33-я неделя по Пятидесятнице (20.01.2013)

sobor Ioanna

nb657944

 Проповедь в неделю по Богоявлении

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Нынешний воскресный день, братья и сестры, именуется неделей по Просвещении. Сегодня мы находимся в завершении великих и мироспасительных праздников, которые мы совершали на протяжении этого месяца.

nb657946

Когда мы говорили о событии пришествия в мир Самого Господа, мы должны были задуматься над тем ради чего и ради кого Господь приходил на землю и становился человеком. И мы отвечали на этот вопрос: ради нас и ради нашего спасения Он воспринял человеческое естество. Мы знаем, что после Рождества Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа волхвы принесли Ему в дар золото, ладан и смирну как Царю, как Богу и как Человеку. И мы должны были задаться вопросом: а что мы можем и должны принести в дар нашему Спасителю? Прежде всего, наше сердце. Именно в наших сердцах нуждается Господь. Но готовы ли мы отдать Богу своё сердце?

В эти прошедшие дни мы также отмечали праздник Обрезания Господня и входили в новое лето Божественной благости. Много ли доброго, хорошего и полезного для своей души мы успели совершить в прошедшем году? Если бы нас сейчас поставили на Суд Божий, то какими бы мы предстали перед Богом? Всемилостивый Господь дарует нам новое время, а поэтому постараемся этот величайший Божественный дар обратить на то, чтобы совершать только добрые, благочестивые, спасительные дела. Постараемся приложить все усилия для того, чтобы побороть воюющий против нас грех. Будем уповать на помощь Божию, делая все для того, чтобы быть достойными звания христианина. Не случайно Господь совершает обрезание Своей плоти, показывая нам, что и нам необходимо отсечь от себя, то есть отказаться от жизниво грехе.

И вот два дня назад мы совершали праздник Крещения Господня. Но задумывались ли мы в этот день о нашем крещении? Кто из нас вспомнил о тех обетах, которые он давал в Таинстве Крещения? В том числе и те из нас, которые были крещены в младенческом возрасте. Никто и ничто не освободит нас от ответа на Страшном Суде об исполнении обетов, данных в Таинстве Крещения, даже если эти обеты от нашего лица давали наши восприемники. Я бы каждому рекомендовал время от времени приходить на Таинство Крещения, совершаемое в храме, для того чтобы напомнить самим себе о том, что совершалось с нами при водной купели, когда Дух Божий нисходил на нас. В Таинстве Крещения человек обещает Богу сочетаться Христу и жить со Христом, отречься от дьявола и от всех злых дел его. А живем ли мы с Богом или только прикрываемся Богом?

Конечно, все мы несовершенны. Конечно, живем мы не так, как должны были бы жить. Очень часто не добро и любовь изливаются из наших сердец, а злоба, ненависть, эгоизм и черствость. Господь обращается к каждому из нас: "покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное". (Мф.4:17). В этом смысл и значение нашей жизни, в этом смысл и значение крещения, которое мы принимали.

nb657947

Сегодня Святая Церковь совершает память одного из величайших своих святителей - митрополита Московского и всея России чудотворца Филиппа. Он жил во время правления царя Иоанна IV Грозного. Царю казалось, что митрополит образует некую оппозицию и возглавляет людей, которые хотят его низвергнуть. Из истории мы знаем, что Иоанн IV был сложным человеком. С одной стороны, он совершал много добрых дел: строил храмы, открывал монастыри. С другой - им было совершено много зла по отношению ко многим людям. Протестуя против этого зла, в день праздника Благовещения Пресвятой Богородицы митрополит Филипп отказал в благословении царю, тем самым свидетельствуя о том, что и царю как человеку необходимо просить у Бога прощения в своих грехах. Это произошло в Успенском соборе Московского Кремля, где ныне у правого клироса находятся мощи святителя Филиппа. Царь собрал собор епископов, и они лишили митрополита сана. Святителя заточили в монастыре, но царь боялся митрополита. Он послал Малюту Скуратова убить митрополита.

Почему Святая Церковь чтит этого святителя Церкви Христовой? Какова заслуга и величие этого человека? А заслуга его в том, что он был борцом за правду Божию. Он до конца служил Церкви Христовой, был ее верным пастырем. За это чтит его Святая Церковь. В этом и для нас с вами большой урок: будем верными сынами и дочерьми Церкви Христовой. Будем хранить правду Божию, и будем служить Господу настолько насколько способен служить Ему каждый из нас. И уповая на милость и помощь Божии, принесем Господу Богу искреннее и чистосердечное покаяние, прося молитвенного предстательства святителя митрополита Филиппа и всех подвижников веры и благочестия, чтобы те уроки, которые Святая Церковь преподносила нам в эти праздничные святочные дни, были для нас назидательны, полезны и спасительны. Аминь.

Протоиерей Валерий Захаров, 2012г.

20 января Собор Иоанна Предтечи

Пророк Иоанн Креститель - после Девы Марии самый чтимый святой.

Пророк Иоанн Креститель был сыном священника Захарии (из рода Аарона) и праведной Елизаветы (из рода царя Давида). Жили его родители около Хеврона (в Нагорной стране), на юг от Иерусалима. Он приходился по материнской линии родственником Господа Иисуса Христа и родился на шесть месяцев раньше Господа. Как повествует Евангелист Лука, архангел Гавриил, явившись его отцу Захарии в храме, возвестил о рождении у него сына. И вот у благочестивых супругов, до преклонной старости лишенных утешения иметь детей, наконец рождается сын, которого они испросили в молитвах.

nb657948

По милости Божией он избежал смерти среди тысяч убитых младенцев в Вифлееме и его окрестностях. Святой Иоанн вырос в дикой пустыне, готовя себя к великому служению строгой жизнью - постом и молитвой. Он носил грубую одежду, прихваченную кожаным поясом, и питался диким медом и акридами (род саранчи). Он остался пустынножителем до тех пор, пока Господь не призвал его в тридцатилетнем возрасте к проповеди еврейскому народу.

Повинуясь этому призванию, пророк Иоанн явился на берегах Иордана, чтобы приготовить народ к принятию ожидаемого Мессии (Христа). К реке перед праздником очищения в большом количестве сходился народ для религиозных омовений. Здесь и обратился к ним Иоанн, проповедуя покаяние и крещение во оставление грехов. Сущность его проповеди заключалась в том, что прежде, чем получить внешнее омовение, люди должны нравственно очиститься, и таким образом приготовить себя к принятию Евангелия. Конечно, крещение Иоанна не было еще благодатным таинством христианского крещения. Смысл его заключался в духовном приготовлении к принятию будущего крещения водой и Святым Духом.

По выражению одной церковной молитвы, пророк Иоанн был светлой утренней звездой, которая своим блеском превосходила сияние всех других звезд и предвещала утро благодатного дня, освещаемого духовным Солнцем Христом (Мал. 4, 2). Когда ожидание Мессии достигло высшей степени, пришел к Иоанну на Иордан креститься и Сам Спаситель мира, Господь Иисус Христос. Крещение Христа сопровождалось чудесными явлениями - схождением Святого Духа в виде голубя и голосом Бога Отца с неба: "Сей есть Сын Мой возлюбленный... "

Получив откровение о Иисусе Христе, пророк Иоанн говорил народу о Нем: "Вот Агнец Божий, который берет на Себя грехи мира". Услышав это, двое из учеников Иоанна присоединились к Иисусу Христу. То были апостолы Иоанн (Богослов) и Андрей (Первозванный, брат Симона Петра).

Крещением Спасителя пророк Иоанн завершил и как бы запечатлел свое пророческое служение. Он безбоязненно и строго обличал пороки как простых людей, так и сильных мира сего. За это он скоро пострадал.

Царь Ирод Антипа (сына царя Ирода Великого) приказал посадить пророка Иоанна в темницу за обличение его в оставлении своей законной жены (дочери аравийского царя Арефы) и за незаконное сожительство с Иродиадой. Иродиада до этого была замужем за родным братом Ирода, Филиппом.

В день своего рождения Ирод устроил пир, на который съехалось много знатных гостей. Саломия, дочь нечестивой Иродиады, своей нескромной пляской во время пира до того угодила Ироду и возлежащим с ним гостям, что царь с клятвой обещал ей дать все, чего ни попросит она, даже до половины своего царства. Танцовщица, наученная матерью, просила дать ей тогда же на блюде голову Иоанна Крестителя. Ирод уважал Иоанна как пророка, поэтому он опечалился от такой просьбы. Однако постеснялся нарушить данную им клятву и послал стража в темницу, который отсек Иоанну голову и отдал ее девице, а та отнесла голову своей матери. Иродиада, надругавшись над отсеченной святой главой пророка, бросила ее в грязное место. Ученики Иоанна Крестителя погребли его тело в Самарянском городе Севастии. За свое злодеяние Ирод получил возмездие в 38 году после Р. X.; его войска были разбиты Арефой, выступившим против него за бесчестье дочери, которую он покинул ради Иродиады, а в следующем году римский император Калигула сослал Ирода в заточение.

Как повествует предание, Евангелист Лука, обходя с проповедью Христовой разные города и селения, из Севастии взял в Антиохию частицу мощей великого пророка - его правую руку. В 959 году, когда мусульмане овладели Антиохией (при императоре Константине Порфирородном), дьякон перенес руку Предтечи из Антиохии в Xалкедон, откуда она была перевезена в Константинополь, где и хранилась до времени завоевания этого города турками. Потом правая рука Иоанна Крестителя хранилась в Петебурге в церкви Нерукотворного Спаса в Зимнем Дворце.

Святая же глава Иоанна Крестителя была найдена благочестивой Иоанной и погребена в сосуде на Елеонской горе. Позже один благочестивый подвижник, копая ров для основания храма, нашел это сокровище и хранил его у себя, а перед смертью, опасаясь поругания святыни неверующими, скрыл ее в земле в том же месте, где нашел. В царствование Константина Великого, два инока приходили в Иерусалим поклониться Гробу Господню, и одному из них явился Иоанн Предтеча и указал, где закопана его голова. С этого времени христиане стали праздновать Первое обретение главы Иоанна Предтечи.

О пророке Иоанне Крестителе Господь Иисус Христос сказал: "Из рожденных женами не восставал (пророк) больший Иоанна Крестителя". Иоанн Креститель прославляется Церковью, как "ангел, и апостол, и мученик, и пророк, и свечник, и друг Христов, и пророков печать, и ходатай ветхой и новой благодати, и в рожденных пречестнейший, и светлый Слова глас".

www.diveevo.ru

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в день памяти святой мученицы Татианы в домовом храме МГУ

Для меня всегда большая радость служить в этом храме - по многим причинам, о которых я уже когда-то здесь говорил. Соприкосновение с университетской общиной, с этими историческими стенами всегда приводит душу в особое состояние, наполняя сознание особыми мыслями. И сегодня я молился в меру своих сил о нашей молодежи, молился об университете - настолько сильно, насколько могу как человек; потому что от сознания молодежи, от ее умонастроения, от ее жизненных векторов, которые она себе определяет, будет зависеть будущее страны нашей, Церкви нашей, а в каком-то смысле - и вообще будущее рода человеческого. Ведь если молодежь, новое поколение, сумеет понять самое главное, понять, что нужно, чтобы достойно прожить жизнь, то мир будет спасен. Но понять это очень сложно, ведь едва ли не все вокруг работает против того мировоззрения, того взгляда на мир и человека, который только и является жизнеспособным, потому что он есть не что иное, как выражение воли Божией о мире и человеке.

nb657949

Обладая свободой, человек может идти против воли Божией, и идет очень часто. Если посмотреть на всю мировую историю, то можно видеть, как это движение против Божественной воли оборачивается войнами, революциями, катастрофами, морем человеческой крови и морем человеческой несправедливости. Причем все то, что приносит море страдания, обычно апеллирует к справедливости, к человеческому счастью, к человеческой свободе - достаточно посмотреть на последние 300 лет европейской истории, и не только европейской. Именно эти лозунги, которые будоражили кровь, возбуждали чувства, толкали людей на преступления, - они никогда и нигде не были реализованы так, чтобы действительно человек обрел свободу и чтобы действительно воцарилась справедливость.

Можно до бесконечности об этом говорить, но люди, особенно молодые, устроены так, что первая поразившая их мысль часто овладевает всем сознанием. А если эта мысль многократно повторяется в социальных сетях, на телевидении, в печатных изданиях, то она уже воспринимается как некая аксиома. И если кто-то вдруг призывает отдать во имя этих лжеидеалов свою жизнь, то ведь находятся те, кто идет и эту жизнь отдает: Как же не запутаться во всем этом? Как сохранить то направление, которое угодно Богу и которое только и является жизнеспособным для личности и для всей человеческой цивилизации? Именно пример мучеников и дает нам некий ключ к пониманию этой проблемы.

Что такое мученичество? Мученичество - это максимальное ограничение самого себя. Это напряжение всех сил для достижения той цели, которая является самой важной и самой главной. И больше всего в истории было мучеников за веру, потому что люди всегда воспринимали Божию волю и Божий закон как явление абсолютной Истины и мобилизовывали все силы, чтобы эту истину защищать. Но хорошо известно, что у человека ограничена возможность испытывать физическую боль. Есть такие понятия, как болевой шок, потеря сознания, сумасшествие. Почему же ни в одном житии святых не сказано о том, что мученик потерял сознание от болевого шока или сошел с ума? Да потому, что никаких человеческих сил недостаточно, чтобы преодолеть страшные физические мучения. Но вместе с мучениками был Господь - Он стоял рядом, Он подавал им Свою руку, Он давал им Свою благодать, и потому, достойно умирая и поражая воображение палачей, мученики совершали самое главное дело своей жизни - они утверждали Божественный закон как высший закон человеческого бытия.

Будет совершено неправильно думать, что Господь действовал как некая анестезия, что Он снимал физическую боль, что мученики ничего не чувствовали. Кстати, во II веке в Церкви возникли еретические учения, согласно которым Христос на кресте не страдал, - потому что не мог страдать Бог, потому что Он был якобы бесстрастным. Но Церковь осудила это учение. Церковь склоняется перед мучениками, потому что они испытывали неимоверную боль, но сила духа, укрепляемая Самим Богом, была сильнее боли физической.

И, наверное, было еще одно непременное условие этой несокрушимой силы мучеников. Сегодня мы с вами слышали отрывок из послания апостола Иакова, которое редко читается в Церкви, - небольшой фрагмент из 3-й и 4-й глав. Там мы находим замечательные слова: "Не может из одного источника истекать горькая и сладкая вода" (см. Иак. 3:12). А как же плюрализм мнений? А как же вариативность человеческого поведения, на которой настаивает современный образ мышления? Он предполагает одновременное сочетание одного и другого: можно быть безнравственным человеком, можно обижать ближних - но при этом требовать всемирной справедливости. Вот и получается, будто из одного источника течет сладкая и горькая вода. Но такого не бывает! Сладкая вода может течь только из источника, в котором нет воды горькой.

А что все это означает, если эти образы перевести в сферу современной антропологии? Означает только одно: что человеческая личность должна быть интегральной, целостной; что не может быть никакого расслоения, раздвоения, никакой интеллектуальной и духовной шизофрении. Нельзя быть праведником в одной аудитории и грешником в другой. Нельзя настаивать на справедливости в одном месте и жестоко и цинично попирать ее в другом. Вот мученики и были этими интегральными, целостными личностями, они обладали тем, что Церковь называет целомудрием. Конечно, целомудрие есть в первую очередь сохранение нравственной чистоты и целостности. Но ведь не только! Целостность человеческой личности не может быть без мудрости, и целомудрие есть именно такая мудрость, которая определяет эту интегральность человеческой личности. И человек, живущий целостной жизнью, являющийся целостной личностью, имеет силу защищать правду - так защищать, что даже если приходится проходить через страшные испытания и мученичество, он справляется с болью и страданием и осуществляет свою миссию.

Как важно понять сегодня всем нам, и не только молодежи, что преобразование нашего общества не может идти вне нравственного возрождения личности! Это абсолютно невозможно не только с точки зрения человеческой логики - невозможно с точки зрения замысла Божиего о мире и человеке. Бог такого не хотел, и потому всякое двурушничество, лицемерие, раздвоение, всякое жонглирование правдами, всякое вовлечение в борьбу людей для достижения своих корыстных целей под лозунгом высоких идей - все это противно Божией правде. А для того чтобы уметь различать духов, мы и должныформировать эту внутреннюю целостность, к которой нас призывает апостол Иаков. Мы должны быть источниками сладкой, то есть пресной воды - не горькой, не соленой, а той воды, которую можно пить. И только тогда человек способен оплодотворить мир вокруг него, если он является источником этой живой воды:.

В заключение я хотел бы от всего сердца еще раз поздравить Московский государственный университет, все наше студенчество с днем святой мученицы Татианы, с днем, который стал национальным праздником нашей российской молодежи. Пусть благословение Божие молитвами святой мученицы Татианы пребывает над Московским государственным университетом и над всей высшей школой нашего Отечества. Храни вас всех Господь!

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл 

www.patriarchia.ru

Святая мученица Татиана: "Ища Тебя, принимаю страдание"

Родилась святая Татьяна в Риме около 200-го года по Р.Х. Родители её были богатые и знатные граждане, которые в то же время были и тайные христиане.

nb657950

Трудно тогда было быть христианином. Рим был полон языческих храмов, и общественная жизнь была тогда тесно связана с религией. Возвращались ли римские легионы после победы над врагами, - все должны были приносить жертвы богам. Вступал ли на престол новый император, - все шли в храмы и воскуряли фимиам перед "гением императора." Начинался ли новый год, - всем следовало умилостивить богов жертвоприношениями. А сколько было других случаев в жизни, когда нужно было на виду у всех показать, что ты не безбожник, что ты чтишь богов, что ты исполняешь все обряды народной религии!

Казалось бы, велика ли важность бросить щепотку фимиама на жертвенник или поклясться гением императора, - но христиане и это считали изменой Христу, актом отречения от Него и потому под разными предлогами старались уклониться от участия в общенародных праздниках; им приходилось таиться и скрывать свою веру в истинного Бога. Когда же вспыхивало очередное гонение на христиан, когда их принуждали открыто, при всех, похулить Христа и принести жертвы идолам, тогда даже и тайные христиане объявляли о своей вере, терпели страдания и лишались жизни, как это и случилось с отцом святой Татьяны.

Татьяну с самых ранних лет родители стали приучать к благочестию. Они брали её с собою на тайные богослужения, совершаемые ночью в катакомбах. Пробираясь по узким коридорам катакомб, едва освещённым масляными лампами, она видела, что стены этих коридоров хранят в себе мощи мучеников, тела усопших в вере и преданности Христу. В дни их памяти она слышала гимны, прославлявшие их подвиги, и трепетным сердцем внимала рассказам об их святой жизни и страданиях. Ей самой захотелось быть такой же, как эти святые мученики, так же любить Христа и так же отдать за Него жизнь.

Часто, ещё будучи маленькой девочкой, св. Татьяна, проснувшись среди ночи, поднимала руки и приносила Богу свои детские молитвы:

- Я хочу быть святой, - шептала она. - Научи меня, Господи, не любить ничего и никого так крепко, как Тебя! Научи меня, Господи, делать только то, что Тебе угодно; сделай меня Твоей служительницей! Когда св. Татьяна выросла, эта её мечта исполнилась. За свою благочестивую жизнь, за свою преданность Богу и постоянную готовность что-то сделать для других она была посвящена в диаконисы. В её обязанности входило учить вере оглашенных женщин и девушек, готовить их к святому Крещению, прислуживать при совершении этого таинства, заботиться о бедных, о больных и сиротах.

В это время опять вспыхнуло в Риме гонение на христиан. Велено было, чтобы все граждане принесли жертвы богам, и хватали всех, кто отказывался исполнить это веление. Среди схваченных оказалась и св. Татьяна.

- Принеси жертву Аполлону! - сказали ей. Вместо этого св. Татьяна стала молиться Христу. И вдруг земля заколебалась, статуя Аполлона упала и разбилась на мелкие куски, стены храма задрожали, и послышались стоны.

- Это стенают духи зла и лжи, - сказали про себя христиане, - чувствуют они, что приходит конец их обманам. Между тем св. Татьяну повлекли на место пыток. Там её стали бить по лицу и терзать железными крючьями. Мужественно перенося страдания, святая дева молилась за своих мучителей и просила Господа открыть им душевные очи и научить истине. Молитва её была услышана: небесный свет озарил их, и они увидели четырёх ангелов, окружавших святую. Тогда они пали к ногам святой Татьяны и стали молить её:

- Прости нас, служительница истинного Бога! Прости нас, ибо не по нашей воле мы терзали тебя. Разозлённые судьи приказали тотчас же схватить этих раскаявшихся воинов и предать их смерти. Новообращённые мученики громко славили Христа и после короткого, но жестокого мучения все они, числом восемь, были усечены мечём и отошли к Господу, приняв крещение в собственной крови.

На другой день сам правитель Рима Ульпиан взялся судить св. Татьяну. Когда её привели из темницы, все были поражены тем, что на ней не было видно даже и следа от вчерашних мучений. Лицо её было спокойно и радостно. Ульпиан стал убеждать св. деву принести жертву богам, но она отказалась. Тогда он приказал обнажить её и острыми бритвами резать ей тело. Как знамение её чистоты, из ран вместе с кровью истекло молоко, и воздух наполнился благоуханием, подобным благоуханию св. мира, ибо Татьяна, подобно св. миру была исполнена Св. Духа.

Затем её растянули на земле и долгое время били жезлами так, что сами мучители быстро теряли силы и часто сменялись. Она же оставалась непоколебимой, так как ангелы Божии, как и прежде, невидимо стояли около неё, ободряли её и отводили от неё удары на тех, кто пытался причинить ей страдания. Наконец, девять из числа палачей пали мёртвыми, а остальные, еле живые, остались лежать на земле неподвижно.

Святая же, встав, обличила во лжи самого судью и его служителей, говоря, что боги их - бездушные идолы, она же служит единому истинному Богу, творящему чудеса.

Так как уже приближался вечер, то Святую отправили обратно в темницу. Там она провела ночь, молясь Господу и воспевая Ему хвалу. Небесный свет озарял её, и ангелы Божии славословили Господа вместе с ней. Утром её снова привели на суд и снова все были поражены её прекрасным видом. В этотдень святая сокрушила своей молитвой храм богини Дианы и снова претерпела за это страшные мучения. На другое утро св. Татьяну привели в цирк и выпустили на неё атласского льва. Арена Колизея, как и арены многих других римских цирков, была уже обильно напоена мученической кровью. Постоянно совершались там кровавые зрелища: бестрепетных христианских мучеников отдавали на растерзание зверям. Но теперь на эту же арену была брошена дочь одного из знатнейших и уважаемых римлян. Это сильней обычного возбуждало всеобщее любопытство.

Однако, на удивление всем, выпущенный из клетки лев не растерзал Святую. Вместо этого, он ласкался к ней и покорно лизал ей ноги. Толпа, подумав, будто это был какой-то ручной или слабосильный лев, заволновалась и потребовала, чтобы его убрали с арены. Некоторые зрители, возглавляемые одним знатным сановником, кинулись исполнять пожелание толпы. Но лев, кинувшись на сановника, тут же растерзал его. После того святую Татьяну увели с арены и снова подвергли мучениям; наконец, её бросили в огонь. Но огонь не коснулся не только её святого тела, но даже и роскошных волос, которыми, как плащом, святая мученица прикрывала свою наготу во время мучений. Язычники пришли тогда к заключению, что чудеса эти совершаются только силой волос Татьяны. Её остригли и заключили в храм Зевса.

Когда на третий день в храм пришли жрецы, они увидели, что идол Зевса лежит разбитый на мелкие кусочки, а святая пребывает в радости, молясь Богу. Тогда Ульпиан произнёс смертный приговор, и св. Татьяна была обезглавлена. Вместе с ней был казнён и её отец, объявивший себя христианином. Видя страдания своей дочери, он не пожелал оставаться тайным христианином и решил пострадать вместе с ней. Произошло всё это в 225 году.

www.pravmir.ru

Святая Татьяна

С древности люди старались больше узнать о "своем" святом, чтобы, через подражание ему, самим приближаться к идеалу. Сегодня, в преддверии дня святой Татианы, давайте поговорим о том, что нам известно об этом имени и святых женах, носивших его.

nb657951

Интересно, что имя Татиана, Татьяна, несмотря на свое римское происхождение, считается традиционно русским. В такой же, и в производных формах оно распространено во многих славянских странах, а вот в англоязычном мире сравнительно до конца ХХ века оно встречалось крайне редко.

Конечно, главная заслуга в популяризации этого имени принадлежит Александру Сергеевичу Пушкину, увековечившему "Татьяны милый идеал" в романе "Евгений Онегин". Говорят, до появления этого литературного произведения, имя Татьяна было скорее крестьянским, чем дворянским, но вскоре ситуация в корне переменилась. Имя Татьяна стало чуть ли не самым популярным женским именем в России.

В своем романе Пушкин не просто создал пленительный женский образ, но на века вперед определил модель, по которой русские женщины стали выстраивать свои отношения с противоположным полом. Но если для светского мировоззрения актуальна инициативность Татьяны Лариной, ее смелое признание в любви своему избраннику, то православным важнее линия поведения ее в заключительной части романа. В строго христианском духе выдержан ее ответ Онегину, добивающемуся любви уже не девушки, но благородной дамы, княгини: "Но я другому отдана; Я буду век ему верна".

Раз избрав свой путь, Татьяна не отступает от него, храня верность тому, что представляется ей самым важным. Эта черта характера Татьян, вероятно, является самой ценной христианской добродетелью, которой наделены носительницы этого имени. Находят свое применение волевые качества Татьян и на светском поприще. Листая страницы прессы, мы удивимся, как много певиц, актрис и спортсменок в Отечестве нашем носит именно это имя. Но пора обратиться к церковной истории, к тем именам, которые священны для каждого христианина.

Первой по старшинству должно вспомнить святую Татьяну. Отрадно наблюдать, как возвращается это имя в нашу повседневную жизнь.

nb657952

Преподобномученица Татиана (Грибкова), 1879-1937), чья память празднуется в соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Бутовских новомучеников, родилась в семье извозчика в деревне Щукино, ныне ставшей одним из московских районов. В 1896 году девушка поступила в Казанский Головинский женский монастырь, где прожила почти тридцать лет, пока обитель не закрыли большевики. Послушница Татианавернулась домой и поселилась у сестры. В 1937 году молодой коммунист Кузнецов, снимавший в доме Грибковых комнату, донес на Татьяну властям, обвинив ее в том, что она не только "занимается кустарным ремеслом - стегает одеяла", но и принимает много народу,в том числе "монашескую публику", "имеет хорошие знакомства с высшим духовенством", и, уж совсем фантастическое обвинение,  "у ней сохранились золотые запасы, так как в первые годы революции она проводила сборы золота на помощь царю Николаю". Несмотря на показания лжесвидетеля, послушницу арестовали не сразу, а чуть позже. Татиана отрицательно отвечала на все обвинения на допросах и не признала себя виновной в контрреволюционной деятельности. Однако тройка НКВД по Московской области приговорила её к расстрелу именно за "антисоветскую агитацию". Послушницу Татиану расстреляли на полигоне Бутово под Москвой и погребли в безвестной общей могиле 14 сентября 1937 года.

Из жития этой святой мы можем вынести лишь косвенные сведения о ее характере и прожитой ей жизни. Она много лет провела в монастыре, и горячо переживала за все, что происходило с духовенством и мирянами в годы гонений. Покинув разоренную обитель, она старалась сохранить уклад монашеской жизни в миру и, чтобы не стеснять родных, продолжала работать на дому. Пострадав на земле от жестокосердия ближних, послушница Татиана стяжала мученический венец из рук Спасителя.

Мученица Татиана (Татьяна Игнатьевна Кушнир) родилась в 1889 году в Черниговской губернии в крестьянской семье. Она была арестована и приговорена к двум годам заключения и отправлена в Караганду, в 1942 году в числе большой группы верующих женщин расстреляли по приговору Карагандинского областного суда.

Послушница Татиана (Фомичева) родилась в 1897 году в крестьянской семье в селе Надовражное неподалеку подмосковного города Истры. В достаточно раннем возрасте в 1916 году она поступила послушницей в монастырь. Когда после революции Борисоглебский монастырь, где она была на послушании, закрыли, она вернулась к родителям.

nb657953

В 1931 году власти начали преследовать монахов и монахинь закрытых монастырей, поскольку, даже живя в миру, они старались придерживаться монастырского устава. Так ОГПУ создало "дело" против монахинь Крестовоздвиженского монастыря в Подольском районе. Несколько сестер не оставили монастырь, в корпусах которого разместился дом отдыха, частью устроившись работать в этом доме отдыха, частью поселившись в соседних деревнях и рукодельничая. Молиться все ходили в Ильинский храм в селе Лемешево. Хор при храме также состоял из инокинь и послушниц закрытых монастырей. Среди других в хоре пела и послушница Татиана Фомичева.

В мае 1931 года власти арестовали семнадцать монахинь и послушниц, поселившихся вблизи закрытого Крестовоздвиженского монастыря. В тюрьме оказалась и послушница Татиана. Период с 1931 по 1934 год она провела в исправительно-трудовом лагере. Освободившись,  Татиана поселилась в деревне Шелудьково Волоколамского района, где помогала в Троицком храме протоиерею Владимиру, была с ним арестована в 1937 году, категорически отказалась подтвердить обвинения следователей, не желая никого оговаривать. Отец Владимир был расстрелян, послушница Татиана приговорена к десяти годам заключения в исправительно-трудовой лагерь. Там и закончилась ее земная жизнь.

Удивительно, с каким мужеством эти скромные немолодые крестьянки, послушницы, всю свою жизнь отдавшие помощи ближним, трудившиеся в тяжелых условиях голода и разрухи, встречали бросаемую им в лицо ложь, клевету, угрозы. Они шли на смерть, твердо веря в то, что идут навстречу Христу. Дай Бог нам, в наше мирное и спокойное время, и иметь хотя бы каплю такой искренней и твердой веры.

Святые Татианы, молите Бога о нас!

www.diveevo.ru

Огонь любви Божией

Геронда, почему у меня к Богу нет такой же любви как к человеку, ведь если я кого-то люблю, то хочу быть с ним всё время вместе?

- Это приходит постепенно в результате борьбы, а иначе люди бы загорелись и горели бы любовью Божией. Вокруг был бы холод, а они думали бы, что горят, и бежали бы в горы. Один солдат во время войны оставил свою часть и убежал в горы. В его сердце зажглась такая любовь, что он не мог её сдержать, хотел уйти и молиться.

Забыл обо всём. Нашёл одну пещеру, вошёл в неё и стал молиться! Когда другие солдаты пошли на задание, они нашли его и кричали; "Дезертир". Потом его вызвал на допрос командующий частью. "Как это называется?" - спрашивает.

"Я горю, господин командующий, горю любовью ко Христу. Знаете, что значит "горю"?"

"А я что по твоему не горю?"- спрашивает командующий.

"Я горю, господин командующий, понимаете или нет ?" - повторял он и словно говорил: "Если горишь, то беги!"

Бог помог ему, и он избежал трибунала.

Тут в мирное время, если солдат убежит из части, ему грозит трибунал, а что говорить о войне!

- Геронда, когда человек находится в таком состоянии, то он чувствует тепло во всём теле ?

- Да, но больше всего в области груди. Когда возгорится духовная любовь, то полыхает огнём вся грудь. Вся грудная клетка превращается в пламя. Горит человек сильным сладостным огнём любви Божией, парит, любит истинной, материнской любовью.

Этот внутренний огонь, который зажигает Сам Христос Своей любовью, согревает тело сильнее вещественного огня. Он имеет силу сжигать любой мусор, любой злой помысел, который подбрасывает тангалашка, как и любую похоть и любое неподобное зрелище.

Тогда душа ощущает божественное наслаждение, которое несрав¬нимо ни с каким другим наслаждением!

Как жаль, что этот огонь ещё не вошел в вас! Если он вспыхнет и разгорится в вашем сердце, то вас не будут прельщать никакие суетные вещи. Желаю, чтобы Бог попалил Своей любовью ваши сердца!

Божественный эрос

- Божественный эрос - это любовь к Богу?

- Божественный эрос - это нечто высшее, чем любовь Божия, - это безумие. Любовь-эрос-безумие как зависть-ненависть-убийство. Великая любовь к Богу, соединённая с жертвой, сладостно распаляет сердце, и, как пар, выбрасывается Божественный эрос, который невозможно сдержать, и соединяется с Богом.

Божественный эрос размягчает твердые кости, которые делаются настолько мягкими, что человек не может устоять на ногах и падает! Он становится как свеча, помещённая в тёплое место, которая не может стоять прямо и наклоняется то в одну сторону, то в другую. Её поправляешь, а она снова наклоняется, снова падает, потому что вокруг тепло, очень тепло...

Когда человек находится в таком состоянии, и ему нужно куда-то идти или что-то делать, он не может, ему приходится бороться, он старается выйти из этого состояния...

- А человек, охваченный Божественным эросом, чувствует боль ?

- Если боль очень сильная, то она стихает и делается терпимой, если слабая - исчезает. Видишь, люди, когда влюблены, находятся в таком восхищении, что и про сон забывают. Один монах мне говорил: 'Теронда, мой брат влюбился в цыганку, даже спать перестал.

Только и слышно "Параскевушка моя, Параскевушка моя". Заколдовали его, что ли? Не знаю! Я столько лет монах и не люблю Божию Матерь так, как мой брат любит свою цыганку! Я, например, совсем не чувствую в сердце никакого веселья".

К сожалению, есть духовные люди, которых смущает слова "Божественный эрос".

Не понимают, что такое "Божественный эрос", и хотят убрать это слово из Миней и Октоиха, потому что оно их смущает. Вот до чего мы дошли! И, наоборот, миряне, которые знают, что такое человеческий эрос, когда им говоришь о Божественном эросе, сразу отвечают: "Это должно быть что-то высшее". Со многими из ребят, которые познали мирской, человеческий эрос, я быстро нахожу общий язык, если начинаю им говорить о Божественном эросе!

"Вы когда-нибудь от большой любви падали без сил на землю ? Вы когда-нибудь чувствовали, что не можете пошевелиться, не можете ничего делать ?" Они сразу догадываются, что это что-то высшее, и мы начинаем понимать друг друга. "Если на нас, - говорят они, - так действует простая, мирская любовь, то можно себе представить, что такое любовь небесная!"

Святое безумие

- Геронда, как можно сойти с ума от любви Божией ?

- Общаться с... сумасшедшими, чтобы они заразили тебя своим духовным безумием! Надеюсь увидеть тебя... сумасшедшей по Богу! Аминь.

И у меня есть небольшой опыт духовного безумия, происходящею от Божественного эроса. Тогда человек приходит в состояние священной рассеянности и не хочет думать ни о чём, кроме Бога, кроме святого, духовного и небесного. Находясь в состоянии божественной любви, он горитсладостно изнутри, изливает себя внешне в безумии, в границах священного благочестия, как ангел, прославляя день и ночь своего Бога и Создателя.

- Это называется исступление?

- Да, тогда человек находится вне себя, в хорошем смысле. Это и есть... "Ужаснися бояйся небо..."!

Священное безумие поставляет человека вне земного притяжения, возносит его к престолу Божию, и человек начинает ощущать себя, как собачка при ногах своего хозяина, которая радостно и почтительно лижет ему ноги.

Божественное опьянение

- Геронда, я боюсь, что не спасусь.

- Не бойся, будем вместе подниматься наверх. Только скажи настоятельнице, пусть даст нам две большие пластиковые бутылки в дорогу. Смотри, пластиковые, а не стеклянные, чтобы не разбились по пути!..

Мы наполним их водой и будем пить из них на пути к Небу, когда будем уставать! Оставим в них воды только на три пальца, и попросим Христа, чтобы Он её благословил, превратил в вино. Выпьем его и духовно опьянеем рядом со Христом.

- Геронда, а что это за вода такая ?

- Это любовь ко Христу и к братьям.

- А опьянение?

- Опьянение от Святого Духа. Опьянённые Святым Духом все время радуются нежной любви Бога, своего Отца.

Если человек духовно опьянеет от небесного вина, то его жизнь здесь на земле становится мученической, однако, в хорошем смысле. Он становится негодным для мира, его не волнует ничто земное, и он всё вменяет в уметы, сор..

Видишь, люди, когда много выпьют, пья¬неют, и потом их ничего не волнует. "Дед Фанасий, твоя хижина горит", - кричали люди одному деду, у которого загорелась хижина. "Ну её, пусть горит", - отвечал он, по¬тому что напился и был пьян !..

Другое, небесное пьянство - хорошее, но человек всё время должен быть там, возле бездонной бочки с небесным вином. Желаю вам найти заветный райский священный кран, пить и постоянно упьяняться райским, вином. Аминь!

Из бесед со Старцем Паисием
www.diveevo.ru

nb657945

Святая мученица Татиана, моли Бога о нас!

 

Православный Календарь с 20 Января 2013 г. по 26 Января 2013 г.

Воскресенье, 20 Января 2013 года. Неделя 33-я по Пятидесятнице.

Неделя по Богоявлении. Попразднство Богоявления.  Собор честного и славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Новомч. Афанасия Атталийского (Греч.). 

Божественная литургия Иоанна Златоуста, начало в 7-00 и 9-00

Понедельник, 21 Января 2013 года. Седмица 34-я по Пятидесятнице.

nb657954

Попразднство Богоявления. Прпп. Георгия Хозевита (VII) и Емилиана исп. (IX).Прп. Домники Константинопольской (ок. 474). Прп. Григория, чудотворца Печерского, в Ближних пещерах (1093). Прп. Григория, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIII-XIV). Сщмч. Исидора пресвитера и с ним 72-х, в Юрьеве Лифляндском от латин пострадавших (1472). Прп. Паисия Угличского (1504).Сщмч. Картерия, пресвитера Кесарии Каппадокийской (304). Мчч. Феофила диакона и Елладия (IV). Мчч. Иулиана, Келсия, Антония, Анастасия, мцц. Василиссы и Мариониллы, 7-ми отроков и 20-ти воинов (313). Прп. Илии, пустынника Египетского (IV). Свят. Кира и Аттика, патр. Константинопольских.Прп. Агафона Египетского Мч. Або Тбилисского (ок. 790) (Груз.). 

Вторник, 22 Января 2013 года.

Попразднство Богоявления. Мч. Полиевкта (259). Свт. Филиппа, митр. Московского и всея России, чудотворца (1569). Прор. Самея (X в. до Р.Х.). Свт. Петра, еп. Севастии Армянской (IV). Прп. Евстратия чудотворца (IX). 

Среда, 23 Января 2013 года.

Попразднство Богоявления. Свт. Григория, еп. Нисского (395). Свт.Феофана, Затворника Вышенского (1894). Прп. Павла Комельского (Обнорского) (1429). Прп. Маркиана пресвитера (V). Прп. Дометиана, еп. Мелитинского (601). Прп. Маркиана Печерского. Прп. Макария Писемского (XIV). Блж. Феозвы диакониссы, сестры свт. Григория Нисского (385). Прп. Аммония, монаха. 

Четверг, 24 Января 2013 года.

Попразднство Богоявления. Прп. Феодосия Великого, общих житий начальника (529). Прп. Михаила Клопского, Новгородского (ок. 1453-1456). Прп. Феодосия Антиохийского (ок. 412). Елецкой иконы Божией Матери (1060). Свв. Феодора и Агапия архим. Мч. Маира. Свт. Стефана из Плакиды (Греч.). Свт. Феодосия, митр. Трапезундского (Греч

Пятница, 25 Января 2013 года.

Попразднство Богоявления. Мц. Татианы и с нею в Риме пострадавших (226-235). Свт. Саввы, архиеп. Сербского (1237). Прп. Мартиниана и Галактиона Белоезерских (1483). Мч. Петра Авессаломита (309-310). Мч. Мертия (284-305). Прп. Евпраксии Тавенисской (393). Икон Божией Матери, именуемых "Акафистная" и "Млекопитательница

Суббота, 26 Января 2013 года.

Суббота по Богоявлении. Прп. Пахомия Кенского (XVI) (переходящее празднование в субботу по Богоявлении). Попразднство Богоявления. Мчч. Ермила и Стратоника (ок. 315). Прп. Иринарха, затворника Ростовского (1616).Прп. Елеазара Анзерского (1656). Мч. Петра Анийского (309-310). Прп. Иакова, еп. Низибийского (350). Прп. Максима Капсокаливита, Афонского (Греч.). Мч. Афанасия. 

Божественная литургия Иоанна Златоуста, начало в 8-00. Начало вечернего Богослужения во все дни - 16-00.