• slide6
  • slide1
  • slide9
  • slide10
  • slide8

Неделя 3-я Великого поста (11.03.2018)

Крестопоклонная неделя48337"Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим".

 

Патриаршее слово в Неделю Крестопоклонную

Сегодня третье воскресенье Великого поста, Крестопоклонное, и в течение всей hrest 0последующей недели наши мысли должны особым образом устремляться к Кресту Господню. Крест — это вселенная, это концентрация таких мощных смыслов, которые могут преобразовать личность человека и весь мир, ведь Крест — это не только орудие смерти, но по воле Божией также орудие спасения.

 Сегодня мы слышали евангельские слова, исполненные величайшего смысла. Они звучат очень просто: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, возьми крест свой и следуй за Мною» (Мк. 8:34). Казалось бы, простая фраза, но как же трудно понять ее подлинный смысл! Человек может отвергнуть врага или даже недостойного родственника, но как можно отвергнуться себя? И что это за крест, который нужно взять? Стало быть, надо самого себя отвергнуть, поставить на некую периферию, а крест, то есть страдания, взять на себя и последовать за Христом? Так неужели нельзя следовать за Христом, если себя не отвергнешься и некие страдания не понесешь?

 Наверное, у многих людей, особенно современных, далеких от христианской традиции, может возникнуть неприятие этих слов. Мол, это не для меня, мне проще музыку включить, потанцевать, выпить, погулять, отдохнуть, позагорать, поплавать, на лыжах покататься или на мотоцикле — да мало ли удовольствий в этом мире. Почему же я должен все это отвергнуть? Так вот, чтобы понять смысл слов Спасителя, достаточно обратить внимание на то, что Господь не повелевает нам принять на себя все страдания, а только те, которые возлагаются на нас. Необходимо принять крест, то есть нечто уже данное тебе, — лишь согласиться с тем, чтобы принять эти страдания на себя. Эта фраза ключевая, ведь большинство наших страданий не являются крестом, — они результат нашей глупости, распущенности, слабости характера, разного рода злоупотреблений и того самого образа жизни, который для многих представляется вожделенным.

 Как правило, мы страдаем не от того, что на нас возлагает Господь, — мы сами на себя навлекаем страдания, употребляя алкоголь и наркотики, не сдерживая свое плотское начало, не контролируя поведение по Божиим заповедям. Это приводит к катастрофам в личной и семейной жизни. У нас не хватает времени и сил, чтобы достойно воспитывать своих детей, передавать им все доброе, что у нас есть, а по мере их взросления делиться также опытом собственных неудач, чтобы их от этих неудач оградить. Где уж нам за всем этим угнаться? Нам некогда...

И вот нам посылаются кресты, причем страдаем мы будто не по своей вине. Как бы со стороны, извне приходят болезни, скорби, случаются аварии на дорогах, ведущие к гибели или инвалидности. Человек иногда оказывается буквально раздавлен тяжестью страдания, он не видит смысла в своем существовании — все померкло, жизнь закончилась. А Господь говорит: «Отвергнись себя, возьми крест — тот самый, который тебе посылается, — и следуй за Мной». И когда люди именно так воспринимают посланный им крест — не страдания, порождаемые нашей греховностью, а скорби, которые от нас не зависят, тот крест, который Господь возлагает на наши плечи, чтобы мы могли пойти за Ним, — вот тогда мы оказываемся сильнее этих страданий. Есть множество людей, которые победили страшные недуги и стали известны всему обществу. С них берут пример как с героев, потому что страдание, причиной которого они не были, не раздавило их, не выбросило на периферию, но, напротив, наполнило великой силой, которая по милости Божией помогла преодолеть тяжкий недуг и скорбные жизненные обстоятельства.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

www.patriarch.ua

"Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим".

«В эту особую — Крестопоклонную — неделю, Церковь еще и еще раз зримо напоминает нам о Кресте Господа и Спасителя нашего, о крестной смерти, которую Он принял нас ради человек и нашего ради спасения. Являясь некогда орудием мучительной и позорной казни, Крест, окропленный кровью нашего сладчайшего Господа, стал спасительной силой, к которой мы прибегаем, оружием непреоборимым, которое сохраняет нас от бед и скорбей, помощью и утешением в испытаниях. Главы наших храмов увенчаны изображениями Креста, с момента святого таинства Крещения мы носим Крест на груди, часто осеняем себя крестным знамением и каждое священнодействие в Церкви знаменуется осенением креста, потому что на Кресте совершил Господь Свой искупительный подвиг. С высоты Своего Креста Спаситель простирает к нам руки и говорит: «Приидите ко Мне вси труждающиеся и обременении, и Аз упокою вы». 

 Сегодня Церковь через богослужение, через особый величественный и умилительный чин поклонения животворящему Древу, напоминает нам о том, сколь дорогой ценой совершено дело нашего спасения. 

 Находясь в середине великопостного поприща и взирая на Крест Христов, мы молимся, чтобы Господь укрепил нас в вере, утвердил в благочестии, и сподобил с чистым сердцем и просветленной душой стать участниками богослужений Страстной седмицы, достойно поклониться Его Спасительному подвигу, встретить Его Воскресшего и прочувствовать радость Светлого праздника Воскресения Христова».

Из проповеди митрополита Александра

mitropolia.kz/ru/novosti/sluzhby/

НЕДЕЛЯ 3-Я ВЕЛИКОГО ПОСТА

Крестопоклонная

Ступенями Великого поста Господь ведет нас к узнаванию другой, новой, глубокой, молитвенной, жизни. Жизни, полной благодарения, тишины, радости, сердечного мира, в которой каждый новый день пронизан ароматом Тайны Божественной Любви. Господь хочет, чтобы мы были включены в настоящую полноводную, благодатную духовную жизнь, которая начинается здесь и сейчас и простирается в Вечность!

 8ad9a80bd63d0caafd6f4899a566ba79 i-466 1 Падая и вставая вновь, разбивая в кровь колена своего сердца, человек призван всю жизнь учиться. Учиться верить. Учиться плакать и радоваться. Учиться молиться и думать. А главное, учиться любить. Преподобный Иустин Сербский говорит, что «тайна человека заключается не в том, чтобы только жить, но в том, для чего жить». Крест Христов напоминает нам о том, для чего нам дана жизнь.

 А правда, для чего? Чтобы еще здесь на земле, как говорит блаженный Августин, «насытиться адом.... зарасти бурьяном темной любви»? Бессмысленно ходить по улицам своей жизни, теряя годы, теряя время, теряя самого себя? У Данте в аду есть образ бегущих, которые наказаны тем, что всё время должны бежать сломя голову. Есть такая внутренняя суета, внутренний бег, который нас изматывает страшнее, чем бег физический, внешний.

 Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов говорит про Евангелие, написанное им: «Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его» (Ин. 20, 31).

 Крестная Жертва — это Тайна, вокруг которой, как вокруг солнца, вращается весь мир! Вся земная жизнь Спасителя от Воплощения и до Вознесения является Домостроительством и имеет искупительное значение. Но Крестная Жертва — это центральное событие Искупления, кульминационный момент всего служения Христова. Почему? Потому что Сам Господь говорит: «На сей час Я и пришел» (Ин. 12, 27). Пришел, чтобы избавить нас от проклятия и смерти! От ада и бессмысленности! Апостол Павел говорит: «Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас» (Рим. 5, 8).

 Крестная Жертва — это проявление великой, неистощимой Божественной Любви к человеческому роду: «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3, 16). Распростертые на Кресте длани Спасителя обнимают весь мир, все концы Вселенной. В этих объятиях — всё человечество, каждый из нас! «Для чего Бог не пощадил и Единородного Сына Своего, но предал Его? — вопрошает святитель Иоанн Златоуст. — Для того, чтобы примирить с Собой людей, находившихся с Ним во вражде, и сделать их народом избранным». А избранным становится тот, кто, отвергшись себя, берет свой крест и следует за Христом.

 Человек бежит, торопится, суетится, строит временные планы, возводит Вавилонскую башню современной техногенной цивилизации, а посреди Вселенной стоит Крест Христов!

 Человек ищет для себя смысла в чем-то, помимо Бога: в искусстве, философии, в поиске новых наслаждений, новых наркотиков, которые заглушили бы его вечную скрытую тоску по Небу, — хочет создать голографическую копию человека с искусственным интеллектом и не понимает, что в центре мира — Христос, умерший и воскресший за нас!

 Люди убивают друг друга, ненавидят, проливают кровь, устраивают теракты, а смиривший Себя и послушный даже до смерти крестной терпит и любит человечество, заблудившееся на путях своих. «Слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия», –восклицает ап. Павел.

 В преполовение Великого поста Святая Церковь износит Животворящее Древо как вселенский символ победы, дарованной нам Христом. Путь к Пасхе и Воскресению лежит через Голгофу! Путь каждого из нас к жизни вечной — только через крестоношение, через неизбежную совокупность трудностей, страданий, искушений, боли, кризисов, которые составляют жизненный крест каждого человека. Сам Господь говорит: «В мире скорбны будете, но дерзайте, ибо Я победил мир». И гениальный провидец Достоевский вторит этому, восклицая: «Человек не родится для счастья. Человек заслуживает depositphotos 38329097-Christian-crossсвое счастье, и всегда — страданием!»

Жизненный крест — это и внезапная смерть близких людей, и тяжелая болезнь нежданно-негаданная, и тюремный срок ни за что, потеря любимой работы, предательство друга, непонимание со стороны окружающих. Жизненный крест — это когда ты хочешь избавиться от водки или героина, плачешь, стенаешь — и не можешь пока.... Это — когда ты узнал или узнала, что жена или муж изменяeт; сердце разрывается, но ты бессилен что-либо сделать.... Жизненный крест — это когда ты оказался на чужбине и не можешь возвратиться на Родину. Или когда Господь не дает детей молодым супругам. Или, наоборот, детей так много, что не понимаешь, за что браться, как всех собрать, обогреть и накормить.... Жизненный крест — это одиночество и разлука, нищета и автокатастрофа. Это все те обстоятельства, когда человек оказался на обочине жизни, за бортом, у разбитого корыта, на дне...

 Жизненный крест — это долгая и трудная старость. Владыка Антоний Сурожский рассказывал, что у них на приходе в Лондоне была старушка возрастом 104 года. Он пришел к ней домой поздравить с днем рождения и говорит: «Ну что такое 104 года! Давайте настраиваться праздновать и 105 лет!» Бабушка запричитала: «Ох, Владыко! Я боюсь, что до 105 лет не доживу, — за последние три месяца начала чувствовать, что старею!» Дожила она до 107 лет!

 Вера помогает нам нести наш жизненный крест. Апостол Павел говорит, что нам «дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него». И оптинский мученик иеромонах Василий (Росляков) писал в своем дневнике: «Необходимо уверить себя, что Бог управляет участью мира и участью каждого человека!»

 И все святые Отцы говорят о том, что, когда в нашу жизнь приходит непрошенной гостью боль, скорбь, страдание, надо всеми силами пытаться оправдать Бога! Теодицeя — оправдание Бога. Нужно предать смысл своему страданию.

 Однажды ученик пришел к своему старцу, когда у него случилась какая-то скорбь, и спросил: «Почему? за что? по какой причине?» И мудрый старец ответил ему: «Христианин не ведает, каким путем приходит боль, но он знает путь, которым — вместе с Богом — можно через нее пройти!»

 Эту боль, этот наш крест помогает нам нести Сам Господь. И мы должны помогать друг другу нести наши кресты. «Страдает ли один член, страдают с ним все члены; Славится ли один член, с ним радуются все члены». Старец Клеопа Румынский на вопрос, когда наступит конец света, отвечал: «Конец света наступит, когда зарастут тропинки между соседями».

 Смерть наступает не только тогда, когда останавливается сердце. Смерть наступает тогда, когда останавливается сочувствие и любовь. У каллиграфов есть прием, который называется «лигатура». Это сокращение букв путем слияния их частей. В красивой строке буквы сплетаются, как бы нанизываясь одна на другую, что делает строку очень затейливой, броской, эффектной, таинственной. Так и мы в нашем человеческом общении должны дополнять и открывать друг друга, соединяться в молитве!

 Мир хвалится очень многим: научно-техническим прогрессом, спортивными достижениями, деньгами, славой, жизненным успехом. А верующее сердце повторяет вслед за апостолом: «Не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят и я для мира».

 «Сегодня Господь наш Иисус Христос — на Кресте, — восклицает святитель Иоанн Златоуст, — и мы празднуем, чтобы ты знал, что крест — праздник и духовное торжество. Прежде крест служил наименованием наказания, а теперь стал объектом почитания; прежде был символом осуждения, а теперь — знаком спасения. В самом деле, он стал для нас причиной бесчисленных благ: он освободил нас от заблуждения, он просветил сидящих во мраке, он примирил нас, бывших во вражде с Богом, он сделал друзьями отчужденных, он сделал близкими бывших далеко.

 Крест — уничтожение вражды, он охрана мира, он стал для нас сокровищем бесчисленных благ. Благодаря кресту мы уже не блуждаем в пустынях, потому что познали истинный путь, не обитаем вне царства, потому что нашли дверь, не боимся огненных стрел диавола, потому что увидели источник. Благодаря кресту мы уже не вдовствуем, потому что получили Жениха, не боимся волка, потому что имеем доброго Пастыря... Благодаря кресту мы уже не трепещем перед тираном, потому что находимся около Царя.

 Вот почему мы и празднуем, совершая память Креста».

Игумен Тихон (Борисов)

https://www.optina.ru/sermon/ned3vp_krestopokl2017/

О страданиях Спасителя

Слово на пассии в Неделю Крестопоклонную.

  О, если бы верно взвешены были вопли мои, и вместе с ними положили на весы страдание мое! Оно верно перетянуло бы песок морей! (Иов. 6, 2-3).

 Так тяжки были страдания и болезни великого ветхозаветного страдальца - праведного Иова! Но безмерно тяжелее и ужаснее, чем страдания Иова, были страдания Того великого Мужа болезней, Которого Иов был только прообразом, - страдания Искупителя нашего, Богочеловека Господа Иисуса Христа. Все, что только может сделать страдания нестерпимо жестокими и сообщить им невыносимую тяжесть, - все соединилось в муках Голгофского Страдальца.

 Жесточайшие страдания и муки телесные и ужаснейшие страдания душевные - вот что составило тот единственный по тяжести своей Крест, который мог поднять на рамена Свои один только Воплотившийся нашего ради спасения Господь Славы. Все Его заслуги, добрые дела, Божественное достоинство были нагло попраны и подвергнуты поруганию. Злобные враги не только провозгласили Его льстецом, но и подвергли всему подобающему льстецу позору и поношению, окружив Его для тем большего посмеяния неким язвительным подобием царских почестей.

 Святейший святых, Судия всей вселенной, величайший Благодетель рода человеческого предстоит как преступник пред неправедными судьями - тварью и рабами Своими - и подвергается осуждению! Венец терновый возлагается на главу Царя всей твари, так чудно украсившего всю землю прекрасными и пышными цветами. В ложную багряницу одевается Царь, одеяйся светом яко ризою (Пс. 103, 2) и одеваяй небо облаки (ср.: Пс. 146, 8). В руки Свои для поругания приемлет трость как бы царскую и терпит биение тростию по голове.

 Тот, перед Кем шестикрылые Серафимы закрывают лица свои, на Кого не смеют чины ангельские взирати, терпит по ланитам биение, и заушение, и от скверных устен оплевание. Сладчайший Иисус, Царь славы и Господь, сидящий на Херувимах, возносится на престол поругания - Крест - и от вероломных и мятежных врагов Своих терпит насмешки, хуления и поношения. Напояющий всю землю водою напояется оцтом в жажде и в ребро прободается. Может ли быть какое-либо сравнение с Его Божественным достоинством и с тем положением, в которое поставили Его мятежные рабы и слуги?!

 Тяжесть страданий, понесенных Господом Спасителем нашим, не ограничивалась только поноснейшими, унизительными поруганиями. Нет. К ним присоединялись и ужасные страдания телесные, происходившие от нестерпимой боли плоти. Почти каждый член Его тела подвергался своему особенному страданию, все члены Его страдали. Святейшая глава Его была изъязвлена тернием и биена тростию; святейшее лицо Его приняло заплевания и заушения. Плечи Его были покрыты ранами от бичевания. На руках и ногах Его горели язвы гвоздинныя (Ин. 20, 25). Вкус Его страдал от горечи оцта, ребро - от прободения копием.

 …Яко вода излияхся, - говорит пророк Давид как бы от лица Голгофского Страдальца, - и разсыпашася вся кости Моя: бысть сердце Мое яко воск таяй посреде чрева Моего. Изсше яко скудель крепость Моя, и язык Мой прильпе гортани Моему, и в персть смерти свел Мя еси (ср.: Пс. 21, 15 и 16). Силы Спасителя иссякли, как разливается и исчезаетpassion27b неустойчивая вода. Кости от протяжения тела наКресте выступили из своих мест. Внутренности пылали от внутреннего огня, подобно воску, тающему от пламени. Крепкое, цветущее тело Его иссохло. Язык от болезненной сухости прилипал к гортани. Силою тяжести Своей тело Господа влеклось к земле, отчего раны и язвы гвоздинныя (Ин. 20, 25) постоянно растравлялись и расширялись, ни на минуту не давая Ему успокоения... Боже, Боже наш, как тяжко сострадать Тебе, как же тяжки были для Тебя Твои страдания!

 …Душа Его скорбела, что предателем Его явился один от избранных учеников - Иуда, коварством и лестью через лобзание отдавший своего Учителя в руки врагов. Страдания Богочеловека на Кресте не встречали сочувствия и сострадания человеческого, напротив, злоба, неистовое злорадство и насмешки сопровождали Его ужасные крестные муки.

 Лишь три мужественные жены, воодушевленные любовью к Страдальцу, - Пресвятая Дева Мария, Мария Клеопова и Мария Магдалина - и возлюбленный ученик стояли при Кресте Его и смотрели на Его страдания и смерть. Остальные ученики страха ради убежали, самый пламенный из них - Петр - отрекся. Сам Отец Небесный оставляет возлюбленного Сына Своего, и из Его уст вырывается вопльБоже Мой, Боже Мой! почто Меня оставил еси? (ср.: Мф. 27, 46).

 Для чего Господь подъял столь тяжкие страдания? Чтобы умилостивить ими Правосудие Божие и приготовить нам все средства для нашего спасения, оставить нам в страданиях Своих образ, да последуем Ему! Иисус Христос, приняв на Себя великое дело спасения рода человеческого, добровольно обрек Себя на все бедствия и страдания и не отступил пред ними. Так и каждый из нас должен служить для блага своего и спасения, а также и для блага и спасения ближних с полным самоотвержением, обрекая себя на все труды, опасности и даже смерть. Только в этом случае мы будем последовать стопам Богочеловека, Который до крови стоял за дело Свое.

 …Пусть каждый будет готов стать до крови за святое и правое дело, за святое Божественное учение, защищая истину и правду от гонителей их. Господь Иисус Христос в Своих страданиях явил полную покорность воле Отца Небесного и величайшее незлобие. К Своим распинателям Он не только не питал ненависти, но и молился за них Отцу, говоря: Отче! прости им, ибо не знают, что делают (Лк. 23, 34). С такой преданностью воле Божией, с таким незлобием по отношению к врагам должны и мы переносить свои страдания. Тяжесть страданий Спасителя нам известна, но известна также и слава, которую даровал Ему Бог Отец за эти страдания.

 Господь наш Иисус Христос смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца (Флп. 2, 8-11). Подобно сему славный конец будет иметь и всякий, кто за истину и правду терпит бедствия и страдания. Ибо многи скорби праведным, и от всех их избавит я Господь (Пс. 33, 20).

 Господи, помоги нам донести свой крест и за святое богоугодное дело постоять до конца, не страшась смерти и крови, да к Тебе взываем: Иисусе, Сыне Божий, помяни нас, егда приидеши во Царствии Твоем. Аминь.

Архимандрит Кирилл (Павлов)

STSL.Ru

С любимыми не расставайтесь!

Почему православные христиане молятся за своих умерших?

 В дни особого поминовения усопших, мы особенно молимся именно о наших умерших близких. Зачем мы это делаем? Что происходит с человеком после того, как он умирает, и нужны ли ему наши молитвы?

Минута молчания

Поминать умерших можно только когда веришь, что они – живы. Эта, парадоксальная, на первый взгляд, мысль подтверждается, тем не менее, даже не церковным учением, а обычной человеческой интуицией. “Все там будем…”, – так звучит самая распространенная в нашем народе формула поминовения умерших. И нужно сказать, что это очень глубокое отношение – глядя на чужую смерть, помнить о своей собственной. Но есть очень важный момент, который в этой формулировке никак не обозначен: а, собственно, где это – “там”? Что находится за чертой, которую уже перешел умерший, и которую рано или поздно предстоит пересечь каждому из нас? Если за ней лишь пустота, небытие и полное уничтожение человеческого самосознания, тогда сама фраза “все там будем…” лишается всякого смысла, поскольку никакого “там” в этом случае просто нет и быть не может. Получается, что, поминая наших умерших даже такой простой фразой, мы исповедуем свою веру сразу в три серьезных факта:

 1. Биологическая смерть не уничтожает человеческую личность.

 2. После смерти, лишившись тела, человек попадает в иной, неизвестный нам пока еще, но вполне реальный мир.

 3. Переход в этот мир – объективно неизбежен для всех людей, независимо от их личного желания.

 Когда близкий человек попадает в больницу, мы навещаем его, носим ему книги, фрукты и куриный бульон в баночке, рассказываем последние новости и, прощаясь, говорим, что завтра обязательно придем к нему снова. Если кто-то из дорогих нам людей находится в заключении, мы тоже знаем, как проявить свою любовь к нему, нам известно, в чем он нуждается, мы собираем ему передачи и шлем посылки, пишем письма, ездим на свидания, короче – делаем все, что может помочь ему перенести тяготы лишения свободы.

 Но когда родной человек умирает, это всегда ставит нас в какой-то тупик. Нет, мы, конечно, не стали любить его меньше, горечь разлуки даже усилила наше чувство и помогла понять – как дорог нам тот, кого смерть у нас отняла. Но что делать дальше, как эту нашу любовь выразить, как сделать, чтобы она дошла до любимого и помогла ему, или порадовала его там, где он оказался – этого мы не знаем. У нас просто нет опыта бытия там – за гранью земной жизни, мы даже представить себе не можем, что же происходит с человеком после смерти. А когда не хватает своего личного опыта, вполне разумно обратиться за помощью туда, где подобный опыт имеется – обратиться к Церкви, которая уже почти две тысячи лет поминает своих умерших и имеет огромное количество свидетельств действенности молитвенного поминовения усопших. Поэтому очень часто смерть близкого человека приводит в Церковь даже тех, для кого мнение Церкви никогда не являлось авторитетным во всех остальных вопросах их жизни.

Вообще, без веры в жизнь после смерти, поминать умерших – довольно бессмысленное занятие. В советский период истории нашей страны была такая традиция – почитать память погибших в Великой Отечественной Войне минутой молчания…. Для атеистического сознания возможны лишь бессловесные формы поминовения умерших, будь то минута молчания, или поминальная чарка – молча и не чокаясь.

monreal1Но если человек отказывается полагать, что его близкие, умирая, растворились без следа в мировом пространстве, если он верит, что они живы, и надеется на будущую встречу с ними (пускай даже после собственной смерти), тогда такому человеку для выражения своей надежды, веры и любви просто необходимы слова. И простого, брошенного походя “…все там будем” здесь уже явно недостаточно. Нужны другие слова – более точные и красивые, нужно понять – в чем смысл такого поминовения, нужно разобраться, наконец – что же происходит с человеком в этом самом загадочном “там”, где все мы, в конце концов, должны будем оказаться.

Чего боятся верующие?

 Армянский поэт X века Григор Нарекаци (почитаемый в Армении как святой) писал:

 Мне ведомо, что близок день Суда

 И на Суде нас уличат во многом…

 Но Божий Суд не есть ли

 встреча с Богом?

 Где будет Суд? Я поспешу туда!

 Никто на свете не может предсказать с полной уверенностью посмертную участь того или иного человека. Но Церковь с уверенностью говорит о неизбежном для всех людей событии: после смерти каждый из нас обязательно встретится с Богом.

 А вот станет ли эта встреча для человека источником вечной радости, или окажется для него мучительной и невыносимой – зависит уже от того, как сам он прожил свою жизнь. Если он готовил себя к этой важной встрече, стремился к ней, если всю жизнь главным критерием оценки своих поступков, слов и даже мыслей для него был вопрос: “А понравится ли это Богу?”, то умирать такому человеку уже не очень и страшно. Нет, конечно, предстоящая встреча с Господом вызывает в его сердце волнение и трепет. Он лучше, чем кто-либо, знает, как часто его стремление жить праведно разбивалось о его же собственную лень, жадность, тщеславие, насколько неудачной была почти каждая его попытка сделать что-то ради Бога, а не ради собственных страстей и капризов. Но он знает также и другое. Пытаясь жить по заповедям Божьим, он с удивлением и радостью увидал, что Бог любит его даже таким слабым и несовершенным, не способным, по сути, ни на что доброе. Это реальное переживание Божьей любви – главная, самая дорогая ценность в жизни каждого верующего человека. Он научился видеть, с какой трогательной заботой и вниманием участвовал Господь в его земной жизни. И ему кажется нелепым даже предположить, что после смерти Бог отвернется от него и сменит эту любовь на бездушную и холодную справедливость. Верующего человека волнует совсем другой вопрос: “А не отвернусь ли я сам от Бога при встрече? Не окажется ли вдруг, что для меня есть на свете что-то более дорогое, чем Бог?” Вот этого верующий человек боится по-настоящему. Но такой страх растворен надеждой. Бог, восполняющий наши недостатки и помогающий нам в земной жизни, может и после нашей смерти восполнить нашу немощь Своим Всемогуществом. Именно о таком христианском отношении к себе и к Богу говорил Борис Гребенщиков в одной из своих ранних песен:

 …Но мы идем вслепую

 в странных местах,

 И все, что есть у нас, это –

 радость и страх.

 Страх за то, что мы хуже,

 чем можем

 И радость о том, что все

 в Надежных Руках.

Заблудившийся летчик

 Отвернувшись от света, мы рискуем оказаться во тьме собственной тени. Если человек сделал главным содержанием своей жизни не стремление измениться к лучшему, не подготовку к этой посмертной встрече со своим Создателем, если он разменял свою жизнь на дешевые или дорогие развлечения, на упоение властью, деньгами или собственной гениальностью, тогда у него возникают серьезные проблемы. Не научившись любить Бога, не увидав Его любви к себе при жизни, наглухо замкнувшись в скорлупу собственных страстей и желаний, человек не сможет и не захочет быть с Богом и после своей смерти.

 Грех ведь тем и страшен, что наслаждаться им человек может, лишь пока он жив. Назначение души – управлять телом, и только в их совокупном существовании человек может полноценно жить, действовать и изменять себя как в лучшую, так и в худшую сторону. Смерть отнимает тело у души и делает ее неспособной к какому либо действию, а значит и – к изменению. Душа не может больше ни грешить, ни каяться; и, какой она стала к моменту смерти человека, такой и пребудет в вечности. Чтобы это было понятнее, можно представить, что наша жизнь – авиарейс, тело – самолет, а душа – летчик, который знает, что запас топлива у него ограничен и позволяет пролететь, скажем, пять тысяч километров до пункта назначения. Если он не теряет связь с диспетчером и держит верный курс, то несмотря на нелетную погоду, плохое самочувствие и неполадки в двигателе, он все же дотянет до аэродрома. Или совершит аварийную посадку где-нибудь неподалеку, так что спасатели легко смогут его отыскать. Но когда летчик летит наобум, куда глаза глядят, без ориентиров и целей и даже не задумывается, что с ним будет и где он окажется, когда в баках кончится горючее… Скорее всего, такой горе-пилот окончательно заблудится, приземлится совсем уж невесть где, да там и сгинет без вести, потому что непонятно где искать того, кто летел неизвестно куда. А пешком ему оттуда уже не выбраться.

 Господь сказал об этом предельно ясно: “В чем застану, в том и сужу”. Это вовсе не означает, будто Богу безразлично, что там с человеком было перед смертью, и в каком состоянии он умер. Наоборот, Церковь говорит, что Господь призывает человека на суд в самый благоприятный для его посмертной участи момент. Каждый из нас умирает либо на пике своего духовного развития, либо когда Бог видит, что дальнейшая жизнь будет изменять его душу только в худшую сторону. А вот взять правильный курс и вывести себя на этот свой духовный максимум – человек должен уже сам. И никто за него не сможет проделать эту работу, даже Бог.

 Но что же могут сделать близкие для такого потерявшегося летчика, чем они могут помочь ему? Они могут многое – раскалить докрасна телефон начальника аэродрома, до которого не смог долететь пропавший пилот, засыпать письмами министерство, стучать кулаками по столу в различных кабинетах и – требовать, требовать, требовать организации новых спасательных и поисковых экспедиций. Право на такую настойчивость дает им любовь к пропавшему.

 А наша любовь заставляет нас обращаться к Богу с просьбами о прощении грехов наших близких и об упокоении их “со святыми”. В этом и заключается один из смыслов молитвенного поминовения усопших в Православной Церкви.

 Ткаченко Александр

 https://foma.ru/s-lyubimyimi-ne-rasstavajtes.html

Все желающие приглашаются на

 БЕСЕДЫ со СВЯЩЕННИКОМ

 Каждую субботу в 15-00 в исповедальне нашего храма

Православный Календарь с 11  по 17 Марта 2018 г

 Воскресенье, 11 Марта 2018 года Неделя 3-я Великого поста, Крестопоклонная.

 Великий пост. Свт. Порфирия, архиеп. Газского (420). Прп. Севастиана Пошехонского (ок. 1500). Мч. Севастиана (ок. 66). 

 Понедельник, 12 Марта 2018 года. 4-я седмица Великого поста, Крестопоклонная.

 Великий пост. Прп. Прокопия Декаполита, исп. (ок. 750). Прп. Тита, пресвитера Печерского, в Ближних пещерах (1190). Прп. Тита Печерского, бывшего воина, в Дальних пещерах (XIV). Мч. Геласия лицедея, Гелиопольского. Прп. Фалалея Сирийского (ок. 460). 

 Вторник, 13 Марта 2018 года.

 Великий пост. Прп. Василия исп. (ок. 750). Блж. Николая, Христа ради юродивого, Псковского (1576). Сщмч. Протерия, патриарха Александрийского (457). Сщмч. Нестора, еп. Магиддийского (250). Прпп. жен Марины, Киры и Домники Сирийск. (ок. 450). 

  Среда, 14 Марта 2018 года.

 Великий пост. Прмч. Евдокии (ок. 160-170). Мчч. Нестора и Тривимия (III). Мчч. Маркелла и Антония. Мц. Антонины (III-IV). Прп. Домнины Сирийской (ок. 450-460). Прп. Агапия Ватопедского (Афон). Прп. Мартирия Зеленецкого (1603). 

 Четверг, 15 Марта 2018 года.

 Великий пост. Сщмч. Феодота, еп. Киринейского (ок. 326). Преставление свт. Арсения, еп. Тверского (1409). Мц. 31521844Евфалии (257). Мч. Троадия (III). Прп. Агафона Египетского (V). Мчч. 440, иже в Италии (ок. 579). Препп. Саввы, Варсонофия, Савватия и Ефросина Тверских. Иконы Божией Матери, именуемой "Державная" (1917). 

  Пятница, 16 Марта 2018 года.

 Великий пост. Мчч. Евтропия, Клеоника и Василиска (ок. 308). Прп. Пиамы девы (337). Свв. Зинона и Зоила. Волоколамской иконы Божией Матери (1572). 

  Суббота, 17 Марта 2018 года.

 Великий пост. Суббота Родительская. Поминовение усопших. Прп. Герасима, иже на Иордане (475). Блгв. кн. Даниила Московского (1303). Прп. Герасима Вологодского (1178). Прп. Иоасафа Снетногорского, Псковского (1299). Блгв. кн. Василия (Василько) Ростовского (1238). Прп. Василия Мирожского. Мчч. Павла и Иулиании, сестры его и иже с ними: Квадрата, Акакия и Стратоника (ок. 273).Прп. Иакова постника (VI). Перенесение мощей блгв. кн. Вячеслава Чешского (938). Свт. Григория, еп. Констанции Кипрской. Свт. Григория, еп. Ассы близ Ефеса

 

Икона Божией Матери, "Державная"

Державная    арт. 0050

Икона дня

Православный календарь

Расписание богослужений

Богослужения в нашем храме совершаются ежедневно

Начало богослужений:

В будни утром в 8 ч.; вечером в 17 ч.

В воскресные дни утром в 7 и 9 ч.; вечером в 17 ч.