановна проверяла классные и домашние работы и готовилась к завтрашним занятиям. И учительнице, и ученику дома готовиться было сложно: все свободное время поглощали домашние дела.
Валька не любил шумные игры, предпочитал им чтение книг или беседы со взрослыми. И со сверстниками он особо не дружил, приятельствовал с первоклассником Лёней, и то, наверное, потому, что у Лёни была необыкновенная бабушка, добрейшая, умная и знающая то, чего в школе не знали, а может, и знали, но никогда не рассказывали.
Бабушка Мария Ивановна была совсем старенькая, маленькая и худенькая. Годы согнули ее спину, и ходила бабушка, наклонившись вперед, но удивительно, что она помнила все события своей жизни и рассказывала детям о них интересно и с юмором. Помнила, как жили деревни до революции, как настороженно встретили советскую власть, как трудно было во времена коллективизации, помнила военные годы и страшные голодные времена. С особенной грустью и торжественностью рассказывала бабушка о храмах окрестных, о красоте их былой и величии и о том, как плакали люди, когда храмы православные оскверняли.
Много историй знала бабушка об Иоанне Кронштадтском. Сестра ее старшая жила в Кронштадте, ходила на службы к батюшке Иоанну и помогала матушке дома по хозяйству. Вспоминала, как сестра, изредка приезжавшая проведать родных, привозила посланные батюшкой Иоанном в подарок детям шоколадки и жестяные красивые коробки с леденцами. Рассказывая о подарках батюшки Иоанна, бабушка преображалась, морщинки разглаживались, глаза излучали свет, а лицо озаряла радостная улыбка. Леденцы и шоколадки съедались детьми, а обертки с красивыми картинками наклеивались на внутреннюю сторону крышки сундука, который потом получила бабушка от родителей своих в приданое, когда выходила замуж, а потом передала в приданое дочке своей. Сундук теперь стоял в комнате, в нем хранилось белье, и дети часто открывали крышку и рассматривали эти картинки от шоколадок, даже и не подозревая о том, что когда-то их держал в руках святой угодник Божий Иоанн Кронштадтский.
Валька теперь два раза в день заходил к Лёне, а точнее – к бабушке. Утром бабушка кормила его вместе со своими внуками завтраком и отправляла в школу, а по возвращении из школы сажала обедать, ставя на стол вкусный наваристый суп и кашу с маслом или картошку с мясом, протомившиеся в жаркой русской печи. Потом бабушка собирала посуду, освобождала стол, и Леня с Валькой садились за уроки. Она же приносила свежие газеты, доставала из шкафа лупу и принималась за просмотр статей и новостей. Когда дети заканчивали домашние задания, бабушка делилась с ними новостями и обсуждала прочитанное. Особенно нравились детям сообщения о запуске космических кораблей с фотографиями космонавтов. Бабушка запусков этих боялась и не одобряла, просила Бога о помощи неразумным, дерзнувшим выйти за пределы земные, сокрушалась о них и вопрошала:
– Неужели на Земле дел не осталось? Ведь Господь велел украшать и лелеять Землю, а они что делают? Ох, неправильно это.
Завершив с новостями, бабушка шла в комнату и приносила то заветное, ради чего Валька мог сидеть и ждать часами, – небольшую книжку в темной матерчатой обложке, на лицевой стороне которой был оттиснут православный крест и церковный орнамент, а по центру крупно написано «НОВЫЙ ЗАВЕТ». На оборотной же стороне обложки, также оформленной, читалась надпись «ДЛЯ РУССКОГО НАРОДА». Надпись эта Вальку сначала смутила, но бабушка успокоила:
– Господь Бог, Валюша, для всех людей Един и за всех Крест Свой принял, и за тебя тоже. А что для русского народа написано, то и для цыганского сгодится, ведь живем мы все вместе и Святое Евангелие для всякого народа дано.
Бабушке Валька верил безоговорочно и внимательно слушал, как она читает, стараясь не пропустить ни одного слова, и хоть и непонятно было, но слушать хотелось и понять и разобраться хотелось тоже. Прочитав главу, бабушка откладывала лупу в сторону и начинала, как умела и понимала, объяснять вдумчивому цыганенку смысл и содержание прочитанного. Иногда Валькины вопросы ставили бабушку в тупик, и тогда она просто говорила:
– Не по моему уму это, Валюша, не знаю я, как тут тебе ответить. Вот батюшка наш прежний, Василий, всё знал, учился он всему в лавре, да нет его теперь, сгинул где-то, сердешный, увезли его, как церкви порушили. Оставим пока это, подрастать станешь, может, и сам додумаешься или объяснит кто. А сейчас пей чай да беги домой скорей, смеркается уже, да и Лёньку с улицы кликни.
Пока Валька пил чай, бабушка неспешно прибирала Евангелие и лупу в шкаф и поджидала с прогулки младшего внука. Почаевничав, Валька вежливо благодарил старушку, одевался и неторопливой походкой отправлялся домой. Дорога до Злодеева была неблизкой, тянулась через два поля, через глубокий овраг мимо речки, и Валька успевал поразмышлять и представить картины, описанные в Евангелии. Его детское воображение рисовало Галилею, но никак не могло соединить несоединимое. Он не мог представить, как Живой Бог ходит по этой самой Галилее среди обыкновенных людей, а потом, зная, что Его замучают в Иерусалиме, все равно приходит туда и принимает мучения, умирает на Кресте, потом воскресает и возносится на небеса. Непонятнее всего было Вальке последнее: как вознесся Иисус Христос. Про космонавтов понятно – у них ракета, а у Него ракеты не было, да и самолетов в те далекие времена не было, это Валька знал точно. И чем больше Валька размышлял, тем больше запутывался и меньше понимал. Он даже Лёню спросил, не знает ли он, как вознесся Иисус Христос без ракеты, на что тот, немного подумав, ответил:
– Ангелы Ему помогли. Про ангелов-то ведь бабушка тебе рассказывала. Они большие, сильные и с крыльями. Вот и подхватили Боженьку и унесли на небо, чтобы Его тут снова не стали мучить. Теперь Он у себя дома, за всеми нами смотрит и всех нас любит, а если плохо делаем, то нас исправляет. Так бабушка мне говорит, а она все знает. В Бога верить надо. Я верю. И ты тоже верь, только в школе не рассказывай: дразнить будут, да и бабушке попадет.
Валька успокоился, но немножко обиделся на Лёню за то, что сам не додумался до такого простого ответа про помощь ангелов. Он поверил Лёне, но хотел лично убедиться, что это действительно было так, как рассказал ему маленький друг. А убедиться лично можно было лишь одним способом – каким-то образом завладеть бабушкиной книгой и прочитать ее самому, и не просто прочитать, а перечитать много раз, обдумывая каждое слово. Попросить книгу у бабушки на время Валька не решился: боялся, что откажет. Он знал, что Евангелие очень старое, осталось ей от ее мамы, и она им очень дорожила.
Приближались летние каникулы, а на лето бабушку увозили к старшей дочери в другую деревню. Валька очень переживал, что вместе с бабушкой уедет и заветная книга, а с ней и надежда на ее детальное изучение. Бедой своей он поделился с младшим братом. Жорка в таких случаях никогда долго не раздумывал и не сомневался. Он жил по своему принципу. Если соседка не дает добровольно огурцов, их надо взять, когда она не видит.
На следующий день Евангелие лежало под Валькиной подушкой, а сияющий брат весело рассказывал, как оно туда попало. Валька был в ужасе от выходки брата; он и помыслить не смел о том, что Святую Книгу можно просто украсть, а маленький сорванец, увидев, как переживает брат, деловито бросил:
– Читай на здоровье. Бабушка сегодня уже уехала, а как прочитаешь, мне скажешь, и я отнесу книгу обратно. Когда осенью она вернется, увидит книгу на месте и подумает, что просто перед отъездом ее не заметила.
Вальке было невыносимо стыдно за брата, а еще больше за себя, ведь он и не пытался попросить Евангелие у бабушки, решив, что все равно она его не даст. Он представил бабушку, растерянную и огорченную, осматривающую шкаф и перекладывающую на полках содержимое его, лихорадочно вспоминая, куда же положила она Святое Писание, и, так и не вспомнив, уехавшую с расстроенной и растревоженной душой.
Валька машинально взял Евангелие, открыл посередине на главе 20-й от Иоанна и стал медленно читать, удивляясь некоторым старинным буквам, которых в школе не изучали. Дойдя до строки 23-й и прочитав ее, он задумался, перечитал еще раз, вникая в смысл:
«Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся».
Закрыл книгу, бережно завернул ее в газету и быстро выскочил из дома, чуть не сбив с ног поднимавшегося на крыльцо Жорку.
Через час потный и раскрасневшийся Валька сидел перед бабушкой, положив на стол Святое Писание, и просил прощения и за себя, и за непутевого брата, поведав ей историю кражи книги, всю, без утайки, обвиняя в случившемся больше себя, чем брата, осознавая, что сам смутил Жору своей прихотью и подтолкнул к постыдному поступку.
Бабушка внимательно слушала Вальку, и глаза ее лучились добротой и радостью. Душа ее наслаждалась и звенела и чувствовала такой же чистый звон души этого маленького цыганского мальчика, понявшего и принявшего учение Христово всем своим маленьким сердцем, вобравшего его во все свое существо и уверовавшего глубокой верой.
Осенью цыганская семья собралась переезжать, и Валька пришел попрощаться с бабушкой. Только ей он поведал о своей мечте. Мечтал Валька стать священником. Бабушка благословила мальчишку на добрую дорогу, а потом сходила в комнату, принесла Евангелие и протянула его Вальке:
– Возьми его, Валюша, мне ведь и самой скоро пора… – она не закончила фразу.
Мальчик поблагодарил бабушку, но от подарка отказался:
– Не могу я его взять, бабушка. Книга Святая – ваша семейная, в семье и должна быть. Она еще и Лёне послужит, а потом и детям его.
Тогда бабушка сняла с себя медный крестик и надела его на Вальку:
– Храни тебя Господь, сынок. Я прожила жизнь долгую, живи и ты долго, а крестик святой носи открыто, не прячь, убережет он тебя. Сердце у тебя доброе и душа чистая, сохрани их такими же, и Бог тебя никогда не оставит. И священник из тебя выйдет добрый да любящий.
Мне неведомо, стал ли цыган Валька Беляев священником, быть может, мечта его детская и осуществилась, но то, что вырос он хорошим человеком, – это несомненно. А бабушкино Евангелие я храню. От прожитых лет оно пожелтело, странички стали хрупкими, а обложка и переплет потрескались. Вместе с внучками мы его аккуратно подклеили и очень бережно иногда достаем с полки и читаем.
Леонид Гаркотин
http://www.pravoslavie.ru /
Православный Календарь с 21 Июля 2013 г. по 27 Июля 2013 г.
Воскресенье, 21 Июля 2013 года. Неделя 4-я по Пятидесятнице.
Явление Казанской иконы Пресвятой Богородицы (во граде Казани (1579). Вмч. Прокопия (303). Прав. Прокопия, Христа ради юродивого, Устюжского чудотворца (1303). Прав. Прокопия Устьянского (XVII). Прп. Феофила Мироточивого, из м-ря Пантократор, Афонского (Греч.). Новопрпмч. Анастасия Константинопольского (Греч.). Знамение от иконы Божией Матери Благовещение во граде Устюге (1290). Чтимые списки с Казанской иконы Божией Матери: в Москве (1612), Казани (1579) и Петербурге (1721); Ярославская (1588), Вязниковская (1624), Нижнеломовская (1543), Тобольская (1661), Каплуновская (1689), Тамбовская (1695), Высочиновская (XVIII), Вышенская (1812
Божественная литургия Иоанна Златоуста, начало в 7-00 и 9-00
Понедельник, 22 Июля 2013 года. Седмица 5-я по Пятидесятнице.
Сщмч. Панкратия, еп. Тавроменийского (I). Сщмч. Кирилла, еп. Гортинского (III-IV). Прмчч. Патермуфия, Коприя и мч. Александра, подвижников Египетских (361-363). Свт. Феодора, еп. Едесского (IX). Прп. Антония Леохновского.Кипрской в с. Стромыни (Моск. обл.) и Колочской (1413) икон Божией Матери.
Вторник, 23 Июля 2013 года.
Положение честной ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве (1625).Мчч. 45-ти в Никополе Армянском: Леонтия, Маврикия, Даниила, Антония, Александра, Ианикита, Сисиния, Менея, Вирилада и прочих (ок. 319). Прп.Антония Киево-Печерского, начальника всех русских монахов (1073). Прп. Силуана, схимника Печерского, в Дальних пещерах (XIII-XIV). Мч. Аполлония Сардийского (III). Мчч. Вианора и Силуана Персидских (IV). Прпп. пустынников египетских, огнем и дымом уморенных (ок. 398). Свт. Василия, еп. Рязанского.Коневской иконы Божией Матери.
Среда, 24 Июля 2013 года.
Воспоминание чуда вмц. Евфимии всехвальной, имже Православие утвердися (451). Равноап. Ольги, вел. кн. Российской, во святом Крещении Елены (969). Свщмч. Киндея пресвитера (III-IV). Прп. Никодима Ватопедского, Афонского (Греч.). Новопрпмч. Никодима Афонского (Греч.). Ржевской, или Оковецкой (1539),Шуйской-Смоленской и Борколабовской икон Божией Матери
Четверг, 25 Июля 2013 года.
Мчч. Прокла и Илария (II). Прп. Михаила Малеина (962). Мчч. Феодора варяга и сына его Иоанна, в Киеве (983). Прп. Арсения Новгородского (1570). Прп. Симона Воломского (1641). Мц. Голиндухи, во Святом Крещении крещении Марии (591). Прпп. Иоанна (988) и Гавриила (X) Святогорцев (Груз.). Свт. Серапиона, еп. Владимирского. Св. Вероники. Иконы Божией Матери, именуемой Троеручица (VIII).
Пятница, 26 Июля 2013 года.
Собор Архангела Гавриила. Прп. Стефана Савваита (794). Свт. Иулиана, еп. Кеноманийского (I). Мч. Серапиона (II-III). Мч. Маркиана Иконийского (258).
Суббота, 27 Июля 2013 года.
Ап. от 70-ти Акилы (I). Прп. Стефана Махрищского (1406). Мч. Иуста (I).Прп. Еллия монаха Египетского (IV). Прп. Онисима чудотворца Магнезийского
Божественная литургия Иоанна Златоуста, начало в 8-00
Начало вечернего Богослужения во все дни - 17-00.