• slide9
  • slide8
  • slide10
  • slide6
  • slide1

26 неделя по Пятидесятнице (22.12.2013)

Святитель Спиридон, епископ Тримифунтский, чудотворец

clip image002

     

clip image004

 Звездо пресветлая Церкве Христовы, на севере просиявшая, вся к Царствию Небесному путеводящая, учителю и апостоле истинныя веры, предстателю и заступниче гонимых, украшение изящное Святыя Церкве во Америце, преподобне отче Германе Аляскинский, молися ко Господу, Спасу нашему, спастися душам нашим.

 

Проповедь об исцелении 10 прокаженных

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

clip image006Незаметно летит время. Казалось бы, совсем недавно, братья и сестры, мы вступали на поприще Рождественского поста, а сейчас понимаем, что время поста проходит. И вот уже совсем немного времени остается до славного, великого и всерадостного праздника Рождества Христова. Всем нам необходимо серьезно задуматься над тем, как мы живем, что совершаем в своей жизни. Живем ли мы по-христиански или только на словах именуем себя христианами? Святая Церковь призывает всех нас под своды своих святых храмов для того, чтобы мы имели возможность здесь в доме Божием задуматься над смыслом своей жизни. Все мы - и старые, и молодые - как белка в колесе бежим к какой-то цели, порой, не представляя себе отчетливо эту цель.

Когда мы находимся в святом храме, нам предлагаются евангельские повествования, которые назидают нас и направляют по пути христианского делания. Вот и сегодня за Божественной литургией было прочитано евангельское повествование о чуде исцеления Христом Спасителем 10 прокаженных людей. Лишь один из 10, который был самарянином, вернулся ко Христу и воздал Ему благодарность. Как часто мы забываем об этом возвышенном чувстве, я бы сказал об этой добродетели, и забываем благодарить людей и Бога!

Но сегодня мне хотелось бы освятить не тему благодарности, хотя это очень важная для нас тема, а обратить внимание на слова Христа Спасителя, которые Он говорит этому  исцеленному самарянину: «иди, вера твоя спасла тебя» (Лк.17:19). Эти слова должен услышать каждый из нас не только физическим слухом, но и сердцем.

Вначале я не случайно упомянул о Рождественском посте. Каждый из нас по-своему относится к этому периоду. Кто-то старается сделать всё для того, чтобы это время стало для него полезным и спасительным. Кто-то думает: «будет ещё у меня время, когда я смогу покаяться, а пока буду жить так, как живут окружающие меня люди». Все мы с вами именуем себя верующими. И разве пришли бы мы в храм, оставив свои домашние и семейные дела, если бы не имели веру? Отчасти это так. Но давайте спросим самих себя: «Действительно ли мы веруем в Бога?» Очень часто мы сами себя успокаиваем, думая о том, что если мы веруем, значит, мы уже Божии, значит, мы уже спасены и нам уготовано Царство Божие. Эта дьявольская ложь увела и уводит  очень многих людей с истинного пути.    

Для того чтобы узнать веруем ли мы по-настоящему, необходимо внимательно всмотреться в поступки и вслушаться в слова, которые мы совершаем и произносим ежедневно. Каждый из нас знает, что жизнь христианина должна строиться на заповедях Божиих. Но так ли это бывает на самом деле? Не далее как позавчера весь мир, смущенный дьявольской ложью, готовился к концу света. И многие из здесь стоящих бегали в магазин покупать спички, соль, свечи… И к нам священникам подходили и спрашивали: «А правда то, что говорят по телевизору?» Будем твердо помнить, что Правда звучит только здесь в храме со страниц Священного Писания. И  в этом проявляется наша вера. Поэтому в дни Рождественского поста Святая Церковь напоминает нам об основном условии нашего спасения – о вере и жизни по вере.   

Мне хотелось бы пожелать всем нам крепости веры. Невозможно верить не любя, и любить не веря. Апостол Павел в 8 главе Послания к римлянам говорит о вере и любви, которые каждый христианин должен стяжать в своем сердце: «ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим.8:38-39). Никто не может отлучить нас от любви, а значит и от веры. Дай Бог, чтобы  каждый из нас, встретившись с Ним, услышал слова, когда-то сказанные Христом евангельскому самарянину: «вера твоя спасла тебя» (Лк.17:19). Аминь.

Протоиерей Валерий Захаров, 2012г

Благодарность

Благодарность – это прекрасная черта характера человека, которая очень ценится в отношениях между людьми. И никому не хочется иметь дело с человеком неблагодарным. «Черная неблагодарность» разъединяет людей, вносит в отношения недоверие, неприязнь.

Но если благодарность так важна и ценится в отношениях между людьми, то тем более необходима благодарность человека Богу. К этому призывает нас апостол: «За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1 Фес.5: 18). Мы, христиане, должны всегда и за все беспрерывно благодарить Бога, благодарить, как говорит святитель Тихон Задонский, «чаще, чем дышать».

Конечно, когда в жизни все хорошо и спокойно, когда получаешь от Бога просимое, то поблагодарить Его не стоит особых усилий. Хотя, надо сказать, в этой ситуации человек часто быстро забывает Бога, как эти девять исцеленных от проказы.

Но как сказать: «Слава Богу за все!», когда жизнь зажимает в такие тиски скорбей, что дышать трудно, даже мыслить трудно? Где найти силы для благодарности Богу, когда человек поражен страшной болезнью, утратил что-то дорогое и важное, когда смерть вырывает из жизни твоего ребенка?... Как тут благодарить и за что?..

Для неверующего человека, действительно, в таких ситуациях слова о благодарности Богу звучат, по меньшей мере, неуместно.

Но повторю апостола: «За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1 Фес.5: 18).

Нужно научиться благодарить Бога не только за то, что Он даровал нам жизнь и все потребное для жизни, здоровье, таланты, не только за Его к нам благодеяния, но и за все, что случается в нашей жизни по Его попущению. Настоящие христиане умеют правильно видеть жизнь, «ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу – о духовном» (Рим.8: 5), а потому и находят в себе духовные силы всегда, в любой ситуации сказать: «Слава Богу за все!» Как сказал некогда праведный Иов Многострадальный, в одночасье потерявший все: «Наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; как угодно было Господу, так и сделалось; да будет имя Господне благословенно!» (Иов.1: 21).

clip image008Способность благодарить Бога всегда свидетельствует о высоте духовной жизни христианина.

«Благодарить должны не только здоровые, но и больные; не одни благоденствующие, но и терпящие напасти. Нет ничего удивительного в благодарении, когда нам помогает попутный ветер. Но когда бывает сильная буря, корабль опрокидывается и находится в опасности, тогда благодарность служит большим доказательством терпения и признательности» (святитель Иоанн Златоуст). Кто благодарит Бога за постигшие скорби, тому это вменяется вместо подвижничества и доставляет мученический венец: «Кто перенес скорбь и благодарил Бога, тот получил венец мученический» (святитель Иоанн Златоуст).

Благодарность приближает нас к Богу и вселяет в душу спокойствие и радость, а неблагодарность уничтожает веру и удаляет от Бога. Ропот на Бога никогда не решает проблемы, не избавляет от уныния, не уменьшает боли, не приносит исцеления, не восполняет утраты, а только еще более ухудшает и без того скорбную ситуацию. Но выход есть. Об этом говорит Златоустый святитель так: «Случилось ли хорошее? Благословляй Бога, и хорошее останется. Случилось ли плохое? Благословляй Бога, и плохое прекратится».

Трудно научиться благодарить, когда все плохо, но возможно и необходимо. Надо научиться всегда и за все благодарить Бога, благодарить «чаще, чем дышать», «и чтобы становились каждое утро благодарить и славословить Господа, также и вечером» (1 Пар.23: 30). Аминь.

Архимандрит Иосиф (Еременко), 2011г

 

Святитель  Спиридон, епископ Тримифунтский, чудотворец

Чудеса святого Спиридона

Четвертый век нашей эры по праву можно считать золотым веком христианства. В 325 г. состоялся первый Вселенский собор, на котором был принят «Символ веры», кратко излагающий основные догматы православного вероучения. Этот век подарил нам множество святых и выдающихся богословов, среди которых - Николай Чудотворец, родоначальник монашества Антоний Великий, святой Афанасий Великий. Священнослужители в те годы были далеки от искушения властью и деньгами - ведь не прошло еще и двух веков, как приверженцев Христовой веры убивали за их убеждения. Молодая, но уже в полной мере осознавшая себя как реальная сила, способная нести свет и добро, христианская церковь и ее клир были образцом нравственных устоев для людей. 

clip image010Эта небольшая преамбула отнюдь не случайна. Ведь чтобы понять человека, тем более святого, необходимо проникнуться духом его времени. 

Итак, 343-й год от Рождества Христова. Остров Кипр, одна из жемчужин Византийского государства, нежился в лучах славы и могущества величайшего из правителей - императора Константина. В это самое время в небольшом, но процветающем кипрском городе Тримифунды был избран епископом священнослужитель по имени Спиридон. 

Несмотря на то что с момента его смерти прошло пятнадцать веков, о нем известно довольно много. Спиридон происходил из весьма обеспеченной семьи, ему принадлежал богатый дом и обширные земли. Он был довольно деятельным человеком, принимал активное участие в общественной жизни родного города, его уважали все местные жители. Несмотря на то что он занимал высокое положение, за советом к нему мог прийти каждый человек. Спиридон был готов выслушать любого, будь то небогатый ремесленник или крупный землевладелец. 

Нередко к нему обращались в поисках материальной поддержки, и Спиридон с готовностью ссуживал изрядные суммы, не требуя ни письменных обязательств, ни тем более процентов. Он лишь говорил: «Отдашь, когда сможешь». Главной его радостью и отдохновением от земных трудов была жена, имени которой история, к сожалению, не сохранила. Спиридон очень любил ее, и с годами эта любовь становилась только крепче. В то время пребывание в браке еще не являлось препятствием для занятия высокого места в церковной иерархии: институт монашества утвердился в христианстве позже. 

Однажды случилось несчастье. Жена Спиридона заболела и через несколько дней умерла. Как отмечают в сохранившихся до наших дней воспоминаниях его современники, произошедшая трагедия раз и навсегда изменила жизнь этого человека. Спиридон не роптал на Бога. Не вопрошал, за что же ему, ничем не прогневившему Господа, послано такое наказание. Он принял свое вдовство с покорностью и смирением, увидев в нем знак - знак, которым Господь призывал его изменить свою жизнь. 

На какое-то время Спиридон стал замкнутым и мало общался со своими друзьями. Он редко выходил из дома без крайней необходимости, но на службах был по-прежнему добр и милосерден ко всем, и люди продолжали приходить к нему за помощью и советом.

Не прошло и года со смерти его жены, как Спиридон, епископ Тримифунды и один из самых богатых и уважаемых людей города, принял решение, которое удивило даже тех, кто очень близко знал его. Сначала он простил долги всем, кто у него занимал, а затем стал раздавать свои деньги. Причем старался, чтобы его накопления достались самым бедным и самым нуждающимся людям. Затем Спиридон продал свой дом, все имущество и земли, а вырученные деньги опять же распределил между наиболее бедными жителями Кипра. 

Из всего имущества Спиридон оставил себе только одежду, которая была на нем, и дорожный посох. Но когда он уходил из родного города, его друзья видели, что этот замечательный человек по-настоящему счастлив. Счастлив так, как в те дни, когда его любимая жена была еще жива. С этого момента кончается история благочестивого епископа города Тримифунды, участника первого Вселенского собора, и начинается история святого Спиридона. 

Святой пастух 

clip image012Едва начав скитаться по острову, Спиридон обнаружил в себе дар к врачеванию. В одном из селений его, как лицо духовное, попросили помолиться за умирающего от лихорадки. Когда Спиридон прочитал над ложем больного молитву, умирающий тут же выздоровел. В каждом селении, куда бы он ни приходил, находился больной или увечный. После молитвы Спиридона слепые прозревали, хромые бросали костыли, а находящиеся на смертном одре возвращались к жизни. 

Очень быстро слава о чудотворце облетела весь остров и даже распространилась за его пределы. Свидетелями чудес были сотни людей, и они документально подтверждены в летописях острова того времени. 

Но Спиридон чурался славы и известности, говоря, как и многие святые до него и после, что чудеса совершает Бог, а он является лишь проводником Его воли. В подтверждение этих слов он показывал очередное чудо исцеления. И действительно, все, что делал святой - просто читал молитву над страждущим и просил у Господа помощи. 

Сторонясь пристального внимания, Спиридон нанялся пастухом в одну из глухих деревушек. Но и здесь страждущие не давали ему покоя, а Спиридон не мог отказать никому. 

Однажды к нему пришла женщина и принесла труп своей дочки, которая утонула несколько дней назад. Труп уже посинел и, даже зная о могуществе и чудесах Спиридона, никто не верил в то, что девочку можно воскресить. Видя безудержное горе матери, Спиридон вернул ребенка к жизни. В считаные мгновения синева пропала с тела, девочка открыла глаза и заговорила. 

Мать, которая все равно до конца не верила в чудо, а пошла просить помощи у Спиридона от отчаяния, не выдержав, умерла от потрясения. Тогда Спиридон тут же воскресил и ее. Все это произошло при многих свидетелях и было запечатлено в хрониках острова Кипр. Церковь, детально изучив обстоятельства дела, официально признала случившееся чудом. 

Надо сказать, что способность воскрешения из мертвых была дарована очень немногим святым. Впервые его совершил Иисус Христос, воскресив своего друга Лазаря. После этого воскрешения случались не часто, а уж двойное воскрешение в истории христианства вообще является большой редкостью. 

Однако церковь чтит Спиридона не только как чудотворца, но и как человека, прославившегося необыкновенной мудростью. Однажды, еще до скитальческой жизни, к нему пришел крестьянин и, сетуя на неурожай, попросил немного зерна на посев. Спиридон предложил ему зайти в сарай и самому взять необходимую меру. «Разве ты не пойдешь со мной и не посмотришь, сколько я у тебя беру, чтобы потом знать, сколько требовать с меня обратно?» - спросил крестьянин. «Я просто знаю, что ты возьмешь столько, сколько тебе требуется, а отдашь столько, сколько сможешь», - спокойно ответил Спиридон. Проситель был очень удивлен ответом святого, но когда зашел в сарай, то просто физически не смог взять больше, чем действительно требовалось, - лишнее зерно высыпалось у него из рук. 

Совершив множество чудес, святой Спиридон умер 12 декабря в возрасте 78 лет. Этот день - по новому стилю 25 декабря - и является основным праздником для тех, кто хочет почтить память преподобного Спиридона, епископа Тримифийского. 

Чудеса после смерти

Узнав о праведной и святой жизни епископа Спиридона, один из византийских императоров приказал выкопать его тело и поместить в усыпальнице храма Святой Софии в Константинополе. 

Когда останки Спиридона извлекли из могилы, удивлению присутствующих не было предела. Несмотря на то что тело пролежало в земле много десятков лет, оно совершенно не изменилось - словно святой старец был похоронен вчера. У него были целы зубы и волосы, отлично сохранилась кожа, можно было без труда распознать черты лица. 

Когда мощи были помещены в Константинополе в специальную раку, обнаружилось, что святой продолжает совершать чудеса. Множество паломников, помолившись перед ракой и прикоснувшись к мощам, получили исцеление. 

Мощи святого Спиридона находились в Константинополе вплоть до его захвата турками. После этого нетленное тело было переправлено на греческий остров Корфу (местное название Керкира). Узнав о величайшем сокровище, которое им досталось, керкирийцы построили для мощей храм и по сей день считают святого Спиридона покровителем своего острова. 

Остров Корфу - один из немногих греческих островов, который не был под властью турок. Его жители считают себя истинными эллинами, чья кровь не смешивалась с иноземной. Конечно, турки испытывали постоянное желание завоевать этот живописный остров. В первый раз, когда к нему подошел их флот, турецкие моряки увидели огромную ужасающую тень старца и побоялись высаживаться на берег. Тогда они решили взорвать храм с мощами, надеясь, что после этого керкирийцы лишатся своего покровителя. Но святой Спиридон явился жителям и предупредил о заложенной взрывчатке. Ее вовремя нашли и обезвредили. 

Чудеса своими глазами 

Несмотря на то что все чудеса святого Спиридона официально признаны церковью и имеют документальное подтверждение в хрониках острова Кипр, современному человеку очень сложно в них поверить. 

Однако мне повезло: я, попав в храм святого на Корфу, своими глазами увидел подтверждение того, о чем столько читал и слышал. 

clip image014Рака с мощами святого находится в храме на самом виду, она вся обвешана золотыми и серебряными украшениями - дарами тех, кому помог святой. Это вместилище реликвии заперто на замок: хранитель открывает его только для православных туристов, а католикам разрешается поцеловать лишь саму раку. 

Пожалуй, для меня это было одно из самых сильных потрясений в жизни. Сквозь стекло мне очень хорошо удалось рассмотреть лицо святого. Его черты вполне узнаваемы, прекрасно сохранились волосы и белоснежные зубы. Кожа немного сморщена и потемнела, но сохранила свою форму. Кстати, хранители раки говорят, что потемнел святой Спиридон относительно недавно. Это случилось в XVII веке, когда была проведена реформа православной обрядности и богослужебных книг, известная у нас как реформа патриарха Никона. Видимо, святому она пришлась не по душе. 

Тело святого Спиридона имеет постоянную температуру: 36,6 градусов. У него растут волосы и ногти. И что самое удивительное - одежду, которая на нем надета, меняют раз в полгода, потому что она снашивается, будто он не лежит в раке, а ходит. Хранитель раки рассказал, что бывали случаи, когда ключ просто не может открыть замок на раке. И тогда священники знают - святого в раке просто нет, он ходит по острову. 

Феномен нетленных мощей святого Спиридона пытались исследовать ученые со всего мира, и церковь им не препятствовала. Однако биофизики и биохимики, изучив мощи святого, лишь развели руками. Нет иного объяснения, кроме чуда, тому, что может видеть любой православный посетитель храма на Корфу. 

Святой, помогающий с деньгами 

Издавна принято считать, что каждый святой особенно силен в какой-то определенной области. Например, Пантелеймон Целитель помогает при болезнях, святые бессребреники Косма и Дамиан - в учении, а святой Спиридон охотно отзывается на молитвы тех, кто испытывает финансовые затруднения. Гид по острову Корфу рассказал мне, как буквально за неделю до моего приезда святой помог одному русскому туристу. 

Наш незадачливый соотечественник умудрился потерять кошелек, где были не только все его деньги, но также паспорт и билеты. Местные жители посоветовали ему обратиться к святому Спиридону. Турист был человеком довольно скептичным, однако в храм все-таки пошел. Поначалу кошелек не нашелся. Туристическому агентству едва удалось договориться с властями, чтобы туриста посадили на самолет, но как он будет по прилете в Россию разбираться с нашей таможней без паспорта, было непонятно. 

И вдруг за час до отлета ему позвонили на мобильный и сказали, что нашли кошелек и уже везут в аэропорт. Курьер приехал за десять минут до конца регистрации. В кошельке в целостности и сохранности были билеты, паспорт и деньги. 

Хотя святой Спиридон и является православным святым, его икону в российских церквях можно увидеть, увы, нечасто. Однако священники советуют: если в храме нет иконы святого, к которому вы хотите обратиться, то молиться следует иконе Всех Святых. 

Так что, если вы нуждаетесь в помощи или просто в наставлении, обращайтесь к святому Спиридону. Если ваши намерения чисты, то он обязательно поможет.

Седмица.Ru

О покаянии. О духовном смысле поста

Когда мы поступаем нехорошо, когда говорим не должное, когда темные мысли роятся у нас в голове или сходит на сердце помрачение, мы, если хоть немножко просветимся, начинаем чувствовать угрызения совести. Но угрызения совести это еще не покаяние; можно всю жизнь упрекать себя в дурных поступках и в злом слове, и в темных чувствах и мыслях и не исправиться.

Угрызение совести действительно может из нашей земной жизни сделать сплошной ад, но угрызение совести не открывает нам Царствия Небесного; к нему должно прибавиться нечто другое: то, что составляет самую сердцевину покаяния, а именно обращение к Богу с надеждой, с уверенностью, что у Бога хватит и любви к нам, чтобы простить, и силы, чтобы нас изменить. Покаяние это тот поворот жизни, оборот мыслей, перемена сердца, который нас обращает лицом к Богу в радостной и трепетной надежде, в уверенности, что хотя мы не заслуживаем милости Божией, но Господь пришел на землю не судить, а спасти, пришел на землю не к праведным, а к грешным.

Но обратиться лицом к Богу с надеждой, призывать Его на помощь еще не все, потому что многое в нашей жизни зависит от нас самих. Как часто мы говорим: «Господи, помоги! Господи, дай мне терпение, дай мне целомудрие, дай мне чистоту сердца, дай мне слово правдивое!..». А когда представится возможность поступить согласно нашей собственной молитве, по влечению нашего собственного сердца, у нас не хватает мужества, не хватает решимости на деле приступить к тому, о чем мы просим Бога. И тогда наше покаяние, наш взлет души остается бесплодным.

Покаяние должно начаться именно с этой надежды на любовь Божию и вместе подвигом, мужественным подвигом, когда мы себя самих принуждаем жить так, как надо, а не так, как мы жили до сих пор. Без этого и Бог нас не спасет; потому что, как говорит Христос, не всякий говорящий «Господи, Господи», войдет в Царство Божие, а тот, кто принесет плод его.

А плоды эти мы знаем: мир, радость, любовь, терпение, кротость, воздержание, смирение все эти дивные плоды, которые могли бы нашу землю уже теперь превратить в рай, если бы только, как древо плодоносное, мы могли их принести... Таким образом, покаяние начинается с того, что вдруг в душу нас ударит, заговорит совесть, окликнет нас Бог и скажет: Куда идешь? К смерти? Того ли ты хочешь?.. И когда мы ответим: Нет, Господи, прости, помилуй, спаси! и обратимся к Нему, Христос нам говорит: Я тебя прощаю! А ты из благодарности за такую любовь, не по страху, не ради того, чтобы себя избавить от муки, а потому что в ответ на Мою любовь ты способен на любовь, начни жить иначе...

И что же дальше? Первое, чему мы должны научиться, это принимать всю нашу жизнь: все ее обстоятельства, всех людей, которые в нее вошли иногда так мучительно принять, а не отвергнуть. Пока мы не примем нашу жизнь, все без остатка ее содержание, как от руки Божией, мы не сможем освободиться от внутренней тревоги, от внутреннего плена и от внутреннего протеста.

Как бы мы ни говорили Господу: Боже, я хочу творить Твою волю! из глубин наших будет подниматься крик: Но не в этом! Не в том!.. Да, я готов принять ближнего моего, но не этого ближнего! Я готов принять все, что Ты мне пошлешь, но не то, что Ты на самом деле мне посылаешь... Как часто в минуты какого-то просветления мы говорим: Господи, я теперь все понимаю! Спаси меня, любой ценой меня спаси!..

clip image015Если бы в этот момент перед нами вдруг предстал Спаситель или послал ангела Своего или святого, который грозным словом нас окликнул, который требовал бы от нас покаяния и изменения жизни, мы это, может, и приняли бы. Но когда вместо ангела, вместо святого, вместо того, чтобы Самому прийти, Христос посылает нам ближнего нашего, причем такого, кого мы не уважаем, не любим, и который нас испытывает, который ставит нам уже жизненно вопрос: А твое покаяние на словах или на деле? мы забываем свои слова, мы забываем свои чувства, мы забываем свое покаяние и говорим: Прочь от меня! Не от тебя мне получать наказание Божие или наставление, не ты мне откроешь новую жизнь...

И проходим мимо и того случая, и того человека, которого нам послал Господь, чтобы нас исцелить, чтобы мы смирением вошли в Царство Божие, понесли бы последствия нашей греховности с терпением и готовностью все (как мы сами говорили) принять от руки Божией. Если мы не примем нашей жизни от Божией руки, если все, что в ней, мы не примем как от Самого Бога, тогда жизнь не будет нам путем к вечности; мы все время будем искать другого пути, тогда как единственный путь Господь Иисус Христос.

Но этого еще недостаточно. Мы окружены людьми, с которыми отношения наши порой бывают тяжки. Как часто мы ждем, чтобы другой пришел каяться, просил прощения, унизил себя перед нами. Может быть, мы простили бы, если бы почувствовали, что он себя так унизил, что нам легко его простить. Но прощать надо не того, кто заслуживает прощения, разве мы от Бога можем ожидать прощения заслуженного?..

Разве, когда мы к Богу идем и говорим: Господи, спаси! Господи, прости! Господи, помилуй! мы можем прибавить: «потому что я этого заслуживаю!?». Никогда! Мы ожидаем от Бога прощения по чистой, жертвенной, крестной Христовой любви... Этого же и от нас ожидает Господь по отношению к каждому нашему ближнему; не потому нам надо прощать ближнего, что он заслуживает прощения, а потому что мы Христовы, потому, что нам дано именем Самого Живого Бога и распятого Христа прощать.

Но часто, кажется: вот, если бы только можно было забыть обиду, тогда бы я простил, но я забыть не могу, Господи, дай мне забвение!.. Это не прощение; забыть не значит простить. Простить означает посмотреть на человека, как он есть, в его грехе, в его невыносимости, какой он есть для нас тяжестью в жизни, и сказать: Я тебя понесу, как крест; я тебя донесу до Царствия Божия, хочешь ли того или нет. Добрый ты или злой возьму я тебя на свои плечи и принесу к Господу и скажу: Господи, я этого человека нес всю жизнь, потому что мне было жалко как бы он не погиб! Теперь Ты его прости, ради моего прощения!..

Как было бы хорошо, если бы мы могли так друг друга тяготы носить, если бы мы могли друг друга нести и поддерживать; не стараться забыть, а, наоборот, помнить. Помнить, у кого какая слабость, у кого какой грех, в ком что-то неладно, и не искушать его этим, оберегать его, чтобы он не был подвергнут соблазну в том именно, что может его погубить...

Если бы мы так могли относиться друг ко другу! Если бы, когда человек слаб, мы его окружали заботливой, ласковой любовью, сколько людей опомнились, сколько людей стали бы достойны прощения, которое им дано даром...

Вот это путь покаяния: войти в себя, встать перед Богом, увидеть себя осужденным, не заслуживающим ни прощения, ни милости, и вместо того, чтобы, как Каин, бежать от лица Бога, обернуться к Нему и сказать: Верую, Господи, в Твою любовь, верую в Крест Сына Твоего, верую, помоги моему неверию!..

И затем идти путем Христовым, как я теперь говорил: все принять от руки Божией, из всего принести плод покаяния и плод любви, и первым делом брата нашего простить, брата нашего, не ожидая его исправления, понести, как крест, распяться, если нужно, на нем, чтобы иметь власть, подобно Христу, сказать: Прости им, Отче, они не знают, что творят...

И тогда Сам Господь, Который сказал нам: Какой мерой вы мерите, и вам возмерится... прощайте, как Отец ваш Небесный прощает, Какой мерой вы мерите, и вам возмерится... прощайте, как Отец ваш Небесный прощает, Он в долгу не останется: простит, исправит, спасет и уже на земле, как святым, даст нам радость небесную.

Пусть будет так, пусть начнется в жизни каждого из нас сегодня, сейчас хоть немножечко этот путь покаяния, потому что это уже начало Царствия Божия. Аминь.

Слово произнесено в сентябре 1972 г. в Тульской епархии.

Митр. Антоний Сурожский

http://www.diveevo.ru/2/0/1/3407/

ЗАБУДЬ О СЕБЕ И ВОЗРАДУЙСЯ О ГОСПОДЕ!
(ИЗБРАННЫЕ ИСТОРИИ)

Я вспоминаю, как однажды я посещал владыку Митрофана (Зноско-Боровского). Я ему рассказал, что у меня была большая брань. А он ответил:

– Ты крещен?

Я удивился:

– Да.

– Ты веришь в Бога?

– Да, – ответил я.

– Ты пострижен?– Да.

– Ты священник?– Да.

– Ты причащаешься?

– Да.

– Тогда у тебя только одна проблема: это ты сам, дурак. Ты должен понять, что у тебя уже все есть, но ты думаешь не об этом, а о себе самом. Забудь о себе и возрадуйся о Господе!

Давайте посмотрим на те мучения, через которые мы проходим. Все то, из-за чего мы сходим с ума. И у нас есть Божий завет, который Он никогда не нарушит, – завет о том, что Он обо всем позаботится. И мы говорим: да, но…

Что с нами? Все это так просто, а мы все так усложняем..

***

Я знал одну русскую монахиню, которая приехала из Китая. Она была медсестрой, а в тридцатые годы поступила в монастырь в Харбине. В сороковые годы к власти пришли коммунисты и запретили монахиням носить монашескую одежду во время работы с больными. Монахини ответили, что они так поступить не могут. Они будут продолжать помогать больным и разговаривать с людьми о Боге. Этой монахине было сказано, что если она не прекратит проповедовать, ее посадят в тюрьму. Но она ответила, что ей все равно. В 1952 году ее арестовали и посадили в тюрьму.

clip image017Когда и там она начала говорить с заключенными о Боге, ей сказали, что она должна прекратить заниматься этим, но она не подчинилась. И тогда ей отрезали язык. Она рассказывала – она писала мне записки, – что никогда ни до, ни после этого она не испытывала такой боли. Рану прижгли раскаленным металлом. Началось заражение, она не могла есть, только пить. И все это время она молилась и говорила: «Благодарю Тебя, Господи, теперь я перестану пустословить». «Но, – сообщила она мне потом, – я обнаружила, что грех пустословия живет в сердце, а не в языке. И до сих пор в своем сердце я ношу эту отраву».

Так что вот где все начинается, в сердце – не в глазах, или ушах, или во рту. В сердце. Вот где находится яд.

Если можно, я приведу вам пример того, что такое любовь. В одном египетском скиту была женщина-монахиня по имени Исидора. Она жила в монастыре, в котором было сорок монахинь. В своем положении в иерархической лестнице

своего монастыря она н… икогда не возросла дальше положения послушницы. Годы напролет она работала на кухне. Голову свою она покрывала куском мешковины. Она не получала и не искала никаких почестей, служила всем сестрам с радостью. Она говорила, что ела только то, что оставалось в котлах и в тарелках после того, как была закончена общая

трапеза. Монахини называли ее дурой и смеялись над ней, потому что она была простушка. Все, для чего она была годна, это черная работа. Некоторые монахини кидались в нее едой, били ее по лицу ради смеха, потому что она не обладала тем,

что требуется, для того чтобы быть монахиней. Она не была умна. И все-таки они не знали, кто она в действительности. Был некий старец-монах, который пришел из соседнего монастыря на другом берегу реки и сказал, что однажды ночью ему было откровение. Бог сказал ему: «Ты думаешь, что ты монах? Ты думаешь, что ты благочестив? На другом берегу реки есть женщина-монахиня, которая лучше, чем ты и чем все остальные». Придя в женский монастырь, старец попросил игумению показать ему всех монахинь, потому что среди всех четырехсот сестер он хотел найти ту, о которой ему было возвещено. И когда по распоряжению настоятельницы все четыреста монахинь прошли перед глазами этого старца, он

воскликнул:– Но ее среди них нет! Ты уверена, что ты показала мне всех монахинь? Игумения

ответила:– Да, всех кроме одной простушки, которая работает на кухне, но она – так, ничтожество.– Приведи ее, – попросил старец. И когда она вошла, старец упал на пол и стал просить ее благословить его. Она же не стала вести себя

подобно тому, как мы ведем себя в подобных ситуациях: «Ага, ну, вот наконец-то я дождалась своего шанса!» Она сказала:– Нет, я должна просить твоего благословения. Все монахини были поражены. Они были настолько сосредоточены на том, что они делали и кто они такие, что проглядели любовь, которая должна была жить среди них. А на следующее утро Исидоры уже не было в монастыре – она хотела, чтобы Бог признал ее достоинства, а не сестры. Вы даже не знаете, может быть, среди вас есть такая Исидора. Может быть, среди вас есть тот человек, который, когда вы все спите ночи напролет, молится обо всех вас. Это этими молитвами вы спасаетесь – молитвами человека, который любит других, не себя.

***

Почему вы не можете молиться? На это есть простой ответ: потому что вы не любите. Потому что если вы молитесь без любви, то разговариваете сами с собой, ибо Бог отвергает гордого, и нет гордости более великой, чем любовь к самому себе.

Святой Иоанн Богослов говорит: Бог есть любовь (1 Ин. 4. 8 ). Человек не может быть человеком без Бога. И если вы не любите, у вас не может быть Бога. По этой причине большая часть из нас – это плохие примеры того, что означает быть

человеком.

Нужно помнить, что любовь к себе – это не любовь. Любовь к себе в действительности – это ненависть к себе, потому что когда ты любишь себя, ты разрушаешь себя. И после этого мы удивляемся, почему все в нашей духовной жизни расстраивается.

Я много и часто говорю с монашествующими в России, и о монашеской традиции, и о монашеском делании и о современном состоянии монастырей. Во время одной из встреч некто мне сказал о том, что русское монашество должно ориентироваться на Афон, так как там монашеская традиция не прерывалась. Я ответил ему, что ошибочно идеализировать место. Мне довелось пожить на Святой Горе, лично познакомиться с монахами, а также внимательно поизучать историю. И в Греции не всё не так просто и однозначно! И Святая Гора сама по себе не гарант спасения!

Не нужно русскому монашеству ориентироваться на Афон, нужно ориентироваться на Христа, совершенного монаха, жить в послушании по Святому Писанию, создавать вокруг себя по-евангельски простой образ жизни, тогда любое место

будет освящено Господом через молитвы и труды подвижников. Русская традиция дала монашеству свой, особый дар. Почему мы забываем слова Прп. Серафима Саровского «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся».Нам не нужно терять времени на искание «чужой святости», нам нужно подвизаться на тех местах, куда благословил нас Господь, через священноначалие.

Схиархимандрит Иоаким (Парр)

http://www.diveevo.ru/2/0/1/3328/

Любовь – мирское дело?

clip image019Один искатель пришел к старцу и сказал:

– Я хочу найти путь к Богу. Помоги мне!

Тот внимательно посмотрел на него и спросил:

– Скажи мне сначала, любил ли ты кого-нибудь?

Гость ответил:

– Я не интересуюсь мирскими делами, любовью и прочим. Я хочу прийти к Богу!

– Подумай еще раз, пожалуйста, любил ли ты в своей жизни женщину, ребенка или хотя бы кого-нибудь?

– Я ведь уже сказал тебе, что я не обычный мирянин. Я – человек, желающий познать Бога. Все остальное меня не интересует.

Глаза старца наполнились глубокой грустью, и он ответил искателю:

– Тогда это невозможно. Сначала тебе следует познать, как это действительно, по-настоящему любить кого-нибудь. Это и будет первая ступенька к Богу. Ты спрашиваешь меня про последнюю ступеньку, а сам еще не ступил на первую.

Притча о странном завещании Отца....

У одного верующего человека был неверующий сын. Отец переживал сильно, но никак не мог привить юноше религиозность. Чувствуя приближение смерти, он позвал сына:

— Исполни одну мою просьбу.

— Какую, папа?

— Когда я умру, ты сорок дней приходи в эту комнату минут на пятнадцать.

— А что мне при этом делать?

— Ничего не нужно делать. Просто сиди. Но каждый день не менее пятнадцати минут.

Сын похоронил отца и в точности исполнил просьбу: являлся каждый день в комнату и просто сидел. Так минуло сорок дней, после которых юноша сам пришел в церковь и стал глубоко верующим.

Лишь много лет спустя он осознал, сколь мудрым было отцово завещание. Отец понял, что у молодых слишком быстрый ритм жизни, сплошная суета и некогда над вечным подумать: о смысле жизни, о своей душе, о бессмертии, о Боге. Но стоит лишь остановиться, побыть в тишине — и Господь постучится в сердце.

Православный Календарь с 22 Декабря 2013 г. по 28 Декабря 2013 г.

Воскресенье, 22 Декабря 2013 года. Неделя 26-я по Пятидесятнице.

clip image021Рождественский пост.  Зачатие праведной Анною  Пресвятой Богородицы. Св. пророчицы Анны, матери прор. Самуила (1100 г. до Р.Х.). Свт. Софрония, архиеп. Кипрского (VI). Прп. Стефана Новосиятеля (912). Иконы Божией Матери, именуемой "Нечаянная Радость". 

Понедельник, 23 Декабря 2013 года.  Седмица 27-я по Пятидесятнице.

Рождественский пост. Мчч. Мины, Ермогена и Евграфа (ок. 313). Свт. Иоасафа, еп. Белгородского (1754). Мч. Гемелла Пафлагонянина (ок. 361).Прп. Фомы Вифинского (X). Блж. Иоанна, царя Сербского (1503) и родителей его: блж Стефана (1446) и блж. Ангелины Бранковичей

Вторник, 24 Декабря 2013 года.

Рождественский пост. Прп. Даниила Столпника (489-490). Прп. Никона Сухого, Печерского, в Ближних пещерах (XII). Мчч. Миракса, Акепсия и Аифала (VII). Прп. Луки, Нового Столпника (ок. 970-980). Новосщмч. Феофана (Ильменского), еп. Соликамского и с ним убиенных 2 свящ. и 5 мирян (1918).

Среда, 25 Декабря 2013 года.

Рождественский пост.  Свт. Спиридона, еп. Тримифунтского, чудотворца (ок. 348). Прп. Германа, Аляскинского. Прп. Ферапонта Монзенского (1597).Сщмч. Александра, еп. Иерусалимского (251). Мч. Разумника (Синезия) Римского (270-275). Собор первомчч. Американских: сщмч. Иувеналия, Петра Алеута, новомчч. Анатолия (Колонского) Иркутского и Серафима (Самойловича) Угличского, свящщ. Иоанна (Кочурова) и Александра (Хотовицкого). 

Четверг, 26 Декабря 2013 года.

Рождественский пост. Мчч. Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария иОреста (284-305). Прп. Германа Аляскинского (1837). Мц. Лукии девы (304).Прп. Аркадия Новоторжского (XI). Прп. Мардария, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIII). Прп. Арсения, иже в Латре (VIII-X). Прп. Никодима (Румын.). 

Пятница, 27 Декабря 2013 года.

Рождественский пост. Мчч. Фирса, Левкия и Каллиника (249-251). Мчч. Филимона, Аполлония, Ариана и Феотиха Александрийских (286-287). 

Суббота, 28 Декабря 2013 года.

Рождественский пост. Сщмч. Елевферия, еп. Илирийского, матери его мц. Анфии и мч. Корива епарха (II). Прп. Павла Латрийского (955). Свт.Стефана исп., архиеп. Сурожского (VIII). Собор Крымских святых. Прп. Трифона Печенгского, Кольского (1583). Мч. Елевферия Константинопольского (305-311). Прп. Парда отшельника Палестинского (VI). Мч. Вакха Нового. Мц. Сусанны (Сосанны) диакониссы в Палестине. Новосщмч. Иосифа (Петровых), митр. Петроградского (1938) и Илариона (Троицкого), еп. Верейского (1929); пресв. Викторина (Добронравова).

 

Икона дня

Православный календарь

Расписание богослужений

Богослужения в нашем храме совершаются ежедневно

Начало богослужений:

В будни – утром в 7.30 ч., вечером в 16.00

В воскресные дни – утром в 7 и 9 чч., вечером в 16.00