18 неделя по Пятидесятнице (27.10.2013)
Апостол и евангелист Лука
Икона Божией Матери «Спорительница хлебов»
Пресвятая Богородица, спаси нас!
Проповедь о сеятеле.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
В нынешний воскресный день, братья и сестры, Святая Церковь предложила нашему благочестивому вниманию притчу о сеятеле. Христос Сам дает объяснение этой притчи: сеятелем является Сам Господь, семя – слово Божие, земля – всё человечество, внемлющее в себя слово вечно живой евангельской истины.
Несмотря на то, что слово Божие равным образом проповедуется всем, люди по-разному относятся к восприятию слова Божия. «Вот, вышел сеятель сеять; и, когда сеял, случилось, что иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то. Иное упало на каменистое место, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока; когда же взошло солнце, увяло и, как не имело корня, засохло. Иное упало в терние, и терние выросло, и загушило семя, и оно не дало плода. И иное упало на добрую землю и дало плод, который взошел и вырос, и принесло иное тридцать, иное шестьдесят, и иное сто» (Мк.4:3-8). Наши сердца часто бывают похожи на почву, наполненную различными терниями. Поэтому не всегда, обращенное к нам слово мы готовы воспринять в свое сердце и пронести на протяжении всей земной жизни.
Мне вспоминается эпизод из жизни преподобного Антония Великого. Он однажды вошел в храм. В это время читалось Евангелие. Он услышал слова: «пойди, всё, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною, взяв крест» (Мк.10:21). Вернувшись в свой дом, Антоний раздал всё, что имел и ушел в пустыню, чтобы там созидать своё спасение. Так было услышано им слово Божие и нашло благодатную почву в его сердце.
Часто, слыша слова Священного Писания и молитв, которые мы читаем, мы искренне желаем исправления своей жизни и хотим принести чистосердечное и слезное покаяние. Но по прошествии какого-то времени наши повседневные поступки и дела вновь удаляют наше сердце от того, к чему призывает нас наш Господь и Спаситель.
Сегодня за Божественной литургией читались удивительные слова из Послания к галатам апостола Павла: «Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» (Гал.2:19). Какое отношение эти слова имеют к притче о сеятеле? Для того, чтобы слово Божие в нашем сердце обрело добрую почву и могло бы принести сторичный плод, нам необходимо сораспяться Христу и жить не для себя, но так, как жил бы в нас Христос. Нам необходимо жить со Христом. Центром нашей жизни должен быть Господь. Все мы крещены Святой Христовой Православной Церковью, но есть ли в нашей жизни Христос? Живем ли мы так, как заповедовал нам Христос? Нет. Нам необходимо постоянно задавать себе вопрос: так какова же почва моего сердца? Семена, которые сеет Христос не находят благодатной почвы, поэтому нет в моей жизни добрых плодов, которые я должен принести своему Господу.
Невольно может возникнуть вопрос: что же это за плоды? Апостол Павел отвечает на этот вопрос: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал.5:22-23). Эти плоды Духа Святого каждый человек должен стяжать в своей жизни. Мы же в своей жизни стремимся к славе, почестям, карьере, к чему угодно, но только не к тем плодам, о которых учит нас апостол Павел.
Чтобы наше сердце было доброй почвой, мы должны стремиться к тому, чтобы центром нашей жизни стал Господь. А чтобы проверить является ли Господь целью, стремлением нашим, мы должны исполнять заповеди Господни. Вот как всё взаимосвязано в духовной жизни. Поэтому, братья и сестры, постараемся приложить все усилия для того, чтобы быть христианами не только по наименованию, но и по сути своей жизни. Только тогда мы сможем принести добрые плоды: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость и воздержание.
Дай Бог, чтобы каждый из нас, живя на этой земле, смог стяжать эти плоды Духа Святого. Чтобы, встав на Суд Божий, мы могли сказать Ему: «Господи! Ты сеял добрые семена в сердце моем. Вот те плоды, которые мое благодатное сердце взрастило во время земной жизни». Тогда мы сможем услышать слова Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, которые будут обращены к праведникам: «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира». (Мф.25:34). Аминь.
Протоиерей Валерий Захаров, 2012г.
Хромец и слепец
Был некий домовитый человек; он насадил вертоград, обнес оградой, ископал точило, устроил и ворота, но не затворил входа. Возвращаясь домой, он сказал: «Кого оставлю я сторожем моего вертограда? Если оставлю кого-либо из служащих мне рабов, то, зная мою снисходительность, расточат они мое добро. Вот что сделаю: приставлю к воротам слепца и хромца, – так что если кто из врагов моих захочет окрасть мой вертоград, то хромец увидит, а слепец услышит. Если же кто-нибудь из них двоих захочет войти в вертоград, то хромец, не имея ног, не может проникнуть внутрь, а слепец, если и пойдет, то попадет в пропасть и расшибется». И, посадив их у ворот, дал им власть над всем, что вне вертограда, и пищу, и одеяние приготовил неоскудно, только сказал: того, что внутри вертограда, не касайтесь без моего повеления. И после того ушел, сказав, что возвратится со временем.
Долго сидели они, и сказал слепец хромцу: «Что это за благоухание повевает из ворот вертограда?» Отвечал хромец: «Внутри вертограда есть у Господина нашего много доброго и несказанно приятного на вкус. Но так как Господин наш премудр, то он посадил тебя, слепого, и меня, хромого, так что не можем достигнуть и насытиться тех добрых плодов». А слепец сказал в ответ: «Что же ты давно не сказал мне этого, чтобы мы не оставались при одном желании, но пошли и завладели тем, что у нас под руками? Хотя я и слеп, но имею ноги и силен, могу носить и тебя, и бремя; бери корзину и садись на меня, я тебя буду носить, а ты показывай мне путь, и обретем все блага Господина нашего». – «Если же, – прибавил слепец, – придет сюда Господин наш и спросит о воровстве, то я скажу: ты знаешь, Господин, что я слеп. Если же спросит тебя, ты скажи: я хром и не могу дойти внутрь вертограда. Так мы перехитрим своего Господина и сами возьмем себе награду за сторожевую службу».м
И вот воссел хромец на слепца и достигли внутрь вертограда, обокрали все бывшие там плоды Господина своего. И пришел человек этот и, увидев, что его вертоград обокраден, счел нужным разлучить слепца от хромца, и повелел сначала привести слепца, чтобы его допросить. «Не поставил ли я тебя, – сказал Господин, – как доброго сторожа моему вертограду; зачем же ты его обокрал?» – «Господи, – отвечал слепец, – ты знаешь, что я слеп и без водящего меня не вижу, куда идти, я не слыхал, чтобы кто-нибудь шел мимо меня в ворота. Но я думаю, Господи, что воровал хромец». Тогда повелел Господин блюсти слепца, где сам знал, пока не призовет хромца и будет судить обоих.
Затем Господин призвал хромца и поставил его на очную ставку со слепцом, и начали они обличать друг друга. Хромец говорил слепцу: «Если бы ты меня не носил, никак бы я не мог при своей хромоте добраться туда». Тогда Господин сказал: «Как вы крали, так и теперь пусть всядет хромец на слепца». И когда хромец всел на слепца, то Господин приказал перед всеми рабами своими немилостиво казнить их и мучить в мрачной темнице; там будет плач и скрежет зубов.
Разумейте же, братие, толкование сей притчи. Человек домовитый – Бог, Творец всяческих. А вертоград – это земля и мир сей. А оплот вертограда – Закон Божий и заповеди. А слуги, сущие с Господом, – Ангелы. Хромец – тело человека, а слепец – душа его. А что Господь посадил их у ворот – это значит, что он отдал во власть человека всю землю, дав ему закон и заповеди. Когда же человек преступил заповедь Божию, за это осужден на смерть, то сначала душа его приводится к Богу и оправдывается, говоря: не я, Господи, но тело согрешило. Поэтому и нет мучения душам до второго пришествия, но они блюдутся, где Бог знает. Но когда Господь придет обновить землю и воскресить всех умерших, как предрек Сам Христос, тогда «вси сущии во гробех услышат глас Сына Божия и оживут, ...и изыдут сотворшии благая в воскрешение живота; а сотворшии злая, в воскрешение суда» (Ин.5:28,25,29). Тогда души наши внидут в тела, и каждый получит воздаяние сообразно с своими делами: праведники – вечную жизнь, а грешники – безконечную и безсмертную муку. Богу нашему слава ныне и присно и во веки веков. Аминь.
http://www.diveevo.ru/2/0/1/3289/
Слово в день памяти святого апостола и евангелиста Луки
У святого апостола Павла в послании к Римлянам читаем великие слова, которые должны быть положены в основу жизни каждого христианина: "…любовь есть исполнение закона" (Римл. 13:10).
У того же великого апостола в первом послании к Коринфянам читаем великий завет, данный нам: "Достигайте любви…" (1Кор. 14:1).
Как должны мы понимать эти слова великого учителя народов? Они требуют двоякого понимания: мы должны исполнением заповедей Христовых достигнуть такой чистоты сердца, чтобы оно было вместилищем любви ко всем людям. А с другой стороны, мы должны стать достойными любви к нам ближних наших.
В первом соборном послании апостола Иоанна Богослова находим и обоснование завета о стяжании любви: "…не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?" (1Ин. 4:20).
Глубочайшей нашей любви заслуживают все святые апостолы Христовы, проповедавшие миру о заповедях, притчах, чудесах Господа нашего Иисуса Христа, в Его крестной смерти, Воскресении и Вознесении на небо. Но их устная проповедь была достаточна только в первое время по окончании земной жизни Спасителя нашего, ибо устное предание может быть забываемо, изменяемо и даже искажаемо. Поэтому особенной и самой глубокой любви заслуживают те ученики Христовы, которых мы называем не только апостолами, но и евангелистами, то есть писателями четырех Евангелий Христовых, которые и доныне ненасытно читают христиане всех народов.
Одним из великих четырех евангелистов был святой апостол Лука, благословенную память которого мы ныне совершаем. Он написал не только высоко ценимое третье Евангелие, во многом дополняющее три других Евангелия, но и драгоценную для нас книгу Деяний святых апостолов.
Свою великую проповедь закона Христова все святые апостолы, кроме только Иоанна Богослова, запечатлели страшной мученической смертью. Но их проповедь не могла замолкнуть, и продолжать их проповедь были призваны Богом их преемники – епископы, проповеди которых Сам Пастыреначальник Иисус Христос придает великое значение, ибо так сказал Он о них:"Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня" (Лк. 10:16).
Если так огромна и ответственна задача епископов, если должны они быть продолжателями проповеди апостольской, то все они должны проникнуться словами апостола Павла: "…если я благовествую, то нечем мне хвалиться, потому что это необходимая [обязанность] моя, и горе мне, если не благовествую!" (1 Кор. 9, 16).
Мы должны не только продолжать, но и разъяснять проповедь апостолов и все Священное Писание. Этим заслужат преемники апостолов глубокую любовь своей паствы, этим заслужат и великую награду от Бога в жизни вечной. Это не мои слова, это слова Самого Господа Иисуса Христа: "…кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном" (Мф. 5:19).
И в земной жизни заслужит он глубокую любовь своей паствы, тоже по слову Христову: "…всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную" (Мф. 19:29).
Тридцать лет хранит моя первая Ташкентская паства свою любовь ко мне; изливает потоки любви и моя бывшая Тамбовская паства; и великим теплом чистой любви согреваете мою старость вы, дорогие мои, моя последняя паства.
Не могу молчать и о другой любви, которой благословил меня Господь Бог.
Радостно коснулось сердца моего слово апостола Павла, назвавшего апостола и Евангелиста Луку "врачом возлюбленным" (Кол. 4:14) в ныне слышанном вами послании к Колоссянам.
И меня сподобил Господь Бог быть врачом возлюбленным для множества спасенных мною от смерти и избавленных от страданий, а особенно для раненых во вторую мировую войну, когда я, епископ, возглавлял всю хирургическую работу Красноярского эвакогоспиталя 15-15.
Светом любви и радости озарялись палаты этого госпиталя, когда входил я в них; высоко поднятыми ногами и руками, исцеленными мною, салютовали мне страдальцы за родину. Это незабываемо, ибо это чистые излияния любви.
Да сподобит же и всех вас, дорогие мои, Господь Бог любви всех ближних ваших за ваши добрые дела, за любовь вашу к ним.
Аминь.
Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий), 1958 г.
Димитриевская родительская суббота
Великий князь Димитрий Иванович Донской после победы над полчищами Мамая на Куликовом поле в 1380 году совершил поминовение павших воинов и учредил, с благословения преподобного Сергия Радонежского, особый день поминовения русских воинов, погибших в Куликовской битве, – Димитриевскую субботу. Это ближайшая суббота перед днем памяти небесного покровителя святого князя, греческого воина-мученика Димитрия Солунского (память 26 октября/8 ноября).
С тех пор Димитриевская родительская суббота стала днем особого поминовения всех православных воинов, "жизнь свою за веру и Отечество положивших", а также всех почивших православных христиан.
" Есть особые дни в году, когда вся Церковь с благоговением и любовью молитвенно вспоминает всех "от века", т.е. во все времена, умерших своих собратьев по вере. По Уставу Православной Церкви такое поминовение усопших совершается по субботам. И это не случайно. Мы знаем, что именно в Великую Субботу, накануне Своего Воскресения, Господь Иисус Христос мертвый пребывал во гробе.
Этот трогательный обычай коренится в глубокой вере православных христиан в то, что человек бессмертен и душа его, однажды родившись, будет жить вечно, что видимая нами смерть - это временный сон, сон для плоти, и время ликования для освобожденной души. Смерти нет, говорит нам Церковь, есть только переход, преставление из этого мира в мир иной... И каждый из нас однажды уже пережил подобный переход. Когда в содроганиях и муках рождения человек покидает уютное лоно матери, он страдает, мучается и кричит. Страдает и трепещет плоть его перед неизвестностью и ужасом грядущей жизни... И как сказано в Евангелии: "Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир" (Ин. 16:21).
Так же страдает и трепещет душа, покидающая уютное лоно своего тела. Но проходит совсем немного времени, и выражение скорби и страдания на лице усопшего исчезает, лик его светлеет и успокаивается. Душа родилась в иной мир! Поэтому - то мы и можем молиться о блаженном упокоении наших умерших близких там, в покое и свете, где нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания, но жизнь бесконечная...
Поэтому - то, зная о вечном бытии души человеческой "за гранью смерти зримой", мы молимся с надеждой и верой, чтобы наши молитвы помогли душе в ее загробном странствии, укрепили ее в момент страшного последнего выбора между светом и тьмой, защитили от нападения злых сил...
В дни поминовения усопших православные христиане передают в храм записки с именами своих почивших родственников. При этом нужно помнить, что в эти записки можно заносить имена только тех умерших, которые при жизни были крещены, т.е. являлись членами Церкви. О некрещеных же можно молиться дома или над их могилой на кладбище.
В эти дни свечи положено ставить не к иконам, а к Распятию, на специальный столик, называемый "канун". Свеча есть наша жертва Богу и вместе символ нашей молитвы. Поэтому, когда христиане ставят свечи, они обязательно в этот момент просят Бога об упокоении их близких, называя имена усопших родственников.
Есть еще один добрый обычай в Церкви. В дни поминовения верующие приносят в храм угощение для бедных. Это угощение освящается во время богослужения и потом раздается всем, кто пожелает. Мы знаем и верим, что человек, получивший это угощение, перед трапезой помолится "о всех зде ныне поминаемых", и к молитве каждого из нас присоединится его благодарная молитва. С этим обычаем связан и другой, подобный ему: подавать милостыню неимущим с просьбой помолиться об усопших. "
На Руси исстари в каждой церкви семь раз в году служат панихиды.
Первую отводят в субботу перед Масленицей.
Вторая приходится на вторую субботу Великого поста, третью и четвертую панихиду служат в последующие великопостные субботы.
Пятый же день поминовения усопших отмечают в Радоницу – во вторник, на Фоминой неделе, следующей за пасхальной неделей.
Шестой день памяти приходится на субботу Троицкой недели.
Седьмая панихида отправляется в субботу Димитриевской недели. Но поскольку определенно установленный день памяти Димитрия Солунского приходится в различные дни недели, то и Димитриевская родительская суббота отмечается в разные календарные дни.
«Постараемся, сколько возможно, помогать усопшим вместо слез, вместо рыданий, вместо пышных гробниц — нашими о них молитвами, милостынями и приношениями, дабы таким образом и им и нам получить обетованные блага». Молитва за усопших — это наша главная и неоценимая помощь отошедшим в мир иной. Умерший не нуждается, по большому счету, ни в гробе, ни в могильном памятнике, ни, тем более, в поминальном столе — все это лишь дань традициям, пусть и весьма благочестивым. Но молитва за усопших — это долг всякого православного.
http://www.diveevo.ru/2/0/1/285/
Из проповеди митрополита Александра
«Люди праведной жизни, которым по особенному Божественному промышлению были открыты тайны загробной жизни, свидетельствуют, что для наших почивших близких самым большим благом является церковная молитва и принесение Бескровной Жертвы святой Евхаристии. Ни на земле, ни на Небе, нет действеннее средства для избавления душ усопших от страданий и дарования им блаженного упокоения, чем поминовение за Божественной Литургией. В житии Алексия Голосеевского, старца и подвижника Киево-Печерской Лавры описывается назидательный для нас случай, подтверждающий эту истину. 1896 году вся Россия трепетно и радостно ожидала открытия мощей великого угодника Божия, более 200 лет нетленно почивавшего в Чернигове,— святителя Феодосия. Иеромонаху Алексию накануне чина канонизации было поручено переоблачить святые мощи. С великим благоговением совершив их переоблачение в пещере, где они почивали, старец погрузился в молитву, и от утомления задремал. И ему, как бы в тонком сне, предстало дивное видение. В великой славе предстал сам Угодник Божий и сказал: «Благодарю тебя за то, что потрудился для меня. Прошу тебя, поминай на проскомидии моих родителей - иерея Никиту и Марию». «Святитель Божий,— отвечал пораженный старец,— как же я, грешный, дерзну молиться о них, когда сам ты пребываешь в такой славе у Господа?» — «Поминай их за Божественной Литургией, при принесении Бескровной Жертвы,— снова повторил Святитель,— ибо это — выше моих молитв». Видение закончилось. Необходимо отметить, что ни память народная, ни история не сохранили имен родителей святителя Феодосия. Прошло несколько лет, и в одном из самых древних киевских монастырей — Выдубицком — был найден синодик – поминальник святителя Феодосия и в нем собственноручная запись святителя Феодосия, бывшего в том монастыре игуменом, имён его родителей: иерея Никиты и Марии. Этим фактом была удостоверена истинность видения старца Алексия».
http://mitropolia.kz/
Димитриевская Суббота
Сегодня на Небе большая радость. Сегодня на Небе праздник, потому что мы собрались здесь, в этом храме, чтобы молитвенно помянуть наших усопших сродников. И такой праздник, превосходящий всякие земные праздники, бывает каждый раз, когда мы собираемся на молитву в храме. Души наших усопших радуются. Если кто-то из них по своей неправедной жизни находится в мучениях, то получают они облегчение. И мы можем своей усиленной молитвой, личной молитвой, соединенной с молитвой Церкви, вывести их из этого мучительного состояния. Они мучаются еще и от сознания того, что жили неправильно. Если здесь, на земле, человеку кажется, что он поступает благоразумно, ведет себя правильно, что все его слова, мысли и поступки соответствуют той ситуации, в которой он находится, то, перейдя в Вечность, душа встречается с правдой Божией. И там, без всяких прикрас и без всяких объяснений, и без всяких извинений, она ясно начинает видеть, что жизнь прошла неправильно, что очень даже просто было избавиться от этих мучений – надо было только жить по-другому, по-настоящему, по правде Божией, исполняя Евангельские заповеди. И в свете этой Божественной правды сознание упущенных возможностей, сознание, что ничего уже исправить нельзя, доставляет мучение. И там они видят, что «воистину суета всяческая житие же сень и соние, ибо всуе мятется всяк земнородный», ничего уже исправить не могут. И они хотели бы теперь нам сказать об этом. В прошлое воскресенье в Евангельском чтении мы слышали, как несчастный богач, попавший в ад за свое преступное равнодушие и жестокосердие, просит Авраама, чтобы тот послал нищего Лазаря к его братьям, чтобы Лазарь из того мира сказал людям, что так жить нельзя: «Прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения» (Лк.16: 27-28)…
Те же, кто сумел, если уж не свято, то, во всяком случае, достойно своего христианского звания пройти по этой жизни, кто старался жить правильно, кто имел милость Божию перед разлучением души с телом по-христиански провести последние минуты своей жизни, радуются там, на Небе. Еще более они радуются нашим молитвам о них в храме и дома. И еще более радуются тому, что мы живем правильно, добродетельно. Они радуются каждому нашему хорошему поступку – это усиливает их блаженство.
И вот здесь возникает вопрос: что же мешает нам, соединенным с душами наших усопших неразрывной и непрекращающейся связью любви, доставлять им этот праздник, эти радости? В чем проблема? Почему мы так халатно и недальновидно проживаем свою жизнь, забывая о Вечном? Неужели мы своим родственникам, ушедшим прежде нас из жизни, сделали на земле столько много хорошего, сказали им столько много добрых слов, что считаем, что этого уже достаточно и долг исполнен? Не мучает ли нас сознание того, сколько не договорено добрых, ласковых слов, сколько не доделано добрых дел; сознание того, как легко можно было говорить и делать хорошее; как, забывая о них, которые были рядом, мы были поглощены собой, своими проблемами, своей карьерой, образованием, удовольствиями, и вдруг оказалось, что время-то упущено, что его уже нет рядом…
Но для православного человека еще не все потеряно. Зная о своем жестоком отношении в прошлом к родным, мы можем исправить это. Это можно исправить, изменив свою жизнь, изменив свое отношение к ним и к самим себе, и все свои силы полагать на то, чтобы продолжать жить по-человечески, по-христиански.
У нас есть возможность, пока мы здесь, на земле, все исправить. Мы можем, не тратя себя на пустое, призрачное, и свою жизнь исправить, сделать ее благочестивой, осмысленной, и доставить радость тем, кого мы помним, кого мы любим и к кому так преступно равнодушны были в этой жизни. И особых усилий здесь не надо.
Панихида длится совсем недолго. Это не нарушит обычный уклад нашей жизни. А если даже и нарушит этот бестолковый строй жизни, то так и надо. Так жить нельзя! Ничего не стоит та жизнь, в которой нет места Богу, молитве, храму Божию! Ничего не стоит жизнь, если в ней нет Божественной любви!
Надо пользоваться каждой возможностью, которую дарит нам Господь, радовать добрыми делами и словами наших близких здесь, на земле, и тех, кто раньше нас перешел в Вечность!
Архимандрит Иосиф (Еременко)
Проповедь после панихиды
Приветствую всех вас, благочестивые богомольцы, и радуюсь, что мы с вами вместе имели возможность сейчас молиться!
И эту радость мы доставили себе сами. Возможно, некоторые пришли сегодня в храм, преодолев свою лень, нежелание просыпаться так рано в выходной день, или превозмогая физические недуги. Но мы сейчас вместе, и это – маленькое чудо! Силой своей веры, силой своей воли, преодолев самое сложное – самих себя, мы пришли в храм, в дом Божий – и лень прошла, и боли прекратились, потому что Господь благословил нас, потому что Он сейчас здесь, с нами. «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф.18: 20).
Может быть есть чувство усталости, но душа поет, потому что мы уже, когда день только начинается, совершили добрые дела и по отношению к себе, и нашим близким.
Совершая молитвы об усопших сродниках наших, мы совершаем по отношению к ним доброе дело, дело милосердия, ибо молитв наших ждут их души, и эти молитвы радуют и веселят их там, на Небе, возводя их в еще более высокие степени блаженства. Наши сродники благодарны нам за это и, в свою очередь, молятся там за нас, помогая нам идти по многоскорбному пути этой земной жизни, охраняя от всех ужасов этой жизни.
Молитвы об усопших весьма полезны и нам, потому что призывают задуматься о своей жизни и о своей смерти, о том, как мы живем и что ждет нас за порогом смерти. Эти благоразумные и благочестивые размышления о смерти призваны ограждать нас от греха, от совершения ошибок, от всего того, что делает жизнь – кошмаром и смерть – страшной, ужасной, что делает ее действительно смертью, как написано, «второй смертью», вечной смертью души: «Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая» (Откр.21: 8).
Эти размышления о смерти понуждают нас соблюдать правила христианского благоразумия, все свои желания, мысли, слова и поступки соотносить с Евангелием, с Вечностью, которая может быть блаженной или мучительной.
О людях, опьяненных житейской суетой, которые живут по принципу: «Станем есть и пить, ибо завтра умрем!» (1 Кор.15: 32), мы говорить не будем. Каждый свободен в своем выборе правил жизни и каждый сам будет отвечать перед Богом за сделанный выбор.
Подумаем о себе. Это и к каждому из нас обращен голос с неба, говорящий: «Блаженны мертвые, умирающие в Господе; ей, говорит Дух, они успокоятся от трудов своих, и дела их идут вслед за ними» (Откр.14: 13).
«Умирающие в Господе» – это те православные благочестивые люди, которые жили во Христе, трудились ради Него и во славу Его Церкви, кто соблюдал Евангельские заповеди, кто старался исполнить Божественное предназначение здесь, в земной жизни. Именно ради этого Господь и призывает каждого из нас из небытия в бытие: «Мы – Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» (Еф.2: 10). Наши дела определят наше состояние в Вечности.
И не надо, выйдя на пенсию, в конце жизни потирать руки с чувством исполненного долга и говорить, что все сделано, а теперь полагается достойная старость и отдых заслуженный. Не это важно. Важно не то, какое положение занимает человек в жизни, но то, что и как он делал: в науке, в искусстве, политике; будучи шофером, учителем, космонавтом или домохозяйкой. Важно не то, что человек делал всю жизнь, добывая хлеб насущный себе, обеспечивая личное благополучие или трудясь на благо родины.
Важно, чтобы вся жизнь была творением добрых дел, чтобы труд был богослужением, совершался во славу Божию. Тогда человек выполнит ту задачу, которую Бог поставил перед ним в этой жизни, исполнит свое предназначение. И прожив так, ради Бога и с Богом, он будет умирающим о Господе. Такие дела приведут человека на Небо.
Все дела человека навсегда остаются в его совести, в книге его жизни. И в день Страшного Суда это хранилище откроется, откроется эта книга жизни, и решена будет его вечная участь, как написано: «И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими» (Откр.20: 12).
Что будет написано в книге нашей жизни? Что мы храним в кладовых нашей совести?
Жизненно необходимо наполнять хранилище нашей совести чистыми помышлениями, святыми желаниями, делами милосердия и всякой добродетели. Если же хранилище совести нашей завалено грязью и мусором грехов и пороков, то необходимо без промедления покаянием очистить его, чтобы собрать и хранить только чистое, истинное сокровище духовное. И если туда не положить доброе сейчас, то не будет ничего доброго и в Вечности, кроме осуждения и неизбывных страданий. «Заключи в кладовых твоих милостыню, и она избавит тебя от всякого несчастья» (Сир.29: 15).
Стараясь исполнять на земле Божественное предназначение, совершая добрые дела, мы станем «согражданами святых и своими Богу» (см.: Еф.2: 19). Аминь.
Архимандрит Иосиф (Еременко)
Молитва за усопших и заупокойные службы
— Геронда, могут ли молиться осуждённые усопшие?
— Они приходят в чувство и просят помощи, однако помочь себе уже не могут. Те, кто находится в аду, хотели бы от Христа только одного: чтобы Он дал им пять минут земной жизни, чтобы покаяться. Мы, живущие на земле, имеем запас времени на покаяние, тогда как несчастные усопшие уже не могут сами улучшить своё положение, но ждут помощи от нас. Поэтому мы обязаны помогать им своей молитвой.
Помысл говорит мне, что только десять процентов осуждённых усопших находятся в состоянии демоническом и, будучи в аду, хулят Бога, подобно тому как это делают демоны. Эти души не только не просят помощи, но и не приемлют её. Да и зачем им помощь? Что может сделать для них Бог? Представьте, что ребёнок уходит из дома своего отца, растрачивает всё его имущество и вдобавок ко всему ещё и поносит отца последними словами. Э-э, чем тогда может помочь ему отец? Однако другие осуждённые в аду — те, у кого есть немного любочестия, ощущают свою вину, каются и страдают за свои грехи. Они взывают о помощи и получают существенную помощь от молитв верующих. То есть сейчас Бог даёт этим осуждённым людям благоприятную возможность получать помощь до тех пор, пока не наступит Второе Пришествие. В жизни земной друг царя может походатайствовать перед ним, чтобы помочь какому-то осуждённому. Подобно этому, если человек "друг" Бога, то он может походатайствовать своей молитвой перед Богом и исходатайствовать осуждённым усопшим перевод из одной "темницы" в другую — в лучшую, из одной "камеры" в другую, более удобную. Он даже может исходатайствовать им перевод из "камеры" в какую-нибудь "комнату" или "квартиру".
Подобно тому как, навещая заключённых, мы приносим им прохладительные напитки и тому подобное и облегчаем тем самым их страдания, так же мы облегчаем страдания усопших молитвами и милостынями, которые совершаем об упокоении их душ. Молитвы живых об усопших и совершаемые об их упокоении службы — это последняя возможность получить помощь, которую даёт усопшим Бог — до Второго Пришествия. После конечного Суда возможности получить помощь у них уже не будет.
Бог хочет помочь усопшим, потому что Ему больно за них, однако Он не делает этого, потому что у Него есть благородство. Он не хочет дать диаволу права сказать: "Как же Ты спасаешь этого грешника, ведь он совсем не трудился?". Однако, молясь за усопших, мы даём Богу "право" на вмешательство. Надо сказать и о том, что в большее "умиление" Бога приводят наши молитвы об усопших, чем о живых.
Поэтому наша Церковь и установила освящение заупокойного колива, заупокойные службы, панихиды. Заупокойные службы — это самый лучший адвокат о душах усопших. Заупокойные службы обладают такой силой, что могут даже вывести душу из ада. И вы после каждой Божественной Литургии освящайте коливо за усопших. В пшенице есть смысл: "Се́ется в тле́нии, восстае́т в нетле́нии" [1], — говорит Священное Писание. В миру некоторые люди ленятся сварить немного пшеницы и несут в церковь изюм, печенье, бисквиты, чтобы священники прочитали над всем этим молитву об упокоении усопших. А на Святой Горе старенькие монахи за каждой Божественной Литургией освящают коливо и за усопших, и за празднуемого Святого, для того чтобы иметь его благословение.
— Геронда, а люди, умершие недавно, имеют большую нужду в молитве?
Ну а как же! Когда человек только попадает в тюрьму, разве вначале ему не особенно тяжело? Будем молиться об усопших, которые не благоугодили Богу, чтобы Бог как-то помог и им. Особенно если мы знаем, что человек был жёстким или жестоким — точнее, если он казался жестоким, потому что иногда мы считаем человека жестоким, а в действительности он не таков. А если такой человек еще и жил греховно, то нам надо за него много молиться, подавать его имя на поминовение за Божественными литургиями, записывать его на сорокоусты и давать беднякам милостыню о спасении его души, для того чтобы, услышав молитву бедняков: "Да будет благословен его прах", Бог приклонился на милость и помиловал этого человека. Таким образом, то, что не сделал сам человек, сделаем за него мы. А вот если у человека была доброта, пусть он и не жил хорошо, — то от малой молитвы он получает большую пользу. Это происходит потому, что он имел доброе расположение.
Я знаю случаи, свидетельствующие о пользе, которую усопшие получают от молитвы духовных людей. Один человек пришёл ко мне в каливу и с плачем сказал: "Геронда, я перестал молиться за одного усопшего знакомого, и он явился мне во сне. "Ты, — сказал он, — не помогал мне уже двадцать дней. Ты забыл меня, и я страдаю". И действительно, я забыл о нем как раз двадцать дней назад от множества забот, и в эти дни не молился даже о себе".
— Геронда, когда кто-то умирает и нас просят помолиться о нём, то правильно ли будет совершать о его упокоении одну чётку первые сорок дней после кончины?
— Если ты молишься об усопшем по чёткам, то вместе с ним молись и о других усопших. Зачем поезду ехать в такую даль только с одним пассажиром? Ведь он может взять и других. Знаете, сколько усопших нуждаются в молитве? Несчастные просят помощи, и у них нет никого, кто бы за них помолился! Некоторые люди очень часто совершают панихиду о ком-то из своих усопших сродников. Но от этого не получает помощи даже тот человек, о котором совершается молитва, потому что такая молитва не очень-то угодна Богу. Раз они совершили об этом усопшем столько заупокойных богослужений, то пусть одновременно молятся и за других усопших.
— Геронда, иногда я начинаю беспокоиться о спасении своего отца, потому что он не имел с Церковью ни какой связи.
— Ты до последнего момента не можешь знать того, каким будет Суд Божий. Когда тебя это беспокоит? Каждую субботу?
— Я не следила. А почему каждую субботу?
— Потому что суббота — это день усопших, усопшие имеют на него право.
— Геронда, а те усопшие, за кого некому помолиться? Получают ли они помощь от молитв людей, которые молятся об усопших вообще — не называя конкретных имен?
— Конечно, получают. Я, молясь обо всех усопших, вижу во сне и своих родителей, потому что они радуются молитве, которую я совершаю. Каждый раз, когда у меня в Келье служится Божественная литургия, я совершаю и общую заупокойную литию обо всех усопших, молюсь об усопших королях, архиереях и так далее. А в конце говорю "и о и́х же име́н не помяну́хом". А если иногда я опускаю молитву об усопших, то мои знакомые умершие являются мне. Один мой родственник был убит на войне, и я не записал его имя для поминовения на заупокойной литии, потому что оно было записано для поминовения на проскомидии вместе с другими, павшими смертью храбрых. И вот я увидел этого человека во весь рост стоящим передо мной во время заупокойной литии. И вы подавайте для поминовения на проскомидии не только имена больных, но и имена усопших, потому что усопшие имеют в молитвах большую нужду.
Старец Паисий Святогорец
Молитва святому мученику Уару
(Молитва о некрещенных упокоенных)
О, святый мучениче Уаре досточудный! Ревностию по Владыце Христу разжигаем, Небеснаго Царя пред мучителем исповедал еси, и о Нем усердно пострадал еси, и ныне Церковь почитает тя, яко прославляемаго от Владыки Христа славою небесною, Иже дарова тебе благодать великаго к Нему дерзновения, и ныне предстоиши Ему со ангелы, и в вышних ликуеши, и зриши ясно Святую Троицу, и светом Безначальнаго Сияния наслаждаешися. Воспомяни и наших сродников томление, умерших в нечестии, приими наше прошение, и якоже Клеопатрин род неверный молитвами твоими от вечных мук свободил еси, тако воспомяни елицы противобожне погребенныя, умершия некрещенными, потщися испросити оным от вечныя тьмы избавление, да вси едиными усты и единем сердцем восхвалим Премилосердаго Творца во веки веков. Аминь.
Православный Календарь с 27 Октября 2013 г. по 2 Ноября 2013 г.
Воскресенье, 27 Октября 2013 года. Неделя 18-я по Пятидесятнице.
Память святых отцев VII Вселенского Собора (787). Мчч. Назария, Гервасия, Протасия, Келсия (54-68). Прп. Параскевы Сербской (XI). Прп. Николы Святоши, кн. Черниговского, Печерского чудотворца, в Ближних пещерах (1143).Мч. Сильвана, пресвитера Глазской церкви (IV). Яхромской иконы Божией Матери
Понедельник, 28 Октября 2013 года. Седмица 19-я по Пятидесятнице.
Прп. Евфимия Нового, Солунского (889). Прмч. Лукиана, пресвитера Антиохийского (312). Свт. Иоанна, еп. Суздальского (1373). Сщмч. Лукиана Печерского, в Дальних пещерах (1243). Мчч. Сарвила и Вивеи, сестры его (II).Свт. Савина, еп. Катанского (760). Иконы Божией Матери "Спорительница хлебов" (XIX).
Вторник, 29 Октября 2013 года.
Мч. Лонгина сотника (I), иже при Кресте Господни. Прп. Лонгина, вратаря Печерского, в Дальних пещерах (XIII-XIV). Прп. Лонгина Яренгского (1544-1545).Прп. Евпраксии, игумении (кн. Евфросинии), Псковской. Прп. Мала отшельника.
Среда, 30 Октября 2013 года.
Прор. Осии (820 г. до Р.Х.). Прмч. Андрея Критского (767). Прп. Антония Леохновского, Новгородского (1611). Мчч. бессребреников Космы и Дамиана, Аравийских, пострадавших в Киликии и братий их мчч. Леонтия, Анфима и Евтропия (287 или 303). Перенесение мощей прав. Лазаря Четверодневного, еп. Китийского в Царьград (898). Икон Божией Матери, именуемых "Прежде Рождества и по Рождестве Дева" (1827) и "Избавительница" (ок. 1889)
Четверг, 31 Октября 2013 года.
Апостола и евангелиста Луки (I). Прп. Иосифа, игумена Волоцкого, чудотворца (1515). Мч. Марина (IV). Прп. Иулиана, пустынника Месопотамского (IV). Прп. Давида, игумена Серпуховского. Свт. Мнасона, еп. Кипрского (Греч.).Новомчч. Гавриила и Кирмидола, Египетских (1522) (Греч.).
Пятница, 1 Ноября 2013 года.
Прор. Иоиля (800 г. до Р.Х.). Мч. Уара и с ним семи учителей христианских (ок. 307). Перенесение мощей прп. Иоанна Рыльского (1238). Блж. Клеопатры (327) и сына ее Иоанна (320). Сщмч. Садока, еп. Персидского, и с ним 128-ми мучеников (342). Новосщмч. пресв. Алексия (Ставровского) (1918).
Суббота, 2 Ноября 2013 года.
Димитриевская (Родительская) суббота.
Поминовение усопших. Вмч.Артемия (362). Прав. отрока Артемия Веркольского (1545). Мчч. Евора и Евноя, Персидских. Прп. Матроны Хиосской. Мч. Зевины из Кесарии Палестинской. Прп. Герасима Нового, Кефалонского (Греч.).