36-я неделя по Пятидесятнице (10.02.2013)

Сретение Господне

nb660977

 "Яко видеста очи мои спасение Твое".

Радуйся, Благодатная Богородице Дево, из Тебе бо возсия Солнце правды, Христос Бог наш, просвещаяй сущия во тьме. Веселися и ты, старче праведный, приемый во объятия Свободителя душ наших, дарующаго нам воскресение.

Праздник Сретения Господня

Сегодня мы вспоминаем Сретение Господне. Так название этого евангельского события звучит по-церковнославянски. А в переводе на современный язык оно звучит как "встреча". Святые толкователи слова Господня говорят нам, что для праведного Симеона встреча с Господом была долгожданной и несказанно радостной. У каждого из нас тоже бывают встречи с Богом. Наша первая встреча с Создателем происходит, когда нас, еще младенцами, приносят в храм, чтобы мы стали не чужими, но своими Христу, когда над нами совершаются Таинства Крещения и Миропомазания. Наша встреча с Христом совершается всякий раз, когда мы участвуем в других вероспасительных церковныхТаинствах, а особенно, когда мы исповедуемся искренне, с чувством глубокого сожаления о грехах и с сердечным намерением больше не грешить. Кто прошёл это, тот знает, как сердце трепещет от ощущения того, что Господь "близ есть" души нашей. А когда мы причащаемся небесных бессмертных животворящих Христовых Тайн, следуя призыву Церкви "со страхом Божиим и верою приступите", Сам Господь освящает существо человека, преображает нас, даёт нам восчувствовать, как Он благ. Бывают другие встречи, когда человек читает Слово Божие, и та или иная фраза, глагол духовный, настолько просвещает его сердце, что трепещет душа от присутствия Божиего. 

Самая главная, самая важная встреча еще предстоит всем нам - встреча со Христом, праведным Судией. Каждый из нас предстанет тогда пред правдой Господней, и откроется всё, что сотворил человек - доброе и худое. И дай Бог, чтобы эта встреча была для нас встречей несказанной радости, потому что тогда определится окончательная участь человека. 

Что посеет человек, то и пожнет, какой мерой будет мерить, такой и ему отмерится. Желал ли всякий из нас добра и правды, стремился ли бороться с грехом и с беззаконием, преодолевал ли искушения или жил распутно, вопреки правилам церковным, нарушая заповеди Божии, пренебрегая Христовыми повелениями. Поэтому, пока есть время, пусть каждый из нас постарается эти Богом данные дни использовать ко благу и пользе своей бессмертной души. Постарается поработать для той единственной великой встречи, которая неизбежно ждёт всех нас. И дай Господь, чтобы она была светлой, радостной, благой, доброй и желанной нами.

Хотел бы напомнить, что сегодняшний день - праздник Сретения - вот уже много лет отмечается, по благословению Патриарха Алексия II и нынешнего Первосвятителя - Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, как День православной молодежи. Праздник Сретения напоминает нам о необходимости особого попечения о чадах наших, о тех, кто после нас будет идти жизненным путём. Подвигает нас к тому, чтобы мы научили сыновей, дочерей, внуков и внучек наших правде Божией, жизни во Христе, любви к Церкви Христовой, доброму отношению к людям, которые рядом с нами. Праздник православной молодёжи есть день нашей сугубой молитвы о всяком человеке, живущем в этом мире, а особенно, о молодых людях, потому что молодость - особая пора. Молодость - время неиссякаемых, как кажется человеку, сил. И пусть наша молитва - людей более опытных, прошедших школу жизни, о них, о тех, кто будет нашим будущим - будет для них опорой, духовной силой и крепостью".

Из проповеди митрополита Александра

http://mitropolia.kz/ru/novosti/sluzhby/1123-sretenie2012.html

Собор Святых Новомучеников и Исповедников Российских

Память всех, пострадавших за веру в ХХ веке, Русская Православная Церковь отмечает 10 февраля. В этот же день Святая Церковь совершает поминовение и всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову. Поминовение это совершается по определению Священного Синода Русской Православной Церкви от 30 января 1991 года на основании решения Поместного Собора 1917-1918 годов. 

Жестокий и кровавый XX век стал особенно трагическим для России, потерявшей миллионы своих сынов и дочерей не только от руки внешних врагов, но и от собственных гонителей-богоборцев. Среди злодейски убиенных и замученных в годы гонений было неисчислимое множество православных: мирян, монахов, священников, архиереев - единственной виной которых оказалась твердая вера в Бога.

Прославление в лике святых сонма Новомучеников и исповедников Российских на юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года, на рубеже тысячелетий, подвело черту под страшной эпохой воинствующего безбожия. Это прославление явило миру величие их подвига, озарило пути Промысла Божьего в судьбах нашего Отечества, стало свидетельством глубокого осознания трагических ошибок и болезненных заблуждений народа. В мировой истории еще не бывало такого, чтобы столько новых, небесных заступников, прославила Церковь (к лику святых причислены более тысячи новых мучеников).

Среди пострадавших за веру в ХХ веке - святитель Тихон, патриарх Московский и всея Руси избрание которого произошло в Храме Христа Спасителя  (1925), святые Царственные Страстотерпцы, священномученик Петр, митрополит Крутицкий (1937), священномученик Владимир, митрополит Киевский и Галицкий (1918), священномученик Вениамин, митрополит Петроградский и Гдовский, священномученик митрополит Серафим Чичагов (1937), ключарь Храма Христа Спасителя священномученик протопресвитер Александр (1937), преподобномученицы великая княгиня Елисавета и инокиня Варвара (1918), и целый сонм святых явленных и неявленных.

Святые новомученики и исповедники Российские, молите Бога о нас!

www.xxc.ru

ТРИ СВЯТИТЕЛЯ: ОРГАНИЗАТОР, МОЛИТВЕННИК, ПРОПОВЕДНИК

Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста

Василий, Григорий и Иоанн столь часто поминаются вместе, что отдельно мыслятся уже с трудом.

Вместе с тем они, как Петр и Павел, во многих аспектах являются яркими противоположностями. Выяснение этих противоположностей не разрушает, но, наоборот, подчеркивает то единство, которое им подарено в Духе Святом и которое так органично вошло в сознание Церкви.

Главное место в этом маленьком соборе святителей можно все же отдать Василию. Все, что есть у Григория и Иоанна, есть и у него. Они борцы с ересями - и он; они яркие проповедники Слова - и он. Мужественный дух, любовь к пустыне, скромный быт, глубокое постижение догматов - все это и многое другое у трех отцов общее. Все трое вышли из святых семейств. Их матери, отцы, братья составляют целые созвездия удивительных в святости личностей.

Но Василия отличает высочайшая степень самодисциплины. Василий - организатор, чего не скажешь о Григории и Иоанне или скажешь с натяжкой. Всюду, куда приходил Василий, он оставлял после себя строгую иерархию и порядок. Сам он, без сомнения, был харизматичным человеком, но полагался в церковной практике на далеко не одну лишь силу личного влияния и духовные дары. Дисциплину и устав, закон и организацию - порядок, одним словом, вносил Василий Великий всюду. А ведь дела в Церкви тогда были подобны ночному бою, где всякий разил своих и чужих, ничего не видя и не понимая.

Ум и познания Василия позволяли ему стать ученым, воля и строгость могли сделать из него настоящего монаха, подобного Антонию. Но он пожертвовал всеми талантами ради борьбы за Церковь. Глубоко спрятал он душевную мягкость, чтобы стать несокрушимым, и лишь втайне, подобно другу - Григорию, мог тосковать о жизни безмятежной, о пустыне и уединении. Мало кому понятно, что значит, любя Писание и безмолвие, пожертвовать собою и броситься в гущу борьбы за Церковь и ее догматы, не имея покоя, рискуя жизнью, сгорая ежедневно.

nb660981

Совсем другой был Иоанн, и уж еще более отличным от первых двух предстает Григорий.

Иоанн - народный любимец и вождь, но он - вне системы. Епископы его не любят, причем не только еретические епископы. Двор вне себя от его поучений и обличений. После себя Златоуст оставляет имя, слово и память, но не организацию, не боевое построение. Его друзья и ближайшее окружение после изгнания Иоанна попадают в немилость и становятся жертвами. И это не упрек, а подчеркивание несхожести, ибо во Христе каждый воин воюет как умеет.

А Григорий - это созерцатель. Он, конечно, живет среди людей и назидает паству, поскольку носит высший сан. Но он тяготится саном, тяготится тем, чего так жадно ищут недостойные сана.

Епископский омофор становится причиной обиды Григория на Василия. Последний все, не исключая и дружбы, подчиняет интересам Церкви и, по сути, принуждает друга стать архипастырем в тяжелый для Церкви момент. Как проповедник Григорий не столько увещевает и говорит, сколько поет. Именно на сладкий голос его вещаний, называемых Церковью "пастырской свирелью", люди, зараженные заблуждениями, стекаются в ограду Церкви и принимают Православие.

У Василия нет свободного времени. Григорий на досуге пишет стихи. Иоанн толкует послания Павла, и сам апостол языков является ему, чтобы разъяснять сложные места своих посланий. Трудно найти трех людей, более психологически несхожих между собою.

***

Тот конфликт, который свел память трех святителей воедино, очень даже понятен.

Люди способны все самое святое превратить в предмет пререканий и ссор.

Коринфяне ссорились, говоря: "Я Павлов, а я Аполлосов" (см.: 1 Кор. 3: 4). Тогдашние христиане затеяли спор, кто из трех больший и славнейший. Вся сложность в том, что при взгляде на каждого в отдельности каждому, без сомнения, можно присуждать первенство.

Рассмотри жизнь Василия (а каждый из нас обязан это сделать), вникни в нее, и ты воскликнешь: "Велик Василий! Кто подобен ему во святых?!" Но начни следом рассматривать образ Иоанна, и вскоре с изумлением произнесешь: "Нет такого, как Иоанн!" Если же вчитаешься в слова Григория и в тишине рассмотришь смиренные черты этого обладателя небесного ума, то забудешь всех, кого хвалил перед этим, говоря: "Моли Бога о мне, чудный Григорие!" Большего среди них нет. Нет именно потому, что они разные.

nb660982

В красоте и точности слов нет равного второму Богослову. А в ревности о славе Божией со Златоустом встанет рядом, быть может, только Илия Фесвитянин. Василий же не просто борец, и аскет, и мудрец, и начальник монахов. Он еще и военачальник, умеющий собрать многих разрозненных борцов и превратить их в войско. Все трое велики,и велики по-разному.

***

У Церкви во все эпохи должны быть и организаторы, и пламенные ораторы, и тихие созерцатели. Горе Церкви и народу Божиему, если кого-то из этих трех нет у нее в одну из эпох. Трижды горе Церкви, если никого нет! Тогда за привычной и благообразной наружностью усиливаются и умножаются лютые болезни, и некому исцелить их.

Всякий муж, поставленный Богом на священную степень, должен испытать себя на предмет того, какой из этих трех талантов более соответствует его душевному складу и опыту. Не может быть, чтобы ничто из упомянутого не относилось хоть как-то к каждому из пастырей. Но и соединение всех трех дарований в одном лице решительно невозможно!

Проповедник, организатор, уединенный молитвенник.

Усмиритель людского моря, сын битвы и сын молитвенной тишины.

Что-то одно из трех. Если человек командует другими, распоряжается, управляет, пусть смотрит на образ Василя Великого. Он должен не только управлять, превращая все пять пальцев правой руки в указательные, но должен также запасаться всякими знаниями, как это делал Василий. Должен любить пост и книги, в уединении должен черпать силы для борьбы за Истину среди многолюдства. Если человек проповедует вовремя и не вовремя, как и заповедал Павел апостол, пусть убежит от празднословных трапез и заискивания перед богатыми, по образу Златоуста. Пусть к чтению и проповеди присоединит горячее служение литургии и обильную милостыню, по примеру великого отца, и пусть пожертвует всем для того, чтобы его уста стали устами Слова.

Если же любит уединение человек, любит долгие молитвы и с неохотой отрывает ум от небес ради дел земных, пусть глянет на Григория. Тот, как ни страдал, но оставлял пустыню и занимал кафедру, если Церковь того требовала. Тот пренебрегал своим ради общего и шел трубить в серебряные трубы проповеди, чтобы пали толстые стены Иерихона.

Что-нибудь одно, пусть в самом скромном количестве, должно быть у каждого мужа, носящего льняной ефод. В обновлении памяти относительно этой истины, быть может, и заключается главный смысл совместного почитания Церковью Василия, Григория и Иоанна.

Протоиерей Андрей Ткачев.

www.logoslovo.ru

Неизвестное Сретение

nb660983

"Сретение" - по-русски "встреча". Сегодня это достаточно известно. Что так называется один из двунадесятых православных праздников - это тоже знают в наше время многие. Что это богородичный праздник - знают немногие из тех, кто знает о существовании самого праздника, но и это не беда. Беда в другом: многие из "многих" не задумываются о себе в свете этого праздника.

Конечно, любой церковный праздник - повод в его свете рассмотреть свою душу на предмет, не торчит ли что не там, не запачкано ли, все ли на месте, но Сретение по-своему выделяется среди других в силу своего содержания: встреча человеком - Бога.

Каждый верующий знает, что нам надлежит явиться на Его Суд, а из притчи об этом Суде, который в обиходе принято называть "страшным", нам известно, что встреча на Суде и ее исход определяется встречей (вернее, встречами) со Христом в лице Его "братьев меньших" (Мф. 25; 31 - 46). Собственно говоря, это своего рода такие предварительные "суды". Не в смысле осуждения, нет. Бог не стремится нас подловить, чтобы вывернуть изнанку нашей души и найти повод сказать, что никогда не знал нас. Отнюдь. Бог "хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины" (1 Тим. 2; 4).

Да, каждая встреча со Христом в облике Его "младшего" брата или сестры - это "проверка на вшивость", но не в том провокационном смысле, как это выражение обычно понимают. Не для того Господь нас помещает в ситуации морального выбора, чтобы мы пали, и уж всяко не для того, чтобы унизить в наших же собственных глазах, а потом "ни за что" кого-то из общей "погибшей массы" помиловать (как понимают некоторые инославные братья предопределение ко спасению). Апостол Павел, говоря о том, чего хочет Бог, упоминает о спасении в первую очередь, как о главной цели, а о познании истины - во вторую, как о цели промежуточной, задаче, необходимой для спасения и в то же время, осуществляемой в процессе и по мере осуществления спасения.

Но "достичь познания истины" (а все-таки на церковно-славянском как-то глубже: "Иже всем человеком хощет спастися и в разум истины приити") невозможно, не познав свою ложность.

"Я сказал в опрометчивости моей: всякий человек ложь", - воскликает Псалмопевец (Пс. 115; 2). В церковно-славянском тексте: "Аз же рех во исступлении Моем: всяк человек ложь". "Исступление" - перевод греческого слова εκστασις - восхищение, изумление, которым переведено еврейское слово tardema, происходящее от radam - спать, находиться в состоянии расслабления, в бессознательном состоянии. "Опрометчивость" как-то неуместно здесь, потому что указывает на ошибочность суждения, вызванного легкомысленной поспешностью "под настроение". Нет, царь Давид не делится заблуждением и не сожалеет, что, дескать, "опрометчиво" похулил "меру всех вещей", "во имя" и "для" которого "всё". Он делится опытом, который приобрел в гонениях: один только Бог верен и истинен, а люди неустойчивы в ней; они или живут коварством, или по слабости предают, ради самоуспокоения подводя "теоретическую базу" под свою подлость.

nb660984

Не берусь толковать Священное Писание, но такое впечатление, что и себя Давид не исключает из общего числа: он, преодолевавший искушения и падавший, но встававший, знает себя, свой внутренний мир, свое сердце - "море великое и пространное: тамо гади, ихже несть числа" (Пс. 103; 25).

Вот и каждому из нас Господь во всевозможных житейских коллизиях дает увидеть свою немощь, чтобы познав таящуюся в глубине души гнусность, обнаружив подлость, лукаво подталкивающую к греху, осознать и свое врожденное благородство - богоподобное достоинство, гнушающееся привившимся грехом и побуждающее с отвращением отвергнуть нашептывания "здравого смысла".

Всматривание в свое благородство приводит к Встрече: "Если человек внимательно рассмотрит духовное благородство, - говорит старец Паисий Святогорец, - то найдет сокрытое в нем величие Божие!". Сокрытое в Его образе, составляющем сущность нашей природы, оно обличает (т.е. высвечивает, делает явной, показывает в истинном свете) нашу греховность и богопротивность многих наших мыслей, намерений, поступков. Но обличение это не ввергает в отчаяние, так как "в благородстве есть мужество, потому что, когда в человеке есть благородство, его сердце работает". Благородство - это не горделивое, а благодарное и преисполненное чувством долга осознание своего богоподобного достоинства, поэтому оно "обладает и величайшей радостью и духовным взыгранием, ликованием".

Но ликование наступает не сразу. Встречая Христа в своем ближнем, мы нередко окунаемся в собственную грязь, потому что естественно пробуждающееся в нас благородство, тревожит, скопившуюся на дне души, муть. Так бывает, когда мы слышим о какой-то невероятной подлости, жестокости, насилии, торжествующей несправедливости, но: мы понимаем, что, сказав "а", надо говорить "б": возмутившись против зла, надо ему противостать, так по крайней мере потребует совесть, и если дальше идти этим путем, то, как бы не попасть в те же жернова:

А может, и не жернова, но потеря покоя обеспечена надолго. Если отозваться на импульс совести, возмущающейся против несправедливости, дальше придется или, повинуясь ее велению, встать на защиту правды в лице жертвы, или, подчиняясь инстинкту самосохранения, подавить в себе этот импульс, но тогда обеспечен страшный дискомфорт, постоянный тревожный фон: кому приятно сознавать себя трусом, эгоистом, слабаком? И вот, со дна, сквозь поднявшуюся муть, всплывает психозащитный механизм под названием "сам(-а) виноват(-а)".

nb660985

Он гениально прост. Если вовремя признать, что виноват пострадавший (а нечего было нарываться: не подчиняться грубой силе - что это за гордыня, что за спесь, кем ты, дохляк, себя возомнил?; правду в лицо говорить - это кто ж потерпит?; не подчиняться "безбожному велению" начальства - а ты кто такой, чтобы решать, что по Богу, а что безбожно?; поздно вечером по городу идти - не понятно, что ли, кто хозяева ночью?; одеваться, подчеркивая свои прелести - специально, чтобы провоцировать похоть?), то можно увернуться от импульса совести. Да и если чуть с опозданием, тоже может сработать эта анестезия.

В самом деле: если человек сам виноват, кто ж ему виноват? Причем, заметьте, под "сам", вроде как понимается "тоже", "и он", а осознается как "сам" в смысле "один", "никто, кроме него (нее)". И совесть успокоилась: побуждать-то ни к чему, не ради чего и не ради кого. Все виноваты, а значит негодовать повода нет.

Впрочем, почему же?.. - есть: пострадавший-то до чего же безответственно себя повел и сколько беспокойства нам доставил?! Чуть было в конфликт нас не втянул и в крупные неприятности, а знал бы свое место, так никакого беспокойства и не было бы. С сильного, что взять? - на то он и сильный, чтобы насиловать, а слабый должен знать свое место! Сам(-а) виноват(-а)!

Стоп! А при чем тутвстреча со Христом? А ни при чем. В том-то и ужас, что ни при чем: Потому что мы не дали в себе отозваться благородству, о котором говорит старец Паисий Святогорец. Отгородились мы от Христа, явившемся нам в меньшем Своем брате или сестре, о чьем горе мы узнали, и мгновенно сориентировались в ситуации, инстинктивно позаботившись о том, чтобы своевременно занять партийную: простите, "духовную" позицию: ведь можно потерять мир, а то и в осуждение впасть, согрешить, погибнуть, а что толку, если хоть весь мир приобретем, а душе своей повредим? Мы ничего не знаем, Господь Сам всё управит, на всё Его святая воля, не можем же мы "своей немощной рукою": И совесть "укололась и забылась", а мы "летящей походкой" прошли мимо Христа, "календарь закроет этот лист" и всё пойдет своим чередом. Только те наши несостоявшиеся встречи со Христом, о которых мы так до конца своей земной жизни и не захотим вспомнить, встанут пред нами после нее, и как бы не оказались они для нас основанием услышать страшные слова:":так как вы не сделали этого одному из сих меньших:" (Мф. 25; 45).Состоявшимися можно считать те встречи со Христом, когда мы откликаемся на Его призывающую благодать, пробуждающую нашу душу и направляющую ее добрые устремления к Богу. И вот в этих-то случаях мы получаем возможность познать силу Божию, в нашей немощи совершающуюся. Причем немощь видим в широкоформатном изображении. Всё то, что чуть выше описывалось: все низменные, подленькие, трусливые, малодушные, лукавые, самолюбивые, блудные, корыстные, злобные, мстительные, гордые, тщеславные и прочие помыслы одолевают человека и власть их он чувствует, порой уже будучи готов уступить им. Но, с помощью Божией (непосредственно подаваемой или через людей), человек удерживается на краю своего внутреннего "террариума", вполне осознавая и мощь копошащихся "гадов", и свою немощь, но он чувствует и всемогущество Божие, помогающее попирать страсти, и Его любовь милующую, отмывающую искушаемого от нечистот, и Премудрость, не только поддерживающую его в добрых намерениях, но и помогающую очищать их от ложных примесей.

Протоиерей Игорь Прекуп

www.pravmir.ru

Молитва Симеона

Богатство ищут, счастья ждут. А старость не ждут и не ищут. Она приходит сама и без стука. Поначалу человек раздваивается. Внутренне он чувствует себя молодым, а в зеркале видит кого-то сильно помятого. Но потом человек смиряется. Он признает себя стариком и внутри, и снаружи, и если здесь нет отчаяния,нет на Бога обиды, то вполне возможно, что это начало подлинной мудрости.

nb660986

В древности святость ассоциировали именно со старостью. Тело смирилось, похоть увяла, мир утомил однообразием разыгрывающихся сцен и наглым господством греха. А вера укрепилась, пройдя через искушения, и молитва не умолкла, и мысли об иной жизни занимают сердце, то пугая, то обнадеживая.

У молодых этого нету и близко. Им кажется, что мир можно в карман положить, как "ключ от квартиры, где деньги лежат". Это умирает человек, сложив крестообразно на груди разжатые ладони, и ничего в них не уносит с собой. А рождается человек, крепко сжимая кулачки, и долго потом за все цепляется и хватается, пока, наконец, поймет, что ничего ему по-настоящему не принадлежит.

Возраст понимания, что тебе ничего не принадлежит, есть возраст мудрости и опытной слабости. Ребенок тоже слаб, но слаб неопытно. А старик, миновав сильную зрелость, опять вернулся в немощь, но имеет знание и опыт. В это время он, в идеале, должен иметь веру и молитву. Если нет их у него, значит не тот у него опыт, и старость его рискует представить из себя нечто абсурдное и нравственно отталкивающее.

Мы нынче многого лишены. Цивилизацией нам подарены холодильники и телевизоры вкупе с завышенной самооценкой, зато смысл жизни от нас спрятался. Все как-то перекосилось и набок съехало. Стало трудно говорить о самых простых вещах.

Многие до старости не доживают, то есть перешагивают порог вечности абсолютно сырыми и неготовыми. И это не потому что - война или голод, а потому что наркотики, экстремальные удовольствия и просто грех за компанию с абсурдом пожинают жатву ничуть не меньшую.

Если же доживет до старости человек, то вполне возможно, что будет он при помощи косметики, подтяжек и подрезок обманывать собственное зеркальное отображение. Будет одеваться по-молодежному, ловить новости и делать вид, что он "в курсе". Короче, будет человек смешить юную поросль, для которой и сорокалетние-то люди кажутся динозаврами, не то, что семидесятилетние.

***

Мы говорим об этом потому, что Младенец Иисус был встречен в Иерусалимском храме именно представителями благочестивой старости. Ветхие, как сам Завет, который они олицетворяли, Симеон и Анна видели в Младенце не просто еще одного ребенка, а - наконец-то пришедшего Христа.

О Симеоне говорено много. Об Анне - меньше. Все, что мы знаем о ней, это то, что она была женщина "достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь" (Лук. 2:36-37).

Быть может, это тот тип женщин, которые умеют любить только раз и, соответственно, только одного человека. Такой же была наша соотечественница - Ксения Петербургская. Мысль о повторном браке для таких женщин невозможна. После смерти супруга они и сами умирают для привычной жизни, и в ожидании ухода из этого мира заняты только молитвой и воздержанием.

Не цепляясь за эту жизнь и ничего в ней для себя не желая, эти люди очень нужны всем остальным. Не будь их, этих всецело отданных Богу людей, кто знает, смогли бы мы, при нашей теплохладности, передать эстафету следующим поколениям? Не  обречена ли была бы вера на угасание и исчезновение, если бы хранили и исповедовали ее только такие люди, как мы, и никто лучше нас?

Анна была вознаграждена видением  Христа и узнаванием Его! Последнее - самое важное, поскольку видели Христа многие, но узнавали в Нем Мессию далеко не все. И это неузнавание было тем более тяжким, что оставалось оно в людях при слышании проповеди Христовой, при видении исцелений и воскрешений, совершенных Им, при насыщении из рук учеников умноженными Им хлебами.

А Анна ничего еще не видела и не слышала, кроме Маленького Ребенка на руках юной Матери. Но, жившая в Боге, Богом была она научена узнать Искупителя в этом Младенце. Это знание она в себе не удерживала, но "славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме" (Лук. 2:38).

Что до Симеона, то мне кажется очень важным то, что это человек, не боящийся умирать. Его жизнь была не чередой случайных дней, а осмысленным ожиданием встречи с Христом. Знал он и то, что после долгожданной встречи ему нужно будет сей мир покинуть. Встреча состоялась, и старец ушел из храма умирать.

Я уверен, что умирал он без страха. Руки старца помнили теплую тяжесть тела Божьего Сына, и эта память прогоняла всякий страх. Мне неизвестен никто, кто сказал бы об этой смерти, произошедшей после встречи, лучше Бродского.

Он шел умирать. И не в уличный гул
он, дверь отворивши руками, шагнул,
но в глухонемые владения смерти.
Он шел по пространству, лишенному тверди,
он слышал, что время утратило звук.
И образ Младенца с сияньем вокруг
пушистого темени смертной тропою
душа Симеона несла пред собою
как некий светильник, в ту черную тьму,
в которой дотоле еще никому
дорогу себе озарять не случалось.
Светильник светил, и тропа расширялась.

Мы будем умирать. Будем ли мы перед смертью молиться, зависит не в последнюю очередь от того, молимся ли мы сейчас. Удостоит ли нас Господь смерти "безболезненной, непостыдной, мирной" - это вопрос. Может быть, самый важный вопрос.

И мы будем стареть. Мы уже стареем. В этих печальных словах есть немножко радости, радости о том, что избавление приближается. Кто знает, удастся ли нам дожить до почтенного возраста и полной седины? Если удастся, то сохраним ли мы ясный ум и твердую веру, тоже пока неизвестно.

Важно принять жизнь, как подарок, и отпущенную чашу допить до капли, ничего не проливая и не расплескивая. Важно жить так, чтобы пребывая еще на земле, душевные корни пускать в иную, пока еще невидимую для глаз жизнь, и к ней готовиться.

Жизнь молодежи полна целей и планов. Но есть своя цель и у старости. Звучит она грозно, и коротко, и не всем понятно. Цель старости - приготовиться к вечности, и шагнуть в нее с молитвой Симеона: "Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко:"

Протоиерей Андрей Ткачев 

http://otrok-ua.ru/archive.html

Житие святого Никиты, епископа Новгородского

Более других заслуживают почтения те храбрые воины, которые имеют обычай вести борьбу с врагом не в общем строе, но поодиночке устремляются на врага. Им хотя и попускает Господь много раз пасть временно, чтобы они не превозносились, однако никогда не оставляет их до конца без благодатной помощи, но восстановляет их и делает непобедимыми. Один из таких храбрых воинов Христовых, именно блаженный Никита, приобрел себе особенную известность после преподобного Исаакия затворника. О нем сообщает достохвальный Поликарп со слов святого Симона следующее.

В бытность игуменом преподобного Никона, один брат святого Печерского монастыря, по имени Никита, начал просить игумена, чтобы он благословил ему подвизаться в одиночестве и уединиться в затворе.

- Сын мой! не будет тебе пользы, при твоей юности, сидеть праздно. Будет гораздо лучше, если ты останешься с братией и, работая вместе, не потеряешь своей награды. Ты сам видел, как брат наш Исаакий пещерник был соблазнен в затворе бесами и погиб бы, если бы его не спасла великая благодать Божья по молитвам преподобных отцов наших Антония и Феодосия.

Никита ответил на это:

- Никогда, отец мой, я не соблазнюсь при каком-либо искушении. Я имею намерение твердо противостоять бесовским искушениям и буду молить Человеколюбца Бога, чтобы Он и мне подал дар чудотворения, как некогда Исаакию затворнику, который и доселе творит многие чудеса.

Тогда игумен сказал ему более настойчиво:

- Твое желание выше твоих сил. Берегись, сын мой, чтобы ты не пал за свое превозношение. Я повелеваю тебе служить лучше братии, и за послушание свое ты будешь увенчан от Бога.

nb660987

Однако Никита не хотел послушаться наставлений игумена: он не мог победить в себе сильной ревности к затворнической жизни. Поэтому, к чему он стремился, то и выполнил: он заключился в пещеру, крепко загородил вход и пребывал в молитве один, никуда не выходя. Тем не менее, спустя всего лишь несколько дней, он не избежал козней дьявола: во время молитвенного пения он услышал голос, молящийся вместе с ним, и ощутил несказанное благоухание. Соблазнившись этим, он так размышлял сам с собою: если бы это был не ангел, то не молился бы со мною, и не было бы здесь благоухания святого Духа.

Он начал еще прилежнее молиться, говоря:

- Господи! явись мне Сам осязательно, чтобы я видел Тебя.

На это последовал голос:

- Не явлюсь я тебе, потому что ты юн; иначе ты возгордишься и можешь пасть.

Затворник продолжал слезно просить:

- Никогда, Господи, я не соблазнюсь. Меня научил игумен не внимать бесовским искушениям, - но я исполню все, что Ты повелишь.

Тогда душепагубный змей, получив власть над ним, сказал:

- Человеку, облеченному плотью, невозможно видеть меня. Поэтому, я посылаю ангела моего, чтобы он пребывал с тобою, а ты твори его волю.

Затем тотчас предстал пред ним бес в образе ангела. Никита пал на землю и поклонился ему, как ангелу. Бес сказал ему:

- С этого времени ты уже не молись, но читай книги. Этим путем ты будешь беседовать с Богом, и будешь подавать полезные наставления приходящим к тебе, а я всегда буду молить Творца всех о твоем спасении.

Затворник поверил этим словам и, обольщенный, уже более не молился, но стал ревностно читать книги. При сем, он видел беса постоянно молящимся о нем и радовался, думая, что это ангел творит за него молитву. С приходящими же к нему он много беседовал на основании Священного Писания о пользе души; он начал даже пророчествовать. О нем повсеместно распространилась слава, и все удивлялись исполнению его предсказаний. Однажды он послал к князю Изяславу с извещением: "сегодня убит князь Глеб Святославич; пошли немедленно сына своего Святополка на княжеский престол в Новгород". Как он сказал, так и исполнилось. Действительно, спустя несколько дней, пришло известие об убиении князя Глеба. С этого времени еще больше стали говорить о затворнике, что он пророк, и вполне верили ему и князья и бояре. - Насамом деле, бес, конечно, не знает будущего, но что он сам делал, - если, например, он научил злых людей убить, или украсть, то он и возвещает. Точно также, когда приходили к затворнику искавшие у него слова утешения, то бес, почитавшийся им ангелом, сообщал ему все, случившееся с ними. Никита пророчествовал, и все предсказанное им сбывалось.

При этом никто не мог сравниться с Никитою в знании книг Ветхого Завета; все он знал наизусть: книгу Бытия, Исход, Левит, Чисел, Судей, Царств, все пророчества по порядку. Вообще, все книги ветхозаветные он знал очень хорошо, а святых евангельских и апостольских книг, данных нам по благодати Божьей для нашего спасения и утверждения в добре, он никогда не хотел ни видеть, ни слышать, не только - читать; ни с кем он не хотел, и беседовать о Новом Завете. Отсюда и стало ясно для всех, что он соблазнен дьяволом. Удрученные этим, пришли к искушенному преподобные отцы: игумен Никон, Иоанн, который был после него игуменом, Пимен постник, Исайя, бывший впоследствии епископом Ростовским, Матвей прозорливец, Исаакий затворник, Агапит врач, Григорий чудотворец, Николай, бывший епископом Тмутараканским, Нестор летописец, Григорий составитель канонов, Феоктист, бывший епископом Черниговским, Онисифор прозорливец. Все они, прославленные добродетелями, пришедши, вознесли молитвы к Богу о Никите и отогнали от него беса, так что Никита уже не видел его. Затем, выведши его из пещеры, они просили, чтобы он сказал им что-либо из Ветхого Завета. Он же стал клясться, что никогда даже не читал тех книг, которые очень недавно знал наизусть; притом, теперь он не знал из них ни одного слова. Теперь его едва-едва могли научить грамоте. Постепенно пришедши в себя по молитвам преподобных отцов, он исповедал свой грех и горько раскаивался в нем. После этого он наложил на себя особенное воздержание и подвиги, начал вести строгую и смиренную жизнь и превзошел других в добродетелях. Человеколюбивый Господь, видя такие подвиги блаженного Никиты, не отвергая и прежних его добродетелей, в которых он упражнялся со дня юности, принял его истинное покаяние, и подобно тому, как некогда принимая покаяние святого Петра, трижды отрекшегося от Него, сказал ему: паси овец Моих, так подобное же знамение принятия покаяния дал и сему блаженному Никите. За премногую любовьего, обнаруженную в соблюдении заповедей, Господь сотворил его пастырем Своего словесного стада, возведши его на Новгородский епископский престол. Там Господь, для удостоверения пасомых и полного убеждения их в прощении святому случившегося с ним соблазна, прославил его добродетельную жизнь даром чудотворения. Так, однажды, во время бездождья святой помолился Богу и низвел дождь с неба; в другой раз он своими молитвами угасил пожар города; много и других чудес он совершил. После доброго управления своею словесною паствою он перешел ко Господу в вечную жизнь, в 1108 году, 30 января. Епископом он был тринадцать лет. Погребен он с почетом в приделе великой церкви святых богоотец Иоакима и Анны. Тело блаженного Никиты оставалось сокровенным в гробе в продолжение четырехсот пятидесяти лет, а затем в 1558 году, в царствование благочестивого государя Иоанна Васильевича, самодержца всей России, при митрополите Макарии и при архиепископе Новгородском Феодосии, мощи святителя Никиты были найдены целыми и совершенно невредимыми. До сего дня они источают многие исцеления приходящим к ним с верою. Богу нашему слава, ныне и присно, и во веки веков, аминь.

ЖИТИЯ СВЯТЫХ, Январь

Свт Димитрия Ростовского

Собор Святых Новомучеников Исповедников Российских 

nb660978

 

Православный Календарь с 10 Февраля 2013 г. по 16 Февраля 2013 г.

Воскресенье, 10 Февраля 2013 года. Неделя 36-я по Пятидесятнице.

Святых Новомучеников и Исповедников Российских (переходящее празднование в неделю, ближайшую к 25 января, принятое в РПЦЗ). Прп. ЕфремаСирина (373-379). Прп. Феодосия Тотемского (1568). Прп. Ефрема Новоторжского (1053). Прп. Ефрема Печерского, еп. Переяславского (ок. 1098). Прп. Палладия пустынника Сирского (IV). Прп. Исаака Сирина, еп. Ниневийского (VII). Суморинской-Тотемской иконы Божией Матери (XVI). 

nb660988

Божественная литургия Иоанна Златоуста, начало в 7-00 и 9-00

Понедельник, 11 Февраля 2013 года. Седмица 37-я по Пятидесятнице.

Перенесение мощей сщмч. Игнатия Богоносца (108). Свт. Лаврентия, затворника Печерского, еп. Туровского, в Ближних пещерах (1194). Свтт. Герасима (1441-1467), Питирима (1455), Ионы (1470), епп. Великопермских, Устьвымских. Мчч. Романа, Иакова, Филофея, Иперихия, Авива, Иулиана и Паригория (297). Мчч.Сильвана еп., Луки диак. и Мокия чтеца (312). Мчч. Романа, Иакова, Филофея, Иперехия, Авива, Иулиана и Паригория, Самосатских. Новомч. Димитрия Хиосского (Греч.). Прп. Афраата. 

Вторник, 12 Февраля 2013 года.

Собор Вселенских учителей и святителей  Василия  Великого,  Григория Богослова и  Иоанна  Златоуста. Сщмч. Ипполита, еп. Римского и с ним мчч. Кенсорина, Савина, Хрисии девы и прочих 20-ти мчч. (III). Прп. Зинона, постника Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Прп. Зинона Антиохийского, ученика свт. Василия Великого (V). Мч. Феофила Нового (784). Блгв. Петра, царя Болгарского (967). 

Среда, 13 Февраля 2013 года.

 Бессрр. мчч. Кира и Иоанна и с ними мцц. Афанасии и дщерей ее: Феоктисты, Феодотии, и Евдоксии (311).  Свт. Никиты, затворника Печерского, еп. Новгородского (1108). Мчч. Викторина, Виктора, Никифора, Клавдия, Диодора, Серапиона и Папия (251). Мц. Трифены Кизической. Прпмч. Илии Ардуниса, Афонского (Греч.). 

Четверг, 14 Февраля 2013 года.

Предпразднство Сретения Господня и мч. Трифона (250). Мц. Перпетуи, мчч. Сатира, Ревоката, Саторнила, Секунда и мц. Филицитаты (202-203). Прп. Петра Галатийского (429). Прп. Вендимиана, пустынника Вифинийского (ок. 512). Новомч. иерея Петра (Скипетрова) (1918). 

Пятница, 15 Февраля 2013 года.

Сретение Господа нашего Иисуса Христа.

Суббота, 16 Февраля 2013 года.

Попразднство Сретения Господня. Правв. Симеона Богоприимца и Анны пророчицы (I). Равноап. Николая, архиеп. Японского (1912). Свт. Симеона, еп. Полоцкого, 1-го еп. Тверского (1289). Блгв. кн. Романа Угличского (1285). Прор. Азарии (X в. до Р.Х.). Мчч. Папия, Диодора, Клавдиана (250). Мчч. Адриана и Еввула (ок. 308-309). Мч. Власия вукола (пастуха) Кесарийского (III).

Божественная литургия Иоанна Златоуста, начало в 8-00. Начало вечернего Богослужения во все дни - 16-00.