Неделя 4-я по Пасхе (26.05.2013)

Благоверный великий князь Димитрий Донской

nb675167

Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном

Христос Воскресе!

nb675169

В Иерусалиме, около Овечьих ворот, была купальня, вокруг которой собиралось множество больных, желавших исцеления, потому что по временам в этот водоем сходил Ангел Господень, вода возмущалась, и тот, кто первый входил в воду по возмущении воды, выздоравливал, каким бы недугом не был поражен.

Около этого водоема, желая себе выздоровления, находился расслабленный человек, который пребывал в своей болезни 38 лет, но у него не было того, кто помог бы ему первому войти в возмущенные воды купальни, чтобы получить желаемое исцеление.

И вот Господь идет мимо этого водоема, видит этого несчастного и задает ему вопрос: "Хочешь ли быть здоров?" (Ин.5: 6).

На первый, поверхностный взгляд, вопрос, по меньшей мере, странный, некорректный. Какой же ответ хотел услышать Господь? Неужели среди нормальных людей есть такие, которые бы ответили: "Нет"?

Но если мы вдумаемся, если мы посмотрим глубже, серьезно вникнем в суть этого вопроса, мы поймем, что задан он не случайно и поставлен он правильно.

"Хочешь ли быть здоров?" (Ин.5: 6).

38 лет человек был в расслаблении. Он 38 лет ничего не мог делать. Ему помогали, его кормили, за ним ухаживали. За такое время человек привыкает к своей ситуации, своему беспомощному состоянию и отвыкает заботиться о себе, об окружающих. Он только пользуется. Человек, как известно, быстро ко всему привыкает.

И Господь у этого больного спрашивает: "Хочешь ли ты быть здоров? Сможешь ты встать и опять идти по жизни, совершать поступки, заботиться о себе и о других? Сможешь ли ты взять на себя ответственность за свои действия?"

Вот какой вопрос задает Господь. Это вопрос-призыв. Это вопрос-предложение.

И этот вопрос задается в жизни каждому из нас: "Хочешь ли быть здоров?" (Ин.5: 6). И не только тогда, когда мы болеем физически или у нас какая-то беда, проблема.

В каждой болезни, в каждой беде, в каждой неприятной ситуации звучит этот Божественный вопрос: "Хочешь ли быть здоров?" И более того, в каждой радостной ситуации, когда нам хорошо, когда мы одерживаем какую-нибудь победу, когда мы чего-то достигаем, когда мы радуемся - и в этом звучит Божественный вопрос: "Хочешь ли быть здоров?"

Когда мы болеем или когда нас постигают какие-то трагедии, мы начинаем роптать, обвиняя Бога в Его несправедливости к нам. Когда же нас посещают радостные события, когда мы чего-то достигаем, празднуем победу, то начинаем заниматься самолюбованием и думаем о том, какие мы хорошие, что мы чего-то достигли, что мы что-то можем. И опять в этой радостной ситуации в нашей жизни нет места Богу.

И трагедия, и радость - это вопрос-призыв к действию, к выбору, к ответственности, это новые возможности к творчеству; это вообще другая, новая жизнь, когда уже здесь, на земле, человек начинает жить по-новому, не в расслаблении, не в параличе, не в греховном сне, чтобы, когда завершится этот земной период жизни, в полной мере войти в Вечность, в жизнь с Богом, в непрестанную Пасху.

Пасха - это победа Жизни над смертью, открытие для каждого человека, для всего человечества возможности новой жизни. И чтобы войти в эту новую жизнь, надо исцелить себя, изменить себя. И поэтому этот вопрос: "Хочешь ли быть здоров? Хочешь ли ты стать нормальным, настоящим человеком? Или желаешь остаться в этом жалком, ничтожном, расслабленном состоянии, забытый и одинокий, когда настоящая жизнь проходит мимо?" звучит для каждого человека не только в период земной жизни, но в перспективе Вечности.

И как мы ответим Богу на этот вопрос?..

Бедой или счастьем Господь дает человеку шанс стать лучше, сделать выбор в пользу блага, обновиться, ибо "кто во Христе, тот новая тварь" (2 Кор.5: 17).

Господь исцелит, Он совершит любое чудо - это, как говорят, не вопрос. Вопрос в другом: "Хочешь ли ты этого, готов ли ты к этому?"

Надо в любой ситуации без суеты, без шума услышать в своей жизни этот Божественный вопрос и ответить на него положительно - и уже здесь, на земле, начать жить по-новому, жить с Богом, чтобы и в Вечности продолжать непрестанно, в полной мере праздновать Пасху, в которой участвуют верующие в Царстве Небесном.

Христос Воскресе! Воистину Воскресе Христос!

Архимандрит Иосиф (Еременко)

Жизнь христианина подобна Великому посту

Быстро бежит время, казалось, совсем недавно было Прощеное воскресенье, читался канон святого Андрея Критского, и вот незаметно прошла уже большая часть поста, и мы приблизились к Страстной неделе и к Пасхе. Встретили и Пасху. Таково свойство земного времени: оно быстро проходит, оно стремительно бежит, оно обманчиво и скоротечно. Апостол Павел говорит, что христиане должны дорожить временем, потому что дни лукавы. Это означает, что все на земле проходит быстро и незаметно. Быстро и незаметно проходят детство, школьные годы, быстро кончается отпуск, быстро пробегают каникулы, быстро проходит лето.

Вот и жизнь человека в целом - она тоже проходит быстро и незаметно. Что вода мимотекущая, говорит святитель Тихон Задонский, то житие наше и все, в житии случающееся: был я младенец, и миновало то. Был я отрок, и то прошло. Был я юноша, и то отошло от меня. Был я муж совершенный и крепкий, минуло и это. Ныне седеют власы мои, и от старости изнемогаю; но и это проходит, и к концу приближаюсь и пойду в путь всей земли: был я здоров и болен, и снова здоров, и снова болен, и прошло все то. Был в благополучии и в неблагополучии: прошло время, и со временем все миновало. Был я в чести, но прошло то время, и честь от меня отступила. Люди меня почитали и поклонялись: минуло это время и не вижу того. Был я весел, был и печален, радовался я и плакал: хвалили меня и славили люди, хулили и поносили: прошло время, прошло и все сие - миновала хвала и хула, слава и бесславие: ибо таков есть сей мир: таково и житие наше в мире:

Почему же так быстро бежит время земной жизни? Ответ простой: потому что Бог сотворил человека не для этого мира, а для другого, не для времени, а для вечности. Наша Родина не здесь, а в другом месте. На земле мы живем лишь короткое время, как бы в командировке, постоянным же местом жительства для нас является вечность. На земле мы только странники и пришельцы, которых река времени несет к океану вечности, к тому небесному пристанищу, для которого и был сотворен человек Богом. Потому и бежит для нас быстро земное время - ибо мы являемся гражданами вечности, подданными другого государства, другой, неземной страны.

Жизнь христианина подобна Великому посту - она есть время борьбы, испытаний и трудов. Но как после Великого поста неминуемо бывает Пасха, так и в конце жизненного пути христиан, - тех, кто потрудился для Бога, - неминуемо бывает воскресение в жизнь вечную. Апостолам Христос говорит в Евангелии: "Вы пребыли со Мной в напастях Моих, и я завещаваю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство, да ядите и пиете за трапезою Моею в Царстве Моем:"

Вот и всем тем, кто соблюдает посты, несет труды домашней и храмовой молитвы, вообще, кто подъял на себя крест церковной жизни, Господь скажет эти слова: "Вы пребыли со Мною в напастях Моих:" - то есть разделили со Мною скорби и труды, подражали Мне в этих трудах, и Я, как и апостолам, последовавшим за Мною, даю вам Мое вечное Царство.

Малая скорбь ради Бога, по словам преподобного Исаака Сирского, лучше великого дела, совершаемого без скорби. Соблюдение постов, присутствие на службах в храме - как будто и не очень великое дело, но тем не менее это есть тот малый труд, та малая скорбь, которую мы несем ради Христа. И если мы несем эти простые труды с верой и смирением, то Он примет их как драгоценный дар, как свидетельство нашей любви и верности Ему, подобно тому, как принял две лепты бедной вдовицы. Аминь.

www.diveevo.ru

Святой Димитрий Донской: держатель русской земли

В год 1000-летия крещения Руси наша Церковь прославила девять новых святых. И первого среди них - благоверного великого князя Димитрия Донского.

Что же послужило основанием для этой канонизации, и почему она состоялась только через 600 лет после кончины святого?

ЗАЩИТНИК ВЕРЫ И ОТЕЧЕСТВА

Первое основание для прославления князя указано нам в тропаре святому:

"Велика обрете в бедах тя поборника земля Русская, языки побеждающа. Якоже на Доне Мамаеву низложил еси гордыню, на подвиг сей прияв благословение преподобного Сергия, тако, княже Димитрие, Христу Богу молися, даровати нам велию милость".

Как защитника отечества прославляем мы Димитрия, воспевая его победы над татарами: поход 1376 г. на Волжскую Булгарию, битвы на реке Воже в 1378 г. и особенно на поле Куликовом в 1380-м. Это были первые победы над врагом, около полутора столетий терзавшим Русь и казавшимся несокрушимым.

Битва на Воже показала, что времена Батыя прошли безвозвратно, что татар можно и нужно побеждать. Народ понял, что появился вождь, способный начать борьбу с Ордой.

nb675170

Куликовская битва решила судьбу России. Ведь в случае поражения, наша страна могла бы исчезнуть с карты Европы. В подтверждение приведем слова Мамая, раскрывающие цель его похода на Русь: "Аз тако же хочу сотворити, аки Батый!" А что сотворил Батый - мы знаем. От второго такого удара Русь уже не смогла бы оправиться. Победа на Куликовом поле хотя и не привела к ликвидации монголо-татарского ига, но по господству Золотой Орды был нанесен такой удар, что это ускорило ее распад, а затем освобождение Руси и других народов.

Но вот на что хотелось обратить внимание. Однажды на заседании общественного совета при обсуждении проекта памятника Дмитрию Донскому в Коломне разгорелся такой спор. Люди, далекие пока от Православия, стали утверждать, что это должен быть памятник только полководцу. А то, что князь святой - мол, частное дело Церкви и не нужно учитывать это при создании монумента. Православные участники обсуждения никак не могли согласиться с таким подходом.

Да, полководец, да, выдающийся стратег, выигравший небывалое в истории Руси сражение, да, герой, бесстрашно шедший во главе русской рати. Но полководец глубоко религиозный. Посмотрите, как он готовился к сражениям, как истово молился перед ними, как оплакивал и поминал павших своих братьев! Не только Отечество свое и народ защищал святой Димитрий. В ратном подвиге им руководила готовность сразиться за веру и пострадать за Христа.

Куликовская и Вожская битвы - это не только противостояние войск и оружия, это противостояние вер и мировоззрений. Именно так понимали и ощущали это наши русские предки, да и их враги тоже.

Вот что говорил Мамай перед вторжением на Русь: "Прииму землю Русскую, и разорю церкви христианские, и веру их на свою переложу, и велю кланятися своему Махметю; идеже церкви были, ту ропати (т.е. мечети) поставлю, а баскаки посажу по всем градом русским, а князи русьскыя избию".

Слышав же это, по рассказу летописца, князь Димитрий вздохнул из глубины сердца своего и рек: "О, Пресвятая Госпоже Дево Богородице! Моли Сына своего за мя грешнаго, да достоин буду главу и живот положити за Имя Сына Твоего и за Твое, иной помощницы не имам разве Тебе, Госпоже; да не порадуются враждующие ми без правды, не рекут поганые: где есть бог их, на него же уповаша?.. постави ми, Госпоже, столп крепости от лица вражия, возвеличи имя христианское над погаными агаряны и всегда посрами их".

Отправляясь с войском из Москвы против татар, Димитрий Иванович говорил князьям и воеводам: "Лепо есть нам, братие, положити главы своя за правоверную веру христианскую, да не прияти будут грады наши погаными, не запустеют святии Божии церкви, и не рассеяни будем по лицу всея земли, да не поведены будут жены наша и дети в полон, да не томимы будем погаными по вся дни, аще за нас умолит Сына своего Пресвятая Богородица". А те ему отвечали: "Господине русский царю! Рекли есьмя тебе живот свой положити, служа тебе; а ныне тебе ради кровь свою пролием и своею кровию второе крещение приимем".

"ДЕРЖАТЕЛЬ РУССКОЙ ЗЕМЛИ"

Историческая победа в Куликовской битве и роль в ней великого князя - очень важное основание для его канонизации. Но далеко не единственное.

В сознание потомков Димитрий вошел прежде всего как великий полководец. При этом его государственная деятельность собирателя русской земли ("держателя" - у летописца) как бы отошла на второй план. А между тем, не решив эту задачу, он не смог бы вывести на Куликово поле общерусское войско, оказавшееся способным разгромить орды Мамая.

С самого начала своего правления Димитрий Иванович объявил решительную войну не только отдельным, как теперь говорят "суверенным" удельным князьям - противникам единения, но и всей удельной системе. Презрев ханский ярлык на великое княжение, выданный Дмитрию Константиновичу, он прогнал его из Владимира и посадил своим присяжным в Суздале. Выслал князей Стародубского и Галицкого из их наследственных городов, обязал Константина Ростовского быть в полной зависимости от Москвы. Заключил в 1364 г. договор со своим двоюродным братом Владимиром Серпуховским, поставив его в подчиненное положение. В 1367 г. усмирил князя Нижегородского. В этом последовательном укреплении единодержавия великий князь опирался на поддержку святителя Алексия Московского и преподобного Сергия Радонежского.

Особенно тяжело далось подчинение Рязани и Твери. Михаил Александрович Тверской (не путать с его дедом, святым Михаилом Тверским, пострадавшим в Орде) объявил настоящую войну Димитрию, объединялся против Москвы то с Литвой, то с Ордой и столько зла принес нашей земле, столько крови пролил!

В последствии благодаря мудрой политике святого Димитрия и помощи его духовных наставников и тверичи, и рязанцы признали старшинство Москвы.

Если посмотреть эти договорные грамоты, то невольно приходят на ум аналогичные случаи сепаратизма в наши дни. История повторяется, но мы не всегда извлекаем из нее уроки.

И, наконец, бесценная заслуга Димитрия Донского - учреждение нового порядка престолонаследия, когда после смерти московского князя власть переходила к его старшему сыну, а не к самому старшему в роду князю, как было прежде. Сколько кровопролития и разрушительной удельной борьбы это предотвратило - и представить трудно!

После Куликовской битвы стало очевидно: народ поддержал политику Московского князя на централизацию власти и борьбу с удельным сепаратизмом. Кровь русских воинов, обильно пролитая на поле Куликовом, укрепила в сознании уроженцев всех земель и княжеств идею русского единства, способствовала формированию великорусской нации.

Всю свою жизнь Димитрий Донской провел с оружием в руках, отдал все свои силы, принес себя в жертву ради Отчества.

ВЕРНЫЙ СЫН ЦЕРКВИ

Великий князь явил нам личный пример благочестивой жизни в миру.

"Воспитан же был он в благочестии и славе, с наставлениями душеполезными, - говорится в замечательном литературном памятнике "Слове о житии и преставлении великого князя Димитрия Ивановича", - и с младенческих лет возлюбил Бога". Далее "Слово о житии:" дает такую характеристику Димитрию-отроку: "Еще юн был он годами, но духовным предавался делам, праздных бесед не вел и непристойных слов не любил, и злонравных людей избегал, а с добродетельными всегда беседовал, Божественное писание всегда со умилением слушал и о церквах Божиих имел большое попечение". И это неудивительно, ведь воспитателем и попечителем осиротевшего в 9 лет князя был святой митрополит Алексий. С самого начала жизни он был приобщен к среде русского подвижничества, пребывал в духовной атмосфере, созданной преподобным Сергием Радонежским и его учениками.

Всю жизнь князь стремился быть достойным имени своего небесного покровителя великомученика Димитрия Солунского, очень почитаемого на Руси. И это ему вполне удалось. Неслучайно и тропарь Донскому был составлен по подобию тропаря тезоименитого ему святого.

На все свои дела - ратные, политические и гражданские - великий князь всегда брал благословение Церкви.

В качестве основной личной черты Донского древний книжник выделяет необыкновенную любовь к Богу: "С Богом все творящий и за Него борющийся: Царским саном облеченный, жил он по-ангельски, постился и снова вставал на молитву и в такой благости всегда пребывал. Тленное тело имея, жил он жизнью безплотных:" Летописец отмечает, что святой Димитрий ежедневно посещал храм, строго постился, под княжескими одеждами носил власяницу, приобщался Святых Таин каждое воскресенье и заключает: "С чистейшей душой пред Богом хотел он предстать; поистине земной явился ангел и небесный человек".

Не так часто русские князья были учредителями новой церковной традиции. Димитрию Донскому мы обязаны появлением в церковном календаре двух особых дат: дня обретения мощей благоверного князя Александра Невского и Димитриевской родительской субботы. Последняя была установлена в память воинов, положивших души за други своя на поле Куликовом. Открытию же мощей послужило чудо. В ночь перед выступлением великого князя из Москвы против татар во владимирском Успенском соборе пономари увидели, как у гробницы святого Александра Невского вдруг сама собой зажглась свеча, а из алтаря вышли два старца (может быть, святые митрополиты Петр и Алексий) и, подойдя к раке, сказали: "Восстани Александре, ускори на помочь правнуку своему, великому князю Димитрию, одолеваему сущу от иноплеменников". И тотчас же, как живой, восстал из гроба преславный князь Александр, после чего все трое стали невидимы.

nb675172

Многие современники отмечали христианское великодушие князя, большую любовь к своему народу, благотворительность, милосердие к нуждающимся, доброе отношение к подчиненным. Деятельность его отличалась мудрой мерой и высокой моралью: он избегал обращаться к тем бесчестным и грубым приемам, которые были присущи его времени. Княжение Донского за редким исключением не знало случаев ухода от него служилых людей; на его духовном завещании стоит самое большое число боярских подписей.

В русскую историю великий князь вошел и как активный храмоздатель. Многие соборы и монастыри, основанные им, - памятники боевых подвигов нашего народа и высоты его духа.

Венцом земной жизни стала достойная христианская кончина князя. Почувствовав приближение смерти, Димитрий Иванович послал за святым Сергием. Преподобный, наблюдавший все течение жизни князя, не только был главным свидетелем при составлении духовного завещания, но и преподал ему все необходимые Таинства: исповедал, причастил и соборовал.

В день и час кончины святого преподобный Димитрий Прилуцкий, находившийся далеко от него, вдруг встал и сказал братии: "Мы, братия, строим земные, тленные дела, а благоверный великий князь Димитрий уже не печется о суетной жизни:".

Димитрий Иванович перешел в жизнь вечную в 39 лет. По словам современников, он был величав и красив; имел "замечательное дородство"; волосы на голове были черные, густые, глаза светлые, огненные:

ПОКРОВИТЕЛЬ ХРИСТИАНСКОГО БРАКА

Среди примеров личного благочестия святого Димитрия один нуждается в том, чтобы его выделить особо. Его брак с княжной Евдокией - образец святой христианской семьи на все времена.

Этот пример оказался особенно важен для Руси, где долгое время не было своего идеала христианской семьи и единственным образцом благочестия считалось монашество. (Первая русская святая чета - Петр и Феврония Муромские - были канонизированы только в середине XVI века).

Автор "Слова о житии:" особо подчеркивает, что Димитрий сохранил себя в чистоте до брака и в семейной жизни был верен супруге и целомудрен. Он находит удивительные слова для описания совместной жизни великокняжеской четы: "Еще и мудрый сказал, что любящего душа в теле любимого. И я не стыжусь говорить, что двое таких носят в двух телах единую душу и одна у обоих добродетельная жизнь, на будущую славу взирают, возводя очи к небу. Так же и Димитрий имел жену, и жили они в целомудрии. Как и железо в огне раскаляется и водой закаляется, чтобы было острым, так и они огнем Божественного Духа распалялись и слезами покаяния очищались".

Замечательно, что из 12 детей (8 сыновей и 4 дочери) восприемником у двух сыновей Димитрия был преподобный Сергий, у остальных наследников - другой русский святой - Димитрий Прилуцкий.

В последнее время супругу Димитрия Ивановича все чаще именуют монашеским именем Евфросиния. И хотя имеют право на употребление оба имени, мне думается, лучше называть ее Евдокиею, ибо иноческий постриг святая княгиня приняла менее чем за два месяца до своей блаженной кончины. (Александра Невского мы же не именуем Алексием, так нареченным в монашестве.)

А ведь родилась эта праведная семья у нас в Коломне. Ведь венчание состоялось в 1366 году в церкви Воскрения Словущего.

ПОЧИТАНИЕ

Особым знаком воли Господней стало почитание князя Димитрия как избранника Божия. По свидетельству многочисленных памятников древности, сначала в Москве, а потом повсеместно по России началось прославление князя. Уже вскоре после его кончины были написаны "Похвальное слово", текст которого вошел в состав русских летописей, и "Слово о житии и преставлении:". Последний памятник специалисты признают одним из самых вдохновенных и поэтичных в XIV-XV веках.

Автор "Слова о житии:" не сомневается в святости Димитрия Донского, он многократно обращается с молитвой к нему, как небесному предстателю пред Господом за весь народ и Отечество.

Вскоре после кончины стали появляться образцы иконографии великого князя.

Память о нем жива всегда и особенно усиливается в годы войн и опасностей.

Вспомним, что окончательно татаро-монгольское иго Русь сбросила при Иване III через столетие после Куликовской битвы. Тогда в наше Отечество вторгся хан Ахмат с великой ратью. Иван III был в сильном смятении. И убедили его действовать решительно и выйти навстречу врагу (стояние на Угре) иерархи Церкви. В знаменитом послании Ивану III архиепископ Ростовский Вассиан обратился к образу Димитрия Ивановича, вспомнив триумфальный 1380 год. О Димитрии владыка Вассиан рассказывает как о человеке, желавшем "не только до крови, но и до смерти" пострадать за веру, святые церкви и за врученное от Бога стадо христовых овец, как истинный пастырь и вождь своего народа, уподобясь прежде бывшим мученикам.

А в ХХ веке, в Великую Отечественную войну, имя Димитрия Донского наряду с именем Александра Невского призывалось в патриотических посланиях патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия, в обращении к народу И.В. Сталина. Именем князя была названа танковая колонна, созданная на средства верующих.

ПРОСЛАВЛЕНИЕ

Почему же 600 лет не был прославлен Димитрий Донской, ведь "Слово о житии:" было составлено сразу после его кончины и для многих современников святость защитника и собирателя Руси не вызывала сомнений?

На то есть ряд объективных и субъективных причин.

nb675173

После смерти Донского Русскую Церковь возглавил митрополит Киприан, с которым у них были очень сложные отношения. Ведь Киприан был прислан на Русь из Греции при живом митрополите Алексии - воспитателе и непререкаемом духовном авторитете для Димитрия. Поначалу этот грек (или серб) участвовал в интригах литовского князя Ольгерда против святого Алексия. В первой половине своего святительства Киприан плохо еще понимал ситуацию в стране и интересы нашего народа. И держался ближе к Твери, чем к Москве, которая получила благословение на собирание русских земель и от святителя Петра, и от святителя Алексия. Но вторая половина правления Киприана прошла совсем по-другому: он встал на сторону Москвы, воцарился мир в Церкви, много заботился о просвещении народа, совершилось прославление митрополита Петра.

У кого-то, может быть, вызывает смущение, что святой князь приблизил к себе и хотел поставить митрополитом коломенского священника Михаила (Митяя). Но, по мнению ряда историков, например, Е. Голубинского, "существующие в нашей церковной истории обыкновенные представления о Михаиле как о весьма недоброкачественном выскочке совершенно неосновательны. Напротив, это был человек замечательнейший, помышлявший было о коренном исправлении нашего духовенства, о чем, сколько знаем, помышляли из митрополитов только двое - Феодосий и Макарий. Михаила очернил перед потомством митрополит Киприан, у которого он восхитил было кафедру митрополии и которому, должно быть, усвояемо хулительное сказание о нем, читаемое в Никоновской летописи. После отказа (от кафедры - ред.) преподобного Сергия святой Алексий дал Михаилу свое благословение, как это известно документальным образом".

Как показали недавние исследования историков В.Н. Рудакова, М.А. Салминой в XV веке на Руси один из книжников негативно отнесся к тому, что в 1382 г. при нашествии Тохтамыша князь Димитрий оставил Москву и ушел в Переславль, а затем в Кострому. Но все остальные летописцы с пониманием отнеслись к этому факту и, наоборот, старались оправдать Димитрия, объясняя, что князь не смог собрать в Москве рать для отпора врагу. К тому же у собранных тогда Димитрием думу думати князей не было такого единства, как в 1380 году ("неединачество и неимоверство" было, по словам летописца).

Смею предположить, что проезжая в Переславль, князь никак не мог миновать преподобного Сергия, тем более, это по той же дороге. И на такой свой поступок имел благословение святого.

Учитывая историческую обстановку в России впервые вопрос о канонизации Димитрия мог быть поставлен при Иване Грозном на известных соборах 1547 и 1549 годов. Но нельзя забывать, что тогда очень широко было распространено в нашей Церкви обрядоверие. А Димитрий Донской с точки зрения обрядоверия нарушил "святую" традицию: не принял предлагавшийся ему пред смертью монашеский постриг. Он справедливо заметил, что не имел призвания к монашеству и добавил: не спасут человека ризы монашеские, если в миру он жил неправедно.

Необходимо также заметить, что есть множество примеров в истории Церкви, когда подвижники канонизировались спустя многие столетия: равноапостольный князь Владимир, преподобный Андрей Рублев - современник, кстати, Димитрия, преподобный Максим Грек, святитель Макарий Московский и многие другие.

Церковь прославляет святых и призывает их в молитвах тогда, когда их помощь особенно нужна народу Божию. В конце ХХ века, видимо, настало такое время. Распад нашей страны, постоянные приступы сепаратизма в разных ее частях заставляют вспомнить времена шестивековой давности.

Сегодня, как никогда мы нуждаемся в помощи святого Димитрия Донского. Чтобы укрепить страну нашу, чтобы отстоять ее целостность и единство, чтобы отразить все угрозы террористов и сепаратистов, чтобы умножить веру и благочестие нашего народа, чтобы укрепить семьи - защитить нас от вымирания телесного и смерти духовной.

И есть уже примеры востребованности заступничества святого Димитрия: по всей стране строятся храмы во имя его, создаются его иконы и памятники. В нашей Коломне с 1991 г. действует православное братство святого благоверного князя, цели которого - христианское просвещение, воспитание молодежи и благотворительность.

* * *

И все же мы в долгу перед святым князем: редко вспоминаем его в молитвах, нет пока акафиста святому (а молиться сугубо хотят и должны и воины, и супруги, и молодые люди, стремящиеся создать крепкую семью - малую Церковь), требуется новая редакция жития, нет в Коломне его престола, не увековечена пока здесь память его даже в монументе, хотя есть набережная Дмитрия Донского. У нас нет мощей святого князя, они под спудом в Архангельском соборе Кремля. Но в Оружейной палате хранится часть доспехов святого - панцирь и эту святыню можно было бы сделать доступной для поклонения.

И никто не мешает нам хранить молитвенную память о Димитрии в своем сердце, тем более, что есть у нас молитва, составленная его современником и ей хотелось бы завершить это слово: "Похваляет бо земля Римская Петра и Павла, а Асийская Иоанна Богослова, Индийская апостола Фому, а Ерусалимская брата Господня Иякова, и Андрея Первозванного все Поморие, царя Коньстянтина Гречьская земля, Володимера Киевская со окрестными грады; тебе же, великый князь Димитрей Иванович, вся Руськая земля:

Умоли убо, святе, о роде своем и за вся люди, сущия во области царства твоего, ту бо предстоиши, идеже духовных овец пастбища и вечное насыщение: Да с теми убо святыми нам лепо есть жити и с теми радости насладитися, благодатию и человеколюбием Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь"

Протоиерей Игорь Бычков 

www.pravmir.ru

ГРАЖДАНЕ НЕБА

Сто лет назад паломничество к пустынникам, подвизавшимся в горах Абхазии, совершил 33-летний автор этой книги Валентин Свенцицкий, духовный сын о. Анатолия Оптинского. А вскоре, в сентябре 1917 года, Валентин Свенцицкий принял св. сан и прошёл исповеднический путь до своей кончины в 1930-м... Фрагменты из книги мы предлагаем вашему вниманию.

Как я искал пустынников

На Новом Афоне есть специальное помещение для пустынников: длинная полутёмная комната, с нарами, покрытыми циновками вдоль стен. С гор в монастырь приходят пустынники к исповеди и причастию. Приносят на продажу свои изделия: ложечки, кресты и чётки. Запасаются сухарями и всем необходимым. Монастырь принимает пустынников, но не любит их. Монастырь видит в пустынниках косвенное осуждение себе. Это - "протестанты", люди, предпочитающие "самочинное спасание" монастырскому послушанию и дисциплине.

- Они ушли от нас - нечего и ходить к нам!

Была Страстная неделя. В монастырь пришло человек десять пустынников. Пустынники рисовались мне мрачными, замкнутыми, неприветливыми. Да кроме того, было жутко от мысли, что увидишь перед собой людей если не святых, то, во всяком случае, вступивших на путь святости. И первое, что поразило, - это их простота. Сразу исчезла тяжёлая неловкость. Почувствовалось, что и ты с ними можешь быть простым и искренним, как ни с кем.

Мне хотелось побывать в Аджарах - местность, около которой, главным образом, живут пустынники.

Я спросил:

- Нет ли кого-нибудь с Аджар?

- Я оттуда, - сказал молодой пустынник о.Сергий. - Вы хотите побывать у нас?

- Да. И не знаю, как это сделать.

- Хотите, я провожу вас? Заранее напишите в Драндский монастырь, я приду. А из монастыря пойдём вместе...

От Сухума до Аджар восемьдесят вёрст. Драндский монастырь несколько в стороне от этой дороги, в двадцати верстах от Сухума. Обстоятельства дали мне возможность перед отъездом в монастырь видеться с сухумским духовенством. Представители белого духовенства относились к ним гораздо симпатичнее, чем монахи.

- Мы знаем мало об их жизни, - сказали мне. - Иногда они приходят к нам в Сухум исповедоваться, впечатление производят очень хорошее. Но много бывает и неудачников: от монастыря отобьются - и в пустыне жить не могут. Так и бродяжничают из монастыря в горы, с гор в монастырь. Во всяком случае, пустынножительство заслуживает глубокого внимания...

Драндский монастырь стоит в полверсте от местечка Дранды. Дорога к нему не по шоссе, а просёлком. Мы въехали на ровный зелёный монастырский двор. Не успел я подъехать к гостинице, как ко мне подошёл монах - молодой, с удивительно яркими голубыми глазами.

- Вы такой-то из Москвы?

- Да.

- Я пустынник Иван с Брамбских гор. Меня просил о. Сергий встретить вас.

Через полчаса мы сидели с о. Иваном в монастырской гостинице...

- У иных душа лежит к безмолвию, тем и надлежит уходить в пустынь. - говорил мне о. Иван. - Особенно горы на душу хорошо действуют - возвышающе. Был в Драндском монастыре старец Иеремия. Пришёл к нему однажды наш пустынник за советом. Не знает, как быть с помыслами, всё кто-то внушает: уйди да уйди с горы. Тоска напала. Особенно тяжело ему было, что цветы садить нельзя (у нас цветами заниматься считают за пустое дело). Старец и сказал ему: "Если искушению поддашься, уйдёшь, потом и вовсе места не найдёшь себе. А если о цветах тоскуешь, так не сомневайся: сади их! Я и семян тебе разных дам. Живи по-прежнему..."

- А вы часто тоскуете, о. Иван?

- Бывает. Иной раз такая скорбь нападёт - кажется, бежал бы на край света; не видишь, что вперёд двигаешься. И страх тогда нападает. Ночи не спишь. Но за скорбью всегда бывает утешение. Помогает Господь... Вот увидите пустынников, посмотрите на нашу жизнь: живём ничего, слава Тебе, Господи. Только бы не гнали с гор.

- Да за что же вас гонят?

- А Господь знает за что! Теперь ещё ничего, слава Богу, а одно время очень гнали. Вреда мы лесу не делаем. Места там непроходимые, лес всё равно взять нельзя. Выберем себе какую-нибудь полянку, поставим келью, насадим картофель, больше нам ничего не надо. Рукоделием занимаемся: ложечки, крестики, чётки делаем, на Новом Афоне берут в лавку.

И, точно боясь, что я увижу в этом подвижничество, прибавил:

- Мы живём свободно: устав монастырский держим, конечно, но больше сама жизнь устав нам даёт. Иной раз и попостишься побольше, иной раз и подкрепишь силы...

Эти слова о. Ивана были очень характерны. В о. Сергии и в нём ярко чувствовались эта религиозная широта и "свободный дух". В самом тоне не было того "общего", что делает похожими между собой всех монахов без исключения. Ни опущенных глаз, ни заученных выражений, ни елейного голоса. Видно, что всё "внутри" и что "внешний" устав только для руководства...

Дорога до Аджар

Аджарское шоссе, или, как оно официально называется, Военно-Сухумская дорога, не похоже на шоссе Кавказского побережья. Оно очень узкое, местами не более двух аршин. Слева почти отвесная стена скал, справа такой же отвесный обрыв к Кодору. Когда идёшь пешком, ждёшь опасности; сверху может упасть размытый дождём камень. Шоссе полно самых трагических воспоминаний: упал с лошадью поселенец, разбился вдребезги... Задавила кого-то снежная глыба...

- А где же недавно был обвал?

- Вот сейчас будем проходить. Называется Богатская скала. Это самое опасное место. Скалы висят над головой и часто обрываются.

Опасное место можно пройти в 2-3 минуты, но невольно является потребность бежать, и дорога кажется мучительно медленной. Отец Иван, видимо, понимает моё состояние. Он идёт впереди очень скоро. Я едва поспеваю за ним. Но вот дорога делает поворот и мы выходим на безопасное место. Останавливаемся и смотрим назад. На солнце страшная стена камней блестит, как белые зубы, и, несмотря на красоту места, неприятно смотреть на неё.

На привалах о. Иван рассказывал что-нибудь:

- Самое тяжёлое - это мысль, что зря тратишь силы... Годы проходят, а ты не замечаешь в себе никакого духовного роста. И вот является вопрос: не начать ли жизнь сначала?.. Однажды с такими сомнениями пришёл наш пустынник к старцу Иеремии. Старец и говорит ему: "Видал ты когда-нибудь, как гуси летят?" "Видал", - говорит. "Знаешь ли, что летят они за тысячи вёрст?" - "Знаю". - "А зачем? Чтобы поддерживать своё племя. Так и вы, пустынники. Если и нет больших подвижников среди вас - живите! Вы хорошо делаете уже тем, что поддерживаете племя пустынников".

Отец Иван несколько раз дорогой вспоминал этот рассказ и всегда передавал его с особенным чувством: очевидно, часто он служил ему самому утешением в тяжкие минуты сомнений...

Валентин Свенцицкий
Продолжение следует:
www.diveevo.ru

nb675168

Преподобный Пахомий Великий

Православный Календарь с 26 Мая 2013 г. по 1 Июня 2013 г.

Воскресенье, 26 Мая 2013 года. Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном.

Перенесение мощей мч. Авраамия Болгарского (1230).Прав. Тавифы (I). Мц. Гликерии девы и с нею мч. Лаодикия, стража темничного (ок. 177). Прав. Гликерии девы, Новгородской (1522).Перенесение мощей прмч. Макария, архим. Каневского, игумена Пинского, Переяславского чудотворца (1688). Мч. Александра Римского (284-305). Свт. Павсикакия, еп. Синадского (606). Свв. Георгия исп. с супругою Ириною и чадами (IX). Прп. Евфимия Нового, осн. Иверского м-ря и его сподвижников Грузинских и Афонских: Иоанна, Георгия и Гавриила (Греч.). 

Понедельник, 27 Мая 2013 года. Седмица 4-я по Пасхе.

Мч. Исидора (251). Блж. Исидора, Христа ради юродивого, Ростовского чудотворца (1474). Прп. Никиты, затворника Печерского, еп. Новгородского (1109). Мч. Максима (ок. 250). Прп. Серапиона Синдонита (V). Свт. Леонтия, патриарха Иерусалимского (1175). Ярославской (Печерской) иконы Божией Матери (1823). Новомч. Иоанна Болгарского (1802) (Греч.). Новомч. Марка Критского, в Смирне (1643) (Греч.). Икон Божией Матери Ярославской, Теребинской и Серафимо-Понетаевской. 

Вторник, 28 Мая 2013 года.

Прп. Пахомия Великого(348). Свт. Исаии, еп. Ростовского, чудотворца (1090). Блгв. царевича Димитрия, Угличского и Московского (день убиения) (1591). Прп. Исаии Печерского (1115). Прп. Пахомия Нерехтского (1384). Прпп. Евфросина и ученика его Серапиона, Псковских (1481). Прп. Ахиллия, еп. Ларисийского (ок. 330). Прп. Пахомия, игумена и прп. Сильвана (Силуана), Нерехтских. Тупической иконы Божией Матери. 

Среда, 29 Мая 2013 года. Преполовение Пятидесятницы

Моздокской и Дубенской-Красногородской (XVII) икон Божией Матери (переходящее празднование в Преполовение Пятидесятницы). Прп. Феодора Освященного (368). Перенесение мощей прп. Ефрема Перекомского, Новгородского чудотворца (1545). Прпп. Кассиана (1537) и Лаврентия (1548) Комельских. Свт. Александра, еп. Иерусалимского (213-250).Мчч. Вита, Модеста и Крискентии (ок. 303). Блж. отроковицы Музы (V). Прпп. отцев, в Лавре св. Саввы избиенных (614). Свт. Георгия II, еп. Митиленского (IX).Свщмч. Авдиисуса, еп., и иже с ним 16-ти иереев, 9-ти диаконов, 6-ти монахов и 7-ми дев персидских мчч. Свт. Николая Мистика, патр. Константинопольского (Греч.). Новомч. Николая Мечевского (1617) (Греч.). 

Четверг, 30 Мая 2013 года.

Ап. от 70-ти Андроника и св. Иунии, помощницы его (I). Прп. Евфросинии, в миру Евдокии, вел. кн. Московской (1407). Мчч. Солохона, Памфамира и Памфалона воинов (284-305). Свт. Стефана, патриарха Константинопольского (893). 

Пятница, 31 Мая 2013 года.

Память святых отцев семи Вселенских Соборов. Мч. Феодота Анкирского и мцц. семи дев: Александры, Текусы, Клавдии, Фаины, Евфрасии, Матроны и Иулии (303). Мчч. Петра, Дионисия, Андрея, Павла, Христины, Ираклия, Павлина и Венедима. (249-251). Мчч. Симеона, Исаака и Вахтисия (IV). Мчч. Давида и Таричана (693) (Груз.). Мч. Евфрасия, Никейского (Греч.). Иконы Божией Матери Псково-Печерской. 

Суббота, 1 Июня 2013 года.

Сщмч. Патрикия, еп. Прусского, и дружины его: Акакия, Менандра и Полиена пресвитеров (II-III). Прп. Корнилия, чудотворца Комельского (1537). Блгв. вел кн. Димитрия Донского (1389). Прп. Корнилия, игумена Палеостровского, Олонецкого (ок. 1420). Блгв. кн. Иоанна Угличского, в иночестве Игнатия, Вологодского (1523). Прп. Сергия Шухтомского (1609). Мч. Калуфа Египтянина (284-303). Прп. Иоанна, еп. Готфского (VIII).