27 неделя по Пятидесятнице (29.12.2013)
Святой праведный
Иоанн Кронштадтский чудотворец
Святитель Петр, митрополит Московский и всея России чудотворец
Проповедь в неделю святых праотец
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Задолго до праздника Рождества Христова Святая Церковь как чадолюбивая мать начала готовить нас к встрече этого светлого всерадостного и мироспасительного праздника. Нынешний воскресный день именуется неделей святых праотец. Праотцы это люди, которые жили верой в обетованного Мессию. Несмотря на все жизненные перипетии, они сохраняли твердость веры.
Нелегко было этим людям сохранять свою веру в Истинного Бога в языческом окружении, в котором находился народ Израиля. Из Священного Писания мы знаем, сколько притеснений, гонений приходилось претерпевать этим святым людям. Так в течение почти ста лет строительства ковчега праведный Ной терпел насмешки. Он строил свой корабль не на берегу моря, а в центре материка, где не было ни одного водоёма. Но это строительство было не чем иным, как проповедью всем окружающим людям. Ной говорил людям о том, что они пребывают в грехе, и призывал их исправиться. А вместо покаяния люди смеялись над ним как над безумцем. Но только Ной со своим семейством и та живность, которую он по повелению Божию взял в ковчег, спаслись во время всемирного потопа.
Другого ветхозаветного праотца Авраама Святая Церковь наименовала отцом всех верующих. На протяжении десятков лет Авраам жил на земле, на которой родился. У него была жена, дом, большое хозяйство. И вот Бог повелевает ему оставить эту землю и идти туда, куда Он ему укажет. Кто бы из нас сегодня оставил всё и пошел не известно куда? Но Авраам оставил всё и пошел. За это Бог дает ему обетование, что от него родится величайшее потомство, которое будет как песок морской или как звезды на небе.
Аврааму уже исполнилось сто лет, а детей у него не было. Но Авраам не сомневался в Божием обетовании. И у него рождается сын Исаак. Когда Исаак вырос, Бог вновь говорит Аврааму: «возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе» (Быт.22:2). Авраам мог сказать: «Господи, неужели Ты, давший мне обетование о бесчисленном потомстве, насмехаешься надо мной? Где же Твоя правда?» Но Авраам не сказал этого, он даже ничего не сказал Сарре, потому что побоялся, что она как женщина и мать начнет задавать эти вопросы Богу. Он взял своего сына и отправился на вершину горы, чтобы принести его в жертву Богу. Но Бог не допустил смерти Исаака, послав вместо него ягненка, запутавшегося в кустах. В этом урок для молодежи о том, как нужно слушаться своих родителей. Исаак понимал, для чего отец взял его на вершину горы, но он не противился отцу, а был до конца послушен его отцовской воле.
А псалмопевец, пророк и царь Давид дал нам урок покаяния. Этот простолюдин стал царем целого народа. Он имел не только множество дарований, но и человеческие слабости и согрешал. Однажды он так возжелал красавицу Вирсавию, что послал её мужа на верную погибель. И мы знаем, что Господь послал к нему пророка Нафана, который обличил царя в его грехе. И мы знаем, какое покаянное чувство вызвало это обличение в душе Давида, как слезно он молился перед Богом. Тогда им был написан покаянный псалом «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей». До конца жизни Давид оплакивал свой грех и просил Бога простить его тяжкое согрешение. Вот какой пример покаяния дает нам этот ветхозаветный праотец. Такое же покаяние приносил Богу сам Адам. После изгнания из Рая, находясь напротив затворенных райских ворот, Адам на протяжении всей жизни постоянно плакал о потерянном Рае.
Вспомнив это незначительное количество имен святых ветхозаветных праотцев, мы почерпнули уроки того, как мы должны жить, как мы должны готовиться к встрече пришествия Христа Спасителя. Святая Церковь, совершая тот или иной праздник, стремится к тому, чтобы мы переживали это событие как ныне реально совершающееся в нашей жизни. Поэтому событие и праздник Рождества Христова совершается в сердце каждого из нас. Сердце каждого человека является теми яслями, в которых воплощается Христос, пришедший на землю, прежде всего, ради моего спасения. Он пришел спасти не просто всё человечество в целом, а каждого отдельного человека. Такова цель пришествия Христа Спасителя. Если Он жаждет моего спасения, тот как же я должен жить, чтобы это пришествие Христово было не тщетно? Вот о чем нам необходимо задумываться.
«Вы - друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего» (Ин.15:14-15). А если я друг Божий, разве я могу предавать своего Друга? Кто-то скажет: а я и не предаю Христа. И вот здесь мы ошибаемся. Предаем мы Христа, и каждодневно, потому что каждодневно совершаем грехи. Каждый грех есть предательство нашего Господа.
Из года в год Церковь преподает нам эти уроки. А становимся ли мы лучше? Или только надеемся, что когда-то наступит время нашего изменения к лучшему? Не будем ждать, потому что не знаем, наступит ли для нас это время. Давайте, уже сейчас приложим все усилия к тому, чтобы эти уроки были действительно сущностью нашей каждодневной жизни. Чтобы мы смогли достойно приготовить себя не только к Рождеству Христову, но и к Встрече, которая произойдет, когда мы предстанем перед Богом для того, чтобы войти в Жизнь Вечную.
Мне бы хотелось напомнить слова апостола Павла: «Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще» (Евр.12:1).
Сегодня же за Божественной литургией мы совершили литию о приснопамятном митрополите Иосифе. Он умер в 1975 году. Многие еще помнят этого удивительного архипастыря, богослужения, которые он совершал в этом Никольском соборе, проповеди, которые он произносил с этого амвона. При пострижении в монашество его нарекли Иосифом в честь ветхозаветного Иосифа – одного из праотцев, память которых мы совершаем в этот воскресный день. Поэтому в день его тезоименитства мы помолились о том, чтобы милость и благословение Божии пребывали и с ним и с нами. И чтобы его молитвенным предстательством Господь всех нас сподобил достойно нести наше христианское призвание. Чтобы не к нам с вами Господь обратил укор, услышанный сегодня в евангельском чтении: «…много званных, но мало избранных» (Лк.14:24). Аминь
Протоиерей Валерий Захаров, 2008г.
Много званых, но мало избранных
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
В нынешнее воскресенье и в следующее Святая Церковь восхваляет всех святых праотец и отец, от века Богу благоугодивших, от Адама до праведного Иосифа Обручника. Как святые праотцы наши напряженно ожидали пришествия в мир Спасителя, так и мы ныне чаем приближения праздника Рождества Христова. Как они молитвенно углублялись в созерцание тайны Воплощения Бога и тем готовились к принятию Его, так и нам перед праздником Рождества Христова, при воспоминании о них, прилично дни эти посвятить благоговейному размышлению о той же тайне Воплощения: о том, что нет нам спасения, кроме Господа Иисуса Христа; о том, что мы должны быть готовы и способны принять эту благость Божию.
В сегодняшнем Евангелие от Луки произнесен Господом грозный, праведный приговор званным и не пришедшим на вечерю, приготовленную Творцом всего мира и Праведным Судией: «Сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных» (Лк.14: 24).
Этими званными на Божественную вечерю являемся все мы, христиане, с того момента, как мы отреклись от диавола, и ангелов его, и всего служения его, и всей гордыни его, и были крещены во имя Отца и Сына и Святого Духа. Эта великая вечеря есть Царство Небесное, уготованное всем любящим Бога и соблюдающим заповеди Его.
Посмотрим на причины, по которым не пришли приглашенные:
«И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня.
Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня.
Третий сказал: я женился и потому не могу придти» (Лк.14: 18-20).
Совершенно ясно, что званные на вечерю отказались от этой чести по неразумному пристрастию к земным, временным благам и к своей тленной плоти. Эти званные не смогли вкусить вечери Господней, т.е. не вошли в Царство Божие, потому что не были к этому готовы, не воспитали себя для нее, не развили духовного вкуса, не приобрели одеяния духовного по причине множества грехов. А «что общего у света с тьмою?» (2 Кор.6: 14). – Ничего.
Званные на вечерю всю жизнь работали только для плоти грешной и ее страстей, для ее наслаждений и ничего не делали для души бессмертной: не очистились покаянием, не заботились о пресечении пороков и греховных наклонностей.
И как они могут вкусить духовной вечери? Не могут, потому что неспособны. Званные сами исключили себя из числа избранных. И даже, если их насильно ввести туда, то было бы им там невыносимо тяжело по причине греховности. Так, грязнуля всегда чувствует себя неуютно, «не в своей тарелке» там, где все сияет чистотой и свежестью. Такова доля нераскаянных грешников, таков конец страстей человеческих.
Мы знаем, как ценили святые призвание Господа на вечерю великую, с каким усердием шли на голос Призывавшего, как готовились, как подвизались. И мы знаем, что они за нас молятся Господу, чтобы и нас сподобил Он водворения с Ними и избавил нас от прелести здешнего мира и от его суетных наслаждений.
Нам надо готовиться к вечери Господней, к Царству Небесному. Для этого необходимо нам отбросить все, что препятствует нам жить ради Господа, ради нашей бессмертной души, умерщвляя страсти плотские и украшаясь добродетелями.
А для этого, как учит нас преподобный авва Дорофей, должно стараться скорее отсекать страсти, прежде, нежели они обратятся в злой навык души.
Будем внимать себе, будем подвизаться, пока есть время. Надо, наконец, позаботиться о себе, о своей бессмертной душе!..
Преподобный авва Дорофей преподает нам такой урок:
«Один великий старец прохаживался с учениками своими на некотором месте, где были различные кипарисы, большие и малые. Старец сказал одному из учеников своих: "Вырви этот кипарис". Кипарис же тот был мал, и брат тотчас одной рукой вырвал его. Потом старец показал ему на другой, больший первого, и сказал: "Вырви и этот". Брат раскачал его обеими руками и выдернул. Опять показал ему старец другой еще больший, он с великим трудом вырвал и тот. Потом показал ему старец и еще больший, но брат, хотя и много трудился и потел над ним, однако не мог его вырвать. Когда же старец увидел, что он не в силах сделать этого, то велел другому брату встать и помочь ему. И так они оба вместе едва успели вырвать его.
Тогда старец сказал братьям: "Вот так и страсти, братия: пока они малы, то, если мы пожелаем, легко можем исторгнуть их; если же вознерадим о них, как о малых, то они укрепляются, и чем более укрепляются, тем большего требуют от нас труда; а когда очень укрепятся в нас, тогда даже и с трудом мы не можем одни исторгнуть их из себя, ежели не получим помощи от некоторых святых, помогающих нам по Боге".
И пророк также учит нас сему, говоря в псалме: "Дочь Вавилона, опустошительница! блажен, кто воздаст тебе за то, что ты сделала нам! Блажен, кто возьмет и разобьет младенцев твоих о камень!" (Пс.136: 8-9).
Вот как и старцы, и Святое Писание, все согласны между собой и ублажают подвизающихся отсекать свои страсти, пока они еще молоды, прежде чем испытаем от них бедствия и горести.
Итак, постараемся, братия, получить помилование, потрудимся немного, и найдем великий покой. Отцы сказали, каким образом человек должен постепенно очищать себя: каждый вечер он должен испытывать себя как он провел день, и опять утром, как провел ночь, и каяться пред Богом, в чем ему случилось согрешить. Каждый из нас должен говорить себе: "Не сказал ли я чего-нибудь такого, что прогневало брата моего? Когда видел его занятым каким-нибудь делом, не осудил ли я его? Не уничижил ли его и не злословил ли его?"
Хотите ли, я расскажу вам об одном брате, которому страсть обратилась в навык? Вы услышите дело, достойное многого плача.
Однажды пришел ко мне некто из братии и сказал мне: "Прости меня, отче, и помолись обо мне, я краду и ем". Я спросил его: "Зачем же? Разве ты голоден?" Он отвечал: "Да, я не насыщаюсь за братской трапезой и не могу просить". Я сказал ему: "Отчего же ты не пойдешь и не скажешь игумену?" Он отвечал мне: "Стыжусь". Говорю ему: "Хочешь ли, чтоб я пошел и сказал ему? " Он говорит: "Как тебе угодно, господин".
И так я пошел и объявил о сем игумену. Он сказал мне: "Окажи любовь и позаботься о нем, как знаешь". Тогда я взял его и сказал келарю при нем: "Окажи любовь, и когда придет к тебе сей брат, давай ему, сколько он хочет, и ни в чем не отказывай ему". Услышав это, келарь отвечал мне: "Как ты приказал, так и исполню".
Проведя таким образом несколько дней, брат этот опять приходит и говорит мне: "Прости меня, отче, я снова начал красть". Говорю ему: "Зачем же? разве келарь не дает тебе, чего ты хочешь?" Он отвечал мне: "Да, прости меня, он дает мне, чего я желаю, но я стыжусь его". Говорю ему: "Что же ты и меня стыдишься?" Он отвечал: "Нет". Тогда я сказал ему: "И так, когда хочешь, приходи и бери у меня, но не кради"; ибо у меня тогда была должность в больнице, и он приходил и брал, что хотел.
Но через несколько дней, он опять начал красть, пришел со скорбью и сказал мне: "Вот, я опять краду". Я спросил его: "Зачем, брат мой? разве я не даю тебе, чего ты хочешь?" Он отвечал: "Нет, даешь". Говорю ему: "Что же, ты стыдишься брать у меня?" Он говорит: "Нет". Я сказал ему: "Так зачем же ты крадешь?" Он отвечал мне: "Прости меня, сам не знаю, зачем, но так просто краду". Тогда я сказал ему: "Скажи мне, по крайней мере, по правде, что ты делаешь с тем, что крадешь?" Он отвечал: "Я отдаю это ослу".
И, действительно, оказалось, что этот брат крал куски хлеба, финики, смоквы, лук и вообще все, что он ни находил, и прятал это, одно под свою постель, другое на ином месте, и, наконец, не зная, куда это употребить, и видя, что оно портится, он выносил это вон и выбрасывал или отдавал бессловесным животным.
Вот, видите ли, что значит обратить страсть в навык? Видите ли, какого это достойно сожаления, какое это страдание? Он знал, что сие есть зло; он знал, что худо делает, и скорбел, плакал; однако увлекался, несчастный, дурным навыком, который образовался в нем от прежнего нерадения. И хорошо сказал авва Нистерой: "Если кто увлекается страстью, то он будет рабом страсти".
Благой Бог да избавит нас от злого навыка, чтобы и нам не было сказано: "Что пользы в крови моей, когда я сойду в могилу?" (Пс.29: 10).
А каким образом кто-либо впадает в навык, о сем я уже неоднократно говорил вам. Ибо не тот, кто однажды разгневался, называется уже гневливым; и не тот, кто однажды впал в блуд, называется уже блудником; и не тот, кто однажды оказал милость ближнему, называется милостивым; но как в добродетели, так и в пороке, от частого в оных упражнения, душа получает некоторый навык, и потом этот навык или мучит, или покоит ее.
Поверьте, если у кого-нибудь хотя одна страсть обратилась в навык, то он подлежит муке, и случается, что иной совершает десять добрых дел и имеет один злой навык, и это одно, происходящее от злого навыка, превозмогает десять добрых дел.
Посему-то я и говорю вам всегда: не допускайте, чтобы какая-либо страсть обратилась вам в навык, но подвизайтесь и молитесь Богу день и ночь, чтобы не впасть в искушение. Если же мы и будем побеждены, как человеки, и впадем в согрешение, то постараемся тотчас восстать, покаемся в нем, восплачемся пред благостью Божией, будем бодрствовать и подвизаться. И Бог, видя наше доброе произволение, смирение и сокрушение наше, подаст нам руку помощи и сотворит с нами милость».
Так, дорогие братья и сестры, внимая богомудрым советам великих угодников Божиих, мы будем не только званными, но и, по молитвам всех святых праотцев, удостоимся чести войти на Божественную Вечерю. Аминь.
Архимандрит Иосиф (Еременко)
Обращение митрополита Астанайского и Казахстанского Александра перед наступлением Нового года
Новолетие, не являясь календарным церковным праздником, тем не менее, несет для верующей души важные спасительные уроки. Существуя в условиях пространства и времени, мы стараемся разделить, разграничить нашу жизнь временами и сроками, провести четкую грань между прошедшим и будущим, что помогает нам ориентироваться в материальном мире и в духовной жизни.
Провожая год уходящий мы благодарим Творца «о всех, ихже вемы, и ихже не вемы, явленных и неявленных благодеяниих бывших на нас». Святитель Иоанн Златоуст напоминает нам: «Надейся на милость Божию, нисколько не сомневаясь, и ты непременно получишь просимое, а получив, не будь неблагодарным и непризнательным к Благодетелю, но устрой памятник благодеяния Его — вознеси благодарственную песнь Господу». Наша благодарность к Богу должна распространяться и на печальные обстоятельства нашей жизни, трудности и невзгоды. «Всякое наказание в настоящее время, - возвещает нам апостол Павел, - кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности» (Евр. 12:11). Любящий нас Господь, желая нашего спасения, болезнями и скорбями иногда напоминал нам о наших христианских обетах, предостерегал от падений, пробуждал от греховного сна.«Ибо как неуместно не благодарить врачей за оздоровление тела, когда они дают нам лекарства горькие и неприятные, так неуместно и оставаться неблагодарными к Богу за то, что кажется нам нерадостным, - не разумея, что все бывает по Его промышлению и на пользу нам», - учит нас преподобный Антоний Великий.
Для христианина каждый новый этап времени является даром Божиим, новой милостью и благостью Творца, любящего мир и промышляющего о нем. Наступающий год – это ниспосланные нам Свыше новые возможности увеличить свои познания и опыт, раскрыть и приумножить данные от Бога таланты и дарования. И, самое главное, это новые возможности постигать любовь Господа, послужить Богу и людям, воплотить в своей жизни заповеди Христовы.
Вступая в Новый год, мы питаем христианскую надежду, что он принесет людям новую милость Божию. Эту надежду мы выражаем в добрых пожеланиях, во взаимных приветствиях: с Новым годом, с новым счастьем!
Для верующего человека подлинным счастьем является уподобление Богу, образ и подобие Которого мы носим. Сам Господь даровал нам такую возможность Своим пришествием, Рождеством от Приснодевы Марии - торжеством мира и Божией любви, которое мы в эти дни готовимся праздновать.
«Сын Божий стал сыном человеческим для того, чтобы человек сделался сыном Божиим», - говорит святитель Ириней Лионский. Участвуя в церковных таинствах, искренне молясь, изучая Священное Писание, бескорыстно совершая дела любви и милосердия, мы уже здесь, на земле, соединяемся с Богом и обретаем подлинное счастье, истинную радость богообщения, которую по слову Спасителя у нас «никому не отнять» (Ин. 16:22).
Призываю всех вас, дорогие братья и сестры, проводить уходящий год и встретить Новый «псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу» (Кол. 3:16).
Господи, благослови венец лета благости Твоей!
«Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами. Аминь». (2 Кор. 13:13)
Глава Митрополичьего Округа Русской Православной Церкви в Республике Казахстан
Митрополит Астанайский и Казахстанский
Слово в день памяти святого праведного Иоанна Кронштадтского
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сердечно поздравляю всех с днем памяти святого праведного Иоанна, протоиерея Кронштадтского, – православной веры поборника, земли Российской печальника, покаяния и жизни во Христе проповедника и Церкви Русской украшения!
Мы празднуем память святого Кронштадтского подвижника по новому стилю во второй день Нового года. В эти дни мы слышим друг от друга пожелания нового счастья, новых радостей в наступающем году. Так же, как это было в прошлом и позапрошлом году, и десять, и двадцать лет назад, но проходит несколько дней, и, когда напряжение праздника спадает, мы начинаем видеть, что ничего не изменилось, все как было, так и есть. Никаких особых радостей и никакого особого нового счастья в нашей жизни нет. И жизнь продолжает катиться своим чередом, принося иногда какие-то радости, удовольствия, но принося новые и новые разные скорбные обстоятельства.
Что же происходит? Почему мы желаем этого, но не получаем? И, ведь, желаем мы не чего-то особенного, а обыкновенных человеческих радостей, обыкновенного счастья, любви. Это не какие-нибудь сверхъестественные желания, это то, к чему вообще человек был призван в эту жизнь, в этот мир, и ради чего он живет.
Вся проблема в том, что мы ищем и желаем себе и другим счастья и радости, но не там ищем, и не понимаем, чего же мы желаем, не понимаем, что есть настоящее счастье и настоящая радость.
Когда люди ищут счастья и радостей, любви без Бога, вне Его Церкви, то ничего не находят. Этот поиск идет из века в век, из тысячелетия в тысячелетие, превращается в погоню за призраком. Люди ловят туман и никак не могут поймать.
Все мечтают о счастье и радости. Были такие, которые вдруг почему-то решили, что они знают рецепт этого счастья, и пытались вогнать людей, все человечество в эту счастливую жизнь. Но получалось, как у пророка написано: «Плач, и стон, и горе» (Иез.2: 10).
Когда люди без Бога ищут счастье и радости на этой земле, то не находят, потому что здесь их нет!
Вот пример из нашей недавней истории. В ряды искателей счастья встал и наш великий писатель Лев Николаевич Толстой. Он, безусловно, был великим писателем. Но в какой-то момент, одурманенный своей гордыней, он решил, что сможет стать учителем человечества, что знает, как дать людям счастье, где они могут найти это счастье. И как только он встал на этот кривой путь, то превратился в обыкновенного пошлого сектанта, потому что, будучи крещенным в Православной Церкви, осатаневший от своей гордыни и от сознания собственного величия, он начал искать счастье для людей вне Бога и вне Церкви. Он отошел от Церкви с претензией на учительство для всего человечества, начал переписывать Священное Писание, исходя из собственного «здравого смысла», а на самом деле – из своих бредовых фантазий. Весьма симптоматично, что в первую очередь Толстой вычеркнул из Священного Писания Заповеди Блаженства, первая из которых говорит о высшем счастье, о блаженстве как результате смирения: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Мф.5: 3). Не имея и тени смирения, одержимый бесовской гордыней, Толстой вычеркнул эти слова из Священного Писания.
И мы видим, как жалко этот человек закончил свою жизнь. В его жизни все оказалось ложью. Он мечтал и пытался дать счастье всему человечеству, но не мог жить в мире со своей собственной женой и со своими детьми. Черный диавольский дух, захвативший его, не дал ему возможности нормально жить в своей семье. И он сбежал из своей семьи, бесславно закончив жизнь на захолустной железнодорожной станции. Даже как ересиарх он оказался несостоятелен – после него не осталось последователей. Толстой стал только разрушителем, ниспровергателем религиозно-нравственных и гражданских устоев общества, губителем человеческих душ. Он не дал жизни никому, и сам не жил. Вокруг него собрались несколько десятков неумных людей, которые сразу же разбрелись в разные стороны. «Великий учитель» никого ничему не научил, не привел людей к счастью.
Толстой был современником святого праведного Иоанна Кронштадтского, который был человеком глубоко церковным, который жил во Христе, жил в Его Церкви. И не просто учил людей, не просто звал людей к блаженству, к счастью. Он не мечтал об этом. Он не ставил такую программу людям. Он не рисовал таких радужных перспектив. Он сам был счастьем и блаженством для людей, потому что, живя во Христе, устроив из своего тела храм Духа Святого (см.: 1 Кор.3: 16) и вкусив отчасти уже здесь, на земле, райского блаженства, отражал эти отблески рая другим людям, ближним и дальним. Отец Иоанн твердо знал, что только в Церкви Христовой христианин может жить настоящей, полной, истинной жизнью, потому что Церковь – наша стихия. И тысячи, сотни тысяч русских православных, и инославных, и мусульман, и евреев, и японцев по всему миру чувствовали это райское благоухание от великого русского подвижника, и все стремились к нему за помощью. И получали ее.
Если бы Толстой был каким-нибудь обыкновенным сектантом, без рода, без племени, каких сейчас очень много, то, может быть, и не стоило бы о нем и говорить, но кому много дано, с того много и спросится. Этот гениальный писатель втоптал в грязь таланты, которыми обильно наградил его Бог и которыми он мог бы послужить людям много и много.
И другой его современник, которому Господь дал талант, и он принял его, и приумножил в такой степени, что стал способен без меры давать дары благодати всем. К нему устремлялось множество людей: «Дай нам от духа твоего!»
Счастье или, как это звучит по-церковнославянски в превосходной степени, блаженство может быть только в Боге и с Богом, может быть только в Его Церкви.
Как достичь этого счастья? Мы с вами это знаем: исполняя Божественные заповеди, борясь с греховным началом в себе и стараясь творить добро. В исполнении этих заповедей, в совершении добрых дел и заключается это самое искомое счастье, блаженство, которое люди ищут, но не знают, что оно рядом. Это как раз то новое счастье и новая радость, о которых все говорят, но мало кто представляет, что это такое. Счастье – это не внешняя награда за доброделание, которая ждет нас потом. Само делание добрых дел и есть счастье, блаженство, которое доступно уже сейчас.
Вот этого нового счастья, этой новой радости, этой новой любви в этот второй день Нового года всем желаю в наступающем году и во все годы нашей жизни, чтобы стать нам причастником райского блаженства отчасти здесь, на земле, и в полной мере получить его, когда душа наша перейдет в Вечность. Аминь.
Архимандрит Иосиф (Еременко)
Иоанн Кронштадтский
…Ты озлобляешься на ближнего, презираешь его, говорить с ним мирно и любовно не хочешь за то, что он имеет нечто грубое, отрывистое, небрежное, неприятное тебе в своем характере, в своей речи, в своих манерах, — за то, что он сознает свое достоинство, быть может и больше надлежащего, или что он несколько горд и непочтителен; но ты виновнее его, врач и учитель ближнего: врачу, исцелися сам [Лк. 4, 23]; учитель, научись сам. Злоба твоя есть горшее зло всякого зла; злобою разве можно исправлять зло? Имея бревно, разве можно вынимать у другого спицу?
Зло, недостатки исправляются добром, любовью, ласкою, кротостью, смирением, терпением. Признавай себя первым из грешников, которые тебе кажутся грешниками или на самом деле грешники, считай себя хуже и ниже всех; исторгни всякую гордость и злобу на ближнего, нетерпение и ярость, и тогда врачуй других. А то покрывай снисходительною любовью грехи других. Аще беззакония все назриши в ближнем, что будет? Вечная вражда и нестроение, ибо кто без греха?
За то и повелено нам оставлять долги должникам нашим; ибо если наши беззакония назрит Господь, кто из нас постоит пред правдою Его? Аще отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш Небесный [Мф. 6, 14, 16]. На трапезе любви бываем у Самой воплощенной Любви, а любви не имеем друг ко другу. Странное дело! и заботы о сем нет. А сама любовь, без нашего усердия и старания и деятельности, не придет.…Ближнего благочестивого славишь — Бога славишь; ближнему делаешь добро, — себе делаешь добро, ибо мы — одно тело; ближнему делаешь добро — Бога делаешь должником себе, — ибо ближний образ Божий, а Бог — все во всех. Христианину делаешь добро — Христа, Сына Божия, делаешь должником себе, ибо христиане — тело Его, члены его. Христианина одолжаешь — Духа Святого одолжаешь, ибо христиане — храмы Святого Духа. Не весте ли, яко храм Божий есте, Дух Божий живет в вас [1 Кор. 3, 16]?
…Каяться — значит в сердце чувствовать ложь, безумие, виновность грехов своих, — значить сознавать, что оскорбили ими своего Творца, Господа, Отца и Благодетеля, бесконечно святого и бесконечно гнушающегося грехом, — значит, всею душою желать исправления и заглаждения их.
…Если будешь иметь христианскую любовь к ближним, то будет любить тебя все небо; если будешь иметь единение духа с ближними, то будешь иметь единение с Богом и со всеми небожителями; будешь милостив к ближним, а к тебе будет милостив Бог, равно и все Ангелы и святые; будешь молиться за других, а за тебя все небо будет ходатайствовать. Свят Господь Бог наш, и ты будь таков же.
…Христос, Сын Божий, святейший Бог, не стыдится братею нарицати нас грешников [Евр. 2, 11], а ты не стыдись называть братьями и сестрами по крайней мере бедных и незнатных, простых людей, родственников по плоти или неродственников, и не гордись пред ними, не презирай их, не стыдись их, ибо мы все действительно во Христе братья, все отрождены водою и Духом в купели крещения и стали чадами Божиими; все нарицаемся христианами, все питаемся плотью и кровью Сына Божия, Спаса мира, над всеми нами совершаются прочие таинства церковные, все мы в молитве Господней молимся: Отче наш… и равно все называем Бога своим Отцом.
Мы не знаем другого родства, кроме родства духовного, всевысочайшего, вечного, которое даровал нам Владыка живота, Творец и Обновитель нашего естества Иисус Христос, ибо это одно родство есть истинное, святое, пребывающее; земное же родство неверно, изменчиво, непостоянно, временно, тленно, как тленна плоть и кровь наша. Итак обращайся просто с человеками, как равный с равными, и ни пред кем не превозносись, а напротив смиряйся, ибо всяк возносяйся, смирится, смиряй же себе, вознесется [Лк. 18, 14].
Не говори: я образован, а он или она — нет, он или она простой, необразованный мужик или мужичка; дара Божия, данного тебе недостойному, не обращай в повод к гордости, а к смирению, ибо кому дано много, с того много взыщется, а кому дано мало, с того мало и спросят [ср. Лк. 12, 48]. Не говори: я благороден, а он низкого рода, — земное благородство без благородства веры и добродетели пустое имя. Что в моем благородстве, когда я такой же грешник, как другие, или еще хуже? И любить-то ближнего надо не по-своему, а по-Божьему, т.е. не по своей воле, а по Божией.
Наша воля — любить бы только любящих нас, а врагов или неприятных нам почему-либо людей презирать, ненавидеть, гнать. Но Бог хощет, чтобы мы их-то тем более и любили, как больных; чтобы и мы-то сами, как больные самолюбием, гордостью, презорством и злобою, врачевали себя любовью и смирением, прилагая этот всецелебный пластырь и на их сердечные раны. Исправляя духовные болезни других, отнюдь не надо быть высокомерным, не надо озлобляться или сердиться и выходить из себя, думать не о пользе ближнего, а о самом себе и служить своему самолюбию и вообще своим страстям.
Любовь не раздражается легкомысленными или гордыми и высокомерными поступками ближнего; она долготерпит, милосердствует, не гордится, не мыслит зла [1 Кор. 13, 4, 5], не ставит всякое слово в строку, а все прикрывает. Да то и ладно: ибо что покроешь снисхождением, то часто удобно проходит само собою. Итак, врачующему других надо быть самому здоровым, чтобы не сказали врачуемые: врачу, исцелися сам [Лк. 4, 23].
Если врачуемый заметит, что ты сам зол и сердит и не любишь его, то он будет внутренне презирать и ненавидеть тебя, и ничем ты на него не подействуешь, ибо зло не исправляется злом, а добром. Побеждай благими злое [Рим. 12, 21], искорени наперед в себе то, что хочешь искоренить в других.
…Молясь о людях, молись об них как о себе, ибо мы едино, как чада Отца Небесного.
…Не унывайте же, подобные мне грешники, но только веруйте в Сына Божия. Уважайте друг друга, грешники, и не презирайте никакого грешника, ибо все мы — грешники, и всех пришел спасти, очистить и до небес вознести сын Божий.
…Люби без размышления: любовь проста. Любовь никогда не ошибется. Также без размышления веруй и уповай: ибо вера и упование также просты; или лучше: Бог, в Коего веруем и на Коего уповаем, есть простое Существо, так же как Он есть и простая любовь. Аминь.
http://www.diveevo.ru/2/0/1/2698/
В Казахстан будет принесена икона мученика Вонифатия
с частицей его святых мощей
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоится принесение в Алма-Ату иконы мученика Вонифатия с частицей его святых мощей. 29 декабря 2013 года в 8:30 в Вознесенском кафедральном соборе Алма-Аты состоится Встреча святыни. Праздничную Божественную Литургию совершит Глава Православной Церкви Казахстана митрополит Астанайский и Казахстанский Александр в сослужении городского духовенства.
С 29 декабря 2013 года по 9 января 2014 года икона мученика Вонифатия будет пребывать в Вознесенском соборе.
С 10 по 21 января поклонение чудотворной святыне продолжится в Софийском соборе Иверско-Серафимовского женского монастыря.
Доступ к святыне будет открыт с 8 до 20 часов.
После пребывания в Алма-Ате состоится принесение иконы мученика Вонифатия в Астану и другие епархиальные центры Казахстана.
Житие святого мученика Вонифатия Тарсийского
До принятия страданий и мученической кончины за Христа Вонифатий был рабом богатой молодой римлянки Аглаиды, с которой состоял в беззаконном сожительстве. Он был одержим многими страстями, но имел при этом и некоторые добродетели - был милостив к нищим, отзывчив ко всем, кого постигало несчастье. Вонифатий и Аглаида чувствовали угрызения совести и желали начать праведную жизнь. Аглаида узнала, что если с благоговением хранить в доме мощи святых мучеников, то их молитвами легче получить спасение, ибо под их благодатным покровом исчезают грехи и воцаряются добродетели. Она направила Вонифатия на Восток, где в то время шло жестокое гонение на христиан, и просила привезти мощи какого-либо мученика, чтобы он стал их небесным покровителем. Вонифатий на прощание, смеясь, спросил: «А что, госпожа, если я не найду мощей, а сам пострадаю за Христа, примешь ли ты мое тело с честью?». Аглаида укорила его в том, что он, отправляясь на святое дело, позволяет себе легкомысленные высказывания. Вонифатий задумался над ее словами, и всё время пути был сосредоточенным. Приехав в Киликию, в город Тарс, Вонифатий пошел на городскую площадь, где мучили христиан. Потрясенный зрелищем страшных пыток, видя просветленные благодатью Господней лица святых мучеников, Вонифатий бросился к ним, целовал им ноги и просил святых молитв, чтобы и ему удостоиться пострадать с ними. Вонифатий дерзновенно исповедовал себя христианином и в ответ на требование судьи отказался принести жертву идолам. Его тут же предали на мучения: били так, что плоть отпадала от костей, вонзали иглы под ногти, наконец, влили в горло расплавленное олово, но силой Господней он остался невредим. После многих пыток страдальцу отсекли голову. Рабы Аглаиды три дня искали Вонифатия, а затем, услышав о его мученической смерти, нашли его честные останки, выкупили у язычников за большие деньги и привезли их в Рим. Накануне их прибытия Аглаиде во сне явился ангел Божий и велел ей приготовиться принять мощи святого Вонифатия, ставшего мучеником и сослужителем ангелов. Аглаида с великим почетом приняла святые мощи, а затем построила на месте его погребения храм. Раздав нищим всё свое имение, она удалилась в монастырь, где провела в покаянии восемнадцать лет и при жизни стяжала чудесный дар изгонять нечистых духов. Похоронили святую близ могилы мученика Вонифатия.
Мученик Вонифатий имеет особую благодать пред Господом ходатайствовать об исцелении страждущих от пьянства и иных греховных страстей.
Перед иконой и мощами мученика Вонифатия православные христиане молятся об исцелении от алкоголизма, наркомании, табакокурения и иных видов наркотической и психологической зависимости. Засвидетельствовано множество чудесных исцелений по молитвенному предстательству этого угодника Божия.
Mitropolia.kz
Православный Календарь с 29 Декабря 2013 г. по 4 Января 2014 г.
Воскресенье, 29 Декабря 2013 года. Неделя 27-я по Пятидесятнице.
Рождественский пост. Неделя святых праотец. Прор. Аггея (500 г. до Р.Х.). Мч. Марина Римского (III). Блж. царицы Феофании (893-894). Свт. Мемнона, архиеп. Ефесского. Свт. Николая Хрисоверга, патр. Константинопольского. Прп. Софии (Соломонии), монахини, супруги вел. кн. Василия III.
Понедельник, 30 Декабря 2013 года. Седмица 28-я по Пятидесятнице.
Рождественский пост. Прор. Даниила и трех отроков: Анании, Азарии и Мисаила (600 г. до Р.Х.). Прп. Даниила исп., в схиме Стефана (X). Свт. Дионисия Закинфского, архиеп. Эгинского.
Вторник, 31 Декабря 2013 года.
Рождественский пост. Мчч. Севастиана и дружины его: Никострата (казнохранителя), жены его Зои, Кастория, Транквиллина пресвитера и сынов его Маркеллина и Марка, диаконов, Клавдия, начальника над тюрьмами, сына его Симфориана, брата Викторина, Тивуртия и Кастула (ок. 287). Сщмч. Фаддея, архиеп. Тверского и Кашинского (1937). Прп. Севастиана Сохотского, Пошехонского (ок. 1500). Прославление прав. Симеона Верхотурского (1694).Свт. Модеста, архиеп. Иерусалимского (633-634). Прп. Флора, еп. Амийского (VII). Прп. Михаила сингелла, исп. (ок. 845).
Среда, 1 Января 2014 года.
Рождественский пост. Мч. Вонифатия Тарсийского (290). Прав. Аглаиды Римской. Прп. Илии Муромца, Печерского, в Ближних пещерах (ок. 1188). Мчч. Илии, Прова и Ариса, египтян (308). Мчч. Полиевкта и Тимофея диакона (IV).Свт. Вонифатия Милостивого, еп. Ферентийского (VI). Свт. Григория, еп. Омиритского (ок. 552). Сщмч. Капитона, еп. Херсонского.
Четверг, 2 Января 2014 года.
Рождественский пост Предпразднство Рождества Христова. Сщмч. Игнатия Богоносца (107). Прав. Иоанна Кронштадского, чудотворца (1908).Прп. Игнатия, архим. Печерского, в Дальних пещерах (1435). Свт. Филогония, еп. Антиохийского (323). Св. Даниила, архиеп. Сербского (1338). Новодворской и Леньковской (Новгород-Северской), именуемой "Спасительница утопающих", икон Божией Матери.
Пятница, 3 Января 2014 года.
Рождественский пост. Предпразднство Рождества Христова. Мч. Иулиании и с нею 500 мужей и 130-ти жен, в Никомидии пострадавших (304). Преставление свт. Петра, митр. Московского и всея России, чудотворца (1326).Блгв. кн. Иулиании Вяземской (1406). Преставление блж. Прокопия, Христа ради юродивого, Вятского (1627). Мч. Фемистоклия (251).
Суббота, 4 Января 2014 года.
Рождественский пост. Суббота пред Рождеством Христовым.Предпразднство Рождества Христова. Вмц. Анастасии Узорешительницы и мчч. Хрисогона, учителя ее, Феодотии, Евода, Евтихиана и иных с нею пострадавших (ок. 304).