• slide10
  • slide8
  • slide9
  • slide6
  • slide1

5 неделя по Пятидесятнице (28.07.2013)

Равноапостольный  великий  князь  Владимир

clip image002

 

clip image004

 Преподобный Серафим Саровский чудотворец, моли Бога о нас!

 

Проповедь об исцелении  гергесинских  бесноватых

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

clip image005Сегодня за Божественной литургией мы слышали евангельское чтение о чуде исцеления гергесинских бесноватых. У трех евангелистов мы находим повествование об этом чуде. Сегодня нашему вниманию было предложено Евангелие от Матфея, в котором он свидетельствовал об этом чуде. Апостол Матфей говорит, что бесноватых было двое, апостолы Марк и Лука говорят, что был один бесноватый. Казалось бы, здесь есть некоторое противоречие. Но дело в том, что один из этих бесноватых был, так сказать, более активен в своем бесновании.

После совершения чуда укрощения бури, Господь отправляется на другую сторону моря и, выйдя на берег, встречает этих двух бесноватых людей. Увидев Христа издалека, они закричали: «что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий?» (Мф.8:29). Еще никто из апостолов не исповедовал Иисуса как Сына Божиего, а эти бесноватые свидетельствуют, что Он - Сын Божий. Конечно, не сами бесноватые свидетельствуют, это демоны, зная, что Он Сын Божий, так возвещали их устами. Когда Господь повелел демонам выйти из этих людей, они просили Его разрешить им войти в свиное стадо. И когда Господь им разрешил, они вошли в стадо свиней, которое бросилось с крутизны в морскую пучину. Люди, видевшие всё это, поспешили пойти в город и рассказать жителям об этом чуде. Жители же стали просить Христа не входить в их город и удалиться от этого места. Необычная просьба - если многие и многие люди, встретив Христа, мечтали, чтобы Христос был вместе с ними, то жители города Гергеры просят Его удалиться.   

Из этого евангельского чтения мы видим, как милостив Господь, как Он готов прийти на помощь каждому человеку. Даже человеку, окованному демонами и попавшему под власть врага рода человеческого. И такого человека Господь готов избавить от вражьей силы. Церковь научает нас тому, что в мире помимо добрых и светлых духов – ангелов – существуют и демоны. Они отпали от Бога и их цель в том, чтобы улавливать в свои сети всякого человека, удалить его от Бога, заставить его забыть о Боге. К сожалению, многие живущие на земле люди не хотят осознать это. Даже мы, верующие во Христа люди, далеко не всегда осознаем опасность, которая окружает каждого из нас.

Кто-то может сказать: «Слава Богу! Я не такой бесноватый». Но так ли это на самом деле, братья и сестры? Я, наверное, скажу страшную для многих вещь. К сожалению, мы часто тоже бываем бесноватыми, потому что бесноватый этот тот, кто совершает грех. А разве мы не совершаем грехов постоянно и каждодневно? Значит, власть беса настолько велика над нами, что мы не можем противиться ему. Но не надо сдаваться. Разве нет у нас сил, чтобы войти в это противоборство? А если не хватает собственных, личных сил, то нужно помнить о том, что мы не одиноки, - вместе с нами Господь и Спаситель наш Иисус Христос. Он всегда готов помочь, и нам надо постоянно обращаться за Его помощью.

Федор Михайлович Достоевский очень точно сказал о том, что происходит в жизни каждого человека: «Дьявол постоянно борется с Богом, а полем этой борьбы является сердце человеческое». В сердце каждого из нас происходит каждодневная борьба дьявола с Богом. И человек не сторонний наблюдатель, он соучастник этой борьбы. Если мы не боремся с дьяволом, значит, мы становимся богоборцами.

Вспомним прошедший XX век - век атеизма. Появилась новая идеология. Но зачем рушить храмы, уничтожать иконы, уничтожать миллионы людей? Собираясь в храмах, эти люди не замышляли ни о каких забастовках и переворотах, они молились о мире, о благоденствии, молились за врагов своих. Какая дьявольская злоба проявилась у тех, кто воистину был бесноватым. Сегодня всего этого, казалось бы, нет. Но когда мы сознательно совершаем то или иное зло, разве мы не подобны тем людям? Если бы мы понимали и осознавали это, то не стали бы совершать эти грехи.

Дай Бог, чтобы мы прилагали все усилия для того, чтобы не попадать в дьявольские сети. Чтобы каждый из нас стремился носить тяготы другого человека, чтобы имя Христово прославлялось, а дьявол был поругаем. Аминь.

Протоиерей Валерий Захаров, 2012 г.

Память святого равноапостольного великого князя Владимира

Князь Владимир, в восьмилетнем возрасте поставленный править в Новгороде, жил среди грубого и сластолюбивого язычества. После смерти отца, князя Святослава, Владимир убил своего брата, захватил киевский княжеский престол и жил, проводя время в походах и служении страстям.

clip image007Однако детские годы, проведенные возле великой бабки княгини Ольги, не прошли для Владимира впустую. В суете и шуме языческой жизни душа князя не находила покоя, томилась смутным сознанием никчемности и пустоты такой жизни. В эти дни душевной тоски он вспоминал дни детства и тихие речи мудрой бабки о вере.

И стал Владимир искать веру…

Он беседовал с проповедниками разных религий, но окончательного выбора не сделал. Владимир послал своих доверенных людей, чтобы они на местах посмотрели, как чтут Бога разные народы. Послы особое внимание обратили на богослужение в Царьграде. Они присутствовали на богослужении в знаменитом храме Софии, Премудрости Божией. Перед богато украшенным престолом, окруженный высшим духовенством, стоял Царьградский патриарх, таинственно и тихо совершалась служба Божия, молился народ, прекрасное пение хора возносилось к небу, и казалось, что Сам Бог пребывает здесь, среди призывающих Его людей…

Об этом рассказали послы князю Владимиру и добавили: «Если б закон греческий не был лучше других, то бабка твоя Ольга, мудрейшая всех людей, не приняла бы его». И Владимир сделал выбор. Но будучи еще язычником, он решил «завоевать веру», для чего захватил греческий город Корсунь и послал к императору требование выдать за него сестру императора. Греки ответили, что надо прежде креститься. Владимир согласился.

Перед прибытием невесты Владимир вдруг ослеп. Невеста посоветовала ему поскорей креститься. Выходя из купели Крещения князь прозрел телесно, но и, что самое главное, открылись его душевные очи, и он воскликнул: «Теперь я увидел Бога Истинного!»

Как свидетельствует предание, совершилось это в апреле 988 года. На Руси не только начиналось возрождение природы – над Русью занималась духовная весна новой жизни, но прежде в сердце русского князя, по словам поэта, «весна зазеленела».

clip image009Вернувшись в Киев, Владимир сверг идолов, разрушил их капища и повел киевлян на берег Днепра креститься. Когда совершалось это великое Таинство Крещения народа русского, князь Владимир, воздев руки к небу, громко молился: «Творец земли и неба! Благослови сих новых чад Твоих, дай им познать Тебя, Бога Истинного, утверди в них веру правую. Будь мне помощью в искушениях зла, да восхвалю достойно имя Твое!»

«В сей великий день земля и небо ликовали», – записал летописец.

Вера Христова взошла на трон великих князей Российских в лице великого Владимира.

Князь Владимир стал для русского народа «Красным солнышком», в лучах которого каждый русский человек и весь народ возродились к новой, настоящей жизни. Он весь народ вывел из тьмы бесплодного язычества к свету истинной веры.

Эта вера оказала могущественное и благотворное влияние на духовно-нравственное состояние человека. Без веры человек подобен кораблю без руля и ветрил, гибнущему в бушующих водах океана. Без веры человек не имеет никакого знания: откуда и зачем он произошел и куда идет, что надо делать, чего надо бояться, а что – любить и на что надеяться. Свет веры Христовой делает для человека все ясным и понятным: начало и цель жизни, настоящее, прошедшее и будущее; успокаивает тревоги, рассеивает ужасы; освещает опасности и показывает средства избежать их, дает силы и мужество выходить с честью из, по-видимому, безнадежных ситуаций; обуздывает страсти, облегчает страдания; раскрывает смысл смерти.

Вера устрояет семьи, эти маленькие общества, из которых составляется большое общество – государство. Она благословляет супружеские союзы, внушает супругам взаимную верность, родителям – ответственность за детей, детям – любовь и почтение к родителям. Семья без веры – сборище зверей, царство порока, самолюбия, сластолюбия и ненависти.

Православие сплотило в одно великое государство разрозненные враждующие племена. Единство веры связало дикие толпы в одну семью крепче всяких соглашений, договоров, крепче меча. Вера сделала языческие орды великим православным народом, который во всех проявлениях жизни частной и государственной достойно славил Бога. Толпа стала народом-богоносцем, рядом с которым благоденствовали и другие народы.

Православие подарило русскому народу письменность, и в тиши монастырей процвели богословские и светские науки, искусство и зодчество; книгопечатание дало народу возможность собирать и через книгу передавать потомкам Божественную мудрость.

Искренняя вера украшает каждого человека, семьи и государства, отверзает Небеса и низводит Божие благословение.

Митрополит Киевский Иларион в Десятинной церкви, построенной святым князем Владимиром, произнес похвальное слово ему и его деянию:

«Все народы помиловал Благой Бог, и нас не презрел; восхотел – и спас нас, и привел к познанию истины. Пуста была земля наша и иссохла; зной идолослужения иссушил ее, но внезапно потек источник Евангелия и напоил всю землю нашу… Капища разрушены, и церкви воздвигаются, идолы низвергаются, и явились иконы святых, бесы убежали, крест освятил города; пастыри словес – епископы и пресвитеры – стали возносить Бескровную Жертву, и клир украсился и облекся в благолепие святой Церкви. Труба апостольская и гром евангельский огласили все города; фимиам, возносимый Богу, освятил воздух. Поставлены на горах монастыри, явились черноризцы; мужи и жены, малые и великие – все люди наполнили святые церкви, прославили Господа…

Тебя же как восхвалим, досточтимый и славный отец наш, премужественный между владыками земными, Василий? Какую воздадим благодарность за то, что через тебя познали мы Господа и избавились заблуждения идольского, что по твоему повелению по всей земле нашей славится Христос?..»

Мы с вами, дорогие братья и сестры, имеем великое счастье быть православными, ежедневно приходить в храмы Божии, поклоняться святыням, находить облегчение своим истерзанным страстями душам в Таинстве Покаяния, черпать жизненные силы в причащении Святых Христовых Таин и нести отсюда, из храма, в свои дома мир Христов, радость, спокойствие и красоту. Да, красоту!

Обратим с вами внимание на такой момент из жизни князя Владимира – на выбор веры. Не после богословских бесед, не после интеллектуальных прений сделал выбор веры князь Владимир, а после участия его послов в православном богослужении, где все – убранство храма, красота облачений духовенства, умилительное пение хора, благоухание ладана и, особенно, глубокая сердечная молитва – свидетельствовало о величии Истинного Бога, несло на себе печать Его присутствия. Красиво, значит – правильно. Красиво, значит – истинно, ибо где Бог, там – красота.

Страшное преступление перед Богом и людьми совершили те, кто пытался отнять у народа эту благодатную возможность приобщиться Божественной красоте. Но зло бессильно; оно способно много навредить, разрушить, но не может уничтожить.

И горе тем, кто сам себя лишает общения с Красотой.

Архимандрит Иосиф (Еременко)

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в день памяти

преподобного Серафима Саровского

Всех вас сердечно приветствую с великим праздником не только для Дивеевской обители, не только для Нижегородской земли — для всей Руси, для всего православного мира — памятью святого преподобного и богоносного отца нашего Серафима Саровского.

Мы в таком множестве собираемся у его мощей — мощей простого старца, который всю свою жизнь провел в монастырях, в пустынях, который не выходил в свет, который не публиковал статей в газетах, который не вступал ни в какие диалоги и распри с внешним обществом, который никому никогда ничего не доказывал. Но сегодня весь мир около него: и люди глубоко верующие, церковные, и те, кто только приближается к храму Божиему, кто только начинает чувствовать в сердце своем веру; и высокопоставленные люди, имеющие власть, деньги и силу, и простые люди, в том числе убогие, нищие, инвалиды; и люди образованные, и совсем простые. Мы все здесь, потому что чувствуем силу, исходящую от этих дивных нетленных останков святого преподобного Серафима. Нет на них тления как некоего физического образа разложения, распада и небытия, потому что душа преподобного Серафима стяжала себе плоды Духа Святого.

clip image011Именно об этих плодах мы и слышали сегодня дивные слова апостола Павла из его Послания к Галатам (5:22-6:2): «плод же духа есть любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона». Что означают эти слова: «на таковых нет закона»? Апостол Павел обращался к христианам, многие из которых еще жили под сенью ветхозаветного закона, которые связывали свое спасение с исполнением норм этого закона. Но апостол говорит, что на того, кто имеет плод Духа, не распространяются нормы закона.

Может быть, его слова имели узкое, исторически ограниченное значение и их можно отнести только к тогдашним иудеям? Если так, то они бы не были известны всему миру. Эти слова обращены ко всем людям: нет закона над теми, кто живет по закону Духа. Закон предполагает ответственность; нарушение закона предполагает суд; суд предполагает, в случае обнаружения вины, наказание. А если над таковыми нет закона, то нет ни суда, ни наказания.

Может быть, сказанное относится только к нашей земной жизни? Опять-таки, если так, то не знал бы весь мир этих слов. Сказанное имеет отношение и к жизни вечной — на таковых нет закона, над таковыми не будет и суда, Божиего суда. И мы вспоминаем другое место из Священного Писания, где сказано, что над таковыми нет суда, но они прейдут от смерти к жизни и не будут судимы (см. Ин. 5:24).

Суд есть непременная и очень важная институция в человеческом обществе, деятельность которой направлена на установление правды и справедливости. Но человек, который живет по закону Духа, вне этой реальности, на него ничто не распространяется. Может быть, такой человек имеет какую-то особую защиту от Бога? Совсем нет, об этом ничего не сказано. Просто такой человек никогда не преступит ни Божественного, ни человеческого закона, потому что он живет по Духу. «Если вы живете по Духу, то Духом и поступать должны», — говорит апостол Павел (Гал. 5:25).

Это удивительные слова. Мы знаем, как много неправды в нашем мире, как много преступлений — страшных преступлений, как общество требует улучшить судебную и правоохранительную систему, принять более строгие законы, ужесточить ту или иную норму — в надежде, что укрепление государственных институтов и исправление законов приведут к их исполнению, изменят климат в обществе, сделают народ лучше.

Это лишь отчасти справедливо. Добрый человек, живущий по Духу, в любви, радости, мире, долготерпении, благости, кротости, не нарушает никаких законов, ведь человеческие законы связаны с моралью, нравственностью. А когда происходит разрыв между законом и нравственностью, тогда люди выступают против законов как несправедливых, потому что чувство справедливости связано с нравственным чувством, которое Бог заложил в природу людей. Именно поэтому можно не знать писаных законы, как не знает его абсолютное большинство добропорядочных и добрых людей. Но законы исполняются — естеством законное творим, как говорит апостол Павел (см. Рим. 2:14).

С другой стороны, что произойдет, если мы свое внимание будем уделять в первую очередь человеческим механизмам совершенствования межличностных отношений, но не будем обращать внимание на самое главное — на души людей? Законы будут нарушаться теми, кто их прекрасно знает, и род человеческий при всем знании законов будет погружаться в бездну греха и преступлений. И не надо удивляться, что кто-то, входя в переполненный кинотеатр, открывает стрельбу, кто-то убивает своих новорожденных детей, а кто-то морит голодом и убивает своих родителей. Можно умножать и умножать эти страшные примеры, в том числе из жизни так называемых правовых обществ и государств. Когда разрушается нравственная основа бытия, никакие законы не спасут.

С другой стороны — а знал ли хоть один закон преподобный Серафим? Ни одного. Он, наверное, никогда в руках не держал Свод законов Российской империи. Но к нему приехал сам император, склонив пред ним свою главу. Никому в голову не могло прийти, что это незнание законов может как-то повлиять на внутреннюю, духовную жизнь старца или на его отношение к людям. Преподобный Серафим являет нам дивный, яркий, неотразимый, несокрушимый, неопровержимый пример того, как внутренняя, духовная жизнь человека влияет на окружающий мир. Будь мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся — и при этом ты можешь не знать законов. Живи по Духу.

Это послание апостола Павла, обращенное к нам сегодня в стенах Дивеевской обители, должно помочь нам многое понять. И, самое главное, понять, что первично, а что вторично; что фундаментально, базисно, а что является второстепенным для нашей жизни. Фундаментом является состояние нашей души, нашего сознания, нашей воли, наших чувств. Если там светло, то вся жизнь светла. Если око твое светло, то все тело твое будет светло (см. Мф. 6:22). Если же там темнота, то каким бы благоустроенным ни был внешний мир, мы разрушим его этой тьмой и нечистотой. И при этом будем оправдывать себя, доказывая, что, нарушая закон, мы что-то делаем во имя неких высших интересов. Мы еще сформулируем эти интересы, найдем последователей, распространим свое мнение в блогах, в Интернете, в газетах — и что? И ничего. Добиваясь решения своих личных или клановых, групповых задач, мы разрушаем наш мир, потому что мы разрушаем душу человека.

Дай Бог нам всем это понять. Сегодня этот призыв звучит особенно актуально и сильно, потому что он исходит от гробницы святого преподобного Серафима Саровского, потому что он подкрепляется словом Божиим, яркими, убедительными и сильными словами апостола Павла и потому что он так соответствует тому, что сегодня происходит со всеми нами.

Помолимся святому преподобному и богоносному отцу нашему Серафиму, Саровскому чудотворцу, чтобы он, предстоя пред лицом Божиим, вознес молитву о всей исторической Руси, историческом Отечестве нашем, о державе Российской, о Церкви нашей и о всех, кто сознает важность устроения жизни человеческого духа по Божиему закону. Аминь.

 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

http://www.patriarchia.ru/db/text/2380010.html

Серафимовский дух смирения

clip image013Накануне праздника Успения Пресвятой Богородицы в 1903 году была вскрыта могила саровского чудотворца. Дубовый гроб был цел, а от мощей распространилось дивное благоухание. Священный Синод принял решение о канонизации иеромонаха Серафима. 18 июля в шесть часов вечера в Саровской обители раздался благовест к службе: прп. Серафим стал прославляться Церковью в лике святых Божиих. Богомольная Русь в этот вечер пела: «Ублажаем тя, преподобный отче Серафиме». В образе преподобного дивно сочетались радость и подвиг, тягота молитвенной брани и райская светлость — предызображение уже нездешнего света. Но особенно поражает смирение старца.

О том, нужно ли современному человеку смирение и что такое лжесмирение, размышляет настоятель храма прп. Серафима Саровского в пос. Песочный протоиерей Игорь ФИЛИН.

Смирение — качество, противоположное гордости. «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак.4,6). Как известно, человек пал гордостью, ибо Адам принял помысел о том, что он может стать как Бог. А стать как Бог — значит не иметь над собой никого, ни от кого не зависеть, быть совершенно свободным. Христос же сказал: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» (Мф.11,29). Он сказал один-единственный раз «научитесь», и это было о смирении и кротости, ибо без смирения обрести Царство Божие невозможно. И Господь по любви Своей, дабы спасти души наши, всю жизнь нас смиряет. Христиане не бегут от смирения, а стремятся к нему. Поэтому всякое поношение, которое мы испытываем, — благо.

— Всякое?!

— Всякое! Потому что во всём — Бог. Если предположить, что не всякое, значит, существуют ситуации, где Бога нет? Сознание святых от сознания плохо кающихся грешников тем и отличается, что они знают, что Бог во всём непрестанно присутствует, всё время рядом. Радуйтесь, когда терпите несправедливость, — это чудесный повод стяжать себе смирение. «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф.5,44). В этом плане поражают кротость и смирение прп. Серафима Саровского.

clip image015Когда к преподобному пришли лихие люди, возжелавшие поживиться его добром, они не нашли ничего, кроме Евангелия да Богородичной иконы. Тут вернулся преподобный. В руках у него был топор: известно, что св. Серафим заготавливал дрова для монастыря. Увидев разбойников, он бросает топор и говорит: «Делайте то, за чем пришли», отказавшись от всякого сопротивления. Хотя человек, который занимается рубкой деревьев, очевидно не из слабых; и из жития известно, что прп. Серафим был крепкого телосложения. Он мог не бросить топор, а поднять и пригрозить… Разбойники убоялись бы и убежали. Но святой помнил, что во всём Бог, который ждёт от нас не воинственных действий, а смирения. Он даже не стал обороняться. Сказано: «Не противься злому»(Мф.5,39). Заповедь-то какая! — не противься тому, кто делает тебе зло. Разбойники жестоко избили святого. А он приобрёл лишь ещё большее смирение. Когда игумен предложил подать на разбойников в суд, преподобный отказался. И никакого желания мести или торжества человеческой справедливости. «Наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь, Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно!» (Иов.1,21). Всё, что Господь даёт, — всё хорошо. Всё от Бога, всё — Его любовь, всё — мне во спасение. Пусть плоть моя страждет и душа трепещет, но сердце радуется.

А вспомните аскетические подвиги Св. Отцов. Они не зря называются злострадание: непомерный пост, непрестанное бдение, терпение холода, жары, голода… Конечно, человеческая плоть от таких подвигов страдала, болела. Так, свт. Иоасаф  Белгородский только перед смертью сказал своей сестре, что он болеет и умирает так рано только из-за того, что в юности возлагал на себя непосильные подвиги. Добровольное злострадание подменяло какие-то страдания внешние. Хотя мы знаем, что Господь иногда ставил своих святых в такие положения, когда терпеть было, казалось бы, невозможно: поношения, ложь, клевета, тюрьма, смерть лютая. А христианские мученики с радостью шли на истязания и смерть ради Христа. Но одно дело, когда тебя хватают и волокут на пытки, другое — когда ты сам себя отдаёшь.

— Святой Иоанн Персиянин, когда к нему пришли злодеи, умолял дозволить умыть им ноги, чем устыдил их и привёл в раскаяние. Ведь и прп. Серафим Саровский мог не дать себя избить…

— Надо помнить, где и в какое время жил прп. Иоанн Персиянин. В те времена омывали ноги дорогому, долгожданному, почётному гостю. Помните, когда Спаситель пришёл в дом к Симону и, указывая на женщину, сказал: «Ты воды Мне на ноги не дал; а она слезами облила Мне ноги и волосами головы своей отёрла. А потому… прощаются грехи её многие за то, что она возлюбила много» (Лк.7,44,46,47). Омыть ноги — это особый знак почтения.

— Батюшка, то были разбойники, а не почётные гости.

clip image017— Вот именно. А им, как дорогим гостям, святой омывает ноги. Это их смущает и пристыжает. Можно также вспомнить случай, когда пришли разбойники грабить другого святого. Забрали всё, побили старца и тронулись в путь. Вдруг видят, старец бежит за ними и что-то несёт: «Стойте, у меня вот что ещё есть. Вы забыли забрать». И это не попытка умилостивить разбойников, а результат любви человека к ближнему, сердечный порыв, что коли человек, значит, его Христос прислал. «Любите врагов ваших» (Лк.6,27). Вот чем отличаются святые от нас, грешных. Они не рассуждают, а принимают заповеди Божии и живут по ним.

А вспомните свт. Иоанна Милостивого. Он ходил по улицам с мешком денег и раздавал милостыню всякому, кто просил. Однажды сопровождавший его послушник заметил, что один и тот же человек, получив монеты, убегал, переодевался и снова являлся просить. Послушник сказал о том святителю. На что св.Иоанн радостно воздел руки к небу и воскликнул: «Христе мой! Неужели это Ты пришёл искусить меня?» И, обратившись к послушнику, добавил: «Дай этому нищему вчетверо против того, что обычно даём».

— Некий генерал Куприянов, попав с полком в окружение, стал молиться: «Господи, помилуй молитвами отца Серафима!» Бог сохранил его. Он рассказал об этом о. Серафиму, и старец заметил: «Великое средство к спасению — вера, а в особенности непрестанная молитва!» Он не поставил себе в заслугу чуда спасения… 

— Св. Макарий Египетский научал, что если царь даст своё сокровище на хранение нищему, тот не может считать сокровище своей собственностью, ибо царь всегда может забрать его, а хранитель останется нищим, как был. Так и имеющие какие-то дарования Божии должны быть смиренномудрыми, а если станут превозноситься и надмеваться — Господь отъемлет дары Свои и они станут такими, какими были до принятия благодати от Господа. Старец Серафим знал, что всё от Бога, знал, что спасение пришло только милостью Божией. Вот истинное смирение.

Вспомним также изречение из «Добротолюбия», что нет выше добродетели, чем видеть себя хуже всякой твари. То есть когда человек считает себя хуже всех, потому что видит свои грехи, страсти, гордость, немощь, понимает своё состояние грехопадшего человека. Вот как больной раком знает, что он неизлечимо болен, и оставляет всякие мечтания и планы, так и святой сознаёт: какое там Царствие Небесное, если я, находясь в состоянии грехопадшей природы, ничего, кроме ада, недостоин! Святой не думает, что кто-то хуже или лучше его, он мыслит: «Я хуже всех».

— Но у прп. Серафима Саровского не было грехов…

— Почему же не было? Они есть у каждого человека. Сказано: «Нет человека, который не согрешил бы» (2Пар.6,36); и ещё: «Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы» (Еккл.7,20). Думаете, если человек святой — значит, он без греха? Нет. Один только Бог безгрешен и свят. Да, преподобный кроток и смиренен, но он человек. Он — святой в сравнении с нами, грешными. А если сравнивать его с Ангелами?.. Поэтому мы и говорим, что святые лишь достигли определённой высоты, но нет предела святости, ибо сказано: «Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный» (Мф.5,48). А есть ли такой святой, который был совершенным, как Бог? Нет. Хотя мы должны стремиться к этому совершенству, пусть ползком, но двигаться по заповеданному пути. Святость преподобного поражает, но и у него могли быть смущение, страх перед разбойниками.

— Разве страх — это грех?

— Страх смерти — да. Ведь если во всём Бог, то я принимаю и смерть, которая есть лишь дверца в жизнь вечную. А если моя душа смущается, значит, я несовершенен и моя любовь к Богу несовершенна. Даже апостолы чувствовали недостаток веры и просили Господа: «Умножь в нас веру» (Лк.17,5). Апостолы, которые общались с Господом, ели с Ним, видели совершаемые Им чудеса и воскресение Христово, — испытывали чувство страха и прятались. Что уж говорить о нас, немощных и грешных?! Но Господь-то судит нас не по нашим действиям и словам, а по стремлению к совершенству, по нашей любви к Нему. Как говорил св. Иоанн Златоуст, «Господь и намерения целует», то есть приветствует.

Сказано: «Кому дано много… с того больше взыщут» (Лк.12,48). Поэтому и искушения у святых — не чета нашим. Прп. Антония бесы поднимали и бросали наземь, но когда братия нашли его бездыханным и принесли в монастырь, он, придя в себя, сказал: «Отнесите меня обратно. Потерплю, если уж Богом мне это попущено». Какова сила духа! Смирение требует от нас христианского мужества и величия духа: моя вера такова, что я всё принимаю.

— А есть разница между смирением и лжесмирением?

— Лжесмирение — это лицемерие, когда человек, не имея смирения, изображает из себя смиренного. Ведь одно дело, когда я хочу иметь какую-то добродетель и искренне пытаюсь что-то делать, следуя советам святых: «Нет смирения — делай дела смирения». И совсем другое дело, когда я не собираюсь становиться таким, каким себя изображаю ради какой-то своей выгоды.

Но смирение предполагает не только того, кто смиряется, а и то, перед чем смиряются. «Не противься злому» — в том числе злому человеку, чьё зло обращено лично ко мне. Но если обижают кого-то, то «нет выше любви, чем положить жизнь свою за други своя». Надо заступиться за обижаемого, даже если мне это выйдет боком. Учитесь уповать во всём на Господа. А поможет в этом кротость, терпение и смирение. «Вся наша жизнь — экзамен на спасение: Гордыня — два, пять с плюсом — за смирение»!

Записала Ирина РУБЦОВА

http://www.diveevo.ru/2/0/1/2392/

2 августа - день памяти Святого Славного пророка Илии

Родившийся за девять веков до пришествия в мир Иисуса Христа, пророк уже тогда предвидел славу Его Преображения на горе Фавор: «и вот явились им Илия и Моисей с Ним беседующие» /Мф. 17, 3/. Святой пророк первым из всех совершил чудо воскрешения ребенка бедной вдовы /3 Цар. 17, 20-23/ и сам был взят живым на небо, прообразуя этим грядущее Воскресение Христа. Его часто сравнивают с «величайшим из рожденных женами Предтечей Иоанном Крестителем, о котором сказано, что он пришел в духе и силе Илии» /Лк. 1, 17/.

clip image019Святой пророк Илия родился в 10 веке до пришествия Христова в Фесвии Галадской. По преданию, его отец при рождении сына видел, как светлые ангелы беседовали с младенцем. Пеленали его огнем и питали огненным пламенем. С юных лет святой Илия удалился на пустынную гору Кармиль, где возрастал и укреплялся духовно, проводя жизнь в строгом посте, молитве и богомыслии. После смерти царя Соломона государство разделилось на два царства - Иудейское и Израильское. И если в Иудее в какой-то мере сохранялось прежнее благочестие, то Израильское царство очень быстро уклонилось от веры отцов к служению языческим богам. Особенно же возросло нечестие при царе Ахаве, жена которого Иезавель, будучи язычницей, усиленно насаждала культ Ваала.

Святой пророк Илия, ревнуя о славе Истинного Бога, выступил на общественное служение грозным и смелым обличителем резко усилившегося идолопоклонства и нравственной распущенности. Он бесстрашно объявил царю: жив Господь, Бог Израилев, пред Которым я стою. За твое нечестие пред Господом три года не будет в стране ни дождя, ни росы по молитве моей /3 Цар. 17, 1/. Ахав не послушался пророческого гласа и не раскаялся. Тогда грозный приговор св. Илии был приведен в исполнение. Три с половиной года народ израильский страдал от зноя, засухи и голода. И было к Илие слово Божие: пойди отсюда на восток и скройся от гнева царского у потока Хорафа, что против Иордана. Из этого потока ты будешь пить, а воронам Я повелел кормить тебя. И пошел Илия. И сделал все по слову Божию. Пошел и остался у потока Хорафа, что против Иордана. И вороны приносили ему хлеб и мясо дважды в день - утром и вечером, а из потока он пил.

По прошествии некоторого времени поток высох по причине бездождия. И было к нему слово Господне: встань и пойди в Сарапету Сидонскую и оставайся там. Ибо Я повелел там женщине вдове кормить тебя. И встал он, и пошел в Сарапету. И когда пришел, встретил там женщину, собирающую дрова. Пророк Илия, желая испытать добродетель вдовицы и веру ее, подозвал ее и сказал: дай мне напиться воды немного. И пошла она в дом за водой, а он закричал ей вслед: возьми для меня и кусок хлеба. Она же сказала: жив Господь, Бог твой. Но у меня нет ничего печеного, кроме горсти муки в кадке и немного масла в кувшине. Подожди немного. Вот я наберу немного дров и тогда пойду и приготовлю. И сказал Илия ей: не бойся, ибо говорит Господь, Бог Израилев: мука в кадке твоей не истощится, и масло в кувшине не убудет до того дня, когда Господь ниспошлет дождь на землю вашу.

И пошла она, и сделала все по слову пророка. И с того времени мука в кадке ее не истощалась, и масло в кувшине не убывало по слову Божию. И кормилась она и весь дом ее некоторое время. Вскоре Господь послал вдове новое испытание веры: внезапно заболел сын этой женщины. И болезнь его была так сильна, что не осталось в нем дыхания и он умер. В безутешном горе она решила, что святость пророка Илии, несовместимая с ее греховной жизнью, стала причиной смерти сына. И обратилась женщина в слезах к пророку: что мне и тебе, человече Божий? Ты пришел ко мне, чтобы напомнить мне грехи мои и умертвить сына. И сказал он ей: дай мне сына твоего. И взял его, и понес в горницу, где сам жил. И положил его на постель свою. И воззвал ко Господу, и сказал: Господи, Боже мой! Неужели Ты и вдове, у которой я проживаю, сделаешь зло, умертвив сына ее? Да возвратится душа отрока в тело его! И услышал Господь голос Илии. И возвратилась душа отрока в тело его, и он ожил. И взял Илия отрока за руку и, выведя его из горницы, отдал матери. И сказала та женщина Илие: теперь я узнала, что ты человек Божий. И что слово Господне в устах твоих истинно.

По прошествии многих дней, когда голод в стране усилился до последней крайности, было слово Господне к Илие: пойди и покажись царю, и Я дам дождь на землю. И пошел Илия. Когда царь Ахав увидел пророка, то сказал ему: ты ли это, по слову которого Господь не дает дождя уже третий год? Ты ли это, смущающий народ Израиля? И сказал Илия: не я смущаю народ, а ты и дом отца твоего тем, что презрели закон Божий и повеления Его. Предались вере языческой и идете вслед Ваала, бога вашего. Теперь пошли и собери ко мне весь народ и жрецов твоих на гору Кармиль, чтобы принести жертву Богу Истинному.

И послал царь ко всем сынам Израиля и пророкам своим, чтобы все пришли на гору Кармиль. И обратился Илия к народу, и сказал: долго ли вам хромать на оба колена? Зачем служите идолам вашим и забыли Господа Бога вашего? В земле вашей я один остался пророк Божий, служащий Ему. Устроим испытание: пусть дадут нам двух тельцов. И пусть жрецы и пророки ваши выберут себе одного тельца ирассекут его. И положат на дрова, но огня пусть не подкладывают. А я приготовлю другого тельца и положу на дрова, но огня не подложу. И пусть пророки ваши призовут имя бога вашего, а я призову имя Господа, Бога моего. И тот Бог, Который даст ответ посредством огня на жертвы наши, тот и есть Бог Истинный. И отвечал весь народ и сказал: хорошо! Пусть будет по слову твоему.

И взяли пророки языческие тельца, который был дан им, и приготовили по слову Илии. И призывали они имя Ваала от утра до полудня, говоря: Ваале, услыши нас и ниспошли огонь с небес на жертву нашу. Но не было ни голоса, ни ответа на вопли их. И прыгали, и скакали они у жертвенника, вопия и беснуясь. И кололи тела свои ножами и копьями так, что кровь лилась по ним потоками. Прошел полдень, и они бесновались до времени вечернего жертвоприношения. Тогда Илия сказал народу: подойдите ко мне. И подошли все к нему. И повелел он восстановить разрушенный жертвенник Божий. И сделали все по слову пророка. И сделали жертвенник из 12 камней по числу колен сынов Иакова. И положил дрова на жертвенник. И рассек Илия тельца и возложил на дрова. И сказал: возьмите четыре ведра воды и вылейте на дрова и жертву. И сделали так. Потом сказал: повторите. И они повторили. И сказал: сделайте то же самое и в третий раз. И сделали то в третий раз. И полилась вода вокруг жертвенника так, что наполнила весь ров. И подошел Илия к жертвеннику, и сказал: услыши меня, Господи, Бог Израилев. Да познают в сей день люди эти, что Ты один Бог в Израиле и я, раб Твой, сделал все по слову Твоему.

И ниспал с неба огонь Божий на жертвенник. И пожрал всесожжение и дрова, и камни, и поглотил воду вокруг жертвенника. Увидев это, весь народ пал на лицо свое и сказал: Господь, есть Бог Израилев! И повелел им Илия: схватите всех жрецов и пророков Ваала и умертвите их, чтобы ни один из них не сохранился. И сделали все по слову пророка. И сказал Илия царю: садись в колесницу твою и поезжай, чтобы не застал тебя дождь в пути, ибо я слышу приближение его. Между тем небо стало мрачно от ветра и туч, и вскоре пошел сильный дождь.

clip image021Вернувшись в город, царь Ахав пересказал жене своей Иезавели все, что сделал Илия. Что по приказу его умертвлены все языческие жрецы и пророки, которые находились там. И вознегодовала Иезавель великим гневом. И послала посланца к Илие сказать: завтра я сделаю с твоей душой то же самое, что сделал ты с моими пророками. И убоялся Илия угрозы Иезавели. Он встал и пошел, чтобы спасти жизнь свою. Ушел в пустыню и сел под можжевеловым кустом. И просил смерти себе у Господа, говоря: возьми, Господи, душу мою, ибо я не лучше отцов моих. Ибо сыны Израилевы оставили завет Твой. Разрушили жертвенники Твои и пророков Твоих избили. И остался я один, но и моей души ищут, чтобы отнять ее.

И сказал ему Господь: пойди обратно дорогой твоей через пустыню в Дамаск. И, когда придешь, помажь Елисея, сына Сафатова в пророка вместо себя. И пошел Илия в Дамаск. И нашел в поле Елисея, сына Сафатова, когда он пахал землю. И, проходя мимо, бросил на него милоть - верхнюю одежду свою, сказав: следуй за мной. И оставил Елисей волов, и пошел за Илией, и стал служить ему. И сказал Илия Елисею: проси, что сделать тебе, прежде нежели я буду взят от тебя. И сказал Елисей: дух твой, который есть в тебе, пусть будет на мне вдвойне. И сказал Илия: трудного просишь ты. Но, если дано будет тебе увидеть очами твоими, как я буду взят от тебя, то будет тебе по просьбе твоей, а если не увидишь, значит, не достоин ты дара того. И вот, когда они шли дорогой, разговаривая, вдруг явились колесница огненная и кони огненные, и разлучили их. И понесся Илия в вихре огненном. И поднял Елисей с земли милоть Илии, упавшую с него. И пошел назад. И, подойдя к реке Иордан, стал на берегу ее. И взял он милоть Илии, и ударил ею по воде. И расступилась она туда и сюда. И перешел Елисей на другую сторону реки по сухому дну.

К памяти святого пророка Илии русский православный народ всегда относился с большим благоговением. Он почитался славянами еще в дохристианскую эпоху нашей истории. Первый храм в Киеве еще при князе Игоре /945г./ был посвящен святому пророку Илие. В Константинополе, где на службе у греческих императоров было много варягов-русов, также была устроена церковь во имя пророка Илии, которая предназначалась для крещения русских людей.

После крещения Руси в 988 году Илиинские храмы стали во множестве воздвигаться по всей стране. В лице святого пророка Илии верующий русский народ с древних времен почитает покровителя урожая, и потому с особым усердием и любовью обращается к угоднику Божию в день памяти его с молитвой о благословении нового богатого урожая. О глубине почитания праздника Илии свидетельствуют и рукописные церковные календари, в которых этот праздник называется «святое, огненное восхождение на небо пророка Илии». В день праздника совершаются крестные ходы и водоосвящение в тех местах, где находятся храмы во имя пророка.

http://www.diveevo.ru/2/0/1/617/

Православный Календарь с 28 Июля 2013 г. по 3 Августа 2013 г

Воскресенье, 28 Июля 2013 года.

Неделя 5-я по Пятидесятнице. Память святых отцов шести Вселенских Соборов

Равноап. вел. кн. Владимира, во Святом Крещении Василия (1015). Мчч. Кирика и Иулитты (ок. 305). Мч. Авудима

Божественная литургия   Иоанна Златоуста,  начало в 7-00 и 9-00

Понедельник, 29 Июля 2013 года. Седмица 6-я по Пятидесятнице.

clip image023Сщмч. Афиногена еп. и десяти учеников его (ок. 311). Мч. Павла и мцц. Алевтины (Валентины) и Хионии (308). Мчч. Антиоха врача и Фавсты (IV). Мц. Иулии девы (ок. 440 или 613). Чирской (Псковской) иконы Божией Матери (1420).

Вторник, 30 Июля 2013 года.

Вмц. Марины (Маргариты) (IV). Прп. Иринарха Соловецкого (1628).Перенесение мощей прп. Лазаря Галисийского. Прп. Леонида Устьнедумского (1654). Святогорской иконы Божией Матери (1569).

 

Среда, 31 Июля 2013 года.

Мч. Емилиана (363). Мч. Иакинфа Амастридского (IV). Прп. Иоанна Многострадального, Печерского, в Ближних пещерах (1160). Прп. Памвы, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIII). Прп. Памвы пустынника Египетского (IV). Прп. Леонтия, игумена Кариоховского, Новгородского.

 

clip image025Четверг, 1 Августа 2013 года.

Обретение мощей прп. Серафима, Саровского чудотворца (1903). Прп. Макрины, сестры свт. Василия Великого (380). Прп. Дия, игум. Антиохийского (ок. 430). Мч. блгв. кн. Романа (Олеговича), Рязанского (1270). Прп. Паисия Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Блж. Стефана, короля Сербского (1427) и матери его Милицы (1405).

Пятница, 2 Августа 2013 года.

Славного прор. Божия Илии (IX в. до Р.Х.). Преставление прп. Аврамия Галичского, Чухломского (1375). Обретение мощей прмч. Афанасия Брестского (1649). Сщмч. Философа (Орнатского) и иже с ним (1918) и диакона Иувеналия (1919). Чухломской, или Галичской (1350), и Абалацкой (Знамение) (1637) икон Божией Матери. 

Суббота, 3 Августа 2013 года.

Пророка Иезекииля (VI в. до Р.Х.). Прпп. Симеона Салоса, Христа ради юродивого, и Иоанна, спостника его (ок. 590). Прпп. Онуфрия молчаливого и Онисима затворника, Печерских, в Ближних пещерах (XII-XIII). Обрет. мощей св. блгв. прп. кн. Анны Кашинской.

Божественная литургия   Иоанна Златоуста,  начало в 8-00

Начало вечернего Богослужения во все дни  - 17-00.

Икона дня

Православный календарь

Расписание богослужений

Богослужения в нашем храме совершаются ежедневно

Начало богослужений:

В будни – утром в 7.30 ч., вечером в 16.00

В воскресные дни – утром в 7 и 9 чч., вечером в 16.00