31-я неделя по Пятидесятнице (06.01.2013)

Рождество Христово

nb655364

С Рождеством Христовым!

nb655366

Тропарь

Рождество Твое Христе Боже наш, возсия мирови свет разума: в нем бо звездам служащии, звездою учахуся, Тебе кланятися Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока: Господи слава Тебе.

С Рождеством Христовым!

:Рождество Христово обращено к душе каждого человека. Бог сошел к нам, чтобы никогда более от нас не отлучаться. Родившись в Вифлееме, Он желает родиться и в душе каждого из нас, - "Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною" (Откр 3:20). И таким благословенным временем принятия Христа могут стать для нас святые рождественские дни.

Спаситель рождается в нашем сердце, когда в церковных таинствах мы очищаемся от грехов и приобщаемся Его Святым Телу и Крови. Наша душа принимает Бога, когда побеждаем в себе агрессию, злобу, суеверные страхи, плотские помышления. Мы открываем двери для Христа, когда бескорыстно творим добро ближним и дальним:.

Пусть праздник Рождества Христова прольет благодатный свет в наши семьи, скрепит нерушимым союзом христианской любви каждую приходскую общину, подаст крепость душевных сил и дарует надежду жителям столиц и дальних селений, всем труженикам промышленных предприятий, земледельцам, мирным и трудолюбивым гражданам благословенного Отечества нашего:

Митрополит Астанайский и Казахстанский Александр

 

nb655367

Кондак

Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит: ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют: нас бо ради родися Oтроча младо, Превечный Бог.

В праздник Рождества Христова

nb655368

"Тебе кланятися, Солнцу правды", - эти слова мы произносили неоднократно во время сегодняшнего богослужения. Это слова о Нем - о родившемся в Вифлееме Младенце. Какое же это Солнце и почему правды? Для того чтобы понять, почему эти, а не иные слова вложены в главную молитву праздника - в тропарь Рождества Христова, нужно вспомнить, что всегда в конце года, когда начинал увеличиваться день, когда происходило зимнее солнцестояние, языческий мир поклонялся выдуманному божеству Митре, богу Солнца. И неслучайно, что христиане с глубокой древности именно в это самое время, когда начинает увеличиваться день, когда, собственно, начинается новый астрономический год, празднуют праздник Рождества Христова, чтобы подчеркнуть: Он является Солнцем, но не светилом, которое дает физический свет, а Солнцем, которое дает людям тепло и свет Божественной правды.

Как это странно по отношению к беспомощному Младенцу, родившемуся даже не в обычных человеческих условиях, а где-то в пещере, среди животных, которых загоняли в эту пещеру, когда случалась непогода! Какое солнце, с точки зрения человеческой правды, могло воссиять из той пещеры? Оно могло воссиять из дворцов, из могущественных крепостей, от великих и сильных, от тех, у кого власть, деньги, кто проявил себя мудрым правителем или мужественным полководцем. Но Солнце воссияло из той пещеры, потому что Божественная правда не желает отождествлять себя с человеческой силой, - чтобы кому-то не пришло в голову, что это не Божия правда, а человеческая сила.

Именно тогда Божественная истина достигала умов и сердец людей, когда она не опиралась на человеческую силу. Именно поэтому в годы гонений и притеснений, в годы, когда за одно слово "христианин" людей подвергали смерти и истязаниям, и вырастала во всю силу Божественная правда.

И сегодня очень многие не связывают никакого света правды с Вифлеемской пещерой. Как и во времена, когда народ поклонялся идолу, богу-солнцу, они связывают с правдой человеческую силу и человеческое могущество. И как тогда казалась странной проповедь о Христе, родившемся в вертепе, в загоне для скота, так и сегодня для многих это слово остается камнем преткновения. Тем не менее за две тысячи лет ни силой оружия, ни огнем, ни могуществом человеческим не удалось истребить веру в то, что Родившийся вВифлеемской пещере есть Солнце Божественной правды. И ныне, в центре огромного мегаполиса, мы вместе с теми, кто был до нас, - мучениками и исповедниками, преподобными, пророками и апостолами - проповедуем и исповедуем ту же самую истину: Христос есть Солнце правды. Тот, кто эту истину принимает, тот, кто отождествляет себя с этим Божественным посланием, тот на опыте своей жизни понимает, что всё это именно так. Это не мифы, не легенды - это живое Божественное Слово, вошедшее в плоть и кровь рода человеческого.

nb655369

Обращаясь ко всем вам, мои дорогие братья и сестры, я призываю вас хранить веру в Господа и Спасителя, как Солнце Божественной правды, и в лучах этой правды оценивать что есть добро, а что зло, что правда, а что ложь, что ко спасению и что к гибели.

Сегодня мы молились о стране нашей, о властях и воинстве, о народе нашем - по древней традиции, живущей с первых веков существования Церкви Христовой. Мы молились о том, чтобы Господь приклонил мир Свой к народу нашему, ко всем народам исторической Руси, чтобы слово Божественной правды освещало наш исторический путь. И верим, что по молитвам Церкви, по молитвам народа, по молитвам тех, кто ныне пребывает с Богом - мучеников и исповедников - Господь ко всем нам приклонит Свою милость и дарует мир, здравие, благополучие, во всем благое поспешение. Аминь.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

www.patriarchia.ru

Рождественская песнь

nb655371

Рождество Спасителя поют земля и небо, поёт Церковь, поёт само Евангелие. Кажется, будто душа человеческая становится музыкальным инструментом, чтобы прославить родившегося Младенца...

Палестина очень мала. Это - пятачок на пёстрой поверхности планеты. Но именно с этого пятачка долгие годы в Небо рвались псалмы, и гимны, и песни духовные. Пророки хвалили Бога, напоминали о Законе, грозили за непослушание. Затем вдруг всё смолкло. После последнего ветхозаветного пророка - Малахии - Палестина безмолвствовала четыреста лет. Столько же провёл Израиль в Египте!

Когда страдания в Египте стали чрезмерными, Бог послал к евреям Моисея. И здесь, когда голос пророческий потонул, казалось бы, в забвении, когда книги пророков читались, но живого голоса их не было слышно, Палестина вновь огласилась пением. И было отчего. "Отроча родися нам. Сын, и дадеся нам". Мессия родился! Духовное "египетское рабство" кончилось.

Прежде чем ангельский хор испугал и обрадовал пастухов словами "Слава в вышних Богу", вступительную часть великой оратории пропели другие певцы.

Всё началось со священника Захарии. В Храме на службе Ангел сказал ему, что он в старости родит сына. Эта радость касалась не одного священника, но ребёнок его будет таков, что многие о рождении его возрадуются, поскольку он многих из сынов Израилевых обратит к Господу их (Лк. 1, 14; 16) От этой встречи Захария онемел на долгих девять месяцев. А незадолго до рождения его сына жена Захарии повстречалась с Девой, имеющей родить Господа.

Дева-Мать и старушка-мать обнялись тогда. Жена Захарии исполнилась Духа Святого, и младенец под её сердцем радостно и сладко забился. Откуда мне это! - в восторге удивления воскликнула Елизавета и назвала Марию Матерью Господа. Мария же произнесла, пропела Свою дивную песню, в которой прославила Бога, возвеличившего Её за смирение. Эту песню Церковь поёт ежедневно. "Величит душа Моя Господа", - так начинается она.

nb655372

Вскоре родила жена священника. Родила сына, и это рождение развязало долго молчавший язык отца. Старик-отец не лепетал над колыбелью сына, но пророчествовал и называл ребёнка пророком Всевышнего. Долгое молчание сменилось откровением тайн. Четыреста лет молчания ветхозаветной Церкви тоже закончились. Ведь слово рождается в тишине, в безмолвии. Таков закон. Нельзя сказать что-либо важное, не помолчав перед этим мучительно и долго. Итак, Палестина запела вновь.

И лишь вслед за певцами, живущими на земле, свою партию спели певцы, живущие на Небе. О радости, которая будет всем людям, они пропели песню пастухам. В тех краях, где вырос и жил царь Давид, к пастухам отношение особое. Как знать, не явит ли Господь и из них кого то великого и незабываемого? Ангелы не смущались скудным числом смиренных слушателей. Они знали, предчувствовали, догадывались, что песня их не забудется, но хором из миллионов голосов будет отныне повторяться повсюду: "Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!"

И это не была последняя песня тех удивительных времён. Через сорок дней в Храме свою песню пропел многолетний старец Симеон. Он устал от жизни и измучился дожидаться обещанного Искупителя. И вот дождался. Не боясь ошибиться среди обычного храмового многолюдства, он подошёл к Марии, взял Мессию на руки, благословил Бога и сказал: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром.

Его песни вторила женщина, достигшая глубокой старости, Анна, дочь Фануилова. Она, подойдя, славила Господа и говорила о Нём всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме (Лк. 2, 38).

nb655374

Мы помним о песнях, пропетых детьми при входе Господа в Иерусалим. Тогда дети восклицали, а книжники скрежетали зубами. Тогда, умолкни младенцы, завопили бы камни Иерусалима. Но до той песни детей было ещё далеко. А здесь, как видим, пели в основном старики. Ветхий мир дождался обновления, и голос ветхого мира радостно раздавался из старческих уст - Захарии, Симеона, Анны. Лишь Дева была молода и невинна. Лишь небесные певцы добавляли свои торжествующие ноты в эту ораторию.

С тех пор Церковь поёт. Она уже не трубит в серебряные трубы и не бьёт в кимвалы. Голосом служит Церковь Богу, поёт Ему "песнь нову", в которой голосовые связки натянуты, как струны, лёгкие работают, как органные мехи, и язык радостно трудится, как живой кимвал. Все песни, пропетые тогда, мы поём до сего дня. К ним мы добавили множество новых песен, на разные лады воспевающих Бога, одевшегося в смиренное человечество.

Воистину, христианство есть песенная, музыкальная религия. И дело не только в том, что изобретены сложные инструменты, написаны чудные музыкальные произведения, к звукам которых прислушиваются, мигая, звёзды. Дело в том, что человек призван стать живой арфой, псалтирью, в которой струны - это силы души и чувства телесные, а пальцы игрока - благодать Духа. Кто смог себя так устроить, тот стал инструментом, на котором играет Бог. Это и есть исполнение слов псалма воспойте Господу песнь новую, пение Богу нашему.

Конец Откровения - это Апокалипсис, наполненный победными и благодарственными песнями. Ради того, чтобы стать участником того, будущего пения, нужно прислушиваться к пению сегодня. Вначале прислушиваться, затем потихоньку подпевать: "Христос рождается! Славьте! Христос с небес! Встречайте!"

Протоиерей Андрей Ткачев

otrok-ua.ru/sections/art/show/

Повесть о праведном Иосифе Обручнике

Продолжение:

В Назарет Иосиф вернулся вместе с Марией. Люди считали их мужем и женой. Хотя на самом деле они жили, как брат с сестрой. Иосиф плотничал, Мария рукодельничала: вышивала заказанную ей завесу для Иерусалимского храма. А когда закончила работу, отпросилась в гости к Елизавете, жене первосвященника Захарии, приходившейся ей родственницей. Иосиф охотно отпустил Марию: пускай отнесет завесу, а заодно и погостит у Захарии с Елизаветой. Тем более, что те любят ее, как дочь - ведь у них никогда не было своих детей...

nb655256

Мария пробыла у Захарии и Елизаветы около трех месяцев. А когда вернулась в Назарет, Иосиф заметил неладное. Похоже, Она ждала ребенка. Эта новость смутила Иосифа: ведь он хорошо помнил, что Мария дала обет никогда не выходить замуж. Выходит, Она нарушила его! И тем самым согрешила перед Богом. А вдобавок и перед Иосифом. Ведь в глазах людей он - Ее муж. Но все понимают - он слишком стар, чтобы иметь детей. Значит, Мария ждет ребенка от кого-то другого. И Иосиф допустил это! Какой позор!

Что же ему теперь делать? Прилюдно обличить Марию, как нарушительницу обета и неверную жену? Нет, пусть даже Она и виновна, он не сделает этого: ведь тогда по закону Ее должно предать смерти. Но если он скроет Ее проступок, то окажется лжецом, а ложь - мерзость перед Богом. Как бы ни поступил Иосиф, ему придется брать грех на душу. Как же быть? И самое главное, почему Мария не спешит повиниться перед ним, не спешит признаться, от кого ждет ребенка? Неужели Она не чувствует Своей вины? Неужели Она не замечает, как по Ее вине страдает Иосиф?

nb655375

Но Мария молчала. И тогда Иосиф решил сам добиться от Нее признания:

- Мария, что случилось? Как Ты могла совершить такое? Не Ты ли была воспитана при Божием храме? Не Ты ли слыла примером скромности для других дев? Не ты ли дала обет ради Господа хранить девство? Так где же Твои клятвы, Мария? Где Твоя скромность? Где Твоя благодарность за мои заботы о Тебе? Вместо радости Ты принесла мне горе, вместо похвал - укоры, вместе чести - позор. Мне стыдно даже говорить о Твоем грехе, но Ты, похоже, его не стыдишься... Что Ты можешь сказать в Свое оправдание, Мария? Отвечай же...

Мария стояла перед ним, потупив глаза, и лицо Ее заливала краска стыда. Иосиф уже поверил было - сейчас Она признается... В самом деле, когда он смолк, Мария заговорила:

- Жив Господь - Я не познала греха и доныне остаюсь Девой. А То, Что во Мне - от Божия хотения и по Божию действию. Потерпи немного, Иосиф. Скоро ты узнаешь правду.

nb655376

Иосиф ожидал чего угодно, но не такого ответа. "То, Что во Мне - от Божия хотения и по Божию действию". Что за загадка? Впрочем, он не собирается ее разгадывать. От кого бы Мария не ждала ребенка - это не его дитя. Значит, им должно расстаться. Но без огласки, чтобы избежать ненужных людских пересудов. Пусть Мария идет, куда хочет... Нет, он поступит иначе: сам тайно уйдет от Нее в чужие края. Пусть он уже стар для таких странствий - зато совесть его будет чиста!

* * *

Той же ночью Иосифу во сне явился Ангел Господень:

- Иосиф, сын Давидов! - сказал он. - Не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого. Родит же Сына и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их.

Проснувшись, Иосиф долго размышлял над странным сном. Выходит, Мария сказала ему правду. Она ждет ребенка, но не от человека - от Духа Святого. А он-то поспешил осудить и обвинить Ее! Не потому ли, что забыл: Бог избрал его хранить и блюсти Деву, посвященную Ему. Иначе говоря, служить Ей. И тайне, которую сейчас открыл ему Ангел. Что ж, Иосиф готов стать служителем Божией тайны. Господи, да будет воля Твоя!

Иосиф встал, тихонько прошел в комнату, где спала Мария, и опустился на колени перед Ее ложем. Мария спала, по-детски подложив левую ладонь под щеку, и чему-то улыбаясь во сне. А правая рука ее лежала на животе, словно Она хотела защитить Свое еще не рожденное Дитя... от чего?... то было ведомо только Ей Одной.

nb655377

Иосиф хотел поцеловать Ей руку. Но не посмел. Лишь благоговейно коснулся губами края ложа - у ног Марии...

* * *

В те дни вышло от императора Августа повеление сделать перепись по всей Римской империи. И пошли все записываться, каждый в свой город. Иосифу, как потомку царя Давида, надлежало явиться во град Давидов. То есть, в городок Вифлеем, где некогда родился и жил его царственный предок. Разумеется, будь на то воля Иосифа, он бы не стал братьс собой Марию: Она вот-вот должна была родить. Но приказ императора касался и Ее. Разумеется, Иосиф сделал все возможное, чтобы облегчить это путешествие для Марии: купил для Нее ослика, потратив на эту покупку все свои сбережения. А придя в Вифлеем, первым делом стал искать место в гостинице, чтобы Мария смогла отдохнуть от дальней дороги. Увы, гостиница была переполнена постояльцами, пришедшими в Вифлеем на перепись. Поначалу Иосиф надеялся снять угол у кого-нибудь из горожан. Он обошел весь город, спрашивал, уговаривал, умолял... но ни в одном доме не нашлось свободного места для них с Марией. Наконец, кто-то из жителей Вифлеема посоветовал ему переночевать в пещере за городом:

- В эту пещеру наши пастухи скотину от непогоды загоняют. Там тепло, да и колодец рядом есть. Уж лучше вам там ночевать, чем на улице.

nb655378

... В той пещере, в полночный час, когда весь мир спал и видел сны, Мария родила Сына. И спеленав Его, положила в ясли: небольшое корытце, выдолбленное из камня. Потому что в пещере не нашлось ничего другого, куда Она могла бы уложить новорожденное Дитя...

Стоя возле яслей, Иосиф пристально разглядывал Младенца. С виду Он ничем не отличался от остальных детей. Неужели это и впрямь Сын Божий? - подумал Иосиф. - Или это всего лишь сын человеческий?

В этот миг он почувствовал на себе взгляд Ребенка. И опустил голову, словно глазами этого Младенца на него взглянул Сам Господь. Когда же он осмелился снова поднять глаза, Дитя уже спало, сладко и безмятежно, как дитя человеческое...

nb655379

- Я назову Его Иисусом. - прошептал он, обращаясь к склонившейся над яслями Марии. В ответ Она лишь кротко улыбнулась и кивнула головой: "да".

... Иосиф вышел из пещеры и огляделся по сторонам. Эта ночь выдалась на редкость темной: даже в Вифлееме не светилось ни огонька. Тьма царила и на небе. Лишь одна, необычайно большая и яркая звезда сияла в ночи, прямо над пещерой, и с ней ночь уже не казалась такой беспросветной.

Уж не возвещает ли эта звезда рождение Сына Божия? - подумал Иосиф. И ему показалось, что откуда-то издалека до него доносится пение Ангелов...

* * *

Той же ночью к ним пожаловали нежданные гости: местные пастухи. Поначалу Иосиф решил, что они собираются прогнать их из пещеры. Однако, к его удивлению, пастухи столпились у входа, глядя на Марию и спящего в яслях Младенца. А потом вдруг встали на колени и поклонились Ему.

- Вот оно, значит, как... - задумчиво произнес самый старший из них, по виду сверстник Иосифа. - Все так и есть, как сказал нам Ангел! Вот и Младенец в яслях лежит... Господи, слава Тебе! Наконец-то мы дождались Спасителя! Не удивляйся, добрый человек. - обратился пастух к Иосифу. - Мы и впрямь видели Ангела, вот как сейчас видим тебя. И не только я один - все мы его видели!

- Да-да, видели! - наперебой поспешили заверить Иосифа остальные пастухи. - И он нам сказал...

nb655380

- Тише вы! - прикрикнул на них старик. - Я из вас самый старший, мне и рассказывать. Значит так. Сидим мы, сторожим стадо. И вдруг видим свет, яркий такой, ярче, чем бывает от солнца. Глядим - Ангел! Ну, мы со страху так на землю и повалились, а он нам говорит: "не бойтесь, я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидове Спаситель, Который есть Христос Господь. И вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях". И только он это сказал, явилось целое воинство небесное, и как запоет: "Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!" Сколько лет на свете живу, отродясь не слыхал такого пения! Одно слово - ангельское!

- Вот мы и решили пойти и посмотреть, где родился Спаситель. - произнес пожилой пастух с изможденным лицом и лихорадочно горящими глазами, с благоговением глядя на спящего Младенца. - Выходит, это Он! А ведь сколько мы Его ждали! Наконец-то Он пришел! Посетил Господь людей Своих!

- Мы тут Ему подарок принесли. - старик с поклоном подал Иосифу туго набитый узелок. - Там сыр, кувшин молока, полкаравая хлеба. Не погнушайтесь, люди добрые. Как говорится, чем богаты, тем и рады... мы бы и больше Ему принесли, кабы имели...

Много раз потом Иосиф вспоминал этих бедных пастухов... как же далеко ему было до них!

* * *

nb655381

... Люди, явившиеся на перепись в Вифлеем, уже начали разъезжаться по домам, но Иосиф и Мария не спешили последовать их примеру, словно что-то удерживало их в негостеприимном граде Давидове. Здесь, на восьмой день после рождения Младенца, над Ним совершили все положенные обряды и нарекли Ему имя Иисус. Так, как велел Иосифу Ангел.

Проходили дни. И вот однажды под вечер, выйдя из пещеры, ставшей их домом, Иосиф увидел вдали караван: на трех высоких белых верблюдах, в сопровождении множества слуг, ехали три путника. Судя по всему, то были знатные иностранцы, приезжавшие с визитом в Иерусалим к царю Ироду. Может быть, даже цари... ведь ездят же они друг другу в гости! Вот и съездили, а теперь возвращаются восвояси. Что ж, пускай себе едут!

Однако караван явно направлялся к их пещере. Вот он уже остановился у самого входа и слуги помогли знатным путникам спуститься на землю. Медленно, как подобает важным особам, к Иосифу подошли: высокий седовласый старик, чем-то напоминавший Захарию, чернокожий мужчина средних лет с курчавой, словно овечья шерсть, бородой, и румяный юноша с не по годам мудрым, вещим взглядом.

- Мир тебе! - приветствовал Иосифа седовласый (судя по акценту, он и впрямь был чужеземцем). - Меня зовут Мелхиор.

- Мое имя Валтасар. - откликнулся чернокожий, сверкнув белыми, как снег, зубами.

- А мое - Гаспар. - тихо промолвил юноша. А потом спросил:

- Где новорожденный царь Иудейский?

- Мы увидели Его звезду на востоке. - пояснил Валтасар, видя недоумение Иосифа. - И пошли за ней. Она привела нас сюда. Так где же Царь Иудейский?

Разумеется, Иосиф не забыл, как на поклонение к Младенцу Иисусу приходили пастухи. Но то были местные жители и бедняки. Им, как говорится, Сам Бог велел чаять пришествия Спасителя. А эти люди - знатные чужеземцы, может быть, даже цари. Тогда что же привело их сюда? Любопытство? Или что-то еще?

nb655382

Иосиф провел их в пещеру, где сидела Мария, держа на руках спящего Младенца Иисуса. К изумлению Иосифа, царственные гости преклонили перед Ним колена с таким же благоговением, с каким это сделали пастухи. Затем Мелхиор подозвал слугу и что-то сказал ему на незнакомом Иосифу языке. Вскоре тот вернулся, неся в руках ларец.

- Вот мой дар Царю Иудейскому. - сказал Мелхиор, раскрывая ларец и ставя его к ногам Марии. В ларце тускло поблескивало золото.

- Вот мой дар Господу. - возгласил Валтасар и поставил рядом другой ларец, доверху полный благоуханным ладаном.

- Смертному Сыну Человеческому - мой дар. - прошептал Гаспар, поставив рядом третий ларец, со смирной, которой умащали тела умерших.

... Караван знатных чужестранцев, а может быть, даже царей, давно скрылся за горизонтом, а Иосиф все размышлял над их загадочными словами. Выходит, Иисус - не только Сын Божий, но и будущий Царь Иудейский? Вот это чудо так чудо! Что бы сказали жители Вифлеема, если быузнали - в доме у плотника Иосифа подрастает будущий царь!?

Продолжение следует:

В основе повествования: житие праведного Иосифа Обручника, а также "Сказание о Рождестве Христовом", "Сказание о поклонении волхвов", "Сказание о бегстве в Египет" Святителя Димитрия Ростовского (см. "Жития святых", декабрь, издание Свято-Введенского монастыря Оптиной Пустыни, 1992). В ряде случаев автор использовал данные из жития Пресвятой Богородицы.

www.diveevo.ru

Искусство благодарить

nb655383

Мы живём в падшем мире, исковерканном грехом. Далеко не всё, что высоко в этом мире, войдёт в Царство Небесное. Апостол Павел говорит, что из добродетелей веры, надежды и любви - любовь выше, потому что после всеобщего воскресения веры и надежды не будет, останется только любовь. Любовь вообще божественна, ведь, по слову апостола Иоанна, "Бог есть Любовь" (1 Ин. 4, 8). Но, кроме любви, горнему миру принадлежит, среди прочего, и благодарность.

Благодарность - это даже не лекарство для исправления нашей падшей природы, как, скажем, вера. Благодарность - это одна из основных черт религиозного опыта. Общение человека с Богом обязательно было бы пронизано благодарностью, даже если бы человек не был обезображен грехопадением.

На каждой литургии мы повторяем ангельскую песнь: "Свят, свят, свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея, осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне!" Если мы вникнем, то услышим, что её смысл - преклонение перед Богом, хваление и благодарение. Апостол Иоанн Богослов в книге Откровения рассказывает о своём видении небесной литургии, где праведники вместе с Ангелами воздают славу и честь и благодарение Сидящему на престоле, Живущему во веки веков, то есть Богу.

Наша земная литургия называется ещё Евхаристией, что в переводе с греческого означает "Благодарение". Молящиеся миряне, к сожалению, не слышат тех молитв, которые священник читает в алтаре при совершении литургии. Текст этих молитв каждому сознательному христианину нужно прочесть, изучить и знать, ведь священник читает эти молитвы от лица всех участвующих в литургии. И главной темой этих общих наших молитв является благодарность Богу - за все "явленные и неявленные благодеяния, бывшие на нас". Эти молитвы начинаются с призыва священника "Благодарим Господа!". И дальше священник читает нашу молитву так: "Достойно и праведно Тебя воспевать, Тебя благословлять, Тебя хвалить, Тебя благодарить, Тебе поклоняться на всяком месте владычества Твоего, ибо Ты - Бог Неизреченный, Непознаваемый, Невидимый, Непостижимый".

nb655385

Уже одна только мысль о Боге должна вызывать в нас чувство благодарности. В самом деле, что мы можем воздать Богу за все Его неизреченные дары нам? А самое главное, за дар Самого Себя, который Он дал нам. Мы ничем не можем равно воздать Богу, и потому ничто не может превратить этот дар в сделку. Это неизреченный, неоплатный, бесконечно превосходящий нас дар. Ничто не может сделать нас достойными этого дара. Но если у нас не будет благодарности Богу, мы будем хуже животных. Пророк Исаия говорит: Вол знает владетеля своего, и осёл - ясли господина своего (Ис. 1, 3). Получается, если человек не имеет благодарности Богу, то становится хуже вола или осла, которые знают своего хозяина, знают, из чьих рук получают пищу. И только испытывая благодарность Богу, мы можем принять Его дар хоть сколько-нибудь достойно.

Опыт многих людей, и даже многих христиан, говорит, что жизнь тяжела, тускла и беспросветна. Что нет никаких поводов для того живого и радостного чувства признательности и благодарности, из которого и родились молитвы литургии. Это происходит от того, что мы разучились принимать подарки. Мы потребляем Божии дары как должное и мелочно унываем, что Бог нам чего-то недодал. Мы получили несметные сокровища от Бога: жизнь, способность любить, дружить, думать, дышать. Мы получили в дар от Бога все красоты сотворённого мира - деревья, горы, небо, звёзды. Но мы не воспринимаем это всё как дар и потому не умеем благодарить Бога - за наших родных и близких, за детский смех, за ветви деревьев, за дуновение ветра, за возможность молиться Богу. Не умея благодарить, мы и не получаем других даров. Исаак Сирин писал: "Благодарность от принявшего благо воодушевляет Дающего (то есть Бога) преподать ещё большие дары".

nb655386

И даже когда в жизнь приходят настоящие скорби и испытания - и тогда нужно не переставать благодарить Бога за всё. Святитель Иоанн Златоуст, сам изведавший несправедливые гонения, но умерший со словами "слава Богу за всё", приравнивал подвиг безропотного и благодарного перенесения скорбей к мученичеству: "Нет ничего святее того языка, который в несчастьях благодарит Бога. Кто перенёс скорбь и благодарил Бога, тот получил венец мученический". Кроме того, у нас есть твёрдая надежда, которую нам доносит апостол Павел, что Бог не попустит нам испытаний выше наших сил и что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас (Рим. 8, 18). Мы переносим с благодарностью те болезненные процедуры, которые делают с нами врачи. Как же тогда не потерпеть с благодарностью испытания, которые нам для нашей же пользы посылает Господь, Который Сам без ропота претерпел за нас страшные мучения и позорную смерть?

В помощь человеку дан спасительный камертон - тайные молитвы литургии Иоанна Златоустого и Василия Великого. В этих молитвах содержится всё нужное богословие, из этих молитв можно перенять самый правильный - благодарственный - настрой христианина. Иметь те же чувства и те же мысли, которые вложены в эти удивительные слова, необходимо для того, чтобы участвовать в литургии. Если мы не имеем благодарности Богу, то и наших голосов не слышно в общем хоре людей и Ангелов, поющих Богу благодарственную службу - Евхаристию.

Иеромонах Савва (Гамалий)

otrok-ua.ru/sections/art/show/iskusstvo_blagodarit.html

nb655365

Кажется, что небо стало ближе. Вся природа погружается в сон, а в сердце загорается огонёк надежды на то, что мир вокруг нас станет лучше.

Всякий раз, когда мы перешагиваем порог Нового года, на душе становится особенно тепло, потому что через несколько дней наступит Праздник Рождества!

Рождество Христово - удивительное время, когда сердце наполняется ожиданием чуда... И это чудо происходит!..

"Христос рождается, славите!" - несётся над Вселенной, - "Христос с небес, встречайте!" - весь мир воспевает славу Творца. Ангельские силы и человеческий род - вместе прославляют Того, Чья любовь не имеет границ. И, наверное, поэтому Рождество Христово называют "Зимней Пасхой".

Каждый из нас старается провести этот день не так, как любой другой: подарить добро и любовь близкому человеку, стать лучше, а самое главное - ближе к Богу.

Казалось бы, Рождение Христа свершилось давно, более 2000 лет назад, а Церковь снова и снова воспевает: "Христос рождается!". И душа каждого из нас может стать пещерой таинства, а сердце - яслями, в которых родится Младенец - Христос!

Мира и радости всем в светлый праздник Рождества Христова!

 

Православный Календарь с 6 Января 2013 г. по 12 Января 2013 г.

Воскресенье, 6 Января 2013 года Неделя 31-я по Пятидесятнице.

Рождественский пост. Неделя пред Рождеством Христовым, святых отец. Навечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник). Прмц. Евгении Римской и с нею мчч. Прота, Иакинфа и Клавдии (ок. 262). Прп. Николая монаха Болгарского (IX). Прп. Антиоха, монаха Палестинского и прп. Витимона Скитского. Новомч. Ахмета (Ахмеда) Краснописца Константинопольского (1582) (Греч.).

Божественная литургия Василия Великого, начало в 7-00 и 9-00

Понедельник, 7 Января 2013 года Седмица 32-я по Пятидесятнице.

Окончание Рождественского поста. Рождество Господа нашего Иисуса Христа. Поклонение свв. волхвов: Мельхиора, Гаспара и Валтасара.

1-я Божественная литургия Иоанна Златоуста, начало в 00-00. 2-я Божественная литургия Иоанна Златоуста, начало в 8-00 утра.

nb655387

Вторник, 8 Января 2013 года.

Святки, поста нет.Попразднство Рождества Христова.Собор Пресвятой Богородицы. Сщмч. Евфимия, еп. Сардийского (ок. 840). Прп. Константина Синадского (VIII). Прп. Евареста Студийского (825). Новосщмч. Констанция Русского (1743). Виленской-Остробрамской и именуемых "Трех радостей", "Милостивая", Барловской "Блаженное Чрево" (1392) икон Божией Матери.

Среда, 9 Января 2013 года.

Святки, поста нет.Попразднство Рождества Христова.Ап. первомч. и архидиакона Стефана (ок. 34). Прп. Феодора Начертанного, исп., брата Феофана, творца канонов (ок. 840). Свт. Феодора, архиеп. Константинопольского (ок. 686). Новосщмч. Тихона, архиеп. Воронежского и с ним 160 иереев (1919).

Четверг, 10 Января 2013 года.

Святки, поста нет.Попразднство Рождества Христова. Мчч. 20 000, в Никомидии в церкви сожженных и там же вне церкви пострадавших: Гликерия пресвитера, Зинона, Феофила диакона, Дорофея, Мардония, Мигдония диакона, Индиса, Горгония, Петра, Евфимия, мцц. Агафии, Домны, Феофилы и иных (302). Прп. Игнатия Ломского, Ярославского (1591). Ап. от 70-ти Никанора диакона (34). Прп. Симона Мироточивого, Афонского, из болгар. Новосщмч. Никодима (Кононова), еп. Белгородского (1918).

Пятница, 11 Января 2013 года.

Святки, поста нет.Попразднство Рождества Христова. Мчч. 14 000 младенцев, от Ирода в Вифлееме избиенных (I). Прп. Маркелла, игум. обители Неусыпающих (485). Прп. Марка гробокопателя, Феофила и Иоанна Печерских, в Ближних пещерах (XI-XII). Прп. Феофила Омучского (XV). Прп. Фаддея исп. Студийского (818). Прп. Вениамина, монаха, Нитрийского. Прп. Афинодора, ученика прп. Пахомия Великого. Свт. Георгия, еп. Никомидийского.

Суббота, 12 Января 2013 года.

Святки, поста нет.Суббота по Рождестве Христовом и пред Богоявлением.Попразднство Рождества Христова. Свт. Макария, митр. Московского (1563). Мц. Анисии Солунской (285-305). Сщмч. Зотика пресвитера, сиропитателя (IV). Ап. от 70-ти Тимона диакона (I). Мч. Филетера Никомидийского и иже с ним (311). Прп. Феодоры Кесарийской (VIII). Прп. Феодоры Цареградской (940).

Божественная литургия Иоанна Златоуста, начало в 8-00. Начало вечернего Богослужения во все дни - 16-00.